Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие творческих способностей  /  Конспект занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста "страна понимания". Методическая разработка совместной деятельности педагога-психолога с детьми старшего до

Конспект занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста "страна понимания". Методическая разработка совместной деятельности педагога-психолога с детьми старшего до

Конспект занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста "Страна понимания"

Цель: формирование положительных взаимоотношений в коллективе сверстников.

Задачи:

Продолжать обучать детей навыкам взаимодействия, сотрудничества;

Закрепление навыка взаимодействия в парах;

Развитие умения выражать свои эмоции, отношение к окружающим вербальным и невербальным способами;

Создание чувства сплоченности коллектива;

Развитие зрительного внимания, восприятия;

Снятие напряжение, релаксация;

Создание положительного эмоционального настроения.

Материал:

“Карта заданий” (на листе ватмана изображен путь с препятствиями, испытаниями за окошками из листов картона);

Отрезки толстой веревки (по одному на пару детей) длиной 45см;

Спортивный мат;

Карточки с изображением эмоций (радость, грусть, злость, удивление, страх);

Корона на ребенка;

Ящик с отверстиями;

Пары варежек с узорами, по 3 карандаша на пару детей;

Магнитофон, запись с подвижной музыкой и музыкой для релаксации;

Медальки с изображением веселых человечков.

Разминка.

“Ребята, я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие в страну Пониманию. Как вы думаете, что это за страна, почему она так называется? (ответы детей). Путь туда неблизкий, нужно пройти по Дороге испытаний. Как вы думаете, мы справимся? Какими нам нужно быть для того, чтобы пройти все испытания? (ответы детей).

Но прежде чем отправиться в дорогу, нам нужно поприветствовать друг друга. Давайте вспомним, как можно поздороваться без помощи слов? (ответы детей)”.

Звучит подвижная музыка. Дети двигаются по комнате. Как только музыка заканчивается, нужно найти пару и поздороваться различными способами (пожать руку, похлопать по плечу, обняться, кивнуть друг другу головой и т.д.). Игра повторяется 4-5 раз.

Основная часть.

“Теперь мы готовы отправиться в путь. Посмотрите, на карте изображен путь к каждому испытанию. Дорога к первому испытанию такая скользкая, что нужно встать друг за другом, взять друг друга за плечи и передвигаться маленькими шажками, чтобы не упасть”.

Дети выполняют задание под музыку.

“Молодцы, ребята, не только сами не упали, но и товарищам своим помогли. А вот и первое испытание (психолог открывает на карте окошко первого испытания). Скажите пожалуйста, бывает ли так, что вы ссоритесь? Почему это происходит? (ответы детей). Для того чтобы пройти это испытание, вам нужно разбиться на пары. Помогут нам в этом волшебные веревочки. Они сами знают, кого из вас объединить в пары”.

Психолог предлагает каждому ребенку взяться за конец веревки, середина – в руках у ведущего. Затем он отпускает середину: те дети, которые держатся за одну веревку, образуют пару.

“Испытание называется “Поссорились-помирились”. Пара встает напротив друг друга. Изображать нужно без слов, молча, одними жестами. Сначала дети встретились, обрадовались друг другу! (дети изображают). Потом они что-то не поделили и поссорились. Как это было, покажите? (дети изображают). Они обиделись и даже отвернулись друг от друга (дети показывают). Но разве друзья могут обижаться долго? Они повернулись друг к другу и помирились (дети изображают). Скажите, ребята, что вы чувствовали, когда поссорились? А когда помирились? (ответы детей). Давайте беречь друг друга и не ссориться!”.

“У нас все получилось, значит, можно двигаться дальше (показывает на второе окошко карты). Но на нашем пути – озеро, через которое можно переправиться только на плоту. Давайте все встанем на плот (Дети и ведущий становятся на спортивный мат). Но вот поднялся сильный ветер, и плот закачало так, что очень трудно удержаться на ногах! Мы можем упасть в воду! Давайте крепко обнимем друг друга за плечи, широко расставим ноги и попробуем удержаться на плоту. Вот подул ветер, и наши ноги напряглись, наклоняемся вправо, потом влево. Ветер стихает, ноги расслабляются (повторить 3-4 раза). Вот мы и перебрались через озеро. Скажите, ребята, почему нам это удалось? (ответы детей).

