Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие слуха и речи  /  Что такое методы и приемы обучения. Понятие "методический прием"

Что такое методы и приемы обучения. Понятие "методический прием"

Прежде чем говорить о методических приемах, необходимо знать, что же понимается под этим "словосочетанием". В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко приводят следующее определение: Методические приемы - это психологически правомерные и педагогически ориентированные способы кратковременных действий преподавателя и адекватные им действия обучающихся, обеспечивающие достижение целей занятия.

При этом они говорят, что совокупность методических приемов “рождает” метод, а комплексное использование методов “придает жизнь" организационным формам.

Морозова С.А. предлагает достаточно простое определение методического приема - это действия, направленные на решение конкретной задачи.

Распространенным является определение, которое дает Е.А. Певцова: методический прием - это частное средство, с помощью которого в совокупности с другими средствами реализуется тот или иной способ познания правовой действительности и приобретения навыков в области права.

Таким образом, использование различных методов обучения совершенствует определенные действия, которые направлены на то, чтобы решить поставленные задачи. Они-то и составляют понятие "методические приемы". Дидакт М.И. Махмутов называет их "составной частью метода", с чем в принципе согласны все авторы вышеперечисленных определений: В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко называют совокупность методических приемов методом; Морозова С.А. употребляет словосочетание "составная часть метода" в своей работе, а Е.А. Певцова называет методический прием частным средством.

Методические приемы представляют собой совокупность приемов преподавания, т.е. способов деятельности учителя и адекватных им приемов деятельности учащихся. Методические приемы - это действия, направленные на решение конкретной задачи. Это способы работы, которые выполняются для достижения конкретных результатов и которые можно выразить в виде перечня действий. Приемы работы (учения) учащихся зависят от приемов деятельности учителя.

Причем для эффективного использования приемов необходимо их применять в совокупности с педагогическими средствами - это, тот инструмент, с помощью которого преподаватель решает стоящие перед ним задачи. С помощью средств обучения возможно ускорение процесса усвоения учебного материала (приложение 1).

Так же система методических приемов организации учебной деятельности является компонентом учебного занятия по праву. При этом обращают внимание на рациональность и эффективность использования времени на уроках права. Специалисты считают, что усвоение информации правового характера осуществляется неодинаково на различных этапах урока. Так, с первой по четвертую минуту ученики способны усвоить лишь 60% материала, а с четвертой по двадцать третью - 90%, а с двадцать третьей по тридцать четвертую усваивается 50% той информации, которая предложена на уроке. С тридцать четвертой по сорок пятую минуту процент усвоения информации падает. Учитывая эти особенности, учитель права выстраивает собственную систему организации учебной деятельности на уроке, осознавая, что в конце учебного занятия не следует давать новый материал, заканчивая четкими итоговыми выводами (так, используется психологический прием, объясняющий, что “концовка остается надолго в памяти человека”).

Учащихся следует отвлекать от однообразной утомительной деятельности, чаще варьируя методы обучения.

При выборе методических приемов необходимо учитывать:

1. Как происходит усвоение материала в зависимости от времени суток. Специалисты констатируют, что самый лучший период усвоения сложного юридического материала определяется временными рамками от 11 часов до 13 часов дня. Подъем работоспособности наблюдается в субботу, так как у учеников на уровне подсознания заложена информация о приближающемся выходном дне.

2. Наличие и эффективность использования наглядности и технических средств обучения праву.

3. Эффективность контроля за работой учеников, оценку их деятельности.

4. Уровень обратной связи, проявляемой в ходе занятия.

5. Степень эстетического воздействия занятия на учеников.

Таким образом, самым распространенным является определение, которое дает Е.А. Певцова: методический прием - это частное средство, с помощью которого в совокупности с другими средствами реализуется тот или иной способ познания правовой действительности и приобретения навыков в области права. Методический прием можно также определить как составную часть метода.

Для эффективного использования приемов необходимо их применять в совокупности с педагогическими средствами.

