Меню
Бесплатно
Главная  /  Вопросы доктору  /  Консультация для родителей воспитание трудолюбия у дошкольников. Консультация для родителей «Воспитание трудолюбия у дошкольников

Консультация для родителей воспитание трудолюбия у дошкольников. Консультация для родителей «Воспитание трудолюбия у дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.КОНСУЛЬТАЦИЯ: «ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ И РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ЭТОМ»

Вряд ли найдется взрослый, который будет возражать против того, что ребенка нужно приобщать к труду. Вместе с тем, в каждой семье вопросы трудового воспитания решаются по-своему. Трудолюбие, как и любое другое свойство личности, не появляется само собой. В наши дни, пожалуй, чаще всего встретишь семью, в которой двое взрослых воспитывают одного/двух детей. В этих условий нет необходимости в детском труде. В то же время родители понимают: когда-то и малышу придется, трудится, и уже сейчас необходимо что- то делать для трудового воспитания. И это «что-то» порою проявляется в разговорах с ребенком о том, что трудится нужно, труд полезен. Труд влияет на всестороннее развитие ребенка. Конечная цель трудового воспитания - сформировать положительное отношение к труду, готовность выполнять любую, полезную обществу работу, трудиться добросовестно и творчески. Всестороннее воспитание детей предполагает их физическое, умственное, нравственное, эстетическое развитие. Формирование каждой из этих сторон невозможно вне труда. Любая трудовая деятельность требует физических усилий, упражняет различные группы мышц, усиливает обмен веществ, ребенок развивается физически. Во время труда дети действуют разнообразными предметами, материалами, узнают их свойства, качества, назначение, получают практически представления о величине, форме предметов, о времени и расстоянии, учатся видеть причинную зависимость идет их умственное развитие.

В труде возникает необходимость предвидеть последствия своих действий, проявлять настойчивость, чтобы добиться результата, а, следовательно, развивается умение управлять своим поведением. Все мы хотим видеть детей дисциплинированными, инициативными, самостоятельными, активными, отзывчивыми. Воспитанию этих качеств тоже помогает труд. Хорошо выполненная работа вызывает эстетические чувства, дети учатся видеть красоту в самых привычных будничных предметах, создавать с помощью взрослых прекрасное своими руками. И, конечно, следует помнить о том, что в дошкольном возрасте дети готовятся к трудовой деятельности в школе, получают необходимые навыки обращения с простыми инструментами, орудиями труда, приучают к самообслуживанию, становятся самостоятельными, относительно независимыми от взрослых. Участвовать в трудовой деятельности ребенок может только в том случае, если он достиг определенного уровня умственного и физического развития, умеет управлять своими движениями и действовать не беспорядочно, а по предложенному другими ли самостоятельно составленному плану.

Содержание трудового воспитания дошкольника включает формирование интереса и уважение к труду взрослых и участие в посильном труде. С малых лет дети слышат, что родители где-то работают: мама работает в магазине, папа спешит на работу. Малыш редко имеет возможность увидеть своих близких людей на производстве. Не имея определенных знаний о труде родителей, дети придумывают воображаемые действия. У ребенку может появится представление о том, что взрослые только для того и работают, чтобы обеспечить всем необходимым детей. Только от взрослых ребенок получает первые представления об общественной необходимости труда. В некоторых семьях взрослые охотно разговаривают с детьми о своем труде, отвечают на самые неожиданные вопросы - это вызывает у ребенка интерес, уважение и к родителям, которые создают интересные, полезные вещи, и к труду. Но довольно часто родители не придают значения этой стороне трудового воспитания, полагают, что ребенок все равно многое не понимает. В любом случае какое-то представление о труде близких у ребенка все же формируется.

