Меню
Бесплатно
Главная  /  Физическое развитие  /  Новорожденный 1 месяц жизни. Зрение и мимика. Что видит? Как слышит

Новорожденный 1 месяц жизни. Зрение и мимика. Что видит? Как слышит

Каждому родителю нужно знать, какие умения должен приобрести его ребенок к концу своего первого месяца жизни, чтобы суметь заложить основу для физического и психического здоровья малыша. Молодой маме кажется, что ее ребенок первые дни после рождения все время ест и спит, однако у него уже есть определенные навыки, которые необходимо развивать. Делать это лучше с помощью специальных упражнений, а заниматься можно в короткие промежутки активности между сном и кормлением новорожденного.

Малыш в 1 месяц еще не слишком активен, он только начинает адаптироваться к окружающему миру. Тем не менее, мамина забота и ее коммуникации с крохой очень важны для его развития

Что же должен уметь малыш в 1 месяц?

Приспосабливаться к новым условиям жизни малыш может с помощью врожденных рефлексов. Какие-то из них исчезают уже через 1-2 месяца, а есть и такие, которые, преобразуясь в условные (приобретенные), остаются до конца жизни. Итак, что умеет ребенок уже в первый месяц своей жизни? Неонатологи (специалисты по развитию и здоровью новорожденных) выделяют 8 главных рефлексов, которые можно считать показателями развития грудничков. Это следующие рефлексы:

  • Хватательный : если поглаживать крошечную ладонь малыша или просто прикоснуться к ней пальцем, малыш крепко его сожмет. Вы сами удивитесь, как крепко он будет сжимать ваш палец.
  • Рефлекс поиска : если слегка затронуть любую щечку новорожденного, он тут же повернет головку в эту сторону. Так природный инстинкт помогает грудничку отыскивать источник пищи - мамину грудь или бутылочку с детским питанием.
  • Сосательный : когда кончиком пальца обводят вокруг ротика малыша, он совершает ртом сосательные движения. Этот рефлекс тоже отвечает за поиск пищи.
  • Рефлекс Моро : если 1 раз ударить по поверхности, где лежит ребенок, на 20-25 сантиметров дальше его головы, младенец разведет в стороны ручки, разогнув пальцы, а потом вернет их в первоначальное положение.
  • Рефлекс Бабинского : поглаживая свод стопы с внешнего края, вы заметите, как пальчики ног младенца расходятся, а вся стопа отводится в сторону.
  • Рефлекс Бабкина : к концу 1 месяца жизни малыш должен уверенно поворачивать головку и открывать ротик, если надавливать на бугор ладони под большим пальчиком ручки.
  • Ползание : когда ребенка кладут на живот и прикасаются к его стопам, он будет стараться отталкиваться от ладони взрослого.
  • Автоматическая ходьба : поддерживая ребенка в районе подмышек, опускайте его так, чтобы ступни коснулись твердой горизонтальной поверхности - маленький человечек будет выполнять движения, напоминающие ходьбу.

Особенности физического развития новорожденного

Новорожденным ребенка считают во время 1 месяца его жизни. Появившись на свет, совершив свой первый крик, малыш приспосабливается к жизни вне маминого животика. Он адаптируется к новым условиям и это влечет за собой изменение параметров физического развития. Кардинальным образом изменяется система кровообращения ребенка: те кровяные тельца, которые снабжали кислородом и питанием плод во время беременности, уже разрушились.

У грудничка формируется свой иммунитет, ведь родился он абсолютно стерильным. В «рабочем» режиме начинает функционировать эндокринная система, совершенствуется система пищеварения ребенка, и именно в этот период у грудничка могут возникнуть колики, потому что его кишечник адаптируется к самостоятельной работе.

Сводная таблица основных навыков

Сфера развития Что происходит?
Движения Ручки и ножки согнуты в суставах, двигаются непроизвольно и нескоординированно - мышечный тонус повышен. Все действия контролируются безусловными рефлексами.
Зрение К 10 дню кроха удерживает в поле зрения движущиеся объекты. Может следить за предметом (игрушкой) на расстоянии около 30 см, но лишь в одну сторону. К 20 дню удерживает в поле зрения неподвижные объекты (лицо взрослого) уже до 5-10 секунд.
Слух К 10 дню вздрагивает и моргает при резких звуках (хлопок, удар по столу) на расстоянии около 30 см. Может сосредотачиваться на звуках и голосе до 10 секунд.
Сенсорика Различает соленый, сладкий и кислый вкус. Реагирует на резкие запахи плачем и гримасками.
Речь Голосовой аппарат проходит подготовку звонкими криками, кряхтением, причмокиванием.
Интеллект Началось сенсорное развитие крохи (чувственно-двигательное). Сейчас он отрабатывает данные ему с рождения навыки: сосание, реагирование на звуки, световые раздражители, температуру. Вырабатываются первые условные (не врожденные) рефлексы.


- Кажется, что я абсолютно беспомощный, но я уже многое могу!

