Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие слуха и речи  /  Дети с отклонениями в развитии определение. Общие закономерности отклонений в психологическом развитии

Дети с отклонениями в развитии определение. Общие закономерности отклонений в психологическом развитии

Литература

1. Кулагина И.Ю.Возрастная психология.- М., 2000

2. Крайг Г.Психология развития.- М., 2000

3. Немов Р.С. Психология человека.- М., 1998.- Т.2.

4. Обухова Л.Ф.Возрастная психология.- М., 1996

5. Трошин О.В. Кризологическаая педагогика и психология.- Н.Новгород, 1998.

6. Трошин О.В. Возрастная психология.- Н.Новгород, 2000.

Хотя наша выборка меньше, она представлена ​​семьями с низким доходом в наших трех городах и включает в себя как испаноговорящих, так и испаноязычных детей, и примерно 20% детей, проживающих в семьях иммигрантов. Вполне возможно, что эта более репрезентативная выборка детей с низким доходом, детей из числа этнических меньшинств была лучше готова раскрыть важные этнические различия в влиянии ухода за детьми на детей в течение более длительного периода времени. Учитывая скудость исследований на этой арене и продолжающееся заметное расширение этнического разнообразия в США, дальнейшая оценка этнических и культурных различий в отношении ухода за детьми на благосостояние детей явно обоснована.

7. Трошин О.В. Синтогенетическая психология развития.- Н.Новгород, 2000.

Лекция 5. Общая характеристика детей с ограниченными возможностями

1. Понятие "дети с отклонениями в развитии"

Данное понятие имеет свою предысторию. В начале 20 века. В.П. Кащенко предложил термин "исключительные дети", подчеркивая их психологическое своеобразие и значительный психологический потенциал, который может реализоваться при правильной коррекционной работе. После 1918 г. стал использоваться термин "дефективные дети", когда ведущее значение придавалось самому дефекту, и вся работа была направлена на его компенсацию. Дефект (от латинского "недостаток") отражает недостаточность определенных функциональных систем.

Ограниченные результаты по типу и степени ухода за детьми

В дополнение к качеству ухода за детьми, это исследование также оценило влияние типа ухода за детьми и степень его использования. Аналогичным образом, эти исследования показали, что использование централизованного ухода связано с проблемами повышенного поведения, продолжающимися в начальной школе, хотя и с улучшенными познавательными навыками. Эти образцы не были воспроизведены в этом исследовании. Классифицируя детский дошкольный опыт на протяжении двух волн, постоянно размещаемый в учреждениях по уходу на дому, последовательно в формальном центре или непоследовательно в центре внимания, а также для определения количества детей в неделю для детей, ухаживающих за детьми, мы обнаружили, что ни тип ухода, ни степень не были связаны с проблемы поведения в среднем детстве.

В 50-х годах в исследованиях по специальной психологии стало чаще применяться понятие "аномальные дети", в котором акцент делался не на самом дефекте, а на вызываемом им аномальном развитии. Оно является основной причиной социально-психологической дезадаптации ребенка. При этом необходимо учитывать, что аномалия нарушает развитие ребенка только при определенных условиях. Их появление сопровождается актуализацией дефекта с возникновением аномального развития в виде определенных психологических нарушений. Именно они и требуют специального обучения, воспитания и психокоррекции.

Единственным исключением из этого шаблона было обнаружение тенденций, в соответствии с которым центр помощи по сравнению с домашним уходом может быть полезен для девочек, но не для мальчиков, когда речь идет о развитии интернализационных проблем. Сравнивая эти результаты с другими продольными исследованиями, важно отметить, что мы не оценивали часы ухода или ухода за центром, начиная с младенчества, но ориентировались только на дошкольные годы. Обширные и крупномасштабные службы ухода могут быть более подвержены налогообложению для младенцев и детей младшего возраста, чем дети дошкольного возраста.

Последние 20 лет (в 80-е годы) стали отдавать предпочтение понятию "дети с отклонениями в развитии", т.к. специальное обучение распространилось и на умеренные нарушения в развитии, хорошо поддающиеся коррекции. Дети с отклонениями в развитии – учащиеся, у которых физические и психические отклонения приводят к нарушению общего развития и социально-психологической дезадаптации. При этом выделяют следующие категории детей с отклонениями в развитии:

Более того, возвращаясь к рассмотренной выше оценке риска и устойчивости, возможно, что для детей в районах с высоким уровнем нищеты и для семей проблемы централизованного ухода или обширного ухода за детьми могут не вызывать ощутимого бремени в изоляции. Опираясь на повышенные темпы передвижения в жилых домах и переходные отношения по сравнению с благополучными семьями, бедные дети могут реагировать менее заметным образом по степени и типу ухода за детьми, причем переменные процесса, такие как качество, имеют большее значение.

