Меню
Бесплатно
Главная  /  Вопросы доктору  /  Почему 9 месячный ребенок. Развитие ребёнка в девять месяцев

Почему 9 месячный ребенок. Развитие ребёнка в девять месяцев

Девятый месяц жизни малыша – это период, когда организм крохи начинает подготовку к прямохождению. В это время основное внимание и развитие ребенка должно быть направлено на укрепление костного аппарата. Большое значение имеет физическая активность и психологическая готовность.

В этом возрасте малыш много двигается, мамины руки интересуют его все меньше. Он реализует свое любопытство, передвигаясь по полу и беря в руки различные предметы.

Особенности физического развития ребенка

По мере роста ребенка происходит постепенное снижение ежемесячной прибавки в весе. Так, если в первые месяцы ребенок мог набирать до 1 кг ежемесячно, а в период с 4 по 6 месяц – от 650 до 750 грамм, то за девятый месяц вес ребенка может увеличиться на 300-500 грамм.

Причина такого снижения ежемесячной прибавки в весе кроется в повышении двигательной активности ребенка. Чем больше ребенок двигается, тем больше затрачивается энергии. Она же в свою очередь сказывается на весе малыша.

Средний вес ребенка в этом возрасте составляет 9 кг. В росте за этот месяц ребенок прибавляет 1-2 см. С момента рождения его рост увеличился на 20-21 см. На конец 9-ого месяца жизни средний рост ребенка составляет 71 см. при этом допустимы отклонения на 3 см, как выше, так и ниже.

Умения и навыки малыша в 9 месяцев

  • Ребенок уверенно чувствует себя в положении сидя. При этом он самостоятельно садится, может из этого положения наклоняться и дотягиваться до игрушек. Просидеть без опоры ребенок может примерно 10 минут.
  • При наличии опоры ребенок может принимать вертикальное положение. Может делать робкие шаги. Если есть подвижная опора в виде стула, то ребенок может двигать его, держась за спинку и пробовать идти за ним.
  • При использовании ходунков, малыш может передвигаться, приседать и прыгать в среднем 10 минут.
  • Активные попытки ползать. В этот период некоторые дети уже встают на четвереньки и ползают в правильной позиции на ладонях и коленях. Другие же предпочитают передвигаться на животе. И тот и другой способ – вариант нормы для 9-ти месячного возраста.
  • Активное развитие мелкой моторики отражается в том, что ребенок начинает использовать пинцетообразный (два пальца) или щипковый (три пальца) захват. Он может поднимать таким образом мелкие предметы и даже крошки. Последовательность действий: подобрать-потрогать-засунуть в рот – вот то, чем предпочитает заниматься ребенок в этот возрасте. Рвать бумагу на клочки – еще одно полезное и любимое занятие крохи.
  • На 9-ом месяце жизни ребенок отличается довольно крепким хватом. Взяв что-то в свою руку, он не отпустит предмет, пока не потеряет к нему интерес. Забрать что-то силой из детской ладошки довольно сложно. Связано это с тем, что разжимать пальцы ребенку физически сложнее.
  • Ребенок умеет активно проявлять свои желание и нежелания. При попытках забрать нужную ему вещь, он будет отталкивать руку родителя, отворачиваться или даже совсем уходить в сторону.
  • К 9-му месяцу у детей уже есть 4-6 зубов, и процесс их дальнейшего роста идет весьма активно. Однако все дети не похожи друг на друга, и их физическое развитие может отличаться. Поэтому если у вашего ребенка зубов нет, не паникуйте и ждите.

  • Активно развивающаяся мелкая моторика дает толчок и развитию речи. В этот период ребенок постоянно говорит простые слоги, пробует складывать из них слова (мама, папа). Произнося их, он умеет правильно ассоциировать слова с объектами. В разговоре активно используются интонации.
  • Ребенок знает, как его зовут. При обращении к нему он поворачивает голову или проявляет другую двигательную активность.
  • Эмоциональные проявления становятся более яркими: бурная радость, громкий смех или гнев – вот лишь небольшой спектр эмоций, демонстрируемых ребенком.
  • Умеет четко жестами формулировать свои желания. Точно показывает на желаемый объект или направление.
  • Понимает и реагирует на простые просьбы, вроде «иди ко мне», может выражать согласие или несогласие соответствующим кивком головы.
  • Ребенок пытается принимать участие в простых процессах, вытягивает ручки, помогая себя одевать. Сам может стянуть шапку.
  • Во время еды держит обеими руками чашку, уверенно держит ложку. Но ест преимущественно руками.
  • Точно реагирует на звук или голос, понимает, откуда он идет. В процессе игры в прятки легко найдет Вас, откликаясь на «ку-ку».
  • Игрушки и различные бытовые предметы, такие как кастрюли, обычно не использует по прямому назначению. Любимое занятие: постучать по ним или покидать.

Чтобы определить соответствие развития вашего крохи установленным стандартам, можно провести небольшой тест, который включает в себя следующие проверки:

  • Лежа на животе, ребенок ползет в направлении игрушки или тянется к ней.
  • Сидя, может удерживать спинку в течение 10 минут, может брать предметы, лежащие сбоку, а значит, может разворачивать корпус.
  • Малыш пытается вставать и пробует делать шаги, держась за опору.
  • За столом умеет держать кружку двумя руками.
  • Подражание жестам. Простой способ показать ребенку, как барабанить по поверхности. Обычно малыши это повторяют.
  • Ребенок должен узнавать близких, называть их, используя простые слоги.
  • Ребенок должен суметь крепко удержать предмет в руке при попытке забрать его.

Если отсутствие каких-то навыков в поведении ребенка вас беспокоит, то стоит проконсультироваться с педиатром или неврологом.

В этот период основную долю полезных веществ ребенок получает из продуктов прикорма. Однако грудное вскармливание при снижении его доли в общем рационе еще остается.

К этому возрасту из пяти кормлений в день три – это приемы пищи, полностью состоящие из продуктов прикорма.

Грудь или смесь предлагаются ребенку в момент пробуждения и в последнее кормление перед ночным сном.

