Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие слуха и речи  /  Нормы развития речи. Тема: дикие животные

Нормы развития речи. Тема: дикие животные

Возрастные особенности детей в 3-4 года

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития, повышением активности ребёнка и считается важнейшим периодом в развитии дошкольника. В этом возрасте происходит дальнейший рост и развитие детского организма, совершенствуются физиологические функции и процессы, активно формируется костно- мышечная система. Наиболее важное достижение младшего дошкольного возраста состоит в том, что действия ребёнка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, несформированности произвольности поведения ребёнок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.

Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка наполняется противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого. Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.

С 3–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребёнка в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие с взрослым, который является для ребёнка гарантом психологического комфорта и защищённости. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребёнок берёт на себя определённые роли и подчиняет им своё поведение. Взрослые выступают для него в качестве образца поведения. Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом.

Возраст от 3 до 4 уникален по своему значению и для речевого развития. В этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. Происходит переход от ситуативной (понятной только в конкретной обстановке) речи к использованию и ситуативной и контекстной (свободной от наглядной ситуации) речи. Словарь ребенка содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет.

В эмоциональном плане характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Ребенок трех-четырех лет уверенно ходит, координирует движения рук и ног при ходьбе, воспроизводит разнообразные другие движения. Он умеет правильно держать карандаш, проводит горизонтальные и вертикальные линии, осваивает изобразительные умения.

Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется.

Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество.

Программа развития ребенка младшего дошкольного возраста (3 - 4 года) в ЦДОД.

Программа развития ребенка младшего дошкольного возраста в нашем Центре реализуется с учетом возрастных особенностей развития ребенка 3-4 лет и включает в себя следующие занятии: игровая деятельность, гимнастика, развитие речи, математика (формирование элементарных математических представлений), музыка, изо (рисование, лепка, аппликация).

Занятия проводятся два-три раза в неделю в утреннее или вечернее время.

Основные задачи развития:

1. Развитие потребности в активной двигательной деятельности, своевременное овладение основными видами движения.

2. Обеспечение познавательного развития детей, обогащение представлений об окружающих предметах и явлениях, развитие любознательности.

3. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, общению.

4. Обогащение опыта самопознания младших дошкольников.

5. Обучение детей различным способам действий в условиях предметно-действенного сотрудничества.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Игра для детей четвёртого года жизни – своеобразная «экспериментальная площадка» для знакомства с предметным и социальным миром, опробования себя и определения границ своих возможностей, реализации индивидуальных потребностей и проявления задатков будущих способностей.

Основная цель занятий - создание условий для развития игровой деятельности детей.

Задачи: формирование игровых умений, развитых культурных форм игры; развитие у детей интереса к различным видам игр; всестороннее воспитание и гармоничное развитие детей в игре (эмоционально-нравственное, умственное, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное); развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции; формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации..

На занятиях используются разнообразные обучающие (дидактические предметные, сюжетно-дидактические, подвижные, музыкальные) и досуговые игры (игры-забавы, развлечения.) Под руководством педагога и самостоятельно дети учатся отражать в играх несложный сюжет, представленный рядом последовательных действий. Постепенно игра становится не столько сюжетно-отобразительной, сколько сюжетно-ролевой. В таких играх ребёнок выражает свои эмоции и чувства, что в определённой мере позволяет ему в реальной жизни справляться с трудными ситуациями. Если ребёнок испытывает затруднения в общении с другими детьми по ходу игры, педагог включает его в игру постепенно: сначала играет с ребёнком сам, а затем уже предлагает играть с другими детьми, учитывая при этом симпатии ребёнка, его индивидуальные особенности и игровые интересы. Педагог формирует у малышей умения принимать игровую роль, выполнять игровые действия в соответствии с принятой ролью; поощряет игровую самостоятельность и инициативу, попытки подбирать атрибуты для роли и недостающий игровой материал, обозначать словом игровые действия, связанные с ролью

К концу четвёртого года жизни на занятиях появляются режиссёрские игры, которые представляют собой разыгрывание тех или иных ситуаций в воображаемом плане с помощью игрушек и «овладение «речью» от их имени.

К концу года ребенок может принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре от имени героя; умеет объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию; отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей; способен придерживаться игровых правил в дидактических играх; способен следить за развитием театрализованного действия и эмоционально на него отзываться (кукольный, драматический театры); разыгрывает по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие отрывки из знакомых сказок; имитирует движения, мимику, интонацию изображаемых героев.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Младший дошкольный возраст характеризуется чрезвычайно возрастающей речевой активностью. Речь приобретает форму диалога. Словарный запас младшего дошкольника зависит от условий жизни, воспитания, состояния здоровья, общего развития и составляет 1-2 тысячи слов. . Очень важно в этот период быть особенно внимательным к речи детей. В возрасте 3-4 лет дети особенно чутки к звуковой оболочке языка. Овладеть звуковой стороной языка означает научиться воспринимать звуки и правильно произносить их.

