Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие творческих способностей  /  Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. Активизация познавательной деятельности учащихся. Дидактические основы активизации учения учащихся

Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. Активизация познавательной деятельности учащихся. Дидактические основы активизации учения учащихся

Данные об авторе

Абдуллина Р.Р.

Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Начальное общее образование

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Класс(ы):

Предмет(ы):

Педагогика

Цель урока:

Краткое описание:

Активизация познавательной деятельности учащихся

Введение.

Эта статья или глава неполна, и ее содержимое нуждается в дополнительном внимании. Некоторая информация может отсутствовать или может быть неправильной, правописание и грамматика, возможно, придется улучшить, используйте свое мнение! Йонассен утверждает, что «технологии, с экологической точки зрения Гибсона, дают самое содержательное мышление при использовании в качестве инструментов». Они дают учащимся возможность более разумно мыслить и брать на себя ответственность за свои знания, а не воспроизводить учителей. Когнитивные инструменты помогают учащимся со сложными познавательными занятиями и критическим мышлением. Эти инструменты контролируются учащимся в том смысле, что они сами создают свои знания, используя инструменты, а не запоминают знания. В этой перспективе компьютерные системы являются «партнерами», которые стимулируют учащихся или группы учащихся максимально использовать их когнитивный потенциал. Из-за интерактивного характера технологии и возможностей ее возможностей по обработке информации Джонассен предлагает, чтобы, когда учащиеся учатся с технологией, она становится «мозговой душой». Используя общедоступное программное обеспечение, учащиеся используют технологии для создания и представления знаний. Поделитесь когнитивной нагрузкой, обеспечив поддержку когнитивных навыков более низкого уровня, чтобы ресурсы оставались для навыков мышления более высокого порядка. Позвольте учащимся заниматься познавательными действиями, которые были бы вне их, иначе Разрешить учащимся создавать и проверять гипотезы в контексте решения проблем.

  • Когнитивные инструменты относятся к обучению с помощью технологий.
  • Поддержка когнитивных процессов, таких как память и метакогнитивные процессы.
Основой для использования интерактивных обучающих систем как «когнитивных инструментов» является «когнитивная психология».

Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.

Принципы активизации познавательной деятельности

Компьютерные когнитивные инструменты были намеренно адаптированы или разработаны для того, чтобы функционировать в качестве интеллектуальных партнеров для обеспечения и облегчения критического мышления и обучения более высокого порядка. В методе познавательных инструментов интерактивные инструменты предоставляются непосредственно учащимся для представления и выражения того, что они знают. Учащиеся самостоятельно работают в качестве дизайнеров, используя программные программы в качестве инструментов для анализа мира, доступа и интерпретации информации, организации своих личных знаний и представления того, что они знают другим.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения учащихся. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения учащихся к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике.

Основными принципами, которые определяют использование интерактивных программ в качестве когнитивных средств для обучения и обучения, являются. Когнитивные инструменты будут иметь наибольшую эффективность, когда они будут применены в конструктивистских учебных средах. Когнитивные инструменты позволяют учащимся создавать собственные представления о знаниях, а не поглощать представления, предвосхищенные другими. Когнитивные инструменты могут использоваться для поддержки глубокого рефлексивного мышления, необходимого для значимого обучения. Когнитивные инструменты имеют два вида важных когнитивных эффектов: те, которые связаны с технологией с точки зрения интеллектуальных партнерских отношений и те, которые относятся к технологии с точки зрения когнитивного остатка, который остается после использования инструментов. Когнитивные инструменты позволяют осознанно, сложнее учиться, а не простое обучение, обещанное, но редко реализуемое другими учебными нововведениями. Источником задач или проблем, к которым применяются когнитивные инструменты, должны быть ученики, руководствуясь учителями и другими ресурсами в учебной среде. В идеале задачи или проблемы для применения когнитивных инструментов будут находиться в реалистичных контекстах с результатами, которые лично значимы для учащихся. Использование мультимедийных строительных программ в качестве когнитивных инструментов включает в себя множество навыков учащихся: навыки управления проектами, навыки исследований, навыки организации и представительства, навыки презентации и навыки отражения. Исследования, касающиеся эффективности конструктивистских учебных сред, таких как микромиры, учебные среды на базе учебных заведений и виртуальные совместные среды, показывают положительные результаты по широкому спектру показателей. Таким образом, тридцать лет исследований в области образования указывают на то, что различные интерактивные технологии эффективны в образовании как феномены для изучения как «от», так и с.

Долгое время одними из важнейших проблем дидактики являются: каким образом активизировать учащихся на уроке, какие методы обучения необходимо применять чтобы повысить активность учащихся на уроках? Решение задачи повышения эффективности учебного процесса требует научного осмысления проверенных практикой условий и средств активизации учащихся.

Исторически сложилось так, что обучение с или учебным подходам получило наибольшее внимание и финансирование, но «с помощью» или когнитивных подходов к инструментам являются предметом большего интереса и инвестиций, чем когда-либо прежде. Предварительные выводы показывают, что в долгосрочной перспективе конструктивистские подходы к применению средств массовой информации и технологий могут иметь больший потенциал для совершенствования преподавания и обучения, чем модели преподавателей. Другими словами, реальная сила интерактивного обучения для улучшения достижений и производительности может быть реализована только тогда, когда люди активно используют компьютеры в качестве когнитивных инструментов, а не просто взаимодействуют с ними как репетиторами или репозиториями данных.

В условиях гумманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на Формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности само развивающейся и само реализующейся.

Эта более длинная цитата суммирует ключевые особенности «когнитивного инструментального подхода», формализованного в конце девяностых: расширение прав и возможностей учащегося, ориентированное на проект аутентичное и «осмысленное» обучение, компьютер как партнер и множество инструментов.

