Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие навыков  /  Ребенок плачет лежа на животе 3 месяца. Пятый месяц

Ребенок плачет лежа на животе 3 месяца. Пятый месяц

Со 2-го месяца у ребенка постепенно уменьшается тонус сгибателей рук и ног, увеличивается объем спонтанных и пассивных движений и, наконец, изменяется поза.

Правда, на первый взгляд она очень напоминает позу новорожденного (если малыш лежит на спине), но тонус сгибателей выражен меньше.

Если же ребенок лежит на боку, вы можете заметить, что головка у него уже не запрокинута назад, как это было в период новорожденности. Безусловные рефлексы и рефлексы позы, которые обнаруживались у здорового ребенка на 1-м месяце жизни, к 2–3 месяцам начинают ослабевать, а еще через 1–2 месяца исчезают вовсе. У глубоко недоношенных детей такие рефлексы сохраняются дольше. Возраст ребенка, в котором безусловные рефлексы угасают и исчезают, имеет большое значение для раннего обнаружения различных заболеваний центральной нервной системы, и прежде всего детского церебрального паралича.

У здорового ребенка после 4 месяцев жизни не должны выявляться так называемые тонические рефлексы. У детей грудного возраста с поражением нервной системы, особенно когда затронута двигательная сфера и мышечный тонус повышен, эти рефлексы не ослабевают, а, наоборот, активизируются, мешая развитию произвольных движений.

К концу 3-го месяца жизни по мере созревания центров мозга, ответственных за двигательные механизмы, ребенок начинает постепенно выпрямлять туловище. В дальнейшем реакция выпрямления туловища и мышечный тонус будут определять позу ребенка и развитие произвольных движений.

Удерживаем головку!

Моторное развитие малыша происходит как бы от головы к нижним конечностям. Уже в конце 1-го месяца жизни у младенца формируется так называемый лабиринтный выпрямляющий (установочный) рефлекс на голову. Он проявляется в том, что в положении на животе голова ребенка располагается по средней линии и он делает попытки поднимать и удерживать голову. С 2 месяцев эти попытки становятся все более настойчивыми и успешными: младенец дольше и дольше может удерживать голову.

Поначалу, как только малыш поднимает головку и старается удержать ее на весу, у него напрягаются и ноги. Но позже это напряжение уменьшается, и ребенок, лежа на животе, активно двигает ножками. Со временем он уже в состоянии поднимать и поворачивать голову, лежа на животе и опираясь на разогнутые кисти рук. Малыш начинает лучше ощущать свои ручки, разглядывает их, а затем и следит за их движениями.

В возрасте 4–5 месяцев здоровый ребенок, лежа на животе, устойчиво удерживает голову по средней линии, при этом он опирается на предплечья, согнутые под прямым углом, а к 6 месяцам уже опирается на вытянутые руки. В течение первых 3 месяцев малыш все лучше удерживает головку в вертикальном положении на руках у взрослого и в положении на спине. На 2-м месяце он только пытался удерживать голову, и это удавалось ему лишь на очень короткое время. А затем голова опускалась. Ребенок тут же пытался поднять ее вновь, и она вскоре снова опускалась.

При этом создавалось впечатление, что голова у малыша как бы “болтается”. Однако к 3 месяцам младенец достаточно хорошо удерживает голову в вертикальном положении на руках у взрослого. В этот же период он пытается поднимать голову и тогда, когда лежит на спине. Вначале это чаще наблюдается перед кормлением - он ищет грудь матери. С 4–5 месяцев малыш активно поднимает голову, лежа на спине. Благодаря тому, что контроль за положением головы совершенствуется, 5–6-месячный ребенок уже может сидеть при поддержке.

Если 4–6-месячного малыша держать свободно в воздухе лицом вниз (руки взрослого располагаются под животом ребенка), то он поднимает голову, удерживает ее по средней линии и приподнимает верхнюю часть туловища. Таким образом, в первом полугодии жизни ребенок уже может контролировать положение головы. Благодаря этому у него увеличивается поле зрения, становится более совершенным зрительное восприятие. Постепенно изменяются и позы ребенка.

Свобода движений малыша

Он сам по своей воле начинает принимать различные положения. Прежде всего становится другой, более свободной, поза на спине: он может свободно двигать ногами и руками, поворачивать голову в обе стороны. Если малыша потянуть за ручки и помочь ему сесть, он уже к 4–5 месяцам поднимает и удерживает голову, не давая ей упасть назад. Умение удерживаться в различных позах, а затем и принимать их самостоятельно открывает перед малышом новые возможности для ознакомления с внешним миром.

В это же время быстро усиливается двигательная активность младенца. Лежа на спине, он ритмично двигает ножками, как при езде на велосипеде, а также ручками, то располагая их в поле зрения, то убирая. В возрасте 4 месяцев руки становятся для него самыми интересными игрушками. Но подчеркиваем: при нормальном развитии этот период очень непродолжителен. При недостаточном эмоциональном общении с ребенком и его педагогической запущенности, а также в случаях нарушения умственного развития привычка рассматривать свои руки может сохраняться долго. Кроме того, эта привычка выражена при раннем детском аутизме.

