Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие слуха и речи  /  Конспекты подгрупповых логопедических занятий в школе. Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей логопедической группе «Белочка» «Мебель

Конспекты подгрупповых логопедических занятий в школе. Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей логопедической группе «Белочка» «Мебель

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста по формированию фонематических функций

Давидюк О.Н. Учитель-логопед МКДОУ детский сад «Берёзка» п. Лиственничный
Тема: "В гости к Лунтику"
Цель занятия : Совершенствование фонематического слуха и восприятия
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
Закрепить представления о правильной артикуляции звука [Л].
Закрепить понятие звонкий согласный звук.
Совершенствовать умение характеризовать звук по артикуляционным и акустическим признакам.
Активизировать словарь по теме «Насекомые».
Совершенствовать умение определять количество слогов в слове.
Формировать представления о глаголах совершенного и несовершенного вида путем сравнения (читает – прочитал).
Коррекционно - развивающие:
Совершенствовать фонематический слух: узнавать звук в ряду звуков, на фоне слогов и слов
Совершенствовать движения мелкой и общей моторики, сопровождая движения речью.
Совершенствование внимания и памяти.
Коррекционно - воспитательные:
1. Воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности; чувство ответственности.
Интеграция образовательных областей:
«Коммуникация».
«Здоровье».
«Физическая культура».
«Познание».
Методы и приемы: Наглядный, Практический, Игровой
Оборудование: 2 деревянных ложки; картинный материал: цветы: гладиолус, фиалка, ландыш, колокольчик, одуванчик, ромашка; предметные картинки: стул, слон, лук, клубника, фиалка, яблоко, лампа, белка, лошадь; 3 корзинки разного размера, клубнички с кармашками.
Презентация: PowerPoin
Ход занятия:
1. Организационный момент
Встанем дружно мы в кружок,
За руки возьмемся,
А теперь мои друзья,
Друг другу улыбнемся.
(Дети «дарят» друг другу улыбки).
2. Сообщение темы
Учитель- логопед: Ветерок весенний дует, вертит,
В форточку влетел конвертик!
Ну-ка Даша, посмотри,
Что там прячется внутри?
(Ребенок открывает конвертик).
Учитель- логопед: О, да здесь письмо!
Я родился на луне,
Оказался на земле.
Здесь завел себе друзей,
Чтобы было веселей.
Про меня есть мультик,
А зовусь я….. (ответы детей)
Учитель- логопед: Ребята, послушайте, что Лунтик нам пишет: «Дорогие дети, жду я с Вами встречи. Я Вас приглашаю на свою поляну! До скорой встречи».
- Вы хотите отправиться в гости к Лунтику? (ответы детей) .
- Замечательно. Значит, сегодня мы с вами побываем в гостях у Лунтика и поиграем со звуком, с которого начинается его имя.
- Кто же скажет, какой первый звук в слове Лунтик? (ответы детей).
3. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам
Учитель- логопед: А сейчас возьмите зеркала и мы с вами посмотрим и расскажем, как нужно правильно произносить звук Л.
- Что стало с губками? Зубками? Язычком? (ответы детей: губки улыбаются, зубки сближены, язычок поднимается за верхние зубки к бугорочкам) .
- Ребята, а как вы думаете звук Л гласный или согласный?(ответы детей: согласный)
- Почему?(ответы детей: звук Л согласный, потому что при произношении звука в ротике образуется преграда) .
- А если мы поставим руку к горлышку и произнесем звук, что мы еще сможем про него сказать? Какой это звук? (ответы детей: звонкий). Молодцы!
4. Развитие мелкой моторики
Учитель- логопед : Путь нам предстоит не близкий, и поэтому я предлагаю вам взять с собой что-нибудь вкусненькое. Вы любите торты. Тогда мы с вами сейчас их быстренько приготовим. (пальчиковая гимнастика)
Тесто ручками помнем,
Вкусный тортик испечем,
Серединку смажем джемом,
А верхушку сладким кремом,
И кокосовою крошкой мы украсим торт немножко.
5. Фонетическое упражнение
Учитель- логопед: Ну что, я вижу, к путешествию все готовы. Пора произносить волшебные слова:
Лет- лет – лет – появись самолет!