Использование когнитивных инструментов часто требует знаний, которые ученики не обязательно имеют. Кроме того, оценка того, что изучается, часто делается в другом контексте, который является спорным, если придерживаться идеи о том, что когнитивные инструменты также являются профессиональными инструментами, то есть связаны с практикой, которая должна быть изучена.

В учебном заведении особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого учащегося, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность учащихся за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию применения активных форм обучения.

Необходимость активного обучения заключается в том, что с помощью его форм, методов можно достаточно эффективно решать целый ряд, которые трудно достигаются в традиционном обучении:

Мотивы побуждающие учащихся к активности

С другой стороны, некоторые когнитивные инструменты могут влиять на то, что ученик просто учит инструмент, а не то, что он может передать. Основываясь на концепциях распределенного познания Саломона, Ким и Ривз утверждают, что учащийся, инструмент и деятельность образуют совместную систему обучения, а опыт в мире должен отражаться не только на инструменте, но и на обучении деятельность, в которой учащиеся используют этот инструмент.

Урок: Нахождение дроби от числа

Интересно, что Рабардел схожим аргументом в отношении инструментария: Деятельность состоит в том, чтобы воздействовать на объект, чтобы реализовать цель и дать конкретную форму мотиву. Между тем связь между субъектом и объектом не является прямой. Артефакт только становится инструментом в деятельности субъекта. В этом свете, хотя инструмент явно является посредником между субъектом и объектом, он также состоит из предмета и артефакта. Другими словами, контрольно-измерительная аппаратура связано с действием, то есть как технический объект используется в рамках деятельности и как он влияет на когнитивные схемы.

Формировать не только познавательные, но и профессиональные

мотивы и интересы, воспитывать системное мышление специалиста;

Учить коллективной мыслительной и практической работе, формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений, воспитывать

ответственное отношение к делу, социальным ценностям и установкам как коллектива, так и общества в целом.

Микромиры и моделирование и посмотрите на системы, которые предназначены для действий пользователя по программированию конечных пользователей. Локальное когнитивное моделирование поведения решения проблем: применение нечеткой теории. Обучение с использованием технологий: использование компьютеров в качестве когнитивных инструментов. Козьма, Роберт Б. Влияние СМИ на обучение: дискуссия продолжается, медиа-исследования школьной библиотеки, том 22, номер 4, лето. Когнитивные инструменты в клинической встрече в медицине: поддержка эмпатии и опыта в распределенных системах. Помимо усиления: использование компьютера для реорганизации умственного функционирования. Ривз, Томас К. Исследовательская программа интерактивного обучения в новом тысячелетии, Эд-Медиа 99. Ривз, Томас К. Влияние средств массовой информации и технологий в школах, Исследовательский отчет, подготовленный для Фонда Бертельсманн. Партнеры в познании: расширение человеческого интеллекта с помощью интеллектуальных технологий. О характере педагогических компьютерных инструментов: случай письменного партнера. Обозначение открытия и отражения: графический след для поддержки саморегуляции в компьютерных лабораториях.

  • Авторы знаний: модели гипермедиа дизайна.
  • Дерри, ред. Компьютеры как познавательные инструменты, стр. 197.
  • Ори, Новые перспективы обучения, обучения и технологий.
  • Нет распределения без индивидов «познание».
  • Распределенные познания: психологические и образовательные соображения.
  • Нью-Йорк: Пресса Кембриджского университета.
  • Форум знаний.
  • В области образования и технологий: Энциклопедия.
  • Применение когнитивных инструментов в классе.
Вы когда-нибудь задумывались, почему в большинстве программ раннего детства учат детей их цветам и формам в начале года?


1. Дидактические основы активизации учения учащихся.

1.1 Активизация познавательной деятельности учащихся.

Обучение - самый важный и надежный способ получения

систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всестороннее развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия.

Это потому, что цвет и форма - это два очень заметных атрибута окружающего нас мира. Цвет и форма - это то, как дети наблюдают и классифицируют то, что они видят. Эти очень узнаваемые характеристики побуждают детей определять и организовывать разнообразный мир вокруг них.

Эти первые учения в дошкольном и детском саду - это основы, которые ваш ребенок должен знать, прежде чем она узнает «другие основы» чтения, письма и математики. Понимание цвета и формы - инструмент для изучения многих навыков во всех областях учебной программы, от математики и науки до языка и чтения. Например, когда ваш ребенок учится различать сходства и различия между цветами и фигурами, она использует те же навыки, что и ей, чтобы распознать различия между буквами и цифрами.

Будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом отражения в сознании учащегося реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

Когда маленьких детей просят математически сортировать объекты, они обычно используют самые очевидные атрибуты цвета и формы, плюс размер, чтобы классифицировать предметы. Когда ваш ребенок играет, он использует сортировку и классификацию навыков, соблюдая сходства и различия в цвете и форме, делает сравнения и организует эту информацию в сваях. Этот, казалось бы, простой процесс - это основа для жизни в математическом мире.

Проблемные ситуации на уроках

Важность цветного цвета - один из первых способов, которым ваш дошкольник делает различия между вещами, которые она видит; цветные слова являются одними из первых слов, которые она использует для описания этих вещей. Вероятно, вы слышали гордость за голос своего ребенка, когда она называет цвета воздушных шаров в магазине, или ее восторг, когда она понимает, что банан и груша - разные оттенки желтого.

Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только В процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении.

Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности учащихся.

