Меню
Бесплатно
Главная  /  Уход и гигиена  /  Конспект план отгадывание загадок. Конспект нод по развитию речи для старшей группы "путешествие в лес загадок"

Конспект план отгадывание загадок. Конспект нод по развитию речи для старшей группы "путешествие в лес загадок"

{БАННЕР=banner3}

Составила и провела занятие воспитатель первой категории Митрохина Татьяна Анатольевна.

Цель:

познакомить детей с мудростью русского народа, загадками; показать, что загадки может сочинять любой человек.

Задачи:

  • Учить детей самостоятельно придумывать загадки
  • Развивать ассоциативное мышление, любознательность, наблюдательность и воображение
  • Формировать эмоциональное восприятие произведений фольклора

Материалы:

кукла Петрушка, ширма, предметные картинки, альбом, карандаши.

Подготовительная работа:

Чтение и разучивание произведений малого фольклора; рассматривание и беседа по иллюстрациям разных художников к произведениям малого устного фольклора.

Ход занятия.

(За ширмой раздается смех Петрушки: хи-хи, ха-ха-ха, хо-хо-хо).

Воспитатель: Ребята, кто это так весело смеется за ширмой? Отгадайте. (Дети отгадывают).

Воспитатель: Правильно это Петрушка.

Петрушка: Здравствуйте, дети! У меня сегодня такое хорошее настроение, что я решил зайти в гости и загадать загадки. Да такие трудные, что вы ни за что не отгадайте. (Петрушка загадывает загадки).

  • Ни хвоста, ни головы, а четыре ноги. (Стол).
  • Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо.(Самовар).
  • Под дубочком, под листочком свился, скрючился клубочком.(Ёж).
  • По синему небу гуси плывут. (Облака).

Петрушка: У-у-у, с вами неинтересно, все загадки отгадали.

Воспитатель: А теперь, Петрушка, ты наши загадки отгадай!

Петрушка: Я все отгадаю! Даже лучше вас. Вот увидите. (Петрушка отгадывает, ошибается, путается и расстраивается).

Кругла, а не шар,

С хвостом, не мышь,

Желта, как мед,

А вкус не тот. (Репа)

Скручена, связана,

На кол посажена,

А по улице пляшет.

Сам худ, голова с пуд,

Как ударит, крепко станет.

(Молоток)

(Петрушка не может отгадать ни одну загадку).

Петрушка: У-у-у, с вами не интересно! Какие-то загадки не разгадываемые придумали! Их никто никогда не отгадает.

Воспитатель: Не волнуйся, Петрушка, все загадки можно разгадать. Но для этого нужно немножко поучиться. Слушай внимательно…

Угадай, что за шапка,

Меха - целая охапка.

Шапка бегает в бору

У стволов грызет кору.

Воспитатель: Подумай хорошенько: кого надо искать!

Петрушка: Кто-то покрылся мехом, похожий на шапку.

Воспитатель: Где искать?

Петрушка: «Шапка» бегает в бору и грызет кору у стволов деревьев.

Воспитатель: Связав воедино все признаки, находим отгадку - это (дети - заяц).

А теперь, Петрушка, послушай загадку про человека.

Под дугами, под духами

Ходят яблоки кругами.

Воспитатель: Что надо найти?

Петрушка: «Яблоки с кругами».

Воспитатель: Что похоже на дуги на лице человека.

(Петрушка смотрит внимательно на детей, долго ищет ответ, наконец, отгадывает):

Петрушка: Брови!

Воспитатель: А что же это такое, «яблоки с кругами»?

Петрушка: Отгадал! Отгадал! Это же глаза! Это же глаза находятся всегда в движении. Ура! Отгадка найдена.

Воспитатель: Ребята, а давайте сами будем придумывать загадки, ведь не обязательно знать их наизусть!

(Петрушка показывает картинки, дети составляют загадки. Кто придумал загадку, того Петрушка хвалит).

Воспитатель: Петрушка, а ты знаешь, сколько загадок придумали люди?

Петрушка: Нет, не знаю.

Воспитатель: Очень-очень много. Существуют загадки про овощи, фрукты, про животных, птиц, про явления природы и др. Яркие, живые, образные, смешные, они легко запоминаются и навсегда остаются с нами. Сколько живет на Земле человек, столько живут и загадки. Человек их создавал, собирал.

