Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие навыков  /  Какие игрушки должны в детском саду. Какие игрушки купить для ясельной группы, какова роль игрушки в этом возрасте

Какие игрушки должны в детском саду. Какие игрушки купить для ясельной группы, какова роль игрушки в этом возрасте

Консультация для родителей.

Тема беседы: «Игрушки для детей старшего дошкольного возраста».


Валиева Фанзиля Рашитовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №52 «Сказка»» города Набережные Челны, Республики Татарстан.
Назначение: данная публикация предназначена воспитателям для проведения консультаций и работы с родителями.
Цель: обогащение знаний родителей по правильному подбору игрушек для детей старшего дошкольного возраста.
Вопросы для обсуждения:
1. Что такое игрушка? Роль игрушки в развитии ребенка.
2. Рекомендации по выбору игрушек для детей старшего дошкольного возраста.

Старший дошкольный возраст это период формирования личности ребенка. Это возраст становления самосознания ребенка, его отношения к другим людям и к самому себе. Ребенок учится взаимодействовать с другими людьми- сверстниками и взрослыми, учится договариваться, добиваться своих целей, достигать компромиссов. А учится ребенок всему через игру. Игра остается той деятельностью, которая ведет за собой все развитие ребенка. Соответственно играм должны быть правильно подобраны и игрушки.
Что такое игрушки для ребёнка? Игрушка, предмет, предназначенный для детских игр. Воссоздавая воображаемые и реальные предметы, образы, игрушка служит целям умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Игрушка помогает ребёнку познавать окружающий мир, способствует развитию мышления, памяти, речи, эмоций, приучает его к целенаправленной, осмысленной деятельности. Для того, чтобы развитие ребенка было гармоничным и полноценным, дети должны играть!


Лучшими игрушками для детей старшего дошкольного возраста считаются разные виды конструкторов (тканевые, мягкие, металлические, деревянные, пластмассовые) трафареты и схемы для конструирования, которые развивают творческие способности и пространственное мышление. Это строительные материалы и игровые наборы мелкого, среднего и крупного размера, (кирпичики, брусики, кубики, болты, винтики, гайки и инструменты для их закручивания, «Зоопарк», «Птичий двор», «Архитектор» «Лего»).


Наглядное и образное мышление, мелкую моторику, воображение, творческие способности, внимание и аккуратность, помогают развивать такие виды деятельности, как моделирование, лепка, рисование, конструирование из природного и бросового материала.
Для создания игрушек-самоделок потребуются материалы: (проволока, нитки, кусочки ткани, меха, поролон, бумага, картон и др.)
Для изготовления плоских и объемных поделок нужны разные сорта бумаги (цветная бумага, цветной картон).
Сухие плоды, шишки, желуди, веточки потребуются для конструирования из природного материала, а для конструирования из бросового материала нужны - пластиковые бутылки, пакеты, фольга, части от старых игрушек, проволока, нитки.
Конструирование из ниток или плетение потребует вязальных крючков, спиц или рамок.
Все дети в этом возрасте любят конструировать из теста и пластилина. Они с увлечением лепят из них шарики, фигурки, учатся раскатывать скалкой, резать на полосы, скручивать и плести из полос косы, вырезать буквы, геометрические узоры.


Сюжетно – ролевые игры дают ребенку возможность узнать и научиться социальным нормам поведения. Дети с удовольствием играют в больницу, кафе, парикмахерскую, магазин, школу, библиотеку, дочки-матери. Соответственно, им нужен инвентарь и атрибуты для этих игр.Это набор парикмахера, доктора, некоторое количество посуды, куклы и наборы кукольной мебели мелкого и среднего размера (спальня, столовая, кухня, гостиная); комплекты одежды и обуви, комплект белья для куклы-младенца; приборы и инструменты (бинокль, штурвал, почтовый ящик, якорь и др.); предметы одежды, отражающие роль (халаты, бескозырки, пилотки, шлемы); предметы домашнего обихода (сумки, кошельки, корзинки, щетки, наборы для шитья). карнавальные маски, атрибуты сказочных костюмов.