Обучение, как и всякий другой процесс, связано с движением. Оно, как и целостный педагогический процесс, имеет задачную структуру, следовательно, и движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачей к другой, продвигая учащегося по пути познания: от незнания к знанию, то неполного знания к более полному и точному. Обучение не сводится к механической «передаче» знаний, умений и навыков, т.к. обучение является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагоги и учащиеся: преподавание и учение.

Отношение учащихся к учению преподавателя обычно характеризуется активностью . Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.

В структуре активности выделяются следующие компоненты:

Готовность выполнять учебные задания;

Стремление к самостоятельной деятельности;

Сознательность выполнения заданий;

Систематичность обучения;

Стремление повысить свой личный уровень и другие.

С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения учащихся это самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники, как правило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность учащегося ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.

Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стерео типичной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в

которых учащиеся сами должны:

· отстаивать свое мнение;

· принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

· ставить вопросы своим товарищам и учителям;

· рецензировать ответы товарищей;

· оценивать ответы и письменные работы товарищей;

· заниматься обучением отстающих;

· объяснять более слабым учащимся непонятные места;

· самостоятельно выбирать посильное задание;

· находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);

· создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;

· решать познавательные задачи путем комплексного применения

известных им способов решения.

Можно утверждать, что новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего повышение активности учащихся: истина добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.

Отсюда можно сделать вывод, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью.

1.2 Уровни познавательной активности

Первый уровень - воспроизводящая активность.

Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»

Второй уровень - интерпретирующая активность .

Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

Третий уровень - творческий .

Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.

Характерная особенность - проявление высоких волевых качеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречал ось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.

1.3 Принципы активизации познавательной деятельности учащихся.

При выборе тех или иных методов обучения необходимо прежде всего стремится к продуктивному результату. При этом от учащегося; требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно- познавательной деятельности учащегося.

Если необходимо не только понять и запомнить, но и практически овладеть знаниями, то естественно, что познавательная деятельность учащегося не может не сводится только к слушанию, восприятию и фиксации учебного материала. Вновь полученные знания он пробует тут же мысленно применить, прикладывая к собственной практике и формируя, таким образом, новый образ профессиональной деятельности. И чем активнее протекает этот мыслительный и практический учебно-познавательный процесс, тем продуктивнее его результат. У учащегося начинают более устойчиво формироваться новые убеждения и конечно же пополняется профессиональный багаж учащегося. Вот почему активизация учебно--познавательной деятельности в учебном процессе имеет столь важное значение.

1.3.1. Принцип проблемности.

Прежде всего в качестве основополагающего принципа следует рассматривать принцип проблемности. Путем последовательно усложняющихся задач или вопросов создать в мышлении учащегося такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью учителя и с участием других слушателей, основываясь на своем или чужом опыте, логике. Таким образом, учащийся получает новые знания не в готовых формулировках учителя, а в результате собственной активной познавательной деятельности. Особенность применения этого принципа в том, что оно должно быть направлено на решение соответствующих специфических дидактических задач: разрушение неверных стереотипов, формирование прогрессивных убеждений, экономического мышления.

Особенности применения данного принципа в процессе преподавания математических дисциплин требуют и специфических форм проведения занятий, педагогических приемов и методов. И самое главное, что содержание проблемного материала должно подбираться с учетом интересов учащихся.

Одной из главных задач обучения является формирование и совершенствование умений и навыков, в том числе умения применять новые знания.

1.3.2. Принцип обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач.

Следующим принципом является обеспечение максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач. Практический курс всегда являлся составной частью профессиональной подготовки учащихся. Суть данного принципа заключается в том, чтобы организация учебно-познавательной деятельности учащихся по своему характеру максимально приближал ась к реальной деятельности. Это и должно обеспечить в сочетании с принципом проблемного обучения переход от теоретического осмысления новых знаний к их практическому осмыслению.

1.3.3. Принцип взаимообучения.

Не менее важным при организации учебно-познавательной деятельности учащихся является принцип взаимообучения. Следует иметь в виду, что учащиеся в процессе обучения могут обучать друг друга, обмениваясь знаниями. Для успешного самообразования необходимы не только теоретическая база, но и умение анализировать и обобщать изучаемые явления, факты, информацию; умение творчески подходить к использованию этих знаний; способность делать выводы из своих и чужих ошибок; уметь актуализировать и развивать свои знания и умения.

1.3.4. Принцип исследования изучаемых проблем.

Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер и по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения. Процесс изучения того или иного явления или проблемы должны по всем признакам носить исследовательский характер. Это является еще одним важным принципом активизации учебно--познавательной деятельности: принцип исследования изучаемых проблем и явлений.

1.3.5.Принцип индивидуализации.

Для любого учебного процесса важным является принцип индивидуализации - это организация учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащегося. Для обучения этот принцип имеет исключительное значение, т.к. существует очень много психофизических особенностей:

· состав класса,

· адаптация к учебному процессу,

· способность к восприятию нового и т.п.

Все это требует применять такие формы и методы обучения, которые по возможности учитывали бы индивидуальные особенности каждого учащегося, т.е. реализовать принцип индивидуализации учебного процесса.

1.3 .6.Принцип самообучения.

Не менее важным в учебном процессе является механизм самоконтроля и саморегулирования, т.е. реализация принципа самообучения. Данный принцип позволяет индивидуализировать учебно-познавательную деятельность каждого учащегося на основе их личного активного стремления к пополнению и совершенствованию собственных знаний и умений, изучая самостоятельно дополнительную литературу, получая консультации.

1.3.7.Принцип мотивации.

Активность как самостоятельной, так и коллективной деятельности учащихся возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому в числе принципов активизации особое место отводится мотивации учебно--познавательной деятельности. Главным в начале активной деятельности должна быть не вынужденность, а желание учащегося решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить.

