Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие слуха и речи  /  Синдром аспергера у взрослых - симптомы. Синдром аспергера у взрослых и детей.

Синдром аспергера у взрослых - симптомы. Синдром аспергера у взрослых и детей.

Синдром Аспергера был назван по имени открывшего болезнь австрийского врача-психиатра. Синоним термина – аутическая психопатия. Заболевание является следствием генетических нарушений либо плохой наследственности. Часто признаки, отличающие больного от сверстников, видны уже в детском возрасте.

Синдром Аспергера – что это

Болезнь обнаружил Ганс Аспергер в 1944 году. Он проводил наблюдения за детьми с 5 до 18 лет. После проведенных исследований ученый определил, что синдром Аспергера – это расстройство аутистического спектра, легкая форма аутизма. Проявляется в том, как ребенок относится к людям, информации и окружающим предметам. Это пожизненная дисфункция, влияющая на психологическое состояние. В настоящее время из-за стрессов и загрязненности окружающей среды количество больных увеличилось. Только в Англии их число составляет более 1%.

Синдром Аспергера – причины

Точные причины синдрома Аспергера до сих пор не установлены, по мнению медиков и психологов, могут повлечь за собой заболевание:

  • травмы, полученные при родах, в том числе психологические;
  • внутриутробная интоксикация плода;
  • сотрясения мозга и другие травмы головы;
  • наследственный фактор.

Синдром Аспергера – симптомы

Врачи называют болезнь Аспергера «скрытой дисфункцией», потому что до определенного момента никаких признаков нет. Дети физически развиваются параллельно своим сверстникам, перегоняя их в умственном развитии. Классические симптомы синдрома Аспергера:

  • трудности с невербальной коммуникацией;
  • проблемы с восприятием мира;
  • дефицит эмоций, творческого воображения и мышления.

Эти признаки называют «триадой основных симптомов» высокофункционального аутизма, они могут проявляться не все сразу и быть не такими явными. Близкие должны насторожиться, если в их окружении есть человек, который подвержен:

  • вспышкам ярости, раздражительности;
  • непониманию образной речи, шуток;
  • трудностям в дружеском общении и взаимодействии;
  • повышенной подозрительности;
  • физической неуклюжести;
  • частой депрессии;
  • привыканию к определенному месту проживания;
  • шаблоны поведения.

К последнему пункту относится привыкание к определенному виду хобби, порядку расположения вещей в жилище, выполнению повторяющихся действий. Если порядок нарушается, это вызывает бурю негативных эмоций, серьезное нервное потрясение, истерику. Болезнь диагностируется в детстве, но в некоторых случаях может протекать бессимптомно до определенного толчка.

Синдром Аспергера у детей

До 5 лет признаки синдрома Аспергера у детей определяются редко. Первым сигналом тревоги служат такие черты характера, как повышенная нервозность при переменах в освещении, громких звуках и других раздражителях. Проведение специального теста поможет исключить вероятность болезни на ранней стадии. Если подозревают аутизм Аспергера, у ребенка наблюдается:

  • нежелание принимать участие в подвижных групповых играх;
  • увлечение одними и теми же игрушками по несколько часов;
  • нелюбовь к шумным мультфильмам со сложным сюжетом;
  • болезненная боязнь новых мест и общения с людьми.

Такие дети привязаны к окружению, которое видят с рождения. Переезд на другое место, переход из садика в школу, вызывает сильный дискомфорт, беспокойство и панику. Специалисты советуют после установки диагноза не удалять ребенка из коллектива, чтобы происходила социальная адаптация. Однако нужно оградить его от насмешек и издевательства сверстников.

Синдром Аспергера у взрослых

Взрослые люди чувствуют себя хорошо, когда все вещи находятся на привычных местах, распорядок дня построен по графику, любые неожиданности отсутствуют. Если с детства навыки коммуникации не подвергались коррекции, то наблюдаются нейротипичные признаки синдрома Аспергера у взрослых:

  • невозможность поддержания дружеских отношений;
  • отсутствие общих интересов с остальными людьми;
  • отсутствие личных отношений.

При этом у людей с подобными симптомами высокий IQ, они хорошо знакомы со спецификой работы, справляются с повторяющимися монотонными заданиями, которые другие не хотят выполнять. В своей сфере они часто лучшие, но не могут быть директорами или менеджерами. У них повышенная страсть к порядку, доходящая до абсурда, с возрастом она только усиливается.

Аутизм Аспергера приводит к тому, что появляется повышенная подозрительность и боязнь любых болезней. Человеку начинает казаться, что опасность подхватить инфекцию кроется в осмотре врача, прикосновении к предметам в посторонних местах, простом рукопожатии. По этой причине взрослым людям, страдающим от болезни, сложно общаться с окружающими.

Синдром Аспергера – диагностика

Нельзя установить наличие или отсутствие болезни с помощью анализа или генетической экспертизы. Диагностика синдрома Аспергера включает наблюдения за поведением пациента, проведения сложных психологических тестов. Эти исследования определяют степень невралгических нарушений у человека. Для детей и взрослых разработаны разные вопросы. Все опросники разделены на группы, которые определяют:

  • уровень интеллекта;
  • сенсорную чувствительность;
  • наличие творческого воображения.


Тест на синдром Аспергера

Методики тестирования, опираются на неврологическую экспертизу в виде интерпретации разных картинок и ответы на вопросы. Выводы, сделанные после того, как проведен тест на синдром Аспергера, помогают определить причины болезни и назначить правильное лечение. В зависимости от возраста пациента проводится:

  1. TAS-20 – устанавливает уровень дефицита эмоций, характерный для заболевания. Врач показывает фото или картинки и просит описать ощущения, которые возникли в ходе просмотра.
  2. Торонтская шкала – тест Аспергера, который помогает выявить коэффициент аутизма, выраженный необычными тактильными ощущениями и сниженной способностью понимать символы и метафоры.
  3. Опросник Aspie Quiz – около 100 вопросов расшифровывают аутические черты у взрослых и их причины. Другое название исследования – тест AQ.

Синдром Аспергера – лечение

Лечебная терапия назначается после проведения тестирования психиатром. Чем раньше обнаружена болезнь, тем эффективнее лечение синдрома Аспергера. Для детей созданы специальные группы и классы, где проходит адаптация к обществу, взрослые после сеансов психотерапии могут работать вместе с другими людьми. В некоторых случаях требуется назначение курса антидепрессантов или других медицинских препаратов.


Известные люди с синдромом Аспергера

Тяжелое расстройство психики не помешало известным людям с синдромом Аспергера стать лучшими в своей сфере деятельности. Они знакомы всем – это писатели, актеры, художники, ученые, певцы. Биографы называют в числе великих аутистов: Сократа, Альберта Эйнштейна, Мари Кюри, Чарльза Дарвина, Джейн Остин, Льюиса Кэрролла, Исаака Ньютона, Энди Уорхола и еще много других.

Видео: что такое синдром Аспергера

Синдром Аспергера – как одна из форм аутизма, выражающаяся в ярко выраженном дефиците социального взаимодействия и общения, характеризуется ограниченными интересами и однотипными действиями. Синдром Аспергера часто диагностируется у детей младшего школьного возраста. Являясь одной из форм аутизма, синдром Аспергера представляет собой дисфункцию, сказывающуюся на восприятии мира человеком, обработке информации и отношении к другим людям. Визуально определить наличие синдрома не представляется возможным. Ученые предполагают, что такие известные люди как Альберт Эйнштейн и Исаак Ньютон имели синдром Аспергера. Они на лицо показывали тенденции, характерные для данного синдрома. С данным расстройством у людей возникают трудности в следующем: общение, взаимодействие или сотрудничество, воображение. Для них применим термин социальная “триада нарушений”. И очень сложно по выражению лица, голосу, языку тела определить счастливы ли они, что испытывают. Таким людям тяжело общаться и взаимодействовать с нормальными людьми, которые их не понимают. Рассмотрим социальную “триаду нарушений”

Социальное общение – коммуникация:

Трудности при выборе темы для разговора

Неумение начать разговор и окончить его

Использование, но не понимание сложных слов и фраз

Непонимание шуток, анекдотов, сарказмов и метафор

Социальное взаимодействие – сотрудничество:

Трудности в поддержании дружеских отношений

Отсутствие в понимании неписанных норм

Замкнутость и кажущееся безразличие, равнодушие и отчуждение

Некорректное поведение

Социальное воображение:

Очень богатое и разнообразное воображение, но трудности в представлении результатов будущих действий

Непонимание точки зрения других людей

Трудности в интерпретации чувств, действий, мыслей других людей

Трудности в актерских играх, но предпочтение логическим играм

Синдром Аспергера признаки

Люди с синдромом Аспергера имеют ряд других ярко выраженных признаков:

Сильная тревога, беспокойство, растерянность во время общения

Любовь к определенному порядку во всем

Сильная одержимая увлеченность занятием или хобби

Сенсорные нарушения в комплексе или в одном из анализаторов (зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния)

Неестественная речь

Синдром Аспергера причины

Причины синдрома Аспергера имеют те же корни, что и аутизм. Главенствующую роль в их возникновении играет воздействие генетических и биологических факторов, а так же токсических веществ, оказавших влияние на развитие плода в первые месяцы беременности

Синдром Аспергера симптомы

С рождения и до трехлетнего возраста у ребенка не наблюдается признаков аутизма, а взрослея возникают проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Речь ребенка становится монотонной и ослабленной, поведение обособленное, круг интересов узкий. Активное внимание кратковременно, застывшая мимика, взгляд опустошенный, голос тихий, но резкий. Наблюдается сильная привязанность к дому

Синдром Аспергера диагностика

Синдром Аспергера описан и представлен в “Справочнике диагностики и статистики душевных заболеваний (DSM-IV)” – глава 299.80

Синдром Аспергера лечение

При синдроме Аспергера необходимо пройти консультирование у врача психиатра. Помощь и лечение пациентов с синдромом Аспергера носит психолого – педагогический характер, а так же включает коррекцию семейной и поведенческой психотерапии. Вспомогательный характер имеет медикаментозное лечение.

