Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие навыков  /  Развитие малыша на третьем месяце жизни. Развитие ребенка в третий месяц жизни

Развитие малыша на третьем месяце жизни. Развитие ребенка в третий месяц жизни

Что умеет ребенок в 3 месяца? Психомоторное развитие малыша в этом возрасте стремительно идет вперед. Но если у грудничка не наблюдаются какие-то навыки, не стоит заранее бить тревогу. Диагностировать общее развитие детей грудного возраста должен детский врач. Мама может проводить самостоятельное исследование навыков и реакций грудничка, но без консультации и осмотра педиатра не обойтись.

Самое большое открытие грудничка 3 месяца жизни - собственные руки. У малыша уже довольно хорошо развита координация «глаза-руки». Кроха уже не просто натыкается на свои ладошки, а сознательно их ищет и легко находит им применение: засовывает в рот и пробует на вкус.


Моторные навыки малыша 3 месяцев

В движениях и положении тела крохи наблюдается все больше стабильности и равновесия. Что должен делать ребенок в 3 месяца?

  • Уверенно держит голову в положении на животе. Младенец способен поднять голову под углом 90°, на 2 месяце жизни грудничок мог ее поднимать лишь на 45°. Удерживает голову около минуты и больше. В положении лежа малыш уверенно поднимается на предплечьях, его бедра плотно прижаты к поверхности, ноги при этом распрямляются. В 3 месяца у грудничка наблюдается тенденция к вертикальному положению головы в любых позициях, но лучше всего это получается сделать в положении лежа на животе.
  • Развитие ползательных навыков. Малыш проводит все больше времени на животе. В этом положении он может делать первые ползковые движения. Конечно, они далеки от ползания на четвереньках, но малыш уже способен понемногу перемещаться, подтягиваясь на руках. Ребенок в три месяца не должен уметь переворачиваться со спины на живот. Но случайно он может перевернуться с живота на бок или на спину, по инерции покатиться. Поэтому в этом возрасте нельзя оставлять малышей без присмотра на незащищенной высокой поверхности.
  • Исчезновение шагового рефлекса. На первом месяце жизни у малыша наблюдался стойкий шаговый рефлекс, на втором - он начал затухать, а на третьем - полностью исчезает. Это нормальный физиологический процесс. Если кроху взять под мышки, расположить вертикально и поставить на твердую поверхность, его ножки начнут подгибаться, рефлекс шаговых движений больше не наблюдается.
  • Реакции в положении сидя. В этом возрасте грудничок еще не умеет сидеть. Такое положение должно быть кратковременным, чтобы посмотреть, как малыш удерживает голову. Нужно усадить кроху, бережно приподнимая за руки из положения лежа на спине. В этой позиции голова младенца лишь около 30 секунд может оставаться на линии шеи и позвоночника, затем запрокидывается назад или наклоняется в сторону. После этого нужно снова уложить грудничка на спину. Через минуту приподнять кроху за ручки, чтобы его тело немного повисло над поверхностью. Голова в этом положении должна оставаться на одной линии с шеей и позвоночником несколько секунд.
  • Фиксация взгляда и формирование условного хватательного рефлекса. Если перед ребенком на расстоянии 30 см расположить игрушку, он оживляется, но хаотичности в движениях рук и ног уже меньше. Малыш в 3 месяца должен уметь концентрировать взгляд на игрушке. Если ее перемещать, кроха следит за ней. Также в этот период малыш впервые может потянуться обеими ручками за игрушкой. Ладони при этом остаются полуоткрытыми. Удерживать в руках погремушку младенец пока не может.

Самое устойчивое положение для грудничка в 3 месяца - на животе. В этом положении хорошо виден окружающий мир, развиваются не только моторные навыки, но и дальнее зрение.

В реакциях грудничка все больше эмоциональной окраски. И если на втором месяце «комплекс оживления» можно считать безусловным рефлексом, то на третьем малыш может демонстрировать радость и заинтересованность. Улыбка в этом возрасте уже осознанная, социальная. Также при виде близкого человека младенец активно двигает руками и ногами, «разговаривает», даже смеется. Важно поддерживать с крохой эмоциональный контакт. Это способствует здоровому психическому развитию грудного ребенка.


Как развиваются органы чувств

Малыш познает мир при помощи пяти органов чувств - зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. Что может делать ребенок в 3 месяца? Как проявляются его зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные реакции?

  • Зрение. Зрительные функции у грудничков этого возраста усовершенствуются, повышается световая чувствительность и острота зрения, формируются зрительные образы. Малыш уже способен не только обнаруживать предмет, но также и различать его, распознавать среди других предметов. Цветовосприятие малыша также развивается, но пока что далеко от совершенства. В этом возрасте начинается распознавание цветов, первые из них - красный и желтый. Пока что зрение малыша ориентировано на ближнее пространство, но по сравнению со вторым месяцем ребенок видит уже дальше и может распознавать мамино лицо на расстоянии более метра.
  • Пространственное восприятие мира. Формируется трехмерное восприятие пространства и объемность предметов: малыш видит ширину и высоту объектов, а благодаря тактильным ощущениям может воспринимать их объемно. Как и прежде, лицо близкого человека привлекает наибольшее внимание грудничка, он ищет зрительный контакт с глазами, следит за движениями, поворачивает голову в сторону перемещения мамы.
  • Слух. Младенец уже с легкостью узнает маму не только по запаху, образу, но и по голосу. Малыш в 3 месяца умеет безошибочно определять голоса всех близких людей. Его слуховая система усовершенствовалась настолько, что он способен вычленять одни звуки на фоне других, угадывать источник звука. Если позвенеть колокольчиком над ухом младенца, он тут же повернет голову в сторону исходящего звука. Такое наблюдение рекомендуется проводить родителям для проверки слуха грудничка. Также можно проверить реакцию крохи на тихие звуки. На слишком громкий шум он может отреагировать плачем и гримасами. Осознанно слушать музыку в этом возрасте, конечно, дети не могут. Предполагают, что грудничок может сконцентрировать свое внимание на музыке лишь 20 секунд, затем она будет просто фоном.
  • Осязание. Тактильные ощущения у крохи развиты хорошо с самого рождения, потому что в первые месяцы слух и зрение еще далеки от совершенства, природа замещает их осязанием. Ребенок тут же реагирует на прикосновение. Если погладить крохе щечку, он зажмурит глаза, может потянуться рукой к месту, где почувствовал прикосновение. В медицине эта реакция называется кожным сосредоточением. Она будет развиваться с возрастом все больше, к 5 месяцам кроха будет реагировать на щекотание. Болевые ощущения у трехмесячного грудничка усиливаются. Он теперь быстрее реагирует на дискомфорт - мокрые пеленки, жара, холод, неудобное положение тела.
  • Обоняние и вкус. В 3 месяца грудничок может выразить свое восприятие запаха: неприятные запахи вызывают у младенца чихание и гримасы неудовольствия, приятные - улыбку, оживление или, наоборот, замирание. К концу 3 месяца острота нюха у младенцев повышается. Также малыш легко распознает различные привкусы грудного молока. Если оно горькое, кроха будет кривиться, отказываться от груди. Есть такое мнение, что дети, которые были на грудном вскармливании, в старшем возрасте менее привередливы к еде. Это объясняется тем, что вкусы многих продуктов они уже продегустировали через мамино молоко.

Развитие органов чувств, как и моторных навыков, у мальчика и девочки в этом возрасте проходит одинаково. Возможна лишь разница в весе и росте: мальчики обычно крупнее.


Общение и речевое развитие

Чем больше общения и контакта с крохой, тем он говорливее и улыбчивее. В этом возрасте грудничок может перенимать интонации взрослых. Какие речевые навыки ребенка в 3 месяца можно наблюдать?

  • К усвоенным гласным («э», «ы», «а», «у») присоединяется «и».
  • Хорошо произносит согласные «г», «х», «к», «м».
  • Появляются новые согласные: «в», «д», «т».
  • Гласные и согласные звуки соединяются в слоговые цепочки.
  • Появляется новая цепочка звуков, которые оформляются так: «эй-гэ», «э-вэ», «э-дэ» и другие.
  • Гортанная артикуляция «р», похож на звук при полоскании горла.
  • Первый этап доречевого развития (гуканье) сменяется, воркованием, гулением, которое предшествует лепету.

Грудничок начинает реагировать на собственные звуки. Больше всего кроху радует гортанное «ррр». Также появляется эмоциональная окраска звуков. По-разному малыш «говорит», когда радуется, плачет или чем-то недоволен.

Что может ребенок в 3 месяца? Важные навыки и реакции: удерживание головы в положении лежа на протяжении 1 минуты; формирование условного хватательного рефлекса и попытка потянуться за игрушкой и прикоснуться к ней; первое различение цветов; социальная улыбка и смех; слоговые цепочки, гортанная артикуляция звуков.

Распечатать

Первые три месяца это стартовый период в жизни каждого младенца, а именно развитие как физическое, так и психологическое. Именно в этот отрезок жизни происходит закладка многих навыков, поэтому необходимо обратить на это внимание каждому родителю.

