Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие слуха и речи  /  Отклонение в психическом развитии дошкольника. Характеристика отклонений в психическом развитии у детей. План лабораторного занятия

Отклонение в психическом развитии дошкольника. Характеристика отклонений в психическом развитии у детей. План лабораторного занятия

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Дефекты бывают двух видов

Поэтому очень важно, чтобы оценки поведенческого отклонения были сделаны клиницистами, которые знакомы с людьми с ослабленным зрением. Для врожденного слепого ребенка понятие я может быть отложено из-за трудностей в общении из-за отсутствия зрительного контакта с матерью и отзывчивого улыбки. Репрезентативная игра также развивается намного позже обычного, и индивидуум может ошибочно быть помечен как «аутичный». Кроме того, некоторые молодые слепые дети показывают обратимость местоимения, так как обнаруживается аутизм.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Отклонения в психическом развитии

Отклонения в психическом развитии вызваны сенсорными нарушениями (глухота, тугоухость, слепота, слабовидение), поражениями ц. н. с. (умственная отсталость, задержка психического развития, двигательные нарушения, тяжелые нарушения речи).

Виды нарушений развития

Особенности аутистического типа в поведении полностью слепых детей довольно распространены. Эти стереотипные движения включают щелканье рук или пальцев, качание, прядение, покачивание тела, поворот и постукивание, например, как у аутичных детей. Прежде чем маркировать ребенка как аутичного, необходимо изучить степень, в которой поведение может быть минимизировано или изменено. Это может быть выражением недостаточной стимуляции, поэтому обеспечение стимулирующей активности может уменьшить поведение.

С другой стороны, движения могут быть вызваны чрезмерной стимуляцией. Это обычно встречается у детей с кортикальным нарушением зрения, которые прибегают к повторному поведению, когда окружающая среда становится слишком визуально сложной для их преодоления. Когда окружающая среда становится более визуально приемлемой для них, если девиантное поведение уменьшается, более вероятно, что причиной было ухудшение зрения, а не психическое расстройство. Тем не менее, любое отклоняющееся поведение первоначально не должно восприниматься как результат только нарушения зрения.

Умственная отсталость (англ. mental retardation) - стойкое, необратимое нарушение психического развития, в первую очередь интеллектуального, обусловленного недостаточностью ЦНС. Умственная отсталость. имеет разную этиологию (причины).

Задержка психического развития - парциальное (частное) недоразвитие функций психических высших, могущее, в отличие от олигофрении, быть временным и компенсироваться при коррекционных воздействиях в возрасте детском или подростковом.

Следует учитывать и другие факторы, такие как дополнительные умственные недостатки, эмоциональные проблемы и языковые расстройства. Они могут быть усугублены нарушением зрения, но не вызваны им. Поскольку дети с ослабленным зрением не имеют доступа к визуальному моделированию и формированию ожидаемых моделей поведения, ряд их поведений может быть ошибочно диагностирован как патологический. Депрессия может быть ошибочно заподозрена или диагностирована из-за непонимания языка тела. Слепые дети часто имеют низкий мышечный тонус и потому что им не нужно поддерживать зрительный контакт для информации, сидеть головой вниз.

Причинами задержки развития психического могут выступать:

1). дефекты конституционального развития ребенка -- из-за них он начинает отставать от сверстников в развитии физическом и психическом (инфантилизм гармонический);

2). различные заболевания соматические (физически ослабленные дети);

3). органические поражения системы нервной центральной (дети с дисфункцией мозговой минимальной).

Кроме того, ребенок может неверно истолковать значение языка и использовать чрезмерно драматические высказывания, которые несут в себе личный смысл. Различие «я-ты» у врождённых слепых детей задерживается, как и репрезентативная игра, которая является частью основы для развития символического языка. Китсон и Тэккер полагают, что в результате у взрослых, имеющих врожденное слепоту, могут быть деперсонализированные отношения; они могут казаться немотивированными и «шизоидными». Профессионалы, вероятно, недооценивают настроение, интеллект и личность у любого клиента с уменьшенным выразительным поведением.