В качестве познавательных игрушек можно использовать отслужившие свой срок механические будильники, фотоаппараты и т.п. Разбирая эти вещи, ребенок узнает, что у них внутри, и осваивает «практическую механику». Такая разборка-сборка дает стимул мышлению, развивает мелкую моторику рук.
Для развития логического мышления, ребенку нужны игры, позволяющие устанавливать последовательность событий и причинно-следственные связи. Это могут быть различные настольные игры и головоломки (мозаики, шашки, шахматы, игровые наборы с правилами «Четвертый лишний», «Разложи по порядку», домино «Транспорт», «Геометрические фигуры», лото «Кто где живет», «Зоологическое лото», игры с кубиками и фишками, «Колумбово яйцо», «Танграм», «Уникуб», пазлы.)



В развитии музыкальных способностей помогут клавишные, струнные, духовые и ударные музыкальные инструменты (ложки, треугольники, барабаны, металлофоны, колокольчики, бубен, пианино, игрушечные аккордеоны), музыкальные книжки и открытки.



А для улицы нужны игрушки, помогающие в познании окружающей среды. Это принадлежности для песка (грабли, лейки, щетки, лопаты, молотки и др.) Не следует забывать и о спортивных игрушках, которые развивают у детей физические качества (самокаты, велосипеды, мячи, ракетки, воланы, обручи, кегли, кольцебросы, боулинг, скакалки, летающие тарелки).



Порадуют ребенка и помогут сделать «открытия» игрушки-забавы (ваньки –встаньки, роботы, заводные человечки или зверюшки, головоломки-трансформеры, летающие колпачки, наборы фокусов).

Игрушек существует множество. Полезная игрушка должна оставлять простор для детского воображения, быть открытой для превращений и перемены игровой функции. Игрушка для ребенка-это не предмет обладания или гордости, это всего лишь вспомогательный материал для игры. Свою ценность она обретает в процессе использования, при условии вложения в нее фантазии и эмоций ребенка.
И пусть Ваш ребенок играет с удовольствием!

Большинство игрушек для детского сада позволяют детям усваивать в процессе игры с ними знания о цвете, форме, размере и физических характеристиках предметов. Игрушки обычно растут вместе с детьми. По мере их взросления возможности игрушек расширяются, часто они становятся «героями» сюжетно-ролевых игр.

Общие характеристики игрушек

Некоторая часть игрушек для малышей должна быть открывающимися и закрывающимися, чтобы можно было вкладывать и извлекать маленькие предметы. Для цели освоения таких действий подойдут легкие, удобные и привлекательные формочки – гладкие либо шершавые, ребристые предметы, удобные для манипулирования.

____________________________

НА ЗАМЕТКУ — Купить игрушки для детского сада можно в специализированном магазине «ДЕТСКИЙ САД» — detsad-shop.ru Низкие цены, скидки детским садам и род. комитетам, доставка!

____________________________

Для изучения названия фигурок в наборе игрушек для детского сада должно иметься все разнообразие геометрических фигур, а также другие формы (фигурки животных, звездочки, цифры, буквы, автомобильчик и др.).

Очень хорошо, если в саду имеются игрушки, называемые педагогами автодидактическими, т. е. игрушки самообучающие, обладающие удивительными свойствами – они сами «подсказывают» ребенку, как с ними обращаться. К таким игрушкам относятся в первую очередь сортеры. «Коробки форм» взяты из дидактических материалов школы итальянского педагога Марии Монтессори. Они используются для развития и тренировки логического мышления ребенка, мелкой моторики, концентрации внимания, получения знания о разных формах.

Такая игрушка выполнена в виде куба (чаще всего) с отверстиями или углублениями. Являя собой емкость для фигурок, она может быть сделана в интересной ребенку форме: автомобиль, домик, чемоданчик и т. д. Прорези для фигурок совпадают с фигурками по форме: геометрическая фигурка, цветочек, звездочка, буква… Некоторые сортеры снабжены мягкой ручкой для переноски. Грани могут быть прозрачными. Материал для изготовления игрушки может использоваться разный: легкий разноцветный пластик, дерево, мягкая фактурная ткань. Возможно совмещение материалов в одной группе.


Эта же игрушка может выполнять и иные обучающие функции. Скажем, если ее снабдить прикрепленными к граням счетами, часами, инструментами для разборки и сборки емкости-конструкции, ключиками для закрывания-открывания дверок, цветными аппликациями.

