Меню
Бесплатно
Главная  /  Учимся ходить  /  Консультация для родителей «Воспитание трудолюбия у дошкольников. Консультация для родителей "воспитание трудолюбия у детей" консультация на тему Приучаем к труду с удовольствием

Консультация для родителей «Воспитание трудолюбия у дошкольников. Консультация для родителей "воспитание трудолюбия у детей" консультация на тему Приучаем к труду с удовольствием

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.КОНСУЛЬТАЦИЯ: «ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ И РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ЭТОМ»

Вряд ли найдется взрослый, который будет возражать против того, что ребенка нужно приобщать к труду. Вместе с тем, в каждой семье вопросы трудового воспитания решаются по-своему. Трудолюбие, как и любое другое свойство личности, не появляется само собой. В наши дни, пожалуй, чаще всего встретишь семью, в которой двое взрослых воспитывают одного/двух детей. В этих условий нет необходимости в детском труде. В то же время родители понимают: когда-то и малышу придется, трудится, и уже сейчас необходимо что- то делать для трудового воспитания. И это «что-то» порою проявляется в разговорах с ребенком о том, что трудится нужно, труд полезен. Труд влияет на всестороннее развитие ребенка. Конечная цель трудового воспитания - сформировать положительное отношение к труду, готовность выполнять любую, полезную обществу работу, трудиться добросовестно и творчески. Всестороннее воспитание детей предполагает их физическое, умственное, нравственное, эстетическое развитие. Формирование каждой из этих сторон невозможно вне труда. Любая трудовая деятельность требует физических усилий, упражняет различные группы мышц, усиливает обмен веществ, ребенок развивается физически. Во время труда дети действуют разнообразными предметами, материалами, узнают их свойства, качества, назначение, получают практически представления о величине, форме предметов, о времени и расстоянии, учатся видеть причинную зависимость идет их умственное развитие.

В труде возникает необходимость предвидеть последствия своих действий, проявлять настойчивость, чтобы добиться результата, а, следовательно, развивается умение управлять своим поведением. Все мы хотим видеть детей дисциплинированными, инициативными, самостоятельными, активными, отзывчивыми. Воспитанию этих качеств тоже помогает труд. Хорошо выполненная работа вызывает эстетические чувства, дети учатся видеть красоту в самых привычных будничных предметах, создавать с помощью взрослых прекрасное своими руками. И, конечно, следует помнить о том, что в дошкольном возрасте дети готовятся к трудовой деятельности в школе, получают необходимые навыки обращения с простыми инструментами, орудиями труда, приучают к самообслуживанию, становятся самостоятельными, относительно независимыми от взрослых. Участвовать в трудовой деятельности ребенок может только в том случае, если он достиг определенного уровня умственного и физического развития, умеет управлять своими движениями и действовать не беспорядочно, а по предложенному другими ли самостоятельно составленному плану.

Содержание трудового воспитания дошкольника включает формирование интереса и уважение к труду взрослых и участие в посильном труде. С малых лет дети слышат, что родители где-то работают: мама работает в магазине, папа спешит на работу. Малыш редко имеет возможность увидеть своих близких людей на производстве. Не имея определенных знаний о труде родителей, дети придумывают воображаемые действия. У ребенку может появится представление о том, что взрослые только для того и работают, чтобы обеспечить всем необходимым детей. Только от взрослых ребенок получает первые представления об общественной необходимости труда. В некоторых семьях взрослые охотно разговаривают с детьми о своем труде, отвечают на самые неожиданные вопросы - это вызывает у ребенка интерес, уважение и к родителям, которые создают интересные, полезные вещи, и к труду. Но довольно часто родители не придают значения этой стороне трудового воспитания, полагают, что ребенок все равно многое не понимает. В любом случае какое-то представление о труде близких у ребенка все же формируется.

