Меню
Бесплатно
Главная  /  Дети дошкольного возраста  /  Физические особенности детей среднего дошкольного возраста

Физические особенности детей среднего дошкольного возраста

Пензулаева Л.И. Фuзкультурные занятuя в детском саду. Средняя группа. Конспекты занятий

. –– М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 112 с.

Введение

Подвижные игры

Основные виды движений

Упражнения в ходьбе

Упражнения в равновесием

Упражнения в прыжках

Упражнения в ползании и лазанье

Планирование физкультурных занятий

Сентябрь - октябрь - ноябрь

Сентябрь

Декабрь - январь – февраль

Март - апрель – май

Июнь - июль - август

Наряду с другими основными движениям лазанье, ползание, упражнения в прыжках занимают равноправное место при проведении <:1>

В пособии предлагаются физкультурные занятия на весь год, соответствующие программным требованиям, возможностям детей данной возрастной группы. В конце каждого месяца усвоенные упражнения предлагаются для повторения и закрепления в игровой, занимательной форме с небольшими группами, индивидуально на прогулке, в помещении групповой комнаты, зале (в зависимости от условий).

Педагог может вносить изменения, дополнения в конспект занятий вносить игровые элементы в содержание отдельных его частей, заменить подвижную игру, но структура занятия должна сохраняться полностью.

Особенности развития детей 4-5 лет

В возрасте 4-5 лет у детей происходит дальнейшее изменение и совершенствование структур и функций систем организма. Темп физического развития остается таким же, как и в предыдущий год жизни ребенка.

Прибавка в росте за год составляет 5-7 см, массы тела - 1,5-2 кг. Рост (средний) четырехлетних мальчиков-100,3 см, а пятилетних-107,5 см. Рост (средний) девочекчетырехлет-99,7 см, пяти лет106,1 см. Масса тела (средняя) мальчиков и девочек равна в четыре года 15,9 кг и 15,4 кг, а в пять-17,8 кг и 17,5 кг соответственно.

При нормальной двигательной активности рост усиливается, а при гиподинамии ребенок может иметь избыточный вес, но недостаточный для своего возраста рост.

При оценке физического развития детей учитываются не только абсолютные показатели, но и пропорциональное их соотношение: вес рост, объем головы - объем грудной клетки и др. С возрастом, естественно, эти показатели изменяются. Так, объем грудной клетки увеличивается интенсивнее, чем объем головы.

Опорно-двигательный аппарат. Скелет дошкольника отличается гибкостью, так как процесс окостенения еще не закончен. В связи с особенностями развития и строения скелета детям 4-5 лет не рекомендуется предлагать на физкультурных занятиях и в свободной деятельности силовые упражнения. Необходимо также постоянно следить за правильностью принимаемых детьми поз.

Материалы для игр с предметами желательно размещать так, чтобы дети не только занимали удобные позы, но и почаще их меняли.

Продолжительное сохранение статичной позы может вызвать перенапряжение мускулатуры и в конечном итоге привести к нарушению осанки. Поэтому на занятиях, связанных с сохранением определенной позы, используются разнообразные формы физкультурных пауз.

В процессе роста и развития разные группы мышц развиваются неравномерно. Так, масса нижних конечностей по отношению к массе тела увеличивается интенсивнее, чем масса верхних конечностей.

Характеристикой функционального созревания мышц служит мышечная выносливость. Считается, что ее увеличение у детей среднего дошкольного возраста наибольшее. Это происходит за счет роста диаметра мышечных волокон и увеличения их числа. Мышечная сила возрастает. Сила кисти правой руки за период от 4 до 5 лет увеличивается в следующих пределах: у мальчиков - от 5,9 до 10 кг, у девочек - от 4,8 до 8,3 кг.

Организуя двигательную деятельность детей, воспитатель должен предоставлять каждому ребенку возможность активно участвовать в играх любого вида. Сюжеты игр для прогулок подбирает такие, чтобы ребята использовали всю площадь зала или участка.

Необходимо дозировать двигательную нагрузку детей при выполнении разных видов упражнений. Например, ходьба на лыжах не должна превышать 15-20 мин., с перерывом на отдых. Отдыхая (2-3 минуты), дети могут постоять на лыжах, посмотреть на заснеженные деревья. В хороший летний день можно совершить с детьми прогулку на расстояние не более 2 км при условии обеспечения короткого отдыха через каждые 20 мин. пути и в середине экскурсии - привал в сухом тенистом месте длительностью до получаса.

Во время утренней гимнастики и физкультурных занятий важна правильная дозировка физических упражнений, укрепляющих мышцы спины, шеи, рук, ног - не более 5-6 повторений.

Мышцы развиваются в определенной последовательности: сначала крупные мышечные группы, потом мелкие. Поэтому следует дозировать нагрузку, в частности для мелких мышечных групп, например, при выполнении трудовых поручений: так; во время уборки сухих листьев вес груза на носилках не должен превышать 2,5 кг. Вместе с тем следует по возможности развивать у детей мускулатуру предплечья и кисти: на физкультурных занятиях использовать упpaжнeния с мячами, кубиками, флажками; в быту учить ребят пользоваться вилкой, застегивать мелкие пуговицы (но их не должно быть много); в играх предлагать мелкие кубики, кегли, простейший конструктор.

Opганы дыхания. Если у детей 2-3 лет преобладал брюшной тип дыхания, то к 5 годам он начинает заменяться грудным. Это связано с изменением объема грудной клетки. Несколько увеличивается жизненная емкость легких (в среднем до 900-1000 см3), причем у мальчиков она больше, чем у девочек.

В то же время строение легочной ткани еще не завершено. Носовые и легочные ходы у детей сравнительно узки, что затрудняет поступление воздуха в легкие. Поэтому ни увеличивающаяся к 4-5 годам подвижность грудной клетки, ни более частые, чем у взрослого, дыхательные движения в дискомфортных условиях не могут обеспечить полной потребности ребенка в кислороде. У детей, находящихся в течение дня

в помещении, появляется раздражительность, плаксивость, снижается аппетит, становится тревожным сон. Все это - результат кислородного голодания, поэтому важно, чтобы сон, игры и занятия проводились в теплое время года на воздухе.

Учитывая относительно большую потребность детского организма в кислороде и повышенную возбудимость дыхательного центра, следует подбирать такие гимнастические упражнения, при выполнении которых дети могли бы дышать легко, без задержки.

Сердечно-сосудистая система. Частота сердечных сокращений в минуту колеблется у ребенка 4-5 лет от 87 до 112, а частота дыхания от 19 до 29.