Люди с проблемами социализации и адаптации встречаются в обществе нередко. Их зачастую считают чудаками, психопатами, отшельниками. Многим их этих личностей можно было бы поставить диагноз – синдром Аспергера, названный по имени педиатра, наблюдавшего это нарушение у детей в середине 20 века.

Синдром Аспергера - что это такое?

В шестилетнем возрасте ребенок уже неплохо осознает социальные нормы, живо общается со сверстниками и взрослыми. У детей, плохо вписывающихся в рамки, установленные обществом, отстающих в навыках социализации, определяют дисфункцию синдром Аспергера, что такое этот синдром – описал австрийский педиатр и психолог Ганс Аспергер. Он рассматривал эту дисфункцию как одну из форм аутизма и называл аутической психопатией.

В 1944 году внимание ученого привлекли дети от 6 до 18 лет, у которых полностью отсутствовал или был сильно снижен интерес к социуму. Еще одной отличительной особенностью этих детей являлись бедные мимика и речь, по которым было непонятно, что ребенок ощущает, как мыслит. При этом, отсутствовала кажущаяся отсталость таких детей в интеллектуальном плане - тесты показывали, что умственное развитие малышей в норме или очень высокое.

Синдром Аспергера - причины

По статистике, озвученной на специальном собрании Европарламента по вопросам аутизма, аутичными расстройствами страдает примерно 1 процент населения. Причины развития синдрома Аспергера, входящего в спектр данных расстройств, плохо изучены, исследования показывают, что к нарушениям в работе мозга приводит сочетание факторов – экологических, биологических, гормональных и т.д. В основной массе ученые придерживаются и такого мнения, что синдром Аспергера передается по наследству, это подтверждает большое число известных фактов.

К негативным факторам, с высокой долей вероятности провоцирующим развитие синдрома Аспергера, относят:

Тяжелые внутриутробные и перинатальные инфекции;

  • недоношенность;
  • воздействия токсических веществ;
  • последствия вакцинации;
  • аутоиммунный ответ материнского организма.

Синдром Аспергера - особенности поведения

Определить синдром Аспергера по внешнему виду практически невозможно, на мысль о наличии дисфункции может натолкнуть определенное поведение человека. Люди с синдромом Аспергера имеют нарушения в следующей триаде:

  • коммуникации;
  • взаимодействии;
  • воображении.

При наличии синдрома человеку сложно общаться и взаимодействовать с другими людьми. Он затрудняется:

  • понять настроение человека по интонации, жестам или мимике;
  • адекватно начать или закончить беседу;
  • различить серьезные высказывания и сарказм или юмор;
  • правильно интерпретировать образные выражения, метафоры;
  • найти альтернативные варианты развития ситуации;
  • поддерживать любовные отношения и дружить.

Окружающим такой индивид видится странным и нетактичным, неспособным работать с людьми. Например, человек с этим синдромом вполне способен проигнорировать правила этикета, затронуть болезненную тему или крайне неудачно пошутить. Негативная реакция окружающих приведет больного в недоумение, но причины этого он просто не поймет. Столкнувшись с непониманием множество раз, человек с аутичными нарушениями становится еще более замкнутым, отчужденным, безразличным.

Синдром Аспергера у взрослых - симптомы

Испытывая сложности в эмоциональной сфере, люди с синдромом Аспергера испытывают любовь к занятиям, опирающимся на четкий алгоритм и логику. Аутичные личности во всем предпочитают порядок и системность: придерживаются четкого маршрута и расписания, любые сбои и задержки выбивают их из колеи. Увлечения таких индивидов очень сильны и часто сохраняются всю жизнь, например, такой человек может стать гениальным программистом (Билл Гейтс), шахматистом (Бобби Фишер).

У индивида с диагнозом синдром Аспергера симптомы заболевания всегда связаны с органами чувств. Сенсорные проблемы у такого больного проявляются в повышенной чувствительности к звукам, яркому свету, запахам – любой сильный или незнакомый раздражитель способен вызвать гнев, тревогу или боль. Такая излишняя приводит к тому, что индивид испытывает сложности при передвижении в темноте, необходимости избежать препятствия, сделать работу, связанную с тонкой моторикой.



Симптомы синдрома Аспергера у женщин

Аутичные нарушения различно проявляются в зависимости от гендерной принадлежности человека. Синдром Аспергера у женщин можно заподозрить по следующим признакам:

  • равнодушна к своему внешнему виду – практически не красится, предпочитает естественную прическу и удобную одежду;
  • не имеет подруг, не понимает чисто женские увлечения;
  • эксцентрична;
  • очень молодо выглядит;
  • не может определиться с сексуальной ориентацией;
  • копирует чужое поведение;
  • уходит от реальности в книги и фильмы;
  • ощущает себя комфортно только дома;
  • часто ощущает тревогу, перепады в настроении;
  • совершает навязчивые движения, циклические ритуалы;
  • часто предпочитает одиночество;
  • не может найти свое место в жизни и создать с семью.

Как ведут себя мужчины с синдромом Аспергера?

Даже при наличии дисфункции мужчина способен достигнуть большого успеха в профессиональном плане. Поэтому женским вниманием он редко обделен. Как понять мужчину с синдромом Аспергера женщине:

  • страсть к определенному занятию, неразговорчивость, неумение говорить приятные вещи, вспыльчивость, эгоистичность, стремление к одиночеству – все это проявление болезни;
  • ложь часто прикрывает сенсорные проблемы – он может соврать, что болен, чтобы избежать похода к шумным друзьям;
  • надоевшие разговоры о работе или хобби маскируют неумение вести светскую беседу;
  • бытовые придирки также часто возникают из-за сенсорной чувствительности – он может устать от суеты, отказаться от одежды из-за ее жесткости;
  • проблемы в сексе возникают из-за отсутствия правильного воспитания – часто мужчина узнает об интимной жизни из видео и считает, что в обычной жизни все происходит так же.

Синдром Аспергера у детей - симптомы

Более успешная коррекция поведения достигается, если нарушения выявлены в детстве. Синдром Аспергера – признаки у детей:

  • неуклюжесть, нежелание играть в подвижные игры;
  • сложность при манипулировании предметами;
  • страх перед незнакомцами;
  • нелюдимость в компании других детей;
  • увлечение одной игрой, протест при попытках отвлечь;
  • сильная привязанность к дому и родителям.


Синдром Аспергера - отличие от аутизма

Два заболевания - синдром Аспергера и аутизм – имеют множество общих черт, этот факт можно объяснить тем, что первая болезнь является разновидностью второй. Но много у них и различий. Самая основная состоит в том, что при синдроме Аспергера у человека полностью сохранен интеллект. Он способен хорошо учиться, плодотворно работать, но все это – при грамотной коррекции поведения.

Можно ли вылечить синдром Аспергера?

Лекарства для полного излечения от этого недуга, как и от аутизма, не существует. Чтобы жизнь с синдромом Аспергера была максимально комфортной, а больной человек мог максимально самореализоваться, необходимо развивать его коммуникативные способности. Помимо психотерапии врачи назначают вспомогательные лекарственные средства – нейролептики, психотропные лекарства, стимуляторы. Помощь в терапии могут оказывать и близкие люди, которые должны относиться к больному с максимальным вниманием и терпением.

Синдром Аспергера и гениальность

Проявления данного отклонения затрагивают все психические процессы, изменяя их, причем иногда в лучшую сторону. При этом синдроме интеллект остается сохранным, что позволяет успешно развивать способности. Зачастую сопровождают синдром Аспергера: природная грамотность, отличные математические способности, и т.д. По этой причине среди гениальных людей так много тех, кто демонстрирует симптомы этой болезни.

Синдром Аспергера - известные люди

Знаменитости с синдромом Аспергера встречаются в самых различных областях науки, бизнеса, искусства, спорта:

Синдром Аспергера, что это? Мало кто из людей, не имеющие отношение к медицине, понимает как эта болезнь проявляется. В этой статье я попытаюсь доступно представить образ человека с синдромом Аспергера. Самой главной целью статьи является развеять страх людей к больным с такой патологией. Я думаю, что лишним не будет кратко ознакомится с симптоматикой заболевания, его причинами и особенностями, а наоборот – позволит понять как вести среди таких людей, как с ними общаться. В первую очередь необходимо разобраться в понятии «синдром Аспергера».

