Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие слуха и речи  /  Отклонения в развитии у детей. Тема: Виды и причины отклонений в развитии у детей

Отклонения в развитии у детей. Тема: Виды и причины отклонений в развитии у детей

(Документ)

В Международной статистической классификации болезней и проблем со здоровьем существует категория: Особые нарушения речи и развития языка, в том числе: нарушения речи и нарушения речи. До сих пор не достигнуто соглашение о том, как диагностировать и классифицировать расстройства речи и применять единую терминологию.

Одним из наиболее распространенных терминов в литературе является отсутствие афазии речи, принятой Зофией Кордыл, соучредителем Центра детей с афазией в Кракове, исследователем проблемы афазии детства. Отсутствие речевой афазии указывает на определенное сходство в развитии речи у детей с афазией взрослого человека и в то же время подчеркивает тот факт, что процесс речевой речи ребенка является неполным.

  • Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии (Документ)
  • Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей (Документ)
  • Шипилов А.В. Оппозиция мы - они в социокультурном развитии. В двух частях. Часть II (Документ)
  • Диплом - Психолого-педагогическая диагностика интеллектуальной готовности детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии к обучению в школе (Дипломная работа)
  • Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. Часть 1. Западная Европа (Документ)
  • Презентация - Математическая игра Где чей домик (Реферат)
  • Пузанов Б.П.(ред.) Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии (Документ)
  • Медведева Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика (Документ)
  • Дети попавшие в трудную жизненную ситуацию (Документ)
  • n1.rtf

    1.2. Причины возникновения отклонений в развитии у детей

    Существует два комплекса причин, обусловливающих возникновение у детей отклонений в развитии - врожденные и приобретенные.

    Врожденные аномалии являются следствием различных вредных влияний на зародыш и развивающийся плод во внутриутробном периоде - интоксикации, травм, нарушений питания и т.п. Они также связаны с состоянием здоровья и образом жизни беременной женщины. Так токсоплазмоз - инфекционное заболевание, распространяемое домашними животными и птицами, перейдя на плод от больной матери, может явиться причиной врождённой умственной отсталости ребенка, поражения у него органов зрения и др.

    Понимание речи типа афазии может быть выразительным, восприимчивым или смешанным. Конкретные симптомы сопровождаются неспецифическими симптомами - в основном из-за дефицита внимания, памяти, концептуального мышления, нервных процессов, эмоций и поведенческих расстройств. Афгазия детства Чешина - это отсутствие или нарушение развития речи, вызванное нарушениями в структуре мозга.

    Боясь, Специфические проблемы развития языка были предметом исследований в течение многих лет. Приобретенная афазия детства чаще всего является результатом неврологических или общих расстройств. Нарушения происходят от начала развития языка и сохраняются во взрослой жизни.

    Гормональные нарушения, заболевания печени и почек, алкоголизм матери, употребление ею во время беременности медикаментов (антибиотики, сульфаниламидные препараты и др.) - все это отрицательно влияет на развитие плода.

    Внутриутробное развитие нарушается также при резусной несовместимости крови матери и плода и обусловливает различные мозговые поражения у ребенка.

    Когда детям два, три, четыре, у них есть много способов дать взрослым то, что им нужно. Даже если не все слова звучат правильно, правильно развивающийся ребенок может эффективно общаться и прилагать усилия в этом направлении. Дети делают много, иногда громоздко для родителей и опекунов, вопросы. В возрасте трех лет они могут говорить, но они не могут понять их.

    Нарушения в общении происходят во многих нарушениях развития. В качестве критерия исключения этого расстройства многие авторы дают аномалии в двигательном, социальном и эмоциональном развитии. Особенно аномалии в социальном и эмоциональном развитии могут казаться вторичными по отношению к нарушениям речи.

    Нередко врожденные детские аномалии возникают как результат действия генетических (наследственных) факторов. Нарушения в строении и числе хромосом, вызванные аномалиями хромосомных наборов родителей, являются причиной некоторых грубо выраженных форм умственной отсталости, к числу которых относится болезнь Дауна. Однако неполноценность генеративных клеток родителей может быть обусловлена не только наследственностью, но и внешними влияниями. Например, действие на организм матери ядерного облучения или экологические нарушения в месте ее проживания часто приводят к различным уродствам ребенка и к его умственной отсталости.

    Многие из этих детей говорят только так близко, как говорят на их родном языке. Клиническая практика должна идти в ногу с результатами исследования. В этиологии расстройство указывается генетическими условиями. Исследования генетических детерминант этого расстройства проводятся с участием близнецов, семей и кланов в географически изолированных сообществах.

    Маленькие дети, интересный мир, постоянно задают вопросы. Взрослые отвечают на эти вопросы спонтанно, предоставляя им образцы в образовании слов, грамматике, синтаксисе и т.д. через некоторое время они просто перестают пытаться. Таким образом, дошкольный период чрезвычайно важен и может оказывать решающее влияние на развитие опыта в области компетентности в общении ребенка с окружающей средой. В то же время должна предоставляться речевая и языковая терапия, чтобы дети могли строить свой язык и социальные навыки.