Здесь нас ждет непростое испытание (психолог открывает второе окошко). Каждому из вас я раздам карточки с изображением эмоций. Не показывайте их друг другу. Ваша задача без слов изобразить то, что нарисовано на карточке так, чтобы остальные дети догадались”.

Дети изображают по очереди, остальные отгадывают эмоцию, говорят, в каких случаях человек ее испытывает.

“Какие же вы молодцы! И с этим заданием справились! Пора отправляться дальше. Но дорога дальше очень запутана, и непонятно, куда нам идти! (психолог показывает на третье окошко карты). Чтобы разобраться, нужно распутаться. Давайте поиграем в игру “Путаница” (3-4 раза).

Дети закрывают глаза, психолог соединяет их руки. Задача детей – распутаться, не разнимая рук.

“Путь к следующему испытанию открыт. Но сначала нам снова нужно разбиться на пары”.

Психолог предлагает каждому ребенку засунуть одну руку в ящик с отверстиями и найти там руку другого ребенка. Попробовать догадаться, чья это рука. Открыть крышку коробки и убедиться, что отгадали правильно. Те дети, кто взял друг друга за руки, образуют пару. Психолог открывает третье окошко.

“На столе лежат варежки. Но они все перепутались. У каждого из вас – одна варежка. Но нужно найти ей пару. Только помните о том, что одну варежку мы одеваем на правую руку, а другую – на левую. Посмотрите внимательно на свои варежки и найдите свою пару”.

Дети садятся за столы. Психолог выдает на каждую пару детей один набор карандашей (в каждом наборе 3 карандаша, ни один цвет не повторяется). Задача детей – договорившись, раскрасить свою пару одинаково. После выполнения задания работы рассматриваются, оценивается качество, похожесть, умение детей договориться в выполнении задания.

“У нас все получилось! Осталось пройти совсем немного, и мы доберемся до страны Понимании. Но вот дорога идет по самому краю горы, она такая узкая, что мы можем упасть вниз! Для того, чтобы пройти по ней, нам нужно двигаться только вместе (психолог показывает на четвертое окошко). Давайте встанем в шеренгу, обнимем друг друга за плечи и будем двигаться приставным шагом” (дети и психолог вместе выполняют задание).

“Добрались! (открывает четвертое окошко) здесь нарисована корона. Это испытание называется “Горячий стул”. Скажите, пожалуйста, вы ведь давно ходите в одну группу, хорошо знаете друг друга и можете рассказать друг о друге многое? (ответы детей). Помните, что от приятных слов нам становится теплее? Давайте это проверим”.

Дети по очереди садятся на стул, им на голову одевается корона. Ведущий становится сзади для поддержки. Участники игры говорят ребенку, сидящему на стуле, о его достоинствах. В конце упражнения ребенок делится своими ощущениями, чувствами.

“Вот мы и добрались до страны Понимании. Каким же трудным был наш путь! Давайте немного отдохнем. Для этого нужно удобно лечь на ковер закрыть глаза и расслабиться” (Звучит спокойная музыка).

Упражнение “Волшебная прогулка”: Вы лежите на зеленой полянке, вокруг много цветов, они кивают вам своими головками. Но вот вы поднимаетесь вверх, к облакам. Расслабляем ноги. От кончиков пальцев ног вверх идет тепло, ноги тяжелые. Согреваются руки. От кончиков пальцев идет вверх по руке тепло. Руки тяжелые и теплые. Расслабляется туловище. Тепло от рук, ног идет к животу, груди, спине. Расслабилось лицо, приоткрылся рот. Отдыхайте. Вот вы уже летите. Пролетаете над большим озером, над ним и над вами кружат чайки. У берега качаются на волнах лодки, вы летите дальше. Над вами в голубом небе бегут облака. Одно облако похоже на пушистого зайчика, другое - на большой ком белой ваты, вот совсем маленькое облако, похожее на белого котеночка. Вот он приближается к вам и садится на животик, мурлычет. Слушайте, как он мурлычет. Погладьте его правой рукой нежно. Теперь погладьте его левой рукой. Но вот котенок снова превратился в облако и полетел дальше. А мы с вами начинаем потихоньку приземляться на полянку. Приземляемся медленно, дышим ровно и глубоко. Открываем глаза. Расскажите, что вы видели, когда летали в облаках? (ответы детей)”.

