Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие творческих способностей  /  Развитие речи радуга

Развитие речи радуга

Программа «Радуга»

«Радуга» – комплексная программа воспитания, образования и развития дошкольников, по которой работают детские сады России. Программа обеспечивает всестороннее развитие ребенка, ее важнейшими компонентами являются игра и физическое развитие, формирование привычки к здоровому образу жизни, обеспечение психического комфорта для каждого ребенка.

Программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. По всем основным видам деятельности дошкольников предусмотрены комплекты пособий для детей различных возрастных групп и рекомендации для воспитателей.

Для занятий по этой программе созданы комплекты пособий для дошкольников по всем видам деятельности и методические рекомендации для воспитателей.

Основные цели программы:

  • обеспечение ребенку возможности радостно и содержательно проживать дошкольные годы;
  • обеспечение охраны и укрепления его здоровья (как физического, так и психического);
  • всестороннее и своевременное психическое развитие;
  • формирование активного и бережно-уважительного отношения к окружающему миру;
  • приобщение к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали).

красный цвет - физическая культура : на занятиях формируются привычки к охране своего здоровья, к чистоплотности, аккуратности, порядку, культурно - гигиенические навыки и элементы самоконтроля во время движений, вырабатываются навыки правильного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, и предупреждения их;

оранжевый цвет - игра: игра считается ведущей деятельностью работы, она позволяет обеспечить психологический комфорт, создать атмосферу эмоционального тепла. защищенности, снять излишнюю заорганизованность и невротизацию детей. Она позволяет возникнуть чувству симпатии и интереса к партнеру по игре;

желтый цвет – ручной труд и изобразительная деятельность - обучение изобразительной деятельности и художественному труду происходит через знакомство детей с образцами народного и декоративно-прикладного искусства (произведения Хохломы, Гжели, дымковская игрушка и др.). Детей учат рисовать карандашами и красками, лепке на основе знакомства с народной пластикой;

зеленый цвет - конструирование: дает возможность развить воображение, фантазию и умственно воспитать малыша; дети учатся строить из строительных материалов, развивают конструктивные предпосылки, приобщаются к процессу творчества в конструировании;

голубой цвет - занятия музыкальным и пластическим искусством: позволяют развивать эстетические переживания, формируют интерес к музыке, развивать музыкально - сенсорные способности ребенка, способность двигаться в такт, пространственную координацию;

синий цвет - занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим: обучение родному и иностранному языкам происходят через ознакомление с произведениями народного творчества, художественной литературой;

фиолетовый цвет - математика: обучение математике происходит в атмосфере доброжелательности, поддержки ребенка, даже если он совершил ошибку, поощряется стремление высказать свое мнение; дети не только познают математику, но осваивают навыки учебной деятельности: определяют задачу, направление поисков, оценивают результаты.

Комплексной программе воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста “Радуга”, созданной авторским коллективом лаборатории Института общего образования под руководством профессора Т.Н. Дороновой , исполнилось более 10 лет.

Авторы сумели создать педагогическую систему, которая позволяет воспитателю чувствовать себя свободным и творческим человеком и настраивает на внимательное отношение к каждому растущему малышу. В “Радуге” впервые прозвучала задача создания в детском саду атмосферы психологического комфорта для детей, условий для радостного и содержательного проживания ими периода дошкольного детства, впервые была предложена система личностно ориентированного воспитания и развития детей.

Программа, ориентированная на общечеловеческие, гуманистические ценности, предусматривает наполнение работы определенным содержанием с учетом региональных особенностей. В первую очередь это касается физического развития , здоровья дошкольников, а также их приобщения к национальной культуре .

Работа педагога складывается из трех равно необходимых компонентов:

Задача подготовки детей к обучению в школе решается в программе комплексно.

Она включает в себя:

  • развитие коммуникативных навыков,
  • развитие навыков самообслуживания,
  • знакомство с основами безопасности жизнедеятельности,
  • развитие речи детей, способности произвольно контролировать процессы внимания и запоминания, умения управлять своим поведением в соответствии с принятыми правилами,
  • а также специальную подготовку, реализуемую на занятиях по формированию элементарных математических представлений и развитию начал логического мышления детей, начальному знакомству с буквами, развитию речи и познавательному развитию.