Психомоторное развитие ребенка

Психологи считают, что новорожденный к концу 1 месяца своей жизни умеет уже много. Неопытные же родители не всегда могут оценить новые достижения своего малыша. Когда он улыбается или приподнимает головку, они воспринимают это как должное (рекомендуем прочитать: ). При этом каждому родителю нужно знать, что уже умеет месячный ребенок:

  • Он умеет различать голоса своих и чужих людей, а из них выделять именно мамин голос и активно реагировать на его звук.
  • У младенца развито зрение. Он может сфокусировать свой взгляд на отдельном предмете и следить за его движением. Также ребенок начинает различать яркие или контрастные цвета.
  • Общее физическое состояние младенца еще слабое, однако двигательная активность - обязательная часть его жизни. Одним из главных движений становится следующее: малыш, лежа на животике, пытается приподнять головку, чтобы поворачивать ее в разные стороны.

Когда у малыша начинается дневное бодрствование, обязательно с ним разговаривайте. Установите первый зрительный контакт, и младенец почувствует себя в безопасности. При смене подгузника или пеленании следите за состоянием своих рук: они должны быть сухими и теплыми. Можно смягчить ладони, втирая крем, потому что у детей первого месяца жизни очень нежная и восприимчивая к различным раздражителям кожа, вызывающая у них тактильную чувствительность.

Особое значение для новорожденного имеет его третья неделя жизни, потому что в этот период врожденные (безусловные) рефлексы переходят в условные. Младенец в 1 месяц начинает жить по «правилам»: например, оставшись один, он протяжным и громким криком зовет к себе мать. Как только мама оказывается рядом, он перестает кричать - в этом и заключаются «правила» поведения грудничка.

Психоэмоциональное состояние ребенка

Малыш всегда ощущает эмоциональное состояние своей мамы на уровне интуиции: если она спокойна, он тоже спокоен. Когда он чувствует мамино раздражение, то сразу издает бунтующий крик. По сути, малыш - зеркало маминых эмоций: она улыбнется, и он тоже, мама покажет язык, и малыш повторит за ней. На втором месяце жизни к эмоциям младенца подключаются звуковые сигналы. Если с ребенком постоянно общаться, он уже на 2 месяце начинает «агукать», то есть издавать звуки, имитирующие речь человека. Они пока бессмысленны, но это самые верные индикаторы нормально развивающегося малыша - так можно вести целые «беседы».

Для малыша в 1 месяц важнее всего безопасность: небольшие ссоры, другие неприятные эмоции могут негативно сказаться на психике ребенка. Спокойная обстановка, доброжелательная атмосфера, близкое окружение и родные лица лучше всего способствуют хорошему самочувствию младенца.



Настроение и эмоции малыша в этом возрасте сильно зависят от мамы, ее собственного состояния. Детские врачи настоятельно советуют не ругаться в присутствии младенца, не обсуждать при нем неприятные вещи - кроха все это чувствует

Как помочь новорожденному освоить важные навыки

По мнению педиатров, с самого рождения ребенка нужно уделять его развитию и воспитанию огромное значение. Как можно помочь ему совершить больше открытий? Список рекомендаций выглядит так:

  • В доме, где растет новорожденный, постоянно должна быть благоприятная атмосфера. Выделите для него дальнюю комнату, чтобы туда не доносились посторонние звуки: шум телевизора, лай собаки, автомобильные гудки. Резкие звуки могут только напугать малыша. У вас должна быть таблица кормлений, чтобы лишний раз не нервировать грудничка.
  • Чтобы поддержать тактильную чувствительность малыша в первые полтора месяца, взрослые должны правильно прикасаться к младенцу. Контакт может быть комфортным и для грудничка, и для родителей, поэтому никаких холодных рук и сквозняков.
  • Чтобы развивать слух и речь младенца, почаще рассказывайте ему сказки, потешки, простейшие стишки, напевайте красивые мелодии. В этом случае малыш будет вступать в «диалог», начнет улыбаться и станет активно произносить различные звуки. Разговаривая со своим ребенком, старайтесь всегда находиться только в хорошем настроении.

Самое главное - все время находиться в контакте с малышом, поддерживать его интерес к окружающему миру. Если мамочка испытала даже небольшой стресс, ей нужно постараться успокоиться и лишь затем подходить к ребенку.

Теперь вы точно знаете, что сможет сделать новорожденный уже в 1 месяц, и заниматься с ним будет вовсе не трудно. Выполняя эти нехитрые рекомендации, вы сможете помочь вашей доченьке или сыночку адаптироваться к новому окружению. Как родители вы способствуете приобретению важнейших знаний - именно об этом постоянно твердит с экрана телевизора известный ведущий доктор Комаровский.

Кажется, еще вчера вы только вернулись из роддома. Счастливые, уставшие. И немного растерянные. В первую очередь это касается родителей первенцев. Что теперь делать с ребенком? Многому надо научиться. Освоиться к жизни с маленьким требовательным человечком.

