Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие творческих способностей  /  Триз как технология реализации фгос дошкольного образования

Триз как технология реализации фгос дошкольного образования

Занятия в детском саду с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие других психических процессов и личности в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование методов технологии ТРИЗ в ДОУ.

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей посещающих детские сады.

Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.

Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.

Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя – фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.

В детские сады технология ТРИЗ пришла в 80-х годах. Но, несмотря на это и сейчас остаётся актуальной и востребованной педагогической технологией. Адаптированная к дошкольному возрасту, технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём».

Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. А также положение Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.

Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

ТРИЗ для дошкольников:

Это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

Это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию», так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер.

При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.

Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.

Также ТРИЗ – технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.

Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной так и в играх и режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка дошкольника. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. В детских садах используются следующие методы ТРИЗ

Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Метод каталога. Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.

Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.

Метод «Системный анализ». Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу.

Метод морфологического анализа. В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.

Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка». Суть метода заключается в том, чтобы разделить ситуации на составляющие (реальную и фантастическую), с последующим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей.

Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками). моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое –газообразное).

Мышление по аналогии. Так как аналогия - это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать

Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства объекта. Приёмы волшебства : увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот.

Занятия с применением методов ТРИЗ проводятся, как поиск истины и сути, подведение ребенка к проблеме и совместного поиска ее разрешения.

Свою работу по применению технологии ТРИЗ в образовательной деятельности я начала в 2011 году. Сначала пересмотрела материал по данной технологии. Мне очень понравился метод ММЧ, который был использован мною в образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Великий невидимка. Немного о воздухе» и в подготовительной группе «Маленькие человечки».

Это метод - Моделирования Маленькими Человечками – ММЧ. Данный метод направлен на то, что бы дать детям наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия элементов предметов и веществ. Он помогает сформировать у детей диалектические представления о различных объектах и процессах живой и неживой природы. А также развивает мышление детей, стимулирует любознательность и творчество.

Методика ММЧ – моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами.

Сущность метода ММЧ в том, что он представляет все предметы и вещества состоящими из множества Маленьких Человечков (МЧ). В понимании нас, взрослых – это молекулы, но на этом слове внимание не заостряется, сведения подаются детям в виде сказки «Маленькие человечки». Детям становится понятно, что в зависимости от состояния вещества Маленькие Человечки ведут себя по разному (в твёрдых – крепко держатся за руки, в жидких – просто стоят рядом, в газообразных – находятся в постоянном движении).

С помощью метода ММЧ мы рассмотрели условия перехода вещества (на примере воды) из одного агрегатного состояния в другое. Вместе с детьми мы проводили опыты, рассуждали, выдвигали гипотезы, находили ответы.

Можно сделать вывод что, занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие других психических процессов и личности в целом. Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности. Занятия с использованием приёмов ТРИЗ помогают детям увидеть неожиданное рядом.


