Меню
Бесплатно
Главная  /  Дети дошкольного возраста  /  Конспект занятия по фгос «теплая избушка

Конспект занятия по фгос «теплая избушка

Татьяна Пыльнова
Как правильно оформить конспект НОД в соответствии с ФГОС

Как правильно оформить конспект НОД

в соответствии с ФГОС ДО

Некоторые педагоги испытывают затруднения при оформлении конспектов НОД. Предлагаю вспомнить, как это делается. Начнем мы с титульного листа.

Сверху титульного листа указывается полное название дошкольной организации. Посередине листа пишется тема конспекта, образовательная область, возрастная группа. Ниже названия конспекта справа указывается фамилия, инициалы автора, его должность, № группы. Внизу титульного листа, посередине пишется город, а еще ниже год, когда написан конспект.

Следующий лист начинается с цели НОД. Что такое цель? Цель – это конечный результат, то к чему мы стремимся. Цель рекомендуется определять существительным от глагола: создание условий, формирование, воспитание, укрепление и т. д. Задачи формировать глаголом в неопределенной форме: создавать, укреплять, воспитывать, осуществлять и т. д.

Задача – то, что требует исполнения, решения. Задачи по отношению к цели бывают:

Обучающие (пишется, чему будем обучать детей на данном занятии). Запомни глагол «учить» не писать. Грамотнее писать – способствовать, формировать умение, создавать условия, развивать и т. д.

Развивающие (пишется, что будем закреплять, уточнять, не забывая о развитии психических функций и различных свойств).

Воспитывающие (какие умственные, эстетические, морально-волевые качества будут формироваться на данном занятии).

Помните, что каждая новая задача пишется с новой строки.

После задач прописываем, какая велась предварительная работа с детьми (беседы, наблюдение, чтение художественной литературы, куда ходили на экскурсию, что выучили и т. д.).

Следующее что прописываем – методы и приемы (игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям словесная, дидактическая игра, использование художественной литературы и т. д.).

Дальше мы прописываем материалы и оборудование – перечисляется, какое оборудование будет использовано на данном НОД (например: магнитофон, фланелеграф, мольберт, настенная доска, кубы, подставки и т. д.).

Затем указываем демонстрационный материал , где перечисляются не только все пособия, но и указываются их авторы, количество, размер.

Описывая раздаточный материал , обязательно перечисляется, какой берется материал с указанием размера и количества.

I. Вводная часть – 3 минуты.

II. Основная часть – 15 минут.

III. Заключительная часть – 2 минуты.

Время занятия зависит от возраста группы.

И, наконец, начинается описание хода НОД. Ход НОД пишется в прямой речи. Обязательно пишутся все слова, которые воспитатель будет говорить, предполагаемые ответы детей, обобщения воспитателя. Если по ходу занятия воспитателю нужно выполнить какие-то действия, это указывается в конспекте.

Публикации по теме:

Как написать конспект для НОД в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования Как правильно написать конспект образовательной деятельности с учетом ФГОС ДО? Частый вопрос коллег способствовала подготовке консультации,.

Конспект занятия по речевому развитию в соответствии с ФГОС в младшей группе «Как мы учили Мишутку мыть руки» Цель: формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста Задачи образовательных областей: Познание: 1. Дать.

Конспект НОД по ФЭМП в старшей разновозрастной группе «Путешествие на поезде» в соответствии с ФГОС Конспект НОД по ФЭМП в старшей разновозрастной группе «Путешествие на поезде» в соответствии с ФГОС. Составила воспитатель: Бобрицкая.

Конспект НОД по математике в старшей разновозрастной группе в соответствии с ФГОС «Путешествие в страну математики» Конспект НОД по ФЭМП, в старшей группе, по ФГОС «Путешествие в страну Математики» Программное содержание: Обучающие задачи: Закрепили.

