Меню
Бесплатно
Главная  /  Дети дошкольного возраста  /  Таблица развития младенцев. Развитие ребенка по месяцам

Таблица развития младенцев. Развитие ребенка по месяцам

«Чужие дети растут быстро» - известная всем поговорка. Однако свои малыши тоже спешат в развитии. Это подтвердят любые родители, у которых только вчера в семье родился ребенок, а уже сегодня он пытается сидеть и разговаривать.

Молодые мамы и папы не всегда успевают отслеживать достижения своего чада, только удивляются, с каким увлечением и азартом малыш познает окружающий мир. Чтобы проще было контролировать процесс взросления карапуза, существует таблица развития ребенка по месяцам до года, где кратко, но емко изложены основные достижения крохи.

Параметры веса, роста и окружности головы ежемесячно контролируют в поликлинике. Эти значения являются прямым отражением нормального развития ребенка. А его умения и навыки отмечаются и фиксируются родителями, ведь каждое достижение малыша является очередной ступенькой его взросления и познания окружающего мира.

Навыки развития и достижения ребенка месяцы
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
улыбается Х Х
гулит Х Х Х
держит головку Х Х Х
удерживает предметы Х Х Х
переворачивается Х Х Х Х
садится Х Х Х
ползает Х Х Х
берет предмет Х Х Х Х
встает самостоятельно Х Х Х Х
ходит с поддержкой Х Х Х Х
стоит самостоятельно
Х Х Х Х
ходит самостоятельно
Х Х Х Х

Как понимать таблицу развития

Информация, изложенная в таблице развития ребенка до года, отличается от привычного вида и понимания, поскольку в ней содержится мало цифр. Только верхняя строчка включает в себя периоды развития малыша по месяцам.

Левый столбец представляет собой перечисление умений и навыков ребенка от первых гуления и улыбки до самостоятельной ходьбы и развития речи. А на пересечении возраста и навыка могут быть окрашенные или пустые клеточки. Например, в 2 месяца клеточки с умением ползать или сидеть самостоятельно неокрашенные, а в 7-8 месяцев этот навык появляется и закрепляется, поэтому клеточки закрашены цветом.

Понять таблицу развития ребенка совершенно несложно. Важно отметить, что напротив каждого навыка закрашены 3-4 клеточки разного возраста. Это связано с тем, что каждый малыш развивается по-своему.

Умение переворачиваться с живота на спину и обратно в 4-5 месяцев считается нормой, но если ребенок освоил этот процесс в 6 месяцев, это также нормально. Поэтому информацию в таблице стоит использовать как отправную точку для сравнения. И не переживать, если малыш в чем-то отстает. Сделать выводы об отставании в развитии может только педиатр на основании множества факторов взросления ребенка.

Особенности развития ребенка до 1 года

Взросление ребенка происходит постепенно, одни навыки следуют за другими. Малыш не может научиться произносить звуки и слоги раньше гуления, или брать мелкие предметы в ручки до тех пор, пока не научился брать крупные. Кроме такой последовательности, существует также возрастная зависимость. Карапуза в 4 месяца нельзя пытаться садить, его позвоночник еще не готов к такой нагрузке.

Рассмотрев таблицу навыков и умений ребенка до одного года, а также выяснив, что должен уметь малыш в своем возрасте, заботливый мама и папа могут помочь ему познавать окружающий мир. Для каждого возраста подходят свои игры и занятия, которые помогут развить и закрепить определенные навыки.

В последнее время популярным и модным становиться использовать методики раннего развития детей каждая из которых предлагает невероятные результаты, например, возможность читать и писать в два года. Однако при этом важно понимать, кому это больше надо – малышу или маме с папой.

Как заметили в своей книге «Любить без условий, растить без усилий» авторы Некрасова Нина и Некрасова Заряна: «Дети растут сами. И все случается в свой срок. Надо только не препятствовать этому естественному процессу, а поддерживать, помогать, оберегать».

Как меняется малыш в первые полгода

Сразу после рождения ребенка начинается его процесс адаптации к новой жизни. Первое время он будет много спать, просыпаясь только для кормления и осуществления естественных нужд, но постепенно время бодрствования будет увеличиваться. Когда малыш не спит, он с интересом рассматривает все, что его окружает. Уже через месяц-полтора он начнет узнавать людей, которые чаще всего находятся возле него – маму, папу, бабушку или старшую сестричку. Примерно в этом же возрасте он подарит родителям первую улыбку.

В возрасте двух-трех месяцев ребенок научится держать головку и находить источник звука, который он услышит. Именно поэтому детки так любят погремушки и колокольчики. На четвертом месяце жизни карапуз впервые перевернется со спины на живот, и с этого периода начнется развитиеего активности. В этом же возрасте малыш осознанно потянется за игрушкой и придет в восторг оттого, что смог схватить ее.

Ближе к концу первого полугодия малыш будет активно «общаться», копируя звуки, которые слышит. В этом возрасте он умеет перекладывать предмет из одной руки в другую, и делает попытки самостоятельного сидения.

Как развивается ребенок в возрасте от 6 до 12 месяцев

Второе полугодие жизни ребенка характеризуется повышенной активностью. Он пытается сидеть самостоятельно и даже учится садиться сам из положения лежа. В 7-8 месяцев малыш предпримет попытки самостоятельно ползти. Когда его позвоночник и мышечный корсет готовы к этому, родители могут помочь освоению такого полезного навыка.

Лариса, мама годовалой Ангелины: «Ангелина из тех детей, которые от этапа самостоятельного сидения переходят сразу на этап хождения. Она почти не ползала, и даже сейчас, в возрасте одного года, делает это редко и медленно. Сначала я переживала очень, пыталась научить ее ползать, но после нескольких месяцев бесполезных попыток пожаловалась нашему педиатру. Врач сказал, что бывают дети, которые минуют стадию ползания. Она развивается правильно и растет абсолютной здоровой, поэтому не о чем переживать. А свои первые шаги Аля сделала в 10 месяцев, и сейчас уже ходит почти уверенно».

В возрасте 8 месяцев ребенок учится складывать пирамидку, сортировать предметы по цвету и размеру, ставить кубики один на другой. Среди игр, которые больше всего нравятся малыша, можно назвать «Сорока-ворона», «Ладушки» и прятки. Они помогают развивать речь и коммуникативные навыки ребенка.

На девятом месяце жизни большинство детей впервые становятся на ноги, держась за опору. За несколько недель кроха научится уверенно стоять, потом сделает первые шаги у спинки кроватки или манежа. В возрасте 11-12 месяцев многие карапузы делают первый шаг без поддержки и опоры.

К этому возрасту речь ребенка продолжает активно развиваться, он уверенно произносит простые слоги, и может сказать свое первое слово. При этом все дети понимают речь взрослых, реагируют на простые просьбы и выполняют несложные действия, которые просит мама или папа.

Таблица развития ребенка по месяцам до года представляет собой краткое пособие по всем перечисленным и некоторым другим навыкам, чтобы помочь родителям сориентироваться в умениях своего карапуза. Но ориентируясь на эту информацию, важно помнить, что не каждый ребенок подходит под общепринятые стандарты, а отклонения от нормы не всегда являются признаком патологии.

Многим родителям интересно развитие новорожденного по неделям. Самые основательные изменения происходят в первый месяц после родов. Появляются проблемы, которые беспокоят родителей, но с ними вполне можно справиться. Изменения в 1 год жизни происходят каждый день. Разберемся, как развивается малыш до года. Продемонстрируем примерный календарь появления у него различных навыков.

В первый год жизни ребенок развивается наиболее интенсивно

Изменения на 1 неделе жизни

Познавать мир человечек начинает с помощью обострившихся органов чувств. Он и раньше, в утробе матери, слышал неясные звуки извне. Теперь малыш может слышать, видеть окружающий мир, осязать и обонять его, познакомиться со своими родителями.