У таких детей в силу цереброастении, психомоторной расторможенности и аффективной возбудимости значительно снижаются работоспособность, память и внимание; затрудняется усвоение навыков чтения, письма, счета, речи. Также появляются нарушения эмоциональные и личностные.

Отклонения в развитии выступают в различных сочетаниях.

Психоаналитические исследования зрения и слепых. Нью-Йорк: Национальная премия университетов. Влияние зрительной инвалидности на поведение и семью. Управление нарушением зрения в детском возрасте. Лондон: Пресса Кембриджского университета. Нарушение зрения у детей и подростков. Ландау, Б. «Язык и опыт слепых детей: ретроспектива и перспективы». М слепота и психологическое развитие у маленьких детей.

Отсроченная неврология развивается у 5-10% педиатрической популяции. Общая оценка задержки развития считается, когда оцениваемые параметры являются по меньшей мере двумя стандартными отклонениями ниже среднего по возрасту среднего уровня в соответствии с стандартизованными в настоящее время испытаниями. Частота общей задержки развития считается 1-3% детей в возрасте до 5 лет. Около 200 метаболических заболеваний могут задерживаться в развитии, но они составляют очень низкий процент всех причин расстройств созревания, оцениваемых в 1-5% в соответствии с серией.

Отклонения в психическом развитии ребенка - это неадекватное формирование его психологического опыта, вызванного различными сенсорными нарушениями, такими как слепота, глухота, тугоухость, или поражением центральной нервной системы, таким как двигательное нарушение, задержка психологического развития, умственная отсталость.

Это особенно важно, если задержка изолирована и не сопровождается каким-либо другим симптомом или клиническим признаком. Одним из наиболее обсуждаемых вопросов в последнее время, когда систематическое исследование детей с задержками развития было систематизировано, заключается в том, сколько нужно настаивать на отказе от метаболических причин и какие лабораторные тесты указаны для этой цели. Эффективность метаболических исследований в диагностике умственной отсталости составляет всего 1% и особенно низкая по сравнению с другими исследованиями.

психический развитие дефект возбудимость

Причины отклонений

Специалисты делят причины, повинные в развитие отклонений у детей, на две группы: неблагоприятные факторы внешней среды и наследственное влияние.

Медицина постоянно работает над выявлениями различных наследственных форм умственной отсталости, глухоты, слепоты, сложных дефектов, патологий эмоционально-волевой сферы и поведения, в том числе и раннего детского аутизма.

Многие дети оцениваются группами специалистов, в том числе педиатрическим неврологом или педиатром-педиатром, психологом, речевым патологом, профессиональным психотерапевтом или физиотерапевтом, специальным педагогом, социальным работником или медсестрой.

Для выявления структурных проблем в головном мозге можно провести тесты на визуализацию, такие как МРТ. Электроэнцефалограмма регистрирует электрическую активность мозга и используется для оценки ребенка с точки зрения возможных изъятий. Поскольку проблемы со звуком мешают развитию языка и развитию, обычно проводится оценка слуха.

Наряду с наследственной патологией широко распространены нарушения, вызванные различными неблагоприятными факторами окружающей среды (инфекции, интоксикации, травмы и др.).

В зависимости от времени воздействия этих факторов выделяют:

Внутриутробную (пренатальную) патологию, при которой неблагоприятное воздействие происходит в период внутриутробного развития;

Поскольку умеренные проблемы развития не всегда воспринимаются родителями, врачи обычно проводят тесты для оценки развития во время профилактических педиатрических консультаций. Врачи используют простые опросные листы, такие как опросники по возрасту и стадии или инвентарь детского развития, для быстрой оценки когнитивных, вербальных и моторных навыков ребенка. Родители могут помочь врачу определить уровень работоспособности ребенка, пройдя тест родительской оценки ситуации развития. Дети, выполняющие значительно меньше своего возраста в этих оценочных тестах, направляются для формального тестирования.

Постнатальную патологию, которая возникает при повреждениях во время родов;

Постнатальную патологию, при которой неблагоприятное воздействие происходит после рождения.

Среди причин, которые ведут к отклонениям в психомоторном развитии ребенка, может быть иммунологическая несовместимость между матерью и плодом по резус-фактору и антигенам крови. Следствием такой несовместимости часто становится билирубиновая энцефалопатия, которая проявляется в нарушении слуха или речи, а также в расстройствах эмоциональной сферы и поведения.

