Меню
Бесплатно
Главная  /  Вопросы доктору  /  Питание и развитие ребёнка с 3 месяцев. Умения малыша на третьем месяце жизни

Питание и развитие ребёнка с 3 месяцев. Умения малыша на третьем месяце жизни

Недавно появившееся в семье создание из маленького пищащего комочка постепенно начинает превращаться в младенца с осмысленным взглядом. Говорить о каком-то воспитании в период 3-х месяцев еще рано – это этап рефлекторного восприятия мира. Основная работа родителей на данной фазе – обеспечить достаточный уход новорожденному и приучить к режиму.

Физиологическое развитие: питание, сон, рефлексы

Малыш уже более активен в движениях и начинает проявлять повышенный интерес к окружающему миру. Зрительное сосредоточение на предметах длиться теперь порядка 8 сек. 3-х месячный малыш внимательно наблюдает за движущимися перед ним предметами и различает их, выделяя новые объекты. Правда, новизна в данном возрасте пока что вызывает не интерес, а тревогу, иногда провоцируя испуг.

Ребенок 3 месяца требует активного развития и полноценного ухода, исходя из физиологических особенностей.

Развитие. В этот же период идет и цветовое восприятие, но на уровне условно-рефлекторных связей. Пространственные же ощущения (в частности – глубины) младенцу этого возраста еще не знакомы. На основе этих восприятий идет познавательное развитие, которое контролируют взрослые. Чем разнообразнее будет среда обитания, тем полезнее это для психологического развития младенца.

Гигиена и питание. Уход за новорожденным до 3 месяцев включает в себя ежедневные процедуры, обеспечивающие чистоту тела, носовых ходов, ушных раковин. Особое внимание уделяется режиму питания, ведь от него зависит не только здоровье, но и умственное развитие малыша.


Сон. Отрегулировав процесс питания, легче будет наладить режимы сна и бодрствования. В этой возрастной категории грудничок уже не засыпает сразу после приема пищи, а продолжает познавать мир. Поэтому желательно выработать четкие ритуалы последовательности действий.

Эти ассоциации начнут рефлекторно впитываться подсознанием малыша, что в дальнейшем обеспечит родителям спокойную размеренную жизнь.

Как ухаживать за 3 месячным ребенком?

Уход за ребенком в 3 месяца включает в себя гигиенические процедуры, которые позволяют содержать малыша чистым и здоровым, а значит, спокойным. Рефлекторное восприятие новорожденным гигиенических особенностей автоматически в дальнейшем сыграют свою роль в выработке определенных привычек.

Все процедуры, входящие в гигиену, выполняются в одни и те часы либо сопряжены с другими действиями. Например, купание проводится перед 10-часовым кормлением (вечерним), и это станет постепенно сигналом к последующему сну.

Помимо купания малыша следует регулярно подмывать, и делается это после каждого испражнения. При этом уход за мальчиком несколько отличается – в данном возрасте у них при обмывании половых органов ничего дополнительно не следует предпринимать, чтобы избежать заражения крайней плоти.

У девочек же подмывание производится тщательно и рассматривается, как обязательная гигиеническая процедура. Каждой конкретной части тела необходимо уделять определенное внимание.

Как ухаживать за трехмесячным ребенком:

  • после водных процедур (купаний и обмываний) ухаживают за кожей малыша, защитив ее от раздражений. Для этого обычно используется детская присыпка, но при достаточно сухой коже лучше взять специальное масло;
  • при возникновении опрелостей на коже 2 раза в день применяют мазь «Траумель С», нанося ее тонким слоем;
  • во время купания моются ушки. При этом очищаются только раковины, и не затрагивается слуховой проход;
  • здоровые глазки в особом промывании не нуждаются, а вот с закисью нужно сразу же бороться, используя препарат «Окулохеель»;

Носик. У новорожденных носовая полость снабжена хорошей системой самоочищения, позволяющей удалять грязь и слизь с помощью чихания. Если же нос забит, и слизь мешает дышать грудничку, ее удаляют аккуратно ватной палочкой во время купания, увлажнив физиологической жидкостью типа «Эуфорбиум композитум С».

Ногти. Периодически обрезаются ноготки, и проводится эта процедура, пока малыш спит и расслаблен. При этом пользоваться следует не маникюрными ножничками, а щипчиками.

Ухоженный малыш и психически спокоен, и физически более здоров, поэтому активнее вовлекается в различные игры.

Игры и гимнастика

Младенец на 3-м месяце жизни достаточно подвижен и подобным образом начинает ощущать окружающий мир. Наиболее развито движение рук, которыми малыш тянется к предметам, прикасается к маме или просто активно размахивает ими в воздухе.

Способность тактильного восприятия поможет сделать общеукрепляющую гимнастику частью воспитания ребенка и духовно, и физически. Подобные действия, превращенные в своеобразную игру, доставляющую малышу удовольствие, подсознание рефлекторно воспримет, как естественный способ изучения мира.

Поэтому уход за 3 месячным ребенком обязан включать в себя игровые действия укрепляющей гимнастики, цель которой – научить младенца ощущать свое тело.


На третьем месяце ваш малыш растет и развивается так же интенсивно и стремительно, как и в предыдущие два месяца. Происходят активные рост и развитие всех органов и систем ребенка, да и нервно-психическое развитие тоже не снижает темпов. О днажды утром, вы посмотрите на своего малыша, и он наградит вас наилучшим подарком – очаровательной улыбкой. Вы поймете, что этот маленький человечек безумно любит Вас - Ваш голос, тепло Ваших рук, Ваши прикосновения, Вашу заботу. И утомительная ежедневная работа (купание, уборка, кухня, пеленки, бессонные ночи), все это не проходит даром. Каждый день он будет изумлять Вас новыми достижениями. По сравнению с первыми неделями жизни ваш карапуз уже многому научился, и это только начало!

Вы заметите, что ребенок уже довольно хорошо научился проявлять свои потребности относительно сна, еды. Неподражаемая улыбка вашего малыша будет свидетельствовать о том, что карапуз доволен игрой, общением, отдыхом. Ребенок получает больше впечатлений и удовольствия от окружающей среды, очень любит рассматривать лица, особенно нос, глаза.

Начинают намечаться первые черты его личности. Малыш уже может выразить свои симпатии и потребности, всегда улыбкой отвечает на улыбку матери, чувствует при этом себя спокойно и свободно. Если же у него плохое самочувствие или его что-то не устраивает, он может метаться или хныкать. Малыш быстро успокаивается, когда его берут на руки, ласкают, когда он ощущает тепло матери.

Что же произойдет на третьем месяце?

Итак…

Я расту!

За третий месяц жизни карапуз наберет приблизительно 800 граммов массы (допустимые колебания от 500 до 1000г), его рост увеличится приблизительно на два-три сантиметра. По средним показателям объем головы у мальчиков в три месяца составляет примерно 40-41 см, а объем грудной клетки – 41-42 см. В то время, как у девочек эти показатели несколько меньше: объем головы и грудной клетки трехмесячной девочки – 40 см. К 4-месячному возрасту, объем грудной клетки и объем головы обычно сравниваются. Если Вы заметите, что голова в своих размерах увеличивается очень быстро, обратитесь за помощью к вашему педиатру или неврологу, чтобы не пропустить заболевание головного мозга.