Итак, синдром Аспергера – это психогенное заболевание, которое отображается нарушением психического и частично интеллектуального развития. Многие считают, что данный синдром является одним из проявлений аутизма (психическое заболевание, при котором ребенок или подросток не может воспринимать общение с окружающим миром, и его поведение и интересы имеют ограниченный круг, т.е., как правило, интеллект не достигает высокого уровня). Да, на самом деле, Синдром Аспергера и аутизм имеют много общих черт, но самым главным отличием является наличие нормального интеллектуального развития при синдроме Аспергера. Иными словами – такие дети имеют склонность к обучению с положительным результатом. Самым главным проявление синдрома является отсутствие нормального восприятия окружающего мира, т.е. обладают нестандартными или недостаточно развитыми социальными способностями. В результате чего они позже постигают эмоциональное и социальное развитие. По внешнему виду данное заболевание определить сложно, а иногда не возможно. Оно проявляется при общении с человеком.

Синдром Аспергера симптомы:

Синдром Аспергера имеет характер «скрытой инвалидности». Это означает, что вы не можете определить данное заболевание по внешнему виду. Люди с этим заболеванием испытывают трудности в трех основных областях. К ним относится «триада нарушений»:

  1. социальная коммуникация.
  2. социальное взаимодействие.
  3. социальное воображение.

При правильной поддержке и поощрении, люди с синдромом Аспергера могут вести полную и независимую жизнь.

Теперь давайте рассмотрим каждую проблему отдельно.

Социальная коммуникация.

Людям с этой проблемой иногда трудно выразить себя эмоционально и социально. Например:

  • Трудно понимают жесты, мимику или тон.
  • Не знают, когда начать или закончить разговор, какую выбрать тему для разговора.
  • Не могут использовать сложные слова и фразы, не могут в полной мере понять, что они означают.
  • Могут быть очень буквальными в разговоре и могут иметь трудности в понимании шутки, метафоры и сарказма.

Для того, чтобы помочь такому человеку вас понять, предложения должны быть ясными и краткими.

Социальное взаимодействие.

Многие лица с этим расстройством хотят быть общительными, но т.к. имеют некоторые трудности в общении, не могут быть инициаторами дружеских отношений. Как правило, такие люди кажутся замкнутыми и незаинтересованными в других людях. Для окружающих может показаться, что они в некоторых ситуациях могут себя вести неподобающим образом.

Социальное воображение.

Люди с синдромом Аспергера могут быть творческими личностями. Например, многие из них могут становиться писателями, художниками и музыкантами. Но связи с нарушенным социальным воображением, их творчество понять может не каждый.

Пациенты с синдромом Аспергера отличаются своей педантичностью и постоянством. Можно сказать, что в любом деле они имеют свои особенные правила, при нарушении которых они могут расстроиться или рассердиться. Хорошо себя проявляют в интеллектуальном развитии, часто имеют хобби, которому проявляют особый и пожизненный интерес. К большому сожалении, синдром Аспергера проявляется и сенсорными трудностями – нарушением со стороны органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание или вкус). Чаще всего чувства человека усиливаются или ослабевают. Например, очень яркий свет, громкие звуки, резкие запахи могут стать причиной тревоги для людей с синдромом Аспергера.

Чаще болеют синдромом Аспергера мужчины, чем женщины. Из мировой статистики известно, что данная патология встречается у одного человека из ста. Причина возникновения синдрома не известна, но генетическую предрасположенность ученые заметили. Известно точно, что синдром Аспергера не вызван воспитанием человека, его социальным положением и не вина отдельных условий.

В настоящее время нет никакого специального лечения синдрома Аспергера . Только особый подход и своеобразное общение поможет таким людям комфортнее жить в нашем обществе.

PS : небольшое видео о том, как люди живут с этой проблемой.

Статья синдром Аспергера симптомы.

Нет и единого лечения, а данные в пользу эффективности существующих методов поддержки ограничены. Поддержка имеет целью улучшение симптомов и функционирования и опирается на поведенческую терапию, фокусируясь на специфических дефицитах и адресуясь к низким коммуникационным способностям, навязчивым или повторяющимся рутинным действиям и физической неуклюжести. Большинство детей улучшаются по мере взросления, но социальные и коммуникационные проблемы могут остаться. Некоторые исследователи и лица с синдромом Аспергера считают правильным рассматривать синдром Аспергера как отличие, а не инвалидность, которую надо лечить.

В англоязычной литературе используются термины «синдром Аспергера» (Asperger’s syndrome), «болезнь Аспергера» (Asperger disorder или Asperger’s disorder) и просто Asperger’s (букв. Аспергера). Нет единого мнения по поводу того, следует ли употреблять слово «синдром» (syndrome) или «болезнь» (disorder).

Диагностика

Главная статья: Диагностика синдрома Аспергера, en:Diagnosis_of_Asperger_syndrome

DSM-IV-TR

Синдром Аспергера определён в главе 299.80 Справочника диагностики и статистики душевных заболеваний (четвёртая редакция, пересмотренная) (DSM-IV-TR) как:

  1. Качественное затруднение социальных взаимодействий, демонстрируемое как минимум двумя признаками из следующих:
    1. Выраженные нарушения в использовании многочисленных несловесных нюансов поведения, таких как взгляд глаза в глаза, выражения лица, тело (осанка) и жесты, для управления социальным взаимодействием.
    2. Неспособность развить отношения со сверстниками до уровня, соответствующего общему развитию.
    3. Отсутствие спонтанного побуждения разделять радость, интерес или достижения с другими людьми (к примеру, отсутствие показывания, приноса или указывания на интересные предметы другим людям).
    4. Отсутствие социальной или эмоциональной взаимности.
  2. Ограниченные, повторяющиеся и стереотипные шаблоны поведения, интересы и занятия, демонстрируемые как минимум одним признаком из следующих:
    1. Всепоглощающее занятие одним или несколькими стереотипными и ограниченными наборами интересов, ненормальное либо в интенсивности, либо в сосредоточении.
    2. Очевидно негибкое следование конкретным, нефункциональным ежедневным рутинам и ритуалам.
    3. Стереотипные и повторяющиеся моторные движения (mannerisms) (например, хлопанье или верчение пальцем или ладонью, или сложные движения всем телом).
    4. постоянная сосредоточенность на частях предметов (persisten preoccupation with parts of objects).
  3. Это нарушение приводит к клинически значимым недостаткам в социальной, профессиональной или других важных сферах деятельности.
  4. Отсутствует клинически значимая общая задержка развития речи (например, отдельные слова используются по достижении двухлетнего возраста, связные фразы к трёхлетнему возрасту).
  5. Отсутствует клинически значимая задержка в когнитивном развитии , или в развитии навыков самообслуживания, соответствующих возрасту, адаптивного поведения (исключая социальные взаимодействия) и любопытства по поводу внешнего мира в детстве.
  6. Не удовлетворяются критерии других конкретных общих расстройств развития (Pervasive Developmental Disorder) или шизофрении .

Кристофер Гиллберг в Справочнике по синдрому Аспергера (Christopher Gillberg: A Guide to Asperger Syndrome, Cambridge: Cambridge University Press, 2002), также критикует обороты «отсутствует клинически значимая задержка» в DSM, и в меньшей степени некоторые другие; и аргументирует, что эти обороты говорят о неправильном понимании или чрезмерном упрощении синдрома. Он утверждает, что хотя может присутствовать значимая задержка в некоторых областях языкового развития, она часто комбинируется с исключительно высоким функционированием в других областях, связанных с языком, и аргументирует, что эта комбинация только внешне напоминает, но на самом деле очень отлична от нормального развития речи и адаптивного поведения.

МКБ-10

Болезнь, самостоятельность которой как нозологической единицы оспаривается, характеризующаяся тем же типом качественных нарушений взаимного социального взаимодействия, как и при аутизме, и ограниченным, стереотипным, повторяющимся репертуаром интересом и действий. Отличается от аутизма прежде всего тем фактом, что нет общей задержки или отставания ни в речи, ни в когнитивном развитии. Часто ассоциируется с выраженной неуклюжестью. Нарушения имеют ярко выраженную тенденцию сохраняться в подростковом и взрослом возрасте. Эпизоды психотического характера встречаются в ранней взрослой жизни.

Оригинальный текст (англ.)

A disorder of uncertain nosological validity, characterized by the same type of qualitative abnormalities of reciprocal social interaction that typify autism, together with a restricted, stereotyped, repetitive repertoire of interests and activities. It differs from autism primarily in the fact that there is no general delay or retardation in language or in cognitive development. This disorder is often associated with marked clumsiness. There is a strong tendency for the abnormalities to persist into adolescence and adult life. Psychotic episodes occasionally occur in early adult life.