Заключительная часть (обратная связь).

“Ну вот, ребята, мы оказались в стране Понимании. Скажите, какие качества помогли нам добраться до этой страны? Умеем ли мы понимать друг друга? (ответы детей) Оказывается, страна Понимания – вокруг нас. Нужно только быть внимательными друг к другу, помогать друг другу, и тогда не трудно будет понимать других людей. И тогда нам не будет грустно и одиноко, мир будет теплым и светлым. В конце занятия психолог дарит всем детям медальки с изображением улыбающегося человечка.


Ураздавлетова Людмила Юрьевна

Конспект подгруппового занятия педагога - психолога, для детей старшего дошкольного возраста

Страна Цвета.

Цели:

Помочь осознать собственные цветовые пристрастия;

Развивать воображение;

Воспитывать чувство прекрасного.

Оборудование: кружки разных цветов, любые разноцветные пред меты (по количеству детей); альбомы, краски (на каждого ребенка).

Психолог. Здравствуйте! С егодня мы посетим страну Цвета.

Психолог. Какие цвета вы знаете? Как вы думаете, зачем нужны разные цвета?

Дети отвечают.

Какое настроение вызывает черно-белый мир?

Дети высказывают различные мнения.

Оказывается, много веков назад других цветов и не знали. Послушайте сказку о том, как появился разноцветный мир.

Сказка «Как появился разноцветный мир»

Давным-давно, когда весь мир был черным и белым, жили на Земле две могущественные феи - Темноты и Света.

Фея Света озаряла все вокруг чудесным искрящимся светом. Когда же наступала ночь, то приходила другая фея - Тьмы и укрывала Землю черным покрывалом. Все предметы становились черными-пречерными.

Так они сменяли друг друга каждый день. Но вот однажды фея Света решила подарить Земле краски. Взмахнула своим волшебным лучом, и предстали перед ней все цветные феи, словно сотканные из разноцветных сверкающих искорок. Одна фея была голубой, другая - розовой, третья - фиолетовой, четвертая - оранжевой...

- Дорогие феи, - сказала могущественная фея Света, - вам предстоит нелегкая работа: осветить своими цветными лучами Землю и сделать ее разноцветной.

Каждая из них стала освещать своими цветными лучами Землю. Вот заголубели васильки и незабудки, вода и небо. Вот порозовели розы в садах, щечки у детей, рассвет осветил облака в утреннем небе. Все феи славно потрудились...

И стала Земля разноцветная, нарядная и радостная.

Н.М. Погосова

Понравилась вам сказка? Что интересного вы узнали? Дети отвечают.

Игра «Феи и их чудеса»

Психолог. Назовите свой любимый цвет и выберите соответству ющий кружок. Теперь это ваша волшебная палочка, а вы - фея этого цвета. Представьте, что вы, сотканные из сверкающих искорок, тоже были в той сказке и осветили своим цветным лучом Землю. Какую работу вы совершили и что еще хотели бы окрасить в данный цвет.

Дети отвечают.

Игра «Конфетный дождь»

Психолог. С помощью вашего волшебства, мои цветные дети, над нами появилось разноцветное конфетное облако. Над каждым из нас оно проливает цветной дождь. Дождинки превращаются в конфеты, тоже разноцветные - зеленые, красные, коричневые, оранже вые... Я думаю, что зеленая конфета будет мятной. А ваши конфеты какие?

Дети рассказывают, какого цвета конфеты могут падать на Землю и какой у них вкус.

Упражнение «Цветик-семицветик»

Психолог. Помните сказку про Цветик-семицветик?

Дети отвечают.