Петрушка: И вы, ребята, когда услышите загадку, несите ее вот в этот альбом. (Петрушка дарит детям альбом). Напишите и нарисуйте. И про меня, Петрушку, не забудьте написать загадку. До свидания, ребята, до следующей встречи!

Физкультурная пауза.

Воспитатель предлагает детям нарисовать отгадку к понравившейся загадке. В конце занятия воспитатель и дети рассматривают рисунки.

Елизавета Вечкаева
Конспект занятия «Путешествие в страну Загадок»

Конспект Занятия

«Путешествие в страну Загадок »

Подготовила : Вечкаева. Е. Г

Цели и Задачи :

Научить детей средней группы четко выделять для себя наиболее характерные, выразительные признаки предметов.

Развивать логическое мышление, память, внимание, творческое воображение.

Воспитывать умение сосредотачиваться.

Вызывать у детей радостное настроение; удовлетворение от проделанной работы

Необходимые материалы для занятия :

Карточки с буквами

3 коробочки

Листы, карандаши

Ход занятия в средней группе

Воспитатель : Дети, давайте друг другу улыбнемся, пожелаем хорошего настроения. Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы попробуйте догадаться, в какое путешествие мы с вами отправимся? Готовы? Тогда слушайте внимательно…

Ну-ка все вставайте в круг

Улыбнитесь всем вокруг

Дверь волшебную откроем,

Путешествие освоим .

А идем в страну такую ,

Очень даже не простую

На любой вопрос там есть отгадка,

Называется эта страна , страна-ЗАГАДКА (все вместе)

Воспитатель : Молодцы, догадались. Сегодня мы с вами ребята будем путешествовать в стране Загадок .

Воспитатель : Загадка - это страна смекалки и воображения. Здесь нужно быть находчивым, внимательным, активным. Ребята, а вы любите загадки ?

Дети : Даааааа

Воспитатель : Тогда наше путешествие будет интересным и увлекательным.

И начнется оно прямо сейчас. (Воспитатель звонит в колокольчик)

Воспитатель :

Ну-ка глазки закрываются,

Все ребятки в путешествие отправляются .

Раз, два, три, Страна сказок двери отвори .

(все детки открывают свои глаза. В это время воспитатель ставит перед ними 3 коробки с надписями «Посуда» , «Животные» , «Фрукты, овощи» )

Воспитатель : Ребята посмотрите, какой сюрприз! Так и хочется заглянуть внутрь. Но они закрыты. Чтобы их открыть, нам нужно отгадать первую загадку .

Вставь в замочек, поверни.

Дверь любую отопри

Ростом мал, но так могуч.

Называется он… (ключ) !

Воспитатель : Молодцы! Вот он, этот самый ключик от всех коробочек. (Педагог делает вид, что открывает. В каждой коробочке лежат карточки с буквами. А, Б, В, Г и. т. д.)

Воспитатель : И так ребята начнем с первой коробочки «Посуда»

Подробное описание игры

Воспитатель по очереди вызывает детей, они достают из коробки карточку с буквой. Далее педагог загадывает загадки про посуду , животных, фрукты, ягоды (можно придумать и дополнить) с отгадками на эту букву. Можно поделить детей на группы.

Закипит-исходит паром,

И свистит и дышит жаром,

Крышкой брякает, стучит.

Эй, сними меня!-кричит.

(Чайник)

Если я пуста бываю,

Про себя не забываю,

Но когда несу еду,

Мимо рта я не пройду.

(Ложка)

Чайника подружка

Имеет два ушка,

Варит кашу, суп для Юли.

И зовут её…

(Кастрюлей)

Скажите,как назвать ее :

Все в дырках зубы у нее,

Но свеклу, редьку, хрен, морковку

Она перетирает ловко.

(Терка)

У носатого у Фоки

Постоянно руки в боки.

Фока воду кипятит

И как зеркало блестит.

(Самовар)

Воспитатель : В первой коробочке мы справились со всеми загадками . А теперь перейдем ко второй коробочке под названием «Животные» .

