Меню
Бесплатно
Главная  /  Уход и гигиена  /  Основы обучения детей с синдромом дауна. Конспект занятия для ребенка с синдромом дауна Конспекты занятий с детьми даунами 5 лет

Основы обучения детей с синдромом дауна. Конспект занятия для ребенка с синдромом дауна Конспекты занятий с детьми даунами 5 лет

Мы работаем в группе с детьми с синдромом Дауна в МОУ ППМС ЦДК «Шанс», которая была сформирована в январе 2013 года. У нас, как у воспитателя «особенных» детей, появилось много вопросов: как воспитывать, корректировать развитие, нарушенное аномалией, обучать? Опыт групповой работы с такими детьми недостаточно освещен, в большей степени проводится индивидуальная работа. Информацию собираем по крупицам. Опыт накапливаем методами проб и ошибок. Дети, которых мы приняли, никогда не посещали дошкольное учреждение, никогда не находились продолжительное время в коллективе своих сверстников и тем более без родителей, поэтому адаптация проходила сложно. Дети испытывали страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения. У ребят отсутствовали навыки самообслуживания (из 6 человек самостоятельно могли кушать всего двое), одеваться и раздеваться не мог никто, почти все дети ходили в памперсах. Речь у детей отсутствовала.

За год работы мы достигли многого: дети полностью адаптировались в дошкольном учреждении, они с удовольствием идут на контакты с детьми и взрослыми, которые их окружают, эмоционально откликаются на индивидуальные и групповые занятия. Все ребята научились самостоятельно кушать, проситься в туалет. У детей увеличился активный и пассивный словарь, они стали произносить отдельные слова и словосочетания, по необходимости пользоваться жестовой речью. В работе мы меньше употребляем слова «скажи», «повтори», поскольку тогда дети могут вообще отказаться от общения. Гораздо эффективнее создавать условия, в которых ребенок сам захочет что-то сказать. В работе с нашими детьми мы помогаем активно пользоваться жестами. Например: при рассказывании сказок «Теремок», «Колобок» при использовании картинок стараемся параллельно показывать фигурки персонажей либо настольного театра, либо кукол – перчаток театра Би-ба-бо и обозначать их жестами, которые существуют в языке для глухонемых.

Очень важно отметить, что наши дети очень много и тяжело болеют, после чего труды воспитателя и те навыки, которые малыш усваивает в процессе обучения, теряются, и мы начинаем свои занятия и обучение практически с нуля.

Мы, воспитатели адекватно реагируем, если ребенок среди занятия встает и начинает бегать по групповой комнате. Это может означать переутомление, замешательство, страх. Мы проговариваем создавшуюся ситуацию для беспокоящегося ребенка и всех детей: «Макс волнуется, он устал». Поэтому стараемся помочь ребенку, облегчаем задания или меняем вид деятельности.

Одним из самых важных, на наш взгляд, элементов учебно-воспитательного процесса является единство требований и настойчивость всех взрослых, которые окружают детей –родителей, воспитателей, всех специалистов. Постоянное взаимодействие с родителями принесло свои результаты. В самом начале нашей работы мы побеседовали с родителями каждого ребенка и выяснили что многие дети метеозависимы, подвержены перепадам настроения, имеют хронические заболевания. Проанализировав всю информацию, мы нашли методы и подходы к каждому ребенку. Сейчас наша работа с родителями строится на ежедневных индивидуальных консультациях. Мы рассказываем о наших «достижениях» и «неудачах» в течение дня, совместно находим пути их преодоления и вместе радуемся удачам. Единого рецепта для достижения результатов с нашими детьми нет, поэтому свою работу с родителями мы построили именно так.

При разработке данного занятия мы учитывали возраст и особенности детей (мои ребята не имеют навыков вербального общения). Важно понимать, что возраст развития детей с синдромом Дауна отличается от биологического возраста. Упражнения, которые предлагали детям для группового занятия, мы выбрали с учетом актуального развития детей нашей группы учитывая особенности в отдельных сферах: мелкой, общей моторики, познавательно–речевого развития, художественно-эстетического и социально- личностного развития. Для того, чтобы групповое занятие было эффективным, в одном занятии я сочетала «очень простые» и «достаточно сложные» задания. Такой подход учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка и зону его ближайшего развития. Планирование и вся работа строится на результатах диагностики детей. В своей работе мы используем программы: «Маленькие ступени» М.Питерси и Р.Трилон, «Примерную программу коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР от 3 до 7 лет» Н.В. Нищевой.

В настоящее время не вызывает сомнений то, что дети с синдромом Дауна проходят все те же этапы развития, что и обычные дети, поэтому общие принципы проведения занятия были разработаны на основе представлений о развитии детей дошкольного возраста с учетом особенностей когнитивного развития детей с синдромом Дауна. В основу принципов построения занятия легли: предметность мышления дошкольников, необходимость использовать их чувственный опыт, опора на наглядно-действенное мышление, как базу для дальнейшего перехода к наглядно-образному и логическому мышлению, использование собственной мотивации ребенка, обучение в игровой форме, а также индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его особенности.

