Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие слуха и речи  /  Опять двойка! Ругать ли ребенка за плохие оценки? Поощрение и наказание. Что нужно знать родителям подростков Тема « Нужно ли наказывать ребенка за плохие оценки? »

Опять двойка! Ругать ли ребенка за плохие оценки? Поощрение и наказание. Что нужно знать родителям подростков Тема « Нужно ли наказывать ребенка за плохие оценки? »

В большинстве случаев, родители, узнав о плохой отметке, начинаются всеми способами выражать свое негативное отношение к ситуации. Недовольство может выражаться словами, жестами, непрекращающимся нотациями, а кое-кто даже хватается за ремень. Видя подобную родительскую реакцию, дети часто замыкаются в себе, перестает доверять родителям, начинают обманывать, чтобы избежать повторения неприятной ситуации. Взрослея, дети еще больше отдаляются от родителей, игнорируют их требования и высказывания.

Что делать в такой ситуации родителям? Несмотря на то, что ситуация с двойкой мало приятна, постарайтесь держать себя в руках, не обзывайте и не ругать ребенка, не говорить плохо о его умственных способностях и так далее. Подобную критику школьники воспринимают не как оценку их знаний, а как насмешку над их личностью.

Относиться с юмором или игнорировать факт получения неудовлетворительной оценки тоже не нужно, такая реакция родителей может спровоцировать ребенка забросить учебу вовсе. В случае необходимости можно помочь ребенку с выполнением домашних заданий, объяснить не понятый материал, а вот делать уроки за школьника не нужно, такая медвежья услуга в дальнейшем пользы не принесет.

Если ребенок не выучил уроки без уважительной причины, например, забыл или гулял на улице, заигрался с друзьями и проч., не нужно покрывать его перед педагогом. Ребенок должен сам нести ответственность за все свои поступки.

Как реагировать на плохую оценку? В первую очередь, возьмите себя в руки, сядьте рядом с ребенком и попытайтесь объяснить, что послужило причиной для получения неудовлетворительной отметки. Обязательно скажите, что вы тоже расстроены, что по возможности постарайтесь помочь. Плохая оценка - это не всегда результат отсутствия нужных знаний, иногда могут сказаться плохое самочувствие, конфликт в классе или с учителем, плохо понятый материал и т. д.

В связи с тем, что в последнее время на дом задаются большой объем уроков, а учитель дает необходимые минимум, то, вполне возможно, ребенок просто не понял материал. Постарайтесь разобраться в этой теме вместе со школьником, при необходимости позвоните учителю, если есть финансовая возможность, можно посещать репетитора.

Если плохая успеваемость связана с невозможностью выступать перед аудиторией, потренируйтесь вместе с ребенком рассказывать доклад и реферат вслух, в присутствии остальных членов семьи. Когда школьник осилит непонятный материал, попросите его подойти к учителю исправить плохую оценку. И, самое главное, будьте своему ребенку другом в любой ситуации, чтобы он знал, что в семье его поймут и поддержат.

Пубертат. Им всегда пугают родителей хороших мальчиков и девочек – а чтоб не расслаблялись. В понимании общества подростковый возраст – это период, когда ангелочки превращаются в злобных эгоистичных монстров, а у родителей на нервной почве сокращаются годы жизни.

Но мы же с вами взрослые люди. Сейчас включим свет в этой страшной темной комнате и увидим, почему дети ведут себя плохо, что они при этом чувствуют, как завоевать доверие подростка и какое наказание послужит исправлению.

Нужно ли наказывать подростков?

Светлана Месникович

Кандидат психологических наук, доцент Института психологии БГПУ

Используя неправильные наказания, родители рискуют подавить индивидуальность подростка, принизить в нем чувство собственного достоинства. Страх научит его приспосабливаться. Получается замкнутый круг: наказывая из лучших побуждений, в праведном гневе, но бездумно, вы сами подтолкнете сына или дочь к совершению новых, еще худших проступков.

Может, не рисковать и вообще не наказывать? Или найти баланс между наказанием и поощрением, научиться понимать, за что можно хвалить, а за что порицать, и как именно?

Исследование, проведенное в старших классах одной из школ Первомайского района Минска, подтвердило: наказания действительно необходимы. По поводу соотношения кнута и пряника как дети, так и взрослые в большинстве сошлись во мнении: 50:50. Но некоторые подростки считают, что поощрений должно быть больше, а в группе родителей прозвучало мнение, что превалировать должны наказания.

Учителя согласились в том, что соотношение зависит от , при этом поощрений должно быть больше.

Какие поступки достойны одобрения, а какие порицания?