    Алкоголизм матери вызывает изменения в центральной нервной системе плода, в его костной системе и внутренних органах, приводит к различным порокам. Наблюдается так называемый «алкогольный синдром» плода, характеризующийся задержкой роста плода и, соответственно, ребенка, микроцефалией (уменьшением размеров головы), мышечной слабостью, нарушением психомоторного развития в сочетании с проявлением повышенной возбудимости и двигательной расторможенности. Эти нарушения могут усиливаться за счет снижения слуха. Внутриутробная незрелость, соматическая ослабленность детей с алкогольным синдромом плода ведут к более частым и тяжелым заболеваниям в первые месяцы жизни.

    Имеются отсутствующие выходы с профилем, соответствующим трудностям этих детей. Текст был написан в основном на основе перевода книги Дж. Райсом, международным экспертом по расстройствам речи у детей. Информация также доступна на веб-сайте. Документ, подготовленный на основе литературы.

    Дети с трудностями в эмоциональном и социальном развитии. Трудности в эмоциональном и социальном развитии имеют сложную этиологию. Они являются результатом биологических и психологических характеристик ребенка и внешних эффектов, обычно связанных с взаимодействием, так что патомеханизм беспорядка становится все более сложным. Отсутствие рассмотрения окружающей средой многих индивидуальных особенностей ребенка, таких как темпераментные черты, может способствовать снижению эффективности его / ее деятельности и, как следствие, приводит к ощущению меньшей стоимости, уходу от социальных контактов и т.д. ребенок с нарушениями функционирования нервной системы, Гиперактивность по сравнению с другими детьми, скорее всего, приведет к нежелательным родительским эффектам, которые усугубят симптомы гиперактивности.

    Еще одним фактором, вредно влияющим на развитие плода, является курение матери во время беременности. Никотин отрицательно воздействует на маточно-плацентарное кровообращение, что приводит к кислородному голоданию мозга. У курящих матерей часто рождаются недоношенные, маловесные, ослабленные дети.

    В настоящее время остро встает вопрос о влиянии на ребенка различных наркотических и других одурманивающих средств, употребляемых матерью во время беременности. Установлено, что многие новорожденные, чьи матери являются наркоманами, уже в утробе превращаются в наркоманов. При рождении они страдают муками абстинентного синдрома, выражающегося в пронзительном, непрекращающемся плаче, нарушении сосательного рефлекса, уменьшении массы тела.

    Аномалии эмоционального и социального развития могут возникать только в школе, а также могут возникать в этом районе, чтобы укрепить существующие отклонения, вызванные биологическими причинами или связанные с семейным положением ребенка. Независимо от того, лежит ли основное обусловление расстройства у ребенка или в его домашней или школьной среде, мы всегда имеем дело с динамической единичной средой. Симптомы трудности в эмоциональном и социальном развитии различны, и, кроме того, они претерпевают постоянные изменения.

    Обычно трудность заключается в двух сферах: эмоциональной сфере и социальной сфере, поэтому их часто объединяют. Однако их также можно рассматривать отдельно, особенно у детей старшего возраста и подростков, из-за качественных различий в симптомах и различной интернализации социальных и моральных норм. В онтогенетическом развитии эмоциональные расстройства могут возникать очень рано, потому что уже в дошкольном возрасте, в то время как расстройство социальной сферы, понимаемое в основном как ненормальная социализация, мы говорим о подростках и взрослых.

    Эти физические терзания растягиваются порой на долгие месяцы и отрицательно сказываются на здоровье младенца и на его психофизическом развитии.

    Приобретенные детские аномалии возникают как следствие различных вредных влияний на организм ребенка при его рождении и в последующие периоды развития. Опасными бывают механические повреждения плода (природовые травмы), остановка дыхания у рождающегося ребенка (природовая асфиксия).

    Специально, группа представляет собой расстройство динамики нервных процессов, которые уже выявлены на ранних стадиях онтогенеза и затрагивают многие области развития ребенка. Они имеют ясную физиологическую основу, но, конечно, воздействие на окружающую среду может ослабить или усилить их симптомы. Эти расстройства могут стать одним из факторов, которые еще больше патологизуют развитие эмоциональной сферы. и социальный, проявляемый, например, в процессе нервозности или социопатии.

    Сложность детерминант, множественность и изменчивость симптомов трудности в эмоциональном и социальном развитии приводят к расхождениям между авторами в описании и классификации этих трудностей и даже при использовании различных концептуальных категорий. Анализируя трудности эмоционального и социального развития, мы должны помнить, что в каждом случае важны серьезность, частота и продолжительность определенных симптомов.

    В первые годы жизни ребенка аномалии его развития могут быть вызваны некоторыми инфекционными болезнями (энцефалит, менингит, полиомиелит, корь, грипп и др). Меньшее значение в этот период имеют травмы и интоксикации.

    Не проходят бесследно для ребенка и резко неблагоприятные социальные условия его жизни. Они обусловливают раннюю детскую депривацию, затормаживающую и физическое, и интеллектуальное, и личностное развитие.

    Нарушения динамики нервных процессов. Основные нервные процессы, то есть стимуляция и торможение, характеризуются тремя свойствами: силой, подвижностью и балансом, которые влияют на индивидуальную дифференциацию функционирования нервной системы. Однако иногда бывает так много отклонений от их оптимальной производительности, что они превосходят, рамки индивидуальных различий.