Но первый месяц жизни малыша проходит быстро. В повседневных хлопотах и заботах, в привыкании, в познании ребенком окружающего мира. Родители за прошедший месяц поднаторели в навыках ухода за новорожденным и чувствуют себя более уверенно.

Один месяц жизни для грудничка – целая веха. Малыш набирает в весе около 700 граммов, вырастает на несколько сантиметров. Увеличиваются в объеме голова и грудь. И как рост ребенка не стоит на месте, так и развитие шагает семимильными шагами. За это время младенец успевает приобрести определенные навыки и умения.

Под действием информации от органов чувств, эмоций, впечатлений от окружающего мира не перестает развиваться нервная система. И, прежде всего, головной мозг. Именно это обеспечивает развитие моторных функций организма. Ребенок начинает учиться управлять движениями частей своего тела. В первую очередь, взглядом.

Фиксация в определенной позе тела или его частей свидетельствует о развитии статики. Самый первый ее признак у грудничка – попытка удержать головку.

Адекватные реакции малыша на раздражающие факторы отражаются в условно-рефлекторной деятельности. Когда ребенок голоден, выражает недовольство криком. Поел – успокоился. К концу первого месяца жизни ответные действия становятся сложнее.

Младенец рассматривает лицо матери, трогает грудь, начинает улыбаться. При виде близкого человека оживленнее перебирает в воздухе ручками и ножками. Так формируются условные рефлексы.

Изменяется и поза ребенка. У здорового новорожденного тело находится в состоянии физиологичного гипертонуса. Руки и ноги согнуты в суставах. Кулачки сжаты и прижаты к груди. Бедра слегка разведены.

Эта поза не меняется даже во время сна. Движения дрожащие, хаотичные. И физиологический тремор, и физиологический гипертонус начинают угасать после первого месяца жизни.

Что умеет ребенок в 1 месяц?

Более подробная информация о том, видеть, ощущать запахи, представлена в статье детского врача.

Поскольку малыш очень быстро растёт, родителям будет полезно знать, .

  1. Месячный ребенок уже должен начать держать головку. Лучше всего это заметно, когда грудничок лежит на животе. Голова не утыкается в пеленку, как у новорожденного. Малыш будет ее какое-то время удерживать на весу.
  2. Начинает узнавать маму, вступать с ней в зрительный контакт.
  3. Фиксирует взгляд. Сначала это буквально секунда. Затем с каждым днем ребенок все дольше и дольше может фокусироваться на неподвижном предмете. К концу первого месяца жизни дети не только фиксируют взгляд, но и следят глазами за движущимися предметами. Обычно это яркая погремушка.
  4. В речи начинают появляться новые звуки. Они бывают гортанными или похожими на бульканье. Это не привычное младенческое «уаа» монотонного характера. Это первые осознанные звуки, зачатки речи, начало гуления.
  5. Младенец начинает прислушиваться к речи, звукам окружающего мира. На протяжении прошедшего месяца малыш то пугался резких звуков, то, наоборот, успокаивался. К концу месяца он уже более осознанно реагирует, различает интонации. Успокаивается при звуках голоса родителей и может испугаться незнакомого тембра.
  6. Первая улыбка. Родители и раньше видели улыбку новорожденного. Во время сна. Уголки губ подрагивали, складываясь в умилительное выражение лица. Но в месяц малыш впервые может улыбнуться осознанно, в ответ на улыбку мамы или папы.
  7. Реагирует на прикосновения близкого человека. Так, мама способна успокоить малыша, взяв его на руки. Оказавшись в объятиях незнакомца, младенец, скорее всего, среагирует негативно.
  8. Формирование внутренних часов. Начинает вырисовываться некий свой режим дня. Некоторые младенцы ждут кормлений в привычное время. В определенное время бодрствуют и спят.
  9. Рефлексы. Рефлексы новорожденных не угасли. При врачебном осмотре ребенок должен их четко продемонстрировать.
  10. С исчезновением физиологического гипертонуса поза ребенка становится более расслабленной.

Создание идеальных развивающих условий

Для создания оптимальных условий для развития навыков и умений нужно приложить определенные усилия.

  • Благоприятная обстановка.

Малыш воспринимает окружающий мир, впитывая впечатления и эмоции, как губка. И не только свои, но и родителей. Спокойная атмосфера в доме, размеренные разговоры, улыбки близких. В таких условиях у ребенка формируется базовое чувство безопасности и доверия к окружающему миру.

Малышу это жизненно необходимо. В условиях дефицита внимания формируются тревожные наклонности, развиваются фобии.


Ребенок растет капризным, страдает сон и аппетит. Достаточный же контакт способствует развитию органов чувств и, как следствие, нервной системы.

  • Массаж и гимнастика.

В идеале такие процедуры проводятся ежедневно перед вечерним купанием. Способствуют нормализации мышечного тонуса, благоприятно действуют на кровообращение.

  • Развивающие игрушки.

