Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие навыков  /  Учимся есть ложкой самостоятельно

Учимся есть ложкой самостоятельно

Как научить ребенка держать ложку и кушать ложкой

Как научить ребенка держать ложку и кушать ложкой: советы специалиста. Пошаговая методика обучения, игры для развития умения пользоваться ложкой, в каком возрасте лучше начать учить пользоваться ложкой, важные знания о развитии мелкой моторики детей.


Как научить ребенка держать ложку и кушать ложкой?

Дорогие читатели «Родной тропинки»! Эту статью я писала по просьбам мам — участниц моих курсов и читательниц моего сайта. В ней я ответила на многие ваши вопросы.

Хорошо развитая речь ребенка и развитие его мышления, умственное развитие малыша очень тесно связаны с развитием действий ребенка с предметами. Вы узнаете из статьи:

  • Раздел 1. Зачем учить малыша в 1-2 года кушать ложкой? Как связаны речь малыша, его мышление и умение ребенка действовать с предметами?
  • Раздел 2. В каком возрасте лучше начинать учить ребенка пользоваться ложкой?
  • Раздел 4. Последовательность и правила обучения ребенка использованию ложки: это важно знать.
  • Раздел 5. Как подготовить руку ребенка? Игры — занятия для развития мелкой моторики и правильного захвата предметов.
  • Раздел 6. Что может Ваш малыш.

Раздел 1. Зачем учить малыша в 1-2 года кушать ложкой?

Зачем учить пользоваться ложкой маленького ребенка? Это первый вопрос, на который нам с вами, дорогие читатели этой статьи, нужно ответить. Ведь, действительно, нам — взрослым, гораздо проще, да и быстрее – накормить ребенка самим, чем учить его пользоваться ложкой. Да и чище намного будет, намного меньше проблем с уборкой! Может быть не нужно спешить?

Давайте разберемся.

Развитие движений пальцев руки оказывает огромное влияние на развитие мозга ребенка. Это настоящая «умная гимнастика» для любого малыша. Овладение ложкой – это овладение так называемыми «орудийными действиями», которые способствуют не только развитию самостоятельности ребенка, но и его умственному развитию. Ребенку нужно скоординировать свои действия, правильно взять ложку рукой, под нужным углом наклона донести пищу в ложке до рта. Но и это не всё! Нужно дальше в правильном направлении наклонить ложку чтобы пища попала ему в рот, а не мимо рта. Это очень большой не только физический, но и умственный труд для малыша! Такая задача сродни задаче взрослого научиться с нуля фигурному катанию – придется учиться координировать свои движения, находить равновесие, осваивать рисунок движений. И в этом труде малышу очень нужна наша помощь.

Просто дать ложку и надеяться, что ребенок с удовольствием начнет ей кушать – это ложная надежда. У малыша будет не получаться, он будет расстраиваться и расстраивать вас. И поэтому нам очень важно понять, как помочь ребенку овладеть этим орудийным действием, как пошагово помочь ему овладеть этим непростым для него умением. Ведь даже если самую сложную задачу разделить на маленькие простые шаги — то она станет легкой! Как это сделать — ниже в статье.

А сначала давайте разберемся с тем, а что такое орудийное действие и почему такие действия очень важны для развития детей 1-2 лет.

Пользование ложкой – это орудийное действие ребенк а (т.е. действие с инструментом — помощником ребенка), в котором есть определенный «рисунок». Постепенно рисунок этого действия отрабатывается до автоматизма, и мы уже о нем на задумываемся. Но на начальных этапах умение есть ложкой даётся не просто, и нам очень важно знать, как помогать малышу и в освоении орудийного действия с ложкой, и во всех других случаях его овладения подобными действиями.

Что такое «орудие»? Это предмет, с помощью которого выполняются те действия, которые без него выполнять не удобно, невозможно или не принято. Таким предметом можно:

  • придвинуть к себе игрушку, протолкнуть сюрприз из трубы наружу (в этом случае орудием является палочка),
  • выловить рыбку из тазика (орудие- сачок),
  • забить втулочку в обучающей игрушке (орудие – детский деревянный молоточек),
  • размазать масло по кусочку хлеба (орудие – детский пластмассовый безопасный нож или палочка),
  • пересыпать песок в ведерко (орудие – совочек).

Действия с орудиями – предметами (и с ложкой в том числе, т.к. ложка – это «орудие» действий человека) направлены на развитие мышления ребенка, его мозга! И подготавливают развитие речевого мышления. А также подготавливают появление у ребенка изобразительной деятельности, совершенствуют действия кисти ребенка, его ручную умелость. Действия с орудиями расширяют возможности мышления малыша при выполнении им практических задач в жизни, приучают добиваться цели. Например, такой целью для ребенка может быть достать из таза с водой цветные шарики с помощью орудия – большой ложки – черпачка. Для этого надо научиться пользоваться этой ложкой, правильно держать ее в руке, нести ложку с правильным наклоном.


Орудийными действиями малыш интенсивно овладевает именно в раннем возрасте (с 1 года до 3 лет), и умение есть ложкой — в числе таких очень важных для развития малыша орудийных умений. Если игры — занятия с другими «орудиями» нам нужно специально организовывать и планировать, то еда ложкой — это естественный ежедневно повторяющийся процесс, в котором мы решаем те же развивающие задачи в быту по ходу обычной жизни малыша.

Раздел 2. В каком возрасте лучше начинать учить ребенка пользоваться ложкой

Итак, мы видим, что обычная еда ложкой – это очень полезное для развития ребенка занятие. Когда же стоит начать малыша обучать использованию ложки? Здесь очень важно внимательно наблюдать за малышом, чтобы попасть в его личный пик интереса к данному процессу!

Обычно в возрасте после года (примерно в возрасте 1 года 2 месяцев – 1 года 3 месяцев) во время кормления малыш начинает брать у Вас ложку и пытаться сам есть. Или пытаться как-то ей манипулировать. Или жестом просит дать ему ложку. Очень важно «поймать» этот момент и использовать его. Это означает, что малышу уже пора учиться есть ложкой. У ребенка есть такое желание, и нам важно его подхватить! Если же Вы в это время заберете ложку у ребенка и не дадите ему самостоятельно есть, то малыш уже вскоре перестанет просить у Вас ложку. Момент будет пропущен. Если же сразу же после просьб ребенка дать ему действовать ложкой Вы начнете учить малыша пользоваться ложкой (как это сделать — я описала ниже), то это будет самый лучший период, когда обучение пройдет максимально легко для Вас и для ребенка.

Именно возраст 1-2 лет является самым лучшим периодом для развития навыков самообслуживания малыша и приучения его к умению пользоваться чашкой, ложкой, к опрятности и порядку. Малыш в это время сам с удовольствием помогает взрослым и рвется попробовать всё сам! Этот порыв, это стремление важно нам использовать во благо развития ребенка. В возрасте 3 лет и позже это сделать гораздо сложнее, у малыша будут уже другие интересы. А в 3 года в ответ на нашу просьбу начать «кушать самому, так как ты уже стал большой» ребенок может начать капризничать и откажется от ложки. И процесс пойдет намного труднее чем на втором году жизни.

Раздел 3. Как захватывает ложку малыш 1-2 лет: правильный и неправильный захват. Почему ребенка нельзя заставлять держать ложку как взрослый?

3. 1. О правильном и неправильном захвате ложки ребенком 1-2 лет

Еда ложкой в первые годы жизни ребенка отличается от того, как держит ложку взрослый.

ПРАВИЛЬНО ДЛЯ РЕБЕНКА 1-2 ЛЕТ: Правильный для ребенка захват ложки – это захват в кулачок. Но правильный – захват. При этом ребенок держит ее за середину черенка (т.е за середину ручки ложки), обхватывая сверху пальчиками. Важно: четыре пальчика находятся сверху черенка, а один пальчик – большой пальчик – держит ложку с другой стороны, снизу. Это правильный «детский» захват ложки для самых маленьких детей, при нем большой пальчик обособлен от других пальчиков руки.

НЕПРАВИЛЬНО ДЛЯ РЕБЕНКА 1-2 ЛЕТ: Если ребенок держит ложку неправильно – т.е. все его пять пальчиков находятся сверху черенка ложки – то ему трудно ей пользоваться, он не снимает пищу губами с ложки (как это должно быть), а всасывает ее.


3.2. Что важно знать о развитии руки ребенка в первые годы его жизни, или Ода большому пальчику малыша!

Почему не стоит ждать, когда малыш начнет держать ложку по-взрослому (т.е. до 3 лет), а полезнее ее дать на втором году жизни, когда малыш может держать ее только в кулачке?

