Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие навыков  /  Как развивать грудничка в 3 месяца. Что должен уметь делать ребенок в три месяца

Как развивать грудничка в 3 месяца. Что должен уметь делать ребенок в три месяца

Прошло всего три месяца со дня рождения вашего малыша, а он уже разительно отличается от того крохи, которого так недавно привезли домой из роддома. Изменилось всё, начиная c того, что ваш ребёнок заметно прибавил в росте и в весе, до овала любимого личика и уже такого осмысленного, не блуждающего взгляда. Что ?

Это именно тот момент, когда развитие ребёнка переходит в активную фазу и многих мам первенцев интересует вопрос, правильно ли развиваются их детки. Ведь они такие разные и по физическому сложению, и по темпераменту, и генетически. Поэтому важно не столько знать, что , а то, что умеют делать большинство здоровых детишек в этом нежном возрасте, так сказать, средние возрастные нормы. Это и даст молодым мамам возможность понять, насколько развит их малыш, на что следует обратить внимание и к чему стремиться.

Насколько же изменился малыш за три месяца?

За три месяца жизни кроха уже «нагулял» немного подкожного жира и его тельце стало заметно полнее. Однако если малыш, находясь на грудном вскармливании, отстаёт в весе от общепринятых норм или немного перегоняет их, волноваться не стоит. Молоко у мам разное по калорийности, да и малыши усваивают его каждый по-разному.

В три месяца мышцы малыша уже немного окрепли и в большинстве случаев, освободились от гипертонуса, движения перестали быть хаотичными. Плач теперь отошёл на второй план и становится выражением явного дискомфорта, который испытывает ребёнок. Реакции малыша становятся более осмысленными и чтобы он заплакал нужны конкретные причины, такие как голод, боль, недовольство или желание спать. Свой восторг малыш тоже научился выражать улыбкой, заливистым смехом или резким, радостным вскрикиванием. Специалисты-неонатологи насчитывают у трёхмесячных малышей до 70 разных видов улыбки.


Общение и ещё раз общение.

Маленький мозг активно развивается и малыш уже учится капризничать. Чаще всего это происходит от того, что ему просто-напросто скучно. Например, малышу уже прекрасно известно, что на руках у взрослых намного более комфортно и уютно, чем в кроватке. По этому малышу очень нравится, когда его берут на руки и он часто требует именно этого. Капризничая, малыш начинает хныкать, плакать «понарошку», но стоит лишь взять его на руки, пообщаться с ним, прочитать стишок или потешку, как он успокоится, а на личике вновь заиграет улыбка.

Именно в три месяца у детей просыпается обоняние, поэтому теперь ваши сын или дочурка узнают вас не только по голосу и виду, но и по запаху. Как только в поле зрения малыша попадают родители, он начинает бурно реагировать, вскрикивать, лепетать и гулить. Гуление в этом возрасте проявляется всё явственнее, но состоит пока в основном из гласных звуков. Если поворковать ему в ответ, ребёнок будет в восторге. В разговоре он обычно участвует всем телом, активно размахивая ручками и ножками.

Кулачки в этом возрасте обычно уже полностью разворачиваются и малыш с удовольствием их изучает, рассматривая, играя с ними и засовывая себе в рот. Чтобы гипертонус побыстрее прошёл и кулачки раскрылись, можно регулярно разминать пальчики ребёнка. Это поможет развить мелкую моторику. Видео-уроки несложного массажа детских ручек можно легко найти в интернете.

Игрушки, висящие над кроваткой, малыш уже с удовольствием пытается достать. Тоже самое происходит и с ножками, пальчики и пяточки которых также отправляются на изучение в ротик.

В этом возрасте большинству детишек, находящихся на грудном вскармливании, с целью предупреждения развития рахита педиатры прописывают витамин D3, ведь уровня содержания его в материнском молоке уже недостаточно. Но для нормального развития необходимы не только витамины. Необходимо всячески поощрять любую двигательную активность ребёнка. Когда он уже открыл для себя и осознал существование своих ручек и ножек, можно постепенно знакомить его и с остальными частями тела, в частности, с лицом. Например, мама может, держа малыша на руках, проводить его ручкой поочерёдно по своему и его лицу, показывая глаза, рот, носик. Сперва у себя, а потом у ребёнка.



Первые игры с мамой

Знакомая всем ига в «ку-ку» — в (прятки), должна стать знакомой малышу именно в этом возрасте. Взрослый может набросить на себя платок или шарф со словами: «Ой! А где же мама? Куда она спряталась?» А потом сбросить покрывало, говоря малышу: «Ку-ку! Вот она, мама! Вот где она пряталась!» После можно делать всё то же самое, но уже набрасывая платок на ребёнка.

На сайтах и форумах молодых мам несложно найти и другие несложные видео с играми, в которые можно поиграть со своим малышом.

От возможности попинать ножками положенный в изножие кроватки или манежа мячик малыш придёт в восторг. А если взять ребёнка на руки и кружиться с ним по комнате, раскачиваться, словно танцуя, движения взрослого передадутся малышу и его мышцы также будут укрепляться.

Некоторые могут с восторгом рассказывать, что их малыши в возрасте трёх месяцев уже пытаются сидеть. И, более того, они активно помогают малышу в этих попытках, обкладывая его подушками. Однако стремиться к этому не стоит и уж тем более не следует поощрять сидение трёхмесячного ребёнка. Известный врач-педиатр Комаровский Е.О. не в одном из своих видео-уроков говорит, что независимо от пола и комплекции дети в три месяца не садятся сами никогда. И даже в четыре месяца тоже.

В столь нежном возрасте организм малыша ещё абсолютно не подготовлен к сидению. Ещё слишком слабы и позвоночник, и мышцы спины… Не подготовлены к столь серьёзной нагрузке и остальные системы организма. В последнее время в моду входят так называемые прыгунки — приспособления, которые крепятся при помощи эластичных ремней или пружин на разного рода приспособлениях (дверной проём, например). В таком подобии тренажёра ребёнок может сидеть и при этом его ножки касаются пола.