Принципы активизации учебно-познавательной деятельности

учащихся, также как и выбор методов обучения, должны определяться с учетом особенностей учебного процесса. Помимо принципов и методов, существуют также и факторы, которые побуждают учащихся к активности, их можно назвать еще и как мотивы или стимулы учителя, что бы активизировать деятельность учащихся.

1.4 Факторы, побуждающие учащихся к активности.

В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности, можно назвать следующие:

Интерес является главным мотивом активизации учащихся. Данный фактор преподавателю необходимо учитывать уже при формировании учебного материала. Учащийся никогда не станет изучать конкретную ситуацию, если она надуманна и не отражает реальной действительности и не будет активно обсуждать проблему, которая к нему не имеет никакого отношения. И наоборот, интерес его резко возрастает, если материал содержит характерные проблемы, которые ему приходится встречать, а порой и решать в повседневной жизни. Тут его познавательная активность будет обусловлена заинтересованностью в исследовании данной проблемы, изучения опыта её решения.

Творческий характер учебно-познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.

Состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности учащихся. Однако в учебном процессе это может сводиться не только к соревнованию за лучшие оценки, это могут быть и другие мотивы. Например, никому не хочется «ударить в грязь лицом» перед своими одноклассниками, каждый стремится показать себя с лучшей стороны (что он чего-то стоит), продемонстрировать глубину своих знаний и умений. Состязательность особенно проявляет себя на занятиях, про водимых в игровой форме.

Игровой характер про ведения занятий включает в себя и фактор интереса, и фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности учащихся. Хорошо организованное игровое занятие должно содержать «пружину» для саморазвития. Любая игра побуждает её участника к действию.

Учитывая перечисленные факторы, учитель может безошибочно активизировать деятельность учащихся, так как различный подход к занятиям, а не однообразный подход это прежде всего у учащихся вызовет интерес к урокам, учащихся будут с радостью идти на уроки, так как предугадать учителя не возможно.

Эмоциональное воздействие вышеназванных факторов на учащихся оказывает и игра, и состязательность, и творческий характер, и интерес. Эмоциональное воздействие также существует, как самостоятельный фактор и является методом, который пробуждает желание активно включиться в коллективный процесс учения, заинтересованность, приводящая в движение.

Особое значение для успешной реализации принципа активности в обучении имеют самостоятельные работы творческого характера. Разновидности: программированные задания, тесты.


Активация учения учащихся не как усиление деятельности, а как мобилизация учителем с помощью специальных средств интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил учеников на достижение конкретных целей обучения и воспитания.

Физиологической основой познавательной активности является рассогласование между наличной ситуацией и прошлым опытом. Особое значение на этапе включения учащегося в активную познавательную деятельность имеет ориентировочно-исследовательский рефлекс, представляющий собой реакцию организма на необычные изменения во внешней среде. Исследовательский рефлекс приводит кору больших полушарий в деятельное состояние. Возбуждение исследовательского рефлекса - необходимое условие познавательной деятельности.

2. Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики.

Формирование интереса к учению - важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда ещё только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях.

Одно из важнейших факторов развития интереса к учению- понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для развития познавательного интереса к изучаемому материалу большое значение имеет методика преподавания данного материала. Поэтому, перед тем как приступить к изучению какой- либо темы, я много времени уделяю поискам активных форм и методов обучения, продумывая каждый урок, ибо урок, по словам В. А. Сухомлинского, первая искра, зажигающая факел любознательности.

Готовясь к урокам, на которых учащиеся получают новые знания, стараюсь пробудить в них активное восприятие. Лучшему усвоению материала способствуют средства наглядности, опорные схемы, таблицы, которые применяю на уроке.

Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету -дидактическая игра. Она вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить учебный материал.

Использую очень многие игры, например: «Определи маршрут самолёта», «Десантники», «Помоги белке найти своё дупло» и др. Игры помогают учащимся быть внимательными и незаметно для себя добиваться хороших результатов. Игровые и занимательные задачи способствуют воспитанию интереса к математике, развитию внимания, мышления. Для развития активности и внимания учащихся про вожу устный счёт С элементами игры.

Игра «Веселый счет»

1.Назови и покажи все числа от 11 до 20, написанные в красном кружке, а затем все числа, написанные чёрным цветом.

2.Назови и покажи все числа от 20 до 11, написанные чёрным цветом, а затем те, которые написаны в красном кружке.

3. Назови и покажи числа от 11 до 20 одновременно, написанные чёрным цветом и в красном кружке, назови и покажи числа от 20 до 11 одновременно, написанные чёрным цветом и в красном кружке.

Число заданий на развитие внимания учащихся, построенных на математическом материале, очень велико. Приведу некоторые из них.

Задание 1

1.Найди сумму всех чисел, записанных красным цветом.

2.Найди сумму всех чисел, записанных чёрным цветом.

Запиши полученные суммы соответственно в красном и чёрном квадратах.

Задание 2

Найди:

1) сумму чисел, которые встречаются два- три раза. Запиши её в первом квадрате;

2) сумму чисел, встречающихся в записи один раз. Запиши её во втором квадрате;

3) разность чисел. Запиши её в третьем квадрате.

Задание 3

Из каких геометрических фигур составлены данные рисунки? Каких геометрических фигур больше в данном рисунке? На сколько больше?

В привитии детям интереса к урокам математики большую роль играют задачи занимательного характера в рифмованной форме, например:

у Алёнки в гостях

Два цыплёнка в лаптях,

Петушок в сапожках,

Курочка в серёжках,

Селезень в кафтане,

Утка в сарафане,

А корова в юбке,

В тёплом полушубке.