Чтобы ответить на этот вопрос, нам с вами нужно знать особенности развития руки ребенка. Давайте с вами вспомним, как растет малыш и как изменяются действия его руки. Это важно для подготовки ручки малыша и его пальчиков к процессу самостоятельной еды ложкой. Итак, совершим небольшое путешествие во времени и вернемся назад к первым месяцам жизни малыша.

Первые месяцы жизни. Первая задача, которую решает любой младенец в первые месяцы своей жизни – это протягивать ручки к предмету и брать их в руки, задачка трудная. Сначала ребенок берет предмет «ладонным захватом» — он накладывает на предмет все свои пальчики и прижимает его к ладошке. Движения пальчиков при этом еще не скоординированы и не подстраиваются под форму предметов. Разные предметы он берет примерно одинаково.

Конец первого года жизни. К 6-9 месяцам малыши начинают хватать предмет пальчиками. При этом детки учатся разным движениям руки при захвате предметов в зависимости от их размера и формы, они по-разному захватывают плоский и объемный предмет. Пальчики начинают участвовать в движении захвата предмета.

С этого возраста постепенно происходит еще одно важное изменение в развитии моторики ребенка. Если ранее младенец захватывал предмет всей ладошкой ближе к мизинцу, то постепенно точка захвата предмета смещается к большому пальцу. И чем старше ребенок и чем лучше развита его ручка – тем активнее работает большой палец руки в захвате и удерживании всех предметов.

Второй год жизни, или ода большому пальчику. Какую роль в пользовании ложкой играет большой пальчик руки и почему ему выделена здесь отдельная глава? Потому что большой палец играет роль особую, важную и незаменимую роль в овладении ребенком ложкой, и не только в этом!

Примерно к 1 году 3 месяцам большой палец начинает играть особую роль в захвате предметов –захват предметов ребенком кардинально меняется! Малыш захватывает ручку предмета так, что четыре пальчика находятся с одной стороны, а большой палец обособлен от них и удерживает ручку (крышку, колечко) с другой стороны. У каждого ребенка это происходит в свой срок, и зависит это и от индивидуальных его особенностей, и от его игрового опыта — была ли у малыша возможность развивать пальчики на первом году его жизни, держал ли он в ручках предметы разной фактуры, разной формы, учился ли он захватывать погремушки с разной формой ручки, помогали ли ему близкие взрослые в его развитии.

Интересное совпадение, которое задумала сама Матушка Природа для естественного развития ребенка! Именно в этом возрасте, когда большой пальчик обособляется от других пальчиков руки ребенка, малыш и начинает просить у мамы ложку! Малыш как бы просит нас дать ему возможность потренироваться в нужном для него умении, просит нас помочь ему развивать его пальчики и его ручки! Также в этом возрасте он по-другому начинает держать мячик: малыш удерживает в руках мячик, обхватив его ладонями и большими пальцами, которые отделены от других пальчиков руки.

Кушая ложкой, малыш помогает себе освоить этот новый для него захват предметов и развивать ловкость своих пальчиков! И это нужно ему именно в этот момент, а не через год и не через два года. Именно поэтому позже малыши и отказываются от ложки, а в этот момент хватают ее у взрослых и хотят ей действовать! Это соответствует их природе! Именно поэтому так важно не пропустить данный момент.

3.3. Почему маленький ребенок не может удерживать ложку тремя пальчиками как взрослый и почему его рано этому учить?

Умение брать предметы тремя пальчиками – большим, указательным и средним – это следующий этап развития малыша. Малыш растет и чем он старше, тем активнее работает его большой пальчик. И наконец малыш становится способным держать предмет не в кулачке, а 3 пальчиками! Но это не может произойти сразу, ребенку нужно время. Тонкие движения пальцев могут быть сформированы к 2, 5- 3 годам.

Вот почему маленький ребенок в 1-2 года держит ложку в кулачке, не может сам зашнуровать ботинки. И это совершенно нормально!

Развитие мелкой моторики в играх- шнуровках, играх с вкладышами, пирамидками, матрешками, в играх с пуговками – кнопками – застежками помогает развить движения пальчиков и перейти от держания ложки в кулачке к удержанию ложки пальчиками «по-взрослому». Развитие пальчиков происходит не только в играх (а на них сейчас делается акцент), а прежде всего в бытовых процессах – в помощи в одевании – раздевании, в пользовании расческой, салфеткой, ложкой, чашкой. И если на игры нам нужно уделять особое внимание, то бытовые процессы происходят ежедневно. И ежедневно по ходу обычных домашних дел и режимных моментов мы можем помогать пальчикам ребенка стать умелыми.

Итак, теперь мы знаем, зачем учить малыша пользоваться ложкой и почему это лучше делать на втором году жизни ребенка. И дальше мы с вами обсудим, а как лучше это сделать? А я дам пошаговые инструкции, которые помогут Вам сделать процесс обучения для ребенка мягким и естественным.

Раздел 4. Последовательность и правила обучения малыша действиям с ложкой: это важно знать


Расскажу сначала об основных правилах, которые помогут избежать типичных ошибок и сильно облегчат процесс обучения самостоятельной еде с помощью ложки. А после правил я дам несколько игр, которые развивают ручку ребенка и рекомендации по выбору посуды для малыша, который только учится есть ложкой. Итак, правила для облегчения обучения малыша 1-2 лет действиям с ложкой!

Правило 1 . Правило «твердое – жидкое»

Это незыблемое правило гласит: сначала учим малыша есть ложкой густую (твердую) пищу, и только потом – жидкую (суп). Почему? Потому что жидкую пищу трудно удержать в ложке и не пролить.

Твердую/густую пищу пытаться есть ложкой ребенок может уже после года и до полутора лет. И к полутора годам прекрасно справляется с этой задачей. А жидкую пищу малыш учится есть ложкой после 1 года 6 месяцев, т.к. это труднее.

Если Вашему малышу уже больше 2 лет, и он никогда не ел ложкой сам, то с чего начинать процесс обучения? Конечно же, с простого. Вернемся к пропущенному этапу и дадим сначала ему есть густую пищу ложкой (а супом будем кормить сами). А когда эта задача начнет у него хорошо получаться – то будем учить есть жидкую пищу ложкой.

Итак, начинаем учить пользоваться ложкой не с супа, а с густой пищи – то есть с густой каши, пюре, овощей, тушеных блюд.

Правило 2. Правило «двух ложек»

Малышу во время обучения пользования ложкой (обычно это второй год жизни ребенка) очень трудно есть ложкой! Поэтому мы даем в ручки малышу ложечку, сами берем другую ложку и садимся справа от ребенка. И начинаем действовать по очереди: ложку ребенок, ложку – мы.

Едим в две ложки! Но очень важно при этом не забирать у малыша его ложку (даже если он еще больше проливает, чем ест), дать ему возможность ей «орудовать». Иначе малыш откажется от ложки и будет требовать чтобы Вы его кормили – ведь так легче. Если малыш устал — то оставляем у него в ручке ложечку и докармливаем его сами. Но ложку не отбираем — пусть ее держит как хочет.

Это правило действует и для более старших деток, если ранее Вы не давали им в руку ложку и кормили их сами. Начинаем обучение с «двух ложек».

Правило 3. Правило «семейной трапезы», или показ — образец

Малыши любят подражать. Поэтому очень важно чтобы малыш ел вместе со всей семьей и видел, как едят его братья, сестры, взрослые. Малыш ест с семьей, но на своем стульчике, на своем месте. Если малыш что-то нечаянно пролил – то просто уберите за ним, не ругая, а показывая и рассказывая, почему нужно учиться кушать аккуратно, что сейчас придется помыть пол или вытереть стол.

В процессе семейной трапезы можно не только научить есть ложкой, но и объяснять ребенку простейшие причинно – следственные связи: «Видишь, из тарелки бабушки пар идет. Суп горячий. Нужно подождать». Можно знакомить с разными предметами посуды, называя их.

Правило 4. Правило «вместе»

Пользование ложкой имеет определенный «рисунок» движения руки. Этот рисунок очень сложный. Чтобы малыш его понял и научился ему, ребенку нужна Ваша помощь. И самый простой способ помочь ребенку — это способ действия «рука в руке». Давайте пошагово рассмотрим, как это делается.