Знания о труде родителей дети получают постепенно. Ребенку 3-4 лет достаточно назвать чем занимаются родители: папа делает столы, мама вытирает пыль, моет полы. Детям 4-5 лет можно рассказать о той пользе которую приносит труд родителей другим людям: мама готовит еду, чтобы накормить рабочих, папа следит, чтобы на заводе всегда горел свет. В 4-5 лет ребенку интересно узнать какие инструменты, машины помогают взрослым трудиться. Обратите внимание ребенка на то, что все люди вокруг трудятся. Знакомство с трудом взрослых вызывает у детей желание принять участие в общем труде. Они стараются помочь папе, маме. И хотя детская помощь незначительна, отказываясь от нее, взрослые допускают большую ошибку. Даже малое дело пробуждает у малыша добрые чувства. Приобщение к труду начинается с просьб - поручений. Ребенку 4-х лет поручайте то, что требует немедленного исполнения: подать папе молоток, принести бабушке нитки. Выполняя поручения, дети привыкают слышать и выполнять требования взрослого, проявляется опыт послушания. Ребенок растет, и поручения усложняются. Можно поручить протереть и сложить кубики, принести воду и полить растения. Но чтобы ребенок справился с вашими поручениями прежде надо показать, научить, как нужно действовать, объяснить, почему нужно делать так, а не по-другому. Уметь - это значит выполнять работу не только самостоятельно и точно, но и самому контролировать свои действия, применять усвоенные приемы всегда, когда нужно. Понятно, сразу всему научиться трудно.

Растет человек, растут и требования к нему. Поручения сменяются обязанностями, т. е. делами, которые требуется выполнять постоянно, без напоминания взрослых. Трудно, да пожалуй, не нужно перечислять все те обязанности, которые может выполнить дошкольник в семье. Разные семьи, разные бытовые условия, разные формы взаимоотношений детей и взрослых. Но в любых условиях полезно руководствоваться правилами: Все, что ребенок способен делать сам, он обязан выполнять самостоятельно. Пусть обязанностей будет немного, но ребенок должен чувствовать обязанность их выполнения. Пожалуй, это наиболее трудная часть трудового воспитания. Сложная, в первую очередь для взрослых. Нерегулярность требований - основная причина неудачных попыток родителей приобщать детей к труду. Предъявляя требования, не забудьте, что дети дошкольного возраста быстро утомляются, они могут трудиться всего 20-30 минут (дети 3-4 лет 10 минут).

С первых трудовых шагов учите ребенка следовать двум правилам:

  1. Начатое дело должно быть законченно
  2. Все, что делаешь, делай хорошо

Конечно, второе правило нуждается в дополнительном разъяснении: хорошо - это добросовестно, аккуратно, ловко, быстро, самостоятельно, дружно. Важно увидеть, что не получается, почему, и. в зависимости от причин неудач, неумелому - показать, забывчивому - напомнить, неуверенного - подбодрить, от ленивого - потребовать. Детям 5-ти лет уже можно объяснить, что все взрослые что-то делают для детей, а они в свою очередь должны заботиться о взрослых. Если ребенок старшего дошкольного возраста превращает труд в игру, напомните ему о цели труда, предложите ему закончить дело и после этого заняться игрой. Не упускайте случая подбодрить, поощрить ребенка, если он делает по своей инициативе, проявляет заботу, предупредительность. И, конечно, ни в коем случае не наказывайте детей трудом или уклонением от труда. Пусть ребенок чувствует радость от того что ему доверяют, что он принимает участие в общем труде. Тогда отстранения от выполнения обязанностей будет восприниматься как неприятность, как наказание. Старайтесь связывать привычные для ребенка виды труда с его будущими трудовыми делами: «Научишься вытирать ложки, покажу тебе, как их мыть. Научишься стирать кукольную одежду, разрешу постирать носочки, фартук».

Знакомство с трудом взрослых, постоянное личное участие в труде, помогают детям дошкольного возраста понять требования, которые к ним предъявляются.

  1. У взрослых и у детей есть дела, выполнение которых обязательно
  2. Любое дело старайся выполнить правильно и хорошо. Не умеешь, попроси показать, объяснить.
  3. Начатое дело не откладывай на потом. Помни пословицу: «Кончил дело, гуляй смело».
  4. Кончил трудиться - убери за собой.
  5. Если видишь, кто-то нуждается в помощи, не жди, когда попросят, предложи свою помощь сам.

Если ребенок 6-7 лет без напоминания взрослых выполняет эти правила, можно говорить о хорошем уровне его трудового воспитания.


Воспитание трудолюбия у ребенка.