Сколько всего гостей?

При изучении сложения и вычитания чисел в пределах 100 стремлюсь на уроке отвести 5-10 минут на работу с заданиями, развивающими логическое и абстрактное мышление учащихся. Для этого предлагаю: примеры с окошками и пропущенными знаками действий; сравнить числа и выражения; определить, по какому правилу записан ряд чисел, и продолжить его; найти и исправить ошибки в решении примеров; не решая пример, прикинуть возможный ответ (из трёх данных) и обосновать свой выбор и т. п.

Активизация деятельности учащихся на уроке- одно из основных направления совершенствования учебно - воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовывать на каждом уроке так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.

3. Активизация познавательной деятельности на уроках

«Окружающий мир».

Выдающиеся учёные-педагоги М. В. Ломоносов, К. Д. Ушинский и многие другие давно заметили различие в мышлении взрослых и детей на первой ступени обучения. Взрослые чаще всего мыслят отвлечёнными понятиями, а дети преимущественно образами, красками, звуками. Если образное мышление имеет место на протяжении всего учебного процесса в школе, то у учащихся младших классов оно преобладает над логическим. В этой педагогической истине мы постоянно убеждаемся, организуя работу с учащимися начальных классов на уроках и во внеурочное время.

Учитель готовится к урокам «Окружающий мир», к экскурсиям в природу, учит детей наблюдать за растениями и животными, формирует у учащихся элементарные экологические представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания, об их пищевых и информационных связях и др. При этом он обращается к научно- методической литературе, различным средствам наглядности, отыскивает занимательный материал природоведческого содержания, доступным младшим школьникам.

А иногда учитель пользуется и художественной литературой, где содержатся образные, поэтические описания окружающей нас природы. Они достигают образовательной и педагогической цели в том случае, если включают в себя научные знания о жизни растений и животных.

Используя поэтические образы в учебном процессе, учитель ищет соответствие поэтических характеристик реальной действительности.

При изучении животных на уроках или в предэкскурсионной беседе мы рассказываем учащимся, где живёт то или иное животное, чем питается, как выглядит и Т.Д. НО дети младшего школьного возраста с трудом запоминают рассказ учителя на уроке, хотя он всё излагает правильно, безупречно в научном отношении. Мы, используя научные данные, дополняем их стихотворными образами, предлагая и повторяя, в сущности, те же сведения, но уже в поэтической форме. Вот несколько конкретных примеров из нашей практики.

Рассказываем детям, что жаба обыкновенная, или серая, живёт на полях, лугах, огородах. Выглядит она неуклюжей, кожа спины у неё в крупных бородавках. Однако, как и другие земноводные, жабы уничтожают вредителей лесов, полей, садов, огородов, питаясь ими. Тем самым жабы приносят пользу человеку.

В огородах и полях

Жабы обитают.

Слизней, гусениц и мух

Вредных поедают.

Бородавчатая кожа

Пусть вас не пугает,

Она жабу от ожога

В летний зной спасает.

В городе и на селе

Пусть об этом знают все:

Жабу ты не обижай,-

Не получишь урожай!

В городских парках часто встречается белка обыкновенная. Мы рассказываем ребятам, что живёт она в лесах, парках, садах. Питается семенами хвойных и лиственных деревьев, побегами, почками, грибами, орехами. Белочка строит тёплое гнездо шаровидной формы, в котором рождается по 3-8 детёнышей.

В сказке белочка «поёт

Да орешки всё грызёт».

А в лесу у белочки

Много дел, забот!

Надо домик строить ей

Для себя и для детей,

От врага укрыться:

Ястреба, куницы.

Надо и грибочки

Развесить на сучки,

На зиму орешки

учебный год

Чтение должно стать для ребенка очень тонким инструментом овладения знаниями и вместе с тем источником богатой духовной жизни.

Познавательный интерес - избирательная направленность личности на предметы и явления, окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес, становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса, учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.

Познавательный интерес выступает перед нами как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала - «Смертельный грех учителя - быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически активизировать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся как важный мотив учения, как стойкую черту личности, как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Познавательный интерес - не враг волевого усилия, а верный его союзник. В него включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности.

Активизация познавательной деятельности учащихся на всех уроках – одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обучения. Установлено, что уровень развития мыслительных операций, степень владения ими определяет ход мыслительного процесса и его результат, а следовательно, и продуктивность познавательной деятельности.

Функциональное назначение познавательной деятельности:

1. Вооружает знаниями умениями и навыками.

2. Содействует воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств учащихся.

3. Развивает их познавательные силы, личностные образования: активность, самостоятельность, познавательный интерес.

4. Выявляет и реализует потенциальные возможности учащихся.

5. приобщает к поисковой и творческой деятельности.

Пути активизации познавательной деятельности

указывает, что определением активизации учебно-познавательной деятельности можно считать следующие: это процесс, направленный на усиленную деятельность учителя и ученика, на побуждение к её энергичному целенаправленному осуществлению, на преодоление инерции, пассивных и стереотипных форм преподавания и учения.

Активизация познавательной деятельности - побуждение к энергичному, целенаправленному учению. (Колмакова педагогический словарь.)

Активизация познавательной деятельности это не только процесс управления активностью учащихся, но и процесс активизации своей деятельности самим учеником. Саморегуляция активной деятельности учеником зависит от его деятельностной позиции в учебном процессе. Это происходит в ситуациях, побуждающих его к самостоятельным решениям и действиям, к свободному выбору заданий, к творческой деятельности.