Кто с высоких сосен тёмных

В ребятишек шишки бросил

И в кусты, через пенёк,

Промелькнул как огонёк?

(Белка)

Сердитый недотрога,

Живёт в глуши лесной,

Иголок очень много,

А нитки ни одной.

(Ёжик)

Работяга он упорный,

Он родился в шубе черной,

И всю жизнь в земле живет,

Кто же это? Это.

(Крот)

Хозяин лесной, просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой.

(Медведь)

Зубовато, серовато,

По полю рыщет,

Телят и ягнят ищет.

(Волк)

Стройный, быстрый,

Рога ветвисты,

Носится весь день.

(Олень)

Живет спокойно, не спешит,

На всякий случай носит щит.

Под ним, не зная страха

(Черепаха)

Воспитатель : Ребята как ловко у вас, получается, отгадывать загадки . А найдете ли вы ответы на загадки про «Фрукты и овощи» ?

Ребята : Дааа

Воспитатель : Тогда переходим к третьей коробочке.

Он большой, как мяч футбольный!

Если спелый – все довольны!

Так приятен он на вкус!

Это что? …

(арбуз)

Этот вкусный желтый плод

К нам из Африки плывет,

Обезьянам в зоопарке

Пищу круглый год дает.

(банан)

Раскололся тесный домик на две половинки.

И посыпались в ладошки бусинки-дробинки.

(горох)

Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи –

Меня в них ищи.

(капуста)

Сарафан на сарафан,

Платьице на платьице,

А как станешь раздевать -

Досыта наплачешься.

(лук)

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь - очень гладкая,

На вкус - как сахар сладкая!

(морковь)

Красный, детки, но не мак.

В огороде - не бурак.

Сочный лакомый синьор.

(помидор)

Воспитатель : Какие вы молодцы ребята. Какие вы все умные и сообразительные.

Совсем скоро наше путешествие подойдет к концу и прежде чем отправиться обратно в детский сад, нам предстоит отгадать последнюю, самую сложную загадку .

(Воспитатель раздает ребятам листочки и карандаши)

Воспитатель : Сейчас я вам загадаю загадку , а вам нужно будет нарисовать отгадку.

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все.

(Солнце)

Ребята рисуют солнце

Воспитатель : Ну вот ребята вы и нашли отгадки на все Загадки в этой стране .

Наше путешествие подошло к концу ! К сожалению, нам пора возвращаться в наш детский сад, в нашу группу. (звонит в колокольчик) .

Глазки у ребяток закрываются.

И в детский сад все снова отправляются.

Раз, два, три

Вернулись из страны - Загадок мы .

Воспитатель : Вот мы и вернулись в нашу группу. Не расстраивайтесь ребята . На память о нашем увлекательном путешествии у вас останется яркое солнышко. И помните, что у любой загадки всегда есть отгадка . Главное не торопиться, быть внимательным и тогда у вас все обязательно получится.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Путешествие в страну математики» Цель: 1. Упражнять в количественном и порядковом счете, упорядочении полосок по длине, закрепление знания об обратном счете. 2. Закрепить.

«Путешествие в страну сказок через загадку». Открытое занятие по развитию речи в старшей группе Тема: «Путешествие в страну сказок чрез.

Конспект занятия «Путешествие в страну знаний» Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник.

Цель: ознакомление детей с общественной значимостью праздника – Днём знаний. Задачи: уточнить знания детей о школе; закрепить название.

2.06.2017г . Конспект по развитию познавательных способностей

детей

Тема: «День загадок»

Цель : развивать логическое мышление с помощью загадок.

Программное содержание :

учить детей отгадывать загадки по определенной теме;

развивать память, внимание, речь, воображение, мышление;

развивать интеллектуальные способности посредством художественного слова;

закреплять практические навыки детей: в штриховке, в ориентировании на листе бумаги, в рисовании ластиком, в нахождении закономерностей и продолжении узора;

воспитывать интерес к природе, к окружающему миру.

Ход занятия .

I .Оргмомент. «Отгадай загадку»

1).Дети стоят полукругом, воспитатель предлагает отгадать загадки, тому, кто поймает мяч:

    Выросла сосулька за ночь у окна,

Ручеек забулькал. Что это?

