Дефектология занятия. Конспект занятия дефектолога по развитию моторных навыков у детей с ДЦП «Уют в нашем доме
Дефекто́лог - коррекционный педагог, который занимается обучением и адаптацией детей с отклонениями в развитии. Дефектолог формирует учебные навыки, корректирует проблемы развития и обучения в дошкольном и школьном возрасте.
Как правило, дефектолог имеет специализацию:
Когда нужна консультация и занятия с дефектологом?
Дефектологи начинают работать с ребенком, как только выявлено нарушение. Важно не опоздать.
Если у ребёнка выявлена
Если ребёнок в дошкольном возрасте:
Если у школьника нарушения развития высших психических функций, как то:
Нарушение мышления. Ребёнок с трудом решает простые логические задачи, испытывает затруднения в выделении, исключении, обобщении, сравнении.
Нарушение внимания. Ребёнок часто отвлекается, не может закончить начатое дело (игру), сконцентрироваться на задании. Внимание у таких детей неустойчивое. Часто нарушения внимания сопровождаются гиперактивностью или заторможенностью. Повышенная двигательная и речевая активность квалифицируется как «синдром дефицита внимания с гиперактивностью».
Нарушение восприятия. Ребёнок плохо ориентируется в окружающем пространстве, собственном теле, времени; часто путает правую и левую стороны, долго не может запомнить времена года, часы, месяцы. Плохо различает конфигурации предметов, не может сложить из частей целое или узнать по детали целое.
Нарушение памяти. Ребёнок долго и неохотно заучивает простые тексты. Воспроизводит стихи с ошибками, неточностями; быстро забывает материал.
Нарушения речи. Скудный словарный запас; в речи встречаются ошибки в согласовании слов. Несвязная речь, высказывание лишено последовательности.
Несформированность эмоционально-волевой сферы. Ребёнок с трудом сидит на месте и не выполняет задание до конца. У него наблюдаются смены настроения. Не умеет себя вести в общественных местах.
Как помогает дефектолог?
В процессе коррекционных занятий со школьниками дефектолог исправляет или ослабляет имеющиеся у таких детей недостатки развития.
Цель – формирование определённых умений (например, навык определения последовательности звуков в слове), отсутствие которых является причиной трудностей в учёбе (например, письма под диктовку); компенсация отклонений слухового и зрительного восприятия, моторики, активной и пассивной речи, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы.
Как строится работа дефектолога
Прежде всего необходима комплексная диагностика: обследование ребёнка у детского невролога, заключение и рекомендации психолога и логопеда-дефектолога. Выявляется уровень развития высших психических функций, речи, восприятия, внимания, мышления,овладения ребёнком важнейшими видами деятельности (предметной, игровой, изобразительной, элементарной трудовой).
Затем дефектолог разрабатывает индивидуальный маршрут обучения с учётом индивидуальных особенностей ребёнка и подбирает наиболее эффективные методики и приемы для преодоления специфических отклонений у ребёнка. Начинается процесс коррекционного обучения, в ходе которого обрабатываются результаты развития и родителям наглядно представляется динамика развития.
Работа дефектолога также включает консультирование родителей по домашнему обучению и привлечению других специалистов – логопеда, психолога, массажиста.
Применяемые методики и технологии
Формы занятий:
Продолжительность
Среди специалистов нашего Центра, имеющиех квалификацию дефектолога:
для консультации и записи на приём
Дефектология – наука о психофизиологических особенностях развития и воспитания детей с отклонениями от нормального развития. Дефектологическая наука изучает аномальных детей, выявления природы и сущности их отклонений, а так же определяет направления коррекционной работы. Дефектология занимается вопросами в области психологии аномального детства, проблемами педагогической коррекции недостатков развития и поведения.
Что нужно знать родителям о таком специалисте, как дефектолог? Кто такой дефектолог и логопед-дефектолог? С какими детьми работает дефектолог? Когда нужна консультация и занятия с дефектологом?
Дефектолог – это педагог, специализирующийся в работе с детьми, имеющими различные отклонения в развитии. Дефектологи нашего Центра ориентированы не на имеющийся дефект и ограниченный уровень развития ребенка (диагноз), а на его потенциальные возможности, процессы компенсации и коррекции дефектов развития с опорой на более сохранные функции. В условиях раннего обучения и воспитания аномальных детей возможно полное преодоление или сглаживание биологической недостаточности в познавательном, физическом и эмоциональном развитии.
