Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие творческих способностей  /  Темы психологических занятий для детей. Конспект занятия по программе «Познай себя. Школа юного психолога». Мои эмоции

Темы психологических занятий для детей. Конспект занятия по программе «Познай себя. Школа юного психолога». Мои эмоции

Презентация к уроку









































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: повысить уровень коммуникативной компетенции учащихся.

Задачи:

  • практически опробовать упражнения, тренирующие коммуникативную гибкость;
  • выработать индивидуальный стиль общения;
  • стимулировать процесс самоосознания и самопонимания у учащихся;

ХОД УРОКА

– Как вы считаете, общение важно для нас? Почему?
– Можно ли научиться общаться лучше?
Коммуникабельность – это одно из требований современного общества.

Разыгрывается ситуация:
Двое ребят пытаются начать диалог, один из них стоит в «закрытой позе» и не проявляет интереса к собеседнику, второй пытается войти с ним в полноценный контакт.

Обсуждение:

– Сложно было общаться с человеком, не проявляющим интереса? Почему? Что мешало установить контакт?
Из всех людей единицы изначально умеют общаться легко, непринужденно, эффективно, без конфликтов. Подавляющее большинство людей этому учатся и лучше всего делать это непосредственно в процессе общения.

Презентация «Как научиться общаться лучше».

В основе эффективного общения лежит несколько общих правил:

1. Проявляйте искренний интерес к другим людям. «Человек, который не проявляет интереса к своим собратьям, людям, переживает наибольшие трудности в жизни и причиняет наибольшие несправедливости другим».
2. Попытайтесь понять достоинства другого человека и искренне признать, похвалить эти достоинства. Дайте людям почувствовать их значимость и уникальность.
3. Вместо того чтобы осуждать людей, постарайтесь понять, почему они поступают так, а не иначе. Это более эффективно, чем критиковать или осуждать, так как критика ставит человека в позицию обороняющегося и побуждает его искать для себя оправдания, а не заставляет задуматься.
4. Будьте доброжелательным, приветливым, улыбайтесь.
5. Обращайтесь к человеку по имени, отчеству, помните, что для человека звук его имени является самым важным и приятным звуком в человеческой речи.
6. Говорите о том, что интересно вашему собеседнику.
7. Будьте хорошим слушателем, этим побуждая человека рассказывать о себе.
8. Проявляйте уважение и терпимость к мнениям другого. Не употребляйте выражений типа: «Ты ничего не понимаешь!», «Твои взгляды безнадежно устарели!», «Думать так – глупо!». Отзываясь неодобрительно о мнениях, вкусах, привычках другого человека, вы обижаете его самого, его личность. К тому же, чаще всего мы меряем по себе, поэтому помните, что вы – не эталон для всех, не предмет для подражания, у другого человека другие взгляды на жизнь, он даже так и называется – ДРУГОЙ.
9. Больше слушайте, чем говорите.
10. Попытайтесь искренне стать на место другого человека, увидеть вещи с его точки зрения.
11. Как указать человеку на ошибку, не обидев его?

– узнайте, что он сам думает о своем поступке,
– начните с похвалы, отметьте, что ему удается, а затем скажите об ошибке, но не обобщая («У тебя всегда так!») и не переходя на личность человека («У тебя ничего не вышло, потому что ты лентяй!»),
– никогда не критикуйте человека при посторонних – это унижает его достоинство; лучше – один на один.

– Кроме словесного общения, как еще можно донести информацию до собеседника? (C помощью жестов)

– А сейчас несколько добровольцев потренируют свои актерские способности, а все остальные – умение понимать состояние и настроение человека по его внешнему виду.

Упражнение – разминка. Учитель раскладывает на столе маленькие записки на которых написаны различные состояния, каждый из ребят по очереди подходит к столу и вытягивает по одной бумажке, читает доставшееся ему состояние и демонстрирует перед классом, но только с помощью своего поведения, мимики, жестов – всем, кроме слов и письма. Класс отгадывает (необязательно дословно, но приблизительный смысл).

Список состояний:

– хочу спать;
– я устал;
– я уверен в себе;
– как вы мне все надоели;
– пожалей меня;
– у меня хорошее настроение;
– обратите на меня внимание;
– а у меня по контрольной «5»;
– ой, боюсь, боюсь;
– у меня есть тайна;
– мне это нравится;
– мне скучно;
– я вам всем покажу!;
– я стесняюсь;
– ну почему все так плохо;
– ребята, давайте жить дружно.
– я влюбилась!
– мне стыдно!
– я голодный!
– мне холодно;
– мне жарко.

Обсуждение:

Какие трудности у вас возникли в результате такого общения? Как было бы проще объяснить свое состояние? (живое общение).
Живое общение с собеседником часто бывает спонтанным, непредсказуемым, быстро меняющимся: нельзя составить план, из которого знаешь, что спросит он и что должен ответить ты. Иногда все складывается совсем не так, как ты думал. Требуется хорошо развитая гибкость – умение изменять свое поведение в зависимости от ситуации и реакции собеседника, находить новые способы контакта. Человек обретает эту способность, проходя через множество различных ситуаций и общаясь со многими людьми, вынося практический опыт. Следующее упражнение тренирует умение гибко изменять свое поведение в ситуации.

Упражнение «Карусель» . Разделитесь на две группы поровну. Одна группа пусть образует внутренний круг, а другая – внешний, лицом к лицу. Сейчас учитель будет называть задание, которое вы проделаете с тем, кто напротив вас, а затем – он сделает то же с вами. После выполнения каждого задания весь внешний круг сдвигается на одного человека вправо, – и у каждого появляется новый партнер для следующего задания.

Задания:

– поздоровайтесь необычным способом (но приятным для собеседника): например, потритесь носами, подайте руки тыльными сторонами, …;
– представьтесь необычным именем (фантастическим, выдуманным, иностранным, …);
– скажите собеседнику комплимент;
– задайте человеку один интересующий вас вопрос;
– перед вами незнакомый человек, познакомьтесь, узнайте, чем он занимается, чем интересуется;
– в поезде вы оказались в купе со знаменитым артистом (певцом, спортсменом, актером), вы – его давний поклонник, познакомьтесь с ним, перекиньтесь несколькими фразами;
– рядом с вами – расплакавшийся ребенок, успокойте его;
– вы встретились с человеком, который вам нравится, поговорите с ним о чем-нибудь приятном.

Обсуждение

– Что же такое гибкость? Легко ли было изменять свое поведение? Что мешало?

Вывод:

– Прошла очередная наша с вами встреча. Итак, чему она была посвящена? Была ли наша встреча полезна для вас? Чем?

– Я, как педагог-психолог разработала для вас рекомендации, которые вы можете использовать в повседневной жизни, и которые помогут вам наладить как можно больше правильных контактов. (Приложение 1 )

Общение – наш путь к успеху, так давайте будем успешными людьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ « Средняя общеобразовательная школа №6»

Г.о. Троицк, г.Москвы.

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Педагог-психолог И.Б. Бардина.

На 2013-2014 учебный год.

1. Особенности психологической коррекции.

1.1. Задачи психологической коррекции.

1.2. Проблемы младших школьников.

1.3. Формы педагогической запущенности и школьной

Дезадаптации.

2. Содержание и проведение коррекционных занятий с младшими

Школьниками.

2.1. Особенности организации и проведения развивающих

Занятий.

2.2. Условия эффективности коррекционного воздействия на

Занятиях.

2.4. Комплексы упражнений по развитию познавательных

Способностей.

2.5. Примерный конспект одного коррекционного занятия.

2.6. Программа «Жизненные навыки», программа психокоррекционной помощи при недостатках развития памяти и внимания учащихся начальной школы.

(приложение)

1. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ.

1.1. Задачи психологической коррекции.

На первом этапе школьного обучения в развитии детей имеется множество трудностей психологического плана, требующих своевременного обнаружения и коррекции.

Появление "нежелательных" психологических новообразований создает

предпосылки для деформации личности ребенка, поэтому коррекция трудностей у младших школьников имеет важное значение для формирования психологически здоровой личности.

Квалификация тех либо иных особенностей психического развития или

поведения детей как неблагоприятных, требующих коррекции, основывается

на несоответствии их функциональной норме. Коррекция требуется детям с высокой тревожностью, нарушением межличностных отношений, трудностей в обучении, семейном воспитании и т.д.

Часто над какими-либо первичными недостатками надстраивается целый комплекс вторичных новообразований, без анализа которых психологу

трудно решить, с чего начать коррекцию.