Мы все хотим, чтобы наши дети выросли ответственными и трудолюбивыми. Трудолюбие это одно из условий успешной жизни. Воспитание трудолюбия у ребенка – это сложная и многоплановая задача. Ребенок, умеющий справляться с домашней работой, в дальнейшем будет более легко справляться и с различными жизненными трудностями. Привычка к труду делает ребенка ответственным, значимым, самостоятельным. А вот отсутствие желания и умения что-то делать по дому являются признаком инфантильности и эгоизма. Самым оптимальным возрастом для приучения ребенка к труду является период от 2,5 – 3 лет. В это время малыш активно осваивает окружающий мир. Ребенок этого возраста с огромным удовольствием подражает действиям взрослых. Поэтому ребенок стремится «помыть пол», «полить цветы», «вымыть посуду». Не стоит отказываться от помощи ребенка, даже если он на данном этапе мешает, а не помогает.
Как же приучать маленьких детей к самообслуживанию
(3-4 ГОДА)
Во- первых: нужно приучать ребёнка самостоятельно и аккуратно есть,хорошо пережёвывать пищу,есть только за столом,а не ходить с куском; во время еды держать ложку в правой руке,пользоваться салфеткой.Приучать перед едой мыть руки, пользоваться только своим полотенцем и вешать его на определённое место.
Во- вторых: приучать самостоятельно одеваться и раздеваться,аккуратно складывать одежду.С самого раннего возраста хорошо подводить детей к мысли о том,что скоро они смогут сами одеваться, т.е вызвать у них желание быть самостоятельным. Итак, уже с младшего дошкольного возраста можно приучать детей к посильному труду: к самообслуживанию, к уборке своих игрушек, к помощи в хозяйственной работе, к уходу за растениями и т.д.
Дошкольникам доступен легкий хозяйственно-бытовой труд. Участие в нем имеет огромное воспитательное значение. Именно с помощью такого труда устанавливаются у ребенка взаимоотношения с окружающими его людьми. Он осознает свои обязанности по отношению к ним, учится сотрудничеству и взаимопомощи, узнает цену забот о себе и приобретает умение практически заботиться о своих близких. Полезно приучать малыша ухаживать за растениями и животными. Это приближает к природе, способствует умственному развитию.
Лучше всего начинать приобщение ребёнка к труду с его же беспорядка (собирание игрушек после игры). Тогда малыш будет понимать, откуда возник беспорядок и почему именно он его должен убирать. Ведь если малыш будет убирать за собой, то он и сорить будет меньше стараться. Если ребёнок противится убирать, капризничает, то попробуйте убирать с ним вместе, однако не стоит к этому приучать. Можно схитрить: "Ладно, сегодня ты много играл и устал, поэтому я тебе помогу". А иначе ребёнок привыкнет и станет требовать Вашего присутствия каждый раз при уборке. Не нужно нагружать ребёнка большим количеством работы, пусть для начала делает что-то одно, но регулярно и хорошо. Нужно привить ребёнку, что у него есть обязанности убирать свою комнату каждый день. Можно сказать: "Папа и мама ходят на работу каждый день, не пропуская её. Ты же хочешь быть взрослым и самостоятельным. Значит, у тебя тоже будет работа “ убирать свою комнату".
Постепенно можно предлагать малышу новую работу, которая касается не только его самообслуживания, но и помощи другим членам семьи. Например, дедушка не ставит тапочки на полку, почему бы ребёнку не сделать эту работу. Работа не пыльная, зато будет красиво в прихожей. Надо объяснить ребёнку, что дедушка так спешит, не успевает, но ведь есть ты, а ты же ответственный, смелый, сильный, ты же можешь помочь убрать. Пусть малыш почувствует, что он может быть лучше дедушки, ответственнее. Он будет собой гордиться, и работа принесёт ему удовольствие.

Приучение ребенка к труду полезно не только родителям, оно необходимо для становления личности. Только труд помогает воспитать ребенка ответственным и успешным человеком. А тот, кто не работал с детства, с радостью сваливает всю ответственность за свои неудачи в жизни и всю работу сначала на родителей, а потом на жену или мужа.
Не забывайте, что впереди школа, где он многое должен будет делать сам!Дети склонны к подражанию, они питают безграничное доверие к взрослым. Будьте же для своего ребенка примером трудолюбия, подчеркивайте не утомительность труда, а его радость, необходимость, красоту.
Успехов вам.
Заголовок 315


Приложенные файлы

Трудолюбие – это важное качество, помогающее сформировать цельную личность. Трудовое воспитание в общем воспитании дошкольника играет немаловажную роль, ведь если ребенок не привык трудиться, его ждут серьезные трудности. Как правильно, ненавязчиво привить малышу основные трудовые навыки, которые помогут в дальнейшем сформировать стойкие привычки.