Формальные тесты имеют три компонента: родительские интервью, наблюдение за детьми и тесты, в которых производительность ребенка сравнивается с множеством многих детей того же возраста. В общем, эти формальные тесты сравнивают интеллектуальные и социальные способности ребенка с детьми других детей того же возраста. Тем не менее, дети разных культур, не говорящие по английскому языку семьи и очень низкий социально-экономический статус, скорее всего, потерпят неудачу в этих тестах. Вот краткое напоминание о том, что дыхание является жизненно важным действием для поддержания жизни.

К неблагоприятному влиянию на развитие мозга будущего ребенка могут привести также:

Внутриутробные интоксикации (например, при применении беременной лекарств);

Нарушение обмена веществ (чаще всего возникают при поздних токсикозах);

Употребление алкоголя, наркотических средств, курение.

Отклонения в психическом развитии возникают с момента рождения ребенка, если поражение внутриутробное, или с момента возникновения дефекта, если поражение постнатальное. Первичное нарушение-снижение слуха, зрения, интеллекта и др. -- влечет за собой вторичные отклонения в развитии и отклонения третьего порядка (Л.С. Выготский). При разной первичной причине многие вторичные отклонения в младенческом, раннем и дошкольном возрасте имеют сходные проявления. Вторичные отклонения носят, как правило, системный характер, меняют всю структуру психического развития ребенка.

Группы лиц с отклонениями в развитии

Именно благодаря этому организм поглощает кислород и устраняет углекислый газ. Знание естественных механизмов дыхания важно для нескольких профессиональных деятелей, которые занимаются детством, поскольку изменение его может быть результатом изменений развития ребенка в разных районах, а в случае с костями лица.

При нормальных л воздушных условиях она проникает через ноздри и отсюда, через довольно длинный путь, достигает альвеол, где газообразные обмены между кислородом и диоксидом углерода. Полость рта не участвует в вдохов, если не в моменты интенсивной Физическая активность, губы остаются компетентными или просто касаются. Присутствие одной полости рта свидетельствует об изменениях в нормальной физиологической структуре. Пероральное дыхание является ненормальным состоянием, при котором функция дыхания выполняется с исключительным проходом воздуха через полость рта, существуют также смешанные условия, при которых дыхание происходит только частично с ртами или, альтернативно, с носом.

При любом характере первичного нарушения наблюдаются отставание в сроках формирования психических функций (процессов) и замедленный темп их развития, а также качественные отклонения в развитии. Не формируется своевременно ни один вид детской деятельности -- предметно- манипулятивная, игровая, продуктивная напр., предметно-манипулятивная деятельность у глухих и слабослышащих детей становится ведущей к 5 г., у умственно отсталых -- к концу дошкольного возраста. Существенные отклонения наблюдаются в развитии всех познавательных процессов -- восприятия, наглядного и словесно-логического мышления. Нарушается развитие процесса общения; дети плохо овладевают средствами усвоения общественного опыта -- пониманием речи, содержательным подражанием, действиями по образцу и по словесной инструкции.

Что определяет рост лица ребенка? Дискуссия между сторонниками генетической гипотезы и теми, кто выступает за влияние окружающей среды, является старой и не полностью разрешенной. Наследственность должна быть высоко оценена в развитии лица. Однако хроническое пероральное дыхание напрямую влияет на изменения в лицевом росте детей. Эти изменения следует считать ненормальными и в некоторых случаях наносить ущерб растущим костям и мускулам лица. Основные причины хронического дыхания через рот, полезно напомнить о некоторых патологических состояниях, таких как аллергический ринит, хронический синусит, травмы, гипертрофии аденоидов и миндалин, отклоненных носовой перегородка и носоглотка пространства уменьшается.

Следует иметь в виду, что отклонения в психическом развитии вызваны и весьма незначительными, не бросающимися в глаза нарушениями.

Так, снижение слуха на шепот при сохранности восприятия голоса нормальной разговорной громкости может привести к речевому недоразвитию. В результате перенесенных ребенком вредных воздействий (родовой травмы, тяжелой инфекции и др.) может возникнуть задержка психического развития, препятствующая нормальному обучению ребенка в школе, и т. п.