Особенности психологической коррекции включают в себя ряд подзадач:

1) ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка;

2) своевременное первичное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития;

3) предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психологическим здоровьем;

4) составление совместно с педагогами рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей школьника для учителей, родителей и других лиц, имеющих отношение к воспитанию ребенка;

6) коррекционная работа в специальных группах;

7) психологическое просвещение учителей и родителей с помощью

лекций и других форм работы.

В настоящее время имеется достаточно большой арсенал методик, направленных как на определение состояния, так и на формирование самых разных сторон психического развития ребенка. Это тесты Векслера, Равена, Айзенка, тесты диагностики познавательных способностей, различные проективные и личностные методики.

1.2. Проблемы младших школьников .

К проблемам или трудностям, связанным с самим фактом поступления в школу, обычно относят:

1) трудности, связанные с новым режимом дня. Наиболее значимы они для детей, не посещавших детские дошкольные учреждения. И дело не в том, что таким детям трудно вовремя вставать, а в том, что у них чаще наблюдается отставание в развитии уровня произвольной регуляции поведения, организованности;

2) трудности адаптации ребенка к классному коллективу. В этом случае они наиболее выражены у тех детей, кто не имел достаточного опыта пребывания в детских коллективах;

3) трудности, локализующиеся в области взаимоотношения с учителем;

4) трудности, обусловленные изменением домашней ситуации ребенка.

И хотя к началу школьного возраста педагоги и родители специально

готовят ребенка, указанные выше трудности порой достигают такой остроты, что встает вопрос о необходимости психологической коррекции.

1.3. Формы педагогической запущенности и школьной дезадаптации.

Наиболее часто к школьному психологу обращаются с проблемами психологической запущенности и психогенной школьной дезадаптации (далее ПШД), которые обусловлены особенностями личности ребенка и характеризуются противоречивостью развития:

1) непродуктивность деятельности и отношений;

2) особенности поведения, выражающиеся в реакции компенсации и замещения своей несостоятельности в деятельности и отношениях с окружающими, реакции ухода из под опеки, наличие неблагоприятной обстановки в семье и т.п.

3) доминирующее эмоциональное состояние ребенка, дезорганизующее его, делающее педагогически "трудным".

Педагогическая запущенность и школьная дезадаптация может фигурировать в различных формах, иметь различные причины и следствия.

Классификация случаев обращения педагогов и родителей

Детей младшего школьного возраста к психологу.

1. Несформированность элементов и навыков учебной

Деятельности.

Первичным следствием является снижение успеваемости и запрос родителей к психологу формулируется именно в этих терминах. Причиной несформированности навыков учебной деятельности могут быть как индивидуальные особенности уровня интеллектуального развития ребенка, так и педагогическая запущенность, невнимательное отношение родителей и учителя к тому, как дети овладевают приемами учебной деятельности.

2. Низкая мотивация учения, направленность на другие,

Нешкольные деятельности.

Запрос родителей в таком случае звучит примерно так: нет интереса к учебе, ему бы играть и играть, начал школу с интересрм, а теперь...

Исходной причиной может быть, например, стремление родителей "инфантилизировать" ребенка, считать его "маленьким". Необходимо различать первичную и вторичную несформированность учебной деятельности,так как вторичная происходит в результате разрушения мотивации учения

под воздействием неблагоприятных факторов.

Внешние симптомы отсутствия учебной мотивации сходны с симптомами несформированности навыков учебной деятельности: недисциплинированность, отставание в учебе, безответственность, но, как правило, на фоне достаточно высокого уровня познавательных способностей.

3. Неспособность к произвольной регуляции поведения,

Внимания, затруднения в учебной деятельности.

Проявляется в неорганизованности, невнимательности, зависимости от взрослых, ведомости. Причину недостаточного уровня произвольности поведения ребенка при отсутствии первичных нарушений чаще всего ищут в особенностях семейного воспитания: это либо потворствующая гиперпротекция (вседозволенность, отсутствие ограничений и норм), либо доминирующая гиперпротекция (полный контроль действий ребенка со сторонывзрослого).

4. Сложности в приспособлении к темпу школьной жизни.

Чаще всего это бывает у детей с минимальной мозговой дисфункцией, у соматически ослабленных детей. Однако последнее не составляет причины дезадаптации.

Причина может лежать в особенностях семейного воспитания, в "тепличных" условиях жизни ребенка. Проявляется "темповая" приспособленность детей по-разному: в длительном (до позднего вечера и в ущерб прогулкам) приготовлении уроков, иногда в хронических опозданиях в школу, часто в утомлении ребенка к концу учебного дня, вплоть до того, что родители "сокращают" ребенку рабочую неделю.

Конечно, случаи обращения учителей и родителей к психологу гораздо более разнообразны по своему содержанию и отнюдь не сводятся к проблемам школьной неуспеваемости.

1.4. Схема обследования ребенка.

Схема обследования ребенка во всех случаях строиться исходя из имеющихся классификаций неуспевающих учеников и на основе учета гипотез о причинах психогенной школьной дезадаптации.

Она включает в себя следующее.

1) Проверяется, не нарушены ли познавательные процессы (память, внимание, уровень развития речи, моторики). Могут использоваться методики диагностики интеллекта Талызиной, Амтхауэра, Векслера, различные методики диагностики познавательных способностей.

2) Проверяется обучаемость ребенка, сформированность элементов учебной деятельности, внутреннего плана действий, произвольной регуляции поведения.

Используются различные методики, диагностирующие уровень развития восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания. Выясняется соотношение уровня теоретического обобщения и практических действий, степень самостоятельности, чувствительность к помощи со стороны взрослых.

Изучение интеллектуальных возможностей учащегося позволяет раскрыть его актуальные и потенциальные возможности, осуществить психокоррекционную работу.

3) Анализируются особенности учебной мотивации ребенка, уровень притязаний, интересы.

Используются косвенные методики диагностики мотивации учения: метод наблюдения, свободная беседа с учеником, беседа с родителями, учителями. Прямые методики: беседа-интервью, методики "Лесенка уроков",сочинение на тему "Моя жизнь в школе". Проективные методики: рисуночная, составление расписания на неделю (С.Я.Рубинштейн), методика Матюхиной, цветовой тест отношений Эткинда, тест Люшера.

Для изучения самооценки младшего школьника можно использовать методику А.И.Липкиной "Три оценки".

4) Проверяются учебные навыки ребенка, просматриваются его тетради, делаются пробы на чтение, письмо, решение задач. Психолог может получить эту информацию от учителей по результатам контрольных срезов.

5) Выясняется эмоциональный компонент неуспеваемости:

Как ребенок относиться к плохим оценкам;

Какую получает типичную обратную связь от взрослых;

Какие у ребенка существуют способы компенсации неуспехов в обучении;

По возможности восстанавливается вся система межличностных отношений ребенка.

6) Выясняются типичные виды помощи родителей ребенку в учебной деятельности:

Кто занимается с ним, как много, какие приемы использует;

Анализируется стиль семейного воспитания в целом, роль второго родителя (помимо обратившегося в консультацию).

7) Изучается предыстория консультируемого:

Собирается подробный анамнез, случаи обращения к врачу, диагноз, как долго и чем лечили;

Выясняется, с чем сами родители связывают плохую успеваемость у ребенка;

Что явилось непосредственным поводом обращения к психологу, как давно и кем было принято решение о необходимости психологической консультации.

Психологическая коррекция - это совокупность методов, направленных на развитие и стимулирование потенциальных возможностей ребенка.

Система коррекционных занятий включает в себя развивающие упражнения и их комплексы, имеющие определенную направленность, зависящую от характера выявленных психологических трудностей школьника.

2.1. Организация и проведение развивающих занятий.

Любое развивающее занятие может проводиться по времени в двух вариантах.

Вариант 1. Занятие проводится 20 минут;

5 - 7 минут - обсуждение задачи-образца, дача

Инструкций;

10 минут - самостоятельная работа детей;

3 - 5 минут - проверка ответов к заданиям.

Вариант 2. Этот вариант более продолжительный, когда используется небольшая коррекционная программа, составленная из ряда упражнений.

Занятия можно проводить как индивидуально, так и в группе, в зависимости от имеющихся у детей трудностей.

Для проведения занятий выделяется специальное время. Эффективна частота занятий 2 - 3 раза в неделю. Занимаясь с детьми, необходимо помнить, что обучение проводится в игровой форме, интересно, увлекательно, не вызывая утомления.

2.2. Условия эффективности коррекционного воздействия

При проведении занятий.