Активно растут и развиваются все органы и системы карапуза. Например, о развитии дыхательной системы малыша можно судить по таким показателям, как минутный объем дыхания, который у трехмесячного малыша в два раза больше, чем у новорожденного. Не отстает по своему анатомическому и функциональному прогрессу и пищеварительная система. Объем желудка вырос к третьему месяцу в три раза. Центральная нервная система поражает скоростью клеточного и тканевого развития, что находит прямое отражение в особенностях психического развития. На то, как развиваются клетки различных аналитических и регулирующих центров мозга ребенка, стремительно генерирующие сейчас связи между собой, во многом влияет характер питания малютки. Следует отметить огромное значение грудного вскармливания для благополучного развития нервных центров маленького человечка. Ряд ингредиентов материнского молока (аминокислота таурин или длинноцепочечные жирные кислоты семейства омега) чрезвычайно важны для интенсивно формирующегося мозга грудного ребенка, и не могут быть полноценно заменены ни одной смесью. Также смеси не содержат и антител, защищающих кроху от болезней!

В это время продолжается укрепление опорно–двигательного аппарата ребенка. Однако, косточки малыша еще очень хрупкие и подвержены внешним воздействиям. Родители должны быть предельно внимательны в обращении с малышом, чтобы ему не навредить. Например, тугое пеленание или раннее присаживание ребенка могут привести к деформации костей и позвоночника. К концу третьего месяца уходит физиологически повышенный тонус мышц. Ребенок способен к некоторым осознанным движениям, его ручки, ножки, шея и туловище становятся все более активными. Кроха радуется, когда случайно задевает руками погремушки, висящие над кроваткой, и даже пробует их схватить! Ребенок может захватить крупную погремушку и притянуть ее к себе.

К третьему месяцу ребенок уже хорошо держит головку не только в горизонтальном, но и в вертикальном положении на руках у родителей, а ведь не так давно она его совсем не слушалась. Малыш пробует поворачиваться в обе стороны, держать голову под углом 45 градусов, и часто поворачивает ее из стороны в сторону. К концу третьего месяца малыш пытается рассматривать свои ручки, следит за их движениями, подносит их к личику.

Если положить карапуза на животик, то он постарается поднять свою грудную клетку, опираясь ручками о стол или кроватку. А если поставить малыша вертикально на ножки и при этом стопочки будут упираться в столик, малыш пробует оттолкнуться от земли.

Большой родничок на головке еще не имеет костной ткани – он открыт, но относительно предыдущих месяцев, немного уменьшается в размере. Не забывайте ухаживать за этой частью головки. Не смотря на то, что родничок мягкий и пульсирует, его нужно держать в чистоте, как и все остальные части тела.

В этот период головка малыша приобретает нормальную форму, становится более круглой, губы розовыми, взгляд более живым. В затылочной и теменной областях образуются залысинки. Это те внутриутробные тонкие волосы, с которыми ребенок родился, выпадают, когда он начинает тереться головой о простынку. На этих участках вырастут новые волосики, как правило, более темные. Некоторые малыши могут потерять все волосы. Это не страшно - через несколько недель появятся новые.

Мои занятия!

Вы можете заметить, что Ваш детка начинает играть с собственными ручками, движения его ручек становятся свободными и целесообразными - он подносит предметы к своему лицу, пытается попробовать все на вкус, тянется к игрушкам, гремит погремушкой, хлопает в ладошки и тянет их в рот. С каждым днем он делает это все более и более координировано. Поэтому все, что малыш держит в руках, непременно попадет в ротик на «тестирование»! Так что, дорогие родители, будьте внимательны в выборе игрушек для детей, особенно тех, в которых находятся мелкие части.

Не стоит бурно реагировать на стремление малыша к познанию окружающей среды и при этом прятать все «интересные» для него предметы. Особенно это касается не совсем чистых игрушек. Некоторые родители решают эту проблему таким образом, что не допускают попадания в руки к малышу грязных предметов. С одной стороны они правы, но держать ребенка в абсолютной стерильности всегда невозможно. Помните, что ваш малыш должен адаптироваться к микроорганизмам, которые находятся в окружающей его среде.

Лежа на животике, кроха может на некоторое время приподниматься, опираясь на локти и предплечья, пробует сидеть, если его поддерживают за попку. Ребенок переворачивается со спины на бочок, старается подолгу держать голову. На этапе третьего месяца хорошо подвесить над кроваткой малютки заводной музыкальный мобиль. Ребенок будет забавляться крутящимися предметами, и слушать музыку. Таким образом, формируется взаимосвязь между зрением и слухом.

С этого месяца можно начинать подготовку к изучению обстановки. Можно ходить по комнате давая рассмотреть в ней все предметы с вопросом – что же это такое? Однако у всех родителей разное отношение к таким познаниям. Не бойтесь дать ребенку красивую фигурку или вазочку, малыш не собирается с ней играть, он просто посмотрит, сравнит цвета, обратит внимание на форму. Одни родители стремятся сделать так, чтобы ребенок, пока не знал слова «нельзя», поэтому они прячут все драгоценности и реликвии до «лучших времен». Другие родители, наоборот, считают целесообразным оставить все на своих местах, для того чтобы ребенок «с пеленок» усвоил, что «можно», а что «нельзя». Можно выбрать и что-то среднее. Убрать подальше дорогие вашему сердцу предметы, что бы малыш их не испортил и не сломал, обязательно, спрятать все острые и колючие предметы, не допуская их попадания в руки к малышу! Какой бы вариант вы не выбрали, помните, что рано или поздно вам все равно нужно будет применить слово «нельзя».

Сейчас рекомендуется формировать у крохи связь между взглядом вниз и присаживанием. Хотя сядет малыш только к шести месяцам, слегка подтягивать его за ручки нужно уже в три месяца. Если малыш не научится смотреть на ноги, то в дальнейшем правильная координация движений в положении сидя будет формироваться дольше. Во время подтягивания голова карапуза должна быть подтянута к его груди, должно возникнуть напряжение в мышцах рук. Отмечают, что важным этапом психофизического развития на третьем месяце является формирование туловищных реакций и вертикальной оси тела. Перечисленные навыки необходимы для «самосознания» маленького человека. Малыш, способный оторваться от поверхности, чувствует границу собственного тела, начинает понимать, что стол или кровать - это не его продолжение. Поэтому дети, которые плохо переворачиваются, испытывают трудности в формировании понятия «я». На этом этапе развития ребенка происходят первые попытки переоценки пространственных представлений. То, что было сзади, стало снизу; то, что было справа, стало слева. Самой первой попыткой будем считать поворот головы в сторону. Вы можете наблюдать за противодействием мышц туловища. Голова повернута в одну сторону, а напряжение в мышцах туловища должно возникать с противоположной стороны. Сейчас еще ни ноги, ни руки не являются сознательно опорой, но их взаимодействие становится базой для переворота со спины на живот и обратно. Это знаковое событие происходит, как правило, в возрасте трех или четырех месяцев.

Смотри, как я умею!