Процесс работы не сведен к занятиям и осуществляется в разных формах в зависимости от возраста детей. Методики проведения занятий по разным видам деятельности построены таким образом, что программная задача может быть реализована на различном материале, варьируемым педагогом в зависимости и в соответствии с желаниями и интересами конкретных детей. В программу работы в дошкольном учреждении введено представление о том, что у детей есть их неотъемлемые права . Задача педагога – обеспечивать соблюдение прав каждого ребенка всеми другими детьми и взрослыми.

Все вышесказанное позволило программе “Радуга” получить широкое распространение в дошкольных учреждениях, ее по достоинству оценили как родители, так и воспитатели.

По программе издан комплект пособий, включающий в себя 5 руководств по воспитанию, образованию и развитию детей в каждой возрастной группе, 4 пособия с методическими рекомендациями по проведению различных занятий, а также 14 пособий для детей по всем основным направлениям развития: познавательное развитие, формирование элементарных математических представлений, речевое развитие, знакомство с изобразительным искусством, конструирование, художественный труд. Все пособия рекомендованы Министерством образования РФ.

  • сформировать у детей математические представления, в том числе через такие понятия, как размер, цвет, количество;
  • развить у детей навыки активной разговорной речи, обогатить их словарный запас и сформировать культуру речи;
  • ознакомить детей с назначениями и функциями предметов, со связями между предметами и природными феноменами, дать представления о различных знаках и символах;
  • вызвать у детей интерес к искусству, развить способность видеть, любить и понимать изобразительное искусство.

Серия «Радуга» включает в себя ряд пособий для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, нацеленных на формирование и развитие навыков говорения.

Развивающие книги «Познаю мир» для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста знакомят ребенка с назначениями и функциями предметов вокруг нас, со связью между вещами и явлениями природы, со знаками и символами.

Ряд развивающих книг «Моя математика», завершающийся книгой для детей старшего дошкольного возраста поможет сформировать представления о способах выражения количества через число путем счета и измерения, познакомить с арифметическими действиями.

Целый ряд учебно-наглядных пособий для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста дают представление об изобразительном искусстве, народном искусстве и детском творчестве.

Дидактические альбомы «Сделаю сам» для занятий по ручному труду с детьми среднего и старшего дошкольного возраста включают в себя материал по конструированию и ручному труду. Игровые задания и забавные персонажи позволяют сделать занятия не только полезными, но и увлекательными.

Пособия-альбомы по художественному и ручному труду в детском саду и семье помогут развить фантазию и изобретательность детей. Малыши научатся работать с бумагой, заниматься конструированием, вышиванием, плетением и т. д. Основное внимание уделяется изготовлению игрушек, персонажей для настольного театра, подарков родным и друзьям. В книгу для воспитателей детского сада и родителей вошли рекомендации для организации увлекательных занятий по художественному и ручному труду с детьми в детском саду и семье.

Недавно вышло новое методическое пособие, посвященное проблемам работы с детьми в подготовительной группе “На пороге школы” авторов Т.Н. Дороновой, Т.И. Гризик и др.

Проходит время, но главные ценности, заложенные в программе “Радуга”, остаются актуальными: здоровые и радостные дети, любознательные, самостоятельные и открытые для общения со взрослыми и сверстниками.

Радуга : программа воспитания, образования и Р15 развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. са­да / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва]. - М. : Про­свещение, 2010. - 111 с. - ISBN 978-5-09-020581-8.

«Радуга» - общеобразовательная программа дошкольного об­разования, предназначенная для работы с детьми от 2 до 7 лет.

Программа направлена на развитие физических, интеллек туальных и личностных качеств ребенка, формирование предпооЫ лок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успеш ность, сохранение и укрепление здоровья.

Обновленный вариант программы доработан в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре оси он ной общеобразовательной программы дошкольного образования.