Мастер-класс для воспитателей
Тема: «Использование методов технологии
ТРИЗ в ДОУ».
Выполнила:
воспитатель
Федорова Анастасия Николаевна,
МАУДО "Детский сад №9",
г.Ялуторовск, 2016г.
Задачи:
Познакомить педагогов с технологией ТРИЗ;
Познакомить с методикой проведения игр и упражнений по технологии ТРИЗ;
Формировать желание помогать ребенку, умение находить с ним контакт.
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию.
Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.
Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
ТРИЗ для дошкольников: - это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность. - это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию», так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер. При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.
Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.
Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.
Девиз ТРИЗовцев – «Можно говорить все!»
Как же ввести элементы ТРИЗ в повседневную жизнь ребенка?
Данную работу необходимо проводить поэтапно:
1. этап: научить находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях, которые его окружают, развить системное мышление, т.е. умение видеть окружающее во взаимосвязи всех компонентов.
Игра "Да-Нетки” или "Угадай, что я загадала”
Например: воспитатель показывает сундук, а дети задавая вопросы и отгадывают, что в нем находится (Это живое? Это игрушка? Это бумажное? Оно большое? Оно квадратное? Это коробка?), воспитатель отвечает только " да” или "нет”, пока дети не угадают задуманное.
Игра «Четвертый лишний»
Ход: На доске – изображение четырех предметов. Объяснить детям, что «лишним» будет каждый предмет по очереди, чтобы не было никому обидно.
Например: - Вот помидор. Он будет лишним среди банана, яблока, апельсина. ПОЧЕМУ? (помидор – овощ, а все остальные фрукты).
Игра «Поезд»
Ход: На стол кладется карточка паровоза. Далее все игроки по очереди начинают цеплять к поезду вагончики, делая его все длиннее и длиннее. Вагончики - это карточки с изображениями. Но так как это необычный поезд, а логический, то нужно найти и объяснить связь между картинками-вагончиками.
Например: первая картинка дождик, вторая - резиновые сапоги (мы надеваем их в дождь), третья - резиновый мячик (он тоже сделан из резины, как и сапоги), арбуз (он круглый, как мячик) и так далее. Каждый ход объясняется ребенком, придумывается обобщающий признак - это может быть форма, цвет, назначение, размер, материал...
2. этап - научить детей отождествлять себя с рассматриваемым или отождествляемым предметом, вхождение в роль кого-либо или чего-либо (эмпатия)
Игра «Построй фигуру»
Ход: Берется какой-нибудь шнур или веревка, и связываются концы. Верёвка должна быть достаточно длинной, чтобы за неё могли ухватиться все участники и могли участвовать в её деформировании, а не просто держаться. Построить из верёвки предложенную фигуру, деформируя по- всякому верёвку. Предлагается построить квадрат, треугольник, прямоугольник.
3. этап – научить детей изобретать предметы с новыми свойствами и качествами: новую игрушку, необычное платье, подарок и т. д.
Теремок детям предлагается построить сказочный теремок, из различного материала, любыми способами.
4. этап – научить детей умению находить выход из любой сложной ситуации. Данные задачи решаются в играх, игровых упражнениях.
Раскрась картинку, используя, пластилин, гуашь, ватные палочки, пробки (не предлагать – кисти, воду, стеку)
5. этап – решаем сказочные задачи и придумываем новые сказки.
Игра «Перевирание сказки»
Цель: учить детей заменять сюжет сказки, что позволит по-новому взглянуть на привычные сюжеты; разрушить стереотипы.
Сказка «Теремок»
На опушке деревья росли, высокими очень были они,
Решили они в бревна сложиться
И в сказочный дом – теремок превратиться.
И вдруг на опушку вышел медведь
И начал медведь, как козленок реветь
«Ме – ме, кто, кто в теремочке живет?»
Никто ему не ответил.
Зашел он в теремок и закрылся на замок.
Заяц, как лягушка скачет
У замочка горько плачет.(квакает)
Мишка сжалился над ним.
В теремок к себе пустил.
Лиса из дупла как сова прилетела
И тихо у дома на жердочку села.
Туда посмотрела, сюда посмотрела.
И нежно и ласково басом запела.
«Кто, кто в теремочке живет»
«Вы меня к себе пустите,
«Чаем с медом угостите».
Звери сжалились над ней
И лисе открыли дверь.
Вдруг услышали слона
Это мышь по полю шла.
Терем в страхе задрожал.
Закачался, убежал.
Остались звери опять без теремка.
Предложить детям построить «Теремок» для зверей. Из чего можно его построить? (ответы детей: из кубиков, конструктора и т.д).
Молодцы, вы прекрасно справились со всеми заданиями. Используйте различные приемы ТРИЗ, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии. Используемая литература
Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1991.
Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991.
А. Методы активизации творческого мышления // Дошкольное воспитание. - 1997. - №4. - С. 13-24.
Л. ТРИЗ - в повседневную жизнь //Дошкольное воспитание. 1993. - №4. - С. 23-26.


Приложенные файлы

  • Воспитательно-образовательный процесс
  • Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения
  • Организация музыкально-художественной деятельности
  • ТРИЗ представляет собой направление науки, которое занимается изучением объективных закономерностей развития систем, а также создает методики решения возникающих проблем. Автор данной технологии, Г. С. Альтшуллер, изначально использовал ее с целью нахождения решений технических проблем.

    Сегодня ТРИЗ широко применяется в педагогической науке для развития у детей творческих способностей. Данная технология позволяет вырастить творческих личностей с применением поиска со стороны педагога как основного метода работы.

    Применение ТРИЗ в детском саду

    ТРИЗ не является чисто научной теорией. Данная методика имеет вид обобщения научного опыта и изобретательства. Постепенно развиваясь, система расширила свои границы и стала использоваться для развития творческих способностей как взрослых, так и детей. Поскольку требования к дошкольному образования постоянно растут, возникает необходимость применения действенных и продуктивных методов образования и развития способностей детей. позволяет получить четкое представление о применении данной методики в воспитательно-образовательном процессе в детском саду.