    Она приходит с ласкою,

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет –

В лесу подснежник расцветет.

    Пришла, улыбнулась, утихли метели,

Позванивать стал колокольчик капели.

Река пробудилась, растаяли льды,

Наряд белоснежный надели сады.

II . Работа над развитием логического мышления.

1).Беседа «Летние месяцы».

Воспитатель предлагает детям узнать весенние месяцы по приметам, которые они услышали в загадках:

Назовите, какому месяцу соответствуют приметы из первой загадки.

Скажите, а когда в лесах распускаются подснежники?

Вы узнали по приметам первый летний месяц?

2).Словесная игра «Угадай, кто сказал».

Вы правильно отгадали загадки об одном из самых замечательных времен года и ответили на мои вопросы. А теперь мы вместе составим небольшой рассказ о лете. Помогайте мне. Отвечать можно хором.

Наступило…

Появились первые …

Солнышко не только светит, но и …

День становится длиннее, а ночь…

Из теплых стран прилетели…

На деревьях выросли…, и появились первые…

3). Игра на внимание, развитие памяти.

Молодцы! А теперь из предложенных карточек выберите те, в которых по приметам вы узнали лето, которые имеют отношение к лету.

III . Физкультминутка.

Руки подняли и помахали – это деревья в лесу,

Локти согнули, кисти встряхнули – ветер срывает росу,

Плавно руками помашем – это к нам птицы летят,

Как они сели покажем – крылья сложили назад.

IV .Практическая часть: выполнение заданий за столами.

1).А теперь займите свои места за столами. И я объясню, что надо сделать. Дети выполняют штриховку, графические упражнения, соединяют цифры по порядку, рисуют ластиком вербу.

2).Воспитатель читает стихи о весне, загадывает загадки, и дети у кого данная отгадка выходят и показывают ее остальным.

    У нее почки – пушистые комочки.

По весне она цветет праздник

Пасхи к нам зовет.

    Весит за окошком кулек ледяной,

Он полон капели и пахнет весной.

    С неба падает слезами,

По земле бежит ручьями.

    Мы сделали домик,

Прибили на столбик,

Прилетел жилец –

Говорливый скворец.

Дети отгадывают загадки и показывают свои работы. Рассматриваются все работы.

V . Итог. Игра на развитие воображения.

Воспитатель предлагает детям представить Лето (в образе кого?) – маленькой девочки, девушки, женщины, бабушки. И предлагает подумать, какое обычно летом бывает настроение.

И я хочу пожелать вам голубого, чистого неба, яркого ласкового солнышка и прекрасного летнего настроения.

Составила Вирясова И.М.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи для старшей группы

Тема: путешествие в лес загадок.

Цель: развитие речевого творчества старших дошкольников

1) образовательные: учить детей составлять загадки, опираясь на модель. С помощью набора картинок упражнять в умении анализировать и сравнивать различные предметы, искать образные сравнения;

2) развивающие: развивать творческую речевую деятельность; наглядно-образное и элементы логического мышления; произвольное внимание.

3) воспитательные: воспитывать умение выслушивать загадки сверстников, замечать речевые ошибки и доброжелательно исправлять их.

Оборудование : таблицы с изображением модели составления загадок; картинки-фото: заяц, медведь, белка; цветные круги для дидактической игры.

Предварительная работа : дидактические игры, составление описательных рассказов, отгадывание загадок.

Формы организации детей : фронтальная.

Ход мероприятия:

  • Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся друг с другом, улыбнемся друг другу и скажем: «Доброе утро!»
  • Доброе утро, солнцу и птицам,
  • Доброе утро, улыбчивым лицам,
  • И каждый становится добрым, доверчивым
  • Пусть доброе утро длится до вечера!
  • Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в лес загадок. Это необычный лес. Чтобы лесные жители – звери там ожили, нам нужно будет составить о них загадки. Но прежде чем мы отправимся в путь, нам следует немного потренироваться.
  • Игра «Назови предметы»

Воспитатель: Я раздам вам круги разного цвета. Вы должны подумать и назвать все предметы того цвета, какого вам попался кружок. Например, кружек желтого цвета, называет предметы желтого цвета: солнце, цыпленок, банан.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Справились все замечательно. Следующая игра называется «Закончи фразу»