Анализ занятия:

Задачи, которые мы поставили по познавательно-речевому развитию, по художественно-эстетическому и социально-личностному развитию, в ходе занятия были выполнены. Мною были использованы следующие методы: словесный, наглядный, игровой и практический. Важной частью занятия считаю наличие сюрпризного момента. Учитывая особенности наших детей, могу отметить, что они были активны, усидчивы, эмоционально-положительно настроены.

Приемы, которые использовали в ходе занятия:

1.Дети сидят напротив педагога таким образом, чтобы им было легко слышать инструкцию и видеть используемые жесты.

2.Инструкция, которую мы даем детям, соответствует их уровню понимания речи. Она должна быть короткой и четкой, часто мы даем ее пошагово, говорим медленно, подкрепляя свои слова жестами. Вместо вербальной инструкции мы применяем показ, опираясь на подражательные возможности детей.

3.Учитывая замедленное проведение импульсов, характерное для детей с синдромом Дауна, мы выдерживаем паузу, давая детям возможность сообразить, что от него требуется.

4.Деятельность, которую мы предлагаем детям, предметная. Опора, не только на зрительный и слуховой, но и тактильный анализаторы улучшает восприятие материала. Дети имеют возможность рассмотреть и потрогать тот материал, с которым они работают, для того, чтобы точнее соотнести его с нашей словесной инструкцией и создать более полный и точный образ. Замена игрушек картинками возможна, если дети действительно точно понимают, что на них изображено.

5. Занятие включает задания из разных разделов обучения. Все задания имеют четкое начало и конец и динамично сменяют друг друга.

6.Помощь, оказываемая ребенку при выполнении задания, строго дозируется. Если ребенок не справляется с заданием самостоятельно, можно оказать ему небольшую помощь «советом», сконцентрировав его внимание на нужном сейчас действии или важной детали. Если этого оказывается недостаточно, можно помочь ему в выполнении правильного действия, действуя его руками или выполняя часть задания вместо него. В любом случае задание должно быть закончено.

7.Если ребенок не справляется с заданием, отказывается его выполнять или нуждается в значительной помощи при его выполнении, то это, как правило, значит, что задание не соответствует уровню развития ребенка. В таком случае мы возвращаемся к предыдущим навыкам или разбиваем настоящее задание на шаги для отработки «слабого звена».

8.Увеличение сложности заданий происходит по мере реального усвоения материала. Тот шаг, с которым усложняются задания, не должны быть заметен ребенку, для него это просто новая игра.

9.Мы используем собственную мотивацию ребенка. Ему должен нравиться игровой материал. Задание построено таким образом, чтобы отрабатываемый навык был нужен ребенку, как средство достижения собственной цели.

10.Не всегда удается связать мотивацию ребенка непосредственно с заданием (особенно на первых этапах), тогда он выполняет задания во многом ради похвалы взрослого. Мы хвалим ребенка за хорошо выполненное задание. Если у ребенка что-то не получается, мы похвалим его за попытку выполнить задание, но в любом случае необходимо и помочь ему довести его до конца. Мы избегаем негативной оценки действий ребенка и появления у него ощущения «не успешности».

11.После наших занятий мы используем помощь родителей в отработке понятий и навыков, а также в переносе отрабатываемых навыков в бытовые и игровые ситуации. Для этого родителям выдаем соответствующие рекомендации и обсуждаем с ними то, как они могут заниматься с ребенком дома.

Проблемы, встающие перед воспитателями «особых» детей, на самом деле не такие уж и особые. Любому ребенку нужны теплые и близкие отношения, которые дают ощущение, что мир для него – теплый дом, в котором ему всегда найдется место. Только опираясь на «любовь без правил», ребенок может постигать и осваивать «правила», обретая в мире свое собственное место. Уже не возникает сомнений, что дети с синдромом Дауна способны многому научиться, что их потребности не отличаются от потребностей любых, обычно развивающихся детей, но никакое государственное учреждение не заменит родительской любви и участия. Ни один доктор не сможет изменить количество хромосом в каждой клеточке ребенка, и как ни старайся — таким, как все, «особый» ребенок не будет никогда. Но для нас важно, чтобы они были такими же, как все дети, «вопреки всему» и «несмотря ни на что».

Познавательно – речевое развитие:

1.Дать детям знания о времени года «весна». Побуждать детей устанавливать элементарную зависимость состояния природы от смены времен года.

2.Развивать понимание простых предложений и коротких текстов, выполнять простые инструкции.

3.Совершенствовать чувственный опыт детей при тактильном обследовании предметов.

4.Совершенствовать навык захвата мелких предметов указательным типом хватания и удерживать их некоторое время, затем сортировать, учитывая цвет.

5.Продолжать координировать движения рук, упражнять в умении удерживать пальцы рук в определенной позе.

6.Создавая эмоционально – положительное настроение повышать у детей мотивацию к общению.

Художественно – эстетическое развитие:

1.Познакомить детей с музыкальным инструментом, учить извлекать звуки, передавать ритм.

2.Научить детей технике пальчикового рисования, создавая изображение путем использования точки, как средства выразительности.

Социально – личностное развитие:

1.Формировать коммуникативные навыки, учить детей взаимодействовать во время совместного выполнения действий в ходе занятия.