Дыхание для мужчин подобно солнечному свету для деревьев. Они необходимы как для нормального роста, так и для выживания организма. Если дерево получает солнечный свет только с одного направления, ствол и ветви будут расти в истинном источнике света, и дерево будет деформироваться постоянно, Если ребенок не может постоянно поддерживать носовые дыхательные пути, организм автоматически приспосабливается к дыханию через рот. Как и деревья, вся система приспособлена к выживанию.

Почему устное дыхание вредно? Адаптация от носового дыхания до устного дыхания позволяет совершать ряд злонамеренных событий. Эти изменения могут включать хронические инфекции среднего уха, синусит, инфекции верхних дыхательных путей и нарушения сна, такие как храп. Кроме того, пероральное дыхание часто связано с уменьшением потребления кислорода в легких, что может привести к нехватке энергии. Дети с устным дыханием могут быть более легко утомлены во время тренировки, проявляя более низкую концентрацию и беспокойство.

Педагогическое воздействие направлено в первую очередь на преодоление и предупреждение вторичных дефектов. Последние, в отличие от первичных нарушений, имеющих органический характер и требующих мед. коррекции, поддаются педагогической коррекции. С помощью педагогических средств м. б. также достигнута значительная компенсация функций -- восстановление или замещение нарушенной функции. В то же время, как показала отечественная коррекционная психология, спонтанная компенсация дефекта не имеет места: нарушение слухового восприятия не компенсируется за счет более интенсивного развития зрительной функции, а, напротив, влечет за собой недоразвитие зрительного восприятия; нарушение зрительной функции не ведет к усиленному по сравнению с нормальным развитию тактильно-двигательного восприятия и т. п.

Пероральное дыхание может особенно влиять на рост лица? Изменения будут происходить в мышцах, связанных с лицом, челюстью, языком и шеей. Ранее такие изменения происходят, тем больше будут изменения в росте лица. В первые годы жизни наблюдается рост роста?

В первые шесть месяцев жизни вес ребенка удваивается, и в первые три года жизни длина удваивается, события, которые больше не проявятся в такой величине. Примерно в четыре года скелет лица достиг 60% от его взрослого размера, и в двенадцать лет, когда многие ортодонты начали лечение, 90% роста лица уже произошло. Следовательно, если у ребенка есть «хроническая носовая непроходимость в ранние критические годы для роста, будут наблюдаться некоторые более заметные деформации лица».

Исходя из «нормативного» подхода к развитию психики в каждой концепции развития формулируется понятие «отклонение». Следовательно, и «норма» задается пониманием развития в данной теории или концепции. Это один аспект «условности» нормы. Второй размытость границ нормы, ее вариативность.

Отклонения от нормы следует понимать как в позитивном, так и в негативном планах: может быть вариант опережения нормы развития и вариант отставания. В первом случае психология развития решает проблему одаренности и одаренных детей, во втором случае проблему задержек психического развития, его дефектов.

В адаптации рта к хроническому оральному дыханию происходят два серьезных изменения: верхняя губа поднимается, а челюсть держится в открытой позе. Язык, обычно расположенный рядом с небом, падает на пол рта и выходит в сторону рта, снаружи, чтобы обеспечить больший объем воздуха в горле. Поэтому многие люди с оральным дыханием также имеют ненормальный глотательный тип. Результатом этих ненормальных функций является то, что дети с оральным дыханием имеют более высокий риск разработать хорошо документированную физиономию лица называется «лимфоидным лицом» или «синдромом длинного лица».

Для современной разработки целостного подхода к анализу одаренности большое значение имеет идея Л.С. Выготского о единстве «аффекта и интеллекта». В рамках данного подхода утверждается, что одаренность характеризует личность в целом, указывается на недопустимость разрыва когнитивной и аффективной сферы. Однако в наиболее известных моделях одаренности, по мнению Ю.Д. Бабаевой, осуществляется поэлементный анализ статистических связей (Дж. Рензулли, К. Хеллер).