Шаг 1

Возьмите руку малыша в Вашу руку (это и есть способ «рука в руке», когда ручка малыша находится под вашей ладонью) и действуйте совместно, направляя ласково ручку малыша. Способом «рука в руке» опустите пустую ложку вместе с ручкой малыша в миску (зачерпывающее движение справа налево для правши и слева направо для левши), наполните ее едой, донесите до рта. Ведите руку ребенка ласково, бережно, аккуратно, чтобы ем было приятно.

Именно Ваша рука не позволит малышу сделать ошибку – она поведет ложку до рта в горизонтальном положении и не даст ей перевернуться. Так мы можем показать «рисунок» движения малышу. И обеспечить ему ощущение успеха и радости от того, что у него всё уже получается!

Когда ложка окажется у рта ребенка, подайте ему знак о том, что пора снять пищу с ложки губами. Для этого вытяните губы вперед трубочкой, как будто вы что-то втягиваете в себя. Попросите скушать. Малыш, подражая вам, снимет с ложки пищу. Дайте ему на это время, похвалите малыша за то, что он ест ложкой! Не торопите ребенка.

Повторите еще 4 раза, после этого докормите ребенка. Большее количество движений ложкой за один раз будет, скорее всего, слишком сложным для малыша. Тише едешь –дальше будешь, не будем спешить! Так потихоньку начинаем приучать малыша кушать ложкой.

ИНТЕРЕСНЫЙ ИГРОВОЙ ПРИЕМ: покажите малышу, что ложка должна лететь по воздуху как самолет, не переворачиваясь – вот как! И попросите его сделать самолетик! Скажите рифмовку:

Ложка – ложка – самолет!
Залетает Лене (имя Вашего ребенка) в рот!
Уууууууууу!

Этот игровой прием позволяет малышу уловить рисунок действия – как правильно нести ложку от тарелки ко рту.

Шаг 2

Когда малыш уже неплохо будет вести ложку по ее «маршруту», почувствует ритм и рисунок движения руки с ложкой, можно ослабить свою руку. Вы начинаете действия вместе, а потом аккуратно убираете свою руку, и закончит движение малыш сам. С этого шага мы будем постепенно давать всё больше и больше самостоятельности ребенку.

В какой последовательности лучше усложнять задание:

  • Сначала малыш сам делает самое простое – съесть пищу и вынуть ложку изо рта. То есть все движения от начала мы делаем вместе приемом «рука в руке», а этот заключительный этап малыш делает сам! При этом мы его хвалим, что он кушает ложкой! (хотя пока это и не совсем так, ведь почти всё он делает вместе с нами:)).
  • Далее мы убираем свою руку, когда ложка будет примерно посередине пути от тарелки ко рту (т.е. уже направление задано). Ребенок сам проходит «полмаршрута» ложки и съедает пищу. Первую же половину маршрута мы делаем вместе с ним «рука в руке»!
  • Далее мы еще уменьшаем наше участие в этом процессе. Мы вместе «рука в руке» ведем ложку к тарелки и зачерпываем еду, а дальше ребенок ведет ложку сам!
  • Остается самое сложное – именно поэтому мы постоянно делали это вместе. А самое сложное – это зачерпнуть, а не съесть! Причем зачерпнуть нужное количество пищи так, чтобы ее было и не мало, и не слишком много. Если малыш зачерпывает слишком много – то теряет пищу из ложки «по дороге». Поэтому этот этап мы проходим так: делаем вместе «рука в руке», но при этом ослабляем свою руку. И держим ручку малыша всё менее крепко пока он не научится сам зачерпывать ложкой еду, не проливая ее. Здесь нужно направлять не кисть малыша, а его запястье

Эти шаги рассчитаны не на день, а на недели или даже месяцы.Конечно же, некоторым малышам потребуется меньше времени на его освоение. А для кого-то потребуются все шаги в медленном темпе и большое терпение мамы. Но в любом случае при такой пошаговой помощи ребенку намного легче овладеть ложкой, чем когда ему просто ее дают и требуют из нее есть!

Шаг 3

Малыш частично уже научился кушать ложкой сам. Но часто забывает или ошибается. Покажите ему в очень замедленном темпе, как Вы зачерпываете пюре или суп ложкой, как несете ее ко рту, как наклоняете, как снимаете губами пищу. Нужен именно очень медленный показ того момента, который не получается у малыша. Потом ребенок пробует действовать сам, но с Вашей словесной помощью: «возьми немножко каши, чуть – чуть» и т.д. Прием «рука в руке» уже не нужен, нужно только напоминание и медленный показ, если что-то не получается.

Шаг 4

Когда Вы заметите, что малыш может сам горизонтально нести ложку до рта и снимать с нее пищу губами, то это значит, что обучение «технике» завершено успешно! Дальше дело за практикой. Но поскольку малыш очень сильно устает есть ложкой, то даже на этом шаге Вы докармливаете ребенка, не отбирая у него его ложку! При этом на этапе докармливания ребенок «орудует» своей ложкой как получается.

Если Вы видите, что Вашему малышу слишком трудно пользоваться ложкой, то нужно дополнительно подготовить его пальчики с помощью специальных игр для развития мелкой моторики. Их примеры и идеи для таких игр я описала в следующем разделе.


Раздел 5. Как подготовить ручку ребенка к обучению пользованию ложкой:

идеи игровых занятий

Еда ложкой – это своеобразная гимнастика мозга для малыша. В этом простом бытовом процессе прекрасно развиваются пальчики ребенка и сенсомоторная координация. Ведь нужно не только правильно взять ложку, но еще и нести ее под нужным углом (чтобы не пролить еду) и еще и поднести ее ко рту под нужным углом чтобы пища попала в рот, а не мимо! Это сложно для малыша. Но этот процесс можно облегчить, если дать возможность ребенку хорошо развить свои ручки.

5. 1. Первый этап. Подготовительный. Игры с детьми первого года жизни

Задача: Формируем правильный захват плоских предметов и содействуем обособлению большого пальчика руки ребенка.

На первом году жизни давайте ребенку игрушки, которые развивают его пальчики:

— вкладывайте в ладошки шнуры, тесемки, ленты, кусочки ткани разной толщины и фактуры для ощупывания их ребенком,

— привязывайте к шнурам разные игрушки. Малыш дергает за шнур, и игрушка звенит. Можно привязывать к тесемочкам мелкие игрушки и прятать затем игрушки в коробки так, чтобы из нее выглядывал только кусочек ленточки. Ребенок тянет за ленточку и коробка открывается, а в ней- игрушка!

— давайте ребенку игрушки, которые требуют активной работы пальчиков и меняют свой вид при манипулировании ими – крутятся, звучат, их детали можно перекатывать, сжимать, снимать и надевать, перемещать.

В конце первого года жизни (9-12 месяцев) подберите для малыша игрушки, которые развивают большой пальчик руки. Помните важное значение этого пальчика в правильном захвате черенка ложки, о котором говорилось в начале статьи? Сначала все пять пальчиков действуют как «одна команда близнецов» — совершенно одинаково. Так малыш и захватывает предметы – все пальчики держит сверху ручки предмета. Потом большой пальчик должен отделиться от других пальчиков и начать играть свою отдельную важную роль.

Такое положение большого пальчика формируется, когда малыш:

  • захватывает плоские предметы, например, колечки пирамидок или разбирает и собирает цветные мисочки — вкладыши
  • снимает кольца со стержня,
  • ловит и толкает мячик,
  • разъединяет части дидактической игрушки (например, вытаскивает деревянные грибки из отверстий в панели, вынимает деревянные цветные втулки из столика – панели),
  • снимает плоские крышки с разных банок и коробок, находя внутри них сюрпризы – мелкие игрушки,
  • снимает цветные деревянные шарики со шнура,
  • вкладывает и выкладывает предметы из коробки или из ведерка с крышкой.

5. 2. Второй этап. Игры с ложкой и черпачком для развития мелкой моторики ребенка 1-2 лет

В 1- 2 года можно провести с ребенком специальные обучающие игры, которые помогут ему научиться пользоваться ложкой и развивают мелкую моторику.

В этих играх тренируются такие элементы действия, как: зачерпывание, правильный захват ложки, опускание ложки в тарелку (другую емкость), удерживание содержимого в ложке при ее передвижении. Причем в игре эти действия повторяются много раз и интересны для ребенка, что очень помогает ему быстрее научиться пользоваться ложкой. Поиграем вместе!

Игра- занятие 1. Поймай шары

Вам игрового упражнения Вам понадобятся:

  • большая ложка – «черпачок» (диаметр 4-5 см, ручка длиной примерно 20-25 см),
  • таз с водой,
  • цветные плавающие в воде шарики (размер примерно 3 см) или другие мелкие элементы и игрушки (рыбки и т.д.),
  • ведерко для складывания выловленных шариков.

