Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие слуха и речи  /  Которые обуславливают отклонения в развитии. Понятие отклоняющегося развития. Тесты классифицируются по разным признакам

Которые обуславливают отклонения в развитии. Понятие отклоняющегося развития. Тесты классифицируются по разным признакам

39 Норма и отклонение в развитии человека. Структура дефекта по Л.С. Выготскому

Понятие норма в психологии рассматривается в 3-х аспектах:

1) Статистическая норма – синоним возрастной норме развития. Определение такое же – средний показатель развития большой группы психически и физически здоровых детей, отобранных на случайной основе. Измеряется с помощью статистических методов.

Как избежать развития соматогенных расстройств

Экстедт, Содерхолм и Вирдениус отмечают, что повторяющиеся проекты, как правило, строят скобки, чтобы защитить проект от экологических нарушений. С другой стороны, уникальные проекты, как правило, открывают границы между проектом и окружающей средой. Для уникальных проектов необходимо создавать новые знания, тогда как для повторяющихся проектов можно использовать существующую базу знаний. Тот же аргумент может быть использован для более или менее распространенных отклонений. Например, подпрограммы разрабатываются как ответ на знание о повторяющихся ситуациях, тогда как менее распространенные ситуации управляются более оперативно.

2) Функциональная норма – индивидуальная норма, которая проявляется в возможностях человека, она соответствует понятию зоны ближайшего развития по Выготскому.

3) Идеальная норма – оптимальный способ существования личности в оптимальных социальных условиях – это образец социальной ситуации развития описанной возрастной психологией. Ее нельзя измерить, ее можно описать качественно. Именно идеальная норма позволяет осуществляться процессу самореализации личности. В практике наиболее часто оценивается статистическая норма.

Холлгрен утверждает, что последние ситуации требуют интерпретации ситуации, а не чистой информации. Таким образом, будет ли более или менее повторяющаяся ситуация влиять на уровень воспринимаемой неопределенности и двусмысленности. Хотя разведка относится к экспериментам, инновациям и гибкости - исследованию двусмысленностей, эксплуатация предполагает уточнение, производство и снижение эффективности. Первое относится к созданию новых знаний и экспериментированию с незнакомыми альтернативами, последние - к использованию существующих знаний организации и использованию уже достигнутых интерпретаций.

При определении нормы во всех 3-х аспектах нормы следует учитывать:

1. Соответствует ли его (ребенка) уровень развития уровню большинства детей этого возраста (статистическая норма), 2. Развивается ли ребенок в соответствии со своими возможностями со своей индивидуальностью (смотрим по обучаемости) (функциональная норма), 3. Развивается ли ребенок в оптимальных социальных условиях (идеальная норма, приближение к ней).

Выбранный метод для этого исследования является поисковым продольным, углубленным исследованием. Этот метод дает представление о изучаемом явлении и понимании взаимодействия между проектом и окружающим контекстом. Согласно Эйзенхардту, метод случая является относительно открытым методом, который подходит, когда целью является изучение новых полей или дальнейшее развитие существующих теорий. Выбранный случай был проектом внутри многонациональной компании.

Выбранный проект должен был быть выполнен в течение года; следовательно, дает возможность следить за проектом в режиме реального времени. Во время тематического исследования были опрошены руководитель проекта, члены проекта, руководители отделов и консультанты, некоторые из них несколько раз. Всего было сделано 29 интервью. Все интервью носили полуструктурированный характер, а руководство для интервью использовалось для того, чтобы не забывать о важных проблемах и получать данные об этих проблемах.

Норма развития – это не усредненный для возраста показатель, а оптимальный с точки зрения общества, уровень развития соотнесенный с индивидуальными особенностями ребенка.

Отклонение в норме – это не соответствие уровня развития и поведения ребенка системе, предъявленных ему соц. требований и ожиданий, не выходящие за пределы низкой статистической нормы и не обусловленные дефектом.

Во время интервью руководство для интервью было обновлено, и на них были заданы новые вопросы, которые возникли между ними. Обычно интервью длилось от 45 до 120 минут, во время которого делались записи и выполнялись записи на магнитной ленте. В частности, заданные вопросы касались того, как были рассмотрены отклонения, возникающие в ходе проекта, с которыми участники общались, и как и на каких разных аренах решались проблемы. Помимо интервью, были проведены консультации с документами компании. Для повышения надежности и достоверности интервью и письменных материалов были также сделаны замечания по проектам, заказчикам и различным функциональным совещаниям.

Виды отклонений в норме :

2. Нарушение – формирование негативных личностных комплексов, проявляющееся в нарушениях поведения несовместимого с социальными нормами. Дефект определяет врач; если нет дефекта – это отклонение в норме.

Отклонение в патологии – это несоответствие уровня развития и поведения ребенка в системе, предъявляемых ему социальных требований и ожиданий, выходящее за пределы низкой статистической нормы и обусловленных любым дефектом.

Компания предлагает новые системы автоматизации и привода, а также модернизацию существующих систем. Около 50% проекта состояло из инженерных и программных решений, а 50% из них связано с оборудованием. Таким образом, эта многопроектная организация представляет возможности для общения и взаимодействия с другими параллельными проектами, поскольку большая часть ее деятельности выполняется в рамках разных проектов, и никакого «регулярного производства» не происходит. Проекты носят повторяющийся характер, но из-за различных требований заказчика уникальные решения должны быть построены.

Виды отклонений в патологии (В.В. Лебединский систематизировал на основании главного качества нарушения):

1. Отставание в развитии:

а) тотальное недоразвитие – это общее недоразвитие всех высш. психич. функций. Характерно раннее время поражения (до 2-3 лет). (Например: олигофрения, УО)

2. Поломка отдельных функций:

3. Асинхрония:

Во время выполнения проектов руководитель проекта имел нерегулярные ежемесячные или квартальные встречи с высшим руководством, в которых последние были проинформированы о возможностях, рисках, изменениях и отклонениях. Эти встречи были главным образом обменом информацией, а не возможностями обмена знаниями, поскольку общение в основном проходило в одном направлении - от руководителя проекта до высшего руководства. Скорее, это было проблемой для инженерного отдела. Поскольку проект был оценен по времени, бюджету и в соответствии с техническими характеристиками всей работы, поставленной в проект, проблемы инженеров также повлияли на проект.

Дефект – недостаток, нарушение или повреждение, потеря или отсутствие какого-либо органа или функции. По происхождению (природе)дефекты могут быть органическими и функциональными.

1. Органический дефект – нарушение, отсутствие или недостаток какого-либо органа или его части. Может быть генерализированным (весь орган поражен, УО) и изолированным (слепота, глухота, нарушение движений).

Отклонения отклонений в рамках проекта Гамма

Таблица 1: Краткое описание изученных отклонений в рамках проекта Гамма. Этап проектирования включал базовый и детальный дизайн, а также домашний тест и заводские приемочные испытания. Фаза продаж не была включена в проект. Отклонения суммированы в таблице. Объем проекта Гамма заключался в замене существующей системы управления. После официального запуска проект прошел этап проектирования. На этапе запуска проекта основная проектная документация с этапа продаж была передана руководителю проекта. В связи с другими проектами, осуществляемыми одновременно, документация, созданная на этапе продаж, делилась по обычной документации, а также на неофициальных встречах между менеджерами по продажам и проектами.

Причины органических дефектов:

1) наследственность; 2) болезни (матери); 3) травмы.

2. Функциональный дефект – нарушение функций органа или всего организма без нарушения тканей органа (Пример: психозы, неврозы, психопатии).

Причины функциональных дефектов : социальные ситуации развития.

3. Выделяют темповый дефект. Он проявляется в нарушении темпа развития, при этом возникает явление асинхронии развития. Асинхрония может проявляться в 3-х видах:

Однако документация имела некоторые недостатки, поскольку лица, ответственные за подачу гамма-ордера, не обладали всеми необходимыми знаниями о гидравлике. Люди, участвующие в фазе продаж, кроме менеджера по продажам, не консультировались во время выполнения проекта, так как участники проекта не были проинформированы о том, кто был вовлечен.

Это вызвало проблемы при выполнении проекта, которые должны были быть решены посредством многочисленных неофициальных встреч с представителем по продажам, а также путем взаимодействия с клиентом и другими участниками. В начале проекта «Гамма» проектная группа настаивала на том, чтобы первоначальный поставщик гидравлической системы был нанят в качестве консультанта, поскольку этот поставщик обладал необходимыми знаниями. Контакт был достигнут через клиента, который знал поставщика. По словам руководителя проекта, проектная группа, вероятно, не принимала во внимание определенные технические проблемы без участия поставщика.

1) в виде ретардации (замедления развития, незавершенность). Ретардация характерна для олигофрении и ЗПР. Возможна ретардация отдельных функций.

2) патологическая акселерация (ускорение) отдельных функций (Пример: раннее проявление полового влечения при олигофрении).

3) сочетание ретардации и акселерации. Встречается при раннем детском аутизме и др. типах искаженного развития. Асинхрония порождает дисгармоничное развитие.

Контакт с поставщиком увеличил стоимость проекта, но членам проекта не нужно было приобретать необходимые знания самостоятельно, но скорее, во взаимодействии с поставщиком, что, в свою очередь, сократило время, затрачиваемое на выпуск. В итоге именно менеджер проекта принял решение нанять консультантов.

Тесты классифицируются по разным признакам

Требование от клиента заключалось в том, что практические испытания должны проводиться на сайте. При планировании команда проекта согласилась включить один тест, но во время выполнения проекта были добавлены два дополнительных теста. Это было согласовано между менеджером проекта и клиентом, и было достигнуто соглашение. Дополнительные тесты помогли уменьшить существующую неопределенность в отношении гидравлических проблем, которые невозможно было зафиксировать путем моделирования. Участники проекта сидели в офисе открытой планировки, где люди из соответствующих отделов сидели вместе.

Структура дефекта по Л.С.Выготскому :

Понятие структура дефекта ввел Выготский. Он выявил, что первичный дефект может быть дефектом органическим, функциональным или темповым. Вторичный дефект – это последствие первичного, влекущего изменения в психике. Вторичный дефект возникает в ходе развития ребенка с первичным дефектом, если социальное окружение не компенсирует первичный дефект (Пример: глухота – первичный дефект, немота – вторичный дефект).

Это позволило человеку, ответственному за симуляцию, поговорить со своими коллегами спонтанно. Неофициальные и официальные встречи проводились через регулярные промежутки времени. На официальных заседаниях, особенно на встречах с клиентами, часто возникали вопросы относительно плана, структуры системы и содержания контракта. Различия в мнениях обычно управлялись после встреч, где менеджер проекта или ведущий инженер неофициально обсуждали с продавцами, что на самом деле было обещано. Поэтому общение и взаимодействие с менеджером по продажам и с различными поставщиками и консультантами имеют решающее значение.

Существует механизм возникновения вторичного дефекта:

1. Вторичному дефекту подвергаются функции, непосредственно связанные с поврежденным (первичным дефектом) (Например: немота у глухих).

2. Вторичный дефект характерен для функций, которые во время повреждения находились в сензитивном периоде развития (Например: дошкольный возраст сензитивен к развитию произв. моторики, поэтому первичный дефект, приобретенный в этом возрасте ведет к двигательной расторможенности).

Зачастую технические задания были изменены во время выполнения проекта, поскольку было сложно предугадать проблемы, связанные с разработкой программного обеспечения, включая изменения, требуемые клиентом, и кто должен нести ответственность за что. Чтобы сохранить проект по бюджету, своевременно и по качеству, команда проекта использовала стандартизованное программное обеспечение и аппаратное обеспечение, где оно было подходящим.

Однако распределение консультантов по программному обеспечению было не в первую очередь проблемой для руководителя проекта, а скорее для менеджера инженерного отдела. Менеджер проекта мог бы спросить - и вести переговоры для определенных людей, но не мог решить, когда и где будут выделены консультанты. Вместо того, чтобы быть проблемой использования разных методов, процесс решения, таким образом, включал общение, переговоры и политические навыки. В результате некоторые участники проекта, в частности ведущий инженер, провели ценное время, координируя работу и направляя и помогая некоторым из консультантов довольно долгое время, что увеличивало временное давление.

3. Важнейший фактор – социальная депривация: дефект ведет к нарушению общения с окружающими и значит затрудняет психич. развитие.

4. Особое место в образовании вторичных дефектов занимают личностные реакции на первичный дефект. Их выделяют 4:

а) игнорирование – наличие первичного дефекта отвергается (некритичность к своим умственным способностям у олигофренов).

Временные рамки были важны, поскольку прокатный цех планировал закрыть производство на несколько недель для отпуска. Уже была согласована дата начала ввода в эксплуатацию и установки, которая была запланирована для этого окна времени. Таким образом, окно времени означало сверхурочную работу для тех, кто участвовал, чтобы быть готовыми к установке и вводу в эксплуатацию вовремя. Из-за требований и запросов клиентов изменения в объеме проекта были обычными в течение всего проекта. Эти изменения были согласованы между менеджером проекта и клиентом, а затем одобрены высшим руководством.

б) вытеснение – сознательное непризнание существования первичного дефекта при подсознательном его принятии.

в) компенсация –такой тип реагирования на дефект, при котором происходит его осознание и замещение утраченных функций за счет более сохраненных.

г) сверхкомпенсация (или гиперкомпенсация) – усиленное развитие сохраненных функций, сочетающихся со стремлением доказать, что дефект не приводит к жизненным проблемам.

Тест был проведен до установки системы автоматизации на сайте. Взаимодействие с проектной командой заказчика было, в частности, оказано через ведущего инженера. Он активно работал в бета-фазе и, следовательно, уже установил отношения и получил знания и понимание этого конкретного прокатного стана.

После этапа проектирования системы автоматизации начались стадии установки и ввода в эксплуатацию. К этому времени консультанты и участники проекта получили другие задания и участвовали в других проектах, оставив проект «Гамма» нескольким лицам. Благодаря постоянному взаимодействию и переговорам между менеджером проекта и ответственными лицами по распределению ресурсов для управления остальными проблемами был выделен новый персонал. В течение всего проекта была подана только одна формальная просьба о внесении изменений, которая поступала от клиента и была перенаправлена ​​на ответственное лицо.

Комбинированные нарушения – определяют как сложный дефект. Он характеризуется сочетанием двух или более первичных дефектов (Например: зрение и слух).

Учение о структуре дефекта Л.С.Выготский:

20-е г XX в. – Выготский обобщил свой опыт, поэтому идею учения часть приписывают ему:

Выготский: «Любой дефект реализуется прежде всего, как социальная ненормальность поведения». – это значит, что любой дефект имеет сложную структуру и развитие ребенка с дефектом также сложно-структурно:

1. Органический дефект (тяжелое функциональное расстройство) – отсутствие слуха.

2. Вторичный симптомокомплекс:

1) первичный дефект вторичной симптоматики – отсутствие речи: а) нет речи для думания (внутренней речи); б) нет речи для общения; в) нет внешней, ________ внутренней речи г) нет лексики, грамматики, синтаксиса, не наблюдается орфоэпия и интонация, не сформирована фонетическая система языка (орфоэпия – нормы литературного произношения). 2) отставание или специфическое развитие интеллекта. 3) специфика формирования межличностных связей и отношений. 4) специфика формирования личностных свойств 5) нарушение механизмов адаптивности (есть принадлежность объекту, личностное свойство) 6) специфика социальной реабилитации и адаптации. 7) потребность в организации коррегирующей среды и коррекционных воздействий. Первичный дефект и подструктуры вторичного симптомокомплекса находится во взаимодействии: 1. Чем больше поражен слух, тем труднее осуществлять коррекцию первичного дефекта вторичной симптоматики – речи, при чем, если накопление лексики (словарь), формирование грамматического строя языка и освоение синтаксической структуры возможно довести до нормы, то фонетическая система языка, интонация нормативными не станут никогда. Это объясняется тем, что отсутствие слуха физиологически обуславливает отсутствие нормативного произношения. *Дефект – целостная клиническая картина, наступающая в результате психических заболеваний (шизоф, органические поражения), негативных изменений, динамика которых носит количественный а не качественный характер. Клинически проявляется разного уровня обеднением ВПФ, эмоциональных и волевых свойств, собственно личностных характеристик. При оценке Д необходимо учитывать доболезненный уровень, дабы не спутать с индивидуально-типологическими свойствами. Виды: изменение личности аутентического типа с дисгармоничным развитием; личностное расстройство с преобладанием явлений психической слабости и неглубокой ЗПР; дефект псевдоолигофренический (с аффективными растр/с кататоническими симптомами), психопатоподобные состояния; регрессивные проявления симптомокомплекса; Биологические: и социальные факторы: - генетические - внутриутробные нарушения - патология родов - ранее заболевание преимущ с ЦНС Социальные: - различного вида социальные и ЭМ депривации - соц и псих стрессы 40 Общая характеристика видов отклонений в психическом развитии. Недоразвитие, задержка развития, преждевременное развитие, искаженное развитие

Понятие отклонения используется для обозначения расхождения с нормой развития.

Отклонение в норме – это несоответствие уровня развития и поведения ребенка системе, предъявленных ему социальных требований и ожиданий, не выходящее за рамки низкой статистической нормы и не обусловленные дефектом. Виды отклонений в норме:

1. Запаздывание – снижения темпа психологического развития по сравнению с большинством данной возрастной группы, не выходящее за пределы низкой статистической нормы и не обусловленных дефектом. Может носить тотальный или пиарциальный характер (все функции или кое-какие запаздывают).

2. Нарушение –формирование негативных личностных комплексов, проявляющееся в нарушениях поведения несовместимого с социальными нормами. Дефект определяет врач; если нет дефекта – это отклонение в норме.

Отклонение в патологии – это не соответствие уровня развития и поведения ребенка в системе, предъявляемых ему социальных требований и ожиданий, выходящее за пределы низкой статистической нормы и обусловленных любым дефектом.

Виды отклонений в патологии (В.В. Лебединский систематизировал на основании главного качества нарушения):

1. Отставание в развитии:

а) тотальное недоразвитие – это общее недоразвитие всех высш. психич. функций. Характерно раннее время поражения (до 2-3 лет). (Например: олигофрения, УО)

б) задерженное развитие – это замедление темпа развития познавательной и эмоциональной сфер, выходящее за пределы возрастной нормы. Наблюдается мозаичность поражения, когда наряду с недостаточно развитыми функциями имеются сохранные (Например: ЗПР).

2. Поломка отдельных функций:

а) поврежденное развитие - возникает после 2-3 лет, в результате патологического воздействия на мозг (фактор: болезнь, грипп, менингит, травма). Оно влечет грубый регресс высш. психич. функций, вплоть до приобретенного слабоумия (деменция).

б) дефицитарное развитие – развитие в условиях тажелого нарушения отдельных систем (зрения, слуха, речи и опорно-двигательного аппарата – ДЦП)

3. Асинхрония :

а) искаженное развитие – развитие в условиях иной последовательности развернутости психических функций по сравнению с нормальным развитием. При этом функции развивающиеся ускоренно не подтягивают другие (например: аутизм).

б) дисгармоничное развитие: 1)психопатия, 2)патология личности.

Это его особенность – врожденная, либо рано приобретенная диспропорциональность развития психики в ее эмоционально-волевой сфере.

Понятие «дизонтогенез» и его особенности:

Дизонтогенез – развитие, нарушенное дефектом, синоним аномального развития. Структура дизонтогенеза включает первичный дефект и дефекты второго и т.д. порядка, возникшие под его влиянием. Своеобразие дизонтогенеза зависит от времени возникновения первичного дефекта. Чем раньше возник дефект, тем ярче дизонтогенез, тем легче поставить диагноз. Аномальное развитие не отменяет закономерности нормального. Сохраняются возрастные этапы, но меняется их характеристика, темп развития. Наблюдается общая черта личности детей с аномальным развитием – стремление к изоляции от общества (связано с влиянием общества). Процесс формирования личности такого ребенка определяется процессом компенсации дефекта. Процесс компенсации во многом зависит от индивидуальных особенностей ребенка.

Причины отклонений в развитии.

Под причиной отклонения в развитии понимают воздействие на организм внешнего и/или внутреннего фактора (неблагоприятного, патологического), который определяет специфику поражения. В зависимости от причин отклонения подразделяют на: I. Врожденные и II. Приобретенные.

I. Врожденные отклонения имеют 2 группы причин:

1) Наследственные генетические поражения: дефекты хромосом, генотипа, болезнь Дауна, варианты глухоты.

2) Факторы, которые действуют на ребенка в перинатальном периоде (внутриутробном), чем раньше подействовал фактор, тем серьезнее отклонение.

а) факторы, вызывающие заболевание материв период беременности – инфекционные болезни, токсикозы, нарушения обмена веществ (краснуха, токсоплазмоз, заболевания нервной системы, грипп, несовместимость резус-факторов).

б) акушерская патология – неправильное положение плода, обвитие пуповины.

в) влияние химических веществ (лекарств), различных видов излучения.

II. Приобретенные отклонения – вызываются родовыми или послеродовыми поражениями организма ребенка.

Родовые поражения организма ребенка возникают при неправильных действиях акушера (чаще внутричерепные родовые травмы, асфикция).

Послеродовые поражения могут быть следствием:

1) заболеваний, перенесенных в раннем детстве до 2-3 лет, особенно инфекционные – менингит, энцефалит, грипп, корь. 2) черепно-мозговые травмы (до 45% всех случаев причин. отклонении приобретенных) – ушибы, сотрясения, сдавление мозга – опасны до 2-3 лет. 3) депривация вызывает социально-обусловленные отклонения. (психич. депривация – состояние, возникающее при неудовлетворении основных психологических потребностей в достаточном объеме длительное время). Выделяют: - интеллектуальную (нарушена потребность в обучении соответствующему возрасту), - социальную (нет взаимодействия с окружающими), - сенсорную (отсутствие сенсорных стимуляторов).

Состояние депривации характеризуется депрессией, апатией, заторможенностью, нарушается сон, ребенок начинает отставать в физическом и психическом развитии. (Например: дети Маугли, воспитание в домах ребенка).

*Дизонтогенез – нарушение развития психики в целом и ее составляющих, нарушение соотношения темпов и сроков. Биологические: и социальные факторы: - генетические - внутриутробные нарушения - патология родов - ранее заболевание преимущ с ЦНС Социальные: - различного вида социальные и ЭМ депривации - соц и псих стрессы Недоразвитие – олигофрения-необратима ЗПР – замедление, недостаточный запас знаний, ограниченные представления, незрелость мышления Поврежденное психическое развитие – инфекция, травмы, наследственность, обменные процессы. Больше показ локальные знаки – парезы, параличи, припадки Дефицитарное псих развитие – связ с первичной недостаточностью отдельных систем – зрение, слух, речь, ОДА. Искаженное – попозже Дисгармоничное – ранее приобретенная диспропорциональность псих. 4 1 Формирование и развитие ВПФ у детей. Концепция Выготского Процесс развития психики реб. носит поэтапный хар-р. Каждый из этапов хар-ся как самост-ая стадия развития. Все стадии различ-ся по своим качественным (а не количественным характеристикам). А.Н. Леонтьев выделяет 7 стадий развития психики реб.: 1. стадия новорожденного (до 2 мес.) – начинает форм-ться поведение, в виде простейших актов; форм-ся сфера ощущений (вкусовые и обонятнльные, кот. связаны с питанием реб., кожные ощущения (щеки, губы, рот); ориентировочные реакции; возникновение реакции оживления. 2. ранний младенческий возраст (2-6 мес.) – реб. начинает оперировать предметами и у него форм-ся восприятие => развитие действий с предметами и процессов предметного восприятия. 3. поздний младенческий возраст (6-12, 14 мес.) – изменение отношения с окружающим миром на основе предметного общения; осмысление предметов и появление первых признаков речи; появление неимпульсивного подражания взрослым и выработка специфически человеческих двигательных операций с предметами; овладение самост-ой ходьбой. 4. предшкольный возраст (1-3 года) – овладение присущим человеку отношением к окружающим предметам; подражание поведению взрослых, форм-ие осн. функций мышления (восприятие, способность к анализу и обопщению). 5. дошкольный возраст (3-7 лет) – стремление реб. к овладению миром предметов и ограниченность его возможностей.Овладение сюжетно-ролевой игрой => форм-ие творческого воображения и спос-ть произвольно управлять своим поведением, а также спос-ть к развитию восприятия, запоминания, воспроизведения и речи. Процесс форм-ия личности реб. – заклад-ся черты характера реб., освоение основных норм и правил поведения. Реб. стремится к овладению общественно-значимой деят-тью. 6. младший шк. возраст (7-12 лет) – осн. закон-ть психич-ого развит. реб. – умственное развитие реб. Хар-ся бурным развитием всех познавательных психич-их процессов, продолжающимся форм-ем личности, приобретением первого опыта адаптации в кол-ве. 7. подростковый возраст и начало юности (от 13, 14 лет до 17, 18 лет) – хар-ся продолжением обучения, включение в жизнь общества, завершение ориентации реб. в зависимости от пола на «мужскую» и «женскую» деят-ть. Успехи в конкретном виде деят-ти, мысли о будущей пролфессии. Развитие познават-ых психич-их процессов и формир-ие личности. Реб. начинает ориентироваться на «взрослую» жизнь. На форм-ие личности оказывает воздействие процесс полового созревания. Завершается половая идентификация подростка. Развитие психики не завершается в период юности, поэтому в психологии сущ-ют еще 2 периода. 1) акмеологический период развития (18-60 лет) – самый продуктивный, творческий период жизни (Рыбников, термин «акмеология» 1928 год). 2) период геронтогенеза – поздний период жизни. 3 фазы: а) пожилой возраст (муж. 60-74 г.; жен. 55-74 г.); б) старческий возраст (75-90); в) долгожители (90 и старше). Угасание физических и психических (память, внимание, мышление) функций. Снижается общая активность организма. Концепция Л.С. Выготского (культурно-историческая концепция) Согласно концепции Выг. сформулировал общий гинетический закон существования любой психич-ой функции чел-ка: «…Всякая функция в культурном развитии реб. появляется на сцену дважды, в двух планах: сперва – социальном, потом – психологическом, сперва – м/у людьми… затем внутри реб…Функции сперва складываются в коллективе в виде отношений детей, затем становятся психическими функциями личности.» Согласно Выг. 2 типа психического развития: - биологическое и историческое (культурное),- представленные в разделенном виде в филогенезе и связанные отношением преемственности и последовательности, реально сущ-ют в слитом виде и образуют единый процесс в онтогенезе. Основные законы психического развития, сформулированные Выг.: - детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, кот. не совпадает с ритмом времени (год в младенчестве не равен году в отрочестве), - закон метаморфозы в детском развитии (реб. не просто маленький взрослый, а сущ-во с качественно отличной психикой), - закон неравномерности развития: каждая сторона в психике реб. имеет свой оптимальный период развития, - закон развития ВПФ «извне внутрь». Отличительные качества ВПФ: опосредованность, осознанность, произвольность, системность; они образуются в результате овладения спец-ми орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития общества. Обучение – движущая сила психич-ого разв-я, кот. создает зону ближайшего развития реб.(расстояние м/у уровнем актуального развития и уровнем возможного развития). Переодизация психического развития Выг.: Необходимо выделить объективные основания, указ-ие на изменение возраста и перехода на новый этап развития. Он ввел понятия «психические новообразования» и «социальная ситуация развития» (хар-р отношений м/у реб. и обществом, кот. склад-ся в данный период). Выг. считал, что исслед-ие переходов от одного периода развития к др. дает возможность раскрыть внутренние противоречия развития – анализ социальной ситуации развития. Выделяя 2 пути развития: критический (возникает внезапно, протекает бурно) и литический (спокойный), он заметил, что критический период имеет позитивные сдвиги – переход от одних форм поведения к новым формам. Он выделил в нем 3 этапа:

    предкритический – отказ от прежних форм отношений и поведения; критический – идет поиск новых форм поведения; посткритический – обработка усвоенных форм поведения.
Критический период м.б. просто переходным при соответствующей ситуации развития и изменений отношений со взрослыми. Выг. выделял в кач-ве критич. Периодов детства возраст около 1 года, 3 г., 6-7 лет, период новорожденности и подростковый период. Чередование стабильных и критических периодов по Выг.: - кризис новорожденности. Младший возраст (2 мес.-1 год). Противоречия м/у максимальной социальностью младенца и минимальными возможностями общения. - кризис 1 года. Раннее детство (1-3 года). Деят-ть «серьезная игра», предметно-орудийная. Появляются: жест, ходьба, речь. - кризис 3 лет. Дошкольный возраст (3-7 лет). Тенденция к эмансипации (отд-ию от взр-ого) и тенденция не к аффективной, а к волевой форме поведения. Возникновение «я сам». - кризис 7 лет. Школьный возр. (8-12 лет). Утрата детской непосредственности из-за деференциации внутренней и внешней жизни. Возникновение обобщений, логики чувств, переживания приобретают смысл, появляется самооценка. - кризис 13 лет. Пубертатный возраст (14-18 лет). Чувство взрослости – ощущение своей личности, развитие самосознания. *В противоположность натурализму – культурно-историческая к. ВПФ – мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание. ТРЕУГОЛЬНИК – при натуральном запоминании – А => В, при мнемотехническом – А=>Х и Х=>В. Идея опосредования. Именно структура, объед отдельные процессы в состав культурного приема поведения превращает этот прием в псих функцию. Законы развития ВФП: 1. само возникновение опосредованной структуры псих процессов человека есть продукт его деятельности. Далее в индивидуально-психологическую и внутреннюю. Социальный генезис ВПФ – закон развития ВПФ. Сперва функция коллективного сознания, как форма сотрудничества, после – способ личного приспособления. Логическое размышление не раньше спора Волевые процессы возникают из подчинения правилам поведения коллектива. ВПФ не продукт биологической эволюции, а результат социальной истории. И слово – клетка развития сознания. В. Развил теорию системного и смыслового строения сознания. Картина возрастного развития сознания – изменение структуры сознания с последовательным доминированием разных сфер. Младенчество – недифференцируемость, раннее детсво – равитие восприятия, и определяет деятельность и развитие всего организма в дальнейшем. Дошкольный возраст – развитие памяти. Подростковый – мышление. Основной механизм ВПФ – интериоризация – извне во внутрь. Сперва идет становление низших псих функций, далее ВФП. Стадии развития ВПФ:
    стадия примитивного поведения - естественным ст наивной психологии – дается средство,кот исп несовершенно ст внешних опосредованных актов – правильно пользуется внешняя деятельность интериоризируется.
Зона ближайшего развития. Метод – экспериментально-генетический или каузально-генетическим.

Способность нервной системы мгновенно реагировать на изменения в организме приводит к различным реакциям. Соматические заболевания действуют непосредственно на ЦНС, что приводит к неврологических заболеваниями и психическим расстройствам.

Группа таких расстройств имеет название соматогении.

Общая характеристика

Соматогении (от греч. soma - тело, genos - рождение) – нервно-психические расстройства. Они возникают в результате патологического воздействия на центральную нервную систему ряда заболеваний, в том числе онкологических, отравлений и травм. Такие расстройства могут наблюдаться у пациентов после сложных перенесенных оперативных вмешательств, после гемодиализа и в периоды ремиссии у больных с психическими заболеваниями.

Соматогенные психические расстройства могут развиваться как побочное осложнение после некоторых видов терапии, например, после шунтирования сердца или лечения депрессивных состояний.

Клиническая картина соматогений схожа по развитию симптоматики с психозами различной этиологии. Поскольку эти нарушения относятся к экзогенным, их принято подразделять на острые, подострые и затяжные симптоматические психозы.

Ведущую роль в развитии подобных отклонений играет тип личности больного и способ его реакции на внешние раздражители.

Психические отклонения могут развиваться на фоне инфекций, заболеваний сердца, онкологических процессов, ревматизма и ряда других болезней.

Известны медицинские препараты, способные вызвать развитие психосоматогений. Это кофеин, атропин и циклодол. Промышленные яды также оказывают негативное воздействие на ЦНС, к ним относятся: ацетон, анилин, бензин, свинец и другие.

Соматогении могут возникать после тяжелых психических травм, продолжительных депрессивных состояний, после родов и при хронической усталости.

Особенности клинической картины

Симптомы соматогенных расстройств проявляются в зависимости от причины возникновения. Среди прочих наблюдаются:

Острые соматогении характеризуются непродолжительным проявлением. При этом отмечается , . Длится такое состояние от нескольких часов до нескольких суток.

Подострые нарушения могут продолжаться несколько недель и характеризуются , депрессивным или маниакально-эйфорическим синдромом.

Затяжные процессы могут длиться от месяцев до года. Характерны наличием и бредом.

Симптомы, указывающее на соматогении различного характера:

  1. — самый типичный симптом острого нарушения. Он выражен галлюцинаторным бредом, зрительными галлюцинациями, страхом и неспособностью ориентации в пространстве.
  2. Сумеречное помрачение выражается в абсолютной . Оно возникает и заканчивается внезапно. Пациент не может вспомнить что происходило в этот период.
  3. чаще всего возникает при заболеваниях () головного мозга. Для этого нарушения характерны дезориентация, хаотическое возбуждение, в том числе речевое. При этом у пациента речь бессвязная.
  4. — речедвигательная заторможенность, указывающая на изменения в мозге.
  5. Депрессия может вызвать суицидальные мысли по причине онкологических патологий и в результате применения некоторых препаратов.
  6. Маниакально-эйфорические состояния возникают на фоне различных интоксикации. Для них характерны переоценка личности, речевое возбуждение, повышенная двигательная активность.
  7. характеризуется дезориентацией во временных промежутках, провалами памяти, ложной памятью.

Как избежать развития соматогенных расстройств

Соматические заболевания нередко приводят к , что является риском развития соматогении.

Тип и характер личности играют предопределяющую роль в развитие психических расстройств. Основной причиной развития считается воздействие на ЦНС.

Исходя из этих факторов, можно выделить несколько мероприятий для профилактики соматогений различного характера:

  • включение в комплекс терапии препаратов, позволяющих снизить воздействие на ЦНС и предупредить гипоксию головного мозга;
  • психологическая помощь со стороны медицинских специалистов и близких пациента.

Даже в том случае, если диагноз звучит почти приговором, необходимо проводить беседы и объяснять пациенту способы победить болезнь.

Участие и забота со стороны близких помогут избежать психических расстройств. Важно, чтобы человек не оставался со своей болезнью наедине, а активное участие в общественной жизни поможет отвлечься от тягостных мыслей.

Конечно, единого алгоритма для профилактики не существует. Для людей, болезненно переживающих любое изменение, требуется психологическая квалифицированная помощь.

Если расстройство развиваются вследствие интоксикации или приема ряда препаратов, следует изолировать пациента от доступа к этим веществам. Особое внимание к состоянию собственного здоровья должны обращать люди, работающие на вредных производствах. Так можно предупредить развитие интоксикации организма, которая может также привести к симптоматическому психозу.