Гиллберг критикует это определение так же, как и версию в DSM-IV.

Другие определения

Два других набора диагностических критериев предложены Петером Шатмари (Peter Szatmari) и др. , а также Гиллбергом и Гиллбергом . Оба этих определения были опубликованы в 1989 году.

Постановка диагноза

Диагноз чаще всего ставится между 4 и 11 годами. Экспертиза производится группой специалистов в разных областях и включает в себя разнородные наблюдения, в том числе неврологическую экспертизу, генетическую экспертизу, тесты интеллекта, психомоторного функционирования, вербальных и невербальных сильных сторон и слабостей, стиля обучения и способностей к самостоятельной жизни. Золотой стандарт диагностики комбинирует клиническую экспертизу, en:Autism Diagnostic Interview-Revised (ADI-R) - полуструктурированное интервью с родителями, и en:Autism Diagnostic Observation Schedule (ADOS) - интервью с ребёнком, основанное на беседе и играх. Неверный или слишком поздно поставленный диагноз может быть травматичен для пациента и его семьи; так, например, неверный диагноз может привести к приёму лекарств, которые ухудшат поведение. Многим детям с синдромом Аспергера сначала ставят диагноз Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Взрослых диагностировать труднее, чем детей, потому что стандартные диагностические критерии сконструированы для детей, а проявление синдрома Аспергера меняется с возрастом; диагностика взрослых требует тщательной клинической проверки и составления подробного анамнеза (истории болезни), получаемой как от самого пациента, так и от других знакомых с ним людей и фокусирующейся на его поведении в детстве.

Дифференциальный диагноз должен учитывать другие расстройства аутистического спектра , расстройства шизофренического спектра (см. en:Spectrum approach#Psychosis) , [[СДВГ , Обсессивно-компульсивное_расстройство , клиническую депрессию , en:Pragmatic language impairment , en:Nonverbal learning disorder , синдром Туретта , stereotypic movement disorder, биполярное расстройство , и социально-когнитивный дефицит из-за повреждения головного мозга в результате пьянства .

Недостаточная и избыточная диагностика представляют собой проблему в пограничных случаях. Высокая стоимость и трудность скрининга и экспертизы могут задержать постановку диагноза. И наоборот, растущая популярность лекарственной терапии и рост бенефитов создавали мотивацию к избыточной диагностике синдрома. Есть свидетельства в пользу того, что в последние годы синдром диагностировался чаще, чем раньше, отчасти как «остаточный» диагноз для детей с нормальным интеллектом и без аутизма, но с социальными трудностями. Furthermore, there is a predilection for adults to self-diagnose their condition.
Кроме того, у взрослых есть склонность диагностировать это состояние у себя.

В 2006 синдром Аспергера, как сообщалось, был самым быстрорастущим психиатрическим диагнозом среди детей Силиконовой долины ; однако в 2010 анализ диагнозов аутизма в Калифорнии не обнаружил преимущественного скопления аутистов вокруг областей, богатых предприятиями, работающими в области информационных технологий. Вместо этого скопления аутистов наблюдались в областях, где родители были старше и лучше образованы, чем в соседних областях.

Эпидемиология

Для дополнительной информации см. en:Conditions comorbid to autism spectrum disorders

Распространённость

По оценкам Британского национального аутистического общества (UK National Autistic Society), распространённость синдрома Аспергера с IQ 70 и выше составляет 3,6 на 1000, а всех синдромов аутистического спектра, вместе взятых - 9,1 на 1000.

Часть вариабельности связана с наличием нескольких наборов диагностических критериев синдрома Аспергера. Например, относительно небольшое исследование 5.484 финских детей в 2007 году привело к следующим результатам распространённости синдрома Аспергера:

  • по критерию ICD-10 - 2,9 детей на 1000
  • по критерию Гиллберга и Гиллберга - 2,7 детей на 1000
  • по критерию DSM-IV - 2,5 детей на 1000
  • по критерию Шатмари и соавторов - 1,6 детей на 1000
  • по любому из четырёх критериев - 4,3 детей на 1000

Половой диморфизм

У мальчиков синдром Аспергера встречается чаще, чем у девочек; оценки отношения распространённости мальчиков к девочкам составляют от 1,6:1 до 4:1 по критерую Гиллберга и Гиллберга. По мнению британского психолога Тони Эттвуда (en:Tony_Attwood), автора нескольких книг о синдроме, отношение составляет 4:1 . Согласно исследованиям Элерса (Ehlers) и Гиллберга (Gillberg), отношение также составляет 4:1, но если учесть сомнительные и пограничные случаи, оно падает до 2,3:1.

Коморбидности

Некоторые отчёты связывают синдром Аспергера с такими проблемами, как аминоацидурия (en:aminoaciduria) и en:ligamentous laxity , но все такие отчёты являются описаниями клинического случая (en:case_reports) или маломасштабными исследованиями, и ни один фактор не был связан с синдромом Аспергера в разных исследованиях.

В одном исследовании мужчин с синдромом Аспергера обнаружены повышенная частота эпилепсии и высокая частота (51%) расстройства невербального обучения (en:nonverbal learning disorder).

Синдром Аспергера также ассоциируется с нервными тиками , синдромом Туретта , биполярным расстройством и повторяющиеся действия и линии поведения при синдроме Аспергера имеют много общего с Обсессивно-компульсивным расстройством и ананкастным (обсессивно-компульсивным) расстройством личности . Однако многим из этих исследований присущ en:sampling bias или отсутствие стандартизированных измерений. Тем не менее коморбидные состояния встречаются довольно часто.

Характеристики

Будучи общим расстройством развития (en:pervasive developmental disorder), синдром Аспергера характеризуется не одним симптомом, а их сочетанием. Он характеризуется качественным нарушением социального взаимодействия, стереотипными и ограниченными шаблонами поведения, действиями и интересами, и отсутствием клинически значимой задержки в когнитивном развитии и в общем развитии речи. Интенсивная сосредоточенность на узкой тематике, односторонняя говорливость, бедность ритма и интонации речи и физическая неуклюжесть характерны для синдрома, но не требуются для постановки диагноза.

Социальные трудности

Социальные нарушения, встречающиеся при синдроме Аспергера, часто не имеют такой степени тяжести, как при аутизме с низким интеллектуальным развитием. Эгоцентризм с небольшим или полным отсутствием желания или способности взаимодействовать со сверстниками является отличительным признаком нарушения. Характерными являются социальная наивность, чрезмерная правдивость и смущение после замечаний, сделанных незнакомыми взрослыми или детьми.

Хотя не существует ни одной черты, которую разделяли бы все люди с синдромом Аспергера, трудности с поведением в обществе почти универсальны и, вероятно, являются наиболее важным критерием, который определяет это состояние. У людей с синдромом Аспергера нет естественной способности видеть и чувствовать подтекст социального взаимодействия. В результате человек с синдромом Аспергера может, например, оскорбить окружающих своими словами, хотя он вовсе не собирался никого оскорблять: просто он не чувствует границ дозволенного в данной ситуации. Часто люди с синдромом Аспергера неспособны также передать своё собственное эмоциональное состояние.

Неаутистичные люди способны получать большое количество информации о когнитивном (умственном) и эмоциональном состоянии других людей, основываясь на контексте общения, выражении лица и языке тела, но у людей с синдромом Аспергера эта способность не развита. Это ещё иногда называют «социальной слепотой» - невозможность создания модели мыслей другого разума в своём. Им трудно или невозможно понять, что именно другой человек имеет в виду, если он не говорит прямо (то есть «читать между строк»). Это не потому, что они не могут придумать ответ, а потому, что они не могут выбрать между возможными ответами, - индивид с «социальной слепотой» не может собрать достаточно информации, чтобы сделать это, или не знает, как интерпретировать собранную информацию.

Люди с синдромом Аспергера «слепы» по отношению к чужим жестам и оттенкам речи, поэтому замечают только то, что было сказано, причем в буквальном смысле. Например, человек может не чувствовать чужих телесных границ и стоять слишком близко, буквально «нависая» над собеседником и вызывая у того раздражение.

Вместе с этой трудностью «чтения» чужих невербальных (несловесных) сообщений у большинства людей с синдромом Аспергера существует трудность выражения их собственного эмоционального состояния с помощью «языка тела», выражения лица и интонации в той степени, в которой на это способны большинство людей. У них такие же или даже более сильные эмоциональные реакции, чем у большинства людей (хотя они не всегда эмоционально реагируют на те же самые вещи), трудность - в выражении эмоций, из-за чего внешнему наблюдателю может казаться, что эмоций они лишены.

У многих людей с синдромом Аспергера могут быть трудности с «контактом глаз». Многие очень мало смотрят в глаза, так как это эмоционально перегружает их; другие смотрят в глаза неэмоциональным, «вытаращившимся» взглядом, который может показаться дискомфортным другим людям. Взгляд в основном необычен, и сам Аспергер подчеркивал его фиксированный характер, в силу того, что у людей с синдромом Аспергера в момент взгляда на другого человека работает та часть мозга, которая обычно воспринимает зрительные сигналы при взгляде на неодушевленный предмет. Жестикуляция тоже может почти отсутствовать или, наоборот, выглядеть преувеличенной и неуместной.