При выборе методических приемов необходимо учитывать ряд требований (эффективность контроля за работой учеников, уровень обратной связи, проявляемой в ходе занятия, как происходит усвоение материала в зависимости от времени суток и т.д.), а так же учащихся следует отвлекать от однообразной утомительной деятельности, чаще варьируя методические приемы правового обучения.


Тонкости педагогики:

Этапы развития образования на разных стадиях развития общества
Этап первобытно-общинной стадии развития По мнению официальной (светской) науки, человечество берет начало своей истории в первобытно-общинных отношениях. Это отношения между членами популяции существ, базирующиеся на временном (2) - по необходимости, в связи с важным событием, например охотой или...

Комплекс целей современного обучения иностранному языку
Исходным пунктом в определении стратегической цели обучения является социальный заказ общества по отношению к подрастающему поколению. В частности иноязычное образование на протяжении почти всего двадцатого столетия заключалось в качественном владении предметом. Затем произошел поворот от грамматик...

Содержание, формы и методы обучения учащихся VII-VIII классов при освоении технологических операций на токарно-винторезном станке
В первой главе квалификационной работы нами были раскрыты теоретические основы обучения учащихся VII-VIII классов при освоении технологических операций на токарно-винторезных станках, выявлены исходные предпосылки формирования у учащихся необходимых знаний, умений и навыков в программном содержании...

МЕТОД - упорядоченная совокупность использования средств физической культуры в процессе формирования физического совершенства человека.

МЕТОД - разработанная с учетом педагогических закономерностей система действий педагога, целенаправленное применение которой позволяет организовать теоретическую и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую освоение им двигательных действий, направленных на развитие физических качеств и формирование личности. (Ю.Ф.Курмашин, 2003).

В соответствии с задачами и условиями обучения каждый метод реализуется с помощью методических приемов. Например, метод показа осуществляется разными приемами: показом упражнения в профиль или анфас, показом в определенном темпе и т.д.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЕМ - это способ реализации метода в соответствии с конкретной задачей обучения.

Следовательно, внутри каждого метода используются разнообразные приемы. Чем богаче запас методических приемов, тем шире диапазон применения метода.

МЕТОДИКА - специальная система методов, методических приемов обучения и форм организации занятий, направленная на решение педагогической задачи.

Например, можно говорить о методике обучения кувырку вперед или назад, методике развития силовых способностей, методике физического воспитания в дошкольных учреждениях и др.

Термин «методика» означает совокупность способов целесообразного проведения какой-либо работы.

В методике, по возможности, должно содержаться точное предписание о выполнении в определенной последовательности действий (операций), приводящих к решению поставленной педагогической задачи.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД - совокупность способов воздействия педагога на занимающихся, выбор которых обусловлен определенной научной концепцией, логикой организации и осуществлением процесса обучения, воспитания и развития.

К примеру, при обучении движениям можно использовать традиционные и нетрадиционные подходы (алгоритмический, адаптивно-программного обучения с помощью ЭВМ и др.); при разучивании двигательных действий и развитии физических способностей возможны два противоположных подхода: аналитический (избирательный) и целостный (интегральный).

Еще по теме 6.1. Исходные понятия «метод», «методический прием», «Методика»:

  1. С. В. Казанович, Н. А. Завапко. Теория и методика кураторской работы. Учебно-методическое пособие., 2008
  2. Иваненко А.А.. Философия как наукоучение: Генезис научного метода в трудах И. Г. Фихте., 2012
  3. Аверьянов А. П. и др.. Методическое пособие по новой истории, 1640-1870: 9 кл., 1991
  4. Коллектив авторов. Сдаем экзамен по педагогике: Учебно-методическое пособие., 2005

Методы и приёмы обучения

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Методы и приёмы обучения
Рубрика (тематическая категория) Образование

Метод обучения (от греч. methodos – ʼʼпуть, способ достижения целиʼʼ) – система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение учебного материала.