    Особенности технологии

    Программа ТРИЗ подразумевает, что каждый ребенок в определенной степени талантлив, и задача грамотного педагога – помочь каждому дошкольнику раскрыть и проявить свой талант. Важно только обучить дошкольника достигать нужного ему результата, затрачивая при этом минимальное количество усилий со своей стороны.

    Воспитатель, применяя эту методику, ставит перед дошкольниками различные задачи. Они побуждают детей думать, занимать активную позицию для разрешения определенной проблемы.

    Цели применение методики ТРИЗ в дошкольных учебных заведениях:

    • развитие гибкости мышления;
    • способствование развитию системности обработки информации;
    • развитие диалектичности и подвижности мыслительного процесса;
    • содействие ребенку в развитии поисковой активности, стремление познавать новое;
    • улучшение качества речи и развитие творческого воображения.

    Главной задачей данной технологии в детском саду является прививание каждому дошкольнику радости от совершения творческих открытий.

    Педагог должен стараться подавать учебный материал в максимальной доступной форме и, одновременно, создавать сложные для решения ситуации. В дошкольном заведении закладываются основы не только интеллектуального и эмоционального развития, но и отношение к жизни, умение находить нестандартные решения в сложных ситуациях. Умение мыслить оригинально и самостоятельно справляться с трудностями необычными способами ценится во взрослой жизни и, особенно, в бизнесе. В детском возрасте заложить основы творческого видения мира намного проще, чем учиться этому умению через много лет после окончания дошкольного заведения.

    ТРИЗ дает возможность сформировать в видении ребенка гармоничную и единую систему мира. Система дает возможность проявить свое творческое начало, индивидуальность, активизировать обмен мыслями. Важно, чтобы воспитатель никогда не давал детям готовых решений вопросов. Он должен подтолкнуть детей самостоятельно находить решения в разных ситуациях.

    Тонкости программы для дошкольников

    Презентация технологии ТРИЗ в ДОУ по ФГОС позволяет узнать все особенности данной методики. В детском саду эта технология применяется в виде игр всем коллективом и различных занятий. Воспитанники детского сада овладевают способностями определять свойства разных предметов и явлений, искать противоречия и решать их. Изначально дети учатся понимать, что один и тот же объект может быть многофункциональным. Далее они обучаются находить противоречия в данном объекте и разрешать их.

    Прекрасные результаты дает решение сказочных задач и придумывание новых сказок с применением особой методики. Для этого обычные и знакомые всем объекты наделяются сказочными свойствами и способностями. В процессе игры дети занимаются исследовательской, изобретательской деятельностью. Благодаря развитию мышления дети учатся замечать противоречия в устройстве предметов и явлений. Умение самостоятельно решать противоречия позволяет создать собственное изобретение.

    Методы ТРИЗ

    1. Мозговой штурм. Данный способ активно стимулирует мозговую деятельность дошкольников и дает возможность найти максимальное количество вариаций решения конкретной проблемы.
    2. Методика фокальных объектов. Данный способ предполагает перенос особенностей и свойств конкретно объекта на другие. У детей начинает развиваться воображение, логическое мышление.
    3. Создание новых идей «Золотая рыбка». Случаи делятся на реальные и фантастические, а далее проявления реальности находятся в фантастических явлениях.
    4. Морфологический анализ. Выполняется комбинация разных свойств и характеристик с целью создания нового объекта.
    5. Аналогия. Дошкольники обучаются определению разных признаков предметов, а затем их сравнению.
    6. Методика моделирования маленькими человечками. Дети учатся моделировать разные процессы, которые происходят между веществами.


    Результаты при использовании ТРИЗ

    Скачайте таблицу о контроле обучения детей изобразительной деятельности
    Скачать в.docx

    Дети учатся мыслить широко и не ограничиваться стереотипным мышлением. Технология позволяет великолепно развить творческие способности дошкольников, что пригодится во взрослой жизни для изобретения собственных идей и проектов. Дети учатся самостоятельно искать методы решения проблем и вопросов, а не следовать исключительно советам взрослых. Воспитанники также учатся радоваться успехам своих друзей и других людей, помогать окружающим, быстро решать даже наиболее сложные ситуации.

    Множество методик позволяют комбинировать различные способы развития творческого мышления у детей дошкольного возраста. ТРИЗ помогает достичь гармоничного развития психических процессов ребенка и обучиться применять полученные знания в повседневной жизни.