Меню
Бесплатно
Главная  /  Дети дошкольного возраста  /  Развитие речи детей раннего возраста

Развитие речи детей раннего возраста

Какая там речь, скажете вы, если от него можно услышать только громогласное “у-а!”, а в минуты затишья и благостного настроения – “агу” да “ага”, не считая прочих невнятных и маловразумительных звуков. Многие родители считают, что до того, как их чадо произнесет первые слова (а обычно это бывает в возрасте около года), с ним говорить бесполезно, поскольку он, дескать, все равно ничего не понимает и ничему пока еще научиться не может.

Тем не менее, “маловразумительные звуки” – это уже формирование речи, и начинается оно задолго до появления первых слов. И уже на этом, самом первом этапе отчетливо видна основная функция речи – общение. Да-да, ваша кроха уже может и хочет с вами общаться!

Для того, чтобы представлять, как общаться с младенцем, давайте рассмотрим основные ступени формирования речи.

Первая стадия – крик

Когда малыш рождается, попадая из одной среды в другую, ему нужно каким-то образом заявить о себе, о своем присутствии в этом мире. Пока ребенок находился в мамином животе, все его потребности удовлетворялись мгновенно. Теперь же он иногда чувствует какой-то дискомфорт – и кричит (пока еще на уровне безусловного рефлекса). Когда потребности малыша удовлетворяются, у ребенка формируется некоторый стереотип поведения, и крик становится сигналом о дискомфорте (мокро, хочется есть или спать, грустно, одиноко). Средство у ребенка только одно – крик. Постепенно с помощью крика младенец учится не только привлекать к себе внимание, но и общаться. Вспомните, когда ваш малыш зовет вас, он сначала кричит, а потом ждет ответа: придет мама или не придет? Потом он кричит громче и снова ждет. Таким образом ребенок дает возможность своему “собеседнику” включиться в свой первый диалог.

Примерно к третьему месяцу (а у многих детишек и значительно раньше) меняется и интонация криков. Внимательная мама может выделить очень много различных криков своего чада – это может быть ворчание, нытье, недовольство, резкий визг от боли, гневные “восклицания”.

“Даже находясь в другой комнате, я по крикам почти наверняка могу определить, что происходит с моими близнецами. Когда они ссорятся и не могут поделить игрушки – крик один, когда им скучно – крик совсем другой. И, конечно, я всегда отличаю пронзительные и резкие “опасные крики” (когда срочно нужно бежать на помощь) от “неопасных”, когда дети просто выражают свое недовольство”.

Крик присутствует у ребенка довольно долго, развиваясь параллельно с речью. И даже когда появляются настоящие, “взрослые” слова, крик продолжает играть в общении очень важную роль.

Вторая стадия – гуление

Гуление обычно возникает в возрасте одного-двух месяцев и сопровождает ребенка в первые полгода жизни. Обычно это различные вариации звуков: а-а-гу, гы-ы, гэ-э, а-гы и т.д. Любопытно, что младенцы разных народов гулят одинаково. Постепенно репертуар малыша обогащается все новыми звуками, появляются и новые интонации. В гулении, как и крике, тоже важен момент взаимодействия. Конечно, малыш может гулить и оставшись один в комнате. Но с вашим появлением гуление становится более активным. Если вы внимательно присмотритесь к ребенку, то увидите, что он не просто произносит звуки. Малыш в это время заглядывает вам в глаза, ждет вашего ответа, он уже пытается построить полноценный речевой диалог. И этот диалог необходимо обязательно поддержать! Ведь во время гуления ребенок учится координировать одновременно голос и взгляд, что станет впоследствии основой любого социального контакта.

Малыш добивается вашего внимания и общения древним, как мир, методом кнута и пряника, только вместо кнута он использует плач, а вместо пряника – свою обаятельную и радостную улыбку.

Отвечайте малышу на его языке, всячески поддерживайте и поощряйте его первые “выступления”. Он будет очень рад вашему вниманию – посмотрите, как он тянется к вам, старается сложить губки, чтобы достойно ответить столь важному собеседнику! Постепенно ребенок начинает произносить длинные цепочки звуков, словно подражая самому себе. Более того, он пытается подражать и вам!

Малыш в этом возрасте впервые пытается почувствовать звуки и слова. Пока для него важен не столько смысл слов, сколько различные интонации, ритмика речи, артикуляция различных звуков.

“Моя дочка в возрасте четырех месяцев, стала ощупывать руками мои губы всякий раз, когда я что-нибудь ей говорила. Такое ощущение, что она хочет проверить, как это получаются различные звуки, и старается поймать вылетающие слова, вопреки известной пословице о слове и воробье. Как только в моих речах возникает пауза, малышка тут же начинает мне активно отвечать”.

Третья стадия – лепет

По мере развития ребенка гуление затихает, и ему на смену приходит лепет. Обычно это происходит в возрасте 6-7 месяцев. Ваш малыш начинает произносить отдельные слоги “ба”, “ма”, “та” и пр. – сначала однократно, очень редко и как будто случайно. Постепенно слоги слышатся в его речи все чаще, они повторяются в виде цепочек: ба-ба-ба-ба, ма-ма-ма-ма.

Гуление и лепет очень важны для дальнейшего развития речи. Если их нет у вашего малыша, постарайтесь их активизировать.