Это непростой цветок. Он имеет волшебные свойства - испол нять желания. Каждый человек о чем-то мечтает. Расскажите, о чем вы мечтаете, что бы вы пожелали себе, своей семье, другу.

Дети перечисляют пожелания, называя определенный лепесток Цветика-семицветика.

Упражнение «Мою руки»

Психолог читает стихотворение, дети выполняют соответствующие

движения.

Мыло бывает Дети разминают пальцы и ладони, как бы

Разным-преразным: «намыливают» руки разноцветным мылом.

Синим, Соединяют поочередно указательные, средние,

Зеленым, безымянные пальцы и мизинцы.

Оранжевым,

Красным...-

Но не пойму, Изображают удивление. В конце принимают

Отчего же всегда расслабленную позу.

Черной-пречерной


Бывает вода?

М. Ясное

Как приятно почувствовать расслабление! Но ручки наши раз мялись и теперь готовы поработать. На память о нашем путешествии давайте нарисуем фей, которые сделали мир разноцветным!

Дети рисуют либо одним цветом, либо делают рисунок разноцвет ным.

Вот сколько мы успели сделать в стране Цвета!

Пора прощаться!

Конспект занятия педагога-психолога с воспитанниками старшего возраста "Учимся дружить"

Цель: создание благоприятной обстановки для развития и образования дошкольников в условиях ДОУ.
Задачи:
- закрепление представлений об особенностях праздников;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие слухового внимания;
- развитие воображения;
- развитие стремления и умения понять себя и окружающих;
- развитие представлений об уместности тех или иных привычек, знаний. умений.
- воспитание внимательного, терпимого бережного отношения к окружающим;
- расширение общего кругозора;
Предварительная работа: беседа с детьми о различных видах праздников, занятия с включением различных видов приветствий,использование игр и упражнений.
1. Приветствие. Включается музыка "Бал".Упражнение "Приветствие на балу"
- Ребята, вы слышали где-либо такую мелодию? давайте представим себе. что мы оказались на необычном старинном празднике. Давайте вспомним, как мы можем приветствовать друг друга во время этого праздника?.. Давайте потренируемся.
2. Игровое упражнение "Поменяйтесь местами"
- Давайте встанем в круг. Предлагаю вам поиграть в игру "Поменяйтесь местами".Пусть поменяются те, кто принёс сегодня игрушку. Пусть поменяются те, кто приехал утром на автобусе. Поменяйтесь те, кто имеет домашних животных. Поменяйтесь те, у кого сегодня хорошее настроение. А теперь - те, кто умеет плавать...
3. Упражнение "Путешествие". Желательно изменить световой и музыкальный фон (выключить свет, включить подсветку, включить тихую спокойную музыку)
- Давайте представим себе, что мы оказались в необычном для вас месте. Расскажите, что это за место, нравится ли оно вам? Что вы чувствуете при этом, о чём думаете? Кто хочет поделиться с нами своими мыслями и чувствами?...
Музыку выключают, световое сопровождение возвращается.
Каждый участник, который изъявил желание высказаться, обязательно должен иметь такую возможность. Тем детям, которые промолчали, можно не настойчиво предложить свою помощь, поддержку ("Это были приятные ощущения или нет?" и т. д.)
- Кого бы вы взяли в следующий раз в своё путешествие? А если бы кто-то пригласил вас - кто бы это мог быть? Как бы вы ответили на приглашение?...
4. Итоговое упражнение
- Предлагаю вам занять любое место на нашем ковре так, как вам захочется. Вы можете сидеть, стоять и даже лежать, если вам этого захочется, но есть условие: никто при этом не должен толкаться или как-то ещё мешать кому либо или выходить за пределы ковра, а когда я хлопну в ладоши, вы снова встанете в круг.
5. Подведение итогов. Ритуал прощания.
- Что вам больше всего понравилось? Было ли трудно?..Наше занятие подходит к концу. давай сложим кулачки вместе для прощания. До свидания!

Различение оттенков одного и того же цвета. Конспект занятия.

Автор: Светлана Владимировна Сафронова, педагог-психолог.
Место работы: МБОУ СОШ №17, городского округа-город Камышин.