Для детей необходима атмосфера доброжелательности, безусловного принятия, что способствует формированию у ребенка позитивной Я-концепции. Ребенок, убежденный в том, что у него все в порядке, не склонен преуменьшать своих потенциальных возможностей и охотно принимает участие в занятиях.

Необходимо ставить перед ребенком реалистические цели, требующие определенных усилий с его стороны, но не превышающие действительные возможности ребенка во избежание повышения тревожности, снижения самооценки. Во время занятий необходимо подбадривать детей, нацеливать на успех, вселять уверенность в своих силах.

Цель надлежит ставить так, чтобы мотивировать ребенка к ее достижению. Последующие занятия строить таким образом, чтобы они были реалистичны по отношению к прежним результатам. Цель должна быть такая, чтобы успех был возможен и его можно было подкреплять далее. Это способствует восприятию ребенка себя как более успешного.

Оценка результатов занятий должна основываться на сравнении с предыдущими результатами, а не на основании "нормативов", либо сравнении слабых и сильных детей. Учащихся целесообразно поощрять, заполнять индивидуальные карточки, в которых они будут отмечать прогресс и в своих достижениях, независимо от того, насколько он мал.

Ошибки детей не должны вызывать досады и раздражения. Цель развивающих занятий - не отработка какого-либо навыка, умения, а включение детей в самостоятельную поисковую деятельность. Поэтому и ошибки детей являются следствием поиска решения, а не показателем недостаточной отработки какого-то навыка.

Систематические занятия с детьми способствуют развитию у них познавательных интересов, формируют стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывают чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.

Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

2.3. Примерная схема проведения коррекционного занятия

По развитию интеллектуальных способностей.

Проведение любого занятия по развитию интеллектуальных способностей младших школьников может иметь несколько этапов.

1) До начала занятия ставится конкретная цель, подбираются задачи, разбирается их решение, подготавливаются бланки, стимульный материал и т.п.

2) В начале занятия демонстрируются задачи-образцы аналогичные тем, которые будут предложены детям во время занятия.

3) На материале задачи-образца проводится коллективное (при активном участии детей) обсуждение содержания, поиска ответа. Важно, чтобы в результате обсуждения решения дети ясно понимали, как надо решать задачи, что нужно найти и как это можно сделать.

Особая, решающая роль такого обсуждения заключается в том, что в ходе него дети получают средства управления поиском решения, учатся разбирать задачи и контролировать свою мыслительную деятельность.

4) Организуется самостоятельная работа детей на материале задач образцов. Такая работа благоприятствует умению детей применять те средства при разборе задач и поиске решения, которые они узнали во время обсуждения.

5) Проводится коллективная проверка ответов к задачам. В зависимости от наличия времени проверку можно провести кратко, указывая верные ответы, либо детально. В последнем случае психолог разбирает неверные решения, что полезно всем детям: и тем, кто ошибся, и тем, кто решил верно, поскольку в этом случае детям еще раз демонстрируются приемы разбора и решения заданий. Возникают условия для нормализации самооценки у детей.

2.4. Комплексы упражнений по развитию

Познавательных способностей.

Комплекс упражнений по развитию внимания.

Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность психической активности на определенном объекте. На протяжении учебной деятельности развиваются свойства внимания и его произвольность, увеличивается объем внимания, его устойчивость и ряд других особенностей.

Развитие свойств и видов внимания младшего школьника существенно зависит от значимости, эмоциональности, интереса к учебному материалу.

Показатели внимания значительно возрастают в сюжетно-ролевых играх.

Развитие внимания тесно взаимосвязано с развитием воли и произвольности поведения, способности управлять им.

Задания на развитие устойчивости внимания и

Наблюдательности.

Упражнение1: "Проследи за направлением".

Решение такого типа заданий предъявляет повышенные требования к устойчивости внимания при восприятии сложных объектов (различных перепутанных линий, дорожек, лабиринтов и т.п.). Отвлекающими здесь являются точки пересечения. Именно в таких местах внимание ребенка может

"перескочить" на пересекающуюся или другую линию.

Такого типа задачи могут решаться на двух уровнях:

1) с помощью указки;

2) без указки (глазами).

Второй уровень намного сложнее, часто к нему можно приступать только после тренировки с указкой.

Упражнение 2: "Сравни две картинки".

В задачах этой серии ребенку предлагаются два рисунка: надо определить чего не хватает, либо что новое появилось на втором рисунке.

Этого типа задачи диагностируют внимание и кратковременную память при сравнительном восприятии двух наборов предметов, умение спланировать свои действия. Если ребенок затрудняется в выполнении такого типа заданий, психолог объясняет, что нужно вначале выбрать на первом эскизе

какой-то один объект, а затем проверить, есть ли он на другом.

Упражнение 3: "Дополнение картинок".

Ребенку предлагаются рисунки, на которых отсутствует какая-либо часть. Испытуемый внимательно смотрит на картинку и говорит, что именно на ней пропущено.

Упражнение развивает зрительную наблюдательность, способность выделять измененные признаки.

Упражнение 4: "Корректура".

Учащимся предлагается как можно быстрее и точнее вычеркнуть в колонке любого текста одну из часто встречающихся букв, например "о" или "е". Успешность оценивается по времени выполнения и по количеству до-

пущенных ошибок.

Для тренировки переключения и распределения внимания задачу можно изменить; одну букву зачеркивать вертикальной чертой, другую - горизонтальной.

Задание можно усложнять.

Упражнение 5: "Наблюдательность".

Детям предлагается по памяти подробно описать то, что они видели много раз: школьный двор, путь из дома в школу и т.п. Кто-то описывает вслух, а остальные дополняют. Тренируется внимание и зрительная память.

Комплекс упражнений по развитию аналитического

Восприятия.

Способность анализировать проявляется в возможности выделять в явлении разные стороны, вычленять в предмете разные особенности, определенные элементы и т.п. Умение мысленно расчленять воспринимаемый объект на части соответственно полученной инструкции.

Упражнение 6: "Поиск рисунков - двойников".

В каждом задании этого типа по несколько изображений одного и того же предмета. Один рисунок - основной (он выделяется). Ребенку предлагается внимательно рассмотреть рисунки и определить, какой из них повторяет основной.

Решение такого типа заданий способствует преодолению чрезмерной импульсивности при восприятии различных объектов, способности к быстрому необдуманному принятию решения. Развивается рассудительность.

Упражнение 7: "Где два одинаковых?".

Это упражнение более трудное, так как в нем отсутствует исходный рисунок-эталон. В каждой задаче шесть изображений одного и того же предмета. Два из них одинаковы. Ребенку требуется найти эту пару.

В процессе решения заданий 6,7 психолог выясняет, отличается ли ребенок повышенной импульсивностью. Для умения сознательно выполнять любое действие, можно предложить ребенку проговаривать способ решения задачи. Если ребенок отвечает неверно и очень быстро, почти не думая,

он принадлежит к группе импульсивных детей. Бывает, что ребенок отвечает неверно, несмотря на длительность принятия решения. Это говорит о недостаточной устойчивости его зрительной памяти (образ не удерживается до момента завершения процесса сравнения).

И повышенная импульсивность и неустойчивость зрительной памяти преодолеваются одинаково:

1) поэлементные сравнения основного изображения с

Другими;

2) выполнение действий вслух.

Бывает, что дети решают задания типа 6,7 верно, но очень медленно. Причины этого могут быть различны: инертный тип ВНД, чрезмерная осторожность, связанная с неуверенностью в своих способностях.

Для медлительных детей целесообразно нормирование времени решения задания; заполнение так называемой "таблицы достижений".

Для неуверенных детей необходима эмоциональная поддержка, подкрепление словами "правильно", "молодец", т.п.

Упражнение 8: "Поиск простой фигуры".

На отдельной карточке детям предлагается изображение простой фигуры. Затем раздаются другие карточки с изображениями фигур, в которые эта простая фигура включена один либо много раз. Дети ищут ее в таком пространственном изображении и размере, которые даны на образце.

Для выполнения задания данную фигуру необходимо постоянно удерживать ее перед своим мысленным взором, чему мешает восприятие других фигур и линий, включенных в орнамент. Для этого требуется определенная "помехоустойчивость" зрительной памяти. Если ребенку трудно работать, можно вооружить его карандашом для облегчения поиска.

Упражнение 9: "Загадочные картинки".

Детям предлагаются специальные картинки, чтобы определить, что на них изображено и в каком количестве.

Решение такого типа заданий требует беглости, подвижности процессов восприятия, умения анализировать сложные переплетения линий.