Держа ребенка на руках, чтобы он хорошо видел движение ваших губ, повторяйте различные слоги, пойте ритмичные песенки, читайте простые стишки, а главное – как можно больше разговаривайте с малышом. Ему необходимо слышать взрослую речь. Однако это должны быть не просто разговоры, которые взрослые ведут друг с другом, а речь, обращенная именно к нему, к ребенку.

“Моему сыну сейчас 6 месяцев. Он различает на слух различные голоса. Если я заговорю с ним, спрятавшись за пеленкой, он начинает радостно улыбаться и искать, куда это мама подевалась. А однажды он услышал из прихожей голос чужого дяди – это был густой бас, совершенно не похожий на папин голос – услышал и громко разревелся”.

“Моя десятимесячная Дашуня очень любит “читать” книжки – больше всего традиционные русские сказки для самых маленьких, “Колобок”, “Репку”, “Курочку Рябу”. Еще ей очень нравятся беседы на тему: кто как разговаривает. Вариации бесконечны – от киски до большо-о-го грузовика или паровоза”.

Опять же, даже если вам кажется, что ребенок лепечет сам для себя, тем не менее он очень стремится к общению с вами. Первые лепетные слова-слоги пока не несут в себе содержательного смысла. Но именно благодаря маме, которая слышит в этих слогах слова, лепет наполняется смыслом.

“Удивительно, но слоги “ма-ма” Федя начал говорить с первых дней. Разумеется, поначалу он так плакал. Но постепенно, он понял, что его “ма-ма” меня особенно умиляет, тем более, все говорили вокруг - маму зовет.

К шести месяцам это «мама» начало означать не «подойдите ко мне», а «дайте мне сюда МАМУ». В восемь месяцев он явно обращался ко мне, причем звал меня, находясь на руках у других, и не было никаких сомнений в том, что это уже самое настоящее слово”.

Урок или общение?

Конечно, общаясь с ребенком, мы так или иначе учим его. Но постарайтесь, чтобы ваше желание обучать малыша буквально с пеленок не заслонило собою более важной вещи – вашего живого эмоционального общения.

Если вы следите за теориями раннего развития, наверняка у вас на слуху имя американского ученого Глена Домана, который утверждал, что, находясь с самого раннего возраста в специальной обучающей среде, ребенок может достичь очень высоких интеллектуальных результатов. В своем Институте Развития Ребенка Доман проводил множество экспериментов, суть которых сводилась к следующему. Младенцам, начиная с двухмесячного возраста, когда у них начинает фокусироваться взгляд, в быстром темпе показывали различные карточки, на которых были изображены буквы, слова, ноты, цифры, картины, иероглифы и многое, многое другое. Во время показа педагог или мама называли соответствующий предмет. Сначала такие «уроки» длились 5-10 минут, потом их продолжительность постепенно увеличивалась.

Когда детишки подросли, выяснилось вот что. Они действительно прекрасно запоминали информацию, владели иностранными языками, читали, считали и т.д. Но при этом малыши совершенно не играли, у них была нарушена эмоциональная сфера. Привыкнув лишь пассивно заглатывать дидактический материал, они не стремились к активному познанию окружающего мира, им недоступно было творчество, поскольку у них не было реального творческого опыта. И тот огромный багаж знаний, который хранила их цепкая детская память, они не всегда могли применить на практике. Печальнее всего, что нарушения эмоциональной сферы у этих детей были уже невосполнимы. Ведь многие очень важные вехи эмоционального развития закладываются именно в младенчестве, когда ребенок хочет и может общаться, строить социальные модели поведения, а не фиксировать в своем мозгу бесчисленное множество сухих фактов.

В моей психологической практике был мальчик Андрюша, который не мог адекватно общаться со сверстниками. Он бегал по кругу, постоянно повторяя одну и ту же фразу. При этом у него были очень большие проблемы с артикуляцией звуков: около четырнадцати звуков он в пятилетнем возрасте просто не выговаривал, так что понять его можно было с большим трудом. Общаться он предпочитал в письменном виде.

Выяснилось, что Андрюшина мама в свое время очень увлекалась ранним интеллектуальным развитием своего сына. В результате читать он научился раньше, чем говорить. При этом он не играл, занимаясь цифрами, буквами, специальными карточками, рисовал только географические карты.

Принимаясь в младенчестве учить своего ребенка буквам по новомодной развивающей методике, будьте осторожны! У некоторых детей, которых учили читать, например, по кубикам Зайцева до того, как они начали говорить, наблюдалась задержка речевого развития. Вместо того, чтобы участвовать в живом общении, они читали и писали с помощью кубиков.

Стадия четвертая – первые слова

Итак, из лепета рождается слово…

На этом этапе (обычно он начинается в 11-12 месяцев) очень важно помочь ребенку в его словотворчестве. Именно сейчас малыш начинает ассоциировать слова с объектами окружающей среды, слова для него наполняются смыслом. Теперь уже можно расширить репертуар вашего чтения вслух. Старайтесь называть окружающие вещи своими именами (не “Положим эту штуковину во-он туда”, а “Положим куклу в кроватку”). Не забывайте комментировать свои действия, когда вы находитесь вместе с малышом.

Логопеды советуют тренировать мышцы губ и щек. Для этого запаситесь различными свистульками, губными гармошками, игрушечной флейтой и научите малыша дуть в эти инструменты. Полезно и выдувать мыльные пузыри (правда, придется постоянно следить, чтобы ребенок не выпил мыльный раствор).