Альбина Максимова
Как написать конспект для НОД в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования

Как правильно написать конспект образовательной деятельности с учетом ФГОС ДО? Частый вопрос коллег способствовала подготовке консультации, которая состоит из двух частей. Первая часть данная консультация и вторая часть конспект занятия по лепке "Необычный снеговик".

Уважаемые коллеги, следует заметить, что в каждом регионе могут быть незначительные отличия, но всегда надо помнить, что конспект должен быть методически грамотным.

Начну с того, что в настоящее время четкого замещения слова «занятие» на данный момент нет. Занятия в детском саду всегда организуются в игровой форме с использованием сюрпризного момента, проблемной ситуации, проведением физкультминуток для двигательной активности воспитанников и здоровьесберегающих технологий.

Организованная образовательная деятельность - ООД (по ФГОС) отражает конкретную образовательную деятельность.

- Титульный лист . Указывается направление образовательной деятельности (например, Конспект образовательной деятельности по речевому развитию. Развитие речи во второй младшей группе на тему: «Осень в гости к нам пришла.»)

- Программное содержание . Хочется особо обратить внимание педагогов на ошибки, которые чаще всего допускают коллеги. Многие пишут «ЦЕЛЬ» при планировании образовательной деятельности (ОД, вместо «ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ». Это методически неправильно. Обычно цель пишем, например, при планировании темы недели, при разработке проекта, развлечения, праздника и других, протяженных во времени образовательных мероприятий, так как цель невозможно достичь, например, за 10- 15 минут образовательной деятельности в младшем дошкольном возрасте.

«ЦЕЛЬ – это то к чему стремятся, чего хотят достигнуть, осуществить.» (ОЖЕГОВ С. И., Словарь русского языка). Цель – это общий результат.

Тем более цель бывает ОДНА, а задач может быть МНОГО. Цель всегда отвечает на вопрос: ЧТО? (Формирование, расширение, совершенствование)

ЗАДАЧА – это то, что требует выполнения, разрешения.» (ОЖЕГОВ С. И., Словарь русского языка.)

Задачи должны реализоваться в процессе занятия, и они должны быть конкретные к теме и их не должно быть слишком много.

Задачи можно заменить фразой «программное содержание» и разделить их на три группы: обучающие, развивающие, воспитательные (воспитывающие).

Здесь так же хочу обратить ваше ВНИМАНИЕ на интересный нюанс: многие педагоги вместо слова «ОБУЧАЮЩИЕ» пишут слово «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ», имея виду только обучающие задачи. А ведь в понятие слова «ОБРАЗОВАНИЕ» (читайте закон «Об образовании в РФ») входит и обучение, и воспитание. Значит, образовательных задачах будут и обучающие, и воспитательные вместе. В таком случае планируем только две задачи: развивающие и образовательные. Задача всегда отвечает на вопрос: ЧТО ДЕЛАТЬ? (обучать, формировать, приобщать)

- Материал и оборудование (материал демонстрационный и материал раздаточный.);

- Словарная работа (активизация словаря в ходе занятия);

- Предварительная работа (беседа, рассматривание иллюстраций, книг, энциклопедий, чтение стихотворений, рассказов, подготовка шаблонов фона для рисунка и т. д.);

- Методы и приемы (в ходе ОД);

- Ход образовательной деятельности :

Организационный момент.

Деление детей на подгруппы или организация к образовательной деятельности через ежедневный групповой ритуал (собираются дети в круг, где играют словесную игру, считаю сколько детей в кругу, сколько девочек и мальчиков, называют дни недели, работают у календаря природы в старших группах и т. д.) или при делении на подгруппы (карточки по цвету, у кого светлые волосы, у кого есть пуговицы и т. д. Очень важно при этом учитывать уровень развития, например, «Смурфики» - с высоким уровнем развития и «Смешарики» - средним.)

Вводная часть (мотивационный этап).

Педагог должен мотивировать детей на включение предстоящую деятельность при помощи проблемной или игровой ситуации.

