Отчет за год логопеда
Целями моей деятельности в 2013-2014 учебном году являлось совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения. Развитие связной, выразительной речи на базе правильно произносимых звуков. Устранение недостатков чтения и письма.
I . Диагностика.
Программа фестиваля состояла из нескольких частей. В первой части мы могли бы рассмотреть применение методов мотивации талантливых и талантливых студентов и форм самовыражения в учебном процессе. Это открытие и обсуждение выставки проектных работ и рисунков учеников «Национальность авангарда» в 1-м этажном вестибюле основной школы «Окунь» «Рыто».
В поездке приняли участие 13 учителей из разных школ. В Кулдиге мы познакомились, и познавательный обзор проводил Айя, учитель физического воспитания в средней школе Кулдигского центра. Она познакомила ее с развитием школы, традициями и рассказала историю музея. Превосходство этой школы в том, что ее программа укрепила сферу спорта. Например, 5-9 учеников класса имеют даже 5 недельных уроков физкультуры, а для других - после 3 недельных уроков. Основанием для этого послужила база, созданная десять лет назад - вокруг школы был построен огромный манеж легкой атлетики.
Логопедическое обследование проводилось в начале, середине и конце учебного года.
Перед собой ставила следующие задачи :
1. Выявить особенности и трудности в речевом развитии.
2. Определить структуру речевого дефекта.
3. Выбор программы, методик и технологий развивающего обучения с учетом структуры речевого дефекта и уровня интеллектуального развития.
Кроме того, манежа была заблокирована школой, так что ученики могли сразу выйти на спортивную площадку, не покидая поле. Правда, манеха принадлежит другому учебному заведению - «Кулдигская региональная спортивная школа». Поскольку учитель Айя работает атлетическим тренером в этой спортивной школе и в то время имел собственную студенческую подготовку, он кратко рассказал о специфике работы и образовательных возможностях.
Известный американский эссеист, философ и поэт Ральф Вальдс Эмерсон сказал: «Язык - это город, в котором каждый человек, который строит на Земле, приносит свой камень». Город Гаргждай уже несколько лет пытается построить учеников гимназии «Вайворкист» и их учителей. Это неделя родного языка, посвященная Дню мелиорации, языка и книги, а также традиционным и нетрадиционным событиям в этом году.
4. Поставить заключительный речевой диагноз.
Цель: выявить степень сформированности структурных основных компонентов речевой системы (связная речь, словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизносительная сторона речи, фонематические процессы, слоговая структура слова), состояние общей и мелкой моторики, изучить психические процессы.
При обследовании использовала методики, которые помогают выявить уровень развития учебных навыков, фонематических функций, психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, умение ориентироваться на листе бумаги, исходное состояние мелкой моторики пальцев рук.
Перечень методик логопедического обследования:
В работе использовались:
Схемы логопедического обследования ребёнка с ОНР и ФФНР Г.А. Волковой,
- «Альбомы по развитию речи» Т.В. Володиной,
- «Альбом для логопедов» О.Б. Иншаковой,
Логопедические тесты Е. Косинова,
Тесты на интеллектуальное развитие ребёнка Ю.Соколова,
Методическое пособие Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина «Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов»,
- «Цветной демонстрационный материал» В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко и т.д.
В ходе диагностики у детей были выявлены следующие нарушения речи: ФФНР, ОНР 3 уровня.
На основании результатов углубленного логопедического обследования всех компонентов речи, на логопедический пункт в начале учебного года были зачислены 63 ребенка (13 чел. из 1 класса, 10 чел. - 2 «А», 12 чел. - 2 «Б», 11 чел. - 3 «А», 10 чел. - 3 «Б», 6 чел. - 4 «А», 1 чел. - 4 «Б»).
С результатами диагностики были ознакомлены учителя, воспитатели.