Еще один забавный способ потренировать мышцы губ и щек – это погримасничать вместе с малышом. Не стесняйтесь строить смешные рожи, выразительно изображать самые разные эмоции (удивление, страх, радость), высовывать язык, облизываться. Вы увидите, малышу очень понравится эта новая игра, и вскоре он начнет повторять за вами какие-то движения.

Обычно детям очень нравятся звучащие игрушки. Воспользуйтесь этим, пусть малыш учится извлекать разнообразные звуки и воспроизводить их голосом. Его первые слова будут звукоподражательными: “бах”, “бум”, “гав-гав”, “бибика”. Не бойтесь этих младенческих, “ляльских” (как говорит моя старшая дочь) слов. Это очень важный момент в развитии речи. Ребенку пока сложно связать отвлеченное слово (например, собака, машина, упала ) с конкретным предметом или действием. Если слово будет хоть как-то похоже на предмет или действие, такую связь установить значительно легче (например, собака говорит «ав-ав», машина – «би-би», а падающий предмет делает «бум»). Младенческие слова помогают ребенку перейти к нормальной, “взрослой” речи.

Когда ваш малыш будет пытаться повторить за вами какие-то слова, можно читать стихи «по ролям». Например, известное стихотворенье об отчаянных гусях (его начало, как правило, помнят все):

  • Взрослый: Гуси-гуси !
  • Ребенок: Га-га-га!
  • Взрослый: Есть хотите?
  • Ребенок: Да-да-да!
  • Взрослый: Хлеба с маслом?
  • Ребенок: Нет-нет-нет.
  • Взрослый: А чего же вам?
  • Ребенок: Конфет!
  • Взрослый: Ну, летите, как хотите, т _ олько крылья берегите – с__ ерый волк под горой не пускает вас домой. Полетели-полетели_ (ребенок машет руками), на головку сели.

Особенно важно разговаривать с малышом во время игры. Не забывайте, что игра ориентирована именно на диалог, а не на ваш монолог. Можно, например, катать друг другу мячик, сопровождая это занятия комментариями: “Дай мячик! Покатился мячик к маме”. Выдержите паузу, дайте ребенку возможность включиться в разговор. “А теперь – на мячик! Покатился мячик к детке” и т.д. Старайтесь, чтобы игра соответствовала настроению и состоянию вашей крохи.

Слова и жесты

Мимика, жесты, интонация помогают человеку общаться с другими людьми. Обратите внимание – взрослые в разговоре друг с другом очень много информации передают с помощью мимики и жестов (именно поэтому многим людям бывает сложно общаться по телефону, хотя при этом они легко ведут разговор во время личной встречи). Но для маленьких детей невербальное общение имеет еще большее значение, поскольку на определенном этапе для них это единственный способ «поговорить» с вами.

Очень полезно подкреплять слова определенными жестами. Сначала малыш учится воспроизводить жест, а потом – повторяет слово. Например, слово “дай!” обычно сопровождается таким жестом: протянуть руку ладонью вверх и несколько раз согнуть и разогнуть пальцы. При этом старайтесь почаще употреблять слова “дай”, “принеси”, «возьми», просите ребенка выполнить простые просьбы. Вы увидите, он будет очень рад вам помочь!

Подобным образом можно научить малыша другим выразительным жестам, например, “Ладушки”, “До свидания”, “Покажи, какой ты большой (или большая)”, утвердительно или отрицательно качать головой. Не стесняйтесь детских жестов, например, показывания пальцем, а наоборот, помогайте ребенку освоить их.

Жесты могут нести и эмоциональную окраску.

«Олежка недавно научился показывать, какой кислый помидор и какая сладкая малинка. Когда спрашиваешь у него: «Какой помидор?», он уморительно морщит носик, всем своим видом показывая отвращение к нелюбимой еде. На вопрос же: «Какая малинка?» ребенок расплывается в блаженной улыбке и причмокивает язычком. Конечно, в какой-то момент мы его этому научили, но теперь он часто изображает какой-нибудь вкус и без нашей просьбы. Например, если говоришь, что лимон – кислый, Олежка непременно сморщится».

«Марусе показали, что цветы можно нюхать. Теперь при виде любого цветочка (на клумбе, в горшке или даже в книжке), она тянется к нему носом и в упоении нюхает его».

Жестами ребенок может сопровождать ваше чтение стихов или пение.

Например, так:

  • Я на скрипочке играю – тили-ли, тили-ли, (малыш держит в руках воображаемую скрипку и “играет” на ней),
  • Пляшут зайки на лужайке – тили-ли да тили-ли (“пляшет”, вертит поднятыми ручками).
  • А потом на барабане – бам-бам-бам, бам-бам-бам (ребенок стучит ладошками по какой-нибудь поверхности),
  • В страхе зайки разбежались по кустам! (прячет лицо в ладошках).
  • Мишка косолапый по лесу идет (ребенок покачивается, широко расставив ножки),
  • Шишки собирает, песенки поет (наклоняется за воображаемой шишкой).
  • Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб (хлопает себя по лбу).
  • Мишка рассердился, и ногою – топ (малыш топает ножкой).
  • Заинька, попляши, серенький, попляши. Вот так-этак попляши, вот так-этак попляши (ребенок “танцует”).
  • Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой, вот так-этак топни ножкой, вот так-этак топни ножкой (топает то одной, то другой ножкой).
  • Заинька, хлопни в ладошки, серенький, хлопни в ладошки, вот так-этак хлопни в ладошки, вот так-этак хлопни в ладошки (малыш хлопает в ладоши).
  • Заинька, поклонись, серенький, поклонись, вот так-этак поклонись, вот так-этак поклонись (кланяется).