Понятно, что уже в три месяца малыш, чувствуя опору под ногами, будет отталкиваться от пола и прыгать в подобном приспособлении. Некоторые производители прыгунков утверждают, что их изделия можно спокойно использовать для детей начиная уже с трёхмесячного возраста. Действительно, многие конструкции прыгунков кажутся вполне надёжными для таких малышей. И некоторые родители стараются вовсю, думая что благодаря подобным тренажёрам у ребёнка укрепляются мышцы ног и он раньше начнёт ходить. Это заблуждение. Нельзя научиться ходить, не научившись ползать.

Использование прыгунков в столь раннем возрасте, безусловно, способствует укреплению мышц ног, но провоцирует недоразвитие у малышей мускулатуры рук, которые укрепляются как раз при ползании. Не стоит забывать и о том, что спинка малютки ещё слишком слаба для подобных нагрузок. Доктор Комаровский часто говорит о том, что трёхмесячного малыша следует поощрять в его попытках перевернуться, перекотиться, приподняться на руках и отталкиваться ножками в горизонтальном положении. Такие упражнения и мозг малыша воспринимает нормально. Прыгунки же, как впрочем и ходунки, поднимают ребёнка в вертикальное положение гораздо раньше того момента, когда он будет готов сделать это сам.

Подобные приспособления работают вместо малыша и такие стадии развития, как перекатывание и ползание просто пропускаются. Сажать малыша в прыгунки следует не ранее того момента, когда ему исполнится полгодика. И пребывание его в подобном тренажёре также следует ограничить. Не стоит держать ребёнка в прыгунках дольше 5–10 минут.


Уже в этом возрасте можно показывать малышу и картинки. Отлично, если каждая из них будет сопровождаться коротеньким стишком о том, кто на ней изображён. Картинки помогают формированию образного мышления малыша и развивает умение сосредоточиться, однако, перегружать маленький мозг такими образами не стоит. Показывать картинки следует не более одной-двух за один подход.

Что следует обязательно делать с малышом в три месяца и даже ранее, так это читать. В особенности стихотворные сказки или просто коротенькие детские стишки. Малыши прекрасно чувствуют стихотворный и музыкальный ритм. Даже ещё не понимая смысла слов, кроха уже способен реагировать на интонацию, с которой читает стихи взрослый. Если ритмичная речь звучит весело, малыш может игриво и весело улыбаться. И наоборот, когда мама или папа читают с серьёзной интонацией — и малыш будет становиться серьёзным. Такое чтение стихов — семимильный шаг в эмоциональном развитии ребёнка.

Давайте поговорим о том, что должен уметь ребенок в 3 месяца (мальчик)? Самым ответственным является первый год жизни малыша. Ребенок невероятно быстро развивается, буквально каждые 6 часов. Особенно показательным считается третий месяц жизни новорожденного, в этот момент у крохи заканчивается адаптационный период. Малютка с интересом начинает изучать все вокруг себя. Он входит в самую активную стадию физического и психического становления. Доктор Комаровский рассказывает, что должен уметь ребенок в 3 месяца (мальчик) в своих передачах, посмотреть которые можно на YouTube.

Основные навыки и умения мальчика в этом возрасте

Малыш уже активно познает все вокруг себя. Он акцентирует внимание на понравившемся предмете и старается его всячески рассмотреть. Часто кроха перебирает пальчики на руках и пристально следит за движением игрушек. Мальчик способен отличить голос матери, отца и родных. Он отлично различает интонацию голоса.

Карапуз уже понимает настроение отца и матери. Родители разговаривают с ним, улыбаясь, и он улыбается им в ответ. Папа с мамой ссорятся, а малыш бесконечно плачет. Кроха начинает гулить, и пытаться лепетать. Он уже различает речь взрослых от постороннего гула. Малыш улыбается близким людям и хохочет вместе с ними. По крику младенца уже понятно, что он хочет.

Ребенок поднимает и держит самостоятельно головку. Он опирается о любую поверхность маленькими ручками, но долго продержаться в таком положении не может.

Сейчас ребенку потребуется больше внимания, чем раньше. Если с ним не общаться, он начинает плакать — этим он привлекает к себе внимание взрослых. Малыш протягивает свои руки к маме, если она его не возьмет, ребенок начинает подтягиваться.

Кулачки постепенно разжимаются. Отлично сформировался хватательный рефлекс. Понаблюдайте за процессом, дав дитю какую-нибудь игрушку. Он схватит ее и еще долго не отпустит. Малютка трогает все части тела на своем лице и изучает их.

Что еще должен уметь ребенок в 3 месяца (мальчик)? Младенец уже должен научиться переворачиваться со спины на живот. Он слегка приподнимается, лежа на животе, опираясь на ручки. Ребеночек становится уже хорошеньким и пухленьким. К этому времени он поднабрал необходимые килограммы.

Сейчас за ребенком необходимо следить. Ему все интересно и все мелкие вещи он пытается распробовать, кладя в рот. Маме становится немного легче. Ребенок постепенно привыкает к распорядку дня. Он в определенное время встает и ложится спать.

Для родителей важно физическое развитие ребенка. Таблица покажет, что должен уметь ребенок в 3 месяца мальчик. Ее попросите у терапевта. Каждый месяц при плановом осмотре педиатр замеряет рост и вес малыша. Но в 3 месяца младенец еще совсем маленький. С точностью сказать, какими точно должны быть показатели тяжело. Дети все разные, вот и уровни нормы колеблются от 3,5 до 6,5 килограмм, смотря с каким весом родился ребенок. А показатели роста колеблются от 55 до 65 см.

Карапуз рассматривает свои руки и ноги. Кулаки у него постоянно находятся во рту. Малютка сможет спокойно подтянуться к понравившейся вещи и взять ее в руки. В этот период дети стараются разжимать кулачки и бить по игрушке ладошкой.

Ребенок с легкостью поворачивает голову в любую сторону, отреагировав на звук. Он способен следить за любым движением. Карапуз отталкивается от кроватки своими ножками.