Это исследование является важным дополнением к существующим исследованиям по уходу за детьми и траекториям развития детей. В целом наши результаты подчеркивают важность качества обучения для малообеспеченных детей раннего возраста, утверждая, что высококачественный опыт ухода за детьми может оказывать постоянное влияние на поведение детей поведенческого характера, через их переход к формальному обучению и к среднему детству. Раннее качество ухода за детьми важно для понимания способности детей с низким доходом эффективно функционировать в школе, ладить со своими сверстниками и контролировать свои импульсы.

1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, поздно оглохшие);

2) с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

3) с тяжелыми нарушениями речи (логопаты);

4) с нарушениями интеллектуального развития (умственно отсталые дети, дети с ЗПР); понятие интеллектуальной недостаточности;

5) с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

В будущих исследованиях следует попытаться оценить более широкий спектр мер поведенческого и эмоционального функционирования, например, оценить просоциальное поведение и социальные навыки. Это исследование имеет несколько преимуществ. Один из них - выборка из исследования «Трехмерное исследование», в котором подробно рассматривается репрезентативная выборка маленьких детей и их семей, живущих в экономическом неблагополучии, как на уровне семьи, так и на уровне общин, в трех городах. Несмотря на то, что модели раннего вмешательства в исследованиях обеспечивали централизованно важную информацию о том, как продуктивно вмешиваться и предоставлять пакеты высококачественных услуг обездоленным семьям, такие исследования не могут рассказать нам, можно ли обобщить их выводы на виды услуг, к которым на самом деле имеют доступ обездоленные семьи.

6) с девиантным поведением;

7) с комплексными нарушениями психофизического развития (слепо-глухонемота, слепые умственно отсталые, глухие умственно-отсталые и др.).

8)дети-сироты;

9)дети-инвалиды;

10)дети группы риска (по школьной дезадаптации);

11)с эмоционально-волевыми нарушениями (акцентуации, психопатии, аутизм).

Также важно указать ограничения текущего исследования. Как и во всей неэкспериментальной работе, мы не можем извлечь причинно-следственные выводы из результатов и оставаться осведомленными о том, что обнаруженные здесь связи между средой ухода за детьми и траекториями развития детей могут быть вызваны выбором или другими неизмеренными переменными. Включение характеристик ребенка и семьи, а также более раннее функционирование детей уменьшает вероятность таких альтернативных объяснений. Тем не менее, мы не смогли контролировать характеристики важных контекстов, таких как школы и дома, в период между дошкольным и средним детством.

В настоящее время важное значение приобретают комбинированные отклонения в развитии. В связи с этим в специальной психологии внедряется МКБ-10 имеющая, синдромологическую структуру диагностики.

Сегодня широко используются понятия: «дети с ограниченными возможностями», «дети с особыми нуждами» в соответствие с международным подходом в специальной психологии и дальнейшей гуманизацией данной области знаний.

Если бы они коррелировали с характеристиками ухода за детьми, это создавало угрозу для достоверности наших результатов. Аналитическая выборка также была относительно небольшой и представляла конкретное население неблагополучных городских семей. Хотя внимание было уделено тщательному измерению характеристик как центров по уходу за детьми, так и более неформальных домашних договоренностей, это исследование не смогло сравнить опыт детей в области охраны материнства с детьми их сверстников в учреждениях по уходу за детьми.

Продолжающийся тщательный анализ ранних условий ухода за детьми и развитие детей с использованием разнообразных образцов и нескольких методов, которые включают в себя меры как по поведению, так и по социальной компетентности, помогут области провести триангуляцию доказательств того, как уход за детьми может поддерживать здоровое развитие детей с низким доходом. Дальнейшие исследования также могут более тщательно оценивать индивидуальный опыт детей в учреждениях по уходу за детьми. Такие исследования могут пролить свет на дифференцированные модели, связанные с детским полом и этнической принадлежностью, найденными здесь.

Различные отклонения в развитии отражаются на особенностях формирования социальных связей детей, их познавательных способностях и ограничениях в трудовой деятельности. Поэтому они различаются следующим образом:

1. Пo степени восстановления . В зависимости от характера нарушений одни аномалии могут полностью преодолеваться в процессе развития ребенка, другие лишь частично коррегироваться, а некоторые только временно компенсироваться.

Таким образом, важно, чтобы наши результаты были воспроизведены с использованием альтернативных мер по поведению. В целом, этот документ является частью исследования нового поколения по уходу за детьми, которое использует более тонкий подход к различным аспектам детского опыта в области ухода за детьми. Имея значительную выборку, действительные, надежные и продольные меры и строгую статистическую методологию, мы все больше убеждаемся в том, что качество ухода за детьми является важным фактором в траекториях развития детей раннего возраста в условиях нищеты.

2. Пo образовательному уровню детей . Одни дети могут овладеть только навыками самообслуживания, другие - элементарными общеобразовательными знаниями, третьи - полным курсом средней школы.

3. По профессиональной пригодности . Одни дети компенсируются в пределах социально-бытовой ориентации, другие – в условиях малоквалифицированного труда, третьи - способны к достаточно высококвалифицированной работе.

Результаты настоящего исследования дополняют растущий объем эмпирических данных, свидетельствующих о необходимости проведения политических и программных усилий по расширению доступа малоимущих семей к высококачественному уходу за детьми. Мы с благодарностью признаем поддержку следующих организаций. Программа малых грантов Университета Питтсбурга. Государственные учреждения: Национальный институт здоровья детей и развития человеческого потенциала, Канцелярия помощника секретаря по планированию и оценке, Администрация по вопросам инвалидности в целях развития, Администрация по делам детей и семьи, Управление социального обеспечения и Национальный институт психического здоровья.

1. Отклонения в развитии ребенка характеризуются не только отрицательными признаками. Т.е. это не столько отклоняющееся, сколько своеобразное развитие. Поэтому в современных условиях очень справедливо понятие В.П. Кащенко - "исключительные дети". Отмечено, что их психическое развитие подчиняется общим законам формирования психики нормальных детей (В.И. Лубовский).

Фрая, Фонд здорового здоровья Хогга, Фонд Роберта Вуда Джонсона, Фонд Джойса, Фонд семьи Генри Дж. Особое спасибо также распространяется на семьи, которые участвовали в исследовании «Три города». Элизабет Вотруба-Джаль, факультет психологии Университета Питтсбурга.

Ревекка Левин Коли, прикладная психология развития и образования, Школа образования Линч, Бостонский колледж. Каролина Мальдонадо-Карреньо, факультет психологии, Университет Лос-Анджелеса, Богота-Колумбия. Кристин Ли-Грин, кафедра психологии, Университет Лойолы Чикаго.

Воспитание природы, переосмысленное в перспективе развития: биоэкологическая модель. Модели регрессии и выбора для улучшения неэкспериментальных сравнений. Переход матерей от благосостояния к труду и благосостояние дошкольников и подростков. Роль материнского образования и услуг по охране материнства в профилактике детской физической агрессии. Последствия взросления бедных. Дети в игре: роль партнера в понимании последствий ухода за детьми. Детская и подростковая психиатрия. Семейный отбор детских центров: влияние поддержки домохозяйства, этнической принадлежности и родительской практики. Качество ухода за детьми: центры и домашние условия, которые обслуживают бедные семьи. Интегративная модель для изучения компетенций развития среди несовершеннолетних детей. Вспомните ребенка: материнство баланса и уход за ребенком в рамках реформы социального обеспечения. Шкала оценки дневного ухода за детьми. Ранжирование ранней детской шкалы. Развивающие контексты в среднем детстве: мосты к юности и взрослой жизни. Изучение последствий раннего ухода за детьми в отношении развития цветных детей в Соединенных Штатах: к более всеобъемлющей программе исследований. Семейный статус гражданства и отсутствие продовольственной безопасности среди малоимущих детей иммигрантов. Анализ линейных панелей: модели количественных изменений. Ингибирующий контроль у маленьких детей и его роль в формирующейся интернализации. Опыт ухода за детьми в сообществах с низкими доходами: качество развития и материнские взгляды. Уход за детьми в бедных сообществах: эффекты раннего обучения типа, качества и стабильности. Вопросы качества ухода за детьми: как выводы могут варьироваться в зависимости от контекста. Два пола: Растут друг от друга, вместе. Улучшает ли подготовка дошкольного обучения и производительность? Прочное влияние детской бедности. Уход за детьми младшего возраста и образование: воздействие на этнические и расовые пробелы в школьной готовности. Устойчивость и развитие: вклад от изучения детей, которые преодолевают невзгоды. Качественный уход за детьми поддерживает достижение детей с низким доходом: прямые и косвенные пути через уход и домашнюю обстановку. Государственная типография; От нейронов до микрорайонов: наука о развитии раннего детства. Проводится ли время, затрачиваемое на уход за детьми, социально-эмоциональную адаптацию во время перехода к детскому саду? Моделирование воздействия качества ухода за детьми на детское дошкольное когнитивное развитие. Методы ухода за детьми с привязкой к отношениям: качество медицинской помощи и результаты лечения детей в условиях нищеты. Соотношение дошкольного качества по уходу за детьми с когнитивными и социальными траекториями развития детей во втором классе. Эмоции: вопрос о роли эмоционального развития маленьких детей для ранней школьной готовности. Риск и защитные факторы в развитии психопатологии. Множественное вменение отсутствующих значений. Множественное вменение отсутствующих значений: обновление льда. Множественное вменение для непредставления в опросах. Системы развития и функционирования семьи. Изучение семейных отношений с другими социальными контекстами. Контрольные списки детского поведения: неклинические образцы стандартизации: следует ли их использовать в качестве норм? Ранний выбор по уходу за детьми: изменение по географическому положению, материнским характеристикам и структуре семьи. Анализ двух мер по проблемам детского поведения афроамериканских, латиноамериканских и нелатинских кавказских родителей маленьких детей: исследование фокус-группы.

  • Имеются ли долгосрочные последствия раннего ухода за детьми?
  • Влияние характеристик ухода за детьми на развитие ребенка.
  • Экология процессов развития.
  • Справочник по детской психологии: теоретические модели развития человека.
Изучить понятия нормальности и ненормальности.

2. Такие нарушения, например, как слепота и глухота и др. обусловлены преимущественнно биологическими изменениями. И чем более выражены структурные нарушения, тем менее эффективно педагогическое и психологическое воздействие на психическое развитие аномального ребенка.

3. «Воспитателю приходится иметь дело не столько с этими биологическими факторами, сколько с их социальными последствиями» (Л.С. Выготский). Т.е. коррекционный процесс во многом направлен на вторичные нарушения с использованием психолого-педагогического подхода, а первичные нарушения реабилитируются преимущественно медицинскими средствами.

4. В настоящее время рассматривается теория сложной структуры отклонений в развитии. Она подразумевает наличие первичного дефекта, вызванного биологическими факторами, и вторичных нарушений, возникающих в ходе аномального развития. При этом различают несколько типов их взаимодействия.

А - прямое влияние. Например, глухота как первичная аномалия вызывает немоту - вторичные нарушения; у слепых детей вторичными является недостаточность пространственной ориентировки, амимичность лица, своеобразие характера; при первичной интеллектуальной недостаточности формируется вторичное недоразвитие свойств личности, характеризующихся завышенной самооценкой, негативизмом, невротическим поведением.

Б - обратное влияние. В определенных условиях вторичные нарушения могут оказывать негативное обратные действие на первичную аномалию. Так, ребенок с частичной потерей слуха не будет использовать его сохранные функции, если не развивается устная речь.

В - коррекционные отношения. Чем в большей степени различаются между собой первопричина (первичные нарушения биологического происхождения) и вторичный симптом (нарушение в развитии психических процессов), тем эффективнее специальная коррекция и компенсация последнего. "Чем дальше отстоит симптом от первопричины, тем более он поддается воспитательному и лечебному воздействию" (Л.С. Выготский). Развитие высших психологических функций оказывается менее устойчивым, чем низших, элементарных психических процессов. Так, восстановить слух практически невозможно, но можно компенсировать речевые расстройства.

5. При исследовании вторичных отклонений отмечаются не только негативные, но и позитивные компоненты аномалии. На ее потенциальные компенсаторные возможности осуществляется опора при проведении коррекционной работы. Источником приспособления аномальных детей к окружающей среде являются сохранные психологические функции. Например, глухой ребенок использует зрительный и двигательный анализатор; слепой ребенок активно применяет слуховой анализатор, осязание; у умственно отсталых детей активируется практическое мышление.

6. На отклонение в развитии влияет степень и качество структуры первичного дефекта. Так, небольшая потеря слуха, приводит к незначительным нарушениям в развитии речи, а глубокое поражение слуха без специальной помощи сопровождается развитием немоты.

7. Своеобразие развития определяется также сроком возникновения первичных нарушений. Так, у слепорожденного отсутствуют зрительные образы; при потери зрения в младшем школьном возрасте ребенок сохраняет в памяти определенные зрительные представления об окружающем мире; у старшего школьника зрительные представления характеризуются достаточной полнотой и устойчивостью.

8. На своеобразие отклонений в развитии влияют также условия окружающей среды, особенно педагогические и микросоциальные условия. Поэтому особую важность имеет ранее выявление нарушений и своевременная их коррекция, т.е. создание необходимых условий для профилактики вторичных нарушений.

9. Процесс обучения и психокоррекции основывается не только на сформировавшиеся функции, но и на потенциальные: "Необходимо перевести зону ближайшего развития в зону актуального развития".

Отклоняющееся развитие – любое отклонение отдельной функции или системы психических функций от «программы развития» вне зависимости от знака этого изменения «+» или « – » (опережение или запаздывание). Устойчивое изменение когнитивных, эмоциональных, регуляторных параметров и сторон актуального развития, приводящее к трансформациям в процессе возрастного развития. Проявление трансформаций: замедление процесса социализации, усвоения культурно-исторического опыта. Невозможность отнесения отклоняющегося развития к категории патологии: изменения касаются лишь формально-динамических сторон процесса развития, а содержание и сущность психических явлений (отражательная природа психики) и последовательность их формирования остаются принципиально неизменными. Отклоняющееся развитие, разворачивающееся в неблагоприятных условиях, созданных физическим или психическим дефектом, как стойкое изменение параметров деятельности психики и темпов ее возрастной динамики, достоверно отличающихся от средних возрастных значений. Дети с отклонениями в развитии – дети и подростки с трудностями социального функционирования, вытекающими из дефицитарности или недостатка органа, его функции и процесса со специфическими особенностями и характерными трудностями в познании окружающего мира и в общении с людьми, а также со специфическими особенностями формирования их личности. Общие закономерности отклоняющегося развития: - снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации;- трудность словесного опосредования;- замедление процесса формирования представлений и понятий об окружающей действительности;- риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированности. Виды психического дизонтогенеза (В.В. Лебединский) по типу:- ретардации (запаздывание или приостановка всех сторон психического развития или преимущественно отдельных компонентов) – задержанное психическое развитие;- дисфункции созревания (психическое недоразвитие, дисфункции анализаторных систем) – олигофрения, нарушения анализаторных систем;- поврежденного развития (изолированное повреждение какой-либо анализаторной системы или головного мозга) – органическая деменция, тяжелые нарушения анализаторных систем;- асинхронии (диспропорциональное психическое развитие при выраженном опережении темпов и сроков развития одних функций и запаздыванием или выраженным отставанием других) – искаженное развитие (РДА), дисгармоническое развитие (психопатии). Условия нормального развития: - нормальная работа головного мозга;- нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов;- сохранность анализаторов, обеспечивающих нормальную связь с внешним миром;- систематичность и последовательность развивающей среды ребенка.Закономерности в развитии нормального ребенка: - цикличность психического развития;- неравномерность психического развития;- развитие отдельных психических функций на базе сформированных ранее;- пластичность нервной системы;- соотношение биологических и социальных факторов в процессе психического развития.

26. Понятие первичного дефекта и вторичного отклонения.

Дефект - физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка. Понятие «структура дефекта» ввёл Л.С. Выготский. Структуру дефекта составляют первичный и вторичный дефект. Первичный дефект - повреждение биологических систем (отделов ЦНС, анализаторов), которое вызывается биологическими факторами. Вторичный дефект - недоразвитие высших психических функций (речи и мышления у глухих, восприятия и пространственной ориентации у слепых, опосредованной памяти и логического мышления у умственно отсталых). Вторичный дефект непосредственно не связан с первичным, но обусловлен им (возникает под его влиянием).Сложный дефект - сочетание двух и более первичных дефектов, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности в обучении и воспитании ребенка. Это не просто сумма дефектов - сложный дефект отличается качественным своеобразием. В качестве синонимов термина «сложный дефект» в литературе используются и другие термины, равнозначные ему: «сложное нарушение», «сложные аномалии развития», «сочетанные нарушения», «комбинированные нарушения» и все более утверждающийся в последнее время - «сложная структура нарушения».В зависимости от структуры нарушения дети с сочетанными нарушениями разделяются на три основные группы . Впервую входят дети с двумя выраженными психофизическими нарушениями, каждое из которых может вызвать аномалию развития: слепоглухие дети, умственно отсталые глухие, слабослышащие с задержкой психического развития (первичной). Во вторую - имеющие одно существенное психофизическое нарушение (ведущее) и сопутствующее ему другое нарушение, выраженное в слабой степени, но заметно отягощающее ход развития: умственно отсталые дети с небольшим снижением слуха. В таких случаях говорят об «осложненном» дефекте. В третью группу входят дети с так называемыми множественными нарушениями, когда имеется три или более нарушений (первичных), выраженных в разной степени и приводящих к значительным отклонениям в развитии ребенка: умственно отсталые слабовидящие глухие дети. К множественным дефектам, в частности, можно отнести и сочетание у одного ребенка целого ряда небольших нарушений, которые имеют отрицательный кумулятивный (накопительный) эффект, например при сочетании небольших нарушений моторики, зрения и слуха у ребенка может иметь место выраженное недоразвитие речи. При различных первичных дефектах многие вторичные дефекты в младенческом, раннем и дошкольном возрасте имеют сходные проявления. Существуют вторичные дефекты, характерные для многих категорий аномальных детей : 1) при любом первичном дефекте наблюдается отставание в сроках формирования психических функций и замедленный темп их развития; 2) не формируется своевременно ни один вид детской деятельности; например, предметная деятельность у глухих и слабослышащих становится ведущей к 5 годам, у умственно отсталых - к концу дошкольного возраста; 3) наблюдаются отклонения в развитии всех познавательных процессов;4) нарушается развитие процесса общения: дети плохо овладевают средствами усвоения общественного опыта - пониманием речи, содержательным подражанием, действиями по образцу и по словесной инструкции;5) у всех аномальных детей наблюдаются дефекты речевого развития.

27. Понятие нормы и отклонения развития человека.

Статическая норма – это средний показатель, выявленный при обследование группы, лиц одного возраста, пола. Статистическая норма на выявление. Чем дальше норма от средних величин тем увереннее можно констатировать отклонение. Ориентация на статистическую норму в первую очередь важна для на этапе выявления недостатков развитии и определении меры их патологичности, требующее специально психологической педагогикой, а в некоторых случаях и мед. Помощи. Функциональная норма - то такие показатели индивидуального развития ребенка. Это своего рода баланс ребенка между возможностями, желаниями и умениями, с другой стороны, и требованиями со стороны социума. Именно обретение ребенком такого баланса, несмотря на различные первичные отклонения и является основной критерием эффективности оказания помощи ребенку. Именно данные показатели можно рассматривать в качестве основного показателя душевного здоровья человека и рассматривать его в качестве критерия оптимального уровня социально- психологического адаптирования. Идеальная норма – это некое оптимальное развитие личности в оптимальных для нее условиях. Можно сказать, что это высший уровень нормы функциональной.

28. Предмет, цель, задачи специальной психологии.

Специальная психология – это отрасль психологии, изучающая людей для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными нарушениями формирования нервной системы.

Задачи специальной психологии: 1. Выявление общих и специфических закономерностей психического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. 2. Изучение особенностей развития отдельных видов познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. 3. Изучение закономерностей развития личности человека с ограниченными возможностями здоровья. 4. Разработка диагностических методик и способов коррекции различных типов нарушения. 5. Изучение проблем интеграции и интегрированного обучения. 6. Психологическое обоснование путей и методов пед. воздействия на психическое развитие детей и взрослых с различными типами нарушения. Отрасли: олегофренопсихология (умственная), тифлопс (нарушение зрения); сурдопсихология (нарушение слуха); логопсихология (нарушение речи); патопсихология (психология распада психологической деятельности).