Можно обыграть и “Игрушки” Агнии Барто. Малыш показывает, как качается бычок на шаткой доске, как горько плачет девочка Таня, жалеет и гладит бедного мишку с оторванной лапой.

Кстати сказать, знаменитые пальчиковые игры одновременно тренируют у ребенка и “говорящие жесты”, и мелкую моторику, которая тоже очень полезна для развития речи.

Вот, например, игра “Капуста”:

  • Есть у нас капуста, вот она, капуста (показываем, какая большая капуста),
  • Мы капусту режем, режем (ребром ладони, как ножом, стучим по столу),
  • мы капусту трем, трем (потираем ладошки),
  • мы капусту мнем, мнем (изображаем, как мнем капусту кулачками).

А вот пальчиковая массажная игра, похожая на знаменитую “Сороку-сороку” - Машины блины:

  • Стала Маша гостей созывать (поглаживаем раскрытую ладошку малыша):
  • И Иван, приди, и Степан, приди, и Андрей, приди, и Сергей, приди, (поочередно загибаем пальчики, начиная с большого),
  • А Никитушка – ну, пожалуйста! (загибаем мизинчик, предварительно погладив его).
  • Стала Маша гостей угощать: и Ивану блин, и Степану блин, и Андрею блин, и Сергею блин (разгибаем пальчики, разминая подушечки – “раздаем блины”),
  • а Никитушке – мятный пряничек! (разгибаем мизинчик, тоже предварительно погладив).
  • Стала Маша гостей провожать: и Иван, прощай, и Степан, прощай, и Андрей, прощай, и Сергей, прощай! (каждый пальчик по очереди сгибается и разгибается – как в жесте “до свидания”),
  • а Никитушка – ну, побудь еще! (ласково поглаживаем мизинчик).

Эти игры помогут вашему малышу обогатить словарный запас и соотносить слова с совершенно конкретными действиями или предметами.

О пересоленной каше

Помните известный анекдот о мальчике, который до пяти лет ничего не говорил? Ему не могли помочь никакие медицинские светила и самые известные логопеды. Но однажды за завтраком мальчик вдруг произнес: «А каша-то сегодня пересолена!» Счастливые родители кинулись друг друга поздравлять, а когда успокоились, спросили у своего отпрыска: «Что же ты раньше молчал?». На это мальчик ответил: «А раньше все было в порядке».

Шутки шутками, но когда родители слишком хорошо понимают ребенка без слов, у него просто нет необходимости донести до них какое-нибудь сообщение. Возможно, здесь иногда приходится немного хитрить, делая вид, что вы не понимаете, чего от вас хочет ребенок до тех пор, пока он не попытается сказать вам об этом.

Алина до двух лет не говорила ничего, кроме «да» и «нет». Я уже начала беспокоиться по этому поводу, и вдруг поймала себя на том, что все вопросы к ней я формулирую так, чтобы на них можно было ответить однозначно «да» или «нет». Когда я стала задавать более сложные вопросы, как будто не понимая дочку, у нее появилось гораздо больше новых слов.

Если ребенок общается с вами при помощи лепета, жестов, его первые слова вот-вот появятся. Не волнуйтесь, если это произойдет чуть позже, чем, как вам кажется, положено. Не сравнивайте своего малыша с соседской девочкой, сыном подруги и племянницей вашей коллеги! Развитие каждого конкретного ребенка может иметь свои индивидуальные особенности.

Однако есть некоторые важные вехи в развитии речи вашего малыша, на которые стоит обратить особое внимание:

  • Крик, который вначале является реакцией на дискомфорт (голод). Слишком тихий и максимально удобный ребенок – это не так уж хорошо, как кажется.
  • Комплекс оживления (улыбка, оживление) при появлении взрослого (появляется в 1-3 мес).
  • Гуление. Как и когда гулит ваш малыш? Смотрит ли он при этом вам в глаза, «поет» ли свои младенческие песни, находясь у вас на руках, чувствуете ли вы у него потребность в общении?
  • Лепет (появляется в 6-10 месяцев), ребенок явно привлекает к себе внимание с помощью каких-то звуков.
  • Указательный жест (появляется в 8-13 месяцев). Это очень важный момент в развитии ребенка, предшествующий появлению первых слов, ведь перед тем, как назвать предмет, малышу нужно научиться его показывать.
  • Появление основных социальных жестов, например, «до свиданья» (9–12 месяцев).
  • Понимание и выполнение простых просьб, появление элементарных сюжетных игр (покормить куклу). Этот этап ребенок обычно проходит в возрасте около года.

Инесса Смык, Дарья Голубева

По материалам журнала «Аистенок», 03.04

Процесс развития речи ребенка до года это сложный, но очень интересный процесс связанный, как с созреванием головного мозга, так и с постоянным общением малыша со взрослыми. Начинается он, как правило, с крика младенца при рождении. Это пока его единственный способ привлечь внимание к себе или дать понять, что что-то ему не нравится. Криком он подзывает маму, то есть это на начальном этапе уже есть определенный диалог малыша с родителями.

Уже, буквально, в конце первого месяца жизни ребеночек способен реагировать на обращение и на общение с ним. Когда родители говорят с ребеночком, он способен сосредоточиться на них. Чуть позже, на втором месяце жизни малыш уже гримасничает, пытается улыбаться и ему это уже удается. Его крики принимают разные интонации, и чуткая мама уже определяет, что хочет ее малыш. Разными криками малыш сообщает, что ему жарко или холодно, больно или страшно, а может быть, он проголодался.