Четвертый год - это возраст «почемучек». Дети постоянно задают взрослым вопросы, которые нельзя оставлять без внимания. Надо терпеливо и доступно отвечать на все «почему?», «зачем?», «как?», «что это?», что и происходит на занятиях по развитию речи.

Содержание работы по развитию речи основывается на возрастных психических возможностях детей младшего дошкольного возраста. Они определяют основные речевые задачи: развитие всех компонентов устной речи - грамматического строя речи; связной речи - диалогической и монологической форм; формирование словаря; воспитание звуковой культуры речи. Художественная литература. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

Решение задач развития устной речи осуществляется через формирование элементарных представлений о мире людей; растительном и животном мире; сезонных и суточных явлениях в природе и жизни людей и определяется лексической темой занятия.

Главная ценность данного возраста – высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово, подражание правильному речевому образцу, способность неоднократно ярко переживать описанные в тексте события и с волнением следить за развитием сюжета.

В младшем дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии имеет игра. Для речевого развития на занятиях используются все виды игровой деятельности: творческая ролевая игра, подвижные игры, игры-драматизации, дидактические и настольно-печатные игры.

В результате освоения программы к четырем годам у детей формируются основные речевые умения. Ребенок с удовольствием рассматривает сюжетные картинки; отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения; использует все части речи, простые нераспространенные и распространенные предложения и предложения с однородными членами. Пересказывает содержание произведения с опорой на рисунки; называет произведение (в произвольном изложении), прослушав отрывок из него; может прочитать наизусть небольшое стихотворение при минимальной помощи педагога. Значительно увеличивается словарь за счет расширения знаний и представлений об окружающей жизни.

Ребенок выполняет интеллектуальные операции, связанные со сравнением предметов, их группировкой и классификацией. Различает и называет слова с противоположным значением.

Свободно использует в речи названия предметов, их частей, некоторые признаки, свойства и качества.

МАТЕМАТИКА

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ направлено на всестороннее развитие ребенка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.

Решение этих задач осуществляется через формирование элементарных представлений о:

Количественном и порядковом числе;

Геометрической фигуре;

Величине, измерении и сравнении величин;

Пространственных и временных отношениях между объектами и явлениями действительности.

Дети узнают и используют при решении практических задач сведения о:

Сравнении числа предметов в группах путем наложения и приложения;

Понятиях «равно», «не равно», «столько же»;

Натуральном числе (в пределах 5) как результате счета с участием анализаторов;

Наглядных моделях чисел;

Способах сравнения количества элементов во множествах, выраженных смежными числами (один – два, два – три, три – четыре, четыре – пять): путем составления пар между элементами множеств и с помощью понятий «столько же», «не столько же», «равно», «не равно»;

Такой величине, как длина;

Сравнении двух предметов по толщине, высоте, длине и обозначению результатов сравнения словами: толще, тоньше, равны;

Способе составления математических рассказов по рисунку: через перечисление изображенных предметов с называнием итогового числа;

Элементах геометрии (на основе различения и называния таких геометрических фигур, как круг, квадрат, треугольник).

Занятия по математике направлены, главным образом, на то, чтобы сформировать у детей младшего дошкольного возраста познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое. В процессе занятий дети учатся также общаться со сверстниками и взрослыми, включаясь в совместную игровую деятельность. Большое внимание уделяется развитию психических процессов, в частности мыслительных операций (сравнения, обобщения, анализа, синтеза, классификации).

К четырем годам в результате освоения пройденного материала у детей формируются необходимые для данного возраста математические умения, отражающие решение задач, поставленных в начале года.

ГИМНАСТИКА (ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ)

Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

Формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Занятия для детей четвертого года жизни проводятся в игровой форме с использованием сюжетов, сказок, детских рассказов. Все задания и упражнения выполняются по показу педагога.

Большое внимание в младшем дошкольном уделяется становлению навыков основных видов движений, развитию крупной и средней моторики через использование спортивного оборудования, простых физических упражнений из разных исходных положений. К детям этого возраста предъявляются минимальные требования при выполнении упражнений, т.к. новые движения дети выполнять точно еще не могут, в этом возрасте ребенок осваивает движение в целом.