Комплекс упражнений на пространственное воображение

И пространственное мышление.

Оба этих процесса функционируют во взаимодействии, но в одних случаях большую роль играет пространственное воображение, в других - мышление.

Упражнение 10: "Сколько здесь кубиков?".

Смысл заданий этого типа в том, чтобы, опираясь на логическое мышление представить себе, сколько в изображаемой фигуре имеется невидимых кубиков (можно использовать кубики Кооса).

Оказывая помощь ребенку, посоветовать подсчет по отдельным рядам: горизонтальным и вертикальным.

Упражнение 11: "Сколько кубиков не хватает".

Психологически близко к упражнению 10.

Ребенку предлагается картинка, на ней нарисована фигура, составленная из определенного количества кубиков. На других карточках изображена та же фигура, но с несколькими вынутыми кубиками. Ребенку нужно посчитать, сколько кубиков не хватает.

Упражнение 12: "Вообрази, что получится".

Предназначено для тренировки пространственного воображения (способности оперировать в уме образами 2-х, 3-х-мерных объектов).

Ребенку предлагается бумажная салфетка сложенная вчетверо (т.е.дважды пополам). После того, как салфетку сложили, в ней сделали фигурный вырез. Необходимо представить вид развернутой салфетки (поиск среди готовых ответов).

Можно использовать различные игры типа "Собирание картинок из пазлов", различные развертки, коробочки и т.п.

Комплекс упражнений на умозаключения

Сопоставления предметов и событий.

Это задания с 13-22. Общее в них то, что ребенку предлагаются карточки с изображенными на них группами предметов, геометрических фигур, различных ситуаций. При этом ставится цель их анализа по определенному признаку, указанному в инструкции.

Задания типа 13-19 имеют общую цель: выделение существенного признака предмета.

Упражнение 13: "Пара к паре".

Устанавливается вид связи между заданными предметами, составление пары. Определять пару трудно, так как есть предметы объединенные с данным предметом другими связями (выработка понятий о функциональной паре).

Упражнение 14: "Подбери пару".

Психологически близко к упражнению 13.

Для одного предмета, выделенного на карточке, подбирается пара.

Все предметы как-то связаны с главным, но только один из них можно употреблять совместно с выделенным.

Упражнение 15: "Противоположности в картинках".

Выбор из предложенных предметов противоположного по своему назначению заданному. Требуется умение выделять в представленных предметах существенные признаки, в первую очередь функциональные.

Упражнение 16: "Пятый - лишний".

Вычленение существенных свойств изображенных на карточке предметов. Обобщение предметов, обладающих одним и тем же свойством.

На карточках нарисовано 5 предметов: 4 имеют сходство, а один отличается от других. Найти его.

Упражнение 17: "Составление квартета".

Психологически похоже на упражнение 16. Устанавливается признак, по которому сгруппированы предметы. Затем среди других предметов ребенок ищет тот, который соответствует выделенному признаку.

Трудности, с которыми сталкиваются дети решая такие задачи, связаны с незнанием предметов, изображенных на картинках. Это связано с бедностью его жизненных представлений.

Упражнение 18: "Развитие событий".

Используются рисунки с изображением эпизодов одного события, которые предъявляются ребенку вразброс. Определить - с чего начинаются и как развиваются далее события.

Решение такого типа задач требует от ребенка понимания реальных жизненных событий, связывания отдельных эпизодов. А далее - умения логически их анализировать. Для активизации памяти ребенка можно предложить ему рассказывать о событии без опоры на картинки.

Упражнение 19: "Расположение иллюстраций к сказкам".

Предлагаются рисунки к определенной сказке, расположенные непоследовательно. Ребенок должен вспомнить сказку и расположить эпизоды правильно (выполнение задачи предполагает знание сказки).

Задание отличается от предыдущего тем, что эпизоды не жестко следуют один за другим, а представляют собой разрозненные фрагменты сказки. Поэтому задание активизирует не только мышление, но и память ребенка.

Упражнение 20: "Анаграммы в картинках".

Упражнение предназначено для детей, умеющих читать.

Анаграмма - игра с буквами, образование из одних и тех же букв разных слов (лето - тело, куб - бук и т.п). Это упражнение особенно полезно при овладении звукобуквенным анализом слов, т.к. процесс решения требует от ребенка побуквенного анализа каждого слова с последующим по парным сопоставлением всех слов.

Упражнение 21: "Какая фигура следующая".

На карточке изображены два ряда фигур. В первом - фигуры располагаются в определенной последовательности. Если ребенок поймет смысл этой последовательности, то он выбирает из второго ряда фигуру, которая может продолжить верхний ряд.

Развивается умение анализировать изменение составных элементов при переходе от фигуры к фигуре, выделять закономерность изменения.

Упражнение 22: "Чем заполнить пробел?".

Это задания на пространственное воображение, анализ и синтез.

Можно просить объяснить ребенка, как он выполняет задания. Помогать наводящими вопросами. Используются упражнения из теста Равена.

Комплекс упражнений на формирование

Нравственных качеств личности.

Цель таких упражнений - диагностика и коррекция нравственных убеждений ребенка, его социальной зрелости.

Упражнение 23: "Как поступить?".

Задания этого типа - проективные. Решая их, ребенок проецирует себя, свою личность, свои установки на ту или иную нравственную коллизию.

Предлагаются карточки с рисунками из жизни детей. Представлены различные варианты разворачивания события.

Даже если ребенок дает положительный ответ с точки зрения нравственных норм, все равно разобрать с ним остальные варианты, дав им соответствующие оценки. Такой анализ подводит ребенка к умению самостоятельно делать нравственный выбор, принимать решение.

Упражнение 24: "Рассуждения".

Ребенку задаются вопросы типа "Что нужно делать?" Оценивается степень принятия ребенком ответственности на себя.

Психолог, работая с ребенком, анализирует его эмоциональные реакции, темп работы, словарный запас, односложность речи или многословие, тенденцию к излишней детализации, наличие жизненного опыта. Все это

имеет существенное значение при составлении коррекционной программы.

Материалами для составления планов, программ коррекционных занятий могут служить различные диагностические методики, авторские комплексы и программы отечественных и зарубежных психологов.

В построении занятий используется принцип постепенности усложнения материала, посильности занятий для данного возраста.

В целом при реализации той либо иной коррекционной программы необходимо, чтобы:

Решение заданий привлекало детей, поддерживало их интерес к занятиям;

Задания должны быть посильны для детей, не слишком легкие - чтобы вызывать стремление их решать, и не слишком трудные, чтобы привлекая сначала к себе внимание и интерес, не разочаровывать из-за невозможности их решить. Выполнение упражнений предполагает некоторое умственное напряжение в процессе поиска решения и удовлетворение при его нахождении.

2.5. Примерный конспект одного коррекционного занятия

Запрос родителей к психологу звучал следующим образом: плохо запоминает, не может воспроизвести только что выученное, не запоминает таблицу умножения, много времени тратит на уроки.

Было проведено психологическое обследование ученика Андрея Т. по интеллектуальной шкале Векслера. При достаточно высоком интеллектуальном потенциале оказался сниженным уровень произвольной концентрации внимания, слабая кратковременная память.

Индивидуальная коррекционная программа составлялась на основе имеющихся трудностей в обучении и форм их проявления с учетом потенциальных возможностей ребенка.

На коррекционном занятии использовались следующие упражнения:

1) Упражнение "Точки".

Цель: тренировка объема внимания, памяти.

Для тренировки используются наборы из 8 карточек, на которых расположены от 2 до 9 точек. От ребенка требуется в течение 1 сек. посмотреть на один из предлагаемых квадратов и заметить, сколько на нем точек и место их расположения. Затем на отдельном листе, на аналогичном квадрате ученик отмечает запомнившиеся точки. Результат оценивается по

количеству правильно воспроизведенных точек.

В процессе дальнейшей тренировки карточки меняются, вращаются вокруг своей оси для изменения расположения точек в пространстве.

Если ребенок, к примеру, воспроизвел верно шесть точек, а семь уже не может, значит объем его внимания равен 6 усл. ед. при норме 7 _+ .2усл. ед.

2) Упражнение "Проследи за направлением".

Цель: тренировка концентрации и устойчивости внимания, сосредоточенности.

Ученику предлагаются бланки с нарисованными на них перепутанными линиями, которые слева и справа пронумерованы. Задача ребенка - проследить каждую линию слева направо и определить номер начала и конца каждой линии. Следить за линиями глазами.

При определении качества выполняемого упражнения учитывается время выполнения одной таблицы и количество ошибок.