Метод – понятие многомерное и многоаспектное. Каждый метод обучения обладает множеством свойств и признаков, вследствие чего существует достаточно много принципов их дифференциации. По этой причине в педагогической науке нет единого подхода к выделœению методов обучения

Разными авторами выделяются следующие методы обучения: рассказ, объяснение, беседа, лекция, дискуссия, работа с книгой, демонстрация, иллюстрация, видеометод, упражнение, лабораторный метод, практический метод, контрольная работа͵ опрос (разновидности: устный и письменный, индивидуальный, фронтальный, уплотнённый), метод программированного контроля, тестовый контроль, реферат, дидактическая игра и др.
Размещено на реф.рф
Этот список далеко не полон.

В процессе обучения учитель использует различные методы: рассказ, работу с книгой, упражнение, демонстрацию, лабораторный метод и др.
Размещено на реф.рф
При этом важно помнить, что ни один метод не является универсальным, т. е. отдельно взятый метод не даст необходимых результатов в полном объёме. Хороших результатов в обучении можно добиться только при использовании целого ряда методов, дополняющих друг друга.

Эффективность методов обучения в какой-либо педагогической ситуации зависит от конкретных целœей и задач обучения. Важнейшей составляющей педагогической компетентности является умение учителя правильно выбирать и применять методы обучения.

Выбор методов обучения обусловлен рядом факторов, среди которых:

 цели образования, воспитания и развития учащихся;

 особенности содержания изучаемого материала;

 особенности методики преподавания конкретного учебного предмета;

 время, отводимое на изучение того или иного материала;

 уровень подготовленности учащихся, их возрастные особенности;

 уровень педагогического мастерства учителя;

 материально-технические условия обучения.


Рис. 4.4. Выбор методов обучения

Методы обучения в практике работы реализуются с помощью приёмов и средства обучения, ᴛ.ᴇ. метод в его конкретном воплощении представляет собой совокупность определённых приёмов и средств.

Приёмы обучения (дидактические приёмы) обычно определяют как элементы методов, единичные действия в составе общего метода обучения. Приём - ϶ᴛᴏ ещё не метод, а его составная часть, однако практическая реализация метода достигается именно с помощью приёмов. Так, в методе работы с книгой можно выделить следующие приёмы: 1) чтение вслух; 2) составление плана текста; 3) заполнение таблицы по прочитанному материалу; 4) составление логической схемы прочитанного; 5) конспектирование; 6) подбор цитат и т.д.

Приём обучения можно рассматривать как отдельный шаг в практическом применении метода. Последовательность этих шагов в процессе реализации метода и приводит к цели обучения.


Рис. 4.5. Соотношение приёма и метода

Один и тот же метод в различных ситуациях может осуществляться с помощью разных приёмов. К примеру, работа с книгой в одном случае может включать чтение вслух и составление плана текста͵ в другом случае – составление логической схемы и подбор цитат, в третьем случае – конспектирование.

Один и тот же приём может входить в разные методы. Так, составление логической схемы может являться частью объяснительно-иллюстративного метода (к примеру, учитель, объясняя новый материал, чертит схему на доске), а может применяться и как часть исследовательского метода (к примеру, ученики составляют схему, отражающую самостоятельно изучаемый ими материала).

Методы обучения вырабатываются в опыте многих педагогов и совершенствуются десятилетиями. Многие из современных методов появились много веков назад. К примеру, рассказ и упражнение были известны уже в школах Древнего мира, а в Древней Греции Сократ усовершенствовал метод беседы и стал применять его для развития мышления и активизации познавательного интереса учеников. В отличие от методов, приёмы могут создаваться в опыте отдельно взятого учителя, определяя уникальность его индивидуального педагогического стиля.

Методов сравнительно немного, приёмов же бесчисленное множество, в связи с этим приёмы очень сложно классифицировать и практически невозможно составить полный, исчерпывающий список всœех дидактических приёмов. На рис. 4.6. представлены лишь некоторые группы приёмов обучения.


Рис. 4.6. Виды приёмов обучения

Методы и приёмы обучения - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Методы и приёмы обучения" 2014, 2015.