Оборудование:

1.Солнышко (картинка)

2.Металлофон

3.Шнурки (на каждого ребенка)

4.Разноцветные бусины основных цветов

5.Контейнеры с песком (на каждого ребенка)

6.Корзиночки для бусин

8.Влажные салфетки

9.Пальчиковые краски

10.Заготовки для открыток с нарисованным стеблем и листочками мимозы

11.Веточка мимозы в вазе

12.Маски зайчика и мишки

13.Диск с записью пения птиц

14.Фотографии мам детей

Ход НОД:

Дети садятся за столы.

Воспитатель: Ребятки, посмотрите какое веселое солнышко, а знаете, почему оно смеется? Потому что пришла весна. Оно ярко светит, оно теплое, солнышко согревает все вокруг. Стало тепло, птички запели свои песни, давайте послушаем. (Слушаем пение птиц в записи). А это сосульки. Стало тепло и сосульки «заплакали» послушайте: Кап-кап-кап (играю на металлофоне). Егор, покажи, как капают сосульки (ребенок стучит) молоточком, изображая звон капели). А теперь Матвей… (все дети изображают звон капели по очереди). А это бежит ручеек (провожу молоточком по металлофону). (Все дети показывают, как бежит ручеек)

А сейчас мы поиграем в игру «Ручейки».

(Проводится пальчиковая игра «Ручеек».)

Воспитатель: У нас есть вот такой шнурочек — это ручеек, он побежит между вашими пальчиками, вот так.

Воспитатель пропускает веревочку – ручеек змейкой между пальцами рук детей, поднятых вертикально ладонями вверх.

— Ребятки, к нам в гости пришла кукла Настя. (Интерактивная кукла здоровается с детьми). Здравствуй, Настя, расскажи нам стихотворение.

Настя: За окном звенят капели, первоцветы зацвели,

С юга прибыли в апреле утки, гуси, журавли.

Воспитатель: Ребята, наша Настя очень грустная, она потеряла свои бусы. Давайте поможем ей найти их. У вас у каждого на столе стоит контейнер с песком. Опускаем руки в песок, ищем в нем бусинки и выкладываем на поднос. Сейчас Егор нанижет на свой шнурок зеленые бусины, Илья — красные, Полина – желтые, Данила – синие. Вот какие красивые бусы получились у всех ребят. Я помогу Насте надеть их. (Надеваю кукле бусы).

(Настя благодарит детей).

Воспитатель: А сейчас мы вытрем руки влажными салфетками. Ребята, весной становится тепло, и вся природа просыпается: зайцы начинают менять белую шубку на серую, медведь выходит из берлоги. Давайте поиграем в игру «Зайка серенький сидит».

(Воспитатель проводит игру «Зайка серенький сидит», второй воспитатель играет роль мишки)

Зайка серенький сидит и ушами шевелит, вот так, вот так и ушами шевелит.

(Дети шевелят кистями рук, подняв их к голове)

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть, хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, надо лапочки погреть.

(Со слова «хлоп» и до конца фразы дети хлопают в ладоши)

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать, скок, скок, скок, скок, надо зайке поскакать.

(Со слов «скок-скок» и до конца фразы дети подпрыгивают на обеих ногах на месте)

Мишка зайку испугал, зайка прыг … и ускакал.

(Дети убегают, а мишка их ловит)

Садимся на стульчики.

— Ребята, весной праздник у наших мам. Посмотрите, у нас на доске висят фотографии мамочек. Егор, покажи нам свою маму. (Все дети показывают на фотографии свою маму). Сегодня мы для мам нарисуем открытки к празднику.

Посмотрите, какой цветок стоит на столе в вазе. Это мимоза. Вот ножка, на которой он стоит. Она называется «стебель». А это листочки. Стебелек и листочки зеленого цвета. А теперь давайте его понюхаем. Ах, как пахнет! У меня на листе нарисован стебелек и листочки, а цветочки мы будем рисовать с вами. Закатайте рукава и внимательно смотрите. Я обмакиваю в желтую краску кончик пальчика и прикладываю его к листу бумаги, где стебель. Мой пальчик как будто качается на качелях (чуть-чуть вперед, чуть-чуть назад). Я убираю пальчик, посмотрите, он грязный, что нужно сделать? (Вытереть влажной салфеткой). Давайте потренируемся. Представьте, что краска стоит возле вас. Обмакиваем палец в краску, прикладываем к ладошке (чуть-чуть вперед-назад). Еще раз попробуем. Обмакиваем в краску и прикладываем.

— А теперь приступаем к работе. Рисуйте аккуратно. Когда закончим, вытрем пальцы салфеткой.

— Ой, какие красивые цветы у вас получились! А сейчас каждый повесит открытку рядом с фотографией своей мамы. (Дети прикрепляют каждый свою открытку к фотографии мамы). А я свою открытку подарю Настеньке. Ребята, Насте очень понравилось, как вы сегодня занимались – мы поиграли в игру «Ручеек», «Зайка серенький сидит», собирали бусы для куклы, рисовали для мам открытки к празднику. Молодцы! (Кукла прощается с детьми).

Воспитатель: Все ребята сегодня хорошо потрудились, наше занятие закончено.

Авторы: Краева Оксана Сергеевна, воспитатель, Лымарь Татьяна Владимировна, воспитатель, Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центр диагностики и консультирования «Шанс» (МОУ ППМС ЦДК «Шанс»), г. Серпухов, Московская область.