Самолет летит, самолет гудит: л – л – л – л – л…..
Мы летим высоко,
Мы летим низко,
Мы летим далеко, (тихо)
Мы летим близко. (громко)
(Дети вместе с учителем-логопедом произносят текст)
6. Выделение звука из ряда звуков, слогов, слов:
Учитель- логопед: А пока мы летим, предлагаю вам поиграть с ложками: я буду произносить звуки, вы внимательно слушать, как только услышите звук л, ложки передаете соседу, если не слышите ударяете в ложки.
Учитель- логопед: л, г, м, л, н, л, з, в, л, м, н, л; му, лу, ……; кошка, стол, пила, башня, ягода, клубника, бабочка, жук, ложки, вишня, ландыш.(дети выполняют задание)
Учитель- логопед: Ребята, самолет - то наш уже приземлился. А вот и полянка, на которой живет Лунтик и его друзья. (на экране слайд с изображением поляны)

Учитель- логопед: Кто у Лунтика друзья?(ответы детей: Кузя, Мила, Пчелёнок…) .
- Как их можно назвать одним словом? (Ответы детей: насекомые) .
- Ну что, идем искать Лунтика. Посмотрите-ка, бабочки, пойдем за ними. (на экране появляется анимация «бабочки»)
Мы за бабочкой пойдем
Скоро Лунтика найдем,
Выше ноги поднимай,
И уверенно шагай.
Учитель- логопед: Ребята, вы знаете кто это?(на экране слайд с изображением Милы)



- Бабочки мне сказали, что Мила ищет цветы, в названии, которых есть звук Л. Поможем ей?.. А Мила нам подскажет, где Лунтика найти.
(дети выполняют задание, выбирая цветы со звуком Л. После выполнения задания проверяем на слайде: после щелчка мыши появляются цветы. После второго - бабочки)
Учитель- логопед: Посмотрите- ка, Мила позвала бабочек, они нам покажут дорогу.
Отправляемся вперед,
На полянке Лунтик ждет. (Щелчок мыши)



Мы цветочки увидали,
Через них мы прыгать стали. (прыжки на месте)
7. Слоговой анализ слова:
Учитель- логопед : Вот и Кузя. (на экране слайд с изображением Кузи)



- Что это он делает? (ответы детей)
- Скажите, сколько у Кузи корзинок? (ответы детей)
- Они все одинаковые? (ответы детей)
- Чем же они отличаются? (ответы детей)
Кажется, я догадалась, зачем Кузе столько корзин. В самую большую корзину Кузя собирает самую спелую и самую крупную клубнику; в маленькую …. (ответы детей: мелкую клубнику) и в среднюю …
- Поможем Кузе клубнику собрать? У нас вот и корзинки есть. Только клубничка здесь растет особенная: под каждой ягодкой картинка прячется. Ягодку срывайте и смотрите, если в названии картинки один слог кладем ягодку в маленькую корзинку, если два слога – в среднюю, и если три слога - в большую. (после выполнения задания проверяем на слайде: после щелчка мыши – из корзинок появляются картинки) . Смотрите-ка бабочки, нам пора идти дальше.
Петлять тропинка начала
Среди высоких трав,
По ней шагаем мы легко,
Головушку подняв.
(После щелчка мыши появляется пчелёнок).



Учитель- логопед: Ой, что это за пчела такая большая? (ответы детей)
- Ребята, какое настроение у Пчелёнка? (ответы детей)
- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы настроение у него стало веселое? (ответы детей)
8. Физминутка:
Учитель- логопед: А я предлагаю научить его танцевать
(музыкальная физминутка)
Звонко капли с крыши скачут,
Кап, кап, кап.
Под окном сосульки плачут,
Кап, кап, кап.
Звонко скачут мне в ладошку,
Кап, кап, кап.
И на бабушкину кошку,
Кап, кап, кап.
На ступеньки, на перила,
Кап, кап, кап.
Кошка даже рот открыла,
Кап, кап, кап.
Звонко капли скачут с крыши,
Кап, кап, кап.
К нам весна идет, мы слышим.
Кап, кап, кап.
(щелчок мыши- появится улыбка)
Учитель- логопед: Вы так весело танцевали, посмотрите и настроение Пчелёнка изменилось. (после щелчка мыши- Пчелёнок улетает)
Нам пора идти дальше: По извилистой тропинке
Поскорее мы пойдем.
Может быть за поворотом
С вами Лунтика найдем.
Мы так долго, долго шли,
И кого же мы нашли?
(на слайде изображение Лунтика)



