Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие слуха и речи  /  Отчет за год логопеда

Отчет за год логопеда

Целями моей деятельности в 2013-2014 учебном году являлось совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения. Развитие связной, выразительной речи на базе правильно произносимых звуков. Устранение недостатков чтения и письма.

I . Диагностика.

Программа фестиваля состояла из нескольких частей. В первой части мы могли бы рассмотреть применение методов мотивации талантливых и талантливых студентов и форм самовыражения в учебном процессе. Это открытие и обсуждение выставки проектных работ и рисунков учеников «Национальность авангарда» в 1-м этажном вестибюле основной школы «Окунь» «Рыто».

В поездке приняли участие 13 учителей из разных школ. В Кулдиге мы познакомились, и познавательный обзор проводил Айя, учитель физического воспитания в средней школе Кулдигского центра. Она познакомила ее с развитием школы, традициями и рассказала историю музея. Превосходство этой школы в том, что ее программа укрепила сферу спорта. Например, 5-9 учеников класса имеют даже 5 недельных уроков физкультуры, а для других - после 3 недельных уроков. Основанием для этого послужила база, созданная десять лет назад - вокруг школы был построен огромный манеж легкой атлетики.

Логопедическое обследование проводилось в начале, середине и конце учебного года.

Перед собой ставила следующие задачи :

1. Выявить особенности и трудности в речевом развитии.

2. Определить структуру речевого дефекта.

3. Выбор программы, методик и технологий развивающего обучения с учетом структуры речевого дефекта и уровня интеллектуального развития.

Кроме того, манежа была заблокирована школой, так что ученики могли сразу выйти на спортивную площадку, не покидая поле. Правда, манеха принадлежит другому учебному заведению - «Кулдигская региональная спортивная школа». Поскольку учитель Айя работает атлетическим тренером в этой спортивной школе и в то время имел собственную студенческую подготовку, он кратко рассказал о специфике работы и образовательных возможностях.

Известный американский эссеист, философ и поэт Ральф Вальдс Эмерсон сказал: «Язык - это город, в котором каждый человек, который строит на Земле, приносит свой камень». Город Гаргждай уже несколько лет пытается построить учеников гимназии «Вайворкист» и их учителей. Это неделя родного языка, посвященная Дню мелиорации, языка и книги, а также традиционным и нетрадиционным событиям в этом году.

4. Поставить заключительный речевой диагноз.

Цель: выявить степень сформированности структурных основных компонентов речевой системы (связная речь, словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизносительная сторона речи, фонематические процессы, слоговая структура слова), состояние общей и мелкой моторики, изучить психические процессы.

При обследовании использовала методики, которые помогают выявить уровень развития учебных навыков, фонематических функций, психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, умение ориентироваться на листе бумаги, исходное состояние мелкой моторики пальцев рук.

Перечень методик логопедического обследования:

В работе использовались:

Схемы логопедического обследования ребёнка с ОНР и ФФНР Г.А. Волковой,

- «Альбомы по развитию речи» Т.В. Володиной,

- «Альбом для логопедов» О.Б. Иншаковой,

Логопедические тесты Е. Косинова,

Тесты на интеллектуальное развитие ребёнка Ю.Соколова,

Методическое пособие Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина «Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов»,

- «Цветной демонстрационный материал» В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко и т.д.

В ходе диагностики у детей были выявлены следующие нарушения речи: ФФНР, ОНР 3 уровня.

На основании результатов углубленного логопедического обследования всех компонентов речи, на логопедический пункт в начале учебного года были зачислены 63 ребенка (13 чел. из 1 класса, 10 чел. - 2 «А», 12 чел. - 2 «Б», 11 чел. - 3 «А», 10 чел. - 3 «Б», 6 чел. - 4 «А», 1 чел. - 4 «Б»).

С результатами диагностики были ознакомлены учителя, воспитатели.

На основании полученных результатов были составлены: перспективный и календарный планы коррекционно-развивающей работы с детьми, индивидуальная программа коррекции на каждого ребёнка.

II . Консультирование.

В консультативной деятельности ставились и решались следующие задачи:

Оказание помощи воспитателям в выборе методов для осуществления логопедической работы;

В течение 2013-2014 уч. года было проведено 5 консультаций. Было проконсультировано: воспитателей 2 чел., педагогов: 3 чел.

Консультации проводились в индивидуальном режиме. Воспитатели обращались по различным интересующим их проблемам.

Темы консультаций:

Артикуляционная гимнастика.

Выполнение домашнего задания.

Основные этапы нормального речевого развития ребёнка.

Проявление заикания у детей.

Речевые игры.

В ходе консультирования воспитателям и педагогам предлагались результаты логопедических обследований ребёнка, обозначались проблемы речевого развития, давались конкретные рекомендации по коррекции выявленных проблем, предоставлялась методическая литература для повышения логопедической компетентности и для грамотной организации коррекционно-развивающей работы с ребёнком.

