Меню
Бесплатно
Главная  /  Дети дошкольного возраста  /  Возрастные особенности развития детей 4 5лет. Возрастные особенности развития детей. Формирование позитивного мышления

Возрастные особенности развития детей 4 5лет. Возрастные особенности развития детей. Формирование позитивного мышления

Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребёнка.

Ребенок 4–5 лет ещё не осознаёт социальные нормы и правила поведения, однако у него уже начинают складываться обобщённые представления о том, как надо (не надо) себя вести.

Ребенок может по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. Тем не менее, следование таким правилам часто бывает неустойчивым – малыш легко отвлекается на то, что им более интересно, а бывает, что ребёнок хорошо себя ведёт только в присутствии наиболее значимых для него людей. Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого, но и в своём собственном и эмоционально его переживают, что повышает их возможности регулировать поведение.

Последний процесс для начала - миелинизация, в которой аксоны нейронов покрыты миелином для улучшения скорости передачи нервных импульсов. Это критический процесс, который начинается около рождения. Тем не менее, это может быть сильно изменено в первые месяцы жизни в результате нехватки питательных веществ, гипотиреоза, анемии и недостаточной стимуляции у маленького ребенка.

Оценка этапов развития у ребенка позволяет оценить, что развитие мозга происходит в соответствующих рамках, поэтому очень важно знать минимальные параметры развития для каждого возраста. Для этого мы можем помочь карте ухода за ребенком или некоторым ранее утвержденным шкалам. Напомним, что этапы развития имеют широкий запас нормальной изменчивости, и более важно установить, что со временем достигается соответствующая последовательность событий, а не фиксируется в конкретном достижении точки. В качестве примера мы можем поставить ориентир ходьбы, который в среднем достигается ребенком в течение года жизни.

Появляется сосредоточенность на своём самочувствии, ребёнка начинает волновать тема собственного здоровья. К 4-5 годам ребёнок способен элементарно охарактеризовать своё самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания.

Поведение ребёнка 4-5 лет не столь импульсивно и непосредственно, как в 3-4 года, хотя в некоторых ситуациях ему всё ещё требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил.

У ребенка, который задерживает ходьбу, мы должны определить, были ли достигнуты предыдущие шаги вовремя или если весь валовой двигатель также задерживается. В последнем случае диагноз ребенка - это задержка развития и как таковая должна оцениваться. Мы также должны помнить, что утрата ранее приобретенных способностей или регресс развития всегда подразумевает предупреждение о том, что ребенок немедленно передается для дополнительной оценки.

Еще один очень важный момент в оценке нейродеструкции заключается в том, чтобы определить, соответствует ли размер головы подходящей для возраста пациента. Цепной периметр - очень простая эталонная мера, которая должна выполняться в любом офисе или в окружающей среде, что позволяет нам быстро оценить, были ли адекватно заданы процессы развития мозга. Обнаружение микроцефалии или макроцефалии также является поводом для внимания.

Игровая деятельность по-прежнему остается основной для малыша, однако она существенно усложняется по сравнению с ранним возрастом. Число детей, участвующих в общении, возрастает. Появляются тематические ролевые игры. Возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что они больше склонны общаться с ровесниками своего пола. Девочки больше любят семейные и бытовые темы (дочки-матери, магазин). Мальчики предпочитают играть в моряков, военных, рыцарей. На этом этапе дети начинают устраивать первые соревнования, стремятся добиться успеха.

Существуют некоторые параметры, которые позволяют нам идентифицировать соответствующие изменения в развитии нервной системы, такие как неудача в развитии развития в данном возрасте, асимметричное движение, тонус или рефлексы, потеря ранее приобретенных способностей и бедность социального взаимодействия и психоактивность. Некоторые специфические изменения, которые могут быть найдены с очень раннего возраста, являются моторным типом: большой палец, доминирование, установленное до первого года, постоянство примитивных рефлексов, постоянные аномалии мышечного тонуса и задержка появления рефлексов.

В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении с взрослыми и сверстниками. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом и т.п.), однако уже отмечаются и ситуации чистого общения.

Еще одним аспектом, вызывающим большой интерес в последние годы, является социальное развитие с целью раннего выявления расстройств аутистического спектра. Сенсорное развитие следует оценивать у самого маленького ребенка, который должен иметь возможность адекватно реагировать на зрительные и слуховые стимулы в первом триместре жизни. Наконец, аномальная кривая черепного роста является еще одним важным предупреждающим знаком.

