Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие творческих способностей  /  Перспективный план для старшей группы детского сада. Физкультурно-оздоровительная работа

Перспективный план для старшей группы детского сада. Физкультурно-оздоровительная работа

30.08.2016

Здоровьесбережение детей в ДОУ.

В воспитательно-образовательном процессе ДОУ можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий:

· медико-профилактические;

· физкультурно-оздоровительные;

· технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

· здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования ;

· валеологического просвещения родителей;

· здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус.
В связи с этим мы считаем, что проблема оздоровления детей не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.
Целеполагающим в стратегии организации работы в контексте качественной реализации здоровьесберегающих технологий для нас является:

· Проведение мониторинга состояния работы по здоровьесбережению детей:

o исследований состояния здоровья детей,

o диагностика физической подготовленности дошкольников;

o анализ профессиональной компетенции воспитателей,

o тематическая проверка состояния физкультурно - оздоровительной работы,

o исследование среди родителей "Какое место занимает физкультура в вашей семье".

· Анализ созданных условий в детском саду.

· Изучение современных нормативных документов, регламентирующих деятельность ДОУ по здоровьесбережению.

· Изучение и внедрение современных инноваций в области физического развития детей.

· Выработка алгоритма деятельности.

· Проектирование модели целостной системы здоровьесбережения.

Работа по физическому воспитанию в дошкольном учреждении строится на основе мониторинга , который проводят педагогические работники с участием медицинских работников. Результаты заносятся в карту развития ребёнка и используется специалистами при планировании работы с детьми. Результаты работы обсуждаются на медико-педагогических совещаниях. Медико-педагогический контроль над организацией физического воспитания в детском саду осуществляют заведующий ДОУ, медсестра, врач, закреплённый поликлиникой, старший воспитатель. Данные оформляются в специальном журнале с указанием выводов и предложений.
В ходе мониторинга проведено анкетирование среди родителей: "Какое место занимает физкультура в вашей семье" с целью выявления и распространения лучшего опыта, нахождения существующих проблем и их причин. На основе этого выработана модель стратегии и тактики работы педагогов с родителями.
Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении. Анализ созданных условий показал, что в нашем детском саду имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а так же для их расслабления и отдыха.
Оборудован физкультурный зал со спортивным комплексом,где представлено разнообразное физкультурное оборудование, а так же пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к физической культуре, развивают жизненно-важные качества, увеличивают эффективность занятий. Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе. На участке ДОУ имеется спортивная площадка: мини-стадион, беговая дорожка, полоса препятствий, спортивно-игровое оборудование, яма с песком для прыжков.
Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в группах созданы уголки движений, которые учитывают возрастные особенности детей, их интересы. Для обеспечения страховки, предотвращения травматизма имеются гимнастические маты. Для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, равновесии используются различные дорожки, косички, змейки, для «подлезания» - дуги, а в младших группах изготовлены составные цветные модули. Во всех группах имеются пособия для профилактики плоскостопия, для подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия. Воспитатели проявляют творчество и изобретательность в изготовлении пособий из бросового материала для пополнения физкультурных уголков. Мелкое физкультурное оборудование размещено так, что оно доступно для детей.
Основные компоненты здорового начала - покой и движение - должны правильно сочетаться в режиме дошкольного учреждения. Поэтому важным, на наш взгляд, было создание в группах уголков уединения. Здесь дети могут "позвонить" маме по телефону, посмотреть фотографии, просто полежать на мягких красивых подушках, ковриках. Ведь психическое здоровье детей не менее важно, чем физическое. Для решения этой проблемы в детском саду работает комната психологической разгрузки, где психолог проводит с детьми различные релаксационные, тренинговые занятия, помогая дошкольникам научиться управлять своими эмоциями.

Для формирования у детей основ безопасности в ситуациях дорожного движения функционирует игротека "Вежливого пешехода".

Для проведения профилактических мероприятий в нашем дошкольном учреждении имеется медицинский кабинет, физиокабинет. Таким образом, можно сказать, оздоровительная среда нашего ДОУ является естественной комфортабельной обстановкой, рационально организованной и насыщенной разнообразным оборудованием и материалами.

Основная цель , которую ставит перед собой коллектив ДОУ - это сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Педагогическим коллективом нашего детского сада были разработаны принципы организации деятельности педагогов . Это:

· принцип научности - подкрепление всех мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками;

· принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных задач в системе всего воспитательно-образовательного процесса;

· принцип активности, сознательности - участие всего коллектива в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей;

· принцип адресованности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учёт разноуровневого развития и состояния здоровья;

· принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей на получение помощи и поддержки, гарантия положительного результата.

В процессе нашей деятельности мы стремимся решить следующие задачи :

· обеспечить условия для физического и психологического благополучия участников воспитательно-образовательного процесса;

· формировать доступные представления и знания о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах;

· реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей;

· формировать основы безопасности жизнедеятельности;

· оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.

Наиболее эффективными формами взаимодействия являются :

· утренняя гимнастика;

· гимнастика после дневного сна с закаливающими процедурами;

· занятия, прогулки, походы;

· совместные досуги с родителями и младшими школьниками;

· спортивные праздники и развлечения;

· валеологический кружок "Здоровая смена".

На повышения двигательного статуса детей оказывает большое влияние двигательный режим. Вся физкультурно-оздоровительная работа в детском саду строится с учётом структуры усовершенствованного двигательного режима для детей младшего и среднего, старшего дошкольного возраста.
Уменьшение удельного веса движений в режиме дня отрицательно сказывается на формирование всех систем и, несомненно, понижает защитные силы детского организма. Оптимизации двигательного режима отводится, таким образом, ведущая роль в воспитании здорового ребёнка.

Организованной формой в этом двигательном режиме являются физкультурные занятия . При проведении занятий, инструктор по физкультуре использует как традиционные, так и нетрадиционные формы занятий: сюжетные, тренировочные, контрольные, комплексные, игры-эстафеты, на спортивных тренажёрах и др. Процесс обучения на занятиях носит дифференцированный, вариативный характер. Используется принцип чередования активной деятельности с упражнениями на дыхание, релаксацию.
Педагоги включают в свою деятельность цикл занятий "Познай себя" и «Уроки здоровья для дошкольников» (Л.В. Гаврючина программа «Здоровый малыш»)
Параллельно с физическим развитием идёт обучение детей основам культуры здоровья. Валеологический материал органично включается в структуру занятий, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности. С детьми разучиваются комплексы упражнений, направленных на профилактику плоскостопия, дыхательной системы, формируются навыки самомассажа.
Мы понимаем, что здоровье детей в немалой степени зависит от наличия фактора безопасного существования. Поэтому воспитатели огромное внимание уделяют внедрению технологии "Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста". Наиболее проработанным направлением данной программы у нас являются вопросы обеспечения безопасности детей в ситуациях дорожного движения.

Поднимающие настроение и мышечный тонус утренняя гимнастика, физкультминутки, бодрящая гимнастика после дневного сна в сочетании с закаливающими процедурами стали естественными и необходимыми в нашем детском саду. В ДОУ разработан годовой план профилактической работы, план мероприятий по снижению острой заболеваемости в детском саду.
Нами разработана система оздоровительной работы по следующим направлениям:

· психологическое сопровождение развития;

· разнообразные виды организации режима двигательной активности ребёнка;

· система работы с детьми по формированию основ гигиенических знаний и здорового образа жизни;

· организация питания;

· оздоровительное и лечебно-профилактическое сопровождение.

В целях оздоровления организма ребёнка во всех группах проводятся различные виды закаливания. В яслях это воздушные ванны и ходьба по корригирующим дорожкам. В младшей и средней группах добавляется дыхательная гимнастика. В старших группах - массаж стопы, гимнастика на постели, уход за полостью рта.
А сколько положительных эмоций, а следовательно и здоровья получают дети на спортивных праздниках и досугах. Традиционно проводится неделя здоровья, где дети принимают участие в "Весёлых стартах", и других мероприятиях, показывая уровень своего физического развития, получают эмоциональный заряд от своих достижений. Особенно детям нравится, когда в праздниках активное участие принимают мамы и папы. Такие праздники носят название "Семейные старты", "Папа, мама, я - спортивная семья".
Большую роль в оздоровлении детей играют прогулки и походы. В зимний период проводятся лыжные прогулки, катание на санках. С большим удовольствием в таких прогулках участвуют и родители, которые не прочь продемонстрировать свои умения. Для повышения выносливости проводится продолжительный бег в медленном темпе, бег трусцой.

Программа деятельности ДОУ по расширение двигательного статуса детей предусматривает взаимодействие с социумом.
Все эти формы взаимодействия с детьми позволяют выработать разумное отношение детей к своему организму, привить необходимые культурно-гигиенические навыки, наилучшим образом приспособить ребёнка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды.
В нашем детском саду продумана система всесторонней методической работы по совершенствованию мастерства воспитателей. Она направлена на профессиональное адаптирование, становление, развитие и саморазвитие воспитателей. Система методической работы детского сада включает разные виды деятельности, ориентированные на осознание, апробацию и творческую интерпретацию инновационных программ и технологий: проведение педагогических советов в нетрадиционных формах, семинары, семинары-практикумы, лектории, консультации, методические рекомендации, смотры-конкурсы и т.д.
Одним из видов деятельности мы рассматриваем проведение педагогических совещаний, на которых воспитатели и специалисты имеют возможность не только узнать о деятельности коллег, но и систематизировать знания, осмыслить собственные подходы к работе.
Знакомясь с опытом работы педагогов города, воспитатели посещают методические объединения. На базе детского сада проводились методические объединения для инструкторов по физкультуре, для хореографов и педагогов.
В Концепции дошкольного воспитания подчёркивается: "Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов".
С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.
Уровень профессионального мастерства педагогов определяется отношением семьи к детскому саду, к самим педагогам и их требованиям. Только при условии положительных результатов всей физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, родители начнут доверять рекомендациям воспитателей и охотно пойдут с ними на контакт.
В совместной работе детского сада и семьи мы широко используем консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы (поделок из бросового материала "Машины на улицах города"), анкетирование. Родители учатся ближе видеть сложный многогранный процесс воспитания ребёнка.
Воспитатели совместно с медсестрой организуют семинар-практикум для родителей детей, имеющих нарушение осанки. После проведённого для них занятия с использованием корригирующих упражнений, им рекомендуют специальные комплексы, которые они пытаются выполнить сами. В мастер-классе для родителей детей подготовительной группы был организован просмотр сюжетного занятия "Морское царство", на котором они смогли увидеть успехи своих детей.
Удачно проходят спортивные досуги с родителями "Папа, мама, я - спортивная семья", "Семейные старты". Кроме того, для родителей организуем Дни открытых дверей, когда они могут посетить любое мероприятие.
Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках ("Движение- основа здоровья", "Как выработать у детей правильную осанку", "Зимняя прогулка" и т.д.).

В нашем детском саду работает родительскийклуб «СемьЯ», медико-психолого-педагогическая служба. В них родители могут получить квалифицированную консультацию опытных специалистов.
Таким образом, проводимая нами физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.
Мы считаем, что созданная в детском саду система по здоровьюсбережению позволяет качественно решать цель развития физически развитой, социально-активной, творческой личности. Данные выводы подтверждают показатели состояния здоровья и физического развития детей за 3 предыдущих года.
Ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность занятий, постоянная опора на интерес, воспитание чувства ответственности за порученное дело - все это дает положительный эффект в нашей работе: у большинства детей наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных средств для его укрепления, стремления к расширению двигательного опыта.
Дети показывают высокий уровень развития физических качеств, отдельных качественных сторон двигательных возможностей человека: быстроты, силы, гибкости, равновесия, выносливости и ловкости, достаточный уровень развития основных движений у детей.
Одним из показателей результативности мы рассматриваем подготовку детей к обучению в школе. Беседы с учителями подтверждают большой интерес детей к урокам физкультуры, сформированность двигательных умений и навыков.
Результативность работы по здоровьесбережению детей подтверждают полученные грамоты и дипломы.

Таким образом, целостная система образования, оздоровления, психолого-педагогического сопровождения, основанная на классических образцах и педагогических инновациях способствует гармоничному физическому развитию детей дошкольного учреждения.

Татьяна савченко

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение города Тулуна «Детский сад» Антошка.

Фото отчет «Будь здоров малыш

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из важнейших проблем нашего времени. И только от совместных усилий медицинских работников , педагогов зависит, каким будет здоровье подрастающего поколения. В раннем возрасте ребенок запрограммирован на заботу о нем со стороны взрослых. Предпосылками зарождения полезных привычек станут действия ребенка за собой. Поэтому особенно большое значение для детей в возрасте от2-3 лет имеет организация бытовой деятельности, воспитания культурно –гигиенических навыков. Полезных привычек. Оздоровительную работу с детьми провожу в игровой форме (это - релаксация, игровая дыхательная и пальчиковая гимнастика, игровой самомассаж, гимнастика для глаз, использую циклические движения для повышения выносливости (медленный бег, продолжительная ходьба, бег на ускорение, упражнения направленные на профилактику плоскостопия, формирование правильной осанки и сенсомоторной координации. Дети с радостью выполняют массаж рук «Строим дом» ,

Особое внимание уделяю проведению закаливающих процедур. Эффективно закаливают детей облегченная форма одежды, воздушные и солнечные ванны, босохождение, утренняя гимнастика. Закаляя детей дошкольного возраста, ставлю перед собой такие задачи как повысить стойкость организма в борьбе с заболеваниями, воспитывать потребность в свежем воздухе, сделать организм каждого ребенка стойким, гибким, выносливым. Главное в системе моей работы – помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, каждый из них осознал свою индивидуальность, был готов вести здоровый образ жизни , ценил свое здоровье и здоровье окружающих .

Работа направлениям :

1. Работа с детьми

3. Работа с родителями

условия :

двигательную активность, дает возможность использовать движения, выполнение которых в помещении

Работа проводилась в течение года по следующим направлениям :

1. Работа с детьми

2. Взаимодействие со специалистами

3. Работа с родителями

Для реализации поставленных задач были реализованы следующие условия :

Музыкальный, физкультурный залы

Физкультурный уголок в группе

Медицинский кабинет

Спортивная площадка

Наличие плакатов, картотек прогулок, дыхательной и пальчиковой гимнастики, картотека подвижных игр, для освоения темы

Использованы методические приемы :

Рассказы и беседы воспитателя;

Заучивание стихотворений;

Моделирование различных ситуаций;

Рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;

Сюжетно-ролевые игры;

Дидактические игры;

Игры-забавы;

Подвижные игры;

Пальчиковая и дыхательная гимнастика;

Физкультминутки.

Формы работы :

Утренняя гимнастика (ежедневно) ;

Физкультурные занятия;

Музыкально – ритмические занятия;

Прогулки с включением подвижных игр;

Пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)

Зрительная, дыхательная гимнастика на соответствующих занятиях

оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно) ;

Физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно) ;

Эмоциональные разрядки, релаксация;

Ходьба по массажным коврикам

Спортивные досуги, развлечения, праздники

Консультации

Родительские собрания

1. Работа с детьми

Проводилась по следующим направлениям :

Развивающие занятия на темы :

тема : Учим куклу Катю мыть руки

тема : Купание куклы Кати

тема : Научим куклу раздеваться

тема : Рассматривание одежды куклы Кати

тема : Кукла Катя заболела

Полезная и вредная еда

Строение тела, органов

Почему ты растешь

Зачем нам нужен нос?

Вода- наша помощница

Дидактические игры :

Собираем урожай

Покажи части тела

Разложи по порядку

Индивидуальная работа с детьми по усвоению культурно-гигиенических навыков, строению своего тела, знанию витаминов и др.

Проведение оздоровительных мероприятий (утренняя гимнастика, зарядка после сна, физкультминутки, прогулка, полоскание рта после каждого приема пищи) ежедневно.

2. Взаимодействие со специалистами

На протяжении всего года медицинский работник совместно с воспитателями следили за состоянием здоровья детей информировала родителей о профилактике заболеваний, об охране здорового образа жизни , проводила консультации с педагогами на тему здоровья . Два раза в год весной и осенью проводила нетрадиционный метод оздоровления – кислородный коктейль

Психолог в индивидуальных беседах также разъясняла важность и пользу здорового образа жизни .

Музыкальный руководитель в течение года создавала благоприятные условия для поднятия эмоционального состояния детей , через музыкальные занятия, которые помогают сгладить адаптационный период.

3. Работа с родителями осуществлялась с помощью

Проведения родительских собраний на заданную тему,

Индивидуальных консультаций на тему здорового образа жизни :

Вывешивание информации в родительском уголке

Конкурсы по темам «Спортивный портрет нашей семьи» , «Любимая подвижная игра моей семьи» , «вредные и полезные продукты»

В целом, по моим наблюдениям и наблюдениям специалистов дети к концу учебного года стали, лучше следить за культурно-гигиеническими навыками, стали делать друг другу замечания в неправильном поведении или отношении к чему-либо. Более тщательно стали делать утреннюю гимнастику. Также ребята улучшили показатели в гибкости, быстроте бега, и других параметрах на физкультурных занятиях. Прогулки стали более интересными : ребята стали задавать много вопросов о том, как устроены деревья, цветы, чем питаются насекомые, о погоде. К концу года ребята лучше изучили строение тела, они без труда могут показать расположение основных органов в теле человека, а также знают их функции. На музыкальных занятиях дети приобрели опыт танцевальных движений, они у них стали более пластичны, к концу года дети подпевают знакомые песни.

Несомненно, только взаимодействие всех субъектов образовательного процесса может принести пользу в освоении навыков формирования здорового образа жизни . Развивающие занятия, игры –развлечения, индивидуальные беседы расширили представления детей по данной теме . В дальнейшем я планирую продолжать свою работу по данной теме , но больше внимания, на мой взгляд, необходимо уделить работе с родителями , которые очень часто ссылаются на сильную занятость и порой не хотят замечать проблемы в жизни и здоровье своего ребенка . А чтобы работа с родителями проходила более плодотворно, необходимо более тесное взаимодействие со специалистами. Особенно с психологом в период адаптации.

















Глобальным является вопрос об ответственности за здоровье детей. Кто должен им заниматься в детском саду? Может ли педагог, не имея медицинского образования, взять на себя эту ответственность и в какой степени?

Оздоровительная работа в детских садах долгие годы считалась прерогативой медицины, хотя в целом государственную основу медицинского обслуживания всегда составляло лечение болезней, а не их профилактика.

Сегодня, из-за отсутствия врачей в дошкольных учреждениях, педагоги пытаются решить проблему здоровья детей педагогическими, в том числе нетрадиционными методами, причём часто - некорректно.

Например, используются аутотренинг для быстрого засыпания детей и снятия стрессов, специальные упражнения на расслабление для восстановления пульса детей после физических нагрузок. Включаются элементы из оздоровительных систем, которые органично не вписываются в условия быта и воспитания конкретного учреждения образования. В то же время, проблемы здоровья можно и нужно решать более рационально, с помощью средств, построенных на принципах природосообразности и здорового образа жизни.

Надо уметь обеспечить физическую нагрузку на занятии в оптимальных величинах - тогда не потребуется использование специальных восстановительных упражнений, знать причины, почему ребёнок долго не засыпает, спит неспокойно, плохо ест, малоподвижен, эмоционально напряжён, и устранить их.

Нельзя решать проблему детских стрессов средствами для взрослых, надо создать условия, исключающие их в жизни детей. Общеизвестные причины стрессов: дефицит положительных эмоций, отрицательный психологический климат, излишний шум, «заорганизованность» воспитательно-образовательного процесса, жёсткость режима дня, недостаточная двигательная активность, отсутствие условий для выбора деятельности, авторитарный стиль общения и т.п. - вполне устраняемы традиционными и хорошо проверенными на практике педагогическими средствами, в том числе - средствами физической культуры.

Ребёнок с аппетитом покушает, а детская кровать послужит ему тем местом, где он заснёт и будет спокойно спать, если предварительный режимный момент - прогулка - даст ему возможность вдоволь подвигаться, надышаться свежим воздухом, выплеснуть негативные эмоции. Содержательная двигательная деятельность, адекватные физические нагрузки, здоровый образ жизни ребёнка в целом являются естественными и эффективными средствами физического и психического благополучия и развития ребёнка.

Чтобы изменить такую ситуацию, необходимо найти надлежащее место физическому воспитанию в образовательном процессе детского сада и осознать педагогические возможности оздоровительной работы с детьми.

О такой взаимосвязи убедительно говорит тот факт, что что основной процент заболеваемости в раннем и дошкольном возрасте приходится на ОРЗ. Причём, риск возникновения так называемых простудных болезней чаще связан с перегреванием детей из-за лишней одежды. Проблема усугубляется тем, что большая часть дошкольников болеют почти ежегодно, а 20-30% детей переносят 4 и более заболеваний в год. Это нередко приводит к развитию рецидивирующих и хронических неспецифических бронхо-лёгочных заболеваний.

Можно однозначно говорить, что оздоровительный компонент должен быть введён в систему образовательного процесса как обязательный и стать нормой педагогической работы, а специалист дошкольного образования обязан владеть знаниями и навыками по организации здорового образа жизни детей.

Одним из важных вопросов оздоровительной работы является оценка здоровья детей.

Соответствующие рекомендации представлены в инструктивных документах для медицинских работников. Если же педагоги берут на себя функцию оздоровительной работы, то в их распоряжении также должны быть простые и информативные оценочные критерии. Значит, необходимо адаптировать медицинские методы оценки к педагогике оздоровления. Для воспитателя основным критерием здоровья является кратность, продолжительность, тяжесть заболеваний ребёнка в течение года.

Существующая в практике детских садов оценка здоровья по количеству дней, пропущенных по болезни в среднем на одного ребёнка в год, нужна для статистики. Для педагога она неприемлема по нескольким причинам.

Прежде всего, личностно-ориентированная образовательная парадигма отрицает применение в педагогической практике усреднённых оценок, так как они не способствуют индивидуализации воспитания. Кроме того, такая оценка представляет картину здоровья группы детей в завуалированном виде.

Другой пример: за истёкший год показатель ИЗ в группе повысился на 5% (то есть увеличилось число здоровых детей), количество ЧБ детей уменьшилось вдвое, у 10 детей снизилось количество заболеваний, у 10 - общая продолжительность болезней (при оставшейся кратности заболеваний). Результаты оздоровительной работы здесь проиллюстрированы более убедительно, чем в первом примере, так как просматривается картина индивидуального здоровья детей.

оценивается и по таким параметрам, как нормализация сна и аппетита ребёнка, улучшение его эмоционального состояния, отсутствие жалоб, повышение общей активности.

Отметим, что постоянное и внимательное наблюдение взрослых за поведением детей, их самочувствием даёт возможность увидеть состояние «предболезни», то есть неблагополучия отдельного ребёнка и принять своевременно соответствующие меры.

В обсуждаемой проблеме следует обратить внимание ещё на один весьма важный аспект - здоровье педагога, которое является профессиональной ценностью, фактором успеха не только оздоровительной работы с детьми, но и воспитания в целом. Заметим, что в обозначенном контексте здоровье взрослых пока не является предметом широкого обсуждения и только начинает включаться в круг обсуждаемых вопросов.

А теперь выделим основные положения, которые необходимо включить в перечень приоритетных в образовательном процессе детского сада:

  • наивысшей обязанностью педагогов и родителей является ответственность за состояние здоровья детей, обеспечение единых подходов к созданию здоровьесберегающей среды жизнедеятельности, овладение основами оздоровительного воспитания;
  • оздоровительная работа должна выступать не частью, а общей направленностью всего педагогического процесса. Положительную динамику индивидуального уровня здоровья детей следует считать одним из главных показателей работы дошкольного учреждения;
  • ведущая роль в сохранении и формировании здоровья детей принадлежит физкультурно-оздоровительной работе, поэтому важно целенаправленно повышать статус физической культуры как средства, развивающего оздоровления;
  • в каждом дошкольном учреждении необходима своя система физического воспитания, разработанная на основе базисной образовательной программы с учётом особенностей здоровья ребёнка, специфики внутренних условий, запросов родителей;
  • для оценки оздоровительной работы целесообразно использовать критерии, наглядно демонстрирующие динамику индивидуальных показателей здоровья детей, и отказаться от усреднённых;
  • необходима вдумчивая самообразовательная работа педагогов по организации оздоровительно-развивающей работы с детьми.

Показатель эффективности оздоровления может рассчитываться путём деления числа ЧБ детей, снятых с учёта по выздоровлению, на общее число ЧБ, получавших профилактические процедуры, выраженное в процентах. Такая оценка здоровья вполне доступна педагогу.

Перспективный план по теме: «Физкультурно-оздоровительная работа с детьми старшего возраста»

Физкультурно-оздоровительная работа с детьми старшего возраста

Описание материала: Предлагаю вам перспективный план по физкультурно-оздоровительной работе
с детьми старшего дошкольного возраста. Данный материал будет полезен воспитателям, инструкторам по физкультуре,которые работают по данной теме.
Задачи:
- воспитание привычки к здоровому образу жизни;
- привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
- развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;
- формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
- содействовать формированию положительных эмоций, активной двигательной деятельности;
- вовлекать родителей в совместную работу по привитию здорового образа жизни.
Сентябрь


«В гости к волку».

1.Чтение и рассматривание иллюстраций в книге «Моя первая книга о человеке» М. Лукьянов.
2. Дидактические игры «Умею, не умею», «На кого я похож».
3. Аутогенная тренировка «В лесу».
4. Труд по уборке территории.

1. Рисование на тему: «Нарисуй свой портрет».
2. Игры: «Серсо», «Кольцебросс», «Дартс».
Работа с родителями
1. Анкетирование родителей на тему: «Часто ли болеет ваш ребенок»
2.Совместный труд по уборке территории.
3.Заготовка шиповника для витаминных чаев.

Октябрь
Совместная деятельность с детьми
Непосредственно – образовательная деятельность:
«Путешествие на сказочную планету».
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
1. Чтение: «Какое значение имеют наши чувства», книга «Человек» М. Томболи.
2. Рассматривание плаката и беседа на тему: «Что нужно знать о мозге»
3. Дидактические игры: «Тренируем память», «Найди отличие», «Реши задачу», «Хитрый клоун».
4. Психогимнастика на выражение различных эмоций:
- Таня – плакса
- Поссорились и помирились
- Разное настроение
- Котята
- Пожар
- Потерялся.
Самостоятельная деятельность детей
1. Подвижные игры по желанию детей.
2. Точечный массаж.
Работа с родителями
1. Родительское собрание: «О здоровье всерьез»
2. Оформление родительской витрины на тему: «Если ребенок заболел».

Ноябрь
Совместная деятельность с детьми
Непосредственно – образовательная деятельность
«Откуда берутся болезни»

1. Досуг «Вместе с бабушкой Ягой».
2. Заучивание стихотворения И. Токмаковой «Где спит рыбка?»
3. рассказ врача Л. В.Доценко «Зачем мы спим»
4. Гимнастика после сна.
Самостоятельная деятельность детей
1. Мастерская по изготовлению «Спальной комнаты» для кукол.
2. Самомассаж волшебные точки.
3. Хождение по корректирующим дорожкам.
Работа с родителями
1. Совместная деятельность родителей и детей на тему: «Что можно делать перед сном» (или нельзя).
2. Индивидуальная беседа с родителями на тему: «Почему важен дневной сон».

Декабрь
Совместная деятельность с детьми
Непосредственно – образовательная деятельность:
«Мой веселый звонкий мяч»
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
1. КВН «Я здоровье берегу – я здоровым быть хочу»
2. Чтение «Ребятишкам про глаза», «Береги свои глаза» Н. С. Орлова.
3. Гимнастика для глаз «Солнышко с тучками в прятки играло»
4. Проведение опытов и их обсуждение. Книга «Мой организм» №1,№2 С. А. Козлова.
5. Индивидуальное поручение: «Что слышу, то и дела»
6. Дидактические игры: «Найди отличия», «Не пропусти звук» .
Самостоятельная деятельность детей
1. Игры на развитие глазомера.
2. Катание и игры на санках и лыжах.
3. Тренировка на тренажерах.
Работа с родителями
1.Праздник «Новый год».
2. Консультация: «Профилактика простудных заболеваний».

Январь
Совместная деятельность с детьми
Непосредственно – образовательная деятельность:
«Где прячется здоровье»
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
1. Праздник «Зимние забавы»
2. Трудовая деятельность «Накроем стол красиво».
3. Дидактическая игра: «Реши кроссворд», «Что полезно и что вредно».
4. Посещение фитобара «День вкусного и полезного чая».
5. Чтение Д. Хармс «Очень вкусный пирог».
Самостоятельная деятельность детей
1. Сюжетно – ролевая игра «Столовая».
2. Изобразительная деятельность на тему: «Посуда»
3. Подвижная игра « «Съедобное – не съедобное»
Работа с родителями
1. Праздник «Зимние забавы».
2. Конкурс рецептов и блюд на тему: «Лучшее витаминное блюдо».

Февраль
Совместная деятельность с детьми
Непосредственно – образовательная деятельность:
«В стране здоровья»
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
1. Беседа: «Как мы дышим и зачем».
2. Дидактические игры: «Я вдыхаю воду», «Игры с ваткой».
Игровое упражнение: «Послушай свой организм».
3. Рисунок на оконном стекле.
4. Дыхательная гимнастика, сюжет: «В лесу».
5. Обсуждение и заучивание пословиц:
- В здоровом теле здоровый дух
- Кто спортом занимается, тот силы набирается
- И смекалка нужна, и закалка важна.
Самостоятельная деятельность детей
1. Надувание шаров к празднику.
2. Сюжетно – ролевая игра: «Больница».
3. Подвижные игры: «Санный поезд», Оленьи упряжки», «Игра со снегом»
Работа с родителями
1. Круглый стол с врачом – инфекционистом «Как предупредить инфекционные заболевания».
2. Оформление папки передвижки на тему: «Здоровый образ семьи».
3. Праздник «День Защитников Отечества».

Март
Совместная деятельность с детьми
Непосредственно – образовательная деятельность:
«Опора и двигатели нашего организма»
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
1. Игра: «Мы здоровью скажем – да!».
2. Посещение врачей – специалистов. Цель: оформление карты ребенка
2. Чтение Е. Пермяк «Язык и нос», В. Бланки «Чей нос лучше».
3. Рисование на тему: «Я рисую запах».
4. Дидактические игры: «Узнай по запаху», «Угадай буквы на ощупь».
5. Ручной труд: «Подарок маме» (изготовление массажных ковриков с пуговицами)
Самостоятельная деятельность детей
1. Подвижные игры детей по выбору на воздухе.
2. Рассматривание плаката «Человек».
3. Спортивный зал. Дидактическая пауза: «Путешествие в лес».
Работа с родителями
1. Консультация «Как сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью».
2. Посещение врачей – специалистов. Цель: оформление карты ребенка.

Апрель
Совместная деятельность с детьми
Непосредственно – образовательная деятельность:
«Первобытные люди»
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
1. Дидактические игры: «Зачем нужен данный предмет».
2. Загадывание и отгадывание загадок о предметах личной гигиены.
3. Творческое рассказывание на тему: «Как я ухаживаю за собой».
Самостоятельная деятельность детей
1. Сюжетно – ролевая игра «Салон красоты»
2. Самостоятельная утренняя гимнастика
3. Труд: « Приведи свои личные вещи в порядок».
Работа с родителями
1. Дискуссия «Закаливание в семье».
2. Подборка рецептов: «Витаминные чаи», «Маски для лица».

Май
Совместная деятельность с детьми
Непосредственно – образовательная деятельность:
«Знакомство с лекарственными растениями»
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
1. Чтение С. Мили «Воспаление хитрости».
2. Познавательно – исследовательская деятельность «Рассматривание микробов в микроскопе». Обсуждение увиденного.
3. Посещение ФОК гимназии № 42.
4. Составление рассказа по картинкам «Почему ребята заболели».
5. Сбор лекарственных растений.
Самостоятельная деятельность детей
1. Сюжетно – ролевые игры: «Аптека», «Больница».
2. Художественное творчество на тему: « Придумай эмблемы для страны здоровья»
Работа с родителями
1. Сбор лекарственных растений.
2. Посещение вместе с родителями физкультурно-оздоровительного комплекса.
3.Оформление стенда «Зеленая аптека дома».