У новорожденного зрение развито слабо, он видит только крупные предметы. Зрение пока не фокусируется и все выглядит расплывчатым - таким образом организм защищается от обилия впечатлений, появляющихся сразу после рождения. Зато слух и обоняние развиты хорошо. Они появились у зародыша еще у мамы в животе.

Самое значительное изменение происходит у новорожденного в способе питания. Если раньше он получал питательные вещества из организма мамы в любой момент, теперь придется ждать, пока его покормят. В первое время ребенок почти все время находится у матери на руках и постоянно требует грудь.

Он еще не научился хорошо сосать, да и молока у мамы маловато. Его выработка в достаточном количестве наладится постепенно. Самое же главное во время кормления грудью - малыш чувствует свою физическую связь с мамой. Это его успокаивает, а не только насыщает.

Наиболее волнительный момент для молодых родителей – первое купание младенца. Если вы все сделали правильно, вода в ванночке имеет нужную температуру, кроха лежит в ней так, как ему удобно, все будет хорошо. Малыш полюбит купаться и не будет капризничать.



Первое купание - экстрим для родителей, но при правильном подходе малыш полюбит водные процедуры

Поводы для беспокойства

Многие дети в первое время часто срыгивают после кормления. В норме это может происходить, поскольку пищеварительный тракт еще плохо сформирован, неразвита нервная система и не совсем правильно происходит процесс кормления. Срыгивание присуще первым неделям жизни. Если ребенок при кормлении вместе с пищей заглатывает воздух, он может срыгнуть. Ничего страшного в этом нет. Постарайтесь поменять позу так, чтобы в рот крохи попадало меньше воздуха.

Вторая причина волнения родителей – небольшая потеря в весе новорожденного (рекомендуем прочитать: ). Тут не о чем беспокоиться. Когда у мамы начнет обильно вырабатываться молоко и процесс кормления наладится, ребенок начнет снова прибавлять в весе.

Часто на 2-3 день жизни ребеночек немного желтеет - это физиологически оправданное явление. В крови образуется большое количество билирубина, который и способствует пожелтению кожи. На 7-14 сутки цвет кожи должен нормализоваться.

Иногда у младенца в первые дни . Когда он рождается, тело покрыто природной смазкой для облегчения прохождения по родовым путям. Затем на воздухе смазка высыхает и начинает отшелушиваться. Это естественный процесс, беспокоиться не о чем.



Ребенок очень скоро восполнит небольшие потери веса, которые отмечаются в первые дни жизни

Вторая неделя жизни

Самая трудная неделя позади. Малыш начинает привыкать к новому способу существования. У мамы увеличивается количество молока и процесс питания становится более устойчивым. Привыкает к перевариванию желудок и кишечник. Ребенок стабильно испражняется по 3-4 раза в день. Заживает пупочек.

Малыш начинает прибавлять в весе. Он с возрастающим любопытством разглядывает окружающие его предметы. С расстояния 25-30 сантиметров ему видно даже некоторые детали. У человечка появляется мимика - он может скривить личико, если что-то пришлось не по вкусу, после еды порадует родителей милой улыбкой. Детские фото этого периода долго будут умилять маму с папой. Единственное, что омрачает жизнь здорового малыша – кишечные колики. Он выражает свое недовольство плачем и от боли сучит ножками. Врачи не пришли к единому мнению, почему колики начинаются и как с ними бороться. Вас может утешить, что это временное явление, которое постепенно пройдет.

Третья неделя жизни

К этому времени приурочены первые достижения малыша. Он старается поднять головку - хотя это получится только ненадолго, но наполнит родителей гордостью. Кроха с любопытством рассматривает игрушки, которые вы повесите перед ним поперек кроватки. Он пытается до них дотянуться ручкой.

Новорожденный реагирует на голос. Когда взрослый обращается к нему доброжелательным тоном, он в ответ начинает агукать и улыбаться. На малыша валом наваливаются новые впечатления. Их так много, что нервная система напряжена до предела. Перед сном малыш может плакать, чтобы снять напряжение. Некоторые плачут каждый раз по 20 минут. Меняется интонация плача, она становится требовательной.



На третьей неделе малыш уже улыбается, реагирует на маму и папу

Четвертая неделя жизни

Время летит очень быстро. Проходит первый месяц жизни. Это стадия перехода от статуса новорожденного к статусу младенца. У малыша укрепляется вестибулярный аппарат. Он осознает свое положение в пространстве. Вскоре это поможет ему научиться переворачиваться и хватать игрушки.

Ножки и ручки пока полусогнуты, поскольку сгибательные мышцы пока сильнее разгибательных. Гипертонус мышц у малыша первого месяца жизни – нормальное явление. Беспокоиться пока рано. Когда ребенку исполнится месяц, надо посетить педиатра, который определит степень его развития и соответствия возрастным нормам. В конце 4 недели:

  • ребенок способен сфокусировать взгляд на рассматриваемом предмете;
  • он поворачивает голову в сторону раздающегося неподалеку звука;
  • поднимает и недолго держит голову, лежа на животе;
  • узнает родителей и реагирует на их появление.

С 5 по 8 неделю

Если рассматривать развитие по неделям, про этот период можно сказать, что у ребенка устанавливается определенный режим. Он по-прежнему много спит, но теперь родители знают, когда примерно уснет и сколько проспит их чадо. Малыш начинает хватать ручками игрушки и другие предметы. Что еще умеет малыш в этот период:

  • он фокусирует взгляд как на неподвижных, так и на движущихся предметах;
  • переворачивается с бока на спину;
  • приподнимает голову, лежа на животе;
  • приподнимается на ручках и выгибает спину, поворачивает голову на звук;
  • если поставить его на твердую поверхность, придерживая, он отталкивается ногами от опоры;
  • доброжелательно реагирует на появление родителей – гукает, улыбается, машет ручками и ножками, поет.


С 5 по 8 неделю малыш учится переворачиваться, узнает голос родителей

С 9 по 12 неделю

Средний ребенок к 3 месяцам умеет переворачиваться со спины на живот, приподнимается на руках, держит такую позу в течение нескольких минут. Если ваш малыш еще этого не умеет, не стоит отчаиваться. Он всему научится через месяц или два.

Ребенок набирает вес, у него появляется подкожный жир. На ручках и ножках появляются складки-перевязочки. Тельце приобретает округлые очертания. Малыш все тянет в рот, чтобы попробовать на вкус. В 3 месяца полагается пройти еще один осмотр у педиатра (рекомендуем прочитать: ). К умениям можно отнести:

  • перевороты со спины на живот;
  • поднятие корпуса на руках из положения лежа на животе, удерживание тела в такой позе непродолжительное время;
  • активизация реакции на появление взрослого – малыш пытается отвечать гуканьем на мамины и папины фразы.

С 13 по 16 неделю

К счастью родителей, кишечные колики в этом возрасте остаются позади. Передышка, тем не менее, будет недолгой - у некоторых малышей уже начинают резаться зубки, хотя трудно сказать по неделям, на какой именно начинается этот процесс. Этапы роста носят приблизительный характер.

Ребенок начинает избирательно относиться к окружающим, как правило, выделяя из всех маму. Речь у него немного меняется. Он вводит в употребление согласные звуки: «п, б, м». Может случайно сказать: «мама» или «папа», но это будет неосознанно. В этом возрасте ребенок:

  • удерживает ручками небольшие предметы, игрушки;
  • гукает и лепечет, произносит: «ба, па, ма»;
  • реагирует, когда кто-то произносит его имя;
  • на руках у взрослого сидит уверенно, удерживая голову в вертикальном положении;
  • хватает и пробует на вкус различные предметы;
  • пытается приседать.