Знания о труде родителей дети получают постепенно. Ребенку 3-4 лет достаточно назвать чем занимаются родители: папа делает столы, мама вытирает пыль, моет полы. Детям 4-5 лет можно рассказать о той пользе которую приносит труд родителей другим людям: мама готовит еду, чтобы накормить рабочих, папа следит, чтобы на заводе всегда горел свет. В 4-5 лет ребенку интересно узнать какие инструменты, машины помогают взрослым трудиться. Обратите внимание ребенка на то, что все люди вокруг трудятся. Знакомство с трудом взрослых вызывает у детей желание принять участие в общем труде. Они стараются помочь папе, маме. И хотя детская помощь незначительна, отказываясь от нее, взрослые допускают большую ошибку. Даже малое дело пробуждает у малыша добрые чувства. Приобщение к труду начинается с просьб - поручений. Ребенку 4-х лет поручайте то, что требует немедленного исполнения: подать папе молоток, принести бабушке нитки. Выполняя поручения, дети привыкают слышать и выполнять требования взрослого, проявляется опыт послушания. Ребенок растет, и поручения усложняются. Можно поручить протереть и сложить кубики, принести воду и полить растения. Но чтобы ребенок справился с вашими поручениями прежде надо показать, научить, как нужно действовать, объяснить, почему нужно делать так, а не по-другому. Уметь - это значит выполнять работу не только самостоятельно и точно, но и самому контролировать свои действия, применять усвоенные приемы всегда, когда нужно. Понятно, сразу всему научиться трудно.

Растет человек, растут и требования к нему. Поручения сменяются обязанностями, т. е. делами, которые требуется выполнять постоянно, без напоминания взрослых. Трудно, да пожалуй, не нужно перечислять все те обязанности, которые может выполнить дошкольник в семье. Разные семьи, разные бытовые условия, разные формы взаимоотношений детей и взрослых. Но в любых условиях полезно руководствоваться правилами: Все, что ребенок способен делать сам, он обязан выполнять самостоятельно. Пусть обязанностей будет немного, но ребенок должен чувствовать обязанность их выполнения. Пожалуй, это наиболее трудная часть трудового воспитания. Сложная, в первую очередь для взрослых. Нерегулярность требований - основная причина неудачных попыток родителей приобщать детей к труду. Предъявляя требования, не забудьте, что дети дошкольного возраста быстро утомляются, они могут трудиться всего 20-30 минут (дети 3-4 лет 10 минут).

С первых трудовых шагов учите ребенка следовать двум правилам:

  1. Начатое дело должно быть законченно
  2. Все, что делаешь, делай хорошо

Конечно, второе правило нуждается в дополнительном разъяснении: хорошо - это добросовестно, аккуратно, ловко, быстро, самостоятельно, дружно. Важно увидеть, что не получается, почему, и. в зависимости от причин неудач, неумелому - показать, забывчивому - напомнить, неуверенного - подбодрить, от ленивого - потребовать. Детям 5-ти лет уже можно объяснить, что все взрослые что-то делают для детей, а они в свою очередь должны заботиться о взрослых. Если ребенок старшего дошкольного возраста превращает труд в игру, напомните ему о цели труда, предложите ему закончить дело и после этого заняться игрой. Не упускайте случая подбодрить, поощрить ребенка, если он делает по своей инициативе, проявляет заботу, предупредительность. И, конечно, ни в коем случае не наказывайте детей трудом или уклонением от труда. Пусть ребенок чувствует радость от того что ему доверяют, что он принимает участие в общем труде. Тогда отстранения от выполнения обязанностей будет восприниматься как неприятность, как наказание. Старайтесь связывать привычные для ребенка виды труда с его будущими трудовыми делами: «Научишься вытирать ложки, покажу тебе, как их мыть. Научишься стирать кукольную одежду, разрешу постирать носочки, фартук».

Знакомство с трудом взрослых, постоянное личное участие в труде, помогают детям дошкольного возраста понять требования, которые к ним предъявляются.

  1. У взрослых и у детей есть дела, выполнение которых обязательно
  2. Любое дело старайся выполнить правильно и хорошо. Не умеешь, попроси показать, объяснить.
  3. Начатое дело не откладывай на потом. Помни пословицу: «Кончил дело, гуляй смело».
  4. Кончил трудиться - убери за собой.
  5. Если видишь, кто-то нуждается в помощи, не жди, когда попросят, предложи свою помощь сам.

Если ребенок 6-7 лет без напоминания взрослых выполняет эти правила, можно говорить о хорошем уровне его трудового воспитания.


Воспитание трудолюбия у ребенка.