(по мнению респондентов)

Респонденты За что нужно наказывать За что нужно поощрять
Ученики За плохое поведение (алкоголь, безнравственные поступки, оскорбление кого-либо) За успехи в учебе, нравственные поступки, отличное выполнение домашних обязанностей, за правильное поведение
Родители За невыполнение обязанностей, плохое поведение, плохую учебу За добрые дела и поступки, самостоятельность, хорошую учебу
Педагоги За отклоняющееся от нормы поведение (курение, алкоголь, грубость, безнравственные поступки) За нравственные поступки, стремление к знаниям, активность в достижении целей и формировании личностной позиции

За что советуют наказывать ученые-психологи:

  • в случае угрозы физическому (психологическому) благополучию самого подростка или других людей
  • при покушении на сохранность материальных, культурных и духовных ценностей
  • при нарушении социальных норм поведения

Светлана Месникович

Чтобы система наказаний и поощрений приносила пользу (в крайнем случае – не причиняла вреда), нельзя делать ее главной в воспитании подростка. Поощрения должны преобладать над наказаниями. И самое главное: ребенок должен чувствовать себя любимым. Всегда стремитесь понять растущего человека, выказывайте готовность поддержать его морально.

Несправедливое наказание – это…

Самыми несправедливыми участники исследования считают следующие наказания подростков.

Основные причины, по которым наказывают подростков

В семье не оговорены постоянные правила поведения

Некоторые родители и учителя уверены, что подростки должны сами понимать, как можно и как нельзя поступать в той или иной ситуации. В этом, конечно, есть доля правды, но читать мысли дети не умеют, да и не должны.

Заявления вроде «Это же элементарно» и «Подразумевалось, что нужно было сделать так-то» как минимум смешны. Это ДЛЯ ВАС элементарно и ВАМИ подразумевалось.

Лишь четко определив правила и границы взаимодействия, убедившись, что все друг друга поняли, вы будете иметь моральное право наказать ребенка за нарушение этих правил.

К примеру, вы собирались испечь пиццу по возвращению с работы, но оказалось, что ребенок съел сыр. Направьте свое негодование по поводу нарушенных планов на себя: откуда ему было знать, что сыр брать нельзя? Откуда ему было знать, что нужно вынести мусор? Что сегодня сдачу после покупки молока нужно вернуть родителям? ОГОВАРИВАЙТЕ заранее свои планы и намерения, вместе определите постоянные правила поведения, и конфликтов в семье будет меньше.

Подросток пытается испытать любовь родителей на прочность, проверить границы их власти

Делает он это, чувствуя себя уже взрослым, в силу своих возрастных особенностей. Взрослые в таких случаях начинают сомневаться, достаточно ли жесткие границы установлены, или, может, нужно быть помягче?

В любом случае дети подросткового возраста время от времени стараются преступить черту дозволенного, а если получится, то и снести ее совсем. Нарушать будет и суровые, и достаточно лояльные запреты. Как на это реагировать?

Светлана Месникович

Кандидат психологических наук, доцент Института психологии БГПУ.

Разумно будет сначала установить строгие правила, а со временем, когда убедитесь, что сыну (или дочери) можно доверять на данном этапе, постепенно давайте все больше привилегий, ослабляя контроль. Границы дозволенного для подростка зависят от того, насколько ему можно доверять.

Психологические проблемы взрослых – родителей и педагогов, их внутреннее состояние

К примеру, у вас выдался тяжелый день. Утром выписали штраф за нарушение ПДД, начальник заставил переделывать работу, придравшись к мелочам, без зонта попали под дождь, а в забытом дома телефоне вечером оказалось 37 сообщений о пропущенных звонках, в том числе от важного клиента… Ну, или просто настроение плохое.

И вот приходите такой весь на взводе, а дома отпрыск, допустим, музыку громко слушает. Или кровать не застлана. Или посуда не вымыта... Не важно, что он сделал или не сделал. Он поступал так всегда. Но сегодня эта последняя капля переполнила чашу вашего терпения, и несчастного тинейджера постигает суровая кара.

Знаете, что он чувствует? Что вы несправедливы. Дабы не озлобить ребенка и не увеличивать пропасть между вами, будьте последовательны: если раньше не наказывали за это, то и сейчас сдержитесь.

Еще одна частая причина плохого поведения – семейные неурядицы. Когда между родителями конфликты (а особенно, если семья на грани распада), то дети могут намеренно вести себя плохо, чтобы мать и отец отвлеклись от своих ссор и вместе стали решать проблему ребенка.

Или подростку мало уделяют внимания: родители вечно заняты работой, домашними делами, учителям тоже нет до него дела – лишь бы выполнял задания и не вертелся. Да он на голове готов стоять, чтобы с ним проводили больше времени, разговаривали по душам! Даже если эти разговоры будут носить негативный оттенок…

Светлана Месникович

Кандидат психологических наук, доцент Института психологии БГПУ.

Перечисленных ситуаций и подобных им можно избежать, если взрослые признают свои внутренние проблемы и будут стараться их решить, а также начнут стараться контролировать свое плохое настроение, не срываться на ребенке. Проанализируйте свои взаимоотношения с подростком – возможно, многое получится изменить к лучшему.

Наказание всегда должно быть соразмерно проступку, логическая связь должна четко прослеживаться.

Чем яснее видна логика между проступком и наказанием, тем ценнее этот опыт для юного нарушителя.

К примеру, школьник исписал шариковой ручкой парту. Логичное наказание: приказать отмыть парту дочиста. Нелогичное: заставить мыть все парты в классе, а также пол и двери.

Логично лишить ребенка компьютера на один день, если он, несмотря на запрет, просидел за ним допоздна. Нелогично – лишить его компьютера, телевизора и разговоров по телефону.