Игры для развития моторики детей в полгода

Ребятишкам в возрасте 3–4 месяцев очень нравится такая игра. Вы протягиваете руки малышу, лежащему на спине, и он тут же хватается за них, делая попытки подняться и сесть. Многие отцы разрешают своим детишкам немного повисеть на руках, а некоторые столь необычным способом берут их из кроватки. Малыши в восторге от игры и возмущаются, когда ее прекращают. И тут на помощь может прийти турничок (или система турничков, устанавливаемых прямо в кроватке или коляске).

Сначала малышу помогают нащупать ручонками перекладину, подставляют ладонь под подошвы, чтобы он мог упереться и приподняться, помогают сесть, встать. И вскоре занятия на турничке чрезвычайно увлекают ребенка, принося ему огромную пользу. Уже в этом возрасте малыш может стоять, опираясь руками на перекладину. При этом не стоит тревожиться, что у него искривятся ножки: он будет заниматься столько, сколько сможет. Кроме того, не забывайте, что младенец, стоя в кроватке, опирается на ручки, и нагрузка равномерно распределяется на все мышцы его тела.

Однако не воспринимайте наш совет так, будто бы вы, воспользовавшись им, теперь сможете оставлять ребенка одного упражняться на турничке, а сами будете заниматься домашними делами. Нет, перекладинка не может заменить ребенку общения с вами. В этом возрасте моторное и психическое развитие - единый процесс. И ребенок нуждается в вашей поддержке, похвале, помощи. Ваше присутствие во время упражнений ребенка, активное эмоциональное участие в его работе совершенно необходимы для того, чтобы малыш успешно осваивал возможности этого снаряда.

Занятия на кроватном турничке очень помогают правильному развитию не только двигательной активности, но и костно-мышечной системы младенца. Есть немало свидетельств, когда занятия сначала на турничке, а позже и домашнем спортивном комплексе благотворно влияли на развитие детей с болезнями нервной и костно-мышечной систем вплоть до полного выздоровления. Поэтому имейте в виду и такую возможность лечения. Но в этих случаях родители не должны решать самостоятельно, как заниматься с малышом.

Здесь обязательна консультация врача: в зависимости от состояния ребенка необходимо подобрать для него посильные нагрузку и упражнения, которые, по мере того как крепнет ребенок, меняются. После 4 месяцев малыш начинает осваивать повороты со спины на живот. Этим он сразу увеличивает радиус обозрения. Характерной особенностью первого полугодия жизни младенца является возрастание двигательной активности рук. Уже со 2-го месяца малыш все чаще подносит руку ко рту и сосет пальчики. Таким способом он начинает изучать свою ручку.

Играем ручками

В конце того же месяца он подносит руку к глазу или носу и трет их. На 3-м месяце младенец начинает поднимать руку над лицом и смотреть за нее. К 3-му месяцу появляется новое достижение - ребенок протягивает руки к предмету, который его заинтересовал. В 3 месяца движения рук становятся более дифференцированными. Так, на 2-м месяце, если малыш сгибал руку в локте, у него сгибались и пальцы. К 3-му месяцу ребенок уже в состоянии временами сгибать руку, не сгибая при этом пальцев.

Он все дольше удерживает вложенный в его руку предмет: в 2 месяца примерно 10 секунд, а с 3 месяцев - до 20–30 секунд. К 3-му месяцу можно наблюдать, что, когда малыш держит игрушку, он не всегда одновременно разгибает руку и пальцы. Таким образом, пальцы у него начинают действовать самостоятельно.

После 3 месяцев у младенца все активнее развиваются произвольные движения рук. Здесь большую роль играет освоение функции “глаз - рука”. Возникновение и совершенствование этой функции происходит по мере созревания центральной нервной системы. Задержка в развитии функции “глаз - рука” характерна для детей с поражением центральной нервной системы, а также ослабленных, отстающих в развитии.

Подобное же отставание может наблюдаться и при педагогической запущенности, когда малышу дают мало игрушек, не общаются с ним и он часами лежит в кроватке, ничего не делая. Поэтому старайтесь создавать вокруг малыша обстановку, способствующую его развитию, и помните, что формирование системы “глаз - рука” - очень важная предпосылка для всего психического развития младенца. Стимулировать развитие этой системы нужно с 1-го месяца жизни, когда ребенок уже может на короткое время останавливать взор на различных предметах.

Тренируем глазки

Всячески помогайте своему малышу, помните, что оптимальное расстояние для разглядывания предметов для ребенка 2–3-го месяца - 20–25 см. Не забывайте также и о том, что младенец предпочитает сосредоточивать взгляд на лице человека. В 2–2,5 месяца для развития системы “глаз - рука” чаще вкладывайте в ручку младенца звучащие игрушки. С 2,5 до 3 месяцев особенно полезно давать ему такие игрушки, которые он мог бы отводить рукой в сторону, отпихивать от себя.

Для этого над кроваткой младенца подвешивайте погремушки и шарики на расстоянии примерно 25 см от его лица. Наблюдая за малышом, вы увидите, как он дотрагивается до игрушки, пытается ее захватить, из-за чего она приходит в движение, а малыш с удовольствием следит за ней. Все эти занятия необходимы для развития важнейшего в первом полугодии жизни движения - хватания.

