Меню
Бесплатно
Главная  /  Дети дошкольного возраста  /  Занятие на логику для 7 лет. Как развивать логическое мышление ребенка

Занятие на логику для 7 лет. Как развивать логическое мышление ребенка

Уже к 7-8 годам ребенок способен оценивать точку зрения других людей, анализировать, сравнивать, рассуждать. Без самостоятельного суждения невозможно интеллектуальное развитие, поэтому его следует тренировать. Как развить логическое мышление у ребенка 8-9-10 лет? Школьная программа начальных классов предусматривает особенности развития маленьких учеников и их выраженную способность к усвоению новой информации. Родители же могут помочь своим малышам закрепить навыки во внеурочное время.

В этом возрасте дети задают вопросы и ищут ответ самостоятельно, имеют свое мнение и готовы его доказывать. Чем можно воспользоваться. Не нужно отвечать на вопросы ребенка сразу – следует вместе порассуждать, подвести школьника к самостоятельному выводу. Возможно, он будет неверным, о чем не следует категорично заявлять. Разговоры могут переходить в дискуссии, где каждый отстаивает свою точку зрения обоснованно и аргументированно.

Игры, развивающие логику

Сравнения . По размерам, количеству или качеству, сравнение числовых параметров (больше, меньше, одинаково).

Признаки . Схожесть или различие предметов (найти отличия на двух картинках, определить, что общего между животными).

Классификация. Объединение объектов в одну группу (цветы отдельно от деревьев, овощи отдельно от фруктов).

Отбор. Из представленных предметов необходимо исключить лишний (автомобиль от общественного транспорта, суп от десертов).

Игры со спичками. Следует убрать или переставить заданное количество палочек, чтобы получилась новая фигура, цифра, буква.

Поиск недостающего значения. В этом задании можно убирать буквы из слов, чтобы ребенок вставил пропущенный символ. Также для упражнения подойдут ребусы, уравнения, математические примеры.

1. Решение каждой задачи должно сопровождаться объяснениями ребенка. Умение обосновывать свое решение является основой логического мышления.
2. Занятия следует проводить в игровой форме, чтобы они не утомляли юного школьника.
3. По мере развития логики, необходимо постепенно усложнять задачи, иначе прогресса не будет.
4. Время на решение загадок ограничивать не нужно, со временем дитя будет справляться быстрее.
5. Ребенок должен активно участвовать в обучении – не просто решил готовый пример, а сам его написал, объяснил, нашел ответ. Не только исключил лишний предмет из перечня, но и разукрасил его для выделения.

Ученики младших классов особенно нуждаются в одобрении и поощрении своих успехов . Родитель особенно стимулирует кроху, если будет хвалить его и хвастаться достижениями своего малыша перед знакомыми и близкими.

Возможно вам также понравится:

Как заставить ребёнка читать если он не хочет и писать Вальдорфская школа — ее плюсы и минусы. Как научить ребенка экономить время и деньги?

Ваш ребенок приносит из школы плохие оценки, и не может сам сделать домашнее задание?

Повысить успеваемость можно всего за две недели, потому что мозг, как и любой другой орган, можно тренировать. Раньше считалось, что уровень IQ передается генетически и изменить его невозможно. Однако ученые из центра нейровизуализации при Лондонском университетском колледже доказали, что развитие человеческого интеллекта продолжается всю жизнь, мозг способен создавать новые нейроны до глубокой старости. А значит, умственные способности можно значительно улучшить, если постоянно тренировать свой мозг.

Эти упражнения может выполнять человек в любом возрасте, но особенно это важно для детей. Наш IQ зависит от умения логически мыслить. От того, владеет ли ребенок логическим мышлением, зависит его способность быстро усваивать новый материал и повышать успеваемость в школе. Кроме того, мозг активнее всего «качается» до 15 лет.

Есть универсальный способ, чтобы проверить уровень своего логического мышления!