Первые трудовые навыки должны быть привиты малышу в семье. В первую очередь трудовое воспитание дошкольника должно проходить в игровой увлекательной форме. Родители ненавязчиво могут предложить уже трехлетнему малышу помочь сделать несложную работу, например, собрать вместе с мамой, папой, старшим братом или сестрой игрушки, протереть пыль. У детей постарше уже могут быть трудовые обязанности, например, повесить аккуратно свою одежду, убрать свое рабочее место после ручного труда, игрушки, покормить животных и т. д. За все достижения ребенка необходимо поощрять и хвалить. Трудовое воспитание должно проходить на позитивной волне.

От природы ленивых детей нет, в каждом можно воспитать трудолюбие. Какую работу мы выполняем с интересом? Знакомую нам и привлекательную. Значит надо научить ребенка, каким- то общим действиям облегчающими труд, делая его привлекательным и осмысленным. Ставить цель труда, выбирать наиболее рациональный способ достижения, оценивать результат своей деятельности – вот, прежде всего, чему надо научить в процессе воспитания трудолюбия.

Наши маленькие детишки - большие «почемучки» . Им все интересно знать. А как часто мы спрашиваем у них: «почему?» , «зачем?» , «для чего?» , ведь именно эти вопросы помогают ребенку осмыслить цель и дать объяснение действиям, вырабатывая привычку обдуманно действовать. Ваш ребенок разобрал игрушку? Спросите его, зачем он это сделал. Вероятнее всего, он ответит, что интересно было посмотреть, что внутри. Интерес и цель побудили к действиям. А вы поставьте другую задачу: «Сможешь ли ты ее собрать, чтобы она двигалась, как раньше?» Пусть он попробует. Конечно, сразу не получится, но ребенок испытает не только разрушительный азарт, но и созидательный.

А как же сделать труд привлекательным? И возможно ли воспитать трудолюбие? Основным способом для дошкольников является игра. Ведь мир познается в игре. Вы занялись уборкой - превратите эту деятельность, к примеру, в фирму «Уют» , где руководителем будет мама, а сотрудником сын или дочь. А на кухне Вы снова выполняете вместе работу, только теперь в качестве шеф-повара и поваренка. Привлекательность в том, что своим трудом ребенок помогает другим достигнуть цели. Впоследствии сознание необходимости, полезности своего труда будет побудительным стимулом к труду.

Дети чаще всего играют во взрослых, копируя то, что им приходится наблюдать. Они стараются подражать, тянутся к общению со старшими. И когда взрослые привлекают их к совместной игре – это окрыляет доверием.

Ваш ребенок никак не приучится убирать игрушки? Превратите уборку в игру. Машины заведем в гараж, куклы пойдут в детский сад, зверушки будут спать в зоопарке, карандаши, краски соберутся в мастерской. Наведение порядка в игровой форме воспринимается намного охотнее, чем постоянное «Убери» . Ведь это формирует привычку каждой вещи находить свое место и, следовательно, заинтересованное отношение к самообслуживанию. Это один из способов воспитания ребенка трудолюбивым, аккуратным, собранным, терпеливым.

В больших семьях, где несколько детей, трудовое участие особенно велико, ведь здесь можно ухаживать за младшим братом или сестрой, помочь маме и т. д. Даже сами дети могут рассказать, как у них это получается: «Мою братишке лицо и руки, даю ему кушать» ; «Я хожу с Лялей гулять» ; «Мы с младшим братом вместе играем, рисуем, гуляем» ; «Я одеваю сестренку и мы идем на прогулку» ; «Слежу за братиком, даю водички попить, помогаю купать» ; «Мы с сестренкой играем, я вожу ее в коляске, пою ей песни, рассказываю сказки» . Отсюда сразу видно, что ребенок чувствует себя взрослее по отношению к младшим и считает, что это его долг ухаживать за ними.

Большую роль в воспитании ребенка занимает чтение, а затем обсуждение рассказов о труде людей разных профессий, стихов, сказок, в которых высмеивается лень и воспевается трудолюбие, например, «Морозко» , «Гуси-лебеди» и т. д.

А самое главное, взрослые должны помнить, что они являются во всем примером своим детям. Дети вырастают трудолюбивыми только в тех семьях, где все привыкли трудиться. И закончить мне хотелось бы словами К. Д. Ушинского:

«Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет» .