Учитель- логопед: А Лунтик почему-то грустный. Может он не рад нам, как вы думаете? (ответы детей)
9. Игровое упражнение «Исправь ошибку»
Учитель- логопед: Мне бабочки подсказали, что это Вупсень и Пупсень виноваты. Они перегрызли травинку на бусах и отдельные бусинки потерялись. Чтобы найти бусинки, нужно исправить ошибки в словах. Готовы помочь Лунтику? Тогда внимательно слушайте: . ыжи, . ожка, бе. ка, фиа. ка, сто., сту. , с. он. (после каждого ответа ребенка - щелчок мыши – появляется бусинка)
10. Формирование представлений о глаголах совершенного и несовершенного вида
Учитель- логопед: Лунтик очень рад, что мы ему помогли и хочет раскрыть нам секретик про звук Л. (на экране слайд с меняющимися картинками)



- Посмотрите, что делает мальчик? (ответы детей: читает книгу).
- Верно, он занимается делом: читает. Скажите, в слове «читает» есть звук Л? (ответы детей: нет).
-А сейчас посмотрите на следующую картинку: Что делает мальчик? (ответы детей: прочитал книгу) .
- Правильно, он уже закончил занятие. А в слове «прочитал» есть звук Л? (Ответы детей: есть) .
- Значит, как только в слове «прочитал» появился звук Л, занятие закончилось. Оказывается звук Л настоящий волшебник, он может изменять не только слова, но и действия. Проверим. (аналогично рассматриваются все картинки) .
Вот и побывали мы у Лунтика в гостях. Но пришла пора прощаться, в детский сад нам надо возвращаться.
Пришла пора сказать волшебные слова: Лет- лет –лет появись самолет!
Ставим руки мы вразлет – появился самолет!
- Занимайте свои места, мы возвращаемся в детский сад.
11. Итог
Учитель- логопед: где мы сегодня побывали?
- С кем понравилось играть?
- Какой звук нам помогал?
Лунтик тоже был очень рад, что мы побывали у него в гостях. Вы ему очень понравились, и он решил подарить вам вот такие подарки (раскраски) .

Марина Кукушкина
Конспект фронтального подгруппового логопедического занятия в старшей группе «Звуки С, Сь».

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия

в старшей группе . Тема «Звуки [с] , [с‘].

1. Корекционно- образовательные :

Познакомить детей со звуками [с] , [с’] и буквой «С» ;

Учить характеризовать эти звуки по акустическим и артикуляционным признакам;

Упражнять в звуковом анализе слов , состоящим из 3-х звуков .

2. Коррекционно-развивающие :

Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;

Развивать фонетические процессы;

Развивать слуховую память, слуховое внимание.

3. Коррекционно-воспитательные :

Воспитывать умение следить за правильным произношением поставленных звуков в спонтанной речи ;

Воспитывать у детей привычку аккуратно обращаться с раздаточным материалом.

Предметно-пространственная развивающая среда.

Зеркала по количеству детей.

Артикуляционные модели изучаемых звуков .

Предметные картинки, в названии которых присутствуют звуки С , С на каждого ребенка;

Фишки для выкладывания звуковой схемы .

План занятия .

1. Организационный момент.

2. Массаж лица.

4. Объявление темы занятия .

5. Акустико-артикуляционный образ звуков .

6. Связь звуков и буквы .

7. Развитие мелкой моторики.

8. Развитие фонематического слуха. (Игра «Поймай звук » ).

звуков в слогах . (Игра с мячом «Скажи наоборот» ).

10. Физкультминутка.