При дальнейшей тренировке таблицы уплотняются большим количеством линий, усложняется рисунок.

3) Упражнение "Корректура".

Цель: тренировка устойчивости внимания, наблюдательности.

Учащемуся предлагается как можно быстрее и точнее вычеркнуть в колонке любого текста какую-либо часто встречающуюся букву, например "о" или "е".

Успешность оценивается по времени выполнения и количеству допущенных ошибок.

Для тренировки распределения и переключения внимания задача усложняется: одна буква зачеркивается вертикальной чертой, другая - горизонтальной. Могут быть другие варианты усложнения.

4) Упражнение "Визуализация".

Цель: тренировка зрительной памяти.

Для запоминания большей части коротких чисел и формул вполне достаточно сосредоточить внимание на их мысленном зрительном образе.

Инструкция ученику:

1. Сделай паузу, мысленно воспроизведи образ запоминаемого числа.

2. Представь, что оно горит желтыми неоновыми цифрами на фоне черного неба (и т.п. образы).

3. Заставь эту надпись мигать в своем воображении не мение 15 секунд.

4. Повтори вслух.

Такие упражнения тренируют различные свойства внимания, памяти. Повышается мотивация к достижению результата, ребенок обучается новым способам восприятия, контроля, внимания, учится организовывать материал при запоминании, а затем извлекать его из памяти, формируются новые

стратегии мышления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова Г.С. Ввдение в практическую психологию. - М., 1995.

2. Афонькина Ю.А., Урунтаева Т.А. Практикум по детской психологии. -М., 1995.

3. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. - СПб, 1996.

4. Гриндер М. Исправление школьного конвейера. - СПб., 1994.

5. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. - М., 1996.

6. Елфимова Н.Е. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. - М.: МГУ, 1991.

7. Зак А. Методы развития интеллектуальных способностей у детей. - М.,1996.

8. Измерение интеллекта детей. Пособие для психолога-практика под ред.Гильбуха Ю.З. - Киев, 1992.

9. Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте. - М., 1993.

10. Ллойд Л. Школьная магия. - СПб., 1994.

11. Мазо Г.Е. Психологический практикум. - Минск, 1991.

12. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М., 1984.

13. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М., 1993.

14. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. - Л.: ЛГУ,1990.

15. Прогрессивные матрицы Дж.Равена. - СПб.: СПГУ, 1994.

16. Психологическое консультирование в школе. Сост. Коптева Н.В. -Пермь, 1993.

17. Психодиагностическая работа в начальной школе. Сост. Архипова И.А.- СПб.: РГПУ, 1994.

18. Рабочая книга школьного психолга. Под ред. Дубровиной И.В. - М.,1991.

19. Развитие интеллекта у детей. Гильбух Ю.З. - Киев, 1994.

20. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании.- М.,1995.

22. Тихомирова Л.Ф. Развитие логического мышления у детей. - Ярославль, 1995.

23. Эткинд А.М. Цветовой тест отношений в кн. Общая психодиагностика.Под ред. Бодалева А.А. - М., 1987.

24. «Жизненные навыки» 1-4 кл.-М.Генезис, 2000г.


Цель: Формирование позитивной мотивации к обучению в школе

Задачи:
Образовательные:
· повторить название и проявления основных чувств и эмоций;
· закрепить лексическую тему «дикие животные и их детеныши» и активизировать словарь по данной теме;
· развитие связной речи (учить аргументировать свою точку зрения, строить умозаключения);
· активизировать ребенка на мыслительную деятельность;
· продолжать тренировать внутреннюю мышечную чувствительность (напряжение-расслабление)
· совершенствование фонематического слуха.

Коррекционно-развивающие:
· развивать познавательные и психические процессы- восприятие, внимание, память, воображение;
· развивать интеллектуальную сферу- мыслительные умения, наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое мышление;
· развивать волевую сферу- произвольность, самоконтроль;
· развивать зрительно-моторную координацию, общую и мелкую моторику, умения воспроизводить движения в соответствии с текстом.

Коррекционно-воспитательные:
· воспитывать у детей умения понимать свое и чужое эмоциональное состояние, выражать при этом сочувствие, сопереживание и готовность оказать помощь;
· способствовать формированию коммуникативных умений;
· способствовать развитию мотивации, эмоционально вовлекая в проблемную ситуацию.
· нравственное воспитание детей.

Методы и приемы работы : коммуникативные и развивающие упражнения, психогимнастика, элементы сказкотерапии и пескотерапии, ИКТ, здоровьесберегающие технологии элементы логоритмики, релаксация, рефлексия, методы воспитания: (поощрение, положительный опыт поведения, самоконтроль)

Структура занятий:

· Орг., момент: приветствие
· введение в тему занятия, проблемная ситуация
· основная часть
· рефлексия
· Прощание

Материалы и оборудование : Ширма, куклы бибабо (Учитель Еж, зайчонок Степашка, Волчонок, Медвежонок), колокольчик, мультимедийное оборудование, рюкзак со школьными принадлежностями, подносы с песком (7шт), мячики Су-джок, подушки для релаксации, елочки и яблоки на каждого ребенка, оформление леса (пеньки, бревна, кочки, листья), столы и стулья, музыкальное сопровождение (пение птиц, «Чему учат в школе», Барбарики»Друзья«, музыка для релаксации)

Ход занятия:
1.Организационный момент: приветствие
Психолог: Здравствуйте, ребята. А теперь поздоровайтесь друг с другом, повернитесь лицом к своему соседу, улыбнитесь ему, повторяйте за мной
Здравствуй, друг! (здороваются за руку)
Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)
Где ты был? (теребят друг друга за ушко)
Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)
Ты пришел! (разводят руки в сторону)
Хорошо! (обнимаются)
А можно, я вас всех обниму? (психолог обнимает всех детей)
Здравствуйте, я рада вас всех сегодня видеть! Присаживайтесь на стулья.

2.Введение в тему занятия, проблемная ситуация
Ребята, сегодня необычный день, может в лесной школе что-то случилось? Действительно, что-то случилось, потому что сказка сегодня называется «приключения лесных жителей» . Готовы внимательно слушать и смотреть сказку, тогда начинаем…..
Просмотр и обсуждение сказки
Учитель Еж (психолог одевает на руку куклу бибабо Ежа)
-Здравствуйте, ребята! (ребята встают, здороваясь с учителем). Пора мне отправляться в класс, готовиться к уроку, ведь там меня ждут мои любимые ученики.
Психолог с куклой бибобо учителем Ежом заходит за ширму и действие разворачивается там.
Сова
-Здравствуйте, Учитель Еж, пора мне подавать звонок на урок (сова звенит в колокольчик).
Психолог: «Учитель Еж заходит в класс, а там никого нет! Ребята, какое настроение сейчас у учителя (удивление). Раз, два, три, удивление покажи!
Учитель Еж
- Ничего не понимаю, а где же мои ученики? Ребята, а вы не знаете где мои ученики? (ответы детей)
- Что же делать? Наверно, с ними, что-то случилось…..(дети предлагают свою помощь: отправиться на поиски лесных жителей).
Учитель Еж
-Спасибо ребята, я буду вас здесь ждать вместе с моими учениками.

Основная часть
Психолог:
Ребята, поможем Учителю найти его учеников? Пойдемте со мной, может подсказку найдем (психолог с детьми подходит к доске, где прикреплены картинки леса и диких животных.

Психолог:
Кого мы будем искать (зайчонка, волчонка, медвежонка) А где они живут? (в лесу).А давайте вспомним семью зайчонка: мама …(зайчиха), папа (заяц), детеныши (зайчата ); а назовите семью волчонка, а семью медвежонка помните? (Как можно назвать этих животных одним словом?
Ребята, а что нам пригодиться, чтобы в лесу не заблудиться?(карта). А где же взять карту леса? Надо ее найти, ой, посмотрите, кажется я нашла!

Психолог
- Посмотрите, внимательно на карту и скажите, кого из лесных жителей мы встретим первым, если пойдем по тропинке снизу вверх? (зайчонка)
-Возьмемся за руки, чтобы в лесу не потеряться, вперед! Под музыку «пение птиц«дети перемещаются по залу (огибают елки, перешагивают через бревна) и подходят к дому зайчонка.