МКДОУ детский сад «Радуга», п.Тазовский Ямало-Ненецкий АО Тимканова Евгения Владимировна, воспитатель, Консультация для родителей «Воспитание трудолюбия у дошкольника» Трудовое воспитание - это целенаправленный процесс формирования у детей дошкольного возраста сознательного отношения и склонности к труду, как основной жизненной потребности, а также формирование привычки к труду путем включения ребенка в активную трудовую деятельность. Цель трудового воспитания дошкольников - формирование у детей представлений о трудовой деятельности взрослых, формирование трудовых навыков и умений, воспитание трудолюбия как качества личности. Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Трудовая деятельность (особенно на ранних ее ступенях) мало устойчива, она тесно связанас играми детей. Связь между трудом и игрой важна в дошкольном возрасте - игровые образы помогают детям выполнять работу с большим интересом. Но неправильно было бы во всех случаях превращать труд в игру.Трудовое воспитание в дошкольном возрасте тесно связано с нравственным воспитанием: в труде и с помощью труда воспитываются личностные качества и положительные взаимоотношения между детьми. Трудовая деятельность в детском саду одно из средств воспитания у детей внимательного, заботливого отношения к сверстникам.Воспитатель учит детей помогать друг другу, поощряет тех, кто проявляет внимание к товарищу, побуждает и других поступать так же. Если проводить эту работу систематически, дети и сами, по своему побуждению начинают помогать друг другу во время коллективного труда, при выполнении общего дела. Для дошкольников ведущей формой организации трудовой деятельности остаются поручения. Большое место отводится индивидуальным трудовым поручениям, с помощью которых детей обучают приёмам выполнения трудовых действий и воспитывают у них интерес к труду, а также закрепляют недостаточно усвоенные трудовые навыки, знания и умения. Одновременно детей в детском саду обучают соблюдать последовательность действий. Для этой цели воспитатели используют предметные картинки, придерживаясь представленного плана, дети без особых затруднений могут выполнить задание. Если ребенок устал в этом случае тщательный ежедневный контроль поможет взрослому заметить снижение эмоционального настроя воспитанника в процессе работы и позволит определить методы воздействия на него: поощрить старание, усердие ребёнка, заинтересовать, а иногда и просто потребовать от него
выполнить задание. Самым высоким критерием оценки выполнения трудового поручения является осознание детьми обязанности и постоянства заботы об окружающих. Такое поведение детей связано с проявлением инициативы и самостоятельности в выполнении трудовых заданий, в добровольном нахождении для себя дела и самостоятельном его выполнении, в готовности сделать что-то приятное для окружающих. Воспитателю очень важно умело поддержать первые ростки детской инициативы, когда ребенок по собственному побуждению включается в трудовую деятельность. Это важно для формирования у детей умения выполнять обязанности. Для того чтобы поручения оказывали на ребенка воспитательное воздействие и служили действенным средством нравственного воспитания, они всегда должны содержать конкретную цель и воспитательную задачу: например, воспитатель планирует закрепить еще не прочные трудовые навыки ребенка, изменить его отношение к данной работе или познакомить с новым содержанием труда. Часто в практике опытных педагогов имеются поручения, решающие довольно специфические задачи воспитания дошкольников. В дошкольной практике уже стали традиционными дежурства по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям (если требуется большая подготовительная работа по обеспечению всех детей материалами и инструментами). Эта форма организации труда вводится во второй младшей группе в конце второго полугодия. До тех пор воспитатель привлекает детей к помощи няне, когда она накрывает столы. Или воспитатель дает поручения, связанные с подготовкой к занятию или уходом за растениями, животными. Данная форма организации труда детей прежде всего способствует решению задач нравственного воспитания. Уже приобретенные трудовые навыки и умения лишь закрепляются, а обучение новым осуществляется, как и прежде, индивидуально. Общий, совместный и особенно коллективный труд создает благоприятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы и т.д. Воспитатель не может вводить в содержание общего труда то, что дети еще не умеют делать. Например, если дети не владеют умением правильно мыть игрушки, включать эту работу в общую деятельность нельзя, так как у воспитателя не будет возможности для индивидуального обучения. Объединяет общий, совместный и коллективный труд общественно направленная цель детской деятельности. Это значит, что результатом труда всегда является польза для всех. Уборка помещения, участка, оформление групповой комнаты к празднику и др. - все это нужно не кому-то одному из