Мы все хотим, чтобы наши дети выросли ответственными и трудолюбивыми. Трудолюбие это одно из условий успешной жизни. Воспитание трудолюбия у ребенка – это сложная и многоплановая задача. Ребенок, умеющий справляться с домашней работой, в дальнейшем будет более легко справляться и с различными жизненными трудностями. Привычка к труду делает ребенка ответственным, значимым, самостоятельным. А вот отсутствие желания и умения что-то делать по дому являются признаком инфантильности и эгоизма. Самым оптимальным возрастом для приучения ребенка к труду является период от 2,5 – 3 лет. В это время малыш активно осваивает окружающий мир. Ребенок этого возраста с огромным удовольствием подражает действиям взрослых. Поэтому ребенок стремится «помыть пол», «полить цветы», «вымыть посуду». Не стоит отказываться от помощи ребенка, даже если он на данном этапе мешает, а не помогает.
Как же приучать маленьких детей к самообслуживанию
(3-4 ГОДА)
Во- первых: нужно приучать ребёнка самостоятельно и аккуратно есть,хорошо пережёвывать пищу,есть только за столом,а не ходить с куском; во время еды держать ложку в правой руке,пользоваться салфеткой.Приучать перед едой мыть руки, пользоваться только своим полотенцем и вешать его на определённое место.
Во- вторых: приучать самостоятельно одеваться и раздеваться,аккуратно складывать одежду.С самого раннего возраста хорошо подводить детей к мысли о том,что скоро они смогут сами одеваться, т.е вызвать у них желание быть самостоятельным. Итак, уже с младшего дошкольного возраста можно приучать детей к посильному труду: к самообслуживанию, к уборке своих игрушек, к помощи в хозяйственной работе, к уходу за растениями и т.д.
Дошкольникам доступен легкий хозяйственно-бытовой труд. Участие в нем имеет огромное воспитательное значение. Именно с помощью такого труда устанавливаются у ребенка взаимоотношения с окружающими его людьми. Он осознает свои обязанности по отношению к ним, учится сотрудничеству и взаимопомощи, узнает цену забот о себе и приобретает умение практически заботиться о своих близких. Полезно приучать малыша ухаживать за растениями и животными. Это приближает к природе, способствует умственному развитию.
Лучше всего начинать приобщение ребёнка к труду с его же беспорядка (собирание игрушек после игры). Тогда малыш будет понимать, откуда возник беспорядок и почему именно он его должен убирать. Ведь если малыш будет убирать за собой, то он и сорить будет меньше стараться. Если ребёнок противится убирать, капризничает, то попробуйте убирать с ним вместе, однако не стоит к этому приучать. Можно схитрить: "Ладно, сегодня ты много играл и устал, поэтому я тебе помогу". А иначе ребёнок привыкнет и станет требовать Вашего присутствия каждый раз при уборке. Не нужно нагружать ребёнка большим количеством работы, пусть для начала делает что-то одно, но регулярно и хорошо. Нужно привить ребёнку, что у него есть обязанности убирать свою комнату каждый день. Можно сказать: "Папа и мама ходят на работу каждый день, не пропуская её. Ты же хочешь быть взрослым и самостоятельным. Значит, у тебя тоже будет работа “ убирать свою комнату".
Постепенно можно предлагать малышу новую работу, которая касается не только его самообслуживания, но и помощи другим членам семьи. Например, дедушка не ставит тапочки на полку, почему бы ребёнку не сделать эту работу. Работа не пыльная, зато будет красиво в прихожей. Надо объяснить ребёнку, что дедушка так спешит, не успевает, но ведь есть ты, а ты же ответственный, смелый, сильный, ты же можешь помочь убрать. Пусть малыш почувствует, что он может быть лучше дедушки, ответственнее. Он будет собой гордиться, и работа принесёт ему удовольствие.

Приучение ребенка к труду полезно не только родителям, оно необходимо для становления личности. Только труд помогает воспитать ребенка ответственным и успешным человеком. А тот, кто не работал с детства, с радостью сваливает всю ответственность за свои неудачи в жизни и всю работу сначала на родителей, а потом на жену или мужа.
Не забывайте, что впереди школа, где он многое должен будет делать сам!Дети склонны к подражанию, они питают безграничное доверие к взрослым. Будьте же для своего ребенка примером трудолюбия, подчеркивайте не утомительность труда, а его радость, необходимость, красоту.
Успехов вам.
Заголовок 315


Приложенные файлы

Трудолюбие – это важное качество, помогающее сформировать цельную личность. Трудовое воспитание в общем воспитании дошкольника играет немаловажную роль, ведь если ребенок не привык трудиться, его ждут серьезные трудности. Как правильно, ненавязчиво привить малышу основные трудовые навыки, которые помогут в дальнейшем сформировать стойкие привычки.