Взрослые должны понять, какие наказания приводят к желаемому результату, а какие, наоборот, усугубляют непослушание. Соразмерное с проступком санкции послужат уроком, не унижая достоинство подростка и не озлобляя его.

Как поощрить подростка и не оказать медвежью услугу

На вопрос анкеты, какое поощрение вы считаете лучшим, старшеклассники ответили так (в порядке убывания):

  • похвала
  • деньги
  • подарки
  • доверие
  • сладости

Родители и учителя указали:

  • признание заслуг
  • похвала
  • поддержка близких
  • достижение цели

Потребность в признании – одна из важных для человека в любом возрасте. Если эта потребность постоянно не удовлетворена, то падает самооценка, уверенность в себе и своем потенциале. Поэтому взрослым следует оценивать не только результат действий подростка, но и усилия, приложенные в процессе. Похвалите его за старания, и он будет больше вам доверять. Будете уважать, видеть в нем личность (даже если он не соответствует вашим ожиданиям), поддерживать в начинаниях – он будет расти с чувством собственного достоинства, не боясь ответственности и самостоятельности.

Формируйте в нем веру в успех, и он не побоится взяться за сложное дело.

Но: «Молодец, ты поступил именно так, как я и ожидала»; «Ты послушалась меня, и за это я разрешу тебе сегодня погулять дольше обычного» – подобные фразы свидетельствуют о манипуляциях ребенком, и это ущемляет его чувство собственного достоинства.

Поощрять нужно за конкретные действия, а не за качества характера или свойства.

При этом не дарите ненужных ребенку вещей, не покупайте путевки туда, куда он не хочет ехать. Формализм, как и публичная похвала, при которой ребенка выделяют на фоне остальных, отчего он чувствует себя неловко перед друзьями, станет медвежьей услугой.

Вдумайтесь также в истинный смысл фраз: «Ну вот, можешь ведь, если захочешь!», «Наконец ты выполнил задание отлично, а не так, как прошлый раз». В словах взрослых – истинное отношение к подростку, и он это тонко улавливает.

  • У ребенка не должно быть ощущения несправедливости. Вместе обсудите последствия его действий, объясните, за что он наказан. Дайте понять, что любите его несмотря ни на что.
  • Правила одинаковы для всех. Нельзя наказывать за то, чего не выполняете сами.
  • При любом наказании нельзя запрещать удовлетворять биологические потребности (не пускать в туалет, не давать еды).
  • Не припоминайте прежние грехи – здесь и сейчас речь идет о конкретном проступке. Не читайте моралей и не опускайтесь до оскорблений. Наказан – значит прощен. Форму наказания и его причину формулируйте четко, доступно, спокойно.
  • Как взыскание, так и поощрение не должны быть отложены в долгий ящик.
  • Помните: похвала из жалости оскорбительна, а наказание, когда ты и так потерпел неудачу, озлобляет.
  • Обсуждая конкретные факты в его (ее) поведении, не сравнивайте сына или дочь с другими.
  • Подписывайтесь на наш канал в Telegram, группы в

    Ваш ребенок самый сообразительный, умный, талантливый, одаренный? Из всего перечисленного адекватным является только утверждение, что это «ваш ребенок». Остальное – мечты, фантазии родителей, которые они почему-то принимают за данность, реальность, а любимое чадо обязан соответствовать ожиданиям любящих мам и пап. Так ли уж и любящих? И кого они любят? Этого ли реального ребенка, который вовсе не так и гениален? Или все-таки свои мечты и ожидания?

    Между прочим, ребенок тоже может уподобиться своим родителям и по их примеру сравнивать их с более успешными, эрудированными, креативными родителями других сверстников. Как себя почувствуют в таком случае амбициозные родители? Ну-ка попробуйте, станьте такими, какими являются родители какого-то другого ребенка, в доме которых ваш отпрыск любит бывать. Почему ваш ребенок не может сравнивать? Мамы и папы, не задумываясь, позволяют же себе такую вольность. А вернее – жестокость.

    Итак, получил опять «два»? Что делать? Как отреагировать?

    Сказать: «Ты совсем не учишься?» Или вообще не обращать внимания – вдруг у него из-за упреков чувство вины появится, из которого затем разовьется целый букет комплексов? А может быть все-таки сравнивать с успехами других ребят?

    Вообще не замечать двойки нельзя – получается, что вы воспринимаете такое отношение к учебе (то есть его работе) как норму, тем самым дезориентируете его в том, что такое хорошо и что такое плохо.

    Отругаете? Такое унижение воспримется им как плата за двойку, а потому он спокойно и дальше может ничего не делать.

    Добиваться от ребенка хороших оценок надо постепенно. За неделю двоечник никак не превратится в хорошиста. Будете ставить такую планку – может вообще отказаться ходить в школу.

    Успех в какой-то деятельности поможет начать более ответственно относиться к учебе. Любит рисовать? Пусть дополнительно учится в художественной школе. Никак не дождется зимы, чтобы встать на лыжи? Подберите лыжную секцию. Победы в какой-либо деле окрыляют, вдохновляют на новые подвиги, делают человека более ответственным во всем, а со временем это положительно отразится и на успеваемости.

