Меню
Бесплатно
Главная  /  Дети дошкольного возраста  /  Развивающая игра в средней группе. Угадай, кто сказал. Ход игры: Расскажите, что бывает

Развивающая игра в средней группе. Угадай, кто сказал. Ход игры: Расскажите, что бывает

1. Дидактическая игра «Найди ошибку»

Цели:

Ход игры : Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например: «Собака читает. Может собака читать?» Дети отвечают: «Нет». А что может делать собака? Дети перечисляют. Затем называются другие животные.

Ребенок в той же возрастной группе. Когда дети начинают дистанцироваться от родительского влияния, группа одного возраста открывает новые перспективы и дает им свободу судить самостоятельно. За это время дети развивают навыки, необходимые для общения и интимности, и приобретают чувство принадлежности. Она приобретает навыки лидерства и общения, изучает сотрудничество и ряд ролей и правил.

Одна и та же возрастная группа помогает им научиться справляться с обществом, как адаптировать свои потребности и желания к другим, когда сдаваться и когда оставаться на месте. Группа предлагает детям эмоциональную безопасность. Дети успокаивают, чтобы узнать, что они не единственные, у кого есть мысли, которые могут расстроить взрослого. Дети склонны быть субъективными к тем, кто с ними похож, но эта субъективность уменьшается с возрастом и когнитивным развитием.

2. Дидактическая игра «Доскажи слово»

Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.

Ход игры: Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово.

Ра-ра-ра - начинается иг ….

Ры-ры-ры - у мальчика ша...

Ро-ро-ро - у нас новое вед...

Наличие друзей в этом возрасте важно, потому что их недостаток приводит к негативным долгосрочным последствиям, может стать взрослым с низкой самооценкой и проявлять признаки депрессии. Дружба у детей школьного возраста глубже и стабильнее, чем в дошкольном возрасте, но по-прежнему основана на личных интересах, а не на общих интересах двух друзей. После 9 лет дети могут развивать близкие отношения, взаимный обмен.

Проснувшись, что заснул, пасхальное солнце пришло утром. Пасха - один из самых красивых праздников весны. Любой с нетерпением жду теплыми лучами солнца, первой фиалки, почки деревьев, пение птиц, мы хотим, чтобы почувствовать свежий ветер, и с нетерпением ждем Пасхи бабушка верить в чудеса.

Ру-ру-ру - продолжаем мы иг..

Ре-ре-ре - стоит дом на го...

Ри-ри-ри - на ветках снеги...

Ар-ар-ар - кипит наш само....

Ры-ры-ры - детей много у го...

3. Дидактическая игра «Так бывает или нет»

Цели: учить замечать непоследовательность в суждениях, развивать логическое мышление.

Ход игры : Воспитатель объясняет правила игры:

Уже стало традицией праздновать Пасху после пасхального питомника. И в этом году дети в детском саду после Св. Пасха собралась с радостным волнением, неся красочных жуков. В группах дети рассказывали друг другу, что они делали во время праздников. Персонажи пасхального праздника, мать кролика со своей дочерью, Страксиуке, приглашали детей смеяться, танцевать, играть в разные игры и ходить вокруг воронов. На пиршестве в фестивале принимали участие самые маленькие группы, «дети» крестьянина, которые сопровождались весёлым весенним настроением.

  • Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает.

«Летом, когда ярко светило солнце, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега снеговика и стали кататься на санках». «Наступила весна. Все птицы улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну...»

4. Дидактическая игра «Какое время года?»

После удовольствия они наслаждались кубиками Пасхи, отправленными с вкусными ароматами чая. Их не испугало ни атакуемый грипп, ни сильный снег. Офис посетили три короля. Длительный праздничный период закончился. Это 7 января объявленный посещением Трех Королей. Царства несли с собой дар золота, благовоний и мирру. Дети получили рождественскую елку и попрощались с ней до следующего года.

Гномы пришли с хорошим сообщением: они принесли письмо Санты детям. Но было грустно, что огромная рождественская елка еще не была заполнена. Дети были счастливы сразу же украсить елку, и когда они говорили волшебные слова грубого, рождественская елка сияла разноцветными лампочками. Молодые люди танцевали и веселились вместе с гномами на праздничной елке. И когда он услышал сообщение о том, что Санта-Клаус должен был посетить их на следующей неделе, он бросился и украсил ель в поле, так что Деду было бы легче найти дорогу в детский сад.

Цели: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель задает вопрос «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.

5. Дидактическая игра «Где что можно делать?»

Мы даем радость и тепло другим. Затем раздраженное сердце становится теплым, и тепло распространяется по всему телу. Директор института г-жа Лорета Гечене встретилась с дедушкой и бабушкой, которая приехала к гостю, в сопровождении заместителя генерального директора по социальной работе с пожилыми людьми и инвалидами Риме Мажутене.

Маргарита Ясинскене пожелала прекрасного будущего, и детям дали свои поздравительные открытки, детский сад, Эглуте, заместитель директора по образованию. праздники и приглашали всех на символический стол едоков. Пребывание в Комиссаре полиции. Сб м. 25 октября Детский сад, дети Эглуте и преподаватели дошкольных образовательных групп посетили комиссариат полиции округа Тельшяй полицейского комиссариата района Мажейкяй. У детей была возможность увидеть арест, узнать степень полицейских, посетить тренажерный зал, захватить автостоянку и дробовик.

Цели: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.

Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них.

Что можно делать в лесу? (Гулять; собирать ягоды, грибы; охотится; слушать пение птиц; отдыхать).

Что можно делать на реке? Что делают в больнице?

6. Дидактическая игра «Какая, какой, какое?»

Маленьким была предоставлена ​​возможность надеть свой кожаный жилет, чтобы коснуться учебной винтовки. Дошкольные парни очень понравились. Когда они вернулись в детский сад, дети поделились своим опытом в течение длительного времени. Природа - волшебная лаборатория, которая обрабатывает каждый овощ. Это подтвердили все участники фестиваля, потому что преподаватели, которые проводили мероприятие, подчеркнули, что травы используются для лечения с незапамятных времен. Без них первобытный человек не вырвался, ища лекарственные растения для своих инвалидностей на полях и лугах.

Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

Ход игры: Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету. Белка - рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.....

Без травы сейчас нет успешного лечения. Травы являются отличным природным подарком для человека, нужно только заметить ее и иметь возможность использовать ее должным образом. На фестиваль была приглашена бабушка Угниус Нихоля Поцене. С этой бабушкой дети приятно познакомились при посещении ее загородного дома. Бабушке, излучающей тепло и любовь к детям, было много, чтобы рассказать о маленьких приятелях природы. У нее много подарков. Все дети были покраснели яблоками, они использовали вкус свежесваренной малины.

С большим интересом ученики и их родители выслушали рассказ бабушки, в котором растение, чтобы спасти болезнь, бутылку трав. Участники мероприятия имели возможность узнать, какой чай выбрать, когда он был холодным или в присутствии гриппа, у которого зубы препятствовали болезням горла, желудка или кишечника. Говоря об исцеляющих свойствах волокна, дети пригласили собравшихся гостей узнать литовские народные игры, чтобы запомнить мудрость старейшин.

Пальто - теплое, зимнее, новое, старое …..