Налейте в таз воды (таз должен быть наполнен водой наполовину, чтобы она не расплескивалась). Погрузите в нее плавающие шарики. Положите рядом черпачок. Покажите малышу, как с помощью черпачка вылавливать шарики из воды и дайте ему самому попробовать действовать игрушки ложкой- черпачком и собирать их в ведерко.

Перед тем, как дать задание ребенку, попробуйте сами выловить игрушки в воде черпачком. Нужно подобрать размер ложки — черпачка и игрушек так, чтобы их легко можно было взять в ложку и перенести в ведерко.

Игра — занятие 2. Перекладывание шаров

Вам понадобятся:

  • поднос (поднос нужен чтобы то, что просыпал ребенок не падало на пол, а оставалось на подносе),
  • две миски (стоят на подносе),
  • набор разноцветных шаров (или других мелких ярких элементов),
  • большая глубокая ложка.

До того, как предлагать ребенку игру, попробуйте сами с помощью этой ложки перекладывать шары. Подберите ложку так, чтобы это было удобно делать!

Покажите малышу, как можно переложить шары из одной миски (правой) в другую (в левую). Скажите: «Аня! Посмотри! Вот полная миска! Как много шариков! Красивые, яркие! А вот пустая миска. Давай переложим шарики в пустую миску. Зачерпни шарики. Переложи в пустую миску». Возможно, Ваш малыш переложит только один шарик. Или так заинтересуется, что переложит несколько или почти все — это очень зависит от индивидуальных особенностей ребенка. В любом случае данное занятие делается только по желанию малыша! Если ребенку требуется помощь – то оказываем эту помощь пошагово приемом «рука в руке» (см. правило «вместе»).

Аналогично можно перекладывать из одной миски в другую крупные бусины или орехи, шишечки и другие элементы.

Игра – занятие 3. Просеивание

Вам понадобятся:

  • манка,
  • фасоль (или горох, чечевица),
  • большая деревянная ложка,
  • сито,
  • тазики или большие миски.

Заранее перемешайте манку с фасолью. И покажите ребенку смесь. Возьмите сито. Возьмите большую ложку. Наберите полную ложку смеси, высыпьте ее в сито с помощью ложки, положите ложку на место на поднос. Потрясите сито. Покажите ребенку результат: манка будет в тазике, а фасоль останется в сите. Уберите фасоль из сита в баночку

Фасоли должно быть немного, и можно попросить ребенка помочь Вам переложить ее в банке– это полезно для развития пинцетного захвата мелких предметов.

Дайте возможность ребенку самому просеивать смесь.

Игра – занятие 4. Пересыпание круп

Вам понадобятся:

  • крупа,
  • поднос,
  • совок,
  • щетка (пластмассовые совок на короткой ручке и щетка обычно продаются в наборах для уборки),
  • емкости.

Покажите малышу, как можно пересыпать крупу с помощью большой ложки: зачерпните движением ложки крупу в миске справа налево, поднесите ложку с крупой к емкости (Это может быть ведерко, которое стоит на подносе. Это важно!). Движением «на себя» высыпьте крупу в емкость (например, в ведерко). Послушайте звук падающей крупы. Дайте возможность ребенку повторить ваши движения.

Если малышу интересно пересыпать – то пересыпаем, пока крупа не закончится. Последнюю порцию высыпаем уже без ложки, наклонив миску над ведерком.

Если пересыпание сделано аккуратно – то на подносе почти не будет крупы. Если на подносе крупа есть – то просто берем щетку и совок и собираем крупу с подноса на совок. Наводим порядок. Предлагаем и малышу попробовать собирать крупу щеткой на поднос.

Игра – занятие 5. Мишка за столом

Вам понадобятся:

  • игрушечная кастрюля,
  • тарелка,
  • ложка,
  • игрушка – мишка.

В гости к малышу приходит игрушка, например, мишка. Мишка знакомится с ребенком, рассказывает о себе. Малыш ему показывает свой дом. Мишка говорит малышу, что проголодался и очень хочет поесть. Прочитайте малышу стихотворение З. Александровой

На плите сварилась каша.
Где большая ложка наша?
Я тебе перед едой
Лапы вымою водой,
Повяжу тебе салфетку –
Ешь котлетку, ешь конфетку,
Молоко свое допей,
И пойдем гулять скорей.

Возьмите с ребенком игрушечную кастрюлю, зачерпните ложкой из нее кашу. Завяжите нагрудник мишке, помойте ему лапки:).

Дальше мишка садится за стол. Но он не умеет есть кашу и никогда не видел ложки! Малыш показывает мишке, как правильно держать ложку. Мишка путается и у него ничего не получается. Он то берет ложку наоборот (черпачком вверх, а ручкой вниз, и не может набрать на ручку кашки), то переворачивает ее вверх дном и не может зачерпнуть кашу, то наклоняет ложку и роняет кашу. Вы вместе с малышом учите мишку, исправляете его ошибки. Малыш показывает образец мишке – как надо держать ложку и ей кушать. Мишка пробует кушать ложкой и у него начинает получаться. Мишка благодарит за еду и предлагает ребенку поиграть с ним (проводится любая любимая ребенком короткая игра, например, подвижная игра или игра под музыку).

Раздел 6. Какая посуда нужна ребенку чтобы ему было проще научиться пользоваться ложкой

Очень часто неудачи ребенка в использовании ложкой связаны с тем, что посуда неправильно подобрана. Конечно, когда малыш научится есть ложкой — он сможет кушать из любой посуды. Но на первом этапе обучения нам нужно помочь малышу. Как же правильно подобрать посуду для ребенка 1-2 лет?

Посуда должна быть с широким дном – максимально широким, чтобы она была устойчивой. Это относится и к тарелке, и к чашке. Сейчас есть посуда с «прилипающим к столу», «присасывающимся» дном. Она очень хороша для начала обучения ребенка самостоятельной еде.

Тарелка должна быть глубокой, а наполнять ее пищей нужно не полностью. Достаточно наполнить до половины или до ободка, не больше. Это нужно чтобы малыш случайно не пролил или не просыпал еду на стол. Для второго блюда тарелка также должна быть не мелкая, а глубокая с высокими краями.

Чашка должна быть с прямыми стенками чтобы ее удобно было захватывать малышу.

Ложка должна быть десертной, т.е. достаточной глубины. Слишком плоская ложка не подойдет. Также не подойдет и ложка со слишком короткой ручкой – ручка должна быть достаточно длинной, ведь малыш держит ложку в кулачке. Сейчас выпускают замечательные детские глубокие ложечки с удобными ручками.

Лучше всего использовать пластиковую подставку или непромокаемую прочную салфетку под посуду, чтобы разлитый суп или кашу можно было быстро и легко убрать и навести порядок.

Стол должен быть не скользким. Важно проследить, чтобы тарелка или мисочка не скользили по нему. Если столик скользкий и посуда свободно перемещается по нему, ребенок не сможет научиться есть ложкой – это будет слишком сложно для него. Тарелка будет постоянно «убегать» — скользить по столу. Тогда имеет смысл приобрести резиновый фактурный коврик, который уменьшает скольжение по столу, и ставить посуду на коврик, положенный на стол. Или можно положить на стол влажное полотенце или влажную салфетку, и поставить тарелку на такую подставку. Она уменьшит скольжение посуды.

Во время еды на ребенка одевают нагрудник или завязывают салфетку чтобы неудачное движение малыша не привело к пятнам на одежде и не расстроило его.

На столе может быть отдельная хлебница, откуда малыш сам возьмет кусочек хлеба и салфетница, откуда малыш может сам вытащить бумажную салфетку.

Очень важно: для сохранения правильной осанки важно, чтобы малыш при еде имел опору под ногами. Это обеспечивают детские стульчики и креслица для кормления.


Раздел 7. Что может малыш в 1-2 года

В этом разделе я приведу фрагменты примерных норм развития ребенка как из российских источников, так и из зарубежных источников. Естественно, что малыш всё это будет уметь только в том случае, если его научили этому взрослому. Данные нормы — это не требования к малышу, а сигналы для нас — взрослых — что он уже может сделать сам и какие новые задачи мы можем ставить перед малышом.