Развитие речи ребенка до года таково, что к трем месяцам малыш уже улыбается при общении с ним и способен агукать. В агуканье малыша в это время превалируют звуки «н», «г», «к». Их этих звуков уже к концу третьего месяца жизни малыш способен произносить такие сложные звуки как агы, гэ, агу. Причем, что характерно, малыши всего мира агукают совершенно одинаково. Этот процесс сопровождается координацией взгляда и голоса одновременно.

К четвертому месяцу малыш начинает смеяться. Смех малыш подсмотрел у родителей и уже научился его повторять. А уже к пятому месяцу жизни он способен смеяться продолжительно. Тогда же малыш пытается менять интонацию агукая, так сказать, «поет».

Ко времени, когда ребеночку исполняется пол годика, начинается детский лепет. Малыш начинает произносить «ма», «па», «ба», «да». Чем больше и чаще родители разговаривают с ребеночком, поют ему песенки или читают стишки, тем лучше и чаще он произносит новые слоги. Причем важно, разговаривая с малышом делать это с интонацией, которую малыш улавливает и запоминает.

На седьмой и восьмой месяц жизни, ребенок уже привлекает внимание взрослых звуками. Он постоянно лепечет, произнося такие слоги как «ма-ма», «ба-ба», «па-па». Также ребенок использует гласные «а», «э», и согласные «м», «г», «к». А по прошествии девяти месяцев жизни малыш научился общаться жестами и использует их при общении.

Развитие речи ребенка до года к одиннадцати месяцам достигает такого уровня, что он способен уже оперировать двумя или тремя лепетными словами. Родители при этом должны рассказывать малышу об окружающих его предметах, и пытаться развивать губы ребеночка с помощью свистульками, игрушечными трубками и губными гармошками. Разговаривая с ребенком, стоит гримасничать, и учить малыша подражать вам. Неплохо в этот период научить ребенка надувать мыльные пузыри.

Ежедневно, общаясь между собой, мы произносим слова, но даже не задумываемся о том, как это происходит. Вероятно, именно поэтому родители часто не уделяют должного внимания развитию речи у малыша, считая, что он заговорит сам.

Между тем, речь — это результат сложной согласованной работы центральной нервной системы, органов дыхания и голосообразования. И ее можно развивать точно так же, как и двигательные навыки у ребенка.

Начинать проводить эту работу необходимо с первых дней жизни крохи еще в доречевой период. Поскольку если приступить к занятиям позднее, то упускается драгоценное время. И это не столь сложно, как кажется на первый взгляд. Главное — обладать знаниями о развитии речи, ее периодах и способах вашей помощи ребенку на каждом этапе.

Что влияет на формирование речи у ребенка?

Развитие речи тесно связано с кожей, органами зрения, и слуха. Через них в центральную нервную систему поступает информация об окружающем мире, различных предметах, звуках и ощущениях. В результате этого в головном мозге ребенка зарождается мотивация — желание высказаться. Причем существует закономерность: чем больше информации ребенок получает, тем сильнее у него возникает желание высказаться.

Кроме того, на развитие речи оказывает огромное влияние мелкая моторика рук, поэтому ее необходимо разрабатывать.

Периоды развития речи

Пока малыш находится в утробе матери, у него нет необходимости каким-либо образом заявлять о своих потребностях, потому что они удовлетворяются мгновенно. Однако как только маленький человечек рождается, все меняется: он должен самостоятельно сообщать матери о своих нуждах. И с этого момента у него начинаются периоды развития речи.

Первый период — крик

Рождаясь, малыш заявляет о своем появлении в этом мире криком. На уровне безусловных рефлексов он кричит , когда ощущает дискомфорт (голод, боль, жажду), но как только его потребности удовлетворяются — он успокаивается. Это способствует формированию стереотипа поведения и осознанному привлечению внимания к себе.

Далее, примерно на третьей неделе жизни, за счет развития языка и губ во время сосания, маленький человечек начинает произносить звуки, отдаленно похожие на гласные буквы (гласоподобные звуки): а, у, я, ы. Разумеется, они не столь четкие, как у взрослого человека, но различить их можно. Длится этот период около трех-четырех недель.

Произношение гласоподобных звуков по времени совпадает с началом развития зрения и слуха. Малыш уже фиксирует свой взгляд на неподвижных предметах и лицах родных, прислушивается к человеческому голосу, узнает голос матери среди других.

Примерно к концу второго или началу третьего месяца жизни ребенка крик меняется, а внимательная мама четко различает его интонации: нытье, гневные восклицания, недовольство, резкий вскрик от боли, ворчание и другие.

Крик развивается параллельно с речью и присутствует довольно долго. И даже когда в лексиконе малыша появляются полноценные слова, лепет и звукоподражание, то крик продолжает играть большую роль в «общении» ребенка с взрослыми.

Как развивать речь

Создайте все необходимые условия для развития зрения и слуха: позаботьтесь о том, чтобы ребенок смотрел на яркие предметы теплых тонов и слушал звуки погремушек.

Для развития кожной чувствительности вкладывайте в ручки малыша игрушки, сделанные из разных материалов.

Обязательно говорите с крохой: проговаривайте те звуки, которые умеет произносить маленький человечек.