В рационе малыша участвуют все основные продукты в пределах рекомендованной суточной нормы:

  • Овощи – до 200 гр.
  • Каши – до 200 гр.
  • Фрукты – до 100 гр.
  • Желток – ½ (дается два раза в неделю).
  • Творог (кефир) – до 50 гр.
  • Сок – до 90 гр.

Обязательно в рационе должен присутствовать хлеб и масло, растительное и сливочное.

В этот период в прикорм начинают вводить рыбу. Для начала прикорма используются нежирные сорта белой рыбы. Максимальная суточная доза – 30 грамм. Стоит учитывать повышенную аллергенность рыбы и тщательно следить за реакцией детского организма на ее введение. Рыбные блюда в меню должны быть не чаще 2-3 раз в неделю.

Мясо может подаваться в виде фрикаделек или мелко рубленным, в составе супов.

Овощные пюре могут содержать несколько видов овощей и зелень.

Более разнообразны становятся и каши. Можно пробовать готовить многокомпонентные каши из нескольких видов злаков. А добавление к каше фруктов и ягод – улучшат ее вкус и придадут питательную ценность. Не рекомендуется давать ребенку лишь манную кашу, ввиду того, что переваривание ее в детском организме идет очень медленно.

Режим – сон и бодрствование

Большинство малышей в возрасте 9 месяцев спят ночью по 8-10 часов, а дневной сон представляет собой 2 периода по 2 часа.

Некоторые дети днем придерживаются трехразового сна: два 40-минутных отрезка утром и вечером и 2-х часовой послеобеденный сон. Это говорит о том, что ребенок еще не готов к длительному бодрствованию. Но это — вариант нормы.

9-ти месячный ребенок уже может спать всю ночь без кормлений. Однако, дети, находящиеся на грудном вскармливании, продолжают просыпаться по ночам с требованием маминой груди. Это не говорит о том, что ребенку не хватило еды на последнем кормлении. Такие пробуждения связаны с психологической необходимостью быть рядом с мамой. Проблема ночных пробуждений будет решена после отмены грудного вскармливания.

В этом возрасте нередки нарушения сна, вызванные, как правило, наличием внешних раздражителей и некомфортным температурным режимом в спальне.

Правильно построенный распорядок дня с минимизацией активных игр и лишних контактов непосредственно перед сном, а также создание благоприятного микроклимата в комнате позволят нормализовать сон ребенка.

  • Для гармоничного психического развития ребенку важно ощущать близость матери. Поэтому, сколько бы ни весил ваш малыш, старайтесь чаще брать его на руки.
  • Развивайте речь. Для этого чаще читайте книжки с яркими картинками, показывайте и называйте предметы. Предпочтения отдавайте стихам и недлинным сказкам.
  • Учите малыша ползать. Для этого есть ряд физических упражнений. А также хорошо работает мотивирующий фактор – игрушка, до которой можно дотянуться.
  • Стройте вместе пирамиды и башни. Ребенок в основном будет их разрушать, но может и попробовать поставить кубики друг на друга. После совместных игр просите ребенка собирать детали в коробку.
  • Дайте возможность ребенку мять, рвать, разматывать и сматывать бумагу. Идеальным средством для этих целей является рулон туалетной бумаги.
  • Изучайте части тела. Для этого в арсенале игрушек ребенка независимо от пола должна быть кукла или пупс. Посадив его рядом с малышом можно вместе показывать глазки, нос и прочие части тела. Куклу можно кормить, укладывать спать. В дальнейшем такая игрушка станет полноправным участником ролевых и ситуационных игр.
  • Игры с водой, переливание из емкости в емкость, поливание на руку, мытье игрушек. Помимо приятного времяпрепровождения, это еще и прекрасное развитие тактильных ощущений.
  • Знакомьте ребенка с новыми текстурами. Неплохой вариант, объединить в одной коробке кусочки разных материалов, разные мелкие предметы. Только не забывайте о желании малыша засунуть все в рот.
  • Используйте крупу для творчества. Можно устроить раскопки разных игрушек, предварительно спрятанных в тарелку с крупой.

Занимаясь с ребенком и придумывая новые игры, берите во внимание его подвижность. Танцуйте, делайте гимнастику. В процессе игр обязательно общайтесь с ребенком и следите за его реакцией. Ваш 9-ти месячный малыш уже может сам подсказать подходящий ему путь развития!

Ребенку 9 месяцев (видео)

Питание ребёнка на 10-м месяце жизни должно быть сбалансированным и полезным. В этом возрасте малыш, независимо от типа вскармливания, уже кушает кисломолочные продукты, рыбу, фрукты, мясо и овощи. Что же еще можно кушать крохе и как составить меню на неделю?

Продукты питания и рацион ребенка 9 месяцев

В девять месяцев ребёнок ест практически все продукты со взрослого стола. Меню малыша разнообразно и питательно. На десятом месяце жизни кроха утром и вечером все ещё довольствуется маминым молоком или адаптированной молочной смесью. О том, какие продукты уже есть в меню малыша и какие нужно вводить в прикорм, далее.