Казалось бы, недавно Ваш кроха только появился на свет, был таким маленьким и беспомощным. Но время идет быстро и вот уже ему исполнилось три месяца. С момента рождения ребенок очень быстро растет и развивается, причем каждый месяц жизни его отличается от предыдущего. Грудничок приобретает много новых умений. Именно третий месяц жизни карапуза – это тот период, во время которого происходит его стремительное развитие во всех направлениях. Малыш интенсивно развивается как физически, так психологически. Он спит меньше, а больше бодрствует, стараясь познавать окружающий мир, проявляет свой характер, показывая взрослым, что именно ему нравится. Более подробно мы расскажем об этом в нашей статье.

Физическое развитие ребенка

Когда исполнилось 3 месяца ребенку, развитие, вес и рост должны соответствовать этому возрасту. Какими же должны быть эти показатели? Сколько должен весить ребенок в три месяца, каким должен быть его рост, окружность головы и грудной клетки?

Справка
Многие ученые считают, можно конечно оставить развитие малыша на более позднее время до детского сада и школы. Однако он уже не станет тем, кем мог бы стать, т.е. возможности, которые дала ему природа, не раскроются и что-то будет безвозвратно потеряно.

Нормы веса и роста трехмесячного ребенка Вы можете увидеть в таблице:

Конечно же, все зависит от начальной массы тела крохи при рождении. Вес малыша за третий месяц должен увеличиться на 800 грамм, рост – на 3,5 сантиметра. Именно первые три месяца дитя растет наиболее интенсивно.

Примерный рост ребенка по месяцам предоставлен в следующей таблице:

Возраст ребенка Необходимая прибавка роста(см) Примерный рост девочек(см) Примерный рост мальчиков(см)
1 месяц 3,5 48,90-52,13 49,81-53,20
2 месяц 3,5 52,25-55,82 52,84-55,88
3 месяц 3,5 55,06-59,01 58,87-62
4 месяц 2,5 60,52 -64,54 60,65 - 64,65
5 месяц 2,5 62,76 -67,04 60,87 - 66,83
6 месяц 2,5 64,50 -69,19 65,57 – 69,40
7 месяц 1,5-2 66,41 -71,11 67,48 – 70,87
8 месяц 1,5-2 68,11 -72,91 68,90 – 72,98
9 месяц 1,5-2 69,43 -73,93 71,10 – 74,47
10 месяц 1 70,60 -74,98 72 – 76,11
11 месяц 1 71,86-76 73,03-77,26
12 месяц 1 73,34-77,71 ?4,60-78,50

Чтобы точно знать массу тела своего чада, можете купить весы для грудничков или же не меньше 1 раза в месяц проводить взвешивание малыша в медицинском учреждении. Увеличение веса должно быть равномерным, без видимых резких колебаний. В том случае, если малыш внезапно начинает не добирать вес, обязательно обратитесь к педиатру. Скорее всего, причина в количественных или качественных погрешностях в питании. Врач сравнит показатель веса Вашего малыша с тем, сколько должен весить ребенок в 3 месяца и составит индивидуальное меню. Бить тревогу нужно, если у ребенка дефицит массы тела более 10% от возрастной нормы. В этом случае при необходимости малышу назначают анализы и дополнительные исследования, ведь иногда снижение веса возможно при наличии в организме серьезной патологии.

Физическое развитие малыша в 3 месяца

Если родители уделяют внимание физическому воспитанию своего ребенка – это является залогом, что он вырастит крепким, здоровым человеком, который сможет легко адаптироваться в социуме и переносить стресс, влияние внешних факторов.

Для оценки физического развития трехлетнего малыша имеют значение и такие показатели, как окружность головы и грудной клетки. В этом возрасте они увеличиваются за месяц: окружность грудной клетки - чуть более 1 см, головы - на 1 см. Именно в три месяца, окружность головы и грудной клетки должны уравняться. В крайнем случае, это должно произойти до 4 месяцев. При слишком быстрых темпах увеличения окружности головки по сравнению с грудной клеткой обязательно обратитесь к специалисту, чтобы не упустить болезнь головного мозга.

У трехмесячного ребенка еще открыт большой родничок (участок, не имеющий костной ткани), но по сравнению с предыдущими месяцами он уменьшается в размерах, не напряжен, мягкий, отсутствует его пульсация. Некоторые мамы боятся притронуться к нему при уходе за малышом. Это ошибка, ведь этот участок кожи обязательно необходимо держать в чистоте.

Итак, подведем итог первых трех месяцев жизни вашего малыша, и посмотрим, чему он успел научиться:

  • за этот период малыш должен научиться лежать на животе;
  • должен уметь поднимать и удерживать упруго головку;
  • должен удерживать голову в вертикальном положении, поворачивать в стороны, рассматривая все окружающие предметы;
  • при поддержке под мышки ребенок должен уметь упираться и отталкиваться от опоры, совершая переступательные движения, когда на мгновение его ноги касаются твердой поверхности;
  • снижается напряжение мышц-сгибателей, иными словами исчезает физиологический гипертонус;
  • за три месяца ребенок должен научиться захватывать, подтягивать и кратковременно удерживать игрушку в своих руках;
  • умеет следить за движением предметов;
  • поворачивает голову на источник звука.

Психомоторное развитие трехмесячного малыша

Каждой маме нужно знать, что ребенок должен уметь в 3 месяца. В этом возрасте малыш ведет себя более осмысленно, чем в предыдущие месяцы. Его движения более целенаправленны. Малыш в этом возрасте хорошо лежит на животе и может довольно долгое время удерживать головку в вертикальном положении.

В средине 3 месяца он способен корпус немного повернуть на бок и достать понравившуюся игрушку. Он может хорошо фиксировать взгляд на предмете, который находится в его поле зрения. Именно поэтому для трехмесячного крохи самыми лучшими игрушками являются разноцветные игрушки, которые крутятся над кроваткой, и погремушки.

Кроме этого, малыш в 3 месяца разглядывает с огромным интересом не только игрушки, а также свои ручки или элементы одежды. В этом возрасте дитя уже не очень крепко сжимает кулачки, потому что тонус мышц не настолько напряженный, как раньше. Часто он хватает ручкой окружающие вещи или касается их пальчиком. В этом возрасте развивается моторика рук и тактильные ощущения.

В три месяца у малыша эмоции приобретают социальный характер. Например, при виде маминого лица или игрушки, ребенок начинает улыбаться, а порой может появиться смех. Именно в этот период формируется основа эмоционального общения.

Справка
К трем месяцем необходимо научить малыша устанавливать связь между зрительной и слуховой, зрительной и кожной реакциями. Например: увидел-услышал, увидел-потрогал-услышал.

Трехмесячный ребенок хорошо опирается на ножки при поддержке его под мышки. Проверить это умение можете, повернув кроху к себе лицом и фиксируя его туловище обеими руками, стопами коснитесь плоской и твердой поверхности. Но ни в коем случае не используйте такое «умение» малыша, как физическое упражнение, ведь опорно-двигательная система еще не готова к такого рода нагрузкам.


В возрасте 3 месяцев дитя хорошо улавливает настроение взрослых, которые находятся около него. Если у родителей хорошее настроение, то и их чадо начинает улыбаться в ответ. А если мама и папа раздражены чем-то, то и поведение малыша будет беспокойным.

В конце третьего месяца в общении со взрослыми ребенок проявляет настолько ярко, что эти действия можно характеризовать как цепь положительных проявлений:

  • усиленно двигается;
  • осмысленно улыбается;
  • смотрит в глаза;
  • вокализирует.

Ранее эти проявления возникали отдельно, изолированно друг от друга. А с этого периода они объединяются в союз под названием - комплекс «оживления».

Справка
Психологи считают, что именно с трех месяцев благодаря комплексу «оживления» ребенок вступает на путь интенсивного общения с окружающим миром.

В три месяца этот комплекс «оживления» достигает наивысшего пика проявления и сохраняется первые полгода жизни малыша, затем переходит более совершенную форму, а именно мимику, речь, движение.

Какие же еще умения ребенка в 3 месяца?

Именно в этом возрасте происходит активная подготовка к речи – дитя начинает гулить, воспроизводя иногда звуки, которые похожи на слоги. Поэтому старайтесь играть с трехмесячным малышом в развивающие игры , озвучивая все действия.

Вводите дитя в мир различных звуков. Путь в течение дня он слышит телефонные и дверные звонки, звон посуды, звуки пылесоса, стиральной машины, телевизора, чайника и др. Познакомьте кроху с музыкой. Трехмесячным детям нравится ее слушать, особенно ритмичную. Подберите специальные произведения для малышей. Прекрасным вариантом также будет классическая музыка и звуки природы. Хлопайте в ладошки, танцуйте с ребенком под музыку, пойте песни. Такие игры способствуют развитию чувства ритма, слухового восприятия и мышления.