    Старайтесь больше общаться с ребенком. Говорите с ним, говорите и говорите. Обо всем, не только б учебе.

    Нужно признаться себе, что страх перед не сложившимся из-за плохой учебы будущим вашего ребенка довел нервы уже до предела. Повышенная нервозность всегда мешает налаживать нормальные отношения, находить верное решение проблем. А потому нужно принять действительность такой, какая она есть: ребенок – двоечник. И что теперь? Жить дальше нельзя ни вам, ни ему? Жить можно и нужно!

    Пытайтесь примирить себя с тем, что ребенок не особо желает учиться и радовать своими достижениями мам и пап. Вспомните своих одноклассников. Наверняка, были отличники и почти отличники – исполнительные, предупредительные, всегда такие правильные. Для своего успокоения узнайте, как сложилась их судьба. А также успешны ли ваши одноклассники – троечники, у которых в голове вечно крутилось множество идей и они воплощали их в жизнь, а потому на учебу времени не хватало. Возможно, в результате именно слабые ученики оказались более успешными и счастливыми.

    Нужно спокойно поговорить с любимым чадом о школе. Почему он не успевает по предметам? Выслушайте его версию. Далее обсудите каждый предмет в отдельности. Не может же он не понимать, допустим, не только математику, но и литературу, историю.

    Причина все ж таки в непонимании предмета? Запустил материал? Помогите, найдите вместе курсы, где опытные педагоги помогут ему ликвидировать пробелы в знаниях.

    Говорит, что не хватает времени? Сядьте за стол, распишите каждый день недели по минутам. Вот увидите, выяснится, что еще и свободного времени часа по два ежедневно выкраивается.

    Так много задают, что после шести-семи уроков в школе ему просто не заставить себя взяться за выполнение домашних заданий? Поверьте, детям действительно тяжело. Особенно если они не трудоголики и не слишком амбициозны. Но поищите приемлемый выход. Количество уроков меньше не сделаешь, домашнее задание не сократишь. Значит, ищем другие варианты. Может быть, попробовать выполнять часть заданий, потом разрешить заняться любимыми делами (пусть это даже просто поваляться на диване), затем следующую порцию выполнить. Может быть ребенок настолько выматывается эмоционально и физически в школе, что ему после уроков требуется отдых, а потом уже можно взяться за подготовку по завтрашним предметам.

    Сами понимаете: если выяснились причины получения двоек, то появляется реальная возможность помочь выйти из замкнутого круга низких оценок, нервозности, неприятия, озлобленности.

    Может быть ребенок считает, что сила вашей любви к нему полностью зависит от успеваемости в школе. А потому он проверяет, что будет, если он начнет приносить плохие оценки. Если же он решит, что действительно его любят за успехи, то может нарочно перестать учиться – своеобразная месть вам за такое отношение к нему, вымещение боли за нелюбовь.

    Нужно различать, что ребенок может плохо учиться, потому что у него много дел, он постоянно находится в поиске, что-то экспериментирует, исследует. А может демонстративно, назло, причем еще и бравирует этим, например: «А я не буду готовиться к контрольной (а еще хуже — к экзамену и т.д.). И что вы сделаете? Не заставите меня все равно». И действительно не подготовится, будет бездельничать. Это уже очень сложная ситуация, в которой поможет разобраться только хороший психолог.

    Обсудите с ребенком важность и необходимость успешного освоения школьной программы. Замечайте любые положительные сдвиги в этом направлении. Получил за контрольную три с минусом, а до этого были две двойки? Молодец! Самостоятельно справился с заданием по математике, даже не списал? Отлично!

    Любите своего ребенка таким, какой он есть, уважайте его, цените успехи, поддерживайте позитивные начинания.

    Статья расскажет о методах наказания детей и о психологии наказаний.

    Воспитательный процесс не обходится без наказаний. Это один из методов воспитания, который помогает направить поведение малыша в правильное русло и указать на совершенные ошибки. Отсутствие наказаний приводит к неконтролируемости ребенка.

    И, если в младшем возрасте его поступки воспринимаются окружающими, как невинные шалости, то уже в более старшем возрасте могут возникнуть проблемы с социализацией. Все мы живем в обществе и, хочется родителям или нет, ребенок должен развиваться согласно общепринятым нормам. Однако, часто и родители переходят грань в воспитании.

    Наказания никак не совместимы с жестокостью. Также, наказания не имеют ничего общего с унижениями и несоблюдением человеческих прав. Ребенок — такой же человек, который имеет свои желания и жизненную позицию. Роль же родителей лишь направить малыша в нужном направлении и указать на ошибки.

    Причины нарушения поведения

    Первое, с чем должны разобраться родители — это причины нарушения поведения. Ведь, порой достаточно устранить причину скандала.