На основании полученных результатов были составлены: перспективный и календарный планы коррекционно-развивающей работы с детьми, индивидуальная программа коррекции на каждого ребёнка.
II . Консультирование.
В консультативной деятельности ставились и решались следующие задачи:
Оказание помощи воспитателям в выборе методов для осуществления логопедической работы;
В течение 2013-2014 уч. года было проведено 5 консультаций. Было проконсультировано: воспитателей 2 чел., педагогов: 3 чел.
Консультации проводились в индивидуальном режиме. Воспитатели обращались по различным интересующим их проблемам.
Темы консультаций:
Артикуляционная гимнастика.
Выполнение домашнего задания.
Основные этапы нормального речевого развития ребёнка.
Проявление заикания у детей.
Речевые игры.
В ходе консультирования воспитателям и педагогам предлагались результаты логопедических обследований ребёнка, обозначались проблемы речевого развития, давались конкретные рекомендации по коррекции выявленных проблем, предоставлялась методическая литература для повышения логопедической компетентности и для грамотной организации коррекционно-развивающей работы с ребёнком.
III . Коррекционно-развивающая и профилактическая работа с детьми.
Коррекционно-развивающая работа была организована с сентября 2013 года по май 2014 года. В связи с проведённой диагностикой в течение года с детьми проводилась индивидуальная работа и подгрупповая по тематическому планированию.
Задачи коррекционно-развивающей работы:
Развивать фонематическое восприятие и слух;
Развивать органы артикуляционного аппарата;
Развивать дыхание;
Развивать связную речь;
Обогащать словарь;
Совершенствовать грамматический строй речи;
Вызвать звук;
Автоматизировать звук;
Дифференцировать звук;
Развить психические функции;
Развить мелкую моторику;
Совершенствовать навыки чтения;
Коррекция дисграфии.
Продолжительность индивидуальных занятий 15-20 мин.
Подгрупповые занятия проводились 1 раз в неделю. Продолжительность подгрупповых занятий 30 - 40 мин.
Для достижения поставленной цели, каждое подгрупповое занятие имело следующую структуру: артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, развивающие упражнения, пальчиковая гимнастика, развивающие упражнения, итог занятия.
На индивидуальных занятиях проводились:
Пальчиковая и артикуляционная гимнастика;
Постановка или автоматизация (или дифференциация) нарушенных звуков;
Упражнение по развитию дыхания;
Игры на развитие психических процессов;
Работа над связной речи;
Упражнения по развитию фонематических процессов;
Работа по преодолению аграмматизмов при словообразовании и словоизменении.
Эффективность проведённой коррекционно - развивающей работы была отслежена в ходе диагностического исследования. Обобщающие результаты проведённых исследований представлены в таблице № 1.
Обследование речевого развития детей на начало и конец 2013 - 2014 уч. г.
Таблица №1
Обобщающие результаты проведённых исследований.
Уровни развития | Звукопроизношение | Фонематические процессы | Лексика | Грамматический строй речи | Связная речь | Мелкая моторика |
||||||
Высокий | 32% | 75% | 68% | 60% | 60% | 80% |
||||||
Средний | 40% | 56% | 16% | 28% | 20% | 12% | 28% | 12% | 28% | 12% | ||
Низкий | 60% | 12% | 96% | 72% | 12% | 88% | 12% | 88% | 12% | 88% | 12% |
Для большей дос-товерности и наглядности я сравнила данные двух обследований, сопоставила показатели диагнос-тики уровня речи до проведения коррекционной работы и после нее. В таблице видно, что дети, находившиеся на высоком уровне развития речи, по окончанию обследования показали те же результаты. Дети, находящиеся на низком уровне, повысили результаты, и перешли на сред-ний уровень развития речи, а дети со средним уровнем поднялись на высокий уровень. По результатам этих данных я пришла к выводу о том, что уровень развития речи некоторых детей хотя и не достиг возрастной нормы, но все-таки повысил качественную результативность. Без улучшений детей нет.