Развитие двигателей предполагает постепенное приобретение моторных навыков, которые позволяют адекватный постуральный контроль, перемещение и ручную ловкость. Это требует появления и исчезновения рефлексов, контролируемых более низкими уровнями центральной нервной системы, которые обеспечивают функциональные и добровольные постуральные и двигательные реакции. Кроме того, контроль осанки возникает сложное взаимодействие между опорно-двигательным аппаратом и нервной системой, совместно именуемым постуральной системой управления.

На пятом году жизни дети активно овладевают связной речью, могут пересказывать небольшие литературные произведения, рассказывать об игрушке, картинке, о некоторых событиях из личной жизни.

Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.

Фундаментальная роль играет окружающая среда или окружающая среда. Существуют факторы, регулирующие развитие моторики, такие как эндогенный или немодифицируемый тип, такие как генетические и нейрогормональные, а также экзогенные или модифицируемые факторы, которые включают питание, состояние здоровья, психологические факторы и социально-экономические факторы.

Указанные этапы развития достигаются в течение периода нормальной жизни. Тем не менее, приблизительный возраст был установлен для практического применения в педиатрической практике, поскольку многие неврологические заболевания могут иметь в качестве первого проявления остановку или регресс психомоторного развития.

Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.

В этой группе заболеваний мы ссылаемся на те условия, которые препятствуют прогрессивному приобретению моторных навыков или которые заставляют их быть арестованными или репрессированными. Мы можем классифицировать эти расстройства в следующих категориях: задержки моторного развития, нейродегенеративные расстройства и двигательные расстройства центрального, нервно-мышечного или остеоартикулярного происхождения.

Задержки в развитии двигателя. Мы ссылаемся на те условия позднего появления или отсутствия видимости некоторых или всех моторных навыков. На этом этапе мы должны учитывать вехи развития двигателя и диапазоны вариаций между одним и другим. Нейродегенеративные двигательные расстройства. В этом состоянии есть психомоторная инволюция, то есть потеря ранее приобретенных моторных навыков. В основном мы говорим о заболеваниях метаболического происхождения.

Средние дошкольники с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Ребенку нравится заниматься сюжетной лепкой, аппликацией. Одной из основных становится изобразительная деятельность. Возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС предполагают, что на этом этапе дошкольник уже овладевает мелкой моторикой, что позволяет рисовать подробно и уделять больше внимания деталям. Рисунок становится одним из средств творческого самовыражения.

Моторные расстройства центрального происхождения. Он включает в себя все условия, которые вызвали нокса центральной нервной системы, вызывая постоянные моторные травмы, приобретенные в перинатальном, натальном и послеродовом периодах. Нервно-мышечные двигательные расстройства. Эти условия влияют на периферический нерв, нервно-мышечный переход или мышцу, в основном вызывая гипотонию с низкими рефлексами. Основные расстройства включают спинномозговую атрофию; неонатальный миастения; врожденные и метаболические миопатии; врожденный гипотиреоз и группа мышечных дистрофий.

В возрасте 4–5 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем обязательно пригодятся.

Типом мышления, характерным для ребенка сейчас, является наглядно-образное. Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Однако по мере взросления мышление становится обобщенным и к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит в словесно-логическое. Значительно увеличивается объем памяти: он уже способен запомнить небольшое стихотворение или поручение взрослого. Повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течение непродолжительного времени (15–20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности.

Моторные нарушения остеоартикулярного происхождения. Травматические расстройства, которые вызывают изменения в двигательном развитии, в том числе: врожденная вывих бедра; чрезмерная бедренная антеверсия; отклонениями колена и порочными и патологическими положениями стопы.

Существует последняя группа, которая соответствует другим заболеваниям или ситуациям, которые предполагают ограничение двигательной активности организма, которые включают. Задержка развития и умственная отсталость. Это создает медленность в приобретении навыков и сложности в точности и гармонии двигателя.

В среднем дошкольном возрасте физические возможности ребенка значительно возрастают: улучшается координация, движения становятся все более уверенными. При этом сохраняется постоянная необходимость движения. Активно развивается моторика, в целом средний дошкольник становится более ловким и быстрым по сравнению с младшими. Нужно отметить, что возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что физическую нагрузку нужно дозировать, чтобы она не была чрезмерной. Это связано с тем, что мышцы в данный период растут хоть и быстро, но неравномерно, поэтому ребенок быстро устает. Следовательно, малышам необходимо давать время для отдыха.