    • Желание завоевать родительское внимание. Бывает, что в семье, где оба родителя работают малыш недополучает их внимания. Единственный способ отвлечь родителей от дел — это плохое поведение. Только тогда родители начинают общаться с малышом, пусть и в форме наказаний. Если ребенок заметит такою тенденцию в поведении родителей, то вести себя плохо он будет довольно часто. Единственный выход из данной ситуации — это разобраться родителям со своим графиком, чаще проводить время со своим ребенком
    • Часто, ребенок дошкольного возраста ведет себя плохо не специально. Родители должны изучить и понять возрастные особенности, учитывать их при воспитании
    • Нервная перевозбудимость. Современные дети страдают гиперактивностью, им сложно сосредоточится и успокоится. Одна из причин — это нарушения нервной системы в следствии пользования искусственными игрушками. Под этим понятием подразумевается пользование телевизором, компьютером, планшетом и телефоном. В дошкольном возрасте крайне нежелателен контакт детей с этими устройствами
    • Наличие заболеваний. Плохое самочувствие и невозможность выразить это, часто становится причиной капризности и плохого поведения у детей


    За что можно наказывать ребенка?

    Как уже отмечалось выше, дети младшего возраста зачастую не специально нарушают дисциплину. В таком случае, родители должны войти в положение маленького ребенка и терпеливо научить его необходимым навыкам. Ситуации, в которых наказать малыша все же стоит:

    • За неуместную истерику. Часто, истерики детей застают взрослых врасплох. Ребенок уже понял, что закатив скандал в магазине или в парке, он легко получает желаемое. Если не прекратить такое поведение, то истериками малыш будет пользоваться все чаще
    • За нарушение запретов. В каждом возрасте существуют свои нормы поведения и правила. Они должны быть заранее оговорены с ребенком.
    • За намеренно плохое поведение. Иногда бывает, что дети в школьном возрасте начинают манипулировать взрослыми. В таком случае нужно объяснить и продемонстрировать ребенку, что воспитательный процесс — это ваша обязанность, а не развлечение
    • К наказаниям нужно подходить очень осторожно. Большой плюс, если родители научатся воспринимать поведение ребенка без эмоций. Тогда и воспитательный процесс будет проходить проще для всех членов семьи

    Как наказать ребенка за плохое поведение?

    В педагогике существует несколько методов наказания детей:

    • Воспитательная беседа с анализом совершенного поступка. Данный метод признают наиболее эффективным для наказания детей разных возрастов. Только типы бесед должны различаться. Например, неуместно говорить с подростком, как с дошкольником. В таком случае, разговор не принесет результата
    • Игнорирование малыша. Такой способ наказания отлично справляется с детскими истериками
    • Лишение развлечений, например просмотра телевизора или прогулок с друзьями
    • Лишение материальных благ (например, лишение карманных средств и подарков)
    • Физические наказания
    • Изоляция ребенка (например, поставить в угол)


    Как наказывать ребенка за плохие оценки

    Плохие оценки являются камнем преткновения между родителями и детьми. С одной стороны, они могут указывать на безалаберность ребенка. С другой же, могут указывать на развитие малыша в другом направлении. Родители должны относиться с пониманием к малышу и не требовать от него невозможного.

    • Разберитесь в причине появления плохих оценок. Возможно, это вовсе не вина вашего ребенка. Может, у него сложились непростые отношения с учителем
    • Выясните сильные стороны малыша. Бывает, что ребенок получает плохие оценки по математике. Однако, он лучший в классе по английскому языку и другим гуманитарным предметам. Обратите внимание на это при выборе будущей профессии
    • Если ребенок плохо учится по всем предметам, проведите с ним беседу. Наверняка есть факторы, которые мешают ему учится
    • Чрезмерно наказывать ребенка за плохие оценки нельзя, иначе вы полностью отобьете желание учиться
    • Комбинируйте наказания с поощрениями. Давайте стимулы ребенку для учебы (например, что он поедет летом на море, если закончит год без троек)


    Правила наказания детей

    Чтобы наказания были не бессмысленной жестокостью, они должны быть направлены именно на устранения ошибок поведения. Наказания ни в коем случае не должны касаться личности самого ребенка. При наказании, родители обязаны соблюдать некоторые правила:

    • Не наказывайте ребенка в состоянии агрессии. Это может лишь усугубить конфликт
    • Лучшее воспитание — это личный пример. Глупо наказывать ребенка за то, что вы сами делаете
    • Не переходите на личности
    • Не сравнивайте ребенка с другими, это занижает самооценку и настраивает ребенка против оппонента
    • Вся семья должна придерживаться одной линии воспитания. Недопустимо, чтобы мать разрешала то, что запрещает отец
    • Соблюдайте собственные обещания и правила
    • Перед тем, как наказать ребенка обсудите его поведения. Разберитесь, почему он поступил именно так
    • Каждое наказание должно заканчиваться примирением. Не следует растягивать наказание на слишком длительное время

    Воспитание ребенка без наказаний

    Полностью избежать наказаний невозможно. Тем или иным методом, все родители наказывают своих детей. А не наказывают только те, кто абсолютно безразлично относиться к жизни малыша. Однако, в силах каждой семьи свести наказания к минимуму.