В настоящее время популярны и музыкальные игрушки. При правильном выполнении задания звучит веселая мелодия и слышны звуковые эффекты. При этом в такт музыке могут играть разноцветные лампочки. Такая игрушка стимулирует понимание причинно-следственной связи, а любопытство дошкольника вознаграждается музыкальными сюрпризами.

Предлагая малышам в детском саду игрушки разных цветов, размеров, форм, фактур, мы помогаем развитию цвето- и формовосприятия, способствуем разнообразию тактильных ощущений, совершенствуем координацию движений ребенка и мелкую моторику. Это дает ребятам чувство уверенности и самостоятельности. Кроме того, они тренируют свои ручки для последующих действий с разнообразными по форме и размерам предметами, познают их свойства.

Выбирая , важно учитывать некоторые нюансы, ведь успех в обучении детей во многом зависит от того, правильно ли подобрана игрушка:

  • размер фигурок и мелких деталей должен составлять 4-5 см
  • фигурки должны быть оптимальны по форме, удобны для захватывания маленькой ладошкой
  • у игрушек, состоящих из половинок-частей, эти части с содержимым внутри (маленькими предметами) должны быть надежно скреплены, чтобы мелкие детали не рассыпались (это опасно, так как ребенок может их случайно вдохнуть, проглотить)
  • игрушки из ткани должны иметь твердый каркас, чтобы под давлением руки стенки не проминались
  • поверхности деревянных игрушек должны быть гладко отшлифованы и равномерно прокрашены, иначе малыши могут занозить пальчики
  • необходимо оценивать качество пластмассы игрушки для детского сада: ее однородность, равномерность распределения краски, отсутствие неровностей и заусенцев
  • у музыкальных игрушек для детского сада громкость музыки, выбор мелодий и их «электронное» исполнение не должны вызывать неприятных слуховых ощущений.


Родители часто задаются вопросом, какие игрушки нужны детям для правильного развития. На самом деле ответ довольно прост – все, что помогает ребенку познать окружающий мир и познакомиться с неизведанными им пока явлениями, подходит для игры. Существуют специальные рекомендации квалифицированных специалистов в области детской психологии, которые выделяют особо полезные для детского развития игрушки, распределяя их в соответствии с возрастом ребенка.

Начать стоит с рекомендаций для детей самой младшей группы , возрастная категория которых – 2-3 года. Именно в этом возрасте на подсознательном уровне закладываются все основные знания и базовые понятия об окружающем мире, поэтому очень важно окружать ребенка правильными вещами, чтобы в более старший возраст он вступал осознанно.

В то же время именно в этом возрасте дети – жуткие непоседы, которые не могут сидеть на одном месте и изучают каждый мало-мальски интересный для них предмет. Они могут играть даже с целлофановым пакетом, найдя ему какое-нибудь применение – ведь он так здорово шуршит и летает в воздухе! С одной стороны, за ребенком в этом возрасте нужно внимательно следить – ему интересно абсолютно все, в том числе и то, что может ему навредить, но он пока об этом не знает. Поэтому игрушки с мелкими деталями, острыми концами или те, которые могут расколоться, детям этого возраста давать не рекомендуется.

  1. это различные куклы и игрушки, олицетворяющие собой каких-либо персонажей или животных;
  2. карточки с рисунками и надписями;
  3. всевозможные наборы с разноцветными буквами и цифрами.

Первые помогают детям развивать воображение и творить, изобретая все новые ролевые игры и наделяя игрушки различными качествами – где-то кукла будет мамой, где-то дочкой, а также можно придумать игру, в которой люди и животные «дружат».

Вторые закладывают зрительные образы: несмотря на то, что дети еще не умеют читать надписи, картинку они запомнят, и если ребенку прочитать, что там написано, то он обязательно это отложит в памяти.

Полезность третьего пункта – наборов – безусловна, ведь все подобные игры помогают детям познавать азы грамотности и арифметики. По крайней мере, написание они точно запомнят, к тому же, складывать разноцветные буквы и цифры в красивые ряды – это очень увлекательно для детей.