Мама - добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая …

Дом - деревянный, каменный, новый, панельный …

7. Дидактическая игра «Закончи предложение»

Цели: учить дополнять предложения словом противоположного значения, развивать внимание.

Ход игры : Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.

Овощи и фрукты - незаменимые продукты. Целую неделю родители вместе с детьми, созданные из овощей, фруктов и натуральных материалов, различных персонажей и сцен. Галерея учреждения состоящий из разноцветных экспонатов. Наши друзья Маленькие ученики в настоящее время знание овощей и фруктов, их преимуществ для человека, знал, где и какие витамины, играли в различные игры, потому что радость игр является одним из самых важных физических и умственных условий для созревания, жизнеспособности и здоровья.

Мы искренне благодарим родителей, которые внесли свой вклад в выставку Осенних Плюсов. Дети играли дидактические игры, спортивные состязания, приняли участие в викторине, плохой и хорошем поведении. Позже дети детского сада «Эглуте» играли веселые игры на игровых площадках группы, создавали искусство земли, нарисованное на тротуаре.

Сахар сладкий. а перец - …. (горький).

Летом листья зеленые, а осенью ….(желтые).

Дорога широкая, а тропинка.... (узкая).

8. Дидактическая игра «Узнай, чей лист»

Цели: учить узнавать растение по листу (назвать растение по листу и найти его в природе), развивать внимание.

Ход игры : На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников. Показать детям, предложить узнать, с какого дерева и найти сходство с не опавшими листьями.

В Тиркшляйском сосновом лесу состоялась церемония сертификации сертификатов «Зеленый флаг» и Программы Международной школы природы. Международные сертификаты программы экологической школы были также представлены другим районным учебным заведениям, уже имеющим «Зеленые флаги», и в течение нескольких лет успешно осуществляют природоохранную деятельность. Наш орган получает эту награду во второй раз. Зеленые флаги и международные сертификаты для учебных заведений были вручены председателем Литовского зеленого движения Римантасом Бразиулисом.

9. Дидактическая игра «Отгадайте, что за растение»

Цели: учить описывать предмет и узнать его по описанию, развивать память, внимание.

Ход игры : Воспитатель предлагает одному ребенку описать растение или загадать о нем загадку. Другие дети должны отгадать, что это за растение.

10. Дидактическая игра «Кто же я?»

Мажейкяй район является уникальным в том, что ни одна из другой области не так много учебных заведений, участвующих в охране окружающей среды программы в области образования, - сказал гость Тринадцать Мажейкяй окружные образовательные учреждения, которые получили зеленые флаги должны продолжать работу, начатую, чтобы получить эту награду и. в следующем году.

Полезный урок как для молодых, так и для взрослых. Мажейкяй детский сад, преподаватели Елочка, ученики 22 апреля Добро пожаловать, гость. -. Этот образовательный урок был полезен для всех: для детей, для помощников, потому что, как сказал гость, необходимо, чтобы Литва не стала плевными холмами горных холмов. Дети трудолюбивы и упорядочены по своей природе, но их привычки негативно влияют на отношение некоторых взрослых к окружающей среде.

Цели: учить называть растение, развивать память, внимание.

Ход игры : Воспитатель быстро показывает на растение. Тот, кто первым назовет растение и его форму (дерево, кустарник, травянистое растение), получает фишку.

11. Дидактическая игра «У кого кто»

Цели : закрепить знания о животных, развивать внимание, память.

Первые натуралисты стали первым урожаем. Несмотря на то, что весной сияло солнце, дети «Птицы» и «Гудручяй», которые работают на природе, наслаждаются первым урожаем. Прекрасный салат вырос на подоконнике, налил петрушку, укроп. 12 апреля обе группы пели бутерброды с листвой из подоконников. Дети взяли ответственный ботинок, зажгли салат, укроп. И педагоги были рады, что бутерброды были не только вкусными, но и богатыми витаминами без вредных химических веществ. Поднявшись вместе за общим столом, мы поделились заботами о том, как мы поливали и поддерживали рассаду.

Ход игры: Воспитатель называет животное, а дети называют детеныша в единственном и множественном числе. Ребенок, который правильно назовет детеныша, получает фишку.

12. Дидактическая игра «Кто (что) летает?»

Цели: закрепить знания о животных, насекомых, птицах, развивать внимание, память.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбранный ребенок называет какой-нибудь предмет или животное, причем поднимает обе руки вверх и говорит: «Летит».

Все, кто ел бутерброды с травами, подтвердили, что они ароматные и вкусные. Оказывается, что на подоконнике было не сложно выращивать первый урожай. Многие могут помочь природе, но спасет только совесть людей. До сих пор мы начали готовиться заранее. Литтл наши ученик производства, ромашек, которые украшали дерева, организовал выставку, вновь пережить игрушки. Учебные заведения в коридоре Были выставлены работы из различных отходов. День Земли начался с большого количества волнений: дети выбрали питомник во внутреннем дворе, чтобы нести свои собственные цветы, птицы, цветные воздушные шары.

Когда называется предмет, который летает, все дети поднимают обе руки вверх и говорят «Летит», если нет, руки не поднимают. Если кто-то из детей ошибается, он выходит из игры.

13 . Дидактическая игра «Что за насекомое?»

Цели : уточнять и расширять представления о жизни насекомых осенью, учить описывать насекомых по характерным признакам, воспитывать заботливое отношение ко всему живому, развивать внимание.

Флаг был поднят, дети читали стихи, обязывались покровительствовать и защищать землю. В конце фестиваля красочные воздушные шары поднялись на небо, символ того, насколько прекрасна, уникальна наша Земля. Действие Белого голода борется при наличии хороших друзей.

Зима - это радость для детей, разнообразные развлечения: бег трусцой, санях, снег. И наши маленькие друзья - птицы и животные приходят долгое время с проблемами. Каждая группа имеет свой собственный фидер и Берия птичку крупу, сухарь, на ветвь дерев кабины шкварок.

Было все не пустыми, но полные подарочные пакеты лесных жителей. Чтобы испытать естественное возбуждение, добрые дела будут длиться вечно в сердцах детей. Каждый ребенок лично ближе к природе и может сделать что-то хорошее, по-настоящему устойчивое и любить ее.

Ход игры : Дети делятся на 2 подгруппы. Одна подгруппа описывает насекомое, а другая - должна угадать, кто это. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

14. Дидактическая игра «Прятки»

Цели: учить находить дерево по описанию, закрепить умение использовать в речи предлоги: за, около, перед, рядом, из-за, между, на; развивать слуховое внимание.

Погревшись и отдохнув после поездки, дети посмотрели на ферму: они посетили комнату, где травы были взвешены и очищены. Затем он отправился в сушильную комнату, где поддерживалась температура в 300 градусов Цельсия, была возможность увидеть, где травы чеканились, раздавливались, расфасовывались. Эта поездка является частью экологического и этнокультурного проекта, проведенного в этом году в учреждении «Зеленая трава, ароматный чай».

В народных традициях Литвы поклонялись старинные народные традиции, некоторые из которых считались священными. Праздники были организованы на таких деревьях. Рождение десятилетия назад в Западной Европе, празднование древесных украшений пришло на нашу землю.

Ход игры: По заданию воспитателя часть детей прячется за деревьями и кустарниками. Ведущий по инструкции воспитателя ищет (найди, кто прячется за высоким деревом, низким, толстым, тонким).

15. Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?»

Цели: учить подбирать глаголы, обозначающие действия, развивать память, внимание.

Ход игры : Воспитатель задает вопросы, дети отвечают глаголами. За каждый правильный ответ дети получают фишку.

  • Что можно делать с цветами? (рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать)
  • Что делает дворник? (подметает,убирает, поливает, чистит дорожки от снега)

16. Дидактическая игра «Какое что бывает?»

Цели: учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение; развивать внимание.

Ход игры: Расскажите, что бывает:

зеленым - огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка ….

широким - река, дорога, лента, улица …

Выигрывает тот, кто больше назовет слов.

17. Дидактическая игра «Что это за птица?»

Цели: уточнять и расширять представления о жизни птиц осенью, учить описывать птиц по характерным признакам; развивать память; воспитывать заботливое отношение к птицам.

Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а другой - должны угадать, что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

18. Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем»

Цели: закрепить знания о растениях сада и огорода; умение называть их признаки, описывать и находить их по описанию, развивать внимание.

Ход игры: Дети описывают любое растение в следующем порядке6 форма, окраска, вкус. Водящий по описанию должен узнать растение.

19. Дидактическая игра «Бывает - не бывает» (с мячом)

Цели: развивать память, внимание, мышление, быстроту реакции.

Ход игры : Воспитатель произносит словосочетания и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.

Снег зимой … (бывает) Мороз летом … (не бывает)

Иней летом … (не бывает) капель летом … (не бывает)

20. Дидактическая игра «Третий лишний» (растения)

Цели: закрепить знания детей о многообразии растений, развивать память, быстроту реакции.

Ход игры: Воспитатель называет по 3 растения (деревья и кустарники), одно из которых «лишнее». Например, клен, липа, сирень. Дети должны определить, какое из них «лишнее» и хлопнуть в ладоши.

(Клен, липа - деревья, сирень - кустарник)

21. Дидактическая игра «Игра в загадки»

Цели: расширять запас существительных в активном словаре.

Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки. Отгадавший ребенок выходит и сам загадывает загадку. За отгадывание загадки он получает по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

22. Дидактическая игра «Знаешь ли ты...»

Цели: обогащать словарный запас детей названиями животных, закрепить знание моделей, развивать память, внимание.

Ход игры: Заранее нужно подготовить фишки. Воспитатель выкладывает в первый ряд - изображения зверей, во второй - птиц, в третий - рыб, в четвертый - насекомых. Играющие поочередно называют сначала зверей, затем птиц и т. д. И выкладывают при правильном ответе фишку в ряд. Выигрывает выложивший больше фишек.

23. Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Цели: закрепить знание детей о частях суток, развивать речь, память.

Ход игры: Воспитатель раскладывает картинки, изображающие жизнь детей в детском саду: утренняя гимнастика, завтрак, занятия и т. д. Дети выбирают себе любую картинку, рассматривают ее. На слово «утро» все дети поднимают картинку, связанную с утром, и объясняют свой выбор. Затем день, вечер, ночь. За каждый правильный ответ дети получают фишку.

24. Дидактическая игра «А что потом?»

Цели: закрепить знание детей о частях суток, о деятельности детей в разное время суток; развивать речь, память.

Ход игры: Дети садятся полукругом. Воспитатель объясняет правила игры:

  • Помните, мы с вами говорили о том, что мы делаем в детском саду в течении всего дня? А сейчас поиграем и узнаем, все ли вы запомнили. Будем рассказывать по порядку о том. Что мы делаем в детском саду с самого утра. Кто ошибется, сядет на последний стул, а все остальные передвинутся.

Можно ввести игровой такой момент: воспитатель поет песенку «камешек у меня. Кому дать? Кому дать? Тот и будет отвечать».

Воспитатель начинает: «Мы пришли в детский сад. Поиграли на участке. А что было потом?» Передает камешек кому-либо из играющих. Тот отвечает: «Делали гимнастику» - «А потом?» Передает камешек другому ребенку.

Игра продолжается, пока дети не назовут последнее - уход домой.

Примечание. Использовать камешек или другой предмет целесообразно, так как отвечает не тот, кому хочется, а тот, кому он достанется. Это заставляет всех детей быть внимательными и готовыми отвечать.

25. Дидактическая игра «Когда ты это делаешь?»

Цель : закрепить культурно-гигиенические навыки и знание частей суток, развивать внимание, память, речь.

Ход игры: Воспитатель называет одного ребенка. Потом изображает какое - нибудь действие, например, моет руки, чистит зубы, чистит обувь, причесывается и прочее, и спрашивает: «Когда ты это делаешь?» если ребенок отвечает, что чистит зубы утром, дети поправляют: «Утром и вечером». В роли ведущего может быть один из детей.

26. Дидактическая игра «Выдели слово»

Цели : учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.

Ход игры : Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук «з» (песня комарика). (Зайка, мышка, кошка, замок, коза, машина, книга, звонок)

Воспитатель должен произносить слова медленно, после каждого слова делать паузу, чтобы дети могли подумать.

27. Дидактическая игра «Дерево, кустарник, цветок»

Цели: закрепить знание растений, расширять кругозор детей, развивать речь, память.

Ход игры: Ведущий произносит слова «Дерево, кустарник, цветок...» и обходит детей. Останавливаясь, он указывает на ребенка и считает до трех, ребенок должен быстро назвать то, на чем остановился ведущий. Если ребенок не успел или неправильно назвал, он выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок.

28. Дидактическая игра «Где что растет?»

Цели: учить понимать происходящие в природе процессы; дать представление о назначении растений; показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова; развивать речь.

Ход игры: Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают только те, что растут у нас. Если растут дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбирать любое), если нет - молчат.

Яблоня, груша, малина, мимоза, ель, саксаул, облепиха, береза, вишня, черешня, лимон, апельсин, липа, клен, баобаб, мандарин.

Если дети справились успешно, можно деревья перечислять быстрее:

слива, осина, каштан, кофе. Рябина, платан. Дуб, кипарис\. Алыча, тополь, сосна.

В конце игры подводится итог, кто больше всех знает деревьев.

29. Дидактическая игра «Кто кем (чем) будет?»

Цель : развивать речевую активность, мышление.

Ход игры: Дети отвечают на вопрос взрослого: «Кем будет (или чем будет) … яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань и т. д.?». Если дети придумают несколько вариантов, например, из яйца - цыпленок, утенок, птенчик, крокодильчик. То они получают дополнительные фанты.

Или воспитатель спрашивает: «Кем был раньше птенец (яйцом), хлеб (мукой), машина (металлом).

30. Дидактическая игра «Лето или осень»

Цель: закрепить знание признаков осени, дифференциация их от признаков лета; развивать память, речь; воспитание ловкости.

Ход игры : Воспитатель и дети стоят в кругу. Воспитатель. Если листики желтеют - это … (и бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч и говорит, бросая его обратно воспитателю: «Осень»).

Воспитатель. Если птицы улетают - это ….. И т. д.

31. Дидактическая игра «Будь внимательным»

Цель: дифференциация зимней и летней одежды; развивать слуховое внимание, речевой слух; увеличение словарного запаса.

Внимательно послушайте стихи об одежде, чтобы потом перечислить все названия, которые встретятся в этих стихах. Назовите сначала летнюю. А затем зимнюю.

