Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие слуха и речи  /  Статья что такое мышление. Мышление человека

Статья что такое мышление. Мышление человека

опосредованное отражение внешнего мира, которое опирается на впечатления от реальности и дает возможность человеку в зависимости от усвоенных им знаний, умений и навыков правильно оперировать информацией, успешно строить свои планы и программы поведения.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МЫШЛЕНИЕ

процесс познавательной деятельности человека характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением предметов и явлений дей ствительности в их существенных свойствах, связях и отношениях Исходный уровень познания - непосредственное чувственное отражение в форме ощущения, восприятия, представления и т. д. По отношению к ним M выступает как качественно иная форма отражения, высший уровень познания Чувственные элементы составляют его содержательную основу, однако в процессе M человек выходит за пределы чувственного познания, т с способен познавать такие объекты, свойства и отношения, к-рые не даны непосредственно в ощущении и восприятии Чувственное познание и отвлеченное, абстрактное M обогащают друг друга и по мере развития человека становятся все более содержательными и глубокими

M появляется в связи с возникновением потребностей в познании и преобра зовании тех или иных условий жизни людей, по мере того, как в ходе их предшествующей активности появляются трудности, противоречия, неожиданности и т и Разрешение подобных затруд нении составляет цель M Потребности человека выступают в форме мотивов специфически познавательных (внутренних) и неспецифических (внешних) В первом случае мыслительная деятельность побуждается собственно познава тельной потребностью (дет любозна тельность, бескорыстное служение истине у ученых и т. д.) Во втором случае M инициируется влиянием внешних причин, а не чисто познавательных интересов Напр., учащийся может решать задачу, думать над ней не из желания узнать и открыть для себя что-то новое, а лишь потому, что он вынужден выполнять требования взрослых Но какой бы ни была исходная мотивация M, по мере его осуществления начинают действовать и собственно познавательные мотивы Напр., у школьника, приступившего к уч задаче по принуждению, в процессе решения могут возникнуть и чисто познавательные интересы

Мотивы M неразрывно связаны с эмоциями, к-рые выступают в роли регуля торов мыслительной деятельности В процессе эмоциональной регуляции чувства могут играть как положительную, так и отрицательную роль, соответственно активизируя или тормозя познание Специфич. направленность эмоций проявляется в том, что они участвуют в оценке разл. компонентов M (промежуточные цели, применение тактич приемов и др) как успешных или безуспешных

Источник M - проблемная ситуация Она характеризуется наличием нек-рых условий, требующих сопоставления, преобразования и принятия на их основе решения M начинается с анализа проблемной ситуации и формулирования ее в виде задачи Возникновение задачи означает хотя бы предварительное разделение данного (известного) и искомого (неизвестного) Тем самым намечается будущее решение задачи, к-рое все более четко прогнозируется в процессе M В этом смысле M представляет собой прогнозирование

Термином «М» обозначаются качественно разнородные виды деятельности, различают виды M в зависимости от уровня обобщения и характера используемых средств, степени активности мыслящего субъекта При наглядно-действенном M решение задачи осуществляется с помощью реального преобразования ситуации, наблюдаемого двигательного акта Функция образного M связана с представлением ситуаций и изменений в них, к-рые человек хочет получить в результате своей преобразующей деятельности С помощью образного M более полно воссоздается все многообразие разл. фак-тич характеристик предмета В образе может быть зафиксировано одновременное видение предмета с неск точек зре ния Важная особенность образного M - установление непривычных сочетаний предметов и их свойств, обуслов ливающее творческую деятельность Наиб. развитое M - рассуждаю щее, словесно дискурсивное Оно характеризуется использованием понятий, логич.конструкций, функционирующих на основе средств языка Наглядно-действенное, образное и словесно-дискурсивное M образуют осн. этапы развития M, вместе с тем они сосуществуют у взрослого человека и функционируют при решении разл. задач

M совершается по законам, общим для всех людей Общими являются осн. формы M, действия и операции, их механизмы Вместе с тем в M проявляются и различия людей, их индивидуальные особенности Они выражаются в большей или меньшей самостоятельности M, его критичности, последовательности, гибкости, глубине, быстроте, в разл. соотношениях анализа и синтеза Одни люди склонны к образному, художественному M, другие - к понятийному, абстрактному, научному Различия в M являются существенным компонентом различий в способностях людей А В Брушлинскии

Развитие мышления M ребенка формируется в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе освоения обществ.опыта Особую роль играют целенаправленные воздействия взрослого в форме обучения и воспитания Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое M - последоват ступени онтогенетич. развития

Генетически наиб. ранняя форма M - наглядно-действенное M, первые проявления к-рого можно наблюдать у ребенка в конце 1-го - начале 2-го года жизни, еще до овладения им активной речью Уже первые предметные действия ребенка (притягивание предмета, ощу пывание, рассматривание, воздействие одним предметом на другой) обладают рядом важных особенностей При достижении практич.результата выявляются нек-рые признаки этого предмета и его взаимоотношения с др. предметами, возможность их познания выступает как свойство любого предметного манипулирования Ребенок сталкивается с предметами, созданными руками человека и т о вступает в предметно-практич.общение с др. людьми Первоначально взрослый является осн. источником и посредником знакомства ребенка с предметами и способами их употребления Общественно выработанные обобщенные способы употребления предметов и есть те первые знания (обобщения), к-рые ребенок усваивает с помощью взрослого из обществ.опыта

Наглядно-образное M возникает у дошкольников в возрасте 4-6 лет Связь M с практич.действиями хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше В ходе анализа и синтеза познаваемого объекта ребенок не всегда должен потрогать руками заинтересовавший его предмет Во мн случаях не требуется систе-матич практич.манипулирования с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект Т с дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями (в строгом смысле) Это наиб. отчетливо обнаруживается в экспериментах Ж Пиаже Детям в возрасте ок 7 лет показывают два равных по объему шарика, сделанных из теста Ребенок внимательно разглядывает оба предъявленных предмета и говорит, что они равны Затем у него на глазах один из шариков превращают в лепешку Дети сами видят, что к этому шарику не прибавили теста, а просто изменили его форму Тем не менее они считают, что кол-во теста в лепешке увеличилось Дело в том, что наглядно-образное M детей еще непосредственно и полностью подчинено их восприятию, поэтому они пока не могут отвлечься, абстрагироваться с помощью понятий от нек-рых наиб. бросающихся в глаза свойств рассматриваемого предмета

Существенные сдвиги в развитии M ребенка возникают в шк возрасте, когда его ведущей деятельностью становится учение, направленное на усвоение систем понятий по разл. предметам Эти сдвиги выражаются в расширении круга объектов, над к-рыми думает школьник, в познании все более глубоких свойств предметов, в формировании необходимых для этого мыслит операций, возникновении новых мотивов познават. деятельности (более глубоких познават. интересов, любознательности, осознания важности усвоения знаний и др) Формирующиеся у мл школьников мыслит операции еще недостаточно обобщены, образующиеся понятия носят конкретный характер M детей этого возраста является понятийно-конкретным Но мл школьники овладевают уже и нек-рыми более сложными формами умозаключений, осознают силу логич.необходимости На основе практич.и наглядно-чувственного опыта у них развивается (сначала в простейших формах) словесно-дискурсивное M, т с M в форме абстрактных понятий M выступает теперь не только в виде практич.действий и не только в форме наглядных образов, а прежде всего в форме отвлеченных понятий и рассуждений

В среднем и старшем шк возрасте детям становятся доступными более сложные познават. задачи В процессе их решения мыслит операции обобщаются, формализуются, благодаря чему расширяется диапазон их переноса и применения в разл. новых ситуациях Формируется система взаимно связанных, обобщенных и обратимых операций Развивается способность рассуждать, обосновывать свои суждения, доказывать истинность выводов, осознавать и контролировать процесс рассуждения, овладевать его общими методами, переходить от его развернутых к свернутым формам Совершается переход от конкретно-понятийного к абстрактно-понятийному M Этот процесс по-разному проходит в зависимости от содержания уч предметов Складываются новые мотивы M (духовные запросы, интерес к теоретич. проблемам, стремление к логич.обоснованию мыслей и др) Формируются такие качества M, как критичность, самостоятельность, доказательность и др. У многих старшеклассников намечается дифференциация видов M, выступающая далее в качестве индивидуальных особенностей M.