Есть и другая линия развития хватания, когда ребенок получает не зрительную, а тактильную информацию о предмете - от соприкосновения с ним. Эта линия берет начало от “комплекса оживления”. Сначала малыш занят только взрослым и не обращает особого внимания на предметы, с которыми сталкиваются его ручки. Однако в какой-то момент вы заметите, как ребенок вдруг замер, перевел взгляд со взрослого на предмет, с которым соприкоснулась его ручка, снова посмотрел на взрослого. Затем руки ребенка все чаще встречаются с предметом, появляются попытки достать его.

Меткие движения

В возрастном интервале от 3 до 4 месяцев помогайте малышу достать ручкой игрушку, укрепленную неподвижно на перекладине. Если младенец у вас на руках, обращайте его внимание на яркие детали вашей одежды или украшения, чтобы он тянулся к ним. И наконец, ребенок в возрасте около 4 месяцев, когда ему поднесут игрушку и подождут, пока он не остановит на ней взгляд, спустя несколько секунд протянет ручки, приблизит их к игрушке и попытается ее схватить. В 5–6 месяцев малыш будет уже уверенно схватывать предметы.

Захватывание предмета - первое произвольное движение грудного ребенка. Впервые после рождения младенец может самостоятельно, без помощи взрослого, достать и потрогать интересный предмет, взять его в руки, попробовать на вкус, помахать им, постучать обо что-то. Это важнейшее событие в жизни ребенка. После появления хватания бурно развивается познавательная деятельность малыша. С этого момента начинается новый этап его развития.

Ближе к 6 месяцам малыш начинает засовывать в рот все предметы, которые попадают ему в руки. Рот становится частью исследовательского аппарата ребенка. Поэтому не нужно отучать малыша от привычки исследовать ртом предметы. Важно только, чтобы они были предельно чистыми. Поскольку рот начинает выполнять познавательную функцию, старайтесь, чтобы ребенок во время бодрствования пореже сосал пустышку.

К 6 месяцам движение руки ребенка к предмету, захватывание и удерживание его оформляются в единую систему. Малыш берет игрушку в обе руки, держит, рассматривает, подносит ко рту, обследует ее языком и губами. Когда ваш ребенок достигнет возраста “хватайки”, начинайте показывать ему различные способы использования игрушек. Сначала действия малыша с ними будут еще очень просты и однообразны. В возрасте около 6 месяцев хватать, держать в руках и брать в рот игрушки, погремушки, предметы домашнего обихода будет для малыша самым большим удовольствием.

Для того чтобы открыть новые свойства предмета, малышу нужна ваша помощь. Покажите ему, что мячик можно катать, а куклу качать, и, хотя ребенок в этом возрасте еще не сумеет повторить ваши действия, вы зададите ему перспективу развития, заложите предпосылки новых действий и игр. Иногда взрослые переживают наступление у ребенка возраста “хватайки” как стихийное бедствие. В самом деле, еще совсем недавно он был таким спокойным, никуда не лез, не старался ухватить предметы и засунуть их в рот. Однако для развития малыша овладение хватанием - существенное приобретение, открывающее ему новые возможности в познании окружающего мира, это новый шаг к самостоятельности.

Поэтому уважительно относитесь к достижению своего малыша. Не ограничивайте его, не высказывайте неудовольствия по поводу пусть даже, на ваш взгляд, его чрезмерной активности. Конечно, вам придется убрать все, что представляет ценность или опасно для малыша. Безусловно, не следует давать ему мелкие предметы, которые он может проглотить. Лучше предложить младенцу разнообразные погремушки и поначалу (в 4–5 месяцев) вкладывать их ребенку в ручку так, чтобы он учился захватывать их.

Игрушки для ребенка 6 месяцев

Хороши для этого также деревянные ложки, пластмассовая посуда, маленькие кастрюльки и крышки к ним, резиновые игрушки, куски бумаги разного размера и фактуры. Ребенку очень полезно мять и рвать бумагу, это развивает движения его рук, особенно пальцев. Не позволяйте малышу брать в рот и грызть предметы, покрытые краской. Время от времени проверяйте состояние игрушек и заменяйте испорченные.

В поле зрения ребенка не стоит помещать много разнообразных игрушек. Ему трудно будет сосредоточиться на какой-либо одной из них. К тому же это вызывает у него быстрое утомление, и его целенаправленная деятельность будет плохо развиваться. Хватание появляется позднее у тех детей, которых пеленали с руками в первые месяцы жизни. Также могут отставать в развитии младенцы, лишенные полноценного общения со взрослыми, как это наблюдается нередко в домах ребенка.

В возрасте от 4 до 6 месяцев появляются новые движения рук: ребенок отводит их в стороны, поднимает до уровня глаз и выше, складывает вместе, ощупывает пеленку, одежду, перебирает ее пальчиками. При этом все основные движения совершаются преимущественно в крупных суставах. Тонкие дифференцированные движения ребенку этого возраста пока недоступны.

Благодаря способности 4–6 месячного ребенка удерживать руки в вытянутом положении, у него появляется так называемая оптическая реакция опоры рук. Если малыша держать свободно в воздухе лицом вниз (руки взрослого располагаются под животом ребенка) и постепенно приближать его к столу, то он вытягивает обе руки так, что раскрытые ладони касаются его поверхности.