Методы обучения

Методы обучения понимаются как взаимоотношение педагога и детей, целенаправленные действия взрослого, позволяющие ребенку усвоить элементарные знания о музыке, овладеть практическими навыками и умениями, помогающие развитию музыкальных способностей.
Методы музыкального воспитания и обучения едины по своей педагогической направленности. Поэтому обучение является и воспитывающим, и развивающим. Знания и навыки, приобретенные детьми в процессе обучения, помогают им активно проявлять себя в пении, танце, игре на инструментах и, таким образом, успешно решать воспитательные задачи общего и музыкально-эстетического развития.
Известные педагоги в области теории общей и дошкольной педагогики Б. П. Есипов, М. А. Данилов, М. Н. Скаткин, А. П. Усова, А. М. Леушина и др. подчеркивали, что методы зависят от учебных задач, от содержания предмета, от возраста воспитанников.
Это относится также и к музыкальному воспитанию, где применяемые методы учебных задач зависят от конкретных видов музыкальной деятельности, способов информации, возрастных особенностей детей.
Цель учебных заданий сводится к разучиванию репертуара (песен, игр, хороводов и т. д.) и усвоению элементарных музыкальных знаний, навыков и умений.
Рассмотрим примерную схему, по которой можно сопоставить учебные задания и методы обучения (см. табл. 2, с. 34).
В предложенной схеме лишь в общих чертах намечены методы, позволяющие выполнить учебные задания. Учебные задания не самоцель. Это лишь средство воспитания у детей нравственно-эстетического отношения к музыке, развития творческих действий, способности эмоционально откликаться на музыку, высказывать свою собственную оценку. На практике учебный процесс усложняется тем,
Таблица 2



п/п

Учебные задания

Методы обучения

Первоначальное ознакомление с музыкальным произведением в процессе слушания музыки, пения, музыкально-ритмического движения

Выразительное исполнение взрослым; пояснение содержания характера произведения, сведения о музыке; беседа с детьми; применение наглядных художественных средств

Последовательное разучивание песен, хороводов, плясок, танцев, упражнений и усвоение знаний, навыков, умений

Показ взрослым приемов исполнения песен, танцев; пояснения и указания детям во время их исполнения-упражнения детей в усвоении навыков (индивидуальные, групповые)

Закрепление знаний, умений, навыков; отработка выразительности исполнения песен, танцев, игр

Неоднократные повторения отдельных «трудных» мест и всего произведения; оценка выразительности детского исполнения взрослым и самими детьми; заключительная беседа и оценка исполнения выученного произведения

Проверка выученного репертуара и качества усвоения знаний, навыков и умений

Систематическое наблюдение за каждым участником в процессе коллективного действия; индивидуальный опрос в ходе разучивания; выборочная проверка усвоенных знаний и навыков за определенный учебный период (месяц, квартал); исполнение выученных произведений на праздниках, развлечениях, наблюдение за самостоятельной деятельностью детей с целью выявления их интересов и правильности приобретенных ими способов творческих действий

что каждая песня, игра, танец находятся на разном этапе их усвоения детьми. Следовательно, на занятиях нужно следить одновременно за многими моментами, в особенности за тем, как в процессе обучения решаются задачи воспитания и развития.
Несмотря на условное разделение задач обучения и развития, можно составить другую примерную схему, по которой легко проследить задачи развития музыкальных способностей и методы обучения, содействующие общему музыкальному развитию (см. табл. 3, с.35).
Таким образом, методы обучения развивают музыкальные способности, пробуждают стремление к самостоятельному творчеству в любом виде музыкальной деятельности.