7.1. Малыш от года до полутора лет может научиться и уметь

Согласно российским программам развития ребенка:

  • Малыш в возрасте полутора лет может самостоятельно есть ложкой густую/ твердую пищу. При этом он держит ложку в кулачке, зажимая ее четырьмя пальчиками с одной стороны и одним (большим) пальчиком с другой стороны в центре ручки (черенка ложки). К полутора годам малыш уже хорошо ест густую пищу ложкой, пытается сам ложкой есть жидкую пищу (суп). Но пока у него не очень хорошо получается есть суп и другую жидкую пищу.
  • Пить из чашки: малыш уверенно берет ее со стола двумя руками, поднимает, фиксируя ее наклон, подносит к губам, пьет и ставит на стол.
  • Замечает непорядок в одежде, если пролил еду на нагрудник, на рукава и выражает отрицательное отношение к этому неудобству. Он чувствует, что нужно вытереть лицо, рот салфеткой, если он их запачкал.

Примечание: дети с некоторыми нарушениями речи часто не чувствуют кожи лица и не чувствуют то, что она загрязнилась.Такие детки могут ходить «чумазые» именно по этой причине. Это не их вина, и это не проявление неаккуратности, а это их проблема. Тогда нужно показать ребенку что после обеда нужно посмотреть на себя в зеркало, и если лицо запачкалось –то вытереть его салфеткой.

Согласно этапам формирования навыков самообслуживания (М. Питерси, Р. Трилор, 2001) ребенок этого возраста может:

  • Самостоятельно есть любую пищу (с 12 месяцев – учится есть ложкой густую пищу, с 16-18 месяцев учится есть ложкой жидкую пищу)
  • Пить из чашки, которую держит двумя руками
  • Пользуется салфеткой с помощью взрослого

7.2. Малыш от полутора до двух лет может научиться и уметь:

Согласно российским программам воспитания детей раннего возраста:

  • Самостоятельно есть ложкой любую пищу (и первые блюда, и вторые),
  • Пользоваться салфеткой во время еды по напоминанию мамы.
  • Брать из хлебницы кусочек хлеба.
  • Стараться быть аккуратным и опрятным (если на это обращается внимание в семье и ребенка приучают к аккуратности).
  • Знать назначение предметов посуды: большая ложка – для супа, а маленькая ложечка для компота.
  • К 2 годам может научиться есть аккуратно без нагрудника.

Согласно нормам развития детей раннего возраста (Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства) дети могут:

С 1 года 8 месяцев до 2 лет:

  • Пить через соломинку.
  • Может развернуть конфету, завернутую в фантик, очистить сам банан.

  • Держать чашку одной рукой, пить из чашки, не проливая содержимого.
  • Есть ложкой, ничего не роняя.
  • Пользоваться салфеткой, если малыша попросить вытереть рот.

Согласно «Руководства по раннему обучению» (Портредж, США) ребенок к 2 годам:

  • Сам ест ложкой обычную пищу.
  • Пьет из чашки, держа ее одной рукой.

Согласно Программе ранней педагогической помощи «Маленькие ступеньки» (Институт общегуманитарных исследований):

Ребенок от 1 года 6 месяцев до 1 года 8 месяцев:

  • Пьет сам из чашки, ничего не проливая.
  • Ест ложкой, ничего не теряя.

Как мы видим, любая программа уделяет этому умению внимание в данном возрасте детей и ставит его на одно из важных мест. И это не случайно. Это не требование к ребенку, это сигнал для нас – взрослых – что пришло время помочь малышу овладеть умением кушать ложкой. И ему нужна в этом наша поддержка.

7.3. Малыш с 2 лет до трех лет может научиться и уметь:

Согласно нормам развития детей раннего возраста (Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства) дети в этом возрасте могут:

  • Есть ложкой без потерь пищи (неважно, как держит ложку),
  • Нанизывать на вилку еду.
  • Сам взять стакан, налить в него воду из кувшина/графина и выпить.
  • К 3 годам малыш пьет из чашки, держа ее одной рукой

Согласно этапам формирования навыков самообслуживания (М. Питерси, Р. Трилор, 2001):

  • Есть не размолотую пищу, аккуратно есть ложкой и вилкой самостоятельно без помощи взрослого.
  • Пить жидкость через соломинку.
  • Самостоятельно пользоваться салфеткой, говорить «спасибо».

В этом возрасте малыш уже может научиться есть опрятно, держать ложку в ведущей руке (для правшей – в правой, для левшей – в левой), знает правило о том, что перед едой мы моем руки. Также он уже знаком с вилкой и знает, что она предназначена для второго блюда (детская вилка должна быть не острой, а с закругленными зубцами).

Малыш 2-3 лет уже может не только есть ложкой, но и активно помогать Вам на кухне. А в детских садах, работающих по методике Марии Монтессори, детки этого возраста готовят сами (!) кулинарные блюда. Ранний возраст – это сензитивный период приучения малыша к порядку, время, когда он с удовольствием помогает взрослым и при этом чувствует себя большим и самостоятельным.

Что еще может Ваш малыш на третьем году жизни: развивающие задания для развития мелкой моторики и сенсомоторной координации в ходе обычных дел на кухне:

  • По Вашей просьбе поставить на стол чашки, тарелки, блюдца, салфетницу, хлебницу, разложить ложки, вилки.
  • Положить хлеб в хлебницу и разложить его красиво в хлебнице.
  • Положить вымытые Вами фрукты в вазу.
  • Принести Вам для приготовления еды одну морковь, много ягод и выполнить другие простейшие математические поручения (дай длинную морковку – эта короткая, а где у нас длинная? Вот она! Посмотри, какая длинная – проводим пальчиком вдоль морковки: дли-и-инная!)
  • Разрезать варёные овощи на кусочки (как получится) безопасным пластиковым ножом. Это может быть вареная картошка или морковь. При этом взрослый беседует с малышом, называя овощ, цвет, вкус, форму, мягкость – твердость, вспоминая, что еще делают из этого овоща и где он растет (на дереве в саду или в земле в огороде). Взрослый может показать малышу, что вареные овощи можно нарезать колечками или кубиками.
  • Переложить из одной большой миски (или кастрюли) в другую ложкой крупу, зеленый горошек.
  • Раскатывать из теста колбаски, делать лепешки, фигурки.
  • Прилеплять печенью в форме зверушек (зайки, рыбки) глазки из изюма,
  • Пальчиком вдавливать в тесто, приготовленное для кекса изюминки.
  • С помощью палочки или вилки украшать печенье перед его выпечкой (разрежьте песочное тесто на квадратики и дайте возможность ребенку «тычком» с помощью палочки или вилки его украсить узором. Вилка или палочка держатся вертикально, ребенок «тыкает» ими в печенье, «рисуя» на нем узор).
  • Положить вымытые и высушенные ложки в ящичек для ложек, не перепутав с ящичком для вилок. Разложить большие ложки в один ящичек, а маленький чайные – в другой.
  • Придумывать фигурки из нарезанных вами овощей на тарелке.
  • Помочь положить в кастрюлю нарезанные Вами овощи или фрукты и угадать, что это за продукты и какое блюдо из них получится.
  • На детской безопасной терке (такие терки для малышей продаются в специализированных отделах детской кулинарии) потереть вареные (важно – не сырые, а именно вареные) овощи для салата.

Помогая Вам, малыш занят полезным делом, он развивается в этом деле, он активен, он чувствует себя умелым – что очень важно для формирования личности ребенка! При этом идет полноценное развитие ребенка- развитие сенсомоторной координации и мелкой моторики, умения классифицировать предметы, уточнение и обогащение словарного запаса, развитие понимания речи, внимания, памяти и т.д.

Буду рада, если советы из этой статьи помогут Вам научить Вашего малыша пользоваться ложкой! Если у Вас были подобные проблемы и Вы их решили — буду благодарна за комментарии из Вашего опыта.

До новых встреч на «Родной тропинке»!

Как правильно научить ребенка держать ложку

Беспокойства, связанные с появлением малыша утихли. Кроха подрос, важно сидит вместе с вами за одним столом, вот-вот, и он начнет есть сам, своей ложкой, попробует создать свой первый рисунок. Как помочь малышу освоить эти на первый взгляд простые навыки? С чего начать? В чем именно может заключаться ваша помощь?

Одним из условий успешного овладения умением пользоваться ложкой, правильно держать ручку, красиво писать является соответствующий возрасту уровень развития мелкой моторики руки.

В ранние дошкольные годы наиболее быстро развивается способность совершать движения телом большой амплитуды (крупная моторика), ребенок учиться переворачиваться, садиться, ползать, вставать и ходить.

Развитие способности совершать точные движения малой амплитуды (тонкая или мелкая моторика), происходит медленнее, т.к. в центральной нервной системе ребенка процесс развития продолжается. Именно к таким движениям относится умение пользоваться ложкой, вилкой, рисовать, писать, нанизывать бусины на нитку, вставлять нитку в иголку и прочее.