Итак, что должен уметь трехмесячный ребенок? В таком возрасте он должен обладать такими навыками:

  • провожать взглядом медленно движущийся предмет;
  • поворачивать головку в сторону звука;
  • уметь отличать различные звуки от разговорной речи;
  • когда его взять на руки, должен удерживать головку и корпус;
  • стоять на ножках при удерживании взрослым, при этом не поджимая пальчики;
  • приподнимать головку и туловище в положении на животе;
  • улыбаться и продолжительно смеяться;
  • внимательно слушать обращенную к нему речь и гулить в ответ.

Проверка «аттестата зрелости » трех месяцев

Чтобы вас не терзали смутные сомнения о неправильном развитии вашей крохи, предлагаем несколько тестов.


Тест №1

Уложите малыша на животик на расстоянии 40 см поместите крупную игрушку - погремушку. Покачивая ее, говорите с ребенком, при этом он должен видеть ваше лицо.
Ответная реакция малыша: в норме ребенок должен всматриваться в игрушку или ваше лицо, прислушиваясь к голосу, к звуку игрушки. При этом опираясь на предплечье, высоко поднимает голову, хорошо удерживая ее. Все это сопровождается осмысленной улыбкой.

Тест №2

Для проведения этого теста потребуется присутствия обоих родителей. Папочка берет малыша на руки, удерживая в вертикальном положении. В этот момент мамочка берет погремушку, слегка покачивая ее на расстоянии 40см, показывает малышу.
Ответная реакция малыша: на 1-3 минуты удерживает голову, вслушивается и сосредотачивает свой взгляд на маме или игрушке.

Тест №3

Возьмите ребенка на руки, удерживая под мышками лицом к себе, опускайте малыша ногами на твердую поверхность.
Ответная реакция малыша: должен выпрямлять согнутые ножки и упираться на всю ступню. Такое движение необходимо повторить насколько раз. Не упустите ребенка из рук! Сопровождайте свое действие ласковым разговором.

Тест №4

Уложите малыша на спину поочередно на расстоянии 40 см перемещайте в разные направления игрушки.
Ответная реакция малыша: должен поворачивать голову вслед вашим действиям, внимательно следить, может улыбаться.

Тест №5

Уложите ребенка на спинку напойте ему мелодию, звоните в колокольчик, погремушкой.
Ответная реакция малыша: на каждое слуховое воздействие малыш прислушивается, замирает, старается найти источник звука, поворачивая голову в сторону исходящего звука.


Тест №6

На расстоянии 40 см перед малышом, лежащим на спине, перемещайте игрушки среднего размера, в этот момент ребенок вас видеть не должен.
Ответная реакция малыша: сосредотачивает свой взгляд на игрушки, улыбается, подает голос, затем делает активные движения.

Тест №7

Над ребенком на тесьме натяните игрушки, в таком положении, чтобы малыш смог их ухватить. Привлеките его внимание к ним.
Ответная реакция малыша: наткнувшись на игрушки, раскидывает ручки, поднимает и наталкивается повторно. Разжимает пальчики, пытается притянуть игрушку к себе.

Тест №8

Склонившись к младенцу, произнесите четко гласные звуки или отдельные слова. На мгновенье прекратите общение.
Ответная реакция малыша: проявляется ответным гулением и попыткой повторить звуки. После того как вам ответил ребенок продолжайте диалог.

Тест №9

После сна, когда ваше чадо в хорошем настроении, начните с ним разговаривать, улыбаться.
Ответная реакция малыша: начинает всматриваться к вам, прислушивается к вашему голосу, замирает, радостно улыбается, старается ответить гуканьем, энергичными движением, что является доказательством общения ребенка с вами на своем языке.

Тест №10

Если вы будете находиться около своего чада, но займете позицию игнора, а именно не будете с ним разговаривать.
Ответная реакция малыша: всеми силами начнет привлекать внимание к себе, будет активно двигаться, агукать, улыбаться, кричать. Как только вы к нему подойдете, кроха замолкает и будет ждать общения, если диалога не случилось, он начнет требовать криком общения с вашей стороны.

Итоги


В заключении хочется отметить, что к трем месяцам малыш уже может многое, а именно:

  • рассматривает предметы;
  • поворачивает голову на звуки;
  • делает попытки дотянуться до игрушки и ухватить ее;
  • начинает издавать звуки;
  • реагирует на появление взрослых;
  • осмыслено улыбается;
  • появляется комплекс «оживления»;
  • появляется централизованные движения.

Таким образом, вашему ребенку очень интересен окружающий мир и он активно живет в нем, радуясь каждому мгновению. У него хоть и маленького человечка есть хорошее и плохое настроение, как и у нас взрослых, но он выражает это своими способами: плачем, криком.

Изначально своим криком малыш возвещал всему миру о своем появлении на свет, к трем месяцам этот навык приобретает более сложную выразительность, который имеет различные оттенки в зависимости от ситуаций: голод, грязный памперс, боль, одиночество, обида и т.д.

По характеру крик дифференцируется в возрасте трех месяцев: голодный, требовательный, недовольный, призывающий, ноющий и т.д. Тревожным знаком является отсутствие крика, такое проявление должно насторожить родителей, это может указывать на серьезные патологии, поэтому необходимо об этом сообщить вашему лечащему врачу.

Именно вы, дорогие родители, словно скульпторы, создаете будущее вашего малыша. Чем больше уделяется внимание ребенку, тем лучше происходит психологическое развитие крохи. Уход за младенцем включает не только кормление, смена подгузника и т.д., но и общение, которое развивает множество качеств у маленького чуда.

Питание 3-х месячного ребенка

К концу третьего месяца общий объем пищи становит 1 литр в сутки, и он остается таким практически до 1 года. Идеальная еда для Вашего крохи в этот период – грудное молоко. В нем содержатся все необходимые витамины и минералы, а также антитела, которые обеспечивают надежную защиту от инфекций. Нет необходимости дополнительно допаивать дитя водой, утолить жажду он может при помощи грудного молока. Делать это можно разве что в сильную жару, когда увеличивается потоотделение.

В трехмесячном возрасте малышу не нужна никакая другая пища, кроме материнского молока. Нет надобности вводить соки, пюре и другую пищу. Все потому, что органы пищеварения трехмесячного ребенка еще не достаточно зрелые, поэтому ему трудно справиться с перевариванием другой пищи.


Режим кормления ребенка в 3 месяца должен быть таким: частота кормлений – не меньше 6 раз в сутки, примерно через 3,5 часа, при необходимости она может быть увеличена. Многие современные мамы придерживаются принципа питания малыша за требованием. Но к этому нужно подходить грамотно – не давать малышу грудь очень часто, ведь если он начинает капризничать, это не говорит о том, что он хочет есть. Около груди кроха должен находиться 15-20 минут. У мам, которые пренебрегают этим правилом и удерживают дитя около груди более длительное время, возникает неприятное явление - трещины сосков .

Если у кормящей матери нет молока в нужном объеме (чаще всего это бывает при ее неправильном питании, недостаточном отдыхе или стрессовых ситуациях), необходимо позаботиться о рациональном питании крохи. Ведь именно от этого зависит его гармоничное развитие. Выходом из ситуации будет смешанное вскармливание – питание, при котором объем грудного молока должен быть не меньше половины суточного рациона, другую половину или е меньшую часть дополняют смесями, выбор которых обязательно зависит от возраста малыша. Необходимость в смешанном питании возникает также при недостаточной питательности грудного молока или вынужденном сокращении кормлений (например, болезнь женщины или выход ее на работу). При смешанном питании сначала предложите ребенку грудь, а только потом смесь. Если у женщины полностью пропадает молоко, ребенка переводят на искусственное питание молочной смесью.

Можно выделить несколько преимуществ искусственного вскармливания:

  • свобода маме – покормить дитя из бутылочки не сложно любому члену семьи;
  • можно легко контролировать объем пищи, которую съедает дитя, а это исключает возможности перекармливания;
  • возможность четкого режима кормлений.

Но, несмотря на все эти преимущества, даже наиболее качественные молочные смеси никогда не заменят грудное молоко. Поэтому переводите малыша на смешанное или искусственное питание только в крайней необходимости. Помните, что независимо от того, на каком кормлении находится малыш - грудном, смешанном или искусственном, оно обязательно должно быть рациональным.

Уход за трехмесячным ребенком

У трехмесячных малышей уже складывается свой режим дня. Каждой маме очень важно следить за систематичностью действий. Режим дня ребенка в 3 месяца обязательно должен включать такие моменты:

  • бодрствование (общение, игры);
  • кормление;
  • прогулка;
  • гигиенические процедуры и массаж.


Иногда случается, что они накладываются друг на друга. К примеру, часто совмещается дневной сон с прогулкой. У многих мам возникает вопрос: сколько должен бодрствовать ребенок в 3 месяца? В этом возрасте это 6-7 часов в сутки. Но каждый малыш индивидуален. Если время бодрствования немного увеличивается или уменьшается, а дитя при этом себя чувствует хорошо, не нужно волноваться. Когда малыш бодрствует, старайтесь как можно больше общаться с ним, играть, выполнять необходимые гигиенические процедуры, гимнастику и массаж.

