Логопункт в школе журнал первичного обследования
« Утверждаю»
Директор школы _____Алексеев В.И.
01.09.20____ г.
Общая площадь – 13 кв. м. В кабинете предусмотрено 1 рабочее место педагога и 2 рабочих места для занятий детьми.
В логопедическом кабинете проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия с обучающимися 1-7 классов.
Помещение кабинета условно поделено на зоны:
Развития артикуляционной моторики и постановки звуков.
Развития речевого дыхания.
Мелкой моторики.
Автоматизации звуков речи.
Дифференциации звуков речи.
Коррекция лексико-грамматического строя и связной речи.
Обучения грамоте, коррекции нарушений процессов чтения и письма.
Коррекция психических процессов.
Наглядных пособий.
Рабочее место учителя и ТСО.
Методическое обеспечение учебного процесса.
Основные направления работы,
проводимой в логопедическом кабинете
логопедическое обследование;
составление индивидуальных программ логопедического сопровождения и планов групповой работы;
проведение индивидуальных и подгрупповых занятий;
консультирование педагогов и родителей;
ведение документации.
Оснащение кабинета
№ п/п
Наименование
Количество
Рабочий стол учителя
Парты
Стулья
Стол логопедический с зеркалом
Шкафы для пособий
Шкаф для одежды
Зеркало индивидуальное
Принтер
Компьютер
Полочка
Доска
Часы настенные
Фланелеграф на подставке
Мыло, полотенце
Документация логопеда
№ п/п
Наименование
Нормативно-правовая база. Законы РФ.
Положение и документы, регламентирующие работу логопедического кабинета ОУ. Функциональные обязанности учителя-логопеда ОУ.
Инструкции по технике безопасности учителя – логопеда.
Инструкция по Т/Б в кабинете логопедии.
Инструктаж по Т/Б и правилам поведения в кабинете логопедии.
Инструкция по охране труда при работе пользователей с компьютерами, принтерами, ксероксами и др. электрическими приборами.
Паспорт логопедического кабинета.
График работы логопеда, заверенное директором школы.
Циклограмма.
Журнал учета посещаемости логопедических занятий.
Журнал учёта обучающихся с недостатками речи по школе.
Речевые карты.
Логопедическое представление для школьного консилиума.
Список обучающихся, записанных на коррекционно-логопедические занятия.
Годовой план методической работы логопеда.
План работы учителя - логопеда с педагогами школы.
Перспективное планирование работы учителя – логопеда с родителями.
План работы учителя - логопеда с родителями.
Рабочая программа 1 – 7 классы.
Перспективные планы работы на каждый класс на учебный год.
Поурочные планы.
Тетрадь взаимопосещений с педагогами
Рабочие тетради учеников.
Тетради для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения (находятся у учеников).
Отчёт работы логопеда за прошедший учебный год. Аналитическая справка к отчёту.
Папка «Работа с родителями учителя-логопеда».
Папка «Открытые занятия учителя-логопеда».
Папка «Взаимосвязь учителя-логопеда с педагогами школы».
Папка с материалами для логопедических уголков.
Материалы для логопедического обследования
№ п/п
Наименование
Технология организации логопедического обследования. О.Е.Грибова.
Методики по выявлению оптической дисграфии обучающихся общеобразовательной школы. Авторы: О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская.
Диагностика мелкой моторики детей.
Картинный материал к речевой карте ребенка с ОНР.
Практические материалы для обследования устной речи детей по Т.А. Фотековой.
Структура протокола обследования речи обучающихся.
Дидактический материал по обследованию речи детей (словарный запас).
«Альбом для логопеда» с наглядным материалом для логопедического обследования О.Б. Иншаковой:
«Обследование произношения».
«Обследование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений».
«Обследование слоговой структуры слова».
«Обследование словаря».
«Обследование грамматического строя речи».
«Самостоятельная речь».
Материалы для коррекции мимики, речевого дыхания артикуляционной моторики и звукопроизношения, слоговой структуры слова
№ п/п
Наименование
Папки с картинками для проведения артикуляционной гимнастики:
«Весёлая гимнастика».
«Тру-ля-ля».
«Тра-ла-ля» для язычка».
Подборка картинок для артикуляционной гимнастики.
Папка с практическими материалами для проведения артикуляционной гимнастики.
Папка «Исправляем произношение».
Папка с физминутками.
Практические материалы для индивидуальных и групповых занятий
по развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики, мимики, речевого дыхания и голоса, дикции по лексическим темам.
Профили артикуляции и символы свистящих, шипящих, сонорных звуков [р], [л].
Папки с картинками для артикуляции и постановки звуков:
[л];
[р];
свистящих звуков.
Папка с картинками артикуляционных упражнений и их символов.
Папка «Артикуляция звуков в графическом изображении».
Папка с картинками для развития и коррекции мимики и эмоций.
Пособия для развития речевого дыхания: снежинки, бабочки, рыбки, свистульки, воздушные шары, губные гармошки, пузырьки и др.
Подборки картинок на гласные звуки.
«Картинки для автоматизации звуков».
Рабочие тетради по автоматизации звуков:
[ с ] ;
[ с ], [ с" ] ;
[ з ], [ з" ], [ ц ] ;
[ л ], [ л" ] ;
«Фонетические рассказы с картинками. ЗвукиЗ, Зь, Ц»
Игры – логопедическое лото:
«Говори правильно Л».
«Говори правильно ЛЬ».
«Говори правильно РЬ»
Шпатели одноразовые
Логопедические альбомы:
«Говорим правильно С –З - Ц» Т.С.Резниченко, О.Д.Ларина
«Говорим правильно Л – Ль» Т.С.Резниченко, О.Д.Ларина
Грамматика в картинках «Трудные звуки Ч –Щ» Скворцова И.В.
Грамматика в картинках «Трудные звуки З –Ц» Скворцова И.В
Грамматика в картинках «Трудные звуки. Звук С» Скворцова И.В
Пособия для развития мелкой моторики
№ п/п
Наименование
Пуговицы, мелкие предметы и игрушки.
Пособия для шнурования: «Умные шнурочки», «Умные пальчики», «Зашнуруй ботиночек».
Картинки с изображением упражнений пальчиковой гимнастики.
Пластилин.
Цветные карандаши и краски.
Трафареты.
Картинки для раскрашивания и штрихования.
Карточки из серии «Папка дошкольника» на развитие мелкой моторики и координации движения руки.
Конструктор «Притворщик».
Материалы для самомассажа пальцев рук.
Тренажёр «Ёжик» для массажа пальцев и кистей рук.
Тренажёры для развития силы пальцев и кистей рук.
Мозаики.
Конструктор «Построй домик»
Игра «Эмоции»
Игра «Гусеница на листочке», «Веселый треугольник», «Деревянные бочонки».
Игра «Ваза с фруктами»
«Машинка – перчатка»
Папка «Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков»
Материал для развития фонематического слуха и формирования фонематического восприятия (дифференциации фонем)
№ п/п
Наименование
Пособия для различения неречевых звуков: бубен, дудочка, свисток, молоточек, звучащие игрушки.
Настольные игры на дифференциацию звуков.
«Звонкий – глухой»
«Логопедическое лото»
Альбомы с картинками на дифференциацию звуков.
Подборки игр на дифференциацию звуков:
свистящих и шипящих;
[ р ] – [ л ] ;
разных звуков.
Материалы для формирования лексико-грамматического строя речи и связной речи
№ п/п
Наименование
Карточки с предметными картинками на разные лексические темы.
Игры для развития речи «Играйка»
Картотека загадок по лексическим темам
Картотеки предметных картинок - 2 выпуска
«Большая книга занятий по развитию речи»
Дидактический материал «Посуда. Продукты питания»
«Одежда. Обувь. Головные уборы»
«Игрушки»
Папки на лексические темы:
«Игрушки. Дети».
«Транспорт».
«Растения. Грибы. Цветы».
Профессии».
«Овощи».
«Фрукты».
«Времена года. Весна. Лето».
«Времена года. Осень. Зима».
«Инструменты».
«Одежда. Обувь».
«Мебель. Бытовые приборы. Дом».
«Посуда. Продукты».
«Насекомые».
«Птицы».
«Дикие животные».
«Домашние животные».
«Цвет».
Игры:
«Сказки о животных».
«Животные и птицы».
«Истории в картинках – 2 части»
«Одень куклу»
«Животные и их детеныши»
«Собери похожее»
«Противоположности»
«Времена года»
«Что перепутал художник?»
«Каким бывает день?»
«Свойства предметов»
«Овощное лото»
«Предметы и вещи»
«Развиваем речь»
«Моя квартира»
«Малыши – крепыши».
«Что быстрее, кто сильнее?»
«Как сделать? Что взять с собой»
«12 месяцев»
«Что в моей корзинке?»
Наглядное пособие «Знакомство с окружающим миром и развитие речи в картинках» - 12 выпусков
Материал для развития навыков звуко - буквенного анализа и синтеза и обучения грамоте
№ п/п
Наименование
Кассы букв.
Фишки – символы звуков.
Звуковая линейка.
Схемы предложений.
Палочки и шнурки для выкладывания букв.
Манка для написания букв.
Разрезные карточки «Собери букву».
Папка «Буквы».
Карточки со слогами.
Наглядное пособие «Касса» Лента букв с наборным полотном».
Касса букв классная(ламинированная, с магнитным креплением)
Настенное пособие «Алфавит».
Настенное пособие «Гласные и согласные звуки и буквы».
Наборное полотно для составления слов из букв.
Касса слогов демонстрационная (ламинированная, с магнитным креплением)
Модель- аппликация «Набор звуковых схем»
Тексты для проверки техники чтения.
Книги для чтения.
Картинки с текстами для чтения.
Перекидное табло букв и слогов
Демонстрационные таблицы «Формируем навыки чтения». Авторы: С.П.Цуканова, Л.Л.Бетц
Игры:
«Азбука»
«Делим слова на слоги».
«Читаем и составляем слова».
«Ребусы»
«Составляем из букв слова».
«Прочитай по первым буквам»
«Кто какой?»
«Слоги и слова»
«Кто в домике живет?»
«Расшифруй слова»
«Поиграем, почитаем»
«Составь слова» издатель: С.Булацкий
«Первые слова» - картинки на пружинке
Таблицы со слогами для составления слов.
Папки:
«Звуко-буквенный анализ и синтез».
«Поиграем со словами. Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза».
«Коррекция оптических нарушений письменной речи».
«Коррекция фонематических нарушений письменной речи».
«Коррекция грамматических нарушений письменной речи».
«Коррекция нарушений языкового анализа и синтеза письменной речи».
Материалы для развития высших психических функций
№ п/п
Наименование
Пазлы и разрезные картинки.
Домино.
Мозаика.
Игры:
«Подбери узор».
«Наши чувства и эмоции».
«Найди половинку».
«Подбери окошко по форме».
«Развиваем внимание»
«Цвет и форма»
«Готов ли ты к школе?»
«Фигуры и счет»
«Похожий – непохожий»
«Большой, средний, маленький».
«Найди четвертый лишний – 2 части»
«Загадочные животные»
«Кто с кем»
«Учим часики»
Игра – лото «Мир вокруг нас»
«Найди по описанию»
«Цепочки»
«Подбери по форме»
«Найди кубик»
«Положи в корзинку»
«Домино»
«Загадочные домики»
«Чем мы похожи?»
«Умные числа»
«Чудеса познавания» - 4 части
Папки:
«Задачки для ума. Развиваем мышление».
«Зрительное внимание и восприятие».
«Мышление».
Учебники и справочники по логопедии
№ п/п
Наименование
Волкова Л.С. Логопедия
Пятница Т.В. логопедия в таблицах.
Филичева Т.Б Программы «Коррекция нарушений речи»
Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха
Бгажнокова и.М. Воспитание и обучение детей подростков
Филичева Т.Б. Основы логопедии
Методические пособия
Документация, планирование, организация работы
Мазанова Е.В. «Школьный логопункт».
Ефименкова Л.Н. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте
Елецкая О.В. Организация логопедической работы в школе.
Логопедическое обследование
Иншакова О.Б. Альбом для логопеда
Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте
Белущенко и др. Педагогическая реабилитация детей с нарушением слуха.
Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования
Коррекция произношения
1
Соболева Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии.
2
Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии.
3
Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика
4
Соломатина Г.Н. Устранение открытой ринолалии у детей
5
Выгодская И.Г. и др. Исправление нарушения звукопроизношения у подростков.
6
Выгодская И.Г. и др. Устранение заикания у дошкольников в игре.
7
Леонова С.В. Психолого – педагогическая коррекция заикания у дошкольников
8
Макарова Н.Ш.Коррекция речевых и неречевых нарушений у детей дош. Возраста на основе логопедической ритмики
9
Миронова С.А. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи
10
Ильтякова Н.Е. Постановочные зонды в коррекции звукопроизношения.
11
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально - подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения
12
Крупенчук О.И. Ладушки. Пальчиковые игры для малышей.
13
Фомичева М.Ф. воспитание у детей правильного произношения
14
Гадасина Л.Я. Эффективное поурочное планирование коррекции произношения звуков Р и Л
15
Новикова Е.В. Зондовый массаж: коррекция произношения (1 – 4 части)
16
Рау Ф.Ф. Произношение. Школа глухих.
17
Жукова Н.С. Букварь
18
Школьник Ю.К. Логопедия
19
Тегипко Н.В. Логопедический букварь
20
Анищенкова Е.С. Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей
21
Нищева Н.В. Картотекка упражнений для автоматизации правильного произношения и диф – ции звуков разных групп.
22
Сказки про Весёлого Язычка.
23
Богомолова А.И Нарушеие произношения у детей
24
Юрова Р.А. Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития.
25
Овчинникова Т.С. Логопедические распевки
26
Филичева Т.Б. Логопедическая работа в спец. детском саду
27
Межиковская М.Б. Логопедические занятия в специализированных детских садах
Лексико-грамматический строй речи, связная речь
1
Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях.
2
Волосовец Т.В. Преодоление ОНР дошкольников
3
Закревская О.В. Развивайся, малыш
4
Батяева С.В., Савостьянова Е.В. Альбом по развитию речи для самых маленьких.
5
Скворцова И. Логопедические игры
6
Жукова Н.С. и др. Преодоление ОНР у дошкольников
7
Нечаева Н.В. задания по развитию речи
8
Володина В.С. Альбом по развитию речи.
9
Володина Н.В. Говорю красиво. Часть 1.
10
Воробьёва В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи.
11
Краузе Е.Н Практическая логопедия
12
Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи
13
Прищепова И.В. Речевое развитие младших школьников
19
Ивановская О.Г. Логопедические занятия с детьми 6 – 7 лет
20
Закревская О.В. Развивайся, малыш - 2 части.предметные картинки и сюжетные картинки по развитию речи
21
Речь. Речь. Речь. Под ред. Т.А. Ладыженской.
22
Стребелева Е.А. коррекционно – развивающее обучение детей в процессе дидактических игр.
23
Звуко-буквенный анализ и синтез, обучения грамоте,
коррекция нарушений письменной речи
1
Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы.
2
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов
3
Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы на школьном логопункте
4
Козырева Л.М. Программно – методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками
5
Яковлева Н.Н. Коррекция нарушений письменной речи
6
Буквари:
- Жуковой Н.С.
- Воронковой В.В., Коломыткиной И.В.
7
Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей.
8
Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов.
9
Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов.
10
Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов.
11
Успенская Л.П. Учитесь правильно говорить – 2 части
12
Комарова К.В. Методика обучения русскому языку в школе для слабослышащих детей
13
БеженоваМ.А. Веселая грамматика
14
Новикова Е.В. Логопедическая азбука 1- 2 часть
15
Костромина С.Н. На пятерки
16
Коноваленко В.В. Многозначность глаголов в русском языке
17
Коноваленко В.В. Многозначность существительных в русском языке
18
Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников.
19
Шклярова Т.В. Справочник для начальных классов
20
Сборники диктантов.
21
Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи
Ответственный: учитель – логопед высшей квалификационной категории
Сакаева Наталья Витальевна, МБСКОУ СКОШ г. Лобня
Цель данного пособия - помочь учителю-логопеду организовать и провести диагностические мероприятия, а также спланировать коррекционную работу с детьми младшего школьного возраста.
Пособие состоит из трех частей. В первой части рассматриваются основные нормативные документы, которыми может руководствоваться учитель-логопед школьного логопункта. Во второй части пособия предлагается программа по преодолению пяти форм дисграфии. В третьей части рассматривается система коррекционной работы по всем пяти формам дисграфии.
Книга адресована логопедам общеобразовательных и специальных школ разного типа; учителям начальных классов и преподавателей русского языка; студентам и родителям.
Программы обучения.
Каждый педагог строит свою работу согласно определенной программе. Логопеды дошкольных учреждений успешно используют существующие коррекционные программы по преодолению ОНР, ФНР и ФФНР. Учителя-логопеды школ такой возможности лишены. Не имея рекомендованной Министерством образования и науки РФ программы по преодолению нарушений письма и чтения, они зачастую вынуждены использовать лишь методические рекомендации к планированию и организации работы или авторские наработки по данной проблеме.
Однако существует еще один путь - использование региональных авторских программ по преодолению нарушения письма и чтения, ОНР, ФФНР, рекомендованных к применению экспертными советами Министерств образования и науки отдельных регионов или специализированных вузов.
Автор данного пособия предлагает вашему вниманию свою программу по преодолению нарушения письма у младших школьников (см. с. 109-152), рекомендованную к применению специалистами кафедры ИКП СГПУ и экспертным советом Министерства образования и науки г. Самары и успешно используемую логопедами-практиками в течение последних шести лет.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ЧАСТЬ 1 Организация работы логопеда на школьном логопункте 6
1. Инструктивное письмо 7
2. Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР (сентябрь 1979 г.) 8
3. Должностные инструкции логопеда 9
4. Программы обучения 16
5. Годовой план работы логопеда 17
6. Журнал обследования устной и письменной речи учащихся 28
7. Паспорт логопедического кабинета 28
8. Журнал учета посещаемости фронтальных и индивидуальных занятий 29
9. График рабочего времени логопеда. Циклограмма рабочего времени 32
10. Календарно-тематическое планирование на каждую группу 34
11. Речевые карты 37
12. Отслеживание динамики развития устной и письменной речи (мониторинг) с аналитической справкой по результатам мониторинга 39
13. Аналитический отчет о проделанной работе в конце года 44
ЧАСТЬ 2 Обследование устной и письменной речи детей на школьном логопункте 49
1. Речевые пробы и система их оценки 51
Индивидуальный речевой профиль ребенка с ОНР 67
Образец заполнения индивидуального речевого профиля ребенка с ОНР 68
2. Экспресс-диагностика письменной речи младших школьников 69
Протокол отслеживания динамики состояния письма у младших школьников с дисграфией 70
Образец заполнения протокола отслеживания динамики состояния письма у младших школьников с дисграфией 70
3. Речевая карта младшего школьника 70
ЧАСТЬ 3 Программа работы по преодолению нарушений письма у младших школьников 91
1. Особенности письменной речи у детей с дисграфией 94
Артикуляторно-акустическая дисграфия 94
Акустическая дисграфия 94
Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза 95
Аграмматическая дисграфия 96
Оптическая дисграфия 96
2. Планы работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии 97
Артикуляторно-акустическая дисграфия 97
Акустическая дисграфия 104
Дисграфия, обусловленном нарушением языкового анализа и синтеза 110
Аграмматическая дисграфия 115
Оптическая дисграфия 120.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате и читать:
Ведение необходимой документации является неотъемлемой частью работы учителя-логопеда. Именно это часто вызывает много вопросов у начинающих свою деятельность специалистов.
Согласно действующему Положению о логопедическом пункте при общеобразовательном учреждении, 4 документа являются обязательными, составляют финансовую отчетность и не подлежат упразднению, это:
Список учащихся с нарушениями речи;
» журнал учета посещаемости логопедических занятий;
Расписание логопедических занятий;
Речевые карты учащихся, зачисленных на логопедические занятия.
Существуют и другие виды документации, отражающие направления работы учителя-логопеда, это:
Журнал обследования устной и письменной речи;
Годовой план учебно-методической работы;
Перспективное и поурочное планирование коррекционной работы;
Отчетная документация;
Паспорт логопедического кабинета.
Сроки хранения документации
Как уже отмечалось выше, обязательная документация, составляющая финансовую отчетность, должна храниться в логопедическом пункте определенное время. Так, например, журнал учета посещаемости логопедических занятий; речевые карты учащихся, зачисленных на логопедические занятия, с прилагаемыми к ним тетрадями для проверочных работ; годовые отчеты о проделанной работе следует хранить до полного выпуска всех занесенных в эти документы учащихся с логопедического пункта, то есть 3 года.
Журнал обследования устной и письменной речи учащихся и список учащихся с нарушениями речи целесообразно хранить в логопедическом пункте до выпуска всех занесенных в журнал и список учащихся из школы, то есть 10 лет. Это объясняется тем, что эти документы содержат информацию о всех обследованных и выявленных учителем-логопедом учащихся с указанием принятых в отношении их мер и результатами кор-рекционной работы.
Паспорт логопедического кабинета находится и хранится в кабинете постоянно.
К другим видам документации жестких сроков хранения не предъявляется.
Оформление и ведение документации в логопедическом пункте
Каждый учитель-логопед начинает свою работу с обследования и заносит результаты этого обследования в журнал. В разделе 2 мы предлагали апробированные формы ведения документации, заполняемой по результатам обследования:
Журнала обследования устной и письменной речи;
Списка учащихся с нарушениями речи;
Речевых карт учащихся, зачисленных на логопедические занятия.
Как уже отмечалось выше, в процессе коррекцион-ной работы учитель-логопед ведет и другую документацию.
Журнал учета посещаемости логопедических занятий. Сведения об учащихся, зачисленных на логопедические занятия, отражаются в журнале учета посещаемости, который содержит списочный состав каждой группы и график занятий, отражает тематику занятий в каждой группе. Для журнала учета посещаемости можно использовать обычный классный журнал или журнал для факультативных занятий. Титульный лист должен содержать информацию об учебном учреждении, о месте его нахождения и об учебном периоде, на который журнал заводится.