Это влияет на неловкость в ее общей и тонкой координации. Сенсорное развитие является основой двигательного когнитивного развития. Сенсорные процессы - это способности, которые позволяют нам относиться к окружающей среде. Мы получаем информацию через сенсорные рецепторы, которые могут быть визуальными, слуховыми или тактильными. Эта информация становится сенсацией, чтобы организовать и интерпретировать ее с помощью другого навыка, называемого восприятием. Затем мы передадим информацию или ответим либо через плач, улыбаясь, либо выражая эмоции.

Семья – это главное. По мнению практикующих детских психологов, семья играет важнейшую роль в становлении личности ребенка. Отношения между родителями – первое, что видит подрастающий малыш, это тот эталон, который он считает единственно верным. Поэтому очень важно, чтобы у ребенка был достойный пример в лице взрослых.

Если нам не хватает этих стимулов или переживаний из-за множества факторов, таких как недостатки в социальной семье или, что еще хуже, из-за неврологического заболевания, развитие во всех его областях: двигательное, эмоциональное, психическое, аффективное или социальное. На начальных стадиях беременности плод получает различные стимулы как изнутри, так и извне. Плод может воспринимать уровни света и тьмы, слышать голоса или звуки или чувствовать теплоту матки, вы можете начать обонять и ощущать вкус, так как почувствуете вкус амниотической жидкости, которую вы проглотите.

Родители должны помнить, что именно в дошкольном возрасте развиваются такие черты характера, как доброта, справедливость, правдивость, закладываются жизненные ценности и идеалы. Поэтому так важно учитывать возрастные особенности детей 4–5 лет. Помощь в воспитании отдельных черт характера должна также осуществляться в соответствии с полом дошкольника и ролями взрослых в семье. Так, мать учит ребенка находить общий язык, искать компромисс, от нее исходит ласка, забота и любовь. Отец является олицетворением порядка, защиты, это первый учитель жизни, который помогает быть сильным и целеустремленным. Отношения внутри семьи – важнейший фактор, оказывающий влияние на воспитание ребенка и на всю его последующую жизнь.

Именно система предоставляет больше информации о внешнем мире. При рождении сетчатка будет полностью развита, и именно поэтому восприятие света возможно. Хотя объектив все еще незрелый, поэтому визуальный фокус будет уменьшен. Несмотря на то, что новорожденный почти всегда закрывает глаза, он будет сжимать веки перед стимулом источника света. Новорожденный может сосредоточиться на точке света, хотя он размыт. Видение цветов ограничено, возможно, только диапазон оттенков, с низкой четкостью. Вы можете различать только свет, тени и движения.

Трудовая деятельность способствует формированию ценностнозначимых качеств личности: стремление помочь товарищу, радоваться его успехам; бережно и уважительно относиться к результатам чужого труда.

Пензулаева Л.И. Фuзкультурные занятuя в детском саду. Средняя группа. Конспекты занятий

Новорожденный может смотреть на лицо матери, но не узнает его до трех месяцев, она может даже имитировать выражение лица и наслаждаться лицами или цифрами. Новорожденный уделяет больше внимания лицам и концентрическим окружениям, поэтому визуальное предпочтение всегда следует оценивать, а также способность привыкать или прерываться перед лицом стимула.

Со второго месяца ребенок уже смотрит. Он устанавливает окулярную сходимость, следит за объектами в движении, не различает цвета, только контрастирует с белым и черным. В третий месяц он переводит взгляд с одного предмета на другой и распознает красный цвет. Поверните голову после интересных стимулов. Он обнаруживает свое тело, смотрит на его руки, проявляет интерес к соседним игрушкам. В течение четвертого месяца вы видите объекты на разных расстояниях, воспринимаете мелкие детали, визуальные способности близки к взрослым.

. –– М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 112 с.

Введение

Подвижные игры

Основные виды движений

Упражнения в ходьбе

Упражнения в равновесием

Упражнения в прыжках

Упражнения в ползании и лазанье

Планирование физкультурных занятий

Сентябрь - октябрь - ноябрь

Сентябрь

Декабрь - январь – февраль

Март - апрель – май

В первые месяцы жизни; ребенок не сможет распознать объекты и интерпретировать сообщения, потребуется повторный опыт. При этом важна сенсорная стимуляция. Это самая важная система языкового развития. Стимул через звуковые волны войдет во внешний слуховой проход, затем в середину и, наконец, внутреннее ухо, откуда они будут передаваться через нервный импульс слуховым нервом в коре головного мозга височной доли; где будет обработан стимул для испускания ответа.