УДК 372.."» ББК 74.100

ISBN 978-5-09-020581-8 © Издательство «Просвещение», :!<>I"

© Художественное оформление. Издательство « Просвещени < ■ , Все права защищены

«Радуга» - основная общеобразовательная программа дошкольного образования, предназначенная для работы с детьми от 2 до 7 лет.

Важными преимуществами программы «Радуга» явля­ются следующие:

    «Радуга» - отечественная программа, отражающая реалии российской культуры, созданная на основе отечест­венной общепсихологической теории деятельности А. Н. Леонтьева и реализующая культурно-исторический подход Л. С. Выготского.

    «Радуга» - апробированная на практике надежная программа, располагающая обширным многолетним опы­том успешного достижения тех целей, которые определены федеральными государственными требованиями.

    «Радуга» - программа социализации ребенка до­школьного возраста, в которой реализованы на практике идеи формирования комфортного развивающего сообщест­ва сверстников.

    «Радуга» - развивающая программа нового поколе­ния, реализующая индивидуальный потенциал каждого воспитанника и обеспечивающая системную подготовку ре­бенка к последующей ступени образования.

    «Радуга» - программа, адресованная массовому дет­скому саду.

Программа «Радуга» представлена в обновленной, пере­работанной авторами редакции. Сохранив содержательный стержень и гуманистическую суть программы, расширив круг привлеченных к разработке методических материалов специалистов, авторский коллектив реализует в этой новой редакции как опыт успешного внедрения программы во всех регионах Российской Федерации с 1989 г., так и изме­нившиеся реалии времени.

Авторский коллектив неизменно в курсе современных научных достижений и новых разработок в области до­школьной психологии и педагогики; постоянно следит за процессом реализации программы на практике с последую­щим анализом достижений, а также выявлением возни­кающих проблем и вопросов; реагирует на изменения эко­номической и социокультурной ситуации в обществе и системе дошкольного образования.

Это позволяет постоянно совершенствовать программу «Радуга», подтверждая ее актуальность, востребованность и эффективность.

«Радуга» - первая программа нового поколения, кото­рая своим появлением открыла вариативность дошкольно­го образования. В ней начала воплощаться в реальную пе­дагогическую практику новая гуманистическая Концепция дошкольного воспитания. Были утверждены ценности ува­жения к формирующейся личности ребенка, внимания к его душевному состоянию, понимание того, что главным условием развития и благополучия является общение с компетентным и доброжелательным взрослым.

Эта программа была разработана по государственному за­казу в лице Министерства образования РФ. Серьезная опытно-экспериментальная апробация в течение семи лет с последующей независимой экспертизой результативности позволила впоследствии четко выделить базовую (обяза­тельную) часть программы и открыть простор для вариа­тивной части.

Обновленный вариант доработан в соответствии с феде­ральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, поэтому для педагогических коллективов, ко­торые имеют опыт работы по программе «Радуга» или вы­берут ее для освоения, реализация федеральных государст­венных требований не будет представлять сложностей, и они легко справятся с этой задачей.

Желаем успеха!

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

Краткая характеристика программы включает в себя сле­дующие разделы:

    Общие положения.

    Методологическая основа программы.

    Структура программы (структурно-содержательные особенности).

    Организация режима пребывания детей в образователь­ном учреждении.

    Результаты освоения программы.

1. Общие положения

Программа в целом направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и лич­ностных качеств растущего ребенка, формирование предпо­сылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление его здоровья.

Общий объем программы рассчитан в соответствии с воз­растом детей, основными направлениями их развития и включает время, отведенное на:

    образовательную деятельность, осуществляемую в про­цессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, музыкально-художественной, чтения);

    образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

    самостоятельную деятельность детей;

Взаимодействие с семьями воспитанников. Программа задумана и реализована как:

    комплексная, т. е. охватывающая все основные сторо­ны воспитания, образования и развития детей в дошколь­ном возрасте;

    массовая, т. е. предназначенная для использования во всех регионах России как в городских, так и в сельских детских садах, как в группах полного дня, так и в группах, функционирующих на основе кратковременного пребыва­ния;

    личностно ориентированная система воспитания, об­разования и развития детей, ассимилировавшая основные достижения российской педагогической и психологической науки.