Регуляция сердечной деятельности к пяти годам окончательно еще не сформирована. В этом возрасте ритм сокращений сердца легко нарушается, поэтому при физической нагрузке сердечная мышца быстро утомляется. Признаки утомления выражаются в покраснении или побледнении лица, учащенном дыхании, одышке, нарушении координации движений и могут наблюдаться у детей на физкультурных занятиях. Важно не допускать утомления ребят, вовремя снижать нагрузку и менять характер деятельности. При переходе на более спокойную деятельность ритм сердечной мышцы восстанавливается.

Высшая нервная деятельность. Центральная нервная система является основным регулятором механизмов физиологических и психических процессов.

Нервные процессы - возбуждение и торможение - у ребенка, как и у взрослого, характеризуются тремя основными свойствами: силой, уравновешенностью и подвижностью. К 4-5 годам у ребенка возрастает сила нервных процессов. Особенно характерно для детей данного возраста совершенствование межанализаторных связей и механизмов взаимодействия сигнальных систем. Малышам трудно сопровождать словами игровые действия или воспринимать указания, объяснения воспитателя в процесс е выполнения гимнастических упражнений, рисования, конструирования и даже одевания.

Незавершенность строения центральной нервной системы объясняет большую чувствительность у дошкольников к шуму. Если фон шума в группе составляет 45-50 децибел, может наступить стойкое снижение слуха и утомление. В дошкольных учреждениях необходимо приучать детей правильно пользоваться игрушками, осторожно пере носить стулья, разговаривать негромко.

Пояснительная записка

РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста Методические... психологические механизмы деятельности и поведения. Развитие детей 5-7 лет происходит успешно при условии удовлетворения...

  • Возрастные особенности развития детей

    Документ

    Возрастные особенности развития детей То, что развитие как физическое, так и умственное тесно... (3 – 6 лет ) Средний дошкольный возраст (4 – 5 лет ) Старший дошкольный возраст (5 – 6 лет ). Школьный возраст (6-11 лет ) Младший...

  • Пояснительная записка Программа составлена на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И. А. Направленность

    Пояснительная записка

    Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А. Направленность... художественно-творческого развития детей с учётом возрастных особенностей и индивидуальных способностей детей ; принцип интереса...


  • ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ.

    В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
    Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и её деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.
    Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Появляется конструирование по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
    Двигательная сфера ребёнка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развивается ловкость, координация движений (удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды). Усложняются игры с мячом.
    К концу среднего дошкольного возраста восприятие становится более развитым. Дети способны назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.
    Возрастает объём памяти. Дети запоминают до 7 – 8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: они способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.
    Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов, дети могут, что произойдёт в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно вставать в позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразования образа. Для детей этого возраста особенно характерны феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объёма и величины. Например, если ребёнку предъявить 3 чёрных кружка из бумаги и 7 белых и спросить: «Каких больше?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше – белых или бумажных?», ответ будет таким же – белых больше.
    Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
    Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
    В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывает ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при общении друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной.
    Изменяется содержание общения ребёнка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребёнок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребёнок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес.
    У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
    Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью. Появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другими, что ведёт к развитию образа Я ребёнка, его детализации.

      развитие игровой деятельности: появлением ролевых и реальных взаимодействий;
      развитие изобразительной деятельности;
      конструирование по замыслу;
      планирование;
      совершенствование восприятия, развитие образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции;
      развитие памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребёнка, его детализацией.
    РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ.
    Работать над укреплением здоровья детей, закаливать организм и совершенствовать его функции, формировать умения и навыки правильного выполнения основных движений. Приучать детей следить за осанкой во всех видах деятельности.
    Развивать самостоятельность и творчество двигательной активности.
    Воспитывать культурно-гигиенические навыки.
    Развивать наблюдательность и любознательность детей, продолжать знакомить их с предметами и явлениями общественной жизни и природы. Учить выделять характерные признаки (цвет, форма, величина) предметов, продолжать развивать умение сравнивать и группировать их по этим признакам. Формировать обобщённые представления о предметах и явлениях, умение устанавливать простейшие связи между некоторыми из них.
    Удовлетворять потребность детей обсуждать с взрослыми информацию, выходящую за пределы конкретной ситуации. Быть снисходительными к суждениям детей.
    Продолжать работу по обогащению, уточнению и активизации словаря, совершенствованию звуковой культуры речи. Помогать детям активно участвовать в беседе на заданную тему, составлять рассказы из личного опыта, об игрушке, по сюжетной картинке.
    Знакомить с профессиями близких ребёнку людей, подчёркивая значимость их труда. Совершенствовать их собственные трудовые умения.
    Воспитывать исполнительность, стремление доводить начатое дело до конца, умение участвовать в выполнении коллективных трудовых поручений, понимать значение своего труда для других.
    Воспитывать скромность, доброжелательность, желание быть справедливым, сильным и смелым; приучать испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок.
    Учить бережно относится к вещам, игрушкам, книгам.
    Развивать эстетическое восприятие окружающего, нравственно-эстетические чувства в общении с природой, в быту, играх.
    Развивать умение понимать содержание произведений искусства, внимательно слушать музыку, сказку, рассказ.
    Воспитывать устойчивый интерес к различным видам художественной деятельности. Подводить детей к созданию выразительного образа в рисунке, лепке, игре-драматизации, помогать выразительно читать стихи, петь; красиво двигаться под музыку.
    С помощью развлечений и праздников приобщать детей к ценностям культуры и формировать у них опыт социального взаимодействия. Избегать публичной оценки неблаговидного поступка ребёнка, так как дети пятого года жизни обидчивы. Чаще хвалить ребёнка, объяснять, чем он вас порадовал и удивил.

    К КОНЦУ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЕТИ МОГУТ:

      РАЗВИТИЕ РЕЧИ

        Значительно увеличить свой словарь за счёт слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребёнка.
        Активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый печальный), этические качества (хитрый добрый), эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов. Понимать и употреблять слова-антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница – сухарница).
        Осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове.
        Осмысливать причинно-следственные связи.
        Подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать отрывки из знакомых произведений.
        Рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии.
        Активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).

      МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

        Считать в пределах 5 (количественный и порядковый счёт), отвечать на вопросы «Сколько всего?», «Который по счёту?».
        Сравнивать две группы предметов, раскладывая их в возрастающем порядке по длине и высоте.
        Различать и называть треугольник, круг, квадрат; шар, куб, цилиндр.
        Определять части суток.
        Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз).

      В РИСОВАНИИ

        Изображать предметы и явления, используя умение передавать их выразительно путём создания отчётливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования различных материалов: карандашей, красок (гуашь), фломастеров, цветных мелков и др.
        Передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета.

      В ЛЕПКЕ

        Создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную композицию; использовать всё многообразие усвоенных приёмов.

    В АППЛИКАЦИИ

        Правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник), вырезать круг из квадрата, овал – из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы.
        Аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей.
        Подбирать цвет в соответствии с цветом предметов или по собственному усмотрению.
        Составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур.