32. Дидактическая игра «Брать - не брать»

Цель : дифференциация лесных и садовых ягод; увеличение словарного запаса по теме «Ягоды»; развивать слуховое внимание.

Ход игры : Дети стоят в кругу. Воспитатель объясняет, что будет произносить название лесных и садовых ягод. Если дети услышат название лесной ягоды, они должны присесть а если услышат название садовой, потянуться, подняв руки вверх.

Земляника, ежевика, крыжовник, клюква, красная смородина, клубника, черная смородина, брусника, малина.

33. Дидактическая игра «Что сажают в огороде?»

Цель : учить классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению); развивать быстроту мышления,
слуховое внимание.

Ход игры: Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «Да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «Нет». Кто ошибется, тот выходит из игры.

  • Морковь (да), огурец (да), слива (нет), свекла (да) и т. д.

34. Дидактическая игра «Кто скорее соберет?»

Цель: учить детей группировать овощи и фрукты; воспитывать быстроту реакции на слова воспитателя, выдержку и дисциплинированность.

Ход игры : Дети делятся на две бригады: «Садоводы» и «Огородники». На земле лежат муляжи овощей и фруктов и две корзины. По команде воспитателя бригады начинают собирать овощи и фрукты каждый в свою корзину. Кто собрал первым, поднимает корзину вверх и считается победителем.

35. Дидактическая игра «Кому что нужно?»

Цель : упражнять в классификации предметов, умении называть вещи, необходимые людям определенной профессии; развивать внимание.

Воспитатель: - Давайте вспомним, что нужно для работы людям разных профессий. Я буду называть профессию, а вы скажете, что ему нужно для работы.

Воспитатель называет профессию, дети говорят, что нужно для работы. А затем во второй части игры воспитатель называет предмет, а дети говорят, для какой профессии он может пригодится.

36. Дидактическая игра «Не ошибись»

Цель: закрепить знания детей о разных видах спорта, развивать находчивость, сообразительность, внимание; воспитывать желание заниматься спортом.

Ход игры : Воспитатель раскладывает разрезанные картинки с изображением различных видов спорта: футбол, хоккей, волейбол, гимнастика, гребля. В серединке картинки спортсмен, нужно подобрать ему все необходимое для игры.

По этому принципу можно изготовить игру, в которой дети будут подбирать орудия труда к различным профессиям. Например, строитель: ему необходимы инструменты - лопата, мастерок, кисть малярная, ведро; машины, которые облегчают труд строителя - подъемный кран, экскаватор, самосвал и др. На картинках - люди тех профессий, с которыми знакомят детей в течение года: повар, дворник, почтальон, продавец, врач, учитель, тракторист, слесарь и др. К ним подбирают изображения предметов их труда. Правильность выполнения контролируется самой картинкой: из маленьких картинок должна получится большая, целая.

37. Дидактическая игра «Отгадай - ка!»

Цель: учить описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать предмет; развивать память, речь.

Ход игры : По сигналу воспитателя, ребенок, получивший фишку, встает и делает по памяти описание любого предмета, а затем передает фишку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет, передает фишку следующему и т. д.

38. Дидактическая игра «Закончи предложение»

Цель

Ход игры : Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят противоположные по смыслу слова.

39. Дидактическая игра «Где что лежит?»

Цель: учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком; закрепить правильное произношение определенных звуков в словах; развивать внимание.

Ход игры: Воспитатель называет предмет и предлагает детям ответить, куда его можно положить. Например:

- «Мама принесла хлеб и положила его в … (хлебницу).

  • Маша насыпала сахар … Куда? (В сахарницу)
  • Вова вымыл руки и положил мыло...Куда? (В мыльницу)

40. Дидактическая игра «Догони свою тень»

Цель: познакомить с понятием света и тени; развивать речь.

Ход игры : Воспитатель: Кто отгадает загадку?

Я иду - она идет,

Я стою - она стоит,

Побегу - она бежит. Тень

В солнечный день, если вы встанете лицом, спиной или боком к солнышку, то на земле появится темное пятно, это ваше отражение, оно называется тенью. Солнце посылает на землю свои лучи, они распространяются во все стороны. Стоя на свету, вы закрываете путь солнечным лучам, они освещают вас, но на землю падает ваша тень. Где еще есть тень? На что похожа? Догони тень. Потанцуй с тенью.

41. Дидактическая игра «Закончи предложение»

Цель : учить дополнять предложения словом противоположного значения; развивать память, речь.

Ход игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят противоположные по смыслу слова.

Сахар сладкий, а перец - …. (горький)

Летом листья зеленые, а осенью - ….. (желтые)

Дорога широкая, а тропинка - …. (узкая)

Лед тонкий, а ствол - … (толстый)

42. Дидактическая игра «У кого какой цвет?»

Цель: учить детей узнавать цвета, закрепить умение определять предметы по цвету, развивать речь, внимание.

Ход игры : Воспитатель показывает, например, зеленый квадрат бумаги. Дети называют не цвет, а предмет того же цвета: трава, свитер, шляпа и т. д.

43. Дидактическая игра «Какой предмет»

Цель: учить классифицировать предметы по определенному признаку (величина, цвет, форма), закрепить знания детей о величине предметов; развивать быстроту мышления.

Ход игры: Дети садятся в кружок. Воспитатель говорит:

  • Дети, предметы, которые нас окружают, бывают разной величины: большие, маленькие, длинные, короткие, низкие, высокие, широкие, узкие. Мы с вами на занятиях и на прогулках видели много разных по величине предметов. Сейчас я буду называть одно слово, а вы будете перечислять, какие предметы можно назвать одним словом.

В руках у воспитателя камешек. Он дает его тому ребенку, который должен отвечать.

  • Длинный, - говорит воспитатель и передает камешек соседу.
  • Платье, веревка, день, шуба, - вспоминают дети.
  • Широкий, - предлагает воспитатель следующее слово.

Дети называют: дорога, улица, речка, лента и др.

Так же проводится игра и с целью совершенствования умения детей классифицировать предметы по цвету, форме. Воспитатель говорит:

  • Красный.

Дети по очереди отвечают: ягода, шар, флажок, звездочка, машина и др.

Круглый (мяч, солнце, яблоко, колесо и др.)

44. Дидактическая игра «Что умеют делать звери?»

Цель: учить создавать самые разнообразные словесные сочетания; расширять в сознании смысловое содержание слова; развивать память.

Ход игры : Дети превращаются в «зверей». Каждый должен рассказать, что он умеет делать, чем питается, как двигается. Рассказавший правильно получает картинку с изображением животного.

  • Я рыжая белка. Прыгаю с ветки на ветку. На зиму делаю припасы: орехи собираю, грибы сушу.
  • Я собака, кошка, медведь, рыба и т. д.

45. Дидактическая игра «Придумай другое слово»

Цель: расширять словарный запас; развивать внимание.

Ход игры : Воспитатель говорит «Придумайте из одного слова другое, похожее. Можно сказать: бутылка из-под молока, а можно сказать молочная бутылка». Кисель из клюквы (клюквенный кисель); суп из овощей (овощной суп); пюре из картофеля (картофельное пюре).

46. Дидактическая игра «Подбери похожие слова»

Цель: учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко; развивать память внимание.