звуков в словах . (Игра «Подарки. Выкладывание схемы слов).

12. Речевая подвижная игра «Веснянка» .

13. Итог занятия . Оценка работы детей.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Дети встают в кружок.

Ребята, какое сейчас время года? (весна)

Какой месяц? (апрель)

Давайте вспомним, что бывает весной. Каждый из вас назовёт весеннее слово и передаст мяч соседу. (Солнышко, сосульки, проталины, грачи, скворечник, почки)

Дети садятся на свои места.

2. Массаж лица.

Солнышко проснулось, Поглаживающие движения большим и средним пальцем обеих рук от середины лба к ушам.

Лобика коснулось, Круговые поглаживающие движения вокруг глаз.

Лучиками повело Движения от переносицы через щеки к ушам.

И погладило, погладило. От подбородка через щеки вверх к ушам.

3. Работа над развитием дыхания.

Игра «Вдохни свежий воздух» (дифференциация ротового и носового дыхания)

Ребята, а вы обращали внимание, какой весной воздух? Чем пахнет? (Свежий воздух, пахнет весной)

Давайте вдохнем глубоко свежий весенний воздух носом, а выдохнем через рот.

Дети выполняют задание 2-3 раза. Логопед следит за осанкой

4. Объявление темы занятия .

Ребята, послушайте задание и угадайте, с какими звуками мы сегодня познакомимся.

Распластай язык пошире,

Кончик – к нижним зубкам ближе,

Посередине языка

Струйку воздуха пускай,

Улыбнись и посвисти.

Ссс-ссс-ссс произнеси.

Дети : -Будем говорить о звуке [с] .

Логопед : - Правильно, о звуке [с] и его младшем братце звуке [с’]

5. Акустико-артикуляционные образы звуков .

Произнесение звука С хором , а затем отдельными детьми с наблюдением артикуляции в зеркале.

Какое положение занимают губы? (улыбаются, не напряжены)

Что вы можете сказать о зубах? (сближены, но не смыкаются)

Где находится кончик языка? (упирается в нижние зубы)

Какой звук С ? (согласный)

Почему? (звук встречает преграду )

А теперь скажите, какой звук С ? (согласный, твердый, обозначаем синим цветом)

На магнитной доске логопед выставляет синий квадрат.

Приложите руку к горлышку и скажите, оно вибрирует? (нет)

Значит, звук С какой ? (глухой)

Несколько детей повторяют характеристику звуку С .

Теперь произнесите звук Сь , это младший братец звука С .

Как расположены губы? (Улыбаются сильнее, напряжены)

Где находится кончик языка? (упирается в нижние зубы)

Какой звук Сь ? (согласный, мягкий, обозначаем зеленым цветом)

На магнитной доске логопед выставляет зеленый квадрат.

Приложите руку к горлышку и скажите, оно вибрирует? (нет0

Значит, звук Сь какой ? (Глухой)

Несколько детей дают характеристику звуку Сь .

6. Связь звуков и буквы .

На доске выставляется буква «С»

Шел конь,

Подковами звеня.

Как буква «С» ,

Следы коня.

Дети рисуют пальчиками на столе и в воздухе букву «С» совместно с логопедом .

На что похожа буква «С» ? (ответы детей)

7. Развитие мелкой моторики.

Весна пришла по снежному,

По влажному ковру. «Ходят» пальчиками по столу.

Рассыпала подснежники, Руки лежат на столе ладонями вниз

Посеяла траву. Раздвигают-сдвигают пальцы в стороны и обратно.

Теперь зовет со всех концов Призывные движения обеими руками.

Гусей, стрижей и аистов,

Кукушек и скворцов. Загибают пальчики по одному, начиная с мизинца.

8. Развитие фонематического слуха.

Игра «Поймай звук »

Сейчас мы поиграем в игру на внимание. Если услышите звук С , то должны поймать его в ладошки.

С Э М С И С У Р С О Н С А С Ы Ф С П С

9. Закрепление и дифференциация звуков в слогах .

Игра с мячом «Скажи наоборот» .

Логопед произносит слоги и бросает ребенку мяч. Тот должен назвать слог наоборот, изменив твердый звук на мягкий или наоборот.

