Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие слуха и речи  /  Логопедические занятия бывают трех видов. Гиперактивные и заторможенные дети. О нешуточных проблемах

Логопедические занятия бывают трех видов. Гиперактивные и заторможенные дети. О нешуточных проблемах

Без речи невозможно общение. Осваивая родной язык, ребенок делает огромный рывок в развитии. Понятная окружающим правильная речь помогает ему точнее выражать мысли, упрощает процесс общения. Малышу, не испытывающему проблем с речью, гораздо легче адаптироваться в детском коллективе.

Как должно быть?

В норме речь у детей формируется к четырем годам. В этом возрасте допускаются отдельные особенности и погрешности. В случае имеющихся нарушений появления речевых навыков могут понадобиться логопедические занятия для детей. Они помогут малышу легче общаться с ровесниками, налаживать контакты, влиться в детский коллектив и выступать на утренниках.

Важно обратиться к специалисту в нужный момент. Иногда своевременная минимальная корректировка способна избавить от долгой и сложной работы в случае запущенного процесса. Кроме того, логопедические занятия для детей - необходимый элемент и главная корректировка развития речи при

Основные цели

Рассмотрим три важнейшие задачи таких занятий.

  1. Первое, чему должен учить ребенка специалист, - понимать родную речь, наблюдать и осмысливать происходящее вокруг, тем самым расширяя объем представлений об окружающем мире. Цель логопеда - формировать общие понятия, навыки словообразования и словоизменения, учить применять сложные фразы и более подробные синтаксические структуры предложения.
  2. Другая функция, которую несут логопедические занятия для детей, - формирование правильного произношения, развитие фонематического слуха, закрепление навыков корректного выговаривания слов. Логопед контролирует ясность и выразительность речи, понемногу обучает ребенка основам
  3. Третья основная задача, стоящая перед специалистом, - обучение самостоятельной речи с использованием различных предложений, умению рассказать своими словами о случившемся событии, пересказывать сюжеты сказок и картин. Общая единая цель - развитие коммуникативных навыков ребенка.

Виды и формы занятий

Все знания, полученные на занятиях с логопедом, непременно должны использоваться в общении. Важно научить малыша творчески применять обретенные навыки в самых разных ситуациях и видах деятельности.

Логопедические занятия для детей бывают фронтальными, в подгруппе или индивидуальными. Рассмотрим подробнее каждую разновидность.

Фронтальное занятие проводится одновременно со всей группой, которая выполняет лексический материал. Он включает в себя звуки, правильно произносимые всеми детьми. Фронтальное занятие проходит в несколько этапов. Сначала показывается правильное произношение изучаемого звука. На втором этапе детей учат дифференцировать звуки на слух и в произношении. В данном случае важно воспитание способности наблюдать за словами и звуками родной речи.

Подгрупповые занятия с логопедом должны идти параллельно фронтальным. Они ведутся с небольшой частью коллектива, объединяющей детей с похожими нарушениями. В зависимости от динамики индивидуальных изменений в течение года состав подгрупп меняется. Ход занятий в каждой подгруппе идет в соответствии со скоростью постановки нужных звуков при помощи специальных методик.


Индивидуальные занятия

Автоматизируются и закрепляются навыки правильного звукопроизношения на индивидуальных логопедических занятиях. Они проводятся с теми детьми, у которых имеется проблема выговаривания сложных слов, наблюдаются множественные речевые патологии, физиологические нарушения устройства артикуляционного аппарата.

Индивидуальная работа с детьми логопеда корректирует фонематические процессы, улучшает произношение, увеличивает активный словарь ребенка. Она учит детей выстраивать связные предложения, дает упражнения на развитие артикуляция и имеющей огромное влияние на речь и интеллект. Индивидуальные логопедические занятия для детей, цена которых при обращении к частному специалисту может оказаться достаточно высокой (в среднем час работы стоит от 500 до 1500 рублей, в зависимости от региона и квалификации логопеда), имеют наибольшие возможности ликвидация речевых проблем.

Решение таких проблем, проведенное своевременно, является важнейшим этапом формирования готовности к обучению.


О нешуточных проблемах

Среди детей, нуждающихся в логопедической помощи, немало страдающих серьезными формами сенсомоторной алалии, которые сопровождаются общей задержкой развития, расторможенностью и даже аутизмом. В каждом конкретном случае требуется особенный подход.

В своей деятельности специалист опирается на знание основ нейропсихологии, нейро-лингвистики, неврологии, теории поэтапного формирования действий. Зачастую используются и другие педагогические разработки, например, система Монтессори. Порой помочь маленькому пациенту возможно лишь сообща с невропатологом и другими врачами. Диагноз, как правило, подтверждается и уточняется в процессе работы.