    Нарушения динамики нервных процессов могут, по-разному, формироваться. Они характеризуются нарушением баланса между процессами стимуляции и торможения из-за различной силы этих процессов и чрезмерной или ослабленной подвижности между ними. Эти расстройства имеют разную интенсивность, и их симптомы могут проявляться в большей или меньшей степени в двигательной, когнитивной и эмоциональной сферах. И в этом случае важно иметь факторы окружающей среды, которые могут ослабить или усугубить такие трудности развития.

    1.3. Основные проблемы коррекционной педагогики

    А) Структура психики ребенка с отклонениями в развитии

    - Психика человека формируется и функционирует как единая, очень сложная система, в которой все составляющие ее звенья теснейшим образом взаимосвязаны друг с другом. Ребенок, лишенный слуха, не имеет возможности воспринимать звуковые сигналы, важные для познания окружающей действительности, для создания полных и разносторонних представлений о многих объектах и явлениях (шелест листьев, пение птиц, шум подъезжающей машины, звучание радио, телевизора и т.п.). Он не может воспринимать речь окружающих и контролировать собственное произношение. Нарушено его общение с людьми. Такой ребенок не может самостоятельно научиться говорить. Если его специально не учат, то он становится немым. При отсутствии речи все развитие ребенка приобретает резко измененный характер, что в свою очередь сказывается на процессе формирования его личности.

    Особенно неблагоприятными являются конфликты в семье, агрессивность и агрессия родителей, чрезмерные суровые наказания и непоследовательное поведение. Основными типами нейродинамических нарушений являются психомоторная гиперактивность и психомоторная депрессия.

    Психомоторная гиперактивность характеризуется преобладанием стимуляции над тормозящими процессами. Однако из-за различных сильных сторон этих процессов у отдельных детей могут быть разные симптомы этого расстройства. Психомоторное торможение характеризуется преобладанием, процессами торможения процессов стимуляции. Симптомы этого расстройства дифференцируются из-за различных сил нервных процессов, и, кроме того, ингибирование часто включает только определенные типы реакций.

    Структура психики ребенка с отклонениями в развитии чрезвычайно сложна. Первичный дефект, например, нарушение работы анализаторов или специфические речевые дефекты, приводят к возникновению многих других отклонений вторичного, третичного и других порядков, которые возникают в процессе онтогенетического развития ребенка.

    В сфере движения торможение может проявляться, ограничивая диапазон движения или замедление общего движения. В первом случае дети не проявляют спонтанной двигательной активности в зависимости от их возраста, и они перемещаются главным образом по команде. Когда они выполняют определенную деятельность, они обычно делают это эффективно. Иногда они могут заметить значительное мышечное напряжение. В последнем случае медленность является постоянной функцией.

    В когнитивной области психомоторная отсталость может проявляться как общее замедление в ходе когнитивных процессов или замедление, происходящее в основном в трудных ситуациях. В обоих случаях дети не сообщают об этом, они испытывают трудности - несмотря на достаточную подготовку - в задачах класса, требующих быстрого выполнения. У детей в первой группе часто возникают проблемы с соблюдением урока и выполнением инструкций учителя, в то время как дети во второй группе правильно получают сообщения и становятся беспомощными перед внезапным призывом к ответу.

    Так резкое снижение зрения существенно ограничивает возможности ребенка знакомиться с окружающей его действительностью, ориентировку в социальной среде, так как именно зрение позволяет человеку получать огромное количество информации. Представления о правилах поведения людей в обществе, о ближайшем, а тем более отдаленных предметах и явлениях оказываются у него фрагментарными, бедными, нечеткими, а подчас и искаженными. Человеческое мышление в значительной мере основывается на восприятии и представлениях. Следовательно, наглядно-действенные и наглядно-образные формы мыслительной деятельности развиваются у незрячего ребенка с определенным ущербом. А ведь они необходимы для становления словесно-логического мышления.

    Есть также дети, наиболее характерным из которых является отказ от самореализации, с появлением каких-либо трудностей. В эмоциональной сфере торможение характеризуется слабым эмоциональным выражением, хотя фон этого явления может быть другим. У одного ребенка меньше чувствительности к эмоциональным стимулам, в то время как другие характеризуются так называемым. очевидно, индифферентность. Это означает сильный опыт эмоций в сочетании с ограничением их проявления. Есть в основном миметические и словесные реакции, громкий смех, крики и гнев и вегетативные реакции, такие как румяна, покраснение, потливость, нарушения дыхания и даже тошнота.

    Ребенок, лишенный зрения, слышит речь окружающих его людей и, кажется, сам успешно ею овладевает. Однако правильно употребляя слова, он часто недостаточно понимает значение многих из них, поскольку совершенно не представляет себе того, что они обозначают, т.е. пользуется речевыми штампами. Его речь оказывается богатой словами-«пустышками» или как принято говорить вербализмами. У слепых людей, особенно у детей, отмечаются нарушения походки. Они двигаются замедленно, неуверенно и неловко. Мимика их лица также отличается специфическим характером.

    Иногда внешние эмоциональные реакции этих детей откладываются - возможность, грусть или радость только через некоторое время. Нарушения динамики нервных процессов уже появились в раннем детстве. В зависимости от тяжести симптомов в конкретных сферах и от конкретных экологических воздействий они могут вызывать дальнейшее эмоциональное и социальное развитие. Отметим также, что некоторые из симптомов нейродинамических расстройств с поведенческой стороны похожи на невротические симптомы или симптомы аномальной социализации.