  • Овощи. Сейчас малыш уже кушает кабачки, картофель, лук, цветную капусту, морковь, тыкву и зелёный горошек. На десятом месяце жизни ребёнку можно предложить свеклу, если, конечно, у него нет проблем со стулом. Ведь свекла обладает ярко выраженным слабительным эффектом. Кроме того, в меню малыша можно включить капусту брокколи. Это очень полезный продукт, имеющий в своём составе массу полезных веществ, жизненно необходимых растущему организму. Только не стоит варить на основе этого овоща супы. При варке брокколи в бульон выделяются токсичные компоненты. Подавать свеклу и брокколи можно в виде пюре, а также добавлять в супы и мясные блюда. В день малыш должен съедать 200 г овощей.
  • Мясо. В этот период ребёнок уже кушает мясо индейки, кролика и телятину. Если эти виды мяса хорошо переносятся крохой, то в девять месяцев нужно познакомить его с курицей, говядиной, свининой и кониной. Подаётся мясо в виде суфле, добавляется в овощные пюре, супы, на его основе варят бульоны. В день ребёнок должен съедать от 60 до 70 г мяса.
  • Фрукты и сухофрукты. Из фруктов разрешены: слива, зелёное яблоко, груша, персик, абрикос, сухофрукты, банан, смородина чёрная, жёлтая. Если у малыша не наблюдается аллергии, то в этом возрасте его можно познакомить с крыжовником, красной смородиной. Подавать фрукты нужно в виде пюре, добавлять в йогурт, творог. В день кроха должен съедать от 90 до 100 г фруктового пюре.
  • Каши. На десятом месяце жизни, помимо уже знакомых рисовой, кукурузной, гречневой, ячневой, овсяной, малыша знакомят с манной и перловой крупами. Основа для варки каш — вода, мамино молоко или молочная смесь. Крупы развариваются, затем измельчаются с помощью блендера. Кашки подаются с фруктами, вареным яичным желтком и овощами. Оптимальная норма для этого возраста — 200 г.
  • Напитки. На данный момент ребёнок употребляет очищенную или кипячёную воду, соки, приготовленные из овощей и фруктов (наполовину разбавленные водой). Кроме того, малышу предлагаются отвары на основе изюма, кисель, а также компот, сваренный из засушенных фруктов (без добавления сахара). Коровье или на десятом месяце жизни давать ребёнку не нужно, поскольку эти продукты трудно усваиваются детским организмом.

  • Зелень. Зелень – это настоящий кладезь полезных элементов и витаминов. Девятимесячного ребёнка можно познакомить сначала с укропом и петрушкой. В сыром виде эта зелень пока еще не употребляется, а вводится при приготовлении блюда в измельченном виде. Суточная норма – 5 г.
  • Рыба. Если ребёнок все еще кормится маминым молоком, то рыба вводится только сейчас – в девять месяцев. Ребёнок-искусственник начинает кушать этот продукт на один месяц раньше. Знакомство должно происходить с диетическими сортами морской рыбы – хеком, минтаем, пикшей, камбалой. Если аллергии не наблюдается, то можно подать к детскому столу блюда из трески, судака и лосося. Рыбка добавляется в овощное пюре, супы, подаётся в виде суфле и пюре. В день ребёнок должен кушать не более 40 г рыбы. Употреблять блюдо рекомендуется дважды в неделю.
  • Кисломолочная продукция. В девять месяцев ребёнок уже лакомится творожком (норма – 50 г) и натуральным йогуртом или кефиром (200 мл). Для разнообразия и улучшения вкусовых качеств к ним добавляют фрукты и сухофрукты.

Что ещё можно давать малышу в 9 месяцев?

На десятом месяце жизни крохе можно добавлять в блюда:

  • растительное масло (5 мл);
  • сливочное масло (2,5 г);
  • сухарики или печенье (15 г);
  • желток (половинку в неделю);
  • хлеб (10 г).

Ежедневный режим питания на грудном и искусственном вскармливании

Стоит отметить, что рацион питания малышей, кушающих мамино молоко, и питающихся смесью ни чем не отличается. Вот каким должен быть ежедневный режим питания для девятимесячных детей.

Примерное меню на каждый день недели

Готовить крохе можно самые различные блюда. Вот примерное ежедневное меню на одну неделю, при этом первое (завтрак №1) и последнее кормление ребенка (ужин) — грудное молоко или детская молочная смесь.

День недели Прием пищи Что можно предложить малышу
Понедельник Завтрак №2 Манная каша с сухофруктами (150 г), творог с мякотью персика (50 г), пюре груши (50 г).
Обед Капустно-тыквенное пюре (180 г), мусс из мяса индейки (70 г), 1/2 желтка, компот (150 мл), хлеб.
Полдник Йогурт домашний (100 г), каша из гречки (50 г), пюре из зелёного яблока (50 г), детское печенье (5 г).
Вторник Завтрак №2 Каша из гречки с тыквой (100 г), пюре сливы (50 г), детский творожок (50 г).
Обед Картофельный суп с тефтельками с добавлением лука, капусты, моркови, зелени (200 г), пюре груши и персика (50 г), хлеб.
Полдник Детский кефир (100 мл), овсянка (100 г), зелёное яблоко, запечённое в духовом шкафу.
Среда Завтрак №2 Рисовый пудинг (100 г), кисель (50 г), творожное суфле (50 г).
Обед Тыквенный суп (200 г), рыбные котлеты (50 г), фруктовый сок (50 г), хлеб (5 г).
Полдник Йогурт домашний (100 мл), кукурузная каша с грушей и яблоком (100 г) сухарик.
Четверг Завтрак №2 Овсяная каша с ягодами (100 г), детский творожок (50 г), измельчённый чернослив.
Обед Овощное пюре из брокколи и мяса кролика (200 г), пюре персика (50 г), фруктовый сок (80 г), хлеб (5 г).
Полдник Кефир для детей, каша рисовая (100 г), детское печенье (5 г).
Пятница Завтрак №2 Кукурузная каша с грушей (100 г), детский творожок (50 г), грушевое пюре (50 г).
Обед Суп с курицей (200 г), пюре груши (50 г), сок из ягод (70 г), хлеб (5 г).
Полдник Йогурт домашний (150 г), детское печенье (5 г), каша ячневая (100 г).
Суббота Завтрак №2 Каша из гречки с персиком (100 г), творог для детей (50 г) фруктовый сок.
Обед Пюре из кабачка, моркови, мяса индейки (200 г), запеченное яблоко с ягодами, хлеб (5 г).
Полдник Кефир (150 мл), сухарик, каша овсяная (100 г), яблочное пюре (50 г).
Воскресенье Завтрак №2 Ячневая каша с тыквой (100 г), творожок со сливой (50 г), фруктовый кисель.
Обед Суп овощной со свеклой (180 г), рыбное пюре (50 г), фруктовое пюре из персика и груши (50 г), компот (100 г).
Полдник Йогурт с грушевым пюре (150 г), детское печенье, каша из гречки (100 г).