Занятие по развитию познавательной сферы детей с синдромом Дауна 7-ми лет.

Цель: создание доверительной обстановки, формирование положительной мотивации, коммуникативных навыков, развитие познавательных процессов.

Время: 1 академический час.

Материал: лист бумаги формата А4, цветные карандаши , бланки к заданиям, карандаш, краски, палочки, блоки Дьенеша, трафарет и картинка репы, влажный или кинетический песок .

1.Упражнение - приветствие «Солнышко».

Цель: создание положительного настроя на работу.

Техника проведения: предлагается повторять слова и движения за педагогом-психологом.

Инструкция:

Утром солнышко встаёт выше, выше (руки высоко вверх).

Ночью солнышко зайдет ниже, ниже (руки вниз).

Хорошо-хорошо солнышку живётся (делаем ручками фонарики),

И нам вместе с солнышком весело живётся (хлопаем в ладоши).

2.Упражнение «Рисунок – репка».

Цель: настрой на совместную работу.

Материал: краски, лист бумаги формата А4, трафарет и картинка репы.

Техника проведения: предлагается изобразить овощ при помощи техники «Оттиск печатками поролона».

Инструкция: посмотри, какая красивая репка. Какого она цвета? Желтая. Что это? Овощ. Давай нарисуем репку. Возьми трафарет репки, положи на лист бумаги. Теперь возьми поролон, опусти в краску и движениями сверху вниз ставь отпечатки на листе бумаге с трафаретом.

2. Упражнение «Чудесная корзинка».

Цель: обогащение словарного запаса.

Материал: овощи, картинки, корзинка.

Техника проведения: педагог-психолог показывает картинку с изображением овоща, а обучающийся находит соответствующий овощ среди муляжей.

Инструкция: посмотри, какая красивая корзинка, Давай посмотрим, что в ней - это морковка, это помидор, это огурец, это капуста. Найди морковь (огурец, помидор, капусту). Я буду показывать картинку, а ты будешь находить овощи.

3.Упражнение «Овощи».

Цель: формирование подражательных способностей, посредством пальчиковых игр.

Техника проведения: обучающийся повторяет движения за педагогом-психологом.

Инструкция: педагог-психолог зачитывает стихотворение, сопровождая движениями рук.

У нашего Тимочки (складывает ладони корзиночкой)

Овощи в корзиночке.

Вот пузатый кабачек

Уложился набочек. (загибает мизинец)

Морковку, (загибает безымянный палец)

Уложил Тима ловко,

Помидор, огурец. (загибает средний и указатель палец)

Вот наш Тима. Молодец! (показывает большой палец)

4. Упражнение «По лесной лужайке».

Цель: снятие мышечного напряжения.

Техника проведения: обучающийся слушает стишок и повторяет движения за педагогом-психологом.

Инструкция: педагог-психолог читает стихотворение и показывает движения. Повторяй за мной.

По лесной лужайке. (прыжки на двух но гах)

Поскакали зайки.

Вот какие зайки.

Зайки побегайки.

Сели зайчики в кружок. (ребенок присаживается на корточки

Роют лапкой корешок. и руками «гребет» по полу)

Вот какие зайки.

Зайки побегайки.

Вот бежит лисичка. (прячется, закрывая ладонями

Рыжая сестричка. лицо)

Ищет где же зайки.

Зайки побегайки.

5. Упражнение «Домик» (складывание из палочек).

Цель: развитие пространственного мышления.

Материал: палочки.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает зайчику построить из палочек домик. Сначала выкладывает педагог-психолог, затем обучающийся.

Инструкция: посмотри, з айчик сидит и грустит! У него нет домика. Д авай построим зайчику домик из палочек. Посмотри, как это делаю я? Повтори! Молодец!

6.Упражнение «Разложи по цвету».

Цель: развитие восприятия цвета.

Материал: блоки Дьенеша.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает разложить фигуры по цвету, выкладывая первый ряд. Задача обучающегося – выложить в соответствии с цветом первого второй ряд.

Инструкция: посмотри, я выкладываю цветные фигуры. Первая фигура, какого цвета? Найди фигуру такого же цвета и положи под нее. Вторая фигура, какого цвета? и т.д.

7.Упражнение «Лепим овощи» (влажный или кинетический песок).

Цель: развитие мелкой моторики, закрепление полученных знаний.

Материал: влажный или кинетический песок.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает слепить по образцу разные овощи.

Педагог-психолог показывает, а обучающийся повторяет.

Инструкция: давай, слепим огурчик. Посмотри, как я делаю, повтори за мной. Молодец! Давай, слепим другие овощи.

Цель: завершение занятия.

Материал: мяч.

Техника проведения: педагог-психолог и обучающийся кидают друг другу мяч. Задача обучающегося ловить и бросать мяч.

Инструкция: давай поиграем с мячиком – я буду кидать мячик, приговаривая: «Я кидаю высоко, Я кидаю далеко», а ты его ловить и наоборот.