В этот период ребенок уже уверенно держит головку, находясь на руках у мамы

С 17 по 20 неделю

Ребенок начинает активно двигаться. Ему уже не хватает кроватки, его тянет обследовать всю квартиру. После тщательной влажной уборки его можно выпустить на пол. За каждым движением необходимо следить, поскольку в квартире множество опасностей для несмышленыша. У среднего ребеночка начинают прорезываться первые зубки - этот процесс сопровождается беспокойством и обильным отделением слюны. Десны у ребенка чешутся и он пытается грызть разные предметы, чтобы их почесать. В этом возрасте ребенок:

  • может переворачиваться со спины на живот и обратно;
  • приподнимает верхнюю часть тела на руках;
  • понемногу начинает ползать;
  • может сам себя занять, играя своими игрушками по 5-10 минут;
  • его лепет, состоящий из отдельных слогов, начинает походить на осмысленную речь.

С 21 по 24 неделю

У некоторых грудничков получается ползать. Они садятся в кроватке, но могут сидеть совсем недолго – позвоночник пока недостаточно развит. Зубки продолжают резаться и доставлять всем беспокойство. Если малыш капризничает - скорее всего, это из-за зубов. В полгода следует еще раз показаться педиатру. Навыки полугодовалого ребенка:

  • ребенок сидит некоторое время в коляске или на детском стульчике (можно подпереть его спинку подушками, чтобы помочь держать позу);
  • он успешно ползает;
  • он смеется, бормочет и лепечет, поет;
  • кроха любит прыгать, когда взрослый поддерживает его за подмышки.

С 25 по 28 неделю

Заметно проявляется интеллект грудничка. Его развитие проявляется в том, что человечек понимает слова, показывает пальцем на предметы, которые называет мама. Его труднее обхитрить – если спрятать за спину игрушку, он знает, где ее искать. Прогрессирует и психика. Ребеночек начинает испытывать беспокойство, когда мама уходит из комнаты.

Самые заметные изменения происходят в двигательной сфере. Кроха встает самостоятельно, держась за спинку кровати или за другую опору. Он передвигается, держа маму за руки или опираясь о мебель, хорошо ползает (хотя некоторые дети так и не начинают ползать, а сразу встают и передвигаются при помощи опоры).

С 29 по 32 неделю

У ребенка проявляется характер. Он учится добиваться от взрослых желаемого, понимает, что от него хотят, знает слово «нельзя». Это знание не доставляет ему удовольствия. Он разделяет людей на своих и чужих, не доверяет чужим.

У многих детей к этому возрасту во рту от 4 до 6 зубов. Если зубов нет, не стоит огорчаться – процесс их прорезывания индивидуален и у каждого грудничка происходит по своему графику.

Ребенок умеет:

  • садиться без помощи взрослых;
  • играет игрушками, перекладывая их из правой руки в левую и наоборот, швыряет кубики и погремушки из кроватки на пол;
  • делает первые шаги, держа маму за руку.


Умение самостоятельно сидеть появляется у ребенка с 29 по 32 неделю

С 33 недели по 36

Ребенок взрослеет, это бросается в глаза. Он старается делать все самостоятельно, хотя это не всегда получается. Самостоятельно садится и встает, ходит, держась за руку или за мебель. Становится более осмысленной речь. Человечек может первый раз сказать «мама» или «дай». Если ваш ребенок не начал говорить первые слова, не огорчайтесь – это произойдет позже.

Чтобы донести до взрослого свое желание, кроха произносит слоги и короткие слова, помогает себе жестами и мимикой. В возрасте 9 месяцев снова надо пройти осмотр педиатра. В этом возрасте ребенок:

  • пытается постигнуть премудрость самостоятельного питания с помощью ложки;
  • умеет пить из кружки или поильника;
  • берет в ручки предмет, который называет мама или папа;
  • садится без помощи взрослого, сидит довольно долго;
  • ползает и ходит, держась за опору;
  • его лепет постепенно превращается в осмысленные слова.

С 37 недели по 40

Навыки, которые проявились к 9 месяцам, закрепляются и получают развитие. Их список стремительно пополняется. Кроха может:

  • играть игрушками согласно их назначению – кидает мячик, складывает кубики, гремит погремушкой;
  • постигать игру музыкальными игрушками, ударяет палочкой по клавесину, бьет ручкой по барабану;
  • кушать ложкой, пить воду из кружки либо поильника;
  • сидеть и стоять без поддержки; быстро ползать, ходить, держа маму за руку;
  • несколько смазано произносить отдельные слова.


Многие детки к 40 неделе уже делают первые неуверенные шажки с поддержкой мамы и папы

С 41 недели по 48

В этом возрасте ваше чадо закрепляет навыки, полученные в 9 -10 месяцев. Развитию навыков способствует укрепление мышц и активизация интеллекта. Формируется речь, координация движений руками и ногами, умение сидеть, стоять и ходить с поддержкой. Некоторые дети пытаются сделать самостоятельно первые шаги. Таблица навыков ребеночка к 1 году жизни может включать следующие пункты:

  • он ходит без поддержки;
  • кушает ложкой и пьет из кружки без помощи мамы;

1 месяц.

Уже в первый месяц, малыш реагирует на звуки, например звон погремушки или колокольчика. Он отдергивает ножку, если вы дотрагиваетесь пальцем до его стопы, крепко сжимает предметы, попавшие ему в руки. Стоит едва коснуться пальцем до его губ, как он складывает их трубочкой и начинает причмокивать. Ребенок может сосредоточить взгляд на неподвижном предмете, пытается, на короткое время, поднять голову, когда лежит на животике. Если вы будите постоянно с ним разговаривать, то к концу первого месяца, он будет агукать вам в ответ.

2 месяц.

Ко второму месяцу малыш может отвечать улыбкой на улыбку, издавать разные звуки, реагирует на звуки и поворачивает в их сторону, свою головку. Чувствует прикосновение и проявление к нему внимания, успокаивается, когда, берут его на руки. Почти все время, сжимает ручки в кулачок. Может следить за движущимися, перед ним, предметами, встречать и провожать вас взглядом, поднимать голову, лежа на животике.

3 месяц.

В три месяца, ваш ребенок, начинает смеяться, пытается схватить ручками игрушки, висящие над манежем, а поймав, обязательно тянет в рот. В этом возрасте малышу уже легко удается перевернуться со спины на бок, он уже поднимает голову и крутит ей во все стороны. Ручки становятся более послушными, он может разжимать кулачки, дотрагивается до своего лица и головы.

4 месяц.

В четыре месяца, малыш не только узнает маму, но и отдает ей свое предпочтение, перед остальными. Пытается разговаривать, но пока его речь, больше похожа на лепетание. Поймать, висящую над ним игрушку, стало гораздо проще. Громко смеется, реагирует на щекотку, наблюдает свое отражению в зеркале и улыбается ему.

5 месяц.

Пятимесячный ребенок, уже уверенно держит голову, пытается засунуть в рот свои ножки, с большим интересом рассматривает картинки. Пришло время купить ему развивающую игрушку, ваш малыш, с огромным увлечением, ощупывает, хватает и бросает разные предметы. Ему уже удается самому держать бутылочку, он начинает делить людей на знакомых и незнакомых.

6 месяц.

К достижению полугода, ребенок начинает ползать, и может проползти расстояние в полметра, что бы достать нужную игрушку. Наклоняется и поворачивается в разные стороны, начинает самостоятельно сидеть. Перекладывание предметов и игра едой становятся любимым занятием. Узнает и откликается на свое имя, постоянно лопочет что-то непонятное.

7 месяц.

К семи месяцам, ваш малыш становится необычайно подвижным, начинает произносить слоги, па, ма, ба. Любуется и трогает свое отражение в зеркале. Ему становится понятно значение слова, «нет».

8 месяц.

В восемь месяцев, малыш проявляет ко всему повышенный интерес, может подолгу играть с какой-нибудь игрушкой, ползает на «большие расстояния» - из одной комнаты в другую. Пытается встать, опираясь на стенку или держась за стул. Ни за что не пойдет к чужому, на руки. Осознанно говорит, «папа» и «мама», машет ручками и хлопает в ладоши. Пробует на вкус, все, что попадается под руку.

