Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие слуха и речи  /  Новое положение о логопункте. Примерное положение о логопункте в доу

Новое положение о логопункте. Примерное положение о логопункте в доу

Положение о логопедическом пункте

1.Общие положения

1.1Настоящее положение разработано в соответствии сФедеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом учреждения, на основании письма Минобразования России от 14.12 2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».

1.2.Н. Настоящее Положение регулирует деятельность логопедического пункта в организации.

2.Задачи логопедического пункта

2.1.Своевременно выявлять нарушения в развитии устной и письменной речи обучающихся; определять их уровень и характер.

2.2.Устранять эти нарушения.

2.3. Распространять специальные знания по логопедии среди педагогических работников, родителей (законных представителей).

3.Организация деятельности логопеда

3.1.Логопедический пункт создаётся для обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи:

Общее недоразвитие речи разных уровней;

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи;

Недостатки произношения-фонетический дефект.

3.2. В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, которые препятствуют успешному освоению общеобразовательных программ.

по25мая. Данные обследования регистрируются в журнале обследования устной и письменной речи.

3.4.Предельная наполняемость логопедического пункта-не более 20человек (сельского общеобразовательного учреждения) на каждого обучающегося учитель-логопед заполняет речевую карту.

3.5.Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений устной и письменной речи.

3.6.Сроки логопедической работы находятся в прямой зависимости от степени выраженности у детей речевых нарушений, их индивидуально-личностных особенностей. Они могут варьироваться от 6 месяцев до 2 лет и более.

3.7.Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и с подгруппой и в группе. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи обучающегося.

3.8.Периодичностьподгрупповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Индивидуальные занятия проводятся не менее двух раз в неделю. Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия – 20 минут (с учётом передвижения детей) Темы групповых и индивидуальных занятий с обучающимися и учёт их посещаемости отражаются в журнале факультативных и логопедических занятий.

3.9.В случае необходимости уточнения диагноза обучающиеся с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом) или в психолого-медико-педагогическую комиссию. Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель, руководитель МОУ СОШ, родители (законные представители).

3.10.Учитель-логопед работает 5 дней в неделю. Недельная нагрузка учителя-логопеда составляет 20 часов (1ставка), из которых 18ч отводится на непосредственную коррекционно-речевую работу с обучающимися, а 2часа –на организационно-методическую и консультативную работу с педагогическим персоналом и родителями.На учителя-логопеда логопункта распространяются все льготы и преимущества (продолжительность очередного отпуска, повышение ставки заработной платы на 20%, порядок пенсионного обеспечения) предусмотренные законодательством РФ для учителей городских и сельских образовательных учреждений.

3.11.В каникулярное время учитель логопед привлекается к педагогической, методической и организационной работе, которая заключается в следующем:

Выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи при записи детей в школу;

Участие в работе методического объединения учителей-логопедов;

Участие в семинарах, практических конференциях школы, района, области;

Подготовка дидактического, наглядного материала к занятиям;

4. Руководство логопедическим пунктом

4.1.Общее руководство логопедическим пунктом МОУ СОШ осуществляет директор.

4.2.Директор МОУ СОШ:

Обеспечивает создание условий для проведения с обучающимися коррекционно-педагогической работы;

4.3.Учитель-логопед:

Проводит занятия с обучающимися по исправлению различных нарушений устной и письменной речи.

Осуществляет взаимодействие с педагогами по вопросам освоения обучающимися общеобразовательных программ (особенно по родному языку)

Разъясняет педагогам, родителям (законным представителям) задачи и специфику коррекционной работы по определению дефектов речевого развития обучающихся, представляет до 15 июня ежегодный отчёт.

4.4.Логопедический кабинет обеспечивается документацией и специальным оборудованием.

Документация логопедического пункта при МОУ СОШ _______

Список обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи.

Речевые карты на каждого ребёнка, зачисленного на логопедический пункт.

Индивидуальная карточка ребёнка, зачисленного на логопедический пункт.

Журнал обследования устной и письменной речи учащихся.

Журнал учёта посещаемости логопедических занятий учащимися, зачисленными на логопункт.

Годовой план организационно-методической работы учителя-логопеда с педколлективом и родителями.

Тетрадь учёта консультаций.

График работы учителя-логопеда.

Рабочие тетради для занятий по коррекции звукопроизношения и письма.

Рабочая программа коррекции нарушений устной и письменной речи.

Паспорт кабинета.

Анализ о проделанной за учебный год работе.

Приложение 1

Список обучающихся, имеющих

Нарушения в развитии устной и письменной речи.

(заполняется учителем- логопедом после обследования обучающихся.)

Сентябрь 2014г

Фамилия, имя

обучающегося.

Г.р.

Класс

Дата обследо-

вания.

Реальная

успеваемость

по родному

языку.

Заключение

учителя-

логопеда.

Примечание.

1.Котов Олег

14.05.08

1-а

09.09.13

Начало у/года

НВОНР

Приложение 2

Речевая карта

(заполняется на каждого обучающегося,

зачисленного в логопедический пункт)

  1. Фамилия, имя, возраст.
  2. Класс.
  3. Домашний адрес, телефон.
  4. Дата зачисления в логопедический пункт.
  5. Успеваемость по родному языку (к моменту обследования).
  6. Жалобы учителей или родителей (законных представителей).
  7. Заключение психиатра.
  8. Состояние слуха.
  9. Данные о ходе развития речи. Анамнез общего и речевого развития.
  10. Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность).
  11. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных связных высказываний):

а) словарный запас: словарь в пределах обихода, шире и пр.; какие части

речи преимущественно употребляет; ошибки в употреблении слов: замены по смыслу и акустическому сходству (привести примеры);

б) грамматический строй: типы употребляемых предложений, наличие

аграмматизмов (привести примеры);

в) произношение и различение звуков: произношение звуков; отсутствие,

искажение, замена и смешение отдельных звуков; различение оппозиционных звуков, воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом (привести примеры); темп и внятность речи.

  1. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового

состава слова.

  1. Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и

замена согласных букв, аграмматизмы и т.д.) в письменных работах обучающихся – диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и на занятиях в логопедическом пункте (письменные работы прилагаются к речевой карте).

  1. Чтение: уровень овладения техникой чтения (побуквенное,

слоговое, словами); ошибки при чтении; понимание прочитанного.

  1. Проявления заикания: а) предполагаемая причина; выраженность

заикания; ситуации, усугубляющие его проявление (ответы у доски);

б) сформированность языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй); в) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность);

г) адаптация к условиям общения.

  1. Краткая характеристика ребенка по данным психолога и учителя

(организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к имеющемуся нарушению речи).

  1. Заключение учителя-логопеда.
  2. Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту

отчисления обучающегося из логопедического пункта).

Приложение 3

Индивидуальная карточка учащегося

1.Фамилия, имя, дата рождения_________________________

2.Класс____________ Домашний адрес__________________

____________________________________________________ _______________________________________________________________

3.Телефон________________________ ___________________________________________

4.Посещал ли детский сад?______________________________

5.Речевая среда(есть ли в семье заикающиеся, с дефектами

речи, двуязычие) _____________________________________ двуязычие)_____________________________________________________

6.Раннее физическое развитие (когда стал сидеть) _____________

(когда стал ходить)_______________________________

7.Раннее речевое развитие (когда появились первые слова) _____

______________________________________________________ ________________________________________________________________

(первая фраза)___________________________________________

занятий при школе.

Расписание занятий:____________________________________

________________________________________________________________

Родители наравне с учителем несут ответственность за посещение

своими детьми логопедических занятий.

Подпись родителей _________________________ родителей______________________

Дата заполнения ___________________________

8.Дата зачисления на логопедический пункт________________

9.Логопедическое заключение при поступлении на логопункт____________ _________________________________________________________________

10.результат коррекционной работы _________________________________________________________________

_______________________________________________________ _________________________________________________________________

Подпись логопеда __________

Приложение 4

Журнал обследования устной и письменной речи учащихся

Ф.И. Р

Год рождения

класс

Дата обсл.

Логопедическое заключение, принятые меры

примечания

Петров Иван Сергеевич

05.10.2008.

1-а

12.09.2014

Выпущен 15.05.20014

Приложение 5

Журнал учёта посещаемости логопедических занятий детьми, зачисленными на логопедический пункт

(название учреждения)

в 2014-2015 учебном году.

Месяц Сентябрь

Список детей

Артемьев Евгений

Приложение 6

Годовой план организационно-методической работы

Учителя - логопеда МОУ СОШ________

Ф. И. О. на 2014-2015 учебный год.

  1. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА

ПОЛОЖЕНИЕ

о логопедическом пункте МОУ Название учреждения.

1.Общие положения

1.1. Настоящее положение о логопедическом пункте МОУ Название учреждения (далее – Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», письмом Минобразования РФ от 14.12.2000 N 2 "Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения"; порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014; приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.2660-10.

1.2. Положение регламентирует организацию работы логопедического пункта в МОУ Название учреждения (далее – Учреждении), основные направления правовой, образовательной и коррекционной деятельности, гарантирует возможность получения логопедической помощи детям, имеющим нарушения речи, обеспечение условий для их личностного развития, педагогической реабилитации.

1.3. Логопедический пункт открывается руководителем Учреждения при наличии соответствующих нормативно-правовых, материально- технических, программно-методических и кадровых условий с целью раннего выявления и преодоления отклонений в развитии устной речи детей дошкольного возраста.

1.4. Для организации деятельности логопедического пункта в штатное расписание Учреждения вводится должность учителя-логопеда (из расчета, не более 20 детей с легкими речевыми нарушениями, в возрасте 3 – 7 лет на одну ставку).

1.5. Деятельность логопедического пункта может быть прекращена путем ликвидации по решению Учредителя или руководителя Учреждения.

2. Основные задачи логопедического пункта

2.1. Основными задачами логопедического пункта являются:

Осуществление диагностики речевого развития детей 3-7 лет;

Определение и реализация индивидуального маршрута коррекции и (или) компенсации речевого дефекта с учетом его структуры, обусловленности, а также индивидуально-личностных особенностей детей;

Взаимодействие с психолого-медико-педагогическими комиссиями (далее - ПМПК);

Организация взаимодействия всех субъектов коррекционно-образовательного процесса в реализации комплексного подхода при реабилитации детей с проблемами речевого развития;

Распространение логопедических знаний среди педагогов и родителей с целью профилактики речевых нарушений у детей, а также для оптимизации процесса логопедического воздействия.

3. Организация деятельности логопедического пункта в Учреждении

3.1. Комплектование логопедического пункта осуществляется по разновозрастному принципу из числа обучающихся 3-7 лет с нарушениями речи, посещающих Учреждение.

3.2. Зачисление детей на логопедический пункт осуществляется в порядке живой очереди согласно журналу регистрации детей, нуждающихся в логопедической помощи (Приложение № 1), преимущество при зачислении отдается детям 5-7 лет.

3.2.1. Список детей, нуждающихся в логопедической помощи, составляется на основе логопедического обследования, которое проводиться учителем-логопедом Учреждения ежегодно с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая, результаты обследования фиксируются в журнале логопедического обследования (Приложение № 2)

3.2.2. Список детей, зачисленных на логопедический пункт, разрабатывается учителем-логопедом, согласуется старшим воспитателем, утверждается руководителем Учреждения (Приложение № 3). Зачисление на логопедический пункт возможно только с письменного заявления родителей (законных представителей) (Приложение № 4). Родители (законные представители) имеют право отказаться от зачисления на логопедический пункт, в таком случае отказ должен быть зафиксирован в письменном виде (Приложение №5).

3.2.3. На каждого ребенка, зачисленного на логопункт, заполняется речевая карта (Приложение № 6 и №7) и индивидуальный план коррекционной работы (Приложение №8).

3.3. На логопункт зачисляются дети, имеющие нарушения в речевом развитии: фонетические, фонематические, фонетико-фонематические. Допускается пребывание на логопункте детей с не осложненной формой общего недоразвития речи (далее - ОНР) 4 уровня речевого развития (далее - ур.р.р.), (по Р.Е. Левиной).

3.3.1. Общее количество детей зачисленных на логопункт не должно превышать 20 человек, одновременно логопедическую помощь получают 12-15 детей.

3.3.2. Не подлежат приему на дошкольный логопедический пункт дети с тяжелыми, стойкими нарушениями речи, имеющие логопедическое заключения: ОНР (1,2 ур. р.р.); ОНР (3 ур.р.р.); ОНР (3 ур.р.р.), дизартрия; ОНР (3 ур.р.р.), ринолалия; заикание; системное недоразвитие речи; системное нарушение речи; афазия.

3.3.3. Если ребенок в возрасте от 3 до 7 лет имеет вышеперечисленные сложные нарушения речи, учитель-логопед дает рекомендации родителям (законным представителям) о необходимости проведения комплексного обследования специалистами ПМПК с целью решения вопроса о его переводе в дошкольное учреждение, в котором функционируют логопедические группы, для достижения максимального эффекта в работе по коррекции речевых нарушений. В случае отказа от прохождения ПМПК необходимо получить с родителей (законных представителей) письменный отказ (Приложение №9).

3.3.4. В случае если ПМПК рекомендует специализированное учреждение, но родители (законные представители) отказываются от перевода в специализированное учреждение, то необходимо взять с родителей (законных представителей) письменный отказ (Приложение №10).

3.3.5. В исключительных случаях ребенок с тяжелым нарушением речи или дети с другим и ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) могут быть зачислены на логопедический пункт в рамках инклюзивного образования, но в таком случае количество зачисленных на логопункт снижается из расчета 1:2 или 1:3 в зависимости от тяжести диагноза. На каждого ребенка с ОВЗ ПМПк составляет адаптированную образовательную программу (Приложение №11)

3.4. Выпуск детей из логопедического пункта производиться в течение всего учебного года после устранения у них нарушений речевого развития.

3.5. Прием новых детей на логопедический пункт производится по мере освобождения места в течение всего учебного года.

3.6. Основной формой организации работы с детьми, имеющими нарушение речи, на логопедическом пункте являются индивидуальные занятия. Подгрупповые занятия организуются по мере необходимости на определенных этапах логопедической работы, если есть дети одного возраста, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. Предельная наполняемость подгруппы детей устанавливается в зависимости от характера нарушения развития устной речи, возраста обучающихся и составляет от 2-х до 6-ти детей.

3.6.1. Занятия с детьми на логопедическом пункте проводятся ежедневно, как в часы свободные от занятий в режиме дня, так и во время их проведения, согласно циклограмме, утвержденной руководителем Учреждения.

3.6.2. Продолжительность занятий не должна превышать время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами» 2.4.1 2660-10. Периодичность индивидуальных и подгрупповых занятий зависит от характера нарушения речевого развития и должна составлять не менее 2-3 раза в неделю с каждым ребенком.

3.6.3. Начало и продолжительность учебного года на логопункте соответствует работе Учреждения.

3.6.4. Общая продолжительность курса логопедических занятий зависит от логопедического заключения и индивидуальных особенностей детей.

3.7. Ответственность за обязательное посещение занятий несут родители, учитель-логопед, воспитатель и руководитель Учреждения.

3.8. Распределение рабочего времени учителя-логопеда составляется следующим образом: 85% - работа с детьми, 15% - организационная и методическая работа.

4. Руководство работой логопедического пункта

4.1. Контроль над работой всех логопедических пунктов при Учреждениях ЯМР осуществляет управление образования администрации ЯМР.

4.2. Непосредственный контроль над работой логопедического пункта осуществляет руководитель Учреждения.

4.3. Руководитель Учреждения обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционной и педагогической работы; подбирает педагогов для коррекционной работы.

4.3.1.Учителем-логопедом назначаются лица с высшим педагогическим или дефектологическим образованием с квалификацией учитель-логопед, владеющие методами нейропсихологического обследования детей с нарушениями речи и других высших психических функций, индивидуальной и подгрупповой коррекционной работы, теоретическими и практическими знаниями в области логопедии, предусмотренными программой подготовки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики.

4.3.2. Учитель-логопед назначается и увольняется в порядке, установленном для педагогов образовательных учреждений, предусмотренном законодательством РФ.

5. Права и обязанности участников коррекционно-образовательного процесса

5.1. Участниками коррекционно-образовательного процесса на логопедическом пункте являются: ребенок, родители (законные представители), учитель-логопед, воспитатель, администрация Учреждения.

5.2. Ребенок, с нарушением речи имеет все права, заявленные в Конвенции ООН о правах ребенка, законодательством Российской Федерации и ФГОС ДО.

5.3. Родители (законные представители) создают в семье условия благоприятные для общего и речевого развития ребенка. Взаимодействуют с педагогическими работниками по преодолению речевых нарушений ребенка.

5.4. Учитель-логопед проводит обследование речевого развития детей Учреждения, регистрирует список обучающихся, нуждающихся в логопедической помощи.

5.4.1.Подготавливает список детей, зачисленных на логопедический пункт на учебный год, в соответствии с предельной наполняемостью, установленной п. 3.3.1. настоящего Положения.

5.4.2.Определяет периодичность, продолжительность проведения индивидуальных и подгрупповых занятий на логопедическом пункте. 5.4.3.Планирует, проводит коррекционную работу с детьми, зачисленными на логопедический пункт по исправлению нарушений в развитии устной речи.

5.4.4.Самостоятельно отбирает методы и приёмы коррекционной работы. Составляет индивидуально ориентированные коррекционные мероприятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей детей, имеющих нарушения в развитии устной речи, их интеграцию в Учреждение.

5.4.5.Осуществляет отслеживание динамики устранения речевых нарушений обучающихся, зачисленных на логопедический пункт. Корректирует содержание коррекционной работы, методы, приемы логопедической помощи.

5.4.7. Взаимодействует с педагогическими работниками Учреждения, родителями (законными представителями):

Оказывает консультативную помощь педагогическим работникам, родителям (законными представителями), информирует о ходе коррекционной работы, дает необходимые рекомендации.

Проводит повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) детей, посещающих Учреждение в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения. 5.4.8.Осуществляет связь со специалистами учреждений здравоохранения, территориальной психолого-медико-педагогической комиссии. 5.4.9.Контролирует выполнение воспитателями рекомендаций по речевому развитию детей, зачисленных на Логопедический пункт. 5.4.10.Ведёт необходимую документацию по планированию, проведению коррекционной работы (Приложение №12). 5.4.11.Представляет ежегодный отчет о результативности коррекционной работы логопедического пункта руководителю Учреждения до 30 мая по форме (Приложение №13) .

5.4.12. Участвует в работе методического объединения учителей-логопедов ЯМР.

5.4.13.Повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется согласно действующим нормативным документам.

5.4.14. На учителя-логопеда логопедического пункта распространяются все льготы и преимущества (продолжительность очередного отпуска, порядок пенсионного обеспечения), предусмотренные законодательством РФ для учителей сельских образовательных учреждений.

5.5. Воспитатель создает предметную развивающую среду для своевременного речевого развития и профилактики нарушений в развитии устной и письменной речи детей всей группы.

5.5.1. Проводит мониторинг усвоения содержания образовательной программы дошкольного образования детьми, зачисленными на логопедический пункт.

5.5.2. Наблюдает за ходом речевого развития детей, диагностирует предпосылки и признаки формирования нетипичных (опережающих, задержанных, искаженных) вариантов развития устной речи.

5.5.4. Участвует по заданию учителя-логопеда в реализации коррекционных мероприятий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии, с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей, зачисленных на логопедический пункт.

5.5.5. Осуществляет контроль над правильным произношением скорректированных учителем-логопедом звуков на этапе автоматизации у детей, зачисленных на логопедический пункт, во всех видах детской деятельности, режимных моментах в течение дня.

5.5.6. Взаимодействует с учителем-логопедом, родителями (законными представителями) Учреждения по вопросам освоения образовательной программы детей, зачисленных на логопедический пункт.

5.5.7. Вовлекает в коррекционную работу родителей (законных представителей) детей, зачисленных на логопедический пункт. Обеспечивает заинтересованность в ее результативности.

5.6. Администрация Учреждения обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционно-педагогической работы.

5.6.1. Подбирает педагогов для коррекционной работы.

5.6.2. Обеспечивает логопедический пункт специальным оборудованием, учебно-наглядными пособиями с учетом специфики коррекционной работы согласно рекомендуемому списку (Приложение №14).

6. Материально-техническая база и финансовое обеспечение логопедического пункта

6.1. Для логопедического пункта в Учреждении выделяется кабинет, отвечающий требованиям СаНПиН.

6.2. На администрацию Учреждения возлагается ответственность за оборудование логопедического пункта, его санитарное состояние и ремонт.

6.3. Логопедический пункт финансируется Учреждением, на базе которого он создан.

о логопедическом пункте

  1. 1. Общие положения

1.1. Положение определяет цели, задачи, содержание и организацию коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения в МБДОУ Детский сад «Солнышко» (далее ДОУ), реализующем образовательную программу дошкольного образования.

1.2. Положение разработано в соответствии со следующими нормативными и правовыми актами:

– Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

– Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014;

Инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2000г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";

– Уставом ДОУ.

1.4. Положение принимается Педагогическим советом Учреждения и утверждается приказом руководителя Учреждения . Изменения и дополнения в настоящее Положение вносят­ся Педагогическим советом и утверждаются приказом руководителя Учреждения .

1.5. Срок данного положения не ограничен. Данное положение действует до принятия нового.

2. Цели, задачи

2.2 Основными задачами логопункта являются:

обеспечение коррекции нарушений в развитии устной речи воспитанников ДОУ;

своевременное выявление особых образовательных потребностей воспитанников ДОУ, обусловленных недостатками в их речевом развитии;

обеспечение индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи воспитанникам с нарушениями речи с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей;

обеспечение возможности освоения и преодоления трудностей в освоении воспитанниками с нарушениями речи образовательной программы дошкольного образования;

обеспечение интеграции коррекционной помощи и воспитательно-образовательного процесса с воспитанниками, имеющими нарушения речи;

профилактика нарушений в развитии устной и письменной речи воспитанников ДОУ;

профилактика нарушений в развитии устной речи воспитанников раннего возраста;

обеспечение взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий педагогических, медицинских работников ДОУ и других организаций, специализирующихся в области оказания поддержки детям, имеющим нарушения речи;

разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогических работников, родителей (законных представителей) Учреждения;

обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников ДОУ по преодолению речевых нарушений;

повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения.

3.1. Коррекционное:

создание условий, направленных на коррекцию речевого развития воспитанников и обеспечивающих достижение воспитанниками, имеющими нарушения речи уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме.

3.2. Мониторинговое:

отслеживание динамики речевого развития детей, их успешности в освоении образовательной программы дошкольного образования.

3.3. Профилактическое:

создание условий, направленных на профилактику нарушений в развитии устной и письменной речи воспитанников дошкольного возраста.

3.4. Просветительское:

создание условий, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогических работников ДОУ, педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста.

4. Организация комплектования логопункта

4.1. В Логопункт зачисляются воспитанники, имеющие нарушения в развитии устной речи: общее недоразвитие речи (далее – ОНР), фонетико-фонематическое недоразвитие речи (далее – ФФНР), дислалию различной этиологии (далее - дислалия), нарушение произношения отдельных звуков (далее - НПОЗ).

4.2. В первую очередь в логопункт зачисляются воспитанники старшего дошкольного возраста, имеющие нарушения в развитии устной речи, препятствующие их успешному освоению образовательной программы дошкольного образования.

4.3. Зачисление в логопункт воспитанников, имеющих нарушения в развитии устной речи осуществляется на основе обследования речи воспитанников и заключения областной ПМПК. Обследование речи воспитанников проводится учителем-логопедом в течение всего учебного года. Все дети с выявленными недостатками в развитии устной речи регистрируются в списке воспитанников, нуждающихся в логопедической помощи.

4.4. На основании заключения областной ПМПК приказом заведующего утверждается список зачисленных в логопункт на текущий учебный год.

4.5. Предельная наполняемость логопункта составляет не более 25 воспитанников и устанавливается в зависимости от категорий детей, имеющих нарушения в развитии устной речи и составляет:

– ОНР до 4 детей;

– ФФНР до 6 детей;

дислалия, НПОЗ не менее 15 детей.

4.6. Сроки коррекционной работы зависят от степени выраженности речевых нарушений ребенка, индивидуально-личностных особенностей, условий воспитания в семье и могут варьироваться от 2-3 месяцев до 1,5 – 2, 3-х лет. Рекомендуемый срок коррекционной работы составляет:

– ОНР до 2-3 лет;

– ФФНР до 1 года;

дислалия от 3 до 6 месяцев;

НПОЗ от 2 до 3 месяцев.

5. Организация коррекционной работы логопункта

5.1. На каждого воспитанника, зачисленного в логопункт, учитель-логопед заполняет речевую карту в соответствии с диагнозами ОНР, ФФНР, дислалия, дизартрия, ринолалия, алалия.

5.2. Содержание коррекционной работы строится в соответствии с педагогическими технологиями, обеспечивающими коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии детей, учитывающими возрастные и психофизиологические особенности детей дошкольного возраста.

5.3. Содержание коррекционной работы определяется программой и планом коррекционной работы, отражающие коррекционные мероприятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей детей, имеющих нарушения в развитии устной речи, их интеграцию в ДОУ.

5.4. Основными формами коррекционной работы с детьми, зачисленными в логопункт, являются индивидуальные занятия.

5.5. Продолжительность занятий определяется:

для детей четвертого, пятого года жизни (младшего дошкольного возраста): индивидуальных до 20 минут;

для детей шестого, седьмого года жизни (старшего дошкольного возраста): индивидуальных до 25 минут..

5.6. Периодичность проведения индивидуальных занятий определяются тяжестью речевых нарушений у воспитанников и составляет:

Речевое нарушение

Количество занятий в неделю

(не менее)

Дислалия,

НПОЗ

5.7. Коррекционная работа в логопункте проводится с учетом режима работы ДОУ во время любой деятельности детей: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая коррекционную работу не должен превышать:

для детей четвертого, пятого года жизни 2 часа 45 мин. и 4 часа соответственно;

для детей шестого, седьмого года жизни 6 часов 15 мин. и 8 часов 30 мин. соответственно.

6. Участники коррекционной работы логопункта

6.1. Учитель-логопед:

6.1.1. Проводит обследование речевого развития детей ДОУ, регистрирует список воспитанников, нуждающихся в логопедической помощи.

6.1.2. Подготавливает список воспитанников, зачисленных в логопункт на учебный год, в соответствии с предельной наполняемостью, установленной п.4.6. настоящего положения.

6.1.3. Определяет периодичность, продолжительность проведения индивидуальных занятий в логопункте в соответствии с п.п.5.4., 5.5., 5.6. настоящего положения.

6.1.4. Планирует, проводит коррекционную работу с воспитанниками по исправлению нарушений в развитии устной речи.

6.1.5. Самостоятельно отбирает методы и приёмы коррекционной работы. Составляет индивидуально ориентированные коррекционные мероприятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей детей, имеющих нарушения в развитии устной речи, их интеграцию в ДОУ.

6.1.6. Осуществляет отслеживание динамики устранения речевых нарушений воспитанников, зачисленных в логопункт. Корректирует содержание коррекционной работы, методы, приемы логопедической помощи.

6.1.7. Взаимодействует с педагогическими работниками, родителями (законными представителями) ДОУ:

по проведению коррекционной работы с воспитанниками, зачисленными в логопункт;

по вопросам освоения образовательной программы дошкольного образования воспитанниками, зачисленными в логопункт.

6.1.8. Оказывает консультативную помощь педагогическим работникам, родителям (законными представителями) по преодолению речевых нарушений воспитанников, информирует о ходе коррекционной работы, дает необходимые рекомендации.

6.1.9. Проводит повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения.

6.1.10. Осуществляет связь со специалистами учреждений здравоохранения, территориальной психолого-медико-педагогической комиссии.

6.1.11. Контролирует выполнение воспитателями рекомендаций по проведению индивидуальной работы по речевому развитию воспитанников, зачисленных в логопункт.

6.1.12. Ведёт необходимую документацию по планированию, проведению коррекционной работы.

6.1.13. Предоставляет ежегодный отчет о результативности коррекционной работы логопункта.

6.2. Воспитатель:

6.2.1. Создает предметную развивающую среду для своевременного речевого развития и профилактики нарушений в развитии устной и письменной речи воспитанников группы.

6.2.2. Наблюдает за ходом речевого развития воспитанников группы, диагностирует предпосылки и признаки формирования нетипичных (опережающих, задержанных, искаженных) вариантов развития устной речи воспитанников группы.

6.2.4. Участвует по заданию учителя-логопеда в реализации коррекционных мероприятий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии, с учетом возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников группы, зачисленных в логопункт.

6.2.5. Осуществляет контроль за правильным произношением скорректированных учителем-логопедом звуков на этапе автоматизации у воспитанников группы, зачисленных в логопункт, во всех видах детской деятельности, режимных моментах в течение дня.

6.2.6. Взаимодействует с учителем-логопедом, родителями (законными представителями) ДОУ по вопросам освоения образовательной программы дошкольного образования воспитанниками, зачисленными в логопункт.

6.2.7. Вовлекает в коррекционную работу родителей (законных представителей) воспитанников, зачисленных в логопункт. Обеспечивает заинтересованность в ее результативности.

6.3.Заведующий ДОУ:

6.3.1. Обеспечивает условия:

направленные на коррекцию речевого развития воспитанников и достижения воспитанниками, имеющими нарушения речи, уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме;

направленные на профилактику нарушений в развитии устной и письменной речи воспитанников дошкольного возраста.

6.3.2. Обеспечивает комплектование логопункта. Приказом по ДОУ утверждает список детей, зачисленных в логопункт.

6.3.3. Осуществляет контроль за работой логопункта.

6.4. Старший воспитатель:

6.4.1. Планирует, координирует взаимодействие педагогических работников, родителей (законных представителей) ДОУ по вопросам освоения образовательной программы дошкольного образования воспитанниками, зачисленными в логопункт.

6.4.2. Обеспечивает повышение профессиональной компетентности педагогических работников ДОУ, педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста.

6.4.3. Обеспечивает взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий педагогических, медицинских работников ДОУ и других организаций, специализирующихся в области оказания поддержки детям, имеющим нарушения речи.

6.4.4. Контролирует:

применение педагогических технологий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии детей;

соблюдение требований к максимально допустимому объему недельной образовательной нагрузки;

динамику устранения речевых нарушений воспитанников, зачисленных в логопункт.

6.5. Родители (законные представители):

6.5.1. Создают в семье условия благоприятные для общего и речевого развития ребенка.

6.5.2. Взаимодействуют с педагогическими работниками по преодолению речевых нарушений ребенка.

7. Документация логопункта

7.1. Утвержденный список воспитанников, зачисленных в логопункт.

7.2. Годовой план работы учителя-логопеда.

7.3. Расписание индивидуальных занятий, с воспитанниками, зачисленными в огопункт.

7.4. Рабочая программа.

7.5. Речевые карты на каждого воспитанника, зачисленного в логопункт.

7.6. Тетрадь индивидуальных занятий с каждым воспитанником, зачисленным в логопункт.

7.7. Тетради взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей групп.

7.8. Журнал движения воспитанников, зачисленных в логопункт.

7.9. Отчет о результативности коррекционной работы.

ПОЛОЖЕНИЕ

о логопедическом пункте

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о логопедическом пункте (далее - Положение) разработано в соответствии с:

Законом РФ «Об образовании» в редакции федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ;

Приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

Инструктивно-методическим письмом о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе (А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова, 1996г.);

Инструктивным письмом Минобрнауки России от 14.12.2000г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

1.2. Настоящее Положение определяет порядок организации деятельности логопедического пункта в школе.

1.3. Логопедический пункт является необходимым компонентом системы коррекции имеющихся нарушений развития.

1.4. Логопедический пункт в школе создан для учащихся начальной и основной школы.

2. Цели и задачи логопедического пункта

2.1. Основная цель логопедического пункта - оказание логопедической помощи учащимся школы, имеющим различные нарушения устной и письменной речи.

2.2. Основные задачи логопедического пункта:

1) диагностика состояния устной и письменной речи учащихся;

2) коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся:

Формирование полноценного речевого общения у детей,

Устранение или ослабление недостатков произносительной стороны речи,

Уточнение и расширение словарного запаса,

Совершенствование грамматического строя речи и устранение аграмматизмов,

Развитие связной речи,

Своевременное предупреждение и преодоление нарушений письменной речи, обусловленных недостатками устной речи,

3) распространение логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей) учащихся;

4) активизация познавательной деятельности учащихся;

5) своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении

учащимися адаптированных образовательных программ.

3.1. Работа учителя-логопеда осуществляется по следующим направлениям:

  1. Аналитико-диагностическая работа.
  2. Коррекционно-развивающая работа.
  3. Профилактическая и просветительская работа.
  4. Организационно-методическая работа.

3.2. Аналитико-диагностическая работа - комплексное логопедическое обследование устной и письменной речи учащихся; сбор и анализ анамнестических данных; психолого-педагогическое изучение детей; дифференциальная диагностика речевых расстройств; обработка результатов обследования; определение прогноза речевого развития и коррекции; комплектование групп и подгрупп на основе диагностических данных; составление перспективного плана коррекционно-логопедической работы на каждую группу; составление расписания занятий; подготовка необходимой документации для участия в работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума.

3.3. Профилактическая и просветительская - повышение уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомлённости родителей о задачах и специфике логопедической коррекционной работе и мероприятиях по повышению успеваемости учащихся, имеющих нарушения речи, на уроках и дома. Осуществляется через педагогические советы, методические объединения, родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары, открытые занятия, логопедический стенд для родителей и педагогов со сменным материалом.

3.4. Коррекционно-развивающая работа - направлена на развитие и совершенствование речевых и неречевых процессов, профилактику, коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, развитие познавательной, коммуникативной и регулирующей функции речи. Работа ведётся на фонетическом, фонематическом, лексическом и синтаксическом уровнях.

3.5. Организационно-методическая работа направлена на:

Повышение уровня логопедической компетентности учителя-логопеда;

Обеспечение связи и преемственности в работе учителя-логопеда, педагогов и родителей в решении задач по преодолению речевого недоразвития у учащихся;

Повышение эффективности коррекционно-логопедического процесса;

Совершенствование программно-методического оснащения коррекционно-логопедического процесса.

Организационно-методическая работа осуществляется в форме самообразования, проведения мониторинга, проведении исследований, анализа результатов собственной коррекционно-развивающей работы по всем направлениям.

4. Организация логопедической работы

4.1. На логопедические занятия зачисляются учащиеся, имеющие различные нарушения в развитии устной и письменной речи (нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи, несформированность языковых средств на разных уровнях).

4.2. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеют серьезные речевые нарушения. У детей с церебральным параличом выделяют различные формы речевых нарушений. Они редко встречаются в изолированном виде. Наиболее частая форма речевой патологии при ДЦП — дизартрия. В школе для детей с НОДА речевые нарушения носят сочетанный характер (нарушения речи и интеллекта, дизартрия и алалия, а также нарушения устной и письменной речи). Поэтому все логопедические занятия строятся с учетом не только речевых нарушений, но и интеллектуальных возможностей учеников. Логопедические занятия проводятся для всех учеников начальной школы и учеников основной школы, нуждающихся в логопедической помощи (в том числе учащихся по индивидуальной форме).

4.3. Учащиеся зачисляются на логопункт после проведения первичного обследования устной речи в первом и подготовительном классе. На каждого ученика заводится речевая карта, в которой каждый год отмечаются результаты работы.

4.4. В связи с тяжестью речевых дефектов, всех учащихся школы (дизартрия, сочетание нарушения речи и интеллектуального недоразвития) срок обучения на логопедическом пункте составляет 4 - 5 лет. Срок обучения может быть увеличен по индивидуальным показаниям.

4.5. Предельная наполняемость логопункта на одну ставку учителя-логопеда - 6-12 человек.

4.6. Занятия с учащимися проводятся в подгруппах (2 — 3 человека), формируемых по схожести речевого дефекта, и в индивидуальной форме. Индивидуальные занятия проводятся с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи: нарушения строения и подвижности артикуляционного аппарата (ринолалия, дизартрия). Продолжительность индивидуального занятия 15 — 25 минут.

4.7. Оплата труда учителя-логопеда, работающего на логопункте, производится из расчета 20 часов в неделю, из них 2 часа отводится на организационную и методическую работу.

4.8. Логопедические занятия, входящие в блок коррекционных технологий, проводятся во второй половине дня, при этом между проведением коррекционных технологий и последним уроком предусматривается перерыв продолжительностью не менее 30 минут. Однако допускается проведение индивидуальных занятий сразу после урока физкультуры, на котором дети активно двигались и не сидели за партами.

4.9. В базисном учебном плане школы предусмотрены часы логопедической коррекции, которые логопед проводит в классе, сформированном не по речевым показаниям, а по возрасту и интеллектуальным возможностям. В связи с этим, логопед составляет планирование групповых занятий с учетом всех речевых особенностей учеников данного класса и реализует дифференцированный подход к подбору материала занятия.

Часы логопедической коррекции предполагают: 40 минут — занятие, 20 минут — перерыв. В связи с особенностью работы школы во второй половине дня, когда перерывы между занятиями составляют 5 - 10 минут, логопед объединяет оставшиеся минуты перерывов между занятиями за неделю и вводит в расписание дополнительное время на проверку и анализ работ детей, оформление документации, работу с методической литературой (Методический час).

4.10. Темы занятий по логопедической коррекции отражаются в классном журнале, индивидуальные занятия фиксируются в Журнале учета посещаемости логопедических занятий, который находится на логопункте.

4.11. В часы консультаций учитель-логопед проводит работу по уточнению установленного логопедического заключения, даёт рекомендации учащимся и их родителям по коррекции речевого дефекта; проводит консультации с учителями по режиму контроля устранения речевого дефекта; оформляет необходимую документацию.

4.12. После окончания логопедического занятия учитель-логопед обязан сопровождать детей до учебного кабинета, места прогулки и т.д.

4.13. В случае отсутствия учащегося в школе, учитель-логопед данное время может использовать для проведения занятия с другим учеником, соблюдая санитарно-гигиенические требования к еженедельной загруженности обучающихся разного возраста, или в следующих методических целях:

  • посещение логопедических занятий учителей-логопедов образовательного учреждения с целью выявления учащихся нуждающихся в продолжении обучения на логопункте; изучения методов и приемов работы;
  • посещение уроков с целью выработки единой направленности в работе с учащимися, имеющими недостатки речи;
  • разработку рекомендаций для учителей, родителей, учащихся;
  • оформление промежуточной или итоговой документации;
  • подготовку дидактических и электронных материалов, наглядных пособий;
  • посещение школьной библиотеки, методического кабинета для профессионального самообразования;
  • консультирование по профессиональным вопросам у заместителя директора по учебно-воспитательной работе, методиста, руководителя районного методического объединения.

4.14. Оценивание работ учеников

Оценка выполненных работ по логопедической коррекции не ставится, однако в тетради письменные работы учеников проверяются, фиксируется тип ошибки (дисграфическая, орфографическая, пунктуационная). Работа оценивается по следующей бальной школе:

без ошибок и исправлений - «молодец»;

работа выполнена с небольшим количеством ошибок - «хорошо»;

работа выполнена с большим количеством ошибок - «плохо».

Для каждой отметки логопед может придумать символичное обозначение, с которым знакомит детей.

5. Документация учителя-логопеда.

Учитель-логопед ведет следующую документацию:

  • Журнал обследования со списком учащихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи.
  • Речевая карта на каждого ученика с речевыми нарушениями, зачисленного на логопедические занятия.
  • Планы индивидуальных логопедических занятий.
  • Расписание логопедических занятий, заверенное директором школы.
  • Журнал учёта посещаемости занятий учащимися.
  • Перспективный план работы на каждую группу учащихся.
  • План работы логопедического кабинета на учебный год.
  • Рабочие тетради учащихся.
  • Картотека (паспорт) логопедического кабинета с перечислением оборудования, учебных и наглядных пособий, находящихся в нём.
  • Отчетная документация установленного на заседании методического объединения или заместителем директора по УВР образца.

6. Права и обязанности учителя-логопеда

6.1.Учителем-логопедом могут быть назначены лица, имеющие высшее дефектологическое образование или высшее педагогическое образование с обязательным прохождением курсов по специальности «Логопедия».

6.2. Учитель-логопед

Несёт ответственность за своевременное выявление детей с первичной речевой патологией, комплектование групп, качество коррекционной работы с детьми;

Составляет расписание групповых и индивидуальных занятий, которое утверждается директором образовательного учреждения, ведёт учёт посещаемости занятий детьми;

Проводит регулярные групповые и индивидуальные занятия по исправлению нарушений устной и письменной речи;

Оказывает консультационную помощь родителям (по запросу) в определении причин нарушений речи и даёт рекомендации по их преодолению;

Осуществляет взаимосвязь с учителями по вопросам освоения учащимися адаптированных общеобразовательных программ (особенно по родному языку);

Принимает участие в работе педагогических советов, методических объединений;

Предоставляет руководителю образовательного учреждения ежегодный отчёт, отражающий данные о количестве учащихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменно речи, результатах коррекционной работы.