В этот период при виде незнакомых людей, ребенок пугается и плачет. В 3 месяца кроха начинает капризничать. Часто такой плач сопровождается хныканьем. Не всегда грудничок плачет из-за надобности. В основном своим криком ребенок старается привлечь внимание мамы. В таком случае с малышом желательно разговаривать, а не пускать все на самотек. Если это сделать – истерика сразу прекратиться. В итоге вы будете спокойны и ребенок доволен.

Младенец с интересом принимает ванные процедуры. Его купают с различными интересными игрушками. В этот период детям не интересно лежать в манежке. Они желают познавать окружающий их мир, для этого нужно играть с малышом. Дабы речь развивалась полноценно, нужно знать, что должен уметь ребенок в 3 месяца (мальчик). Мальчику, как и девочке, следует читать сказки и стихи. Если он еще маленький, не стоит из-за этого не разговаривать с ним. Наоборот, это делать просто необходимо. Говорить нужно четко. Малыши прислушиваются к каждому слову. Каждый из них индивидуален. Одни делают все перечисленное, а другие еще нет.

Стремление к познанию только зарождается в этом возрасте. Карапуз с интересом ищет источник света. В это время начинают развиваться тактильные ощущения. Потребуется приобрести специальный развивающий коврик.

Посмотрите видео, что должен уметь ребенок в 3 месяца? Ему необходимо продолжать делать гимнастику и массаж. Чаще его следует выкладывать на живот. Младенцу мама помогает укреплять мышцы. Для этого достаточно повесить игрушки на разное расстояние, чтобы малыш сам дотягивался до них. Необходимо регулярно проветривать помещение и не кутать ребенка. В просторной одежде ему комфортнее будет играть. Если малыш еще не успел овладеть какими-то навыками к 3 месяцам, то не стоит расстраиваться, все еще впереди.

Распорядок дня для малыша в 3 месяца

К этому возрасту, младенец постепенно привыкает к новому распорядку дня. Он спит около 17 часов в сутки. Днем он отдыхает 4 раза по 2 часа. Малютка кушает через каждые 3 часа. То есть примерно получается 7 приемов пищи в сутки. Что еще должен уметь ребенок в 3 месяца (мальчик)? Этот вопрос можно разобрать более подробно по часам.

  • 6 -7 утра у крохи осуществляется кормление. При необходимости мама может поменять памперс. После чего карапуз еще немного поспит.
  • 8 — 9 утра малыша нужно будет еще раз покормить. Затем с ним следует погулять и переодеть.
  • 9 — 10 утра младенцу нужно обработать пупок и смазать кремом все складки на теле. Мамочка должна проверить глазки и если все в порядке, делайте гимнастику с малышом.
  • 10 — 11 утра карапуза стоит покормить и уложить спать.
  • 12 — 14 дня грудничка необходимо выгулять на улице.
  • 14 — 15 дня — еще раз покормить.
  • 15 -16 дня — послеобеденный сон.
  • 18 — 19 вечера еще одно кормление. В это время с грудничком можно поговорить и поиграть.
  • 19 — 20 вечера у малыша вечерний сон.
  • 20 — 21 вечера с малюткой можно прогуляться на свежем воздухе. Затем прийти домой искупать карапуза и сделать легкий массаж.
  • 22 — 23 вечера еще одно кормление, затем сон.

До самого утра ребенок может проснуться и попросить еды, особенно, если он питается грудью. Груднички очень часто просыпаются среди ночи, чтобы пососать мамину грудь. Именно материнское молоко остается главным источником питания крохи на ближайшее время.

Какие действия 3-месячного мальчика говорят о его правильном развитии?

Мамочки и папочки стремительно стараются узнать, что должен уметь их карапуз к 3 месяцам. Благодаря этому, они понимают, правильно ли он развивается и что при необходимости нужно изменить.

Посмотрите на видео, что должен уметь ребенок в 3 месяца (мальчик)? Там специалисты в подробностях рассказывают о приобретенных навыках малютки к этому возрасту.

Дети должны стоять, немного опираясь на ножки, а пальцы стопы должны оставаться ровными. Но взрослые обязательно должны придерживать малыша. Он должен следить за любым движением. Карапуз поворачивает голову в ту сторону, откуда раздался звук. Грудничок с удовольствием гулит в ответ взрослым. Он самостоятельно держит голову и приподнимает грудную клетку. Дети сосут бутылочку сами в своих руках. Они уже активно переворачиваются в разные стороны. С этого возраста оставлять малютку без присмотра нельзя, особенно на кровати. Так как малыш уже спокойно отталкивается ножками, то он может упасть.

Мы рассмотрели основные умения, которые должен проявлять кроха в 3 месяца. Если ваш ребенок не развивается строго по указанным данным, не беда, все придет, но чуть позже. При заметных же отклонениях по нескольким пунктам, следует обратиться к педиатру.

Среди педиатров бытует мнение, что 3-4 месяц жизни малыша является решающим в развитии. К этому возрасту ребеночек не выглядит так беспомощно, как при рождении, начинает проявлять любознательность и осознанность в поведении. Однако любящие мамы и папы, особенно родители первенца, часто слишком обеспокоены вопросом нормального развития ребенка. Для решения этой проблемы достаточно знать, что умеет делать трехмесячный ребенок.

Есть определенный набор стандартных качеств, типичных для крохи 3-х месяцев. На эти нормы стоит ориентироваться, оценивая степень развития ребенка. Каждый человек развивается, особенно в начале жизни, по индивидуальному плану, поэтому не стоит загонять своего новорожденного малыша в строгие рамки - возможны незначительные отклонения от общепринятых стандартов.