Конспект коррекционного занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов для детей с ОВЗ.

Описание материала: Данный конспект может широко применяться в практике работы психологов, учителей-дефектологов специальных (коррекционных) образовательных учреждений; учителей начальных классов коррекционно-развивающего обучения. Будет полезна родителям, которые самостоятельно готовят детей к обучению в школе.
Задачи:
уточнение названий цветов и оттенков их словесное обозначение;
формировать у детей представление о разных оттенках цвета по светлоте (словарь: светлый, темный, светлее, темнее); проведения экспериментов с цветом, приобщение к самостоятельной творческой деятельности;
различение оттенков одного и того же цвета, построение сериационного ряда в зависимости от изменения тона;
развитие ассоциативно – образного мышления (умения анализировать, сравнивать цвета).
Материалы к занятию: игра «Резиночки», цветные карточки градации цветов, демонстрационный материал.
Ход занятия.
Вводная часть.
Ритуал приветствия.
Упражнение «Здороваемся ладошками».
Ребята, я предлагаю вам поздороваться необычным способом – ладошкой (дети по кругу прикасаются ладонью друг к другу). Соединим ладошки с ладошками соседа и ласково скажем друг другу: Здравствуйте!
Разминка. Игра «Резиночки».
Правила игры. Разложите все резиночки. Перетасуйте карты и разместите их рубашками вверх.
Когда все готовы, один из игроков переворачивает верхнюю карту колоды и помещает ее таким образом, чтобы каждый игрок мог хорошо видеть карту. Как только карта открыта и выложена возле колоды, все игроки стараются как можно быстрее подобрать резиночки нужного цвета и надеть их на пальцы так, как показано на карте. После того, как все наденут резиночки на пальцы, ребята проверяют, правильно ли другие ребята выполнили задание. Затем, называются цвета резиночек. Карточки можно скачать здесь: http://nataliigromaster.blogspot.com/2013/03/ringlding.html
Основная часть.
Упражнение «Окраска воды».