Каждый сейчас сможет узнать уровень своего интеллекта, для этого понадобится только листочек и ручка. Мы пройдем небольшой тест. Тест состоит из 5 вопросов, в каждом из которых есть варианты ответа. Вопросы покажутся вам несколько абсурдными, но их плюс в том, что они не требуют знаний или начитанности – проверяется только способность логически мыслить. Потому что если человек умеет это, все остальное – дело техники. У всех вопросов один и тот же принцип – исходя из условий задачи надо выстроить логическую цепочку и найти правильный ответ.

Прочитайте вопросы теста и отмечайте у себя те варианты ответа, которые считаете правильными. А в конце вы подсчитаете количество правильных ответов, и выясните, насколько у нас развита логика. За каждый правильный ответ дается один балл. Тест подходит как взрослым, так и детям. На прохождение теста дается не больше 5 минут.

А позже я покажу и расскажу о 3-х простых упражнениях, выполняя которые на протяжении двух недель, ваш ребенок станет самым умным в классе!

  1. Некоторые улитки являются горами. Все горы любят кошек. Значит, все улитки любят кошек.
правильно
неправильно
  • Никто из людей не может стать президентом, если у него красный нос. У всех людей нос красный. Значит, никто из людей не может стать президентом.
  • правильно
    неправильно
  • Только плохие люди обманывают или крадут. Катя — хорошая.
  • Катя не крадет
    Катя обманывает и крадет
    ни одно из вышеперечисленных
  • Цветы — это зеленые звери. Цветы пьют водку.
  • все зеленые звери пьют водку
    некоторые зеленые звери пьют водку
    ни одно из вышеперечисленных
  • Хорошие начальники падают с неба. Плохие начальники могут петь.
  • хорошие начальники, которые умеют летать — могут петь
    некоторые плохие начальники не могут петь
    ни одно из вышеперечисленных

    ОТВЕТЫ ТЕСТА:

    1 — Неправильно
    2 — Правильно
    3 — Ни одно из вышеперечисленных
    4 — Некоторые зеленые звери пьют водку
    5 — Ни одно из вышеперечисленных

    Отличным ваше логическое мышление можно считать, если вы набрали 5 баллов. 4 балла – это хороший результат, а 3 и ниже – означает, что вам надо подтянуть логику .

    А сейчас проведем простой тест, чтобы определить уровень детского логического мышления.

    Три задания, которые помогут выяснить почему же у ребенка не получается решать задачки. Этот тест направлен на выявление проблем с тремя основными составляющими логического мышления. С ними чаще всего возникают проблемы у детей, и это основа, на которой можно строить дальнейшее развитие методики.

    Тест на определение уровня логического мышления

    Задание 1 – Простые аналогии

    Ученик изучает пару слов, размещенных слева, устанавливая между ними логическую связь, а затем по аналогии выбирает пару справа, вычленяя из предложенных нужное понятие.

    Цель: исследование логичности и гибкости мышления, умения проводить аналогии, устанавливать связи.

      Бежать
      стоять

      Кричать
      а) молчать, б) ползать, в) шуметь, г) звать, д) конюшня

      Паровоз
      вагоны

      Конь
      а) конюх, б) лошадь, в) овес, г) телега, д) конюшня

      Нога
      сапог

      Глаза
      а) голова, б) очки, в) слезы, г) зрение, д) нос

      Коровы
      стадо

      Деревья
      а) лес, б) овцы, в) охотник, г) стая, д) хищник

      Малина
      ягода

      Математика
      а) книга, б) стол, в) парта, г) тетради, д) мел

      Рожь
      поле

      Яблоня
      а) садовник, б) забор, в) яблоки, г) сад, д) листья

      Театр
      зритель

      Библиотека
      а) полки, б) книги, в) читатель, г) библиотекарь, д) сторож

      Пароход
      пристань

      Поезд
      а) рельсы, б) вокзал, в) земля, г) пассажир, д) шпалы

      Смородина
      ягода

      Кастрюля
      а) плита, б) суп, в) ложка, г) посуда, д) повар

      Болезнь
      лечить

      Телевизор
      а) включить, б) ставить, в) ремонтировать, г) квартира, д) мастер

      Дом
      этажи

      Лестница
      а) жители, б) ступеньки, в) каменный

    Результаты: о высоком уровне логики мышления свидетельствуют восемь-десять правильных ответов, о хорошем 6-7 ответов, о достаточном — 5, о низком — менее 5.