Значительно улучшилось звукопроизношение, грамматический строй речи , пространственная ориентировка , артикуляционная моторика, мелкая моторика.
Состояние фонематических процессов школьников в конце учебного года :
после завершения обследования стало видно, что в начале учебного года детей с низким уровнем развития фонематических процессов было 96 %, в конце года число детей с низким уровнем снизилось до 9 %.
Состояние связной речи школьников в конце учебного года:
после завершения обследования стало видно, что в начале учебного года детей с низким уровнем развития связной речи было 88 %, в конце года число детей с низким уровнем составило 12%.
За период с 2013 - январь 2014 года из общего числа детей (63 чел.), показали высокий уровень речевого развития 6 чел. Результаты коррекционно - развивающей работы следующие: 27 чел. - положительная динамика, 36 чел. - продление курса. Общее количество учащихся, посещающих занятия логопеда, в январе 2014 года составило 36 человек.
Эффективность коррекционной работы за 2013 - 2014 уч. г. наглядно показано в диаграммах № 1 - 2.
Диаграмма речевого развития детей на начало 2013-2014 уч. г.
Диаграмма речевого развития детей на конец 2013-2014 уч. г.
IV . Просветительско-профилактическая деятельность
В конце 2013 г. проводилось открытое логопедическое занятие с подгруппой детей из 6 чел. (учащихся 1-3 классов) на тему: «Весело играем, звуки [р], [р"] закрепляем». Цель: распространение опыта по формированию правильного звукопроизношения у детей младшего школьного возраста. Развитие речевого слуха, памяти, мышления, общих речевых навыков, артикуляционной моторики.
V . Повышение квалификации и самообразование.
Изготовила серию игр, презентаций, направленных на коррекцию звукопроизношения.
Обновила демонстрационный и диагностический материал, материал для занятий.
Изучила следующую литературу:
1. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок. Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и кор- рекции недостатков чтения и письма. М.: АРКТИ, 2007. - 360 стр.
2. Токарь И.Е. Сборник упражнений по предупреждению и устранению нарушений письменной речи у учащихся 2-4 классов общеобразовательной школы. М.: Образование плюс, 2005. - 81 стр.
3. Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. СПб.: Детство - пресс, 2010. - 80 стр.
VI . Вывод
Запланированная работа на 2013 - 2014 учебный год в полном объеме выполнена.
Анализ логопедической деятельности позволил выявить её положительные и отрицательные моменты, наметить задачи на следующий год.
Положительными моментами в работе считаю следующее:
1. Своевременное выявление речевых проблем в развитии детей путём проведения диагностических исследований.
2. Расширение просветительско-профилактической деятельности среди воспитателей и педагогов через использование новых форм работы, проведение открытых уроков.
3. Положительный настрой учащихся на проведение дополнительных логопедических занятий, желание детей выполнять задания, интерес к работе логопеда.
4. Хорошо оборудованный кабинет, наличие развивающих пособий, зеркал, доски.
Отрицательными моментами считаю:
Недостаточное количество часов для занятий (10 часов в неделю).
Поскольку наблюдается большое количество детей, желающих дополнительно заниматься и нуждающихся в индивидуальных коррекционных занятиях.
2. Из-за занятости ребят в кружках и секциях порой отсутствует возможность периодического проведения с ними логопедических занятий.
3. Для достижения положительных результатов в работе логопеда необходимо, чтобы ребята ежедневно самостоятельно выполняли комплекс артикуляционной гимнастики, посещали занятия периодично несколько раз в неделю. Но из-за болезни, пропусков занятий по другим причинам, даже уважительным, возможно замедление темпов положительной динамики коррекционного логопедического воздействия, возврат к прежнему уровню речевого развития, допуску прежних ошибок.
4. Билингвизм. Объем словарного запаса детей - инофонов беден.