Психолог
- А вот и зайчонок Степашка, давайте с ним поздороваемся, и узнаем, что у него случилось? (дети здороваются и спрашивают Степашку, что с ним произошло)

Степашка:
- Здравствуйте, ребята! Моя любимая мамочка зайчиха собрала мне вечером портфель, а утром ушла на работу. Но когда я проснулся, рюкзак лежал на полу, и из него все высыпалось и перемешалось с моими вещами! Я испугался! Ведь я не видел, что мама собирала в рюкзак…. Что мне делать?(дети «мы тебе поможем собрать портфель»)

Психолог:
-Ребята, посмотрите, какое настроение сейчас у зайчонка (испуганное, страх), раз, два, три, страх покажи!
-Поможем Степашке собрать рюкзак? (да). Только будьте внимательны, в рюкзак нужно положить те предметы, которые пригодятся на уроках в школе (дети под музыку собирают портфель)

Психолог:
-Молодцы! Давайте, проверим, все ли правильно собрали (психолог вместе с детьми проверяет, называя каждый предмет) Как можно назвать одним словом все эти предметы (школьные принадлежности).
Степашка:
- Спасибо вам, ребята, я побежал в школу, до свидания!

Психолог:
-А какое сейчас настроение у Степашки (радостное) Раз, два, три, радость покажи! И все это благодаря вам, вы помогли ему, не бросили его в беде!
-Нам с вами надо спешить, кто еще может ждать нашей помощи? (волчонок и медвежонок)
-Вспомните карту, и скажите кого мы теперь встретим на тропинке? (волчонка)
-Беритесь за руки и вперед! (дети под музыку проходят по музыкальному залу и попадают к домику волчонка).
-Давайте поздороваемся с волчонком и спросим, что с ним случилось, почему он не пришел в школу (дети спрашивают).

Волчонок:
-Здравствуйте, ребята! Представляете, мне всегда помогали делать домашние задания мои папа и мама. Так вот, вчера, они не смоги мне помочь, их пригласили на день рождение к барсуку. И я сильно разозлился! Что мне делать, ребята? (мы тебе поможем).

Психолог
-Ребята, какое настроение у волчонка (злое, злость). Покажите, раз, два, три- злость покажи! (дети изображают злость). Молодцы! Вы говорили, о том, что готовы помочь волчонку сделать домашнее задание. Но мы с вами в лесу, тетрадей здесь нет, а на чем мы с вами можем в лесу писать? (ответы детей)
-Конечно, на земле и песке! Подходите к подносам с песком, рассаживайтесь поудобнее, вас там ждет сюрприз! (на каждого ребенка- поднос с песком с закопанным Су-джоком).Волчонку задали придумать интересные игры с этим мячиком и колечком.

Психолог
Ребята, шарики есть, а колечек нет, где нам их взять? (ответы детей) Да, открываете, одевайте колечко на большой палец и повторяйте за мной.
При массаже пальцев эластичным кольцом, дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, сначала на правую затем на левой руке, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Психолог
-Давайте спрячем обратно пружинку и поиграем уже с мячиком. Возьмите мячик в правую руку и положите его в нижний левый угол! Теперь прокатите его в правый верхний угол. Молодцы! Посмотрите, на чьи следы похож узор? (ответы детей)
Молодцы!
- Давайте прокатим мячик по песку, и посмотрим какой узор у нас получиться (ответы). Про следы (обсуждение ответов детей).

Психолог
Вот видишь, Волчонок, не надо злиться, ответы на вопросы можно узнать не только у мамы с папой, но и у друзей, в книгах, интернете.

Волчонок (психолог одевает на руку волчонка)
- Спасибо вам ребята, я побежал в школу!

Психолог:
-Какое теперь настроение у волчонка (веселое).

Психолог
Вы еще не устали? Вспомним карту, кто нас еще может ждать? (медвежонок) (дети под музыку идут к медвежонку)

Психолог
- А вот берлога медвежонка! Ребята, а медвежонок спит! Давайте его разбудим, и спросим, а что у него случилось? (дети здороваются, спрашивают).

Медвежонок
- Здравствуйте, ребята! Я не хочу идти в школу, мне грустно. Раньше до школы, я мог бегать, танцевать, отдыхать, и конечно, кушать. А теперь, что? В школе надо учиться, учиться, отдыхать, наверно там, нельзя будет….Что мне делать, ребята? И учиться надо, и отдыхать я люблю! (отдыхать можно на переменах, а кушать ученики ходят в буфет).

Медвежонок
-Да?! А что такое перемена? (дети отвечают, что перемена -это свободное время между уроками)

Элементы Лого ритмики «замри-изобрази», релаксация.

Психолог
-Ребята, какое настроение у медвежонка (грустное). Давайте ему покажем, что на переменах тоже можно танцевать и отдыхать (да). Под музыку танцуем, а когда, музыка останавливается, изображаем дикое животное, не забываем про мимику (дети под музыку танцуют, когда музыка останавливается, изображают диких животное, психолог спрашивает каждого ребенка, какое животное он изобразил).

Психолог
- А теперь, возьмите подушки у наших гостей, и ложимся отдыхать.

Релаксация «На цветочной поляне»
И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища.

Психолог
Ложитесь на спину, руки положите вдоль туловища. Представьте, что вы лежите на цветочной полянке в лесу. Закройте глаза. Дышите спокойно. Вдох - задержка дыхания (3сек), выдох. Повторить 3-4 раз. Отдыхаем, сном волшебным засыпаем. Дышится легко, ровно, глубоко, вдох, выдох. Вы лежите, а вокруг вас порхают бабочки. Солнечные лучи ласкают вас, вам тепло, легко, вы чувствуете аромат полевых цветов, вдох-выдох (2 раза) Расслабляется все тело от кончиков пальцев ног и до кончиков пальцев рук. Расслаблены ноги, руки, туловище. Напряжение уходит. Дыхание спокойное, ровное (выдержать 5 минут) Сейчас я досчитаю до пяти, и вы откроет глаза. 1, 2, 3, 4, 5 и наступает пробуждение. Все вы чувствуют себя бодрыми и радостными, откройте глаза.
Потянитесь, улыбнитесь, сядьте, влево, вправо повернитесь. Возьмите подушку-звездочку, поднимите высоко над головой, тянемся, тянемся..Опустили вниз, расслабили руки. Обняли подушку, сильно, сильно, опустили руки. Молодцы!

Психолог
-Ребята, медвежонку очень понравилось, как вы танцуете и отдыхаете, и он тоже захотел. Взял рюкзак и убежал радостный в школу учиться, а на переменах отдыхать.
Ну, что наше путешествие подходит к концу, пойдемте, посмотрим, все ли лесные жители добрались до школы к Учителю Ежу (дети подходят к лесной школе, где за ширмой сидят лесные жители и Учитель Еж).

Психолог
-Все в порядке, Учитель Еж дождался своих учеников, он благодарит вас за помощь, угощает вас яблоками, он сам их набрал для вас, возьмете в группу и там съедите!

Рефлексия, прощание
Психолог
1.Какое у вас сейчас настроение?
2.Чему вы научились сегодня (научились собирать портфель, весело и дружно выполнять домашние задания, не скучать на переменках)

Психолог (достает корзинку с елочками и предлагает детям)
-Поставьте елочку в то место, у кого в гостях вам больше всего понравилось(дети ставят елочку в то место, где им больше всего понравилось), потом анализируют свой выбор «Мне больше всего понравилось ………потому что….

10. Прощание «До свидания, милый друг!»
Спасибо вам ребята! Каждый из вас сегодня совершил добрый поступок, помог лесным жителям справиться с их трудностями. И если с вами произойдут такие же трудности, то их вы не будете уже бояться. Потому что сегодня научились с ними справляться. Вы со мной согласны? А теперь, пора прощаться, дети стоят в кругу, держаться за руки, прощаются друг с другом и с психологом.

До свидания, милый друг! (руки в центр круга)
Очень рада встрече! (отводят руки в сторону)
Может, встретимся еще? (пожимают плечами)
Давай же как-то вечером! (обнимаются)

Название: Конспект открытого занятия педагога-психолога в подготовительной группе «Приключение лесных жителей»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, занятия психолога в подготовительной группе


Должность: педагог-психолог высшей квалификационной категории
Место работы: МДОУ № 5 «Гнездышко»
Месторасположение: Ярославская обл, Ярославский р-он, п.Туношна-городок 26.

Открытое занятие педагога-психолога "Общение – наш путь к успеху". 7-й класс

Цель: повысить уровень коммуникативной компетенции учащихся.

Задачи:

  • практически опробовать упражнения, тренирующие коммуникативную гибкость;
  • выработать индивидуальный стиль общения;
  • стимулировать процесс самоосознания и самопонимания у учащихся;

ХОД УРОКА

– Как вы считаете, общение важно для нас? Почему?
– Можно ли научиться общаться лучше?
Коммуникабельность – это одно из требований современного общества.