На занятиях у детей развивается инициатива, самостоятельность и творчество в двигательной активности, способность к самоконтролю, самооценке при выполнении движений. Развивается интерес к участию в подвижных и спортивных играх и физическим упражнениям, активность в самостоятельной двигательной деятельности; интерес и любовь к спорту.

В результате освоения программы дети 3-4 лет приобретают следующие умения:

Правильно выполняют интеграционные движения: ходьбу, бег, ползание в упоре на коленях вперед, назад, ползание по-пластунски – правая рука, левая нога и наоборот;

Перестраиваются в колонну по одному и в круг;

Правильно выполняют прыжки на двух ногах, на месте, с продвижением вперед, вокруг себя;

Лазают по гимнастической стенке произвольным способом;

Владеют гимнастическим мячом: бросают двумя руками из-за головы, от груди, в пол, катают на точность на расстояние 1м, метают правой и левой рукой на расстояние не менее 3-4м;

Владеют хорошей координационной устойчивостью: стоят на одной и двух ногах, с наклоном головы, с закрытыми и открытыми глазами (на твердой и мягкой поверхности).

МУЗЫКА

Музыкальные занятия направлены на разностороннее музыкальное образование детей, соответствующее возрастным особенностям детей младшего дошкольного возраста.

Задачи музыкального образования реализуются в процессе овладения музыкальной деятельностью: приобщение к музыкальному искусству; ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений; развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса; развитие детского музыкально-художественного творчества..

Одной из основных задач, реализуемых на музыкальных занятиях, является развитие универсального вида детской музыкальной деятельности – восприятия музыки.

Очень важно развивать у детей музыкально-сенсорное восприятие, т.к. оно помогает развитию интеллектуальных способностей ребенка, поскольку в процессе обследования различных выразительных отношений музыкальных звуков ребенку приходится вслушиваться в них, сравнивать, выделять, обобщать их различные свойства.

Музыкальные занятия носят игровой характер.

В результате освоения пройденного материала к четырем годам ребенок приобретает основные умения, связанные с восприятием музыки, певческой и музыкано- ритмической деятельностью.

Восприятие музыки : способен различать выразительные особенности музыки – характер (веселый-грустный), понять конкретный музыкальный образ; умеет вслушиваться, сравнивать, различать основные отношения музыкальных звуков, контрастные по высоте, ритмическим отношениям, тембру и динамике; элементарно передает в движениях характер марша, веселой пляски, спокойной колыбельной;.

Певческая деятельность : имеет развитое элементарное музыкально-эстетическое восприятие песен; помнит большинство песен, прослушанных и усвоенных в течение года; внимательно слушает песню; самостоятельно исполняет большинство песен; владеет элементарными основами певческой культуры (адекватно возрасту); способен передавать в песне характер и некоторые яркие ее интонации; эмоционально передает в пении содержание песни; может выразить в пении свое отношение к музыкальному образу (содержанию) песни, используя соответствующие средства выразительности (темп, динамика и т.п.);

Музыкально-ритмическая деятельность : помнит, называет знакомые игры, танцы, хороводы; может внимательно воспринимать танец, игру и т.п.; способен в общих чертах воспринимать контрастный характер музыки и движений, понимать игровое содержание танца, игры; участвует в знакомых плясках, играх, хороводах, проявляет избирательное отношение к ним; может выразительно передавать в движении характер музыки; проявляет согласованность движений с музыкой; владеет в элементарной форме основными, образными, некоторыми танцевальными движениями; знает названия усвоенных основных и танцевальных движений; старается выполнять ритмично движения под музыку.

ИЗО

Педагог формирует интерес у младших дошкольников к занятиям изобразительной деятельностью. Важно научить детей в этом возрасте в рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность, включать в процесс обследования предмета движения обеих рук по предмету, охватывание его руками; вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда).

На занятиях педагог развивает эстетическое восприятие; обращает внимание детей на красоту окружающих предметов, объектов природы (растения, животные). На занятиях по рисованию педагог учит детей передавать в рисунках красоту природы (голубое небо с белыми облаками; кружащиеся на ветру и падающие на землю разноцветные листья; снежинки и т. п.). Продолжает учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования. Учит правильно набирать краску на кисть и пользоваться красками; закрепляет знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), знакомит с оттенками (розовый, голубой, серый). Обращает внимание детей на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету. Приобщает детей к декоративной деятельности: учит украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных педагогом (птичка, зайчик, конь и др.), и разных предметов (блюдечко, рукавички).