      В КОНСТРУТРОВАНИИ

        Использовать строительные детали с учётом их конструктивных свойств.
        Преобразовывать постройки с учётом задания взрослого.
        Сгибать прямоугольный лист бумаги пополам.

    ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ.
    Дети 5-6 лет уже могут распределить роли до начала игры и строят своё поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Поскольку они начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяется смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» - зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства). В играх действия детей становятся весьма разнообразными.
    Развивается изобразительная деятельность. Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и об эмоциональном состоянии человека.
    Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали конструктора, могут заменить детали в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образа, способны выделить основные части предполагаемой постройки. Сама конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Могут конструировать из бумаги (2, 4, 6 сгибаний).
    Продолжает совершенствоваться восприятие формы, цвета и величины, строения предметов; происходит систематизация представлений. Они различают и называют не только основные цвета и их оттенки по светлоте, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Восприятие представляет для дошкольников сложности, особенно если им нужно одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
    В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решать задачу в наглядном плане, но и совершить преобразование объекта, узнать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времён года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д.
    Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. Дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать, давая адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта (группирование объектов учитывая 2 признака – цвет, размер).
    Развитие воображения обусловливает возможность сочинения детьми достаточно оригинальных и последовательно разворачивающихся историй. Развитие воображения становится успешным в результате специальной работы по его активизации. В противном случае этот процесс может не привести к высокому уровню.
    Продолжают развиваться устойчивость, распределения внимания и его переключаемость. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
    Продолжается совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре, в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Активно используются антонимы и синонимы. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

    Достижения возраста характеризуются:

        Распределением ролей в игровой деятельности,
        Структурированием игрового пространства,
        Дальнейшим развитием изобразительной деятельности, сопровождаемым высокой продуктивностью,
        В конструировании применяется обобщённый способ обследования образца,
        Восприятие характеризуется анализом сложных форм объектов,
        Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные, комплексные представления, представления о цикличности изменений),
        Развиваются обобщения, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

    РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ.
    Работать над укреплением здоровья детей: закаливать организм и совершенствовать его функции, формировать умения и навыки правильного выполнения основных движений. Приучать детей следить за осанкой во всех видах деятельности. Повышать умственную и физическую работоспособность, предупреждать утомление. Развивать самостоятельность и творчество двигательной активности. Воспитывать культурно-гигиенические навыки.
    Расширять представления о родной стране, о государственных и народных праздниках. Воспитывать любовь к Родине. Расширять представления о родном крае, городе, селе.
    Закреплять представления о предметах и явлениях окружающей действительности, растительном и животном мире. Формировать начала экологической культуры.
    Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира.
    Совершенствовать все стороны речи: добиваться чистого произношения всех звуков, расширять и активизировать словарь, продолжать развивать диалогическую речь, обучать простым формам монологической речи. Учить отвечать на вопросы в краткой и распространённой форме, не торопясь, точно употребляя слова по смыслу.
    Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудится, заниматься сообща, стремление радовать старших своими хорошими поступками. Формировать умение оценивать свою работу. Формировать доброжелательное и уважительное отношение к сверстникам разных национальностей.
    Продолжать развивать у детей внимание, воспитывать усидчивость, умение понимать поставленную задачу (что нужно делать), способы её достижения (как делать); проявлять настойчивость, целеустремлённость в достижении конечного результата.
    Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, доводить начатое дело до конца, выполнять установленные формы поведения, в своих поступках следовать хорошему примеру.
    Продолжать формировать интерес к музыке, живописи, литературе, народному искусству.
    Продолжать развивать способность эстетического восприятия действительности и произведений искусства, умение чувствовать их характер, настроение, выделять выразительные средства.
    Продолжать обучать практическим навыкам рисования, лепки, выразительного чтения, рассказывания, развивать певческие навыки и исполнительское умение в танцах.
    Развивать художественно-творческие способности, поэтический и музыкальный слух, чувство цвета, ритма, формы, композиции.

    ДОШКОЛЬНИКИ 5 – 6 ЛЕТ МОГУТ:
    Явления общественной жизни

        Различать и называть виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту, и предметы, создающие комфорт.
        Определять в предметах размер, цвет, форму, «вес», и т. п.
        Классифицировать предметы, определять материалы, из которого они сделаны; самостоятельно определять свойства и качества этих материалов: структура поверхности, твёрдость – мягкость, хрупкость – прочность, блеск, звонкость, температура поверхности
        Знать что любая вещь создана трудом многих людей.
        Знать своих родственников, домашний адрес.
        Различать некоторые рода войск; знать некоторые правила дорожного движения (улицу переходят в специальных местах, только на зелёный сигнал светофора).
        Знать название родного города (посёлка), страны (Российская Федерация – Россия), её главного города (Москва).
      Природное окружение
        Анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимодействиях в природе.
        Знать 2 – 3 вида травянистых растений, 4 – 5 видов зимующих птиц.
        Иметь представления о переходе веществ из твёрдого состояния в жидкое и наоборот; о растениях и способах вегетативного размножения; о повадках диких животных; о помощи человека природе.
      Развитие речи
        Объяснять правила игры, аргументированно оценить ответ, высказывание сверстника.
        Употреблять сложные представления разных видов; пересказывая, пользоваться прямой и косвенной речью.
        Составлять по образцу самостоятельные рассказы из опыта, по сюжетной картинке, по набору картинок; сочинять концовки к сказкам; последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.
        Определять место звука в слове.
        Подобрать несколько прилагательных к существительному; заменить слово другим со сходным значением.
      Математические представления
        Считать в пределах 10 (отсчитывать).
        Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными.
        Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 (опираясь на наглядность), устанавливать какое число больше (меньше) другого, уравнивать неравное число предметов.
        Сравнивать предметы различной величины, размещая их в ряд в порядке возрастания (убывания) длины, высоты.
        Различать форму предметов: круглую, треугольную, четырёхугольную.
        Выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам.
        Называть дни недели последовательность частей суток.
      В рисовании
        Создавать изображения предметов (с натуры); сюжетные изображения (на темы окружающей жизни, явлений природы, литературных произведений), использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы, использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.
      В лепке
        Лепить предметы разной формы.
        Создавать небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур.
        Создавать изображения по мотивам народных игрушек.
      В аппликации
        Изображать предметы и несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приёмы вырезания, а также обрывание.
      В конструировании
        Анализировать образец постройки.
        Планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения.
        Создавать постройку по рисунку.
        Работать коллективно.
      В ручном труде
        Сгибать лист вчетверо в разных направлениях, работать по готовой выкройке.
        Правильно пользоваться ножницами.
        Выполнять несложные поделки способом оригами.
        Делать игрушки, сувениры из природного и бросового материала.

    ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ.
    В сюжетно-ролевых играх дошкольники седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например свадьба, период ухаживания, рождение ребёнка, болезнь, трудоустройство и т.д.
    Игровые действия становятся более сложными, приобретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. Исполнение роли акцентируется на том, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Если логика игры требует появления новой роли, то ребёнок по ходу игры может взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участникам игры.
    В рисунках обогащается цветочная гамма, более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Изображение человека становится ещё более детализированным, пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.
    Дети свободно владеют обобщёнными способами анализа как изображений, так и построек, не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства с знакомыми им объемными телами. Их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Могут выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям. В этом возрасте дети уже могут освоить весьма сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные. Однако этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельность важен для углубления пространственных представлений.
    Могут встречаться ошибки восприятия, когда нужно одновременно учитывать несколько признаков. У детей развивается образное мышление, что во многом обусловлено развитием средств образного мышления. Однако воспроизведение метрических отношений затрудненно (предложить воспроизвести 9 точек, расположенных не на одной прямой).
    Продолжают развиваться обобщения и рассуждения. Но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации.
    Продолжает развиваться воображение. Однако ныне часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящим к стереотипности образов.
    Продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным. Время произвольного сосредоточения в некоторых видах деятельности достигает 30 минут.
    В высказываниях детей отражаются как нарастающий словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. в результате правильно организованной образовательной работы у детей оказываются хорошо развитыми диалогическая и некоторые виды монологической речи.
    Основные достижения возраста:
    и т.д.................

    Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребёнка.

    Ребенок 4–5 лет ещё не осознаёт социальные нормы и правила поведения, однако у него уже начинают складываться обобщённые представления о том, как надо (не надо) себя вести.

    Ребенок может по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. Тем не менее, следование таким правилам часто бывает неустойчивым – малыш легко отвлекается на то, что им более интересно, а бывает, что ребёнок хорошо себя ведёт только в присутствии наиболее значимых для него людей. Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого, но и в своём собственном и эмоционально его переживают, что повышает их возможности регулировать поведение.

    Появляется сосредоточенность на своём самочувствии, ребёнка начинает волновать тема собственного здоровья. К 4-5 годам ребёнок способен элементарно охарактеризовать своё самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания.

    Поведение ребёнка 4-5 лет не столь импульсивно и непосредственно, как в 3-4 года, хотя в некоторых ситуациях ему всё ещё требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил.

    Игровая деятельность по-прежнему остается основной для малыша, однако она существенно усложняется по сравнению с ранним возрастом. Число детей, участвующих в общении, возрастает. Появляются тематические ролевые игры. Возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что они больше склонны общаться с ровесниками своего пола. Девочки больше любят семейные и бытовые темы (дочки-матери, магазин). Мальчики предпочитают играть в моряков, военных, рыцарей. На этом этапе дети начинают устраивать первые соревнования, стремятся добиться успеха.

    В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении с взрослыми и сверстниками. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом и т.п.), однако уже отмечаются и ситуации чистого общения.

    На пятом году жизни дети активно овладевают связной речью, могут пересказывать небольшие литературные произведения, рассказывать об игрушке, картинке, о некоторых событиях из личной жизни.

    Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.

    Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.

    Средние дошкольники с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Ребенку нравится заниматься сюжетной лепкой, аппликацией. Одной из основных становится изобразительная деятельность. Возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС предполагают, что на этом этапе дошкольник уже овладевает мелкой моторикой, что позволяет рисовать подробно и уделять больше внимания деталям. Рисунок становится одним из средств творческого самовыражения.

    В возрасте 4–5 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем обязательно пригодятся.

    Типом мышления, характерным для ребенка сейчас, является наглядно-образное. Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Однако по мере взросления мышление становится обобщенным и к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит в словесно-логическое. Значительно увеличивается объем памяти: он уже способен запомнить небольшое стихотворение или поручение взрослого. Повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течение непродолжительного времени (15–20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности.

    В среднем дошкольном возрасте физические возможности ребенка значительно возрастают: улучшается координация, движения становятся все более уверенными. При этом сохраняется постоянная необходимость движения. Активно развивается моторика, в целом средний дошкольник становится более ловким и быстрым по сравнению с младшими. Нужно отметить, что возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что физическую нагрузку нужно дозировать, чтобы она не была чрезмерной. Это связано с тем, что мышцы в данный период растут хоть и быстро, но неравномерно, поэтому ребенок быстро устает. Следовательно, малышам необходимо давать время для отдыха.

    Семья – это главное. По мнению практикующих детских психологов, семья играет важнейшую роль в становлении личности ребенка. Отношения между родителями – первое, что видит подрастающий малыш, это тот эталон, который он считает единственно верным. Поэтому очень важно, чтобы у ребенка был достойный пример в лице взрослых.

    Родители должны помнить, что именно в дошкольном возрасте развиваются такие черты характера, как доброта, справедливость, правдивость, закладываются жизненные ценности и идеалы. Поэтому так важно учитывать возрастные особенности детей 4–5 лет. Помощь в воспитании отдельных черт характера должна также осуществляться в соответствии с полом дошкольника и ролями взрослых в семье. Так, мать учит ребенка находить общий язык, искать компромисс, от нее исходит ласка, забота и любовь. Отец является олицетворением порядка, защиты, это первый учитель жизни, который помогает быть сильным и целеустремленным. Отношения внутри семьи – важнейший фактор, оказывающий влияние на воспитание ребенка и на всю его последующую жизнь.

    Трудовая деятельность способствует формированию ценностнозначимых качеств личности: стремление помочь товарищу, радоваться его успехам; бережно и уважительно относиться к результатам чужого труда.

    Конспект родительского собрания

    «Возрастные особенности детей 4-5 лет»

    Арутюнян Лиана Альбертовна,

    воспитатель МБДОУ № 14,

    г. Ярцево Смоленской обл.

    План работы:

    1. Упражнение Свеча: «Что я хочу и что я жду от этого учебного года?».
    2. Игра «Наши дети взгляд со стороны».
    3. Возрастные особенности детей 4-5 лет.
    4. цели и задачи на новый учебный год.
    5. Памятка для родителей.
    6. Разное.

    Цель: Привлечение родителей к вопросу воспитания культуры поведения ребенка.

    Задачи :

    1. Создать условия для взаимодействия с родителями на основе доверительных отношений.
    2. Повысить психологическую и педагогическую компетентность родителей в области воспитания и взаимодействия с детьми.
    3. Заинтересовать родителей полученными результатами, и переосмыслить свой взгляд воспитания ребенка.
    4. дать знания родителям о среднем возрасте детей и их отличительных особенностях.