Cмотреть >>>

Следующая возрастная категория – это дети средней группы , от трех до четырех лет. Детям этого возраста интереснее познавать игру уже глубже, изучать, как ее можно развить и что будет дальше, поэтому они чуть более усидчивы. Сейчас для них самые главные игры – это строительство различных домиков и фигур из кубиков или конструктора, а также те же самые ролевые игры с куклами и игрушками-персонажами.

Только теперь детишкам можно предложить, например, одежду для кукол, «мебель», и все это реализовывается очень просто – в роли одежды могут выступать кусочки ткани, в роли мебели – тот же конструктор и кубики. Наделение предметов особыми свойствами и характеристиками помогает развить воображение ребенка и дает ему понять, каким образом происходит обустройство жизни во взрослом мире – домик, мебель, одежда и так далее. Не лишними будут и карточки с надписями – сейчас ребенок лучше подвержен обучению и есть вероятность, что в четыре года он уже будет неплохо подготовлен к школе.

Cмотреть >>>

Последняя возрастная категория – это старшая и подготовительная группы детского сада . Дети уже понемногу готовятся к школе, а значит, нужно сделать упор на изучение алфавита и простейшего счета. Подойдут те же кубики, но теперь уже с буквами и цифрами – нужно собирать из них слова и предложения. Карточки с надписями (они называются карточки Домана) уже приобретут другой смысл, дети смогут сами читать слова по буквам и понимать их смысл.

Также в этом возрасте в детском саду детям рекомендуются игры, развивающие ловкость пальцев – подойдут мозаики, которые, помимо всего прочего, развивают внимание и умение концентрироваться на задании, а также конструкторы и собираемые вручную игрушки с более мелкими деталями, с которыми нужно немного повозиться для достижения результата.

Cмотреть >>>

Для всех детских садов существует регламентированный список игрушек, которые должны обязательно иметься в наличии. Требования к ним одинаковые: безопасность для детского здоровья, отсутствие токсичных веществ и слишком мелких деталей. В детском саду обязательно должны быть:

— Игрушки-персонажи: куклы, фигурки людей, животных и т.д..;

— Игрушки-предметы: посуда, игрушечные инструменты и др.; разного рода транспортные игрушки;

— Дидактические (обучающие) игры и игрушки: пирамидки, вкладыши, мозаики, головоломки и др.;

Настольно-печатные игры и материалы: разрезные картинки, паззлы, наборы с изображением фруктов, овощей, различных предметов; детское домино, настольные игры типа «Лото»;

— Материалы для простейшего экспериментирования: металлические, деревянные и другие предметы.

Сами родители, как правило, чаще всего приносят в детские сады именно развивающие игрушки и игрушки-персонажи, так как, по их мнению, это наиболее полезно для детей – и это правильно. Воспитатели соглашаются с ними – по результатам опроса, какие игрушки чаще всего родителей просят купить, больше 50% занимают развивающие игры – в том числе различные наборы из картона, — на втором месте стоит «кухонная утварь» — посудка, стульчики; на третьем – мягкие игрушки-персонажи.

В завершение можно добавить, что важнее всего не сама игрушка как таковая, а именно способ ее представления ребенку – чем интереснее воспитатель или родитель преподнесет игру, тем увлекательнее она покажется детям и тем больше пользы от нее можно получить.








На фото игрушки для детского сада из магазина detsad-shop.ru специализированный магазин «Детский сад».

Игрушка в жизни ребенка играет огромную роль – вспомните себя в детстве. С чем Вы проводили большую часть своего времени, кому рассказывали свои тайны и секреты, представляли невообразимые сюжеты? Безусловно, игра происходила на основании накопленных ранее представлений и чувственных восприятий, где игрушка – материальная основа игры. Если изучать профессиональную педагогическую литературу, то можно выяснить, что к играм и игрушкам есть некие требования, такие как педагогические, гигиенические, художественные и многие другие. Несмотря на это, указанный выше источник не формулирует ответ на вопрос о влиянии игрушки на развитие игры.

Нашей задачей является ответить на наиболее актуальные на сегодняшний день вопросы, связанные с развитием ребенка в процессе игры: как те или иные игрушки влияют на развитие совместных игр, проанализировать устойчивость поведения детей и, конечно же, изучить роль игрушек в привлечении жизненного опыта ребенка.