Программа направлена на достижение трех основных це­лей:

сохранять и укреплять здоровье детей, формировать у них привычку к здоровому образу жизни;

    способствовать своевременному и полноценному пси­хическому развитию каждого ребенка;

    обеспечивать каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

2. Методологическая основа программы

Программа является современной интегративной про­граммой, реализующей деятельностный подход к развитию ребенка и культурологический подход к отбору содержа­ния образования.

Программа:

    соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

    сочетает принципы научной обоснованности и практи­ческой применимости, основывается на базовых положени­ях возрастной психологии и дошкольной педагогики;

    соответствует критерию полноты, позволяя решать по­ставленные цели и задачи на разумном минимально необ­ходимом и достаточном материале, не допуская перегру­женности детей;

    обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования дошкольников и строится с учетом принципа интеграции образователь­ных областей в соответствии с возрастными возможностя­ми и особенностями детей, а также спецификой этих облас­тей.

Принцип комплексно-тематического построения образо­вательного процесса отражен в методических подходах к организации жизнедеятельности ребенка. Данный под­ход подразумевает широкое использование разнообразных форм работы с детьми как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей и использует ведущую деятельность дошкольни­ка - игру как основу организации жизнедеятельности дет­ского сообщества.

В программе предлагаемое содержание образования и психолого-педагогической работы представлено по облас­тям: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Центральная идея отечественной психологической шко лы - это идея о творческом характере развития. Мы рас сматриваем ребенка как субъект индивидуального разви-

тия, активно присваивающий культуру. С этих позиций определены направления и границы педагогического воз­действия взрослого.

Реализуя принцип развивающего образования, автор­ский коллектив стоит на позиции содействия психическо­му развитию ребенка, а не простого учета его возрастных особенностей. Особенностью программы является то, что каждое из направлений представлено, помимо перечня приобретаемых ребенком в каждый возрастной период зна­ний, умений и навыков, в терминах показателей психиче­ского развития, понимаемого в русле отечественной об­щепсихологической теории деятельности А. Н. Леонтьева как становление деятельности, сознания и личности ре­бенка.

Под деятельностью понимается активность, которая по­буждается определенным мотивом, направлена на дости­жение более или менее осознаваемой и сформулированной цели, предполагает владение необходимыми для этого спо­собами. Деятельность имеет конечный продукт или резуль­тат. В дошкольном возрасте происходит становление всех компонентов деятельности, а именно: формирование моти­ваций, знакомство с многообразными целями деятельности взрослых и их присвоение ребенком, в том числе в сю­жетной игре, овладение различными способами действий. Кроме того, формируется способность оценки результата деятельности, которая может быть по-разному связана с оценкой самого себя.

Виды деятельности подразделяются в соответствии с тем, какой мотив лежит в их основе. В качестве самостоятель­ных видов принято выделять:

познавательную деятельность, результатом которой к концу периода дошкольного детства является такое ново­образование, как первичная связная картина мира и рас­ширение кругозора детей.

В процессе познавательного развития решаются следую­щие задачи:

сенсорное развитие детей,

интеллектуальное развитие детей,

речевое развитие детей,

формирование элементарных математических представ­лений детей;

развитие исследовательской деятельности прежде всего в форме детского экспериментирования и наблюдения.

Вместе с этим у детей формируются индивидуальные по­знавательные интересы.

Овладение способами познавательной деятельности пред­полагает формирование первичных навыков работы с ин­формацией, получаемой из разных источников (вербаль­ных и наглядных).

В контексте познавательной деятельности формируете;» представление о безопасном поведении человека в природе, быту и обществе;

деятельность общения (коммуникация), которая мо жет иметь разное содержание (личное, деловое) и характер (ситуативный, внеситуативный).

При реализации программы перед педагогами стоит зада­ча формирования у детей способов взаимодействия с окру­жающими людьми (взрослыми и сверстниками), основан­ных на развитой устной речи;

Разнообразную продуктивную деятельность, направ­ ленную на получение продукта (рисунка, скульптурной фи­ гурки, изделия, постройки) или результата, - труд.