Цель: формировать у детей представление о разных оттенках цвета по светлоте.
Словарь: светлый, темный, светлее, темнее.
Психолог: «Мы сегодня будем красить воду, у нас получится красная вода разных оттенков. Вода в баночках бесцветная, а мы её сделаем цветной. Смотрите, как я буду красить воду: я беру на кисть краску, макаю кончик кисти, теперь прополаскиваю её в одной баночке. У меня получилась светло – красная водичка. А в другую баночку я положу побольше краски: обмакну кисть до половины, прополаскиваю её в другой баночке, получилась вода темнее, чем в первой баночке. В третью баночку я положу ещё больше краски, я полностью обмакну кисть в краску и промою. Оттенок получился ещё более темного цвета. Ещё раз наберу краску и промою ее в четвертой баночке, и ещё раз обмакну в краску и снова промою кисть в той же баночке. Получилась тоже красная вода, но уже тёмная. Чем больше мы будем добавлять краску в баночку, тем темнее будет оттенок.
Самостоятельная работа:
Ребята, а сейчас пусть каждый из вас выберет цвет гуаши, который больше нравится. Затем возьмите баночку с прозрачной водой и постепенно понемногу добавляйте выбранный вами (только один) цвет. И понаблюдайте, как будет меняться оттенок в баночке от светлого до темного.
Обсуждение.
Цветные карточки.
Набор из 7 карточек одного цвета, тон которых меняется от бледного до яркого. Цвета следующие: желтый, оранжевый, красный, винно-красный или розовый, голубой, фиолетовый, зеленый, коричневый, серый.
Прямая цель: правильный подбор и знание цветовых оттенков.
Косвенная цель: развитие тонкой моторики.
Как работать с материалом. Карточки одного цвета перемешиваются. Психолог выбирает две таблички, наиболее контрастные по тону, и сравнивает их друг с другом. Затем он раскладывает остальные в соответствии с их тоном, так, чтобы получился цветовой ряд табличек, тон которых равномерно меняется. Первая и последняя таблички служат исходными пунктами в этом упражнении. Через контрастирование ребенок приходит к градуированию. В каждом цветовом ряду ребенок сравнивает друг с другом оттенки карточек.
Дифференцированный подход. Учитывая уровень развития ребенка, упражнение упрощают и берут меньше, чем 7 карточек.
Примечание: соседние карточки очень мало отличаются по тону, поэтому ребёнку очень трудно заметить это отличие. Если эта проблема возникнет, можно сначала взять три карточки: самую тёмную, самую светлую и промежуточного оттенка. Когда ребёнок научится их упорядочивать, можно постепенно добавлять по одной из оставшихся табличек.
Контроль над ошибками. Контроль над ошибками ребенок может провести визуально.
Дальнейшие упражнения:
Из какого-либо упорядоченного цветового ряда убирают карточку, и ряд сдвигают, закрывая пустое место. Ребенок должен найти место, где оттенок меняется слишком резко. Эти упражнения предъявляют высокие требования в особенности к способности запоминать и различать. Они проводятся как игры между двумя партнерами и групповые игры:
Построить ряд карточек, начиная с самой светлой, т.е. по принципу сгущения тона.
Построить ряд карточек, начиная с промежуточного тона и продолжая ряд в обе стороны.
Выложить солнышко, лучами которого являются все 8 рядов карточек, расположенных по принципу убывания интенсивности окраски. В центре можно поместить картинку солнышко, свечку. Выкладывая ряд – каждый из детей занят отдельным лучиком.
Выложить ряд карточек одного цвета по принципу убывания интенсивности окраски, продолжить его рядом карточек другого цвета по принципу сгущения тона и т.д., попеременно меняя принцип построения ряда.
Карточки лежат на столе. Ребёнок берёт карточку и ищет в помещении предмет такого же цвета. Он может делать это, держа карточку в руках или, что труднее, по памяти, оставив выбранную карточку на столе. Если подходящий предмет найден, ребёнок кладёт рядом с ним карточку.
Рассматривая цветную картинку, ребенок должен назвать знакомые ему цвета, имеющиеся на этой картинке, и показать таблички этих же цветов.
Расширение словарного запаса. Вводятся понятия: светлый - темный, светлый - светлее - самый светлый, темный - темнее - самый темный, самый светлый - самый темный, темнее, чем - светлее, чем.

Весёлая переменка. Ребята, сейчас я буду показывать вам разноцветные карточки. Когда покажу красную карточку – вы хлопайте в ладоши, синюю – шагайте на месте, зелёную – повороты вправо-влево. Итак, начнём.
Дидактическая игра «Подбери заплатку».
Ребята, перед вами полянки различных оттенков, вам необходимо подобрать к ним цветок или звездочку точно такого же оттенка.











Завершающая часть.
Рефлексия:
- Ребята, сегодня на уроке вам было интересно?
- Что на сегодняшнем уроке вам особенно удалось?
- Над чем надо поработать?
Ритуал прощания.
Упражнение «Ладошки».
Психолог на свою ладонь приглашает положить ладони детей, каждый следующий участник кладет свою ладонь на ладонь предыдущего. Когда ладони участников собраны хором говорят: «До свидания!».

Название:
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, занятия психолога, Старшая группа

Должность: педагог-психолог
Место работы: МДОБУ детский сад комбинированного вида № 49
Месторасположение: г. Сочи

Конспект занятия психолога с детьми старшего дошкольного возраста «Мое чувство – гнев»

Педагог-психолог Ижикова Н.Е.
МДОБУ детский сад комбинированного вида № 49 г. Сочи

Актуальность .

Влияние гнева на нашу жизнь поистине коварно, вероятно, потому, что гнев – наименее приемлемая в обществе эмоция.

Дети в очень раннем возрасте понимают, что недовольство, гнев таит в себе опасность, поэтому не получают навыка здорового и адекватного проявления этой эмоции. Но именно из гнева произрастает большинство проблем, которые приводят детей и их семьи в кабинет психолога.

Цель : принятие ребенком собственного чувства гнева, освобождение от негативных эмоций в приемлемой форме.