Также стоит заметить, что поскольку синдром классифицируется как спектральное расстройство, некоторые люди с синдромом Аспергера могут обладать почти нормальной способностью к интерпретации выражения лица и другим тонким формам общения. Однако большинство людей с синдромом Аспергера не одарены этой способностью от природы. Им приходится учиться социальным навыкам с помощью интеллекта, в результате чего социальное развитие задерживается.

По мнению некоторых учёных, многие социальные трудности аутистов правильнее охарактеризовать как взаимное непонимание между аутистами и неаутистами. Как аутисту трудно понять язык тела неаутиста, так и неаутисту трудно понять язык тела аутиста. Некоторые аутисты утверждают, что язык тела других аутистов им понять гораздо легче, чем язык тела неаутистов. В таком случае, непонимание между аутистами и неаутистами можно сравнить с непониманием между людьми разных культур.

По крайней мере в некоторых случаях, «отсутствие социальных навыков» может быть просто нежеланием общаться с другими людьми. Даже если человек не может интерпретировать выражение лица и т. д., нежелание общаться может быть дополнительным фактором. Если неаутист может сознательно избегать общения с определённым человеком из-за зла, которое тот ему причинил, или по моральным соображениям, то человек с синдромом Аспергера может не хотеть общаться ни с кем, кроме, возможно, какого-то одного человека, о котором он очень высокого мнения.

Узкие, интенсивные интересы

Синдром Аспергера может включать в себя интенсивный и обсессивный (навязчивый) уровень сосредоточения на объектах интереса. Типичными являются также примеры интересов, когда человек интенсивно изучает или чрезмерно увлекается предметами, которые могут казаться странными для его возраста или культурного развития. Например, ребёнок в раннем школьном возрасте имеет особый интерес к «умершим композиторам». Именно это увлечение так заинтересовало психотерапевтов, что они в течение 2 лет пытались проанализировать содержание и смысл этого, так и не придя к значимому заключению. Действительный интерес этого мальчика сводился к увлечению компакт-дисками. Он любил наблюдать за их вращением в проигрывателе. Как и многие другие, имеющие синдром Аспергера, он мечтал о «полной коллекции» компакт-дисков. Одним из путей достижения этого была концентрация на умерших композиторах: если они умерли, то, по крайней мере, он мог быть уверен, что они уже не напишут ни одного музыкального произведения.

Особенно популярные интересы: средства передвижения и транспорт (к примеру - поезда), компьютеры, математика, астрономия, биология, динозавры, запоминание дат и умение безошибочно называть, каким днём недели была та или иная дата, иногда рисование или лепка. Всё это нормальные интересы обычных детей; необычность заключается в интенсивности интереса.

Иногда эти интересы сохраняются на протяжении всей жизни, в других случаях они меняются в непредсказуемые моменты времени. В любом случае, в каждый данный момент времени обычно присутствует один или два интереса. В своей области интересов люди с синдромом Аспергера часто очень тонко разбираются, способны к почти обсессивному сосредоточению и проявляют феноменальную, иногда даже эйдетическую , память. Ганс Аспергер называл своих юных пациентов «маленькими профессорами», так как, по его мнению, его тринадцатилетние пациенты обладали в своих областях интересов таким же всеобъемлющим и тонким пониманием, как университетские профессора. Но, к сожалению, из-за нежелания людей с синдромом Аспергера устанавливать контакты с другими людьми, особенно близкими по возрасту, а также из-за неумения (или нежелания) доводить свои мысли до окружающих, обширным познаниям различных наук так и суждено остаться в глубинах их разума.

Не все врачи полностью согласны с этой характеристикой; например, как Уинг, так и Гиллберг утверждают, что часто имеет место простое зазубривание, а не настоящее понимание областей интересов, хотя иногда бывает и наоборот. Стоит отметить, что эта деталь не играет роли при диагностировании, даже в соответствии с собственными критериями Гиллберга.

Когда человек с синдромом Аспергера занимается тем, что его интересует, он ничего не видит и не слышит, в прямом смысле слова, демонстрируя редкую компетентность в выбранной области. Вне своих областей интересов люди с синдромом Аспергера часто весьма ленивы. В школьные годы многие из них воспринимаются как умные, но неуспевающие, явно способные превзойти сверстников в своей области интересов, но постоянно ленящиеся делать домашние задания (иногда даже по интересующим предметам). Другие, наоборот, способны отлично успевать по всем предметам и обладают высокой мотивацией к тому, чтобы превзойти сверстников. Это затрудняет диагностику синдрома. В серьёзных случаях комбинация социальных проблем и узких интересов может привести к своеобразному поведению, например, при встрече с незнакомцем человек с синдромом Аспергера вместо того, чтобы представиться, как принято, заводит длительный монолог о своём специальном интересе. Однако, став взрослыми, они иногда преодолевают свою лень и отсутствие мотивации и развивают терпимость к новым видам деятельности и новым людям. Даже те, кому удается влиться в социум, продолжают испытывать подавляемый в себе дискомфорт чужеродности своей социальной роли. Многие латентные аутисты Аспергера ведут тайную битву с собой на протяжении всей жизни, маскируясь и приспосабливаясь под окружение и приспосабливая его под себя.

Странности речи и языка

Люди с синдромом Аспергера часто выделяются весьма педантичной манерой разговора, использованием более формального и структурированного языка, чем того заслуживает ситуация. Пятилетний ребёнок с этим синдромом может регулярно говорить на языке, который бы подошёл университетскому учебнику, особенно в своей области интересов. Язык Аспергера, несмотря на старомодные слова и выражения, грамматически правилен.

Развитие речи у ребёнка бывает исключительно ранним, развиваясь медленно из-за типичной для аспергеров привязанности к структуре и неизменённости жизненных норм, или наоборот несколько поздним по сравнению с братьями и сёстрами, после чего развивается очень быстро, так что в возрасте 5-6 лет речь в любом случае выглядит как правильная, педантичная, не по годам развитая и чрезмерно похожая на взрослую. Часто ребёнок, запомнивший речевые штампы, может выглядеть понимающим разговор. Однако для него трудно или полностью невозможно быть настоящим собеседником. Специалисты по нарушениям речи обычно называют этот тип проблем термином семантическое прагматическое нарушение , означающим, что, несмотря на нормальные или хорошо выраженные навыки речи, существует неспособность использования языка для коммуникации в условиях реальной жизни. Тональность голоса может быть нарушенной (слишком сильный, сиплый, чрезмерно низкий), темп речи увеличенным или заниженным. Слова часто произносятся излишне ровно и монотонно.

Другим распространённым (хотя и не универсальным) симптомом является буквальное понимание. Эттвуд приводит пример девочки с синдромом Аспергера, которой однажды позвонили и спросили «Павел рядом?». Хотя требуемый Павел присутствовал в доме, его не было в комнате, и, оглянувшись, чтобы убедиться в этом, она ответила «нет» и повесила трубку. Звонящему человеку пришлось перезвонить и объяснить ей, что он хотел, чтобы она нашла Павла и попросила его взять трубку (Attwood, 78).

Люди с синдромом Аспергера не воспринимают те неписанные социальные законы, которые мы усваиваем по опыту. Это как раз те люди, которые, как в известном анекдоте, на вопрос «Как дела?» начинают действительно рассказывать, как у них дела. Либо, наоборот, зная, что ответ на вопрос для собеседника может показаться слишком длинным - молчат. А если им сказать «Звони в любое время», могут позвонить в три часа ночи с чистой совестью. Полное неумение понимать намеки и «читать между строк» осложняет отношения с окружающими, но необходимо помнить, что оборотная сторона этого - честность и прямолинейность. Многие люди с синдромом Аспергера вообще не умеют лгать, и опасаться интриг с их стороны тоже не приходится.

Многие люди с синдромом Аспергера также используют слова очень специфически, включая в речь свежепридуманные слова или скомбинированные из знаний разговорного языка с корнями древних, от которых он произошёл, а также необычные сочетания слов. Они могут развить редкий дар к юмору (особенно каламбуры ; игра слов; строфы, в которых смысл приведён в жертву рифме; сатира) или написанию книг. (Другой потенциальный источник юмора появляется, когда они понимают, что их буквальные интерпретации забавляют окружающих.) Некоторые настолько хорошо владеют письменной речью, что удовлетворяют критериям гиперлексии (способность понимать письменную речь выше нормы, а способность понимать устную речь - ниже нормы).

Другие характеристики

Люди, подверженные синдрому Аспергера, могут также демонстрировать диапазон других сенсорных, физиологических аномалий и аномалий развития. У детей с синдромом Аспергера часто замечаются свидетельства замедленного развития точных моторных навыков. У них может наблюдаться специфическая «ковыляющая» или «рубящая» осанка при ходьбе, и при ходьбе они могут держать свои руки в необычной манере, могут быть неуклюжи в движениях. Координация движений нарушена в большей степени, чем мелкая моторика. Возможны трудности в обучении езде на велосипеде, плаванию, катанию на лыжах и коньках. Подверженные синдрому Аспергера создают впечатление крайне неуклюжих людей. Это особенно заметно в социальных условиях, в окружении многих людей.