В возрасте одного месяца выбор ограничен. Самая главная из игр – погремушка. Яркий цвет привлекает внимание, фокусирует взгляд. Звук заставляет пытаться крутить головой, что развивает шейные мышцы.

Попытка захватить игрушку рукой запускает целую цепочку реакций в нервной системе малыша, заставляя согласованно работать мозг и мышцы конечностей.

  • Кормление грудью.

Целый развивающий комплекс. Во время кормления стимулируются все органы чувств. С молоком поступают факторы роста и развития, наличие которых благоприятно сказывается, в первую очередь, на созревании структур головного мозга.

  • Регулярно посещайте доктора. Если есть какие-либо отклонения в развитии, педиатр их заметит и примет необходимые меры.

Родителям важно знать, что рост и развитие ребенка сугубо индивидуальны. Этот перечень – не обязательная цель, а лишь ориентир.

Вот и случилось чудо – долгожданный малыш появился на свет! Теперь маме и папе необходимо будет пройти длинный и очень интересный путь взросления и становления личности. На разных этапах своей жизни, малыш будет делать новые успехи, за которыми родители должны тщательно следить.

Казалось бы, что умеет ребенок в 1 месяц, кроме как сосать грудь и спать? На самом деле, для своего маленького возраста, он умеет делать уже очень много. Месячный ребенок — это маленький человечек, который уже многое понимает и требует к себе большого внимания и заботы со стороны родственников.

Мама, я уже большой!

В течение первого месяца жизни ваш малыш активно набирает в весе и растет. Большую часть времени он проводит во сне, просыпается, чтобы покушать, немного посмотреть вокруг и снова засыпает. Именно за счет такого режима дня, малыш набирается сил, чтобы спустя немного времени, радовать маму и папу своей активностью.

К концу первого месяца жизни ребенок прибавляет в весе около 600-800 грамм, а рост увеличивается на 2-3 сантиметра.

Если вы обнаружили значительные отклонения от этих показателей, то необходимо обратиться к специалисту для выяснения причин, приведших к этому.

Если ребенок прибавил меньше средних показателей, возможно, он недостаточно хорошо питается. В таком случае врач порекомендует к грудному вскармливанию добавить смеси. Если малыш находится на искусственном вскармливании, подкорректирует кратность и объем заменителей молока.

Не стоит радоваться, если малыш прибавил намного больше нормы. В последующем это может обернуться ожирением и нарушением нормальной работы органов и систем, связанных с лишним весом!

Как работают органы чувств у новорожденного?

Зрение

Рождается человек с несовершенным органом зрения, которому предстоит еще развиваться и созревать. Новорожденный видит предметы размытыми и нечеткими. Месячный ребенок отчетливо различает предметы, расположены на расстоянии около 60 см от его глаз. Именно на таком расстоянии он хорошо видит лицо мамы или папы, узнает их, начинает реагировать мимикой и пытаться издавать звуки. Также он заметит и яркие игрушки, которые висят в его кроватке.


Малышу необходимо помогать развивать зрение. Для этого нужно чаще брать ребенка на ручки или наклоняться над ним, чтобы он хорошо видел лица родителей, рассматривал и запоминал отдельные черты лица. Не ленитесь играть с ним, показывая цветные погремушки. К концу первого месяца своей жизни малыш уже может следить взглядом за медленно перемещаемой игрушкой возле его лица. Это его самые первые игры. Только не утомляйте маленького ребенка, на подобные игры отводите по несколько минут в день. Для его возраста этого вполне достаточно.

Слух

В месячном возрасте малыш уже хорошо различает звуки и поворачивает голову в сторону источника звука. Попробуйте погреметь в стороне погремушкой – кроха обязательно повернет голову в эту сторону. Малыши этого возраста любят негромкие, приятные звуки. Но самый любимый, конечно же, мамин голос. На голос мамочки ребенок реагирует особенно активно и способен чувствовать настроение матери по тембру голоса. Если мама разговаривает ласково и спокойно, малышу это очень нравится, он выражает свои эмоции активными некоординированными движениями ножек и ручек, различными звуками. В возрасте 1 месяц можно увидеть первую улыбку ребенка. Чаще она адресована маме, как самому любимому человеку. Если мама раздражена или обижена, малыш также чувствует ее эмоциональное состояние и может плакать или капризничать.

Орган слуха также необходимо развивать и тренировать. Для этого чаще нужно разговаривать с малышом, петь ему песенки, читать книжки. Обязательно привлекайте всех членов семьи. Хорошо, если у крохи есть старшие братья и сестры. Общение с ними должно происходить с самых первых дней жизни. Включайте негромкую и спокойную музыку, в течение дня пусть работает телевизор. Новорожденный должен привыкать к различным звукам. Только избегайте слишком громких и неприятных звуков, чтобы не напугать его.

Обоняние

Запахи малыш тоже способен различать. Свою маму он запоминает по аромату тела, грудь находит по запаху молока. Деткам этого возраста нравятся сладкие запахи.