Задачи:

  1. Закрепить умение узнавать и выражать гнев в мимике и пантомимике.
  2. Помочь ребенку осознать и принять собственное чувство гнева.
  3. Научить детей безопасным способам выражения гнева.

Материалы к занятию :

  • магнитная доска (наборное полотно);
  • сюжетная картинка «Гнев» (Приложение рис 1);
  • большая картонная труба, наполненная поролоном (для погашения звука) (Приложение рис 2);
  • подушка для битья (Приложение рис 3);
  • картинка рыбы-ежа (Приложение рис 4);
  • воздушные шарики (по 2 на каждого ребенка);
  • белые листы А4 (по 2 на каждого ребенка) и картонная коробка;
  • медали на каждого ребенка;

Ход занятия :

1. Приветствие.

Психолог предлагает детям встать в круг и, назвав своего соседа справа по имени, сказать: «…, я рад тебя видеть» и улыбнуться. При этом прикоснуться к ладони соседа.

2. Психолог показывает сюжетную картинку гнев.

— Как вы думаете, что испытывает, чувствует этот ребенок?

Как можно узнать разгневанного, злого человека?

(Брови у злого человека опущены и сведены вместе, глаза раскрыты, губы сжаты, зубы стиснуты. Кисти рук сжаты в кулаки, он может сильно размахивать руками или топать ногами, громко кричать).

Изобразите гневного, злого человека. (Дети выполняют задание.)

Покажите друг другу.

Постарайтесь по очереди зло сказать фразу на выбор: «Опять эти выходные» или «опять идти в детский сад».

3. Расскажите о тех ситуациях, когда вы испытывали злость, гнев.

Как вы думаете, можно или нельзя злиться, гневаться на других людей? Почему?

Мне кажется, что сердитый человек похож на эту рыбу (показывает картинку рыбы-ежа). Вам хочется дружить с такой рыбой?

Я хочу открыть вам тайну: злиться – это нормально, естественно и в разные моменты присуще всем людям. Гнев – это обычная эмоция, которую нельзя считать плохой или хорошей, и это вполне нормально, что вы сердитесь и злитесь. Взрослые тоже злятся, только имеют это делать, не причиняя никому вреда. Сейчас мы научимся сердиться, никого при этом не обижая.

4. Надуйте воздушный шарик и держите его так, чтобы он не сдувался. Представьте себе, что шарик – это ваше тело, а воздух внутри шарика – это ваш гнев или злость. Как вы думаете, что случится с шариком, если его сейчас выпустить из рук?

Отпустите шарик и проследите за ним.

Заметили, что шарик был совершенно неуправляемый? Так бывает и со злым человеком. Он может совершать поступки, не контролируя их. Может даже обидеть или ударить кого-нибудь.

Теперь надуйте другой шарик и попробуйте выпускать из него воздух маленькими порциями. (Дети выполняют задание).

А что теперь происходит с шариком? (Он сдувается.)

А что происходит с гневом внутри шарика? Можно им управлять?

А теперь я расскажу о том, как можно выпускать свой гнев.

Гнев можно пропустить через стопы наших ног. Давайте встанем и сильно-сильно потопаем.

Психолог раздает по 2 листа бумаги и предлагает со всей злостью скомкать их в комки и выбросить в коробку.

Затем делит детей на две команды и предлагает поиграть в снежки, высыпая комки бумаги из коробки.

А еще когда злишься, хочется что-то или кого-то поколотить. У меня для того есть подушка-злючка. Давайте поколотим ее по очереди. Дети по кругу передают подушку и колотят ее.

А еще когда злишься, хочется покричать. Я предлагаю это сделать в эту трубу. И не надо бояться, что кто-то услышит, все наши крики остаются внутри нее.

Вы почувствовали, как стало легко и весело? Мы с вами сердились, но никому вреда не причиняли.

— А теперь скажите, можно ли нам гневаться? А как можно злиться, не причиняя никому вреда?

Психолог предлагает детям по очереди выходить в круг и говорит:

— Ты сегодня научился справляться со своим гневом! За это я награждаю тебя медалью! (Вешает ребенку на шею медаль).