    Ход мероприятия:

    Воспитатель: Здравствуйте уважаемые родители! Нашу встречу хочу начать с высказывания известного педагога В.А. Сухомлинского:Самая ценная нравственная черта хороших родителей, которая передается детям без особых усилий, – это душевная доброта матери и отца, умение делать добро людям.

    У меня в руках волшебная свеча, которая дает возможность ответить на вопрос «Что я хочу и что я жду от учебного года?» Чтобы начать упражнение предлагаю Вам встать в круг и передавать свечу по кругу, при этом отвечать на вопрос.

    (Родители передают свечу и предлагают свои мнения чего они хотят от учебного года). Молодцы. Надеемся, вы немного расслабились.

    Прошу всех присаживаться на стулья и предлагаю поговорить о детях, а именно посмотреть на своих детей со стороны, проанализировать их поведение с помощью вопрос и фишек. Если ребенок, выполняет, правильно кладется – красная фишка, если не всегда и не совсем – то желтая фишка, нет – синяя фишка.

    Вопросы:

    1. Ребенок вежливо обращается с просьбой помочь завязать шапку, застегнуть пальто, благодарить за помощь.
    2. Умеет вовремя извиниться и говорит это слово с нужной интонацией, чувство вины.
    3. При встрече приветливо здоровается, прощаясь, всегда говорит «до свидания».
    4. Не показывает пальцем на окружающих, предметы.
    5. Не вмешивается в разговор без надобности, в случае срочной просьбы – извинится.
    6. Не говорит грубых слов.
    7. Говорит спокойным тоном, во время разговора смотрит на собеседника.

    Рефлексия: Ответив на вопросы нужно посмотреть на фишки, и цвета помогут Вам решить, над чем нужно поработать с детьми, используя примеры, похвалу.

    Уважаемые родители! А знаете ли вы, особенности наших детей? Что представляют собой дети в возрасте 4-5 лет?

    Чтобы не навредить ребенку в его развитии, и раскрытию как личность, нужно выяснить, какие на этом возрастном этапе «ранимые месте» в его организме и постараться учитывать и не заглушать.

    Каждый ребенок развивается по-разному, у каждого свой путь и темп развития. Но все же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей, их возрастные особенности.

    Именно об этом сейчас я коротко расскажу вам.

    Детям исполнилось 4 года, они перешли в среднюю группу детского сада. И мы, как воспитатели, стали замечать свойственные им изменения в поведении и деятельности, проявляющиеся в физическом развитии. Движения детей стали увереннее и разнообразнее.

    В этом возрасте необходимо выдвигать вперед двигательный режим, наполнив жизнь детей разнообразными подвижными играми. При перевозбуждении ребенка, попробуйте переключить его внимание на более спокойное занятие. У детей активно проявляется общение со сверстниками. Дети охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах, более активно стремятся к познаниям, интеллектуальному общению.

    На уровне познавательного общения дети испытывают острую потребность в уважительном отношении со стороны взрослого. У детей 4 – 5 лет ярко проявляется интерес к игре. Игра усложняется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Игра продолжает оставаться основной формой организации жизни детей.

    Наша задача – создать возможности для вариативной игровой деятельности через соответствующую предметно-развивающую среду: разнообразные игрушки, предметы-заместители, материалы для игрового творчества, рациональное размещение игрового оборудования.

    Ближе к 5 годам у детей начинают проявляться такие черты как некоторая произвольность психических процессов, рост познавательных интересов и самостоятельности, попытки объяснить интересующие явления окружающей жизни. Любознательность, потребность самостоятельности и активности, в первую очередь, благотворно влияют на психику и поведение. Вместе с тем неустойчивость настроения, внимания, эмоциональная ранимость, конкретность и образность мышления, увлеченность игрой и игровыми ситуациями.

    Родителям раздаются буклеты «Возрастные особенности детей 4-5 лет».

    Воспитатель: Уважаемые родители, а сейчас я предлагаю ознакомиться с целями и задачами воспитательно — образовательного процесса нашей группы на предстоящий учебный год, обычно в нашем детском саду разрабатываются три основных направления более расширенной работы на учебный год:

    — воспитание у детей дошкольного возраста уважительного отношения к профессиональной деятельности взрослых с помощью сюжетно-ролевой игры; (расширение знаний детей о профессиях с помощью сюжетно-ролевой игры) .

    — развитие у дошкольников мотивации к здоровому образу жизни через взаимодействие детского сада и семьи; (вы видите, что данные задачи подразумевают совместные мероприятия о ЗОЖ)

    — формирование у детей патриотических представлений через проектную деятельность. (Проектная деятельность подразумевает работу не только с детьми, но и взаимодействия с родителями).

    Так же хотелось обратить ваше внимание, что согласно ФГОС занятия проводятся в игровой форме, изучается тема в разных видах деятельности детей в течение недели согласно тематическому планированию. В средней группе на занятия отводится 20 минут. В течение дня проводится 2 занятия.

    1). Познавательное развитие – дети знакомятся с понятиями: «Люди – сравнение людей разного возраста и пола, разного эмоционального состояния, особенностями внешности. Разнообразие рода занятий взрослых (дети учатся узнавать и называть людей отдельных профессий) .

    Так же знакомим детей с правилами культуры поведения, общения со взрослыми и сверстниками (называть по имени отчеству, обращаться к старшим на вы).

    Знакомим с понятием семья и члены семьи.

    2). Математическое развитие:

    В старшей группе дети знакомятся с цветом спектра, к пяти годам должны называть 2 оттенка – светло – зелёный, темно — зеленой, геометрические фигуры, воссоздавать их из частей.

    Учатся сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, толщине, выделять признаки отличия и сходства, описывать предметы, называя 3 – 4 основных свойства предметов.

    Дети должны знать счет в пределах первого десятка.

    Необходимо содействовать гармоничному физическому развитию детей.

    Целесообразно развивать быстроту, скоростно-силовые качества, выносливость, гибкость, развитие координации и силы.

    Формировать умение ориентироваться в пространстве, соблюдать правила в игре.

    Развитие умений оценивать движения детей с научной точки зрения. Дети узнают о том, что можно выполнять общеразвивающие упражнения в разном темпе, узнают основные требования к технике ловли и отбивания меча, узнают новые спортивные упражнения, в плавании – учатся задерживать дыхание, тренируя выдох в воде, попеременно двигая ногами.

    И последний вопрос на сегодняшнее запланированное собрание, «правила для родителей». Хочу напомнить о некоторых правилах, которые помогут друг друга понимать и уважать.