Поговорим о роли игрушки в привлечении жизненного опыта ребенка
Ни для кого не является секретом, что в процессе игры ребенок моделирует ситуации, происходящие с ним в окружающей среде, будь то семья, детский сад или школа. Зачастую именно игрушка является первопричиной для начала игры и, как правило, может использоваться малышом по-разному — это напрямую зависит от того, насколько четко сформулированы представления о данном предмете. Предлагаем наглядно рассмотреть это на примере игры двух детей с предметами игровой мебели и кухонной утвари.



Игрушка как средство моделирования ситуации из жизни

Маша расставляет сковородки и кастрюли на игрушечной плите и, объявляет присоединившемуся к игре Мише, что хочет сварить суп и пожарить котлетки. Миша же в свою очередь берет посуду и прячет ее в духовку. Маша говорит: «Не так надо! Это надо поставить сюда!» и достает всю посуду обратно, расставляя ее по плите. Миша снова пытается спрятать кастрюльки и сковородки, и вот на глазах Маши уже блестят слезы. После этого мальчик отходит от мебели, Маша снова достает необходимые ей предметы и с удовлетворением указывает Мише, что варить еду стоит только на плите.

Эта ситуация предельно наглядно отражает отношение детей к некоторым предметам, с которыми они сталкивались в своей жизни. Можно сделать вывод, что дома семья Маши использует новую кухонную плиту. Ребенок видит, как его родители готовят пищу и запоминает это, восстанавливая ситуацию во время своей игры. Представления Миши сложились исходя из условий его проживания – видимо, дома до сих пор используется голландская печь.
Взрослые и педагоги обязательно должны незаметно присутствовать в детской игре, применять руководящие и направляющие приемы для раскрытия творческого потенциала и ранее приобретенного опыта, содействовать более полному развитию игры. Приведем еще один пример, наглядно иллюстрирующий вышеописанное.

Две девочки, Алина и Катя, заинтересовались игрушками в игровом уголке детского сада. Алина предлагает Кате поиграть в дочки-матери и для этого стоит затеять стирку. Алина берет тазик, пока вторая девочка бежит к куклам и собирает всю одежду и тряпочки, имитирующие одеяла, покрывала, скатерть и тп. Девочка спрашивает: «А мне все снимать?». Здесь в игру должен включиться воспитатель и посоветовать детям, чтобы те не брали на стирку слишком много вещей.

Алина говорит: «Сначала скатерть стирать будем!», и кладет тряпочку в тазик, при этом извлекая из него все остальные вещи. Катя же пытается сложить все обратно, на что Алина возражает и напоминает про скатерть. После этого девочки берут импровизированное мыло, тщательно стирают оставшиеся вещи. Катя достает вещи из тазика по одному, вешает на спинку стула. В это время воспитательница натягивает бельевую веревку, чем обращает на себя внимание участников игры. Взрослый должен объяснить детям, что это для удобства, так будет лучше.

Девочки начинают развешивать стиранное и не только белье: сначала его встряхивают, выжимают, а потом уже и вешают. Катя принимается аккуратно расправлять вещи, чтобы не было складок. После того, как девочки развесили все вещи, которые у них были в тазике, они принимаются за другую игру, но при этом время от времени подбегают к веревке и трогают сохнущее белье, проверяя, высохло оно или нет. Так повторяется несколько раз и привлекает в игру других участников, которые ранее не участвовали в «стирке». Сам процесс «подбежать-потрогать» уже превращается в самостоятельную игру.

Неаккуратные дети на глазах у Алины бросили один из предметов, который стирался, и затоптали его. Девочка расстроенным, но в тоже время строгим тоном пригрозила остальным детям. Такое поведение было явно подражанием реакции взрослому на подобную ситуацию. После этого Алина замечает, что белье уже высохло, предварительно его потрогав и зовет Катю снимать его. Теперь главной задачей девочек становится нарядить куклу в красивую и чистую одежду, но воспитательница подсказывает «мамочкам», что стиранное белье нуждается в глажке.