Новорожденный чувствителен к интенсивности звуков, пугает, даже до рождения. Он не находит или направляет свою голову к звуковому стимулу, предпочитает человеческий голос. К второму месяцу ребенок лучше находит источник звука и начинает интересоваться знакомыми звуками и голосами. С третьего месяца он поворачивает голову, чтобы прозвучать, начинает отличать человеческий голос от других звуков. В четвертый месяц приобретают остроту и зрелость, позволяя идентифицировать и определять точное направление звука.

Июнь - июль - август

Наряду с другими основными движениям лазанье, ползание, упражнения в прыжках занимают равноправное место при проведении <:1>

В пособии предлагаются физкультурные занятия на весь год, соответствующие программным требованиям, возможностям детей данной возрастной группы. В конце каждого месяца усвоенные упражнения предлагаются для повторения и закрепления в игровой, занимательной форме с небольшими группами, индивидуально на прогулке, в помещении групповой комнаты, зале (в зависимости от условий).

Прикосновение - это чувство с более ранним развитием, с очень ранних стадий беременности. Он развивается постепенно с седьмой недели, когда он начинает ощущать ощущения в кончике рта, вскоре в полном лице и, наконец, в обеих ногах и сундуке. Через двадцать недель он почувствует себя во всем теле.

Этот смысл важен не только для развития первичных рефлексов, но и рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставах и вестибулярном аппарате, будет передавать информацию в кору головного мозга и мозжечке, чтобы воспринимать наш мышечный тонус, наши движения, расположение наших членов, частей тела и положения в космосе; все это важно для развития баланса.

Педагог может вносить изменения, дополнения в конспект занятий вносить игровые элементы в содержание отдельных его частей, заменить подвижную игру, но структура занятия должна сохраняться полностью.

Особенности развития детей 4-5 лет

В возрасте 4-5 лет у детей происходит дальнейшее изменение и совершенствование структур и функций систем организма. Темп физического развития остается таким же, как и в предыдущий год жизни ребенка.

Прибавка в росте за год составляет 5-7 см, массы тела - 1,5-2 кг. Рост (средний) четырехлетних мальчиков-100,3 см, а пятилетних-107,5 см. Рост (средний) девочекчетырехлет-99,7 см, пяти лет106,1 см. Масса тела (средняя) мальчиков и девочек равна в четыре года 15,9 кг и 15,4 кг, а в пять-17,8 кг и 17,5 кг соответственно.

При нормальной двигательной активности рост усиливается, а при гиподинамии ребенок может иметь избыточный вес, но недостаточный для своего возраста рост.

При оценке физического развития детей учитываются не только абсолютные показатели, но и пропорциональное их соотношение: вес рост, объем головы - объем грудной клетки и др. С возрастом, естественно, эти показатели изменяются. Так, объем грудной клетки увеличивается интенсивнее, чем объем головы.

Опорно-двигательный аппарат. Скелет дошкольника отличается гибкостью, так как процесс окостенения еще не закончен. В связи с особенностями развития и строения скелета детям 4-5 лет не рекомендуется предлагать на физкультурных занятиях и в свободной деятельности силовые упражнения. Необходимо также постоянно следить за правильностью принимаемых детьми поз.

Материалы для игр с предметами желательно размещать так, чтобы дети не только занимали удобные позы, но и почаще их меняли.

Продолжительное сохранение статичной позы может вызвать перенапряжение мускулатуры и в конечном итоге привести к нарушению осанки. Поэтому на занятиях, связанных с сохранением определенной позы, используются разнообразные формы физкультурных пауз.

В процессе роста и развития разные группы мышц развиваются неравномерно. Так, масса нижних конечностей по отношению к массе тела увеличивается интенсивнее, чем масса верхних конечностей.

Характеристикой функционального созревания мышц служит мышечная выносливость. Считается, что ее увеличение у детей среднего дошкольного возраста наибольшее. Это происходит за счет роста диаметра мышечных волокон и увеличения их числа. Мышечная сила возрастает. Сила кисти правой руки за период от 4 до 5 лет увеличивается в следующих пределах: у мальчиков - от 5,9 до 10 кг, у девочек - от 4,8 до 8,3 кг.

Организуя двигательную деятельность детей, воспитатель должен предоставлять каждому ребенку возможность активно участвовать в играх любого вида. Сюжеты игр для прогулок подбирает такие, чтобы ребята использовали всю площадь зала или участка.

Необходимо дозировать двигательную нагрузку детей при выполнении разных видов упражнений. Например, ходьба на лыжах не должна превышать 15-20 мин., с перерывом на отдых. Отдыхая (2-3 минуты), дети могут постоять на лыжах, посмотреть на заснеженные деревья. В хороший летний день можно совершить с детьми прогулку на расстояние не более 2 км при условии обеспечения короткого отдыха через каждые 20 мин. пути и в середине экскурсии - привал в сухом тенистом месте длительностью до получаса.