Второй период — гуление

Он начинается примерно в два месяца и длится до шестимесячного возраста. В этот период малыш произносит отдельные звуки: к, г, х. Или сочетает их с гласоподобными: агу, кхы, гу и другими. Любопытный факт: дети разных национальностей гулят одинаково.

Кроха гулит спонтанно, или рассматривая привлекательную игрушку. Однако наиболее часто ребенок гулит в качестве реакции на улыбку или разговор взрослого . Это признак того, что маленький человечек пытается наладить полноценный речевой диалог осознанно.

Кроме того, во время гуления малыш налаживает с вами не только речевой контакт, но и социальный, поскольку заглядывает вам в глаза, ожидая ответа на свой «разговор».

Как развивать речь

Отвечайте на языке ребенка! И вы увидите, что как только в вашей речи наступит пауза, то малыш важно, сложив губки, начнет вам достойно отвечать (эхолаличное гуление). Это говорит о том, что кроха пытается почувствовать слова и различные звуки, пробует разные интонации речи.

Начиная с трехмесячного возраста, для стимуляции развития речи добавьте массаж пальцев рук:

  • Растирайте большой палец по бокам движениями сверху вниз.
  • Массажирующими движениями растирайте подушечку большого пальца и его сустав по часовой стрелке.
  • Растирайте основание большого пальца.

Необходимо выполнять эти упражнения по 10-20 раз поочередно на обеих руках.

Учитывая, что с трех месяцев у ребенка активно развивается хватательная функция рук, разрабатывайте мелкую моторику: учите ребенка перекладывать игрушки из одной руки в другую.

Третий период — лепет

Как правило, он наступает в возрасте шести-семи и длится до одиннадцати месяцев. Однако иногда он может наступить несколько раньше — в пять месяцев.

Появление лепета совпадет с двумя факторами, которые создают благоприятные условия для его развития:

  • Изменение положения тела . Это очень важно, поскольку совершенствование общей моторики и развитие речи тесно взаимосвязано.
  • Введение прикорма (мясо, творог, фруктовые пюре). Увеличивает объем ротовой полости и благодаря этому создаются отличные условия для более разнообразных движений языка.

В периоде начала лепета ребенок произносит отдельные слоги: ма, ба, па и другие. По мере взросления лепет становится более выразительным: отдельные слоги соединяются между собой, образуя длинные слоговые цепочки: ма-ма, ба-ба, тя-дя-дя, ма-паба. Это прообразы будущих полноценных слов.

Развитие лепета тесно связанно не только с совершенствованием общей моторики, но еще с активным развитием памяти и психических процессов, общением крохи с взрослым.

Как развивать речь

Очень просто: говорите с ребенком и активизируйте дальнейшее развитие речи. Для этого возьмите малыша на руки, чтобы он видел ваши губы, и произносите четко слоги, пойте песенки нараспев, читайте несложные стишки. Это важно, поскольку кроха запоминает движения ваших губ, а затем в своем «разговоре» воспроизводит их.

Четвертый период — первые слова

Он начинается с одиннадцатого-двенадцатого месяца жизни.

Лексикон годовалого малыша, как правило, насчитывает от пяти до двадцати пяти слов.

В них входят:

  • около 3-5 правильно произносимых слов : мама, папа, ляля, баба или другие.
  • несколько частично произносимых слов : па (упал), ди (иди или уйди), зя (нельзя), ки (киса) или подобные.
  • лепет: ням-ням, бух, кх, кока и другие.
  • звукоподражание животных, птиц, звука машин : ку-ку, мяу (мяуканье кошки), ме (блеяние козы), му (мычание коровы) и похожие.

Как развивать речь

На этом этапе словотворчество малыша находится в самом разгаре, поскольку он начинает ассоциировать слова с предметами, и для него каждое слово наполняется смыслом. Поэтому, разговаривая со своим чадом, четко называйте окружающие предметы, игрушки и объекты своими именами. Не забывайте всегда комментировать свои действия. Например, «сейчас мы положим куклу в кроватку» или «поставим машинку в гараж».

Кроме того, необходимо тренировать мышцы губ и щек. Для этого научите ребенка дуть в свистульку или губную гармошку. Можно надувать мыльные пузыри, но не забывайте следить за тем, чтобы малыш не вылил жидкость на себя, или чтобы она не попала ему в глазки.

Еще один прекрасный способ тренировки мышц губ и щек — гримасничанье . Попробуйте высовывать язык, строить рожицы, изображать на лице страх, удивление или радость. Вы увидите, крохе такое развлечение безумно понравится. Это не только полезно, но и увлекательно, поскольку дети не терпят рутину и лучше усваивают что-либо в виде игры.

Разрабатывайте мелкую моторику рук, выполняя упражнения в игровой форме :

  • Предложите малышу собирать мелкие предметы (вермишель, фасоль, пуговицы) в пластиковую бутылку с узким горлышком. Разумеется, при этом вы не должны ни на минуту оставлять малыша без присмотра, поскольку он может попросту поглотить эти предметы.
  • Занимайтесь рисованием и лепкой. Конечно, у крохи не все сразу получится: пластилин будет рваться, а карандаш не слушаться пальцев. Однако цель будет достигнута.
  • Во время купания передоложите маленькому непоседе постирать одежду игрушек. Дело в том, что в воде материал имеет более выраженную структуру. Поэтому, выполняя это упражнение, малыш отлично массирует свои пальчики. Для этой цели подойдет вельвет, набивные материалы и бархат.