Например, дети находят письмо и узнают, что осень приглашает к себе в гости. Проблема: Осень живет далеко в лесу, как попасть к нему?

Основная часть (содержательный, деятельностный этап).

В основной части педагог:

Применяет педагогические методы, которые направлены на обогащение творческого воображения, мышления, памяти и речи.

Педагог активизирует мышление детей при помощи поисковых и проблемных вопросов.

Поисковые вопросы: Где? Куда? Откуда? Как? Когда? Какой? Поисковые вопросы развивают наблюдательность и внимание.

Проблемные вопросы: Почему? Зачем? Что было бы, если бы? Каким образом? Эти вопросы требуют определенной мотивации ответов, осмысления причинно-следственных связей, установления смысловых ассоциаций и непосредственно связаны с развитием логического мышления.

Вопросы должны способствовать образованию суждений. Педагог помогает выдвигать предположения, гипотезы, обосновывать их и делать выводы. Благодаря применению этих вопросов повысится речевая активность детей.

Например, педагог спрашивает: «Ребята, каким образом мы можем быстро добраться до леса, где живет Осень?» (Или обращается отдельно к ребенку и т. д.). Затем вопрос на осмысление: «Почему хотите поехать на автобусе, а не пешком?». Ответы детей. Принимать нужно любой детский ответ если даже он не правильный. Такой подход способствует выработке у детей стремления активного участия, желание высказать свое мнение по тому или иному вопросу во время образовательной деятельности.

Таким образом происходит анализ ситуации ребенком и объяснение: «На машине можно быстро можно добраться до леса и не устанешь, а пешком пока дойдешь до леса через весь город устанешь и станет темно.»

Дидактические игры.

Желательно использовать предметные действия с моделями и схемами, а также приемы сравнения и обобщения. Возможны коллективные и индивидуальные формы работы (в парах, группах).

Вовлекает детей в различные виды деятельности. В процессе деятельности дети овладевают новыми знаниями и способами действия.

Например, педагог спрашивает: «Что случится, если листочки на деревьях останутся зелеными на зиму?», «Как можно сохранить красивые осенние листья?». Дети предлагают свои варианты, педагог уточняет и обобщает знания.

Итог основной части: происходит усвоение нового способа действия или нового знания (деревья прекращают сокодвижение и впадают в зимнюю спячку и засушивание листьев для поделок или для создания папки «Гербария»).

Заключительная часть (рефлексивный этап). Необходимо зафиксировать новые понятия и новые знания. Для этого педагог напоминает или вместе с детьми перечисляет этапы работы в ходе ОД.

Вопросы взрослого:

Мне очень интересно узнать что нового, интересного вы сегодня узнали?

А сейчас, давайте вспомним чем мы занимались.

Во что тебе (обращается конкретному ребенку) больше всего понравилось играть?

Кого из детей хотел бы ты похвалить и почему?

Молодцы! Вы меня тоже очень порадовали своими знаниями. Я горжусь вами.

Уважаемые коллеги буду рада каждому замечанию и пожеланию.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ВО ВТОРОЙ ЧАСТИ.

Публикации по теме:

Речевая развивающая среда ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми.

Конспект интегрированной НОД по развитию речи в соответствии с ФГОС дошкольного образования «Веселые игрушки» Конспект открытого занятия по развитию речи интегрированной НОД в соответствии с ФГОС дошкольного образования Тема: «Веселые игрушки» Тема:.

Цель: продолжать знакомить детей с творчеством П. И. Чайковского «Детский альбом» Задачи: 1. развивать эстетику, воображение, музыкальный.

Конспект занятия в соответствии с требованиями ФГОС во второй младшей группе Тема: " Елка". (Налеп из пластилина)Задачи: Продолжать учить детей скатывать из пластилина маленькие шарики и прикреплять их на картон.