А сколько должен спать ребенок в 3 месяца? В сутки это около 15-17 часов. Наиболее длительным является ночной сон (около 10 часов). Днем трехмесячный кроха спит 3-4 раза примерно около 2 часов.

Примерный режим дня ребенка в 3 месяца выглядит так:

Время Действие
6.00 Первое кормление
6.00-7.30 Бодрствование
7.30-9.30 Сон
9.30 Второе кормление
9.30-11.00 Бодрствование
11.00-13.00 Сон
13.00 Третье кормление
13.00-14.30 Бодрствование
14.30-16.30 Сон
16.30 Четвертое кормление
16.30-18.00 Бодрствование
18.00-19.30 Сон
19.30-20.30 Бодрствование
20.00 Пятое кормление
20.00-21.30 Бодорствование
21.30-23.30 Сон
23.30 Шестое кормление
23.30-6.00 Сон

Уход за малышом в 3 месяца ничем не отличается по сравнению с предыдущими месяцами. Утром обязательно нужно проводить туалет глаз, ушек и носика. Также крайне важны купание, массаж и гимнастика. Каждая мама может выбрать наиболее подходящее для своего малыша время для таких процедур. К примеру, одни детки больше любят купаться в дневное время, другие же – перед отходом ко сну. Главное, чтобы малыш был спокоен перед этим. Предварительно проводится массаж, который в этом возрасте включает поглаживающие и разминающие движения. Потом проводится короткая гимнастика, заключающаяся в сгибании ножек и ручек. Обязательно следите, чтобы малыш не уставал во время этих процедур.

Нужна ли пустышка трехмесячному ребенку? Или, лучше все-таки обойтись без нее? Именно пустышка удовлетворяет рефлекс сосания, который в этом возрасте развит настолько, что ему может не хватать бутылочки или груди. Именно сосание позволяет крохе успокоиться. Многие мамы переживают, что их чадо привыкнет к пустышке, поэтому вовсе не дают ее. Но в таком случае для сосания дитя будет искать другие источники – свой палец, одеяло или игрушку и отучить от этого потом его намного сложнее. Иногда, при длительном использовании пустышки у малыша возможно неправильное формирование прикуса, нарушение роста молочных зубов, из-за чего в дальнейшем могут возникать проблемы с речью. Но если ее использовать правильно, никакого вреда не будет.


Практически у каждой мамы, независимо от того, на искусственном или грудном вскармливании находится ребенок, есть детская бутылочка. Поэтому крайне важно знать, как правильно ее обрабатывать. Бутылку нужно регулярно мыть. Для этого может использоваться сода или соль. Дно и горлышко бутылочки нужно мыть очень тщательно специальной щеткой-ершиком, потому что там часто может оставаться пища. Бутылочку и соску после каждого применения обязательно нужно стерилизовать. Наиболее распространенным способом является кипячение. При этом бутылочка помещается в кипяток на 5–10 минут, а затем оборачивается чистым полотенцем. Обработанные бутылочки использовать нужно сразу же, потому что стерильность удерживается недолго.

Крайне важны для развития ребенка прогулки. Они позволяют познакомиться крохе с окружающим миром, являются частью закаливания, позволят обогатить кровь кислородом. Длительность их примерно 2-4 часа в день, в хорошую же погоду с малышом можно гулять до 6-7 часов. Одевайте ребенка, как себя, только больше на один слой одежды. Для того, чтобы узнать, не холодно ли малышу во время прогулки, попробуйте его носик: если он остается теплым – то все нормально.

Для прогулки понадобится коляска. Очень важно правильно выбрать детскую коляску ее, чтобы ребенку было безопасно и комфортно. Хорошая коляска должна иметь хорошие рессоры, позволяющие смягчить «подпрыгивание» на неровностях. В ней должно быть плоское дно для удобного лежания карапуза. Защитные накидки и капюшоны, а также достаточная глубина корзины защитят малыша от внешних воздействий (яркого света, порывов ветра и др.). Детская коляска обязательно должна обладать хорошей проходимостью. Также во время прогулки можно использовать кенгуру или слинг.

Какая же одежда нужна малышу в трехмесячном возрасте? Если до этого времени он рос в пеленках, обязательно смените их на ползунки. Если Вы будете продолжать пеленать дитя после 3 месяцев, это будет мешать развитию двигательной активности. Также понадобится несколько рубашек на кнопках или пуговицах, комбинезон или теплый конверт.

Если в комнате температура 21-22°С, не стоит надевать на ползунки шерстяные носки. Чрезмерное укутывание ребенка способствует тому, что от потеет и может легко простудится на сквозняках.

Уважаемые мамочки! Вот несколько советов, которые смогут Вам пригодиться:

  • Ребенка, которому исполнилось три месяца, должен обязательно осмотреть детский невропатолог, окулист и ортопед.
  • С целью профилактики рахита ребенку необходимо давать витамин Д (за исключением летних месяцев, когда этот витамин вырабатывается под влиянием солнечных лучей).
  • У многих мам возникает вопрос, какая температура должна быть у трехмесячного ребенка. В норме она составляет 37,0 до 37,4 градусов. Поэтому, если температура тела у малыша в 3 месяца выше 37 градусов, не стоит тревожиться, это вполне нормально.
  • Закаливайте своего кроху. Но при этом не забывайте о принципе постепенности и регулярности. После основного купания ополосните малыша водой, температура которой на 0,5-1 градус ниже.

В третий месяц жизни новорожденного развитие его происходит очень быстро. Вы отчетливо видите, как растет и развивается малыш, радуетесь его первым достижениям. Он уже осознанно контактирует с Вами, различает голос, мимику, приветствует агуканьем и веселой улыбкой, захватывает погремушки и пробует дотронуться до висящих игрушек. И это только начало. С каждым днем, с каждым месяцем он порадует Вас новыми достижениями. Ваша главная задача – обеспечить правильный уход в это время и способствовать познанию окружающего мира. Здоровья Вам и Вашему малышу!

3 месяц жизни ребенка

Для 3 месяца характерно быстрое физическое и нервно-психическое развитие ребенка . Буквально ежедневно вас ожидают приятные «новости». Во-первых, меняется поведение малыша, оно становится более осознанным. Его реакции на зрительные, слуховые и осязательные ощущения перестают быть инстинктивными.

В периоды бодрствования младенец большую часть времени активен и проявляет интерес к внешнему миру. Он внимательно прислушивается к звукам и обследует комнату в поиске новых зрительных образов. При виде какого-либо нового объекта ребенок радуется и задерживает на нем взгляд. С особым удовольствием малыш рассматривает собственные ручки и учится при этом держать их в поле зрения.

В ваших разговорах кроха уже не просто собеседник, теперь он знает, как сообщить о том, что пора сделать паузу. Вы замечаете и другое важное изменение в поведении своего малыша – он стал чаще улыбаться. Теперь он радуется не только при виде знакомых лиц – интересные предметы и звуки также вызывают у него улыбку.

Учимся понимать друг друга

К 3 месяцу жизни ребенок уже научился улыбаться и делает это каждый раз, когда кто-нибудь наклоняется над его кроваткой. Он радуется любому предмету, напоминающему человеческое лицо, – приветствует улыбкой куклу, маску или бумажную тарелку с нарисованными глазами.

В этом возрастет ребенок активно стремится к общению. Он экспериментирует со звуками, произнося их отдельно, или в сочетании друг с другом. Увлеченный этим занятием, кроха будет спокойно лежать в кроватке и с удовольствием вслушиваться в звуки, которые сам произносит. Он радуется, когда к игре присоединяются родители.

Взрослые подражают звукам, которые произносит малыш, а тот в ответ начинает «гулить», и между ними завязывается своеобразная «беседа». Родителям обычно нравится повторять мимику своего чада. Когда малютка открывает рот, мама вслед за ним делает то же самое. Если он прищуривает глаза, мама тоже прищуривается.

Такое общение помогает ребенку лучше узнать себя. Теперь ему требуется от взрослых не только еда и комфортность. Бутылочка уже не может заменить разговоров, прикосновения, смеха и пения мамы. Ребенок испытывает потребность в общении. Ему необходимо, чтобы с ним играли и реагировали на его действия. Родители, которые находят достаточно времени для разговоров, игр и занятий с малышом, тем самым способствуют развитию у него социальных навыков.

Двигательные навыки ребенка в 3 месяца

На 3 месяце ребенок начинает «открывать» свои ручки. Он уже способен сжимать и разжимать пальцы, сосредотачивая все внимание на движениях руки. Кажется, малыш понимает, что рука, на которую он смотрит, принадлежит ему и что ею можно управлять.

Если кроха случайно захватит одну кисть другой, он будет с интересом рассматривать их. Это настолько характерно для данного возраста, что, по мнению некоторых педиатров, если малыш к окончанию третьего месяца так и не заинтересовался своими руками, это повод для обращения к врачу.

Маленький человечек может трогать, захватывать и удерживать пластмассовые колечки, если вы будите вкладывать их ему в ручки. По тому, как энергично кроха начинает трясти игрушкой и пытается поднести ее ко рту, видно, что она его заинтересовала. Однако пока малыш воспринимает ее как продолжение собственной руки, а не как отдельный предмет, поэтому, когда погремушка выпадает из руки, ребенок не выказывает никаких признаков беспокойства.