Дефектолог формирует учебные навыки, коррегирует проблемы, которые имеются у ребенка, старается максимально приблизить его развитие к уровню нормального. Учитель-дефектолог всегда работает совместно с учителем-логопедом. В нашем Центре работают специалисты, совмещающие и ту, и другую профессию в одном лице, что позволяет при разработке общей коррекционной программы гармонично учитывать возможности параллельного развития познавательного и речевого уровня ребенка. При необходимости в комплексную программу развития ребенка подключается детский психолог.
Дефектологи Центра работают с лицами, имеющими нарушения:
Центра работают с лицами, имеющими нарушения:
- задержка психического развития (ЗПР);
- задержка психомоторного зазвития (ЗПМР);
- психоречевого зазвития (ЗПРР);
- задержка речевого развития (ЗРР);
- олигофрения (умственная отсталость);
- детский церебральный паралич (ДЦП);
- аутизм (РДА);
- синдром Дауна;
- перинатальная энцефалопатия (ПЭП);
- минимально мозговая дисфункция (ММД);
- синдром дефицита внимания и гипервозбудимости (СДВГ);
- сложная структура дефекта (наличие нескольких дефектов в развитии одновременно);
- общее недоразвитие речи, алалия моторная, алалия сенсорная (вторичное нарушение в структуре дефекта);
- нарушения в физической и психо-эмоциональной сфере;
- трудности в усвоении знаний в предшкольный период;
- проблемы обучения в школе;
- дисграфия, дислексия;
- слух: неслышащие, слабослышащие, оглохшие дети;
- зрение: частично и слабовидящие, ослепшие,невидящие от рождения.
Приоритетное направление дефектологов: коррекция и компенсация имеющихся у ребенка отклонений в развитии, предупреждение и преодоление вторичных отклонений в речевом, психическом и физическом развитии, ослабление интеллектуального дефекта, адаптация и социализация ребенка среди сверстников и в обществе.
Вы можете подобрать занятия с дефектологом в удобном и оптимальном для вас режиме:
- Занятие-консультация (45-60 минут) с обучением родителей: 1 раз в неделю;
- Занятие-комплекс (45-60 минут): по одному занятию в неделю с каждым специалистом (например, дефектолог и детский психолог) ;
- Занятие-развитие (45-60 минут) посещение одного специалиста по первичному нарушению: 2-3 раза в неделю.
- Дефектолог на дом: 1-3 раза в неделю.
Дефектолог или логопед-дефектолог изучают степень выраженности дефекта, проводят диагностику высших психических функций (мышление, внимание, память, речь, восприятие,воображение). В зависимости от специализации дефектолога (олигофренопедагог, сурдопедагог или сурдолог, тифлопедагог), акцентируется внимание на слухе, зрении, речи, двигательных функциях, мыслительных операциях, особенностях эмоционально-волевой сферы и другое.
На занятиях дефектолог, дефектолог-логопед осуществляют работу по следующим направлениям:
- развитие и коррекция внимания (зрительное, слуховое);
- развитие и коррекция восприятия (зрительное, слуховое, тактильное);
- развитие и коррекция памяти (зрительная, слуховая);
- развитие и коррекция мышления;
- развитие и коррекция речи (устная, письменная);
- развитие и коррекция моторики (моторной функции);
- развитие и коррекция зрения;
- развитие и коррекция слуха;
- развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы;
- восполнение пробелов в познавательной сфере;
- развитие и формирование элементарных математических представлений;
- развитие и формирование конструктивной деятельности.
Обучение, развитие и воспитание детей проводится как по традиционным дошкольным и школьным программам I вида, II вида, III вида, IV вида, V вида, VI вида, VII вида,VIII вида, так и с использованием современных отечественных и зарубежных методик.
Цели:
развитие моторных навыков у ребёнка с ДЦП
Задачи:
1) коррекционно-развивающие
—
развитие общей и мелкой моторики; обучение детей выразительным движениям (мимике и жестам), ауторелаксации, учить чувствовать разницу между напряжением мышц и их расслаблением, профилактика и коррекция осанки, коррекция зрения, развитие эмоций (радость, восторг, огорчение, испуг, усталость), снижение эмоционального напряжения; тренировка психомоторных функций (развитие зрительного восприятия и слухового внимания, воображения);
2) образовательные
– расширение кругозора детей, активизация словаря по темам «Мебель», «Посуда», формировать умения и навыки работы с пластилином;
3) воспитательные
– воспитывать умение слушать взрослого, выполнять инструкции, доводить начатое дело до конца, усидчивость, умение радоваться за себя и своих сверстников.