МКДОУ д/с «Ручеёк»

Н.О.Д – о.о «Художественная литература» и

«Художественное творчество»

Тема: «Волшебное яичко»

Средняя группа

Воспитатель: Карро Наталья Сергеевна

Задачи: Воспитывать у детей интерес к русскому народному творчеству; познакомить с потешками и их назначением; учить коллективной драматургии произведения, выражать эмоции персонажа с помощью голоса; прививать любовь к Родине, традициям и обычаям русского народа.

Интеграция образовательных областей:
Чтение художественной литературы. Вспомнить с детьми название и содержание русских народных сказок, пробуждать в детях радость от встречи с любимыми сказочными героями. Воспитывать интерес и любовь к художественной литературе.
Коммуникация. Совершенствовать рече- творческие способности детей. Закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказок.
Социализация. Учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев.

Художественное творчество. Закреплять навыки рисования нетрадиционными способами: ватной палочкой, штампом, кистью.

Развивать мелкую моторику рук;

Формировать познавательный интерес, поддерживать инициативу и творчество детей;

Воспитывать любовь и доброту к окружающему миру, интерес к искусству и культуре русского народа.

Виды детской деятельности:
познавательно-исследовательская;
игровая;
двигательная;
восприятие художественной литературы.
Ход НОД.
(Тихо играет русская народная музыка, дети и воспитатель в народных костюмах).
Воспитатель:Здравствуйте, гости дорогие! А вы детоньки, ко мне подходите. С давних пор на всей Руси все люди были вежливыми, всегда приветствовали друг друга поклоном и добрыми словами: здравствуйте, здорово ли живешь, доброго здоровья. Давайте и мы с вами поздороваемся друг с другом и поклонимся, как в старину. (Дети встают в круг, приветствуют друг друга с поклоном).

Воспитатель: Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с русским фольклором. Предлагаю послушать потешки. Потешки-это короткие стишки-приговорки, которые предназначены для развлечения маленьких детей.(Дети слушают потешки, а затем проговаривают их сами).
"Петушок, петушок-
Золотой гребешок.
Масляна головушка,
Шелкова бородушка.
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь-
Деткам спать не даешь."

"На улице две курицы
С петухом дерутся.
Две девицы-красавицы
Смотрят и смеются:
-Ха-ха-ха!
-Ха-ха-ха!
-Как нам жалко петуха."

Игра "Быль или небылица".
(Дети встают полукругом, воспитатель читает двустишия и если то, может случиться в жизни-быль, надо встать и поднять руки над головой, а то чего быть не может-небылица, нужно присесть на корточки).

Подарила Мише Света
Шоколадную конфету.

Мальчик Петя на прогулке
Собирал с деревьев булки.

Молодой рыбак Федот
В лодке по реке плывет

Носороги и слоны
Прилетели к нам с Луны.

В зоопарке обезьяны
По утрам едят бананы.

Петушок пропев зарю
Говорит цыплятам: "Хрю!"

Воспитатель: Молодцы, а теперь присаживайтесь на стульчики и послушайте меня внимательно. Скажите а вы любите слушать сказки? И я очень люблю слушать и читать сказки. Ведь в них живут добрые и веселые животные, птицы, которые как люди умеют разговаривать, хитрить, смеяться, помогать людям и друг другу. А теперь попробуйте вспомнить из какой сказки эти отрывки.

Посадил дед...Выросла она большая-пребольшая...(Репка).

"...Сел медведь на крышу, да раздавил ее, ели успели все звери из него выскочить..." (Теремок).

"...Подслушал это волк, выждал когда коза ушла, подошел к избушке и запел тонким голоском.." (Волк и козлята).

"Жили-были дед и баба, и была у них...Снесла она яичко, не простое, а золотое." (Курочка Ряба).

В. - ребята послушайте, вы слышите, какая красивая, веселая музыка пенье птиц, шум ветерка. Как вы думаете, какое это время года?

Д. - весна.

В. - а как еще можно назвать весну?