Развитие M ребенка характеризуется закономерной сменой стадий, в к-рой каждая предыдущая стадия подготавливает последующую С возникновением новых форм M старые формы не только не исчезают, а сохраняются и развиваются Так, наглядно-действенное M, характерное для дошкольников, у школьников приобретает новое содержание, находя, в частности, свое выражение в решении все усложняющихся конструктивно-техн задач Образное M также поднимается на более высокую ступень, проявляясь в усвоении школьниками произведений поэзии, изобразит.иск-в, музыки

Необходимой предпосылкой развития M детей является обогащение их чувственного опыта, развитие наблюдательности, овладение речью, ее лексич и грамматич. средствами Но сама по себе речь еще не обеспечивает развития M Мыслит деятельность успешно активизируется и развивается там, где учащиеся осознают новые вопросы, включаются в поиски ответов на них, сначала в сотрудничестве с учителем, а затем самостоятельно, постепенно переходя от простых ко все более усложняющимся вопросам Содержание каждого предмета на каждом этапе обучения дает возможность ставить перед учащимися вопросы, требующие не только восприятия и воспроизведения, но и размышления Такая работа играет решающую роль в формировании способности думать, т с обобщенного умения ста вить, осознавать вопросы, находить пути их выяснения, выполнять необходимые для этого операции, делать правильные умозаключения Умение думать - центр звено умения учиться

Системы мыслит операций успешнее вырабатываются там, где учащиеся постепенно переходят от пользования готовыми признаками понятий, сообщенными учителем, к самостоят. их выявлению и обобщению Осознание учащимися своих мыслит действий - необходимое условие обобщения этих действий

Большие возможности развития M учащихся несут в себе проблемно-эври-стич методы обучения Их преимущество заключается в том, что они создают условия, при к-рых учащиеся ставятся в положение исследователя, ищущего решение той или иной проблемы, открывают для себя уже открытые другими истины, осознают противоречия между ранее познанным и новым, активно разрешают эти противоречия Самостоят. решение учащимися познават, конструктивно-техн и др. задач - лучшая школа M Важное значение при этом имеет постепенный переход от детализированных к обобщенным способам пед.руководства деятельностью учащихся, оставляющим все больше места их самостоятельности в отыскании способов решения новых задач, в решении одних и тех же задач разными способами, в выборе более рациональных способов

Воспитание M предполагает руководство развитием любознательности учащихся, познават. и др. интересов, широких духовных запросов и др. мотивов уч деятельности Важную роль играет создание условий для проявления самостоятельности, критичности M учащихся Только самостоятельно продуманное прочно входит в развитие M, становится идейным убеждением человека

Руководя развитием M, следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей (избегая их недооценки и переоценки) Выявляя трудности, с к-рыми сталкиваются учащиеся при решении мыслит задач, нужно помогать преодолевать эти трудности собств усилиями учащихся, вырабатывать необходимые для этого способы действия, а не давать решение этих задач в готовом виде.

Учащиеся не только старших, но и мл. классов способны на доступном им материале выделять существенное в явлениях и отд. фактах и в результате приходить к новым обобщениям. М. детей имеет очень большие и недостаточно используемые резервы и возможности. Одна из осн. задач психологии и педагогики - до конца вскрыть эти резервы и на их основе сделать обучение более эффективным и творческим.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Мышление – это умственный и психологический процесс поиска правильного решения, исходя из имеющихся данных о проблеме или задаче, а также возможных путей ее решения с наибольшей выгодой для соискателя или с наименьшими для него затратами.

Этим термином можно назвать и процесс познания окружающего мира в физическом или чувственном плане. Благодаря ему существует воображение, память и речь.

К наукам, изучающим мышление, относятся:

  • Философия: изучает взаимодействие мышления и бытия, а также часто рассматривает его как сознание, дух, или психику;
  • психология интересуется им как причиной появления результатов работы, а также процессом его действия, как оно осуществляется и благодаря чему. В отличие от логики, психология изучает его в том числе в нарушенной и искаженной форме;
  • нейрофизиология изучает механизмы, благодаря которым оно осуществляется;
  • логику интересует только истинное или правильное мышление ();
  • социология изучает это понятие с точки зрения социальных групп;
  • кибернетика интересуется им в рамках искусственного интеллекта.
  • понимание или анализ условий происходящего;
  • решение проблемы или установка цели поиска, а позже связи между известной информацией и неизвестной;
  • построение цепочки целей, которые приведут к решению существующей проблемы;
  • анализ своего способа мышления, поведения или действий (рефлексия) позволяет лицу добиваться поставленных целей и контролировать себя.

Слово «мышление» произошло от слова «мыслить». Благодаря палатализации звуков в южных и восточных языках славянской группы звукосочетание [сл’] превратилось в [шл’]. Изменения произошли в праславянский период.

Какие теории изучают?

В зависимости от понимания и ракурса изучения понятия выделяют следующие теории и школы:

  • Ассоциативная . Психические процессы протекают благодаря ассоциациям, а все, что есть в психике, это чувственные представления, связанные все теми же ассоциациями. Мышление состоит из суждения и умозаключения. Суждение – это ассоциирующиеся представления, умозаключение – это ассоциирующиеся между собой суждения, в результате чего из них возникает третье суждение как вывод.
  • Асоцианистская . Развитием мышления считают процесс накопления ассоциаций, который возникает самопроизвольно.
  • Теория Вюрцбургской школы . Мышлением считали внутренний акт или действие. Считали, что мысль развивается благодаря взаимодействию разных мнений. Оно впервые было выделено в самостоятельную деятельность. По мнению представителей школы, не связано с практической деятельностью, речью и чувственными образами.
  • Логика изучает этотпроцесс с точки зрения его структуры мыслей, правильности и неправильности рассуждений, отвлекаясь от конкретного содержания мыслей и их развития.
  • В гештальтпсихологии – это внезапный процесс выделения значимых особенностей поставленной задачи.
  • Мышление как рефлексия, созерцание и способ решения задач;
  • Мышление как деятельность;
  • В гуманистической психологии изучаются проблемы самоактуализации и их влияние на мыслительные процессы.
  • Информационно-кибернетическая теория . В ее основе лежат понятия алгоритма, операции, цикла и информации. Первое обозначает последовательность действий, выполнение которых ведет к решению задачи; второе касается отдельного действия, его характера; третье относится к многократному исполнению одних и тех же действий до тех пор, пока не будет получен необходимый результат; четвертое включает совокупность сведений, передаваемых с одной операции на другую в процессе решения задачи.
  • Бихевиоризм рассматривает мышление как научение, образование навыка решения интеллектуальной практической задачи.
  • Теория мотивации изучает связь мышления с возможной мотивацией, которая движет человеком.

Мыслительные процессы в философии

Мышление – это отличительная особенность человека от животного, которая позволяет изучать и познавать окружающую среду особым способом. Оно в отличие от ощущений или чувств происходит осознанно.

Психофизиологическая проблема в философии – это проблема соотношения тела и души человека.

Аристотель рассматривал его как единственно эффективный способ познать мир. По его мнению, цель мыслящего человека обобщать знания и двигаться в своих рассуждениях от частного к целому . Философ считал тело и душу человека неразделимыми.

Сократ связывал мышление с нравственным развитием человека. Оно является частью самосовершенствования и познания самого себя в мире. Нравственный человек не может быть не мыслящим.

По мнению Марка Аврелия помимо тела и души у человека также есть разум.

В средневековый период схоласты полагали, что человеческий разум является божьей благодатью. Схоластические взгляды были синтезом античных мыслей и религиозных. Мышление одобрялось только в богоугодных целях, а не для изучения окружающего мира. Философия и другие науки в этот период все больше уступали богословию.

В новом времени мышление и бытие были наиболее важными категориями изучения. Тогда появилась крылатая фраза Рене Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую ». Его теория позже была названа картезианством. Если объяснить ситуацию при помощи разумных суждений нельзя, картезианцы обращались к мифам. По мнению философа, мысль никак не взаимодействует с телом и наоборот. Однако телесное и психическое в человеке связано только благодаря Божественному Провидению.

Спиноза считал психофизиологическую проблему ложной. Мышление и тело, по мнению автора, являются лишь двумя атрибутами одного лица, а не разными материями, как у Декарта.

Вольтер также выступал против декартовской двойственности.

Лейбниц выдвинул теорию психофизиологического параллелизма: две материи не связаны друг с другом и работают параллельно.