В развитии ребенка 3 месяца - своеобразный рубеж, поскольку малыш осваивает много новых навыков, становится не таким беспомощным. К этому времени в его арсенале уже есть некоторые умения

Малыш изучает окружающий мир

Основная задача молодых родителей – быть внимательными к поведению маленького члена семьи, замечать все изменения в настроении малыша. В 3-4 месяца ребенок уже обладает набором способностей, свидетельствующих о полноценном и гармоничном развитии. Что же дети умеют в 3 месяца? Младенец уже начинает интересоваться практически всем, что его окружает, причем вне зависимости от своего пола:

  • Начинает проявлять активный интерес к окружаемую миру.
  • Появляется координация в некоторых движениях.Старается приподнимать головку, когда лежит на животике, начинает приподнимать тело, упираясь на локотки и задерживаться в этом положении.
  • Уже умеет поворачивать голову в разные стороны.
  • Обращает внимание на интересующие его предметы, хорошо видит, ненадолго задерживает взгляд на них.

Ребенок знакомится с окружающими людьми

  • С вниманием смотрит и слушает людей, которые с ним разговаривают.
  • Узнает мамин и папин голос.
  • Реагирует на разные голосовые интонации.
  • Появляется улыбка, когда видит родителей - в педиатрии эта особенность называется «социальная улыбка».
  • Начинает манипулировать своим голосом. Внимательной маме не трудно различить смысл плача ребенка: что-то болит или он просто требует внимания.
  • Плач слышен меньше, чем в предыдущих месяцах. Ребенок плачет уже не больше 1 ч. в сутки.
  • Начинает много гулить. В 3 месяца - это основной способ общения с родителями, выражения эмоций и привлечения внимания.


Трехмесячный малыш явственно различает родителей и чужих, радостно улыбается близким людям. По интонации плача или гуления мама может примерно понять, что нужно малышу

Развивается хватательный рефлекс

  • В 3 месяца врожденный хватательный рефлекс теряется, сейчас хватательные движения становятся осознанными.
  • Ладони открываются, все реже сжимаются в кулачки. Может поймать и удерживать в ручках движущийся предмет.
  • Пытается попробовать на вкус все, что попадает к нему в руки.
  • Интересуется своим лицом, пытается потрогать глазки и нос, внимательно наблюдает за своими движениями рук.
  • Начинает управлять своим телом, поскольку к трем месяцам мышечный тонус заметно уменьшается.
  • Тянет ручки к родителям. Напрягает мышцы, имитируя подтягивание, когда его пытаются взять на руки.

Насколько грудничок физически активен?

  • 3-месячный малыш умеет переворачиваться со спины на живот.
  • Он начинает отталкиваться ножками от бортиков кроватки или диванчика. Поэтому сейчас уже родителям не стоит оставлять ребенка в местах, откуда он может упасть и травмироваться.
  • С удовольствием играет в импровизированный футбол в положении лежа.

Родителям легче следить за психоэмоциональным, физическим и умственным развитием малыша, когда они знают нормы общепринятых параметров и грамотно их оценивают. Надо учитывать, что наличие незначительных отклонений в умениях ребенка в 3 месяца от перечня типовых способностей, описанных ранее, не свидетельствует о серьезных проблемах, но может подсказать родителям, что следует обратить внимание на те или иные аспекты развития. С ребенком следует больше разговаривать, не сюсюкаясь, заниматься гимнастикой, проводить расслабляющий массаж.

Сводная таблица умений и навыков:

Сфера развития Что происходит?
Движения Кроха может свободно держать головку около 30 секунд, находясь на руках у взрослого. Увеличивается объем движений верхних конечностей: малыш довольно высоко поднимает ручки, из положения лежа на животе приподнимается, опираясь на локотки и предплечья. Головку в таком положении удерживает уже около 1 минуты. Если малыша поддерживать под мышки, он будет опираться ступнями о поверхность, выпрямляя ножки в коленных суставах. К концу месяца некоторые детки научаются поворачиваться на бочок.
Зрение Рассматривает объекты, находящиеся на расстоянии не не более 60 см. от глаз. Сосредотачивается на лице взрослого около 10 секунд. Устойчиво и с интересом следит за игрушкой, поворачивая головку. Рассматривает свои ручки до 5 минут.
Слух Слуховые реакции совершенствуются: формируется звуковая локализация. На громкий звук малыш поворачивает глазки, а затем и голову. Отрицательно реагирует на резкие звуки - вздрагивание и плач.
Эмоции Крик и плач становится не столько "требовательным", сколько "просящим": появляются паузы, как ожидание ответа. "Комплекс оживления" проявляется в полной мере - улыбка становится самой разной в зависимости от обстоятельств, совершенствуется мимика в целом.
Речь Появляется гуление - гласные звуки в разных сочетаниях (ааа, аэ, ау, агу). К концу месяца развивается певучее гуление - протяжные звуки разной интонации (вокальные игры).

Все время стоит помнить, что каждый малыш развивается по особому личному графику. Однако заметные существенные отклонения от норм могут указывать на наличие патологических состояний и нарушений функции умственного развития. Для грудничка в 3 месяца ненормально постоянно плакать с неизменным выражением эмоций, это касается и девочек, и мальчиков, и является поводом для консультации у педиатра. О причинах детского плача в видео-школе доктора Комаровского:

Когда стоит беспокоиться?

Вне зависимости от ярких проявлений индивидуальности в 3,5-4 месяца малыш должен обладать определенными способностями. Если к этому периоду у малыша нет большинства характерных возрастных навыков, родители должны проявить бдительность и обязательно показаться с ребенком врачу. Серьезным поводом для волнений могут быть такие факты:

  • грудничок до сих пор не держит голову, даже в течение нескольких минут;
  • не реагирует на громкий шум, не поворачивает голову на громкий голос;
  • не обращает внимания на яркие игрушки и не тянется к ним;
  • не следит взглядом за движущимся предметом;
  • не разглядывает свои руки, пальцы, не пытается пощупать лицо;
  • может долго, надрывно, бесцельно плакать.

Наличие подобных отклонений у ребенка – это обязательный повод обращения к педиатру либо к невропатологу. После соответствующих обследований и заключения врачей, родители обязаны приложить максимум усилий для того, что бы малыш догнал своих сверстников по психофизическим показателям. Лучшими друзьями ребенка в три месяца должны стать развивающие яркие погремушки, которые в игровой форме помогают малышу познавать окружающий мир и гармонично развиваться.