9 месяц.

В девять месяцев, начинает листать детские книжки с толстыми страницами, большие предметы берет двумя руками, а маленькие, пальцами. Прыгает и приседает, придерживаясь за мамины руки или держась за что-нибудь. Начинает засовывать пальцы во все дырочки, самое время поставить заглушки на розетки. Может самостоятельно лечь. Показывает ротик носик, глазки и другие части тела, мамы. Любит обращать на себя внимание, выполняет простые просьбы. Ждет, когда его похвалят.

10 месяц.

В десять месяцев ваш ребенок уже ходит, держась за руки, может самостоятельно сесть и лечь. Из-за большого желания двигаться его трудно уложить спать. Любит подвижные игры, танцует, крутится, вертится, топает ножками. Складывает предметы друг в друга, может унести несколько мелких предметов в одной руке, открывает ящики, начинает везде лазить, и берет все, до чего может дотянуться.

11 месяц.

В одиннадцать месяцев, ваш малыш понимает слово «нельзя», протягивает руку, когда здоровается, машет, когда уходит. Бегает по комнатам на короткие расстояния, придерживаясь за мебель. Четко произносит слова «дай», «мама», и «папа». Постоянно, что-то бормочет на своем языке. Если уделять ребенку должное внимание, то к этому возрасту, он уже научится самостоятельно пить из чашки.

12 месяц.

К году, большинство детей могут самостоятельно ходить, стоять, приседать и прыгать. Ваш малыш может построить несколько фигур из кубиков или собрать пирамиду. Начинает показывать свой характер, капризничает, реагирует на уход кого-нибудь из родителей. В этом возрасте ребенок в состоянии пользоваться ложкой и чашкой. Проявляет привязанность к любимой игрушке. Ищет животных на картинке. Понимает все, что ему говорят, и произносит, с небольшим искажением, около 15 слов.

За первый год жизни, ваш ребенок многому научится, и эти 12 месяцев пролетит незаметно. Запомните это время, в будущем, вы с трепетом будете вспоминать эти трогательные моменты. Конечно, приведенные этапы развития, условны, и невозможно, да и не нужно, всех детей загонять в строгие рамки норм развития. Помните что Ваш малыш особенный!

Более подробно о развитии ребенка до года:

Каждую маму волнует не только здоровье, но и общее развитие крохи. Ведь уход за малышом - это очень трудоемкая и тяжелая работа. На родителей возлагаются все основные функции новорожденного - сон, питание, поддержание тепла. Особенно, если ребенок не такой как все. В таких случаях на родителях лежит двойная ответственность.

Необходимо расслабиться и получать удовольствие от общения с малышом. Помните, что дети расцветают от прикосновений. Потребность в физическом контакте очень важна для ребенка и родителей.

Интересно! Прикосновение высвобождают гормоны в мозге (и у ребенка, и у родителей), которые улучшают настроение, доставляют радость и обладают болеутолящими свойствами.

Первый месяц жизни

В первый месяц жизни малыш реагирует на быстро меняющиеся ощущения. У малыша имеются инстинкты, рефлексы, органы чувств, но он еще не умеет координировать свои действия.
В представлении малыша нет причино-следственной связи. Все действия и события - что то хаотичное, как и многие движения малыша.

Интересно! Ребенок в этом возрасте лишь только пытается найти себя, учиться управлять своим телом.

Первый месяц - это месяц притирки родителей и малыша. Кроха интуитивно начинает чувствовать защиту. Для родителей же, малыш перестает быть существом неизвестным и непредсказуемым. Как только это произойдет – малыш окончательно приспособился к жизни вне материнского организма, он уже не новорожденный, он грудничок!

Тело малыша находится еще в сильнейшем тонусе, поэтому следует делать легкий массаж, ежедневные ванночки.

Второй месяц жизни

На втором месяце жизни ребенок уже способен координировать свое тело. Движения рук и ног становятся более плавными и менее хаотичными. Характерный для новорожденных тремор также пропадает. Ребенок начинает держать головку. По исполнению месячного возраста, малыша полезно выкладывать на животик, чтобы укреплять мышцы шейного отдела и спинки. Способность крохи двигать головой особенно очевидна, когда вы держите его, прислонив к своему телу.

Интересно! Некоторые дети уже на 4-5 неделе поднимают головку и смотрят вокруг. Но в любом случае необходимо поддерживать малыша под голову.

Несмотря на то, что ребенок в этом возрасте еще двигается не очень хорошо, опасно оставлять его одного на столе, открытой кровати.

Интересно! Ребенок начинает демонстрировать способность ускорять или замедлять темп движения. Когда вы говорите с малышом спокойным и ровным тоном, его движения спокойны. Попробуйте заговорить быстро, возбужденно, и вы увидите, как кроха начнет энергично перебирать руками и ногами.

В процессе бодрствования малыш активно изучает мир. Иногда можно заметить, как он фокусирует свое внимание на игрушке или рисунок, находящийся перед ним. Наибольший интерес вызывают игрушки и предметы, перемещающиеся в пространстве.

Важно! Слежение за приближающимся и удаляющимся объектом формирует умение концентрировать взгляд, развивает координацию глаз. А если во время этих игр вы услышите, что малыш «заговорил», знайте, что с этими звуками он высказывает свое одобрение.

Для двухмесячного малыша очень интересны и новые звуки, а не только зрительные образы. Он может отличать речь от других звуков и при этом отдает явное предпочтение человеческому голосу. При новом звуке ребенок настораживается, замирает. Если он повторяется несколько раз, малыш перестает обращать на него внимание.

В этом возрасте в сознании малыша укрепляется связь между увиденным и услышанным. После небольшой тренировки ребенок каждый раз будет смотреть на колокольчик, висящий над кроваткой, когда тот звенит.

Малыш с удовольствием реагирует на нежные прикосновения. Во время бодрствования погладьте ручки и ножки малыша кусочками разного материала – шелка, вельвета, атласа, шерсти, фланели или махровой ткани. Эти упражнения способствуют развитию осязания малыша.

С этой же целью можно использовать хватательный рефлекс, который у грудничка еще очень силен. Предлагайте ребенку хватать предметы различной фактуры – ребристые, пупырчатые, мягкие, деревянные.

Третий месяц жизни

В трехмесячном возрасте у малыша происходит быстрое физическое и нервно-психическое развитие. Меняется модель поведения малыша, оно становится более осознанным. Его реакции на зрительные, слуховые и осязательные ощущения перестают быть инстинктивными. В периоды активности ребенок проявляет интерес к внешнему миру. Малыш прислушивается к любому шороху и ищет новые зрительные образы.

В этом возрасте малыш с удовольствием изучает собственные части тела и учится держать их в поле зрения.
Также малыш чаще улыбается. Его радуют уже не только лица родных, но новые и интересные предметы, звуки вызывают у младенца улыбку.

Интересно! В данном возрасте любимая игрушка малыша – он сам. Младенец каждый день узнает о себе что-то новое, пытается понять кто он такой, где находится и что чувствует. Ему нравится трогать свое личико, ощупывать пальцами нос, рот, волосы.

Четвертый месяц жизни

Некоторые дети в четырехмесячном возрасте пытаются уже самостоятельно передвигаться: они пытаются ползать. Порой малышам проще пятиться назад, и они не сразу учатся ползти вперед. Многие малыши в этом возрасте уже могут переворачиваться с животика на спинку и обратно.

Ребенок активно пользуется руками, изучая окружающий мир. Он пытается тянуться за интересующими его предметами. Но пальчики рук малыша еще недостаточно развиты.

Если малыш до определенного возраста, четко видел предметы, которые находились на расстоянии до 30-40 см. То теперь он способен фокусировать зрение в зависимости от того, ближе или дальше находится интересующий его объект. Ребенок лучше различает цвета и даже может увидеть отличия в оттенках одного цвета. Он радостно реагирует при появлении новых предметов и смену обстановки.