Методы и приёмы:
подвижные игры и упражнения на координацию движений, упражнения на снятие мышечного напряжения и нормализацию тонуса мышц рук, ног и корпуса, на коррекцию осанки, глазодвигательные упражнения, пальчиковая гимнастика, задания на концентрацию слухового внимания, зрительного восприятия и сосредоточения, мимические упражнения, психогимнастика (пластические этюды), упражнения на дыхание, релаксационные упражнения (на расслабление), выкладывание из счётных палочек предметов мебели, закручивание и откручивание пробок на пластиковых бутылках, складывание разрезной картинки,
заполнение объема трафарета предметов мебели или посуды пластилином по методу «цветной мозаики» (отщипни кусочек пластилина, прижми, а затем легко размажь), определение на ощупь материала, из которого делают предметы мебели и посуду (дерево, железо, пластмасса, стекло).
Материал и оборудование:
счётные палочки, пластиковые бутылки с пробками, разрезанные картинки с изображением мебели или посуды, пластилин, лист картона с контурами предметов мебели или посуды, «тактильные дощечки» разной фактуры (дерево, железо, пластмасса, стекло) или предметы из разных материалов.
Ход занятия:
1.Организационный момент
Упражнение «Приветствие»
-Доброе утро. Я рада всех вас видеть. Возьмитесь за руки, а теперь обнимите друг друга. Пожелаем друг другу удачи.
Мимические упражнения
Этюд «Небоскрёб».
Выразить удивление.
— Какой высокий небоскреб! Покажите, как вы испугались высоты, попав на последний этаж небоскреба.
Этюд «Новая квартира»
Выразить состояние радости.
— Вы получили новую квартиру. Обрадовались: «Ура!Ура!Ура!»
2. Основная часть
Пальчиковые игры и зрительная гимнастика
Подвижная игра «Много мебели в квартире»
Раз,два,три,четыре, Хлопают в ладоши
Много мебели в квартире. Прыгают на месте
В шкаф повесим мы рубашку, Делаю повороты туловищем вправо,влево
А в буфет поставим чашку. Поднимают руки вверх и потягиваются
Чтобы ножки отдохнули, Трясут каждой ногой
Посидим чуть-чуть на стуле. Приседают на корточки
А когда мы крепко спали, Кладут руки под щёку
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом Хлопают в ладоши
Посидели за столом,
Чай с вареньем дружно пили. Прыгают на месте
Много мебели в квартире.
Упражнение для глаз «Посмотри по сторонам: вверх и вниз, тут и там»
Голова неподвижна. Двигаются только глаза. Затем отводим правую руку в сторону-следим за ней. Отводим левую руку-следим за ней.
Подвижная игра с незначительной (умеренной) психофизической нагрузкой «Будем красить потолок» + зрительная гимнастика
Дети хором повторяют за дефектологом:
Красить комнаты пора,
Пригласили маляра,
Он приходит в старый дом
С новой кистью и ведром.
Взяли в руки кисть. Обмакнули её в ведро. Красим сверху-вниз, ещё раз; а теперь слева-направо, ещё раз. Следим глазами за рукой. Молодцы!
Разрезные картинки «Починим мебель»
(сложить картинку из 4 частей)
Пальчиковая гимнастика «Мамины помощники»
(про посуду)
Раз,два,три,четыре Удар кулачками друг об друга,хлопок в ладоши,
снова удар,потом хлопок.
Мы посуду перемыли: Одна ладонь скользит по другой по кругу
Чайник,чашку,ковшик,ложку
большого
И большую поварёшку.
Мы посуду перемыли, Одна ладонь скользит по другой
Только чашку мы разбили, Загибают пальчики по одному, начиная с
большого
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали
Так мы маме помогали
Пальчиковая игра «Ловкие ручки»
(закручивание и откручивание пробок на пластиковых бутылках)
Игра на развитие тактильных ощущений «Вижу руками»
(определение на ощупь материала, из которого сделают предметы мебели или посуды — дерево, железо, пластмасса, стекло).
3. Практическая часть.
Задание «Мебель для гостиной»
(выкладывание из палочек предметов мебели).
Задание «Краски потерялись»
(заполнение контура предметов мебели или посуды пластилином по методу «цветной мозаики» — отщипни кусочек пластилина, прижми, а затем легко размажь).
4. Итог занятия. Релаксация.
Беседа.
— О чем мы сегодня с вами говорили?
— Чем мы с вами занимались?
Эмоциональная игра «Оля устала»
Оля в доме убирала…
И зевнула…
Так устала.
(Дети глубоко зевают, потягиваются, подняв руки вверх и поднявшись на носочки с выдохом расслабляются, опускают руки, наклонив голову вперёд).
Тренинг «Пожелание».
Детям предлагается пожелать друг другу что-то хорошее, сказать ласковые, добрые слова.