На третьем месяце ребенок может сосредоточить взгляд и следить за ярким объектом пять-шесть минут. Раньше кроха мог фиксировать взглядом объекты, когда лежит на спинке, а сейчас может это делать и лежа на животике, и вертикальном положении на руках у мамы. Малыш уже довольно четко улавливает направление звука и поворачивает голову в ту сторону, откуда он производится. Кроха уже не ищет грудь, а сам открывает рот, когда она приближается. Сейчас он хорошо узнает Вас, охотно улыбается папе и знакомым людям. Кроха заливисто смеется, если доволен, и плачет или кричит, если в чем-то испытывает дискомфорт. К концу третьего месяца грудные дети уже не терпят грязных и мокрых пеленок.

Мимические движения крохи становятся более выразительными и информативными для Вас. Все больше и больше малыш нуждается сейчас в постоянном внимательном отношении родителей и продолжительном ласковом общении. С третьего месяца уход за ребенком оставляет Вам значительно больше свободного времени, которое можно использовать для игры с крошкой, что для него является настоящей школой общения.

Малышу очень нравится, когда его берут на руки, разговаривают и с ним, рассказывают о том, что происходит вокруг, читают книжки или нахваливают кроху. На третьем месяце, находясь в вертикальном положении на чьих-либо руках, малютка сосредоточивает свой взгляд на лице разговаривающего с ним взрослого, прислушивается к голосу, на разговор отвечает улыбкой, оживленными движениями рук и ног, звуками. Такие проявления радости в диалоге, свойственные этому возрасту, называют «комплексом оживления». Ваше чадо - уже практически полноценный собеседник. У малыша актуализируется обонятельное восприятие – вместе с распознаванием лица и голоса мамы кроха чувствует родителей по запаху. Такое распознавание близкого человека может сопровождаться улыбкой, гулением (агуканьем), общим оживлением.

Обычно к десятой неделе своей жизни карапуз уже умеет смеяться вслух или визжать от восторга, рассеянно улыбается или «смущается». А к двенадцатой-тринадцатой неделе научится фиксировать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15 см в диапазоне 180° - с одной стороны на другую, сможет обращать внимание на очень маленький предмет.

Карапуз с радостью слушает музыку. Сейчас лучше услаждать слух малютки спокойными мелодичными композициями. Оптимально - из классической академической музыки.

Я общаюсь, мои «разговоры»!

Ваш ребенок - существо социальное, он будет стремиться к общению. Для малыша, самая лучшая компания – это родители или близкие родственники. Поговорите с ним, возьмите с собой по делам, поиграйте, спойте ему песенку. Речь у ребенка развивается, появляются новые звуки, новые интонации, новые эмоции на увиденное и услышанное. Малыш проявляет желание общаться с вами. Когда вы с ним разговариваете, он внимательно вас слушает (прислушивается). Конечно, пока ребенок не понимает вашего языка и суть того, что вы ему сказали, но у него есть желание общаться с Вами. Обратите внимание – он отвечает вам взаимностью (улыбкой или агуканием, активно двигает ручками и ножками), но только после того, когда вы закончили свое обращение к нему.

Гуление ребенка усиливается, проявляется чаще. С каждой прожитой неделей вокальные проявления малыша становится все разнообразнее - произносимые как гласные, так и согласные звуки, нередко сливаются друг с другом, образуя простейшие комбинации типа «а-а-а-ы-ы» или «г-у-у». Такие речевые проявления свидетельствуют о существенном прогрессе в развитии эмоциональной сферы ребенка. Ибо детки такого возраста гулят, когда прибывают в прекрасном настроении.

Очень часто малыши любят «разговаривать» сами с собой. Играя своими ручками, они «выдают» разные звуки. Однако доказано, что ребенок, движения которого не ограничивается, например, при тугом пеленании растет более спокойным.

Возьмите себе за правило, как можно больше разговаривать с ребенком. Можно озвучить все ваши действия - при переодевании малыша, назовите предметы, которые вы одеваете и те части тела, что вы одеваете. Так вы с ребенком постепенно будете изучать и части тела - ручки, ножки, головка, животик. Параллельно малыш усвоит и понятия «право», «лево». Покажите и озвучьте крохе, какие виды одежды есть, как называются части одежды (воротничок, рукав, пуговичка), познакомите его с цветами. Одевая новую кофточку или костюмчик, обращайте внимание малыша, на то, что нарисовано на этих вещах (мячик, цветочки, зайчик, котик). Таким образом, вы будете делать неоценимый вклад в развитие речи.

Я ем!

На третьем месяце жизни грудное молоко – это практически все, что необходимо малышу для полной обеспеченности необходимыми для продуктивного роста и развития химическими веществами. Другими словами, в овощных, фруктовых и других прикормах трехмесячный ребенок совершенно не нуждается. Единственное, что следует добавлять к грудному молоку, это витамин D, предупреждающий появление рахита у малыша (но, после консультации со своим доктором). Дело в том, что витамина D недостаточно в материнском молоке. Очень сложно проследить за тем, сколько молока съедает малыш, когда он только на грудном вскармливании. Но известно, что в день кроха съедает 800 – 850 г. Устанавливается режим кормлений, их всего 6-8 в течение дня и 2-4 ночью. Сохраняются частые прикладывания, но необходимость в них появляется реже. Может появиться длительный ночной перерыв в кормлениях, примерно 5 часов, но это бывает очень редко. Гораздо чаще ночной перерыв в кормлениях составляет 2,5-3,5 часа.

Взаимоотношения матери и ребенка во время грудного вскармливания. Малыш начинает проявлять терпение: может немножко подождать, пока мама достанет грудь, возьмет его на руки и т.д. Но терпения ребенка хватает пока еще совсем ненадолго. В общем, трехмесячные дети веселы, спокойны и общительны независимо от типа темперамента. В этом возрасте наступает тот приятный момент, когда малыш во время кормления обхватывает ручками материнскую грудь, что для мамы очень приятно.

Когда мама по каким-то причинам не может кормить малыша грудью, его переводят на искусственное вскармливание. При нынешнем разнообразии продуктов детского питания можно максимально приблизить процесс вскармливания к естественному: важно правильно подобрать молочные смеси. Но кормление ребенка из бутылочки имеет свои особенности. Держать младенца лучше всего не в горизонтальном положении, а под углом в 30 град. - так ему легче глотать и меньше вероятность того, что он подавится. Чтобы поток молока был равномерным, а соска не слипалась, периодически переворачивайте бутылочку или вынимайте на несколько секунд соску изо рта ребенка. Держите все время бутылочку под углом, чтобы соска полностью была наполнена молоком, иначе малыш может наглотаться воздуха.

Объем питания обычно составляет 1\6 часть массы тела, что составляет примерно 800 -900 мл. Объем одного кормления до 130-140 мл. число этих кормлений 6-7.

Мой сон!

В поведении крохи начинает просматриваться какой-то порядок: он просыпается к определенному времени - голодный или настроенный на игру. Очень важно сейчас начать отрабатывать четкий ритуал отхода к ночному сну. Кормите и купайте ребенка в одно и то же время. Это имеет особенно важное значение для младенцев, которые часто плачут или ведут себя нервозно. Пройдет неделя-другая, и вы почувствуете все плюсы твердого распорядка дня.