Оппонентом картезианцев был Эммануил Кант, он считал, что мышление основано на эксперименте, и разделять эмпиризм и рационализм нельзя. Философ создал типологию мышления, разделив формальное и диалектическое мышление, конкретное и абстрактное, практическое и диалектическое.

В XIX веке Жюль Пуанкаре отрицал априорные знания и возможность человека объективно оценивать происходящее. Любые теории, по его мнению, зависят от типа мышления самого автора.

Немецкий философ Я. Моллешот заявлял о зависимости психических и духовных процессов от физиологической природы человека.

Ученые 50-х XX века рассматривали рефлекторную деятельность и как физиологическую, и как психологическую.

Мышление в психологии

Когнитивная

Мышление связывают с переработкой информации и изучают именно в этом контексте. Его развитие возможно с возникновением символических функций и формированием понятий. К внутренним когнитивным структурам относятся образы и понятия, благодаря им человек имеет возможность изучать окружающий мир, понимать его и применять знания в дальнейшей познавательной деятельности.

Она стремится изучать его, память и восприятие не изолировано. Когнитивная психология разработала огромный арсенал методов и способов, а также разработала массу теоретических моделей, которые способны объяснить некоторые моменты мыслительного процесса.

Клиническая

При изучении учитываются следующие факторы: внешний вид больного, речь, поведение. Достоверный анализ требует изучения каждого его этапа и всего мыслительного хода больного. При контакте с больным важно установить наличие или отсутствие заблуждений, страхов, ложных идей, а также выяснить, какого отношение больного к ним сейчас и ранее, кроме того, необходимо понять, как мышление лица влияет на поведение.

Для анализа мыслительного процесса больных клиническая психология также использует рисунки, схемы, или написанные кому-либо письма.

В патопсихологической диагностике используются следующие приемы для анализа:

  • складывание картинок;
  • понимание художественных текстов;
  • определение последовательности событий и прочие.

Анализ в клинической психологии важен для определения болезни и соответственно курса лечения.

Психоанализ

В психоанализе мышление рассматривается в качестве мотивационного процесса , т. е. его тип и характер связаны с мотивацией лица, но не с активным понимаем своей цели или потребностей, а с глубинной мотивацией. Например, З. Фрейд в своей работе об остроумии и ее отношении к бессознательному утверждал, что остроумие это результат или признак творческого мыслительного процесса, которое возникло из-за неудовлетворенности своих потребностей в прошлом.

Эти процессы связаны либо с глубинными мотивами, либо с мотивами получения желаемого, которые также могут быть глубинными, и поэтому могут человеком и не осознаваться.

Их связь с мотивацией изучалась в психоанализе лишь косвенно. Психоанализ не дает информацию о том, как практически мотивация влияет на организацию и строение этого процесса.

Э. Блэйлеру принадлежит теория аутистического мышления в психоанализе. Автор считает, что аутизм – это форма, при которой у человека доминирует внутренний мир над внешним. Между аутистическим и обычным мыслительными процессами нет четкой разницы, поскольку аутистическое способно проникать в обычное. Аутистические процессы дают выражение скрытым тенденциям и влечениям человека. Для этой формы нет времени, т. к. оно не важно.

Мышление человека, по мнению Э. Блейлера, связано и объясняется аффективными потребностями, опасениями, желаниями или комплексами. Иногда люди бессознательно выбирают определенную форму для защиты от окружающего мира.

Физиология

Мыслительный процесс – это и высшая форма отражения действительности и психологический акт достижения цели. Оно возможно только при наличии мотивации. Умственная деятельность реализуется при помощи речи. В соответствии с нейрофизиологическими и нейропсихологическими исследованиями, предметно-образное мышление существует благодаря правому полушарию большого мозга, а абстрактное и словесно-логическое – левому. Нарушения умственной деятельности возможны при повреждениях в теменно-затылочных и височных отделах левого полушария большого мозга.

Социальная психология

Мышление – это одна из наиболее важных характеристик человека и социума. Его развитие возможно только в обществе и благодаря общению с другими членами этого общества. Его возникновение в социологии – это диалог с сами собой.

Взаимодействие человека с обществом непрерывно влияет на мыслительные процессы. Минимум треть своей жизни люди тратят именно на то, чтобы научиться выживать в социуме. Некоторые ученые полагают, что это период значительно больше и составляет всю жизнь человека.

Социализация человека начинается с самого рождения, когда родители учат его элементарным навыкам, воспитывают в нем какие-то моральные качества, и закладывают в отпрыске какую-то модель поведения в обществе. После человек находится под влиянием своих друзей, одноклассников, а позже супруга, коллег и прочих людей. Влияние общества неизбежно, поскольку, чтобы жить в обществе, необходимо подстраиваться и адаптироваться под общие правила в социуме. Даже при намеренном сопротивлении устоявшихся норм жизни бессознательное влияние на мыслительные процессы человека неизбежно, т.к. человек не живет обособленно в лесу или в пустыне, а живет в социуме.

Коллективное бессознательное, в соответствии с работами К.-Г. Юнга, является универсальным и может встречаться повсюду. Это архетипы, которые существовали еще до рождения человека. К архетипам могут относиться схемы поведения, чувств, переживаний, которые можно встретить в мифологических мотивах.

Личное бессознательное – это те черты или элементы личности человека, которые были подавлены в нем благодаря воспитанию. Заставить человека забыть можно воспоминания, болезненные мысли, неосознанные чувства, комплексы.

Можно ли развивать в себе эти навыки?

Развивать навыки мышления можно на протяжении всей жизни. Главное не останавливаться на достигнутом, быть любопытным и не полагаться на бессознательное. Чтобы развивать эти способности, рекомендуется задавать себе правильные вопросы, и находить к своим вопросам другие правильные вопросы, поскольку поиск ответа порождает еще больший поиск ответов. Чем больше человек знает, тем больше он понимает, что еще много не понимает.

Правильные вопросы нужны человеку для фильтрации ненужной информации, которая не приносит никакой пользы и занимает лишь мысли человека и его время. Вовремя заданные вопросы помогают развивать мышление и память.

Для развития важно уметь переключаться с одной информации на другую, а также ощущать взаимосвязь между ними для дальнейшего использования данной информации. Важно оставаться любопытным, вдумчивым и заинтересованным в информации.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Технарь - гуманитарий, экстраверт - интроверт, логик - этик, левый - правый. Таких паттернов мышления за годы работы психологов накопились десятки, и каждый из них объединяет людей по определенным признакам и делит на 2 группы.

сайт выбрал 8 самых интересных психологических типов, которые помогут разобраться в себе и немного лучше понимать других людей.

1. Логик - этик

Логики оценивают мир с точки зрения правил, законов, логических связей и умозаключений. Они отлично разбираются в технологиях, составляют бизнес-планы, разрабатывают концепции и работают с цифрами. Общение для логика - это обмен информацией: «Говорите уже по делу», «Проанализируем детали», «Посмотрим на цифры», «Обдумаем решение».

Этики же смотрят на мир с точки зрения эмоций, чувств, переживаний. Они действуют по тому, как подсказывает сердце и настроение. Могут легко поднять настроение, воодушевить и помочь наладить отношения. Общение для этика - это обмен энергией: «Ты сегодня выглядишь грустно», «Какая душевная компания», «Она сказала только „привет“, а мне уже все было понятно».

2. Сенсорик - интуит

Интуиты - это теоретики, философы, мыслители, люди с глобальным мышлением. Они быстро схватывают суть, хорошо видят возможности и легко продумывают многочисленные варианты и способы. Почти все, что нас окружает, первоначально придумали интуиты. В их голове постоянно возникают идеи, которые часто опережают свое время. А их задумки часто осуществляются уже в будущем их потомками.

Интуиты, как правило, люди мечтательные, рассеянные, забывчивые, а в их среде часто присутствует «творческий беспорядок».

Сенсорики - это практики, которые обладают конкретным мышлением, хорошо подмечают детали, чувствуют запахи, вкусы, различают малейшие оттенки цвета. Сосредоточенные на текущих событиях реалисты, которые сильны в осуществлении идей и задумок. Многое, что нас окружает, воплощалось в жизнь руками сенсориков.

Сенсорикам бывает сложно увидеть общую картину. Они живут будто одним днем, поэтому часто переживают о непредсказуемости событий и того, что будет завтра.