Первые трудовые навыки должны быть привиты малышу в семье. В первую очередь трудовое воспитание дошкольника должно проходить в игровой увлекательной форме. Родители ненавязчиво могут предложить уже трехлетнему малышу помочь сделать несложную работу, например, собрать вместе с мамой, папой, старшим братом или сестрой игрушки, протереть пыль. У детей постарше уже могут быть трудовые обязанности, например, повесить аккуратно свою одежду, убрать свое рабочее место после ручного труда, игрушки, покормить животных и т. д. За все достижения ребенка необходимо поощрять и хвалить. Трудовое воспитание должно проходить на позитивной волне.

От природы ленивых детей нет, в каждом можно воспитать трудолюбие. Какую работу мы выполняем с интересом? Знакомую нам и привлекательную. Значит надо научить ребенка, каким- то общим действиям облегчающими труд, делая его привлекательным и осмысленным. Ставить цель труда, выбирать наиболее рациональный способ достижения, оценивать результат своей деятельности – вот, прежде всего, чему надо научить в процессе воспитания трудолюбия.

Наши маленькие детишки - большие «почемучки» . Им все интересно знать. А как часто мы спрашиваем у них: «почему?» , «зачем?» , «для чего?» , ведь именно эти вопросы помогают ребенку осмыслить цель и дать объяснение действиям, вырабатывая привычку обдуманно действовать. Ваш ребенок разобрал игрушку? Спросите его, зачем он это сделал. Вероятнее всего, он ответит, что интересно было посмотреть, что внутри. Интерес и цель побудили к действиям. А вы поставьте другую задачу: «Сможешь ли ты ее собрать, чтобы она двигалась, как раньше?» Пусть он попробует. Конечно, сразу не получится, но ребенок испытает не только разрушительный азарт, но и созидательный.

А как же сделать труд привлекательным? И возможно ли воспитать трудолюбие? Основным способом для дошкольников является игра. Ведь мир познается в игре. Вы занялись уборкой - превратите эту деятельность, к примеру, в фирму «Уют» , где руководителем будет мама, а сотрудником сын или дочь. А на кухне Вы снова выполняете вместе работу, только теперь в качестве шеф-повара и поваренка. Привлекательность в том, что своим трудом ребенок помогает другим достигнуть цели. Впоследствии сознание необходимости, полезности своего труда будет побудительным стимулом к труду.

Дети чаще всего играют во взрослых, копируя то, что им приходится наблюдать. Они стараются подражать, тянутся к общению со старшими. И когда взрослые привлекают их к совместной игре – это окрыляет доверием.

Ваш ребенок никак не приучится убирать игрушки? Превратите уборку в игру. Машины заведем в гараж, куклы пойдут в детский сад, зверушки будут спать в зоопарке, карандаши, краски соберутся в мастерской. Наведение порядка в игровой форме воспринимается намного охотнее, чем постоянное «Убери» . Ведь это формирует привычку каждой вещи находить свое место и, следовательно, заинтересованное отношение к самообслуживанию. Это один из способов воспитания ребенка трудолюбивым, аккуратным, собранным, терпеливым.

В больших семьях, где несколько детей, трудовое участие особенно велико, ведь здесь можно ухаживать за младшим братом или сестрой, помочь маме и т. д. Даже сами дети могут рассказать, как у них это получается: «Мою братишке лицо и руки, даю ему кушать» ; «Я хожу с Лялей гулять» ; «Мы с младшим братом вместе играем, рисуем, гуляем» ; «Я одеваю сестренку и мы идем на прогулку» ; «Слежу за братиком, даю водички попить, помогаю купать» ; «Мы с сестренкой играем, я вожу ее в коляске, пою ей песни, рассказываю сказки» . Отсюда сразу видно, что ребенок чувствует себя взрослее по отношению к младшим и считает, что это его долг ухаживать за ними.