Ребенок должен спать примерно 16 – 17 часов в сутки. В дневное время малыш спит примерно 4 раза по 1,5 – 2 часа. На третьем месяце жизни, ребенок ночью спит около 10 часов, однако может часто просыпаться, плакать или сосать пальчики. Пусть вас это не пугает – для грудного возраста ночные пробуждения – это нормально. Научитесь просто правильно на это реагировать. Со временем, ваш малыш, будет спать намного спокойней, чем раньше, не нужно бежать к малышу на первый крик и будить его окончательно. Возможно, ему что-то приснилось, ведь кроха видит сны даже в утробе матери! Разбудив ребенка окончательно, для того чтобы, убедиться, что с ним все нормально, вы тем самым создадите для него стрессовую ситуацию, и ваш малыш привыкнет просыпаться ночью, чтобы «проверить», есть ли рядом мама. Со временем вы научитесь отличать крик ребенка во сне, от крика, который сообщает о том, что хочется кушать, попить, или сменить пеленку. Поэтому не нужно очень пугаться из-за того, что ребенок проснулся, и никогда не кричите на малыша, что б он уснул, этим вы только расстроите и взволнуете его. Если ребенок проснулся, дайте ему немного времени успокоиться и уснуть самостоятельно, таким образом, у малыша выработается условный рефлекс на спокойный сон.

Первые трудности!

К этому возрасту тело грудного младенца округляется и становится наполненным. Работа пищеварительной системы. У малыша налаживается регулярный стул в виде сметанообразной массы. Он появляется ежедневно примерно в одно и то же время. Периодически стул появляется реже: не ежедневно, а 1 раз в 2-3, а иногда даже в 5-7 дней! Это нормальное явление, характерное для детей, находящихся исключительно на грудном вскармливании. В этом случае ребенок не нуждается в клизмах и слабительных средствах.

Ваш малыш отказывается от груди, выгибается дугой, сосет две минутки и с плачем бросает? Или не хочет брать грудь? Это может быть кризисом 3-месячных. По данным перинатальных психологов, изучающих поведение грудных детей, в 3-4 месяца наблюдается первый этап отделения младенца от матери - малыш впервые заявляет о себе, как о личности. Делает он это в меру своих способностей: находясь на руках, упирается в маму руками и ногами; отворачивается и сопротивляется, когда она дает ему грудь; кричит, едва взяв грудь и сделав несколько сосательных движений; берет одну грудь, но отказывается от другой. Ребенок как будто провоцирует Вас: как-то она будет вести себя в такой ситуации? действительно ли она является для него надежной защитой? Это явление получило название ложного отказа от груди. Если в ответ на подобное изменение поведения ребенка, мама предоставляет ему дополнительные "доказательства" своей надежности - не перестает предлагать грудь, кормит ребенка ночью, не использует бутылочки и пустышки, не дает воду и прикорм, готова кормить малыша в разных положениях, удобных для него, - кризис 3-4 месяцев проходит довольно быстро. Самое главное: ухаживать за ребенком в это время должна только мама, а все остальные члены семьи должны ухаживать за ней. Это лучше всего способствует укреплению контакта между матерью и ребенком, в котором малыш так нуждается в этот период. Однако очень часто мама не знает о кризисе 3-4 месяцев, не понимает поведения малыша. Иногда с самого начала грудное кормление вызывало трудности, было организовано неправильно, тогда ложный отказ от груди может превратиться в подлинный. Как же выйти из данной ситуации? Нужно предлагать грудь все равно, проявить настойчивость и терпение, ни в коем случае не давать бутылку, если уж сцеживать молочко, то докармливать с ложки или шприца без иглы. Хорошо помогает предлагать грудь перед сном или ночью, утром при пробуждении.

Малыш не хочет спать? Вам это знакомо?

Если ребенок не хочет спать, когда вы положили его в кроватку, подумайте, что могло вызвать такую реакцию? Как ребенок провел время после сна, были ли он достаточно активен. Может быть, малыш хочет с вами немножко поиграть. Если Вы очень эмоционально игрались или занимались с малышом гимнастикой незадолго до сна, его нервная система находится в возбужденном состоянии, тогда малыш не сможет быстро и спокойно уснуть.

Что вы сделали для того, чтобы у малыша выработался правильный условный рефлекс на детскую кроватку? Сделайте так, чтобы ребенок не проводил все время после сна в кроватке. Переложите его в колясочку, на другую кровать или в детскую качельку. Со временем ребенок сам захочет спать в кроватке, потому что у него сформируется правильное отношение: «Моя кроватка – значит, нужно спать!».

Возможно, у малыша появились колики, болит животик, и эти неприятные ощущения не дают ему уснуть. Мокрый подгузник, тугая резинка на штанишках, туго завязанная шапочка, не удобное положение, крошки на пеленочке – все способствует тому, что ребенок не может уснуть, ребенок понимает – ему что-то мешает. Проветривайте комнату перед сном - свежий воздух способствует хорошему сну! Не забывайте, каждый день делать влажную уборку.

Длительность сна ребенка зависит от того, какой объем еды он съел за последние кормление. В основном дети спят до самого утра. Но есть такие «соловьи», которые каждый день просыпаются в 6 часов утра. И даже, не смотря на мамины хитрости, ребенок формирует свой режим, поэтому наберитесь терпения и приспособьте свой режим к ребенку.

А что же скажет доктор?

В период бодрствования малыша, а именно, после кормления через 25-35 минут, необходимо выкладывать ребенка на животик, для того чтобы он тренировал мышцы шеи и учился держать головку. Разговаривайте с ребенком с первых дней его жизни, постарайтесь вызвать у него зрительное и слуховое внимание.

Ребенку до 2-х летнего возраста необходимо давать витамин D в период с 1 октября по 1 мая. Делая перерыв на летние месяцы, когда УФ-лучей достаточно для выработки собственного витамина Д в коже.

Когда ребенку исполнится три месяца, желательно именно в этот день, посетить педиатра в детской поликлинике. После того как врач осмотрит ребенка, измеряет его вес, рост, посмотрит горлышко и состояние «родничка», он сделает вывод, нужно ли вам идти на прием к другим специалистам – к неврологу, ортопеду, офтальмологу.

Врач попросит вас сделать контрольные анализы крови и мочи. Таким образом, вы подготовите ребенка к прививкам: сейчас их делается три - АКДС-вакцина (против коклюша, дифтерии, столбняка), гепатит В и полиомиелит. Если малыш нездоров, у него повышена температура или есть высыпания на коже, прививка должна быть отложена до полного выздоровления. Если у ребенка хорошие анализы, и он себя чувствует хорошо – не откладывайте эту важную процедуру на потом.

Если малыша мучают метеоризм или колики, чтоб облегчить его состояние, можно прибегнуть к различным приемам - сделать легкий массаж животика по часовой стрелке, затем положить ребенка на живот на пару минут, а потом, перевернув его, приложить теплый компресс на эту область. Можно применять и медикаментозные препараты. о них вам расскажет доктор.

Каждое утро протираете глаза ребенка от внешнего края ко внутреннему ватным тампоном, смоченным в чистой воде. Потом протрите другим, смоченным в чистой воде, ватным тампоном все личико. У малыша в этом возрасте уже функционируют слезные железы. Ватными жгутиками надо чистить ребенку нос и ушки. Ногти следует стричь регулярно, но не коротко, закругленно на руках и прямо на ногах.

Как раз самое время обезопасить свой дом. Уберите из зоны досягаемости ценные вещи, моющие средства и растения. Все, до чего может достать Ваш ребенок, должно быть небьющимся и нетоксичным. Следите за тем, чтобы он не нашел мелкие предметы которыми он может подавиться.