Очень важным достижением младенца является и то, что к 5–6 месяцам движения головы и ног перестают зависеть друг от друга. Удержание головы по средней линии при движении рук и ног дает возможность ребенку исследовать и ощущать свое тело. Кроме того, движения рук и ног становятся все более двусторонними, тогда как раньше, в 2–3 месяца, преобладали односторонние движения.

Проблемы с мышечным тонусом маленьких детей

В возрасте 4–6 месяцев, лежа на спине, малыш часто принимает позу “лягушки”: бедра у него согнуты и повернуты наружу, как и колени. Из этого положения он может слегка приподнимать таз, двигать ноги вперед к лицу, располагая их в поле зрения, играть пальцами ног и иногда тянуть их в рот. Эти движения способствуют развитию ощущений в пальцах ног. Двигательные расстройства у детей первых месяцев жизни проявляются прежде всего в виде различных нарушений мышечного тонуса, задержки в развитии произвольной двигательной активности.

При различных заболеваниях нервной системы уже со 2–3-го месяца жизни можно заметить патологическое нарастание мышечного тонуса, что нередко сочетается с фиксированным положением ребенка в необычной позе. Например, если малыш лежит на спине, у него наблюдается стойкая тенденция к разгибательному положению головы, туловища и конечностей. При этом в особо тяжелых случаях разогнутые ноги перекрещиваются. В положении на животе ребенок с повышенным мышечным тонусом принимает, напротив, сгибательную позу. Он не может оторвать голову от постели и приподнять ее, руки его обычно находятся под грудью.

При некоторых болезнях нервной системы и общей соматической ослабленности у ребенка может быть снижен мышечный тонус. Дети с низким мышечным тонусом предпочитают лежать на спине, они кричат и выражают неудовольствие, если их укладывают на живот. Низкий мышечный тонус может быть вызван рахитом, наследственными дефектами обмена веществ, нарушениями питания, нервно-мышечными и эндокринными болезнями. Низкий мышечный тонус часто встречается при хромосомных болезнях.

У недоношенных детей, а также при нерезко выраженном поражении центральной нервной системы, в частности при так называемой минимальной мозговой дисфункции и при некоторых формах детского церебрального паралича, может наблюдаться непостоянный, меняющийся мышечный тонус - мышечная дистония. Во всех этих случаях ребенку необходима консультация психоневролога.

Знаете ли вы, как правильно укладывать спать новорожденного младенца? Правильно, на спину. Именно это нехитрое правило предотвращает синдром внезапной детской смерти. Об этом стало известно еще в середине 90-х годов, что позволило снизить количество младенческих смертей во всем мире на 50%. Однако эта мера привела и к неожиданному эффекту: мамы стали бояться выкладывать детей на животик не только на время сна, но и на время бодрствования. В итоге развитие моторных функций детей замедлилось: для того чтобы поползти на четвереньках, ребенку нужно задействовать и руки, и ноги, мышцы которых должны быть достаточно натренированы. Если малыш постоянно лежит на спине в кроватке, он вряд ли сумеет освоить необходимые навыки. При лежании на спине детям не хватает антигравитационной нагрузки на мышцы-разгибатели, что может привести к задержке развития психомоторных функций ребенка: умения ползать, садиться и переворачиваться с живота на спину.

Совет от сайт

Нужно регулярно выкладывать кроху во время бодрствования на живот. Такая мера поможет не только избежать образования «плоского» затылка, но и развить необходимые навыки.

Не хочу, не буду!

Некоторые дети начинают возмущаться при выкладывании на животик. И не мудрено: для малыша, который постоянно лежит на спинке, положение на животе непривычно, неприятно − ребенок с трудом приподнимает голову, не может повернуться, ощущая дискомфорт. Младенец начинает плакать, призывая маму на помощь. Не поддавайтесь на провокации! Не нужно доводить малыша до рыданий, но старайтесь каждый день выкладывать кроху на 5−10 минут, постепенно увеличивая время до получаса. Всегда находитесь рядом с малышом. Если он начнет капризничать, вы сможете развлечь его, и он пролежит на животе дольше. При этом обратите внимание, что бедра ребенка должны быть разведены, а руки опираться на предплечья.


В первые 2−3 месяца жизни младенец старается уравновесить себя и поэтому отклоняет голову в сторону, противоположную положению туловища. Иными словами, лежа на животике, кроха начнет приподнимать голову, что способствует правильному и своевременному развитию шейного отдела позвоночного столба. Он будет все дольше удерживать голову в вертикальном положении, затем станет приподниматься на ручках, переворачиваться, а месяцам к шести – вставать на четвереньки и совершать первые попытки поползти. Ежедневные тренировки улучшат координацию движений, помогут укрепить плечевой пояс, мышцы рук, позвоночника, что в свою очередь положительным образом скажется не только на физическом, но и на интеллектуальном развитии малыша.

Кроме того, выкладывание на живот отлично укрепит мышцы передней брюшной стенки, будет профилактикой пупочной грыжи, а если это делать перед едой, поможет существенно уменьшить колики.

Никогда оставляйте лежащего на животе малыша одного в комнате. Не кладите рядом с крохой подушки, мягкие игрушки, пледы, в которые ребенок может уткнуться лицом.

