Развивающая среда в средней группе по принципам. Предметно-развивающая среда в средней группе
Галина Баронова
– составная часть развивающей среды дошкольного детства , она предполагает развитие широкого круга детских интересов и форм деятельности.
Предметно – развивающая среда в каждой возрастной группе имеет свои отличительные признаки, но во всех группах она выполняет информативную, развивающую и стимулирующую функции. Со средней группы предметно – развивающая среда организуется воспитателем вместе с детьми.
Создавая развивающую среду в группе мы постарались гибко и вариативно использовать пространство, отказались от жёсткой закреплённостью зон и уголков. Все компоненты развивающей среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей.
Центр творчества.
Целью центра творчества является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги и т. д. В данной зоне имеются краски, карандаши, фломастеры, мелки,кисточки, салфетки, трафареты для печатанья, ножницы, цветная бумага, картон и др. Здесь имеются книжки-раскраски, а также разнообразный материал для нетрадиционного рисования.
Детские рисунки и поделки выставляются на стенд «Наше творчество»
Уголок природы
асположен непосредственно у окна . Цель : обогащение представления детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями, формирование начал экологической культуры. Здесь мы создаём условия для наблюдения за комнатными растениями, учим детей правильному уходу за ними. .Здесь же хранится оборудование для ухода за растениями : фартуки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, мерные стаканчики для полива, салфетки. Рядом расположен центр экспериментирования, где мы проводим простейшие опыты, развиваем мышление детей, любознательность, познавательную активность. Предметное наполнение центра экспериментирования в данном уголке, не стеклянное, безопасное для детей.
Центр строительства.
Приобрели крупногабаритный конструктор (мягкие модули) .Он яркий, красочный и многофункциональный. В цетре строительства имеется ёщё 8 различных видов конструктора.
Центр сюжетно-ролевых игр в средней группы имеет ряд особенностей, как и сам период развития детей 5-го года жизни, когда игра уже перестраивается и от режиссерской и образной ее развитие движется к сюжетно-ролевой. В группе мы используем сюжетные пластиковые мобильные модули, они подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
одули функциональны, легко трансформируется, что позволяет варьировать пространство зоны. (принцип «Возьми и измени» ). Со второй половины года атрибуты для игр не выставляются, а хранятся в специальных контейнерах. На каждом контейнере наклеена картинка - маркировка. Дети самостоятельно подбирают атрибуты.
представляет собой угловой стеллаж с полочками для книг и иллюстраций к сказкам, произведениям. Все книги и иллюстрации обновляются по мере прохождения материала. Новые книги выставляются в соответствии с программой по чтению. Здесь же прослеживается комплексно-тематическое планирование. Один раз в 3 месяца проводится тематическая выставка произведений какого либо автора, вывешивается его портрет, детей знакомят с его творчеством.
Игры разложены по разделам, промаркированы, имеется картотека игр с целями и ходом игры. Каждый раздел имеет свой символ.
Центр дид. игр и интеллектуальной активности.
Содержание Центра дид. игр и интеллектуальной активности периодически обогащается новыми играми, пособиями, красочным материалом и подается детям с учетом : -пройденного программного материала. (этим я уже овладел, но с удовольствием еще раз выполню и порадуюсь успеху) -индивидуальных возможностей детей (я способен на более, вы предоставили мне эту возможность , спасибо) -обеспечения зоны ближайшего развития (это мне пока еще не доступно, но очень хочется разобраться, я попробую) -неисчерпаемой информативности (я хочу ходить в детский сад, меня там всегда ждет что-нибудь новое и интересное)
Для обеспечения богатства сенсорных впечатлений создан центр сенсомоторного развития, предназначенный также для развития мелкой моторики, тактильных ощущений.
Здесь представлены игры с цветными прищепками, всевозможные шнуровки, «тактильная гусеница» , шумовые бочонки, тактильные дощечки и др.
Патриотический уголок (со второго полугодия) способствует формированию патриотических чувств.
В среднем возрасте уже начинают формироваться нравственные привычки и умения, обогащается опыт нравственно-патриотических ценностей, задача - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему : это образ я, семья и ближайшее окружение, детский сад, красивые места родного города, знакомые объекты- магазин, больница, улица
В нашей развивающей среде существует уютное место для отдыха, уголок уединения и релаксации. Здесь ребёнок может отдохнуть.