5. В повседневном общении со сверстниками закрепление неправильного произношения, употребления предлогов и т.д.
6. В младшем школьном возрасте у многих ребят выработались устойчивые привычки разговаривать определенным образом (с акцентом), контроль за движениями языка затруднен (сложно переучить, заставить ребенка в повседневном общении следить за правильным положением языка, губ, темпом речи).
В следующем учебном году я планирую продолжать начатую в прошлом году работу по развитию связной речи и формированию словаря, совершенствовать полученные детьми навыки и умения. Главной целью ставлю перед собой использование и подбор таких материалов для занятий, игр, заданий, которые будут учитывать особенности развития детей - инофонов с ФФН, содержать в себе все вышеперечисленные требования.
Планирую изучать новые источники, методики и т.д.
Оказывать своевременную помощь детям имеющие проблемы в речевом развитии.
Расширять границы просветительско-профилактической деятельности среди педагогов, используя новые современные формы работы.
VII . Перспектива.
Приобретение логопедических пособий.
Оформление кабинета.
Развитие интереса родителей к логопедической работе.
Продолжить изучение проблем речевого развития у младших школьников.
Активно приобщать воспитателей к оказанию помощи в изготовлении пособий для занятий.
Расширять рамки консультаций и просветительско-профилактической работы с педагогами через интерактивные формы деятельности.
Добиваться положительной динамики в речевом развитии через внедрение новых технологий на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях.
Учитель - логопед: _______________________/ Сахарова Н.А.
Людмила Кононенко
Итоговый отчет учителя-логопеда за 2014–2015 учебный год
№ Показатели Количество детей
1. Общее количество детей 14
На 1 сентября 2014 года подготовительную к школе группу компенсирующей направленности посещали 14 детей, зачисленные на основании результатов заседания ПМПК. Речевое заключение : Общее недоразвитие речи III уровень речевого развития (ОНР, стертая форма дизартрии.
Коррекционно-развивающий процесс в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности в 2014-2015 учебном году строился в соответствии с программами :
Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
- «Программа для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи». Сост. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В.
- «Основная образовательная программа дошкольного образования (Программа) муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №станица Копанская муниципального образования Ейский район»
Коррекционное воздействие осуществлялось на основе чётко запланированной работы. Целью работы являлось воспитание у детей правильной, чёткой речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи, что достигалось разноплановым систематическим воздействием, направленным на развитие речевых и неречевых процессов :
создание необходимой артикуляционной базы для постановки звуков (артикуляционная гимнастика и самомассаж, развитие речевого дыхания, коррекция звукопроизношения);
развитие речеслухового внимания;
развитие фонематического слуха;
подготовка к анализу и анализ звукового состава слова;
развитие слоговой структуры слова;
расширение пассивного и активного предметного и глагольного словаря, а также словаря признаков, по всем лексическим темам, предусмотренным программой;
развитие грамматического строя речи;
развитие фразовой и связной речи;
развитие коммуникативных умений и навыков;
развитие общей и мелкой моторики;
развитие психических функций.
Основные направления логопедической работы (2 год обучения) :
Развитие общих речевых навыков;
Устранение неправильного звукопроизношения, развитие у детей умения дифференцировать в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию;
Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;
Формирование произносительных умений и навыков в различных видах самостоятельной речи;
Формирование лексико - грамматических средств языка;
Обучение грамоте.
Количество занятий : фронтальная образовательная деятельность 4 раза в неделю и ежедневно индивидуальная работа. Распределение времени образовательной деятельности по развитию речи, проводимой в течение недели, соответствует требованиям к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ, определённым СанПиНом.
В течение года продолжалась плановая работа на фронтальных, индивидуальных занятиях по звукопроизношению, по развитию связной речи, по развитию лексико-грамматической стороны речи и обучению грамоте. Закрепление полученных на занятиях знаний происходило при выполнении заданий родителям и работе воспитателя во второй половине дня по заданию логопеда. Распределение времени образовательной деятельности, проводимой в течение недели, соответствовало требованиям к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ, определённым СанПиНом.