Важно! Главной особенностью данного периода является интенсивное развитие эмоций. При виде мамы кроха выражает свою радость не только улыбкой – родители впервые слышат его смех.

Ребенок становится более общительным, поэтому в квартире старайтесь повсюду брать его с собой. Для этого можно использовать переносной шезлонг или прогулочную коляску.

Ребенок исследует окружающий мир через непосредственное взаимодействие с ней. Пусть малыш станет помощником по хозяйству.

К четырем месяцам вес ребенка удваивается, а к первому дню рождения вес ребенка утраивается.

Пятый месяц жизни

Пятимесячный ребенок способен не только дотянуться до игрушки, но и схватить ее сначала одной, а потом другой рукой. Малыш гораздо лучше умеет владеть своими пальчиками и может брать и удерживать даже маленькие предметы.

Ребенок открывает для себя новый и загадочный мир, в котором важно найти применение всем окружающим предметам. В детском сознании вещи обретают смысл, когда их можно не только рассмотреть, но и пощупать, и попробовать на вкус. Если малыш теряет к игрушке интерес и роняет ее, она перестает для него существовать. Если ребенок не может дотянуться до игрушки, он будет рассматривать ее и медленно сжимать и разжимать пальчики.

Еще месяц назад главным критерием «полезности» предметов был их вкус, малыш предпочитал сначала положить игрушку в рот, и только потом рассмотреть ее. Теперь он сначала вертит предмет в руках, разглядывая его, трясет и только потом тянет в рот.

У детей очень тонкий слух, они поворачивают голову и стремятся отыскать источник даже самых тихих звуков. Также малыши очень чувствительны к музыкальному ритму и оживляются, когда слышат бодрую, заводную мелодию.

В пятимесячном возрасте можно по-тихоньку высаживать мальчиков. Некоторые детки в этом возрасте активно начинают ползать, одновременно, укрепляя мышцы спины и плечевого пояса. Также пятимесячные малыши уже в состоянии схватить нужную вещь, переложить ее из одной ручки в другую. Ребенок повторяет отдельные звуки - "ма-ма", "па-па" и тд.

Важно! Также, в этом возрасте начинают вводить первый прикорм - овощные или фруктовые пюре, сок.

Шестой месяц жизни

Ваш малыш уже умеет садиться, вытянув руки вперед для равновесия. Многие дети начинают активно ползать: одни - лежа на животе и отталкиваясь ручками и ножками, другие - опираясь на колени и ладошки.

В этом возрасте дети учатся манипулировать несколькими предметами. Ребенок может дотянуться до игрушки, схватить ее, переложить в другую руку и потянуться за следующей. Но, если вы предложите малышу третью игрушку, он пока еще не сможет сообразить, что нужно делать. Пройдет совсем немного времени, и ваш кроха поймет, что «лишнюю» игрушку надо куда-нибудь положить, прежде чем тянуться за новой.

К шести месяцам дети достаточно точно и уверенно манипулируют пальчиками и могут брать в руки очень мелкие предметы. Следите, чтобы маленькие детали от игрушек или любые другие «мелочи», оказавшиеся в досягаемости ребенка, не попали ему в рот, нос или в ушко.

Зрение малыша продолжает совершенствоваться: теперь он различает больше цветов и более четко видит очертания предметов. Исследовать мир вокруг детям помогают все органы чувств. Кроха не только изучает каждый предмет на вид и на ощупь, но и пытается узнать, каков он на вкус, какие звуки можно из него извлечь, если хорошенько потрясти.

Интересно! Малыш узнает знакомые предметы, даже если они частично прикрыты одеялом или пеленкой. Он уже способен понимать, что игрушка существует, даже если ее не видно целиком.

Шестимесячные дети любят подражать поведению взрослых, и у них это отлично получается. Кроха повторяет звуки, мимику, движения и жесты окружающих его людей. Лепет малыша становится все более различимым и с богатыми интонациями. К концу месяца некоторые дети уже четко проговаривают «папа» и «мама», когда что-нибудь хотят или просто видят родителей.

Седьмой месяц жизни

Вашему ребенку 7 месяцев. К этому моменту у малыша появляются первые зубки.

В этом возрасте ребенок сидит уже более уверено и может провести в таком длительное время. У Ему уже нет необходимости опираться на ручки, и он использует их для других действий. Ребенок может раскачиваться, опираясь на ручки и ножки, или ползать на животике, помогая себе руками. Более крепкие дети пытаются встать на ноги, держась за опору - или вообще без нее. Но садиться обратно из вертикального положения ребенок еще не научился. Для этого ему необходима поддержка.

Независимо от того, умеет ли малыш ползать или нет, он стремится как можно лучше исследовать всю доступную ему территорию. В этом возрасте малыш уже способен ориентироваться в пространстве и может оценить расстояние до предмета.

В играх малыш может одновременно использовать несколько игрушек. Кроха сравнивает их, пытаясь понять, какие их свойства лучше использовать во время игры. Он может сосредотачивать свое внимание и решать встающие по ходу игры задачи: например, связка ключей, если ее трясти и бросать, ведет себя не так, как кубик, а значит, нужно выбрать, какой игрушкой лучше играть в данный момент.

Дети начинают осознавать, как вещи связаны между собой в трех измерениях. Если вы неожиданно появитесь рядом с ребенком, изучающим свое отражение в зеркале, скорее всего, он повернется к вам, так как уже понимает, что на самом деле вы не в зеркале, а в реальном мире. Малыш уже знает, что одна вещь может находиться на другой, и их можно разделить, хотя со стороны и кажется, что это один целый предмет.

Интересно! Если блюдечко положить на большую тарелку, кроха догадается, что блюдечко можно взять, а тарелку оставить на месте. Округлые предметы сейчас вызывают неизменное любопытство у ребенка: он будет вертеть в руках мячик или шарик, пытаясь понять, где же у него грани или углы, и как определить, где верх, а где низ.

Восьмой месяц жизни

Ребенок в 8 месяцев развивается стремительно, поэтому необходимо внимательно следить за малышом. Так малыш различает все больше предметов и уже способен вернуться к прерванным занятиям. Малыш уже способен концентрировать внимание на вещах (игрушках), а также способен решить поставленную перед ним задачу.

Так как малыш активно развивается не только физически, но и умственно, следует покупать ребенку развивающие игры по возрасту.

В этом возрасте малыш ест, практически, все продукты.

Развитие ребенка в девять месяцев

Девятимесячный малыш успешно учится выражать свои эмоции и желания с помощью мимики и осмысленных жестов.

Он может, например, помахать рукой на прощание или попроситься на ручки, а также продемонстрировать свое неудовольствие по поводу предложенной еды или игрушки. Память у ребенка становится более долгосрочной. Он уже способен повторять действия, которые видел несколько дней назад.

Малыши уже не только запоминают предметы, но и умеют различать их. Они пытаются понять их предназначение.

Интересно! Наблюдая за развитием разных детей, можно выделить некоторые общие закономерности: сначала малыш встанет - и только потом пойдет; сначала научится «загребать» рукой предметы - а потом уже хватать их, используя большой и указательный палец, и перекладывать из одной руки в другую.

Однако в какой области ребенок будет развиваться быстрее, зависит от его индивидуальных особенностей и способностей. Одни дети усиленно тренируют ножки, чтобы скорее встать, другие сосредоточены на ручках - им все время хочется что-нибудь взять, повернуть и пощупать. Внимательные родители почти всегда смогут определить, что малыш начнет делать раньше: ходить, говорить или уверенно манипулировать предметами.

Десятый месяц жизни ребенка

Многие дети уже умеют уверенно стоять на ножках и очень довольны собой. Но одни малыши уже в десятимесячном возрасте делают свои первые самостоятельные шаги. Другие же дети не стремятся начать ходить как можно быстрее, а вместо этого продолжают стремительно ползать.

Очень часто уверенно ползающие малыши двигаются по комнате стремительнее ровесника, который делает первые самостоятельные шаги.