К концу года у детей формируется умение создавать несложные сюжетные композиции. Дети умеют располагать изображения по всему листу, ритмично наносить линии, штриховать, изображать предметы разной формы (округлая, прямоугольная) и предметы, состоящие из комбинаций разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, вагончик и др.), подбирают цвета, соответствующие изображаемым предметам, правильно пользуются карандашами, фломастерами, кистью и красками

Лепка

Очень важно уже в младшем дошкольном возрасте формировать у ребенка интерес к лепке.

На занятиях по лепке педагог знакомит детей со свойствами глины, пластилина, пластической массы и способах лепки, учит раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук. Педагог побуждает детей украшать вылепленные предметы, учит создавать предметы, состоящие из 2–3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу, закрепляет умение аккуратно пользоваться глиной. Дети учатся лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.). Вылепленные фигурки объединяются в коллективную композицию (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.). Итогом является радость от восприятия результата общей работы.

К концу года ребенок умеет отделять от большого куска глины небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней. Лепит различные предметы, состоящие из 2-3 частей, используя разнообразные приемы лепки

Аппликация

На занятиях по аппликации педагог приобщает детей к искусству аппликации, формирует интерес к этому виду деятельности. Дети обучаются предварительно выкладывать (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета, составляя изображение (задуманное ребенком или педагогом) и наклеивать их; аккуратно пользоваться клеем. Педагог

формирует у детей навыки аккуратной работы. Учит создавать в аппликации на бумаге разной формы предметные и декоративные композиции из геометрических форм и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету. Итогом занятий становится радость от полученного изображения.

В результате освоения Программы к концу года дети соответствуют в своем развитии базисным характеристикам личности ребенка 4 лет.

Базисные характеристики ребенка 4-х лет

Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.

Социальная компетентность

Ребенок проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками. Осознает свою половую принадлежность

Коммуникативная компетентность

Ведущий тип общения - ситуативно- деловое. Для налаживания контактов с другими людьми использует речевые и неречевые (взгляды, мимика, жесты, выразительные позы и движения) способы общения.

Интеллектуальная компетентность

Активно интересуется окружающим миром, задает вопросы, использует по назначению некоторые бытовые предметы, игрушки, предметы-заместители и словесные обозначения объектов в быту, игре и общении; в практической деятельности учитывает свойства предметов (цвет, форму, фактуру, строение) и их назначение, много и активно экспериментирует.

Физическая компетентность

Владеет основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами), элементарными гигиеническими навыками и навыками самообслуживания.

Качества психики и личности : - эмоциональная неустойчивость, - инициативность во всех сферах - самостоятельность («Я сам», «Я могу») - повышенная потребность в индивидуальном внимании Характерна позиция превосходства над товарищами - могут в общении с партнером открыто высказать негативную оценку.

Стремление к самостоятельности формируется у младшего дошкольника в опыте сотрудничества со взрослыми. В совместной с ребенком деятельности взрослый помогает освоить новые способы и приемы действий, показывает пример поведения и отношения.

К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. Агрессивность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляется в постоянной готовности к деятельности. Ребенок уже умеет гордиться успехами своих действий, умеет критически оценить результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию: более четко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия.

Ребенок способен воспринимать предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность..

Ребенок владеет разнообразными действиями с предметами, хорошо ориентируется в различении таких форм, как круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по признаку формы, сравнивает их по размеру (по длине, ширине, высоте). Он активно стремится к самостоятельности, уверенно осваивает приемы самообслуживания и гигиены. С удовольствием самостоятельно повторяет освоенные действия, гордится своими успехами.

В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. Он умеет заводить ключиком механическую игрушку, составлять игрушки и картинки из нескольких частей, изображать в игре зверей и птиц.

Ребенка отличает высокая речевая активность ; его словарь содержит все части речи. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков.

Нашей дочке почти девять месяцев. Почему-то в последнее время она начала бояться чужих людей. Когда приходят гости - плачет, просится на руки и настойчиво требует унести ее в другую комнату. Раньше все было по-другому-дочери нравилось, когда с ней разговаривают, она всем улыбалась. Няня уверяет, что никто ее не пугал, а я думаю, что девочка таки испугалась, а няня просто не хочет мне говорить. Как научить ребенка не бояться посторонних?
Ольга, г. Москва

Аппендицит: где находится и его симптомы

Прихватило в правом боку, поднялась температура, появилась слабость, боль с каждым часом усиливается, и таблетки, которые должны помочь, бездействуют? Есть большая вероятность, что у вас аппендицит - воспаление червеобразного отростка, именуемого в медицинских кругах аппендиксом. В этом случае терпеть дискомфорт строго запрещается, и надо срочно вызывать скорую помощь, ведь чем дольше вы будете оттягивать обращение к врачу, тем вероятнее неблагополучное течение болезни, которое может привести, к сожалению, даже к летальному исходу.