Чтобы ребенок с синдромом Дауна успешно учился, нужно понять две вещи — он нужен обществу так же, как и любой другой человек, поэтому его нужно обучить всему, что умеет обычный ребенок. Второе — эти дети не только могут, но и любят учиться, максимум результата можно получить только при максимуме внимания. Если результат недостаточный, значит приложено недостаточно усилия. Обучение детей с синдромом Дауна — непростая, но очень благодарная задача, достижения этого ребенка приносят много радости как ему самому, так и родителям. Общество должно способствовать формированию личности несмотря на особенности развития, как интеллектуального, так и физического.

Особенности

Перед обучением следует определить, что умеет ребенок. Как правило умения и развитие оцениваются по таким признакам:

  1. Как ребенок общается и насколько у него развиты социальные навыки (взаимопонимание, взаимопомощь, поведение в коллективе).
  2. Как он себя обслуживает — ест, одевается и раздевается, умывается.
  3. Развитие крупной моторики — как ребенок ходит, бегает, ползает, прыгает, наклоняется, переворачивается со спины на живот.
  4. Развитие мелкой моторики — это способность управлять мелкими предметами, передавать их из рук в руки, выполнять задачи, которые требуют координации зрения и движения рук. К мелкой моторике относится, например захват предмета большим и указательным пальцами «пинцетный захват», а также рисование, застегивание пуговиц.
  5. Развитие речи — во внимание берется не только словарный запас, но и способность выразить свою мысль, четкость произношения, плавность разговора, эмоциональные интонации.
  6. Понимание языка — внимательность к сказанному, способность выполнить указание, скорость реакции на просьбу, реакция на громкие, тихие, простые и сложные фразы как по количеству слов, так и по сложности конструкции предложения (например, понимание сложного и простого предложения, использование синонимов, антонимов, выражений в переносном смысле). Понимание эмоциональности обращения — шутки, строгий разговор.

Дети с синдромом — вполне обычные, но, конечно, есть особенности, из-за которых им труднее осваивать учебный материал:

  • синдром Дауна приводит к тому, что тонкая и крупная моторика может даваться трудно, эти физические данные нужно развивать с помощью упражнений;
  • поскольку основная часть информации воспринимается с помощью слуха и зрения, проблемы с этими органами чувств, которые наблюдаются у детей, также являются фактором, замедляющим обучение, в случае проблем нужно проходить соответствующее лечение и на время лечебных процедур нужно учитывать эти особенности в учебной программе;
  • речь может быть снабжена недостаточным словарным запасом, произношение недостаточно четкое, могут быть проблемы с логическим выражением своих мыслей, но это решается просто интенсификацией обучения, при котором речевые участки мозга быстрее развиваются, эта проблема требует пристального внимания, но она имеет психологическую направленность, а не физиологическую (речевые мышцы укрепляются в процессе работы);
  • ребенку часто нужно по несколько раз повторять, причем короткими фразами, поскольку слуховая память кратковременного типа слабо развита, возможна умственная отсталость, которая, впрочем, наверстывается с помощью целенаправленной работы;
  • не смотря на то, что дети усидчивы, им трудно продолжительное время концентрироваться на чем-то одном;
  • новые навыки и понятия нужно многократно повторять, особенно, если они не интересны, поэтому желательно обучение делать в игровой, но четкой форме, чтобы за игровым процессом не терялась суть понятия, которое нужно выучить; или же просто заинтересовать ребенка, ведь обучение можно проводить в унылой, а можно и в интересной форме, как и с обычными детьми, результат очень сильно зависит от творчества и приложенных усилий учителя, не нужно манипулировать умственной отсталостью, с ребенком нужно работать творчески;
  • нужно работать над образным и логическим мышлением, так как обобщения, обоснование утверждений, умение находить доказательства тому или иному факту у детей как правило затруднены;
  • обращать внимание на такие, казалось бы детали, как расстановка предметов или действий в определенной последовательности, согласно с правилами или закономерностями;
  • не смотря на то, что дети хорошо ориентируются в зрительных пособиях, невербальные задания (на которых нужно показывать без речевого сопровождения), связанные со счетом, классификацией вещей, довольно трудны в раннем возрасте для всех детей, но особенно — для детей, у которых синдром Дауна;
  • в связи с большими усилиями, которые дети должны предпринимать даже для казалось бы простых заданий, они быстро утомляются, их внимание рассеиваются.

Мелкая моторика

С помощью мелкой моторики ребенок может застегивать пуговицы, рисовать, делать действия, которые помогают обслуживать себя в быту. Поэтому ее развивать очень важно.

Дети с синдромом Дауна часто имеют сниженный тонус мышц, поэтому движения кистью компенсируются движением плечом и предплечьем, мышцы и в которых более сильные. Но запястье постепенно укрепляется, ребенок учится пользоваться ладонью. Постепенно разрабатываются пальцы, их можно тренироваться с помощью приема — кисть ставится на стол, ребром ладони вниз. Работа ведется большим, указательным и средним пальцами. Укрепление запястья проводится с помощью круговых движений и движений вверх-вниз и в стороны.

