Меню
Бесплатно
Главная  /  Вопросы доктору  /  Новорожденный ведет себя беспокойно. Почему младенцы ведут себя беспокойно

Новорожденный ведет себя беспокойно. Почему младенцы ведут себя беспокойно

Одним из распространенных видов нарушений развития является повышенная активность, достигающая степени расторможенности: ребенок ни минуты не сидит спокойно, постоянно ерзает, хватает руками окружающие предметы, делает множество лишних движений. Самые разные нарушения психической деятельности могут иметь "фасад" в виде беспокойства и излишней активности. Но врачи выделяют состояние, при котором болезненно повышенная двигательная активность является главным признаком, стержнем синдрома, который нарушает социальную адаптацию ребенка. Это состояние получило название синдрома гиперактивности с дефицитом внимания, нередко его называют также гипердинамическим или гиперкинетическим синдромом.

Понятно, что такой ребенок вызывает беспокойство и раздражение взрослых, нередко считающих, что он не хочет сосредоточенно работать, подчиняться дисциплинарным требованиям. Беда ребенка заключается в том, что он не "не хочет", а не может вести себя соответственно общим правилам поведения из-за специфических нарушений функционирования мозговых систем.

Ученые связывают это состояние, прежде всего, с микроорганическими поражениями головного мозга, возникшие по причине осложнений беременности и родов, соматических заболеваний в раннем возрасте или психических травм.

Хотя этот синдром часто называют гипердинамическим , т.е. синдромом двигательной активности, основным дефектом в его структуре является, прежде всего, дефект внимания. У гиперактивного ребенка сильно страдает объем внимания, он может сосредоточиться на чем-либо только на несколько мгновений, у него чрезвычайно повышена отвлекаемость, он реагирует на любой звук, на любое движение.

Такие дети нередко бывают раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально неустойчивыми. Как правило, им свойственна импульсивность поступков: "сначала сделает, а потом подумает". Это приводит к тому, что ребенок часто попадает в ситуации, опасные для него, например, бежит по улице, не глядя на приближающийся транспорт, занимается опасной деятельностью, не задумываясь о последствиях.

Синдром гиперактивности может возникнуть в процессе развития очень рано. Младенцы имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны к раздражителям (свету, шуму), плохо спят, плохо едят, много плачут, и их трудно успокоить. В 3-4 года отчетливой становится неспособность ребенка сосредоточенно чем-либо заниматься: он не может спокойно слушать сказку, не способен играть в игры, требующие концентрации внимания, его деятельность носит преимущественно хаотический характер.

Пик проявления синдрома - 6-7 лет. Его главными характеристиками являются: чрезмерная нетерпеливость, особенно в ситуациях, требующих относительного спокойствия, тенденция переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, ерзанье, извивание в момент, когда нужно сидеть. Эта поведенческая особенность становится наиболее очевидной в организованных ситуациях (школе, транспорте, поликлинике, музее и пр.).

Самые обычные дети бывают порой очень активны, неуправляемы, гневливы, не проходя при этом по разряду гиперактивных. Не следует любого возбужденного ребенка относить к категории гиперактивных. Для синдрома гиперактивности характерны следующие проявления в поведении ребенка:

  • Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается, не может спокойно сидеть. Все трогает руками, наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах.
  • Легко отвлекается на посторонние стимулы, переходит от одного незавершенного действия к другому, не сидит (стоит) на месте;
  • Не может спокойно ждать своей очереди во время игр и в различных ситуациях, требующих дисциплины (занятия в школе, посещение поликлиники, экскурсии и т.д.).
  • На вопросы часто отвечает не задумываясь, не дослушивает их до конца, перебивает;
  • Имеет плохой аппетит;
  • Не может следить за своими вещами, часто их теряет (игрушки, карандаши, книги, и т.д.)
  • Пристает к окружающим, вмешивается в игры детей, порой агрессивен.