Развитие продуктивной деятельности неразрывно связа­но с развитием детского творчества, конструирования, при­общением детей к изобразительному и другим видам искус­ства, удовлетворением потребности детей в выражении личных переживаний, чувств, впечатлений.

Ценностное отношение к труду взрослых и собственному труду возникает у ребенка как результат интеграции:

формирования представлений о деятельности взрослых и роли труда в жизни общества;

продуктивной художественной творческой деятель­ности;

собственной практической деятельности в быту, соответ­ствующей возрастным возможностям, потребностям и ин­тересам;

    игровую деятельность - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста;

    учебную деятельность, которая становится ведущим видом деятельности ребенка младшего школьного возраста. В дошкольном возрасте необходимо сформировать ее пред­посылки.

В дошкольной педагогике традиционно большое внима­ние уделяется обучению детей разнообразным способам де­ятельности. Новизна программы заключается в том, что в качестве специальной поставлена цель поддержания у де­тей базовых мотиваций - познания, общения, созидания, а в старшем дошкольном возрасте - формирования моти­вации учения. Эта работа требует собственных форм и при­емов, а также особой организации всего педагогического процесса.

В младшем дошкольном возрасте ключевой задачей яв­ляется содействие становлению способности к самостоя­тельной постановке ребенком целей (целеполагания).

Принятие целей познавательной деятельности, пред лага емых взрослым, становится задачей в старшем дошкольном возрасте в рамках занятий, направленных на формиротш ние школьной готовности.

Для формирования способов деятельности, которое тре­бует многократного повторения, предложено использовать игровую мотивацию.

В процессе развития у ребенка постепенно формируется способность к оценке результата своей деятельности, а так­же к оценке вложенного им труда и усердия.

Организованные различным образом виды деятельности имеют большое значение для формирования способности к волевому контролю своего поведения в целом и становле­ния произвольности основных психических функций - внимания и памяти, что является важным компонентом школьной готовности.

Наконец, деятельность может быть организована как ин­дивидуальная или как совместная. Совместная деятель­ность со сверстником и со взрослым - важное условие успешной реализации целого ряда задач, поставленных в программе.

Сознание имеет многообразное содержание: это пред­ставления, знания, ценности, мысли. Для становления сознания ключевым фактором является развитие речи. Становление сознания связано с присвоением ребенком культуры.

Важное значение в старшем дошкольном возрасте имеет становление знаково-символической функции, которое так­же является компонентом школьной зрелости и предпола­гает знакомство ребенка с различными знаками, симво­лами.

Таким образом, содействие становлению сознания вклю­чает в себя интегрированную работу по:

развитию речи, которая охватывает обогащение и расши­рение словаря; формирование грамматического строя речи; совершенствование произносительной стороны речи; разви­тие связной речи; формирование речи как вербального ком­понента коммуникативных процессов. Важной частью этой работы в старшем дошкольном возрасте является разносто­ронняя подготовка к обучению грамоте;

познавательному развитию ребенка;

интеллектуальному развитию ребенка, включая форми­рование элементарных математических представлений, и развитию основ логического мышления;

становлению морального сознания и системы ценностей.

Личность. В психологической науке на сегодняшний день насчитывается более десятка определений понятия «личность». За основу работы над программой взято пред­ставление В. Н. Мясищева о личности как системе трех основных отношений человека: к окружающему миру,

2-Гризик, 2-7

к другим людям, к самому себе. Формирование личности дошкольника - результат его социализации, важнейшим институтом которой наряду с семьей становится дошколь ное образовательное учреждение.

В процессе воспитания и образования обеспечивает ся формирование первичной идентичности личности как носителя национальной, российской и мировой куль­туры.

В сотрудничестве с семьей формируется семейная и тен­дерная принадлежность, развиваются и поддерживаются патриотические чувства детей, осознание принадлежности к своему народу и мировому сообществу.

Включение ребенка в систему социальных отношений об­разует предпосылку для развития его игровой деятельно­сти.