Речь

Месячный ребенок уже пытается «гулить» и произносить отдельные звуки. Чаще это гласные звуки. «Разговаривает» он в хорошем настроении, когда сыт и мама рядом. Свои желания и потребности в этом возрасте малыш выражает плачем. Совсем скоро по тембру плача мама научится различать, когда малыш голоден, болен, нужно сменить подгузники или просто он хочет на руки.

Проверяем рефлексы малыша

На первом месяце жизни у ребенка еще присутствуют безусловные рефлексы, которые помогают ему приспособиться к жизни вне утробы матери. Со временем рефлексы утрачиваются.

Исследовать врожденные рефлексы должен педиатр при патронажах, а также при посещении поликлиники в возрасте 1 месяц.

Проверку рефлексов необходимо проводить в благоприятных для новорожденного условиях: в комнате должно быть тепло, ребенок лежит на ровной поверхности. Состояние малыша на этот момент тоже играет значительную роль. Он должен быть накормлен, спокоен, подгузники должны быть чистыми, чтобы ничего не отвлекало. Руки мамы должны быть гладкими и теплыми, не должны мешать исследованию украшения на пальцах, а также длинные ногти. Если все условия соблюдены, оценка рефлексов будет адекватной.

Приступаем:

  1. Коснитесь ротика малыша пустышкой или кончиком чистого пальца. Малыш постарается захватить предмет и начнет делать движения ртом, имитирующие сосание. Данный рефлекс получил название «сосательного рефлекса». Данный рефлекс начинает проявляться практически сразу после рождения. Как только малыш появляется на свет, его прикладывают к груди матери. Неосознанно новорожденный начинает сосать грудь.
  2. Если вложить в ладонь ребенка свой палец или легкую погремушку, то можно увидеть, как он крепко захватывает и какое-то время держит предмет в своей крошечной ладошке. Этот рефлекс зовется «хватательным».
  3. Положите ребенка на животик и наблюдайте за движением его головы. Здоровый ребенок тут же повернет головку в сторону, чтобы нормально дышать. Педиатры называют такой рефлекс «защитным». Если у малыша имеются неврологические расстройства, то он не сможет поворачивать голову в сторону. Состояние опасно тем, что малыш может уткнуться носом в поверхность, на которой лежит и задохнуться.
  4. В положении на животике приложите свои ладони к стопам ребенка. Почувствовав опору, он попытается оттолкнуться и сделать движение, как будто хочет поползти. Это рефлекс «ползанья».
  5. Придерживая ребенка в области подмышек, поставьте его ножками на ровную твердую поверхность и немного наклоните вперед. Малыш начнет делать самостоятельно шаги ножками. Такой феномен зовется «рефлексом автоматической ходьбы».

Если вы заметили, что некоторые рефлексы у вашей крохи отсутствуют, немедленно обратитесь к врачу! Это может свидетельствовать о наличии заболеваний со стороны нервной системы.

Подведем итоги и уточним, что должен уметь ребенок в 1 месяц:

  1. Узнавать голос мамы, поворачиваться в сторону звуков.
  2. Пытаться произносить звуки, «гулить».
  3. Улыбаться.
  4. Захватывать палец взрослого или небольшую игрушку.
  5. Лежа на животе приподымать голову и удерживать ее несколько секунд.
  6. Узнавать лицо мамы, следить за яркими предметами, перемещаемыми возле его лица.

Перечисленные умения являются показателем правильного развития месячного ребенка.

Что умеет ребенок в 1 месяц?

Самое главное, что нужно новорожденному младенцу – ощущать покой, тепло и безопасность. Все это он получает от мамы, если чувствует, что она рядом, если вы разговариваете с крохой нежным голосом, ласково прижимая к груди (ведь стук вашего сердца он слышал все – это родной, знакомый звук, свидетельствующий о безопасности).

Когда малыш бодрствует, создавайте контакт взглядов, разговаривайте с младенцем так, как будто он равноправный собеседник. Перепеленывая или переодевая кроху, не стоит делать это холодными или потными руками – малыши отличаются тактильной чувствительностью.

Уже на третьей неделе после рождения на базе безусловных начинают формироваться условные, способствующие адаптации к внешнему миру. Это значит, что малыш «готов к обучению». Читать, считать и писать пока рановато. А вот науку «правильного» поведения (т.е. такого, которое сможет наиболее полно удовлетворить его нужды) маленький человечек освоит довольно быстро.

Если для того, чтобы мама появилась, надо громко и долго кричать – он будет надрываться и орать на «радость» вам и соседям. А если достаточно пискнуть – и мама появиться, повода для крика – никакого. Может получиться так, что малыш твердо усвоит: мир, в который он пришел, не готов «откликаться» на его желания. Подобное, как правило, имеет место, если младенца кормят, не когда он проголодался, а когда это «нужно» взрослым; если ребенка готовы бросить одного, потому что «пришло время», например, сна.

Развитие ребенка: мимика и речь

В 2-3 недели малыш постепенно осваивает науку копирования. Из всего окружения его больше всего привлекает человеческое лицо – в первую очередь, мамино. Поэтому он постоянно рассматривает склонившиеся над ним или разговаривающие с ним лица (остальное пока тонет в туманной дымке – это зрение только начинает формироваться).