    Правила для родителей:

    • Прием детей осуществляется с 7.30 до 8.00 ежедневно, кроме выходных и праздничных дней. Своевременный приход в детский саднеобходимое условие правильной организации образовательного процесса.
    • В отпуск воспитанник может уходить в летний период, с сохранением места в детском саду до 75 дней. Для этого надо написать заявление на имя заведующего и произвести оплату за детский сад.
    • Все дети возвращаются с летних каникул 1 сентября текущего года со справкой об отсутствии контактов с инфекционными больными и о состоянии здоровья из поликлиники.
    • К педагогам группы, независимо от их возраста, необходимо обращаться на Вы, по имени и отчеству. Конфликтные спорные ситуации необходимо разрешать в отсутствие детей. Если вы не смогли решить какой-либо вопрос с педагогами группы, обратитесь к старшему воспитателю или заведующему.
    • Просим Вас не давать ребенку с собой в детский сад жевательную резинку, сосательные конфеты, чипсы и сухарики.
    • Настоятельно не рекомендуем одевать ребенку золотые и серебряные украшения, давать с собой дорогостоящие игрушки.
    • Педагоги готовы общаться с вами утром до 8.15 и вечером после 17:00. В другое время педагог работает с группой детей, и отвлекать его не рекомендуется

    И на последок, прочту вам стихотворения, для поднятия настроения Родители-ласкатели-хвалители
    Если вы родители —
    Ласкатели, хвалители.
    Если вы родители —
    Прощатели, любители.
    Если разрешатели,
    Кyпители, дарители.
    Тогда вы не родители,
    А просто восхитители!

    А если вы родители —
    Ворчатели, сердители.
    А если вы родители —
    Рyгатели, стыдители.
    Гyлять не отпyскатели,
    Собакозапретители…
    То знаете, родители,
    Вы просто крокодители!

    Общие вопросы:

    • Избрание родительского комитета
    • Фонд группы
    • Другие вопросы

    Итак, уважаемые родители наше родительское собрание подходит к концу, если есть какие-то недосказанные вопросы или мысли, прошу не стесняться решать их на месте.

    Особенности физического развития детей 4-5 лет.

    Физическое развитие - это процесс изменения форм и функций организма, под воздействием условий жизни и воспитания.

    В узком смысле термин используется для обозначения антропометрических и биометрических понятий (рост, вес, окружность грудной клетки, состояние осанки).

    В широком смысле данное понятие включает в себя физические качества (выносливость, ловкость, быстрота, сила, гибкость, равновесие и др.)

    Нормы развития для детей от трех до шести лет

    Рост.

    Если в первые три года жизни скорость роста каждый год не равномерна, то после трех лет отмечается тенденция в равномерности увеличения длины, вплоть до первого физиологического вытяжения (до 4-5 лет у мальчиков, до 6 лет у девочек), происходящего за счет эндокринных сдвигов в организме.

    В 3-4 года рост остается по-прежнему наиболее стабильным показателем, определяющим уровень физического развития малыша. Чтобы определить, соответствует ли рост вашего ребенка возрастным нормам, нужно учесть влияние наследственности.

    Детей по росту делят на 3 типа: большой, средний, маленький. Будущий рост ребенка можно вычислить по формуле:

    Рост мужчины = (рост отца рост матери) х 0,54 - 4,5 (см);

    Рост женщины = (рост отца рост матери) х 0,51 - 7,5 (см).

    В 3 года рост большого ребенка обычно равен 100,54 см 2,8 см. При успешном развитии и сбалансированном питании к 4-м годам такой ребенок вырастает до 113, 3 см 2,2 см. Рост среднего ребенка в 3 года равен 98,7 2,5 см. Этот ребенок к 4-м годам достигает 106,2 см 2,4 см.

    У маленьких детей к 3-м годам рост составляет 91,3 см ± 1,9 см, и к 4 годам они вырастают до 98,5 ± 2,1 см.

    Если рост отстает от нормы на 10%, необходимо обратить внимание на следующие факторы:

    Рационально ли питается ваш ребенок;

    Хороший ли психологический климат в семье, в группе детского сада.

    При отставании роста на 20% необходима консультация эндокринолога.

    Вес (масса тела).

    Масса тела ребенка ежегодно увеличивается неравномерно от 1,0-1,3 кг в три года до 2,2-2,5 кг в шесть-семь лет.

    Приблизительно массу тела ребенка можно узнать по формуле: 10,5 кг 2 п, где п - возраст малыша, 10,5 кг - примерный вес годовалого ребенка. Исходя из этой формулы, в три года ребенок должен весить около 16,5 кг, в четыре - 18,5 кг, в пять лет - 20,5 кг, в шесть лет - 22,5 кг.

    Если масса тела превышает норму на 10% с учетом отклонения, это считается ожирением и требует коррекции у специалистов.

    Если же масса тела ниже нормы в этом возрасте, это свидетельствует о неблагополучном физическом развитии и требует консультации с педиатром, рационализации режима питания. Пропорциональность развития и крепость телосложения влияют на индекс Пинье (ИП), где ИП = рост (см) - (вес (кг) окружность грудной клетки (см). Чем меньше ИП, тем крепче телосложение. Средние показатели для девочек и мальчиков окружности грудной клетки и индекса Пинье.

    Нормативы грудной клетки отражает формула: 63 см - 1,5 (10 - п), где п - возраст ребенка, а 63 см - средняя окружность груди у ребенка в 10 лет. Исходя из этой формулы, окружность груди у трехлетнего ребенка приблизительно равняется 52,5 см, у четырехлетнего - уже 54 см, в пять лет она составляет 55,5 см, в шесть пет - 57 см.

    Окружность головы.

    Этот показатель можно определить по формуле: 50 см - 1 (п) для ребенка младше пяти лет и 50 см 0,6 (и) - для ребенка старше пяти лет, где п - возраст ребенка, а 50 см - окружность головы пятилетнего ребенка.

    Таким образом, примерная окружность головы у малыша в четыре года составляет в среднем 49 см, в три - лишь 49 см, а в шесть лет - уже 50,6 см.

    У детей от трех до шести лет значительно быстрее происходит рост конечностей, чем туловища. Приблизительно к шести-семи годам обычно длина тела малыша увеличивается примерно в 2 раза или чуть-чуть больше, длина рук - почти в 2,5 раза, а длина ног - в 3 раза и более.

    Это все приводит к изменению пропорций тела и смещает центр тяжести немного вниз. И ребенок может двигаться теперь увереннее и быстрее, чем мог раньше.

    Если ребенок отличается в физическом развитии от сверстников, необходимо обратиться к педиатру.

    Центральная нервная система

    Это прежде всего головной мозг ребенка, приближающийся по размеру и по массе приблизительно к пяти годам к головному мозгу взрослого (почти на 90%).

    После двух лет начинают укрепляться связи между левым полушарием, ответственным за речь, и правым, формирующим все наши зрительно-пространственные и другие восприятия.

    К трем годам обычно достигается дифференцирование нервных клеток. До пяти лет очень интенсивно развиваются извилины и борозды головного мозга.