III . Коррекционно-развивающая и профилактическая работа с детьми.

Коррекционно-развивающая работа была организована с сентября 2013 года по май 2014 года. В связи с проведённой диагностикой в течение года с детьми проводилась индивидуальная работа и подгрупповая по тематическому планированию.

Задачи коррекционно-развивающей работы:

Развивать фонематическое восприятие и слух;

Развивать органы артикуляционного аппарата;

Развивать дыхание;

Развивать связную речь;

Обогащать словарь;

Совершенствовать грамматический строй речи;

Вызвать звук;

Автоматизировать звук;

Дифференцировать звук;

Развить психические функции;

Развить мелкую моторику;

Совершенствовать навыки чтения;

Коррекция дисграфии.

Продолжительность индивидуальных занятий 15-20 мин.

Подгрупповые занятия проводились 1 раз в неделю. Продолжительность подгрупповых занятий 30 - 40 мин.

Для достижения поставленной цели, каждое подгрупповое занятие имело следующую структуру: артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, развивающие упражнения, пальчиковая гимнастика, развивающие упражнения, итог занятия.

На индивидуальных занятиях проводились:

Пальчиковая и артикуляционная гимнастика;

Постановка или автоматизация (или дифференциация) нарушенных звуков;

Упражнение по развитию дыхания;

Игры на развитие психических процессов;

Работа над связной речи;

Упражнения по развитию фонематических процессов;

Работа по преодолению аграмматизмов при словообразовании и словоизменении.

Эффективность проведённой коррекционно - развивающей работы была отслежена в ходе диагностического исследования. Обобщающие результаты проведённых исследований представлены в таблице № 1.

Обследование речевого развития детей на начало и конец 2013 - 2014 уч. г.

Таблица №1

Обобщающие результаты проведённых исследований.

Уровни развития

Звукопроизношение

Фонематические процессы

Лексика

Грамматический строй речи

Связная речь

Мелкая моторика

Высокий

32%

75%

68%

60%

60%

80%

Средний

40%

56%

16%

28%

20%

12%

28%

12%

28%

12%

Низкий

60%

12%

96%

72%

12%

88%

12%

88%

12%

88%

12%

Для большей дос-товерности и наглядности я сравнила данные двух обследований, сопоставила показатели диагнос-тики уровня речи до проведения коррекционной работы и после нее. В таблице видно, что дети, находившиеся на высоком уровне развития речи, по окончанию обследования показали те же результаты. Дети, находящиеся на низком уровне, повысили результаты, и перешли на сред-ний уровень развития речи, а дети со средним уровнем поднялись на высокий уровень. По результатам этих данных я пришла к выводу о том, что уровень развития речи некоторых детей хотя и не достиг возрастной нормы, но все-таки повысил качественную результативность. Без улучшений детей нет.

Значительно улучшилось звукопроизношение, грамматический строй речи , пространственная ориентировка , артикуляционная моторика, мелкая моторика.

Состояние фонематических процессов школьников в конце учебного года :

после завершения обследования стало видно, что в начале учебного года детей с низким уровнем развития фонематических процессов было 96 %, в конце года число детей с низким уровнем снизилось до 9 %.

Состояние связной речи школьников в конце учебного года:

после завершения обследования стало видно, что в начале учебного года детей с низким уровнем развития связной речи было 88 %, в конце года число детей с низким уровнем составило 12%.

За период с 2013 - январь 2014 года из общего числа детей (63 чел.), показали высокий уровень речевого развития 6 чел. Результаты коррекционно - развивающей работы следующие: 27 чел. - положительная динамика, 36 чел. - продление курса. Общее количество учащихся, посещающих занятия логопеда, в январе 2014 года составило 36 человек.

Эффективность коррекционной работы за 2013 - 2014 уч. г. наглядно показано в диаграммах № 1 - 2.

Диаграмма речевого развития детей на начало 2013-2014 уч. г.

Диаграмма речевого развития детей на конец 2013-2014 уч. г.

IV . Просветительско-профилактическая деятельность

В конце 2013 г. проводилось открытое логопедическое занятие с подгруппой детей из 6 чел. (учащихся 1-3 классов) на тему: «Весело играем, звуки [р], [р"] закрепляем». Цель: распространение опыта по формированию правильного звукопроизношения у детей младшего школьного возраста. Развитие речевого слуха, памяти, мышления, общих речевых навыков, артикуляционной моторики.

V . Повышение квалификации и самообразование.

Изготовила серию игр, презентаций, направленных на коррекцию звукопроизношения.

Обновила демонстрационный и диагностический материал, материал для занятий.

Изучила следующую литературу:

1. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок. Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и кор- рекции недостатков чтения и письма. М.: АРКТИ, 2007. - 360 стр.