Как составить собственный вариант меню

Овощные, кисломолочные, фруктовые, злаковые, рыбные и мясные блюда обязательно каждый день включаются в рацион крохи. Такое меню укрепит иммунитет ребёнка, насытив организм жизненно необходимыми веществами. Составлять меню для малыша лучше заблаговременно. Это значительно сэкономит время и без того занятой мамы. Вот ещё несколько полезных рекомендаций.

  1. Завтрак должен быть питательным. Максимум энергии и сил малышу дадут каша и творог. Однако, если этих продуктов нет в холодильнике – не беда. Утром можно предложить ребёнку мясо, пюре из овощей, рыбные блюда. После них хорошо подать к столу фруктовое пюре и вкусный напиток – компот, кисель или сок, приготовленные на фруктово-ягодной основе.
  2. На обед подайте мясо (рыбу) и овощи. После этого малыш, возможно, захочет полакомиться сладким. Не стоит отказывать ему в этом удовольствии. Подайте к столу блюда из фруктов.
  3. На полдник предложите творог с фруктами, сухофруктами или ягодами. Обязательно в это время нужно покормить кроху кефиром или натуральным йогуртом. В качестве дополнения отлично подойдут печенье или сухарики.
  4. Продукты, включаемые в дневной рацион, не должны повторяться.

Видео о кормлении ребенка в 9 месяцев

Читайте также статьи по вопросам питания и развития:

Чем кормить ребенка в девять месяцев — рецепты приготовления

Вот самые простые рецепты блюд для девятимесячных малышей.

Кукурузная каша с грушей

  • 1 ст. л. кукурузной крупы;
  • 1 стакан воды;
  • груша.

Отварите кашу до готовности (четверть часа после закипания на малом огне). Промойте и очистите грушу, потрите её на тёрке. Добавьте в готовую кашу.

Гречневая каша с тыквой

  • гречневая крупа – 50 г;
  • вода – 100 мл;
  • тыква – 50 г.

Отварите гречку до готовности – 10-12 минут после закипания. Тыкву очистите и отварите (20 минут), потрите на тёрке, добавьте в кашу. Заправьте блюдо маслом. При необходимости измельчите в блендере.

Запечённое яблоко с ягодами

  • зелёное яблоко;
  • смородина, несколько ягод вишни.

В середине яблока проделайте отверстие, добавьте туда чёрную смородину и вишню. Поставьте яблоко на противень, застеленный фольгой, и поместите его в духовой шкаф на 20 минут (температура 150-160 градусов).

Рисовый пудинг

  • 2 ст. л. риса;
  • 300 мл воды;
  • яйцо;
  • одно зелёное яблоко;
  • сливочное масло.

Отварите рис до готовности (каша должна быть густой). Отделите белок от желтка. Взбейте первый в густую пену. Измельчите яблоко на тёрке (без кожуры). Смешайте рис с желтком и яблоком. Аккуратно введите белок. Влейте смесь в формочку и поставьте в духовку. Готовьте 20 минут.

Суп овощной со свеклой

  • цветная капуста – 2 небольших соцветия;
  • одна картофелина;
  • четвертинка морковки и столько же лука;
  • свекла – 30 г.

Сварите цветную капусту, картофель, морковь, свеклу и лук. Измельчите овощи с помощью терки, добавьте бульон, заправьте суп растительным маслом.

Суп с курицей

  • куриное филе – 70 г;
  • несколько веточек петрушки;
  • морковь – 30 г;
  • лук – четвертинка головки;
  • картофель – 50 г.

Порежьте на кусочки филе и киньте в закипевшую воду на 10 минут. Туда же добавьте немного петрушки, моркови и лука. По прошествии указанного времени введите порезанный на кусочки картофель. После того как овощи и мясо сварятся, их нужно измельчить и смешать с бульоном.

Творожное суфле

  • 2 ст. л. творожка;
  • 1 яйцо;
  • сливочное масло – 5 г;
  • 2 ч. л. манки;
  • яблочко очищенное.

Все ингредиенты смешайте в блендере. Готовить суфле нужно в духовке (15 минут) или на пару (30 минут).

Рыбные котлетки

  • хек или филе минтая – 70 г;
  • лук – четвертинка головки;
  • четвертинка моркови;
  • овсянка (крупа) – 1 ст. л.

Измельчите рыбу, лук и морковь в блендере, добавьте 1 ст. л. овсяной крупы, смешайте. Сформируйте котлетки и варите их на пару 20 минут.

Тыквенный супчик

  • тыква – 40-50 г;
  • лук – четвертинка головки;
  • четвертинка моркови;
  • одна небольшая картофелина;
  • веточка укропа.

Отварите в кипящей воде очищенный картофель, тыкву, лук, морковь. Затем всё измельчите. Добавьте растительное масло и мелко нарезанный укроп.

Правила приготовления блюд детского питания для грудного ребенка

  1. В этом возрасте можно постепенно отучать малыша от перетёртой пищи и знакомить с более грубой. Ведь зубов у крохи уже достаточно, и он уже вполне способен использовать их по назначению.
  2. Сначала вместо блендера можно использовать тёрку с мелкими отверстиями, затем, если всё пойдёт хорошо, и малыш не будет протестовать, разрешается просто разминать пищу вилкой.
  3. Не исключено, что такая пища поначалу может вызвать у ребёнка рвотный рефлекс, однако этого не стоит пугаться – малыш со временем привыкнет.
  4. Важна в данном случае и обработка продуктов. Пища должна готовиться на пару, тушиться или вариться.

Преимущества и недостатки готового прикорма и приготовленного в домашних условиях

Многие врачи рекомендуют кормить малышей именно промышленным питанием. Это обусловлено тем, что такая пища не содержит химикатов, консервантов и красителей. В готовом детском питании нет соли, сахара, приправ. Оно абсолютно безвредно. За питание, в составе которого есть мясо, тоже можно быть спокойным. Содержимое баночек проходит жёсткий контроль качества, оно не содержит посторонних добавок, вредных веществ, гормонов, антибиотиков. Конечно, если вы уверенны в качестве мяса или живёте в экологически чистой области, выращиваете собственные овощи и фрукты, то это без сомнений лучший вариант для кормления ребёнка.