Большую роль в воспитании ребенка занимает чтение, а затем обсуждение рассказов о труде людей разных профессий, стихов, сказок, в которых высмеивается лень и воспевается трудолюбие, например, «Морозко» , «Гуси-лебеди» и т. д.

А самое главное, взрослые должны помнить, что они являются во всем примером своим детям. Дети вырастают трудолюбивыми только в тех семьях, где все привыкли трудиться. И закончить мне хотелось бы словами К. Д. Ушинского:

«Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет» .

Консультация для родителей

«Воспитываем трудолюбие у детей»

Ошибочно, на мой взгляд, мнение тех родителей, которые отводят трудовому воспитанию детей одно из последних мест в системе подготовки к школе. Они хотят видеть в своем малыше готового вундеркинда, умеющего манипулировать многозначными числами, либо творческого ребенка, играющего на музыкальном инструменте с малых лет. К сожалению, родители забывают о том, что только в процессе умения и желания трудиться, заниматься, упражняться, учиться, можно достигнуть высоких целей в развитии и продвижении ребенка как личности. Только воспитанные в ребенке трудом заинтересованность и любознательность, могут вырастить в нем Умницу или Умника.

Дети считают, что их родители знают и умеют все, поэтому в их руках направить действия малыша в нужное русло. Но не все родители знают, что в дошкольном возрасте ребенку посильны только четыре самостоятельные вида труда:

Самообслуживание (следить за своим внешним видом);

Бытовой труд (поддерживать порядок в своей комнате);

Труд в природе (уход за домашними животными и растениями);

Ручной труд (ремонт книг).

Советую познакомить детей с профессиями (начните с профессий мамы и папы), почитать литературу о труде взрослых. Велика роль и сюжетно-ролевых игр (в больницу, магазин, железную дорогу), дидактических игр (“Если нужно приготовить обед”).

Каких ошибок необходимо избегать родителям, приучая детей к труду?

1. Родители часто отстраняют детей от домашней работы, предпочитая все сделать самим. Объясняют они это тем, что ребенок работает медленно и не всегда хорошо справляется с полученным заданием.


2. В семье, где не налажен режим дня, снижаются и возможности трудового воспитания. Жизнь у ребенка протекает беспорядочно, он переутомляется, перевозбуждается, и ему уже не до выполнения трудовых поручений.

3. Труд должен быть в радость, а некоторые родители могут наказать и нашлепать ребенка, если он не хочет чего-то делать.

4. Надо учитывать, что ребенок не всегда готов выполнить трудовое задание, особенно если он занят какой-то интересной игрой. В таком случае может сложиться отрицательная реакция на предложение взрослого выполнить работу .

5. Некоторые родители не контролируют выполнение того или иного поручения, они не видят ни недостатков, ни успехов малыша. Это снижает воспитательное значение такого трудового поручения.

6. Часто родители устраняются от трудового воспитания своих детей, перекладывая это на детский сад. Они ошибаются. Педагогам трудно привить дошкольнику трудолюбие, если такая работа не ведется в семье.

Советы родителям о том, как дома приучать ребенка к труду:

1. Стремитесь привлекать малыша не только к личному самообслуживанию, но и к совместной работе со взрослыми по дому, которая идет на общую пользу всей семье.

2. Поощряйте самостоятельную и совместную деятельность детей.

3. Учитывайте здоровье ребенка, его самочувствие при выполнении трудового поручения.

Что же может делать ваш малыш дома?

Помыть посуду, вытереть ее, накрыть и убрать со стола;

Навести порядок на своем столе, протереть пыль;

Подмести пол в комнате, вместе со взрослым почистить ковры пылесосом;

Подмести дорожки на улице, очистить их от снега;

Включить стиральную машину в присутствии взрослого;

Помочь развешивать белье (мелкие вещи);

Гладить носовые платки;

Поливать растения;

Лепить пирожки, прокручивать через мясорубку вареное мясо, чистить ягоды, мыть фрукты (вместе со взрослым);

Помочь нести покупки из магазина;

Ухаживать за братьями и сестрами;

Заботиться о животных и растениях.

Необходимо помнить: для того, чтобы привить детям какую-то полезную привычку, в первую очередь, необходимо самим быть для них примером. А еще - полностью выполнять советы педагогов детского сада. Только вместе мы можем воспитать трудолюбивого человека.