Вообще говоря, индивидуумы с синдромом Аспергера любят порядок. Некоторые исследователи упоминают принуждение жёстким повседневным ритуалам (себя или других) как один из критериев для диагностирования этого состояния. Ритуалы могут быть «более высокого уровня» (и даже более тщательно разработаны), чем те, которые встречаются при аутизме. Так, один 10-летний мальчик требовал, чтобы родители возили его, брата и сестру на машине каждым субботним утром так, чтобы он мог, сидя на заднем сиденье машины, делать записи в своём дневнике, по которым определял, проехали ли они около каждого фонтана в центре их родного города. По-видимому, изменения в их повседневных ритуалах наводят страх по крайней мере на некоторых людей с этим состоянием.

Некоторые люди с синдромом Аспергера страдают от разной степени сенсорных перегрузок и могут быть патологически чувствительными к громким звукам или сильным запахам или не любить, когда к ним прикасаются, - например, некоторые дети с синдромом Аспергера сильно противятся прикосновениям к голове или потревоживанию их волос. Такая сенсорная перегрузка может заострить проблемы, с которыми дети с синдромом Аспергера сталкиваются в школе, где уровень шума в классе может стать непереносимым для них. Некоторые также не в состоянии заблокировать некоторые повторяющиеся стимулы, такие как постоянное тиканье часов. Тогда как большинство детей перестанут регистрировать этот звук в течение короткого времени и могут услышать его только с помощью усилия воли, дети с синдромом Аспергера могут отвлекаться, стать возбуждёнными или даже (в редких случаях) агрессивными, если звук не будет прекращён.

Жизнь с синдромом Аспергера

Почти 1/3 больных синдромом Аспергера способны выполнять «нормальную» работу и жить самостоятельно, хотя обычно не могут осуществлять ни то, ни другое. Самых способных - 5 % из общего количества больных - во многих случаях нельзя отличить от нормальных людей, но проблемы адаптации могут быть обнаружены при нейропсихологическом тестировании.

Синдром Аспергера обычно приводит к проблемам в нормальных социальных взаимодействиях со сверстниками. Эти проблемы могут быть очень серьёзными, особенно в детстве и юношестве; дети с синдромом Аспергера часто являются жертвами задир, обидчиков и хулиганов в школе из-за их специфического поведения, речи и интересов и из-за их слабой или ещё неразвившейся способности воспринимать и адекватно и социально допустимо отвечать на неречевые знаки, особенно в ситуациях интерперсонального конфликта. Ребёнок или подросток с синдромом Аспергера часто озадачен источником такого плохого обращения, не понимая, что было сделано «неправильно» («не по правилам», «не по понятиям»). И в последующей жизни многие люди с синдромом Аспергера жалуются на чувство, что они невольно становятся отсоединёнными от окружающего мира.

Дети с синдромом Аспергера часто демонстрируют продвинутые для их возраста способности в языке, чтении, математике, пространственном мышлении, музыке, иногда доходящие до уровня «одарённых»; однако, как было отмечено выше, это может быть уравновешено заметными задержками в развитии в других областях. Эти черты, в сумме, могут создать проблемы для учителей и других лиц, обладающих авторитетом или наделённых властью. (Здесь может иметь значение то, что одно из социальных соглашений, которое большинство людей с синдромом Аспергера игнорируют - это уважение авторитетов. Эттвуд замечает их склонность чувствовать, что со всеми людьми надо обращаться одинаково, несмотря на их положение в обществе; ученик с синдромом Аспергера может не демонстрировать уважения, пока не решит, что оно было заработано. Такое отношение многие учителя либо не поймут, либо сделают для него сильное исключение.) Как и большинство одарённых детей , ребёнок с синдромом Аспергера может считаться учителями «проблемным» или «неуспевающим». Чрезвычайно низкая терпимость и мотивация ребёнка к тому, что он воспринимает как однообразные и непримечательные задачи (вроде типичного домашнего задания), может легко разочаровать; учитель может даже посчитать ребёнка высокомерным, злопамятным и непослушным. А в это время ребёнок молча сидит за партой, чувствуя себя расстроенным и несправедливо обиженным, и часто не знает, как выразить эти чувства.

Синдром Аспергера вовсе не обрекает человека на несчастную жизнь. Интенсивное сосредоточение и тенденция логически решать задачи, свойственные синдрому Аспергера, часто дают людям с синдромом высокий уровень способностей в их области интересов. Когда эти особые интересы совпадают с материально или социально полезной задачей, индивидуумы с синдромом Аспергера часто могут жить в достатке. Ребёнок, увлечённый кораблестроением, может вырасти и стать успешным корабельным инженером.

С другой стороны, многие люди с синдромом Аспергера могут чересчур остро переживать нарушение своих ежедневных ритуалов или невозможность выражать свои особые интересы. Например, ребёнок с синдромом Аспергера может оказаться одарённым писателем для своего возраста и будет с удовольствием работать над своими рассказами во время уроков. А учитель может настаивать, чтобы ученик, вместо этого, был внимателен на уроке или работал над поставленным домашним заданием. Не-аутистичный ребёнок в таких условиях может немного расстроиться, но скорее всего послушается учителя. Для ребёнка с синдромом Аспергера, с другой стороны, это испытание может быть крайне травматичным, а реакция - изумить учителя и других детей в классе: обычно замыкающийся в себе ребёнок вдруг злится или огорчается несоразмерно ситуации. Критика действий ребёнка в этот момент (например, как незрелых или неуважительных) может сильно повредить чувство собственного достоинства ребёнка, которое и так довольно хрупкое.

Хотя многие люди с синдромом Аспергера не достигают в своей жизни того, что обычно считается «успехом в обществе», и многие из них всю жизнь остаются одинокими, они вполне могут встретить понимание у других людей и установить с ними близкие отношения. У многих аутистичных людей есть дети, и у этих детей может и не быть синдрома аутистического спектра. Также многие люди с синдромом Аспергера замечают свои затруднения и пытаются приспособиться к жизни среди людей без синдрома, даже если они никогда в жизни не слышали термин «синдром Аспергера» или считают, что он к ним не относится. Ребёнок с синдромом Аспергера может с помощью тренировки и самодисциплины стать взрослым, который, хотя и страдает синдромом Аспергера, способен неплохо социально взаимодействовать с другими. Однако из-за замедленного социального развития люди с синдромом Аспергера могут иногда чувствовать себя наиболее комфортно с людьми, которые немного моложе их.

Партнёры и члены семьи людей с синдромом Аспергера часто более подвержены депрессии , чем популяция в среднем, потому что люди с синдромом Аспергера не могут спонтанно выражать симпатию и могут быть очень буквальными; с ними может быть трудно эмоционально общаться. Однако, тот факт, что они не показывают симпатию (или, по крайней мере, не делают это привычным способом), совсем не означает, что он или она не чувствуют её. Понимание этого может позволить партнёру не чувствовать себя отвергнутым. Существуют способы обойти эти проблемы, например, не скрывая свои потребности. К примеру, описывая эмоции, следует говорить прямо и избегать нечётких выражений, вроде «расстроен», когда эмоция более точно описывается как «злой». Очень часто бывает наиболее эффективным просто изложить на понятном языке, что представляет собой проблема, и спросить партнёра с синдромом Аспергера о его эмоциях и причинах конкретной эмоции. Очень полезно, если член семьи или партнёр прочитает как можно больше про синдром Аспергера и про другие сопутствующие расстройства (как, например, те, которые упоминаются в этой статье).

Одна из главных проблем людей с синдромом Аспергера в том, что окружающие не понимают их особенностей и объясняют их «ненормальностью», «чудаковатостью» или «ленью». Проблема в том, что от них ожидают тех же стандартов и поведения, что и от большинства людей, и сами люди аутичного спектра часто предъявляют к себе неадекватные требования. Важно понять, что человек может быть талантлив и успешен в одном и некомпетентен в другом, даже если это другое такая простая вещь, как беседа по телефону или просто светский разговор. Впрочем, это важно понять в отношении всех людей - люди преувеличивают сходство между собой и часто не замечают различий, судят о других по себе. Это относится не только к синдрому Аспергера.

Связь с аутизмом

Эксперты сегодня соглашаются, что не существует одного психиатрического состояния под названием аутизм . Вместо этого существует спектр аутистических расстройств, и разные формы аутизма занимают разные позиции в этом спектре. Но в некоторых кругах аутистического сообщества эта концепция «спектра» подвергается серьёзным сомнениям. Если отличия в развитии - это исключительно следствие дифференцированного приобретения навыков, то попытка различать разные «степени тяжести» может ввести в опасное заблуждение. Индивидуум может быть подвергнут нереалистичным ожиданиям, или даже ему может быть отказано в жизненно важных услугах, исключительно основываясь на очень поверхностных наблюдениях, сделанных другими в этом сообществе.