Алина жалуется, что один мальчишек затоптал салфеточку, на что взрослый должен подсказать такое развитие событий: Алина может постирать и высушить еще раз вещь, в то время как Катя – погладит остальное. Вторая девочка берет деревянный брусок, который в ее понимании может сойти за утюг, и начинает усердно гладить: нажимает со всех сил на платье куклы, разглаживает каждую складочку. Алину привлекает такое занятие, и она отнимает брусок со словами: «Дай мне, я буду гладить». Катя не отдает, говорит, что будет сама это делать.

Воспитательница, чтобы избежать конфликта, должна разъяснить детям, что белья у них еще очень много, а значит можно найти дополнительный утюг и заняться глажкой вместе. Чтобы Алина не отнимала предмет у Кати, воспитатель помогает выбрать утюг Алине, после чего та с удовольствием побежит гладить. Девочки взаимодействуют, общаются во время игры. Закончив со своим кропотливым занятием, вместе наряжают куклу, расставляют все предметы по тем местам, где они изначально находились.

Игра принесла большое удовольствие ее участницам, а поводом для такого мероприятия послужил игрушка-тазик. Ассоциацией для этого предмета быта стала деятельность, имитирующая стирку. Таким образом, у детей формируется правильное понимание этого процесса под небольшим контролем педагога. Посредством замечаний и помощи воспитателя, дети учатся более четко усваивать жизненные уроки, лучше набираются опыта. Безусловно, этому способствовало и влияние игровых предметов, таких как утюг, которым постиранную одежду нужно гладить или бельевая веревка, на которой эту одежду надлежит сушить.

Именно в процессе таких игровых занятий у малышей появляется опыт, в данном случае девочки усвоили, что белье стирается в тазике с применением мыла, потом выстиранное сушат, после – гладят, а во время глажки надо расправлять складки, чтобы все было красивым и ровным. Игрушки, использованные во время игры, содействовали возникновению в памяти трудовых процессов.

Важно заметить, что такой вариант развития событий носит чисто игровой характер. Но, в случае, если бы воспитатель построил процесс немного иначе, допустим, детям бы представилась возможность действительно по-настоящему постирать или погладить, то игра уступила бы место трудовому процессу.

Игрушку можно рассматривать не только как средство, направленное на привлечение опыта в жизнь ребенка, но и как инструмент накопления новых эмоций и впечатлений . На примере игрушки взрослые могут формировать у ребенка некоторые представления о многих явлениях жизни, которые затруднительно продемонстрировать в натуре.

Как преподнести игрушку детям из ясельной группы?

Дети, проживающие в крупных городах, нуждаются в знакомстве с животными лесов, обитателями водоемов, транспортными средствами, как, например, корабли, которых они никогда не видели наяву. Задача педагога – познакомить малыша с этими предметами. Педагогу следует помнить, что просто предложить игрушку не достаточно. Поэтому при передаче игрушки, стоит рассказать, что это, для чего предназначено, можно прочитать интересную историю, в которой упоминается новый предмет.

Важно помочь детям узнать о применении того или иного предмета, который олицетворяет игрушка. Ребенок должен понимать, с какой целью он используется в жизни, какое у него назначение. Можно привести пример игры маленькой Саши с игрушечным мобильным телефоном.

Как только в руках двухгодовалой Саши оказывается мобильный, она, не задумываясь, подносит его к уху и начинает импровизированный разговор. Это означает лишь одно – девочка на практике видит разговор по телефону, как это делают взрослые, и поэтому нашла применение игрушке на деле. Трудности возникают у детей младшего возраста – для них мобильный телефон был некой диковинкой. Вещь, безусловно, заинтересовала ребят, они оказывали ей повышенное внимание: нажимали на кнопки, слушали звуки, стучали, ставили то на один бок, то на другой, а потом и вовсе оставили.

Спустя какое-то время маленький Дима решил применить мобильный в игре в «больницу», прикладывая вещь к груди игрушечного медведя, чем имитировал работу врачебного стетоскопа. Лена, заметившая такое поведение мальчика, сказала: « Это телефон и нужно вызвать врача». Дима не поддержал идею Тани, но все изменилось после того, когда мальчик увидел, как воспитатель разговаривает по мобильному телефону. После этого события телефон стал самой важной игрушкой, ведь именно по нему дети «звонили» родителям и делились самыми важными событиями, происходившими с ними в саду.