Мини музеи.
чень нравится детям и родителям создавать мини музеи. Тематика их самая разнообразная : Новогодняя игрушка, Транспорт, Куклы своими руками…
Речевой уголок
Речевой уголок оснащён комплексами артикуляционной гимнастики в картинках, играми на развитие дыхания,
предметными и сюжетными картинками для составления описательных рассказов, играми на развитие мелкой моторики, слухового внимания.
Предметно-развивающая среда в средней группе детского сада в рамках ФГОС.
Выполнила: Левшакова О.В
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад №18»
«Журавушка»
Специалист 1-ой
- Особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
- В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
- Всем известно, что основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра. Именно поэтому мы воспитатели испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.
- Среда развития ребёнка в структуре ФГОС – это комплекс материально-технических, санитарно -гигиенических, социально- бытовых, общественных, эргономических, эстетических, психолого-педагогических, духовных условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в ДОУ.
- 1. Доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
- 2. Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
- Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые: провоцируют ребенка на агрессивные действия и вызывают проявление жестокости, провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием, выходящим за компетенцию детского возраста.
- Антропометрические факторы, обеспечивающие соответствие росто-возрасных характеристик параметрам предметной развивающей среды. Мебель должна находиться в соответствии с требованиями САНПиН и ФГОС
- 1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей;
- 2) свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметной развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
- 1) социально-коммуникативная
- 2) познавательная
- 3) речевая
- 4) художественно-эстетическая
- 5) физическая
Примерные центры по образовательным областям в свете требований ФГОС.
Социально-коммуникативное развитие:
Познавательное развитие:
Центр ПДД
Речевое развитие:
Центр пожарной безопасности
Центр «Уголок Природы»
Центр сенсорного развития
Центр труда, уголок дежурств
Центр речевого развития или уголок речи и грамотности
Художественно-эстетическое развитие:
Центр конструктивной деятельности
Физическое развитие:
Центр «Здравствуй, книжка!»
Центр игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр)
Центр ИЗО или уголок творчества
Центр математического развития
Логопедический уголок
Центр физического развития
Центр музыкально-театрализованной деятельности
Спортивный уголок «Будь здоров!»
Центр экспериментирования
- В Центре «Творческая мастерская» находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.
- Центр «Мир книги» играет существенную роль в формировании у детей интереса и любви к художественной литературе. В этом уголке ребенок имеет возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее с яркими иллюстрациями.
- Центр опытно-экспериментальной деятельности . В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, колбы, мерные стаканчики, воронки, песочные часы, грунт, камни, семена, крупы и т. Наши маленькие «почемучки» проводят несложные опыты, определяют свойства различных природных материалов.
- Центр «Природы» включает в себя экологическую деятельность. В данном уголке содержатся различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения, инструменты по уходу за этими растениями: палочки для рыхления, пульверизатор, лейки и др. Помимо комнатных растений, в данном центре оформлены макеты (пустыня, животный мир, аквариум, скворечник, улей, клетка с птичками и т.д).
- «Строительный» (конструктивный) центр , хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность.
Центр решает следующие задачи: целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности, воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.
Направление: Социально-личностное развитие.
- Игра - основной вид деятельности наших малышей. Яркий, насыщенный игровой центр создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми. В свободном доступе для детей находятся атрибуты для зарождающихся в этом возрасте сюжетно- ролевых игр:
«Семья» «Больница»
«центр ПДД »
«Центр пожарной
безопасности»
Направление: физическое развитие.
Спортивный уголок
«Будь здоров!
Ирина Бевз
В настоящее время для педагогов стоит остро вопрос : как оформить предметно-развивающую среду . Предлагаю Вашему вниманию свои идеи предметно-развивающей среды в средней группе . А помогала мне реализовывать идеи моя коллега воспитатель Моисеева Яна Алексеевна.
Предметно-игровая среда группы детского сада организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом. Все групповое пространство распределено на зоны : учебную и игровую.
Развивающая среда привлекательна , интересна, выразительна, Среда стимулирует развитие у дошкольников самостоятельности, общительности, доброжелательности. При создании развивающей среды учитывались индивидуальные особенности развития и потребности ребенка, как в совместной деятельности, так и в индивидуальной.
Групповое помещение условно разделили на уголки.