В 1940-х г. Лео Каннер (Leo Kanner) и Ганс Аспергер, работая независимо в Соединённых Штатах и Австрии, идентифицировали по сути одинаковую популяцию, хотя группа Аспергера была, пожалуй, более «социально функциональная», чем группа Каннера. Некоторые из детей, которых Каннер идентифицировал как аутистичных, могли бы сегодня получить диагноз «синдром Аспергера», и наоборот. Говорить, что «аутистичный ребёнок Каннера» - это ребёнок, который сидит и раскачивается, - ошибочно. Субъекты исследования Каннера были из всех частей спектра.

Традиционно аутизм Каннера характеризуется значительными недостатками познавательного и коммуникационного развития, включая задержки или отсутствие речи. Часто бывает совершенно ясно, что эти люди не функционируют нормально. Индивидуумы с синдромом Аспергера, с другой стороны, не демонстрируют задержек с речью. Это - более неявное расстройство, и подверженные ему индивидуумы часто просто выглядят эксцентричными.

Исследователи пытаются взяться за проблему - как разделить этот спектр. Есть много разных разделительных линий, например аутисты, которые могут говорить, против тех, кто не может; аутисты с приступами и без; аутисты с большим количеством «стереотипных манер поведения» против тех, кто с меньшим, и так далее.

Спектр аутистических расстройств также сложно классифицировать по наличию тех или иных генетических признаков. Не найден определённый ген, вызывающий аутизм. Сейчас больше изучается вопрос о корреляции отдельных симптомов с определёнными мутациями. Уже найдено немало генов мутации, которые могут вести к аутизму. Макроскопические мутации встречаются в 1-2 % случаях аутизма, ещё в 10 % регистрируются мелкие мутации - дупликации генов или делеции (). Так, например, была локализована мутация в гене NOXA1 (NADPH-оксидаза) (); дупликация в хромосоме 15pter-q13.2 (); и другие (см тж ). Возможно, что аутизм развивается в комплексе, при наличии множества наследственных изменений.

Некоторые врачи уверены, что коммуникационные и/или познавательные недостаточности настолько существенны для концепции аутизма, что они предпочитают считать синдром Аспергера отдельным, совершенно отличным от аутизма состоянием. Это - мнение меньшинства. Юта Фрит (Uta Frith, одна из ранних исследователей аутизма Каннера) написала, что в людях с синдромом Аспергера, кажется, есть более, чем крупинка аутизма. Другие, как Лорна Уинг и Тони Эттвуд, разделяют выводы Фрит. Доктор Салли Озонов (Sally Ozonoff) из Davis’s MIND institute Калифорнийского университета утверждает, что не должно быть разделительной линии между «высокофункциональным» аутизмом и синдромом Аспергера, и что тот факт, что некоторые индивидуумы не начинают говорить, пока не подрастут, - не причина, чтобы разделять две группы, так как обе требуют совершенно одинакового подхода.

Возможные причины и происхождение

Возможные причины и происхождение синдрома Аспергера - это горячо обсуждаемая и спорная тема. Мнение большинства, на сегодня, состоит в том, что причины синдрома Аспергера - те же, что и у аутизма. Некоторые, однако, с этим не согласны, и аргументируют, что к синдрому Аспергера и аутизму приводят разные вещи. Всё это происходит на фоне продолжающихся более широких дебатов относительно того, является ли синдром Аспергера и другие состояния (такие как - СДВГ ) частью так называемого аутистического спектра.

Среди многих конкурирующих теорий относительно причины аутизма (и, следовательно, как многие уверены - синдрома Аспергера) - теория недосвязанности , разработанная исследователями познавания университета Carnegie Mellon и университета Питсбурга, теория предельного мужского мозга Симона Барон-Коэна (Simon Baron-Cohen), теория пред-работающего аутизма , теория социальной конструкции и генетика .

Некоторые теоретики приводят больше аргументов в пользу синдрома Аспергера, чем аутизма. Иногда аргументируется, что некоторые конкретные теории играют более значимую роль в синдроме Аспергера, как, например, теория социального сооружения и генетика . Однако это - область значительных разногласий.

Дар и проклятие

Предположения об известных людях, у которых мог быть синдром Аспергера

Недавно [когда? ] некоторые [какие? ] исследователи, в частности Симон Барон-Коэн и Иоан Джеймс, предположили, что у таких известных личностей из прошлого, как Альберт Эйнштейн и Исаак Ньютон , был синдром Аспергера, потому что они показывали некоторые тенденции в поведении, характерные для синдрома. Одна из глав упомянутой книги Гиллберга посвящена этой теме, включая подробный анализ случая с философом Людвигом Виттгенштейном (Ludwig Wittgenstein), и завершается выводом, что его поведение удовлетворяет критериям синдрома Аспергера. Естественно, что отсутствие диагноза во время жизни человека не подразумевает, что диагностировать было нечего, особенно если иметь в виду, что в то время не существовало широко распространённого знания о синдроме (как часто случается с синдромом Аспергера, который совсем недавно был широко признан в психиатрических кругах). Однако такие посмертные диагнозы остаются спорными.

Аргументы в пользу предполагаемых расстройств аутистического спектра у известных личностей меняются от человека к человеку. Некоторые утверждают, что в случае с Альбертом Эйнштейном (один из наиболее часто упоминаемых предполагаемых аутистиков), он поздно заговорил, был одиноким ребёнком, устраивал жестокие истерики, беззвучно повторял ранее произнесённые предложения - стереотипные факторы для аутистичного индивидуума. Исаак Ньютон заикался и страдал эпилепсией. Многие из этих предполагаемых исторических случаев синдрома Аспергера могли быть довольно мягкими (невыраженными), но некоторые скептики уверяют, что в этих случаях видны только некоторые черты аутизма, и их недостаточно для диагностирования аутистического спектра. В конце концов, многие критики исторической диагностики утверждают, что это просто невозможно - диагностировать неживого; и поэтому ничего нельзя сказать с уверенностью про то, был ли у исторических личностей синдром Аспергера.

Все эти предположения могут быть просто попыткой создать образец поведения (ролевую модель, объект для подражания) для людей с аутизмом, и продемонстрировать, что они могут делать конструктивные вещи и внести вклад в общество. Такие предположительные диагнозы часто используются активистами за права людей с аутизмом, чтобы показать, что излечение аутизма было бы потерей для общества. Однако другим людям в движении за права людей с аутизмом не нравятся эти аргументы, потому что они чувствуют, что люди с аутизмом должны ценить свою уникальность, даже если они и не желают быть исцелёнными, независимо от того, были ли люди вроде Эйнштейна аутистичными.

Отход от взгляда на синдром как на болезнь

Предполагаемый вклад в общество со стороны аутистичных индивидуумов - это восприятие расстройств аутистического спектра как сложных синдромов, а не болезней, которые должны быть излечены. Сторонники такого взгляда отвергают концепцию о том, что существует идеальная конфигурация головного мозга, и что любое отклонение от «нормы» должно считаться патологическим . Такие взгляды являются основой движений autistic rights и autistic pride.

Среди любителей фантастики существует спорная теория, что большинство отличительных признаков их субкультуры могут быть объяснены тем, что у большинства из них есть синдром Аспергера. Вдобавок, в статье в журнале Wired под названием «Синдром чудаков» (The Geek Syndrome ) предположено, что синдром Аспергера более распространён в Силиконовой долине , считающейся раем земным для компьютерных учёных и математиков. Что позволило развиться в долгоживущую идею, популяризованную в периодике и в книгах о том, как помочь себе, что «Синдром чудаков» равен синдрому Аспергера, и сконденсировала дождь поспешных самодиагнозов; в частности из-за того, что статья в журнале была напечатана вместе с 50-ю вопросами Теста индекса аутистического спектра Симона Барон-Коэна. Так же как и некоторые люди с синдромом Аспергера, чудаки (geeks ) могут демонстрировать крайний профессиональный или случайный интерес к компьютерам , науке , инженерии и сопутствующим областям, и могут быть интровертами , или предпочитать работу другим аспектам жизни. Однако никто ещё не пытался определить, имеет ли тип личности «Синдром чудаков» прямое отношение к аутизму, или это просто вариант обычного типа личности, не являющийся частью аутистического спектра.

Критика

Некоторые люди, включая некоторых с диагнозом синдрома Аспергера, аргументируют, что этот синдром - это социальная конструкция. Профессор Симон Барон-Коэн из Центра исследования аутизма написал книгу, в которой он приводит аргументы, что синдром Аспергера - это крайняя степень того, чем мозг мужчин отличается от мозга женщин. Он говорит, что, вообще говоря, мужчины - более способны к систематизации, чем женщины, и что женщины - более способны к сопереживанию, чем мужчины (Baron-Cohen, 2003). Цитируется фраза самого Ханса Аспергера, который говорил о своих пациентах, что они обладают «экстремальной версией мужской формы интеллекта». Концепция противопоставления мужского и женского интеллекта, однако, является спорной, и хотя в 2005 году теория биодетерминизма популярна среди исследователей психологии и социологии, она остаётся непроверенной теорией.

