Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие творческих способностей  /  Развивающая среда в средней группе по принципам. Предметно-развивающая среда в средней группе

Развивающая среда в средней группе по принципам. Предметно-развивающая среда в средней группе

Галина Баронова

– составная часть развивающей среды дошкольного детства , она предполагает развитие широкого круга детских интересов и форм деятельности.

Предметно – развивающая среда в каждой возрастной группе имеет свои отличительные признаки, но во всех группах она выполняет информативную, развивающую и стимулирующую функции. Со средней группы предметно – развивающая среда организуется воспитателем вместе с детьми.

Создавая развивающую среду в группе мы постарались гибко и вариативно использовать пространство, отказались от жёсткой закреплённостью зон и уголков. Все компоненты развивающей среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей.

Центр творчества.

Целью центра творчества является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги и т. д. В данной зоне имеются краски, карандаши, фломастеры, мелки,кисточки, салфетки, трафареты для печатанья, ножницы, цветная бумага, картон и др. Здесь имеются книжки-раскраски, а также разнообразный материал для нетрадиционного рисования.

Детские рисунки и поделки выставляются на стенд «Наше творчество»

Уголок природы

асположен непосредственно у окна . Цель : обогащение представления детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями, формирование начал экологической культуры. Здесь мы создаём условия для наблюдения за комнатными растениями, учим детей правильному уходу за ними. .Здесь же хранится оборудование для ухода за растениями : фартуки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, мерные стаканчики для полива, салфетки. Рядом расположен центр экспериментирования, где мы проводим простейшие опыты, развиваем мышление детей, любознательность, познавательную активность. Предметное наполнение центра экспериментирования в данном уголке, не стеклянное, безопасное для детей.

Центр строительства.



Приобрели крупногабаритный конструктор (мягкие модули) .Он яркий, красочный и многофункциональный. В цетре строительства имеется ёщё 8 различных видов конструктора.

Центр сюжетно-ролевых игр в средней группы имеет ряд особенностей, как и сам период развития детей 5-го года жизни, когда игра уже перестраивается и от режиссерской и образной ее развитие движется к сюжетно-ролевой. В группе мы используем сюжетные пластиковые мобильные модули, они подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.





одули функциональны, легко трансформируется, что позволяет варьировать пространство зоны. (принцип «Возьми и измени» ). Со второй половины года атрибуты для игр не выставляются, а хранятся в специальных контейнерах. На каждом контейнере наклеена картинка - маркировка. Дети самостоятельно подбирают атрибуты.

Книжный уголок



представляет собой угловой стеллаж с полочками для книг и иллюстраций к сказкам, произведениям. Все книги и иллюстрации обновляются по мере прохождения материала. Новые книги выставляются в соответствии с программой по чтению. Здесь же прослеживается комплексно-тематическое планирование. Один раз в 3 месяца проводится тематическая выставка произведений какого либо автора, вывешивается его портрет, детей знакомят с его творчеством.

Игры разложены по разделам, промаркированы, имеется картотека игр с целями и ходом игры. Каждый раздел имеет свой символ.

Центр дид. игр и интеллектуальной активности.



Содержание Центра дид. игр и интеллектуальной активности периодически обогащается новыми играми, пособиями, красочным материалом и подается детям с учетом : -пройденного программного материала. (этим я уже овладел, но с удовольствием еще раз выполню и порадуюсь успеху) -индивидуальных возможностей детей (я способен на более, вы предоставили мне эту возможность , спасибо) -обеспечения зоны ближайшего развития (это мне пока еще не доступно, но очень хочется разобраться, я попробую) -неисчерпаемой информативности (я хочу ходить в детский сад, меня там всегда ждет что-нибудь новое и интересное)

Для обеспечения богатства сенсорных впечатлений создан центр сенсомоторного развития, предназначенный также для развития мелкой моторики, тактильных ощущений.



Здесь представлены игры с цветными прищепками, всевозможные шнуровки, «тактильная гусеница» , шумовые бочонки, тактильные дощечки и др.



Патриотический уголок (со второго полугодия) способствует формированию патриотических чувств.



В среднем возрасте уже начинают формироваться нравственные привычки и умения, обогащается опыт нравственно-патриотических ценностей, задача - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему : это образ я, семья и ближайшее окружение, детский сад, красивые места родного города, знакомые объекты- магазин, больница, улица

В нашей развивающей среде существует уютное место для отдыха, уголок уединения и релаксации. Здесь ребёнок может отдохнуть.

Мини музеи.





чень нравится детям и родителям создавать мини музеи. Тематика их самая разнообразная : Новогодняя игрушка, Транспорт, Куклы своими руками…

Речевой уголок

Речевой уголок оснащён комплексами артикуляционной гимнастики в картинках, играми на развитие дыхания,

предметными и сюжетными картинками для составления описательных рассказов, играми на развитие мелкой моторики, слухового внимания.



Предметно-развивающая среда в средней группе детского сада в рамках ФГОС.

Выполнила: Левшакова О.В

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад №18»

«Журавушка»

Специалист 1-ой



  • Особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
  • В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
  • Всем известно, что основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра. Именно поэтому мы воспитатели испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.


  • Среда развития ребёнка в структуре ФГОС – это комплекс материально-технических, санитарно -гигиенических, социально- бытовых, общественных, эргономических, эстетических, психолого-педагогических, духовных условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в ДОУ.


  • 1. Доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
  • 2. Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.


  • Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые: провоцируют ребенка на агрессивные действия и вызывают проявление жестокости, провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием, выходящим за компетенцию детского возраста.
  • Антропометрические факторы, обеспечивающие соответствие росто-возрасных характеристик параметрам предметной развивающей среды. Мебель должна находиться в соответствии с требованиями САНПиН и ФГОС


  • 1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей;
  • 2) свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметной развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.


  • 1) социально-коммуникативная
  • 2) познавательная
  • 3) речевая
  • 4) художественно-эстетическая
  • 5) физическая


Примерные центры по образовательным областям в свете требований ФГОС.

Социально-коммуникативное развитие:

Познавательное развитие:

Центр ПДД

Речевое развитие:

Центр пожарной безопасности

Центр «Уголок Природы»

Центр сенсорного развития

Центр труда, уголок дежурств

Центр речевого развития или уголок речи и грамотности

Художественно-эстетическое развитие:

Центр конструктивной деятельности

Физическое развитие:

Центр «Здравствуй, книжка!»

Центр игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр)

Центр ИЗО или уголок творчества

Центр математического развития

Логопедический уголок

Центр физического развития

Центр музыкально-театрализованной деятельности

Спортивный уголок «Будь здоров!»

Центр экспериментирования





  • В Центре «Творческая мастерская» находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.


  • Центр «Мир книги» играет существенную роль в формировании у детей интереса и любви к художественной литературе. В этом уголке ребенок имеет возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее с яркими иллюстрациями.


  • Центр опытно-экспериментальной деятельности . В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, колбы, мерные стаканчики, воронки, песочные часы, грунт, камни, семена, крупы и т. Наши маленькие «почемучки» проводят несложные опыты, определяют свойства различных природных материалов.


  • Центр «Природы» включает в себя экологическую деятельность. В данном уголке содержатся различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения, инструменты по уходу за этими растениями: палочки для рыхления, пульверизатор, лейки и др. Помимо комнатных растений, в данном центре оформлены макеты (пустыня, животный мир, аквариум, скворечник, улей, клетка с птичками и т.д).






  • «Строительный» (конструктивный) центр , хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность.


Центр решает следующие задачи: целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности, воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.



Направление: Социально-личностное развитие.

  • Игра - основной вид деятельности наших малышей. Яркий, насыщенный игровой центр создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми. В свободном доступе для детей находятся атрибуты для зарождающихся в этом возрасте сюжетно- ролевых игр:

«Семья» «Больница»







«центр ПДД »

«Центр пожарной

безопасности»



Направление: физическое развитие.

Спортивный уголок

«Будь здоров!





Ирина Бевз

В настоящее время для педагогов стоит остро вопрос : как оформить предметно-развивающую среду . Предлагаю Вашему вниманию свои идеи предметно-развивающей среды в средней группе . А помогала мне реализовывать идеи моя коллега воспитатель Моисеева Яна Алексеевна.

Предметно-игровая среда группы детского сада организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом. Все групповое пространство распределено на зоны : учебную и игровую.

Развивающая среда привлекательна , интересна, выразительна, Среда стимулирует развитие у дошкольников самостоятельности, общительности, доброжелательности. При создании развивающей среды учитывались индивидуальные особенности развития и потребности ребенка, как в совместной деятельности, так и в индивидуальной.