Уголок " Умелые карандашики"
Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят. Уголок выполняет образовательную функцию, приобщает детей к изобразительному искусству, к таким жанрам как пейзаж, натюрморт, портрет, скульптура, декоративно прикладное искусство. Уголок многофункциональный - это еще социально-эмоциональный якорь. Каждый карандашик имеет свою эмоцию. Это позволяет детям самим оценить свое настроение с которым они приходят в детский сад. И следить за своим изменением в течении дня.
Уголок "В гостях у сказки" совмещен с уголком по развитию речи.
Содержит литературу в соответствии с темой и возрастом детей. Ребенок самостоятельно может выбрать книгу иллюстрации, дидактические игры.
Так же в уголке есть пособия и игры на развитие речевого дыхания.
Уголок патриотизма
Дети знакомятся с символикой государства, с историей малой родины. Уголок оснащен флагом России, гербом, действующим президентом, национальными куклами, дидактическими куклами, альбомом "Моя семья".
Уголок математики "Веселая академия"
Для развития детей в данной области предлагается масса развивающих игр.
Уголок ПДД "Внимание транспорт"
Дети в игре знакомятся с правилами дорожного движения и с дорожными знаками.
Центр сюжетно-ролевой игры.
Уголок для девочек "Парикмахерская"
Игра "Аптека"
Трансформируется в игру "Больница".
Еще много разных идей мы над ними работаем, В ближайшее время мы Вам покажем физкультурный и музыкальный уголки. Спасибо за внимания!
Публикации по теме:
Я Россию свою, Мою землю родную, Словно мать дорогую Очень нежно люблю А. Дементьева о Родине Семья – это труд, друг о друге забота,.
Уголок природы. Осень в группу к нам пришла. Книжный уголок. Уголок драматизации. Патриотический уголок "Наш край родной"..
Детям исполнилось четыре года и они переходят в среднюю группу. Предметно-развивающая среда изменяется в соответствии с особенностями детей.
Так как мы живем в Республике Хакасия, то обязательно вместе с детьми изучаем национальный быт и обычаи хакасов. Для обогащения предметно-развивающей.
В этом году мы перешли в среднюю группу. Площадь нашей группы небольшая, поэтому кое-что пришлось объединить. Экология совмещена с патриотическим.
Хочется выделить наиболее любимые уголки, которые оформили в этом году, для своей подготовительной группы. РАЗДЕВАЛКА. Мы двери в сказку.
Центр воды и песка: «Занимательный уголок»
1.Стол с углублениями для воды и песка, с рабочей поверх-ностью из пластика или пластмассовые тазики, пластиковый коврик, халатики, нарукавники.
2. «Волшебный сундучок», «Кладовая лесовичка» Природный материал: песок, вода, глина, камешки, ракушки, деревяшки, различные плоды, кора, перышки, шишки, листочки.
3.Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, игрушки для игр с водой, формочки.
4.Плавающие и тонущие, металлические и неметаллические предметы, магнит, ветряные мельницы (вертушки).
5.Приборы: микроскоп, лупа, песочные весы, компас, разные термометры.
6.Зеркальце для игр с солнечным зайчиком.
Уголок природы: «Зеленый оазис»
1.Комнатные растения 5-7 подбираются с учетом следующих требований. Разнообразие:
Поверхности и размеров листьев (гладкие, опушенные, мелкие, с небольшими зубчиками);
Способы очищения листьев: гладкие моют губкой, мелкие опрыскивают из пульверизатора, опушенные протирают влажной кисточкой и т.п.;
Величины и формы листьев и стеблей (тонкие, толстые, продолговатые, округлые и др.);
Способов полива (например, луковичные, розеточные, клубневые требуют полива в поддон);
Видов одного рода – бегонии, фуксии.
Рекомендуемые растения: бегония-рекс, бегония вечно-цветущая (различные бегонии – борются с заболеваниями верхних дыхательных путей), бальзамин, традесканция, алоэ (фитонцидное растение) или агава, аспарагус – поглощает тяжелые металлы, фикус – хороший очиститель воздуха.