В попытках все трогать, двигать кистью заключается очень важные для развития моменты: познавательный интерес, тренировка тактильных ощущений, укрепление мелких мышц пальцев. Поэтому закрепите между прутьями кроватки подвеску с подвижными игрушками. Младенец будет стараться специально задеть игрушки, чтобы услышать понравившийся звук.

Очевидны изменения, связанные с сосанием. Теперь, когда вы прикладываете ребенка к груди, он сначала вертит головой, ищет сосок, затем приспосабливается, хватает его губами и только после этого начинает сосать. Сосательный рефлекс проявляется у малыша и между кормлениями: все, что попадает к нему в рот – собственная рука, уголок пеленки, мамин палец – он будет сосать. Но теперь он прекрасно чувствует разницу между просто сосательными движениями и теми, что утоляют голод.

Сытый малыш будет охотно сосать пустышку, но, испытывая чувство голода, он тотчас ее выплюнет и будет кричать. Еще одним признаком развития, характерным для данного возраста, является, способность осознанно сосать большой палец руки. До этого ребенок сосал палец, если тот случайно попал к нему в рот. Теперь кроха делает это целенаправленно.

Наряду с явным прогрессом в способности двигать руками и сосать, младенец начинает значительно лучше контролировать движения головы. К концу 3 месяца ребенок уже хорошо держит голову, сидя на руках у взрослого, и может немного поворачивать ее вправо и влево.

Ребенок научился переворачиваться с боку на бок. Некоторые дети, лежа на животе, пытаются ползать, сгибая и выставляя вперед сначала одно колено, затем другое. Во время игры малыш может поднимать руки над головой.

Вижу, слышу, ощущаю…

Малыш способен следить взглядом за предметом, находящимся в нескольких шагах от него. У большинства детей этого возраста, когда они пребывают в привычной для них обстановке, формируется устойчивая связь между тем, что они видят и слышат. Например, приятный звук может ассоциироваться с колокольчиком, и, услышав позвякивание, кроха обернется в поисках источника звука.

В течение 3 месяца жизни совершенствуются как зрительные, так и слуховые способности ребенка . Малыш становится более восприимчивым к различным звукам, даже к таким тихим, как телефонный звонок, шелест оконных занавесок, шорох маминых шагов. Так же как в самом раннем возрасте, он обычно замирает, когда слышит какой-нибудь незнакомый звук. Младенец перестает шевелить руками и ногами. Но потом, обнаружив источник звука, снова начинает двигаться.

C «открытием» кулачном у крохи появляется больше возможностей ощущать ладошками окружающие его вещи. Маленький человечек начинает замечать разницу между твердыми и мягкими предметами и радуется, чувствуя в своей ладони что-нибудь мягкое. По мере того как ребенок продолжает знакомиться с разнообразными ощущениями, он постепенно накапливает новую информацию об окружающем мире.

Занятия с ребенком 3 месяцев

Из бумажной тарелки смастерите двустороннюю куклу: на одной стороне нарисуйте веселую рожицу, на другой – печальную. Подержите тарелку перед глазами малыша сначала одной стороной, затем другой. Пусть он увидит и печальное и веселое лицо. Вы обнаружите, что ребенку нравится смотреть на игрушку, и очень скоро он начнет с ней разговаривать. Интерес к кукле сохранится надолго, поскольку рожицы будут постоянно сменить одна другую.

Знакомьте младенца с картинками. Показывая их сынишке или дочурке, четко называйте изображенные предметы, картинки с изображениями животных сопровождайте звуками, которые эти животные издают. На стене около детской кроватки можно также повесить картинки или рисунки и менять их время от времени.

Для развития тактильных ощущений, вкладывайте в ручки малыша различные виды ткани. Лучше всего подойдут для этой цели лоскутки мешковины, шелка, бархата и вельвета. Кусочки различных тканей можно скрепить деревянной прищепкой для белья. Такая игрушка будет способствовать развитию хватательных навыков.

Для развития зрения сделайте крохе цветные манжеты или купите яркие детские носочки. Попеременно надевайте манжетку или носок на правую и левую ручку младенца, или на обе сразу. Двигая руками перед глазами, малыш постепенно научится управлять ими, так чтобы они оставались в поле его зрения.

Попробуйте подражать звукам, которые произносит ваш ребенок. Послушайте, как он это делает, и повторите. Во время «разговора» старайтесь смотреть чаду в глаза. Пойте, занимайтесь с малышом. Выучите несколько простых стишков и, используя знакомую мелодию, напевайте во время кормления, купания и упражнений.

Физическое развитие детей 3 месяцев

Когда младенец бодрствует, убедитесь в том, что он одет легко и удобно: чем меньше одежды, тем лучше. Не забывайте, что малыш ведет себя более активно, когда чувствует прохладу. Для физического развития ребенка очень важны упражнения, укрепляющие ноги.

Положите кроху на спинку и возьмите в руки его ступни. Осторожно начинайте двигать ножками малыша, подражая движениям велосипедиста. Через некоторое время вы почувствуете, что ребенок сам подталкивает ваши руки! А чтобы младенцу было веселее, при этом пойте. В конце упражнения, держа ребенка за ножки, приподнимите нижнюю часть его туловища.

Прикрепите над детской кроваткой несколько игрушек, так чтобы малыш мог дотрагиваться до них ножками. Повесьте игрушки на разной высоте. Старайтесь выбирать предметы разной формы и из разного материала. Возьмите, например, большой пушистый помпон и звонкий колокольчик. Благодаря им ребенок узнает, что предметы бывают мягкие и твердые, а звуки громкие и тихие. Положите малыша в кроватку на спину, так чтобы он мог дотянуться до игрушек ножками, и пусть тренируется.

Практические советы

Игрушки над детской кроваткой

В три месяца ребенок стремится как можно больше использовать свои физические возможности, поэтому ему особенно нравится ударять руками и ногами по разнообразным предметам. Прикрепите к детской кроватке подвеску с разными игрушками (или просто используйте для этой цели веревочку). Лучше всего взять игрушки, которые после удара по ним начинают звенеть или качаться и вращаться. Устройте малыша так, чтобы он мог дотянуться до них сначала руками, а затем ногами. Если прикрепить к подвеске пластмассовый кружок с нарисованным на нем лицом, это сделает игру еще более забавной.

Берите малыша на прогулку: Когда вы выходите на улицу вместе с малышом, это прекрасная возможность переменить обстановку и для вас и для него. Положите ребенка под дерево. Ему понравится слушать шелест листьев и наблюдать за игрой света и тени, возникающей при дуновении ветра. Малыш будет следить за полетом птиц, а также прислушиваться к шуму автомобилей и самолетов.

Разговаривайте с ребенком: Продолжайте разговаривать с ребенком, используя любую возможность. Старайтесь при этом изменять интонации, говорить громким и тихим голосом, быстро и медленно, смеясь или, наоборот, успокаивая малыша. Когда наступит его очередь «говорить», подождите, пока он закончит «фразу» и затем повторите то, что он «сказал». Чем чаще вы будете разговаривать с ребенком, тем больше он будет «гулить». Старайтесь называть его по имени. Напевая песенку или читая стишок, заменяйте слова «детка, крошка» именем ребенка.

Пойте ребенку песни: Пение – одно из самых полезных занятий, которые мы постоянно рекомендуем родителям в течение первого года жизни ребенка. По мере того как ребенок будет взрослеть, вы заметите, что меняется способ и условия, при которых вы обычно поете. Укачивая новорожденного, вы крепко прижимаете его к себе и поете тихим, монотонным голосом. Трехмесячному малышу больше всего нравится, когда ему поют, то близко наклоняясь над ним, то отстраняясь от него.

Время игр

Игры и занятия, которые мы предлагаем для детей в период от момента рождения и до трехмесячного возраста, направлены на то, чтобы развивать слуховые, зрительные, осязательные и двигательные способности ребенка. Теперь, когда он может использовать свои навыки для знакомства с окружающим миром, предлагаемые нами упражнения помогут ему проявить их на практике. Во время игр и занятий он будет делать открытия, предугадывать события, развивать координацию движений и решать новые задачи.

Делаем открытия

Наблюдение за домашними животными: Дайте малышу возможность понаблюдать за кем-нибудь из домашних питомцев. Особенно интересно смотреть на собак, кошек и птичек.

Новые перспективы: Возьмите ребенка на руки, поднимите вверх и опустите, так чтобы он мог рассмотреть ваше лицо.

Повесьте в манеже бусы: Манеж – прекрасное место для трехмесячного малыша. Здесь достаточно пространства для того, чтобы он мог двигаться и переворачиваться и чтобы можно было положить игрушки рядом с ним. Натяните в манеже бечевку с катушками. Малышу понравится слушать, как они стучат друг о друга, когда он задевает их ножками. (Если у вас нет манежа, бусы из катушек можно повесить между двух стульев.)