Наличие у ребенка подобных симптомов, которые наблюдаются в течение как минимум 6 месяцев, является основанием для обращения к невропатологу. Постановка диагноза "синдром дефицита внимания" является прерогативой врача, и в преодолении синдрома важное место принадлежит медикаментозной терапии. Поэтому необходимо убедиться в том, что такой ребенок находится под наблюдением специалиста.

Улучшение состояния ребенка зависит, конечно, не только от специально назначаемого лечения, но в значительной мере еще и от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему в семье. Недисциплинированность, непослушание, отсутствие реакций на замечания сильно раздражает родителей, вынужденных прибегать к частым, но не результативным наказаниям. У многих детей наблюдается низкая самооценка, отчасти потому, что они часто страдают от сравнений с братьями и сестрами, поведение и учеба которых ставится им в пример.

Среди сверстников беспокойные дети являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными, так как они не умеют уступать, ладить друг с другом, устанавливать и поддерживать дружеские отношения, а в состоянии возбуждения могут сломать попавшийся под руки предмет или бросить его.

Занимаясь с таким ребенком, желательно избегать двух крайностей: чрезмерной жалости и вседозволенности, с одной стороны, а с другой, - предъявления повышенных требований, в сочетании с излишней пунктуальностью, жесткостью и наказаниями. Педагоги и родители должны знать, что существующие у ребенка нарушения поведения поддаются исправлению, но процесс этот длительный, требующий от них больших усилий и огромного терпения.

При неблагоприятном педагогическом воздействии у детей может возникнуть деструктивное поведение: агрессивность, упрямство, лживость, склонность к воровству и другие формы асоциального поведения.

Взрослым необходимо почувствовать проблемы ребенка, понять, что его поступки не являются умышленными и что без помощи и поддержки взрослых он не сможет справиться с имеющимися у него трудностями.

Для занятий с гиперактивными детьми педагоги и родители могут использовать игры, в которых требуется внимательность и самоконтроль. Желательно научить играть детей в народные игры, а также в игры, типа: "Да и нет не говорите", "Тише едешь…", "Съедобное - несъедобное", "Холодно - горячо", различные лото, настольные игры и др. Старайтесь придерживаться "позитивной модели" воспитания, т.е.:

  • Хвалите ребенка в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
  • Обязательно поддерживайте четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна должно соответствовать этому распорядку.
  • Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия. Найдите ему возможность расходовать избыточную энергию.
  • Помните, что пребывание в общественных местах (крупных магазинах, рынках, в гостях и т.п.) оказывает на ребенка перевозбуждающее воздействие. Оберегайте его от утомления.
  • Играть ребенку рекомендуется с одним партнером, а не в шумной компании.
  • Говорите с ребенком спокойно, мягко и доброжелательно. Избегайте повторений слов "нет" и "нельзя". Напрасно не угрожайте.
  • Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
  • Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).

При организации обучения гиперактивных детей особенно важен принцип соответствия учебной нагрузки реальным возможностям ребенка с учетом его познавательных способностей и нарушенной концентрации внимания. Процесс обучения необходимо строить так, чтобы деятельность ребенка была успешной, а поставленная цель - достигнутой. Нельзя допускать вседозволенности для подвижных, неусидчивых детей. Они нуждаются в четком определении модели допустимого поведения, включающей поощрение за целенаправленную, сосредоточенную деятельность и наказание за социально неприемлемые поступки.

Гиперактивные дети особенно трудны для учителя, так как постоянно привлекают его внимание, мешают другим ученикам. Нередко педагоги, не справляясь с такими учениками, под разными предлогами настаивают на их переводе в другой класс, другую школу. Однако эта мера не способствует решению существующих у ребенка проблем. Если учитель понимает причины неправильного поведения маленького "нарушителя", не считает его сознательным злоумышленником, у него больше шансов установить доброжелательный контакт и помочь ему.