    Задание 2 – Исключение лишнего

    Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.

    Цель: изучение способности к обобщению, классификации.

    1. Лампа, фонарь, солнце, свеча.
    2. Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.
    3. Собака, лошадь, корова, лось.
    4. Стол, стул, пол, кровать.
    5. Сладкий, горький, кислый, горячий.
    6. Очки, глаза, нос, уши.
    7. Трактор, комбайн, машина, сани.
    8. Лондон, Киев, Волга, Минск.
    9. Шум, свист, гром, град.
    10. Суп, кисель, кастрюля, картошка.
    11. Береза, сосна, дуб, роза.
    12. Абрикос, персик, помидор, апельсин.

    Результаты:

    1. Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова).
    2. Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя «кастрюля» — это посуда, а остальное — еда).
    3. Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия.
    4. Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.).

    Ключ к оценке результатов: Высокий уровень — 7-12 рядов обобщены с родовыми понятиями; хороший — 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним; средний — 7-12 рядов с одним родовым понятием; низкий — 1-6 рядов с одним родовым понятием.

    Задание 3 — изучение скорости мышления

    В приведенных словах пропущены буквы. Каждая черточка соответствует одной букве. За три минуты необходимо образовать как можно больше существительных единственного числа.
    Цель : изучение умения видеть картину в целом, тренировка скорости мышления.

    п-ра   д-р-во   п-и-а   п-сь-о
    г-ра   з-м-к   р-ба   о-н-
    п-ле   к-м-нь   ф-н-ш   з-о-ок
    к-са   п-с-к   х-кк-й   к-ш-а
    т-ло   с-ни   у-и-ель   ш-ш-а
    р-ба   с-ол   к-р-ца   п-р-г
    р-ка   ш-о-а   б-р-за   ш-п-а
    п-ля   к-и-а   п-е-д   б-р-б-н
    с-ло   с-л-це   с-ег   к-нь-и
    м-ре   д-с-а   в-с-а   д-р-в-

    Результаты:

    25-30 слов — высокая скорость мышления; 20-24 слова — хорошая скорость мышления; 15-19 слов — средняя скорость мышления; 10-14 слов — ниже средней; до 10 слов — инертное мышление.

    Проблема в решении задач, чаще всего заключается в том, что ребенок не умеет представлять себе задачу. В этом возрасте у них лучше всего развито зрительное восприятие. Поэтому все условия задачи нужно зарисовывать или чертить в виде таблицы. Сейчас я покажу вам методику, как решаются подобные задачи, которых очень много в школьных учебниках.

    Задача . Три девочки – Валя, Наташа и Катя – пришли в театр в платьях разного цвета: одна в белом, другая в сером, третья в черном. В каком платье была каждая, если известно, что Валя – не в черном и не в сером, Катя – не в черном.

    Чертим таблицу:

    Размеща известные данные в таблицу, сразу становится очевидно, кто был в каком платье.

    Следующие упражнения, это:
    Анаграммы — слова, в котором слова переставлены в случайном порядке. Решение — определение первоначального слова. Помогают увидеть картину в целом.

    ЧНЕТИЕ — чтение

    АЛИГОК — логика

    ШЛЫНМЕИЕ — мышление

    АОГВОЛМОЛКО – головоломка

    Для тренировки умения подбирать и выстраивать аналогии и уметь классифицировать информацию подойдут следующие игры:

    Игра 1: Найти неизвестное число

    КРОНА   КРАН
    51639   ?