Познакомьте малыша с ритмичной музыкой: Ребенку нравится слушать музыку, особенно ритмичную. Дайте ему послушать мелодию, где есть четкий ритм. Попробуйте хлопать ладошками в такт музыке, или делайте это с помощью деревянных ложек, бубна или двух прищепок для белья. Слушайте музыку быструю и медленную, громкую и тихую. Через некоторое время малыш научится замечать изменения в ритме.

Звон колокольчика: Наденьте малышу на запястье манжету с аккуратно пришитым колокольчиком. Осторожно потрясите рукой ребенка, чтобы он посмотрел на нее и заметил колокольчик. Затем наденьте эту манжету на другую руку и снова потрясите, на этот раз немного сильнее. Это упражнение поможет малышу лучше узнать части своего тела и развить координацию глаз и рук.

Безопасная песочница: Наполните большую миску или небольшой тазик овсяной мукой. Поставьте на широкий поднос или на полиэтиленовую подстилку (чтобы ничего не запачкать). Сидя на полу и держа ребенка на коленях, опустите его ноги и руки в тазик. Объясните малышу, что он при этом ощущает. Покажите, как вы просеиваете муку сквозь пальцы. Благодаря этому занятию ребенок учится радоваться новым ощущениям.

Жужжащие пчелы: Чтобы малыш почаще «гулил» и произносил разные звуки, попробуйте спеть с ним вот эту песенку. Во время пения не забывайте смотреть ему в глаза.
Ты сначала мне скажи,
Как жу-жу пчела жужжит.
Потом я тебе скажу
Про пчелиное жу-жу.
Пусть малыш попробует произнести звук «ж».

Матерчатая перчатка: Смастерите пару матерчатых перчаток, используя для каждого пальца свой тип ткани. Наденьте перчатки на руки, и пусть малыш прикоснется к каждому пальцу.

Песенки с сюрпризом: Выучите несколько песенок, которые заканчиваются неожиданным образом, и пойте их малышу. Прослушав песню несколько раз, он будет знать, что в конце его ожидает сюрприз. Посадите малыша себе на колени. Трясите коленями, так чтобы малыш слегка подпрыгивал, и при этом пойте вот такую песенку:
По кочкам, по кочкам,
По рыхлым дорожкам.
Придерживая малыша, раздвиньте колени так, чтобы он неожиданно соскользнул вниз.
В ямку – бух!

Развитие координации

Упражнения для ног: Поднимите ножки малыша вверх, а затем опустите, одновременно приговаривая:
Хоп, хоп, Хлоп, хлоп.

Вверх-вниз: Возьмите малыша за руки и осторожно потяните на себя, так чтобы он приподнял туловище, затем бережно положите назад. Вот песенка, которую можно напевать во время этого упражнения:
Вот малышка мой садится,
Вот малышка мой ложится.
Смотрит он па погремушку
Как качаются игрушки.
Эта игра укрепляет мышцы живота малыша и одновременно дает ему возможность по-новому увидеть окружающий мир.

Плыви, плыви, малыш: Положите малыша себе на колени. Поддерживая его спинку и голову, напевайте какую-нибудь песенку. Тихонько качайте малыша взад и вперед.

Подталкивайте ступни ребенка: Положите ребенка на живот на твердую поверхность. Встаньте сзади и приложите свои ладони к ступням малыша. Ему будет удобно ползти вперед, отталкиваясь ногами от ваших рук. Такое упражнение поможет ребенку научиться ползать самостоятельно.

Колобок: В период между третьим и четвертым месяцем жизни большинство детей начинают переворачиваться. Сначала они обычно перекатываются с живота на спину, затем со спины на бок и, наконец, со спины на живот. Помогите малышу развить эти новые для него навыки. Подложите руку под его плечи и осторожно покачайте его из стороны в сторону. Когда он лежит на боку, покачивая его, слегка подтолкните, и пусть он попробует сам перевернуться.

Покачивайте малыша в ритме веселой песенки – подойдет любая мелодия. В этом возрасте некоторые малыши просыпаются ночью из-за того, что, перевернувшись во сне, не могут самостоятельно вернуться в прежнее положение. Если вы поможете ребенку научиться переворачиваться, это позволит ему легче справляться с трудностями.

Развитие мышления

Дайте ребенку погремушку: Продолжайте класть в руку ребенка погремушку с тонкой ручкой. При этом осторожно потряхивайте. Понаблюдайте, поднимет ли малыш руку, чтобы посмотреть, откуда доносится шум.

Наблюдение за мячиком: Положите ребенка на пол вниз животиком. На расстоянии 70-ти сантиметров от лица малыша покатайте из стороны в сторону яркий мячик. После небольшой тренировки малыш научится координировать движения глаз и рук и будет пытаться приблизиться к мячу.

Поиски колокольчика: Позвоните колокольчиком, так чтобы ребенок смог его заметить. Затем уберите колокольчик из поля зрения малыша и снова позвоните. Понаблюдайте, станет ли ребенок искать его глазами. Попробуйте так же поиграть с погремушкой или игрушкой, которая может пищать.

Игра с пляжным мячом: Надуйте большой пластмассовый мяч и привяжите к нему веревочку. Положите ребенка на спину и подержите над ним мяч. Интересно, удастся ли малышу достать его ножкой?

Карусель: Привяжите к яркому пластмассовому кольцу тесемку и медленно повращайте им в одном направлении вокруг малыша. Через некоторое время ребенок, ожидая появления кольца, будет искать его глазами.

Повседневные дела

Время кормления Ласковые прикосновения: Ребенку необходимо, чтобы его держали на руках и крепко обнимали, когда он ест. Поэтому вам неудобно придерживать рожок. Во время кормления оставляйте руки малыша свободными, чтобы он мог ощупывать и исследовать то, из чего ест. Пусть он ощупывает ваше лицо, глаза, нос, рот и волосы.

Время купания Пусть купание станет частью ваших ежедневных забот о ребенке. Как правило, распорядок бывает следующим: купание, массаж, одевание, кормление и пение перед тем, как положить его спать. Постарайтесь делать необходимые дела в том порядке, который был бы удобным и для вас и для малыша.

Песни в ванной: Во время купания помогайте малышу лучше узнавать себя. Пока вы моете его, спойте песенку о разных частях его тела. Попробуйте напеть на какой-нибудь веселый мотив эти слова или придумайте свои.
Колени и пальцы, колени и пальцы.
Голова и плечи, колени и пальцы,
Глазки и ушки, рот и нос.

Игра с мячом: Положите несколько цветных мячиков в детскую ванночку. Когда ребенок начнет внимательно их рассматривать и тянуться к ним руками, он узнает, как выглядят плавающие предметы и каковы они на ощупь, когда мокрые и скользкие.

Купаемся вместе: Для того чтобы сделать перерыв и приятно отдохнуть, примите теплую ванну вместе с ребенком. Придерживая малыша за спину, покачайте его взад и вперед. Ему понравятся новые ощущения. Обязательно попросите кого-нибудь из родных помочь вам вылезти из ванной. Мокрый малыш может легко выскользнуть из рук.

Время одевания

Голыш: Время от времени позволяйте ребенку побыть голышом. Положите его на клеенку или на другую моющуюся поверхность во избежание всяких неожиданностей. Без одежды малыш лучше ощущает свое тело. В это время хорошо сделать ему легкий массаж.

Упражнения после ванны: Одевая малыша, попробуйте сделать несколько упражнений. При этом пойте ему какую-нибудь песенку.

Как разговаривают животные: Изобразите ребенку шепотом, как «говорят» разные животные: как мычит корова, лает собака, мяукает кошка, пищит мышка и т. д. Он начнет прислушиваться к этим необычным звукам, улыбнется и, может быть, даже расхохочется.

Время отдыха

Мыльные пузыри: Покажите ребенку мыльные пузыри. Используйте для этого специальную жидкость и соломинку. Малыш с удовольствием будет наблюдать за тем, как они медленно парят в воздухе.

Телефонный разговор: Во время телефонного разговора возьмите ребенка на руки и смотрите на него. Малышу понравится смотреть на вас и слушать – он даже подумает, что вы говорите с ним!

«Тик-так» тикают часы: Поставьте часы рядом с ребенком, и пусть он услышит их тиканье. Это познакомит малыша с чувством ритма и, может быть, поможет уснуть.

После внутриутробного развития и появления на свет малыш начинает привыкать к условиям новой жизни. После первых 2 месяцев, организм продолжает стремительно развиваться: набирает в весе, изменяются нормы питания, сна и бодрствования. Каждый месяц кроха познает что-то новое, обретает новые навыки и умения. От того, как развивается ребенок в 3 месяца, многое зависит от его родителей. Итак, рассмотрим основные достижения трехмесячного карапуза, что он умеет делать, и когда необходима консультация специалиста.

Малышу 3 месяца: что должен уметь?

Педиатры считают, что третий месяц жизни грудничка является одним из переломных в его психомоторном развитии. Это время, когда наступает активная фаза изучения внешнего мира.

Происходят изменения в психическом, физическом, физиологическом и эмоциональном этапах становления маленькой личности.