Ход игры : Воспитатель произносит слова близкие по звучанию: ложка - кошка, ушки - пушки. Затем он произносит одно слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие, близкие по звучанию: ложка (кошка, ножка, окошко), пушка (мушка, сушка, кукушка), зайчик (мальчик, пальчик) и т. д.

47. Дидактическая игра «Кто больше вспомнит?»

Цель: обогащать словарь детей глаголами, обозначающими действия предметов; развивать память, речь.

Ход игры: Карлсон просит посмотреть на картинки и рассказать, что они делают, что еще умеют делать.

Метель - метет, вьюжит, пуржит.

Дождь - льет, моросит, накрапывает, капает, начинается, хлещет, …

Ворона- летает, каркает, сидит, ест, присаживается, пьет, вьет, т. д.

48. Дидактическая игра «О чем еще так говорят?»

Цель: закрепить и уточнить значение многозначных слов; воспитывать чуткое отношение к сочетаемости слов по смыслу, развивать речь.

Ход игры : Подскажите Карлсону, о чем еще можно так сказать:

Идет дождь: идет - снег, зима, мальчик, собака, дым.

Играет - девочка, радио, …

Горький - перец, лекарство, .. и т. д.

49. Дидактическая игра «Придумай сам»

Цель : учить видеть в различных предметах возможные заместители других предметов, годных для той или иной игры; формировать умение использовать один и тот же предмет в качестве заместителя других предметов и наоборот; развивать речь, воображение.

Ход игры : Воспитатель предлагает выбрать каждому ребенку по одному предмету (кубик, шишка, листик, камешек, полоска бумаги, крышечка) и пофантазировать: «Как можно поиграть этими предметами?» Каждый ребенок называет предмет, на что похож и как можно с ним играть.

50. Дидактическая игра «Кто что слышит?»

Цель: учить детей обозначать и называть словом звуки (звенит, шуршит, играет, трещит и др.); воспитывать слуховое внимание; развивать сообразительность, выдержку.

Ход игры : На столе у воспитателя стоят различные предметы, при действии которыми издается звук: звенит колокольчик; шуршит книга, которую листают; играет дудочка, звучит пианино, гусли и др., т. е. Все, что есть звучащее в группе, можно использовать в игре.

За ширму приглашается один ребенок, который там играет, например, на дудочке. Дети, услышав звук, отгадывают, а тот, кто играл, выходит из-за ширмы с дудочкой в руках. Ребята убеждаются, что они не ошиблись. С другим инструментом будет играть другой ребенок, выбранный первым участником игры. Он, например, листает книгу. Дети отгадывают. Если затрудняются сразу ответить, воспитатель просит повторить действие, а всех играющих слушать внимательнее. «Книгу листает, листики шуршат» - догадываются дети. Из-за ширмы выходит играющий и показывает, как он действовал.

Кто летает

Дети становятся в одну линию. Ведущий объясняет правила игры: «Я буду называть разные предметы или животных. Если я назову что-нибудь летающее - самолет или воробей, - вы должны поднять обе руки вверх, если нелетающее - не поднимайте. Кто ошибется - выходит из игры.

Воробей. - Ворона.

Пчела. - Стрекоза.

Божья коровка. - Собака.

Слон. - Кошка.

Ракета. - Стол.

Змея. - Облака.

Орел. И т. д.

Дай определение словам

Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления

Ход игры : я начну, а ты закончи:

Мама (какая?) – добрая, ласковая, строгая

Праздник (какой?) – веселый, долгожданный

Дай действия словам

Цель : активизация словаря, развитие связной речи, внимания

Ход игры : я начну говорить, а ты закончи:

Мама (что делает?) – стирает, готовит, помогает…

Праздник (сто делает?) – наступает, приходит, радует…

Наоборот

Цель: формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова

Ход игры : я начну, а вы продолжите:

Веселый праздник – грустный

Большой подарок – маленький

Светлое небо – …

Чистое платье – …

Хорошее настроение – …

Теплая погода - …

Где Петрушка?

Наглядный материал : кукольная мебель, игрушечный Петрушка

Ход игры: воспитатель передвигает Петрушку в кукольной комнате: сажает на стул, на диван, за стол, прячет за шкаф, за диван.

Дети объясняют, где Петрушка – Петрушка сидит на стуле.

Четвертый лишний

Цель: развивать внимание, сообразительность, речь доказательную

Ход игры: послушайте и скажите, какое слово лишнее и почему:

Тарелка, стакан, корова, чашка

Чашка, стакан, тарелка, кружка

С мишкой

Цель: учить использовать глагол ЛЕЖАТЬ в повелительном наклонении

Наглядный материал: медвежонок, кровать

Ход игры:

В: этот мишка охотно ложится на бочок, спину, живот. Надо попросить его об этом.

Дети просят мишку употребляя глагол ЛЯГ

Усложняя задание, воспитатель создает новую игровую ситуацию с любой другой игрушкой

Разговор по телефону

Цель: развивать пространственные представления. Побуждать использовать в речи слова: ВВЕРХ, НАПРАВО, НАЛЕВО, ВНИЗ, ПРЯМО.

Ход игры: в одном городе на одной площадке стояли два больших дома. В одном доме жили кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк. В другом доме жили лиса, заяц, Чебурашка и мышка-норушка. Однажды вечером кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк решили позвонить своим соседям. Угадайте, кто кому звонил?

Драматизация сказки «Человек и животные»

Цель: закрепить у детей умение пользоваться простым распространенным предложением, правильно употреблять форму винительного падежа, закрепить навык диалоговой речи.

Ход игры: животные и птицы пришли к человеку и сказали:

Дай нам работу

А что вы умеете делать?

Лошадь сказала: «Я буду возить грузы»

Овца сказала: «Я буду давать шерсть»

Собака – охранять дом

Курицы – нести яйца

Петушок – рано утром всех будить.

Отгадай предмет по названиям его частей

Цель: активизация словаря, закрепление названий знакомых предметов.

Ход игры:

Дно, стенки, крышка, ручки (кастрюля)

Голова, туловище, лапы, крылья (птица)

Кто у кого?

Цель : практическое усвоение сложносочиненного предложения с противительным союзом А

Наглядный материал: предметные картинки с животными и их детенышами

Ход игры: сначала дети сопоставляют простые предложения типа: «У коровы теленок»

Потом по образцу воспитателя составляют сложносочиненные предложения по двум парам картинок: «У коровы теленок, а у козы козленок»

Назови одним словом

Цель: учить обогащать предметы одним словом, обогащать словарный запас.

Материал: картинки с избражением пианино, скрипки, барабана, пилы, топора, рубанка, швейной машинки, ножниц, иголки и т.д.

Ход игры : сгруппируйте эти предметы.

Вопросы: как эти предметы можно назвать одним словом? Почему так можно сгруппировать? Придумай для любой группы свое условное обозначение

Игра в слова

Цель: учить синтезировать и группировать слова по признаку. Развитие внимания

Ход игры:

1.В: сейчас я назову несколько слов, а вы постарайтесь их запомнить. Слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь. Повтори! Как вы думаете, можно ли разделить эти слова на группы? Вспомните вначале животных? Перечислите предметы мебели.

2.В: называет слова: сокол, сито, сосна, сарафан, сарай, Снегурочка. Назовите слова, которые запомнил. Есть ли у этих слов что-то общее (начинаются с буквы С). Если знаешь, как пишется буква С, напиши. Придумай слова, которые начинаются с этой буквы.