Приёмы, которые содействуют активизации познавательной деятельности учащихся, в которых ученик должен:

защищать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, использовать приобретенные знания;

задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться с их помощью в процесс познания;

рецензировать ответы товарищей, сочинения, другие творче­ские работы, вносить коррективы, давать советы;

делиться своими знаниями с другими;

помогать товарищам при затруднениях, объяснять им непо­нятное;

выполнять задания-максимум, рассчитанные на чтение допол­нительной литературы, первоисточников, на длительные наблюдения (роста растений, повадок животных, выращивания кристал­лов и др.);

побуждать учащихся находить не единственное решение, а не­сколько самостоятельно предпринятых;

практиковать свободный выбор заданий, преимущественно по­исковых, творческих;

создавать ситуации самопроверки, анализа собственных по­знавательных и практических действий;

разнообразить деятельность, включать в познание элементы труда, игры, художественной, общественной и других видов дея­тельности;

создавать заинтересованность коллективной деятельностью, па основе которой и происходит формирование активной позиции

членов коллектива.

Активизация познавательной деятельности учащихся с помощью дидактических игр.

Среди множества путей активизации познавательной деятельности школьников одним из наиболее эффективных является организация дидактических игр.

Игра, учение и труд являются основными видами деятельности человека. При этом игра готовит ребенка, как к учению, так и к труду, сама, являясь одновременно и учением и трудом. Глубоко ошибаются те, кто считает, что игра лишь забава и развлечение.

Игру можно назвать восьмым чудом света, так как в ней зало­жены огромные воспитательные и образовательные возможности. В процессе игр дети приобретают самые различные знания о предмете и явлениях окружающего мира. Игра развивает детскую наблю­дательность и способность различать отдельные свойства предметов, выявлять их существенные признаки. Таким образом, игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей , совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение, активизируют познавательную деятельность учащихся.

Дидактические игры хороши в системе с другими формами обучения, использование которых должно в конечном итоге преследовать следующие цели: учитель должен дать учащимся знания, соответствующие современному уровню развития науки; он должен их научить приобретать знания самостоятельно.

Педагогическая наука предъявляет определенные требования к

организации игр в процессе учения. Перечислим некоторые из них.

Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся. Это не значит, что участники игры не имеют никаких обязанностей. Опыт показывает, что ученики часто относятся к ним более ответственно, чем к учебной или трудовой деятельности.

Игра должна вызывать у учащихся только положительные эмоции,

т. е. весёлое настроение и удовлетворение от удачного ответа. Поэтому игры должны быть доступны и привлекательны.

В игре обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками, что значительно повышает самоконтроль учащихся, приучает их к четкому соблюдению установленных пра­вил, а главное, хорошо активизирует деятельность. Завоевание по­беды или какой-либо выигрыш очень сильно побуждает ученика к дальнейшим действиям.

Не всегда победителями игры становятся хорошо успевающие учащиеся. Часто много терпения и настойчивости проявляют в игре те, у кого этих качеств не хватает для систематического приго­товления уроков.

Игра должна учитывать возрастные особенности учащихся.

Подчеркнем важную роль учителя при организации и проведе­нии игр. Конечно, наибольшего эффекта можно добиться, если в игре осуществляется педагогика сотрудничества. Как правило, идея игры исходит от учителя, но можно объявить конкурс на лучшую игру.

Очень полезна работа учащихся по изготовлению игр. Она требует от создателей хорошей подготовки в области выбранной темы и значительных усилий при подборе содержания игры. Именно поэтому эта работа должна оцениваться учителем.

Каждую придуманную игру можно проверить в действии. При этом учитель является и главным авторитетом , и судьей во всех спорах, а также активным рядовым участником. Это, конечно, не значит, что учитель отвергает замыслы учеников и навязывает им свое мнение.

Требования сегодняшнего времени таковы, что мало только уметь читать, находить главную мысль, “необходимо развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способности. Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего развития” предлагаются в учебнике, чтобы ребенок самостоятельно, без принуждения стремился к познанию нового через знакомство с книгой. “Творческим чтением движет любознательность” ().

Какова же при этом роль учителя? Как добиться, чтобы дети любили уроки литературного чтения, чтобы интерес к чтению постоянно возрастал?

“Учителю важно помнить, что чтение, мотивированное любознательностью, целенаправленным интересом, педагогически особенно значимо, потому что становится для детей занятием приятным и желанным” ().

Осознав, что интерес рождает стремление к познанию, я пересмотрела свои подходы к организации учебной деятельности на уроках литературного чтения, разнообразив их занимательным и “затруднительным” материалом, а в дальнейшем, привлечением самих учащихся к подбору материалов для урока: загадки, ребусы, кроссворды, этнография слов, головоломки, самостоятельные произведения, которые получили название “проба пера”.

Я с огромным удовлетворением отметила рост читательской активности моих учеников, стремление читать правильно, выразительно. Соответственно, возросла и быстрота чтения. Дети любят уроки литературного чтения, ведут поиск произведений авторов, изучаемых на уроках, но не входящих в программный материал, делятся друг с другом впечатлениями о прочитанном.

После того, как дети самостоятельно попробовали свои силы в литературном творчестве, они сделали вывод, что нужно “осознавать за прочитанным текстом присутствие автора, с присущим именно ему мировосприятием и пониманием окружающего, со свойственной ему гаммой чувств, ощущений жизни и отношением к ней” (). Возрос интерес у ребят к личности изучаемых авторов, они самостоятельно стали подбирать биографическую информацию, сравнивать “условия творчества” разных авторов. Очень отрадно, что многие родители включились в эту деятельность, поддерживая интересы своих детей.