Примерно в 12-15 месяцев малыш может чертить на бумаге цветными мелками, держит ложку, поднося её ко рту. Около 18-21 месяца выводит каракули и росчерки. В 21-24 месяца — нанизывает три или более бусинок. В 24 -30 месяцев — держит пальцами мелок или карандаш: большой палец — с одной стороны, остальные — с другой.

Темп созревания и развития у каждого ребенка индивидуальный, и зависит от индивидуальных особенностей малыша и социальных условий его развития. Поэтому реальный возраст освоения умения может несколько отличаться от нормативного.

Иногда, трудности освоения точных движений руки связаны с наличием повышенного или пониженного тонуса ручек, с повышенной двигательной активностью, с другими проявлениями неврологических заболеваний. Как правило, такие детки с рождения наблюдаются у невролога. Детские неврологи, помогая таким деткам, на ряду с медикаментозной программой лечения, рекомендуют расслабляющий или тонизирующий массаж тела, массаж кистей и пальчиков рук, различные виды физиолечения.

На сегодняшний день все более популярным становится раннее развитие ребенка. Специалисты, занимающиеся ранним развитием малыша (психологи, педагоги) отводят развитию мелкой моторики ведущее место, наряду с эмоциональным, двигательным развитием, гармонизацией детско-родительских отношений.

Развиваем мелкую моторику

Сразу же после рождения кулачки малыша сжаты. Кроха держится за поднесенный к его ладошкам пальчик. Постепенно ладошки раскрываются и расслабляются. Малыш заново учиться сжимать пальчики в кулачок, брать и удерживать в руках предметы.

Процесс развития хватательных движений развивается у каждого ребенка в своем темпе, это зависит от индивидуальных особенностей крохи и от особенностей взаимодействия с окружающими его близкими людьми. Телесный контакт, положительно окрашенные отношения малыша с мамой особенно необходимые крохе в раннем возрасте, являются катализатором благоприятного развития малыша.

Прикосновения к новорождённому ребенку стимулирует рост чувствительных нервных окончаний на теле малыша, включаясь в движение, пространственную ориентацию и сенсорное восприятие. При недостаточном телесном и эмоциональном контакте мамы (человека, который заменяет маму) с ребенком, не происходит удовлетворения основных психических потребностей малыша, что в дальнейшем может стать причиной дефицита психического и эмоционального развития, трудностей в обучении, проблем социальной адаптации.

Благотворное влияние на общее развитие малыша, на психомоторное развитие в частности, и в том числе, опосредованно, и на развитие мелкой моторики оказывают различные виды массажей. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается её регулирующее воздействие на все системы и органы.

Нейропсихологи утверждают, что развитие мелкой моторики связано с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые, в свою очередь, «отвечают» за формирование многих сложнейших психических функций и учебных навыков.

Исследованиямими ученых Института физиологии детей и подростков Академии психологических наук подтверждена связь интеллектуального развития с пальцевой моторикой. Уровень развития речи детей также находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

Таким образом, роль двигателя развития центральной нервной системы, всех психических процессов и, в частности, речи играют формирование и совершенствование тонкой моторики – кисти и пальцев рук.

Тренировать пальчики ребенка можно уже с 6-ти месячного возраста. Главное, что бы упражнения и игры соответствовали возрасту ребенка, были приятны для него, в противном случае малыш потеряет интерес к таким занятиям и может отказаться от них. Будьте внимательны и деликатны, занимаясь с малышом.

Простейшее упражнение — массаж. Осторожно поглаживайте пальчики рук от кончика пальчика к запястью.

Эффективным является и более сложное упражнение: брать каждый пальчик малыша отдельно, сгибать и разгибать его. Ещё раз, убеждаясь в мудрости опыта наших предков, вспомните известные народные потешки, передаваемые из поколения в поколение: «Сорока-белобока», «Ладушки-ладушки», «Мальчик-с-пальчик» и т.д. Эти незамысловатые игры, доставляющие огромное удовольствие маленькому ребенку, появились задолго до открытия учеными взаимосвязи между развитием руки и речевым и интеллектуальным развитием.

С десяти месячного возраста можно давать малышу перебирать сначала более крупные и яркие предметы, затем более мелкие.

Занятия с пластилином или глиной, отщипывание клочков бумаги и создание аппликации, нанизывание бусинок на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков, различные пальчиковые игры, сопровождающиеся интересными стишками, все эти игры, упражнения и творческие занятия укрепляют и развивают мелкие мышцы пальцев.

На сегодняшний день много разнообразных упражнения и игр, развивающих мелкую моторику. Выберете для своего ребенка то, что ему по душе, то, что больше нравиться и пока чуть лучше получается. Главное, чтобы упражнение малыш выполнял с удовольствием. Поиграйте вместе, это доставит радость вам обоим.

Где моя большая ложка

В возрасте от 6-9 месяцев ребенок берет приглянувшуюся ему игрушку, рассматривает и ощупывает её, перекладывает из руки в руку, тянет в рот. Примерно в этом же возрасте малыш пробует садится, может некоторое время сидеть на специальном детском стульчике. И именно в этом возрасте в рацион малыша мама начинает добавлять овощное и фруктовое пюре и другие, новые для малыша, продукты, которые можно есть с помощью ложки.

Самое удачное время познакомиться с ложкой. Каждый раз, давая ребенку ложку, подавайте её четко по середине, чтобы малыш сам выбрал какой рукой, правой или левой, взять интересующий его предмет. В этом возрасте трудно определить, кто ваш малыш ваш, правша или левша.
Пусть кроха играет с ложкой только тогда, когда вы сами кормите его с ложечки. Поощряйте попытки малыша пробовать кушать, с помощью ложки, самостоятельно. Сначала, все может получаться, на ваш взгляд, не правильно. Запаситесь, терпением, салфетками и слюнявчиками, подсказывайте и показывайте крохе, как удобней кушать с помощь ложки. Не торопите события. Радуйтесь его маленьким удачам, не забывайте поддерживать и хвалить малыша. Хорошо если семья кушает вместе. Малыш будет не только играть с ложкой, пробовать использовать её по назначению, но и будет видеть как это делают его близкие. Семейные трапезы со временем могут стать приятным семейным событием, объединяющим и укрепляющим семью.

Учимся держать ручку

Начнем с интересного. Порисуем. Рисование увлекательное и не простое занятие, кроме того, не всегда понятное малышу. Начните рисовать сначала сами, попробуйте заинтересовать кроху. Нарисовав что-нибудь, поищите это в реальном мире. Попробуйте угадывать, что нарисовано.

Пусть карандаши или мелки и листы бумаги будут находиться в доступном для малыша месте, и когда появится желание, он начнет рисовать. Относитесь серьезно к его работам, расспросите, что изобразил кроха, порадуйтесь его творческим успехам, похвалите малыша за интересный рисунок. То, как воспринимает мир малыш, то, как он изображает его на листе бумаги, не всегда понятно нам взрослым, поэтому не торопитесь критиковать ребенка за неправильную, на ваш взгляд, форму и цвет. Чрезмерная критика может отбить охоту к рисованию и вселить неуверенность в свои силы.

Не все малыши любят рисовать, не настаивайте. Кто-то предпочитает заниматься творчеством, создавая картины и поделки из пластилина, делая аппликации, мастеря что-то из досок, ловко орудуя папиным молотком, собирая красивые бусы. Все эти интересные дела способствуют развитию моторики руки, следовательно, и готовят руку к письму.

В старшем дошкольном возрасте дети с удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры и как взрослые выписывают квитанции, рецепты, заполняют карточки, выписывают справки и п.т. И пусть пока буквенные строчки заменяет волнистая линия, это тоже тренировка для руки. Подскажите ребенку, как взрослые держат ручку, и малыш будет стараться полностью быть похожим на взрослого.

В старшем дошкольном возрасте можно предложить малышу раскрашивать и обводить рисунки в детских раскрасках. Самое главное, чтобы это занятие нравилось ребенку.

Занимаясь с ребенком, развивая мелкую моторику, осваивая умение владеть ложкой или ручкой, будьте доброжелательны, не давите на малыша, не ругайте за неудачи и не торопитесь, пусть занятия будут для вас обоих интересным делом. Пусть результаты проявятся не сразу, и может быть, будут не очень ощутимыми первое время. Самое главное, малышу будет приятно играть и заниматься с вами, вы сохраните теплые отношения, а именно они являются необходимым условием успешного развития ребенка.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ДЕРЖАТЬ ЛОЖКУ

Ребенок с ранних лет, умеющий красиво и правильно кушать, вызывает невольное восхищение окружающих. А начинается все с первых попыток самостоятельно засунуть назад в рот выпавшую бутылочку с молочной смесью.