В окружающем мире целесообразно различать мир при­роды и мир человека, включая первоначальные представ­ления социального характера.

В процессе работы формируются ценностные отноше­ния:

    бережное отношение к продукту труда людей;

    уважительное, заботливое и ответственное отношение к природе;

    заинтересованное, эмоционально окрашенное личное эстетическое отношение к произведениям искусства;

    положительное отношение к соблюдению общеприня­тых норм и правил.

Среди отношений к другим людям выделяется отноше­ние к взрослым и отношение к сверстникам.

Отношение к взрослому. Задача овладения личностно ориентированным стилем общения взрослого с детьми - одна из центральных в работе по программе. Формы этого общения специфичны для каждой возрастной группы. Прежде всего в младшем дошкольном возрасте решается задача формирования доверия к взрослому как к источни­ку помощи, защиты и поддержки; на его основе возникает привязанность.

В старшем дошкольном возрасте формируется отношение ребенка к взрослому как к человеку, который может ввести его в мир, пока недоступный непосредственному восприя­тию. Отношение к взрослому формируется как к автори­тету в сфере знаний и культуры, навыков и способов дея­тельности. Это является предпосылкой формирования в дальнейшем позиции ученика.

Отношение к сверстникам формируется на основе уваже­ния равных прав всех детей. Задача педагога - обеспе­чивать соблюдение прав каждого ребенка всеми другими детьми и взрослыми. Этому способствует установление определенных норм жизни группы, основанных на уважо

|нии взрослого к ребенку и детей друг к другу. Общая атмо­сфера доброжелательности создается за счет отношения взрослого к детям и поддерживается через введение добрых традиций жизни группы.

Становление отношения к самому себе включает фор­мирование образа Я, самооценки, образа своего будуще­го. Уважение как норма отношений взрослого к каждому ребенку развивает в детях чувство собственного достоин­ства. Уверенность в своих силах, способностях, возмож­ностях - важная предпосылка успешности в любом виде деятельности, который всегда связан с необходимостью преодоления временных трудностей. От поведения пе­дагога очень многое зависит. В дошкольном возрасте не­обходимо и обязательно различать оценку результата (продукта) деятельности и общую оценку ребенка как личности.

Работа носит системный и комплексный характер и обес­печивает социализацию ребенка в рамках возрастных воз­можностей и коммуникативную готовность к школе в каче­стве результата.

Образование детей дошкольного возраста решает задачу содействия своевременному и полноценному психическому развитию ребенка. В старшем дошкольном возрасте одним из результатов такого содействия должно стать появление нового комплексного качества - готовности к обучению в школе 1 .

Деятельность учения в отечественной научной тради­ции характеризуется как направленная «прежде всего на изменение самого ученика...». Адекватный мотив такой деятельности - «мотив собственного роста, собственного совершенствования» 2 . Можно назвать его мотивом повыше­ния своей компетентности.

Готовность к школе психологическая (синоним: школьная зре­лость) - комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе. Включает следующие составляю­щие:

    мотивационную готовность - положительное отношение к школе и желание учиться;

    умственную или познавательную готовность - достаточный уро­вень развития мышления, памяти и других познавательных процессов, наличие определенного запаса знаний и умений;

    волевую готовность - достаточно высокий уровень развития про­извольного поведения;

    коммуникативную готовность - способность устанавливать отно­шения со сверстниками, готовность к совместной деятельности и отноше­ние к взрослому как к учителю. (Психология развития: Словарь / Под ред. А. Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь. В 6 т. / Ред.-сост. Л. А. Карпенко; Под общ. ред. А. В. Петров­ского. - М., 2006.

Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника // Детская психология. - М., 2004. - С. 363.

Задача формирования школьной зрелости решается в программе комплексно. Она включает в себя развитие коммуникативных навыков, навыков самообслуживания, знакомство с основами безопасности жизнедеятельности, развитие речи, развитие произвольности, умения управ­лять своим поведением, подчиняться правилу, работать по образцу и по словесной инструкции, а также специ­альную подготовку, реализуемую на занятиях по форми­рованию элементарных математических представлений и развитию начал логического мышления, подготовке к обучению грамоте, развитию речи и познавательному раз­витию.