Д. - весна - красна, весна - красная, весна-матушка, весна-красавица,

русская весна.

В. - правильно, весной природа пробуждается, все оживает.

И весной все православные люди отмечают праздник Пасхи. Пекут куличи, красят яйца.

В. - ребята, я хочу вам рассказать сказку «Курочка Ряба». Присаживайтесь поудобнее и послушайте, как дед с бабкой готовятся отмечать праздник Пасхи.

Воспитатель:

Жили-были в одной деревушке

Старичок со своею старушкой.

Дружно жили, они не тужили,

Вместе в церковь в субботу ходили,

Вместе хозяйство вели,

Вместе пекли пироги.

Дед ты печку затопил?

Сегодня я затею пир.

Ведь праздник Пасхи наступил.

А я уж выбился из сил:

Дров наколол, воды наносил,

Печку давно для тебя натопил.

Ай да помощник! И я не дремала,

Тесто поставила, клюкву намяла,

Сахар насыпала. Вкусный пирог

В печку сажу я, поспеет он в срок.

Сладкого морса в кувшинчик налили.

Бабка, мы яйца покрасить забыли!

Ну, это беда не беда!

Курочка Ряба, иди к нам сюда! (появляется курица с золотым яйцом)

Курочка Ряба:

Здравствуй, дед и здравствуй, баба!

Постаралась кура Ряба.

Вы не слушали меня,

А говорила я не зря:

Я яичко принесу,

Да яйцо то непростое

Принесла вам золотое!

Дед, яйцо горит как жар!

Я подумал, сто пожар

Жалко красить золотое,

Пусть оно стоит такое.

А тебе, моя хохлушка,

Я зерна насыплю в кружку.

Ну а я воды налью

Тоже Рябу похвалю! (Д. и Б. и кура Ряба уходят. Появляется мышка)

Воспитатель:

Все бы ладно, но, детишки,

В доме том жила и мышка.

Она по полу бежала

И яичко увидала

Что за странное яйцо?

Словно жар горит оно!

С ним немножко поиграю,

Лапкой трону покатаю!

Воспитатель:

Забрала яичко мышка,

С ним играет шалунишка (вбегают Д. и Б. ищут яйцо и не находят)

Вот так горе! Вот беда!

Это мышка унесла!

Что же делать, как тут быть?

Будем, старый, слёзы лить!

(Дед и баба плачут, входит Курочка Ряба с корзинкой полной яиц) .

Курочка Ряба:

Не плачь Дед! Не плачь Баба!

Принесла вам курочка Ряба

Яички другие –

Не золотые, а простые!

Дед, Баба:

Ой, скоро праздник,

А мы не успеем

Яички расписать!

Воспитатель:

Ребята, давайте мы с вами поможем Деду и Бабе расписать простые яйца. Курочка Ряба, давай нам яички!

Воспитатель раздаёт всем детям по яйцу.

Воспитатель:

Расписывать яйца будем разными способами, используя штампы, ватные палочки, кисточки. Чтобы работы получились красивые, мы должны подготовить свои руки:

Лист бумаги мы сжимаем!

И ладошки разминаем!

Мы стараемся, катаем,

Дружно в шарик превращаем!

Не дадим мы им скучать –

ими будем рисовать!

Воспитатель:

Вот теперь с хорошим настроением приступайте к работе, а в работе пусть вам поможет творчество и фантазия!

Практическая часть проходит под музыку с пением птиц и колоколами. В ходе самостоятельной работы воспитатель оказывает помощь на своём образце.

Воспитатель:

Ребята, посмотрите на свои работы и скажите, чем они замечательны? С каким чувством вы украшали свои работы?

Ответы детей.

Воспитатель

Я думаю, что ваши работы получились очень красивые, просто волшебные. Давайте отправимся в гости к Деду и Бабе и подарим пасхальные яички.

Вот вам яйца расписные,

Не простые, золотые!