Во время проведения уроков используйте следующие рекомендации:

  • Особое внимание уделяйте индивидуальной работе.
  • По возможности игнорируйте вызывающие поступки ребенка.
  • Во время уроков ограничьте до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка - в центре класса напротив доски.
  • Предоставьте ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения.
  • Учебные занятия стройте по четко распланированному, стереотипному распорядку.
  • Научите гиперактивного ученика пользоваться специальным дневником или календарем, в котором он будет отмечать события дня. Это способствует развитию рефлексии (отслеживания) и планирования своих будущих дел.
  • Задания, предлагаемые на уроке, пишите на доске.
  • Предлагайте большое задание в виде последовательных частей и периодически контролируйте ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.
  • Во время учебного дня предусматривайте возможности для двигательной "разрядки": занятия физическим трудом, спортивные упражнения.

Практика показывает, что при грамотном воспитательном подходе, к подростковому возрасту двигательная расторможенность уменьшается или исчезает совсем. Может сохраниться импульсивность поступков, но это не препятствует благополучному личностному развитию ребенка, позволяя ему адаптироваться в обществе, утвердиться в профессиональном плане, научиться устанавливать и поддерживать дружеские отношения с окружающими.

В неблагоприятных, запущенных социально-педагогических условиях часть детей и подростков показывает предрасположенность к антисоциальным действиям, нарушениям поведения и влечений. Чаще это происходит при наличии вторичных (личностных) нарушений, возникающих как реакция на уродливые отношения с близкими. Поэтому наряду с медикаментозной терапией лечение гиперактивности должно обязательно включать элементы психотерапии, лечебной и коррекционной педагогики, учитывающие его физиологические ресурсы и уровень интеллектуального развития.

Только терпеливое участие взрослых в проблемах ребенка, понимание причин его поступков, грамотное воспитательное воздействие и вера в его возможности поможет ребенку преодолеть имеющиеся у него трудности.

Шантаренкова М.Н.,
психолог,
преподаватель Свято-Тихоновского
богословского института

О беспокойном сне своего чада не рассказывает только ленивый. Родителей можно понять – во-первых, они боятся за здоровье своего ребенка, во-вторых, тоже хотят спать. И если трехлетнего малыша можно расспросить и узнать, почему он проснулся, то беспокойный сон у грудничка доводит впечатлительных и усталых мамочек до состояния глубокой депрессии.

Причины беспокойного сна

Новорожденный кроха – большой любитель поспать. Он спит и ест, ест и спит. Беспокойный сон у новорожденного всегда связан с мелкими или крупным неприятностями. Здоровый и сухой малыш спит спокойно.

Бытовые условия должны быть доброжелательными к ребенку, в его окружении не должно быть таких раздражителей, как:

  • жара или холод;
  • неудобная постель или одежда;
  • грязные штанишки;
  • неблагоприятный режим семьи.

Если с бытом все в порядке, а малыш беспокойно спит ночью все равно, убедитесь, не захворал ли он: померьте температуру, обратите внимание на кал (цвет, запах, густоту, частоту испражнений), загляните в нос и уши.

Какие состояния организма влияют на сон ребенка особенно часто?

  • детский метеоризм (колики);
  • запор (новорожденный беспокойно спит и кряхтит);
  • жажда;
  • отит (жуткая боль);
  • насморк (мешает дышать);
  • голод;
  • прорезывание зубов (малыш беспокойно спит и даже постоянно дергается);
  • желание быть с мамой;
  • позывы к опорожнению кишечника или мочевого пузыря;
  • особенности личных биоритмов (зависят от времени года и времени суток, от того, жаворонок он или сова);
  • метеочувствительность (фазы Луны, магнитные бури, смена погоды);
  • болезнь.