При этом прямой зависимости между умственным развитием и двигательными навыками у детокнет. Малыш, который пошел раньше, не обязательно научится читать или решать примеры быстрее своих ровесников. Не торопите события, каждый ребенок научится ходить, когда будет к этому готов.

Важно! Одного из новых достижений данного возраста - умение рвать бумагу. Поэтому необходимо убирать подальше все ценные книги и фотоальбомы. Отдайте ребенку на растерзание несколько цветных журналов. Но необходимо следите за тем, чтобы малыш не поранился о края журнальных листов.

Развитие ребенка в одиннадцать месяцев

Многие детки этого возраста предпочитают еще ползать, ведь так легче и быстрее перемещаться по дому. Кому-то удается сделать первые шаги с помощью родителей или держась за мебель. Есть малыши, которые упорно пытаются ходить самостоятельно.

Словарный запас малыша к этому возрасту должен варьироваться от 6 до 10 слов. Ребенок уже различает отдельные слова и целые предложения, но сам еще может произнести всего 2-3 слова. Малыш прекрасно понимает простые просьбы и с удовольствием их выполняет, особенно, если его труд будет вознагражден похвалой или поцелуем.

Малыш активно исследует звуки, запахи, прикосновения и вкусы. Новые ощущения в большинстве случаев вызывают позитивные эмоции, но для развития логического мышления ребенку необходим и отрицательный опыт: некоторые предметы оказываются несъедобными или неприятными на ощупь, а некоторые звуки слишком резкими и пугающими. Если ваш кроха остро реагирует на новые ощущения, попробуйте знакомить его с ними постепенно и ненавязчиво.

В этом возрасте малыш более уверенно ориентируется в пространстве и понимает, что такое "впереди" и "снаружи". Малыш уже более пристально следит за действиями взрослых и играя, ребенка уже сложнее обмануть.

Интересно! Большинство детей в этом возрасте любят убирать и раскладывать небольшие предметы или игрушки в ящики и коробки. Любимой игрушкой вашего крохи может стать обычная мамина сумка с кармашками, в которые можно сложить мелкие кубики, детали конструктора и другие ценные для малыша предметы.

Малышу год

Малыш меняет свое отношение к своему окружению. К ребенку постепенно приходит понимание, что он может влиять на близких, и активно использует это. Частенько ребенок начинает баловаться. Ребенок активно начинает подражать старшим. Это указывает на его способность анализировать поведение окружающих.


На протяжении первого года жизни, малыша стоит приучать и к книгам. Выбор книг должен проходить по следующим критериям:

  • из плотного картона;
  • красочная;
  • с короткими сказками.

Также малыша уже можно приучать к горшку. Читайте подробнее как и когда приучать ребенка к горшку в статье: .


Развитие новорожденного (видео)

Развитие ребенка по месяцам (видео)

Развитие ребенка по месяцам до года интересует многих родителей, переживающих за свою кроху. В первый год жизни ребенок учится множеству действий и манипуляций, таких как сидеть или стоять, ползать, держать или брать, улыбаться, играть и пр. За этот год малышу предстоит преодолеть массу достижений и совершить в собственном развитии огромный прыжок. Ведь кроха из младенца ранее абсолютно беспомощного превращается в маленького , который умеет самостоятельно сидеть, перемещаться, изъявлять собственные «хочу» и прочие потребности.

Нормы развития ребенка до года по месяцам существуют для выявления адекватности развития младенца. Если кроха воспитывается в «нормальной» ячейке социума, в которой два родителя обеспечивают заботу ему, должный уход и благополучное существование, то здоровый карапуз будет развиваться равномерно по месяцам до года во всех сферах.

Так, физическое развитие ребенка до года по месяцам предполагает рост массы тела и его быстрый рост. В когнитивной сфере развития ребенка по месяцам до года будет наблюдаться появление способности запоминать и быстрая обучаемость. В социальном развитии ребенка наблюдается реагирование на окружающую реальность, которое проявляется различением лиц близких, заинтересованностью различными предметами. В двигательной сфере развития ребенка по месяцам до года появляются силы, чтобы вначале держать головку самостоятельно, а затем сидеть и совершать первые шажки.

Календарь развития ребенка по месяцам до года

Большинство мам тревожит правильность развития ребенка по месяцам до года. Особенно их волнуют вопросы, связанные с тем, чему надлежит происходить в развитии ребенка по месяцам до 1 года в конкретном возрастном периоде, а чему нет. Адекватность формирования ребенка можно подвергнуть оценке только при условии того, что есть от чего отталкиваться.

С этой целью нужно изучить физическое развитие ребенка до года по месяцам, чтобы мама могла помогать младенцу развиваться в нужном направлении, занимаясь с ним. Родителям надобно понимать, какие занятия нужно проводить с ребенком. Большинство врачей и педагогов уверены, что существенную роль в детском развитии ребенка играют совсем не родители, а непосредственно малыш.

Развитие ребенка по месяцам до года регулируется самим малышом через заложенные в него природные механизмы, направляющие на познание мира. Родительское вмешательство необходимо исключительно для создания условий, которые способствуют адекватному формированию и не дадут зачахнуть внутренним побуждениям крохи к познанию. Кроме этого родительское вмешательство должно быть к месту и своевременно. При этом оно предполагает выполнение трех ключевых задач. Первая, из которых заключается в изучении признаков, проявляющихся в определенном периоде, вторая – в наблюдении за крохой, третья – в создании условий, способствующих развитию.

Календарь развития ребенка по месяцам до года был разработан именно для решения вышеперечисленных задач.

В первые тридцать дней существования у малыша наблюдается наличие десяти рефлексов, а именно сосательный, хватательный, поисковый, рефлексы Бабкина, Мора и Бабинского, рефлекс опоры, плавательный, рефлекс ползания Бауэра, ходьбы. Сосательный рефлекс проявляется в воспроизведении посасывающих движений малышом при раздражении его губ при помощи пальца или соски. При вложении в ручку крохи пальца, он тотчас же смыкает ее. Таким образом, проявляется хватательный рефлекс.

Поисковый рефлекс проявляется в поворачивании головки малышом при касании или поглаживании его щечки. При надавливании на холмик большого пальца малыша, он разевает рот и наклоняет голову. Так проявляется рефлекс Бабкина. Рефлекс Мора проявляется в резком разведении ручек или ножек крохой либо в их сведении при громком звуке. Рефлекс Бабинского выражается при проведении пальцем либо другим предметом по наружной части детской стопы от пяточной области к мизинцу. Ответной реакцией на данное действие будет разведение пальчиков. Наряду с этим будет сгибаться ножка малыша в голеностопе, колене и бедре. Если поставить новорожденного на твердую гладкую плоскость при этом, придерживая его в области подмышек, то он будет стопой целиком упираться в эту плоскость, разгибая ножку. Таким образом, проявляется рефлекс опоры. Находясь в лежачем положении на животике, младенец будет воспроизводить движения, напоминающие плавательные – плавательный рефлекс. Рефлекс ползания Бауэра проявляется при создании опоры для стоп, когда кроха в положении на животе. Младенец при таких действиях будет выполнять движения, напоминающие ползание. Если младенца поддерживать под ручками таким манером, чтобы он касался плоскости пола, то он будет имитировать шаги – это рефлекс ходьбы.

В сущности, приблизительно семьдесят процентов времени первых тридцати дней жизни ребенок тратит на сон. В первый месяц младенец еще плохо может фокусировать взор на лицах, склоненных над ним. Однако уже к началу третей декады малыш, находясь лежа на животе, старается приподнять и удержать головку, может зафиксировать взгляд на недвижимом предмете. Ребенок реагирует на колокольный звон или звуки погремушки, может вздрагивать от громких звуков.

Отсутствие одного либо нескольких рефлексов может свидетельствовать о нарушениях формирования, поэтому нужно проштудировать различные источники, в которых будет описано развитие ребенка по месяцам до 1 года. Такие действия помогут выявить отклонения и предоставят возможность, как можно раньше отреагировать на любые расстройства в детском поведении.