Кто яйцо друг другу дарит

Счастлив целый год бывает!

Дети дарят бабушке корзину с расписными яйцами.

Дед и Баба:

Ой, спасибо вам, ребятки. А за вашу помощь примите от нас угощение.


Карро Наталья Сергеевна

Конспект занятия по ФГОС «Теплая избушка»

Маргарита Фролова педагог дополнительного образования духовно-нравственного воспитания. МКДОУ «Детский сад ОВ №1» Верхнехаского района Воронежской области.

I. Организационная информация Примечание (дополнительная информация к конспекту)

1.1 Доминирующая образовательная область Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие (согласно ФГОС ДО)

1.2 Вид деятельности детей игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, творческая активность, двигательная активность.

II. Методическая информация

1. Тема образовательной деятельности «Теплая избушка»

2. Методы и приемы реализации содержания занятия словесные, наглядные, игровые.

3. Интеграция образовательных областей Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

4. Возрастная группа: Подготовительная группа

5. Цель: Дать элементарные представления детям о том, как люди жили раньше, помочь детям погрузиться в старину русского быта. Показать детям с особенности обустройства избы. Вспомнить народную игру «Плетень»

6. Задачи:

6.1. Закреплять знания о старинном русском быте.

Закреплять представления о том, как раньше на Руси избы строили.

Знакомить с новыми предметами домашнего обихода.

6.2. Воспитывать чувство сопереживания, стремление помогать окружаю-щим.

6.3 Развивать навыки отгадывания загадок.

Формировать навыки ориентировки в пространстве.

7. Планируемые результаты:

7.1 Сформированы представления о быте наших предков.

7.2 Способность самостоятельно расставить и обыграть предметы старины.

7.3 Испытывает потребность оказывать помощь окружающим.

8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) мультимедийное оборудование, электронное послание от Василисы Премудрой», игровой комплект «Жили-были…», кабинет русская изба, домашняя утварь из русской избы.

9 Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты. Знакомство со сказкой «Зимовье зверей». Изготовление избы из соленого теста. Знакомство с предметами домашнего обихода русской избы.

Конспект занятия (образовательной деятельности)

I. Вводная часть

1.1. Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Педагог: - Здравствуйте, ребята! Давно я вас здесь жду - поджидаю, посиделки в русской избе без вас не начинаю.

Становись скорее в круг!

Ты мой друг и я твой друг,

Все мы дружные ребята.
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно светло.

1.2. Мотивация деятельности детей

Педагог: - Ребята, в прошлый раз мы с вами узнали, как строили избы раньше. И построили свою русскую избушку. Давайте вспомним, как это было.

Педагог показывает детям слайд-шоу прошлого занятия.

Педагог: - Но сегодня, придя сюда, нашей поделки я не нашла. А вы здесь ничего необычного не замечаете? Посмотрите, что нового появилось в нашей русской избе?

Дети: - Здесь в русской избе появился новый, красивый сундук.

Дети и педагог подходят к сундуку, но вдруг на экране появляется Василиса Премудрая и обращается к детям:

Василиса: - Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я Василиса Прекрасная.

Я заходила к вам в гости и превратила вашу избушку в большой старинный дом. А предметы домашнего обихода, я спрятала в вашей русской избе. Когда вы соберете все спрятанные предметы, вы найдете большой старинный дом, который поможет вам оказаться в прошлом и узнать, как люди жили раньше. В сундуке для вас я спрятала наряды, одев которые, вы превратитесь из обычных детей в добрых молодцев и красных девиц. А на дне сундука, лежит первая подсказка. Желаю удачи, счастливого пути!

Педагог: - Ну, что, ребята, как вам задание Василисы Премудрой, справитесь? Трудностей на пути не боитесь?

Дети: - Справимся. Не боимся.

II. Основная часть:

2.1. Актуализация ранее приобретенных знаний. Поиск предметов старины, сравнение их с современными предметами.