Таблица 3


№ п/п

Задачи развития музыкальных способностей

Методы обучения

Развитие эмоционального отклика а музыку

Выразительное исполнение произведений различного жанра и тематики; сопоставление музыкальных произведений с произведениями литературы и изобразительного искусства; образные характеристики музыкальных произведений

Развитие музыкально-сенсорных способностей

Объяснение и иллюстрация сенсорных свойств музыки (звуковысотных, ритмических, тембровых и динамических), их графическое изображение; упражнения в различении этих свойств; применение сведений в процессе практических упражнений; самостоятельное использование музыкально-дидактических игр с сенсорными заданиями

Развитие ладо-мелодического слуха, чувства мелодических интонаций

Упражнения в определении двух различных по высоте музыкальных звуков, движения мелодии (вверх-вниз); ознакомление с графическим изображением мелодической линии; систематическое исполнение певческих упражнений; пение без сопровождения после настройки в данной тональности

Развитие чувства ритма

Упражнения в исполнении метроритмических заданий в процессе движения (игры, пляски); упражнения в определении различных ритмических рисунков; ознакомление с графическим изображением ритма (четверти и восьмые)

Развитие музыкальной памяти

Упражнения в последовательном чередовании пения вслух и про себя; упражнения в определении названий произведений по их фрагментам; упражнения в самостоятельном исполнении по слуху простейших мелодий на детских музыкальных инструментах

Развитие музыкального творчества

Упражнения по приобретению навыков самостоятельных действий в пении, игре на детских инструментах движении; упражнения в самостоятельном придумывании вариантов игр, хороводов, танцев; обучение детей поисковым действиям в упражнениях по развитию сенсорных способностей; творческие задания как метод развития песенного, музыкально-игрового, танцевального творчества

Следует отметить, что музыкальные способности проявляются у детей неравномерно. Их изучение дает возможность педагогу придумывать задания различной трудности.
Методы зависят от многих педагогических условий. Некоторые из них на первый взгляд противоречат друг другу. Например, для музыкального развития важны неоднократные повторения какого-либо задания, которые зачастую строятся на основе показа. Вместе с тем у детей важно развивать самостоятельность действий.
Взаимосвязь и противопоставление прослеживаются также и в других методах:
слово воспитателя (пояснение, указание) и наглядный показ произведений искусства, приемов их исполнения;
слово и действия воспитателя, направленные на развитие осознанного отношения к музыке, умения анализировать и одновременно на развитие у детей стремления к эмоциональным переживаниям;
показ образцов, которым надо следовать, и формирование способности к самостоятельным действиям;
упражнения, закрепляющие приобретенные навыки и развивающие наклонности к самостоятельному решению творческих задач.

Методические приемы

Методы обучения тесно связаны с методическими приемами. Прием — это часть метода и выполняет при нем вспомогательную роль. Приемов много, и каждый педагог выбирает наиболее эффективные.
Приемы различаются в зависимости от того, чему учит педагог — пению, слушанию, игре, танцу и кого учит — младших или старших детей. Например, исполняя произведение «Клоуны» Д. Кабалевского для слушания в старшей группе, педагог может вначале рассказать о веселых клоунах, все время находящихся в движении. Но, исполняя тем же детям для последующей игры русскую народную мелодию «Не опоздай», педагог предлагает им узнать, когда надо менять характер движения. Появляющиеся во второй
части акценты подсказывают детям, когда надо хлопать. Таким образом, ребята различают изменения в характере музыки и самостоятельно определяют соответствующие им движения. Они готовы к игре.
Приемы обучения меняются в зависимости от возраста детей. Возьмем для примера разучивание песни. Малышей надо заинтересовать понятными им, конкретными образами. Перед исполнением песни «Птичка» М. Раухвергера педагог показывает игрушку-птичку и говорит: «Прилетела птичка, села на окошко и чирикнула. Стали дети просить — подожди, не улетай! А птичка улетела (прячет птичку) — ай! Дети, вы хотите, чтобы птичка прилетела? Я ее позову и спою песню». Педагог сажает игрушку на пианино и поет. Таким образом, этот методический прием приобретает игровой характер, образ птички становится доступным, наглядным и дополняет выразительное исполнение песни.
В старших группах нет необходимости использовать этот прием. Создать настроение, связанное с характером исполняемой песни, поможет вводное слово. Если же педагог хочет усилить художественное впечатление, то хорошо прочитать поэтический отрывок, показать иллюстрацию. Так, при ознакомлении с песней «Это наша Родина» Е. Тиличеевой педагог читает стихи С. Михалкова:

Кремлевские звезды над нами горят,
Повсюду доходит их свет,
Хорошая Родина есть у ребят,
И лучше той Родины нет.