Если в процессе общения вы будете совершать активные мимические движения, вскоре ребенок начнет повторять их, «отвечая» вам. Мама высовывает язык – и между губами появляется крохотный язычок. Мама улыбается – младенческое личико тоже расплывается в улыбке. Мама выпячивает губки – кроха ей вторит…

Также интуитивно, малыш чувствует эмоции, исходящие от взрослого. Если мама довольна и спокойна, ребенку тоже комфортно. Если мама раздражена, злится, ругается, младенец мгновенно реагирует протестующим плачем.

К концу 1 месяца к мимике присоединяется «речь». Малыши, с которыми много разговаривают, в ответ, издают пищащие, фыркающие звуки. Те, кто поактивнее, «разговаривают» всем телом – тянутся к маме ручками и ножками, приподнимают попку, выгибают спинку. Действия эти еще не осознанны, но они прекрасно тренируют мышечный аппарат крохи.

О своем эмоциональном состоянии новорожденный сигнализирует плачем или улыбкой. Плач выражает недовольство, дискомфорт, испуг, боль, холод ил жару. Улыбка в первые недели жизни – признак спокойного довольства. Поначалу малыш улыбается непроизвольно, практически только во сне. Позднее улыбку можно наблюдать и после кормления, и во время купания. Во всех этих случаях говорят о физиологической или гастрической улыбке.

Но к концу 1 месяца улыбка крохи начинает наполняться социальным содержанием, появляясь в ответ на контакт со стороны ближнего человека. А вскоре появится и так называемый « » - яркая эмоциональная реакция малыша на обращение к нему взрослого.

Залог нормального развития ребенка

Главное условие – наличие мамы в «полном его распоряжении». Не бойтесь избаловать ребенка или вырастить эгоиста. Наоборот, ваш мгновенный отклик на все потребности и желания поможет чаду стать уверенным в себе, сильным и добрым человеком. Зная, что мама всегда рядом, младенец не станет тревожить и требовать вашего внимания «просто так», «про запас» - подобное поведение как раз таки свойственно детям, испытывающим постоянный дефицит материнской ласки.

В 1 месяц следует сосредоточить внимание на физиологическом развитии сынишки или дочурки. Промежутки бодрствования очень малы. Постарайтесь распределить их так, чтобы у вас хватило времени и для зарядки, и для , и для плавания и игр в воде. Очень полезно поддерживать данные малышам от природы безусловные рефлексы: ползания, хождения, хватательный.

Ребенок еще не научился хорошо и внимательно слушать. Для развития слуха, во-первых, обязательно разговаривайте с крохой. Малыш различает звуки по высоте, предпочитает осмысленную речь набору слов. Когда мама говорит с ним, он может замереть, прислушиваясь – это первый опыт звукового сосредоточения.

Во-вторых, давайте чаду слушать музыку. Чем разнообразнее она будет, тем лучше. Как показывают исследования, произведения Моцарта, Вивальди, Гайдна способствуют нормализации различных физиологических процессов в младенческом организме. Так что, если есть возможность, включайте малышу произведения этих композиторов. Прелестная музыка может негромко звучать, когда ребенок бодрствует, и когда спит.

Занятия в воде

Чтобы малыш не испугался воды, опускайте его в воду аккуратно, начиная с пяточек. Ведь дети очень чувствительны к изменению «физических данных» окружающего мира – им только предстоит освоиться со своей невесомостью в воде.

Замечательно, если первые дни вы будете купаться вместе, присутствие мамы сразу снимает все возможные негативные эмоции. Если вы в ванной вместе, положите малыша так, чтобы он спинкой и затылком опирался на вашу грудь и плечо, а левой рукой поддерживайте его под животик. Правой в этот момент можно поливать кроху водичкой или показывать ему игрушки.

Кстати, купаться «вместе» можно и с папой. Это даже еще интереснее – из папиных коленей и длинных ног получатся потрясающие горки для малютки! Если вы стоите «за бортом», положите ребенка на животик, поддерживая под подбородок и грудь или просто под подбородок, и катайте по всей ванне, покачивайте вверх-вниз, слегка поворачивайте с боку на бок.

Наверняка крохе понравится отталкиваться ногами от бортика ванны. Для этого поверните малыша у самого края так, чтобы он упирался в стенку согнутыми ножками. Ребенок должен самостоятельно оттолкнуться и немного проскользить по поверхности воды. Когда вы доведете его до противоположного края, повторите действия. Если малыш сразу не понял, чего вы от него хотите, сделайте несколько пружинящих движений, имитирующих толчки от бортика.

Еще одно забавное, и полезное упражнение для тех, кто только начинает осваивать водное пространство – хождение по дну ванны. Чтобы младенец мог свободно двигаться, держите его под мышки, чуть-чуть наклоняя вперед, стимулируя рефлекторные шаговые движения. После того как ребенок «походил» - желательно на спинке (если, конечно, ваше чадо не предпочитает плавать исключительно на животе).