    • Проявить терпение и понимание. Ребенок — такая же личность, как и вы. В каждом его поступке заложен смысл. Постарайтесь понять мотивы поведения малыша. Тогда, подход к небу будет найти значительно проще
    • Соблюдайте собственные правила. Например, есть правило не смотреть телевизор до полного завершения уроков и домашних дел. Естественно, ребенок будет снова и снова спрашивать разрешения, чтобы вы ему уступили. И уступив однажды, можете забыть об этом правиле
    • Воспитательный процесс должен быть основан на личном примере. Например, сложно привить у ребенка любовь к чтению, если он не видит родителей с книгой в руках
    • Не давите на ребенка. Вместе составляйте правила поведения
    • Воспринимайте ребенка, как личность. Даже в маленьком возрасте ребенок имеет особенности характера и темперамента. Особенно это нужно учитывать при воспитании подростков. Не относитесь к ребенку, как к малышу
    • Поощряйте ребенка за хорошее поведение и соблюдение правил. Однако, всему должна быть мера. Ребенок не должен вести себя хорошо только ради поощрения
    • Разделяйте интересы малыша, проводите чаще время вместе. Если ребенок будет видеть, что нужен вам, он сам захочет идти на контакт


    Физические наказания

    Психология физического наказания

    Педагогами всех стран уже доказана неэффективность физических наказаний. Более того, они пагубно влияют на развитие личности и жизненных навыков.

    • Физические наказания родители зачастую применяют для самоутверждения. Плохое настроение, нежелание уделять ребенку внимания — основные причины физических наказаний
    • Ребенок не усваивает новых навыков благодаря таким наказаниям
    • Физические наказания приводят к страхам ребенка, неуверенности себе. Малыш перестает доверять родителям
    • Такие наказания несут после себя «месть» ребенка. При физической боли ребенок не может ответить тем же, потому он мстит другими способами
    • Физические наказания крайне негативно влияют на семейные отношения
    • Наказания физического плана приводят к проблемам ребенка в отношениях со сверстниками. Малыш может стать запуганным, не уметь постоять за себя. Другой вариант — жестокость ребенка по отношению к сверстникам, младшим детям и животным

    Как избегать применения физического наказания?

    • Родители и остальные члены семьи должны четко осознать недопустимость такого рода наказаний
    • Чтобы не прибегать к физическому наказанию, родители должны освоить другие методы наказаний
    • Бывает, что родители обосновывают физическое воздействие на ребенка невозможностью «достучаться» до него. Однако, это лишь показатель нетерпеливости самих родителей
    • Чтобы найти к ребенку подход, нужно понять его мотивы и цели. Только после этого можно наладить отношения с малышом


    Самое главное — это любовь к детям и проявления своего внимания. Тогда, в каждой семье будут здоровые и гармоничные взаимоотношения.

    Видео: Как правильно наказывать ребенка?

    Склонив голову, жутко расстроенный ученик, не торопясь, шагает из школы домой.
    Портфель с тяжелой «двойкой», жирно выведенной в дневнике, еле волочется за хозяином. Мысли о том, что дома попадет, разными картинками пестрят в голове. Как это страшно для ребенка! «Ладно, на прошлой неделе не сдержался, поведение подкачало – соседу по голове книгой дал, «двойку» заслуженно получил, – размышляет школьник. – А сегодня, – вел себя примерно, и руку поднимал, подумаешь, примеры неправильно решил. А ведь так хотелось порадовать родителей…»
    Сколько детских слез пролито из-за плохих отметок. Что делать, если сын или дочка принесли в дневнике «двойку»? Как на это реагировать родителям: ругать, наказывать, лишать чего-то или выяснить, в чем причина? Об этом поговорим с психологом Натальей Леонидовной ПАРШИНОЙ, директором Центра психолого-медико-социального сопровождения «Зюзино».

    Оценки или отметки?
    Начнем с того, что оценка и отметка – понятия разные. Оценка – это мнение, суждение, высказывание о качествах чего-нибудь. Отметка же – установленное условное обозначение степени знаний и результатов деятельности ученика, выставляемая преподавателем.
    Результаты усилий ребенка всегда следует замечать и отмечать, позитивно подкрепляя их. Это делать необходимо, чтобы дети приобретали уверенность в своих силах, в себе, понимая: то, что не получается сегодня, получится завтра. Право ошибаться, умение брать ответственность за свои поступки нужны по жизни. Они помогут ребенку в будущем достигать желаемых целей. К тому же, если мы не научим ребенка оценивать свои поступки, тогда он просто не узнает, что такое хорошо, а что – плохо, что в какой степени допустимо и что – нет.
    Грузинский педагог, психолог Ш.А. Амонашвили предложил альтернативный существующему в традиционной школе подход к оцениванию. Он советовал отмечать у школьника то, что получается лучше всего. Таким образом, показывая пробелы и то, к чему должен стремиться ученик. «Так и надо, как получилась эта буква» и эту букву обводят, ставят в пример.
    Современные школы, как правило, подчеркивают то, что не получилось у ребенка, и снижают за это оценки.

    Очень важно!
    Родители должны доверять учителям, прислушиваться к их советам и со спокойствием принимать проблемы своих детей.