Разыгрывается ситуация:
Двое ребят пытаются начать диалог, один из них стоит в «закрытой позе» и не проявляет интереса к собеседнику, второй пытается войти с ним в полноценный контакт.

Обсуждение:

– Сложно было общаться с человеком, не проявляющим интереса? Почему? Что мешало установить контакт?
Из всех людей единицы изначально умеют общаться легко, непринужденно, эффективно, без конфликтов. Подавляющее большинство людей этому учатся и лучше всего делать это непосредственно в процессе общения.

Презентация «Как научиться общаться лучше».

В основе эффективного общения лежит несколько общих правил:

1. Проявляйте искренний интерес к другим людям. «Человек, который не проявляет интереса к своим собратьям, людям, переживает наибольшие трудности в жизни и причиняет наибольшие несправедливости другим».
2. Попытайтесь понять достоинства другого человека и искренне признать, похвалить эти достоинства. Дайте людям почувствовать их значимость и уникальность.
3. Вместо того чтобы осуждать людей, постарайтесь понять, почему они поступают так, а не иначе. Это более эффективно, чем критиковать или осуждать, так как критика ставит человека в позицию обороняющегося и побуждает его искать для себя оправдания, а не заставляет задуматься.
4. Будьте доброжелательным, приветливым, улыбайтесь.
5. Обращайтесь к человеку по имени, отчеству, помните, что для человека звук его имени является самым важным и приятным звуком в человеческой речи.
6. Говорите о том, что интересно вашему собеседнику.
7. Будьте хорошим слушателем, этим побуждая человека рассказывать о себе.
8. Проявляйте уважение и терпимость к мнениям другого. Не употребляйте выражений типа: «Ты ничего не понимаешь!», «Твои взгляды безнадежно устарели!», «Думать так – глупо!». Отзываясь неодобрительно о мнениях, вкусах, привычках другого человека, вы обижаете его самого, его личность. К тому же, чаще всего мы меряем по себе, поэтому помните, что вы – не эталон для всех, не предмет для подражания, у другого человека другие взгляды на жизнь, он даже так и называется – ДРУГОЙ.
9. Больше слушайте, чем говорите.
10. Попытайтесь искренне стать на место другого человека, увидеть вещи с его точки зрения.
11. Как указать человеку на ошибку, не обидев его?

– узнайте, что он сам думает о своем поступке,
– начните с похвалы, отметьте, что ему удается, а затем скажите об ошибке, но не обобщая («У тебя всегда так!») и не переходя на личность человека («У тебя ничего не вышло, потому что ты лентяй!»),
– никогда не критикуйте человека при посторонних – это унижает его достоинство; лучше – один на один.

– Кроме словесного общения, как еще можно донести информацию до собеседника? (C помощью жестов)

– А сейчас несколько добровольцев потренируют свои актерские способности, а все остальные – умение понимать состояние и настроение человека по его внешнему виду.

Упражнение – разминка. Учитель раскладывает на столе маленькие записки на которых написаны различные состояния, каждый из ребят по очереди подходит к столу и вытягивает по одной бумажке, читает доставшееся ему состояние и демонстрирует перед классом, но только с помощью своего поведения, мимики, жестов – всем, кроме слов и письма. Класс отгадывает (необязательно дословно, но приблизительный смысл).

Список состояний:

– хочу спать;
– я устал;
– я уверен в себе;
– как вы мне все надоели;
– пожалей меня;
– у меня хорошее настроение;
– обратите на меня внимание;
– а у меня по контрольной «5»;
– ой, боюсь, боюсь;
– у меня есть тайна;
– мне это нравится;
– мне скучно;
– я вам всем покажу!;
– я стесняюсь;
– ну почему все так плохо;
– ребята, давайте жить дружно.
– я влюбилась!
– мне стыдно!
– я голодный!
– мне холодно;
– мне жарко.

Обсуждение:

Какие трудности у вас возникли в результате такого общения? Как было бы проще объяснить свое состояние? (живое общение).
Живое общение с собеседником часто бывает спонтанным, непредсказуемым, быстро меняющимся: нельзя составить план, из которого знаешь, что спросит он и что должен ответить ты. Иногда все складывается совсем не так, как ты думал. Требуется хорошо развитая гибкость – умение изменять свое поведение в зависимости от ситуации и реакции собеседника, находить новые способы контакта. Человек обретает эту способность, проходя через множество различных ситуаций и общаясь со многими людьми, вынося практический опыт. Следующее упражнение тренирует умение гибко изменять свое поведение в ситуации.

Упражнение «Карусель» . Разделитесь на две группы поровну. Одна группа пусть образует внутренний круг, а другая – внешний, лицом к лицу. Сейчас учитель будет называть задание, которое вы проделаете с тем, кто напротив вас, а затем – он сделает то же с вами. После выполнения каждого задания весь внешний круг сдвигается на одного человека вправо, – и у каждого появляется новый партнер для следующего задания.

Задания:

– поздоровайтесь необычным способом (но приятным для собеседника): например, потритесь носами, подайте руки тыльными сторонами, …;
– представьтесь необычным именем (фантастическим, выдуманным, иностранным, …);
– скажите собеседнику комплимент;
– задайте человеку один интересующий вас вопрос;
– перед вами незнакомый человек, познакомьтесь, узнайте, чем он занимается, чем интересуется;
– в поезде вы оказались в купе со знаменитым артистом (певцом, спортсменом, актером), вы – его давний поклонник, познакомьтесь с ним, перекиньтесь несколькими фразами;
– рядом с вами – расплакавшийся ребенок, успокойте его;
– вы встретились с человеком, который вам нравится, поговорите с ним о чем-нибудь приятном.

Обсуждение

– Что же такое гибкость? Легко ли было изменять свое поведение? Что мешало?

Вывод:

– Прошла очередная наша с вами встреча. Итак, чему она была посвящена? Была ли наша встреча полезна для вас? Чем?

– Я, как педагог-психолог разработала для вас рекомендации, которые вы можете использовать в повседневной жизни, и которые помогут вам наладить как можно больше правильных контактов. (Приложение 1)

Общение – наш путь к успеху, так давайте будем успешными людьми.

Предварительный просмотр:

Как правильно общаться

  • Помни золотое правило: «Относись к людям так, как хочешь, чтоб они относились к тебе»
  • Чаще улыбайся.

Ничто не ценится так дорого и не стоит так дёшево, как улыбка.

  • Во время разговора не перебивай собеседника.
  • Научись уступать другим.
  • Если чувствуешь, что не прав, не настаивай на своём.
  • Всегда оказывай помощь, если тебя об этом просят, это обязательно к тебе вернётся.
  • Никогда не обзывай, не оскорбляй, и не унижай людей.

Постарайся следовать этим советам,

и у тебя всегда будет много друзей.

Приложение №1

Десять правил общения

  1. В первую очередь интересуйтесь другими людьми и делайте это искренне, ваше дело – вторично. Хорошего контакта не будет, если Вас волнуют только собственные дела.
  2. Будьте хорошим слушателем. Умейте слушать. Часто это бывает более ценным, чем умение говорить. Позвольте сначала высказаться другому человеку, а потом говорите сами, с учетом услышанного.
  3. Скажи, что ты можешь дать. Люди хотят общаться с теми, кто может принести «пользу». Не расхваливайте себя или качество своих услуг и способностей. Лучше скажите конкретно, что будет иметь человек, если примет Ваши предложения.
  4. Критикуйте осторожно. Часто критика бывает бумерангом. Критикуйте не личность, а только действия и поступки. Не обвиняйте людей в непонимании, упрямстве, неспособности слушать, в неумении сдерживаться. Перестаньте обвинять вообще!
  5. Без металла в голосе. Большинство людей не любят, когда им приказывают, напоминают об их обязанностях или говорят с ними в приказном, высокомерном, назидательном или поучительном тоне. Убирайте металлические нотки в своем голосе! Представьте, что перед Вами хороший приятель или человек, желающий им стать. Не возвышайте себя, говорите мягко, спокойно, доверительно.
  6. И Вы можете быть виноваты.
    Если случилось нечто приятное, то, каждый желает сделать себя «героем» успеха. Во всякого рода неприятных происшествиях, люди склонны искать причину не в себе, а винить других людей. Научитесь разделять с другими ответственность за случившееся, а лучше ищите причину в себе.
  7. Хвалите людей . Говорите о достоинствах других людей.
  8. Сделайте «агрессора» своим другом.
    Когда мы имеем дело с агрессивным и нетерпимым человеком, как правило, у нас возникают раздражение или обида. Попробуйте войти в его положение.
  9. Не ссорьтесь. Уважайте мнение другого человека.
    Этот принцип вовсе не означает уступки и полное молчание. Будьте выше ссоры.
  10. Улыбайтесь!
    Глядя на добродушно улыбающегося человека, даже самые агрессивные люди становятся более миролюбивыми. Искренняя, доброжелательная улыбка не может испортить ни одно лицо, а подавляющее большинство лиц делает более привлекательными.