СА-СА-СА….СЯ-СЯ-СЯ

СУ-СУ-СУ…. СЮ-СЮ-СЮ

СЭ-СЭ-СЭ…. СЕ-СЕ-СЕ

СО-СО-СО….СЁ-СЁ-СЁ и т. д.

10. Физкультминутка. «Пришла весна» .

Улыбаются все люди –

Весна, весна, весна! Дети поднимают руки над головой и ритмично хлопают.

Она везде, она повсюду –

Красна, красна, красна! Делают ритмичные повороты туловища.

По лугу, лесу и полянке идёт, идет, идет. Ритмично шагают на месте.

На солнышке скорей погреться

Зовет, зовет, зовет. «Зовут» к себе.

И в ручейке лесном задорно

Звенит, звенит, звенит. Хлопают в ладоши.

По камушкам в реке широкой

Журчит, журчит, журчит. Потирают ладони.

Разносит запахи повсюду

Цветов, цветов, цветов. Делают из пальцев бутон.

И всё живое сразу

Слышит весенний этот зов. Ритмично сжимают и разжимают пальцы.

11. Закрепление и дифференциация звуков в словах .

Игра «Подарки» .

У нас в гостях сегодня две девочки : Соня и Сима.

На магнитной доске выставляются две картинки.

Посмотрите на картинки, которые лежат у каждого на столе. Давайте подарим их девочкам. Подумайте, Симе или Соне достанется ваша картинка.

Картинки : нос, стол, лось, лиса, рысь, осина, оса, карась, сом, сын, синий (круг, сова, синица, самолет, автобус, осьминог, сумка, сено, василёк.

-Звуковой анализ с выкладыванием звуковой схемы слов сом , лось.

12. Речевая подвижная игра «Веснянка» .

Дети выходят на коврик, берутся за руки.

Солнышко, солнышко,

Золотое донышко!

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло! Идут по кругу, взявшись за руки.

Побежал в саду ручей, Бегут по кругу.

Прилетели сто грачей. «Летят» по кругу.

А сугробы тают, тают, Медленно приседают.

А цветочки подрастают. Тянутся на цыпочках, руки вверх.

13. Итог занятия .

С какими звуками мы сегодня познакомились?

Какие это звуки ?

Как называется буква, которой они обозначаются?

Как вы думаете, мы с вами хорошо занимались?.

Кому какое задание понравилось?

Какое задание было самым трудным?

Речи и актуализация словаря по лексической теме «Мебель» посредством применения ИКТ.

Задачи:

- знакомство с названиями предметов мебели;

множественное число существительных, уменьшительно-ласкательную форму существительных;

Развитие мыслительных операций обобщения, исключения, сравнения;

Развитие умения образовывать имена прилагательные от существительных, родительный падеж существительных;

Развитие двигательной активности совместно с развитием фонема тического восприятия;

Воспитание устойчивой мотивации к занятию через использование ИКТ.

Ход занятия.

1. Организационный этап. Эмоциональный настрой на занятие. Приветствие гостей.

2. Артикуляционная гимнастика.

- «Почистить верхние зубы языком»;

- «Почистить нижние зубы»;

- «Покрасить потолок»;

- «Пощёлкать языком как лошадки цокают»;

- «Поболтать расслабленным языком»;

- «Трубочка» из языка;

- «Чашечка» из языка;

Чередование «трубочки» и «чашечки»;

- «Облизать губы, как будто их вареньем намазали»;

- «Положить широкий, расслабленный язык сначала на верхнюю губу, затем на нижнюю»;

- «Спрятать язык сначала за верхние зубы, затем за нижние».

3. Сообщение темы занятия. (Загадывание загадок про мебель. При правильном ответе появляется картинка с изображением данного предмета мебели. Слайды 2 – 7. Анимация – «по щелчку»).

Ребята, чтобы узнать то, о чём мы с вами будем говорить на занятии, мы должны отгадать загадки.

Хоть у нас четыре ножки,
Мы не мышки и не кошки.
Хоть мы все имеем спинки,
Мы не овцы и не свинки,

Мы не кони, хоть на нас
Вы садились много раз. (Стулья ).