В 3 месячном возрасте ребенок много чего умеет:

  • рассматривает игрушки и уверенно удерживает пальчиками ручек;
  • умеет фокусировать взгляд, внимательно следит за движущими объектами, узнает родителей, особенно маму;
  • привыкает к установленному распорядку сна, бодрствования и кормлений;
  • любит тянуть в рот свой кулачок и все, что попадает в его маленькие руки;
  • умеет приподняться, опираясь на локти, переворачиваться со спины на бок;
  • издает звуки и начинает гулить;
  • научился уверенно удерживать голову в положении «лежа на животе»;
  • если младенец чем-то недоволен, проявляет эмоции: громко плачет, смеется, внимательно слушает музыку;

Физическое развитие: рост и вес

Ежемесячные плановые осмотры у педиатра необходимы для наблюдения за физическим развитием маленьких детей. Существуют определенные показатели нормы веса, роста, окружности груди и головы, как для мальчиков, так и девочек.

Развитие ребенка в 3 месяца протекает очень интенсивно. По медицинским меркам, при весе крохи: 5600 и росте 59 см, средние показатели окружности головы составляют 38-39 см.

При нормальном развитии, его масса тела находится в пределах 800-900 грамм, а рост увеличивается на 2-3 см. Более подробно о физических изменениях трехмесячных детей смотрите в таблице.


Мамочкам не стоит падать в панику, когда они заметили небольшие отклонения в недоборе веса или роста ребенка. Если он находится в хорошем настроении, активный, хорошо кушает и сладко спит, а также у него нормальная консистенция кала, значит, нет причин для особого беспокойства.

На показатели физического развития ребенка в 3 месяца влияют множество факторов:

  • генетическая наследственность;
  • способ питания (грудное или искусственное);
  • врожденные патологии и другие объективные причины.

В любом случае, заключение, о наличии или отсутствие у ребенка каких-либо проблем в развитии может дать только специалист.

Изменения в физиологии

Что касается физиологического развития ребенка на третьем месяце, то здесь можно выделить следующие особенности:

  • благодаря быстрой адаптации подкожной жировой ткани к внешней среде, происходят позитивные изменения в организме: появляются складочки под коленками, локтевыми сгибами, вокруг шеи, тело становится мягким, а лицо приобретает округленность;
  • гипертонус мышц, который присутствовал в первые два месяца уже прошел и ребенок готов учиться новым достижениям. Он уже умеет переворачиваться на животик и обратно на спинку и уверенно удерживать голову. Постепенно развивается мелкая моторика, любопытный младенец трогает и тянет в рот все, что попадает на его пути;
  • происходит развитие пищеварительной системы. Увеличивается объем употребляемого молока либо специально адаптированной смеси для малышей «искусственников». Суточная норма молока на грудном вскармливании достигает 900 мл. Недоношенным детям и с ослабленным иммунитетом дополнительно назначаться витаминотерапия против рахита.
  • Одним из показателей нормальной работы желудочка является стул ребенка. Испражнения в 3 месяца становятся регулярными (от 2 до 5 раз в сутки) и однородными.

Зрение

Как же развивается зрительное восприятие в 3 месячной крохи? В этом возрасте дети четко фокусируют взгляд на предметах, которые находятся вблизи и следят за удаленными предметами в комнате. Ребенок все меньше косит глазками и часто концентрирует внимание на одном объекте, может подолгу задерживать свой взгляд, рассматривая и изучая незнакомые предметы.

Мама может заметить, как во время кормления ее маленькое чадо пристально смотрит в ее глаза и лицо. Если взять в руки яркую игрушку и перемещать: вверх-вниз, влево-вправо, то ребенок будет следить глазками, как в вертикальном, так и горизонтальном направлениях.

На 3 месяце развития малыш различает не только голоса, но и также узнает маму и папу.

Важно знать! Если у трехмесячного грудничка наблюдается легкая несимметричность взгляда (косоглазие), без видимых двигательных нарушений глазных яблок относительно вертикали и горизонтали, волноваться не стоит. Это естественное явление не является патологией и характерно всем маленьким деткам. Ближе к 4 месяцу развития «мнимое косоглазие» самостоятельно исчезнет.

Слух

Развитие слуха в 3 месячного ребенка значительно увеличивается. Если погреметь игрушкой, включить тихую музыку, то малыш сможет определить, откуда идет звучание или находится источник звука.

Также, к концу третьего месяца кроха хорошо распознает голоса родителей и посторонних лиц. Стремясь увидеть источник, он быстро и безошибочно поворачивает голову в сторону, где услышал звуковой фон говорящего человека.

Как развить слух у ребенка?

Умение различать и определять звуки помогает крохе лучше воспринять окружающий его мир. Чтобы помочь малышу в развитии органов слуха, родители должны этому способствовать.

  • соблюдать интонацию, (разговаривать нежным тоном);
  • проявлять эмоции, нежность и ласку;
  • включать аудиозаписи с классической музыкой;
  • использовать развивающие игрушки и звонкие погремушки;
  • постоянно общаться, читать книги и детские сказки.

Развитие слухового внимания должно находиться под постоянным наблюдением за малышом. Насколько он хорошо слышит, могут определить сами родители, если проявят бдительность. В случае плохого восприятия звука, срочно обращаться к детскому педиатру.

Питание и сон для ребенка 3 месяцев

От правильно составленного режима дня зависит не только время бодрствования, но также, сколько спит и ест 3 месячный ребенок. Не у всех детей распорядок одинаковый, все зависит от особенностей их индивидуального развития.

В 3 месяца, сон и кормления малыша – составляют основную часть дневного распорядка. В отличие от 2 месяцев, трехмесячный ребенок должен спать:

  • днем (4/2) – общее время, не более 7-8 часов;
  • ночью – до 10 часов;
  • общее время сна в течение суток – 17-18 часов.

Рассмотрим основные нюансы кормления на третьем месяце жизни малыша.

В этом возрасте педиатры не советуют докармливать кроху или переводить на прикорм. Основной источник питания – это грудное молоко, которое содержит все полезные вещества необходимые для правильного развития и роста детей.

В 3 месяца можно постепенно переводить ребенка на почасовое кормление. При грудном вскармливании распорядок приема еды следующий: 6.00, 9.30, 13.00, 16.30, 19.00 и перед сном 22.00 час. Такой график еды подходит и для малышей находящихся на искусственном кормлении.

На третьем месяце, многие кормящие женщины испытывают трудности с кормлением грудью, так называемый «лактационный кризис». Маме кажется, что приливы молока значительно сократились и ребенок голоден. Некоторые не проконсультировавшись с педиатром, начинают докармливать и допаивать кроху, чего делать категорически нельзя.

Совет! Специалисты по грудному вскармливанию в этот кризисный период рекомендуют кормящим мамочкам употреблять лактационные чаи, меньше нервничать и как можно чаще прикладывать грудного ребенка к груди. Таким образом, молочные железы начнут отдавать молока больше. Лактационный промежуток длиться не более 3-5 дней, после чего все становится на свои места и возникшие проблемы отпадают.

Занятия на развитие и игры

Для гармоничного развития ребенка 3 месяцев следует уделить время на забавные игры и занятия. Игровая деятельность не должна раздражать кроху и доставлять ей дискомфорт. Развивающие игры и гимнастические упражнения, направленные на развитие зрительных, осязательных и двигательных способностей лучше проводить, когда ребенок бодр и находится в приподнятом настроении.

Превратите картины и рисунки на стенах в развлекательную игру. Познакомьте малыша с изображениями, поочередно рассказывая, что изображено на картине. Если это сказочные персонажи или животные – озвучивайте, это будет еще больше завораживать ребенка.

Для развития взгляда можно использовать яркий мячик или воздушный шарик. Перемещайте предметами поочередно в разные стороны. Кроха любит смотреть за движением объектов и будет учиться концентрировать (задерживать взгляд) на них свое внимание.

Подвесные погремушки, пищалки и музыкальные игрушки способствуют быстрому развитию слуха у ребенка. Их развешивают над манежем или кроваткой так, чтоб младенец смог прикоснуться и услышать звук.

В возрасте 3 месяцев у детей начинает развиваться речь. Поэтому с ребенком нужно чаще разговаривать, например: читать потешки, петь песенки, произносить несложные предложения (мама, папа, б-б-б, а-а-а, у-у-у).

Прошло уже три месяца с момента, когда уютную и теплую утробу матери сменил новый, такой большой и непонятный мир. Адаптация малыша к нему проходит очень быстро. Эмоции становятся более осознанными, укрепляются мышцы. Давайте узнаем, как развить ребенка в 3 мес. Он ведь уже почти взрослый - умеет заливисто хохотать, капризничать, легко отличает своих от чужих, исследует окружающий мир.

Календарь развития ребенка на третьем месяце жизни

Ребенок трехмесячного возраста – сверхактивный. Он сильно интересуется происходящим вокруг, старается взаимодействовать с миром. Ожидая, пока вы приблизитесь и улыбнетесь, трехмесячный младенец будет следить за вами, улыбаться первым, вытягивать ручки вперед. А лепет служит своеобразным звуковым сигналом начинать разговор. Подобное развитие малышу в три месяца крайне необходимо.