  • Подушка мягкая, а скамейка (жесткая)
    Пластелин мягкий, а камень (твердый).
  • Ручей мелкий, а речка (глубокая)
    Ягоды смородины мелкие, а клубники (крупные).
  • Кашу варят густую, а суп (жидкий)
  • Лес густой, а иногда (редкий).
  • Воспитатель: Молодцы, ребята. Теперь мы отправляемся в путь. Сначала мы полетим на самолете (), потом поплывем на катере (), теперь едем на поезде (). Вот мы и в волшебном лесу. Ребята, не кажется ли вам, что здесь необычно тихо. А почему?
  • Дети: не слышно пения птиц, шуршания листьев, треска сучьев
  • Воспитатель: Правильно, лесные жители заколдованы. А чтобы им помочь, мы с вами должны придумать о них загадки. Посмотрите ребята, какое большое дерево, а в нем дупло. Кто же там живет? А вот висит фотография. Кто это? (белка). Давайте сядем на полянке поудобнее и будем придумывать загадку о белке (вывешивается модель: «Что делает - что (кто) делает также »)

Что делает белка?

Скачет, грызет, собирает.

Кто делает также?

Скачет? Кто (обезьяна)

Грызет? Кто (бобер)

Собирает? Кто (хозяйка)

Вот что у нас получилось

Давайте соединим левую часть с правой подставляя слова «как», «но не». Что у нас получилось: скачет как обезьяна, грызет как бобер, собирает, но не хозяйка. Вот и получилась наша загадка о белке. Ой, ребята, кто это поскакал по веткам так весело и резво. Да это же белочка. Значит, мы расколдовали белку. Молодцы! Давайте немножко отдохнем. (Гимнастика для глаз ) «Волшебный сон»

Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем…
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко…
Ровно… глубоко…
Наши руки отдыхают…
Отдыхают… Засыпают…
Шея не напряжена
И расслаблена…
Губы чуть приоткрываются…
Все чудесно расслабляется…
Дышится легко… ровно… глубоко…
(Пауза.)
Мы спокойно отдыхаем…
Сном волшебным засыпаем…
(Громче, быстрей, энергичней.)
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем.
Их повыше поднимаем.
Потянулись! Улыбнулись!
Всем открыть глаза и встать!

Дети : Много

Воспитатель: Посмотрите, здесь тоже висит фотография (медведя ). Давайте присядем на пенечек и постараемся оживить медведя, а для этого мы придумаем загадку о нем.

Что делает медведь?
Рычит, спит зимой, любит малину.

Кто делает также?

Рычит кто? (лохматый пес)

Спит зимой кто?(колючий ежик)

Любит малину кто?(маленький ребенок)

Вот что у нас получилось

Давайте соединим левую часть с правой, подставляя слова «как», «но не».

Наша загадка о медведе: рычит как лохматый пес, спит зимой как колючий ежик, любит малину, но не маленький ребенок. Вот и ожил наш медведь. Давайте поиграем в игру «У медведя во бору».

Воспитатель: Продолжаем путь. Кто же здесь прячется за кочкой? Смотрите, здесь лежит фотография зайца (модель «какой-что бывает таким же?»).

Какой заяц по цвету?(белый)

Какой заяц по действию?(прыгающий)

Какой заяц на ощупь? (пушистый)

Что бывает таким же?

Белый? (выпавший снег)

Прыгающий? (звонкий мячик)

Пушистый? (Вязанный шарфик)

Вот что у нас получилось

Какой заяц?

Что бывает таким же?

Выпавший снег

Прыгающий

Звонкий мячик

Пушистый

Вязанный шарфик

Воспитатель: Соединяем левую и правую часть, подставляя слова «как», «но не». У нас получилась загадка: белый как выпавший снег, прыгающий как звонкий мячик, пушистый, но не вязаный шарфик. Молодцы ребята, вот и заяц запрыгал на кочке. Он проголодался. Давайте раскрасим морковки и накормим зайчика.

Дети: выполняют задание

Воспитатель: Ребята, вот нам и пора отправляться в детский сад. Сначала едем на поезде (имитация, проговаривание звука ч-ч-ч-ч ), потом плывем на катере (имитация, проговаривание звука л-л-л-л ), а дальше мы летим на самолете (имитация, проговаривание звука в-в-в-в ). Вот мы и дома.