Педагог: - Ну что ж, тогда я предлагаю открыть сундук и посмотреть, что в нем лежит.

Дети с педагогом открывают сундук, находят там русские народные костюмы, одевают их.

Педагог: - Ну, вот вы и превратились, как говорила Василиса, в добрых молодцев и красных девиц. Как красиво вы одеты. Ой, смотрите, ребята, а на дне сундука какой-то листочек лежит, давайте посмотрим, что это?

Дети: - Это же загадка!

Педагог: - Толстая Федора

Наедается не скоро.

Но зато, когда сыта –

От Федоры теплота.

Дети: - Это печка!

Педагог: - Правильно это печка, пойдемте к нашей русской печке за первым предметом. Печь играла главную роль в каждой избе. Она отапливала жилище и помогала приготовить еду. В стародавние времена печи чаще делали из глины, а чтобы печь сильнее нагревалась, внутри ее укладывали камни, что бы дольше сохранялось тепло. Верхняя часть печи была плоская, что позволяло спать на печи. На печи, как правило, спали старики и маленькие дети, которые проводили там большую часть времени. Там же дети слушали сказки, рассказанные им бабушкой и дедушкой.

Дети подходят к печке и в ней находят маленькую печь.

Педагог: - Там же дети находят следующую загадку.

Ножек – четыре,

Шляпок – одна,

Нужен, коль станет

Обедать семья.

Дети: - Это стол!

Педагог: - Правильно, это стол. Молодцы, ребята, пошлите к нашему большому столу. Дети подходят к столу. Раньше семьи были очень большие. Дедушки и бабушки жили вместе с детьми и внуками, да и детей в семьях было по многу. У моей прабабушки, например, было 11 детей. И раньше это не было редкостью. Вот и приходилось хозяевам дома делать большие столы, что бы всем хватило места за обедом.

Под столом дети находят маленький стол, а под маленьким столом загадка.

Педагог: - Жил Кирилл

Много молока сохранил,

А разбился

Под плетнем очутился.

Дети: - Кринка!

Педагог: - Да, вы правильно угадали, это кринка. Отправляемся дальше? А где у нас в русской избе кринка стоит?

Дети: - На полке.

Педагог: - Идем к полке.

Все подходят к полке, педагог берет большую кринку и показывает детям.

Педагог: - А как вы думаете, для чего в старину нужна была такая кринка?

Дети: - Что бы хранить молоко и подавать его на стол.

Педагог: - Правильно, раньше молоко хранили в таких кринках. Молоко в таком сосуде дольше сохраняет свою свежесть, а при прокисании, дает толстый слой сметаны, который удобно снимать ложкой. Мыли кринки ключевой водой и летом сушили их на солнышке, вешая на плетень. А давайте вспомним, что такое плетень?

Дети: - Это такой забор плетеный из прутьев. А еще мы знаем игру, которая называется «Плетень».

Педагог: - Ну чтож, давайте и мы с вами плетень сплетем и поиграем.

Русская народная игра «Плетень»

Дети, берутся за руки и становятся двумя шеренгами (одна напротив другой). Руки переплели, как в танце лебедей из балета «Лебединое озеро».

Под музыку русской народной мелодии каждая из шеренг по очереди идет навстречу противоположной шеренге и кланяется. После поклона дети возвращаются на прежнее место. С началом веселой плясовой дети выходят из своих шеренг, расходятся по всей комнате, танцуют, используя известные плясовые движения. Как только музыка закончится, каждая шеренга должна занять свое первоначальное место, а дети быстро и правильно “заплести плетень” (взяться за руки крест-накрест).

Дети: - От плетня упала тень - в зной прохлада радует.

Хорошо, что сам плетень на меня не падает.

По окончании игры дети на полке находят большую и маленькую кринки и следующую загадку.

Педагог: - Деревяшка, три струны,

Натянутых, тонких.

Вы узнать её должны!

Поёт очень звонко.

Поскорее угадай-ка.