3. Решительный - рассудительный

Решительные люди легче принимают решения, переносят тяжелые нагрузки, действуют в самой напряженной, стрессовой обстановке. Это люди, которые любят и умеют преодолевать трудности и учиться на ошибках. Часто в будущем становятся хорошими наставниками с огромными багажом знаний и практического опыта.

Рассудительные принимают взвешенные решения, избегают ненужных действий, подстраиваются под окружающую обстановку, любят отдыхать и сбрасывать напряжение. Это люди, которые предпочитают комфорт, тепло, любят говорить о приятных событиях и вещах. Они не опираются на свой предыдущий опыт, а направлены на новые идеи, перспективы и будущее.

4. Шизотимик - циклотимик

Шизотимики - это люди, склонные к шизофрении и проявляющие некоторые ее симптомы в обычной жизни. Им присуща тонкость чувств, эгоизм, высокомерие и сильное желание быть лучше других. Как правило, это властные, аристократичные люди, которые любят рассуждать о высоком, редко показывают свои эмоции и плохо приспосабливаются к новому окружению.

Циклотимики - люди, склонные к маниакально-депрессивному психозу. Им присуща безответственность, беспечность и излишняя эмоциональность. Как правило, это веселые и общительные люди, с хорошим чувством юмора, которые любят быть всегда в центре внимания.

5. Чейнджер - раннер

Чейнджеры - это люди, которые сегодня могут сидеть в офисе, а завтра прыгать с парашютом в Альпах. В работе они любят заниматься каждый раз новым проектом, новым делом. А если работа не позволяет, то они ее меняют. Чейнджеры всегда полны энергии, быстро обучаются и адаптируются к любым условиям. Но из-за неспособности сидеть на месте им сложнее доводить начатое до конца и достигать мастерства в чем-то одном.

Раннерам же свойственно заниматься чем-то одним. Они тщательно выбирают свои увлечения, место работы, покупки и круг общения. Они просто не могут не довести выбранное дело до конца. Раннеры плохо адаптируются к изменяющимся условиям, новому коллективу, новому занятию, часто бывают консервативны в убеждениях и верны традициям.

6. Интроверт - экстраверт

Интроверты обращают внимание преимущественно на свой внутренний мир. Они замкнуты, чувствительны и рассудительны. Для них важнее глубина событий, эмоций и отношений, чем их охват. Например, они предпочтут общаться лишь с одним человеком, но самым близким. Выбрать одно дело, но хорошо в нем разбираться.

Экстраверты ориентированы на внешний мир. Они общительны, активны, у них широкий круг интересов. Для них значительно легче увеличить число своих увлечений, чем их глубину. Чтобы контактировать с человеком, им не требуется находить с ним общие увлечения или черты характера, поэтому им легче общаться и заводить новые знакомства.

7. Интернал - экстернал

Позитивисты , сталкиваясь с ситуацией, сначала видят те качества, которые в ней присутствуют. Например, такой человек скажет: «Погода хорошая, на улице тепло». Эти качества всегда будут положительными.

Негативисты при оценке выделяют сначала те качества, которые в ней отсутствуют. Он скажет: «Погода неплохая, на улице не холодно». Эти качества всегда будут отрицательными.

О чем нам важно помнить

Каждый человек уникален, но чем-то мы похожи - это правда. Каждый тип имеет положительные стороны и отрицательные, поэтому они дополняют друг друга. Интуиты придумывают, а сенсорики делают. Интроверты могут научить глубже мыслить, а экстраверты - шире. Позитивист помогает увидеть лучшие вещи, а негативист - избежать худших.

Важно быть открытыми и учиться у второй стороны. Так, любой человек может обладать всеми положительными качествами, избавиться от отрицательных и делать по-настоящему великие вещи.

Мышление - психический процесс моделирования закономерностей окружающего мира на основе аксиоматических положений . Однако в психологии существует множество других определений.

Например: высший этап обработки информации человеком , процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира; или - процесс отражения существенных свойств объектов, а также связей между ними, что приводит к появлению представлений об объективной реальности. Споры по поводу определения продолжаются по сей день.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Позитивная Психология, Позитивные Мышление. Закон Притяжения | Психология Счастья

    ✪ Как развить мышление роста?

    ✪ Мышление, которое развивает, или тормозит? В чем отличия?

    ✪ Критическое мышление / НЕ ДАЙ СЕБЯ ОБМАНУТЬ!

    ✪ Психология Победителя Мышление предпринимателя

    Субтитры

    Позитивная психология, Позитивные мысли и Закон протяжения, Как притянуть свою жизнь все самое лучшее. Привет всем, меня зовут Елена и добро пожаловать на мой канал "Психология счастья", где счастье это смысл жизни. Наверное многие из вас слышали про "закон притяжения", о том что если ты будешь думать позитивно и представлять позитивно, то в свою жизнь ты сможешь притянуть любовь, счастье, здоровье, деньги. Но как же стать позитивным человеком? Как начать думать позитивно, когда мы все живем в мире где случаются проблемы, случайются сложности, есть люди которые вас обижают, которые вас раздражают, которые вас не понимают, и как же вообще можно думать позитивно в этом мире? Что же на это влияет? Давайте разбираться, я вам предложу 3 вещи, которые вы можете изменить своей жизни, и тогда вы сможете перепрограммировать свой мозг и стать позитивным человеком давайте начнем, первое правило - это фильтроваться все что попадает в ваши уши, все что вы слышите, скорей всего у вас есть какая-то любимая музыка, возможно когда вы едете на работу на, в машине вы слушаете любимую радиостанцию, или может быть вы слушаете песни с телефона, возможно когда вы занимаетесь спортом, бегаете или тренируйтесь у вас есть любимая музыка под которую вы это делаете, и так, я вам предлагаю отфильтровать то, что же вы слушаете - это музыка, она счастливая или она грустная? потому что очень много песен о несчастной любви, о том как мне тяжело, как мне плохо без тебя какая же а несчастная потому что я одна, и это еще мы не просто слушаем, мы привыкаем к этим словам и мы начинаем подпевать эти слова и таким образом получается и что мы как бы постоянно с твоей голове держим эти несчастные, страдальческие, трогательные, разрывающие душу и сердце песни. Кому это надо? Как они могут повлиять на вашу жизнь? А они могут повлиять на вашу жизнь очень негативно потому, что чем больше вы слушаете их, это становится как будто такая вот поговорка, внутренний голос уже ваш начинает подпевать этим негативным вещам, поэтому пересмотрите свой репертуар песен, и просто удалите все негативные радиостанции, негативные песни из него если вы не можете отказаться от новостей, а новости - они всегда про все самое ужасное, самое плохое, причем в новостях еще это все преувеличивает очень сильно то тогда а ограничьте себя слушайте, новости может быть 20-30 минут в день, но не больше. Правило №2 - это фильтровать все что вы видите фильмы которые вы смотрите по телевизору, видео которое вы смотрите на ютубе, видео которые вы видите на фейсбуке, вконтакте, потому что опять же по телевизору любят показывать какую-то трагедию, то есть что-то случилось плохое и вот человек мучается, в новостях особенно, еще спросят как и почему, и как вы себя почувствовали и потом это очень долго будут разжевывать, таким образом вы опять же, учите свой мозг фокусироваться на негативном, зачем вам это надо? как вы можете быть позитивным по поводу своей жизни, как вы можете быть позитивным поводу других людей или событий если вы постоянно живете и введите этот негатив негатив, вы его слышите своими ушами, видите своими глазами, поэтому постарайтесь смотреть какие-то фильмы которые воодушевляют, которые показывают о каком-то успехе, когда например человек к чему-то стремился, достиг своей мечты смотрите какие нибудь вдохновляющее видео очень полезно слушать речь какого-нибудь человека успешного, который достиг успеха, это вас начнет мотивировать, постепенно, когда вы послушали это один, два, три раза, вы будет думать - блин а почему я так не могу, я тоже так могу, я тоже этого хочу, а если вы будете слушать постоянно негативные вещи и видят негативные вещи, то когда что-то случится вы будете думать - о да, я видела, вот так, у Сереги такое случилось, у Марь Иванны это произошло, ну вот собственно, как бы - эта жизнь такая, такая несчастная, на самом деле это не жизнь такая, на самом деле - это ваш выбор, то что вы выбираете, и совет №3 - это фильтровать все что вы говорите, просто понаблюдайте за собой и, возможно, вы удивитесь как часто вы рассказываете о каких-то плохих событиях вашей жизни, когда вам звонит подруга спрашивает как дела, что вы и рассказывайте в первую очередь? позитивнон о своей жизни или негативное? на чем вы фокусируетесь больше на позитивном или негативном? Обычно про позитивное люди говорят быстро и коротко, а про негативная в подробностях, с написанием, и как будто бы, еще больше в это погружаются, и вообще ради интересным можете спросить свою близкую подругу или своих самых близких друзей - как ты считаешь я чаще жалуюсь, чаще говорю про какие-то неприятные негативные мысл, и или я все-таки человек который жизнерадостный, который общительный, скажи мне честно, ты меня знаешь допустим несколько лет как-то считаешь, я оптимист или я пессимист, и потом постарайтесь понаблюдать за тем что вы говорите, такие мысли приходят вам в голову, и так, 3 вещи - фильтровать: что вы слышите, что вы видите, что вы говорите, и тогда вы действительно сможете стать позитивность человеком, и окружить себя позитивными людьми, если вы хотите привнести в свою жизнь больше позитива и стать позитивным человеком, то я вам предлагаю семидневный эксперимент с Тони Роббинс,очень простой челендж, очень интересный абсолютно бесплатный - ссылка будет внизу, а также как стать богатым и как позитивное мышление и закон протяжении влияет на количество денег вашей жизни все ссылки внизу, сейчас пошлите это видео своим друзьям, поставьте пальчики вверх, поддержите мой канал, напишите свои комментарии, вопросы или свои размышления внизу под видео, я с удовольствием их почитаю, подписывайтесь на мой канал, нажмите обязательно на "звоночек" чтобы получать уведомления о новых видео и спасибо вам просто чтобы смотрели "Психологию Счастья", где счастье - это смысл жизни!