2.Растения характерные для различных времен года:
Осенью – пересаженные в горшки или срезанные в букеты астры, хризантемы, золотые шары;
Зимой – ветки хвойных деревьев (ель, сосна), зимний огород «Зеленый паровоз» (ящики для посадки) - посадки лука, чеснока, укропа, петрушки, гороха, фасоли, бобов, овса, пшеницы и др.;
- весной – весенние первоцветы, посаженные в горшки (под-снежники, мать-и-мачеха), ветки лиственных деревьев (тополь, клен, каштан);
Летом – букеты летних садовых (пион, ноготок, гладиолус, роза) и луговых цветов (ромашка, клевер, колокольчики), колосья хлебных злаков.
3.Аквариум с рыбками: золотые рыбки, телескопы разной окраски и формы и др.
4.Леечки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, тряпочки, кисточки для протирания листьев, фартуки.
Календарь природы: «Бюро погоды»
1.Картина сезона, модели года и суток.
2.Календарь с моделями значками (ясно, пасмурно, дождливо, облачно и т.п.) и указывающей на них передвигающейся стрелкой.
3.Наглядно-схематическая модель наблюдений за птицами.
4.Рисунки детей по теме «Природа в разные времена года».
5.Бумажная кукла с разной одеждой.
В уголке природы устраиваются выставки: «Осенний урожай», поделок из природного материала и т.п. Могут находиться макеты леса, поля, луга, водоема, муравейника, парка, зоопарка, сезонные макеты (например, зимнего леса и т.д.)
Центр воды и песка: «Лаборатория Знайки»
1.Стол с углублениями для воды и песка, с рабочей поверх-ностью из пластика или пластмассовые тазики, пластиковый коврик, халатики, нарукавники.
2. «Волшебный сундучок», «Кладовая лесовичка» Природный материал: песок, вода, глина, камешки, ракушки, деревяшки, различные плоды, кора, перышки, шишки, листочки.
3.Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, игрушки для игр с водой, формочки.
4.Плавающие и тонущие, металлические и неметаллические предметы, магнит, ветряные мельницы (вертушки).
5.Приборы: микроскоп, лупа, песочные весы, компас, разные термометры.
6.Зеркальце для игр с солнечным зайчиком.
Уголок природы: «Зеленый оазис»
1.Комнатные растения 5-7 подбираются с учетом следующих требований. Разнообразие:
Поверхности и размеров листьев (гладкие, опушенные, мелкие, с небольшими зубчиками);
Способы очищения листьев: гладкие моют губкой, мелкие опрыскивают из пульверизатора, опушенные протирают влажной кисточкой и т.п.;
Величины и формы листьев и стеблей (тонкие, толстые, продолговатые, округлые и др.);
Способов полива (например, луковичные, розеточные, клубневые требуют полива в поддон);
Видов одного рода – бегонии, фуксии.
Рекомендуемые растения: бегония-рекс, бегония вечно-цветущая (различные бегонии – борются с заболеваниями верхних дыхательных путей), бальзамин, традесканция, алоэ (фитонцидное растение) или агава, аспарагус – поглощает тяжелые металлы, фикус – хороший очиститель воздуха.
2.Растения характерные для различных времен года:
Осенью – пересаженные в горшки или срезанные в букеты астры, хризантемы, золотые шары;
Зимой – ветки хвойных деревьев (ель, сосна), зимний огород «Зеленый паровоз» (ящики для посадки) - посадки лука, чеснока, укропа, петрушки, гороха, фасоли, бобов, овса, пшеницы и др.;
Весной – весенние первоцветы, посаженные в горшки (под-снежники, мать-и-мачеха), ветки лиственных деревьев (тополь, клен, каштан);
Летом – букеты летних садовых (пион, ноготок, гладиолус, роза) и луговых цветов (ромашка, клевер, колокольчики), колосья хлебных злаков.
3.Аквариум с рыбками: золотые рыбки, телескопы разной окраски и формы и др.
4.Леечки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, тряпочки, кисточки для протирания листьев, фартуки.
Календарь природы: «Бюро погоды»
1.Картина сезона, модели года и суток.
2.Календарь с моделями значками (ясно, пасмурно, дождливо, облачно и т.п.) и указывающей на них передвигающейся стрелкой.
3.Наглядно-схематическая модель наблюдений за птицами.
4.Рисунки детей по теме «Природа в разные времена года».
5.Бумажная кукла с разной одеждой.
В уголке природы устраиваются выставки: «Осенний урожай» , поделок из природного материала и т.п. Могут находиться макеты леса, поля, луга, водоема, муравейника, парка, зоопарка, сезонные макеты (например, зимнего леса и т.д.)