Лануго

Одной из причин того, что грудничок беспокойно спит ночью, народные лекари называют некую «подкожную щетинку». Видимо, речь идет о такой особенности новорожденных детей, как лануго. Лануго – это мелкие волоски, покрывающие тело новорожденного ребенка. Начиная с двухнедельного возраста, лануго начинают выпадать и постепенно сменяться постоянными (луковичными) волосками. Вполне возможно, что при этом кожу ребенка зудит, и поэтому грудничок беспокойно спит.

Каковы признаки тех или иных причин ночного беспокойства, и советы, как успокоить грудного ребенка.

Жара, жажда

Ребенок потеет, кожа его краснеет, слизистые становятся сухими, он как бы просит есть.

  • Откройте форточку, напоите малыша, выключите обогреватель.

Холод

Кожа крохи синеет, нос, руки, ноги и спина холодные.

  • Оденьте и согрейте кроху.

Неудобная или грязная одежда или постель

Ребенок обижено кричит, ему больно и неприятно, на коже остается след от неудобной пуговицы или грубого шва.

  • Осмотрите малыша, смените одежду и постель.

Неблагоприятный режим семьи

Шумные вечеринки, громкий телевизор, компьютер рядом с детской кроваткой, трудные отношения между членами семьи.

  • Решите, что важнее: ребенок, или личный комфорт.

Колики

Вздутый живот, ребенок подтягивает колени к животу, плачет от боли.

  • Выполните мягкий массаж живота, положите теплую пеленку на животик, осторожно надавите коленями крохи на его живот, дайте детские капли от метеоризма: «Эспумизан», «Плантекс», «Бебинос», «Бейби Калм», «Инфакол», «Саб Симплекс». Смените смесь для кормления.

Запор

Твердый и темный кал, иногда с кровью, малыш безуспешно тужится и перебирает ногами, его живот твердый, стул бывает раз в сутки или реже.

  • Обеспечьте сон в позе лягушки на животе, а также лежание на животике перед кормлением; правильное питание матери, кормление только грудным молоком или специальными смесями, поите слабокипяченной водой. Поставьте специальные свечи, клизму (в крайнем случае), смажьте анус детским кремом.

Отит

Истеричный крик, малыш беспокойно спит или не спит вовсе, тянет руки к голове.

  • При подозрении на отит, необходимо посещение врача.

Насморк

Слизь и сухие корочки в носу, хриплое дыхание, малыш бросает грудь во время сосания и плачет, заложенность носа.

  • Отмените купание и закаливание. До посещения врача можно капнуть по паре капель грудного молока в каждую ноздрю.

Голод

Кроха обиженно плачет, чмокает и ищет губами грудь.

  • Пожалейте и накормите!

Прорезывание зубов

Обильное слюнотечение, ребенок тянет руки в рот, десны набухшие, часто хнычет.

  • Смазывайте десны обезболивающими гелями, купите хорошие игрушки-грызуны, делайте легкий массаж десен.

Желание быть с мамой

При полном благополучии, ребенок как бы поскуливает, а после доходит до горького плача.

  • Успокойте, поиграйте, возьмите на руки, дайте грудь.

Позывы

Кряхтение, беспокойство, легкий плач через определенное время после еды или сна.

  • Погладьте крохе живот, побудьте рядом. Некоторые мамы приучают детишек к горшку через несколько месяцев после рождения.

Биоритмы и метеочувствительность

Общее беспокойство, капризность, бессонница, нарушения режима и аппетита.

  • Будьте особенно внимательными и ласковыми родителями, немного потерпите. Личные наблюдения мамы помогут разобраться, зависит ли то, почему новорожденный спит беспокойно, от разнообразных явлений природы.

Лануго

  • Покатайте хлебный мякиш по волосистой коже после купания.

Если Ваш новорожденный ребенок беспокойно спит, нужно набраться терпения и вести себя разумно. Ваш лучший советчик – педиатр. Найдите хорошего специалиста по рекомендации друзей.