История изучения

Исследовать мышление начали ещё античные философы и учёные, однако делали они это с позиций не психологии, а других наук, в первую очередь - философии и логики . Первым из них был Парменид . В сочинении «Путь истины» (др.-греч. Αλήθεια ) он представил первое в истории европейской философии сокращённое изложение основных положений дедуктивной метафизики . При этом он рассматривает процесс мышления с точки зрения логики. C точки зрения философии он утверждает, что бытие аналогично мысли:

Позже жили и работали 2 других древнегреческих учёных: Протагор и Эпикур , представители сенсуализма , философского течения, сыгравшего существенную роль в научном подходе к мышлению значительно позже.

Крупнейшим теоретиком учения о мышлении в то время был Аристотель . Он изучил его формы, обосновал и вывел законы мышления. Однако мышление для него было деятельностью «разумной души» . Кроме того, он в основном занимался вопросами формальной логики .

Большую роль в изучении мышления сыграла медицина . Первыми предвозвестниками мозговой теории мышления были древнегреческий философ и математик Пифагор и его ученик, Алкмеон Кротонский - философ и медик . Принявший их теорию великий врач Гиппократ утверждал:

Активные психологические исследования мышления ведутся с XVII века , однако и тогда они существенно зависели от логики. Согласно раннему учению о мышлении, принадлежащему к XVII веку, способность к мышлению врождённая, а само мышление рассматривалось отдельно от психики . Интеллектуальными способностями считали созерцание , логическое рассуждение и рефлексия . С появлением ассоциативной психологии мышление сводилось к ассоциациям и рассматривалось как врождённая способность. В эпоху Ренессанса учёные вновь вернулись к постулату античности о том, что психика - следствие работы мозга . Однако их рассуждения не были подкреплены экспериментом, поэтому являлись большей мерой абстрактными. Ощущение и восприятие они противопоставляли мышлению, а дискуссия велась только о том, что из этих двух явлений важнее. Сенсуалисты на основе учения французского философа Э. Б. де Кондильяка утверждали: «„мыслить“ - это значит чувствовать», а разум - «усложнённые ощущения», то есть решающее значение отдавали ощущению и восприятию . Их оппонентами были рационалисты . Видным их представителем был Р. Декарт , предвозвестник рефлексологии . Они считали, что органы чувств дают примерную информацию, а познать её мы можем только с помощью разума. при этом мышление они считали автономным, рациональным актом, свободным от непосредственного чувствования. По Д. Дидро , ощущения:

В это же время наступает расцвет психологического течения - рефлексологии. Среди видных её деятелей можно назвать И. М. Сеченова , И. П. Павлова и В. М. Бехтерева .

В начале XX века в центр своих интересов поставила мышление Вюрцбургская школа психологии (О. Кюльпе и др.), работы представителей которой были основаны на феноменологии Э. Гуссерля и отвержении ассоцианизма . В экспериментах данной школы мышление изучалось методами систематической интроспекции с целью разложения процесса на основные этапы.

Внёс вклад в изучение мышления и психоанализ , изучая бессознательные формы мышления, зависимость мышления от мотивов и потребностей.

Одна из наиболее новых - информационно-кибернетическая теория мышления . Мышление человека моделируют с точки зрения кибернетики и искусственного интеллекта .

Природа и основные виды

Основные характеристики

Физиология

Мышление является функцией головного мозга . Существует несколько теорий физиологии мышления. Следуя работам И. П. Павлова мысль - следствие рефлекторной связи между человеком и реальностью . Для его осуществления требуется работа нескольких систем мозга.

Первая из них - подкорковая область . Её активизируют безусловные стимулы внешнего или внутреннего мира. Вторая система - полушария головного мозга без лобных долей (нем.) русск. и отделов речи. Принцип её работы: стимулы временной (условной) связью «подключаются» к безусловной реакции . Это - первая сигнальная система .

Принцип 3 системы: отвлечение от конкретных качеств воспринятых объектов и обобщение сигналов из первых двух инстанций . Это - вторая сигнальная система . На её уровне воспринимаются слова и приходящие сюда сигналы заменяются речью. Поэтому в её состав входят лобные доли и 3 анализатора : речедвигательный, речеслуховой и речезрительный . Кроме того, вторая сигнальная система регулирует первую. Её условные связи могут формироваться без раздражителя и отражать не только прошлое и настоящее, но и будущее.

Физиологическая основа мышления - работа коры больших полушарий . Ей характерны процессы, общие для нервной системы, в основном, сочетание доминирующего возбуждения с окружающим его торможением .

Нейрофизиология

Определённые сведения были получены при помощи ЭЭГ . Так, при умственной деятельности в лобных отведениях возникает усиление пространственной синхронизации. Это в своих экспериментах впервые установил М. Н. Ливанов в . Сверхмедленные потенциалы усиливаются и учащаются при некоторых видах мыслительной деятельности , а именно, при умственном напряжении становятся короче дзета-волны. По временным характеристикам они показывают готовность к мыслительной деятельности. Однако метод ЭЭГ остаётся в плане исследования мышления крайне ограниченным .

Учёные пытаются понять, может ли деятельность совокупности нейронов характеризовать конкретный мыслительный процесс. Вероятно, это возможно, если учитывать, что мозг - материальный субстрат процессов мышления . Здесь идёт речь о так называемых «констелляциях» по А. А. Ухтомскому или «паттернах ». Трудность заключается в перекодировании информации нейрофизиологической в психологическую . Изучать это начала ещё в Н. П. Бехтерева .

Процесс мышления часто связан с принятием решений. Исследования поиска выбора проводились при помощи регистрации ВП с помощью ЭЭГ. Наблюдалась кросс-корреляция потенциалов ЭЭГ между передними и задними отделами головного мозга, а именно: лобных, теменных и затылочных долей, то есть охват мозга очень широкий . На параметры ВП влияло информационное содержание стимула. В принятии решений важна мотивация - взаимодействие восприятия и ассоциаций по П. С. Симонову . Однако, из-за того, что в реальности мозг не имеет достаточной информации обо всех альтернативах, используются качественные словесные понятия - лингвистические переменные .

Из более новых методов для исследования мышления используют методы нейровизуализации . Так, для распознавания мыслей можно использовать функциональную МРТ . В эксперименте с точностью 72 %-90 % ФМРТ смогла установить, какой набор картинок смотрит испытуемый . Скоро, по мнению авторов исследований, благодаря этой технологии можно будет установить, что именно видит перед собой испытуемый . Эту технологию можно будет использовать для визуализации снов , раннего предупреждения болезней головного мозга, создания интерфейсов для парализованных людей для общения с окружающим миром, маркетинговые рекламные программы и борьба с терроризмом и преступностью . Также в экспериментах используют ПЭТ .