Групповое помещение условно разделили на уголки.

Уголок " Умелые карандашики"

Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят. Уголок выполняет образовательную функцию, приобщает детей к изобразительному искусству, к таким жанрам как пейзаж, натюрморт, портрет, скульптура, декоративно прикладное искусство. Уголок многофункциональный - это еще социально-эмоциональный якорь. Каждый карандашик имеет свою эмоцию. Это позволяет детям самим оценить свое настроение с которым они приходят в детский сад. И следить за своим изменением в течении дня.

Уголок "В гостях у сказки" совмещен с уголком по развитию речи.

Содержит литературу в соответствии с темой и возрастом детей. Ребенок самостоятельно может выбрать книгу иллюстрации, дидактические игры.







Так же в уголке есть пособия и игры на развитие речевого дыхания.

Уголок патриотизма

Дети знакомятся с символикой государства, с историей малой родины. Уголок оснащен флагом России, гербом, действующим президентом, национальными куклами, дидактическими куклами, альбомом "Моя семья".

Уголок математики "Веселая академия"



Для развития детей в данной области предлагается масса развивающих игр.

Уголок ПДД "Внимание транспорт"







Дети в игре знакомятся с правилами дорожного движения и с дорожными знаками.

Центр сюжетно-ролевой игры.

Уголок для девочек "Парикмахерская"

Игра "Аптека"



Трансформируется в игру "Больница".

Еще много разных идей мы над ними работаем, В ближайшее время мы Вам покажем физкультурный и музыкальный уголки. Спасибо за внимания!

Публикации по теме:

Я Россию свою, Мою землю родную, Словно мать дорогую Очень нежно люблю А. Дементьева о Родине Семья – это труд, друг о друге забота,.

Уголок природы. Осень в группу к нам пришла. Книжный уголок. Уголок драматизации. Патриотический уголок "Наш край родной"..

Детям исполнилось четыре года и они переходят в среднюю группу. Предметно-развивающая среда изменяется в соответствии с особенностями детей.

Так как мы живем в Республике Хакасия, то обязательно вместе с детьми изучаем национальный быт и обычаи хакасов. Для обогащения предметно-развивающей.

В этом году мы перешли в среднюю группу. Площадь нашей группы небольшая, поэтому кое-что пришлось объединить. Экология совмещена с патриотическим.

Хочется выделить наиболее любимые уголки, которые оформили в этом году, для своей подготовительной группы. РАЗДЕВАЛКА. Мы двери в сказку.


Центр воды и песка: «Занимательный уголок»

1.Стол с углублениями для воды и песка, с рабочей поверх-ностью из пластика или пластмассовые тазики, пластиковый коврик, халатики, нарукавники.

2. «Волшебный сундучок», «Кладовая лесовичка» Природный материал: песок, вода, глина, камешки, ракушки, деревяшки, различные плоды, кора, перышки, шишки, листочки.

3.Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, игрушки для игр с водой, формочки.

4.Плавающие и тонущие, металлические и неметаллические предметы, магнит, ветряные мельницы (вертушки).

5.Приборы: микроскоп, лупа, песочные весы, компас, разные термометры.

6.Зеркальце для игр с солнечным зайчиком.
Уголок природы: «Зеленый оазис»
1.Комнатные растения 5-7 подбираются с учетом следующих требований. Разнообразие:

Поверхности и размеров листьев (гладкие, опушенные, мелкие, с небольшими зубчиками);

Способы очищения листьев: гладкие моют губкой, мелкие опрыскивают из пульверизатора, опушенные протирают влажной кисточкой и т.п.;

Величины и формы листьев и стеблей (тонкие, толстые, продолговатые, округлые и др.);

Способов полива (например, луковичные, розеточные, клубневые требуют полива в поддон);

Видов одного рода – бегонии, фуксии.

Рекомендуемые растения: бегония-рекс, бегония вечно-цветущая (различные бегонии – борются с заболеваниями верхних дыхательных путей), бальзамин, традесканция, алоэ (фитонцидное растение) или агава, аспарагус – поглощает тяжелые металлы, фикус – хороший очиститель воздуха.
2.Растения характерные для различных времен года:

Осенью – пересаженные в горшки или срезанные в букеты астры, хризантемы, золотые шары;

Зимой – ветки хвойных деревьев (ель, сосна), зимний огород «Зеленый паровоз» (ящики для посадки) - посадки лука, чеснока, укропа, петрушки, гороха, фасоли, бобов, овса, пшеницы и др.;
- весной – весенние первоцветы, посаженные в горшки (под-снежники, мать-и-мачеха), ветки лиственных деревьев (тополь, клен, каштан);

Летом – букеты летних садовых (пион, ноготок, гладиолус, роза) и луговых цветов (ромашка, клевер, колокольчики), колосья хлебных злаков.