участников труда, а им всем. Совместный труд предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы других. Цель, как и в общем труде, - единая. Поддержанию интереса детей к коллективному труду способствует осознанное принятие его мотива и цели. Традиционно коллективный труд организуется один раз в неделю. Как правило, это уборка групповой комнаты или труд в природе. Формулировка цели всегда одна и та же - уберем в группе, чтобы было чисто и красиво. Сама по себе цель, конечно, достойная, но дети к ней привыкают, и она теряет для них привлекательность. Ознакомление же с трудом взрослых, это средство позволяет расширить представления ребенка о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду. Таким образом, ознакомление с трудом взрослых направлено на решение интеллектуально-нравственных задач трудового воспитания. В дошкольной педагогике существует несколько разных подходов к проблеме ознакомления детей с трудом взрослых. Когда ознакомление с трудом взрослых рассматривается как средство трудового воспитания дошкольников, возможен как первый, так и второй подход. Когда решается группа задач, связанная с обучением конкретным трудовым навыкам, можно опираться на первый подход. В том случае, когда решается вторая группа задач трудового воспитания, связанных с формированием отношения к труду и нравственных качеств личности, более адекватен второй подход. Но, знакомясь с трудом взрослых, ребенок может столкнуться не только с положительным, но и с негативным отношением к труду, с недобросовестностью и ее последствиями. Подобные случаи педагог может использовать для формирования у детей представления о необходимости ответственного отношения к труду. Трудовая деятельность формирует активную позицию ребенка по отношению к миру, учит не потреблению, а созиданию, повышает самооценку, формирует самостоятельность, в процессе трудовой деятельности происходит всестороннее физическое и психическое развитие детей, овладение умениями и навыками. Читая детям художественные произведения о труде, воспитатель решает сразу несколько важных обучающих и воспитательных задач: дети узнают о разных профессиях, у них появляется интерес к еще одной стороне деятельности взрослого человека, формируется отношение к ней, по крупицам складывается образ, к которому ребенок начинает стремиться, создавая себя. Правда, это может произойти лишь при условии, если воспитатель использует художественную литературу, как средство решения педагогических задач, сам убежден в важности труда и наличии в личности
качеств человека-труженика, является для детей примером в этом и умеет сочетать чтение художественных произведений с организацией собственной трудовой деятельности и деятельности детей. При формировании трудовых навыков необходимо специально обучать детей выполнению конкретных действий. Обучение организуется идентично в каждой возрастной группе. Основным методическим приемом формирования навыков является показ выполнения элементарных действий и их последовательности. Ознакомление детей со способом выполнения нового действия требует детального показа и подробного объяснения каждого движения, их последовательности. Решающее значение при этом имеет активное поведение ребенка, т.е его практическое участие в выполнении данного действия. В младших группах воспитатель показывает способы выполнения действий: как нужно держать колготки, платье, чтобы их было удобно, надевать. Показ должен быть поэтапным, с объяснением. Без этого никакое овладение навыком немыслимо. Можно сколько угодно показывать, объяснять, как надо убирать игрушки, как подклеивать книгу, коробку из-под настольной игры, но все это останется безрезультатным, если ребенок сам не будет повторять того, что ему показывают. Подробный показ и объяснение, как выполнять то, или иное конкретное действие, в сочетании с непосредственным участием в работе позволяют научить детей точно следовать необходимому способу действий и исполнительности. Воспитателю просто необходимо привлекать игрушки и персонажей кукольного театра, которые будут наблюдать за детьми и обучать их,они будут делать процесс обучения привлекательным, эмоционально насыщенным. А еще помогут ребенку поэтическое слово, песенки и шутки. Труд - это та деятельность взрослых, которая наиболее доступна пониманию ребенка. Когда дети наблюдают за взрослым, у них появляется желание подражать и делать все «как мама»: мыть посуду, подметать, стирать. Никогда не стоит отказывать ребенку. И хотя вначале его действия мало похожи на трудовые, но участие в труде взрослого делает их привлекательными для малыша. Трудовыми эти действия становятся, когда ребенок прилагает усилия и добивается какого-то результата. Давая поручение, необходимо не только просить ребенка что-то сделать, но сразу же при необходимости дать совет, как, каким способом лучше выполнить поручение. Важно, чтобы поручения выполняли все дети. Поэтому воспитателю надо вести учет, кому и какое поручение он давал, как ребенок реагировал на поручение, тщательно ли выполнял. Как правило, маленькие дети с удовольствием берутся за любое дело. Их «трудовые интересы» пока