Что ж, пожалуй, с тем, как формируется речь у ребенка до года, вы уже ознакомились. Однако помните, что по такому «сценарию» она развивается далеко не всегда. Ведь каждый ребенок индивидуален, его созревание запланировано природой и зависит от многих факторов . Поэтому запаситесь терпением и придерживайтесь этих несложных советов. И тогда у вас все получится!

врач-ординатор детского отделения

С каким нетерпением каждая женщина ждет первое слово своего малыша. Наверное, каждой будущей маме доводилось во сне слышать, как ваш только что родившийся ребеночек уже разговаривает. Однако на деле все намного сложнее. Ребенку за первый год жизни предстоит освоить столько навыков, что речь, порой, не всегда оказывается на первом месте, уступая таким необходимым умениям, как движение ручек, ножек, повороты тела. И если мы помогаем нашему малышу развивать двигательные навыки, то и в развитии речи он нуждается не меньше.

Именно поэтому важно с первых дней жизни малыша, а то и до его рождения, начинать беседовать с ним. Какие стадии проходит ребенок в формировании речи? На каком этапе ему требуется помощь мамы? Давайте разберемся.

Первые звуки

Самый первый звук голоса своего чада каждая мама слышит еще в родильном зале, когда происходит первый вдох и раздается первый крик малыша. Именно криком, в первые месяцы жизни ребенок общается с родителями, сообщая им важную информацию о себе: холодно, жарко, больно, голодно. Но не только вы, но и сам ребенок внимательно прислушивается к издаваемому звуку и оценивает вашу реакцию на него.

Далее, ближе к 3 месяцам, малыш начинает менять интенсивность и интонацию крика, чтобы быстрее дать понять маме, чего он хочет. На этом этапе мама может стимулировать дальнейшее развитие речи своего малютки, проявляя реакцию на его звуки, сопровождая свои действия успокаивающими или подбадривающими словами. Реакция на звуки малыша должна быть яркой. Именно на данном этапе между вами выстраивается первый диалог.

Гуление или агукание у большинства детей начинается уже к концу первого месяца жизни и продолжается вплоть до окончания первого полугодия, а то и дольше. В эти месяцы очень важно поддержать начинания малыша, даже если он издает эти звуки сам для себя, изучая возможности своего голоса. Ему очень важно видеть вашу реакцию на его речь, благодаря которой он выстроит дальнейшее свое поведение по отношению к вам. Произнося звуки, ребенок может одновременно пристально смотреть вам в глаза, следить взглядом за вашей мимикой. Ваша реакция поможет ему освоиться с новыми ощущениями от звука собственного голоса, а также научит малыша управлять им.

Ваша помощь в поддержке речевых навыков ребенка не требует больших усилий. Достаточно ответить ему теми же сочетаниями звуков и интонацией. Малыш в это время будет внимательно слушать вас и следить за выражением лица. После ряда таких упражнений, малютка станет постепенно выстраивать более длинные звуковые цепочки.

Постепенно несвязные звуки заменяет лепет, в котором явственно слышатся слоги. Поначалу это простые слоги ма, ба, та, па и прочие. Эти слоги поначалу произносятся робко, порой даже шепотом, вроде как случайно, но затем, набравшись смелости, малыш уже может произносить их, не останавливаясь, по-прежнему внимательно оценивая вашу реакцию на такие достижения.

Если у ребенка к полугоду не получается произносить слоги, вы можете ему в этом помочь. Для этого необходимо разговаривать с ребенком, четко произнося все слоги в словах, петь несложные песенки и читать маленькие четверостишья. На данном этапе важно добиться от малыша понимания, что звуки, произносимые вами, связаны с движением ваших губ.

Занимаясь с ребенком, обязательно помните, что чрезмерное усердие и ваше стремление всеми силами добиться результата могут навредить процессу. Поэтому никогда не давите на него, лучше обратите все ваши занятия в игру.

Первые слова

Ближе к году, а точнее около 9 месяцев практически каждый ребенок пробует произнести свои первые слова. Зачастую это самые простые слова, типа мама, папа, дай и другие. Однако родителям они приносят немало радости. Чтобы закрепить в ребенке стремление произносить слова, необходимо провести параллель между произносимыми им звуками и предметами. Для этого нужно показывать на интересующий малыша предмет и называть его. Очень важно при этом четко и громко произносить название предметов, а также добиваться зрительного контакта между вами и вашим ребенком. Покажите ему на свои губы, когда произносите слово, тогда малыш поймет, что надо повторять за вами, и процесс обучения словам пойдет гораздо быстрее.

Нелишними будут и разминки лицевых мышц. Поиграйте с малышом в кривлялки со звуками, подуйте вместе в дудочку, высуньте язык. Привлеките в помощники говорящие игрушки или книжки. Когда ваш ребенок начнет произносить слова более уверенно и со смыслом, можно попробовать выучить несколько простеньких стишков.

После того, как ребенок начал говорить, важно не дать ему замолчать. Поэтому все просьбы ребенка нужно облекать в слова, а не жесты. Сделайте вид, что вы не понимаете, чего он хочет. Это подтолкнет его к выражению своих желаний словами.

Вот ряд простых советов, как развить речь вашего ребенка. Важно в любой ситуации помнить, что ваш ребенок индивидуален и никому ничем не обязан. Если речь не появилась в указанные в данной статье сроки, это не значит, что ее не появится вовсе. Вполне возможно, что ваш ребенок в это время развивает в себе совсем другие навыки, а развитие речи оставляет на потом. В любом случае рано или поздно ваш малыш порадует вас своими первыми словами и веселым смехом.