Приступим

Выкладывайте малыша на живот как можно чаще: перед кормлением (после еды не стоит – малыш может обильно срыгнуть и поперхнуться), во время массажа, гимнастики, пеленания. Перед процедурами проветрите комнату и уберите все лишнее. Поверхность ложа должна быть ровная и твердая − например, стол, покрытый тонким одеялом. Твердая поверхность побуждает ребенка напрягать мышцы туловища, чего, кстати, не происходит при лежании на подушке или мягком матрасе.

Для того чтобы крохе не было скучно, поместите напротив него игрушку с зеркалом – детям очень нравится всматриваться в собственное отражение. Либо положите неподалеку яркую музыкальную погремушку, которая надолго займет внимание младенца.

Иногда лежание на животе раздражает кроху потому, что ребенок не может наблюдать за мамой. Больше общайтесь с карапузом. Как вариант можете положить ребенка к себе на грудь − так малыш сможет смотреть вокруг, не поднимая голову слишком высоко.

Приобретите игровой коврик с дугами, в пазы которых можно подвешивать игрушки. Лежа на животе, ребенок будет рассматривать затейливый рисунок коврика, трогать детали, выполненные из различных материалов, и тянуться к развешенным игрушкам, пытаясь ухватить их, и постепенно учиться приподниматься на руках. Если ребенок уже легко дотягивается до понравившейся погремушки, у него окрепли руки, спина, можно пробовать отодвинуть любимую игрушку подальше, чтобы малыш пытался к ней подползти. Разумеется, не стоит усердствовать, ведь первые «поползновения» могут получиться далеко не сразу.

Совет от сайт

Когда малышу исполнится 5−6 месяцев, стоит расстилать на полу большое одеяло, чтобы кроха мог осваивать новые горизонты. Ограничивая пространство ребенка манежем или кроваткой, родители тем самым лишают его возможности познавать мир.

В этот период можно практиковать и упражнение «рефлекторное ползание», укрепляющее мышцы ног и поясницы: в положении на животике разведите колени малыша в стороны, а стопы соедините. Затем ладонями обхватите голени малыша и большими пальцами прикоснитесь к подошвам. Ребенок в ответ на ваши действия разогнет ноги и, оттолкнувшись, продвинется вперед. Ваши руки должны быть зафиксированы на столе, иначе движения вперед у малыша не будет. Упражнение можно повторить 5−7 раз.

Некоторые мамы предпочитают класть малыша на живот во время сна, однако это повышает риск СВДС (синдрома внезапной детской смерти), и к тому же во сне кроха не пытается приподняться или поднять голову и, соответственно, не тренирует мышцы.

Разумный выбор

Согласно исследованию канадских ученых, дети, спящие на животе и проводящие в подобном положении большую часть периода бодрствования, развиваются несколько быстрее сверстников, которые спят на боку или спине. Такие детки начинают раньше держать голову, садиться, ползать, ходить. Но в 1−1,5 года развитие и тех и других выравнивается. Не стоит рисковать, оставляя ребенка на ночь в положении на животе, просто старайтесь чаще устраивать крохе небольшую гимнастику.

Некоторые дети любят лежать на животе и даже предпочитают это положение любому другому. Другим детям по какой причине это не нравится, и, возможно, потребуется немного больше времени, чтобы приучить малыша играть, лежа на животе.

Преимущества выкладывания новорожденного на животик

Лежать на животе во время бодрствования очень важно для развития двигательной активности ребенка. Так малыш учится контролировать голову и тело. При этом двигательная координация развивается по ниспадающей: ребенок сначала начинает контролировать голову, потом плечи, живот и так далее вниз к ногам.

Приобретая контроль над движениями головы, ребенок имеет возможность лучше видеть окружающий мир. Кроме того, выкладывание на животик способствует развитию костей черепа. У детей, проводящих много времени на спине, педиатры отмечают деформацию головы. Череп младенца довольно мягкий, и если редко менять положение, это может привести к уплощению затылка ребенка. А укрепление шеи, плеч, рук и мышц туловища подготавливает его к способности отталкиваться, переворачиваться и, в конце концов, стоять.

Кроме совершенствования двигательных навыков, время, проведенное малышом на животике, способствует развитию мелкой моторики. Например, когда он трогает вашу одежду, пока вы держите его на коленях, или когда он балансирует на одной руке, чтобы достать игрушку.

Когда начинать?

Почти все мамы выкладывают младенца на животик сразу после родов . Помните, как врачи положили его к вам на грудь, кожа к коже? Сначала ребенку будет достаточно лежать так одну-две минуты, вскоре этот интервал увеличится, дойдя до такого количества времени, пока крохе будет комфортно лежать в этом положении.

Рекомендуется оставлять младенца на животике после каждой смены подгузника . Это легко запомнить и сделать, а ваш малыш будет в это время наслаждаться видом, открывшимся с высоты пеленального столика. Но не забудьте о безопасности ребенка и уважайте его желания, чтобы он не связал этот новый опыт с состоянием стресса.

Убедитесь, что он не голоден и не устал, но и не кладите его на полный желудок, поскольку это может быть неудобно. Если он проявит беспокойство во время выкладывания на животик, попробуйте поговорить или поиграть с ним. Но если он явно закапризничает, возьмите его на руки и попробуйте позже.