еще не сформировались. Поэтому их легко привлекать к труду. Нужно только, чтобы поручения были доступными и понятными по мотиву и способу выполнения. Например, дежурство в уголке природы должно быть организовано так, чтобы в течение всего дня дети чувствовали ответственность за живые объекты. Поэтому лучше, чтобы воспитатель помогал детям распределять обязанности на весь день; рыбок можно покормить с утра, а растения можно полить и позже.Так у дошкольников будут формироваться потребность заботиться о природе, чувство ответственности за ее сохранность. В конце дежурства полезно обсуждать с детьми качество выполненной работы. Обсуждение можно проводить как только с дежурными, так и в присутствии и с участием всех детей. Такие обсуждения полезны при введении нового вида дежурств, а также в случаях особенно интересного выполнения детьми своих обязанностей. Если же были допущены какие-либо промахи, целесообразнее обсудить это только с дежурными. Не следует допускать чтобы дошкольники испытывали огорчения от неудачных попыток самостоятельно справиться с предложенным делом, так как в этих случаях рождается неуверенность в своих силах и нежелание трудиться. Напротив поощрение любой попытки ребенка проявить самостоятельность помогает преодолеть трудности, наполняет чувством радости от собственной умелости, воспитывает начала трудолюбия. Для пропаганды среди родителей содержания и методов трудового воспитания дошкольников могут быть использованы разнообразные формы: собрания, консультации, беседы, лекции, дни открытых дверей, тематические стенды, выставки и др. Приучая ребенка к выполнению домашних дел родитель готовит его к самостоятельной жизни, воспитывает привычку заботиться о себе и о своих близких, закладывает основы его собственной счастливой семейной жизни. Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание, и не важно, кем станет ребенок, когда вырастет – летчиком или поваром, врачом или менеджером. Необходимо помнить: для того, чтобы привить детям какую-то полезную привычку, в первую очередь, родителю необходимо самим быть для них примером. А еще - полностью выполнять советы педагогов детского сада. Только вместе можно воспитать трудолюбивого человека. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. - Новосибирск: ГЦРО, 2000. Бернс Р. Развитие Я- концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. Божович Л.И. К развитию аффективно-потребностной сферы человека // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1978. - № 4. - С. 168-179. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно- трудовое воспитание детей в детском саду. - М.: Просвещение, 1987. Васильева, М.А. Трудовое воспитание / М.А.Васильева // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. - С.18. Волоков В.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. - М.: Гуманит. изд. центр Владом, 2003. - 256 с. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Пособие для педагогов дошк. учреждений: Програм.-метод. пособие. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 143 с. Лебеденко Е. Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1. Какой Я? Методическое руководство. - М.: Прометей; Книголюб, 2003. - 64с. Лисина М.И., Сильвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. - Кишинев: Штиинца, 1983. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М.: Просвещение, Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. - М.: АРКТИ, 2001. - 48с. Мухина В.С. Детская психология: (Учеб.Для пед. ин-тов) / Под ред. Л.А.Венгера - М.: Просвещение, 1985. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде.- М., 1990.
Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М.: Педагогика, 1988. Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. / Д.В. Сергеева. М.: Просвещение, 1987. - 96с. Скрипкина Т.П., Гульянц Э.К. Психологическая служба в детских дошкольных учреждениях разных типов. - Ростов-н/Д.: Изд-во РГПУ, 1993. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. - М.: Владос, 2003. -160с. Степанова Г. Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка в условиях детского сада. // Дошкольное воспитание. - 1999. - №10. - С. 29- 33. Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей. Ярославль: «Академия развития», 1996.- 240 с. Толмачева, В.В. Педагогическая диагностика социально-экологической направленности личности старших дошкольников в трудовой деятельности / В.В. Толмачева // Образование в период детства: традиции, реальность, инновации: международная научно-практическая конференция. - Шадринск, 2007. Точин, А.Е. Трудовое воспитание детей в семье / А.Е.Точин. - Минск: Нар.аствета, 1982. - 96 с. - (Родителям о детях). Тулегенова А.Г. Педагогические условия формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.М., 1978. - 24с. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб.пособие для студ. пед. заведений. - 4--е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 336с. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский - М.: Прогресс, 1985. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах. Т.4, 2-е изд., стер. - М.: Генезис, 2001. - 160 с.