Не держите ребенка постоянно на руках. Исключением являются кормление, переодевание, массаж, гимнастика. Приучайте малыша к самостоятельности.

Температура воздуха в комнате ребенка не должна превышать 21-22 °С. Комнату нужно проветривать несколько раз в день. А в теплое время года – окна по возможности должны быть открыты постоянно. Гулять с ребенком надо много, до 3-4 часов в день. Гуляйте в любую погоду. Только при морозе ниже «-15-20», педиатры не рекомендуют гулять с крохой. Приучайте ребенка к солнышку. Солнечные лучи способствуют укреплению организма, так как под их воздействием кожа ребенка самостоятельно вырабатывает витамин D. Таким образом, идет естественная профилактика организма от рахита, анемии, повышается иммунитет. В крайнем случае, малыша можно вынести в коляске на лоджию. Только обязательно проследите, чтобы не было сквозняка и на ребенка не попадали прямые солнечные лучи.

Воздушные ванны ребенку выполняйте вместе с массажем и гимнастикой. В первой половине дня, приблизительно в середине одного из периодов бодрствования, займитесь с малышом гимнастикой и массажем. Упражнения, из которых нужно начинать, очень простые: погладьте ручки ребенка, который лежит на спине, в направлении от кисти до плеча, ножки - от стопы до паха. Затем положите кроху на живот и несколько раз погладьте спинку - от ягодиц до головки и назад. Потом круговыми движениями ладони по часовой стрелке легко помассируйте животик. Переверните малыша на живот, прижмите вашу ладонь к его стопкам, он активно оттолкнется от нее, будто с попыткой ползти.

На третьем месяце жизни малыш уже привыкает к купанию. Температура воздуха комнаты, где проводят купание, должна быть 21-22 °С. Купают ребенка при температуре воды 36-37 °С, продолжительность ванны 7-10 минут. Гигиенические ванны проводите каждый день через 25-30 минут после кормления, лучше всего между 13.00 и 20.00. Вынув малыша из ванны, осторожно облейте его из кувшина водой, которая на 1 °С прохладнее (35-36 °С). Потом кожу ребенка просушите пеленкой промокательными движениями, следя за состоянием кожных складок.

Не кутайте ребенка! Когда ребенок бодрствует, убедитесь в том, что он одет легко и удобно: чем меньше одежды, тем лучше. Не забывайте, что малыш ведет себя более активно, когда чувствует прохладу.

Попробуйте подражать звукам, которые произносит ваш малыш. Послушайте, как он это делает, и повторите. Во время "разговора" старайтесь смотреть ему прямо в глаза. Выучите несколько простых стишков и, используя знакомую мелодию, напевайте во время кормления, купания и упражнений. Пусть ребенок некоторое время побудет со старшей сестрой или братом. Их присутствие развлечет и обрадует малыша. Всегда держите под рукой заряженный фотоаппарат. Альбом с фотографиями - лучший способ проследить за тем, как день за днем растет ваш малыш, и запечатлеть счастливые моменты. Ребенок обрадуется, если вы возьмете его с собой в магазин или в гости к друзьям. Новые впечатления, незнакомые звуки и запахи будут способствовать развитию малыша.

Ваш малыш подрос, теперь ему требуется от взрослых не только еда и комфортность. Ничего уже не может заменить разговоров, прикосновения родителей - смеха, пения и т. д. Ребенок испытывает потребность в общении. Ему необходимо, чтобы с ним играли и реагировали на его действия. Родители, которые находят достаточно времени для разговоров, игр и занятий с ребенком, тем самым способствуют развитию у него социальных навыков.

Ребенку 3 месяца: какие изменения ждут малыша к трем месяцам жизни?

Ваш малыш уверенно продолжает расти и развиваться. Вы с ним уже привыкли друг к другу, и вам намного проще, чем ранее, разбираться в его сигналах и потребностях.

Первый год жизни крохи – это период самого интенсивного развития. Подобных темпов уже не будет никогда в жизни. Но и в течение этого периода есть фазы более быстрого и более замедленного роста. И третий месяц — как раз фаза ускорения.

Три месяца жизни малыша – это самый первый рубеж, и все мамочки с нетерпением ждут его достижения. Ребенок уже осознанно «общается» с родителями, распознает чужих, умеет заразительно смеяться и даже учится капризничать! Как много всего уже умеет ваша кроха!

На что же в первую очередь обратить внимание? Как помочь малышу в его развитии? Эти и другие важные вопросы нам предстоит рассмотреть.

И начнем мы с главного – как же развивается ребенок на третьем месяце жизни?



На третьем месяце жизни дети в среднем прибавляют в весе 800-900 граммов, и вырастают на два-три сантиметра. В целом, за первые три месяца малыши в среднем вырастают на 10 сантиметров и тяжелеют больше, чем на два килограмма.

По средним показателям, в три месяца объем головы мальчика – около 41 сантиметра, а грудной клетки – 41,5 сантиметров. У девочек оба эти параметра немного меньше – около 40 сантиметров.

Те распашоночки и костюмчики, в которых «утопал» ваш малыш при выписке из роддома, становятся ему малы. Пришло время на периоды бодрствования одевать крохе ползунки.

Опорно-двигательный аппарат ребенка с каждым днем продолжает укрепляться. Уже к концу этого месяца уйдет повышенный тонус мышц. Малыш хорошо держит голову, находясь в вертикальном положении на руках у близких. Он может свободно поворачивать голову во все стороны.

Ручки, ножки, туловище и шея крохи становятся более подвижными. Он может разжимать пальчики, захватывать игрушку, притягивать ее к себе.

Особого внимания со стороны малыша в этот период удостаиваются его ручки – пока что это самая интересная игрушка. Он готов подолгу их рассматривать, подносит их к личику, следит за их движениями. Малыш с удовольствием работает пальчиками, сжимает и разжимает кулачки. Наблюдая за этими движениями, кроха понимает, что это именно его ручка и это он самостоятельно ею управляет.

На данный момент для малыша одна из самых важных задач – координация движения ручек. Он тянет их в ротик, пробует соединять их вместе, пытается дотянуться до видимых ему игрушек. Если мама сейчас даст ему погремушку, малыш сразу же крепко ее схватит.

Очень полезно помогать ребенку в его «тренировках». Можно закрепить на кроватке мобиль – подвеску со звенящими подвижными фигурками, или выкладывать малыша на специальный развивающий коврик с дугами, на которых висят игрушки разных форм и размеров. Захватывая такие разные предметы, ребенок будет укреплять мелкие мышцы пальчиков.

Самой важной позой для крохи является поза лежа на животике. В этом положении он учится координировать свои движения и держать равновесие.

Если, лежа на спинке, ребенок не может что-то хорошо рассмотреть, он уже способен осознанно перевернуться на бочок. Это умение является еще одним существенным достижением трехмесячного малыша. При этом вы можете обратить внимание, что чаще он поворачивается на какую-то одну сторону. Специалисты связывают это явление с его внутриутробным положением. Со временем этот приоритет пропадет, но все же не помешает учить кроху переворачиваться и на непривычный бочок, завлекая его яркими поющими игрушками.

Лежа на животике, малыш может слегка приподниматься на ручках.