Что же это?

Дети: - Балалайка!

Педагог: - А где у нас здесь балалайка?

Дети: - У дедушки в руках.

Педагог: - Идемте к дедушке.

Дети подходят к дедушке.

Педагог: - Раньше в старину не было ни телевизоров, ни музыкальных центров, но люди жили весело. Их верным спутником на посиделках и в праздники была балалайка. Они пели песни, частушки и танцевали под балалайку. Вот и мы давайте тоже спляшем под русскую народную мелодию.

Все танцуют. Под дедушкиной балалайкой дети находят маленькую балалаечку, в руках у дедушки загадка.

2.2 Сюрпризный момент:

Педагог: - У бабушки сейф.

Он давно уж не новый,

К тому же совсем

Не стальной,

А дубовый.

Он скромно стоит у нее

В уголочке.

В нем бабушка держит

Халаты, носочки,

Отрезы на платья,

Немножечко пряжи,

Пуховый платочек

И пенсию даже.

Но только не дверца,

А крышка на нем.

Тяжелая очень

С висячим замком.

Дети: - Сундук!

Педагог: - Молодцы! Давайте подойдем к сундуку!

Дети подходят к сундуку, находят на нем сундучок

Педагог: - Давайте вспомним еще раз, что же хранилось в сундуке?

Дети: - Наряды, приданое девушки и т.д.

Педагог: - Раньше сундук использовали, как мы сейчас шкаф. В нем хранили разные вещи. Сундуки раньше делали сами. Отец делал сундук для дочери. А она потом в него собирала приданое, которое готовила себе сама. А у ваших бабушек есть сундуки? (Ответы детей) У моей бабушки тоже был сундук, в нем она хранила вещи, которые сама связала, сшила, вышила. Вот послушайте стихотворение про сундук:

В уголке за дверью бабушкин сундук.

Крышку приоткроешь, перехватит дух.

Как-то я решила перебрать старьё,

Может что-то ценное? Нет, одно рваньё...

Скатерти льняные, по краям мережка,

От храненья долгого дырки да прорешки.

Мулине цветными вышитые шторы.

Кто же так с любовью подбирал узоры?

Гладью лепесточки, стебельки цепочкой

И ажурной вязью мелкие цветочки.

Вот китайский веер, хрупкие пластинки,

Где-то ещё целые, где-то половинки.

Весь рисунок выцвел, лишь снежок по краю,

Кажется, раскроешь и в руках растает.

Кто теперь расскажет, для чего хранили

И какие чувства к тем вещам таили...

Педагог: - Давайте и мы откроем наш сундук и посмотрим, что там внутри.

Педагог открывает сундук, и там все вместе находят сюрприз от Василисы – избу, комплект домашней утвари и кукольную семью из семи человек.

2.3. Самостоятельная деятельность детей по закреплению новых знаний.

Педагог: - Ну, вот мы и нашли подарок от Василисы, теперь мы можем расставить все найденные предметы в русской избе. И найти место каждому члену семьи.

Дети расставляют предметы, применяя полученные знания в ходе занятия.

Педагог: - Где мы поставим печь? Почему вы так решили? Где мы поставим стол? А где у нас будет стоять сундук? А кого мы на него посадим? А что у нас будут делать люди? Где и кому мы отведем место?

III. Заключительная часть

3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей. Расскажите, что мы сегодня с вами делали?

Педагог: - Чему новому вы научились? Что вам понравилось?

Ответы детей.

Педагог: - Вам понравилось играть в этот дом? Хотелось бы вам жить в таком доме? Почему?

Ответы детей.

IV. Дальнейшая разработка темы

Педагог: - Ребята, у нас остались некоторые предметы, о которых мы ничего не знаем. С этими предметами мы познакомимся В следующийраз, когда вы опять придете на посиделки в русскую избу. А сейчас наша встреча подошла к концу, до свидания, до новых встреч!

Дети: - До свидания!