Развитие ребенка дошкольного возраста включает в себя несколько важнейших направлений: развитие психики ребенка, физическое развитие, развитие речи и т.д. Данная статья посвящена одному из важнейших аспектов становления человека - развитию речи ребенка.

Дети начинаю говорить в разном возрасте - у кого-то в 10-11 месяцев ребенок уже произносит отдельные слова и в 2 года рассказывает стишок, у кого-то и в 2,5 года малыш еще разговаривает на «своем» языке. Считается также, что девочки начинают говорить гораздо раньше мальчиков. Конечно же в среднем.

Тем не менее к полутора годам у многих детей происходит всплеск речевой активности. Правда речь еще состоит из отдельных слов или совсем коротких предложений (2-3 слова). В этом возрасте малыш еще не научился произносить правильно все звуки. Задача родителей на этом этапе развития ребенка помочь малышу научится произносить звуки и расширить его словарный запас, а также заложить основу для приобретения навыка связной и грамотной речи в будущем.

Все понимают, что в этом возрасте, ребенок не может сидеть за партой и слушать маму и папу. Но на этом этапе своего развития дети способны воспринимать новую информацию в игровой форме.

Существует много игр, в ходе которых мама или папа могут внести серьезный вклад в речевое развитие своего сына или дочери.

Самая простая игра заключается в том, что ребенок просто повторяет слова вслед за родителями. Вы можете обратиться к малышу с фразой «Скажи мама» и он просто повторяет ее за вами. Если он не сразу понимает, что вы хотите от него, вы можете обратиться с этим же вопросом к другому взрослому, например, папе. Потом снова к ребенку. Задачей игры является то, чтобы ребенок научился повторять слова по вашей просьбе. Научившись делать это он может повторять за вами другие простые слова, обогащая свой словарный запас.

Естественно, что вы должны просить ребенка повторять те слова, которые ему известны: мама, папа, деда, баба и т.д. Затем, вы можете использовать новые слова (лучше те, которые состоят из знакомых ему звуков).

Очень важно следить за тем, чтобы ребенок не путал слоги и произносил слова правильно. Родители зачастую умиляются, когда ребенок произносит «свои» слова, но нудно помнить, что запоминание таких вариантов произношения, и тем более, если это неправильное произношение поощряется

родственниками. Поэтому, когда малыш говорит слова неправильно, вам следует повторять их для него, до тех пор пока у него не получится. Единственное условие - не надо требовать от ребенка идеальных результатов быстро. Речевое развитие детей - процесс длительный и трудоемкий.

Когда ребенок начинает пытаться строить простые предложения, необходимо обязательно поправлять его, если он неправильно располагает слова. Ни в коем случае нельзя говорить ему, что он делает что-то неправильно и тем более ругать его за это. Просто повторите предложение и попросите его сказать его еще раз, но не заставляя.

Важно научить ребенка понимать речь взрослых. Если он не понимает, нужно обязательно пояснять ему (в том числе и жестами и личным примером) то, чего вы хотите от него. Обычно начинают с таких фраз как «Дай мне», «принеси», «положи», «покажи мне», «подойди», «найди», «пей», «ешь», «садись», «ложись» и т.д. На этом этапе важно научить малыша распознавать части тела. Называя и показывая их, вы можете существенно помочь ему в речевом развитии. На следующем этапе вы можете просить ребенка самому показать их «Где у Маши глазки?», «А где у Маши носик» и т.д.

Малышу нужно задавать разные вопросы, хотя он не сможет на них ответить. Но такое упражнение помогает ему распознавать интонацию взрослого и активизирует его умственную деятельность. Начинать нужно с простых вопросов «Где мама?», «Куда положим?», «Кто это?» и т.д.

Лучшим упражнением для обогащения словарного запаса ребенка является простой показ и называние различных предметов в доме и на картинках. Необходимо познакомить ребенка с понятиями «лево-право» (Возьми ложечку правой ручкой), «далеко», «близко», «дальше-ближе», низко-высоко» и т.д. Не торопитесь, здесь важна настойчивость и последовательность.

Нужно читать малышу книжки со сказками. В этом возрасте дети обычно не могут сохранять интерес к чему-либо долгое время. Поэтому не противьтесь тому, что ребенок будет торопить вас перевернуть страницу, ведь его интересуют только картинки. Просто называйте (описывайте) то, что нарисовано на картинке или читайте по 1-2 строчки. Просите малыша назвать то, что нарисовано, задавайте вопросы.

Когда ребенок начнет узнавать картинки, начните описывать их, говорите что на них происходит более подробно. Обращайте внимание на эмоции, которые испытывают персонажи: «мальчик смеется», «зайка плачет» и проч.

Следующим этапом может стать разучивание коротеньких стихов, например «Идет бычок, качается», «Уронили мишку на пол». Короткие стихи дети обычно выучивают очень быстро. Читайте из сами, малыш сам начнет произносить сначала последнее слово. Потом он и сам сможет рассказать его. Не принуждайте ребенка рассказывать стихи «на заказ» перед взрослыми. Это может отбить у него всю охоту к дальнейшему чтению на долгое время.

Также можно петь малышу песенки. Дети с удовольствием начинают петь и запоминать новые слова. Это крайне полезно для развития речевых навыков ребенка.