Вконтакте

Первый год жизни малыша самый насыщенный. Так, в это время кроха настолько стремительно растет и развивается, что порой родители даже не успевают за всем уследить и все запомнить. Однако мамы и папы должны знать приблизительные нормы развития ребенка для того, чтобы понять, что с малышом все в порядке. Сейчас же хочется поговорить о том, что должен уметь ребенок в 9 месяцев.

Главные числовые показатели

Все родители знают о том, что существуют специальные таблицы роста и развития детей каждого месяца жизни (на протяжении первого года). И этим показателям нужно соответствовать, ведь в таком случае педиатры считают, что с малышом все в порядке. Какие же цифры в таком случае являются важными?

Вес ребенка (мальчик), кг

Вес ребенка (девочка), кг

Рост ребенка (мальчик), см

Рост ребенка (девочка), см

Окружность головы ребенка (мальчик), см

Окружность головы ребенка (девочка), см

Окружность груди (мальчик), см

Окружность груди (девочка), см

В таблице указаны данные отечественных педиатров. Однако надо отметить, что эти цифры немного не совпадают с данными специалистов ВООЗ. Там диапазон показателей немного шире.

Главное в развитии

Итак, что должен уметь ребенок в 9 месяцев, чему он за это время своей жизни должен уже научиться? Изначально надо отметить, что малыш уже хорошо узнает своих близких и родственников, движения его рук становятся с каждым днем все более уверенными, ловкими, точными. При этом активно развивается память, кроха учится познавать мир, уже умело манипулирует определенными предметами. В это время действия ребенка приобретают целенаправленность, происходит осознанное использование той или иной игрушки.

В это время любимым занятием крохи становится открытие различных шкафчиков, ящиков, тумбочек, за чем следует извлечение всего, что находится там. Именно поэтому родители ни на минуту не должны оставлять кроху самого. Ведь есть огромный риск того, что ребенок наткнется на что-то опасное и нанесет вред собственному здоровью.

О физическом развитии крохи

Если ребенку 9 месяцев, что должен уметь делать малыш? У крохи активно улучшается мелкая моторика. К слову, родители в этом должны помогать малышу, давая различной текстуры игрушки. В это время дитя играет с различными по форме и размеру предметами, с удовольствием нажимает на кнопочки, справляется с липучками, может разбирать на мелкие детали пирамидку, без проблем открывает и закрывает крышки на кастрюлях.

Рассматриваем далее, что должен уметь ребенок в 9 месяцев. Так, в это время малыш уже может самостоятельно подниматься на ножки, придерживаясь за опору. Может также ходить в стороны, держась за определенные предметы. У некоторых деток возникают первые попытки самостоятельного передвижения. Также надо отметить, что в это время доходит до совершенства ползанье на четвереньках. И это просто отлично, ведь в таком случае происходит укрепление позвоночника и мышц спинки ребенка.

Также надо отметить, что дитя уже может залазить на определенные предметы: невысокие стулья, диваны. Однако спуститься пока еще малышу тяжело. Впрочем, кроха и не пытается это сделать. Вместе с тем ребенок активно преодолевает препятствия, которые могут возникать у него на пути. Он их способен переползать, обходить, проходить под ними.

Эмоциональное развитие

О чем еще важно сказать, если 9 месяцев ребенку? Развитие (что должен уметь и понимать малыш) его эмоционального восприятия - об этом также надо рассказать. Важно отметить, что в это время кроха уже точно воспринимает настроение окружающих его людей. Так, если все вокруг веселятся, дитя также заразится позитивным настроением, и наоборот. Также надо отметить, что малыши в это время уже чувствуют музыку и пытаются пританцовывать. Особенно им нравится, когда окружающие их поддерживают и подзадоривают хлопками в ладоши.

Нервно-психическое развитие

Еще что должен уметь ребенок в 9 месяцев? Так, у малыша в это время появляется своя любимая игрушка, с которой он не желает расставаться. Особенно она нужна ребенку в моменты плохого настроения. Она выступает в роли успокоивающего элемента. Трагедией может стать попытка убрать ее из виду хотя бы для того, чтобы почистить или постирать. Покой в доме наступит только после того, как игрушка окажется в руках ее владельца.

Рассматриваем далее, что должен уметь ребенок в 9 месяцев. Девочка более легко будет выполнять поставленные перед нею задачи. А мальчики чаще всего в это время еще не желают слушаться родителей. Так, малышки уже могут выставлять ручки для одевания, подавать те или иные предметы. Однако надо сказать о том, что в это время детки еще не воспринимают всерьез слово «нет». Именно поэтому они просто не реагируют на запреты взрослых - как мальчики, так и девочки.

Кормление крохи

Идем далее, изучая, что должен уметь ребенок 8-9 месяцев. Так, нужно отметить, что в шестимесячном возрасте (иногда и ранее) родители вводят прикорм. А к 9 месяцам малыш уже кушает практически все: каши, супчики, пюре, творожки. Появляются первые попытки питаться самостоятельно. Они будут поначалу очень неуклюжими, все будет заканчиваться мытьем малыша и стиркой одежды, но все же не стоит крохе запрещать делать это самостоятельно. Также можно давать малышу пить жидкость не из соски, а из чашки. Однако ее нужно будет придерживать взрослому, ведь кроха еще не сможет удержать этот предмет посуды в своих ручках. При этом бутылочку малыши в этом возрасте держат уже отлично. Ну и, конечно же, дитя с удовольствие будет еще сосать грудь, однако это уже будет это не основное питание, а особое лакомство.

Навыки на бытовом уровне

Речевое развитие

Следующий момент, что должен уметь ребенок в 9 месяцев: мальчик (впрочем, как и девочка) пытается произносить свои первые слова, состоящие из пары слогов. В это время у деток появляются свои определенные термины, которые могут означать то или иное деяние. Стоит отметить, что девочки в этом направлении в основном развиваются быстрее, нежели мальчики. При этом дитя активно лепечет и что-то рассказывает в периоды своего бодрствования.