Узнай по описанию

Цель: продолжать учить составлять описательные рассказы, узнавать предмет по описанию

Материал: изображения предметов с незначительными отличиями во внешнем виде

Ход игры: у каждого из детей по 2-3 картинки. Воспитатель описывает какой-нибудь предмет. Дети должны угадать, о каком изображении идет речь и показывать его.

Усложнение:

  • дети объясняют свой выбор
  • роль водящего выполняет ребенок
  • Угадай звук

    1. поднимите правую руку, если услышите в словах звук [c]:

    слоненок, Зоя, санки, матрас, золото…

    2. хлопните в ладоши 1 раз, если услышите звук [ч], 2 раза – звук [ц], вставайте, если услышите звук [c].

    Цыпленок, стриж, цапля, щенок, чиж, сын.

    Цапля важная носатая,

    Целый день стоит, как статуя

    Пес тоскует на цепи

    А попробуй отцепи;

    В небе коршун кружится

    Третий час подряд

    Но ему, разбойнику

    Не украсть цыплят.

    Отгадай-ка

    Цель :

  • упражнять детей в составлении описательных рассказов
  • развивать умение внимательно слушать товарища
  • Ход игры: водящий описывает какой-либо предмет, не называя его. Остальные играющие должны по описанию узнать предмет. Назвавший его правильно становится водящим.

    В: ребята, я напомню вам план, который поможет вам при описании предмета:

    Расскажите, из какого материала он сделан, из каких частей состоит, каких они форм, если есть, то скажите, какими узорами он украшен. В конце назовите для чего можно использовать?

    Используй каждое мгновение

    Дети, наверно, не раз рассматривали в книгах иллюстрации и рассказывали, что на них изображено. Сейчас на рассматривание незнакомой картинки дается не больше полминуты, причем, за это время картинка раза два не надолго прикрывается, ненадолго тушится свет и т.д. И все же нужно подробно рассказать, что на ней изображено, запомнив, даже незначительные детали. Для этого необходимо полностью мобилизовать свое внимание и действительно суметь использовать каждое мгновение. Победителем считается тот, кто успел заметить больше других.

    Вкус и запах

    1. представь ЛИМОН

    Каков он на вкус?

    Вспомни, как пахнет лимон? Расскажи

    Представь, что держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?

    2. нарисуй лимон

    3. представь АПЕЛЬСИН

    Каков на вкус?

    Как пахнет?

    Какого цвета?

    Что чувствуешь?

    4. нарисуй апельсин

    5. расскажи, чем отличаются апельсин от лимона. Чем они похожи?

    Что изменилось?

    Цель: развитие внимания, связной речи, умение описывать предмета.

    Ход игры: на столе расположены предметы в определенной последовательности.

    В: посмотрите внимательно на предметы, запомните как они расположены. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне что изменилось?

    Усложнение:

  • Описать предмет, которого не стало
  • рассказать о месте, где он стоял
  • на какой звук начиналось название этого предмет
  • в названии каких еще предметов есть этот звук?
  • Подбери овощи и фрукты по цвету

    Цель: развитие сенсорики

    Ход: детям предлагается ряд картинок с изображением овощей и фруктов. После рассмотрения: разложить их по цвету

    Измени предложение

    Цель: учить правильно согласовывать существительные, прилагательные и глаголы

    Ход: послушай первое предложение и закончи аналогично второе

    Лена поливает цветы, Лена и Коля …

    Что у вас?

    Материал : на каждом столе 1 картинка

    Ход игры : воспитатель спрашивает: «Что у вас на картинке?»

    Дети отвечают:

    У нас флаг

    У нас флаги

    У нас дом

    У нас дома

    Один и много

    Материал:

    Картинки по числу детей с изображением 1 или нескольких предметов

    Ход игры: воспитатель раздает картинки. Просит назвать предметы, нарисованные на картинках. Дети отвечают:

    У меня окно

    У меня окна

    Затем составляют пары картинок по принципу: один – много.

    Ласковые слова

    Цель: активизация ласкательных существительных

    Ход игры: все слова, которые вы услышите, давайте будем переделывать в ласковые:

    Санки – саночки

    Гора – горочка

    Зима – зимушка

    Шуба – шубка

    Шапка – шапочка

    Снег – снежок

    Что из чего сделано?

    Цель: активизировать произношение прилагательных, согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе

    Ход игры:

    Стакан из стекла – стеклянный

    Нож из железа – железный

    Чашка из фарфора – фарфоровая

    Ваза из хрусталя – хрустальная

    Ложка из дерева - …

    Сковорода из чугуна - …

    Магазин

    Практическое усвоение множественного числа, составление предложений с союзом А

    Ход игры: на игровом поле расположены 3-4 куклы, 3-4 мишки и т.д. У воспитателя на столе те же игрушки в единственном числе. Дети берут со стола игрушки и по образцу воспитателя говорят:

    У меня мяч, а в магазине мячи

    Я начну, а ты закончи

    Цель : активизировать в речи предлога У

    Ход игры:

    Красивое платье у кого?

    Синий флажок у кого?

    Кто как кричит

    Цель: образование глаголов от звукоподражательных слов.

    Наглядный материал: предметные картинки с изображением кошки, поросят, утят, лягушек, кур.

    Ход игры:

    Хрю – хрю

    Что он делает?

    Мяукает?

    Можно использовать стихотворение Чуковского «Путаница»

    Угадай дерево по листу

    Материал: карточки с листьями знакомых деревьев

    Ход игры: воспитатель показывает карточки одну за другой и спрашивает, какому дереву этот лист принадлежит. Дает образец ответа:

    Этот лист березы

    Этот лист клена

    Кто с кем?

    Наглядный материал: предметные картинки – взрослые животные и их детеныши

    Ход игры: по мере выставления картинок воспитатель предлагает ответить на вопрос: «Кто с кем вышел на поляну?» (лиса с лисенком, зайчиха с зайчонком)

    Где мишка искала свой мяч?

    Цель: привлечь внимание детей к различным вариантом пространственных отношений между предметами, активизировать в их речи предлоги ПОД, ЗА, НА, ОКОЛО, С. Учить изменять падежные окончания существительных при употреблении различных предлогов.

    Ход игры: воспитатель спрашивает, дети отвечают

    Что делает мишка? (спит)

    Где спит мишка? (на кровати)

    Что сейчас делает мишка? (встал)

    Он проснулся. А разве он уже встал с кровати? (не встал, еще сидит)

    Где он сидит? (на кровати)

    Поиск мяча для мишки (за диваном, за столом…)

    На чем дети катаются

    Цель активизировать в речи предлога НА

    Наглядный материал: сюжетные картинки (лыжи, санки, коньки, самокат, велосипед)

    Ход игры: дети по картинке составляют предложения с предлогом на

    Мальчик катается на самокате

    Вера едет на машине. И т.д.

    Угадай, кто сказал

    Каждый ребенок получает по несколько картинок с изображением разных зверей. Ведущий произносит фразу, меняя высоту голоса, подражая животному, которое есть у детей на картинках. Например: Медведь. Ры-ры, где тут мед? Целый день хожу по лесу, ищу мед. Очень хочется есть

    Или: Белка. Прыг да скок, с ветки на ветку - и так целый день. Главное - набрать шишек в корзинку, орешков, а еще мне надо насушить грибов на зиму.