    За знаниями?
    Чтобы ребенок ходил в школу не за отметками – не следует делать трагедии из «двойки», не надо и слишком радоваться «пятеркам». Ваш ребенок ходит в школу не за баллами, а за знаниями. Это и есть главная цель обучения. Отметки – не плата за работу, они только указывают на то, какой период пройден гладко, а где необходимо еще поработать. Некоторые родители чрезмерно увлекаются школьными отметками, у детей появляется «отметочная психология», девизом которой становится лозунг: «Пятерка» – любой ценой!». Дети начинают списывать, зубрить, подгонять ответ и очень огорчаются, когда получают «двойки» и «тройки».
    «Два» и «три», как же себя вести?
    Отнеситесь к этому спокойно, разберитесь, в чем дело. Может быть, ребенок что-то забыл сделать или доделать. Надо спросить: «Ты не смог выполнить задание, потому что не знал, как? Или отвлекался? Будешь теперь внимательнее следить за тем, что говорит учитель, правда?» Целиком полагаться на сознательность ребенка не стоит. Последите несколько дней, как у него идут дела, все ли уроки сделаны. Не исключено, что ребенок плохо усвоил материал. Тогда стоит самостоятельно позаниматься с ним, но делать это надо с осторожностью. Не все родители оказываются хорошими педагогами. Когда сын или дочь запутались в предмете, родитель, который нервничает, только ухудшает положение. Если «двойка» поставлена за неряшливость в тетради, родителям достаточно выразить свои огорчения и надежду, что ребенок будет стараться писать аккуратнее. Кстати, обилие помарок в тетради может свидетельствовать об определенных учебных трудностях ребенка, разобраться в которых поможет специалист – психолог или логопед. Специалисты помогут найти более короткий и безболезненный путь преодоления обидных помарок. Если вы будете заставлять ребенка десять раз переписывать текст, это может разрушить интерес к учебе (особенно у маленьких школьников). Будьте осторожны!

    Будь уверенной совой!
    Бывает, что ребенок получает низкие оценки за устные ответы, хотя знает заданный материал. Ответить ему мешает волнение, которое возникает каждый раз, когда его вызывают к доске. Такого ребенка не следует ругать за плохие отметки, его необходимо ободрить. А при домашней подготовке устных ответов можно «потренировать» ребенка, например, поиграв в театр. Ему стоит попробовать представить, что отвечает он не дома, а у доски, и говорит голосом не растерянного кролика, а уверенной совы из всеми любимой сказки о Винни-пухе. Соответственно и постарается почувствовать себя спокойно и уверенно.
    Обсуждение учителя под запретом
    Бывает, что дети высказывают обиду в адрес учителя. Родители, естественно, всегда стараются принять сторону ребенка, защитить его. Но главное, что всегда надо помнить взрослым, учитель не должен обсуждаться в присутствии ребенка. Ребенок может воспользоваться вашим мнением и начнет хитрить, не выполнять требования. Сомнения в действиях учителя помогут найти быстрое оправдание нерадивым и не очень прилежным ученикам своему собственному безответственному отношению к учебе. А доверие и взаимопонимание между родителями и учителем поспособствуют присвоению ответственности за собственные поступки.
    Главное умение, которое должно быть сформировано у школьника в начальной школе – умение учиться. Оно предусматривает и прилежание, и аккуратность, и усидчивость, и умение нести ответственность за свои поступки. Кроме этого, школьник должен овладеть определенными учебными навыками, найти способы, с помощью которых он сможет быстрее запоминать, усваивать необходимый материал, концентрировать свое внимание в нужное время, выделять главное в прочитанном и многое другое.

    Совет психолога:
    Как помогать ребенку:
    * На первых порах выполняйте домашнее задание вместе с ребенком, если он не справляется сам. Это для него очень важно. Но никогда не предлагайте своей помощи больше, чем это нужно ребенку.
    * Напоминайте об уроках без криков и угроз. Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через час-два после возвращения из школы. Ребенок должен отдохнуть от занятий. Отрегулируйте режим дня ребенка. Приучите его самостоятельно следить за временем.
    * Оборудуйте рабочее место ребенка, поставьте удобный стол, повесьте лампу (источник света должен находиться слева или спереди, если ребенок правша, чтобы тень не падала на тетрадь), расписание уроков, интересные стихи и пожелания школьнику перед началом выполнения уроков.
    * Приучайте ребенка к порядку – учебные принадлежности должны всегда находиться на своем рабочем месте, а не валяться на кухонном столе или на телевизоре.
    * Родители требуют, чтобы ребенок сделал сразу все уроки. Но необходимо помнить, что школьнику через 30–40 минут необходимо сделать 5–10-минутный перерыв. Лучше при этом, если ребенок займется физическими упражнениями.
    * Если ребенок посещает группу продленного дня, он все задания выполняет в школе. Поэтому дома он должен отдохнуть, развлечься, что-то сделать вместе с родителями.
    * Если ребенок что-то делает не так, не спешите его ругать. То, что вам кажется простым и понятным, для него пока кажется трудным.
    * Учите вашего ребенка не отвлекаться во время выполнения уроков. Если ребенок отвлекается, спокойно напоминайте ему о времени, отведенном на выполнение уроков.
    * Старайтесь как можно раньше приучить ребенка делать уроки самостоятельно и обращаться к вам только в случае необходимости.
    * Научите ребенка выполнять любое дело, в том числе и домашние задания, с удовольствием, без злобы и раздражения. Это сохранит и ваше здоровье.
    * Радуйтесь успехам вашего школьника, и мудро поучайте в случаях неудач.
    * Сделайте так, чтобы у ребенка не было сомнений в том, что вы его любите не зависимо ни от успехов, ни от неудач. Будьте ему другом и союзником.