Продолжим разговор о том, каким должно быть, если 9 месяцев ребенку, развитие. Что должен уметь малыш в этом возрасте? Так, дитя уже оборачивается, если слышит свое имя. Ребенок в это время понимает, когда к нему обращаются. На просьбу показать что-то малыш может оборачиваться в сторону названного предмета или элемента. По просьбе может протягивать игрушку или вещь взрослому.

В это время также дитя понимает команды «ложись», «вставай», «выбрось» и т. д. Осознает названия определенных предметов, которыми пользуется каждый день: ложка, чашка, расческа, бутылочка. Еще что должен уметь ребенок в 9 месяцев? Девочка может также с удовольствием прислушиваться к разговору взрослых, даже если она ничего и не понимает. Именно поэтому малышки гораздо раньше мальчиков начинают говорить.

Небольшой итог

В качестве небольшого вывода хочется представить на рассмотрение более удобный вариант всего выше сказанного. Итак, что должен уметь ребенок в 9 месяцев? Таблица приведена ниже.

Кроха должен уметь

Кроха может уметь

Добираться до игрушки, которая находится вне области его досягаемости

Подбирать мелкие игрушки, используя указательный и большой пальцы

Малыш начинает разговаривать, появляются первые слоги, слова

Может говорить «мама», «папа», «баба»

Активно использовать различные предметы, изучает формы, текстуру

Любит играть в «ку-ку»

Кушать взрослую пищу с ложки

Играет в ладушки, может хлопать

Умеет пить из чашки (при поддержке взрослых)

Может пить из чашки, не требуя посторонней помощи

Перекладывать предметы из руки в руку

Садится из положения «лежа на животе»

Пытается делать первые свои самостоятельные, без поддержки взрослых, шаги

Стоять, держась за опору.

Подтягивается, чтобы стать, из положения сидя

Таким образом, малыш в 9 месяцев активно развивается физически, любит общаться с окружающими, издает разнообразные звуки, манипулирует с предметами и т.д. В статье были кратко рассмотрены основные закономерности его развития.

Девятимесячный возраст малыша является, по своему, показательным. В это время оцениваются все его достижения – новые навыки, физическое и нервно-психическое развитие. Напомним, что установленных нормативов в этом плане быть не может и средние стандартные показатели – это только ориентир для родителей, желающих знать, что должен уметь ребенок в 9 месяцев. Небольшое отставание не должно беспокоить взрослых, а опережение ровесников, порою, напрямую связано с тем, что с детьми проводятся регулярные развивающие занятия и специальная гимнастика.

В возрасте 9 месяцев для ребёнка очень важно равномерное наращивание и укрепление мышечной и жировой ткани. Если первая нужна ему для улучшения двигательной функции, повышения выносливости и силы, подкожно-жировой слой необходим для амортизации при падениях и других повреждениях. Это, действительно, актуально, так как дети уже начинают потихоньку ходить и нуждаются в укреплении мускулатуры рук, ног, бёдер и плеч, соединительной ткани, являющейся основой связок.

Врачи настаивают на тщательно продуманном и сбалансированном рационе в этот период, ведь переизбыток жировой ткани может негативно сказаться на иммунитете малыша и формировании его нервной системы.

Пищеварительная система маленького человека продолжает интенсивно развиваться, и претерпевает некоторые изменения, из-за чего кишечник неестественно активен. Это может стать причиной затруднения его опорожнения и даже непроходимости. Этот момент очень важен, и родители должны уделить ему особое внимание. На фоне того, что у деток прорезываются вторые резцы на верхней, а затем и нижней челюсти, и им постоянно требуется что-то жевать, с выбором продуктов нужно быть, крайне осмотрительными.

К этому возрасту у малышей уже прекрасно развиты все основные органы чувств, они хорошо слышат и могут безошибочно различать разные звуки. Улучшается зрение, его острота и дальность. Ребёнок уже хорошо понимает форму и цвет предметов, повышается и его тактильное восприятие.

Девятимесячный карапуз обладает высокой эмоциональностью, может проявлять самые разные чувства, которые сразу отражаются на его личике и в поведении.

Прибавка в росте и весе у ребёнка такая же, как и в 8 месяцев – 500 грамм и 1,5 сантиметра, примерно на 1 сантиметр увеличивается его головка и окружность груди.

Не стоит забывать, что всестороннее развитие ребенка в 9 месяцев зависит от таких факторов, как наследственность, питание, активное времяпровождение, наличие или отсутствие заболеваний.

Что должен уметь ребенок в 9 месяцев

Различные способности детей проявляются у кого-то раньше или позже, но большинство малышей, в этом прекрасном возрасте, обладает следующими умениями:

  • садиться из положения «лёжа» и стоя, находиться в сидячей позе более 10 минут, одновременно с этим дотягиваясь до игрушек и манипулируя ими;
  • забираться на диван, стул или кресло;
  • самостоятельно, пользуясь опорой, вставать и делать маленькие шажки, перемещаться на ходунках до 5-10 минут, применяя устройство, подпрыгивать и приседать;
  • ловко брать мелкие детали двумя пальчиками, нагибаясь, поднимать с пола нужные вещи;
  • доставать из коробок, контейнеров и баночек игрушки и складывать их обратно;
  • танцевать под музыку, топая ножками и хлопая в ладоши;
  • отзываться на своё имя, по просьбе взрослых находить знакомые предметы, подражать родителям, повторяя несложные действия;
  • имитировать звуки, издаваемые животными, произносить слоги и короткие слова;
  • бросать и толкать мячи, машинки, мять и рвать бумагу;
  • проявлять интерес к другим детям, пытаться познакомиться;
  • понимать вопросы «Кто» и «Где».

Зная, что должен уметь ребенок в 9 месяцев, родителям нужно постоянно стимулировать малыша к активному бодрствованию и общению, и иметь представление, отсутствие каких навыков является признаком отставания или даже серьёзных нарушений в детском организме.

Поскольку основная, игровая деятельность малыша перемещается на пол, родителям необходимо ежедневно проводить влажную уборку – иммунитет ребёнка ещё не сформирован полностью, и любой предмет, который он попробует на зуб, может стать источником инфекции.