Это первая инновационная программа дошкольного образования, получившая рекомендацию Министерства образования. Разработана сотрудниками лаборатории дошкольного воспитания Института общего образования под руководством Т.Н. Дороновой. Рассчитана на работу с детьми от двух до семи лет и охватывает все сферы жизнедеятельности детей. По своим целям и задачам данная программа существенно не отличается от традиционной. Основными ценностями ориентирами она так же, как и традиционная, считает охрану и укрепление здоровья детей, создание условий для полноценного и своевременного психического развития, обеспечение счастливого детства каждому ребенку. Однако в определении конкретных задач психического развития эта программа существенно отличается от традиционной.

Теоретической основой данной программы служит концепция А.Н. Леонтьева, где основными категориями анализа психики являются деятельность, сознание и личность. Для каждого возраста определены конкретные задачи развития деятельности, сознания и личности дошкольника. Так, к задачам развития деятельности относятся формирование мотивации разных видов деятельности (игровой, учебной, трудовой), формирование произвольности и опосредованности психических процессов, становление способности адекватно оценивать результаты деятельности и т.д. Задачи развития сознания – это расширение знаний ребенка о мире, знакомство со знаковыми системами, развитие воображения и логического мышления. Задачи развития личности предполагают воспитание уверенности в себе и самостоятельности, установление доверительных отношений и личных контактов со взрослыми, формирование отношений взаимопомощи и сотрудничества между сверстниками, воспитание эмоциональной отзывчивости и т.д.

Программа построена по возрастному принципу и обеспечивает целостное поступательное развитие детей. Для каждого возраста определены главные психологические новообразования, на формирование и развитие которых направлена конкретная педагогическая работа. Например, для младшей группы (два-три года) таким новообразованием является развитие способности к целеполаганию, т.е. формирование представлений, предвосхищающих результат деятельности; для детей старшего дошкольного возраста (пять-шесть лет) – это умение владеть своим поведением и собственными психическими процессами (формирование произвольного внимания, памяти и т.д.). Развитие этих новообразований происходит в различных видах детской деятельности. Важнейшие виды деятельности дошкольника обозначены в программе цветами радуги (отсюда и название данной программы). Коротко остановимся на этих видах деятельности детей.

Красный цвет радуги символизирует физическое воспитание. Авторы считают, что физкультура обеспечивает здоровье ребенка и его радостное самоощущение. Дошкольник должен почувствовать радость от мышечных упражнений, полюбить двигательную активность и приобщиться к здоровому образу жизни. В специальном разделе программы содержатся рекомендации по закаливанию, физкультурно-оздоровительной работе, формированию двигательных навыков. Предлагается примерный комплекс физических упражнений, соответствующий возрастным возможностям детей и обеспечивающий освоение двигательных навыков.

Оранжевый цвет символизирует ведущую деятельность дошкольника – игру. Ориентация на мотивы игры и преобладание в жизни детей игровой деятельности – такие акценты отличают эту программу. Активность и интерес детей к занятиям рекомендуется стимулировать игровыми мотивами: вводятся игровые кукольные персонажи, создаются воображаемые ситуации, проигрываются различные сюжеты и т.д. В специальном разделе программы «Играем с детьми» раскрывается важнейшее значение игровой деятельности для развития дошкольника, для формирования его положительного эмоционального самоощущения и даются методические рекомендации по организации игры детей.

Желтым цветом обозначены такие важные для дошкольного возраста виды деятельности, как рисование и творческий труд. Основу разделов по изобразительной деятельности составляет изучение народного творчества. Дети рассматривают и пытаются создавать деревянные и глиняные игрушки, керамическую посуду и др.

С зеленым цветом соотносится конструирование, которое открывает большие возможности для развития воображения, фантазии, целенаправленности и произвольности действий дошкольника.

Голубой цвет «окрашивает» занятия музыкального и пластического цикла.