Как приучить ребенка лежать на животике?

Выкладывайте малыша на животик на твердой ровной поверхности, лучше не на ковре, так как он может затруднять движение. Начнем с того, что даже движение по полу на животе - тяжелый труд для малышей, и они быстро устают. Поэтому выкладывать нужно часто, но на короткие периоды, чтобы малыш постепенно наращивал свои силы и учился двигаться более эффективно.

Если ребенок плачет, лежа на животике, помогите ему стать увереннее, играя с ним в одну из следующих игр.

Лягте на спину и положите младенца на себя так, чтобы он мог приподняться и увидеть ваше лицо.

Попробуйте осторожно покачать его из стороны в сторону на своих руках.

Лягте на пол лицом к ребенку и говорите или пойте с ним.

Держите погремушку, разноцветный шелковистый шарф или зеркало перед ребенком.

Сядьте на пол и положите малыша на животик на свои колени или бедра. Нежно погладьте его по спине, делая круговые движения между его лопатками.

Выкладывайте малыша на различные текстуры: шерстяное или сшитое из кусочков контрастных тканей одеяльце, мягкий бархат и вельвет, грубую мешковину, блестящий атлас, ворсистые или пушистые ткани.

Положите игрушку в пределах досягаемости ребенка: цветной шар или пластиковую бутылку с шариками и мишурой внутри, (убедитесь, что крышка плотно закрыта).

Подкиньте вашего ребенка в воздух под звуки музыки , поддерживая его руками.

Покатайте кроху на мяче для фитбола взад и вперед и из стороны в сторону. Это также будет стимулировать его вестибулярный аппарат и поможет ему привыкнуть к разным положениям.

Положите лежащего ребенка на кровать ближе к краю, а сами сядьте на пол рядом с его лицом. Поговорите с ним или спойте в этом положении.

Если младенец не может держать свой вес на предплечьях, поместите свернутое полотенце под его руками, так он сможет играть с игрушкой.

Когда ваш ребенок сможет контролировать голову - в возрасте около 4 месяцев - поиграйте в самолетики: лягте на пол и согните ноги. Положите ребенка на животик на свои голени, а его голову - на свои колени так, чтобы лицо было обращено к вам. Теперь поднимите и опускайте ноги, держа малыша за руки. Вашему ребенку понравиться новый вид!


Пятый месяц – расцвет эмоционального общения с окружающими его людьми. Малыш активен, проявляет любознательность к предметам, жизнерадостен. К пятому месяцу вес ребенка обычно удваивается. У пятимесячного малыша исчезают все физиологические рефлексы новорожденного кроме сосательного.

Физическое развитие на пятом месяце

Малыш уже переворачивается со спинки на бок, затем на животик. Стоит только его положить на кровать, как он уже перевернулся на животик, и хотя это может создать для родителей определенные трудности в переодевании и смене подгузника, радость от того, что ваш малыш умеет за секунду поменять положение, отодвигает данные неудобства для мамы на второй план.

Если к этому возрасту малыш не переворачивается со спины на живот, то возможно ему тяжело вследствие большого веса или ваш малыш немного ленивый. Пройдите курс массажа, ежедневно делайте гимнастику, положите сбоку от ребенка его любимую игрушку, чтобы она привлекала его внимание, и помогите тянущемуся к ней малышу осторожно перевернуться. Обычно после таких занятий малыши становятся активнее.

Лежа на спине , играет со своими ножками, может с легкостью снимать носочки, выгибает животик, поднимает ступни ко рту и обсасывает пальцы на ножках.

Лежа на животе , упирается ладонями, приподнимает грудь, головку держит высоко, осматривается по сторонам, целенаправленно поворачивает голову в сторону интересующего звука или предмета, подтягивает к себе игрушки, вытягивает шейку.

Лежа на животе, малыш может делать «самолетик», он поднимает вверх головку, выравнивает и разводит в стороны ручки и поднимает вверх ножки. В таком положении он может пружинить на животике, что доставляет ему массу удовольствия.


Самолётик

На пятом месяце ребёнок пытается сидеть, однако следует знать, что сидеть по-настоящему он еще не в состоянии и такое положение в этом возрасте нежелательно для ребенка, особенно если малыш не держит спинку ровно, а выгибает дугой. Это может привести к искривлению позвоночника и проблемам в развитии малого таза. В этом случае можно придать малышу полу сидячее положение. Подвесить над его кроваткой маленькие кольца или перекладину – хватаясь за них, он будет подтягиваться и тренировать руки и мышцы спины.

Становится на коленки, раскачивается вперед – назад, пробует ползти, опираясь на вытянутые руки (на ладошки).

Хватает предметы сразу обеими руками, схватив, трясет этот предмет и размахивает им.

Психическое развитие на пятом месяце

Малыш с удовольствием пищит, аукает, складывая губки в трубочку, улыбается или заливается громким смехом. Любит рассматривать себя в зеркале, узнаёт близких, любит слушать стихи, песенки, потешки, играть в «ку-ку», смотреть яркие картинки. Пытается повторить звуки, которые слышит, обращает внимание на жесты и мимику, начинает понимать значение некоторых из них и пробует имитировать увиденные движения (игра в «ладушки»).