Классификация

  • Наглядно-действенное мышление (Форма мышления, манипулирующая предметной сферой. Имеется у детей с рождения до полутора лет)
  • Конкретно-предметное мышление (Задачи решаются с помощью существующего, реального объекта. Формирование в возрасте от 1,5 до 7 лет)
  • Наглядно-образное мышление (Осуществляется при непосредственном восприятии окружающей действительности, образы представляются в кратковременной и оперативной памяти. Доминирует от 3 летнего до младшего школьного возраста).
  • Абстрактно-логическое мышление (Мышление абстракциями - категориями, которых нет в природе. Формируется с 7 лет. Считается, что у животных нет абстрактного мышления.)

Основные формы (критерии) мышления

Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию

Мышление и интеллект

Можно сделать умозаключение, что поведение и деятельность человека связаны с мышлением, поэтому под понятием «ум » мы определяем процесс мышления и его особенности.

Объективными методами с помощью эксперимента можно выделить компоненты, связанные с решением умственных задач, на основе чего его считают отдельным психическим процессом . Другие компоненты, участвующие в регуляции поведения, самостоятельно выделить нельзя. А понятие «интеллект» связано с попыткой психологическими тестами оценить умственные и творческие способности.

Теории о происхождении и наличии мышления у человека делятся на 2 группы. Представители первой считают, что интеллектуальные способности врождённые и неизменные. Одной из наиболее известных теорий первой группы является теория мышления гештальтпсихологии. Согласно второй группе, умственные способности развиваются в процессе жизни человека. Мышление зависит либо от внешних воздействий среды, либо от внутреннего развития субъекта, или же исходя из того и другого.

Экспериментальные исследования

Сейчас тесты исследуют мышление у людей от 2 до 65 лет. Их можно классифицировать, разделив на 3 группы.

Первая группа - тесты достижения, показывающие объём знаний, необходимый в определённой научно-практической области (контрольные тесты в школе). Вторая - интеллектуальные тесты, оценивающие соответствие интеллекта биологическому возрасту. Среди них можно назвать тест Стэнфорд-Бине (англ.) русск. и тест Векслера . Третья - критериально-ориентированные тесты, оценивающие возможность решать интеллектуальные задачи (тест МИОМ и модификация интеллектуальной батареи тестов Р. Амтхауэра Б. М. Кулагина и М. М. Решетникова (тест «КР-3-85»)) .

Тесты можно рассматривать как экспериментальную модель, которая лежит в основании концептуально-экспериментальных моделей интеллекта. Одну из наиболее известных из них предложил Дж. П. Гилфорд . Согласно его концепции, интеллект можно оценивать по 3 направлениям: содержанию, продукту и характеру. Модель интеллекта Гилфорда включает 120 различных интеллектуальных процессов, сводящихся к 15 факторам: пять операций, четыре вида содержания, шесть типов продуктов мыслительной деятельности.

Основные стадии мышления

Благодаря использованию данных самонаблюдения известных учёных (таких как Г. Л. Ф. Гельмгольц и А. Пуанкаре ), были разграничены четыре стадии творческого мышления : подготовка, созревание, озарение и проверка истинности. В настоящее время существует множество различных классификаций последовательности акта мышления.

Основные операции мышления

Основные виды умственных операций :

  1. Конкретизация;

Сравнение

Сравнение - это одна из ключевых операций, осуществляемых человеком при познании окружающего мира, себя самого и других людей, а также в ситуациях решения разнообразных, в частности, когнитивно-коммуникативных задач, находящаяся в зависимости от условий (контекста), в котором она совершается, которая не может быть понята вне единства процесса, в ходе которого она осуществляется, результата, к которому приводит и субъекта, который её осуществляет . Заключается она в установлении сходства и различия. Осуществляется операция непосредственно (воспринимая предметы одновременно) или опосредованно (путём умозаключения, используя косвенные признаки) . При этом важны сравниваемые свойства. Важно также выбрать единые показатели для сравнения. Нельзя, например, при измерении расстояния сравнивать в одном случае километры , а в другом - время , затраченное на путешествие. Необходимо выбрать существенный признак для сравнения. Чтобы избежать ошибок, нужно производить разностороннее сравнение.

Второй пример ошибок при сравнении - поверхностное сравнение по аналогии , при котором, при сходстве по одному или даже группе признаков, мы считаем, что все остальные признаки также сходятся . Так, увидев сходство строения ударных и вулканических кратеров В. Г. Бухер (англ.) русск. считал, что и причина их возникновения одинакова. Однако, аналогическое сравнение может быть и правильным. Так, хордовые имеют отличительную черту - хорду и по ней учёные могут судить о том, что, значит, принцип строения их тела в общих чертах также сходен. Можно сделать вывод, что истинность умозаключения по аналогии зависит от взаимообусловленности признаков. Так, хорда возникла у общих предков хордовых и отражает процесс эволюции , в то время как строение кратеров похоже только внешне.

Анализ и синтез

Анализ - логический прием определения понятия, когда его разлагают по признакам на составные части, чтобы таким образом сделать познавание ясным в полном объёме. Таким образом из частей целого можно мысленно создать его структуру . Вместе с частями предмета мы выделяем его свойства. Анализ возможен не только при восприятии, но и по памяти, то есть при представлении.

Синтез - способ собрать целое из частей или явлений, а также их свойств, как антипод анализа.

В детском возрасте анализ и синтез впервые возникают при практических манипуляциях предметами. И с возрастом с целью разобраться в строении устройства человек его собирает и разбирает. Так как это не всегда возможно, в некоторых случаях сначала предметы изучаются отдельно, а потом производят мысленные операции над их совокупностью. Так, при изучении микробиологии сначала изучают строение отдельных микроорганизмов и лишь потом в практической деятельности врач анализирует их совокупность при исследовании воды.

Анализ и синтез бывает не только практическим, но и теоретическим. Если при этом они отделены от других мыслительных операций, они становятся механистичными . Так, оторванная от других процессов разборка ребёнком игрушки совершенно бесполезна, в то же время и при её сборке детали собираются не как-нибудь к их простой сумме.

Анализ и синтез всегда тесно взаимосвязаны между собой .

Абстракция и конкретизация

Абстракция - отвлечение в процессе познания от несущественных сторон, свойств, связей предмета или явления с целью выделения их существенных, закономерных признаков. Выделенная часть или свойство рассматриваются отдельно от других . При этом происходит выделение из информации отдельных частей или свойств. Так, оперируя термином «стол», мы представляем абстрактный стол без отдельных свойств, присутствующих у всех известных нам столов. Это конкретное понятие.

От конкретных понятий можно совершить переход к абстрактным, то есть признакам и свойствам предметов и явлений: «трезвость », «мудрость », «яркость ». Они, с одной стороны, совершенно отдельны от других свойств. С другой же, они нуждаются в чувственной опоре, без неё становясь формальными (см. Абстрактное понятие).

При совершении процесса абстракции можно совершить ошибки 2 родов:

  1. Усваивая определённые понятия, трудно перейти от конкретных примеров к другой обстановке.
  2. Абстрагирование от существенных признаков, в результате чего искажается представление.

Конкретизация - выделение частного из общего. При этом мы представляем конкретные предметы во всём их многообразии. Конкретизация понятия «стол»: «письменный стол», «обеденный стол», «разделочный стол», «рабочий стол».

Виды абстракции

Индукция и дедукция

Индукция - процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему.

Чтобы избежать ошибки при индуктивном умозаключении необходимо знать, от чего зависит наблюдаемый нами факт или явление и установить, меняется ли это свойство, или качество, при единичных случаях, которые мы наблюдали .

Дедукция - метод мышления, при котором частное положение логическим путём выводится из общего, вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждений), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования.

Метод дедукции очень важен в реальной жизни. Однако, чтобы избежать ошибок при использовании дедуктивного метода, важно осознавать, что наблюдаемый отдельный случай попадает под общее положение. Здесь уместно вспомнить эксперимент известного советского детского психолога Л. И. Божович . Она спрашивала учеников, какая борона глубже разрыхляет землю - 60- или 20-зубчатая. Чаще ученики не давали правильный ответ, хотя им были известны законы давления .