    Трудности в социальном развитии. У детей младшего возраста трудности в эмоциональном и социальном развитии часто сочетаются. Однако у детей старшего возраста и подростков эмоциональные расстройства, главным образом невротические, изолированы от нарушений социализации, также известных как нарушения социального поведения. Трудности в социальном развитии можно разделить на тенденции проявления поведения и антиобщественного поведения.

    Наличие у ребенка того или иного дефекта обусловливает своеобразие его дальнейшего развития. Он так или иначе приспосабливается к обстановке, находит обходные пути компенсации своего дефекта. Так, например, у незрячих (слепых) детей формируются различные способы пространственной ориентировки, связанные с тактильными, слуховыми и другим, ощущениями, в некоторой мере заменяющие отсутствующее зрение.

    Установлено, что психика каждого ребенка с отклонениями в развитии, характеризуется многими специфическими особенностями. Одни из них вызываются болезнетворными факторами и квалифицируются как первичные дефекты. Например, глухота может быть вызвана атрофией слухового нерва ребенка. В данном случае потеря слуха является первичным дефектом.

    Другая группа включает так называемые вторичные, третичные и другого порядка дефекты, обусловленные первичным дефектом, зависящие от него и в той или иной степени опосредствованные им. Так, например, снижение слуха у ребенка (первичный дефект) влечет за собой нарушение его речевого развития, что является вторичным дефектом и, в свою очередь, вызывает отклонения в становлении словесно-логического мышления.

    Первичные дефекты обусловливают возникновение вторичных. В свою очередь, вторичные дефекты оказывают влияние на первичные. Воздействуя на вторичный дефект можно в известной мере оказать корригирующее воздействие на ту или иную деятельность ребенка. Например, ребенок со снижением слуха по мере того, как он овладевает речью под руководством и с помощью учителя-специалиста, т.е. по мере преодоления вторичного дефекта начинает несколько более успешно пользоваться имеющимися возможностями своего слухового восприятия, т.е. остаточным слухом.

    Теоретическими и экспериментальными исследованиями, проведенными крупным отечественным психологом Л.С. Выготским и его учениками, было установлено, что педагогическое воздействие на возникший у ребенка с отклонениями в развитии вторичный дефект является более эффективным, чем работа, направленная на полную или частичную коррекцию первичного дефекта. Поэтому специальное обучение предусматривает прежде всего коррекцию отклонений, обусловленных первичным дефектом.

    Б) Развитие ребенка, нуждающегося в специальном обучении

    Кора головного мозга ребенка характеризуется высокой пластичностью. За счет этой особенности коры дети с отклонениями в развитии способны к подлинному развитию, к положительным качественным изменениям, возникающим в личностных проявлениях, в познавательной деятельности и моторике каждого ребенка. Конечно, наблюдаемые у детей положительные сдвиги бывают очень различными и далеко не всегда происходят в короткие сроки. Все зависит от характера и степени выраженности дефекта, от окружающей ребенка социальной среды, от уровня его познавательной деятельности, личностной направленности и возможности дать волевое усилие, от квалификации работающего с ним учителя и от других факторов.

    Основные закономерности нормального и аномального развития едины, хотя каждый вид отклонения придает продвижению ребенка специфический характер, замедляя и существенно изменяя его. Это положение, сформулированное Г.Я. Трошиным, акцентированное и уточненное Л.С. Выготским и другими психологами, устанавливает определенное отношение между нормальным и аномальным развитием, подчеркивая мысль об их общности, объединяет их и вместе с тем утверждает существование различий между ними. Зная закономерности развития нормального ребенка, можно продуктивно искать пути, факторы и направления, способствующие развитию различных категорий детей, отклоняющихся в развитии от нормы.

    Иная картина наблюдается лишь у небольшого количества дементных (слабоумных) детей, состояние которых является следствием органических заболеваний мозга или его тяжелых травм. В случаях деменции дефект носит необратимый характер и обычно ребенок с возрастом все более отклоняется от нормы.

    Положение об идентичности основных закономерностей нормального и аномального развития дает основания говорить об определенной общности многих факторов, обусловливающих этот процесс, а также об их значимости.

    Есть все основания разделить факторы, влияющие на продвижение ребенка с отклонениями в развитии, как и нормального, на три большие группы, выделив биологические и социальные факторы, а также собственную психическую активность ребенка.

    К биологическим факторам, определяющим возможности развития аномальных детей, относятся следующие:


    1. характер дефекта, имеющий первостепенное значение, поскольку он обусловливает основные изменения, наблюдаемые в общей картине психического развития ребенка. Так ребенок с резким снижением зрения, во всех своих проявлениях, существенно отличается от своего сверстника с потерей слуха или с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

    2. выраженность дефекта, от которой зависит интенсивность проявления психологических особенностей ребенка с отклонениями в развитии. Это можно отчетливо увидеть, сопоставляя проявления детей, характеризующихся резко и слабо выраженной умственной отсталостью. Первые обычно находятся в специальных учреждениях интернатного типа, организуемые Министерством социальной защиты населения, или живут в семьях. Многие из них, хотя и не лишены слуха, не понимают обращенных к ним речи и жестов, не реагируют на свое имя, сами не научаются говорить, не усваивают элементарных форм человеческого поведения и нуждаются в постоянной помощи и опеке.
    Вторые нередко посещают обычные детские сады, потом попадают в общеобразовательные массовые школы и, лишь потерпев там неудачу, переходят на специальное обучение в коррекционных классах или школах;

    - время приобретения дефекта существеннейшим образом влияет на весь дальнейший ход развития ребенка. Так наиболее пострадавшими и отстающими в развитии оказываются те дети, у которых основания для умственной отсталости возникли во внутриутробном периоде.