Как заниматься с проблемными детьми

Важный элемент, который обязательно включают занятия с логопедом, - релаксация. Ребенок должен иметь возможность расслабиться и почувствовать себя в комфортной обстановке. Требуется обеспечить ему домашнюю атмосферу, добиться эмоционального контакта. Если малыш на приеме отказывается сотрудничать, вызвать у него речь практически невозможно. Для создания нужной атмосферы используются самые разные приемы: игры с песком, водные занятия.


Детям нужно все время пояснять простыми короткими предложениями смысл того, что им предлагается сделать. Очень желателен, а порой необходим зрительный контакт. Разговаривать с малышом нужно медленно и не слишком высоким голосом, так как тонкий голос дети воспринимают плохо. Ребенку, у которого серьезные проблемы с речью, нельзя отдавать команды: "скажи", "покажи". В этом следует убедить и родителей, которым предстоят самостоятельные логопедические занятия дома с ребенком для закрепления материала.

Гиперактивные и заторможенные дети

Как правило, у проблемного пациента 4-5 лет существуют и другие нарушения. Чаще всего это гиперактивный либо, напротив, заторможенный ребенок. С гиперактивными детьми особенно нелегко. Задача родителей и воспитателей - постараться организовать жизнь малыша таким образом, чтобы полностью исключить все источники возбуждения. Установка должна быть сделана на спокойные развивающие занятия.

Заторможенным детям требуется постоянная двигательная стимуляция, можно с использованием подручных средств: качелей, игрушек, каталок. Нужно брать ребенка на руки и проделывать с ним разнообразные движения. Очень полезно использовать музыку и любые звуки. Музыкальные занятия стимулируют речь, уменьшают степень контроля у ребенка за собственным произношением. Неговорящие дети подражают другим и вовлекаются в процесс пения.


О пользе музыки и массажа

Что еще могут и должны включать в себя логопедические занятия для детей? Стихи и все ту же музыку, которая замечательно стимулируют слух, мелодичность речи, попутно улучшая координацию движений и представление о пространстве. Неоднократно отмечены случаи, когда с помощью музыки была прорвана речевая блокада. Малышей с признаками аутизма важно вовлекать в общие игры. От них не требуется особых достижений, но в игровых ситуациях естественным путем включаются механизмы общения и речи. С малышами, которым еще трудно запомнить правила игры, можно просто распевать песенки - эмоциональный отклик сказывается огромным положительным эффектом.

Мощным средством прямой стимуляции речи может служить массаж, который необходим многим детям, но не всем. Телесный контакт плохо переносят ребятишки с проблемами в эмоциональной сфере. Полезный эффект дают занятие по развитию тактильного, зрительного и слухового восприятия. Тактильное восприятие улучшается при ощупывании, поглаживании игрушек и различных предметов. Слуховое восприятие тренируется прослушиванием и узнаванием звуков и шумов из различных источников, а зрительное - опознанием тематических картинок.

Приглашаем на индивидуальные занятия с детским логопедом в Москве в Центре «Родник». Продолжительность занятий с логопедом составляют от 20 мин. до 1 часа несколько раз в неделю в зависимости от особенностей и возможностей конкретного ребенка. На усмотрение родителей, дети могут посещать только индивидуальные занятия с логопедом или же сочетать их с занятиями в группе развития.

Когда нужен детский логопед?

Детский логопед специализируется на речевых нарушениях от незначительных до более тяжелых. Иногда ребенку трудно понять, как правильно произносить звук «Р», и ему будет достаточно, может быть, одного занятия с логопедом в игровой форме и домашних повторений с родителями. У другого малыша трудно идет усвоение форм слова, и здесь занятия с логопедом тоже могут помочь.

С какими видами нарушения речи работает детский логопед:

  1. Дислалия и паралалия – нарушение или затруднение в произношении одного или нескольких звуков при сохранном слухе и нормальном строении артикуляционного аппарата ребенка.
  2. Дизартрия – искажение в произношении звуков, связанное с органическим нарушением – проблемами иннервации артикуляционного аппарата. Задача логопеда – развитие артикуляции ребенка и помощь в освоении со сложными звуками.
  3. Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) – нарушение, при котором ребенок испытывает трудности с артикуляцией, пропускает звуки в речи, некорректно меняет их местами. Здесь занятия с логопедом предполагают работу с речевыми конструкциями, со словами и целыми предложениями.
  4. Фонетико–фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – затруднения с различением и произнесением звуков в связи с особенностями восприятия, в следствии чего формируется специфическим образом нарушенная речь. Обучение выделению особенностей звука, узнаванию его и усвоению различий в артикуляционном произнесении звука – вот основная задача детского логопеда в таких случаях.
  5. Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушено не только звуковое, но и смысловое восприятие речи, грамматическое строение речи искажается, речь такого ребенка очень трудно понять. Работа со смысловой частью речи – более емкая, чем с фонематической, в таких случаях занятия с логопедом включают очень широкий арсенал развивающих игр.
  6. Дисграфия – нарушение письменной речи, т.е. ошибки при письме. При этом, у ребенка может быть нормально развита или также затруднена обычная речь.
  7. Дислексия – нарушение чтения, связаное с развитием воспрития.
  8. Алалия – отсутствие речи. В таком тяжелом случае речевого нарушения предпочтительнее не классические занятия с логопедом, а занятия с логопедом-дефектологом.
Как выглядят занятия с логопедом

1. На первом этапе занятий логопед проводит квалифицированную диагностику развития речи ребенка, а так же сопутствующих функций, для составление «картины дефекта» и разработки подходящей индивидуальной программы логопедических занятий.

2. Разрабатывается индивидуальная программа, подбираются методики и необходимый материал (специальные прописи и т.п.).

3. Проводятся регулярные занятия с логопедом, где в игровой форме (в частности, с помощью артикуляционных игр) корректируются искаженные навыки речи и закрепляется благоприятный результат. Занятия с логопедом на развитие речи иногда включают, казалось бы, не относящиеся непосредственно к речи ритмические упражнения и логические задания. В каждом индивидуальном случае логопед предлагает различные виды занятий и обязательно периодически диагностирует успех.

Рассмотрим каждый из видов отдельно.

Итак, фронтальные занятия характеризуются тем, что они проводятся одновременно со всеми детьми группы. При этом дети на фронтальных занятиях выполняют задания, одинаковые для всех.

Подгрупповые и индивидуальные занятия предшествуют фронтальным, они являются своего рода подготовкой к ним. Подгрупповые занятия проводятся с небольшой подгруппой детей (4-6 человек), примерно одного возраста. При этом дети имеют сходные нарушения в речи либо в звукопроизношении. Во время подгрупповых занятий логопед проводит различные игры и упражнения, направленные на постановку отсутствующих звуков. Будьте готовы к тому, что состав таких групп в течение учебного года может меняться (динамика изменения состава логопедических подгрупп зависит от достижения детьми успешных результатов).

Индивидуальные логопедические занятия проводятся с каждым ребенком по отдельности.

Это является заметным преимуществом по сравнению с подгрупповыми занятиями. Индивидуальные логопедические занятия рекомендованы детям с нарушением артикуляционного аппарата и нарушениями в речи. Занятия такого типа являются самыми эффективными: они позволяют совершенствовать звукопроизношение, развивать мелкую моторику, обогащают словарный запас.

Частота проведения индивидуальных логопедических занятий зависит от степени тяжести речевого нарушения Вашего ребенка. Индивидуальные занятия не являются продолжительными – от 10 до 20 минут, но, несмотря на это, во время их проведения устанавливается тесная связь между логопедом и Вашим малышом.

Кроме того, нужно сказать и о том, что между логопедом и родителями также должна быть определенная связь. Ведь вашей совместной целью является коррекция определенного нарушения и достижение успешного результата. Поэтому советуем заботливым родителям не игнорировать, а выполнять логопедические задания, которые ребенку дают домой на выходные. Как правило, они направлены на закрепление того материала, который ребенок осваивал в течение прошедшей недели. Выполнять их совсем несложно, а для родителей это отличная возможность провести еще больше времени с малышом и порадоваться его достижениям.

Задания могут быть самыми разнообразными: лексико-грамматические упражнения, артикуляционная гимнастика, задания на развитие фонематического восприятия, упражнения на автоматизацию звуков. Упражнения, направленные на правильное произношение звуков проводятся не менее 3-5 раз в день, обязательно перед зеркалом, чтобы ребенок мог себя контролировать. Логопедические задания можно выполнять в игровой форме, на прогулке и в свободной деятельности детей.

Процесс устранения речевых нарушений должен быть четко сформированным. Существуют определенные логопедические программы, определяющие работу логопеда. Все они направлены на коррекцию нарушения и на освоение детьми коммуникативной функции языка. Помимо этого, работа логопеда немыслима без всевозможных пособий. Это могут быть и предметные картинки, игрушки и настольные игры (например, лото или мозаика).