Большинство исследователей убеждено, что в первые три декады жизни новорожденного закладывается фундамент, на котором выстраивается доверие к миру, зависящее от первичной психологической и эмоциональной связи с мамой. Ведь, все в чем нуждается младенец (защите, пище, заботе и др.) он получает от матери. Именно благодаря маминой близости, заботе и поддержке новорожденный учится адаптироваться к окружающей реальности.

Двухмесячный младенец спокойно бодрствует, разглядывая висящие перед ним игрушки, может следить зрачками за передвигающимся предметом, прислушивается звучанию предмета или звуку голоса, обращение к нему улыбкой.

Ребенок на этом этапе учится существовать по ритмам. У младенца вырабатывается суточный режим жизни – он спит преимущественно ночью, а бодрствует – днем. Грудничок уже узнает прикосновения мамы, ее голос, наблюдается эмоциональное реагирование на общение с ним. Он учится управлять собственным телом. В состоянии бодрствования малыши практически постоянно двигают в разные стороны ручками и ножками, так как не в состоянии пока их контролировать. Если уложить малыша на бок, то он самостоятельно сможет перевернуться на спину. К концу третей декады второго месяца грудничок уже может приближать ручки к своему рту и сосать пальчик. А увидев красочную игрушку, дите начинается тянуться к ней, пытаясь схватить. Предметы, попавшие в ручки крохи, он ощупывает и неотступно тянет в рот. Малыш уже может провожать взглядом родителей, отходящих от кроватки, также он радуется матери и улыбается ей, размахивает конечностями.

Третий месяц знаменуется устойчивым удерживанием головки малышом, лежа на животике, операясь на предплечья, или находясь на руках родителей в вертикальном положении. Также находясь у родителя на руках, который разговаривает с ним, кроха фиксирует собственный взор на его лице, прислушиваясь к голосу. Ответной реакцией на разговор родителя с ним является проявление радости: улыбкой, различными звуками, оживленными движениями конечностей (комплекс оживления). При поддержании под мышками, младенец может согнутыми в бедре ногами устойчиво упираться о твердую плоскость.

Третий месяц характеризуется возникновением комплекса оживления не только исключительно при виде родителя, но и при звучании его голоса, после кормления, купания, другими словами, в моменты, когда кроха ощущает комфорт или удовольствие. На данном этапе ответной реакцией на обращенную к малышу речь, он будет «гулить» –издавать тихие гласные звуки.

Четвертый месяц характеризуется умением крохи отыскивать невидимый предмет по звуку (он поворачивает в сторону источника звучания голову). В состоянии бодрствования кроха издает громкие звуки, часто улыбается и много двигается, громко смеется при заигрывании с ним, разглядывает висящие над ним погремушки, ощупывает и захватывает, при кормлении придерживает ручками грудь матери или бутылку с питанием. На данном этапе грудничок изучает окружающий мир. Он подолгу находится в хорошем настроении, довольно громко и длительно гулит. Кроха в четыре месяца хочет сидеть, так как лежать ему уже надоело, а также его начинает остро интересовать мир с вертикальной позиции. Поэтому на данном возрастном промежутке малыш будет совершать первые попытки сесть. Держа за ручки грудничка или поддерживая его под мышки, малыш будет стоять, переступая ножками. Находясь на животе, младенец может приподниматься на выпрямленных руках. На этом этапе у него появляется способность на близком расстоянии разглядывать предметы, начинает различать отдельные цвета и конфигурации, а также голоса родных.

На пятом месяце ребенок реагирует уже по-разному на близкое окружение и посторонних, то есть уже выделяет близких. Также он различает тон голоса, обращенный к нему. Может длительно лежать на животике, приподняв корпус и упираться на выпрямленные руки. При поддержании под мышками устойчиво стоит на ножках. Также кроха учится выговаривать первые слоги, состоящие из гласных и губных согласных. Пятый месяц знаменуется переходом в вертикальное (стоячее) положение. Организм младенца стремится приспособиться к вертикальному положению. Данный этап можно охарактеризовать как исследовательский. Ребенка начинают интересовать различные предметы и вещи, он стремится научиться с ними обращаться. В такие исследовательские действия вовлечено зрение, обоняние, вкус и осязание.

Развитие ребенка на пятом месяце характеризуется началом тренировки пальчиков и выработкой первых хватательных движений. В этом возрастном периоде малыш уже научился перехватывать предмет из руки родителя. Завладевая, отталкивая или притягивая погремушки или другие предметы, кроха учится определять их форму, звук, цвет, вес.

Полугодовалый кроха уже может отчетливо произносить слоги, свободно брать из различных положений погремушку, продолжительное время с ней играть, переворачиваться без затруднений с животика на спину, хорошо кушать с ложечки, захватывая пищу губами. Полугодовалое дите уже может устойчиво стоять и сидеть при этом, сохраняя равновесие и не заваливаясь в сторону. Он самостоятельно пытается сесть из позиции лежа. В шестимесячном возрасте грудничок совершает первые попытки ползания, передвигаясь на четвереньках, опираясь на ладони. Зачастую в этом возрасте начинает прорезаться первый зуб, что может повлиять на поведение младенца.

На седьмом месяце развития ребенок способен подолгу лепетать при этом повторно произнося одинаковые слоги. Если задать вопрос младенцу, где находится какой-нибудь предмет, хорошо знакомый ему и неоднократно называемый (например, часы), то он будет искать его взглядом и находить в конкретном месте. Играя игрушкой, кроха будет стучать и размахивать ею. Семимесячный малыш виртуозно (быстро, в различных направлениях) и подолгу ползает. Его движущей силой является любопытство. Поэтому зная физическое развитие ребенка до года по месяцам, родители могут заранее позаботиться о безопасности крохи. Также бывают дети, которые минуют стадию ползания и начинают сразу ходить. Семимесячные малыши довольно много вертятся и могут самостоятельно перевернуться в любые стороны, поэтому без присмотра их нельзя оставлять на плоскости, расположенной на высоте и не ограниченной бортиками. Еще одним новообразованием этого периода становится способность младенца брать самостоятельно предметы из разных позиций. Ручки крохи становятся более умелыми на седьмом месяце. На этом возрастном промежутке он учится из руки в руку перекладывать игрушки, притягиванию, постукиванию, отбрасыванию.

На восьмимесячном возрастном этапе развития ребенок громко произносит различные слоги, долго манипулирует игрушками, рассматривает их, постукивает друг об друга. По просьбе родителя выполняет разученные ранее движения, например: «ладушки» и пр. Самостоятельно ложится из позы сидя или садится, при помощи рук, например, придерживаясь ими за перила кроватки, сам встает и опускается, переступает ножками, пьет из чашки, придерживаемую взрослым. На этом временном промежутке кроха играет с пирамидкой. Также он умеет производить с предметами «прямые» и «возвратные» действия. К примеру, складывать шары в ящик и высыпать их. Гуление сменятся четким лепетом. Младенец уже узнает предметы с разной дистанции и под различным углом зрения, опознавая их по внешним признакам, таким как величина, конфигурация, цвет. К концу третьей декады у младенца формируется по отношению к матери сильная эмоциональная привязанность. Он готов с ней проводить каждое мгновение существование.

На девятимесячном возрастном этапе развития ребенок начинает подражать родителям, воспроизводя за ними слоги, ранее произносимые им. При вопросе «где», младенец находит несколько известных ему предметов. Он знает собственное имя, если его зовут, то оборачивается. Манипуляции с предметами становятся более осознанными. Ребенок уже может производить с ним действия в соответствии с их свойствами. Например, шар он будет катать. Девятимесячный младенец становится крепче. Его организм подготовлен к перемещениям на собственных ножках, костно-мышечный скелет окреп, сердечнососудистая система и пищеварительный тракт также адаптировались к силе тяжести, действующей вдоль оси корпуса тела. Поэтому данный этап знаменуется первыми попытками делать самостоятельные шажки. Некоторые дети именно в девятимесячном возрасте начинают с усиленным рвением постигать навыки хождения, а у других интенсивное овладение ходьбой наступает позже. Ходьба у девятимесячных младенцев характеризуется неуверенностью, частыми падениями и настойчивыми попытками ходить. В процессе собственных передвижений кроха опирается за стенку, мебель, родительские руки. Если рядом отсутствует опора, то будет передвигаться ползком.