    Хвалить или наказывать?!
    Вольно или невольно родители стремятся в ходе воспитания передать ребенку свою систему ценностей, научить сына или дочь пониманию того, что такое хорошо, а что такое плохо. Одно из самых доступных родительских средств на этом пути – наказание. Часто наказание применяется в качестве «регулятора успеваемости». Здесь родителям следует проявить осмотрительность. Плохие отметки не всегда свидетельствуют о нежелании ребенка учиться хорошо. Прежде всего, родители должны разобраться: ребенок плохо учится потому что не хочет или потому что не может. Если ребенок учится плохо, потому что не успевает, например, за темпом класса, ему нужна дополнительная помощь. Понять истинные причины школьных трудностей, если помощи внутри школы не достаточно, помогут специалисты центров для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
    Бывает и по-другому: ребенок может учиться хорошо, но почему-то не получается. При таком положении дел также важно понять, почему это происходит. Причины могут быть разные. Наиболее часто встречающиеся – недостаточный самоконтроль маленького школьника. В этом случае скорей осознать последствия не очень прилежного поведения поможет отказ от поощрений, например, запрет на просмотр мультфильма. Ребенок только приступил к учебе в школе, и не следует ждать от него безупречного прилежания, – не все дети к этому способны, особенно, если до школы мама постоянно подсказывала, как и что делать. Обучение в школе требует от ребенка определенного уровня самостоятельности. Ребенок постепенно учится контролировать свои поступки и нести ответственность за их последствия.

    Если проблемы плохого поведения, стойкой неуспеваемости не получается решить с помощью специалистов школы, обратитесь за помощью в ближайший центр для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Кстати, в Москве таких центров более 50. Не нужно бояться и стесняться обращаться за помощью к специалистам!

    Мир ли в доме?
    «Двойки» могут свидетельствовать о психологическом неблагополучии школьника. Например, он может страдать от ревности к младшему члену семьи. При таком положении дел двойки «помогут» школьнику переключить внимание родителей от младшего брата или сестры на себя. Такое бессознательное поведение поможет вернуть уверенность в том, что с рождением малыша старшего ребенка меньше любить не стали.
    Эмоциональное состояние ребенка может влиять на успеваемость. Во время уроков, охваченный переживаниями по поводу болезни близких людей или предстоящим отъездом родителей школьник может отвлекаться и не слушать объяснения учителя. У особенно чувствительных детей может меняться почерк, буквы начинают «плясать», становятся различной величины, строчка вдруг заканчивается за полями… В этом случае ребенку нужны поддержка, внимание.

    Домашнее задание
    Не все дети имеют свою отдельную комнату. Но собственное рабочее место им необходимо. На первых порах первокласснику нужна помощь для уточнения распорядка дня, определения последовательности приготовления уроков. Кроме того, на первых порах дети часто делают ошибки и помарки, быстро утомляются, не могут сосредоточиться. Им необходимо помочь в соблюдении режима дня, в чередовании этапа подготовки уроков и отдыха. Родители должны подбадривать ребенка, объяснять, если что-либо ему непонятно, но не выполнять за ребенка работу. Нужно, конечно, требовать, чтобы домашнее задание выполнялось чисто и аккуратно, но заставлять переписывать работу несколько раз не стоит. Добившись даже небольших успехов, можно закрепить их на следующий день. Рывки никогда не приносят успеха.
    Постепенно ребенку будет требоваться меньше времени для организации занятий. Позже прямое участие в занятиях вы замените своим присутствием, то есть будете контролировать качество выполнения заданий. Но главное – продолжать интересоваться жизнью школьника, уметь радоваться его успехам, помогать при трудностях.

    Хвалить за «пятерки»?
    Хвалить, конечно, надо, но не за отметки, а за интерес к учебе и к миру. И не столько хвалить, сколько поддерживать интерес школьника к освоению окружающего мира. На самом деле этот интерес – дело вполне естественное для всех детей, начиная с первых дней жизни, каждый родитель это знает.

    Прислушивайтесь
    к детям, а вдруг
    это правда?!
    Мама, папа, не кричите,
    Двойку снова я несу,
    Озверел опять учитель,
    Я сейчас все объясню.
    Я таблицу умноженья
    Ему с места отвечал.
    Проявлял он раздраженье,
    Без причины нервничал.
    Мой сосед по парте – Вася,
    Заслонив рукою свет,
    С калькулятором игрался,
    Проверяя мой ответ.
    Вдруг, как звери в зоосаде,
    Наш учитель заорал,
    Друга Васю он ограбил,
    Калькулятор отобрал.
    От учительского крика
    Я сейчас же все забыл,
    А учитель этот мигом
    Двойку мне в дневник влепил.