    Значительно отличаются друг от друга дети, потерявшие слух после первоначального становления речи - в 3-4 года и родившиеся с потерей слуха. В первом случае ставится вопрос о сохранении речевого опыта ребенка и его дальнейшем совершенствовании. Во втором - о формировании речи с нуля, т.е. заново;

    - состояние здоровья ребенка имеет очень большое значение для его физического и психического развития. Чем более крепким и жизнестойким является детский организм, тем большее сопротивление может оказать он различным болезням.

    Здоровый ребенок успешнее, чем постоянно болеющий, овладевает моторикой, успешнее и активнее усваивает многие знания, умения и навыки.

    Социальные факторы играют огромную роль в продвижении детей с отклонениями в развитии. Они могут быть обозначены как обучение в широком смысле этого слова. Условно можно выделить такие его формы.

    Не организованное обучение, происходящее стихийно, в силу тех или иных житейских, традиционных, обычно не учитываемых условий. Это прежде всего воздействие социальной среды, окружающей ребенка, семьи, улицы, знакомых взрослых и детей, прослушивание радиопередач, просмотр телевизионных программ и кинофильмов. Все дети с отклонениями в развитии, исключая тех, кто страдает сложными дефектами, или относится к числу глубоко умственно отсталых, непроизвольно усваивают многие знания, умения и навыки, подражая взрослым и сверстникам или следуя их требованиям, предложениям или указаниям.

    Успешность такого неорганизованного обучения в значительной степени зависит от наличия благоприятной социальной среды, в которой они живут. Такой средой, в первую очередь, является благополучная, полная семья. Особое значение имеет воспитание правильных дружеских взаимоотношений ребенка с отклонениями в развитии с другими детьми из его ближайшего окружения. Неправильно думать, что отклоняющийся в развитии ребенок не может быть товарищем в обычных детских играх. Дело обстоит как раз наоборот. Общаясь с таким ребенком, играя с ним, проявляя по отношению к нему заботу и внимание, нормально развивающиеся дети становятся добрее и мягче, начинают правильно понимать его нужды и стремления. Не беда, если, обращаясь к товарищу с потерей слуха, они будут пользоваться пантомимой или воспринятыми от него мимическими знаками. Важно, что дети будут объединены общей, интересной для обеих сторон деятельностью, и нормально развивающиеся дети научатся оказывать помощь необычному ребенку, поддерживать и подбадривать, в случае необходимости будут готовы защищать его.

    Что же касается ребенка с отклонениями в развитии, то дружеское общение с нормальными детьми для него бесценно. Оно предупредит возникновение чувства собственной неполноценности, ущербности, вызываемых обычно искусственно создаваемой изоляцией от других детей, положительно скажется на общем эмоциональном и умственном развитии. Ведь многое дети познают не только от взрослых, но и от сверстников, легко и непроизвольно усваивая знания и навыки. К тому же постоянное взаимодействие только с взрослыми обедняет духовную жизнь ребенка, не дает ему возможности реализовать естественные детские интересы и стремление играть и дружить со сверстниками.

    Не меньшую роль играет также взаимодействие со многими взрослыми, которые и не собираются учить ребенка чему-то, но всем своим поведением показывают ему пример того, как следует вести себя в тех или иных ситуациях.

    Организованное обучение, осуществляемое не специалистами. Это систематические занятия родителей с ребенком, проводимые без учета имеющихся у него отклонений, пребывание в обычных детских садах и школах общего назначения. Следует подчеркнуть мысль о том, что если родители предъявляют ребенку слишком высокие, непосильные для выполнения требования, то у него возникает чувство собственной неполноценности, ущербности, отрицательное отношение к занятиям и другим детям, иногда и к родителям.

    Если требования, предъявляемые ребенку, оказываются чрезмерно низкими, а взрослый стремится все время помогать ему, не оставляя возможности преодолевать возникающие трудности, и к тому же постоянно и необоснованно одобряет его, то ребенок начинает переоценивать свои силы, не понимая, что он может далеко не все.

    Дети с отклонениями в развитии, особенно не грубо выраженными, в силу различных причин нередко оказываются в обычных детских садах и школах общего назначения. Приносит ли это им пользу? Осуществляется ли при этом процесс коррекции присущих им отклонений? Интегрирует ли он в нормальную социальную среду? Однозначно ответить на эти вопросы невозможно.

    Представители теории интеграции (представители западной коррекционной педагогики) предполагают воспитание и обучение ребенка с отклонениями в развитии в группе или классе среди нормально развивающихся детей, но по индивидуальной, специально разработанной программе под непосредственным руководством специалиста-дефектолога. Это стоит очень дорого, т.к. фактически на одного, двоих или троих таких детей требуется специальный учитель или воспитатель. В настоящее время для нашей страны такое обучение фактически невозможно.