Нужно учиться делать захват с помощью ладони, щепоткой, одновременно большим и указательным пальцами (пинцетный), а также делать похожие упражнения, например дотрагиваться поочередно пальцами руки к большому пальцу этой же руки. Возможны проблемы — ладонный захват может получаться без участия большого пальца, захват может быть недостаточной силы, пинцетный захвах может осуществляться большим и средним, а не указательным пальцами. В этих случаях нужно проводить коррекцию, стараясь в процессе обучения заинтересовать ребенка следующим образом:

  • играть пальчиковые игры;
  • лепить из пластилина, глины, муки, пластика;
  • рисовать карандашом, красками, мелом, можно делать картины, рисуя пальцем по песку или макая его в краску, важно менять способы рисования, так как каждый из них лучше развивает кисть определенным образом;
  • в перерывах между занятиями можно делать массаж пальчиков, который будет увеличивать подвижность рук, улучшать кровообращение, поддерживать тонус мышц.

Если будет развита мелкая моторика рук, ребенок сможет лучше развиваться, умственная отсталость будет постепенно исчезать.

Игры и занятия

При синдроме Дауна особенности физического развития следует учитывать в обучении и играх. Следующие игры и занятия помогут улучшить мелкую моторику рук:

  1. Игра ладушки — для самых маленьких. Играя с ребенком, мама (или папа) общаются с ребенком, что помогает не только физическому, но и раннему психологическому развитию.
  2. Разрывание газет и более твердой бумаги, картона, когда руки окрепнуть. Это упражнение можно давать с половины года, но нужно следить, чтобы малыш не ел бумагу. Также нужно учить ребенка отличать, которые предметы можно рвать, а которые нет. Например книги рвать нельзя, их нужно перелистывать.
  3. Листание книжных страниц. Это упражнение лучше осваивать с одного года. Желательно, чтобы были большие красочные картинки. Ребенка можно начинать обучать — кроме картинок можно давать издания с большими буквами, позже — энциклопедии, в которых картинки иллюстрируют обучающую информацию, с помощью визуального восприятия не только красивой, но и полезной информации ликвидируется умственная отсталость. Листая страницы, ребенок учится захватывать мелкие и тонкие предметы.
  4. Использование в обучение бус, пуговиц — сортировка по цветам, размерам, нанизывание на нитку, в старшем возрасте возможно более сложное творчество, например рукоделие в виде изготовления украшений, вышивки бисером.
  5. Кубики, геометрические фигуры, башни из колец, фигурки, которые можно друг в друга вкладывать.
  6. Пересыпание крупы из емкости в емкость, сортировка двух или трех видов круп, которые нужно предварительно смешать. Не нужно переусердствовать с количеством крупы, занятие не должно быть утомительным.
  7. Можно рисовать на песке, насыпанном на поднос. Простые фигуры можно усложнять до сложных рисунков. Кроме того, можно делать картины рельефными, использовать разноцветный песок. Из мокрого песка можно делать различные фигуры и наносить на них рисунки с помощью пальца или палочки.
  8. Для развитий мелкой моторики можно завинчивать крышки на банках, бутылках. С девочками можно играть в кухню, где в банках будут хранится настоящие или игрушечные продукты. С мальчиками (и девочками также) можно играть в конструктор с крупными деталями, где нужно закручивать винтики и гайки.
  9. Важно научить ребенка самому застегивать, расстегивать одежду и обувь. Он должен самостоятельно справляться с молнией, пуговицами, шнуровкой. Также нужно одевать и раздевать игрушечные куклы, желательно иметь одну куклу с несколькими комплектами одежды, которые можно раскроить, пошить и украсить с помощью ребенка.
  10. Лепка с помощью статических усилий хорошо развивает мышцы пальцев. И не обязательно лепить фигурки из пластилина, можно налепить вареников, а малыш будет в силу своих возможностей помогать, разминая тесто, а потом раскатывая, даже лепя сами вареники. Такое занятие нравится не только девочкам, но и мальчикам, ведь результат съедобный и усилия восполняются не только похвалой, но и вполне материальной трапезой.
  11. Рисование может проходить в разных плоскостях — на ровном столе, наклонном мольберте или вертикальной стене. Можно дать ребенку кисточку и раскрасить забор, или сделать другую полезную работу, объемы которых значительны. Ведь если результат должен быть серьезным, то и работа будет продолжаться дольше, а в случае с синдромом Дауна количество приложенных усилий прямо пропорционально прогрессу физического и психологического развития. Продолжительная работа будет также способствовать возможности непринужденного общения с малышом, а полезный труд будет развивать ответственность. Не нужно боятся дать ребенку взрослую работу — главное, чтобы занятие было безопасным и проходило под присмотром взрослых.
  12. Мозаики и пазлы важны в развитии, но важно, чтобы они были настолько доступными, чтобы ребенок мог их сложить без помощи взрослого. Ведь наличие сложных рисунков может привести к тому, что ребенок будет безучастно наблюдать, как мама или папа складывают рисунок, родителям может просто надоесть полдня возиться с монотонной и бесполезной работой. Если занятие сложное, ее можно растянуть на несколько дней, красиво сложенную картину из пазлов в результате можно одеть в рамку и ребенок сможет смотреть на результат своих усилий.
  13. Вырезать ножницами фигуры, снежинки, из которых можно делать аппликации. Также можно вырезать выкройки, из которых можно шить одежду для кукол или даже для самого ребенка.