Игры и игрушки

Осмысленно перекладывает игрушки из одной ручки в другую. Лежа на животе загребает все в кучу перед грудью, а если удается схватить, то обязательно засунет в рот, поэтому сейчас ему подходят резиновые, пластмассовые или деревянные игрушки, а время мягких, плюшевых игрушек пока не подошло. Схватив понравившуюся игрушку – не отдает, при попытке забрать игрушку начинает выражать свое недовольство.

Игрушки желательно выбирать разной формы и с неодинаковой поверхностью - гладкой, шероховатой, ребристой (например, кубики), что даст новые представления малышу об окружающем его мире, и тактильные ощущения простимулируют речевые зоны мозга. Необходимо менять игрушки по мере угасания интереса к ним и предложить через 1-2 недели. За это время малыш «старую игрушку» забудет и через неделю будет опять с удовольствием с ней играть.

На пятом месяце для развития речи можно начинать осваивать игры, основанные на копировании звуков и слогов - «Гули-гули», «Сорока-ворона» и т.п.

Речь на пятом месяце

Идёт активное предречевое развитие ребенка. Все больше разговаривает сам с собой, протяжно гулит (воркует), нараспев произносит разнообразные гласные звуки - в основном «А» и «О» – громко вскрикивает при удивлении («гу!»). Произносит отдельные слоги вроде «ба-ба-ба», «ма-ма-ма». Если с малышом заговорить, то он будет следить за движениями губ.

Зрение на пятом месяце

Отличает чужих людей от близких по внешнему виду и по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого человека: при виде знакомого взрослого радуется, оживляется, при виде незнакомого оживление угасает, тормозятся движения, он хмурится, отворачивает голову, может заплакать.

Доступный незнакомый предмет долго изучает: поворачивает в руках, подносит поближе к глазам, бросает, опять берет. Косоглазие, которое наблюдалось у ребенка раньше, должно исчезнуть.

Другие навыки и умения на пятом месяце

Имеет вкусовые пристрастия: определенные блюда ему нравятся больше, какие-то меньше. Может есть с ложки полугустую и густую пищу. Может держать в руках чашку с двумя ручками.

Осмотр малыша в поликлинике

В 4,5 месяца решается вопрос о второй вакцинации против дифтерии, коклюша, столбняка и полиомиелита при удовлетворительном состоянии здоровья (после сдачи контрольных анализов крови и мочи) и отсутствии противопоказаний к прививкам (например, если не было осложнений после введения первой вакцины). В период вакцинации не рекомендуется введение новых продуктов в меню ребенка.

Поводы для беспокойства на пятом месяце

Если к концу пятого месяца малыш:

  • неуверенно держит головку, особенно когда его приподнимают за ручки из положения лежа на спине;
  • не может уверенно протянуть ручку к игрушке;
  • не переворачивается со спины на живот;
  • ребенок не произносит отдельные звуки или слоги (га-га, ба-ба), не пытается, отыскивать глазами хорошо знакомые предметы, которые называет мама;
  • не прекращает плакать, когда с ним заговаривают, не может отличить доброжелательность или недовольство в тоне и мимике.

Материал этой и последующих статей, посвященных развитию ребенка первого года жизни, будет интересен тем родителям, которые хотят взять на себя ответственность за здоровье своего малыша.

С того момента, как в вашей семье появится младенец, вы наверняка столкнетесь с мнением, что только специалисты (педиатры, детские неврологи и ортопеды) могут определить, насколько здоров и развит ваш ребенок, только профессиональный массажист сможет правильно делать массаж и гимнастику, только инструктор по плаванию сумеет заниматься с ним ранним плаванием.

Я же считаю, что в случае рождения здорового ребенка его маме достаточно иметь добротную информацию о детском развитии и о разных методиках занятий с новорожденным, а также желание самой овладеть ими и применить их на практике. Да и для малыша нет ничего лучше, чем мамины руки и голос, с любовью обращенный к нему. В случае рождения больного ребенка необходимо, разумеется, профессиональное лечение, но и активная включенность родителей в процесс оздоровления тоже необходима.

Данный материал посвящен развитию здорового младенца и тому, как родителям следует заниматься со своим малышом, чтобы помогать этому развитию.

Условия для занятий

Для начала обсудим те условия, в которых имеет смысл оценивать ребенка и с ним заниматься. Выбранное для этих целей помещение должно быть тихим, равномерно обогреваемым, с температурой примерно 26-29С. Малыш должен быть раздет и лежать на достаточно твердой поверхности (это может быть пеленальный столик или просто диван, покрытый ковриком из пенорезины). Наилучшее время – час-полтора после последнего кормления.

Как выглядит новорождённый?

Итак, перед нами новорожденный малыш – в первые 6 недель жизни . Рассмотрим, как он выглядит, лежа на спине, на животе и в вертикальном положении.

Положение на спине

Поза ребенка неравновесна, вы видите, что он хаотично двигает головой, ручками и ножками. Кисти при этом сжаты в кулачки, ручки согнуты в локтях, ножки разведены наружу. Голова малыша не задерживается в среднем положении, поворачиваясь без предпочтения то в левую, то в правую стороны. Если вы вложите в ручки младенца свои большие пальцы, он сожмет их. Придерживая руками его предплечья, невысоко приподнимите ребенка над поверхностью, вы увидите, что его головка запрокинется назад.