Отклонения в развитии: как определить

Какие навыки обязательно должны присутствовать в этом возрасте, и что должен уметь 9 месячный малыш – основные вопросы, которые волнуют взрослых, когда они начинают видеть разницу между состоянием, поведением своего малыша и других детей – его ровесников.

Стоит насторожиться в таких ситуациях:

  • ребёнок не может усидеть самостоятельно более 5-8 минут;
  • не ползает, а лёжа, не переворачивается на бок, спинку и живот;
  • не пытается вставать и, тем более, делать шаги;
  • плохо реагирует на своё имя, или такая реакция отсутствует полностью;
  • не умеет держать кружку и пить из неё самостоятельно;
  • не старается подражать взрослым, не произносит слоги;
  • не отличает близких и посторонних людей;
  • у малыша отсутствует вполне нормальная негативная реакция, если у него отнять игрушку.

Всё это тревожные признаки, а если, к тому же, малыш вялый, безразличный к играм, плохо ест, не выказывает привязанности к близким, это уже сигнализирует об серьёзных нарушениях.

У детей разных полов также могут быть различия в играх, привычках и общем восприятии мира, но это совсем другой аспект. Разбираясь, что надо уметь в 9 месяцев девочке, надо учитывать, что малышки более эмоциональны и привязаны к матери. В то же время, они раньше, чем мальчики, овладевают речевыми способностями, обожают общение, внимательно прислушиваются к звукам голосов и более склонны к увлечениям музыкой. Благодаря этому, их лексикон быстро обогащается новыми словами, пусть даже, на первых порах, самыми простыми и короткими.

Из-за такой особенности, как боковое (периферийное) зрение, девочкам всегда интереснее контактировать с живыми людьми, получая от них одобрение и ласку. Безусловно, это делает их более коммуникабельными и социальными уже в этом возрасте, но это касается только родственников и знакомых сверстников.

Каким же растёт девятимесячный мальчик, уметь в 9 месяцев он может много, но его больше интересуют игрушки и неодушевлённые предметы. На фоне девочек, у малышей мужского пола довольно быстро формируется глубинное, пространственное зрение, позволяющее им раньше воспринимать мир в трёхмерном измерении.

Игры для развития ребенка в 9 месяцев

Девятимесячные младенцы очень быстро впитывают различную информацию, поэтому задачей родителей является её подача – понятная и соответствующая интеллектуальному уровню этого возраста.

Развивающие занятия можно проводить в нескольких направлениях:

  1. Для развития мелкой моторики можно заниматься с малышом пальчиковой гимнастикой, использовать для этого игры и потешки со стихами. Можно занять ребёнка пересыпанием мелких предметов – пуговок, фасоли, бусин из одного контейнера в другой, а также складыванием крупных кубиков, пирамидок.
  2. Для общего физического развития малышу полезно много ползать. Для этого можно прибрести разборный тоннель или домик, соорудить препятствия из коробок и подушек. Чем больше малыш будет тренироваться, тем раньше и увереннее он начнёт ходить.
  3. Словарный запас развивать необходимо, постоянно разговаривая с ребёнком, читая ему книги со сказками и короткими стишками. Если ребёнок научится их повторять за родителем, он быстро продвинется в устной речи, а также расширит свой кругозор.
  4. Девятилетнему карапузу нужно много играть, чтобы учиться разным навыкам и для этой цели подойдут самые разные игрушки – резиновые и массажные мячики, пирамидки с колечками, игрушечный телефон, детские музыкальные инструменты, куклы, резиновые зверушки, пластиковые книжки с яркими иллюстрациями, конструкторы и кубики для самых маленьких.

Хорошо, если у ребёнка уже есть свой игровой уголок или домик, который можно обустроить так, чтобы мама могла контролировать действия ребёнка, и в то же время, заниматься своими делами.

Важные составляющие жизни ребёнка: отдых и питание

Что должен уметь делать ребёнок в девять месяцев – отнюдь не праздный вопрос, ведь от того, насколько успешно пройдёт развитие малыша до года, во многом, зависит его дальнейшая жизнь, неразрывно связанная с физическим здоровьем и умственными способностями. И большую роль в этом играет правильное питание и сон. Оптимальным решением для пап и мам является грамотно составленный режим дня, в котором каждому действию крохи отведено чётко обозначенное время.

Основными пунктами дневного режима остаётся:

  1. Сон, который составляет примерно 14 часов в сутки. Ночью малыш должен отдыхать не менее 9-10 часов, а днём ребёнка дважды укладывают в кровать на 2-2,5 часа. Нарушения нормального сна могут происходить из-за прорезывания зубов, поэтому детям потребуется приобрести специальные прорезыватели и детские обезболивающие сиропы и пастилки. Груднички ночью просыпаются, чаще всего, по привычке, но явление это временное.
  2. Кормление детей осуществляется 5 раз в день с промежутками в 3, 5-4 часа. Как и в 8 месяцев детям дают молоко утром и перед сном. В рационе малышей уже присутствует кефир, детский творожок, каши, приготовленные на молоке со сливочным маслом. Деткам ещё некоторое время будут запрещены такие продукты, как сахар, шоколад, конфеты, орехи, грибы и цитрусовые фрукты. В сутки ребёнок съедает 1-1,2 л пищи.
  3. Уличные прогулки составляют около 4-5 часов в день – гулять с ребёнком требуется утром и после обеда. Конечно, в летнее время и тёплые дни, с малышами, желательно, гулять больше – свежий воздух способствует хорошему аппетиту, более лёгкому засыпанию и крепкому сну. В зимнее время можно ограничиться менее продолжительными выходами на улицу, а в сильные морозы этого, вообще, лучше не делать. Независимо от времени года, малыша следует обезопасить от холода, ветра, дождя, насекомых и ультрафиолета.
  4. Уход за ребёнком девяти месяцев предусматривает гигиену в виде умываний, подмываний и купаний по вечерам, упражнения для улучшения кровообращения и укрепления мышц, ежедневный лёгкий массаж.