Где находится аппендикс

Аппендикс представляет собой слепой придаток ободочной кишки, который расположен справа между тонким и толстым кишечником.

Бомбочки для ванны своими руками

Шипящие ароматные бомбочки для ванны - прекрасный способ расслабиться и получить удо вольствие. сегодня мы расскажем, как сделать их в домашних условиях.

Что такое бомбочка для ванны и зачем она нужна

Бомбочки для ванны в виде небольших разноцветных шаров продаются в специализированных магазинах. При погружении в ванну бомбочка начинает шипеть и крутиться, вода вокруг нее бурлит - отсюда и пошло ее название. кожа после ванны с бомбочкой становится мягкой и бархатистой, уходит усталость, тело расслабляется. однако вовсе не обязательно покупать бомбочку в магазине, ведь сделать ее собственными руками достаточно просто. При этом вы гарантированно получите продукт приятного вам цвета и с любимым ароматом.

Как успокоиться и не нервничать

В этой статье мы рассмотрим эффективные способы успокоиться и не стать злючкой.

Начните отслеживать свое недовольство и признавать его

Раздражение, злость, гнев, ярость - это разные ступени на шкале агрессии. А начинается все с небольшого недовольства. Важно распознавать и отслеживать это состояние в зародыше и не давать ему перейти в раздражение, гнев и далее.

Выясните свои потребности и найдите способы адекватно их удовлетворить

Как только заметили, что недовольны чем-то, сразу задавайте себе вопрос: «А чего я на самом деле хочу? Какая моя потребность не удовлетворяется?». Не копите недовольство, а прямо сообщите о своих потребностях окружающим. Например, скажите мужу прямо: «Дорогой, я соскучилась по свиданиям с тобой, своди меня, пожалуйста, в ресторан (ну или куда вам хочется)», вместо упрека «ты меня никуда не водишь».

Аннотация к программе:

Тип программы – коррекционно-развивающий.

Вид программы по предметной деятельности – речевое, игровое, коммуникативное развитие.

Цель программы – развитие речи детей 3-4 лет соответственно возрасту.

Задачи программы:

  1. Формирование правильного звукопроизношения.
  2. Развитие слухового восприятия.
  3. Расширение словаря и развитие грамматического строя.
  4. Развитие мелкой моторики.
  5. Формирование познавательного интереса и произвольности.
  6. Коррекция нарушений звукопроизношения.

Условия реализации.

Продолжительность курса : программа реализуется в течение года, с сентября по май 2 раза в неделю. Количество комплексов за год – 66. Один комплекс равен разовому посещению ребенком группы. Количество времени, затраченного на проведение программы ¸ составляет 99 часов.

Количество времени рассчитано непосредственно на проведение практических занятий.

Длительность комплекса: 1,5 (полтора) часа.

Время проведения: комплекс проводится в первой или второй половине дня.

Форма проведения: групповая.

Количество человек: 8-10 детей.

Особенности помещения: программа реализуется в игровой комнате с использованием соответствующего оборудования.

Используемые технические и другие материалы: наглядный материал, магнитофон, аудиозаписи, настольный театр.

Показания и противопоказания к применению: программа рассчитана на детей 3-4 лет с общим недоразвитием речи, фонетико - фонематическим недоразвитием речи, как посещающих дошкольное учреждение, так не посещающих. Ребенок с грубыми нарушениями (с ОВЗ) часто в силу медицинского диагноза отстает в психо- речевом развитии. Такая задержка делает ребенка инфантильным. Поэтому его психологический возраст значительно ниже реального биологического. Этот факт необходимо учитывать при формировании группы (при введении ребенка с ОВЗ в группу нормативных сверстников). В этом случае ребенка с ОВЗ вводят в группу более младших сверстников.

Программа не может быть реализована с детьми с глубокой задержкой психического развития и умственной отсталостью. Не рекомендуются занятия детей в группе с выраженной агрессивностью, расторможенностью.

Эффективность программы и способы ее отслеживания.

В начале и в конце реализации программы у детей 3-4 лет проводится диагностическое обследование с целью выявления следующих параметров:

  • сформированность словаря;
  • сформированность грамматического строя;
  • сформированность фразовой речи;

Вся диагностика оформляется в речевую карту.

Динамика развития отслеживается в написании сравнительной характеристики, которая составляется на каждого ребенка и анализе групповой динамики в целом.

Специалисты, реализующие данную программу в текущем учебном году

Кротова О.В.,учитель-логопед

Мухотдинова А.С.,педагог-психолог