    Несмотря на то что мозг дошкольника напоминает мозг взрослого, основные нервные процессы у ребенка протекают по-другому: нет уравновешенности их, преобладает возбуждение, торможение обычно достигается с трудом. Этим можно объяснить непосредственность и искренность ребенка, так же, как и холерическую неуравновешенность детей. Именно поэтому дошкольникам обычно очень трудно сконцентрироваться на решении какой-нибудь задачи.

    Из-за незначительной подвижности основных нервных процессов дошкольников гораздо легче научить, чем потом переучить.

    Зрение

    До пяти-шестилетнего возраста размеры глазного яблока у ребенка и преломляющая сила глаза невелики. Многие дети склонны к дальнозоркости и с трудом сосредоточиваются на близких предметах. После четырех лет достигается максимальная острота зрения, и ребенок практически готов к начальному чтению. В пять лет он уже способен читать крупные буквы, а к шести годам - более мелкие. Малыш пытается рисовать и писать.

    После трех лет дети обладают развитым цветовым зрением, и по мере взросления ребенка совершенствуется восприятие не только основных цветов, но и их оттенков.

    К концу дошкольного периода окончательно формируется совместное зрение двумя глазами, и ребенок пространственно воспринимает предметы.

    Обычно глаза дошкольников очень чувствительны к неблагоприятным факторам внешней среды, приводящим к дефектам зрения.

    Слух

    В дошкольном возрасте слух ребенка не отличается от слуха взрослого. Однако чувствительность слухового анализатора может быть снижена из-за постоянного шума, поднимаемого детьми, старающимися перекричать друг друга даже при обычных разговорах.

    Кроме того, анатомо-физиологические особенности строения уха дошкольника способствуют предрасположению к заболеваниям уха, таким, как отиты, одним из осложнений которых является снижение слуха.

    Костная система

    К шести-семи годам у ребенка начинают выпадать молочные зубы, помогающие постоянным зубам занять нужное положение и способствующие лучшему пищеварению, а также развитию челюстей. Первые постоянные зубы прорезываются около шести лет. Для ориентировочной оценки постоянных зубов можно использовать формулу: х = 4п - 20, где х - это число постоянных зубов, а п- возраст ребенка.

    В скелете дошкольника преобладает хрящевая ткань, в связи с чем ребенок растет. Кости малыша податливы и не могут вынести больших нагрузок, изменяясь пол влиянием их, легко меняй свою форму. А нагрузки для ребенка - это длительная ходьба, переноска тяжестей. Дети в этом возрасте не могут долго без движения стоять, сидеть в одной и той же позе или сгорбившись, склонившись в одну сторону.

    Это может привести к различным нарушениям осанки и к другим немаловажным отклонениям (резкому усилению грудного изгиба позвоночника, сутулости, боковому искривлению позвоночника, изменению формы ног, свода стопы), которые с годами могут стать неисправимыми.

    Перед школой почти завершается формирование скелета кисти, создавая предпосылки к обучению ребенка.

    Мышечная система

    В младшем дошкольном возрасте в первую очередь развиваются мышцы плеча, предплечья, и только к шести годам - мышцы рук. В связи с этим тонкая работа пальцами детям не удается, а обучаться письму можно только после шести лет, причем такие занятия должны быть кратковременными для избежания утомления еще не окрепших мышц кистей рук.

    Двигательная активность

    Совершенствование костно-мышечной системы ребенка отражается на его двигательной активности и ее физических качествах. Вначале развивается грубая моторика (общие навыки двигательной активности - бег, прыжки, метание, лазанье и т. д.), чуть позже - тонкая моторика (специфические навыки двигательной активности - рисование, аппликация, лепка и т.д.), заметно прогрессирующая с четырех лет после улучшения координации «глаз-рука».

    Если в три-четыре года у ребенка многие движения резки и угловаты, то к шести годам они уже становятся более ритмичными и плавными. Улучшается их ловкость, но еще низка выносливость мышечной системы. Из-за этого малыш не может сидеть и стоять, не меняя позы.

    Ребенок в три года уже способен прыгнуть в длину не больше чем на 0,5 м, в шесть - на 1 м и чуть дальше.

    Малыш в три года уже может бросить мяч на 1,3-1,5 м, в шесть - на 2,5-3 м. До пяти лет детям можно бегать лишь на малые, дистанции (10- 30 м), в пять-шесть лет - на средние (100-120м).

    Несмотря на то, что дети до шести лет без труда осваивают прыжки, метание и даже кувырки, плаванию и катанию на лыжах их необходимо обучать.

    Органы дыхания

    У детей в дошкольном возрасте продолжает увеличиваться объем легких (к пяти годам в 5 раз) и одновременно совершенствуются функции органов дыхания.

    Частота дыхания начинает уменьшаться. Жизненная емкость легких нарастает, но, однако, все еще низка. Увеличенная глубина дыхания приводит к более высокой насыщаемости крови кислородом. Предпосылок к нарушению дыхания в шесть лет намного меньше, чем их было в три.

    С четырех лет у детей уже довольно хорошо развиты миндалины, и они легко гипертрофируются. В этом возрасте обычно учащаются ангины, и в миндалинах нередко формируется очаг хронической инфекции. Малыши страдают аденоидами, и дыхание через нос затруднено. Из-за аденоидов ребенок может иметь и неправильный прикус.

    Сердечно-сосудистая система

    Рост и развитие мышц сердца дошкольника увеличивается прямо пропорционально изменению длины тела.

    К трем годам масса сердца утраивается, а в шесть лет возрастает уже в 11 раз. В этом возрасте урежается частота сердечных сокращений (пульс) от 105 ударов в минуту у ребенка в три года до 100 ударов в минуту у детей пятилетнего возраста.

    Артериальное давление у дошкольников ниже, чем в более старшем возрасте. Это объясняется большой шириной сосудистого русла, большой эластичностью сосудов и довольно низкой, по сравнению со взрослыми, нагнетательной способностью сердца.

    С возрастом увеличивается преимущественно систолическое (максимальное) артериальное давление. Показатели артериального давления коррелируют с физическим развитием детей.

    Приблизительный расчет артериального давления у ребенка может быть произведен по формуле: 90 2л - для систолического (максимального) и 60 п для диастолического (минимального) артериального давления, где п - возраст ребенка.

    Как правило, систолическое давление у девочек обычно ниже по сравнению с мальчиками на 5 мм ртутного столба.

    Органы пищеварения

    В начальном этапе пищеварения - размельчении пищи - участвует зубочелюстная система, которая в дошкольном возрасте претерпевает значительные изменения, связанные с заменой молочных зубов на постоянные. Чтобы ребенок хорошо пережевывал пищу, необходимо следить за правильностью формирования прикуса.