На десятимесячном возрастном этапе развития ребенок продолжает подражать родителям, воспроизводя за ними слоги и различные звуки. У малышей наблюдается ответная реакция на различные заигрывания, известные ему, например, при произнесении «ку-ку» закрывает лицо материей. По просьбе родитель может найти и дать знакомый предмет. Играя самостоятельно, умеет проделывать разученные ранее манипуляции с объектами, подсказанные их качествами, например, открывать и закрывать. Держась за перила, малыш может подняться вверх на 3-4 ступеньки. На этом этапе грудничок готов к общению, наблюдая за взрослыми, он им подражает. Его интересует, каким образом используют родители те либо иные предметы. Вследствие этого младенец начинает практически зеркально копировать взрослое окружение и отражать повседневные ситуации и действия. Подражательная склонность малыша способствует появлению умения пить из чашки, пользоваться ложкой и т.п. Десятый месяц знаменуется развитием моторики. Кроха может самостоятельно собрать игрушки, взять двумя пальчиками предметы, разъединить или соединить отдельные части игрушки и др. Кроме этого младенец уже понимает речь, к нему обращенную, а также в состоянии произнести отдельные слова (мама, баба или папа). Малыш выполняет несложные просьбы родителей, хорошо разумеет слова запрещающего характера, понимает названия множества предметов или частей тела. У него значительно увеличился активный словарный запас.

Одиннадцатый месяц знаменуется употреблением первых слов-обозначений, например, дай или кис-кис. По предложению взрослого находит необходимый предмет или объект, выполняет ранее разученные манипуляции с сюжетными игрушками (покажи у котенка глазки, покачай ляльку). На этом этапе младенец устремлен к самостоятельности. Он старается помочь при одевании, стремится кушать самостоятельно без помощи мамы. Малыш характеризуется проявлением все большей активности и совершенствованием навыков ходьбы. Может присесть, если есть необходимость поднять игрушку с пола, а потом встать. Он учится играть с игрушками, которые напоминают собой живое существо, например, куклой или плюшевой собакой. Такая игрушка для малыша становится вторым «Я» для него. Игровые манипуляции передают не только исключительно действия малыша, но и отображают его эмоциональное состояние. Одиннадцатимесячный кроха уже может на рисунке узнать знакомый объект.

На двенадцатом месяце ребенок уже владеет десятью словами и приумножает запас понимаемых слов. Ходит без помощи и не придерживаясь, садится, встает, пьет из чашки, держа ее самостоятельно. Важнейшим направлением развития крохи в этот период является речь. Теперь он за взрослым вслед моментально повторяет наиболее простые слова-обозначения. Он уже осознанно может произносить слова, а иногда и просты фразы, например, «папа, иди». Количество понимаемых слов раз в 6 больше, чем младенец может использовать в активной речи. Кроха реагирует на просьбы родителей или другого взрослого окружения, понимает просьбы, обращенные к нему, такие как найти, дать, принести и др. Знает и понимает слово «нельзя». Он учится обобщать предметы, запоминая их названия, узнает на картинке знакомые игрушки. Годовалый младенец ориентируется среди игрушек, выделяя по форме некоторые из них. Например, среди кубиков выбирает шарики. Если малышу нужен определенный предмет, то он указывает на него. Двенадцатимесячный малыш может запоминать имена родных и клички животных.

Кроме вышеперечисленной информации родителям следует также изучить развитие зубов по месяцам. Дети до года могут становиться более капризными и беспокойными, они тянут все предметы в рот, облегчая зуд, у них пропадает аппетит.

Развитие недоношенного ребенка по месяцам до года

Из-за слабого здоровья беременной, вследствие перенесения различных недугов или ведения женщиной слишком активного образа жизни кроха может родиться ранее положенного срока. От состояния здоровья новорожденного на момент рождения зависит какое будет отставание в развитии недоношенного ребенка по месяцам до года.

Кроме этого на развитие недоношенного ребенка по месяцам до года огромное влияние имеют следующие факторы: социальный статус ячейки социума, моральное состояние родителей и иного близкого окружения, качество ухода, питание и т. д.

В первые три декады жизни развитие недоношенного ребенка характеризуется малоподвижностью, слабым мышечным тонусом, отсутствием активности.

На втором месяце существования младенец также отличается слабостью и повышенной утомляемостью. Поэтому мамам необходимо обеспечить малышу максимально усиленное питание и должный уход. На этом этапе происходит довольно стремительное увеличение веса и роста, которое может превышать нормы, принятые для доношенных малышей. Физическим достижением крохи в этом месяце является умение поднимать головку.

Третий месяц знаменует нормализацию и вступление в активную стадию процесса набора массы. В сравнении с массой тела, которую имел малыш после рождения, она удваивается. На этом этапе можно отметить наличие у крохи реакций на звуки и свет. Однако по-прежнему основным времяпрепровождением его остается сон.

На четвертом месяце становится заметным прогресс в развитии новорожденного. Малыш может приподнимать и непродолжительное время удерживать самостоятельно голову, фокусировать взор на контрастных предметах, издавать звуки, напоминающие гуление. Также начинает повышаться и тонус мышц, вследствие чего могут появляться проблемы с укладыванием крохи спать, поскольку он может часто пробуждаться.

На пятом месяце появляется первая улыбка грудничка. Слегка повышенный мышечный тонус конечностей может придавать движениям карапуза немного судорожный характер. Младенец уже может в ручке удерживать небольшую игрушку. Этот период знаменуется усиленным психологическим развитием. Кроха без затруднений может определить нахождение источника звучания и повернуть голову к нему.

Шестимесячный младенец начинает стремительно догонять ровесников в развитии. Он постоянно издает разные звуки и лепечет, смеется, производит манипуляции с игрушками. Упирается ножками при поддержании под мышками в твердую плоскость.

В семимесячном возрасте кроха уже может легко переворачиваться на живот со спины, брать предметы в руки. На уровне доношенных малышей находится многообразие произносимых звуков.

Восьмимесячный младенец уже довольно хорошо управляет собственным телом, переворачивается, пытается садиться и даже ползать, может отыскивать названный предмет.

В девятимесячном возрасте грудничок пытается подниматься на ноги, а затем садиться обратно в манеже или кроватке. В периоды бодрствования кроха уже может самостоятельно манипулировать предметами, выполнять несложные просьбы. Младенец пробует произносить недлинные слова либо их первые слоги, также может воспроизводить интонационно речь родных.

Десятимесячный грудничок уже устойчиво стоит и может даже перемещаться вдоль ограждения, придерживаясь руками за него, в состоянии продолжительный промежуток времени удерживать взор на движущемся объекте. Ребенок с интересом вслушивается в окружающие звуки.

Одиннадцатимесячный младенец уже может совершать первые самостоятельные шажки, по своему желанию он садится и встает, быстро передвигаться ползком. С интересом осваивает пирамиду, кубики и прочие игрушки на развитие логики. По просьбе родителя может приносить указанный предмет.

Годовалый грудничок практически не отстает в развитии от доношенных карапузов. Однако некоторая резкость и нескоординированность в движениях может сохраняться непродолжительное время.

Развитие зубов по месяцам. Дети до года с недоношенностью характеризуются отставанием в прорезывании зубов приблизительно на месяц. Однако в более серьезных случаях (тяжелая степень недоношенности) прорезывание первого зуба может наступить в двенадцать месяцев.