Вконтакте

Теперь, когда вы познакомились с этой уникальной личностью, как вы будете обращаться с ребенком, имеющим высокие потребности? Чтобы понять, как следует ухаживать за этими особыми детьми, сначала нужно понять, почему дети ведут себя беспокойно. Все очень просто: дети ведут себя беспокойно по тем же причинам, что и взрослые. Им больно, физически или эмоционально, или же они нуждаются в чем-то. Имеется огромный спектр типов плачущего ребенка. У более спокойного края находится ребенок, который плачет, чтобы его взяли на руки, но легко успокаивается и испытывает удовлетворение, когда его держат на руках. Другую крайность представляет ребенок, которому больно, - неутешно плачущий ребенок, получающий ярлык «страдающий коликами».

Дети беспокоятся, чтобы приспособиться

Находясь в матке, еще не рожденный ребенок чувствует себя в своем окружении идеально комфортно. Возможно, у него больше никогда не будет дома, в котором ребенок будет ощущать такую же гармонию - невесомость, постоянная температура и все питательные потребности автоматически и бесперебойно удовлетворяются. В целом, в матке все отлично организовано.

Рождение внезапно разрушает эту организацию. В течение месяца после рождения ребенок пытается заново обрести это ощущение организованности и вписаться в жизнь вне матки. Рождение и адаптация к послеродовой жизни заставляют проявиться темперамент ребенка, ведь он впервые вынужден делать что-то, чтобы его потребности были удовлетворены. Он вынужден действовать, как-то вести себя. Если ему голодно, холодно или страшно, он кричит. Он должен сделать усилие, чтобы получить то, что ему требуется, от обеспечивающего ему заботу окружения. Если его потребности просты и он может без труда получить то, что ему нужно, он получает название «легкий ребенок»; если приспособиться ему не так легко, его именуют «трудным». Он не чувствует себя комфортно. Беспокойные дети - это дети, которые чувствуют себя неуютно и которые не хотят мириться с тем уровнем заботы, который им дают. Им нужно больше, и они кричат, чтобы получить это.

Тоска по утробе

Другая причина, по которой плачут дети, заключается в том, что им недостает того окружения, которое у

них когда-то было, - матки. Ребенок ожидает, что жизнь будет продолжаться как раньше, но все оборачивается неправильно, и у ребенка появляется ощущение, что все неправильно. Ребенок хочет адаптироваться к своему новому окружению и имеет огромное желание чувствовать себя комфортно. Конфликт между желанием получить комфорт и невозможностью его добиться приводит к внутреннему стрессу и внешнему его выражению в так называемой капризности. Своим беспокойным поведением ребенок умоляет тех, кто ухаживает за ним, помочь ему найти то, что даст ему почувствовать себя хорошо, нечто вроде: «Отдайте мне назад мою утробу», пока он еще не стал достаточно взрослым, чтобы придумать собственные способы самоуспокоения.

Сразу же после рождения ребенка положили на теплый мамин живот, мамина грудь дала ему физическую и эмоциональную подпитку, днем родители носят его, плотно прижав к себе, в сумке, а ночью, опять же, тесно прижимают к себе. Ребенку не приходится беспокоиться. Все, что давала ему матка, по-прежнему здесь, и рождение лишь изменило форму выражения взаимоотношений.

А что же с ребенком, попадающим в мир, который дает ему иной уход? Взамен теплого и знакомого тела он получает пластиковый ящик в детской палате. Вместо теплой груди он получает силиконовую соску. Вместо постоянного физического контакта и частых кормлений он остается лежать в ящике, а на руки его берут и кормят строго по расписанию. Нарушается даже его сон. Вместо теплого тела, к которому он привык за девять месяцев в матке, он получает этот пластиковый бокс. У него два выбора. Он может удовлетвориться этой низкопробной «маткой» и стать «хорошим ребенком», или же он может протестовать, заявляя, что его новый дом ему не по вкусу. Чем больше он кричит, тем больше его берут на руки и носят. Чем больше он кричит, тем чаще его кормят. Он приучается требовать, чтобы получать кормление «по первому требованию». В первый же или второй день пребывания в детской палате ему присваивают название «суетливый». По ночам он кричит до тех пор, пока, от отчаяния, родители не берут его к себе в кровать. Наконец, через несколько недель крика во имя приспособления, ребенок понимает, что крик - это тоже способ выжить. Это единственный язык, который может обеспечить ему уровень заботы, который ему могли бы дать автоматически, прежде чем он потребовал его. Этот ребенок, жертва, как мы называем это, синдрома плохого начала, суетиться приучен жизнью.