    Пищеварение в организме ребенка не может происходить без достаточной секреции слюны и пищеварительных соков. Однако у детей трех-шестилетнего возраста ферментативная активность пищеварительных соков невелика и помимо этого отмечается повышенная всасываемость стенок кишечника на фоне недоразвитого нервного аппарата, что является одной из причин различных заболеваний желудочно-кишечного тракта ребенка.

    К четырем-пяти годам масса желудка увеличивается в 6 раз. Физиологическая емкость его у трехлетнего ребенка приблизительно составляет 400-600 мм, у шестилетнего - ненамного больше. Время обновления клеток эпителия слизистой оболочки желудка у детей обычно варьирует от 12 до 24 часов. Считается, что у шестилетнего ребенка имеется уже около 10 млн желудочных желез.

    Органы мочеобразования и мочеотделения

    К пяти годам строение почки ребенка напоминает собой строение почки взрослого. Масса почки увеличивается в 5 раз. Длина мочеиспускательного канала достигает у мальчиков 5-6 см, у девочек - I-2 см. Емкость мочевого пузыря в возрасте от трех до шести лет варьирует от 150 до 180-200 мл. Приблизительное суточное количество мочи можно рассчитать по формуле: 100 *(п 5), где п - возраст ребенка.

    Таким образом, трехлетний ребенок в сутки выделяет до 800 мл мочи, четырехлетний - до 900 мл, пятилетний - до 1000 мл, а шестилетний - до 1100 мл. При высокой температуре воздуха количество мочи уменьшается, при низкой - увеличивается.

    Система крови

    На протяжении дошкольного возраста количество эритроцитов колеблется от 4,5 до 5,0 до 10-12 л, а количество гемоглобина превышает 120 г/л.

    В лейкоцитарной формуле ежегодно меняется соотношение нейтрофилов и лимфоцитов. В четыре-пять лет количество нейтрофилов и лимфоцитов сравнивается и в среднем составляет по 45%. После пяти лет происходит нарастание числа нейтрофилов и снижение числа лимфоцитов.

    Чем старше становится ребенок, тем меньше количество лейкоцитов у него в периферической крови.

    Иммунитет

    В дошкольном периоде иммунная защита организма достигает уже известной зрелости, но отмечается склонность к аллергическим реакциям. Инфекционные заболевания связаны с широким контактом детей и протекают чаше всего доброкачественно.

    Обмен веществ

    Обмен веществ у ребенка от трех до шести лет в 2-2,5 раза выше, чем у взрослых. Преобладают процессы ассимиляции (усвоения), обеспечивающие рост и развитие ребенка.

    Энергетические расходы детского организма могут быть обеспечены сбалансированным питанием.

    Характеризуя особенности развития детей четырех-пяти лет, необходимо обратить внимание на признаки психомоторного неблагополучия во внешних проявлениях ребенка:

    Сгорбленность, приниженность, подавленность, напряженность (втянутая в плечи голова, руки прижаты к корпусу, пальцы напряжены или сжаты в кулаки);

    Походка - на цыпочках, неуверенная, вялая, спотыкающаяся или как у манекена;

    Позы - застывшие, скованные и однообразные;

    Движения - бесцельные, непродуктивные при высокой интенсивности или психомоторная заторможенность;

    Жестикуляция и мимика - вялые, бедные, маловыразительные, возможно гримасничанье или неподвижность лица;

    Речь - невнятная, невыразительная, монотонная, возможны заикания.

    Будьте внимательны, если у ребенка наблюдается хотя бы половина описанных признаков. Побольше играйте с ребенком в подвижные игры, подарите ребенку заботу, внимание и пюбовь - он ждет их от вас, ему трудно. Признаки психомоторного благополучия ребенка:

    Он естественен, непринужден;

    Осанка прямая, ненапряженная, без резких особенностей. Плечи расправлены, корпус прямой, живот втянут;

    Походка упругая, жесты и позы разнообразные; взгляд прямой, открытый, заинтересованный; выражение лица осмысленное и радостное;

    Мимика естественная, живая, выразительная; речь выразительная, певучая и мелодичная.

    В представленной таблице "Нормы двигательной активности для детей трех-четырех лет” можно отмечать свои наблюдения об освоении ребенком определенных движений.

    Переход от бега к ходьбе по сигналу.

    Умеет держаться прямой линии при ходьбе. Прыгает с места.

    Встает из положения "лежа" не раскачиваясь.

    Прыгает с нижней ступеньки (40 см).

    Хлопает в ладоши и притопывает.

    Умеет забивать гвозди молотком.

    Бежит, ускоряя и замедляя темп.

    Стоит на одной ноге.

    Ходит на цыпочках.

    Легко поворачивается боком. Делает прыжки на одной ноге.

    Ловит брошенный мяч.

    Легко поднимается с корточек.

    Чередует бег с прыжками.

    Стоит на одной ноге 10 сек.

    Неуклюже подпрыгивает на одной ноге.

    Чувствует ритм и умеет маршировать под счет или в такт музыке.

    Поднимается по висячей лестнице, меняя ноги.

    Перепрыгивает через препятствие (35 см).

    Делает 3 прыжка вперед, удерживая равновесие.

    Делает кувырки вперед.

    Ходит назад с носка на пятку.

    Прыгает вперед 10 раз, не падая.

    Бросает набивной мяч кому-либо на расстояние 1-2 м.

    Ловит теннисный мяч с расстояния 1 м

    Малыши растут, становятся выше и тоньше, у них совершенствуется координация движений, уменьшается мышечный тонус, развивается чувство равновесия. Они способны овладеть всем спектром навыков активной деятельности, начиная от самых простых (кувыркание, футбол) и заканчивая такими сложными и изящными, как набор номера телефона и умение держать вилку в руке.

    К пяти годам мышцы становятся гораздо сильнее, их работоспособность увеличивается. Значительно развивается мускулатура, особенно на ногах. Более развитые дети уже могут отрывать обе ноги от земли, неплохо прыгать, приземляясь на полусогнутые ноги. Они уже могут прыгать с разбега, но еще не умеют правильно использовать взмах рук.

    У ребенка четырех-пяти пет уже достаточно хорошо развита координация движений, он умеет стоять на одной ноге, ходить на пятках и на носках и т.д.

    Это возраст "граций" - малыши ловкие и гибкие. Движения становятся намного эстетичнее и совершеннее. В этом возрасте особенно легко дается гимнастика. Ребенка уже можно учить ходить на лыжах и кататься на коньках, на двухколесном велосипеде. Большинство детей в этом возрасте с удовольствием танцуют и тщательно под музыку выделывают "па".

    Итак, от трех пет до шести все функции и органы ребенка уже намного отличаются от тех, какими они были при рождении, но тем не менее в шесть пет малыш еще не взрослый. И, предъявляя ему свои требования, прежде всего надо исходить из этого.