Положение на животе

Здоровый новорожденный поворачивает голову вбок (при одностороннем источнике света преимущественно в одну сторону) и может на одно мгновение приподнять ее боком. Ручки и ножки полностью согнуты, кисти рук сжаты в кулак, колени подтянуты под живот.

Если малыш не остается в положении покоя, то видны рефлективные ползательные движения. Такие движения взрослый сможет вызвать легким нажатием большого пальца на стопу. Это приводит к разгибанию ножек и к движению тела вперед. Попробуйте поочередно стимулировать то левую, то правую стопу и оцените одинаковость силы реакции с обеих сторон.

На этих фото хорошо видно как наши дети подросли и многому научились: они уверенно лежат на спине, движения рук и ног уже не хаотичны. Малыши начинают обучаться координированным движениям: рука-рот, рука-нога.

Вертикальное положение

Возьмите своего малыша обеими руками под мышки и расположите его вертикально, давая возможность ступнями соприкасаться с поверхностью. Голову при этом поддерживайте большими пальцами в среднем положении, спинку ребенка поверните к себе. Здоровый новорожденный в таком положении демонстрирует «примитивную реакцию опоры ног». Ножки вертикально удерживаемого младенца распрямляются, повышается тонус коленных суставов, в меньшей степени тазобедренных, возможны и распрямление всего тела, и короткое поднимание головы. Ножки всей стопой касаются поверхности, руки согнуты, ладони сжаты в кулак.

Если наклонить туловище ребенка слегка вперед, то можно пронаблюдать «автоматическое шаговое движение» ­– малыш будет попеременно выполнять своими ножками шаговые движения.

Так выглядит здоровый ребенок первых 6 недель жизни. В дальнейшем он будет развиваться благодаря программе, вложенной в него самой природой. Основная задача трех первых месяцев, если вы помните (если нет, загляните в статью ), – овладение новым окружением, категорически отличающимся от пространства матки, в которой малыш развивался предыдущие 9 месяцев. Каждый ребенок уникален, поэтому темпы достижения этой цели, естественно, будут разными. Однако учитывайте, что следующей ориентировочной временной точкой, когда стоит оценивать развитие своего чада, являются 3-3,5 месяца.

Как же выглядит здоровый малыш на 3-4 месяцах жизни?

Положение на спине

Ребенок лежит на спине прямо, достаточно уверенно. Голова, туловище и попа прижаты к поверхности. Ручки подняты, малыш играет с ними, держа перед лицом, рассматривает их и тянет в рот. Ноги, согнутые в бедрах и коленях, также подняты над туловищем, разведены в стороны, стопы подняты в воздух. Руки и ноги учатся хватать. Если вы вложите свои большие пальцы в ладони ребенка, а остальными обхватите концы его предплечий и попробуете медленно приподнять, то увидите, что он минимум 2 секунды удерживает голову, не запрокидывая ее назад.

Положение на животе

Ребенок уверенно лежит на животе, опираясь на таз и поддерживая себя локтями, расставленными чуть в стороны на ширине плеч. Опираясь на предплечья, малыш может свободно держать голову прямо и поворачиваться то влево, то вправо. Ребенок уже на этом этапе развития пытается выпрямиться и подняться. Хотя живот еще полностью лежит на поверхности, грудь уже немного приподнята. Ноги ребенка расставлены в стороны, колени повернуты наружу, а голени слегка согнуты в коленных суставах. Стопы касаются друг друга в воздухе, и ребенок может ими играть.

Вертикальное положение

В этом положении, как ни странно, может показаться, что ваш малыш не только не продвинулся вперед, но даже и потерял навык опоры и шагания. Ведь всем понятно, что к году ребенок должен твердо стоять на ногах и пробовать ходить. Ваш же малыш в возрасте 3-4 месяцев не будет опираться на стопы, начнет поджимать ножки и перестанет выполнять шаги. Объясняется это просто. Новорожденный опирается на стопу и ходит лишь благодаря врожденным рефлексам «опоры» и «автоматической походки». Теперь же эти рефлексы, как и положено, угасли. Придет время, и малыш овладеет нужными навыками, пока же он демонстрирует их отсутствие, и это нормально.

Теперь остановимся на тех моментах, которые должны обратить на себя внимание и подвигнуть родителей обратиться за советом к специалисту при оценке ребенка в возрасте 3-4 месяцев:

  • Малыш, лежа на животе, постоянно плачет или переворачивается на спину.
  • Малыш в положении на животе или на спине явно не симметричен. Иными словами, линия, мысленно проведенная по центру его туловища, заметно смещается в какую-либо сторону или полностью искривлена.
  • Малыш предпочитает спать постоянно на одной и той же стороне. В норме во время сна ребенок одинаково хорошо кладет голову на левую и правую стороны. Малыш не должен отдавать предпочтение какой-то одной стороне, поскольку это может привести к искривлению костей головы.
  • Складки на обеих ножках малыша неодинаковые (несимметричные).
  • Разведение бедер в разные стороны неодинаково.

На этой фотографии хорошо видно, что тело ребенка симметрично Ягодичные складки и складки на ножках симметричные