Рост и вес малыша

За третий месяц жизни ребенок подрастает на 2-3 см, набирая около 800 грамм, то есть, около 200 грамм в неделю. По данным отечественных педиатров, на начало четвертого месяца рост крохи должен составлять от 56 до 62 см. Нормальным для мальчиков считается вес от 4,9 до 7 кг. Для девочек – от 4,8 до 6,3 кг. Отклонения до 5% от граничных значений считаются нормой.


Питание

Наблюдаются изменения относительно количества и качества кормлений: коротких прикладываний трехмесячного малыша становится меньше. Днем ребенок сосет грудь около 11 раз, ночью – 3-4. Перерывы между ночными кормлениями составляют около трех часов. Регулярно задаваемый вопрос – стоит ли начинать прикорм ребенка трех месяцев? Ведь одни мамы могут уже на 4 месяце кормить кроху банановым или картофельным пюре, поить натуральным яблочным соком, а организм младенца будет нормально усваивать подобную пищу.


Но такие случаи – скорей, исключение. Иногда ранний прикорм может быть предписан врачом. Возможных причин несколько: малыш недоношенный, дефицит молока у мамы. Оптимальными продуктами для введения в рацион трехмесячного ребенка являются жидкие каши, натуральные овощные соки. Начинать нужно с минимальной дозировки – четверти чайной ложки. Помните: прикорм должен поначалу включать лишь один продукт, который дают ребенку несколько дней подряд. При появлении у малыша аллергических реакций становится понятно, чем они обусловлены.

Педиатры отмечают, что раннее начало прикорма способно провоцировать развитие у ребенка проблем с пищеварительным трактом, самая безобидная из которых – желудочные колики. Поэтому, постарайтесь немного подождать – уже через месяц-два вносить в рацион малыша разнообразие будет не можно, а нужно. А пока потребности организма младенца удовлетворяются и грудным молоком.

Рефлексы

Движения трехмесячного ребенка становятся спокойными, а рефлексы, характерные для новорожденных, исчезают. Он уже способен самостоятельно удерживать голову, когда лежит на животе, опёршись на локти. Лежа на спине – поднимает ручки, ножки, изучая их. Заинтересованность вызывают перемещающиеся или производящие звук игрушки, малыш разворачивается к ним. Примерно треть деток в три месяца уже научились переворачиваться на бочок, на животик.


Трехмесячный младенец увлеченно играет с собой, начинает исследовать собственное тело – осторожно трогает личико, наблюдает за ручками, ножками. Для игр использует разные игрушки и предметы, ощупывает их ручками, перебирает пальчиками, старается сфокусировать взгляд. Педиатры утверждают, что благодаря тактильным ощущениям мир воспринимается ребенком лучше. Специалисты советуют взрослым принимать непосредственное участие в исследовании предметов малышом.

Слыша голоса близких, детки начинают искать их взгляды. А завидев маму или папу, они радуются: смеются, трясут конечностями и стараются издавать звуки. Ответный смех со стороны родителей нравится малышу. Знайте, что трехмесячный ребенок точно чувствует настроение окружающих. Начинайте показывать младенцу эмоции – радость, печаль, смех, заинтересованность, и он будет вам подражать. Только не переусердствуйте: эмоции не должны выглядеть, как кривляние.


Как правильно развивать малыша в домашних условиях

Периоды сна после трех месяцев сокращаются, малыш чаще бодрствует. Старайтесь не укутывать его слишком плотно – движения ручками и ножками во время бодрствования должны быть свободными. Психика ребенка в три месяца еще неокрепшая, поэтому, перегрузка каналов восприятия может оказать негативное влияние на развитие нервной системы. Комната трехмесячного младенца должно быть по возможности тихой, как комната мамы при беременности. А сейчас рассмотрим, как можно развить ребенка в 3 мес., более подробно.


Развиваем зрительное восприятие

Как и в первые два месяца, трехмесячные детки продолжают следить за движущимися игрушками. Педиатры советуют медленно увеличивать амплитуду перемещений, их направления, отходить дальше. Поле зрения вашего чада будет расширяться. Медленные движения помогут трехмесячному ребенку научиться плавно поворачивать голову. Главное – не торопитесь.

После трех месяцев жизни детки фокусируют взгляд значительно лучше, чем раньше. Начните игру «прятки». Вскоре вы заметите, что малыш не уводит глазки от предмета, за которым вы прячетесь. Вместо того чтобы растерянно водить головой, трехмесячный ребенок будет ожидать вашего возвращения оттуда, где видел вас в последний раз. Это относится также к неодушевленным предметам, например – к игрушкам.


Слуховое восприятие

Старайтесь повторять звуки, издаваемые ребенком. Лучше всего, если это будут делать все ваши близкие. Тогда малыш поймет, что одинаковые звуки могут произноситься разными голосами. Скоро ребенок будет повторять конкретные звуки за вами. Объясняйте, чем сейчас занимаетесь, куда скоро пойдете, произносите названия частей тела, игрушек.

  • Используйте аналогичные производящие звук игрушки разного размера – колокольчики, погремушки. Во время игры начните звонить маленьким колокольчиком, потом – средним, большим. Важно дать малышу осознать, какой звук исходит из какой игрушки. Если мелодия будет казаться интересной – трехмесячный ребенок будет сосредоточенно ее слушать.
  • Детки прекрасно воспринимают сложную классическую музыку. Правда, нужно помнить, что пяти минут прослушивания подобных произведений ребенку хватит сполна. Это следует учитывать, чтобы не перегрузить аудиальные каналы восприятия малыша. Внимательно наблюдая за малышом в эти минуты, вы вскоре заметите, что некоторые произведения распознаются ребенком буквально с первых нот.
  • Пойте колыбельные песенки со словами и без них для ускорения засыпания малыша.


Движения и тактильные ощущения

Дополняйте ежедневную программу ухода за трехмесячным малышом массажем, воздушными ваннами, легкой гимнастикой, процедурами в ванночке. Особое внимание следует уделить подбору игрушек – они должны быть полезными для ребенка на этом периоде развития. Если не знаете, как развить любимого ребенка– прислушайтесь к следующим советам:

  • Подбирайте малышу игрушки, выполненные из различных материалов – мягкие и жесткие, гладкие и шершавые. Закрепляйте их над кроваткой не выше полуметра. Чем больше отличается поверхность, тем интересней младенцу исследовать каждую игрушку. Наполните тканевые мешочки крупами, бумагой, ватой. Чтобы развивалось обоняние малыша, кладите внутрь ароматные сухие травы – мяту, ромашку, шалфей.
  • Вещи с пищалками следует класть на живот или грудь трехмесячного малыша. Ему должно быть легко дотягиваться до них каждой ручкой.
  • Развить правильный обхват ладонью ребенку помогут яркие погремушки, похожие на кольца. Их необходимо вкладывать младенцу в ручку, сразу же отделяя большой пальчик от других.
  • В 3-4 месяца активный малыш уже способен отличать игровую зону от зоны отдыха. Наличие внутри манежа разнообразных игрушек заставит ребенка делать переворот со спины на животик.

Развивающие игры для трехмесячного малыша

Педиатрам известно, что выводить двигательную активность ребенка на новый уровень можно с помощью игровых упражнений – позитивный эмоциональный фон поспособствует быстрому овладению базовыми навыками. Перечислим игры, которые будут полезными для развития трехмесячного малыша:

  • Игра «Откуда звук?». Положите в ближайшей комнате музыкальную игрушку или просто включите звук на мобильном телефоне. Взяв ребенка на руки, предложите найти источник звука и отправляйтесь его искать. Покажите радость, проговорив «Ура! Вот мы и нашли музыкальную игрушку!».
  • Игра «Колечко». Пальчики трехмесячного малыша уже крепкие и удержат легкое резиновое колечко. Давайте его ребенку, говоря «На!», а потом просите возвратить, не забыв сказать «спасибо». Данная игра демонстрирует элементарные примеры взаимодействия в социуме.
  • Танцы с мамой. Слушайте легкую музыку и пританцовывайте, держа малыша на ручках. Начинайте постепенно удалять его, выпрямляя руки, немного наклонять в стороны. Это поможет развивать мышцы спины, шеи.
  • Игра «Читаем газету». Позвольте малышу помять, порвать газетный лист или обычную салфетку. Благодаря этому, будут укрепляться пальчики, разовьется моторика. Только не допустите, чтобы малыш тянул бумагу в рот.
  • Игра «Отражения». Это упражнение лучше выполнять перед большим зеркалом. Сядьте перед ним с малышом. Улыбнитесь, нахмурьтесь, посмейтесь. Начните разговаривать, комментируя «я улыбаюсь», «я расстроена», «делаю умный вид». Надевайте вещи на себя и на малыша, проговаривая «у тебя на ручке ленточка», «на мне очки». Ребенок с увлечением будет рассматривать отражение, будут развиваться пассивный лексический запас, эмоциональная база.