Методики

Синдром Дауна Среди разных методик воспитания и образования, можно выделить следующие:

  1. Методика Марии Монтессори, которая предлагала обучаться с помощью игр. По этой методике ребенку нужно давать свободу выбора между разными видами деятельности, причем каждый из этих видов должны иметь равную ценность для обучения. Главная идея — создание среды, в которой ребенок самостоятельно захочет заниматься тем, что от него требуют взрослые. Продолжительность занятия, учебный материал корректируют исходя из желаний малыша. Коллективные игры должны готовить ребенка к самостоятельности, то есть должны иметь практическую направленность. Умственная отсталость — не может быть причиной изоляции, а является поводом к настойчивому обучению, которое идет через понимание особенностей ребенка.
  2. Метод Глена Домана. Характеристика метода — занятия должны проходить как можно раньше, то есть с момента рождения. Активное обучение математики, языку и чтения — с одного года, когда ребенок психологически готов к занятиям более высокого уровня сложности.
  3. Метод Сесиль Лупан. Основная мысль — заинтересовать ребенка, занятия должны приносить радость. Нужно помогать ребенку осваивать новые виды деятельности, которые сам он стремится изучить. Поддерживать любознательность с помощью новой интересной информации. Ребенок должен сам научиться расширять горизонты своей деятельности, это поможет свести на нет умственную отсталость.
  4. Методика Никитиных — свобода творчества, легкая одежда, удобная обстановка в учебной комнате или в квартире. Улучшение здоровья должно способствовать улучшению учебных результатов, поэтому нужна спортивная подготовка, закаливание организма. Игрушки должны иметь учебную подоплеку — например, изображение кубиков и цифр должно быть даже если ребенок еще не приступал к их изучению. Родители должны принимать участие в играх, быть друзьями и опорой вне учебного процесса.
  5. Методика Зайцева — использование материалов, изготовленных автором методики — кубиков, таблиц, музыкальных записей, под которые можно подпевать слова из таблицы. Основа методики и самая ее популярная часть — обучение раннему чтению, обучение должно повлиять на дальнейшую грамотность письма. С помощью интелектуальных занятий и обучения навыков чтения ликвидируется умственная отсталость.

Методики обучения детей с синдромом Дауна и реабилитации детей с ограниченными возможностями между собой схожи — это особые упражнения, общение с животными, которое может сочетаться с навыками ухода за ними. Эти методы нетрадиционны, но довольно эффективны, поскольку их главная задача — сделать незаметными значительные усилия ребенка, направленные на его развитие, через заинтересованность. Это иппотерапия — езда, общение и уход за лошадями; канистерапия — проживание в доме с ребенком хорошо воспитанной, дружелюбной и игривой собачки; дельфинотерапия — плавание с дельфинами. Важны коллективные занятия, чтобы более сильные дети психологически тянули за собой отсталых в обучении.

Эти игры и упражнения для детей с синдромом Дауна помогают развивать мышление, познавательные и образовательные навыки.

Дети обычно испытывают значительную задержку и трудности при обучении разговору, хотя понимают гораздо больше, чем могут выразить. Если вы воспитываете , поощряйте его навыки развития и общения. Выберите игры, занятия, которые наилучшим образом соответствуют возрасту и уровню развития, не забудьте вознаградить его усилия похвалой и объятиями.

Развивающие игры, соответствующие развитию по месяцам

Послушай меня

Обучите малыша распознавать звуки речи в начале жизни, играя. Удерживайте его, стоящего перед вами, поддерживая голову, и медленно создавайте звуки, подобные «a-aх», «o-ох», «п-па», «м-ма». Делайте преувеличенные движения губ. Вы будете в восторге от его усилий по копированию.

Существуют звуковые карты с изображением букв, которые можно использовать, начиная с 9 месяцев, чтобы научить его слушать, различать слова, копировать движения губ.

Произнеси вслух

Визуальное обучение является ведущим для людей с синдромом Дауна. Запоминание словесной информации является более сложным. Помогите ему узнать названия знакомых предметов, применяя простые жесты вместе со словами, говорит Бакли, соавтор книги «Речь и развитие языка для детей с синдромом Дауна» (от 0 до 5 лет) .

Например, приложите руку к уху, когда звонит телефон и говорите- «телефон» или притворитесь, что пьете из бутылки или чашки, говоря «пить».

Вместе с тобой

Привлеките внимание к объекту: погремушку, любимую игрушку, картинку, и попросите взглянуть на нее. Постепенно наращивайте время, его внимания, когда вы говорите о предмете.

Мероприятия, поощряющие совместное внимание, когда ребенок и воспитатель смотрят и слушают вместе, помогают детям быстрее учиться языку, улучшают внимание.

Один за раз

В своей книге «Ранние коммуникативные навыки для детей с синдромом Дауна» Либби Кумин, говорит, что все общение зависит от слушателя и говорящего. Прокрутка мяча назад и вперед – простой способ практиковать это умение.

Когда вы катите мяч, говорите «очередь мамы », когда отталкивает его назад, произнесите его имя («очередь Джека »). Как только произносит имя, попросите указать на себя и сказать «я» или собственное имя.

Возраст 2 – 3 года

Хочу чтобы!