Ученики умело ведут поиск необходимой информации в международной сети Интернет, находят разнообразную дополнительную информацию к другим предметам: биографии художников, композиторов, развивающий и энциклопедический материал к предмету окружающий мир, “слово о словах” на уроки русского языка , информацию о народных промыслах к урокам технологии.

Мои ученики стали моими основными помощниками, проявляя огромное желание помочь другим ребятам. При этом происходит формирование и повышение культуры речевого общения, так как “основным способом удовлетворения потребностей ребенка в общении является речь” ().

Привлечение пословиц и поговорок обогащает учебный процесс. Благодаря умело включенным в канву урока пословицам описываемые явления и события представляются наглядно-образно, кроме того, углубляется восприятие изучаемого материала, повышается интерес к прочитанному. Яркие по форме, лаконичные, они легко запоминаются, способствуют усвоению содержания.

Использование пословиц целесообразно, если их содержание связано с конкретными событиями, если они доступны учащимся, расширяют кругозор. Дети сделали для себя открытие, что пословицы и поговорки удачно применимы не только на уроках чтения, но и на других уроках.

Методика использования пословиц и поговорок может быть разнообразной. Некоторые применяются для иллюстрации явлений, событий (“Много снега – много хлеба”, “От грома и в воде не уйдешь”), другие – с целью объяснить их смысл (“При солнышке тепло, при матери – добро”), в третьих – надо соотнести житейский смысл и подмеченную закономерность (“В сентябре одна ягода, да и та – горькая рябина”). По тематике пословиц и поговорок в своей рабочей тетради ребята с удовольствием делают зарисовки-иллюстрации.

Применяется мной на уроках литературного чтения и развития речи через форму “живого спектакля”, где актеры – дети.

Готовясь к каждому уроку, стараюсь все виды работ продумать так, чтобы каждый ученик активно, творчески мыслил в течение всего урока, чтобы дети могли открывать для себя что-то новое, ранее незамеченное, акцентировали свое внимание на главном, важном, добиваясь этого через творчество и интерес. Это является хорошим средством достижения сознательного чтения, приобщения к великой культуре русской литературы .

Применение приёмов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературы предполагает достижение следующей цели:
- активизировать интерес к изучению литературы и повысить познавательную активность учащихся на уроке и во внеурочное время.
При этом должны решаться задачи:
- формирование у учащихся прочных умений, навыков через активизацию познавательной деятельности;

Повышение уровня речевой культуры учащихся в связи с обязательным обсуждением проблемной ситуации в диалоговой и монологовой форме;
- формирование духовного мира подростка посредством акцентирования его внимания на исследовании проблем нравственного характера.
Активизация обучения – это главный путь повышения эффективности педагогического процесса. При этом основной задачей активизации является усиление, стимулирование умственной деятельности школьников в целях повышения качества знаний по изучаемым предметам.
В современных научно-методических исследованиях проблема активизации познавательной деятельности учащихся решается в разных аспектах учёными различных направлений. В её разработке участвовали психологи (, и другие); дидакты (,); методисты (, и другие).
При работе с текстом на уроках литературы использую приёмы:
- внимание к детали, которая является «жемчужиной текста»;
- особый вопрос. «Задать его как бы самому себе, но решать вместе с ребятами»;
-творческое задание.

В своём поиске творческого подхода к преподаванию литературы использую основное концептуальное положение: «Общение с книгой – это прежде всего общение с жизнью!».

Чтобы активизировать интерес к изучению литературы и повысить познавательную активность учащихся в рамках данного предмета за счет подходов, отдающих приоритеты самостоятельному «добыванию» знаний учащимися, что придает школьникам уверенность в своих силах; оптимального сочетания индивидуальной и групповой форм работы. Этому способствует продуманность всех этапов урока, чёткая его организация, разнообразие видов работ.

С целью повышения качества обучения учащихся в своей работе применяю технологию проблемного обучения. Использую в системе задания поискового характера, способствующие более осознанному и глубокому освоению знаний, прочному формированию навыков и языковому развитию учащихся. Это требует от школьников самостоятельного овладения знаниями и способами их добывания, что очень важно в общей системе работы под руководством учителя.

Активизирует познавательную деятельность учащихся в про­цессе обучения на уроках и ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА. В основ­ном я проводила такие викторины после изучения творчества ху­дожника для обобщения и повторения материала, для углубления знаний учащихся по биографии и произведениям автора или на уроках внеклассного чтения в младших клас­сах.

Для меня наиболее значимыми выступают исследования, поскольку разработанная ею концепция имеет, на мой взгляд, неоспоримые достоинства: целостность и практическую ориентированность. Основными положениями концепции выступают: особая роль деятельности при формировании познавательного интереса, стадии его развития (любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес); принципы активизации познавательных процессов; условия развития познавательного интереса (личность учителя, содержание учебного материала, методы и приемы обучения). В представленной концепции наибольший интерес у меня вызывают условия, способствующие формированию познавательного интереса. Я считаю очень важным учитывать выбор средств и форм организации учебного процесса.

Литература как учебный предмет, предоставляет неограниченные возможности для формирования у школьников познавательного интереса. Познавательный интерес является одним из главных мотивов учебной деятельности, возникающий в процессе обучения. Он не только ак­тивизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач. Все необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к предмету познания, помогает им усвоить любой учебный материал.

Познавательный интерес несёт в себе функции интереса.
Объектом его является область познания. Центральное звено познавательного интереса - переработка интересующей информации, поиск активных связей в изучаемом явлении. Познавательный интерес требует от субъекта активного действия, а не только ориентировки на новизну и неожиданность.
Источником форм познавательного интереса в учебном процессе является содержание обучения и процесс деятельности, а индефекатором - уровень развития.
Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника, и должен оказывать сильное влияние на его развитие.
Познавательный интерес выступает перед нами как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех учителя – быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически активизировать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся как важный мотив учения, как стойкую черту личности, как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его союзник. В него включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности.
Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности.