Подводя итоги коррекционной работы в подготовительной к школе группе за 2014-2015 учебный год позволяют сделать вывод о положительной динамике развития детей. Все воспитанники группы продолжат обучение в первом классе средней общеобразовательной школы.
№ Показатели Количество детей
1. Общее количество детей 14
3. Выпущенные :
с нормальной речью
со значительными улучшениями
В 2014-2015 учебном году продолжала активно работать над созданием предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете. Речевой материал регулярно обновлялся по мере изучения каждой новой лексической темы. Мною систематизирован и пополнен демонстрационный и раздаточный материал для фронтальных занятий и индивидуальной работы.
Согласно годовому плану осуществлялась взаимосвязь с воспитателями, специалистами, родителями. Анализировались совместно с воспитателями результаты обследования и диагностического развития. Был осуществлён выбор способов организации коррекционно-педагогического процесса. Совместно с воспитателями, согласно годовому плану проводились консультации, семинары-практикумы. Воспитателям давались задания по логопедической работе во второй половине дня (тетрадь взаимодействия) . Кроме того мною осуществлялись диагностические наблюдения в процессе обучения, на воспитательской организованно образовательной деятельности.
В процессе работы, согласно годовому плану, осуществлялась взаимосвязь с другими специалистами, музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре. В рамках методической работы, был разработан план взаимосвязи со специалистами, где отразились рекомендации по совершенствованию всех компонентов звуковой культуры речи (интонация, ритмико-мелодическая сторона, высота, сила и тембр голоса, речевого дыхания, автоматизации звуков. С инструктором по физической культуре по совершенствованию координации основных видов движений, развитию мелкой моторики. Мною разработаны карточки по развитию мелкой моторики, артикуляции, дыхания и голоса по лексическим темам, для использования воспитателями и музыкальным руководителем.
Важная роль в преодолении речевых нарушений отводилась работе с родителями воспитанников, взаимодействие с которыми осуществляю на основе партнерских отношений. В течение всего года велась работа с родителями в соответствии с годовым планом : оказание консультативной и практической помощи, индивидуальных бесед, давалась информация в логопедическом уголке, выступление на родительских собраниях по вопросам коррекции.
В течение года мною осуществлялась научно-методическая работа :
Публикации на сайте работников дошкольного образования «maaam» ;
Выступление на МО учителей-логопедов по теме : «Использование образовательной технологии мнемотехника в логопедической работе с детьми старшего возраста»; участие в методических объединениях;
Выступления на педсовете.
В ноябре 2014 года прошла профессиональную переподготовку повышения квалификации по программе «Подготовка специалистов дошкольного образования в условиях введения ФГОС
Инновации в работе
1. Применение современных образовательных технологий.
2. Реализация проектной деятельности.
3. С детьми логопедической группы проводились игровые упражнения по развитию и формированию связной речи с использованием мнемотаблиц.
Цель и задачи на следующий учебный год .
Цель - формирование воспитательной среды, способствующей максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению и преодолению трудностей в их речевом развитии.
Задачи :
1. Динамическое наблюдение и педагогический контроль за состоянием речи детей, раннее распознавание и выявление неблагополучных тенденций, задержек и недостатков в ее развитии и правильная классификация;
2. Педагогическая помощь воспитанникам МДОУ в нормальном речевом развитии;
3. Своевременное полное или частичное устранение имеющихся у детей недостатков речи;
4. Привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевых дефектов у детей; создание условий для сознательного включения родителей в коррекционный процесс.
Проанализировав коррекционно-логопедическую работу за 2014-2015 учебный год можно сделать вывод, что поставленные задачи в начале учебного года , решены; намеченные цели достигнуты.
Май 2015 года учитель-логопед : Л. В. Кононенко