Если ты устал играть,
То ложишься на…(Кровать ).

Я удобный, очень мягкий,
Вам не трудно угадать, -
Любят бабушки и внуки
Посидеть и полежать. (Диван ).

Я на стол чуть-чуть похожа,
Есть на кухне, и в прихожей,
В спальне я бываю редко,
А зовусь я … (Табуретка ).

7. Образование множественного числа существительных. (Слайды 18 – 22, при нажатии на кнопку мышки картинка с изображением стула исчезает, появляются картинки с изображением стульев. Анимация при смене слайдов настроена «по щелчку», после исчезновения одного предмета мебели автоматически появляются четыре картинки, с изображением того же предмета мебели. )

Давайте, дети, посмотрим на экран. Что мы видим? Правильно, стул. А сейчас? Молодцы, стулья появились. Картинки: стул, стол, кресло, кровать, книжный шкаф.

Стул – стулья;

Стол – столы;

Кресло – кресла;

Кровать – кровати;

Книжный шкаф – книжные шкафы.

8. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. (Слайды с 23 – 27, без анимации).

Ребята, скажите, пожалуйста, как мы можем эти предметы мебели назвать ласково. Правильно, стул – стульчик;

Стол – столик;

Диван – диванчик;

кровать – кроватка;

шкаф – шкафчик.

9. Пальчиковая гимнастика. По очереди сжимаем в кулаки пальцы на обеих руках одновременно.

Раз, два, три, че-тыре,

Много мебели в квар-тире.

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Что-бы ноги отдох-нули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали

На кровати мы ле-жали.

А потом мы с котом

По-си-дели за столом.

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квар-тире.

10. Образование прилагательных от существительных. (Слайды с 29 – 33, анимация – «по щелчку»).

Давайте посмотрим на картинки и назовём, какими бывают знакомые нам предметы мебели, если они сделаны...

Стол, сделанный из железа – железный стол.

Стол, сделанный из стекла – стеклянный стол.

Стол, сделанный из дерева – деревянный стол.

Стол, сделанный из пластмассы – пластмассовый стол.

Кровать, сделанная из дерева – деревянная кровать.

Кровать, сделанная из железа – железная кровать.

Стул, сделанный из железа – железный стул.

Стул, сделанный из пластмассы – пластмассовый стул.

Стул, сделанный из дерева – деревянный стул.

Кресло, сделанное из пластмассы – пластмассовое кресло.

Кресло, сделанное из кожи – кожаное кресло.

Кресло, сделанное из велюра – велюровое кресло.

Диван, сделанный из велюра – велюровый диван.

Диван, сделанный из кожи – кожаный диван.

11. Исключение лишнего предмета. Игра «Четвёртый лишний». (Слайды 34 – 35, анимация настроена «по щелчку», лишний предмет исчезает.)

А теперь, дети, посмотрите на экран. Назовите картинки. Что здесь не подходит? Почему?

Картинки: стул, чайник, тумбочка, стол.

– Правильно, чайник. Он не мебель, а посуда.

Картинки: шкаф , кресло, стул, табурет.

– Верно, шкаф лишний. Потому что на нём нельзя сидеть, а на всех остальных предметах мебели можно.

12. Гимнастика для глаз. (Слайд 36, анимация настроена для движения предметов мебели, один раз нажать на кнопку мыши для начала движения).

Ребята, давайте глазками последим за движением предметов мебели и постараемся головой не двигать.

13. Образование родительного падежа существительных. Игра «Чего не хватает?». (Слайды 37 – 39, анимация настроена «по щелчку»)

Посмотрите, дети на эти картинки. Что вы видите? Верно, стулья. А эти стулья одинаковые? Да, одинаковые, только у одного не хватает ножки.

А эти стулья одинаковые? Да, но у одного из них не хватает спинки .

Взгляните на табуреты. Они тоже одинаковые, но у одного из них нет сиденья .

14. Подведение итогов. Ребята, о чём мы с вами сегодня говорили? Для чего нам нужна мебель? Что понравилось на занятии? Что узнали интересного?