Успехов в общении!

Для того чтобы своим откровенным мнением не обидеть человека, придерживайтесь следующих правил :
1. Давай обратную связь только тогда, когда тебя об этом попросят.
2. Говоря о своих мыслях и чувствах, скажи о том, какие конкретно слова, поступки их вызвали. Не говори о человеке в целом (не стоит говорить: «Ты не умеешь общаться!», скажите: «Ты перебиваешь собеседника, не слушаешь его, не стараешься понять его точку зрения»).
3. Говори так, чтобы не обидеть и не оскорбить другого человека (не употребляй оскорбительных слов, не ругай, не обзывай и т.д.).
4. Не давай оценок (ведь ты не выше и не лучше другого человека - вы разные).
5. Не давай советов. Слова: «Я бы на твоем месте…», «Ты должен…» - под запретом. Не стоит поучать - пусть человек сам выбирает, как поступить, ему виднее.

ОСНОВА ОТНОШЕНИЯ СОБЕСЕДНИКА К НАМ ЗАКЛАДЫВАЕТСЯ
В ПЕРВЫЕ 15 СЕКУНД ОБЩЕНИЯ С НИМ.
Специалистами замечено: чтобы с самого начала знакомства или беседы расположить к себе собеседника, нужно дать ему, как минимум три психологических «плюса», существует, конечно, множество возможных «плюсов», но наиболее универсальные из них:
комплимент, улыбка, имя собеседника и поднятие его значительности.


Описание материала : Предлагаю Вашему вниманию конспект психологического занятия с детьми младшего школьного возраста, в форме тренинга. Такая форма проведения позволяет детям почувствовать себя более комфортно и легко познакомиться с теми качествами человека и правилами, которые позволяют стать хорошим другом.

Цель: познакомить детей с правилами, которые способствуют созданию дружеских отношений.

Задачи : коррекция и развитие процесса общения и взаимоотношений детей, развитие понимания личностных особенностей каждого человека, осознание восприятия себя окружающими людьми, получение навыка выстраивания дружеских отношений.

Стимульный материал: заготовка силуэтов мальчика и девочки без выражений лица по количеству человек, палочки разных цветов, магнитофон с музыкой: «Настоящий друг», «Лебединая песня», цветные карандаши, картинки с написанными правилами, плакат с надписью «Дружба», вырезанные из бумаги облачка.

По длинной, дикой, утомительной дороге шел человек с собакой. Шел он себе, шел, устал, собака тоже устала. Вдруг перед ним - оазис! Прекрасные ворота, за оградой - музыка, цветы, журчание ручья, словом, отдых.

"Что это такое?" - спросил путешественник у привратника.

"Это рай, ты уже умер, и теперь можешь войти и отдохнуть по-настоящему".

"А есть там вода?" - "Сколько угодно: чистые фонтаны, прохладные бассейны..."

"А поесть дадут?"

- "Все, что захочешь".

"Но со мной собака".

- "Сожалею сэр, с собаками нельзя. Ее придется оставить здесь".

И путешественник пошел мимо.

Через некоторое время дорога привела его на ферму. У ворот тоже сидел привратник.

"Я хочу пить" - попросил путешественник.

"Заходи, во дворе есть колодец"

"А моя собака?"

- "Возле колодца увидишь поилку".

"А поесть?"

- "Могу угостить тебя ужином".

"А собаке?"

- "Найдется косточка".

"А что это за место?"

- "Это рай".

"Как так? Привратник у дворца неподалеку сказал мне, что рай - там".

- "Врет он все. Там ад".

"Как же вы, в раю, это терпите?"

- "Это нам очень полезно. До рая доходят только те, кто не бросает своих друзей".

Скажите, а у вас есть друзья?

Что значит дружить??

Как много важных слов вы сейчас назвали.

Скажите, а дружбе можно научиться?

А чтобы чему-то научиться, что мы сначала должны узнать? (правила)

Вот сегодня мы с вами и постараемся узнать эти правила.

А начнем мы пожалуй со знакомства.

Упражнение на знакомство «веник».

На столике вы видите цветные палочки. Каждый участник берет одну палочку. Каждый участник называет свое имя и рассказывает, почему выбрал этот цвет.

А теперь попробуйте сломать свою палочку.

Ну как легко сломалась???

А теперь посмотрите, у меня в руках 8 палочек? как вы думаете, так же легко будет их сломать…

Как вы думаете на какое правило дружбы похоже то, что мы сейчас делали??

Правила:

Оказывать помощь.

Уважать право друга иметь других друзей кроме себя.

А вы когда - нибудь обращали внимание, когда утки летят на юг, как они крякают? Как вы думаете зачем??

Утки криками подбадривают летящих впереди, чтобы они не сбавляли скорости.

Скажите а как люди, т.е. мы с вами можем друг-друга подбадривать??

Сейчас я предлагаю вам попрактиковаться в этом и сыграть в игру «Комплимент».

Упражнение «Комплимент».

Участники выстраиваются в два круга - внутренний и внешний, лицом друг к другу.

Количество человек в обоих кругах одинаковое. Участники, стоящие напротив, говорят друг другу комплименты. Затем по команде ведущего внутренний круг сдвигается (по часовой стрелке), партнеры меняются. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

Приятно ли вам было слушать комплименты в свой адрес? Что было приятнее говорить или принимать комплимент? Как часто в жизни вы и вам говорят комплименты?

Правила:

Стараться чтобы другу было приятно в твоем обществе.

Радоваться вместе с другом успехам, победам.

А сейчас я снова предлагая вам сыграть в игру.

Упражнение «Слепой и поводырь».

По комнате раскладываются предметы и препятствия. Участники группы делятся на пары. Один закрывает глаза. Второй становится поводырем. Он должен провести партнера по всей группе, обходя при этом препятствия. Затем участники пары меняются ролями.

Скажите, а что должен испытывать «слепой», чтобы спокойно следовать за повадырем?

Правила:

Доверять.

Но доверять мы можем не только свою жизнь, но и тайны.

Знаете, в животном мире множество примеров дружбы, которым нам подчас можно только позавидовать.

А сейчас прослушайте отрывок из одной песни, которая называется «Лебединая верность»

Насколько самоотверженно поступает он по отношению к своей подруге.

И вот, например те же самые гуси, когда заболевает один из них, или кого-то ранят. То 2 гуся сопровождают и охраняют его до последнего момента, пока тот либо не выздоровит, либо не умрет. И лишь потом летят либо отдельно, либо прибиваются к другой стае, чтобы догнать своих.

А как это происходит у людей?

Упражнение «Облака»

Облачка раскладываются на определенном расстоянии друг от друга, но так, чтобы можно было перешагнуть с одного на другое без помощи. Детям предлагается пройтись по облакам. Затем облачко убирается и расстояние становится больше, затем еще одно и так далее пока расстояние не станет таким, что без помощи товарища они не смогут переступать.Дети должны догадаться о том, что нужно помочь товарищу, если они не догадываются, то ведущий намекает на то, что чтобы преодолеть сложность нужно взяться за руки.

Сложно ли было перешагивать одному, и как когда в помощь пришел товарищ?.

Правила:

Не критиковать.

Поддерживать в трудные минуты

Смотрите сколько правил дружбы мы открыли

Запомните, что особое место, в развитии каждого человека играет дружба. Когда вы обретаете друзей, вместе преодолевая трудности, насмешки, непонимание, вы на самом деле поднимаетесь на следующую, новую ступенечку развития.

Плакат «Дружба».

В качестве рефлексии детям раздаются силуэты мальчиков и девочек, но без изображения лица. Они дорисовывают эмоции, которые испытывают сами, по окончании занятия. Затем создается общий плакат «Дружба».

Посмотрите внимательно на плакат и на лица, которые вы изобразили. Какие эмоции преобладают на нем. Вот видите, что дружба приносит положительные эмоции.

Запомните, что учиться дружить никогда не поздно!!!