В отечественных исследованиях отмечается необходимость разработки единицы анализа одаренности. Так, Д.Б. Богоявленская, изучающая психологическую природу творчества, выделяет феномен «ситуативно нестимулированной продуктивной деятельности» как единицу анализа творчества, отражающую единство аффекта и интеллекта. В исследованиях одаренности Ю.А. Бабаевой в качестве основного используется понятие «динамическая смысловая система», введенное Л.С. Выготским, оно раскрывает связь между интеллектом и аффектом.

Одной из главных проблем одаренности является ее идентификация. Традиционно для диагностики одаренности используются психометрические тесты, интеллектуальные соревнования и т.п. Однако успешность деятельности ребенка, в том числе и в ситуации тестирования, зависит от многих условий (наличие мотивации, тревожность и т.п.) и под влиянием различных факторов может существенно меняться. В целях устранения случаев недооценки потенциальных и скрытых возможностей ребенка в психологии развития вводятся новые методы идентификации одаренности. Так, все чаще используется модифицированный метод наблюдения (Рензулли). В рамках предложенного Л.С. Выготским динамического подхода происходит смена парадигмы и в методах идентификации одаренности. Ведется не диагностика отбора, а диагностика развития, т.е. акцент, смещается на выявление преград, тормозящих развитие ребенка, поиски средств их преодоления, на анализ качественно своеобразных путей развития. Попытки создания методов «динамического тестирования» предприняты как за рубежом (Ю. Гутке), так и в отечественной психологии (Ю.Д. Бабаева). В частности, Ю.Д. Бабаева, разработала и провела апробирование психодиагностических тренингов, в которых применяемые методические приемы и техники направлены не только на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, но и на стимуляцию его творческих способностей, развитие самопознания, познавательной мотивации и т.п.

Важную сферу исследований составляют проблемы, связанные с анализом асоциальных форм проявления одаренности. Можно ли загубить талант? Что происходит с одаренными детьми, не получившими необходимой помощи и социальной поддержки? По мнению ряда авторов (Р. Пажес), способности в этих случаях не «исчезают», а начинают искать «обходные пути» для своего применения, используются часто на разрушительные цели.

Вместе с тем современные ученые считают, что культурно-исторический подход может стать фундаментальной теоретической базой для становления социокультурной парадигмы одаренности.

Задержка в психическом развитии (ЗПР). ЗПР - синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (речевых, моторных, сенсорных, эмоциональных, волевых).

Психология детей со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии (задержкой психического развития) - одно из направлений специальной психологии, занимающееся изучением своеобразия психического развития детей с легкими нарушениями развития, имеющими характер дисфункций и легких повреждений. В центре внимания данного направления выявление специфических черт, присущих онтогенезу детей данной категории, определение как характерных для них недостатков, так и ресурсов развития, обусловливающих компенсаторные возможности ребенка.

Современный мир сталкивается все чаще с негативным поведением людей, выросших в депривационных условиях.

Успешность предупреждения, коррекции и компенсации отклонения в психическом развитии непосредственно зависит от сроков начала, содержания и методов коррекционной работы. Отсюда чрезвычайно важное значение имеют раннее обнаружение отклонений в развитии и правильная диагностика первичного дефекта.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Исследование культурно-исторического подхода к пониманию закономерностей психического развития ребенка. Социальная среда как источник индивидуального психического развития. Характеристика особенностей формирования высших психических функций ребенка.

    презентация , добавлен 07.10.2013

    Проблема слабовыраженных отклонений в психическом развитии, история ее изучения. Клинические характеристики задержки психического развития. Самооценка и уровень притязаний как структурный компонент личности, их взаимосвязь, критерий адекватности.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2014

    Функции речи в психическом развитии ребенка. Понятие и основные предпосылки речевых нарушений, их сравнительное описание. Характеристика и отличительные черты детей с данной патологией, а также основные этапы и направления их психологического развития.

    реферат , добавлен 17.01.2017

    Общение как один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Сенсорные способности плода. Эмоциональное общение ребенка и матери. Этапы процесса становления у детей первой функции речи. Потребность в общении ребенка со взрослыми.

    реферат , добавлен 17.01.2012

    Понятие "задержка психического развития". Характерные особенности формирования сторон психической деятельности ребенка с подобным статусом. Современные представления об умственной отсталости. Причины ее возникновения, классификация ЗПР Певзнер и Власовой.