Синий цвет символизирует то, что необходимо, как воздух, – развитие речи. В разделах «Ребенок и окружающий мир» и «Обучение родному и иностранному языку» занятия по развитию речи для разных возрастных групп составлены особенно тщательно и детально методически проработаны. Программа содержит множество интересных и полезных игр и занятий, направленных на развитие речи дошкольников. На этих занятиях необходимо не только расширять словарный запас и учить грамматически правильно строить речь, но и овладевать языком как средством общения (учить общаться со взрослыми и сверстниками, понятно излагать собственные мысли, уметь выслушать и понять другого).

Наконец, фиолетовый цвет символизирует занятия по развитию математических представлений. Авторы программы рекомендуют педагогам создавать на занятиях по математике атмосферу поддержки и доброжелательности, в которой ребенок не боялся бы сделать ошибку, высказать свое мнение, не боялся бы отстаивать свою точку зрения.

Кроме рекомендаций по содержанию деятельности и организации занятий, программа огромное внимание уделяет формированию взаимоотношений и общения детей со взрослыми. Опираясь на концепцию М. И. Лисиной, в которой движущей силой развития ребенка считается его общение со взрослым, авторы программы справедливо полагают, что полноценное воспитание и образование ребенка возможно только при наличии адекватных форм общения со взрослым и только в атмосфере доброжелательности. В основу программы положены принципы, отражающие гуманистические установки:

  • уважение к свободе и достоинству каждого ребенка;
  • создание условий для развития его индивидуальности;
  • обеспечение психологического комфорта;
  • наличие «свободного педагогического пространства» для проявления индивидуальной активности как воспитателя, так и ребенка;
  • взаимодействие воспитателя с ребенком по типу субъект-субъектного общения.

На реализацию данных принципов направлены многие педагогические установки, среди которых можно выделить следующие. Во-первых, один и тот же педагог работает с детьми начиная с младшего возраста и до их выпуска из детского сада, что обеспечивает прочные индивидуальные контакты и психологический комфорт в группе.

Во-вторых, в каждой группе детского сада формируются свои особые традиции, среди которых, например, регулярные подарки всем детям (ленточки, открытки, сладости), акцент на уважении к личной собственности каждого ребенка (личные игрушки ребенка, принесенные из дома, не должны отбираться ни воспитателем, ни другими детьми), ежедневный рассказ воспитателя о достижениях каждого ребенка. Кроме того, проводятся традиционные еженедельные («Утро радостных встреч» – по понедельникам; «Сладкий вечер» – по средам и т.д.) и ежемесячные мероприятия (праздники для детей с родителями). Важной традицией детского сада является торжественное переселение детей из одной группы в другую – «Праздник новоселья», в котором самое активное участие принимают все дети.

В-третьих, возможность выбора как для воспитателя, так и для каждого ребенка. В режиме дня детского сада предусматривается наличие свободного времени, когда и воспитатель, и дети имеют возможность самостоятельно выбирать себе занятия. При выборе содержания занятий учитываются интересы и предпочтения детей. Учитывая традиции группы, воспитатель может самостоятельно выбирать формы деятельности детей, содержание музыкальных и литературных произведений, развлекательные мероприятия, направленные на психоэмоциональную разрядку детей, и т.д.

В-четвертых, программа «Радуга» позволяет удовлетворить потребность ребенка в свободной двигательной и игровой активности. Программа предлагает отказаться от обязательных фронтальных занятий и свести к минимуму те формы детской деятельности, которые требуют длительного пребывания в неподвижном состоянии.

Все это обеспечивает детям возможность радостно и счастливо «прожить» дошкольный период детства.

Программа «Радуга» детально методически проработана. Для каждой возрастной группы издается комплект пособий по каждому из направлений работы воспитателя. Пособия содержат перечень программных задач и методических рекомендаций. В настоящее время программа «Радуга» продолжает развиваться и обновляться. Так, в журнале «Дошкольное воспитание» систематически появляются новые материалы и методические разработки в помощь педагогам, работающим по данной программе.


Просмотров: 15518
Категория: ПЕДАГОГИКА