    Если же ребенок с отклонениями в развитии оказывается среди нормально развивающихся детей и работающий с ним взрослый не имеет никаких сведений по коррекционной педагогике, не имеет времени и стремления уделять необычному ребенку особое внимание, то создаются далеко не самые благоприятные условия для его жизни и продвижения. Если в детском саду воспитатель безразлично и даже с раздражением относится к такому ребенку, то ребенок становится постоянно настороженным, скрытным, плаксивым или, наоборот, агрессивным и непослушным.

    Что касается пребывания ребенка с отчетливо выраженными на рушениями психического развития в школе общего назначения, то оно дает незначительный положительный эффект. Конечно, ребе нок кое-что усваивает, узнает правила поведения в классе, в известной мере подчиняется требованиям учителя, выполняет некоторые простейшие задания. Однако он быстро становится стойко не успевающим учеником. Его неуспеваемость обусловлена не ленью или нежеланием учиться, а имеющимися отклонениями в развитии. Так слабослышащий ребенок не воспринимает значительную часть того, что говорят учитель и другие ученики, умственно отсталый не понимает или понимает неправильно предлагаемые ему задания, не может в должной мере овладеть навыками чтения и письма, с трудом запоминает учебный материал и не умеет пользоваться полученными знаниями.

    Отстающий ученик чувствует себя в классе дискомфортно. Другие дети нередко смеются над ним. Учитель выражает недовольство. Если к тому же родители ругают и наказывают ребенка, заставляют часами делать уроки, то жизнь его становится сложной и тяжелой, а это, в свою очередь, ведет к отрицательным личностными изменениям.

    В тех случаях, когда отклонения в развитии ребенка выражены не резко, то он при оказании ему систематической квалифицированной помощи со стороны родителей или приглашенного специалиста может относительно успешно обучаться вместе с нормаль но развивающимися детьми. Но при этом у ребенка должны быт] большая настойчивость и непреклонное желание оставаться имен но в этой школе.

    Специально организованное воспитание и обучение ребенка с отклонениями в развитии может проводиться в семье, где оно осуществляется родителями при систематических консультациях дефектолога или в виде индивидуальной работы с ребенком приглашенным специалистом (например, логопедом).

    Специальное обучение может проводиться также в специальном детском саду или в группах обычного детского сада, в специальной школе и в специальных классах, организуемых при школа) общего назначения. Специальное обучение в наибольшей мере соответствует нуждам ребенка с отклонениями в развитии, способствует становлению его познавательной деятельности и личности.

    В результате такого обучения у ребенка с отклонениями в раз витии накапливаются знания, вырабатываются нужные для жизни практические умения и навыки. Кроме того, происходит коррекция и компенсация имеющегося у ребенка дефекта. Коррекция (от латинского correction - исправление, улучшение) - это сглаживание недостатков развития ребенка с помощью различных педагогических, лечебных и технических средств.

    Так, оптические приборы позволяют в известной мере скорригировать зрение слабовидящих детей. Обучение в школе для умственно отсталых детей оказывает положительное воздействие на формирование мыслительных процессов учащихся, предполагая комплексное воздействие на его познавательную деятельность, эмоционально-волевую сферу, моторно-двигательные качества, поведение и личности в целом.

    Коррекционное воздействие основывается на максимальном использовании положительных возможностей ребенка с отклонениями в развитии и постепенно создает возможности для активизации нарушенных функций. Акцентируется воспитание высших психических процессов (логического мышления, произвольного запоминания и др.), которые играют ведущую роль в общем психическом развитии человека.

    Эффективность коррекционно-воспитательной работы зависит от знания педагогом типологических и возрастных особенностей развития детей и индивидуальной специфики развития каждого ребенка. Особенно важно обеспечить при этом сознательное и активное выполнение детьми предложенных заданий, повысить их интерес к происходящему. Конечно, большое внимание уделяется специальной организации предметно-практической, мыслительной и речевой деятельности учащихся.

    Термин «компенсация» (от латинского слова compensatio - возмещение) в общебиологическом значении - одна из сторон приспосабливаемости организма к окружающей среде при нарушении или утрате какой-либо материальной структуры или функции. Основой компенсаторного процесса является мобилизация резервных возможностей высшей нервной деятельности. В процессе компенсации происходит перестройка и замещение функций, направленная на восстановление оптимальных возможностей организма и среды. При этом, в одних случаях, функции дефектных органов замещаются другими, что позволяет организму поддерживать адекватные связи со средой, в других - нарушение, ослабленные или недоразвитые функции полностью или частично восстанавливаются, перестраиваются отношения между ними, формируются новые системы. В результате возникают новые способы получения информации, и адекватные формы поведения реализуются в условиях полного выпадения или дефектного функционирования того или иного анализатора или органа.

    Формирование процессов компенсации у человека - это не только биологическая приспосабливаемость организма, но и формирование новых способов действия, усвоение социального опыта в условиях сознательной деятельности. Компенсация у человека связана с развитием всех сторон его личности.