В качестве категории, которая претендует на обладание чётко определённым нейро-биологическим фундаментом, синдром Аспергера, вероятно, обладает такой же степенью действительности, как и целый набор других психиатрических наименований, таких как: расстройство с дефицитом внимания и гиперактивностью , широко раскритикованное ведущими психиатрами - как, например, Питером Бреггином (Peter Breggin) и Сами Тимими (Sami Timimi); обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) и клиническая депрессия , усердно продвигаемые растущим сектором психиатрической медицины и фармацевтической промышленностью. Все черты поведения, связанные с этим состоянием, в разной степени проявляются и в общей популяции. Люди, диагностированные с синдромом Аспергера, значительно отличаются друг от друга в плане интеллектуальной, профессиональной и социальной производительности, диапазона интересов, разговорчивости, конформизма, гиперчувствительности, и прочего… Хотя небольшое меньшинство может быть по-настоящему высоко-функциональными аутистиками (с недостаточностью общения и привязанности, заметной с раннего детства), и немало замешательства относительно диагностики царит среди экспертов по аутизму , не существует научного доказательства связи между серьёзным аутизмом типа Каннера и чудаческими, либо несколько непривычными чертами многих людей в нашем обществе. Тончайшие отличия в окружении, соматические и неврологические отличия могут влиять на развитие нашей личности и наши стратегии социализации. Среди тех, у кого диагностирован синдром Аспергера, у очень многих присутствует одна из форм диспраксии (трудность планирования движений тела), которая приводит в детстве к предпочтению заниматься наедине, а не вместе с другими. Много внимания уделяется центральной роли, которую играет модель психического («theory of mind ») в категоризации аутистического спектра, однако ясно, что среди общей популяции присутствует огромная вариация в относительных уровнях социальной наивности и эго-центричности. Многие из наших социальных навыков приобретаются в раннем детстве через привязанность к нашему символу материнства, и далее через игру со сверстниками. Факторы из окружающей среды, вмешивающиеся в эти формирующие процессы, могут оставить отпечаток на всю жизнь, заставляя некоторых отходить от социального мэйнстрима и становиться замкнутыми, несоциальными индивидуумами.

Ещё одно возражение, противопоставленное этому взгляду, это то, что хотя синдром Аспергера более распространён среди мужчин, чем среди женщин, персоналии женщин с синдромом Аспергера не обязательно выглядят как чем-то мужские, и некоторые из них могут демонстрировать исключительный интерес к якобы «женственным» или «правополушарным» занятиям, вроде искусств или танцев. Однако, возвращаясь назад, то, что воспринимается как «мужественная персоналия», может быть не то, что Барон-Коэн имел в виду, говоря про мужской интеллект, продвинутость в искусствах и артистизм могут считаться женственными только благодаря определённым социальным условностям. То, что искусства, или танцы, воспринимаются некоторыми как женственные занятия, явно не означает, что интерес пациента к ним мотивируется или направляется не-систематической (предположительно «женской», в труде Барон-Коэна) структурой мозга.

Культура

Подробнее по этой теме см.: Autistic culture в английской Википедии.

Многие люди с синдромом Аспергера в общем называют себя в бытовых разговорах с помощью более мягкого «aspie», или «aspy». Другие предпочитают «Aspergian», «Asperger’s autistic» или вообще никаких особых названий. Многие, кто считает, что не существует значительной разницы между синдромом Аспергера и аутизмом из-за их аналогичных вариаций спектра, могут предпочитать термин «autie» или просто «autistic», как более общий термин.

Чтобы ссылаться на себя как на группу, многие люди с синдромом Аспергера используют термин «нейроотличные» (neurodivergent ), источники которого лежат в том факте, что синдром Аспергера считается профессиональными медиками неврологическим расстройством. Чтобы ссылаться на людей, которые неаутистичны, многие из них воспользуются термином «нейротипичные» (neurotypical ), или, сокращённо, NT. Вдобавок, людей в поисках исцеления от аутизма иногда, с насмешкой, называют «curebies» - «излечимыми».

  • В 2007 году голландским режиссёром Ником Бальтазаром был снят художественный фильм «Ben X ». Фильм в полной мере раскрывает проблему людей с синдромом Аспергера. Герой, страдающий этой болезнью, настолько ушёл в мир онлайновых игр, что грань между реальным и виртуальным миром у него начинает стираться. Вся картина построена на смеси кадров из игры и реальной жизни. Фильм основан на реальных событиях.
  • В 2009 году вышел полнометражный мультфильм «Мэри и Макс » о 8-летней девочке из Австралии и 44-летнем мужчине из Нью-Йорка, страдающем синдромом Аспергера. Они переписывались на протяжении 18 лет.
  • Главный герой фильма «Адам » с синдромом Аспергера борется с внезапным одиночеством после смерти отца.
  • В фильме «Дорогой Джон » есть герои с подобными формами аутизма, описываются словом autistic.
  • В фильме «Меня зовут Кхан » герой с синдромом Аспергера хочет встретиться с президентом, чтобы сказать ему о том, что он не террорист.
  • В фильме «Без ума от любви» (другое название «Моцарт и кит») (2005) с Джошем Хартнеттом и Радой Митчелл , актёры играют двух влюблённых, страдающих синдромом Аспергера.
  • В фильме «В космосе чувств не бывает» (оригинальное название «I rymden finns inga känslor») (2010) герой фильма подросток Симон, страдающий синдромом Аспергера, ищет новую подругу для своего старшего брата.
  • Один из героев сериала «Юристы Бостона » Джерри Эсперсон (Кристиан Клеменсон) страдает от синдрома Аспергера. Джерри часто держит руки на бедрах, подпрыгивает и рычит. Несмотря на странное поведение, он является талантливым юристом и настоящим профессионалом в сфере финансового права.
  • В сериале «Родители» (Parenthood , 2010) главный герой узнаёт, что у его сына синдром Аспергера.
  • В венесуэльской теленовелле «Идеальная женщина» (La mujer perfecta , Venevision , 2010) у главной героини Микаэлы Гомес диагностирован синдром Аспергера.
  • В американском сериале «Анатомия страсти » (другое название «Анатомия Грей») синдромом Аспергера страдает кардиохирург Вирджиния Диксон.
  • У главной героини трилогии «Миллениум» Стига Ларссона Лисбет Саландер подозревается подобное заболевание. Однако окончательный диагноз ей так и не поставили. Она не смогла закончить школу. В 12-летнем возрасте она попала в лечебницу для душевнобольных, когда она выписалась оттуда, её признали недееспособной. Но несмотря на это, она обладает фотографической памятью и является одним из лучших хакеров в Швеции.
  • В аниме «Тетрадь Смерти » симптомы синдрома Аспергера наличествуют у персонажей L и Near.
  • В популярной телепередаче «America’s Next Top Model » участнице 9 сезона Heather Kuzmich в 15 лет был поставлен диагноз Синдром Аспергера
  • В канадском сериале «РеГенезис » один из главных героев биохимик Боб Мельников (Дмитрий Чеповецкий) страдает синдромом Аспергера.
  • В американском телесериале «Воздействие » одна из героев - воровка Паркер имеет симптомы, характерные для синдрома Аспергера.
  • В американском комедийном телесериале «Теория Большого Взрыва » один из главных героев - доктор Шелдон Ли Купер - обладает некоторыми признаками наличия синдрома Аспергера.
  • В книге «Любопытный инцидент с собакой в ночное время » («The curious incident of the dog in the night-time») Марка Хаддона повествование идет от лица мальчика с синдромом Аспергера. Книга стала бестселлером и получила Уитбредовскую премию в 2003 году.
  • Синдрому Аспергера посвящена восьмая серия пятнадцатого сезона анимационного сериала «Южный Парк » («South Park»), которая называется «Ass Burgers».
  • В 2011 году в России вышел перевод романа Джоди Пико́ «Последнее правило» (Jodi Picoult , «House Rules »), главный герой которого Джейкоб Хант, математически одарённый тинейджер с синдромом Аспергера, подозревается полицией в убийстве своей воспитательницы.
  • В фильме «Жутко громко и запредельно близко » («Extremely Loud & Incredibly Close») 2011 года очень ярко отображена сущность синдрома Аспергера у мальчика - главного героя фильма.
  • В телеситкоме «Сообщество» («Community»), один из главных героев, Эбед, регулярно демонстрирует признаки синдрома Аспергера, иногда даже переходя в состояние, близкое по симптомам к аутизму.
  • В игре To the Moon прошлое Джонни связано с девушкой страдающей синдромом Аспергера. Что играет важную роль в развитии сюжета

В произведениях мировой классики синдром Аспергера вполне определённо вырисовывается у Перегринуса Тиса, главного героя романа-сказки Э. Т. А. Гофмана «Повелитель блох ». У него имеются и социальные трудности, и склонность (в том числе в детстве) к узким интенсивным интересам, и строгое соблюдение определённых ритуалов, и хаотичность в познаниях, и социальная наивность с правдивостью, и непрактичность, и мечтательность, и позднее начало речи (при уже понимании смысла).

См. также

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .