Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие слуха и речи  /  План развития ребенка 3 лет. Тесты на определение патологий. Практические уроки для лучшего произношения

План развития ребенка 3 лет. Тесты на определение патологий. Практические уроки для лучшего произношения

Домашние занятия с детьми 3-4 лет: развитие речи. Кошки — мышки.

Домашние занятия с детьми 3-4 лет: развитие речи. Кошки-мышки: учимся отгадывать и сочинять загадки, рассказывать, пересказывать.


Сценарий домашнего игрового занятия по развитию речи ребенка 3- 4 лет

Задание 1. Учимся отгадывать и придумывать загадки-описания

Посмотри, какие красивые картинки! Я загадаю загадки, а ты найди на картинке отгадки.

Картинки: серый заяц, серая мышка, серая кошка, желтый цыпленок.


Загадка 1

Мохнатенькая, усатенькая,
Молочко пьет, песенки поёт.
Мягкие лапки, а в лапках царапки.

Вспомните с ребенком особенности кошки, о которых говорится в загадке: «Почему ты решил, что это кошка? Что делает кошка? Какая она?».

Загадка 2

Комочек пуха,
Длинное ухо.
Прыгает ловко,
Любит морковку.

Помогите ребенку назвать признаки зайца, названные в загадке: зайчик пушистый, у него длинные уши, он прыгает, любит морковку: « Кто это? Как ты догадался? Зайчик маленький и кругленький как …(комочек пуха, пушистый шарик, как пушинка)».

Очень хорошо, если при отгадывании сразу же после стандартного ответа ребенка «это зайчик» Вы зададите малышу провокационный вопрос: «А может быть, это поросенок? Ведь поросенок очень любит морковку?». Обычно дети не готовы к такому вопросу и сразу же соглашаются с тем, что они «ошиблись», говоря: «Да, да, это поросенок!» (В моей практике был только один трехлетний мальчик, который в ответ на мой провокационный вопрос помолчал, удивился и ответил: «Никогда бы не подумал, что у поросенка могут быть такие длинные уши как у зайца!!! Неужели это поросенок? Нет, это зайчик»:)). Тогда снова прочитайте текст загадки, выделите все признаки и решите, почему поросенок не подходит как отгадка.

Провокационные вопросы учат ребенка отстаивать свою точку зрения, внимательно вслушиваться в текст загадки, выделять существенные и несущественные признаки в предметах и текстах. Это очень важное умение, которое так нужно в нашей повседневной жизни, которое так трудно дается взрослым и так легко осваивается в детстве!

Загадка 3

Маленький рост,
Длинный хвост,
Серенькая шубка,
Остренькие зубки.

О ком я загадала загадку? Почему ты так решил? А может быть, это кошка, ведь у кошки серенькая шубка и остренькие зубки, и хвост длинный? (Аналогично предыдущей загадке вспомните все признаки, перечисленные в ней. Что можно сказать о кошке, а что нельзя сказать о кошке?).

Прочитайте загадку ещё раз и помогите малышу найти в загадке главный признак – маленький рост: «Нет, это не кошка. Мышка маленькая, а кошка большая. У кошки усы , а у мышки усики . У кошки глаза , а у мышки -…? (Глазки ). У кошки хвост , а у мышки — …? (Хвостик ). У кошки зубы , а у мышки-…(зубки) , у кошки нос , а у мышки — …(носик ), у кошки лапы , а у мышки — ….(лапки) , у кошки уши, а у мышки — …(ушки). Кошка мяукает громко , а мышки пищат…(тихо). ». Подбирая эти слова, малыш учится использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы. А еще развивает языковое чутье.

К какой картинке нет загадки? Давай придумаем вместе загадку о цыплёнке. Он маленький как …, но не … Он желтый как…, но не … Он пушистый как…, но не … Кто это? (Примерный текст Вашей загадки получится такой: «Он маленький как мышка, но не мышка. Он желтый как одуванчик, но не одуванчик. Он пушистый как облачко, но не облачко. Кто это?»)

Задание 2. Учимся рассказывать



Давай придумаем вместе сказку о цыпленке. Я начну, а ты продолжай. Жил – был цыпленок. И звали его…Он очень любил…Однажды решил цыпленок пойти…(погулять, в гости, на речку и т.д.). Шел … по дороге и встретил…(предложите ребенку выбрать на картинке, кого он встретил, например, мышку). Мышка спросила…(Куда ты идёшь? Кто ты? И др.) Цыпленок ответил… А мышка говорит: «Давай вместе…» И стали они…

В таком совместном рассказывании Вы задаете ребенку опору (в педагогике это называется «лексико-синтаксическая схема»), в которую он свободно вставляет свои слова. Этот прием учит ребенка использовать разные способы связи предложений в тексте, что поможет ему в дальнейшем говорить красиво, логично, связно, без излишних пауз.

Накапливая словарь способов связи между предложениями с трехлетнего возраста, к пяти годам малыш уже не будет нуждаться в Вашей помощи в сочинении сказок и рассказов. И будет в лучшую сторону отличаться от сверстников, с которыми не проводилось подобных упражнений.

Задание 3. Учимся говорить выразительно.

Картинка – мышки


Посмотри на картинку. Тебе нравятся мышки? Какие они? (маленькие, серенькие, хорошенькие, малюсенькие, бойкие, быстрые, проворные, ловкие и т.д.). Глазки у них как… (пуговки, ягодки, бусинки, шарики). Носики черные как… (смородинки, угольки). Послушай, как красиво написал об этих мышках русский писатель – Константин Дмитриевич Ушинский.

Собрались мышки у своей норки – старые и малые. Глазки у них черненькие, лапки у них маленькие, остренькие зубки, серенькие шубки, ушки кверху торчат, хвостища по земле волочатся…Ох, берегитесь мышки! Ваш приятель Вася недалеко. Он вас очень любит, лапкой приголубит, хвостики вам помнет, шубочки вам порвет.(К.Д.Ушинский «Мышки»)

Давай попробуем вместе рассказать о мышках: «Глазки у них…, лапки у них …, остренькие…, серенькие …» (малыш договаривает фразу из рассказа за взрослым).

Ты догадался, кто такой Вася? Правильно, это кот. Любит ли он мышей? Давай вместе предупредим мышек: « Ой, берегитесь мышки! Ваш приятель Вася недалеко. Он вас очень …, лапкой …, хвостики вам…, шубочки вам… Убегайте, мышки, в норку поскорей!».

Это уже подготовка к пересказу . Лучше всего такие пересказы проводить в форме игры.

  • Вот несколько мышек. Сначала малыш предупреждает первую мышку о Васе (пересказывая рассказ с помощью взрослого – взрослый дает начала фраз). Мышка, услышав о Васе, быстро убегает.
  • Затем мы находим другую мышку. Она еще не знает об угрозе! Надо и ее предупредить! Пересказываем текст второй мышке, и она быстро убегает в свою норку.
  • Всех ли мышек предупредили? Ищем (можно заодно повторить предлоги – на, за, под, около, в). А вот и самая маленькая мышка, она играла в прятки, спряталась от нас и ничего не слышала. Надо и ее предупредить, а значит рассказать ей о коте Васе.
  • Спасаем мышку и прогоняем от норки кота. Даем ему молока и сметаны (понарошку). Ешь, Вася, сметанку да пей молоко! Не трогай наших мышек!

Советы родителям .

1.Сочините подобные сказки о других животных и запишите их в книжку-самоделку. Сделайте к сказкам малыша иллюстрации и покажите первую книжку со сказками Вашего малыша его друзьям и близким. Разыграйте сказки, придуманные ребенком с помощью игрушек. Этим Вы поможете поддержать интерес малыша к словесному творчеству и будете способствовать развитию выразительной связной речи ребенка.

2. Разыграйте сценку «Мышки» с помощью игрушек. Побуждайте малыша договаривать за Вами слова из текста. Такие игры подготавливают малыша к пересказу сказок и рассказов, обогащают его речь новыми словами и выражениями.

Другие занятия по развитию речи малышей 3-4 лет Вы найдете в рубрике . Интересные развивающие игры ждут Вас в статьях:

Если Вам понравились домашние игры и задания по развитию речи из этой статьи, буду благодарна, если Вы напишите небольшой комментарий. Всегда рада ответить на все Ваши вопросы:). До новых встреч на «Родной тропинке»!

Добрый день, уважаемые читатели блога!

С каким трепетом мы ожидаем от своего детёныша первых слов! Когда время «агу» отходит на задний план, долгожданное «мама» стоит на первом месте. Затем словарный запас пополняется неуклюжими «дяй», «уди» и т. д. В этот период нарушений не видно, если кроха увеличивает количество произносимых слов с каждым месяцем. А к 3-м годам их можно легко заметить, если постоянно заниматься с малышом. А вот что должен уметь карапуз в этом возрасте, как определить патологии я и хочу рассказать в этот раз. А ещё порекомендую некоторые эффективные уроки.


Логопедические занятия с детьми 3 ― 4 лет используются довольно часто. Просто до этого времени патологии обычно не выявляются. Моему первенцу сейчас 4,5 годика, мы активно посещаем логопеда и общие развивающие курсы. Кроме этого, я не отодвигаю роль детского садика в формировании звукопроизношения. За год (с 3 лет) маленький человек способен освоить многое.

Словарный запас к этому моменту 1500 слов, иногда больше. Но всё же крохотуля в этом возрасте неспособен грамотно составить рассказ, путает окончания. А с произношением некоторых звуков или букв могут быть недочёты. Кто не знает коварную «Р» или «Л»? Но это не говорит о недоразвитии, ведь всё должно происходить постепенно. Отводить глаза в сторону тоже не нужно. Крохе требуется помочь преодолеть такой непростой рубеж. А чтобы увидеть недочёты, давайте разберёмся, что вообще должен уметь ребенок в 3 ― 4 года.

Навыки говоруна

Начнём с . Мы в 3 года уже активно лепетали. Моим удивлением было, когда я читала длинный стих, а сынок вдруг начал произносить вперёд меня! Сейчас уже точно не помню, как-то: «… мышка, маленький мышонок, зайка, белка, лягушонок, гусеничка, мошка, мушка, крот, сорока ― тарахтушка…». И всю эту гвардию он уже запомнил. Память их пока ещё ничем не забита, детишки способны в этот срок запоминать короткие стишки, небольшие рассказы и сказки. Говорить тексты из нескольких предложений. Пусть коряво, но память тренируется!

И в части математики тоже знают цифры до пяти ― это минимум! Способны посчитать предметы, некоторые детки делают это даже в обратном порядке. Конечно, до действий сложения-вычитания ещё далековато. Но и простой счёт ― достижение, если проходят с родными. Знаете, по навыкам малыша, скорее ставится оценка родным. Откуда он сам узнает числа? А ещё, понятия длинное ― короткое, широкое ― узкое, твёрдое ― мягкое. Хотя, мягкость к 4-м годам кроха познаёт сам, синяками да шишками… А родные должны ему озвучивать словесно, не так ли?

Кроме того, непоседа может разукрашивать простые предметы более-менее аккуратно. Это рисованные шары, мячи. А как же знакомство с геометрическими предметами? Тоже на ура детишки запоминают. Самые элементарные: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. С 3 лет могут даже изображать. Ну и, конечно, цвета и части тела. Это обязательно. Поэтому если чадушко словоблудит, путая окончания ― не беда. Но если человечек не способен запомнить простые для своего возраста вещи, это повод обратиться к специалисту.


Тесты на определение патологий

Врачи неустанно повторяют, что каждый ребенок индивидуален. И если дитятко не говорит множество слов ближе к двум годам, это далеко не повод беспокоиться. Конечно, невольно сравниваешь с теми, кто уже в 2 годика вовсю бормочет. Но для чего?

Я отвечу, чтобы поволноваться. Надо просто выставить максимально возможные рубежи, когда карапуз начинает делать что-то новое. Что касается нарушения речи, пожалуй, если до 3 лет дитя не связывает 2 слов, это повод поволноваться. Но наряду с этим, Вы должны замечать другие недочёты. Отзывается ли он на своё имя, обращает внимание на новые игрушки, как контактирует с другими детками. Давайте пройдёмся немного по списку:

  1. Попросите изобразить на листе бумаги круг. К 4 годам он должен рисовать подобие этой геометрической фигуры. Если этого не получается или он не понимает, чего от него хотят, это повод забеспокоиться.
  2. Обратите внимание, может ли кроха преодолевать ступеньки. Забираться и спускаться малютка должен уметь.
  3. Собирает ли башенку хотя бы из простых кубиков?
  4. Пройдя трёхлетний рубеж, карапуз должен общаться хотя бы коротенькими фразками. Например: «Мама, пойдём!». Конечно, есть детишки, которые уже строят предложения. Но минимум, что он должен уметь ― произносить простейшие фразы.
  5. Не интересуется новыми играми, когда Вы предлагаете поучаствовать.

Причины патологий

Знаете, общаясь с логопедом, я узнала, что за последние годы услуги специалиста более востребованы. И проблема не только в заболеваниях, но и в воспитании. Крохотное существо лучше взрослых соображает в телефонах и компьютерах, даже в 3 годика. Замечали? Ну а в 5 лет, вообще становится вундеркиндом! При этих талантах какой там разговор…


Как детишки проводят время? В основном они уже владеют познаниями, как включить телевизор, подходят к ноутбукам родителей. Это новое поколение, которое двигается в ногу со временем. Печально. Так мы вообще имеем риск утратить дар звукопроизношения, если призадуматься. А ведь для нормального формирования малютки, с ним просто нужно говорить. Читать, рассказывать о том, что наблюдаете. Гулять не молча. Отвечать на вопросы… Ведь так росли мы.

Дочери одной моей знакомой крёстный папа на 3-х-летие подарил настоящий телефон. Конечно, непоседы не должны отставать от прогресса. Но мама даёт ей этот телефон за особые заслуги. И на короткое время. Пусть лучше мозг деточки будет заинтересован конструкторами, так она мотивирует.

Это приобретённые причины. Их можно и не допустить, как вы считаете? Но есть и врождённые. Тут требуется кропотливая работа. Знайте, что к задержке приведут:

  • повышенный или пониженный тонусы
  • асфиксия при рождении
  • кислородное голодание ещё в утробе матери
  • врождённые отклонения в формировании челюсти или уздечки языка

Если эти симптомы выявлены при рождении, пулей мчите к неврологу (в последнем пункте стоматолог устанавливает причину)! До года это лечится в 90% случаев. Тогда и последствий, вероятно, не будет.

Виды патологий

С самого рождения грудничка нужно показывать неврологу. Даже если педиатр об этом умалчивает, ведите сами. Большой процент деток сейчас нуждается в консультациях и коррекциях по части неврологии. Если причина дефектов врождённая, специалист даст назначения, которые нужно строго соблюдать.

Но если в 3 ― 4 года чадо не разговаривает, это может быть общее недоразвитие речи (ОНР). Какие болезни можно выделить?

  • Дизартрия ― недостаточное функционирование нервных окончаний, которые обеспечивают связь коры мозга с речевым центром.
  • Афония ― чадо говорит, но звукопроизношение нарушено.
  • Заикание ― также плохое звуковое воспроизведение, точнее, темп разговора. Виной тому судороги речевых мышц.

Был у нас один преподаватель, говорящий странные фразы «ныш-ныш». Он вставлял это в самых неожиданных местах своих лекций. Так вот, оказывается, что раньше так могли лечить заикание. Человек переставал тянуть слова, но вместо этого вставлял в свои рассказы подобные слова.

  • Дисфазия ― нарушения при плохом слухе.
  • Афазия ― частичная (возможно, полная) потеря речи, вызванная нарушениями центральной нервной системы.
  • Алалии ― поражение коры головного мозга, при этом звуковой аппарат недоразвит.

Я выделила самые основные моменты. Подробно об этом сможет рассказать хороший врач. А мы поговорим об упражнениях на улучшение качества разговорной функции.


Практические уроки для лучшего произношения

Как я уже рассказывала, в возрасте 3 ― 4 лет наступает момент, когда необходима помощь специалиста. В садике, куда я вожу Доминика, с детьми проводятся занятия (индивидуальные и фронтальные).

Также с августа по октябрь мы отдельно посещали логопеда. Но выдерживал Доминик только 20 минут, а иногда и меньше. После смены специалиста сына стали интересовать уроки. Появились сдвиги. Рассказываю это я к тому, что маленькие сорванцы не должны принимать это за навязчивую процедуру. Врач с ними должен играть! Вернее сказать, малыш так должен считать.

А теперь хочу рассказать об индивидуальных и фронтальных типах.

  • Индивидуальные

Когда малютка сидит только с педагогом ― эффективность намного лучше. Внимание уделяется ему одному. Играя в специальные забавы, направленные на исправление отклонений конкретного человечка, врач добивается результатов. Сюда относятся и упражнения для язычка, напевание различных песенок. Замечали певцов, которые поют на сцене, но говорят с заиканием? Если начать упражняться, недочёты можно исправить.

  • Фронтальные

Иначе называются групповыми. Уроки такого типа проводятся для детишек, находящихся в одинаковых положениях. Это может быть и нарушение слуха, неспособность различать парные звуки, другие разговорные моменты. Обычно группа состоит из 6 ― 8 человек, педагог подбирает специальные упражнения, направленные на расширение словарного запаса и устранение основной причины.

И необязательно отдавать кроху в специализированный детский сад. Такие кружки есть почти во всех учреждениях государственного плана.


Помогаем дома

Со своим сынишкой мы с удовольствием практикуемся дома. Всё что рекомендует логопед, мы проводим в игровой форме. Одним из часто встречаемых дефектов является неправильное воспроизведение шипящих и свистящих звуков. На исправление ситуации могут прийти такие упражнения:

  1. Дудочка. Малыш смыкает зубки, а губки вытягивает дудочкой, насколько возможно. Нужно при этом поработать язычком: вверх ― вниз.
  2. Чашка. Попросите малютку открыть ротик широко, высунуть язычок и попробовать изобразить чашечку, согнув края и кончик.
  3. Красим небо! Крохотуля улыбается, потом открывает ротик. При этом языком, как кистью, поводит по нёбушку.
  4. Цоканье лошади. Очень популярная забава. Карапуз цокает кончиком язычка, словно лошадка.
  5. Кушаем варенье. Улыбнувшись, приоткрыть ротик. При неподвижной нижней челюсти, облизать верхнюю губёнку.
  6. Чистим зубы! Только делаем это не щёткой, а язычком.

Понимаете, если исправлять дефекты, то делать это сразу и навсегда. Поэтому домашние уроки необходимы. Только если сорванец устал, не навязывайте! Он не должен чувствовать давления с вашей стороны. Ещё хорошо рисовать по контурам. Мы выполняем это без особого удовольствия, но штука полезная.


Игры

Вообще, уроки по логопедии должны проводиться в развлекательной форме. Так что можно использовать интересные картинки, по которым малыш должен составить короткий рассказ. Разминка язычка нас всегда забавляла и так. Но остановимся подробнее, тем более эти советы подойдут ко всем детям с ОНР.

  1. Использование помощи природы, времён года. Украсьте вашу квартиру в соответствии с этим временем. Лучше всего зимой, наряжать ёлку любят все детки. Подберите небьющиеся игрушки, попросите помочь Вам с мишурой, рассматривайте картинки, собирайте пазлы. Не менее интересна осень! Соберите вместе с малышом листья, расскажите о деревьях, украсьте ваше жильё. Можно сделать гербарии. Увлекательно и настроение поднимется!
  2. Собирать картинку воедино. Необязательно приобретать пазлы, возьмите любую крупную картинку и разрежьте. А карапуз пусть соберёт. Если он знаком с цифрами, пронумеруйте детали, так малютке будет проще.
  3. Совместное творчество. Лепите из мягкого пластилина или солёного теста. Просите кроху слепить глазки зверюшке, прилепить их. Пусть разминает пальчики. Отличным материалом для развития мелкой моторики будет кинетическией песок .
  4. Провоцируем разговор! Почитав интересную сказку, обсудите сюжет вместе, задавайте больше вопросов. Если у Вашего наследника проблема с каким-то отдельным словом, не навязывайте и не поправляйте принудительно. Провоцируйте произношение проблемного слова. И сами говорите чаще, но правильно. Детёнок начнёт повторять. Вообще, то что касается произношения, со стороны близких сказанное должно быть правильным. Не искажайте сюсюкая. Дитя воспроизводит интонацию!
  5. Рисуем. Просите разукрашивать, обводить, рисовать простейшие предметы. Это может быть травка, солнышко, дерево. К 4 годам ребенок с этим справится. Мы вешаем творчество на стену, так стимулируем навыки художника! Да, ещё бабушкам дарим.

Рассмотрим более серьёзные изменения


К сожалению, есть ребятишки, у которых задержка не только звукового произношения, но психического характера. Этот вид носит название задержка психического развития или ЗПР. Само собой, разумеется, что такие человечки либо неправильно говорят, либо не говорят совсем.

Виновником тому может быть внутриутробное развитие. Когда на этапе беременности мама находилась в постоянном стрессе. Самой трудноизлечимой причиной является поражение клеток головного мозга.

Медикаментами можно поправить ситуацию, компенсируя работу организма участием здоровых клеток. Очень сложно, требует силы воли от родителей. Но имеется риск приобретённого ЗПР. Как правило, это неблагополучные семьи, где на глазах чада происходят выяснения отношений.

Самый лучший тест на выявление данного осложнения ― наблюдение за общим развитием. К 2-м годам непоседа должен уметь просовывать геометрические фигуры в подходящие отверстия, различать части тела, цвета. К 3-м ― умение говорить. Если Вы заподозрили серьёзную задержку и отклонения, обратиться надо к психоневрологу. Он сможет определить диагноз. Кроме того, поможет дефектолог.

Как помочь

Помощь при ЗПР носит в первую очередь медикаментозный характер. Но не менее эффективным будет домашняя поддержка. Самое главное ― не отчаиваться. Относитесь к крохотному существу с уважением. Играйте с ним. Пусть забавы станут полезными! Очень положительное действие окажут пальчиковые игры.

  1. Катайте шишку между ладошками, по столу. То же самое с карандашами.
  2. Месите тесто, лепите из пластилина.
  3. Рисуйте карандашами и красками. Недавно видела на прилавке одного детского магазина пальчиковые краски. Ребятки расслабляются, когда развлекаются так весело.
  4. Тренируем память. Хорошо играть коллективно, в идеале втроём. Ребятишки становятся по кругу, каждый делает разные действия по очереди. Они должны запомнить порядок выполнения.
  5. Внимательность. Делимся на 2 команды, становимся в шеренгу, первая под музыку подпрыгивает, вторая приседает. Меняемся!
  6. Снимаем напряжение. Помните давний стишок: «Шалтай-Болтай сидел на стене…». Читайте, а непоседы покачиваются в тон.

Основное правило, комментируйте происходящее!

Занимательные учебники


Дорогие родители, услуги логопеда, конечно, необходимы. Но всегда интересно попробовать и самим проделать определённые упражнения для исправления дефектов любимого создания. К услугам родителей предлагается литература, составленная простым языком. Тут подобраны интересные конспекты по каждой ситуации в отдельности. С некоторыми я хочу Вас познакомить.

  1. Богомолова А.И. «Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов ». Методика автора рассчитана на исправление неправильно произносимых звучаний. Главный способ ― артикуляционная гимнастика. Для каждого случая здесь подобран комплекс мероприятий.
  2. Земцова Ольга «Развиваем речь. 3 ― 4 года ». Материал направлен на помощь в увеличении словарного запаса, построении связи предложений. Благодаря наклейкам процесс станет увлекательнее вдвойне.
  3. Смирнова Л.Н., Овчинников С.Н. «Развитие речи в 3 ― 4 года. Пособие для воспитателей и родителей ». Пособие создано с учётом особенностей формирования звукопроизношения в 3 ― 4 года. В книге представлено 30 тем, созданных для пополнения словарного запаса и чистого воспроизведения.

Посоветую Вам также свои любимые книги по развитию речи, артикуляционной гимнастике и автоматизации звуков:

    Елена Косинова "Уроки логопеда. Игры для развития речи ". Отличная подборка упражнений для пальчиков, сказки про язычок, упражнения для тренировки язычка, огромное количество скороговорок. Эта книга подойдет не только деткам, которым нужно исправлять речь, но и всем детям от 0 до 6 лет. Меня в этой книге еще подкупило то, что в ней есть реальные фото выполнения артикуляционных упражнений (очень удобно для родителей).

    Володина В.С. "Альбом по развитию речи ". Эту книгу мне советовал логопед, хотя на тот момент мы ее уже приобрели. Отличное пособие, понятные и интересные развивающие задания.

  1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Автоматизация звуков у детей. Дидактический материал для логопедов». Сюда вошло 4 альбома: автоматизация свистящих звуков С,С", З,З", Ц , автоматизация шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ , автоматизация сонорных звуков Л, Ль , автоматизация сонорных звуков Р, Рь . Данные альбомы также были куплены по совету нашего логопеда.
  2. Ольга Земцова, «Грамотейка. Интеллектуальное развитие детей .» У нас есть на возраст 2-3 года и на возраст 3-4 года. В книге есть и математика, и развитие речи, и развитие внимания, и развитие графических навыков.


Литературные пособия при ЗПР

Когда требуется небольшая коррекция, можно прибегнуть к вышеуказанной литературе. Но когда диагноз более серьёзный, нужна особенная методика. Я не говорю, что это приговор. Нет! Помните, дорогие читатели, что рано обнаруженную проблему исправить допустимо. Бывают пограничные стадии при задержке психического формирования.

  1. Засыпкина А.Н. «Парциальная образовательная программа для работы с детьми 3 4 лет с ЗПР ». Это практическая методика с множеством игр, способствующих раскрепощению и тренировке важных зон головного мозга. Гимнастика для внимания, мышления, памяти, фантазии.
  2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. «Коррекционно-педагогическая помощь для дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии ». Предложен ряд мероприятий для профилактики и коррекции незначительных отклонений. Пособие будет полезно и воспитателям, и врачам-дефектологам и родителям.
  3. Павлова Л.Н., Руденко Л.Г. «Умные картинки ». Описанные мероприятия пригодятся для общего кругозора и применимо для решения ЗПР. Представлены темы «Окружающий мир», «Профессии», «Времена года», которые помогают в преодолении словесного барьера. Тренируется мышление, память, фантазия, увеличивается кругозор.

На этом, уважаемые читатели блога, позвольте попрощаться. Помните, что на ранних стадиях можно вылечить практически любую болезнь или отклонение. Здоровья Вам и Вашим близким. Не забудьте подписаться на обновления блога.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

центр психолого – педагогической реабилитации и коррекции “Восточный”

Восточного окружного управления образования

Департамента образования города Москвы

Утверждено

на программно – методическом Совете

ГБОУ ЦППРиК “Восточный”

«___» ________________ 2012 г.

Программа группы развития «Я сам!»

для детей 3-4 лет,

с использованием Монтессори - метода.

Составила :

Педагог – психолог

ГБОУ ЦППРиК «Восточный»

Е.А Георгиевская.

Москва 2012 г.

Пояснительная записка

Три-четыре года – очень важный период в жизни ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического и умственного развития малыша. В это время происходит отделение ребенка от взрослого. Ребенок впервые покидает пределы мира семьи и входит в мир взрослых людей с определенными законами и правилами. Расширяется его круг общения. Возникновение «системы Я» порождает мощную потребность в самостоятельной деятельности. Ребенок стремится достичь результата своей деятельности, получить одобрение от взрослого за свои успехи. В этот период ребенок начинает видеть себя через призму своих достижений, признанных и оцененных другими людьми.

Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулирует развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать. Кто он и какой он. Внутренний мир ребёнка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и, в тоже время, не может справится с задачей без помощи взрослого. Он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злится на них из-за ограничений свободы. По отношению к окружающим у ребёнка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру.

В этом возрасте ребёнок может воспринимать предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность. На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребёнка от конкретного предмета, перенос ситуации в «идеальный план».

В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.

Для детей младшего дошкольного возраста очень важно развитие сенсорных навыков: умение различать и называть разные цвета, формы, величину предметов, отличать предметы на ощупь. Развитие основных видов движений: общих, точных и артикуляционных. Дети обучаются синхронизации речи и движений.

Для реализации всех вышеперечисленных задач, необходимых навыков и умений была разработана программа « Программа группы развития «Я сам!» для детей 3-4 лет,

с использованием Монтессори – метода .»

Целью работы группы развития для детей 3-4 лет являются:

Развитие высших психических функций детей с учетом зон актуального и ближайшего развития, а так же сензитивных периодов развития детей;

Социально-личностное развитие;

Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности;

Формирование элементарных математических представлений;

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Задачи:

1.Социально-личностное развитие:

Познание ребёнком себя через отношения с окружающими;

Формирование целостного представления о себе:

Коммуникативная компетентность- развивать умение слушать и слышать, сотрудничать, воспринимать и понимать информацию.

2.Формирование элементарных математических представлений (по программе

«Школа 2000.. « Игралочка» -Петерсон Л.Г.:

Развивать образное мышление(ощущение, восприятие, представление0

Формировать приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация)

Увеличивать объем памяти

Развивать творческие способности, фантазию, воображение.

3.Формирование целостной картины мира:

Ознакомление с окружающим миром. Лексика – уточнить, расширить и активизировать словарный запас по основным лексическим темам

Формирование представлений о природе;

Развитие речи. Грамматический строй, связная речь

4.Развитие продуктивной деятельности:

Художественно -изобразительная деятельность-воспитывать у детей интерес к природе, расширять представление. Развитие эстетического чувства, цветовосприятия. Совершенствовать умения и навыки в работа по изо техникам.

    Развитие навыков общения

    Развитие эмоционально-волевой сферы, повышение уверенности в своих силах

    Логические игры

    Развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму

    Ознакомление с миром природы и людей

    Активные игры для физической разрядки и расслабления

Результаты работы

    У детей разовьются социальные и коммуникативные навыки (умение договариваться, играть по правилам, слушать взрослого, уважать интересы других детей)

    Познавательные процессы (восприятия, внимания, памяти, мышления), произвольность этих процессов и поведения

    Эмоциональная сфера (ребенок научится понимать свои чувства и чувства окружающих людей)

    Творческие способности и воображение

    Уверенность в себе

Развитие речи – включает материалы по расширению словарного запаса, развитию фонематического слуха, воспитание звуковой культуры речи детей; ознакомление с русским народным творчеством; заучивание наизусть стихотворений и потешек. На занятиях педагог широко использует интересные пальчиковые игры, так как умственное развитие ребенка напрямую зависит от подвижности его пальчиков.

Логика – развивает пространственное мышление, творчество, воображение. Помогает подготовиться к изучению математики и геометрии. Развивает креативное мышление, волю,способность находить нестандартные варианты решения задачи.

Творчество развивает мелкую моторику и координацию движений (укрепление мышц рук, пальцев); творческое мышление, воображение.

Следуя из всего этого, программа делится на блоки:

    Социально-личностное развитие.

    Развитие речи

    Художественно изобразительная деятельность

    Эстетическое развитие -музыкальное занятие.

Разделив программу на блоки, видны основные задачи по каждому блоку

Направление

работы

Задачи

Средства оценки усвоения материала

Социально-личностное развитие

1.Познание ребёнком себя через отношения с окружающими

2.Формировать целостное представление о себе

3.Формировать умения анализировать чувства и состояния, управлять ими посредством практических упражнений.

Игры- упражнения:

« Знакомство -здравствуй - это я»

«Ласковая цепочка»

2 « Я дарю тебе улыбку» и др

Игры: « Ау»

(Широкова), « Пальцы звери добрые»

« Зеркало»

« Мамино настроение»

Коммуникативная компетентность

Развивать умение сотрудничать; слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию

Игры- упражнения:

« Слушай хлопки»

«Давайте познакомимся»

«Услышь свое имя»

Развитие речи

    Активизировать мыщц мимической и артикуляцонной мускулатуры

    Дифференциация носового и ротового выдоха и вдоха

    Выработка целенаправленной сильной воздушной струи

Грамматический строй

речи

    Формировать практические навыки словообразования и словоизменения

    Практическое освоение падежно-предложных конструкций

Составление предложений по картинке и вопросу.

Словесные упражнения, подбор синонимов с учетом контекста. Игра

« День рождение» (« Чем вы угостите гостей?»

Лексика

Уточнить, расширить и активизировать словарный запас по тема: «Осень», «Овощи и фрукты», «Семья», « Одежда», «Обувь», « Домашние и дикие птицы», « Домашние и дикие животные», « Зимние забав» , « Новый год»

Игра: « Принеси большой мяч, покажи маленький мяч» «Дай кукле кубик». Упражнения на задавание вопросов « Кто это?. Что это?, Что делает? И др. упражнения по темам- мебель, посуда, одежда ….Повтор действий, сопровождение их речью.

Связная речь

Обучить детей самостоятельному высказыванию

  1. Выработать умение передавать впечатления об увиденном, о событиях окружающей действительности

Полные ответы на вопросы по тема – «Осень, зима.» Составление рассказов -описаний об игрушка, фруктах, животных.Беседа по картинке « Наступила зима»

Элементарные математические представления .

2.Формировать приемы умственных действий

(анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия)

Уточнить представление о

четырех цветах

(красный, желтый, зеленый. синий)

Оттенки цветов - светлые и темные. Понятия- большой и маленький. Цвет и форма

(сравнение предметов по форме – одинаковая, различная).Геометрические фигуры -квадрат, круг. Овал, треугольник. Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, сформировать опыт взаимоконтроля и самоконтроля..

Мелкая моторика

1.Графическая деятельность

2.Работа по развитию рук

3.Работа со шнуровкой, мелкой мозайкой.
мелким конструктором

Обводка. Закрашивание, штриховка.

Упражнения на развитие мелкой моторики

(упражнения с фасолью; массаж)

Художественно- изобразительная деятельность.

1.Воспитывать у детей интерес к природе. Расширять представления.

2.Развивать эстетическое чувство, восприятие

3.Обогащение речи детей эмоционально окрашено лексикой, эстетическими терминами

4.Знакомство с новыми нетрадиционными техниками изо искусства

Освоение способов рисовании: рисование акварелью по мокрому, рисование поролоновой губкой, рисование нитками, рисование штрихом. Лепка из пластилина и соленого теста. Аппликация.

(февраль, март, апрель, май)

Социально-

личностное

развитие

1.Развивать навыки анализа собственных состояний и чувств.

2.Противопоставление себя другим, занятие активной позиции в разных социальных отношениях.

3.Развивать самосознание, адекватную самооценку

Игры-упражнения: «Ласкова цепочка», «На что похоже настроение». « Фея сна» «Послушай тишину» «Земля, огонь, воздух» «Если да-похлопай, если нет- потопай» «Шалтай- балтай»

Развитие речи

Общие речевые навыки

1.Активизировать мышцы мимической и артикуляционной мускулатуры

2.Равивать паралингвистические средства(высота голоса, сила, тембр, выразительность)

3.Развивать речевое дыхание

Артикуляционные, мимические, дыхательные упражнения.

Звукопроизношение

1.Формировать и развивать звуковую культуру речи.

2.Развивать фонематический слух и восприятие, навыки произнесения слов различной звуко - слоговой структуры.

3.Осуществление контроля за внятностью и выразительностью речи, усвоение элементарных навыков звукового анализа

Комплекс упражнение по рабочей тетради «Уроки грамоты»-Д Денисова,; Н.В. Нищева.

Грамматический строй речи

Развивать практические навыки словообразования и словоизменения.

    Формировать умение употреблять простые распространенные предложения.

    Формировать обобщающие понятия

«Чего не стало?»; «Что «куда?» «Назови ласково»

« Посмотри и назови»

Лексика

1.Активизация предметного, глагольного словаря и словаря -признаков по темам: «Транспорт,Мебель, Посуда, Профессии. Календарь, Весна, Мамин день, Возвращение птиц, Насекомые.

Беседа по картинам: « Моя комната», «Виды транспорта», Беседа о профессиях. Загадки. Беседа о весне. Загадки о весне.

Связная речь

1.Развивать связную речь с учетом согласования всех частей речи в роде, числе и падеже.

2.Обучить пересказу сказок, небольших рассказов с использованием динамических моделей, картинных планов.

3. Составлять связный рассказ- описание изображения (поэтапная работа: знакомство с новыми понятиями и предметами; введение названия в пассивный словарный запас детей; перевод слова в активный словарный запас)

Рассказ- описание о мебели.Рассказ о профессии по плану. Составление предложений о весне (по картинкам, по плану).

Рассматривание картины « Поздравляем маму», « Грачи прилетели» и др.

Элементарные математические представления.

1.Развивать образное мышление (ощущение, восприятие, представление)

2.Формировать приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия)

3.Развивать творческие способности, фантазию, воображение.

4. Увеличивать объем памяти и внимания

Темы: Один много. Столько же, больше, меньше Счет до двух. Числа и цифры 1 и 2.Длиннее короче. Круг. Шар. Счет до 3.Треугольник. Число и цифра3.

На, над, под. Выше, ниже.

Слева,справа.

Мелкая моторика

Развивать динамический праксис рук

Стихи и потешки для развития мелкой моторики пальцев рук, упражнения с речевыми и без речевого сопровождения.

Работа с мелкими пазлами и конструктором.

Упражнения с фасолью и прищепками.

Организация работы группы.