Разнообразные приемы призваны воспитывать у детей сознательное отношение к процессу обучения и вместе с тем побуждать к эмоциональному отклику на все происходящее. Например, в песне «Марш» М. Красева надо добиться точного выполнения ритмического рисунка в фразе:

Чтобы дети поняли задание, педагог говорит: «Споем протяжно слово «пой» и послушаем, как раздаются звуки барабана». Таким образом, дети не только ритмически правильно выполняют мелодию, но и воспринимают выразительное значение ритма. Вместе с тем они эмоционально откликаются на призывное звучание этой части мелодии.
В дошкольной дидактике подчеркивается значение методических приемов, которые способствуют развитию самостоятельной деятельности. Эти приемы используются также и в слушании музыки, когда педагог побуждает детей к высказыванию о музыке, к правильным, интересным замечаниям Самостоятельность детей может проявляться и в исполнении заданий, в поисках способов их решения. Целесообразны приемы, направленные на развитие слухового самоконтроля, на оценку качества исполнения другими детьми.
Самостоятельные действия детей не исключают показа приемов исполнения. Даже при обучении взрослых музыке наряду с объяснениями иногда применяется показ отдельных приемов. Тем более это необходимо в процессе обучения дошкольников — сравнить звучание напевной или подвижной песни, помочь правильно воспроизвести трудную мелодию, показать отдельные движения в танце, характерную особенность музыкально-игрового образа.
Методы обучения и методические приемы теснейшим образом связаны между собой. Методы указывают на те способы, которыми педагог передает, а ребенок усваивает музыкальный материал, необходимые исполнительские навыки, приобретает умение самостоятельно действовать. Методические приемы дополняют и конкретизируют методы. Пользуясь ими, воспитатель имеет возможность проявить свое педагогическое мастерство, выдумку и творческую инициативу.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Перечислите методы музыкального воспитания.
2. Объясните, почему выразительное исполнение музыки может рассматриваться как метод музыкального воспитания детей.
3. Раскройте характер бесед о музыке, необходимость их образности, краткости, выразительности и точности.
4. Сопоставьте значение показа педагогом приемов пения, движения и самостоятельных действий детей.
5. В чем заключается развивающий характер обучения на музыкальных занятиях?
6. Сформулируйте приемы обучения в зависимости от конкретных учебных заданий, от задач развития музыкальных способностей.
7. Напишите примерное содержание беседы с детьми 6—7 лет о новом для них произведении.
8. Составьте для себя определенное учебное задание при разучивании песни, игры и продумайте методические приемы.
9. Разработайте методические приемы по развитию песенного, музыкально-игрового творчества.
10. Составьте конспект последовательного разучивания игры, хоровода в младшей и подготовительной группах и установите, в чем их различие.

ЛИТЕРАТУРА

Ленин В. И. О литературе и искусстве.— М., 1969.
Материалы XXVII съезда КПСС.— М., 1986. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик.— М., 1978.
*
Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание и всестороннее развитие ребенка в советском детском саду// Музыкальное воспитание в современном мире. - М., 1973.
Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М., 1981.
Воспитание и обучение в детском саду/ Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. - М., 1976.
Кабалевский Д. Б. Про трех китов и про многое другое. - М., 1972.
Кабалевский Д. Б. Идейные основы музыкального воспитания в Советском Союзе// Музыкальное воспитание в современном мире. - М., 1973.
Шацкая В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. - М., 1975.
Эстетическое воспитание в детском саду/ Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М., 1985.

…Каждый из видов деятельности
своеобразен, обладает
своими особыми качествами и
поэтому оказывает свое ничем
не заменимое влияние
А.П. Усова

Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошк. воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1989. - 270 с.: нот.