    Это процесс восстановления его общественно-личностных функций, а не функций отдельного органа. Компенсация дефекта у детей с отклонениями в развитии - своеобразный процесс развития, обусловленный биологическими, личностными и социальными факторами при ведущей роли последних.

    Успешное развитие функций сохранных органов, замещающих ребенку с отклонениями в развитии утраченную деятельность пораженного органа (например, зрения у глухого), объясняется тем, что эти органы усиленно функционируют в его жизненном опыте. Особенности психического развития ребенка с нарушением анализатора определяются социальными последствиями, вызванными этим нарушением. Таким образом, в компенсации дефекта решающее значение имеет воспитание и обучение ребенка с отклонениями в развитии.

    Конечно, не каждый дефект может быть полностью компенсирован. К тому же компенсаторные процессы при неблагоприятных условиях (переутомление, заболевание) могут распадаться. В этих случаях происходит декомпенсация.

    В ряде случаев может иметь место так называемая псевдокомпенсация (от греческого psendos - ложь, ошибка), т.е. вредные образования, возникающие у ребенка как его реакция на нежелательные проявления к нему со стороны окружающих. Так нарушение поведения у умственно отсталого ребенка часто бывает обусловлено его желанием привлечь к себе внимание окружающих, так как другим путем ему не удается этого сделать.

    Правильная организация обучения детей с отклонениями в развитии является очень сложным делом. Следует помнить, что как и для нормально развивающихся детей, наиболее эффективно такое обучение, которое осуществляется несколько опережая развитие ребенка, однако не превышает его возможностей и ведет за собой развитие.

    Что же касается определения возможностей, то оно требует индивидуального обучения каждого ребенка, а для этого необходимо определить зону ближайшего развития ребенка с отклонениями в развитии. Л.С. Выготский выдвинул положение о том, что познавательная деятельность всякого ребенка характеризуется двумя зонами развития. Одна из них - зона актуального развития определяется такими заданиями, с выполнением которых ребенок в данный момент справляется самостоятельно. Другая - зона ближайшего развития может быть представлена заданиями, которые ему посильны лишь с помощью взрослого. Таким образом, зона ближайшего развития позволяет определить возможности продвижения ребенка, которые необходимо учитывать при специальном обучении.

    Работа с ребенком, имеющим отклонения в развитии, не только предполагает применение определенной педагогической системы воспитания и обучения, способствующей коррекции и компенсации его дефекта и общему развитию, но и медикаментозное воздействие и использование различных технических средств - слуховых аппаратов, оптических приборов. Медикаментозное воздействие в данном случае ставит перед собой цель не излечения ребенка, но оказания ему помощи, направленной на снятие возникающих у него дополнительных трудностей. Так у умственно отсталого ребенка, страдающего гидроцефалией (водянкой головного мозга), перенесшего черепно-мозговую травму и в ряде других случаев могут периодически возникать резкие, длительные головные боли, которые нередко могут быть ослаблены или сняты медикаментозными средствами.

    Примером часто применяемого в практике технического средства может служить использование слухового аппарата, дающего возможность ребенку со сниженным слухом воспринимать различные звуки более громко и отчетливо, в том числе и речь окружающих. Важно подчеркнуть, что так называемая слуховая работа - дело очень сложное и тонкое. Ее должны выполнять специалисты, знающие, каким образом и в течение какого времени это следует делать. Осуществляемая человеком, не имеющим соответствующей подготовки, она может иметь и неблагоприятные последствия. Так ребенок, испытав при работе со слуховым аппаратом неприятные ощущения и даже боль в ушах, будет отказываться от его использования.

    К числу технических средств относятся также различные оптические приборы (линзы, лупы и др.), облегчающие зрительное восприятие детей со сниженным зрением, позволяющие обучать их грамоте, не обращаясь к специальному (брайлевскому) шрифту. Техническим средством являются и аппараты, издающие звук при приближении на определенное расстояние к препятствию (стене, столбу, забору) и тем самым помогающие слепому избежать столкновения с ними и травмы.

    Различного рода тренажеры применяются главным образом при работе с детьми, страдающими нарушениями опорно-двигательного аппарата и нарушениями зрения. Они способствуют развитию двигательной сферы этих детей, тренировке отдельных видов движений.

    Начавшееся в дошкольном возрасте комплексное воздействие на ребенка, включающее педагогические и дополнительные средства, дает несомненный положительный эффект. Следует помнить также, что чем в более раннем возрасте ребенка с отклонениями в развитии начинают обучать и воспитывать люди, обладающие дефектологическими знаниями, понимающие его нужды, относящиеся к нему с сердечной теплотой, тем большего успеха можно ожидать, тем положительнее будет прогноз его развития.

    Собственная психическая активность ребенка - его интересы, склонности, эмоции, возможность дать волевое усилие, сформированность произвольных процессов имеют огромное значение для его всестороннего продвижения. Именно поэтому так важно воспитание активной жизненной позиции ребенка с отклонениями в развитии.

    Причины отклонений в развитии.

    В основе аномалий или дефектов развития лежат нарушения нервной системы или определенного анализатора, в результате которых возникает нетипичное строение и деятельность органов или всего организма. Отклонения возникают в процессе внутриутробного, послеродового развития или в результате действия наследственных факторов. В зависимости от причин возникновения аномалий их подразделяют на врожденные и приобретенные.