Во время утренней гимнастики и физкультурных занятий важна правильная дозировка физических упражнений, укрепляющих мышцы спины, шеи, рук, ног - не более 5-6 повторений.

Мышцы развиваются в определенной последовательности: сначала крупные мышечные группы, потом мелкие. Поэтому следует дозировать нагрузку, в частности для мелких мышечных групп, например, при выполнении трудовых поручений: так; во время уборки сухих листьев вес груза на носилках не должен превышать 2,5 кг. Вместе с тем следует по возможности развивать у детей мускулатуру предплечья и кисти: на физкультурных занятиях использовать упpaжнeния с мячами, кубиками, флажками; в быту учить ребят пользоваться вилкой, застегивать мелкие пуговицы (но их не должно быть много); в играх предлагать мелкие кубики, кегли, простейший конструктор.

Opганы дыхания. Если у детей 2-3 лет преобладал брюшной тип дыхания, то к 5 годам он начинает заменяться грудным. Это связано с изменением объема грудной клетки. Несколько увеличивается жизненная емкость легких (в среднем до 900-1000 см3), причем у мальчиков она больше, чем у девочек.

В то же время строение легочной ткани еще не завершено. Носовые и легочные ходы у детей сравнительно узки, что затрудняет поступление воздуха в легкие. Поэтому ни увеличивающаяся к 4-5 годам подвижность грудной клетки, ни более частые, чем у взрослого, дыхательные движения в дискомфортных условиях не могут обеспечить полной потребности ребенка в кислороде. У детей, находящихся в течение дня

в помещении, появляется раздражительность, плаксивость, снижается аппетит, становится тревожным сон. Все это - результат кислородного голодания, поэтому важно, чтобы сон, игры и занятия проводились в теплое время года на воздухе.

Учитывая относительно большую потребность детского организма в кислороде и повышенную возбудимость дыхательного центра, следует подбирать такие гимнастические упражнения, при выполнении которых дети могли бы дышать легко, без задержки.

Сердечно-сосудистая система. Частота сердечных сокращений в минуту колеблется у ребенка 4-5 лет от 87 до 112, а частота дыхания от 19 до 29.

Регуляция сердечной деятельности к пяти годам окончательно еще не сформирована. В этом возрасте ритм сокращений сердца легко нарушается, поэтому при физической нагрузке сердечная мышца быстро утомляется. Признаки утомления выражаются в покраснении или побледнении лица, учащенном дыхании, одышке, нарушении координации движений и могут наблюдаться у детей на физкультурных занятиях. Важно не допускать утомления ребят, вовремя снижать нагрузку и менять характер деятельности. При переходе на более спокойную деятельность ритм сердечной мышцы восстанавливается.

Высшая нервная деятельность. Центральная нервная система является основным регулятором механизмов физиологических и психических процессов.

Нервные процессы - возбуждение и торможение - у ребенка, как и у взрослого, характеризуются тремя основными свойствами: силой, уравновешенностью и подвижностью. К 4-5 годам у ребенка возрастает сила нервных процессов. Особенно характерно для детей данного возраста совершенствование межанализаторных связей и механизмов взаимодействия сигнальных систем. Малышам трудно сопровождать словами игровые действия или воспринимать указания, объяснения воспитателя в процесс е выполнения гимнастических упражнений, рисования, конструирования и даже одевания.

Незавершенность строения центральной нервной системы объясняет большую чувствительность у дошкольников к шуму. Если фон шума в группе составляет 45-50 децибел, может наступить стойкое снижение слуха и утомление. В дошкольных учреждениях необходимо приучать детей правильно пользоваться игрушками, осторожно пере носить стулья, разговаривать негромко.

Пояснительная записка

РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста Методические... психологические механизмы деятельности и поведения. Развитие детей 5-7 лет происходит успешно при условии удовлетворения...

  • Возрастные особенности развития детей

    Документ

    Возрастные особенности развития детей То, что развитие как физическое, так и умственное тесно... (3 – 6 лет ) Средний дошкольный возраст (4 – 5 лет ) Старший дошкольный возраст (5 – 6 лет ). Школьный возраст (6-11 лет ) Младший...

  • Пояснительная записка Программа составлена на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И. А. Направленность

    Пояснительная записка

    Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А. Направленность... художественно-творческого развития детей с учётом возрастных особенностей и индивидуальных способностей детей ; принцип интереса...