Решение сложных задач. Творческое мышление

Развитие

В процессе развития мышления выделяют несколько этапов, которые отличаются у разных авторов. Эти концепции, при своём различии, имеют общие позиции.

Большинство современных концепций начальный этап мышления отождествляют с обобщением . При этом мышление связано с практикой. В то же время оно основано на опыте , причём, как личном, так и основанном на наблюдении за взрослыми.

В мышлении детей можно выделить следующие особенности. Во-первых, это связь обобщения и действия. Во-вторых, наглядность, конкретность и опора на единичные факты.

Следует различать откликаемость и отвлекаемость (у детей). У них разный генез:

  • откликаемость - следствие снижения уровня активности коры; способствует разрушению целенаправленной деятельности.
  • отвлекаемость - следствие усиленного ориентировочного рефлекса, высокой активности коры. Образование большого количества временных связей - основа дальнейшей целенаправленной деятельности.
5. Соскальзывание

Правильно решая какое-либо задание и адекватно рассуждая о каком-либо предмете, больные неожиданно сбиваются с правильного хода мыслей по ложной, неадекватной ассоциации, а затем вновь способны продолжать рассуждения последовательно, не повторяя ошибки, но и не исправляя её. Характерно для довольно сохранных больных шизофренией .

Соскальзывания внезапны, эпизодичны. В ассоциативном эксперименте часто появляются случайные ассоциации и ассоциации по созвучию (горе-море).

Процесс обобщения и отвлечения не нарушен. Могут правильно синтезировать материал, правильно выделять существенные признаки. Вместе с тем на какой-то отрезок времени правильный ход мышления у них нарушается вследствие того, что больные в своих суждениях начинают руководствоваться случайными, несущественными в данной ситуации признаками.

Операциональная сторона

1. Снижение уровня обобщения

В суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях; оперирование общими признаками заменяется установлением конкретных связей между предметами. Не могут отобрать признаки, которые наиболее полно раскрывают понятие.

2. Искажение процесса обобщения

Отражают лишь случайную сторону явлений, существенные отношения между предметами мало принимаются во внимание; предметное содержание вещей и явлений не учитывается.

Нарушение процесса обобщения вызывается тем, что больные не руководствуются культурно принятыми отношениями между предметами. Так, в задаче четвёртый-лишний больной может объединить стол, кровать и шкаф назвав их объёмами, ограниченными деревянными плоскостями.

Мотивационный компонент

Разноплановость мышления

Разноплановость мышления - суждения больных о каких-либо явлениях протекают в разных плоскостях. Больные не выполняют задания, хотя усваивают инструкцию, у них сохранены умственные операции

Возможность мыслить – это один из главных инструментов, позволяющих познавать мир и определяющих взгляды на жизнь. С ее помощью человек получает информацию о действительности и явлениях в ней, в которых он не может принять непосредственное участие, а также решает будничные задачи, стараясь достигнуть максимальной эффективности. В этой статье я расскажу, что такое мышление, как это относится к психологии, дам определение и обозначу виды.

Немного о понятии

Это высочайший уровень человеческого сознания, способствующий ориентации в окружающей среде, накоплению опыта, формированию общего представления о предметах и реалиях. С его помощью личность может анализировать ситуации и прогнозировать дальнейшее развитие событий, создавать модель закономерностей действительности.

Этой темой занимаются многие науки:

  1. Логика акцентируется на правильном, или как его еще называют, истинном мышлении.
  2. Психология в отличие от логических сфер берет также во внимание нарушенные формы, а также заинтересовано понятием, как основанием для получения результатов в определенной деятельности.
  3. Философия рассматривает его в качестве сознания или психики и пытается связать с бытием.
  4. Кибернетика настроена на создание искусственного интеллекта.
  5. Нейрофизиология пытается понять суть механизма.

Размышлять можно по-разному. Например, математик настроен на решение трудных уравнений, а писатель выстраивает в уме сюжет будущей книги. Бывают моменты, когда мы и вовсе не мыслим. Когда чистим зубы или открываем дверь. Так как эти манипуляции проводились миллионы раз, память выдает нужный алгоритм. Поэтому процесс действует только тогда, когда встают новые задачи.

Функции

Явление подразумевает умение:

  • понимать и анализировать условия ситуаций;
  • строить цепь действий, приводящих к разрешению проблем;
  • ставить цель и выстраивать зависимость между известной и недостающей информацией;
  • разбирать собственную разновидность мышления и деятельности, что позволяет индивиду взять под контроль свое поведение.

Формы

Структура включает в себя:

  1. Понятие. Это представление личности о предметах и реалиях, которые его окружают. С ее помощью можно объединить вещи по общим признакам. Модель разделяется на конкретную и относительную. Первая означает истинные объекты – квартира, стул. А вторые не имеют постоянной величины и зависят от индивидуального восприятия (счастье, любовь все объясняют по-разному). Стоит отметить, что содержание всех определений раскрывается через словесную речь.
  2. Суждение. Это отрицательные или утвердительные высказывания о действительности и ее частях. Получают его двумя путями: зрительное, слуховое, обонятельное восприятие или с помощью третьей формы.
  3. Умозаключение. Это создание нового мнения на основе уже существующих. Оно формируется в качестве цепи идей, а способность человека к ее выстраиванию зависит от развития мышления. Они разделяются на индуктивные (от частного к общему) и дедуктивные (целая группа явлений объединяется в одно обобщенное).

Процессы

Это целенаправленное использование понятий и суждений с целью получить конкретный результат. Перед процедурой происходит определенная ситуация (она и становится условием задачи), а затем собираются данные и анализируются.

На завершающем этапе цепочки личность приходит к умозаключению, подразумевающему решение проблем, поиск выхода из обстоятельств и прогноз дальнейшего развития происходящего.

Цепь включает в себя несколько пунктов:

  • приготовление;
  • нахождение способа разрешения вопроса;
  • достижение;
  • пересмотр итогов.

Явление начинается с возникновения стремления разрешить то или иное затруднение. Затем следует собрать исходную информацию, оценить ее и вывести заключение.

Известные приемы размышлений:

  • анализирование – задача разбивается на компоненты, выявляется ее «фундамент»;
  • синтез – все части объединяются на основе обобщенных признаков, а после устанавливается связь каждой из них с целым. Этот метод противоположен первому;
  • сравнение – выявляются сходные черты и отличия между предметами и реалиями;
  • обобщение – это раскрытие общего среди разных объектов и объединение выявленного в отдельный класс;
  • классификация – разделение на группы и подгруппы;
  • конкретизация – отражение сути явления;
  • абстрагирование – создание абстрактного образа.

Способов развития мышления существует довольно много. Но при этом необходимо брать в расчет и персональные особенности. Так, например, если у человека отлично развито воображение, то ему нужно обратить внимание на творческий подход к поиску решений. При склонности к последовательности и точности – совершенствовать следует именно эту сторону.

Расстройства

Это нарушения мыслительного процесса, разделяющиеся на два вида. Количественные связаны со сбоями речевого аппарата, интеллектуальной отсталостью и торможением нейропсихологического совершенствования.

Также выделяется качественный тип, имеющий несколько форм:

  • Задержка психического развития наблюдается в раннем возрасте от 2 или 3 лет.
  • Деменция связана с нарушением механизмов психики у взрослых и подростков.
  • Олигофрения также диагностируется у детей и является отставанием в умственном прогрессе.

Все это связано со скоростью мышления, зависящего от работы головного мозга. Расстройства возникают ввиду значительного возбуждения или замедления мыслительной активности:

  1. Разорванность – мысли довольно быстро сменяются, что делает речь человека приближенной к абсурду: отсутствует логическая цепочка и последовательность рассуждений. Разговор представляет собой обрывки предложений и фраз, но при этом грамматика сохраняется. Встречается при шизофрении.
  2. Обстоятельность. Чрезмерное погружение в детали: индивиду сложно переключиться с одной темы на другую. Присуще эпилепсии.
  3. Аутическое в большинстве случаев наблюдается у замкнутых персон. Признаки расстройства: плохая адаптация и ориентация в обществе, отгороженность от действительности, полное погружение в собственный внутренний мир и переживания.
  4. Бредовое мышление. В этой ситуации появляются мысли, которые не поддаются переубеждению. Это может быть мнительность, беспричинные подозрения в измене, боязнь слежки.
  5. Обсессивный синдром. Характерной чертой является возникновение навязчивых идей. Больной не в состоянии от них избавиться даже несмотря на то, что мысленно он понимает весь их абсурд. Такие размышления несут угнетающее, разрушительное воздействие и вызывают страдания и негатив.