Кроха уже «нашел» свои ручки и ножки, и активно с ними играет. Но мама и папа могут помочь ему познакомиться и с остальными частями тела. Покажите малышу глазки, носик и ротик, сначала на своем лице, а затем и на его — просто прикоснитесь к тем же частям его лица.

Если поддержать малыша за подмышки, он согнет ножки и упрется ими в опору. Такая позиция ребенку очень понравится – ведь отсюда обзор намного больше! Если перед его ножками положить мячик, кроха с удовольствием начнет его пинать. Однако врачи пока не рекомендуют ставить малыша на ножки – его позвоночник к таким нагрузкам еще не готов.

В распорядке дня по-прежнему преобладает сон, но теперь периоды бодрствования увеличиваются – малыш «гуляет» около 9 часов в сутки. Все это время он активен и проявляет интерес ко всему, что происходит вокруг него. Если кроха замечает что-то новенькое, он фокусирует на нем взгляд, изучает и широко улыбается.

Ребенок способен активно реагировать на родных, много улыбается, общается с помощью гуления, умеет сообщать о своем настроении с помощью богатой мимики.

В это время малыш уже может дольше спать по ночам, или даже всю ночь спать не просыпаясь.

Ребенок очень восприимчив к разным звукам, как громким, так и тихим. Заслышав незнакомый звук, он по-прежнему замирает до момента обнаружения источника звука. Но, как только источник найден, кроха снова начинает активно двигаться.

Карапуз способен отличить музыку от разговора людей. Сейчас ему полезно рассказывать не только потешки, но и стихотворные сказки.

Еще более важными для крохи становятся зрительные впечатления. Он с удовольствием рассматривает все вокруг него.

В связи с тем, что малыш стал намного подвижнее, следует быть очень внимательными, не оставлять его без присмотра и следить, чтобы он не упал.

Поскольку трехмесячный возраст является переломным моментом в развитии малыша, надо пройти с ним всех специалистов, проверить рефлексы и сдать необходимые анализы.



В этот период начинается активное развитие психики малыша.

Если прежде главным способом общения крохи с окружающими был плач, то теперь он отходит на второй план, уступая место улыбке – универсальному средству связи. Но мама уже знает, что ее малыш имеет целый арсенал разных улыбок, которые он использует в зависимости от сложившейся ситуации.

Именно сейчас родители услышат первый настоящий смех крохи. Также он учится капризничать, в основном от скуки, и хныкать по этому поводу. Кроме того, малыш готов проявлять свой характер, настаивать на своем, используя для этого крик. Но маму этим не обманешь – она уже точно знает, как плачет малыш в условиях сильного дискомфорта, и может отличить такой плач от «ненастоящего».

Но радость ребенка выражается не только улыбкой. Он веселится всем своим телом, машет ручками и ножками, корчит смешные рожицы и издает забавные звуки.

Крохе все больше нужно общение. Он находит маму взглядом, поворачивается на ее голос, реагирует на ее слова, и ждет ответа на «свои». Малыш радостно гулит, используя уже и слоги «ага», «агу», «бу». Когда он общается, в разговоре принимает участие все тело, ручки и ножки активно жестикулируют.

Очень важно сейчас стимулировать эту первую речь ребенка: разговаривать с ним, произносить его имя, гулить с ним вместе, комментировать свои действия, не забывая при этом давать ему время на ответы. Все это повлечет за собой гармоничное развитие навыков общения.

Кроха с удовольствием имитирует вашу мимику. Если над ним склонится незнакомый ему человек, он замрет и начнет его внимательно рассматривать. В ответ на улыбку чужака малыш неуверенно улыбнется.

Сейчас ребенок активно познает мир, учась взаимодействовать с ним. Он понимает предназначение некоторых предметов и замечает их исчезновение.

К врожденным рефлексам добавляются условные рефлексы и осознанные навыки. Например, если положить малыша в привычную позу для кормления, он начнет чмокать губками.

У многих деток после двух месяцев начинают преобладать утренние или вечерние фазы бодрствования. Так проявляются «жаворонки» — те, кто более активны по утрам, и «совы» — проявляющие повышенную активность в вечерние часы. Скорее всего, этот появившийся сейчас ведущий тип нервной деятельности перейдет и во взрослую жизнь.

Малыш может гулить и наедине с самим собой. Но все же он очень нуждается во внимании мамы и папы. Ради этого он готов использовать весь набор средств: улыбку, плач, крик, гуление, хныкание и т.п. Не стоит его игнорировать, ведь что может быть приятнее для мамы, чем общение со своим крохой?



Многим мамам интересно знать, что же будет уметь малыш на третьем месяце жизни? Обобщая, можно утверждать, что он:

  • в положении лежа на животе, может подтянуться на локтях и удержать плечи и голову около 10 секунд;
  • может переворачиваться со спинки на бочок;
  • на руках у мамы и папы подтягивает тело, держит головку;
  • хватает игрушку ручками и тянет ее в рот;
  • если поддержать его под мышками, упирается ножками в твердую опору;
  • используя ручки, изучает свое личико, глазки, ротик;
  • умеет смеяться по-настоящему;
  • много улыбается;
  • плачет меньше, чем ранее;
  • способен узнавать членов семьи;
  • умеет капризничать, хныкать, когда что-то «не по-его»;
  • различает речь, музыку и другие звуки;
  • всячески старается привлекать к себе внимание родных;
  • «разговаривает» со взрослым, активно гулит;
  • показывает предпочтения – одна игрушка может нравиться ему больше остальных;
  • реагирует на звук, поворачивая голову в поисках его источника;
  • начинает показывать память, когда ожидает каких-то действий;
  • умеет визжать от восторга;
  • может соединять ручки.



С каждым днем появляется все больше возможностей для развития крохи. Итак, если вы хотите ему помочь, воспользуйтесь несложными советами:

1. Много гуляйте с ребенком, в любую погоду. Ему очень нужен свежий воздух. Естественно, если температура на улице ниже чем -10, прогулку надо заменить открытой форточкой, при этом малыш должен быть тепло одет.

Понемножку приучайте кроху к солнышку. Ведь солнечные лучи помогают укреплению организма, повышению иммунитета. Обязательно следите за отсутствием сквозняка и попадания прямых солнечных лучей на малыша.

2. Закаляйте ребенка. Можно использовать обтирания, воздушные ванны, комплексы гимнастики и массажа, подобрать которые вам помогут в поликлинике. Все это целесообразно сочетать с потешками и песенками.

3. Знакомьте малыша с окружающим миром. Во время прогулки, когда он бодрствует, рассказывайте ему все, что происходит вокруг. Когда вы дома что-то делаете, объясняйте это крохе. Знакомьте его с разными тканями и фактурами.

4. Купите малышу манеж. Активничать в нем очень полезно для крохи, ведь там он может свободно двигаться без риска для себя. Играя в манеже с красивыми яркими игрушками, ребенок будет всегда в хорошем настроении.

5. Активно общайтесь с малышом. Говорите с ним. Кривляйтесь вместе, учите ребенка разнообразной мимике, надувать щечки, чмокать губками, высовывать язычок. Это не просто веселое времяпрепровождение, но и тренировка столь важных для формирования речи носогубных мышц.