3.Аквариум с рыбками: золотые рыбки, телескопы разной окраски и формы и др.

4.Леечки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, тряпочки, кисточки для протирания листьев, фартуки.
Календарь природы: «Бюро погоды»

1.Картина сезона, модели года и суток.

2.Календарь с моделями значками (ясно, пасмурно, дождливо, облачно и т.п.) и указывающей на них передвигающейся стрелкой.

3.Наглядно-схематическая модель наблюдений за птицами.

4.Рисунки детей по теме «Природа в разные времена года».

5.Бумажная кукла с разной одеждой.

В уголке природы устраиваются выставки: «Осенний урожай», поделок из природного материала и т.п. Могут находиться макеты леса, поля, луга, водоема, муравейника, парка, зоопарка, сезонные макеты (например, зимнего леса и т.д.)

Центр воды и песка: «Лаборатория Знайки»

1.Стол с углублениями для воды и песка, с рабочей поверх-ностью из пластика или пластмассовые тазики, пластиковый коврик, халатики, нарукавники.

2. «Волшебный сундучок», «Кладовая лесовичка» Природный материал: песок, вода, глина, камешки, ракушки, деревяшки, различные плоды, кора, перышки, шишки, листочки.

3.Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, игрушки для игр с водой, формочки.

4.Плавающие и тонущие, металлические и неметаллические предметы, магнит, ветряные мельницы (вертушки).

5.Приборы: микроскоп, лупа, песочные весы, компас, разные термометры.

6.Зеркальце для игр с солнечным зайчиком.

Уголок природы: «Зеленый оазис»

1.Комнатные растения 5-7 подбираются с учетом следующих требований. Разнообразие:

Поверхности и размеров листьев (гладкие, опушенные, мелкие, с небольшими зубчиками);

Способы очищения листьев: гладкие моют губкой, мелкие опрыскивают из пульверизатора, опушенные протирают влажной кисточкой и т.п.;

Величины и формы листьев и стеблей (тонкие, толстые, продолговатые, округлые и др.);

Способов полива (например, луковичные, розеточные, клубневые требуют полива в поддон);

Видов одного рода – бегонии, фуксии.

Рекомендуемые растения: бегония-рекс, бегония вечно-цветущая (различные бегонии – борются с заболеваниями верхних дыхательных путей), бальзамин, традесканция, алоэ (фитонцидное растение) или агава, аспарагус – поглощает тяжелые металлы, фикус – хороший очиститель воздуха.

2.Растения характерные для различных времен года:

Осенью – пересаженные в горшки или срезанные в букеты астры, хризантемы, золотые шары;

Зимой – ветки хвойных деревьев (ель, сосна), зимний огород «Зеленый паровоз» (ящики для посадки) - посадки лука, чеснока, укропа, петрушки, гороха, фасоли, бобов, овса, пшеницы и др.;

Весной – весенние первоцветы, посаженные в горшки (под-снежники, мать-и-мачеха), ветки лиственных деревьев (тополь, клен, каштан);

Летом – букеты летних садовых (пион, ноготок, гладиолус, роза) и луговых цветов (ромашка, клевер, колокольчики), колосья хлебных злаков.

3.Аквариум с рыбками: золотые рыбки, телескопы разной окраски и формы и др.

4.Леечки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, тряпочки, кисточки для протирания листьев, фартуки.

Календарь природы: «Бюро погоды»

1.Картина сезона, модели года и суток.

2.Календарь с моделями значками (ясно, пасмурно, дождливо, облачно и т.п.) и указывающей на них передвигающейся стрелкой.

3.Наглядно-схематическая модель наблюдений за птицами.

4.Рисунки детей по теме «Природа в разные времена года».

5.Бумажная кукла с разной одеждой.

В уголке природы устраиваются выставки: «Осенний урожай» , поделок из природного материала и т.п. Могут находиться макеты леса, поля, луга, водоема, муравейника, парка, зоопарка, сезонные макеты (например, зимнего леса и т.д.)