Обучение значению знаков и символов помогает общаться до появления языковых навыков. В своем практическом руководстве «Этот знак означает мороженое» Центр раннего обучения грамотности, рекомендует показать малышу реальный объект или деятельность вместе с соответствующим изображением.

Делайте снимки объектов или видов деятельности, которые ребенок любит, он сможет «спросить», что хочет, указывая или передавая вам изображение. Всегда призывайте его сказать это слово.

Радуга обучения

Играйте в эту забавную игру для обучения цветам: Соберите много вещей одного цвета со всего дома – красную рубашку, одеяло, чашку – и поместите их в красный мешок или корзину для белья. «Визуальная деятельность, основанная на объектах реального мира, облегчает понимание общей концепции», – говорит д-р Кумин.

Если ребенок находится на уровне одного слова, назовите цвет, когда вытаскиваете объект. Когда научится обрабатывать двусловную фразу, цвет и имя объекта.

Коррекционно-развивающее занятие с детьми по теме "Овощи" состоящее из отдельных блоков (дидактических игр, динамических пауз, конструктивной деятельности, дыхательной гимнастики.) каждый из которыхимеет свои задачи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель:

Закрепить представление об овощах.

Формировать интерес к совместной деятельности с воспитателем.

Задачи: Учить детей согласовывать движения с текстом, понимать и выполнять словесную инструкцию.

Обогащение положительного эмоционального опыта.

1. Динамическая пауза

Воспитатель:

Тимочка, покажи, где твои ручки? Давай поиграем!

Здравствуйте глазки! (Показывает пальчиками глаза)

Здравствуйте ушки! (Показывает уши)

Здравствуйте щечки! (дотрагивается ладошками о щеки )

Здравствуй носик! (показывает нос)

Здравствуйте губки! (показывает поцелуй )

Здравствуй Тимочка! (гладит по голове )

Задачи:

Закреплять представление об овоща.

Учить узнавать, различать и показывать овощи.

Развитие познавательного интереса.

Учить понимать и выполнять словесную инструкцию .

Воспитатель:(показывает зайца)

2. Дидактическая игра: «Чудесная корзинка»

Воспитатель: (показывает зайца)

К нам прискакал зайчик и принес корзинку.

Тимочка! Посмотри, какая красивая корзинка, Давай посмотрим, что в ней. (достает овощи и называет их) это морковка, это помидор, это огурец, это капуста.

Тима, найди морковь.(огурец, помидор, капусту)

Еще зайчик принес картинки с изображением овощей.

Я буду показывать картинку, а ты будешь находить такой же овощ.

3. Дидактическая игра: «Покорми Зайчика»

Тима, возьми морковку и покорми зайчика.

Воспитатель:

Тима, давай поиграем с пальчиками!

Задачи:

Развивать мелкую моторику рук и пальцев.

Развивать зрительно-моторную координацию.

4. Пальчиковая игра «Овощи»

У нашего Тимочки (складывает ладони корзиночкой)

Овощи в корзиночке.

Вот пузатый кабачек

Уложился набочек. (загибает мизинец)

Морковку, (загибает безымянный палец)

Уложил Тима ловко,

Помидор, огурец. (загибает средний и указатель палец)

Вот наш Тима. Молодец! (показывает большой палец)

Воспитатель: (надевает на голову ребенка маску паровозика)

А теперь, Тима превратился в паровозик! (подводит к зеркалу)

- Посмотри какой ты красивый настоящий паровозик!-Поехали!

Задача: Формировать положительно- эмоциональный опыт

Развивать координацию движений.

Учить произносить звукоиметацию

5.Подвижная игра: «Паровоз»

Загудел паровоз, (ребенок и взрослый идут погруппе делая

И вагончики повез. круговые движения локтями, сопровождая

Чох! Чох! Чух! Чух! звуковой имитацией)

Я далеко укачу: Ту-ту-у-у...

Воспитатель:

Тима, посмотри, мы приехали на полянку. Какой красивый цветок!

Давай понюхаем!

Задача: Развивать умение делать длительный вдох и длительный выдох.

6. Дыхательная гимнастика: «Понюхай цветок»,»Сдуй жучка»

дыхаем через нос и выдыхаем через рот « А-а»)

Вот прилетела на цветок бабочка! Давай ее сдуем с цветка!

(сдувает губами бабочку)

Воспитатель: (показывает на зайчика)

7. Конструктивная деятельность: «складывание из палочек домика»

Задачи: Развивать координацию рук, глазомер.

Формировать конструктивные умения.

Воспитывать чувство сопереживания.

Воспитатель: (показывает на зайчика)

Зайчик сидит и грустит! У него нет домика.

Тима, давай построим Зайчику домик из палочек.

Молодец!

Задачи: Формировать позитивно-эмоциональный настрой.

Закреплять умение соотносить движения со словами

8. Подвижно-музыкальная игра «По лесной лужайке»

По лесной лужайке. (прыжки на двух но гах)

Поскакали зайки.

Вот какие зайки.

Зайки побегайки.

Сели зайчики в кружок. (ребенок присаживается на корточки

Роют лапкой корешок. и руками «гребет» по полу)

Вот какие зайки.

Зайки побегайки.

Вот бежит лисичка. (прячется, закрывая ладонями

Рыжая сестричка. лицо)

Ищет где же зайки.

Зайки побегайки.