Концепция уровня потребностей

Всем младенцам нужно, чтобы их брали на руки, кормили, гладили, а также оказывали чуткую заботу всеми прочими способами, но некоторым нужно больше, чем остальным, и некоторые младенцы выражают свои потребности сильнее. Именно тогда, когда мы пытались понять, почему некоторые из наших детей вели себя иначе, хотя получали тот же уровень заботы, мы пришли к концепции уровня потребностей. По нашему мнению, каждый ребенок имеет определенный уровень потребностей, удовлетворение которых позволяет ребенку достичь своего потенциала, эмоционально, физически и интеллектуально. Логично также предположить, что каждый ребенок рождается с соответствующим темпераментом, чтобы быть в состоянии дать знать о своем уровне потребностей.

Предположим, у ребенка средние потребности, которые должны быть удовлетворены, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно. Он плачет лишь очень немного, а окружающие берут его на руки и укачивают ровно столько, чтобы контролировать беспокойное поведение ребенка. Его можно было бы окрестить «легкий ребенок». Предположим, ребенку нужно, чтобы его подолгу держали на руках. Он продолжает плакать, когда его кладут, поэтому добивается, чтобы его держали на руках больше - как если бы он требовал, чтобы его перевели из второго класса в первый. Этот ребенок получает ярлык «требовательный». Но оказавшись в первом классе (его много носят на руках, часто кормят, с ним

{неразлучны днем и ночью), он плачет все меньше и меньше. Теперь он там, где ему хорошо, и больше нет необходимости плакать. Оба ребенка нормальны, оба гармонично вписываются в окружающий мир, и один не лучше, чем другой. У них просто разные уровни потребностей и соответствующий темперамент, призванный помочь им добиться их удовлетворения.

Чувство единства

Требовательная малышка, которая «кричит, стоит мне лишь спустить ее с рук», нуждается в том, чтобы чувство единства с матерью не кончалось. До рождения эта малышка была едина с матерью. После рождения мать знает, что ребенок теперь представляет собой отдельного человека, но ребенок себя отдельным не чувствует. Ребенок по-прежнему нуждается в том, чтобы чувствовать себя связанным с матерью, и рождение изменило лишь форму выражения этой связи. Этот ребенок будет протестовать или вести себя беспокойно, если его неразлучность с матерью нарушена. Ему требуется продлить это единство еще некоторое время, и, к счастью, у него есть способность требовать этого. Если потребности этого ребенка услышаны и удовлетворены, он чувствует себя комфортно: он находится в гармонии с окружающим миром. Он чувствует, что все хорошо. Когда ребенок чувствует, что все хорошо,

его темперамент меньше проявляет себя, и он становится «хорошим» ребенком.

Приклеенный или оторванный

Матери часто говорят об этом чувстве единства, выражаясь так: «Мой ребенок словно приклеен ко мне». Они также используют слово «оторванный» для описания того, как их дети словно рассыпаются, когда теряют это чувство единства со своим окружением. Нэнси, мать, которая долго и упорно работала над установлением крепкого контакта со своим имеющим высокие потребности ребенком, как-то сказала нам: «Когда мой ребенок чувствует себя оторванным и словно бы рассыпается на кусочки, теперь я чувствую, что могу собрать кусочки и снова склеить его воедино. Это была долгая, суровая борьба, но я наконец начинаю получать проценты со своего вклада».