Воспитатель : Ребята вам понравилось путешествие?

Воспитатель: Кому мы помогли в лесу? Что мы для этого делали? Я думаю, что лесные жители благодарны вам.

Использованная литература:

  • 1.Альтшуллер, Г.С. Творчество как точная наука: Теория решения изобразительских задач / Г.С. Альтшуллер. – М., 1979.
  • 2.Журавлева, Н. М.Методика обучения разгадывания и составления загадок по сказкам /Электронный ресурс / http://www.trizminsk.org/e/prs/232023.htm

3.Кудрявцева, Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание. -1986.-N9.-С. 23-26./ электронный ресурс / www.dou50-krsk.ucoz.ru

  • 4.Ушакова, О.С. Развитие словесного творчества детей 6-7 лет / О.С. Ушакова // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 5. – С. 18-29.

Тема : «Загадки и отгадки»

Цель занятия: учить детей применять знания о свойствах предметов для разгадывания загадок разного типа (загадки- описания, загадки-пантомимы, загадки для пальчиков).

Оборудование и материалы : предметы и карточки для игр «Выбери отгадку» и «Умные руки», задания на карточках для игры «Кто я, угадай?!»

Часть I. Выбери отгадку

Цели: формирование умения: разгадывать загадки, содержащие простое описание, формулировать цель и задачи предстоящей работы.

В гости к детям приходит Треугольник. Он приветствует ребят и воспитателя, показывает мешок с загадками, который принес с собой.

Треугольник. Все загадки, спрятанные в моем мешке, могут сами рассказать о себе. Если вы будете внимательны, то сможете определить, какие подсказки есть в каждой загадке.

Учебная задача: выяснить, как предметы в различных загадках «рассказывают» о себе, научиться искать спрятанную в загадке отгадку.

Треугольник предлагает вниманию детей загадки-описания. Педагог учит детей выделять названные признаки и характерные для загадочного существа (предмета) действия. Учить рассуждать в поисках отгадки — лучше на примере загадок, не содержащих элементов усложнения описания (сравнений, метафор, слов в переносном значении, многозначных слов).

Снаружи — твердый, зеленый, полосатый.

Внутри — мягкий, сочный, красный. (Арбуз.)

Невелика, рыжевата,

Хвостик длинный и косматый,

На деревьях живет

И орешки грызет. (Белка.)

Во дворе поставлен дом.

На цепи хозяин в нем. (Собачья будка и собака.)

Длинное ухо,

Комочек пуха.

Прыгает ловко,

Грызет морковку. (Заяц, кролик.)

Мордочка усатая,

Шубка полосатая.

Часто умывается,

А с водой не знается. (Кошка.)

Вот свернулся он в клубок,

У него колючий бок.

Он охотится ночами

За жуками и мышами. (Еж.)

Зверь летает над лесами

С очень чуткими ушами.

Днем он спит вниз головой.

Что за странный зверь такой? (Летучая мышь.)

Кто в лесу глухом живет

Неуклюжий, косолапый?

Летом ест малину, мед,

А зимой сосет он лапу. (Медведь.)

В цирке он смешит ребят,

Встрече с нами очень рад.

Догадались ли вы, кто он?

Он забавный шумный... (клоун.)

Дидактическая игра «Выбери отгадку»

Детям 5 и даже 6 лет бывает трудно составить единую картину по нескольким признакам. Поэтому для начала будем предлагать им не представить загаданный предмет, а выбрать подходящий по описанию предмет или изображение. Сделав выбор, ребенок поясняет, какие признаки (действия) данного предмета или существа он услышал в загадке.

При знакомстве с игрой будем подбирать предметы и изображения, значительно отличающиеся друг от друга по описанию, ограничим их число 5—6. Затем количество карточек должно расти, нужно добавлять предметы, имеющие схожие с отгадкой черты (цвет, форму, составные элементы, качества, действия). По мере освоения детьми данной формы работы задание усложняется: комплект составляется из предметов, во многом похожих, и лишь один рисунок полностью отвечает описанию. В дальнейшем детям предлагается единый рисунок, на котором нужно найти сразу несколько отгадок.