    При всех вариантах патологии в нервной системе можно обнаружить очаги поражения (поломку или недоразвитие). В таких случаях говорят о наличии органического поражения – врожденного или приобретенного характера. Но наряду с органическими поражениями могут встречаться нарушения функций тех или иных отделов нервной системы, связанные с повышенной возбудимостью или тормозимостью, некоординированностью работы отдельных функциональных систем. В таких случаях говорят о наличии функциональных расстройств нервной деятельности.

    Причины возникновения врожденных аномалий разнообразны. Врожденные аномалии являются следствием различных вредных влияний на зародыш и развивающийся плод во внутриутробном периоде – интоксикации (отравление организма ядовитыми веществами), инфекции, физические и психические травмы, токсикозы беременности, нарушение питания, различные болезни беременной женщины (болезни сердца, легких, эндокринных желез).

    Голодание матери, дистрофия, неправильное питание могут вызвать у плода дефицит питательных веществ: белков, жиров, углеводов, витаминов.

    Гормональные нарушения, заболевания почек и печени, алкоголизм матери, употребление ею во время беременности медикаментов (антибиотики, сульфаниламидные препараты и др.) – все это отрицательно влияет на развитие плода.

    Возбудителями внутриутробной инфекции могут быть вирусы различных болезней (краснухи, гриппа, кори и др.). Источником болезни является больная мать. При врожденной краснухе отмечаются разнообразные поражения зрения, например, катаракта (помутнение хрусталика), а также двигательные нарушения.

    Возможны различные мозговые поражения вследствие резус несовместимости крови матери и плода. В этом случае страдают подкорковые образования, височные области коры и слуховые нервы.

    Существует прямая связь между временем воздействия патогенных агентов на развивающийся плод и негативными последствиями. Чем раньше во внутриутробном развитии повреждается эмбрион, тем более тяжелыми оказываются последствия этих вредоносных явлений. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 недель до 4 месяцев.

    Нередко врожденные детские аномалии возникают как результат действия генетических (наследственных) факторов. Возможно наследование некоторых форм олигофрении (например, болезнь Дауна) и психозов, обусловленных нарушениями в строении или числе хромосом. Частота хромосомных болезней среди новорожденных детей составляет около 1%. Наследуются также различные типы глухоты и определенные нарушения зрительного анализатора. При хромосомных болезнях встречается микроцефалия (недоразвитие коры больших полушарий), являющаяся причиной глубокого интеллектуального дефекта. Неполноценность генеративных клеток родителей может быть обусловлена не только наследственностью, но и внешними влияниями. Например, действие на организм матери ядерного облучения или экологические нарушения в месте её проживания часто приводят к различным уродствам ребенка и к его умственной отсталости.

    Крайне отрицательно влияют на потомство, вызывая врожденные аномалии, алкоголизм и наркомания родителей. Алкоголизм матери вызывает изменения в центральной нервной системе плода, в его костной системе и внутренних органах, приводит к различным порокам. Наблюдается так называемый "алкогольный синдром" плода, характеризующийся задержкой роста плода, микроцефалией (уменьшением размеров головы), мышечной слабостью, повышенной возбудимостью и двигательной расторможенностью.

    Приобретенные детские аномалии возникают как следствие различных вредных влияний на организм ребенка при его рождении и в последующие периоды развития. Опасными бывают механические повреждения плода (природовые травмы), остановка дыхания у рождающегося ребенка (природовая асфиксия).

    Чрезвычайно важную роль играет то, как протекал процесс родов. В наши дни нередки случаи неблагоприятных родов. Особенно часты различные родовые травмы. Среди них на первом месте - асфиксия, что означает удушение. Далее по степени распространенности следуют ушибы черепа, травмы мозга при наложении щипцов, неправильное положение роженицы во время родов, например, вставание на ноги после родовой деятельности.

    Органическое поражение ЦНС может быть следствием тяжелых заболеваний перенесенных в раннем детском возрасте (от года до 3-х). К ним относятся менингиты, энцефалиты, полиомиелиты, корь, грипп. Заболевание менингитом (воспаление мозговых оболочек) может привести к развитию гидроцефалии, к глухоте, двигательным расстройствам, ЗПР. Последствия перенесенного энцефалита (воспаление головного мозга) во многом зависит от возраста больного. В раннем детском возрасте он может стать причиной глубоких задержек психического и моторного развития, аффективных вспышек, неустойчивого настроения. Полиомиелит (острое инфекционное заболевание нервной системы) приводит к резкому ограничению двигательных возможностей ребенка. Болезнь характеризуется стойкими параличами отдельных групп мышц.

    Не проходят бесследно для ребенка и резко неблагоприятные социальные условия его жизни. Они обусловливают раннюю детскую депривацию, затормаживающую и физическое, и интеллектуальное, и личностное развитие.

    Если же аномалий развития ребенка избежать не удалось, следует приложить все силы, чтобы максимально использовать здоровые системы организма и помочь ребенку занять свое место в жизни, несмотря на трудности, связанные с его неполноценностью.

    Литература:

    В.А. Лапшин, В.П. Пузанов "Основы дефектологии" Москва 1990г.
    И. Ю. Левченко "Патопсихология: теория и практика" Москва 2000 г.
    Хрестоматия "Психология детей с нарушениями психического развития" Питер 2001г.