Кстати, плавание на спине, когда малыш слегка покачивается на ваших руках из стороны в сторону, прекрасно развивает вестибулярный аппарат и чувство равновесия. Такая «морская качка» является великолепной профилактикой будущих «транспортных» проблем.

Развитие ребенка: зрение и слух

Яркую игрушку (шарик, погремушку, кольцо) поместите на вытянутой руке в поле зрения ребенка на расстоянии 60-70 см над его лицом и подождите, когда взгляд малыша задержатся на игрушке. После этого начинайте покачивать ею вправо и влево с амплитудой 5-7 см и частотой примерно 2 раза в секунду.

В дальнейшем перемещайте игрушку в разных направлениях (вправо, влево, вверх, вниз), приближая к малышу на 20-30 см и удаляя на расстояние вытянутой руки. Продолжительность занятия – 1-2 минуты, частота – 1-2 раза в день. Аналогично следует заниматься с игрушкой, издающей негромкий, мягкий звук.

Одни родители месячного крохи уверены, что месяц - слишком короткий срок для того, чтобы их младенец освоил какую-либо иную науку, кроме как есть, какать и кричать круглые сутки. Другие, наоборот, с влажным блеском в глазах, готовы доказывать, что их месячный малыш практически уже готов к зачислению в ВУЗ - ведь он уже так «внимательно слушает», «кивает в ответ», «машет ручкой на прощание» и даже «все-все понимает». В действительности, от правды жизни далеки и те и другие. Что же на самом деле умеет ребенок, стаж жизни которого едва перевалил за месяц?

Новый мир, новое расписание

Всего за двенадцать месяцев ваш малыш изменится до неузнаваемости, и не только внешне. Он превратится в подвижного и любопытного карапуза, уже начинающего ходить, говорить и показывать первые признаки характера. Но у этого «восхождения» - 12 ступеней, 12 месяцев. Первая ступень - стартовая - заключается в основном в адаптации малыша к новым условиям «бытия». Но это отнюдь не значит, что месячному младенцу совсем нечем похвастаться!

Развитие ребенка в первый месяц жизни действительно по большей части сводится к тому, что он привыкает к новому, большому, странному миру. А вы привыкаете к тому, что с этого момента должны постоянно и неотлучно находиться рядом с ним и заботиться о нем.

Развитие ребенка в первый месяц жизни: теряем вес, набираем вес

Не стоит беспокоиться, если в первые дни жизни ваш малыш немного теряет вес. Новорождённые появляются на свет с дополнительным количеством жидкости в организме и обычно теряют до 10% своего веса за первую неделю. После этого их организм стабилизируется, и ребенок снова начинает набирать граммы. На исходе второй недели малыши, как правило, весят примерно столько, сколько они весили при рождении.

А вот уже к концу первого месяца жизни детишки, в условиях адекватного ухода и режима питания, начинают стремительно и стабильно набирать вес – в среднем от 15 до 30 грамм каждый день.

Развитие ребенка в 1 месяц: трогательные рефлексы

Несмотря на то, что в первый месяц жизни ребенка его нервная система еще в процессе развития, он уже многое умеет. Вы увидите, что у вашего малыша есть несколько врожденных рефлексов. Один из таких, к примеру, сосание. Вскоре после появления на свет ваш ребенок способен – пусть и с вашей помощью – захватывать грудь и есть. А если вы прикоснетесь к его ладошке или положите на нее свой палец, он непроизвольно сожмет ее в кулачок.

Этот рефлекс осчастливил ни одно поколение отцов. Редкий папа упустит случай трогательно похвастаться, что у его отпрыска - крепкое мужское рукопожатие или «железная» хватка.

Если младенец вдруг чего-то испугался, например, вспышки яркого света, он разводит в стороны ручки и ножки, а затем поджимает их обратно. Это называется рефлексом Моро, он останется у ребенка до 4-5-го месяца, затем начнет постепенно угасать.

«Я бы взял бы да пошел - пусть меня отпустят!»

К концу первого месяца жизни у вашего ребенка уже формируется инстинкт к хождению. Если вы, придерживая малыша, поставите его ступню на ровную твердую поверхность, он попытается сделать первые шаги. Этот рефлекс называется «автоматическая походка новорожденного». Но не спешите! Всему свое время - не нужно стараться ставить ребенка на пол или стол, поддерживая лишь за ручки. Позвоночник малыша еще слишком слаб и однозначно не готов для такой нагрузки.

Кроме того, несмотря на то, что месячный новорожденный уже способен поворачивать голову, когда лежит на животе, его шея еще не настолько сильна, чтобы он мог держать голову самостоятельно. Поэтому всегда поддерживайте затылок ребенка, когда берете его на руки.

Спит как младенец?