Чуть позже ребенок пробует кушать руками фрукты, сухарики и печенюшки. В начале большая часть пищи попадает мимо рта, но это ненадолго. Моторика пальцев развивается, и уже через некоторое время малыш становится настоящим асом в поедании руками сладостей и других вкусностей (не всегда правда полезных). Особое место занимает проблема как приучить ребенка есть с ложки, но сегодня я хотела бы сосредоточится именно на вопросе обучения ребенка кушать ложкой самостоятельно.

В процессе кормления ребенка с ложки, он обязательно ею заинтересуется. Когда это случится дайте ему в руки ложку, пусть подержит. Если она ему понравиться, возьмите себе другую ложку и продолжайте кормить его. Ребенок постоянно пробует копировать действия родителей. Поощряйте его пробы самостоятельно набрать в ложку пищу. Когда вы первый раз даете ложку, вложите ее в правую руку. Некоторое время следите за тем, чтобы ребенок ел правой рукой. Совсем маленькие дети могут пытаться есть и левой, и правой рукой по очереди. В случае, когда ребенок упорно настаивает и перекладывает ложку в левую руку, не заставляйте. Почти наверняка он левша и ему так удобнее. Современная наука высказывается против переучивания леворуких детей на правую руку.

Ручки у детей очень цепкие, и держать они умеют очень крепко, что в комбинации с резкими движениями и еще не очень развитой координацией, приводит к рассыпанной на полу еде или даже перевернутым тарелкам. Не расстраивайтесь и старайтесь не заострять на этом внимание. Превратите конфуз в шутку и предложите крохе повторить попытку. И вот уже крепко зажатая в кулачке ложка самостоятельно зачерпнула кашу и попала в рот, - похвалы и овации. Повторяем удачную попытку много раз, и уже скоро малышок самостоятельно попадает в рот ложкой без промаха. Чтобы обедать быстрее, пока он старательно набирает полную ложку, докармливайте его своей.

Примерно к полутора годам дети осваивают обращение с ложкой, и уже успешно справляются с кашками, а чуть позже и с супами. Можно показать ребенку, как правильно держать ложку. На первых порах не заставляйте его держать ее правильно постоянно. Обратите внимание вашего сына или дочки, что в кулачке держат ложку детки, а взрослые держат по-другому. Это будет еще одним немаловажным стимулом для ребенка держать ложку правильно. Позже или раньше ваши старания окупятся, и хлопот во время еды станет значительно меньше. Правда, надобность мыть пол после еды останется надолго. В нужный момент подправьте подрастающего гурмана, если он начнет «сербать» с ложки или засовывать ее в рот поперек. С привычками тяжело бороться и лучше вовремя сделать замечание, чтобы они не приживались.



Взрослым не стоит торопить ребенка во время приема пищи. Когда его навыки в этом плане достаточно разовьются, процесс ускорится сам собой. Родители должны хвалить малыша, ведь тогда он будет чувствовать их поддержку и станет стараться еще больше.

Параллельно старайтесь привить вашему ребенку правила этикета и вежливости.

  • Не чавкать
  • После окончания еды положить приборы внутрь своей тарелки
  • Не баловаться во время еды
  • Не разговаривать с набитым ртом
  • Не тянуться через весь стол, а вежливо попросить передать что-либо соседей
  • После еды обязательно говорить спасибо

Примерно в пять лет можно начать учить ребенка кушать с помощью ножа и вилки. Это уже не столь важно, но если малыш это освоит, то привычка красиво кушать останется с ним навсегда и даст возможность во взрослой жизни делать это не напрягаясь. И вполне возможно в будущем это пойдет ему на пользу.

Кроха, самостоятельно орудующая ложкой за столом, это не только незаменимая помощь маме, но и важный этап детского развития. Изначально человек рождается без навыка приема пищи с помощью столовых приборов. Но со временем, в процессе обучения или самостоятельно, индивид доводит данное умение до полного автоматизма. Но нужно ли прибегать к обучению ребенка в данном вопросе, или Ваш малыш сам в состоянии освоить эту науку?

Многие родители кормят своих детей до самого последнего, не давая тем проявить хоть какую нибудь инициативу за столом. Конечно и такие малыши со временем берут столовый прибор в ручку и начинают кушать самостоятельно. Но, с другой стороны, у обученного ребенка никогда не возникнет проблем с приемом пищи в детском саду, или на день рождении у маленького приятеля. К тому же, обучая ребенка с самого начала всем правилам столового этикета, Вы обойдете в будущем лишние проблемы стороной. Ведь если совершенно бесспорен тот факт, что ребенок способен без помощи взрослых научится есть сам, но то, что он будет это делать правильно — весьма сомнительное утверждение.

Первый и наиважнейший навык, который родитель обязан привить своему ребенку — это самостоятельность. Ведь именно самостоятельность как никто другой сможет помочь маленькому человечку в дальнейшей, взрослой жизни. Развитие этого навыка непосредственно зависит и от умения принимать пищу без помощи взрослых.

Моральная подготовка

Научить малыша есть самому — задача не из легких. Перед тем, как приступить к активным действиям, обязательно осознайте что это — дело ни одного дня. Родителям в этот период понадобится много терпения и усидчивости, ведь ребенок не только может не способствовать процессу, но и активно ему противостоять! Заранее подготовьтесь к тому, что еда будет находиться не только в тарелочке карапуза, но и на столике для кормления, одежде (Вашей, в том числе), полах и, возможно, даже стенах и потолках. Такие загрязнения можно частично предотвратить, застелив поверхность под детским столиком клеенкой или бумагой. Для этого отлично могут подойти старые газеты.

При приеме пищи малыша стоит подстраховать фартучком. Современные пластиковые нагрудники воспринимаются детьми негативно и не дают им спокойно кушать. Поэтому лучше остановите свой выбор на обыкновенных фартуках из клеенчатого материала. Несмотря на то, что они менее долговечные в эксплуатации, детям они нравятся гораздо больше пластиковых новшеств.

Приступаем к обучению

Психологически и физически малыш готов кушать сам к десяти — одиннадцати месяцам. По большой части этот момент обусловлен потребностью ребенка к познанию окружающего мира. Именно в это время проще всего начать учить ребенка пользоваться столовыми приборами.

Для начала запаситесь специальным столовым набором для самых маленьких. Ложка и вилка с удобными углублениями способствуют уменьшению потерь пищи, а рельефная поверхность рукояток поможет получше удержать их в маленькой ручке. Тарелки для начинающих любителей покушать оснащены присосками, что не позволит проказнику опрокидывать еду на пол.

При первых попытках приучить ребенка к самостоятельному приему пищи, лучше удалить его от стен и предметов, загрязнение которых принесет Вам лишние хлопоты. Но для достижения лучших результатов в дальнейшем, малыша следует пересадить за общий стол. Прием пищи совместно со взрослыми активирует подражательную потребность ребенка, благодаря которой он наиболее чутко усвоит семейную культуру поведения за столом.

Еще одним стимулом к освоению приема пищи без помощи взрослых, может послужить любимое блюдо малыша. Просто предложите маленькому гурману то, что он любит — и дело пойдет гораздо быстрее!

До того, как научить ребенка есть ложкой, поставьте об этом в известность всех членов семьи. Это требуется для того, что бы с начала обучения никто не мешал малышу учиться принимать пищу. Если в обед ребенок ест сам, а ужином его кормит с ложечки бабушка, весь познавательный процесс может пойти насмарку, а у малыша выработается лень к самостоятельным действиям.


Для того, чтобы приучить ребенка к ложке, следует практиковаться каждый день. Конечно, по различным обстоятельствам, например — болезни, отступы от обучения необходимы. В остальных случаях — придерживайтесь ежедневной практики.

Приему пищи обязательно отведите определенные, фиксированные часы. Также стоит отдать предпочтение густой еде, такой как пюре и каши. Благодаря их консистенции, ребенку проще будет удержать пищу на ложечке и донести до рта. Супы и бульоны принесут крохе сплошное разочарование, так как будут расплескиваться в процессе транспортировки.

Перед тем, как малыш начнет кушать самостоятельно, вложите правильно ложку в его ручку и покажите как правильно нужно ее использовать. Для этого помогите ему своей рукой зачерпнуть содержимое тарелки и донести до рта. Затем проделайте данную манипуляцию несколько раз, пока ребенок не поймет, что от него требуется.