2. Токарь И.Е. Сборник упражнений по предупреждению и устранению нарушений письменной речи у учащихся 2-4 классов общеобразовательной школы. М.: Образование плюс, 2005. - 81 стр.

3. Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. СПб.: Детство - пресс, 2010. - 80 стр.

VI . Вывод

Запланированная работа на 2013 - 2014 учебный год в полном объеме выполнена.

Анализ логопедической деятельности позволил выявить её положительные и отрицательные моменты, наметить задачи на следующий год.

Положительными моментами в работе считаю следующее:

1. Своевременное выявление речевых проблем в развитии детей путём проведения диагностических исследований.

2. Расширение просветительско-профилактической деятельности среди воспитателей и педагогов через использование новых форм работы, проведение открытых уроков.

3. Положительный настрой учащихся на проведение дополнительных логопедических занятий, желание детей выполнять задания, интерес к работе логопеда.

4. Хорошо оборудованный кабинет, наличие развивающих пособий, зеркал, доски.

Отрицательными моментами считаю:

Недостаточное количество часов для занятий (10 часов в неделю).

Поскольку наблюдается большое количество детей, желающих дополнительно заниматься и нуждающихся в индивидуальных коррекционных занятиях.

2. Из-за занятости ребят в кружках и секциях порой отсутствует возможность периодического проведения с ними логопедических занятий.

3. Для достижения положительных результатов в работе логопеда необходимо, чтобы ребята ежедневно самостоятельно выполняли комплекс артикуляционной гимнастики, посещали занятия периодично несколько раз в неделю. Но из-за болезни, пропусков занятий по другим причинам, даже уважительным, возможно замедление темпов положительной динамики коррекционного логопедического воздействия, возврат к прежнему уровню речевого развития, допуску прежних ошибок.

4. Билингвизм. Объем словарного запаса детей - инофонов беден.

5. В повседневном общении со сверстниками закрепление неправильного произношения, употребления предлогов и т.д.

6. В младшем школьном возрасте у многих ребят выработались устойчивые привычки разговаривать определенным образом (с акцентом), контроль за движениями языка затруднен (сложно переучить, заставить ребенка в повседневном общении следить за правильным положением языка, губ, темпом речи).

В следующем учебном году я планирую продолжать начатую в прошлом году работу по развитию связной речи и формированию словаря, совершенствовать полученные детьми навыки и умения. Главной целью ставлю перед собой использование и подбор таких материалов для занятий, игр, заданий, которые будут учитывать особенности развития детей - инофонов с ФФН, содержать в себе все вышеперечисленные требования.

Планирую изучать новые источники, методики и т.д.

Оказывать своевременную помощь детям имеющие проблемы в речевом развитии.

Расширять границы просветительско-профилактической деятельности среди педагогов, используя новые современные формы работы.

VII . Перспектива.

Приобретение логопедических пособий.

Оформление кабинета.

Развитие интереса родителей к логопедической работе.

Продолжить изучение проблем речевого развития у младших школьников.

Активно приобщать воспитателей к оказанию помощи в изготовлении пособий для занятий.

Расширять рамки консультаций и просветительско-профилактической работы с педагогами через интерактивные формы деятельности.

Добиваться положительной динамики в речевом развитии через внедрение новых технологий на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях.

Учитель - логопед: _______________________/ Сахарова Н.А.

Людмила Кононенко
Итоговый отчет учителя-логопеда за 2014–2015 учебный год

№ Показатели Количество детей

1. Общее количество детей 14

На 1 сентября 2014 года подготовительную к школе группу компенсирующей направленности посещали 14 детей, зачисленные на основании результатов заседания ПМПК. Речевое заключение : Общее недоразвитие речи III уровень речевого развития (ОНР, стертая форма дизартрии.

Коррекционно-развивающий процесс в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности в 2014-2015 учебном году строился в соответствии с программами :

Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;

- «Программа для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи». Сост. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В.

- «Основная образовательная программа дошкольного образования (Программа) муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №станица Копанская муниципального образования Ейский район»

Коррекционное воздействие осуществлялось на основе чётко запланированной работы. Целью работы являлось воспитание у детей правильной, чёткой речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи, что достигалось разноплановым систематическим воздействием, направленным на развитие речевых и неречевых процессов :

создание необходимой артикуляционной базы для постановки звуков (артикуляционная гимнастика и самомассаж, развитие речевого дыхания, коррекция звукопроизношения);

развитие речеслухового внимания;

развитие фонематического слуха;

подготовка к анализу и анализ звукового состава слова;

развитие слоговой структуры слова;

расширение пассивного и активного предметного и глагольного словаря, а также словаря признаков, по всем лексическим темам, предусмотренным программой;

развитие грамматического строя речи;

развитие фразовой и связной речи;

развитие коммуникативных умений и навыков;

развитие общей и мелкой моторики;

развитие психических функций.