    Решение : В слове КРОНА пять различных букв. Число, записанное под ним, состоит из пяти различных цифр. Поставим их в соответствие друг другу:

    Букве К соответствует цифра 5,
    Букве Р соответствует цифра 1,
    Букве О соответствует цифра 3,
    Букве Н соответствует цифра 7,
    Букве А соответствует цифра 9.

    Тогда слову КРАН соответствует число 5197.
    ОТВЕТ: 5197.

    Игра 2:

    И третья категория – задачи, к которым я рекомендую переходить на 3-4 день после начала занятий, их цель – научить ребенка находить связь между предметами, познакомить его с существенными и несущественными признаками предметов.

    Задание 1: даны два слова, мало связанные между собой. За 10 минут вы должны написать как можно больше общих признаков этих предметов.
    БЛЮДО, ЛОДКА.
    МЕЛ, МУКА

    Задание 2: Что будет? – что будет, если мама опоздает на работу? (если не будет света, зимы)

    Умение делать выводы из ситуации, развивает причинно-следственные связи.

    Эти игры очень просты и в них можно играть всюду, и на ходу и в транспорте, и это не воспринимается как обучение, это просто общение с ребенком. Занимайтесь и играйте, легко и регулярно, относитесь к задачкам, как к игре – и через 2 недели, и вы увидите результат!

    Решив три проблемы, вы повысите уровень интеллекта своего ребенка и его успеваемость.

    И первая из них – нежелание видеть задачу в целом, находить логические связи и размышлять, исходя из условия задачи. Ребенок стремится все быстренько подставить под формулу и покончить с этим. Для того, чтобы развить у ребенка умение мыслить логически, и сделать для него интересной и «живой» любую задачу, существует простая игра, в которую многие из вас наверняка играли. Такая игра усиливает ваши способности в сообразительности, улучшает мышление, тренирует концентрацию. И со временем вы будете решать логические задачи повышенной сложности, научитесь находить связь между событиями, и понимать, как из одной ситуации следует другая.

    Вам потребуются палочки, либо карандаши, либо спички:

    Переложи 2 спички так, чтобы собачка посмотрела в другую сторону?

    Игра, которая научит нас мыслить логически, это «данетки».

    Цель «данеток» — научить детей задавать логические вопросы, анализировать, научиться отыскивать критерии классификации любых объектов окружающего мира, научиться слушать других, быть внимательным (не повторять вопросы).

    Суть этой замечательной игры заключается в том, что ведущий загадывает слово, а игроки должны разгадать его, задавая такие вопросы, на которые можно дать ответ «да» или «нет».

    Примеры вопросов:
    — это одушевленный предмет? – нет
    — Он необходим для жизни? – нет
    — Мы используем его каждый день? – нет
    — Он полезен в хозяйстве? – нет
    — Это развлечение? – да
    — Это аттракцион? – нет
    — Он есть у людей дома? – да
    — В этой игре соревнуются? — да

    Чем дальше идет игра, тем больше вопросов возникает у ребенка, тем больше он может проследить логические связи. В эту игру можно играть по дороге в школу, или тоже мотивировать ребенка – сказать, что хочешь ему что-то купить, только надо угадать, что. Если вы чувствуете, что с ремеслом детектива вы уже на «ты», можно усложнить задачу. Например, можно установить определенное количество вопросов, а за самые «меткие» давать очки. Таким образом, вы сможете соревноваться друг с другом, в игре появится небывалый азарт.

    Еще один вариант такой игры , которые развивают логику. В этой задаче из 10 спичек сложена форма ключа. Передвиньте 4 спички так, чтобы получилось три квадрата.


    Сначала ребенок может переставлять спички «вручную», но потом это можно делать в уме.

    Еще одной проблемой многих детей, является то, что они моментально «хватаются» за подсказку мамы, например, мама хочет подсказать, и говорит «может быть, здесь надо прибавить?». Ребенок вместо того, чтобы продумать вариант, который предложила мама, и сказать, подходит он, или нет, сразу говорит «да, да!» и соглашается с предложенным вариантом.