Интерес малыша к ярким заметным игрушкам - важный фактор, свидетельствующий о правильном гармоничном развитии

Мероприятия, корректирующие развитие

Внимательные и заботливые родители обязаны следить за темпами развития своего малыша, корректировать возможные отклонения. Устранять возникшие проблемы следует только под наблюдением врача после установления причин отклонений, следуя рекомендациям специалистов. Если ребенок до 4 месяцев не проявляет интереса к игрушкам, не узнает голос мамы и папы, не улыбается, равнодушен к окружающему миру, следует проводить ежедневные развивающие занятия с использованием новых ярких погремушек, игрушек и предметов:

  1. Совершенствованию зрения и способности к фокусировке взгляда помогут цветные погремушки. Приобретите несколько детских погремушек разного цвета. Медленно передвигайте их на уровне глаз малыша, чтобы у ребенка была возможность сфокусировать взгляд.
  2. Пользу музыкальных игрушек для грудничка переоценить сложно. Они способствуют развитию внимания и слуха. Хорошо, если есть возможность повесить музыкальную карусель над детским манежем. Малыш будет смотреть, слушать и пытаться схватить ее.
  3. Подбирайте игрушки с различной формой, размером, фактурой. Такое разнообразие параметров в руках малыша будет развивать мелкую моторику, которая имеет непосредственную связь с речью.
  4. Мотивируйте ребенка к движению, ползанию. Заинтересуйте его яркой игрушкой, чтобы у него возникло желание дотянуться до нее, при этом помогайте малышу, подставив под ножки свою ладонь, чтобы он мог упираться и отталкиваться. Так легко и быстро можно сформировать немаловажную способность к ползанию.
  5. Постоянно общайтесь с ребенком, разговаривайте, читайте, пойте и танцуйте вместе, чаще берите на руки кроху, больше обнимайте и целуйте. Эмоциональная связь с мамой – это залог гармоничного и полноценного развития.


Активное общение с родителями для трехмесячного малыша - залог правильного развития. Следует уделять ребенку как можно больше времени, привлекать его к разным видам активности

Заключение

Нельзя относиться к жизни самого близкого человечка невнимательно и безалаберно. Если своевременно не заметить отклонения и пропустить момент, когда решить проблему можно эффективно и быстро, последствия могут быть печальными. Регулярно посещайте педиатра и ежедневно занимайтесь, играйте с ребенком. Не делайте самостоятельных скоропостижных выводов, не паникуйте. На этом этапе большинство отклонений поддаются коррекции.

Информацию о том, что же должны уметь дети в 3 месяца, можно найти в специальных таблицах (не забывайте, что точных данных не существует) или посмотреть видеоролик.

Плач – теперь не единственный метод общения ребенка с родителями и окружающими. Он уже умеет гулить, широко улыбаться и даже смеяться. Так ребенок показывает свое отношение к миру и свое счастье оттого, что он живет. Знаете ли вы, что врачи-неонатологи, которые занимаются младенцами, наблюдают у них в трехмесячном возрасте более 70 разновидностей улыбки? Если мама любит своего ребенка и внимательна к его потребностям, она тоже сможет различать эти виды улыбки.

Если ребенок недоволен, он уже может плакать более резко. Кричать, выражать свое недовольство. Ребенок в 3 месяца уже может довольно долго держать головку, поднимая ее. Он уже умеет поднимать и плечики, грудь, причем лежа на животе.

Дети в три месяца (правда, не все) научиваются перекатываться. В этом им помогает борт манежика или кроватки. Они могут пинать ножкой игрушки, а затем заливисто смеяться, если игрушка звенит. Младенцам в 3 месяца очень нравится слушать, как папа или мама читают им стихи или поют песенки.

Ребенок в 3 месяца: двигательные навыки

У ребенка в этом возрасте хорошо проявляются врожденные рефлексы - например, рефлекс испуга. Вы, наверное, замечаете, что сила шеи вашего ребенка тоже увеличивается. Когда вы держите ребенка в вертикальном положении, он уже хорошо держит голову. Трехмесячные дети могут поднимать верхнюю часть тела, помогая себе руками, при этом держать голову.

Если вы следите за своим ребенком, вы должны заметить некоторые ранние признаки координации движений рук и глаз. Кулачки вашего ребенка в 3 месяца уже могут открываться и закрываться, ребенок может быстро схватить игрушку или погремушку и потянуть ее в рот.

Родителям следует знать, что в три месяца ребенок может прибавить в весе на 800 г за месяц. А рост его тоже очень быстро увеличивается – до 2,5 см в месяц. Если у вас мальчик, то объем его головы в 3 месяца достигает 41 см, а объем груди – в среднем 41 см. У девочек объем головы и груди немного меньше – примерно 40 см. Центральная нервная система у трехмесячного ребенка продолжает формироваться.

Его кости продолжают расти и твердеть. Поэтому с ребенком по-прежнему нужно обращаться очень бережно, чтобы не сломать их и не сдвинуть с места хрупкие суставы. Поэтому малыша нельзя пеленать туго. Заранее сажать его тоже нельзя – особенно девочек, у которых кости таза могут сдвинуться с анатомически правильного места.

Кормление трехмесячного ребенка

Не слушайте советов о том, что в трехмесячном возрасте ребенку нужно давать в качестве прикорма твердую пищу. Это не так – должно пройти по крайней мере еще несколько месяцев до того момента, пока малыш достигнет полугода.

Конечно же, очень непросто определить, сколько молока высасывает малыш, который находится на естественном вскармливании. Но стоит знать, что норма малыша в три месяца на протяжении дня – до 850 граммов молока. За раз это получится порция примерно в 120-140 граммов. Можно определить норму молока для ребенка и самим: просто разделить вес ребенка на 6 (число кормлений). Вы получите количество молока в граммах, оптимальное для вашего трехмесячного ребенка.