Первые несколько недель вам может казаться, что единственное, в чем нуждается новорожденный помимо маминой груди – это крепкий здоровый и продолжительный сон . На самом деле, новорожденные и правда очень много спят, по 15-16 часов в день. Эти часы могут быть нерегулярными, поскольку ребенок еще не привык к нормальному режиму смены дня и ночи.

Помните, в первый месяц жизни ребенка его циклы сна и бодрствования сильно отличаются от ваших. В отличие от взрослых, сон младенцев по большей части состоит из фазы быстрого сна. Это значит, что в течение первых недель ваше дитя будет просыпаться так же неожиданно, как и засыпать.

Вы можете помочь своей крохе быстрее привыкнуть к естественным биоритмам, играя и разговаривая с ним в течение дня, и сохраняя порядок вещей однообразным и скучным ночью. В конце концов, малыш «поймет», что днем играют, а ночью спят. И постепенно, как раз к концу первого месяца жизни, малыш станет все больше бодрствовать днем и все крепче спать по ночам.

Что видит? Как слышит?

В первый месяц жизни ребенка развитие его зрения еще только начинается, новорождённые близоруки. Малыш видит только те объекты, которые находятся от него не дальше двадцати-тридцати сантиметров. Это значит, что младенец сможет более-менее отчетливо видеть ваше лицо, когда вы его кормите или находитесь рядом. Кстати говоря, он предпочтет смотреть на ваше лицо вместо мордочки какой-нибудь плюшевой игрушки – неонатологи отмечают, что новорожденных естественным образом привлекают в большей степени именно «живые» человеческие лица. Малыш также предпочтет рассматривать высоко-контрастные объекты, ведь их лучше видно (это правда не означает, что нужно заполнить детскую спальню лишь черно-белыми игрушками, пастельные «мягкие» цвета тоже хороши и полезны).

Вполне вероятно, вы заметите, что в первый месяц жизни ребенок будет скашивать глаза, пытаясь сфокусироваться. Это нормально, ведь аппарат зрительного контроля новорождённого еще не сформировался. Однако если ребенок продолжает «косить» вплоть до трех или четырех месяцев, его нужно показать врачу, это может быть признаком косоглазия.

Слух у новорожденного тоже еще не развился, но многие звуки к концу первого месяца жизни он слышит уже отчетливо. Особенно голоса родителей, к которым он привык, пока находился в утробе. Кстати, новорожденным нравятся слушать высокие, пронзительные звуки. Так что не слишком возмущайтесь, когда ваша мама или няня специально разговаривает с ним писклявым детским голоском - до некоторого времени это даже полезно.

Если ваш ребенок в месячном возрасте совсем не реагирует ни на какие звуки, покажите его врачу. Несмотря на то, что в роддоме неонатолог проверяет слух у всех новорожденных, подстраховка не повредит.

Достижение первого месяца - любовь к сладкому

Как и дети постарше (да и многие взрослые) новорожденные любят сладковатый вкус. Все дело в том, что в первый месяц жизни ребенка развитие его вкусовых рецепторов только начинается – младенец пока еще не умеет распознавать горькое и соленое. А вот сладковатый вкус своего питания (который формируется благодаря особому составу и жирности грудного молока) месячный малыш распознает уже очень хорошо.

Что касается обоняния, то у месячного малыша оно уже хорошо развито – с первых дней жизни он вполне способен различить запах соска материнской груди и запах грудного молока.

Общение сквозь слезы

У ребенка в 1 месяц есть пока еще только единственный способ общения с окружающим миром – плач. Ваш ребенок может плакать до трех часов в день, и это нормально. Не паникуйте – чем старше он будет, тем будет меньше слез. Плач – это способ вашего ребенка сказать «Я голоден – корми меня!», или «У меня мокрый подгузник – поменяй его!», или просто «Я устал». В конце концов, вы научитесь различать этот плач и выбирать правильный способ успокаивать малыша .

Достижения не велики, но воля к победе - огромна!

Итак, месячный кроха еще не может похвастаться множеством новых умений и навыков. Пока он еще лишь привыкает к новым условиям жизни, кардинально отличающихся от тех, в которых он пребывал до рождения. Однако, кое-что он уже умеет. А именно:

  • заинтересованно следит за лицом склонившегося к нему человека
  • пытается повторить мимику своего «собеседника»
  • с любопытством случает речь
  • иногда повторяет некоторые звуки «в унисон» говорящему;
  • различает яркие однотонные цвета (красный, черный, белый, желтый);
  • узнает голос, запах и прикосновения того человека, который проводит с ним больше всего времени (чаще всего - это мама);
  • способен сосредоточить взгляд на неподвижном ярком предмете;
  • в положении на животе активно пытается поднять и повернуть голову.

По сравнению с тем, что ваш малыш сможет продемонстрировать в год - все перечисленные навыки кажутся незначительными. Но вы оценивайте успехи своего ребенка «с другой стороны» - по сравнению с тем крошечным «вопиющим комочком», каким ваша кроха выглядела при рождении, сегодняшний месячный карапуз - уже невероятный богатырь и герой. Не так ли?