Развитие ребенка в 9 месяцев: видео

К концу первого года жизни детей быстрыми темпами идет их социальное развитие, при этом совершенствуются основные навыки: действия с предметами, речь, первые шаги. Чтобы определить, правильно ли развивается малыш, родителям нужно знать, что должен уметь ребенок в 9 месяцев. В этом возрасте увеличивается любопытство новорожденного к окружающему миру, которое подталкивает его совершать новые действия. Ребенок начинает подражать взрослым и другим детям, а также с удовольствием проявляет свое желание общаться.

Почти каждый девятимесячный ребенок активно ползает, и процесс передвижения представляет для него немалый интерес

Если к концу 8 месяца некоторым детям еще может требоваться помощь взрослого, чтобы сесть, то к 9 месяцам малыш должен уметь садиться самостоятельно. Если этого не произошло, следует обратиться к врачу, так как у ребенка могут быть неврологические нарушения, приобретенные им еще в период внутриутробного развития. Правильно развивающийся грудничок в этом возрасте хорошо ползает, причем может делать это по-своему: опираясь на ладони и колени или ягодицы. Некоторые малыши могут активно ползать назад.

Хватаясь за разные предметы, ребенок может пробовать встать. Родители нередко обнаруживают, что малыш, встав в кроватке, горько плачет. Это происходит потому, что ребенок пока научился только подниматься на ножки. Чтобы опуститься обратно, ему необходима помощь взрослого.

В 9 месяцев ребенок хорошо умеет поднимать мелкие предметы пальчиками. Родителям следует позаботиться о том, чтобы они были вне досягаемости грудничка. Оставленный без присмотра малыш может легко засунуть найденную бусину, горошину и т. д. в нос или в рот.


В возрасте 9 месяцев многие дети обожают играть в прятки

Психология ребенка в 9 месяцев

Малыш начинает внимательно наблюдать не только за лицами взрослых, но и за их действиями. Теперь он может подражать родителям, например, пытаясь «варить», как мама или «бриться», как папа. Следует поощрять самостоятельные действия грудничка: давать ему пить из чашки, предлагать ложку во время обеда, надевать и снимать головной убор. Ребенок узнает себя в зеркале и может отличить свое отражение от отражения других людей.

Малыш охотно повторяет звуки, имитирует голоса животных. Некоторые дети в 9 месяцев способны произнести несколько простых слов. Любимой игрой 9-месячного ребенка являются прятки. Теперь он может отыскивать маму, накрывшуюся платком, и прятаться сам. Также дети очень любят бросать на пол игрушку, ждать, когда ее поднимут, чтобы бросить вновь.


Навык сидения у девятимесячного ребенка уже хорошо развит: малыш сидит ровно, не теряя равновесия

Основные навыки 9-месячного малыша

К концу 9 месяца правильно развивающийся ребенок должен уметь:

  • легко садиться самостоятельно;
  • хорошо держать равновесие в положении сидя;
  • хорошо ползать, меняя направление;
  • вставать, держась за руки взрослого или за предметы;
  • делать несколько шажков у опоры;
  • рвать бумагу, мять пластилин;
  • стучать одной игрушкой о другую;
  • повторять движения за взрослым (хлопать в ладоши, поднимать ручки, топать);
  • по-разному брать предметы: большие – всей ладонью, маленькие – двумя пальцами;
  • начинать игру самостоятельно;
  • листать книжку с толстыми картонными страницами;
  • показывать по просьбе взрослого знакомые предметы, игрушки, некоторые части тела;
  • во время игры выбирать любимый предмет;
  • находить игрушку, которую спрятали у него на глазах;
  • произносить множество звуков, повторять за родителями слоги и даже отдельные слова;
  • оценивать настроение окружающих людей (например, может заплакать, если рядом плачет другой ребенок).


Если хотите помочь ребенку правильно развиваться, чаще разговаривайте и играйте с ним

Как развивать умения ребенка?

Не переживайте, если ваш малыш в чем-то отстает от сверстников. Некоторые дети овладевают необходимыми умениями чуть позже остальных. Если вас все же волнует поведение собственного ребенка, проконсультируйтесь у педиатра. Чтобы способствовать правильному развитию грудничка, воспользуйтесь полезными рекомендациями.

  1. Придерживая грудничка за руки, побуждайте его делать шаги. Если у ребенка получается, можно водить его за одну ручку.
  2. Прививайте малышу навыки самообслуживания. Хвалите его, когда он стягивает носочки, старается расстегнуть молнию, толкает ручку в рукав, пытается умывать лицо.
  3. Даже 9-месячного младенца можно привлечь к участию в семейных делах. Усаживайте малыша вместе со всеми за обеденный стол. Давайте ему маленькую тряпочку, чтобы он «вытирал пыль». Просите помочь сложить на место игрушки. Наблюдая за взрослыми, малыш будет учиться таким же образом вести себя.
  4. Обеспечивая малышу условия для познания и исследования окружающего мира, позаботьтесь о безопасности. Уберите острые, мелкие, хрупкие предметы, а также бытовую химию отовсюду, куда ребенок может дотянуться. Закройте розетки, провода.
  5. Постоянно общайтесь с ребенком, рассказывая обо всем вокруг. Чаще читайте ему простые стишки или потешки, пусть малыш пробует повторять слоги и короткие слова.
  6. Обращайтесь к грудничку с простыми просьбами и предложениями, например, «дай кубик», «на мишку». Объясняйте, как выполнить то или иное действие, а затем хвалите ребенка.
  7. Выбирайте игрушки, необходимые для развития детей в 9-месячном возрасте. У ребенка обязательно должны быть мячики, машинки, юла, куклы, фигурки разнообразных животных, пирамидка, посудка, различные погремушки, а также предметы, которые малыш сможет погрызть. Полезны и музыкальные игрушки: детское пианино, телефон, колокольчик и другие. Чтобы ребенку все время было интересно, периодически меняйте игрушки.

Вы наверняка убедились, что 9-месячный малыш – уже не такой беспомощный, каким был месяц назад. Сейчас он способен выражать свое отношение к происходящему, самостоятельно действовать, выбирать то, что ему нравится. Но ребенок все еще требует постоянного внимания мамы и других близких ему людей. Старайтесь проводить больше времени с малышом, играя с ним и развивая его. Не забывайте, что общение с ребенком должно быть исключительно дружелюбным.