Между кормлениями нужно выдержать время примерно в 3- 3,5 часа. При этом нужно включать в рацион ребенка витамин D – это даст возможность лучше развиваться костям и коже ребенка, а также его волосам и ногтям.

Ребенок в три месяца – сколько и когда спать?

Нервная система вашего малыша в 3 месяца становится более крепкой, желудок растягивается и может вместить больше материнского молока. А вот спать ребенок теперь может меньше, чем в первые месяцы после рождения.

Если ваш ребенок просыпается посреди ночи, подождите примерно 30 секунд, прежде чем отправиться в к нему. Иногда дети в 3 месяца могут плакать в течение нескольких секунд, а затем снова уснуть – без всякого воздействия родителей. Когда вы спешите к ребенку при первом звуке, вы его можете разбудить вместо того, чтобы малыш уснул самостоятельно.

Если крики в середине ночи не прекращаются, вы должны пойти в комнату вашего ребенка, чтобы помочь ему. Кормление и перемена подгузников должны проходить в темноте, если это возможно, а затем положите малыша обратно в кроватку. В конце концов, ваш ребенок поймет, что ночное время только для сна.

Дневной график сна вашего ребенка также должен быть спокойным – без громких звуков в комнате. Большинство 3-месячных младенцев спит от полутора до 2-х часов каждый день. Общее количество часов сна у трехмесячного ребенка уже не 22, как в первый месяц после рождения, а до 17 часов.

Третий месяц жизни ребенка: зрение и слух

Слух и зрение вашего ребенка в трехмесячном возрасте постепенно улучшаются. Дети этого возраста поворачивают голову и улыбкой реагируют на звук голоса своих родителей, также они любят слушать все виды музыки.

Ваш ребенок будет по-прежнему обращать повышенное внимание на яркие игрушки. Это происходит потому, что резкие контрасты ему легче увидеть. Лица по-прежнему остаются для него очень увлекательными. Посмотрите на вашего ребенка, и он будет тоже смотреть в ваши глаза. Ваш ребенок будет также пристально смотреть на свое отражение в зеркале.

Третий месяц развития ребенка: связь с окружающим миром

В три месяца ваш ребенок становится все более уникальным. Именно этот этап детский психиатр Маргарет Малер называют"" штриховкой,"" когда дети выходят из своих оболочек"" и начинают реагировать на окружающий их мир. Часть этого процесса вывода включает общение с людьми и улыбками от удовольствия, в среде медиков более известными как социальные улыбки.

На третий месяц жизни плач уже не основной метод коммуникации вашего ребенка. 3-месячные младенцы уже могут плакать не более чем час в совокупности на протяжении дня. Если плач превышает эту «норму» или кажется слишком длительным для вас, проконсультируйтесь с вашим педиатром, поскольку это может быть медицинской проблемой.

Вместо того чтобы плакать, ваш ребенок начинает общаться другими способами, такими как воркование и выговаривание гласных звуков ("" О"" и"" а"", например). Вовлекайте вашего малыша в разговор, отвечая на эти звуки, когда вы вместе. Скажем: "" Я собираюсь заменить твой подгузник "" или "" Пришло время обеда!"" Ваш ребенок восхищенно будет слушать звук вашего голоса и следить за выражением вашего лица, когда вы говорите. В конце концов, он начнет формировать собственные звуки и собственные жесты. Разговор является отличным способом связи с вашим трехмесячным ребенком.

Прогулки с малышом в 3 месяца

Прогулки с трехмесячным малышом – очень хорошая идея. Они закаляют его. Свежий воздух идет на пользу легким, коже, сердечно-сосудистой системе. Гулять желательно не меньше 6-и часов в день, даже если погода на улице не очень теплая. Вот только при температуре ниже минус 10 градусов гулять не стоит – малыш может простудиться. Зато коляску с малышом можно выкатить на застекленный балкон или лоджию.

Солнечные лучи очень полезны для ребенка, поскольку кожа при их воздействии активно начинает вырабатывать витамин D. А этот витамин – профилактика заболеваний костей и такого опасного заболевания, как рахит. Солнечные лучи очень хорошая защита от анемии. Гуляние на свежем воздухе очень хорошо защищает иммунную систему ребенка. Но есть нюанс: ребенка нельзя держать на сквозняке и под прямыми солнечными лучами. Это может привести к простуде в первом случае или к ожогам – во втором.

Третий месяц развития ребенка: пропущенные этапы

Каждый ребенок уникален и обязательно отличается от других детей. Не пугайтесь, если ваш 3-месячный малыш пропускает какой-то из этапов, особенно если он родился преждевременно. Однако не стоит беспокоить своего педиатра, если ваш ребенок еще не сделал следующие вещи в свои три месяца:

  • Не отвечает на шум.
  • Не следит за людьми или объектами взглядом.
  • Не улыбается.
  • Не смеется.

Как играть с ребенком в три месяца?

  1. Показывайте ребенку яркие игрушки на расстоянии 25-30 см от глаз. Двигайте игрушкой вправо-влево-вверх-вниз. Пусть ребенок следит за игрушкой глазами. Так он будет тренировать фокусировку взгляда и глазные мускулы.
  2. Купите игрушки, которые издают звуки: звенят, шумят, пищат. Перемещайте эти игрушки влево-вправо от ребенка, и пусть они издают звуки. Ребенок будет учиться улавливать звуки. Нужно спрашивать его: «Где звенит?» Конечно, малыш в 3 месяца не сможет вам ответить, но уловит общую информацию и тон, которым говорит взрослый.
  3. Давайте ребенку в руки игрушки, чтобы он мог обхватить их пальчиками. Так ребенок будет тренировать кисть, пальчики, усовершенствует свой хватательный рефлекс. Лучше, если игрушки будут разной формы, но такими, чтобы ручка ребенка могла их обхватить. Так он будет привыкать брать что-то ручками.
  4. Тренируйте ножки ребенка. В три месяца у малышей еще наблюдается гипертонус конечностей. Если вы поставите малыша на твердую поверхность и возьмете его под ручки, поддерживая, он будет перебирать ножками, как при ходьбе. Перекладывайте ребенка со спинки на животик и наоборот, и тогда он будет тренировать мышцы спинки и шеи.

