Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие творческих способностей  /  Сюжетные уголки в старшей группе. Предметно-развивающая среда в старшей - подготовительной группе доу

Сюжетные уголки в старшей группе. Предметно-развивающая среда в старшей - подготовительной группе доу

Организация спортивного уголка в группе.

Физкультурно-оздоровительной работе в детских садах сейчас уделяется повышенное внимание, потому что значительная часть детей имеет проблемы со здоровьем, а очень многих малышей можно отнести к категории часто болеющих.
Как известно, регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. Кроме того, дети, в отличие от взрослых, очень подвижны и активны, для этой цели, как и для совершенствования координации движений, физкультура подходит, как ничто другое.

Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в детском саду созданы определённые условия. В нашей группе проводятся три занятия физкультуры в неделю. Два занимаемся в зале. Одно занятие на улице. Также каждый день по утрам проводится гимнастика.
Так же в группе имеется физкультурный уголок. Проводятся мероприятия по закаливанию. Всё это повышает интерес малышей к физкультуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении.

Согласно ФГОС ДО развивающая предметно – пространственная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Этим требованиям также должны отвечать групповые физкультурные уголки.

Подбор оборудования и содержание физкультурного уголка – определяется программными задачами, как физического, так и всестороннего воспитания детей.

Главная цель физкультурного уголка:

Физкультурный уголок служит удовлетворению потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни.

Задачи физкультурного уголка:

Развитие движений и совершенствование двигательных функций;

Достижение необходимой для возраста физической подготовленности;

Создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях;

Приобщение детей к занятиям физической культуры и спорту.

Требования к физкультурному уголку

Безопасность размещения: спортивный уголок не следует размещать рядом с окнами, уголком природы и зоной самостоятельной художественной деятельности детей. Он может быть размещен в групповой или спальной комнате.

Отвечать гигиеническим и педагогическим требованиям, а расположение принципу целесообразности.

Уголок должен быть эстетически оформлен.

Соответствовать возрасту детей, учитывать интересы, как мальчиков, так и девочек.

Наличие символик физкультуры и спорта.

Уголок должен активно использоваться в течение дня (индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность детей)


Комплектация нашего уголка:

1.Теоретический материал (различные картотеки)

Картотека подвижных игр

Картотека хороводных игр

Картотека физкультминуток

Картотека бодрящих гимнастик

Картотека считалок

Комплексы утренней гимнастики

Гимнастика для глаз

Зрительные дорожки

Дыхательная гимнастика

Иллюстрированный материал по зимним видам спорта

Иллюстрированный материал по летним видам спорта

Символика и материалы по истории Олимпийского движения

Сведения о важнейших событиях спортивной жизни страны

2.Различные игры: дидактические игры о спорте, настольно-печатные игры, парные картинки, лото, лабиринты, разрезные картинки, игры с фишками и т. д.

Спортивные настольные игры (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.).




3. Атрибуты для подвижных и малоподвижных игр : маски –

шапочки, ленточки, платочки, косички.

4. Для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук:

Мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.) для ходьбы;

Доска ребристая

Коврики и массажные дорожки с рельефами, «ребрами», резиновыми шипами и т.д.;












6. Для перешагивания, подъема и спуска:

Бруски

7. Для игр и упражнений с бросанием,

ловлей, метанием:

Кольцебросы;

Мячи резиновые разных размеров



8. Выносной материал:

Мячи резиновые;

Бадминтон

Скакалки;

Обручи;

Лыжи;

Ворота для хоккея;


Создание предметно-развивающей среды в ДОУ

Попелушко Татьяна Михайловна, воспитатель МБДОУ д/с "Журавушка" с.Нарва Манского района Красноярского края.
Описание: данный материал предназначен для воспитателей.
Назначение: оформление предметно-развивающей среды детского сада для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с образовательными областями и программными требованиями.
Цель: организация предметно - развивающей среды в старше-подготовительной группе.
Задачи: создавать предпосылки для формирования личности, характера будущего гражданина, развитие интеллектуальной и коммуникативной компетентности.
Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Предметно-развивающая среда группы представлена наличием разнообразного оборудования для игр и занятий в соответствии с возрастом детей в центрах детской активности.
Среда обогащается элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по центрам развития позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы (магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее). Большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе), включающий в себя:
- центр игры
- центр двигательной деятельности
- центр конструирования
- центр музыкально театрализованной деятельности
Спокойный сектор:
- центр книги
- центр отдыха
- центр природы
Рабочий сектор: Рабочий сектор занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности. Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента, при необходимости можно вместить всех желающих, так как дошкольники «заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним.
-центр познавательной и исследовательской деятельности
-центр продуктивной и творческой деятельности
-центр правильной речи и моторики.

Центр литературы , в котором упор делается на развитии речи детей, что особенно важно при подготовке к школе.

Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.
Центр экспериментирования:






Организация предметно-развивающей среды в рамках долгосрочного проекта "Люби и знай родной свой край"


Нравственно - патриотическое воспитание

Дидактический материал и игрушки находятся в свободном доступе для детей. Во время совместной игровой деятельности рассказываю и объясняю воспитанникам, для чего и с какой целью представлены те или иные игры и пособия. Моей задачей является развитие у детей самостоятельности, навыков самоорганизации, творческого отношения к игре. Для этого в группе созданы все условия, все материалы расположены так, чтобы дети могли самостоятельно их использовать.






Материалы учитывают интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам подобраны предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т.п.; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Подобраны «подручные» материалы (веревки, коробочки, проволочки, колеса, ленточки, которые творчески используются для решения различных игровых проблем. Материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Среда, окружающая детей в моей группе обеспечивает безопасность их жизни, способствует укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.
Использую принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно - развивающей среды группы.
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Уголок дежурных:

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Центр развития Ресурсы среды
Игровой центр Игрушки и атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Повар : колпак и фартук, плита, продукты. Врач : халат, шапочка с красным крестом, атрибуты (медицинский чемоданчик, стетоскоп, градусник, шприц, баночки из-под лекарств, вата, бинт, муляжи таблеток и горчичников). Шофёр : фуражка, руль, набор ремонтных инструментов (гаечный ключ, молоток, отвёртка и т.п.), дорожные знаки Парикмахер: фартуки, атрибуты (флаконы от шампуней, духов, баночки из-под крема, полотенце, плойка, фен, расчёска, банты, бусы и т.п.)
Литературный центр 1. Книги, предназначенные для чтения детям данной возрастной группы (по программе). Любимые книги детей. 2. Сезонная литература. 3. Детские журналы и газеты. 4. Литературные игры-викторины 5. Сюжетные картинки 6. Детские рисунки по мотивам прочитанных произведений 7.Коллекции собранные детьми (календари, постеры, открытки, марки) 8. Портреты писателей: А.С Пушкин, К.И. Чуковский
Уголок ИЗО Оснащён необходимым материалом для продуктивной и творческой деятельности детей:Бумага разных видов(цветная, гофрированная, салфетки, картон, открытки и др.); Вата, поролон, текстильные материалы (ткань, веревочки, шнурки, ленточки и др.); Подборка бросового материала (коробки, катушки, конусы, пластиковые бутылки, пробки, фантики, фольга и т.д); Природные материалы (шишки, мох, желуди, различные семена, сухоцветы, скорлупа орехов и др.); Инструменты: ножницы с тупыми концами, кисти, клей; Мольберт; Наборы цветных карандашей, наборы фломастеров, шариковые ручки, гуашь, акварель, цветные восковые мелки и т.п.; Индивидуальные палитры для смешения красок; Кисточки – тонкие и толстые, щетинистые, беличьи; баночки для промывания ворса кисти от краски; Бумага для рисования разного формата; Салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти; салфетки для рук; Губки из поролона; Доски для лепки, стеки разной формы; Розетки для клея; Подносы для форм и обрезков бумаги; Клеенки для накрытия столов; Печатки для нанесения узоров; Мелки для рисования на асфальте или доске; Конструкторы с разнообразными способами крепления деталей; Строительные наборы с деталями разных форм и размеров; Коробки большие и маленькие, ящички. Уголок гармонично дополняют репродукции картин Васнецова, которые меняются в зависимости от времени года.
Зона двигательной активности «Дорожка здоровья», массажные коврики, мячи, гимнастические палки, обручи, мячи для метания, кольца, атрибуты для проведения подвижных игр, а также пособия, необходимые для проведения утренней гимнастики.
Театральный центр Костюмы, шапочки и маски для игр-драматизаций и для обыгрывания любимых сказок. Теневой театр, пальчиковый театр, настольный театр.
Уголок природы Растения соответствующие данной возрастной группе (по программе); иллюстрационно-наглядный материал (Изображение явлений природы,дидактические картинки, репродукции картин, фотографии); демонстрационные модели (предметные, графические, предметно-схематические), календарь погоды.Круговая диаграмма смены времен года.
Уголок безопасности Демонстрационный материал (картинки и иллюстрации по теме безопасного поведения дома и на улице); Транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки. Напольный коврик с разметкой улиц и дорог.
Центр развития речи Стеллажии полки, для размещения игрового, дидактического и наглядного материала (Игры и упражнения для развития речевого дыхания; Игры и упражнения для развития четкой, координированной работы всех частей артикуляционного аппарата (работа над дикцией); Игры на развитие связной речи, грамматического строя речи, звукопроизношения; Альбомы и картотеки на закрепление обобщающих понятий, на согласование существительных с числительными и прилагательными).
Центр экспериментирования Микроскоп; Лупа, большая и маленькая; Ёмкости для воды; Ёмкость с песком;Камешки плавающие и тонущие; Шарики воздушные; Формочки с крышками; Палочки разной длины; Нитки, проволока; Металлическая ёмкость; Насос
Познавательный центр Набор геометрических фигур для группировки по цвету, форме, величине (7 форм разных цветов и размеров); Набор объемных геометрических тел(разного цвета и величины); Доски вкладыши (с основными формами, составными из 4-5 частей); Набор разноцветных палочек с оттенками (по 5-7 каждого цвета); Наборы для сериации по величине – бруски, цилиндры и т.п. (7-8 элементов каждого признака); Набор плоскостных геометрических фигур для составления изображений по графическим образцам (из 4-6 элементов) Мозаика (разных форм и цвета, мелкая) с графическими образцами; Часы с крупным циферблатом и стрелками; Графические «головоломки» (лабиринты, схемы маршрутов персонажей и т.п.) в виде отдельных бланков, буклетов, настольно – печатных игр Набор кубиков с буквами и цифрами Набор карточек с изображением количества (от 1 до 10) и цифр; Числовой фриз на стене; Кассы настольные; Набор для экспериментирования с водой: емкости одинакового и разного размеров (5-6), различной формы, мерные стаканчики, предметы из разных материалов («тонет-не тонет»), черпаки, сачки, воронки; Наборы для экспериментирования с песком: формочки разной конфигурации, емкости разного размера (4-5 шт.), предметы-орудия разных размеров, форм, конструкции; Счеты: Книги по математике о числах первого десятка; Геометрические панно, математический театр в коробке Наборы картинок для группировки и обобщения; Наборы предметных картинок типа «лото» из 6-8 частей (той же тематики, в том числе с сопоставлением условно-схематических представлений); Набор парных картинок на соотнесение (сравнение:найди отличие по внешнему виду; ошибки –по смыслу); Наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2-3) последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина); Серии картинок (по4-6) для установления последовательности событий (сказки, литературные сюжеты, социобытовые ситуации); Предметные и сюжетные картинки (с различной тематикой) крупного и мелкого формата; Разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками (6-8 частей); Разрезные сюжетные картинки (6-8 частей).


Анализ предметно-развивающей среды:

Развивающее пространство, учитывающее возрастные особенности дошкольников, было организовано на основе следующих принципов:

1. Принцип индивидуальной комфортности заключается в обеспечении эмоционального благополучия ребенка, развитии его положительного самоощущения. Интерьер групповой комнаты, приближенный к домашней обстановке, помогает дошкольникам легче адаптироваться к детскому саду, способствует снятию стрессообразующего фактора. Созданные в группе условия успокаивают, уравновешивают эмоциональный фон, оказывают благоприятное влияние на нервную систему детей. Например, панно "Наши улыбки", представляющее собой яркий фотомонтаж из жизни воспитанников группы, поднимает настроение, гасит негативные эмоции, располагает к общению.

2. В соответствии с принципом эстетичности и красотыв оформлении помещения группы выдержан единый стиль. Стены, шторы, палас подобраны в приятной для глаз светло-зеленой цветовой гамме, не нарушают общей гармонии. Светлые стены и белые потолки оптически расширяют пространство, создают ощущение простора и легкости. Развитию правильного светоощущения детей служат цветовые пятна в интерьере группы. Удачно подобранная цветовая палитра способствует всестороннему гармоничному развитию дошкольников.

3. В организации предметно-развивающей среды соблюдён принцип безопасности и экологичностиоборудования и материалов для здоровья детей (натуральные ткани, легкообрабатываемые поверхности, пожаробезопасные материалы и покрытия).

4. Принцип зонирования – благодаря организации различных игровых зон и уголков с помощью легких перегородок, открытых стеллажей, не загромождающих помещение, в группе созданы условия для разных видов детской деятельности (игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской).

5. Предметно-развивающая среда в старшей группе отвечает принципам активности, самостоятельности, творчества,а также динамичности. Предметная среда предоставляет ребенку право выбора деятельности, возможность максимально активно проявлять себя. Право выбора деятельности предоставляет ему широкие возможности для саморазвития. Игровое оборудование создает оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную среду с достаточным пространством для игр и занятий детей.

6. Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе, в группе выделены центры организации определенного вида деятельности. Они не имеют четкого разграничения, что позволяет соблюдать принцип полифункциональности, когда один и тот же игровой уголок по желанию ребенка можно легко и быстро преобразовать в другой.

В одной и той же зоне согласно принципу интеграции можно заниматься различными видами деятельности. Так, природный уголок может стать местом уединения, книжным уголком или исследовательским центром.

7. В соответствии с принципом индивидуального подхода в группе предусмотрены зоны для персональных выставок творческих работ детей, фотостенд.

Разделение по центрам позволяет детям объединяться по подгруппам, по общим интересам. Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где и что они могут взять для необходимого вида деятельности. Предметы мебели и оборудования удобны для детей, создают ощущения комфорта. При создании предметно-развивающей среды учтены интересы и мальчиков и девочек.(учтены гендерные признаки детей) Все игры, материалы, дидактические пособия подобраны соответственно возрастным особенностям детей. Что соответствует принципу педагогической целесообразности.

Для уголка творчества «Умелые ручки» отведено самое светлое место в группе, полки и шкафчики, заполнены всеми необходимыми материалами. Здесь отведено место и для небольшой выставки детских работ, есть так же полочки, где представлены изделия народных промыслов.

В уголке сюжетно-ролевых игр дети свободно перемещаются из «Семьи» в «Магазин» или «Парикмахерскую». Мебель и оборудование установлены так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий, учитывая и эмоциональное состояние (хочет ребенок удалиться дальше от взрослого или детей, или же наоборот находиться с ними в тесном контакте).

Огромной популярностью у детей пользуется исследовательский центр « Лаборатория». Центр представляет собой специальную мебель с оборудованными полочками, где размещены всевозможные природные материалы и оборудование для исследований. Все это вызывает у детей огромный интерес, дети придумывают свои опыты, делятся впечатлениями. К сожалению, в группе недостаточно пространства, чтобы в этом же центре можно было бы установить специальный стол, с углублением, для действий с песком и водой. У детей бы это вызвало огромный интерес.

Уголок «Волшебный мир» – помогает сплотить детский коллектив. В уголке материал подобран так, чтобы дети могли комбинировать и создавать новые образы. Дети с удовольствием надевают на себя всевозможные театральные костюмы и маски и путешествуют по сказкам, а так же придумывают и свои сюжеты для обыгрывания. Детям нравиться приносить маленькую ширму в уголок с/р игры «Семья» и показывать кукольный спектакль своим куклам.

Уголок природы располагается рядом с уголком уединения. Детям очень нравиться «отгородиться» ширмой и отдохнуть от коллектива среди красивых растений, полистать любимую книжку, поговорить с любимой игрушкой, полистать альбом с фотографиями. Дети создают здесь свой собственный мир (личное пространство).

Уголок дидактических игр наполнен материалами по сенсорике: мозаика, различных размеров, шнуровки, палочки Кюизенера и чудо-кубики, а так же всевозможные головоломки, серии картинок для установления последовательности, на поиск отличий и нахождение ошибок. В данном уголке представлен широкий спектр тематических материалов, для детской активности, что соответствует принципу информативности.

Практически все игрушки, находящиеся в группе изготовлены из экологически-чистых материалов (пластмассы, дерева). Легко моются и быстро сохнут, что отвечает гигиеническим требованиям к предметно-развивающей среде. Предметы мебели имеют водоотталкивающее покрытие, так что при гигиенической обработке не меняют структуры материала, из которого она изготовлена.

Вывод: предметно - пространственная среда группы построена в соответствии с возрастом детей, оборудование мобильно, есть возможность использовать его в разных целях. Игровая среда разнообразна, наполнение зон различными материалами позволяет развивать познавательные интересы ребенка, его волевые качества, эмоции и чувства. Среда является единым комплексом, безопасно для детей. Наличие разнокачественных пространств, стимулирует физическую и творческую активность детей. Пространственная среда группы соответствует принципу учета половых различий детей.

    Предметно - пространственная развивающая среда в группе организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все

    1) социально-коммуникативная,

    2) познавательная,

    3) речевая,

    5) физическая.

    Центр сюжетно - ролевой игры.

    Основной целью этого направления является позитивная социализация детей старшего дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В связи с этим стоит задача создания условий для усвоения общепринятых моральных и нравственных ценностей и норм. Неотъемлемой частью в приобретении ребёнком социального опыта является семья, именно там ребёнок приобретает свой первый социальный опыт. Основные этапы формирования личностных качеств ребёнка закладываются именно в дошкольном возрасте и преимущественно посредством игры. Я в своей группе постаралась создать среду и условия для развития именно игровых качеств у детей. Использую разные виды игр: дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно - ролевые игры.

    Сюжетно - ролевые игры: «Магазин», «Семья», «Салон красоты», «Больница».

    Центр дежурства.

    Центр безопасности.

    Создавая развивающую среду в группе, немало внимания я уделяла созданию комфортных условий для развития навыков безопасного поведения детей.Уголок безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки - транспортные средства, светофор, фуражка полицейского, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки, демонстрационный материал, папки - передвижки, картотека по ОБЖ, настольно - печатные игры, макеты домов, «Автосервис».

    Физическое развитие.

    Художественно - эстетическое развитие.

    Театральный центр.Театральный уголок - важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера.

    Имеются виды театров: пальчиковый, настольный, деревянный, на дисках, теневой. Также в группе имеетсяуголок масок, которые дети с удовольствием используют в инсценировках. Театральные уголки часто пополняются атрибутами, сделанными своими руками и родителями.

    Музыкальный уголок.

    Вмузыкальном центре имеются разнообразные детские музыкальные инструменты, погремушки, ложки, иллюстрации, музыкальнаяколонка, магнитофон, телевизор, DVDс дисками.

    Для центра искусства "художник" отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. В распоряжении детей мелки, акварель,фломастеры, раскраски,кисточки разной величины, карандаши цветные и простые,картон, тушь, гуашь, бумага разной фактуры,губки разных размеров, ватные палочки, ватные диски, ножницы, палитры,доски для лепки, пластилин, трафареты.

    Пополнить центр портретами художников, образцами народно - прикладного искусства, стихами по темам.

    Познавательное развитие.

    Центр « Познание».

    Развивающие игры: «Блоки Дьенеша»и схемы к ним, «Палочки Кюизенера» и схемы к ним, счётные палочки, «Сложи узор» и т.д.

    Центр природы.

    Центр экспериментирования.

    Неизменной популярностью у дошкольников пользуется центр науки. На полочках для детского исследования размещаются самые разные природные материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда - все это вызывает у детей особый интерес.

    Речевое развитие.

    Центр книги.

    В старшем возрасте в центре книги находится художественная литература соответствующаявозрасту и тематике. Привлекаем внимание детей к оформлению книг, к иллюстрациям. Знакомим с писателями и их произведениями.

Просмотр содержимого документа
«Проект: «Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе «Мишутка» в соответствии с ФГОС дошкольного образования».»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Светлячок» Москаленского муниципального района

Омской области

Проект: «Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе «Мишутка» в соответствии с ФГОС дошкольного образования».

Работу выполнила: Тямова Л.И.

Москаленки 2016г.

«Проект развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе «Мишутка» в соответствии с ФГОС дошкольного образования».

Вид проекта: долгосрочный, практико-ориентированный.

Время реализации: с сентября 2015 года.

Участники: воспитатели, дети, родители.

Актуальность проекта.

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Понятие развивающая предметно-пространственной среда определяется, как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова).

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности.

Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.

Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы (М.Н. Полякова).

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Развивающая предметно - пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам.

Насыщенная предметно - развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.

Создавая предметно-развивающую необходимо помнить:

    Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

    Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

    Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

    Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

    В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

    Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.

    Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

    При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

    Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию.

Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся.

Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде:

    Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.

    Доступность среды, что предполагает:

    1. Доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.

      Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

Исходя из этого, в группе «Мишутка»,разработан проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации ООП ДОУ»

Актуальность проблемы

В группе создана развивающая предметно-пространственная среда, но она не отвечает в полной мере требованиям ФГОС и не несёт той положительной роли в развитии детей, которую могла бы нести.

Цель проекта: Разработка модели развивающей предметно-пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим её формированием и доведением соответствия близким по требованиям ФГОС ДО.

Задачи проекта:

    изучить новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников;

    организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с учетом их потребностей и интересов;

    создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной);

    содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в группе.

В соответствии с рассмотренными принципами в нашей группе была создана развивающая предметно-пространственная среда.

Предметно – пространственная развивающая среда в группе организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:

1) социально-коммуникативная,

2) познавательная,

3) речевая,

4) художественно-эстетическая,

5) физическая.

Социально - коммуникативное развитие.

Центр сюжетно – ролевой игры.

Основной целью этого направления является позитивная социализация детей старшего дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В связи с этим стоит задача создания условий для усвоения общепринятых моральных и нравственных ценностей и норм. Неотъемлемой частью в приобретении ребёнком социального опыта является семья, именно там ребёнок приобретает свой первый социальный опыт. Основные этапы формирования личностных качеств ребёнка закладываются именно в дошкольном возрасте и преимущественно посредством игры. Я в своей группе постаралась создать среду и условия для развития именно игровых качеств у детей. Использую разные виды игр: дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно – ролевые игры.

Сюжетно – ролевые игры: «Магазин», «Семья», «Салон красоты», «Больница».

Необходимо пополнить уголок одеждой для кукол, пополнить ассортимент в «Магазине», добавить парикмахерских принадлежностей, атрибуты для переодеваний.

Центр дежурства.

Большое значение в развитии личностных качеств ребёнка имеет труд. Трудовые поручения и дежурства становятся неотъемлемой частью образовательного процесса в старшей группе. Для дежурства в группе есть уголок, где дети сами видят, кто дежурит, и там находятся специальные фартучки и колпачки для дежурства, а так же фотографии детей.

Необходимо оформить схему последовательности сервировки столов к приёму пищи.

Центр безопасности.

Создавая развивающую среду в группе, немало внимания я уделяла созданию комфортных условий для развития навыков безопасного поведения детей. Уголок безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка полицейского, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки, демонстрационный материал, папки – передвижки, картотека по ОБЖ, настольно – печатные игры, макеты домов, «Автосервис».

Добавить в центр дорожные знаки, спецмашины, жезл, накидка ПДД.

Физическое развитие.

Яркий, веселый, с нестандартным дизайнерским решением, нетрафаретным оборудованием физкультурный уголок лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, подлезание под дугу, игры с мячом, метание в цель и т. п.

Создавая условия для реализации задач этой области в группе, я делала акцент на охране жизни и укреплении физического и психического здоровья ребёнка. Имеются картотеки: комплекс утренней гимнастики, профилактика плоскостопия, подвижных игр, загадки о спорте, наглядные пособия по видам спорта. Имеется спортинвентарь, сделанный своими руками. Кольцеброс, баскетбол, хоккей, массажные мячи и др. Во время образовательного процесса устраиваются динамические паузы, на прогулках дети вовлечены в спортивные и подвижные игры.

Пополнить центр спортинвентарём, изготовленным своими руками, записать музыку для гимнастики.

Художественно – эстетическое развитие.

Театральный центр. Театральный уголок – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера.

Имеются виды театров: пальчиковый, настольный, деревянный, на дисках, теневой. Также в группе имеется уголок масок, которые дети с удовольствием используют в инсценировках. Театральные уголки часто пополняются атрибутами, сделанными своими руками и родителями.

Следует продолжать пополнять атрибутами и масками.

Музыкальный уголок.

В музыкальном центре имеются разнообразные детские музыкальные инструменты, погремушки, ложки, иллюстрации, музыкальная колонка, магнитофон, телевизор, DVD с дисками.

Приобрести портреты композиторов, пополнить центр дидактическими играми на развитие музыкального слуха, бубен.

Центр творческой деятельности.

Для центра искусства "художник" отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. В распоряжении детей мелки, акварель, фломастеры, раскраски, кисточки разной величины, карандаши цветные и простые, картон, тушь, гуашь, бумага разной фактуры, губки разных размеров, ватные палочки, ватные диски, ножницы, палитры, доски для лепки, пластилин, трафареты.

Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла.

Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на стенде "Творческие идеи", к которому имеется свободный доступ. Нередко здесь же организуется персональная выставка работ того или иного ребенка.

Пополнить центр портретами художников, образцами народно – прикладного искусства, стихами по темам.

Познавательное развитие.

Центр « Познание».

В центре имеются разнообразные игры и пособия на развитие логики, мышления, внимания. Счётный, наглядный и раздаточный материал.

Дидактические игры: «Сложи фигуру», Геометрическое лото», «Чудесный мешочек», «Четвёртый лишний», «Найди отличия», «Детям о времени», «Числовой ряд».

Развивающие игры: «Блоки Дьенеша» и схемы к ним, «Палочки Кюизенера» и схемы к ним, счётные палочки, «Сложи узор» и т.д.

Игры на плоскостное моделирование, кубики, пирамидки, пазлы, парные картинки, вкладыши. Рабочие тетради по математике.

Необходимо пополнить центр играми по ориентировке на плоскости, «Дроби», развивающими книгами.

Центр природы.

В центре природы имеется: календарь природы, муляжи фруктов и овощей, передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы.

Пополнить центр растениями, которые необходимы в группе по программе, оформить картотеку комнатных растений.

Центр экспериментирования.

Неизменной популярностью у дошкольников пользуется центр науки. На полочках для детского исследования размещаются самые разные природные материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес.

В центре экспериментирования имеются различные ёмкости для воды и сыпучих, песочные часы, предметы разной величины, веса, формы. Книги о растениях и животных разных климатических зон, о живой и неживой природе.

Пополнить центр весами, микроскопом, лупой.

Речевое развитие.

В центре речевого развития имеются игры на развитие звуковой культуры речи, грамматического строя речи, формирование словаря, мнемотаблицы. Сделаны пособия, раздаточный материал на развитие устной речи.

Игры по ЗКР: «Мамы и малыши». «Кто как кричит», «Позови громко».

Игры по развитию речевого дыхания: «Надуй шарик», «Мыльные пузыри», «Султанчики», «Вертушка».

Игры и пособия на развитие фонематического слуха и звукопроизношения: «Чудесный мешочек», «Подбери картинку», картотек артикуляционных игр и упражнений.

Игры на развитие словаря и грамматического строя речи: «Назови одним словом», «Четвёртый лишний», «Подбери слова к картинке».

Игры на развитие связной речи: «Расскажи сказку», «Что сначала, что потом», иллюстрации к сказкам, алгоритм для составления описательного рассказа, телефон.

Центр книги.

В старшем возрасте в центре книги находится художественная литература соответствующая возрасту и тематике. Привлекаем внимание детей к оформлению книг, к иллюстрациям. Знакомим с писателями и их произведениями.

Пополнить центр предметными картинками, портретами писателей и поэтов, книгами.

Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.

Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в группе необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в группе, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.