    Дети поднимают соответствующие картинки. Ведущий объявляет тех, кто угадал, а кто нет.

    У зайки день рождения

    Ход игры:

    В: у зайки день рождения. Разные угощения приготовил зайка (показывает предметные картинки: орехи, рыбка, мед). Угадайте, кому зайка приготовил орехи? Рыбку? Мед?

    Д: орехи – белке

    Рыбку – лисе

    Мед - мишке

    Доскажи словечко

    Ведущий предлагает детям поиграть в загадки, где необходимо, внимательно слушая текст, угадать, договорить, добавить нужное по звучанию и по смыслу слово.

    Всех он любит неизменно, Кто б к нему ни приходил. Догадались. Это Гена, Это Гена... (Крокодил)

    Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей. И однажды бегемота Вытащил он из болота. Он известен, знаменит - Это доктор... (Айболит)

    Доскажи словечко

    У отца был мальчик странный, Необычный - деревянный, На земле и под водой Искал ключик золотой. Его девочка Мальвина Называла... (Буратино)

    Он и весел, и незлобен,

    Этот милый чудачок.

    С ним хозяин - мальчик Робин,

    И приятель - Пятачок.

    Для него прогулка - праздник, И на мед - особый нюх. Этот плюшевый проказник Медвежонок... (Винни-Пух)

    Доскажи словечко

    Сам он круглый, а не мяч, Рта не видно, а кусач, Голой ручкой не возьмешь, А зовется это... (Еж)

    И в лесу мы, и в болоте, Нас везде всегда найдете -На поляне, на опушке. Мы зеленые... (Лягушки)

    Пышный хвост торчит с верхушки. Что за странная зверушка. Щелкает орешки мелко Ну, конечно, это... (Белка)

    Доскажи словечко

    Вместо носа - пятачок, Вместо хвостика - крючок. Голос мой визглив и звонок, Я веселый... (Поросенок)

    Птица черная кружится,

    "Кар! Кар! Кар!» - кричит и злится

    Всем известная персона.

    А зовут ее... (Ворона)

    Он всю зиму в шубе спал, Лапу бурую сосал, А проснувшись, стал реветь, Это зверь лесной... (Медведь)

    Что за предмет?

    Цель : учить называть предмет и его описывать.

    Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.»

    Угадай игрушку

    Цель : формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.

    На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.

    Примечание : сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4.

    Кто больше увидит и назовёт

    Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.

    Воспитатель: У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки.

    Назови как можно больше предметов

    Цель: упражнять детей в чётком произношении слов.

    Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения)

    Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т.д.

    Сорока

    Цель : соотносить глагол с действием, которое он обозначает и с субъектом, который это действие производил.

    Материал: иголки, очки, мыло, звонок, щётка, утюг. Кисть, веник, игрушка – птица Сорока.

    Воспитатель: Пока вы были дома, в детский сад прилетела сорока и собрала в свою сумку разные вещи. Давайте посмотрим, что она взяла

    (Воспитатель раскладывает предметы)

    Дети: Сорока, сорока, отдай нам мыльце

    Сорока: Не дам, не отдам,возьму ваше мыльце

    Отдам моему сорочонку умыться.

    Дети: Сорока, сорока, отдай нам иголку!

    Сорока: Не дам, не отдам, возьму я иголку

    Сорочку сошью своему сорочонку. 1

    Дети: Сорока, сорока, отдай нам очки

    Сорока: Не дам, не отдам, я сама без очков,

    Прочесть не могу сорочонку стихов.

    Дети: Сорока, сорока, отдай нам звоночек.

    Сорока: Не дам, не отдам, возьму я звоночек.

    Отдам сорочонку – звони мой, сыночек.

    Воспитатель: Ты, сорока, не спеши

    Ты у деток попроси и все тебя они поймут.

    Всё что надо подадут.

    Воспитатель:

    Что ты хочешь сделать, сорока? (Почистить, погладить, покрасить…)

    Воспитатель:

    Дети, что для этого нужно сороке?

    (Дети называют и приносят все предметы)

    Сорока благодарит и улетает.

    Разноцветный сундучок

    Цель: учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.

    Материал: шкатулка, предметные картинки по количеству детей.

    Воспитатель:

    Я картинки положила

    В разноцветный сундучок.

    Ну-ка, Ира, загляни-ка,

    Вынь картинку, назови.

    Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.

    Олины помощники

    Цель : образовывать форму мн. Числа глаголов.

    Материал: кукла Оля.

    К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оле.

    Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги.

    Что это? (Это ноги)

    Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т.д.)

    Скажи, какой?

    Цель : Учить детей выделять признаки предмета.

    Воспитатель (либо ребёнок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета.

    Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?»

    «Волшебный кубик»

    Игровой материал : кубики с картинками на каждой грани.

    Правила игры . Ребёнок бросает кубик. Затем он должен изобразить то, что нарисовано на верхней грани, и произнести соответствующий звук.

    Ребёнок вместе с воспитателем произносит: «Вертись, крутись, на бочок ложись», - и кидает кубик. На верхней грани – например, самолёт. Воспитатель спрашивает: «Что это?» и просит съимитировать гул самолёта.

    Аналогично разыгрываются и другие грани кубика

    «Необычная песенка»

    Правила игры. Ребёнок распевает гласные звуки на мотив любой знакомой ему мелодии.

    Воспитатель. Однажды жуки, бабочки и кузнечики поспорили, кто лучше всех споёт песенку. Первыми выступили большие, толстые жуки. Они важно пели: О-О-О. (Дети пропевают мелодию на звук О). Затем выпорхнули бабочки. Они звонко и весело запели песенку. (Дети исполняют ту же мелодию, но на звук А). Последними вышли музыканты-кузнечики, они заиграли на скрипочках – И-И-И. (Дети напевают эту же мелодию на звук И). Тут на полянку вышли все и начали распевку со словами. И сразу же все жуки, бабочки, кузнечики поняли, что лучше всех поют наши девочки и мальчики.

    «Эхо»

    Правила игры. Педагог громко произносит любой гласный звук, а ребёнок повторяет его, но тихо.

    Воспитатель громко говорит: А-А-А. ребёнок-эхо тихо отвечает: а-а-а. И так далее. Можно так же использовать сочетание гласные звуков: ау, уа, эа и т.д.

    «Садовник и цветы»

    Цель: закрепить знания детей о цветах (лесных ягодах, фруктах и т.д.)

    5-6 играющих сидят на стульях, расставленных по кругу. Это цветы. У них всех есть название (можно, чтобы играющие выбрали картинку-цветок; ведущему показывать нельзя). Ведущий-садовник говорит: «я так давно не видел чудесный белый цветок с жёлтым глазком, похожим на маленькое солнышко, не видел ромашку». Ромашка встаёт и делает шаг вперёд. Ромашка, поклонившись садовнику, говорит: «Благодарю Вас, дорогой садовник. Я счастлива, что вы захотели взглянуть именно на меня». Ромашка садится на другой стул. Игра продолжается до тех пор, пока садовник не перечислит все цветы. 1

    «Садовник и фруктовые деревья»,

    «Лесовик и лесные ягоды»,

    «Дрессировщик и его звери»

    «Козлята и волк»

    Цель. Заканчивать сказку по её началу.