Ребенок в трехмесячном возрасте требует еще больше внимания и заботы родителей. А им, в свою очередь, не лишне знать, что должен уметь ребенок в три месяца, чтобы помогать ему в развитии.

3 месяца – возраст небольшой. Но для ребенка этот период и последующие месяцы характеризуется быстрым развитием и в физиологическом плане, и в рамках психоэмоциональной сферы. Какие же новые умения и навыки приобретает маленький человечек в этом возрасте? Что должен уметь делать ребенок в 3 месяца?

Ключевые особенности развития ребенка в 3 месяца

В возрасте 10-12 недель у малышей происходит важный в их жизни этап – переход от так называемой стадии «новорожденного ребенка» к периоду младенчества. И можно выделить две основные особенности, которые появляются у ребенка в этот период времени.

Во-первых, врожденные или безусловные рефлексы постепенно отходят на второй план. К концу 3-го месяца жизни новорожденный ребенок, если его развитие происходит правильно, должен избавиться от непроизвольного движения, которое случается, например, в моменты испуга. Оно характеризуется разведением конечностей в разные стороны и разгибанием пальчиков с последующим сведением ручек и ножек и сжатием ладошек в кулачки. Это действие именуется рефлексом Моро.

Благодаря переменам, возникающим в рамках общего тонуса мышц, младенец постепенно учится лучше координировать движения, чувствовать и принимать свое тело, подчиняя руки и ноги своим же желаниям. Непроизвольность жестов начинает исчезать на фоне маскирующихся базовых рефлексов.

Во-вторых, у ребенка постепенно формируется осознанность не только движений, но и реакций. Сказывается это на психоэмоциональной сфере. Именно в три месяца малыш должен научиться действиями и эмоциями показывать свое настроение, отношение к окружающему миру и к людям рядом с ним. До этого периода улыбки, плач без слез, беспокойство подчиняются базовым желаниям (есть, спать и так далее).

В этот период родители и педиатры должны особенно внимательно относиться к тому, как изменяется поведение, формируются новые умения, навыки и в целом меняется ребенок. Подобное необходимо для того, чтобы не пропустить какие-либо отклонения в развитии, врожденные патологии, которые не были видны ранее. В 3 месяца можно заметить асимметрию тела младенца, проблемы с опорно-двигательным аппаратом, задержку развития, аутизм, врожденные патологии органов чувств.

Физиологическое развитие в 3 месяца

По достижении трех месяцев у ребенка может отмечаться достаточно сильная активность и любопытство к окружающему миру. Малыш становится подвижным, энергичным. За счет подобного нюанса не следует оставлять ребенка одного на кровати или диване, чтоб избежать возможности получения травм.

Если ранее единственным положением младенца было лежание на спинке, то к 3 месяцам многие детки уже учатся самостоятельно переворачиваться на бок. Если какая-то вещь, действие или игрушка привлечет внимание малыша, то он без особого труда перевернется на ту или иную сторону. В рамках правильного развития ребенок может выражать значительный протест, когда его надолго оставляют лежать на спине. Главной позой в этот период времени выступает лежание на животике.

Лежание на животе позволяет новорожденному ребенку лучше и активнее изучать окружающий мир. За счет изменения тонуса мышц малыш в этом возрасте уже должен уметь самостоятельно держать головку, пусть и непродолжительное время. При этом трехмесячные дети зачастую совершают попытки приподняться на локтях, вытянутых ручках, оставаясь в таком положении на 30-40 секунд.

Еще одной ведущей позой, которую научается принимать ребенок в 3 месяца, становится поза «лодочки» или «рыбки», когда грудь, плечики, головка и ножки подняты одновременно. Находясь в таком положении, новорожденный может активно крутить головой, смотря в разные стороны.

К трем месяцам координация движений рук и ног у младенца становится лучше. Осознавая, что конечности принадлежат ему, ребенок подолгу может рассматривать свои пальчики и ладошки, сжимать и разжимать кулачки, сосать пятку и в целом активно, но осознанно двигать ручками и ножками. В этом же возрасте формируется хватательный рефлекс: если протянуть младенцу игрушку, он с силой сожмет ее пальцами на 10-20 секунд. Затем, выпустив вещь, малыш вновь постарается ее взять.

Речевая активность у ребенка в 3 месяца тоже становится значительно выше. Малыш должен уметь издавать различные звуки, сочетания гласных и согласных букв. Ребенок начинает гулить, стараться подражать каким-то иным звукам, при этом громкость голоса его становится также выше. Именно с помощью издаваемых новых сигналов младенец учится передавать родителям информацию о его настроении, потребностях и желаниях.

Начиная с этого возрастного периода следует особенно активно разговаривать, общаться с малышом. Но речь не должна быть быстрой. Детки в данном возрасте охотно слушают стихотворные сказки, песенки, потешки, которые привлекают их внимание. Трехмесячные дети должны стараться вставить свои «слова» в разговор с мамой и другими взрослыми.


Именно возраст в 10-12 недель характеризуется тем, что младенец начинает лучше спать. Чаще всего трехмесячные детки уже практически не просыпаются в середине ночи, а за счет повышенной активности период их бодрствования достигает 9 часов в сутки. Постепенно исчезает и проблема кишечных колик.

Еще одним ценным умением начинает обладать ребенок в 3 месяца – реакция на звук и свет. Малыш должен научиться правильно определять, откуда исходит тот или иной раздражитель. И поворачивать голову в нужную сторону. Если звук очень громкий или неожиданный, он может вызвать сильный испуг. Проявляется подобное полным замиранием ребенка на несколько секунд. После чего новорожденный возвращается к своей уже привычной активности.

Что еще должен ребенок делать в 3 месяца в рамках физического развития?