Отметим, что подобные патологии серьезно влияют на эмоциональный фон. Они провоцируют депрессию, апатичность или, наоборот, эйфорию. При возникновении нарушений следует обязательно обратиться к специалисту. В зависимости от обстоятельств он назначит медикаментозное лечение или курсы психотерапии.

Развитие мышления

Совершенствование мыслительных навыков берет начало с раннего детства. Новорожденный мыслить еще пока не умеет, но вот уже через год после рождения появляются зачатки процесса.

Чтобы умение прогрессировало, необходимо накопление опыта, знаний, а также требуется память. По мере взросления ребенок копит все эти составляющие путем познания окружающего его мира, начинают проявляться самые простые размышления.

Степень зависит от того, насколько хорошо родители взялись за воспитание своих детей. Ведь с малышом нужно регулярно заниматься, чтобы сформировать и закрепить эти навыки.

Каждый этап жизни человека имеет свои особенности в этом плане:

  1. У маленьких детишек преобладает наглядно-действенная разновидность. Все его действия направлены на достижение простейших целей: взять в руки машинку или куклу, достать с полки конфетку. Познавательный процесс проходит в форме игры.
  2. Когда ребенок уже научился говорить, его мышление выходит на новый уровень. Речь и мысли теперь тесно взаимосвязаны. Посредством нее взрослые передают информацию, а обучение становится гораздо проще.
  3. Развитие речевых умений способствует тому, что дети могут теперь использовать слова. В этот период набирает обороты воображение, проявляются творческие качества.
  4. В школе преподаватели учат оперировать полученными знаниями. На основе логики и опыта ученики понимают, как делать выводы, а различные школьные предметы и программы позволяют производить умозаключения на более высокой скорости.
  5. Старшеклассники обретают способности абстрактного размышления. Этому способствует изучение художественной литературы, развивающее фантазию.

Взрослея, ребенок задействует большее количество способов размышлять. А основным средством для их совершенствования является обучение.

Разновидности

Мышление человека - это высшая степень его познавательной деятельности. Процессы происходят не только на сознательном, но и на подсознательном уровнях. Благодаря им мы узнаем окружающий мир, можем объяснить происходящие события и явления и более продуктивно решать насущные проблемы.

Развитие этих навыков помогает личности стать успешной. Но для этого необходимо определить свой тип и уже отталкиваться от него. На моей я готова помочь вам на пути саморазвития и сделать собственную жизнь гораздо лучше. А в качестве обзора приведу краткие определения основных видов.

Критическое

Оно способствует тому, что человек выбирает наиболее правильное решение проблемы и оценивает возможность его осуществления.

Записаться на консультацию

Позитивное

В этом случае во внимание берутся такие составляющие, как удача и доброта. Личность видит все в радужном свете, не отрекается от веры в лучшее и считает, что из любой ситуации всегда найдется выход.

Абстрактное

Позволяет увидеть картину в целостности, отбросив все детали, и должно развиваться с ранних лет. На ярко выраженную способность указывает огромная скорость размышлений и уникальный подход к достижению целей.

Особенная черта таких людей – быстро ориентироваться при любых обстоятельствах, даже если они являются незнакомыми. За короткий промежуток времени данные собираются и анализируются, а на их основе можно опосредовать умозаключение.

Логическое мышление в психологии – кратко об этом

Уклон делается на причинно-следственную связь. Благодаря этой разновидности можно применить уже имеющуюся информацию, обработав ее в определенной последовательности.

Результатом станет нахождение наиболее верного пути. Логика способствует быстрому получению выводов, определению последующей стратегии и разрешению задачи в ускоренном режиме.

Клиповое

Восприятие происходит исходя из наиболее заметных образов, вырванных из контекста. Рассуждение формируется из коротких новостей или отрывков. Все это позволяет выхватывать необходимые данные, не вдаваясь в подробности. Минусом является отсутствие способности изучить вопрос с разных сторон.

Креативное

Основное качество – нестандартный подход, отличный от ожидаемых решений. Такие люди всегда будут в плюсе перед теми, кто мыслит шаблонно. В творчестве это помогает реализовывать неповторимые идеи, а в бизнесе – решать задачи, кажущиеся неразрешимыми.

Наглядно-образное

Основывается на использовании зрительных образов и предоставляет возможность практически мгновенно обрабатывать информацию. Развивается преимущественно у детей. Для этого необходимо показать им предмет для запоминания, а потом попросить детальное описание.

Системное

Допускает определение взаимосвязей между разными предметами и реалиями. Способность видеть данные связи позволяет спрогнозировать итог в самом начале действий, предвидеть различные пути развития ситуации, выявить совершенные ошибки и исправить их.

Пространственное

Благодаря ему человек может ориентироваться в пространстве, воспринимать местность, как единое целое, вспоминать расположение всех объектов между собой и относительно точки, где он находится.

Стратегическое

Индивидуум способен к прогнозу не только собственных результатов, но и своего оппонента. Он рассчитывает все действия противника и действует на опережение. Тем самым всегда оставаясь в выигрыше.

Аналитическое

Перед тем как начать действовать, личность все достаточно хорошо обдумывает. Способность из минимума материала «выжать» максимум данных позволяет рассмотреть ситуацию со всех ракурсов и найти самый подходящий выход.

Творческое

Это умение создавать нечто новое, с субъективной точки зрения, на основе уже известного. Кроме того, этот вид дает возможность находить решения, выходя за пределы привычного.

Латеральное

Такой человек при достижении целей опирается не только на накопленные знания, но и на интуицию и чувства. Он изучает объект с разных сторон, использует нестандартный подход и в итоге получает высокие результаты.

Ассоциативное

Это умение формировать яркие образы, связанные с предметом, что способствует анализу на эмоциональном и чувственном уровне, помимо понятийного. При хорошо развитом психологическом процессе индивид способен мысленно связать события, не имеющие общего с конкретным явлением. Например, ситуации из жизни с фильмом или книгой.

Дивергентное и конвергентное

Благодаря первому понятию можно найти массу выходов, основываясь лишь на исходном материале. Второе является прямо противоположным – внимание акцентируется только на одной версии, а остальные полностью отклоняются.

Нестандартное

Оно способствует нахождению необычного и уникального решения при любых обстоятельствах. Основное преимущество – решить задачу, которая кажется безвыходной.

Саногенное и патогенное

Люди с первым типом мышления устанавливают некий барьер от негатива, создают для себя комфортное эмоциональное состояние и не находятся в зависимости от стрессовых ситуаций. Вторая разновидность представлена, как разрушительная. Такая личность может сотню раз прокручивать в голове отрицательные события, уже давно прошедшие, и создавать при этом негативные эмоции: гнев, злость.

Рациональное и иррациональное

Еще одни противоположности. Основой рациональности является строгое следование логике и конкретной структуре, что позволяет выходить из большинства обстоятельств.

А иррациональности характеризуется обрывками суждений и невозможностью построить четкий мыслительный процесс. Такие индивиды часто переходят с одной темы на другую, а их мысли движутся в хаотичном порядке.

Понятийное

Присуще школьникам и проявляется в создании определенных истин, не требующих наличия доказательств. В этом случае исключается возможность рассматривать объект с разных сторон, так как уже сформирован некий шаблон.

Научное

Человек стремится узнать первопричину реалий, докопаться до сути. Характерные черты – системность, сбор доказательной базы, объективность. Плюс состоит в умении анализировать окружение и на основе полученных знаний приносить пользу людям или себе.

Стереотипное

События воспринимаются и оцениваются по установленным стандартам, а логика или творческий подход при этом не применяются. Это палка о двух концах. С одной стороны, индивидуум имеет возможность социализироваться, но с другой – теряет индивидуальность, становится частью массы. Главное оружие против этого направления – развитие фантазии.

Когнитивное

Включает в себя высочайшую степень прогресса всех мыслительных механизмов, что обеспечивает способность находить оптимальное решение с помощью сбора и анализа информации, оценки с разных ракурсов, а также интуитивных, эмоциональных и логических действий.

Заключение

В этой статье я постаралась понятно и кратко объяснить, что такое мышление. Совершенствовать этот процесс можно и нужно на протяжении всей жизни. И главное – не останавливаться, проявлять любознательность и не брать в приоритет бессознательное.