Цель в том, чтобы ребенок учился потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения. Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и прежде всего, в учении. Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников – это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном активизиции интереса к учению.
Каковы же пути осуществления этой задачи?
Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление - сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперёд. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового.

Использование на уроках ситуации успеха.

Активизировать познавательную деятельность на протяжении всего урока можно самыми различными методами и средствами, но самым главным я считаю создание ситуации успеха. Успех начинается с признания учащимися права преподавателя учить. Авторитет, личность преподавателя, его разнообразные достоинства, интересы являются залогом успеха учащихся. Психологический климат, обстановка жизнерадостности, организация деятельности учащихся на уроке, разумное сочетание репродуктивных и творческих методов – это важные компоненты залога успеха на уроке.

Предвкушение необычности, способность преподавателя удивлять, привносить элемент романтичности играют важную роль на уроке. Если после урока у учащегося не осталось вопросов, которые хотелось бы обсудить, поспорить, поискать решения, то это значит, что урок, возможно, и был полезным, но оставил детей равнодушными к тому, что на нем происходило.

Преподаватель должен любить детей и уметь это делать. Нельзя хвалить одних, заставляя страдать других.

Среди различных средств активизации познавательной деятельности учащихся на уроке важное место занимают вопросы и задания преподавателя. Это один из самых действенных и распространенных средств побуждения учащихся к активной умственной работе. Сила их – в простоте, доступности. Вопросы доминируют над заданиями при изучении теоретического материала, а при закреплении нового большое место занимают различные задания. Эти приемы использую на всех этапах обучения, при любом методе организации деятельности учащихся. Задавая вопросы, можно научить ребят отбирать факты для доказательства, находить и обобщать факты. С помощью вопросов можно получать информацию о состоянии подготовленности учащихся к восприятию нового материала, вопросы используются как стимулирующее средство в познавательной деятельности, являются структурным элементом в педагогической конструкции проблемной ситуации. Они служат средством контроля и применяются как логическая связка в ходе изучения нового материала. Вопросы могут быть использованы на занятиях как самостоятельно, так и в структуре различных учебно-познавательных задач и заданий.

Часто предлагая карточки с репродуктивными, поисковыми или проблемными вопросами и заданиями по изученному материалу, заранее проставляю ту оценку, которую могут получить учащиеся в ходе выполнения каждого задания. Для этого имеются конверты разных цветов: красного цвета, зеленого, синего. Учащиеся знают, что задания в красном конверте повышенной сложности, и за правильный ответ на эти вопросы они получат оценку «5». За правильное выполнение заданий, находящихся в зеленом конверте, учащиеся получат оценку «4». В синем конверте находятся задания, выполнив которые учащиеся получают оценку «3».

Учитывая особенности современных детей – они мобильны, самостоятельны, коммуникативны и любознательны, надо так сорганизовать работу на уроке чтения или на внеклассном мероприятии, чтобы направить их активную деятельность в нужное русло. Сделать так, чтобы активная деятельность совпала с такими её звеньями, как потребность, интерес, мотив. Овладение обобщёнными приёмами познавательной деятельности не только повышает уровень познавательных возможностей учащихся, качество усвоения знаний, но и сокращает время необходимое для обучения. Целью развития познавательной активности является формирование 8 качеств: - любознательности; - находчивости и фантазии; - альтернативного мышления; - изобретательности; - оригинальности; - гибкости; - самостоятельности; - широты и глубины мышления. Показателем развития познавательной активности являются творческие способности детей. Детям очень нравится что-то выдумывать, проявлять оригинальность, нешаблонность. При чтении литературных сказок предлагаю учащимся 1) нарисовать иллюстрацию к прочитанному произведению; 2) вылепить героя из пластилина; 3) разыграть сценку; 4) сочинить сказку с таким же началом или похожими персонажами; 5) подобрать загадку к сказке, нарисовать отгадку; 6) подобрать пословицы и поговорки по различным темам; На уроках чтения сказок разных народов предлагаются такие задания: 1) составить рисуночный диафильм; 2) найти крылатое выражение в сказке; 3) придумать счастливую концовку к сказке; 4) дать толкование слову, работа со словарём по расширению активного словарного запаса учащихся; При ознакомлении с жанром басни, предлагаются такие виды заданий: 1) выразительное чтение басни и ее драматизация; 2) придумать экспозицию басни: 3) составление литературной мозаики; 4) составление характеристики героев с опорой на выборочное чтение; 5) разгадывание кроссвордов. Для развития творческой активности на уроке использую и такие виды заданий: 1) составление и доработка текстов 2) Использую в работе творческие пересказы, которые предполагают передачу текста с какими-либо изменениями: - добавить то, что могло предшествовать той ситуации, которая изображена в произведении; - заменить рассказчика дальше; - изменить грамматическое время глагола; - придумать как могли разворачиваться события дальше. Творческий пересказ тренирует гибкость читательского взгяда, приучает видеть позицию разных героев, сопереживать им. 2) подобрать дополнительный материал об авторе произведения; 3) подготовить выставку книг одного из авторов; 4) найти дополнительный материал в энциклопедии; Сочинения сказок, считалок, закличек, потешек, стихотворений и просто сочинения на различные темы приближают автора к самораскрытию, самовыражению личности. Проведённая работа по развитию познавательной активноти на уроках литературного чтения даёт свои результаты. Ученики демонстрируют индивидуальные и неповторимые творческие решения стоящих перед ними задач.