Работу над любой загадкой несложно индивидуализировать, предлагая каждому ребенку набор карточек, соответствующий его потенциалу. Также важно предоставлять детям возможность давать ответ без опоры на карточки. Педагогу нужно помнить, что у некоторых загадок может быть несколько отгадок, поэтому верным признается любой обоснованный ответ.

Треугольник . А теперь расскажите, как, по каким признакам (или характерным действиям) вы узнали всех, кто «прятался» в загадках?

(Ответы детей.)

Треугольник . Давайте поиграем в игру «Кто я, угадай?» Подумайте, как в этой игре отгадка «рассказывает» о себе.

Подвижная игра «Кто я, угадай?» Дети делятся на две команды, каждая из которых будет по очереди превращаться в изображенных на карточках существ. При знакомстве с игрой стоит ограничить область ответов (например, «Животные леса»). Получив задание, членам команды нужно посовещаться и постараться как можно более точно передать средствами пантомимы характерные для данного животного движения и действия.

По окончании игры Треугольник обсуждает с ребятами, как загаданные ими животные «рассказывали» о себе, какие загадки было легко отгадать.

Часть II. Умные руки

Цели : дальнейшее формирование представлений о форме и размере предметов, материале, из которого они сделаны; развитие сенсорных возможностей, речи, образного мышления, внимания.

Треугольник. А как можно узнать, что еще лежит в моем мешке с загадками, не заглядывая в него?

При знакомстве с игрой стоит использовать заведомо знакомые детям игрушки. По ходу игры педагог задает уточняющие вопросы, которые помогут детям определить, какие свойства предметов они смогли выявить при помощи пальцев (форма, размер, качества поверхности, материал, из которого они сделаны), а какие нет (цвет).

Треугольник. Как предметы в различных загадках «рассказывают» о себе?

С помощью педагога дети рассказывают о том, как они разгадывали загадки-описания, загадки-пантомимы и загадки для пальчиков. Предложим каждому выбрать загадку, понравившуюся больше всего.

Последующая работа

Правильно организованная встреча с загадкой приносит детям радость, оказывает развивающее воздействие. Она уместна и на прогулке, и на занятии, и в свободном общении взрослых и детей.

Освоив тактику работы с загадками-описаниями, содержащими только признаки предметов, дети могут приступать к знакомству с более сложными видами загадок. Это могут быть загадки-описания, в которых приводятся характерные для загаданного предмета или существа действия:

Воет, свистит,

Пыль поднимает,

С ног всех сбивает.

Слышишь его,

Да не видишь его. (Ветер.)

Вытираю я, стараюсь,

После бани паренька.

Все намокло, все измялось —

Нет сухого уголка. (Полотенце.)

Затем вниманию детей можно предлагать загадки, содержащие признаки, действия и другие характеристики отгадки. Чтобы разгадать их, требуется оперировать разными категориями представлений.

Под землей он обитает,

Длинные ходы копает.

В черной шубке дорогой.

Догадайтесь, кто такой? (Крот.)

Невелика, рыжевата,

Хвостик длинный и косматый,

На деревьях живет

И орешки грызет. (Белка.)

И ушаст, и глазаст,

И пугаться горазд.

Заберется в куст и спит.

Кочерыжку съест — и сыт. (Заяц.)

Следующим этапом усложнения задачи по разгадыванию загадки может стать использование миниатюр, в которых описание спрятано в тексте среди другой информации. В этом случае нужно выделить из повествования признаки и действия загаданного объекта, собрать их воедино и пересказать загадку так, чтобы «разбросанные» в ней элементы описания сложились в единую картину — «портрет» отгадки.

На гвоздику он похож

С синей головою.

В поле ты его найдешь

И возьмешь с собою.

Не могу понять никак:

Говорят, что он — сорняк.

(Сорняк, растущий в поле, похожий на гвоздику, синего цвета, — василек.)

Параллельно с обучением разгадыванию загадок организуется помощь детям в их составлении. Обучение составлению и анализу описаний является важным разделом работы по развитию связной речи, а определенный уровень сформированности соответствующих умений — необходимая база для обучения детей разгадыванию и созданию загадок.