    Дети не хотят думать самостоятельно. Чтобы избавиться от этой привычки, я посоветовала бы игру под названием «Верю – не верю» . Она развивает у ребенка критическое мышление – умение мыслить самостоятельно, не принимать любое утверждение, а поддавать его критике, самостоятельно формировать мнение, рассуждать.

    Условия очень простые – вы говорите какую-то фразу, а ребенок должен определить, правда это или выдумка, и объяснить, почему он так считает. Например, я говорю: «Сок можно есть ложкой» .

    ДА, если это фруктовое мороженое.

    Старайтесь предлагать такие фразы, на которые можно дать неоднозначные ответы. Пусть ребенок поразмышляет над каждой фразой и попробует объяснить, почему он так считает. Так ребенок учится докапываться до истины своим путем, опираясь на сравнения, рассуждения, собственные выводы. Именно такой подход дает бесценный индивидуальный опыт и развивает в ребенке наблюдательность, когда он слушает и видит, казалось бы, очевидные утверждения. Например: «все птицы летают» (не все, есть птицы, которые не летают: курица, индюк, страус, пингвин).

    И еще одна игра, в которую можно играть «на ходу», и которая хорошо тренирует умение находить аналогии, . Вы просто даете ребенку слово – например, «вертолет», и просите найти к нему наибольшее количество аналогий по любым принципам – например, бабочка, потому что она летает, или трамвай, потому что в нем тоже можно перевозить людей.

    Ответ . Задача решается достаточно просто. Четыре спички, образующие ту часть ручку ключа, нужно переместить на стержень ключа, так чтобы 3 квадрата были выложены в ряд.


    Ну а теперь на посошок, задача повышенной сложности, которую все знают и помнят: как помочь крестьянину перевезти на другой берег на лодке козу, капусту и волка, если в лодке может поместиться только 2 предмета, и чтобы коза не съела капусту, а волк не съел козу…Справились?

    Хочу на трениниг!

    Память лежит в основе способностей человека и является условием приобретения знаний, формирования умений и навыков. Общеизвестно, что существуют большие индивидуальные различия памяти. Каждый ученик запоминает и воспроизводит материал по-разному. И не только лучше или хуже, а именно по-своему, ибо память может быть хорошей по отношению к одним предметам, явлениям и плохой по отношению к другим. Некоторые дети прекрасно запоминают стихи и очень слабо - математические формулы, правила; другие - наоборот. Одни школьники могут быстро вспомнить выученное и дать нужный ответ, другие не могут легко воспроизвести то, что когда-то запомнили.

    Типология памяти достаточно сложна. О словесно-логической памяти говорят, когда запоминание преимущественно связано с использованием теоретических положений, словесных формулировок. Образная память тесно связана с воображением. Всем известно, как по-разному пересказывают дети содержание кинокартин, книг. Каждый по-своему вспоминает экскурсии, походы: одни перечисляют последовательность событий, воспроизводят объяснения экскурсовода или учителя; в пересказе других вы увидите дорогу, по которой шел ребенок, представите людей, с которыми он встретился.

    В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной. Преобразование памяти обусловлено значительным повышением требований к ее эффективности, возникающих в ходе учебной деятельности. Теперь ребенок должен многое запоминать: заучивать материал буквально, уметь пересказать его близко к тексту, помнить заученное и уметь воспроизвести его через длительное время. Неумение ребенка запоминать сказывается на его учебной деятельности и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе.