    курсовая работа , добавлен 29.10.2014

    Онтогенез и принципы исследования психического развития. Отождествление научения и развития. Теория трех ступеней и противоречия двух факторов детского развития. Концепции конвергенции. Зарубежные психологи Фрейд, Эриксон, Пиаже о психическом развитии.

    курсовая работа , добавлен 16.02.2011

    Феномен конструктивной деятельности младших школьников с задержками психического и речевого развития. Психологические и нейро-психофизиологические особенности детей с задержкой психического развития. Дефектамы центральной нервной системы.

    дипломная работа , добавлен 07.03.2004

    Психическое здоровье как психолого-педагогическая проблема. Психологические аспекты психического здоровья детей. Семья как источник психического здоровья ребенка. Трудные ситуации и психическое здоровье. Уровень психического развития ребенка.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2006

    Чем определяется психическое развитие человека? Генетические и средовые факторы в психическом развитии человека. Развитие как метафора эпигенетического ландшафта. Стадиальность и непрерывность психического развития. Проблемы периодизации развития.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2002

    Понятие о психическом здоровье. Психическое здоровье военнослужащих и факторы, влияющие на его состояние. Работа с военнослужащими, имеющими отклонения в психическом здоровье. Системный и комплексный подход в организации психологического обеспечения.

Некоторые родители боятся заводить потомство, мотивируя это тем, что боятся за здоровье родившегося ребенка. И действительно, в последние несколько лет участились случаи появления на свет детей с отклонениями в психическом развитии. Причин этому может быть довольно много, но основные из них это заболевания центральной нервной системы, нарушения или травмы. У детишек может наблюдаться дефицитарное развитие, то есть глубокое нарушение слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. Также может наблюдаться искаженное развитие, представляющее собой недоразвитие, из-за задержки в развитии или его повреждения. Иногда у малышей может наблюдаться также дисгармоничное развитие, представляющее собой нарушения при формировании личности, что, зачастую, приводит к психопатии.

Отклонения в психическом развитии ребенка это неадекватное формирование его психологического опыта, вызванного различными сенсорными нарушениями, такими как слепота, глухота, тугоухость, или поражением центральной нервной системы, таким как двигательное нарушение, задержка психологического развития, умственная отсталость.

При всем этом, отклонения в психическом развитии ребенка могут различаться по двум категориям: первичные и вторичные нарушения. К первичным нарушениям относят снижение интеллекта, зрения или слуха, которое имеет органический характер, и требует медицинской коррекции. Ко вторичным, относят нарушения, которые основаны на первичных, носящие системный характер, и поддающихся педагогической коррекции. Первичные нарушения характеризуются отставанием от сроков формирования психологических функций, и качественным отклонением в развитии. При этом нарушаются все познавательные процессы — процесс восприятия, словесно-логического или наглядного мышления. Также нарушаются процессы общения и самоконтроля, затормаживаются процессы смены ведущей деятельности. Предметная деятельность при отклонении затормаживается и становится ведущей у слабослышащих и глухих детей лишь к 5 годам. Что касается умственно отсталых детей, то у них предметная деятельность станет ведущей только по окончании дошкольного возраста. Стоит отметить, что практически у всех детей с отклонениями в психическом развитии наблюдается дефект речевого развития. Речь может, как отсутствовать, так и иметь существенные дефекты, такие как бедность семантики и лексики, нарушение произношения. Чаще их речь может быть пустой и бессодержательной.

Между тем, развитие ребенка с отклонениями имеет такие же тенденции, как и развитие обычного нормального ребенка, что вселяет оптимизм и уверенность в то, что такие детишки смогут восстановиться, вселяет надежду в их обучаемость и возможность воспитания. Но для того, чтобы их развитие приближалось к оптимальному развитию, детишкам требуется специальное педагогическое воздействие, которое направлено на коррекцию с учетом специфики конкретного дефекта. Существующее педагогическое воздействие ставит своей целью преодоление вторичных дефектов. Эти нарушения, в отличие от первичных, поддаются коррекции с помощью подготовленных педагогов.