Если Вы заостряете свое внимание на том, как научить ребенка правильно держать ложку, то Вас ожидает временное огорчение. Ребенок, в силу того, что его моторика еще не достигла должного уровня, способен лишь зажать столовый прибор в кулачке. Координация движений в этом возрасте также не способствует соблюдению этикета за столом, поэтому временно отложите данный аспект на более позднее время. Ваша настоящая задача состоит в обучении малыша доносить еду до рта. На первый взгляд это может показаться довольно простым занятием, но для крохи — это настоящий труд. Вы можете просто показывать ему, как правильно держится столовый прибор, это уже будет эффективным обучением.

Для малыша осваивать ложку, как и говорилось ранее, серьезная работа. Поэтому если ваше чадо закапризничало во время приема пищи, это верный признак того, что ребенок устал. В таком случае родителю следует докормить его. Также прием еды для малыша можно перевести в игровую форму: одну ложку дает родитель, вторую подносит сам малыш. Встречаются и такие случаи, когда ребенок не в состоянии самостоятельно набрать ложку. Разрешить эту проблему можно заранее предлагая крохе полный столовый прибор.



Чего не следует делать

Многие родители, в силу своей некомпетентности, нетерпения или дурного примера, совершают одни и те же ошибки при обучении малыша кушать без помощи взрослых. Вот самые распространенные из них:

  1. Ребенка принуждают есть против его воли.
  2. Постоянно дергают и поторапливают.
  3. Оставляют малыша одного за тарелкой.
  4. Включают мультфильмы во время еды.
  5. Попрекают.
  6. Выставляют завышенные требования.
  7. Взрослые делают за ребенка то, с чем бы он прекрасно справился сам.

Когда ребенок только начинает есть самостоятельно, его нельзя принуждать к приему пищи. В противном случае у Вашего малыша просто может выработаться отвращение к данному процессу, которое чревато последствиями.

Когда Вы поторапливаете своего ребенка есть быстрее, то отбираете у него радость момента нового открытия. Да и быстрый прием пищи не пойдет организму на пользу. Даже все диетологи мира утверждают, что вкушать пищу нужно основательно и не спеша.

Когда Вы предоставляете своему чаду есть самому, то ни в коем случае не оставляйте его без присмотра. Было зафиксировано множество случаев, когда маленькие дети, оставленные наедине с тарелкой, поперхнулись и родителей не оказалось вовремя рядом.

Включая ребенку мультфильмы за столом, Вы отвлекаете его внимание от процесса приема пищи, что не способствует пищеварению и усвоению организмом полезных веществ. Не только дети, но и взрослые во время еды должны быть сосредоточены на своей тарелке.

Исключите из обучения упреки, ведь для того, чтобы успешно овладеть ложкой самому, малышу необходима Ваша похвала и поддержка.

Не выставляйте завышенных требований — они не к чему хорошему не приведут. Помните, что малыш пришел в этот мир совсем недавно и от него очень глупо требовать многого.

Не отбирайте ложку у ребенка, он самостоятельно попросит у Вас помощи, когда устанет справляться с ней. Только тогда Вы можете брать весь процесс в свои руки. А самое главное — любите своего ребенка, ведь у любимых детей все всегда получается!

Когда первый раз ребенку предложить ложку?

Lapka: В 7 месяцев не все дети проявляют интерес к ложке. а вот где-то в 8-9 месяцев он появляется. Надо этот интерес не пропустить.

Елена О: Я дочке стала давать ложку и вилку месяцев с 10 в познавательных целях. В годик она самостоятельно ковырялась в своей тарелке. Я ей все время показывала,как правильно держать ложку. Если вас не напрягает убираться после каждого кормления, можно предоставлять ребенку максимум самостоятельности.

Как научить кушать ложкой?

Lapka: Надо не пропустить интерес ребенка, и дать ему ложку в руку. Конечно, он не станет сразу зачерпывать еду нормально, и уж наверняка не сможет сразу донести ее до рта, но имея возможность тренироваться, он уже через пару недель сможет перейти на такой режим: поел сам ложек 5-10, потом ложку взяла мама и докормила. А уже через пару месяцев (в принципе) ребенку можно поставить тарелку и положить ложку рядом - он сможет есть сам. Можно брать две ложки - одну давать ребенку в руку, а второй кормить. или попробовать как с маленьким - вложили ложку в руку и показали (двигая его рукой) как надо есть. похвалили и терпением запаситесь. Пачкаться ребенок все равно будет, пока не научится орудовать столовыми предметами.

Алекс@ндра: Мне кажется, что главное в этом процессе - дать ребенку возможность видеть, как едят другие, не только мама.

Наталья Т.: Я не учила есть ложкой ни старшую, ни младшего. Начинали осваивать ложку самостоятельно, по собственному желанию где-то в год. Освоение проходит быстро.

Tihiro: надо ли учить именно правильно держать ложку? с одной стороны удобней ребенку всеми пальцами держать как палку или сразу учить по-взрослому тремя пальцами? и когда потом переучивать?

Зайченка: Насколько я знаю, в таком возрасте еще не настолько развиты мышцы пальчиков, чтобы держать тремя пальцами.

Topolek: Малыши пальчиками не справляются с ложкой, даже чайной, поэтому лучше давать им держать ложку так, как у них получается. Приучить правильно держать прибор можно позже, в возрасте, ближе к сознательному, наверное, лет с трех.

С какого возраста ребенок сам кушает ложкой?

Дарья 2: Только после 2,5 начал понемножку ложку использовать, до этого руками ел, а докармливать с ложки себя не давал, свинства особого, правда, не было, как-то аккуратно получалось, да и сейчас ее в ход иногда пускает.

Lapka: В 9 месяцев у моих детей появлялась ложка, в 11 они могли есть сами: частично мимо рта, конечно, а иногда и накладывая сначала в ложку рукой, а потом эту ложку в рот, ну а хорошо есть ложкой и вилкой -- уже с 1,5 года.

Monaroza: У моего старшего всегда был аппетит хороший, где-то с года я стала давать ему ложку - дам ложку, поставлю перед ним тарелку и занимаюсь какими-нибудь делами на кухне. Потом докармливаю, когда устанет. Когда мы втроем ездили в Турцию (ребенку было 1,7), в отеле жили какие-то скандинавы с дитем примерно такого же возраста. Это называлось: почувствуйте разницу - их дите в памперсах сидело на детском стульчике с бутылочкой и его кормили с ложечки, а наш сидел на обычном стуле, ел вилкой или ложкой - в зав-ти от пищи (с нагрудником, правда) и пил сам из чашки. Вы бы видели глаза иностранцев!

Как достигнуть аккуратности?

Rita: Расстилаю на полу простынку, ставлю на неё стульчик, ставлю тарелку, даю ложку и всё - наблюдаю. уже может всё съест, но иногда мимо тарелки несёт, супом конечно еще я кормлю, а всё густое сами.

Алекс@ндра: То, что "придется отмывать всю кухню" - это неправда. Сейчас такие классные стульчики у каждого практически есть! Они дальше своего радиуса ничего не пропускают. Даже воду если разольет - почти везде есть бортики.

А если ребенок отказывается взять ложку, кушать ею?

Мамариша: Я бы просто убрала ложку на время и отстала от ребенка. Не хочет - не надо. Чего психику понапрасну травмировать и окончательно портить ему аппетит-то? Через какое-то время все устаканится. Ест же, не голодный, ну ладно.

Lapka: Если ребенок получает смесь, попробуйте убрать бутылочку. Вообще выкинуть, спрятать в чулан, что бы даже видно ее не было. Так останется только чашка и ложка. Из чашки давайте пить. а твердую пищу предлагайте ложкой или вилкой (густую кашу тоже можно вилкой есть). Ложку возьмите самую обычную - чайную. Проявите настойчивость - бутылки нет, есть только ложка-вилка. В крайнем случае ребенок не будет есть день, только пить из чашки (давайте без ограничения) и грызть куски (сушки, яблоки...).

очень важное условие: никаких уговоров с играми и плясками!

Берет ложку левой рукой...

gemka: я бы оставила ребенка в покое... Мой поначалу ел любой рукой, которой первой ложку ухватил. Потом сам разобрался как ему удобнее, получилось стандартно - сейчас ложка в правой и кусок хлеба в левой.

Klukva_!: Я стараюсь чаще все давать в правую руку и перекладывать ложечку, если ребенок дает это сделать.