Кукла всегда была одной из самых главных героинь у детей младшего возраста. Для малышей образ куклы – это образ ребенка, правила обращения с которым возникают на уровне инстинкта. Тем не менее, опыт взаимодействия с такой игрушкой у ребенка небогат и действия сначала однообразные, но их спектр расширяется в процессе взросления, ведь по статистике, кукла становится основным элементом игры для детей вплоть до 8-10 лет.

Для детей трехлетнего возраста игры с куклой носят фрагментарный характер. Это означает, что в них нет развернутого содержания, последовательности в действиях. Большую содержательность процесс игры приобретает при должной оснащенности другими игровыми предметами, например, предметами быта – появляется многообразие совершаемых ребенком действий, посредством которых участники игрового процесса воспроизводят известные им стороны действительности.

Известные ранее игрушки, символизирующие предметы быта, помогают приспособиться ребенку к знакомой ситуации. Он знает, что когда кукла в кроватке, значит, она спит, когда за столом – ее нужно покормить. В такие моменты происходит процесс привлечения опыта.
Роль игрушки в возникновении совместных игр и развитии устойчивых форм поведения

Многолетний опыт доказывает, что влияние игрушки в детском учреждении достаточно велико и именно она является побудителем объединения детей в группы. Это объясняется тем, что действия одного ребенка вызывают интерес у остальных, а так как дети склонны к подражанию, у них появляется желание действовать также и играть с теми же предметами, что и другие.

Допустим, один мальчик играет с машинкой – он возит ее по столу с возгласами «би-би». После некоторых наблюдений к нему присоединяется другой ребенок и начинает совершать идентичные действия. Важно отметить, что заранее дети не договаривались о совместных действиях. Желание подражать вызвало у играющих радостные эмоции и, как следствие, совместные игровые действия.


Вопрос приобретения игрушек для ясельной группы с точки зрения ученых

Исследования Е.К. Кавериной-Банщиковой, направленные на изучение поведения детей младшего возраста, выявили, что самой ранней и распространенной формой взаимодействия детей является непосредственная игра. Желание и попытки играть сообща с игрушками или без наблюдаются у детей начиная с второго года жизни, а зачастую и в более раннем возрасте. Тем не менее, Каверина отмечает, что хоть игрушка и является элементом сплочения детей, но в тоже время становится и сильнейшим раздражителем – желание заполучить игрушку берет вверх над словесной просьбой, и ребенок стремится просто отобрать ее у другого играющего. Подобное водится за маленькими детьми, и часто наблюдается в группах детского сада в начале года, когда желание заполучить игровой предмет может возникнуть сразу у нескольких детей.

Такие ситуации возникают из-за отсутствия навыков договариваться и неумения играть совместно. Только процесс воспитания и обучения может привить правила общественного поведения и опыт совместных игр. Вначале пути обучения могут возникать моменты огорчения и слез. Особенно часто это бывает из-за того, что некоторые игрушечные предметы представлены только в одном экземпляре, потому и возникает ссора. В такие моменты важно переключить внимание ребенка на другую игрушку, а далее приучать к возможности играть совместно или договариваться детей об очередности пользования предметом.

При покупке игрушек для детского сада необходимо обращать внимание не только на их качестве и пользу, а и правильное выбирать их количество. Наличие каждого вида игрушек в нескольких экземплярах поможет избежать проблем, о которых рассказывалось выше.

Та или иная игрушка может обладать достаточно сильной притягательной силой для малыша, что слова взрослого не оказывают ожидаемого влияния. Ребенок с легкостью соглашается отдать машинку или куклу другому ребенку после того, как сам наиграется. Задача педагога в данном случае – научить детей договариваться, объяснить, что малыш должен выполнить обещанное. Только так можно отвлечь детей от желания отнять игрушку, и настроить их на более дружеский лад при решении такого вопроса.

Дети в процессе игры обещают отдать игрушку, как только она надоест, и на самом деле в это верят. Но как только наступает момент исполнения сказанного, у ребенка может возникнуть нежелание отдавать предмет и часто возникает недоразумение, с которым маленькому человеку сложно справиться. На помощь приходит воспитатель, призванный обучить совместным действиям.
Организация игрового процесса в ясельной группе детского сада
На начальном этапе необходимо приучить малышей к принятым в обществе формам словесного обращения, таки как: «спасибо», «пожалуйста», «ты дашь мне это, после того, как поиграешь» и тд. Такие словосочетания полностью усваиваются в процессе детского общения и заметно влияют на их поведение в будущем. Главной задачей является то, чтобы вежливые обращения укоренились в привычной манере общения воспитанников, и слова соответствовали действиям.