1. Создание развивающей среды, которая включает в себя:

а) помещение, оборудованное с учетом детских возможностей и эстетических требований;

б) Монтессори – материал, для детей от 0 – 3 лет;

в) подготовленного педагога дополнительного образования.

2. Свободная работа обеспечивает для ребенка:

а) свободу выбора материала;

б) свободу выбора времени и продолжительности работы с материалом;

в) свободу выбора места для работы с материалом;

г) свободу общения с педагогом и детьми.

3. Поддержание порядка в среде

4. Создание педагогами атмосферы доброжелательности, доверия, безусловного принятия каждого ребенка.

Успешность работы ребенка во многом зависит от микроклимата в группе, который создается усилиями взрослых. Необходимым условием работы группы является:

Уважение личности ребенка и личность взрослого;

Доверие профессионализму педагога;

Специально подготовленная предметная среда

1. Зона развития крупной моторики

2. Зона для упражнений в установлении причинно – следственных связей

3. Зона сенсорного развития

4. Зона развития мелкой моторики

5. Зона упражнений с водой

6. Зона развития продуктивных видов деятельности

7. Зона развития речи

Структура комплексного занятия

1. Приход детей.

Дети собираются в двигательной зоне. Это время предназначено для адаптации к помещению и обществу детей.

2. 1 круг. Приветствие. Развитие речи.

а. Приветствие (дети по звонку колокольчика занимают места на ковре в кругу, мамы сидят за спинами детей). Задувание свечи по кругу соблюдая очередность (педагог просит обратить внимание на сидящего рядом ребенка, показать на него ручками и спросить « Кто ты?» (ребёнок показывая на себя,называет свое имя « Я Маша» и задувает свечку, а все остальные после задувания свечи ребёнка проговариваем « Здравствуй Маша!» и хлопаем в ладоши.

б. Приветственное стихотворение с использованием пальчиковой гимнастики (соответствует теме занятия). Артикуляционная гимнастика.

в. Основная часть.

Задачи:

Формирование невербальных средств общения и речи;

Формирование устной речи, как средства общения;

Развитие познавательных процессов.

Работа над словарем;

Работа над фразой;

Работа над звуковой составляющей речи;

Развитие слухового и зрительного внимания.

Оборудование: тематическое.

г. Заключительная часть.

Обобщение пройденного материала.

3. Свободная деятельность.

Дети самостоятельно выбирают материал и работают с ним.

4. 2 круг. Тематический. Развитие речи / Математические представления

Задачи:

Развитие речи и общения;

Математические представления

Расширение кругозора ребенка;

Стимуляция познавательных процессов;

Подготовка к изобразительной деятельности

Материал: тематический

5. Изобразительная деятельность

В этом возрасте изодеятельность является разновидностью игры, значит предусматривает наличие игровой ситуации и обыгрывание результата деятельности.

Виды изодеятельности: рисование, лепка, аппликация, нетрадиционные техники.

Задачи:

Формирование положительного интереса к продуктивным вида деятельности;

Развитие восприятия собственного следа и отношения к нему;

Формирование исследовательных действий;

Совершенствование мелкой моторики и зрительно – двигательной координации;

Развитие билатеральной координации и доминантной руки;

Стимуляция тактильной и кинестетической чувствительности.

6. Музыкальное занятие.

Круг/хоровод – пение песенок и потешек с движениями. Танцевальные упражнения. ЖЕЛЕЗНОВА Е. Пример: « Где же ручки?», « Танец с погремушками», « На диване» «Паучок», «А мы скажем Маме», « 1,2,3- по квартире.», « Мы скакали», «Мы ногами», « Мы попрыгаем-лень», «Платочки», «танец с колокольчиками», «Каблучок», «Тихо- громко», «Охотники и зайцы», « Вместе с нами», « Оркестр». Танец «Гномики», танец « Снежинок», танец « Цветов».

Примерная структура комплексного занятия.

Структура занятия

Примерное время

Приход детей. Приветствие. пальчиковые и артикуляционные упр.,

Свободная игра.

Математика./Развитие речи.

Свободная деятельность. Подготовка к изо деятельности.

Изодеятельности

Свободное время. Это время отведено для уборки рабочего стола. Посещение туалета.

Музыкальное занятие.

Прощание

Математика 1 раз в неделю, развитие речи 1 раз в неделю.

Планирование по курсу математика « Игралочка»

Первый год обучения 3-4 года.

занятия

Тема

Кол-во занятий

Первое полугодие

Оттенки цветов

Большой маленький

Цвет и форма

Второе полугодие

Один, много

Сравнение групп предметов по кол-ву на основе составления пар Сохранение кол-ва

Числа 1 и 2 .Цифры 1 и 2

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во занятий

Общее кол-во занятий по данному блоку.

1.

Блок. Знакомство с помещение и его зонами.

(в течение года)

2

Блок. « Я и мое тело»

3

Блок. « Я и мир вокруг меня» (всего 22 занятия)

Игрушки-5занятия

Одежда-3 занятия

Посуда -3 занятия

Транспорт -3 занятия

Мебель -1

Семья -1

Профессии -1

Продукты-

Явления природы- 4занятия

4

Блок. « Я и мир вокруг меня» (домашние и дикие животные)+ 1 заключительное

Домашние животные

Дикие животные

Птицы

5

Блок. « Я и мир вокруг меня»(овощи, фрукты)+1 заключительное

Овощи

Фрукты

6

Блок « Математическое представление.»

7

Блок «Тематический блок»(подготовка к праздникам, изготовление украшений на занятиях по изодеятельности, дни проведения праздников.

10 занятий

Итого(кол-во занятий