6. Играйте с ребенком. Повесьте возле него несколько удобных для захватывания игрушек, к которым он сможет дотянуться. Такие тренировки не только укрепляют мелкие мышцы пальцев и добавляют тактильные ощущения, но и поможет в дальнейшем при письме. Кроме того, движения кисти, связанные с речевыми областями мозга, помогают развитию речи. Вкладывайте то в правую, то в левую ладошку малыша игрушки разной формы и фактуры, забирайте их и предлагайте опять. Пусть он трогает, захватывает, держит. Главное, чтобы это ему нравилось.

7. Занимайтесь с крохой музыкотерапией. Подберите ему коллекцию классики, звуков природы. Информацию о пользе определенных композиций можно всегда найти в Интернете. Но только не перестарайтесь! Следите за эмоциями вашего малыша, и, если ему не нравится, не насилуйте его.

И, конечно же, не забывайте о колыбельных. Ученые доказали, что они очень благотворно влияют на развитие крохи.

8. Стимулируйте развитие зрения ребенка. Развесьте на стенах картинки и рисунки, не забывая их периодически менять. Называйте изображенные предметы, объясняйте их назначение, озвучивайте нарисованных животных. Пусть это станет для вас и вашего малыша веселой игрой.

9. Играйте в «ку-ку» — закрывайте лицо руками, словно бы прячась, а затем открывайте его, произнося «ку-ку». Увидите, малышу очень понравится эта игра.

10. Танцуйте, кружитесь, раскачивайтесь в разные стороны вместе с крохой.

11. Не оставляйте малыша без присмотра. Уберите из зоны досягаемости все опасное – химию, острые, бьющиеся, токсичные предметы, растения, мелкие детали.

12. Следите за чистотой игрушек и окружающих кроху предметов. Помните – сейчас он все изучает через рот, поэтому туда не должно попадать грязное. Промывайте игрушки в мыльной воде.



Сейчас у вашего любимого малыша «душевное» — психика и «телесное» — моторика тесно связаны и переплетены между собой. Эмоции стимулируют движения, и, наоборот, мышечная активность помогает развитию психики. Играя с ребенком, постоянно общаясь с ним, вы не только улучшите его физическое состояние, но и поспособствуете развитию его психической сферы. И, конечно же, постоянное и щедрое проявление любви к вашему крохе лучше всех остальных факторов справится с задачей его гармоничного развития. Впрочем, вы это и так хорошо знаете, правда?

Любите своего малыша, растите здоровыми и счастливыми!
Анна Кутявина для сайта сайт

3-й месяц жизни. Что должен уметь малыш?

Малыш на руках у взрослого в вертикальном положении уже в состоянии следить за игрушкой в течении 30-40 секунд, поворачивать головку на 180 градусов. Он активно следит за неподвижным или движущимся предметом, за лицом разговаривающего с ним взрослого. Но движения глаз координирует еще плохо.

Многие малыши могут косить глазками, что естественно в таком возрасте. К 4 месяцу это исчезает. Особенно хорошо малыша развлекают подвижные игрушки, которые легко и плавно раскачиваются в воздухе. Важно, чтобы на игрушке было несколько четких деталей. Идеальное расстояние до игрушки 30-50см. Больше всего малыши любят круглые предметы, а их любимый цвет – красный, который запомнился еще со времени внутриутробного развития.

К концу 3 месяца, лежа на животике, малыш уже умеет опираться на предплечья и поднимать головку на 2-2,5 минуты.

Такая поза передоставляет крохе новые возможности развития! Он с интересом оглядывается и воспринимает окружающий мир под другим углом зрения. Более полная подвижность головки является для него большим неврологическим достижением!

На 10-12 неделе наиболее подвижные малыши начинают переворачиваться со спины на животик.

В этот период развивается так называемая “стабильность корпуса”, которая является основной предпосылкой для первых произвольных движений ребенка и основой для самостоятельной активности.

Пока малыш еще чаще всего лежит на спине, поскольку именно из этого положения ему потом будет удобнее всего садиться.

К концу 3 месяца кроха начинает все больше ощущать свое тело. Присмотритесь к нему – он лежит прямо на спинке, но при этом его носик, подбородок, грудина, пупок и лобковая кость образуют прямую линию. А ручками он играет перед своим лицом, рассматривает свои пальчики, ножки согнуты и немного подтянуты к пупку.

Ярко выражен комплекс "оживления" в ответ на обращенную к нему речь.

Малыш очень активно ищет глазами источник звука, улыбается в ответ на вашу улыбку. Эта улыбка уже называется “социальной”, потому что она возникает в ответ на человеческое лицо. Это огромный шаг крохи в области межчеловеческих отношений!

В конце 3 месяца у малыша должен исчезнуть рефлекс Моро.

Обратите внимание, что теперь, при внезапном воздействии света и звука, ваш малыш не будет несвязно сучить ручками и ножками. Играя с ручками, кроха одновременно сгибает и ножки.

На 8-12 неделе исчезает и рефлекс хватания. У крохи возникает сознательное произвольное хватание.

Примерно с 10 недели малыш начинает увлеченно играть со своими руками, перебирать пальчиками. Он пытается удержать игрушку, стремится что-то потрогать своими руками. Так создается связь между зрением и действием. Конечно, малыш не сразу сможет захватывать сам игрушку. Этому он научится постепенно.

При поддержке малыша под мышки, он уже уверенно опирается в течение 45-60 секунд.о твердую опору ступнями ножек, согнутых в тазобедренных суставах.

Малыш хорошо реагирует на звуки.

Если вы нежно возьмете малыша на руки и заговорите с ним, он будет очень внимательно изучать ваше лицо. Кроха всматривается в выражение вашей мимики, прислушивается к тональности вашего голоса, отличает громкость вашего обращения к нему. Если вы захотите изменить тон или громкость вашей речи, он зарегистрирует это.

Грудничок 3 месяца развитие фото

Читайте и другие статьи о детях, их жизни, воспитании, развитии.

Если вам пришлась по душе статья - Грудничок 3 месяца развитие, то вы можете оставить отзыв или рассказать о ней в социальных сетях.

А также смотрите и другие статьи, написанные специально для вас:

Улыбайтесь вместе со своим ребенком! 🙂

Занятия с грудничками у многих родителей вызывают недоумение: «Ребенку всего пару недель, какие могут быть занятия? Главное, чтоб ребенок нормально рос, не болел, вес набирал, а заниматься можно начать и позже». Однако, давно доказано, что период с рождения ребенка до трех лет наиболее благоприятен для восприятия информации, и чем богаче и разнообразнее предлагаемая малышу информация, тем впоследствии выше уровень его способностей.

О больших возможностях новорожденных свидетельствуют и психолого-педагогические исследования. Специалисты считают, что если с младенцем заниматься специально, то он будет развиваться с заметным опережением. Наблюдения также показывают, что интеллектуальные способности выше у тех детей, которые с первых дней плавали, занимались гимнастикой, свободно двигаясь, познавали окружающий мир.

Следовательно, первый этап в формировании способностей – активное физическое развитие малыша . В первые недели жизни ребенка основное внимание нужно обращать на его двигательную активность во время сна . В этот период ребенок спит почти все время. Однако природа не может допустить такого безделья. И вот в дыхание спящего младенца периодически вплетается фаза длительного выдоха. Возникает дефицит кислорода, своеобразный пусковой механизм двигательной активности. Происходит рефлекторное подрагивание. В результате 50 – 60 процентов времени спящий ребенок проводит фактически в движении. Тугое пеленание малыша во время сна препятствует такому движению.