    У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Однако далеко не все из того, что приходится запоминать первокласснику в школе, является для него интересным и привлекательным. Поэтому непосредственная память оказывается здесь уже недостаточной. Для детей 7–8 лет запомнить что-то без применения каких-либо средств гораздо проще, чем запомнить, осмысливая и организуя материал. По мере усложнения учебных заданий установка «просто запомнить» перестает себя оправдывать, и это вынуждает ребенка искать приемы организации памяти. Чаще всего таким приемом оказывается многократное повторение - универсальный способ, обеспечивающий механическое запоминание. Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено в первую очередь приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Если ребенок в начальной школе не овладевает приемами смыслового запоминания, его логическая память может остаться недостаточно сформированной. Основой логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании. В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы: группировка, выделение опорных пунктов, составление плана, классификация, структурирование, схематизация, установление аналогий, ассоциация и др. Так, дети 7–8 лет с успехом учатся пользоваться пиктограммами для запоминания, в частности, стихов: к каждой строчке рисуется очень схематичная картинка, передающая смысл фразы, затем ребенок воспроизводит стихотворение при опоре на рисунки, а потом и без них.

    Помогите ребенку разобраться в особенностях его памяти: выясните, какую информацию он легче запоминает, как ему легче запоминать (на слух, при помощи зрения, движений и др.), а затем переходите к обучению приемам эффективного запоминания. Но, даже успешно освоив в ходе обучения способы смыслового анализа и запоминания, дети не сразу приходят к их применению в учебной деятельности. К этому необходимо специальное побуждение со стороны взрослого.

    Заучивание стихов, изучение иностранных языков, кроссворды, счет в уме, решение логических задач, игры в шахматы и шашки - все это способствует улучшению памяти в любом возрасте. И не забывайте о физических нагрузках, которые увеличивают приток кислорода в мозг и активизируют все психические процессы.

    Мы убеждены, что занятия на нашем сайте и выполнение этих рекомендаций значительно улучшат память вашего ребенка.

    Веры в успех вам и вашему ребенку!

    Автор-составитель: Громкова Кристина Сергеевна, Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение “Средняя общеобразовательная школа № 27” , учитель начальных классов.

    Предлагаю вам занимательные упражнения по математике. Занимательные упражнения снимают усталость, дают возможность эффективно использовать учебный материал на любом этапе урока. Кроме того, занимательность способствует интенсификации умственной деятельности. Задания можно использовать при проведении устного счета на уроке, так же в конце урока в качестве рефлексии. Я использовала эти задания, как на уроках математики так и на занятиях внеурочной деятельности “Юный математик”, “Логика”. Задания способствуют развитию логического мышления, внимания, памяти. Учащиеся выполняют их с удовольствием. Задания предназначены для детей младшего школьного возраста (7-8 лет).

    Логические концовки

    1. Если стол выше стула, то стул…..(стул ниже стола)

    2. Если двое больше одного, то один …..(меньше двух)

    3. Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа……(вышел позже Саши)

    4. Если река глубже ручейка, то ручеек……(мельче реки)

    5. Если сестра младше брата, то брат…..(старше сестры)

    Магические квадраты

    Заполните пустые клетки так, чтобы от сложения чисел в каждой строке и в каждом столбике получилось число 10.

    (ответ:1 ряд-2, 2 ряд-3, 3 ряд-4 и 2,5 и 1)

    (ответ:1 ряд-1, 2 ряд-6+3+1,7+2+1,8+1+1, 3 ряд-3)

    Задачи в стихах

    1. Три большие галки

    Шли домой с рыбалки.

    В сумке каждая из них

    Шесть лещей несла больших.

    Дети не зевайте,

    Быстро сосчитайте. (18 лещей)

    2. Во дворе шестнадцать веток

    Принесла коза для деток

    Положила на пол их….

    Как делить на четверых? (по 4 ветки)

    3. Пять зайчат сидят в углу,

    Чистят репу на полу.

    Насчитали двадцать штук,

    Как делить забыли вдруг.

    Мамы с папой нет нигде…

    Помогите их беде. (по 4 репы)

    4. Сетью рыбу ловили,

    Попало не мало:

    7 окуней,10 карасей,

    1 ерш-ершище.

    Эй, ребята, не зевайте,

    Сколько рыбок,отвечайте! (18 рыб)

    5. Мы отправились на дачу

    Как-то летом, вечерком.

    Семь-поехали в трамвае,

    Шесть-отправились пешком.

    Сосчитайте, просим вас,

    Сколько нас? (13 человек)