  • Находясь в вертикальном положении на руках у взрослого без проблем удерживать головку ровно. При этом ребенок должен уметь фокусировать взгляд, концентрируя внимание, на лицах людей вокруг или на игрушке перед его лицом.
  • Следить глазками за перемещением предметов перед ним, но на расстоянии не более 60 сантиметров от малыша. При этом должны фигурировать и хватательные действия. По этой причине возрастает у малыша интерес к мобилям над кроваткой и другим подвесным игрушкам.
  • Находясь на руках у взрослого, ребенок должен научиться к 3-м месяцам ориентироваться в пространстве, узнавать помещение и детали, которые в нем находятся.
  • С удовольствием совершать водные процедуры, нередко могут наблюдаться попытки у ребенка поплавать в воде, которой наполнена ванна.
  • Если аккуратно поддерживать малыша подмышки, то он будет стараться делать шаги. Но ставить новорожденного ребенка на ножки пока не рекомендуется. Кости у него еще очень хрупкие, позвоночник не готов принять на себя всю нагрузку. Однако при этом навыки шагания даже по воздуху должны отмечаться у ребенка в 3 месяца.
  • За счет комплекса оживления, присущего младенцам в таком возрасте, малыш должен активно двигать не только ручками, но и ножками даже в лежачем положении на спинке. Действия в данном случае также начинают контролироваться ребенком, а не выступают просто хаотичными или синхронными движениями.

Психоэмоциональное развитие ребенка в 3 месяца

Основным, приобретаемым в возрасте трех месяцев, навыком, который связан с развитием психики ребенка, выступает готовность к контакту с окружающими людьми и миром. Именно в данном возрасте у малыша формируется так называемая «социальная» улыбка. Что она представляет собой?

В возрасте до 3-х месяцев ребенок улыбается неосознанно, нередко непроизвольно. Такая реакция не является сигналом к тому, что он действительно узнал лицо мамы или у него хорошее настроение. Но к 10-12 неделям у малыша формируется умение открыто улыбаться маме, папе и другим родственникам, знакомым взрослым людям вокруг совершенно осознанно. Так он выражает свою радость, настроение. Постепенно малыш научается и заливисто, очень громко смеяться.



С точки зрения психики возраст 3-х месяцев характеризуется развитием памяти. Новорожденный лучше запоминает предметы, лица людей, звуки. И учиться правильно реагировать на них, используя уже имеющийся «опыт прошлого». Потому сильную реакцию вызывает у младенца все новое, будь то игрушка или смена пейзажа за окном. В ситуации, когда перемены провоцируют лишь негативную реакцию, стоит проконсультироваться со специалистом для исключения врожденного аутизма.

Активно развивается и внимание у малыша в 3 месяца. Он должен уметь хотя бы непродолжительное время удерживать внимание на ярких игрушках и предметах. Особенно привлекают детей в этом возрасте крупные детали, узоры и красный цвет.

Однако, давая малышу привлекшую его внимание вещь в руки, нужно следить за всеми действиями ребенка. Если у вещи имеются какие-либо легко отделяемые от нее и мелкие детали, то отдавать подобное младенцу не стоит. Дети в этом возрасте все тянут в рот, есть риск, что ребенок проглотит мелкую деталь или поперхнется ею.


Постепенно ребенок понимает, что родители готовы сделать для него очень многое и реагируют на все его действия. Потому он учится как бы управлять взрослыми с помощью развивающихся у него эмоций. Ребенок в 3 месяца может хныкать, капризничать, кричать и плакать, привлекая к себе внимание и демонстрируя таким образом, что ему скучно.

Плач в этом возрасте выступает важным нюансом. Капризно-плаксивое поведение ребенка можно разделить на следующие основания:

  1. громкий, неожиданный, истошный и продолжительный плач обычно свидетельствует о боли, повышенной температуре, физическом дискомфорте;
  2. если ребенок хнычет, вялый и трет кулачками глазки, то так он дает понять, что очень устал и хочет спать;
  3. плач с нотками протеста, который сменяется в один момент на смех, улыбку и воркование, как только мама или папа появляются рядом, является простым способом привлечения внимания;
  4. хныканье и как бы «наигранный» плач выступают сигналом к тому, что ребенку просто скучно и неуютно, в такой ситуации стоит его отвлечь, заинтересовать чем-либо, поговорить с ним;
  5. призывный и громкий плач может также свидетельствовать о сильном голоде.

Именно в 3 месяца ребенок зачастую плачет не только потому, что ему некомфортно и его базовые потребности в еде или сне не удовлетворены, но и ввиду того, что именно так младенец демонстрирует свое настроение.


Этот возрастной период характеризуется и тем, что малыш начинает без проблем узнавать родственников, маму, папу, проявляя оживление, смеясь и улыбаясь в их присутствии. Ребенок в 3 месяца должен научиться узнавать маму и по фотографиям. В присутствии незнакомцев малыш обычно пугается, напрягается, может начать капризничать. Если незнакомые люди угрозы не представляют, и нет никакого беспокойства у мамы, то младенец расслабляется и может начать улыбаться.

Кроме этого, в данном возрасте ребенку доступны и иные, за исключением радости, страха и интереса, базовые эмоции, например, гнев. Если новорожденный чем-то сильно недоволен, он показывает это криком, протестующими движениями ручек и ножек, выражением лица. По мимике ребенка в 3 месяца можно определить его настроение.


Дополнительно психоэмоциональное развитие ребенка в 3 месяца проявляется:
  • терпением, пусть и в небольшой степени;
  • стеснением, а также в этом возрасте маленькие дети уже умеют обижаться;
  • можно отметить незначительные проявления характера младенца, они нередко выражаются в действиях отказа, каприза, кокетства, юмора.
Более подробные, полезные и интересные сведения о том, что должен уметь ребенок в 3 месяца, можно почерпнуть, посмотрев видео доктора Комаровского по этой теме:

Когда ребенку 3 месяца, это время характеризуется активным развитием и жаждой общения, открытий, новых впечатлений. В этот период родителям стоит уделять максимум времени своему чаду, идти с ним на контакт, общаясь и играя. А если какие-либо моменты в развитии малыша вызывают беспокойство, то обязательно следует поговорить об этом с врачом.

Также читайте.