Несколько советов . как увеличить двигательную активность младенца

Дело в том, что новорожденный большую часть информации воспринимает через кожу, вкус и движение. Чем больше вы будете дотрагиваться до его тельца, гладить его, делать легкий массаж, а также, чем чаще и разнообразнее вы будете делать с ним различную зарядку, двигая его ручками, ножками, беря его на руки, прикладывая к своему телу, тем больше информации от мира ребенок получит. Такое взаимодействие напрямую развивает интеллект ребенка. Считается, что новорожденный обладает множеством способностей. Наша с вами задача – чтобы он не утратил их, не забыл, чтобы мы их не подавили. Гимнастика, массаж, поглаживания, а также ранние занятия плаванием помогают этому. Через кожу и движение вы развиваете своего малыша.

Существуют специальные занятия по динамической гимнастике, по плаванию, которыми имеет смысл заняться. Ваш новорожденный уже многое умеет. Посмотрите, кроме дыхательного, сосательного и выделительного рефлексов у новорожденного есть рефлекс задержки дыхания. Поскольку ваш малыш 9 месяцев жил и развивался в воде, то он просто не умеет тонуть . При погружении в воду с головой малыш автоматически задерживает дыхание и не начинает дышать, пока не вынырнет. Причем он способен задерживать дыхание без труда больше минуты! Куда нам до него! Хочется только обратить внимание на температуру воды. По нашему мнению, она не должна превышать 32 – 34 градусов даже при первых купаниях, так как более теплая вода снижает мышечный тонус, угнетает механизмы двигательной активности.

Это еще не все. Наш малыш умеет ходить . У него есть ходильный рефлекс. Если ребенка поддерживать в вертикальном положении (важно при этом поддерживать голову, т.к. он еще сам ее не держит, а голова рождается тяжелой) так, чтобы его пяточки и ступни касались поверхности, малыш сам делает шаги. Это упражнение очень полезно и способствует тому, что он быстрее научится ходить. На самом деле, ему надо научиться только управлять своим центром тяжести, так как в его прежней жизни условия гравитации были иными.

Новорожденный умеет ползать! И если вы не пеленаете его, то следите за тем, чтобы он не уполз за край кровати. Ползают малыши задом.

У новорожденного развит хватательный рефлекс . Если ему в ладошки вложить наши указательные пальцы, то он тут же их сожмет и будет долго держаться так цепко, что его можно плавно приподнять так, чтобы он повисел в воздухе и даже покачать. Малыш будет держаться, словно маленькая обезьянка. Это тоже замечательное упражнение, которое дети любят.

Самым ощутимым стимулом мышечной активности малыша является разница температур его тела и окружающей среды. Чем больше эта разница, тем активнее мышечный тонус, обеспечивающий нормальное развитие. Разумеется, разница температур должна быть ограничена рамками физиологического, адаптивного, стресса. Каждая мать, распеленав ребенка, чувствует под рукой напряжение его мышц. Как только напряжение спало, воздушную ванну следует прекратить. Именно тонус мышц регламентирует длительность закаливающих процедур . Поначалу, у физиологически незрелого ребенка, этот период не превышает 5 – 10 секунд, у зрелого порой достигает 60 секунд.

Вся двигательная активность ребенка должна осуществляться не по принуждению, а благодаря интересу к этой активности. В первые недели жизни такой интерес стимулируют двигательные рефлексы, вызванные раздражением подошв, пяточек, пальчиков, ладошек. Важно с первых недель жизни способствовать свободному развитию способностей малыша, помогая ему самостоятельно проявлять свою активность. Рефлексы угасают недели через три, если малыш лежит спеленутым неподвижно, и с ним обращаются как с куклой. Тогда все навыки и умения малыша оказываются невостребованными, он получает первый опыт, что то, что у него есть, миру не нужно – очень горький опыт, который в зрелом возрасте переходит в апатию и усталость от жизни.

С физическим, интеллектуальным развитием неразрывно связано развитие эстетическое . включающее в себя пробуждение интереса к музыке, литературе, живописи. Малыш интенсивно впитывает звуки, краски, тонко воспринимает эмоциональную окраску произведений, что легко определить по его реакции. «Занятия» в этом направлении тоже можно начать с самого рождения.

Новорожденный ребенок воспринимает мир не так, как видим его мы. Известно, что зрение малыша еще очень несовершенно, он может различать еще только яркие контрастные крупные объекты, которые находятся в непосредственной близости от него (25-30 см). Поэтому с самого рождения для малыша наиболее интересный объект для рассматривания – лицо матери. Малыш видит, как мама улыбается, разговаривает, как у нее двигаются губы, мамино лицо всегда несет с собой радость и спокойствие. Оно то склоняется над малышом, то удаляется от него, что доставляет малышу различные эмоции.

Чтобы помочь малышу развить зрение . уже в возрасте 7-10 дней можно предложить черно-белые абстрактные картинки. Черно-белая раскраска первых картинок выбрана потому, что сочетание черного и белого цветов наиболее контрастно. Через 2-3 дня, после того как малыш потеряет к ней интерес, сменить. Основой познавательного развития малыша является реакция на новизну. Дайте волю фантазии, ведь картинки совсем не сложно сделать самой! Например, в программе Word найти спецсимволы: спираль, круги, концентрические… Сделать максимальным шрифтом, распечатать на А4 – один символ (картинка) – на лист и готово!

К 3-м неделям кроха уже начинает различать цвета и может сосредоточить взгляд на неподвижном ярком предмете. Таким предметом может стать, например, сделанный вами кубик, который поможет развить умение фокусировать взгляд . Рекомендуем его распечатать, вырезать и склеить – в общем, все просто! Кубик можно повесить над кроваткой малыша на расстоянии 25-30 см от глаз. Время от времени привлекать к нему внимание младенца, пошевелив или подвигав его.

С 2-х месяцев картинки можно усложнять. В этом возрасте малыш начинает различать не только цвета, но и формы. Поэтому предложите ему картинки, одинаковые по форме и размеру, но отличающиеся по цвету и, наоборот, картинки одинакового цвета, но разные по содержанию.

Необходимо полнее использовать способность малышей воспринимать информацию через игру. Дети играют со всем, что их окружает. Мир для них – игра, которую они подчиняют своим правилам, а игра – их мир. Значит, уже с рождения малышу необходимы игрушки . только всегда надо помнить об их безопасности, любимые «обнимашки», обилие ткани которых позволяет «пропитать их мамой» и безопасно спать (сначала мама носит на себе, затем дает ребенку). Мамин запах успокаивает и радует малыша.

Подготовка к самостоятельным действиям происходит по двум направлениям: с одной стороны – ребенок начинает чувствовать свои действия и их результаты, а с другой – складывается сенсомоторная координация, т.е. согласованность восприятия и действия. Чувство своего движения складывается в первые месяцы жизни, благодаря постоянному столкновению ручек и ножек младенца с окружающими предметами. Взрослые могут помочь малышу, усилив звуковой или зрительный эффект его движений. Например, маленький бубенчик или колокольчик можно пришить к специальной манжетке (из мягкой ткани или трикотажа), которую надевают на ручку или ножку ребенка. Это поможет малышу овладевать своими движениями и самому производить мелодичные звуки.