    Материал. Фланелеграф и атрибуты к сказке «Коза с козлятами», зайчик

    Воспитатель рассказывает начало сказки, демонстрируя фигурки персонажей.

    Воспитатель: зайчик говорит….

    Дети: не бойтесь меня, это я – маленький зайчик. Воспитатель: Козлята угостили его….

    Дети: морковкой, капустой…

    Воспитатель: потом они стали… И т.д.

    «Разбуди кота»

    Цель. Активизировать в речи детей наименование детёнышей животных.

    Материал. Элементы костюма животных

    Кто-то из детей получает роль кота. Он садится, закрыв глаза, (как бы спит), на стул в центре круга, а остальные, по желанию избрав роль какого-либо детёныша животного, образуют круг. Тот, на кого укажет жестом воспитатель, подаёт голос (издаёт звукоподражание, соответствующее персонажу).

    Задача кота: назвать, кто его разбудил (петушок, лягушонок и т.д.). Если персонаж назван правильно, исполнители меняются местами, и игра продолжается.

    «Кто больше действий назовёт»

    Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.

    Материал . Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег.

    Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.

    Например:

    Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)

    Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)

    Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше)

    «Ветерок»

    Цель . Развитие фонематического слуха.

    Дети встают в круг. Педагог произносит разные звуки. Если услышите звук, например, у, поднимите руки и медленно покружитесь.

    Произносятся звуки у, и, а, о, у, и, у, а. Дети, услышав звук у, делают соответствующие движения

    «Буратино-путешественник»

    Цель. Ориентироваться в значении глаголов.

    Материал. Кукла Буратино.

    Буратино – путешественник. Он путешествует по многим детским садам. Он расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах детского сада или на улице он побывал.

    Зашёл в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются.

    Зевают, отдыхают, спят…

    Пляшут, поют, кружатся…

    Был Буратино в детском саду, когда дети:

    Приходят, здороваются… (Когда это бывает?)

    Обедают, благодарят…

    Одеваются, прощаются…

    Лепят снежную бабу, катаются на санках

    «Прятки»

    Цель. Формирование морфологической стороны речи. Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа)

    Материал . Мелкие игрушки.

    Изготовленные заранее игрушки воспитатель прячет в разных местах групповой комнаты, а затем, собрав вокруг себя детей. Сообщает им: «Меня известили, что у нас в группе поселились непрошенные гости. Следопыт, который вёл за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. Кто пойдёт на поиски? Хорошо. Нашли? Молодцы! А кто-то спрятался в уголке игрушек, за шкафом

    (Поиски). Кто-то под кукольной кроватью; кто-то на столе; что стоит справа от меня»

    Т.О. дети отыскивают всех непрошенных гостей, прячут их в коробочку и договариваются, что снова поиграют с их помощью в прятки.

    «Почтальон принёс открытку»

    Цель. Учить детей образовывать формы глагола в настоящем времени (рисует, танцует, бежит, скачет, лакает, поливает, мяукает, лает, гладит, барабанит и.д.)

    Материал. Открытки с изображением людей и животных, выполняющих различные действия.

    Игра проводится с небольшой подгруппой.

    В дверь кто-то стучит.

    Воспитатель: Ребята, нам почтальон принёс открытки. Сейчас мы их рассмотрим вместе. Кто на этой открытке нарисован? Правильно, Мишка. Что он делает? Да, барабанит. Эта открытка адресована Оле. Оля, запомни свою открытку. Вот эта открытка адресована Паше. Кто здесь изображен? А что он делает? И, ты, Петя, запомни свою открытку.

    Т.О. рассматриваются 4-5 штук. И те, кому они адресованы, должны правильно назвать действия персонажа и запомнить изображение.

    Воспитатель: Теперь я проверю, запомнили ли вы свои открытки? Снеговики танцуют. Чья эта открытка? И т.д.

    Буквы вокруг меня

    Цель : закрепить знания о буквах; научить концентрировать внимание; расширить словарный запас; помочь развить наблюдательность.

    Попросите ребёнка оглядеться в комнате и назвать все предметы, которые окружают его, но только в алфавитном порядке.

    Например: А – арбуз, Б – банка, В – вешалка, Г – гардины и т.д.

    Картины

    Цель: закрепление знаний о буквах, расширение словарного запаса; развитие зрительной памяти; ознакомление с художниками и картинами

    Возьмите картину художника, который Вам нравится. Прочтите название картины и имя автора ребёнку. Попросите найти на картине все предметы на определённую букву. Допустим это картина И.Е.Репина «Не ждали». Пусть ребёнок найдёт все предметы на определённую букву П (пол, портрет, пальто, передник и т.д.)

    Попросите его запомнить все слова на эту букву. Закройте картину и предложите ребёнку вспомнить все эти предметы.

    Всё из «О»

    Цель : закрепление знаний о буквах; развитие воображения, образного мышления, мелкой моторики руки.

    По сигналу ведущего дети начинают рисовать красивые буквы О (большие и маленькие). После того, как ведущий скажет «Стоп!», игроки прекращают рисовать, внимательно смотрят на свой рисунок, пытаются угадать, на что или на кого всё это похоже, дорисовывают и дают название своему произведению.

    Цель : развитие слуховой памяти, коммуникативных качеств

    Водящий стоит в кругу с завязанными глазами. Дети движутся по кругу и поют: «Вот построили мы круг, повернёмся рядом вдруг, а как скажем: «скок, скок, скок! Угадай, чей голосок?»

    Слова «Скок, скок, скок!» произносит один из играющих, назначенный ведущим. Водящий должен угадать, кто произнёс слова. Если он угадает, становится в общий круг, а в центре круга становится тот, чей голосок угадали. Если нет – продолжает водить.

    Что ты делаешь? (Народная игра)

    Цель. Активизир-ть употребление глаголов и глагольных форм, обознач-х проф. действия. Ход. Ведущий назначает каждому играющему, сидящему в кружке, работу: обед варить, печь хлеб, ремонтировать автомобиль, шить, и т. д. Каждый выкапывает себе ямку, садится около нее, берет палочку и вертит ею в ямке. Ведущий в середине круга тоже вертит палочкой в ямке, задает всем какую-нибудь общую работу, например, говорит: «Пеките хлеб» или «Пойте песню», - и все начинают вертеть палочками в ямке и громко повторять заданную работу: «Хлеб пеку, хлеб пеку» и т. д.

    В это время ведущий неожиданно обращается с вопросом к кому-нибудь: «Что ты делаешь?» Спрошенный должен немедленно назвать назначенную ему работу, например: «Овес жну». Если же ошибется и назовет общую работу (Хлеб пеку) или замнется, то меняется местами с ведущим.

    Король (Народная игра)

    Цель. Соотносить выразительное движение и производное слово, обозначающее профессию.

    Кто-то из играющих по желанию становится Королем. Остальные считаются работниками. Король садится на определенное место, а работники отходят в сторону и сговариваются, на какую работу они будут наниматься у него. Сговорившись, подходят и говорят:

    Здравствуй, Король!

    Здравствуйте! - отвечает он.

    Нужны вам работники?

    Дети начинают выразительными движениями изображать людей разных профессий (пильщика, лесоруба, п
    Заусалина Евгения Юрьевна