Основные направления логопедической работы (2 год обучения) :

Развитие общих речевых навыков;

Устранение неправильного звукопроизношения, развитие у детей умения дифференцировать в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию;

Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;

Формирование произносительных умений и навыков в различных видах самостоятельной речи;

Формирование лексико - грамматических средств языка;

Обучение грамоте.

Количество занятий : фронтальная образовательная деятельность 4 раза в неделю и ежедневно индивидуальная работа. Распределение времени образовательной деятельности по развитию речи, проводимой в течение недели, соответствует требованиям к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ, определённым СанПиНом.

В течение года продолжалась плановая работа на фронтальных, индивидуальных занятиях по звукопроизношению, по развитию связной речи, по развитию лексико-грамматической стороны речи и обучению грамоте. Закрепление полученных на занятиях знаний происходило при выполнении заданий родителям и работе воспитателя во второй половине дня по заданию логопеда. Распределение времени образовательной деятельности, проводимой в течение недели, соответствовало требованиям к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ, определённым СанПиНом.

Подводя итоги коррекционной работы в подготовительной к школе группе за 2014-2015 учебный год позволяют сделать вывод о положительной динамике развития детей. Все воспитанники группы продолжат обучение в первом классе средней общеобразовательной школы.

№ Показатели Количество детей

1. Общее количество детей 14

3. Выпущенные :

с нормальной речью

со значительными улучшениями

В 2014-2015 учебном году продолжала активно работать над созданием предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете. Речевой материал регулярно обновлялся по мере изучения каждой новой лексической темы. Мною систематизирован и пополнен демонстрационный и раздаточный материал для фронтальных занятий и индивидуальной работы.

Согласно годовому плану осуществлялась взаимосвязь с воспитателями, специалистами, родителями. Анализировались совместно с воспитателями результаты обследования и диагностического развития. Был осуществлён выбор способов организации коррекционно-педагогического процесса. Совместно с воспитателями, согласно годовому плану проводились консультации, семинары-практикумы. Воспитателям давались задания по логопедической работе во второй половине дня (тетрадь взаимодействия) . Кроме того мною осуществлялись диагностические наблюдения в процессе обучения, на воспитательской организованно образовательной деятельности.

В процессе работы, согласно годовому плану, осуществлялась взаимосвязь с другими специалистами, музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре. В рамках методической работы, был разработан план взаимосвязи со специалистами, где отразились рекомендации по совершенствованию всех компонентов звуковой культуры речи (интонация, ритмико-мелодическая сторона, высота, сила и тембр голоса, речевого дыхания, автоматизации звуков. С инструктором по физической культуре по совершенствованию координации основных видов движений, развитию мелкой моторики. Мною разработаны карточки по развитию мелкой моторики, артикуляции, дыхания и голоса по лексическим темам, для использования воспитателями и музыкальным руководителем.

Важная роль в преодолении речевых нарушений отводилась работе с родителями воспитанников, взаимодействие с которыми осуществляю на основе партнерских отношений. В течение всего года велась работа с родителями в соответствии с годовым планом : оказание консультативной и практической помощи, индивидуальных бесед, давалась информация в логопедическом уголке, выступление на родительских собраниях по вопросам коррекции.

В течение года мною осуществлялась научно-методическая работа :

Публикации на сайте работников дошкольного образования «maaam» ;

Выступление на МО учителей-логопедов по теме : «Использование образовательной технологии мнемотехника в логопедической работе с детьми старшего возраста»; участие в методических объединениях;

Выступления на педсовете.

В ноябре 2014 года прошла профессиональную переподготовку повышения квалификации по программе «Подготовка специалистов дошкольного образования в условиях введения ФГОС

Инновации в работе

1. Применение современных образовательных технологий.

2. Реализация проектной деятельности.

3. С детьми логопедической группы проводились игровые упражнения по развитию и формированию связной речи с использованием мнемотаблиц.

Цель и задачи на следующий учебный год .

Цель - формирование воспитательной среды, способствующей максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению и преодолению трудностей в их речевом развитии.

Задачи :

1. Динамическое наблюдение и педагогический контроль за состоянием речи детей, раннее распознавание и выявление неблагополучных тенденций, задержек и недостатков в ее развитии и правильная классификация;

2. Педагогическая помощь воспитанникам МДОУ в нормальном речевом развитии;

3. Своевременное полное или частичное устранение имеющихся у детей недостатков речи;

4. Привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевых дефектов у детей; создание условий для сознательного включения родителей в коррекционный процесс.

Проанализировав коррекционно-логопедическую работу за 2014-2015 учебный год можно сделать вывод, что поставленные задачи в начале учебного года , решены; намеченные цели достигнуты.

Май 2015 года учитель-логопед : Л. В. Кононенко