Положительные эмоции играют большую роль в формировании поведения детей дошкольного возраста. Если в группе насчитывается 23-25 детей, то такое количество создает вполне благоприятные условия для совместных игр и позитивных взаимоотношений. Но есть и подводные камни – столкновение желаний детей, возникновение споров и ссор. Радость ребенка, владеющего игрушкой, может омрачиться разочарованием другого, желающего эту игрушку получить – вот обстоятельства, в которых зачастую и развивается игра.

Важным условием является и то, что у всех детей отношение к игрушкам и связанным с ними играм достаточно разное. Одни устойчиво заинтересованы в одной игрушке, за поведением не наблюдается перепадов, другие – полная противоположность: у них отсутствует сосредоточение на одном предмете, в связи с чем наблюдается частая смена игр.



Развитие устойчивости поведения у детей ясельной группы детского сада с помощью игрушек

Развить устойчивость поведения малыша, можно основываясь на играх или игрушках. В подтверждение данному положению можно привести результаты эксперимента, который описан чуть ниже.

Эксперимент:

«Мы наблюдали в поведении Кристины, которой на момент проведения эксперимента было 3 года, отсутствие постоянства интереса к игрушкам. Это выражалось в частой смене игровых предметов: в интервале 20-30 минут Кристина сменила порядка 6 игрушек. Такое поведение можно объяснить неумением придумать содержание игры, в связи с чем выбор игрушки осуществляется не на основании сюжета, а просто так.

Устойчивость игры можно развить только посредством привнесения в игровой процесс некоего сюжета, что значительно фокусирует внимание ребенка. В процесс мы включили совместную игру с другой девочкой, чем и попытались развить устойчивость в поведении Кристины.

Игра начинается с демонстрации Кристине игрушечной кошки. По сюжету, кошка должна проживать в доме, который предстоит построить – там она будет спать, кушать, отдыхать и играть. Экспериментатор на глазах ребенка строит из кубиков дом, потом разбирает и предлагает построить такой же. Посредством совместной игры мы хотели добиться укрепления устойчивости поведения девочки.

После этого мы решили воспользоваться мячом и привлекли в игру Юлю. Кристина бросала мяч Юле, потом Юля отправляла предмет Кристине, и так действия девочек повторялись около 5-6 раз, затем мы оставили детей играть вдвоем».

В результате этого эксперимента удалось добиться более устойчивой игры Кристины с другими детьми, играть в коллективе девочке стало немного проще, чем раньше. Но как только девочка оставалась наедине с собой и пыталась играть самостоятельно, развить сюжетную линию для нее становилось затруднительным занятием.

Постепенно самостоятельная игра перестала вызывать затруднения.

Почему так важно обеспечить детей правильными игрушками?

Игра помогает сформировать у воспитанника волевые качества. В процессе любой игры используются те или иные игрушки. Очень важно, чтобы эти игрушки кроме безупречного качества имели также сходство с предметами, которые используются в быту. Это поможет ребенку получить жизненный опыт. Также необходимо покупать развивающие игрушки, такие как кубики, конструкторы, различные настольные игры.

Мало просто купить игрушку. Воспитатель при наличии правильных игрушек должен еще и уметь выстраивать процесс игры.

Также необходимо помнить о том, что правильной считается игрушка, которая может принести реальную пользу в воспитании детей. Но не стоит забывать и о качестве таких игрушек. Они обязательно должны быть изготовлены из качественного материала. Чтобы не ошибиться с выбором, попросите продавца предоставить вам сертификат качества на игрушку. Не покупайте игрушки, которые имеют резкий запах, состоят из мелких деталей или изготовлены из некачественного материала.

В ясли можно покупать куклы, мягкие игрушки, машинки, кубики и другие развивающие игрушки.

Смотреть видео фильм «Какие игрушки купить для ясельной группы»: