Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие слуха и речи  /  Логопедическая работа в начальной школе в условиях фгос

Логопедическая работа в начальной школе в условиях фгос

Учитель-логопед, корригируя нарушения речи ребенка, вселяет в него уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей, раздвигает рамки общения - как в среде сверстников, так и со взрослыми - ребенок становится более эмоциональным, пытливым и отзывчивым. Меняются его взгляды на мир, его отношения с окружающими. Он становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям, ощущает себя полноценным человеком.

В стандартах второго поколения на первое место выходят требования к результатам освоения образования, а также квалификационные процедуры подтверждения соответствия реально достигнутых результатов ожидаемым. Большое внимание в новом стандарте уделяется формированию универсальных учебных действий (УУД) на начальном периоде обучения, поскольку этот период является фундаментом для последующего успешного обучения. Виды УУД: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные.

Деятельность логопедической службы нашей школы направлены на реализацию ФГОС. Целью логопедической работы в школе была своевременная диагностика, профилактика и коррекция речевых нарушений, препятствующих усвоению программного материала обучающимися младших классов. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер,ставящий главной целью развитие личности учащегося. Для детей, имеющих различные речевые нарушения главным видом деятельности является коммуникативная. И целью общения с ребенком в новых условиях ФГОС является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная во время обучения в школе. Исходя из этого вытекают следующие цели и задачи коррекционно-логопедической работы: оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ, способствуя развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Основными задачами логопедической работы являются следующие: расширение объема словарного запаса и усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; развитие умения вести самостоятельный поиск информации; развитие способности к преобразованию и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего обучения и воспитания. В процессе организации корригирующего обучения большое значение придается общедидактическим принципам: воспитывающего характера обучения, научности, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, прочности, индивидуального подхода. Принципы логопедической работы - это общие исходные положения, которые определяют деятельность логопеда и детей в процессе коррекции нарушения речи. Содержание логопедического воздействия зависит от механизма речевого нарушения. При одинаковой симптоматике нарушений речи возможны различные механизмы.

Успешность коррекционно-развивающей деятельности в новых условиях ФГОС обеспечивалась реализацией следующих принципов:

  1. Единство диагностики и коррекции предполагает необходимость учета в логопедической работе структуры дефекта, определения ведущего нарушения, соотношение первичных и вторичных симптомов. Это и определяет значимость воздействия на все компоненты речи при устранении речевых расстройств. Для реализации этих задач была проведена работа по комплектованию речевых групп по логопедическим заключениям; составлено расписание занятий с учетом основного расписания школы; составлены рабочие программы по коррекции речевых недостатков для каждой группы и индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения.
  2. Деятельностный принцип коррекции. Для ребенка в процессе логопедической работы модулируются различные ситуации речевого общения, с учетом ведущей деятельности ребенка: предметно-практической, игровой, учебной. На занятиях использовались приемы проблемного обучения, с помощью которого дети учились сами искать ответы на вопросы и выполняли задания. Широко применялись различные упражнения и задания, способствующие развитию памяти, внимания, логического мышления.
  3. Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка. Согласно этому принципу учитывалась этиология и механизм речевого нарушения, структура дефекта, возрастные и индивидуальные особенности ребенка, своеобразие каждой личности. Задача логопеда: создать учебную ситуацию, которая позволит реализовать личные качества детей, способности и умения. В процессе компенсации нарушенных речевых и неречевых функций, перестройке деятельности функциональных систем использовался метод обходного пути, т.е. формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена.
  4. 4. Комплексность методов психологического воздействия. Сложность структурно-функциональной организации речевой системы обусловливает расстройство речевой деятельности в целом при нарушении даже отдельных её звеньев. Устранение речевых нарушений носит комплексный медико-педагогический характер. Система логопедической работы использует дифференцированный подход, многообразные методы, приемы и средства (практические, наглядные и словесные) для воздействия на все компоненты речи при устранении речевых расстройств.
  5. Активное привлечение родителей и социального окруженияк работе с ребенком-логопатом для закрепления правильных речевых навыков. Логопед информирует педагогов, родителей о характере речевого нарушения у ребенка, о задачах, методах и приемах работы на данном этапе коррекции, добивается закрепления правильных речевых навыков не только на занятиях, но и на уроках, во внеклассное время под контролем педагогов и родителей. С этой целью проводились консультирование педагогов, родителей, собрания. Родители первоклассников присутствуют и участвуют в логопедических занятиях.

Зачисление на занятия и выпуск обучающихся производились в течение учебного года. Количество обучающихся с речевыми нарушениями неуклонно повышается, что связано с ухудшением экологии, ослабленным здоровьем детей, хроническими заболеваниями родителей и др. В связи с этим диагностическое направление работы включало обследование речи школьников в начале и в конце учебного года, а также в течение года по запросам родителей и педагогов. С введением инклюзивного образования в общеобразовательную школу стали поступать дети с тяжелыми нарушениями речи (алалия, дизартрия, ринолалия, заикание), коррекция которых требует более длительного времени. Ранее эти дети направлялись в специальную речевую школу, где они получали логопедическую помощь на протяжении всех лет обучения.

Вывод:необходимость учета обозначенных принципов очевидна, поскольку они дают возможность обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач, и содержание обучающей и развивающей деятельности детей с речевыми нарушениями.

Обозначенные в рамках новых стандартах цели и задачи, направления логопедического сопровождения напрямую стратегически отражаются в системе коррекционной работы с обучающимися начальной школы. Таким образом, стратегия и оптимизация деятельности учителя-логопеда сопряжены с обновленными стандартами и проходят ведущей линией взаимодействия специалистов системы общего образования.

Подготовила: учитель-логопед высшей квалификационной категории Шумова Светлана Викторовна, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1»
В системе дошкольного образования в последние годы произошли изменения: приняты новый «Закон об образовании в РФ», Федеральные Государственные Образовательные Стандарты дошкольного образования. Впервые в истории нашей страны дошкольное образование стало первым уровнем образования.
Новые требования, которые вкладываются законодательством в понимание работы логопеда на современном этапе - это перестроить свою деятельность с знанием новых технологий, новых правил, новых подходов к организации собственной работы.
Говоря о работе логопеда в рамках федерального государственного стандарта, хочу остановиться на тех документах, которые регламентируют работу логопеда.
Скачать конспект
В своей работе мы руководствуемся прежде всего:
Законом РФ «Об образовании» №273 Ф3
Федеральным закон «О специальном образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»
«Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении»
Приказ Минобрнауки России от 17. 10. 2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Это основные документы, регламентирующие деятельность как коррекционных педагогов вообще, так и учителя-логопеда в частности. Они относятся к сфере общего образования, а стандартов, федеральных и государственных требований, которые бы непосредственно относились к коррекционному образованию на настоящий момент не существует. Существуют лишь проекты законов, проходят общественные слушания, общественные обсуждения проекта концепции ФГОС для обучающихся с ОВЗ. Этот стандарт был разработан специалистами института коррекционной педагогики и КП РАО в Москве. Этот стандарт обсуждался, но до сих пор этот стандарт не является принятым, потому как, и в правительстве, и в кругах педагогической общественности сейчас широко обсуждается вопрос интеграции, вопрос о том, где должны обучаться дети с проблемами в развитии, в частности дети с речевой патологией, интеллектуальной недостаточностью. Вопрос решается, и этот проект правительством поддержан. Все склоняются к тому, что инклюзия инклюзией, но существуют категории детей, которых никаким образом нельзя обучать в системе общеобразовательной школы, в частности, категория детей с интеллектуальной недостаточностью. В настоящее время система коррекционного образования, дефектологии сохраняется и этот стандарт, обсуждаемый, корректируемый, еще пока не принятый, находится в свободном доступе на сайте ИКПРАО.
Особенностью проекта ФГОС начального общего образования для детей с нарушениями речи является то, что решение выбора образовательного маршрута отдается не общей программе, а конкретному специалисту, который будет работать с ребенком и зависит от запросов родителей, от объективной картины физического и психического статуса ребенка. Чем сложнее структура дефекта, тем в большей степени программа становится вариативной, тем больший удельный вес приобретает жизненная компетенция, т.е. формирование жизненно необходимых навыков. Программ для детей с речевой патологией минимум. Для дошкольников - это программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Г.А. Каше. Для школьников, для детей с дисграфиями, с дислексиями не существует. Только рекомендованы варианты логопедов-практиков, которые в каждом конкретном случае выстраивают свою работу в отношении стратегии коррекционно-логопедической работы с тем контингентом детей, которые пришли к ним в образовательное учреждение.
В пункте 2.6 ФГОС определены направления развития и образования детей (образовательные области):
социально-коммуникативное развитие
познавательное развитие
речевое развитие
художественно-эстетическое развитие
физическое развитие.
Хочу остановиться на "речевом развитии". Хоть эта область и выделена в отдельную, в реализации всех этих областей можем найти междисциплинарные связи. Например: физическое развитие включает развитие моторное, развитие общей моторики. Куда без общей моторики при коррекции фонетических нарушений при дизартрии у детей, где общая моторика, там мелкая, там и артикуляционная, где логопедическое занятие, там и физкультурное. Если мы говорим про художественно-эстетическое развитие, то подразумевается, что у детей развивается музыкальные способности, если это музыкальные способности, то это работа музыкального руководителя, а если это работа музыкального руководителя и логопеда, то это занятие по логоритмике, без логоритмики невозможны занятия с детьми с заиканием.
Речевое развитие включает:
владение речью как средством общения
обогащение активного словаря
развитие связной речи, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
знакомство с книжной культурой, детской литературой, то, что мы не обделяем вниманием в структуре логопедического занятия, когда говорим про то, что любое занятие должно быть выстроено в рамках одной лексической темы, объединено общим игровым сюжетом.
понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Это намек на развитие импрессивной речи, на понимание речи обращенной, в том числе и реализованной в детской литературе, в письменно-речевом творчестве.
формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте (профилактика дисграфии, дислексии, нарушений письменной речи в целом. Полностью учтено в данном разделе, в данном направлении в структуре ООП дошкольного образовательного учреждения.
В этой области определены все направления работы, с которыми работаем мы – логопеды.
Содержание работы будет зависеть от того с кем мы работаем, от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы. Будет отражаться в общеобразовательной программе и парциальной программе логопеда. Может реализовываться в общении, в игре, в познавательно-исследовательской деятельности. Это дает возможность для творчества, т.е. это можно делать в любом виде деятельности в группе, кабинете, в структуре занятий других специалистов. Но никто и не запрещает проводить традиционно логопедические занятия, что впоследствии в школе превратится в классно-урочную систему. Чинно сидя за столом, а не лежа на полу, перед зеркалом и в структуре традиционного общения учитель-ученик, ребенок с речевой патологией – логопед, ребенок-взрослый. Как в групповых, так и в подгрупповых и индивидуальных формах работы.
Основная мысль ФГОС ДО заключается в поддержке разнообразия детства через создание условий развития способностей каждого ребенка. Каждый ребенок будет развиваться тем темпом, который характерен для него. Современные дети отличаются от нас, поэтому, все сложнее наладить взаимодействие ребенка с родителем, ребенка с педагогом, ребенка с обществом.
К сожалению, в настоящее время растёт поколение детей, часто безразличное к речевой деятельности, демонстрирующее нелюбовь к трудным заданиям, избегающее регулярных усилий и трудностей вообще. Речевая коммуникация для таких малышей не является личностно значимой.
Наблюдается и «угасание» родительской инициативы – ещё одна из актуальных проблем сегодняшнего дня. Поэтому так важны поиск и введение в практику новых форм работы с дошкольниками и их родителями.
Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдается нестабильное психо-эмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких детей - это тяжелый труд. Приятно, когда дети с радостью и желанием идут на занятия к логопеду, в предвкушении того, что же ждет их сегодня. А что же их может ждать? Привлекательная окружающая обстановка рабочего пространства учителя-логопеда, эстетическое оформление, игровые дидактические пособия, только так можно ребенка заинтересовать пригласить к диалогу.
В этих изменяющихся условиях нам педагогам дошкольного образования необходимо уметь не только свободно ориентироваться в широком спектре современных технологий, но и эффективно их внедрять.
В соответствии с ФГОС образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Вовлечь ребёнка в деятельность возможно лишь в том случае, когда ему интересно, когда он увлечён и играет. А что является основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности? Конечно же - это игра. Если игра для ребенка является основным видом деятельности, значит, нам как педагогам необходимо перестроиться на игру, игру какую? Игру, которая строилась по инициативе детей, т. е. увлекательную, игру со смыслом. Для этого я старалась создать содержательно-насыщенную среду для реализации продуктивной, увлекательной, познавательной и творческой совместной деятельности с детьми.
В настоящее время значительно возрос интерес педагогов (учителей-логопедов, педагогов-психологов, воспитателей) к использованию игр с песком в работе с детьми.
Световые столы для рисования песком стали сейчас особенно популярными. Хотя это не совсем игра. Работа с песком развивает тактильные ощущения и моторику рук.
Рисование песком идеальный вариант для занятий с гиперактивными и слишком возбудимыми детьми. Особенно хорошо подходит метод песочной терапии для детей, которые по какой-либо причине отказываются выполнять различные задания на традиционных занятиях.
Естественная потребность детей играть с песком навела меня на мысль использовать песочницу в своей работе. Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
Во-первых, существенно усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во-вторых, при использовании игр с песком развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а так же речь и моторика.
В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

Так в моем логопедическом кабинете появился ящик с песком. Для игр-занятий в песочнице - множество фигурок высотой не более 8 см по разным лексическим темам. Это люди, животные, транспорт, морские обитатели и т. д. игрушки из «Киндер-сюрпризов» . Также различный природный материал (палочки, плоды, семена, ракушки и др.).
Планшет для рисования песком с подсветкой (пишут слоги, рисуют (без света), составляют по собственно нарисованной картинке рассказ, рисуют овощи, фрукты, деревья.
В ящик с песком добавляю детали, и получаем уже "Цветовые параллели" -
придаю обстановке таинственность, задаю вопрос: «Как узнать, что спрятано под песком, не дотрагиваясь до него?». При этом в виде подсказки предлагаю детям разнообразные предметы: палочку, трубочку, камень, веревочку и т.д. Даю план-схема, в которой с помощью условных обозначений указано, где находятся предметы. Ребята договариваются, кто читает схему (например, первый предмет находится в желтом ряду, во второй сверху ячейке и т.д.), а кто с помощью кисточки находит предметы. Далее пары определяют и проговаривают, где спрятался звук. Предметы расселяют в разные секции песочного стола: в правой располагают предметы со звуком в начале слова, в левой – в конце слова. Параллельно идет развитие пространственных представлений, чем повышаю результативность и качество деятельности (продуктивно-творческой, познавательной).
При помощи «Веселых человечков», которые представляют собой латексный шар наполненный песком, благодаря чему, он может принимать разную форму.
Даю детям задание: когда они услышат звук «С» , слепить улыбку, когда звука нет – грусть (опущены уголки губ). Так с помощью мимики передают эмоции «человечков» и одновременно развивают слуховую память.
Обучаю воспитанников навыку синтеза слога. Выставляю «человечков» парами, (первый синий рядом красный с условным обозначением звука «А» , в виде рта - большого круга). Ребенок соединяет звуки и получает слог «СА» . Аналогичная работа проводится с другими гласными звуками.
Я использую игровые упражнения с песком в индивидуальной логопедической работе с детьми, а также как элемент подгруппового занятия.
Опыт показывает, что использование песочной терапии позволяет раскрыться даже «закомплексованному» ребёнку, дольше сохранить работоспособность дошкольника, а также повысить интерес к логопедическим занятиям.
Наряду с этим известно, что песок поглощает негативную психическую энергию, обладает релаксационным действием.
Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа)
О том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев, сказал когда-то известный педагог В. А. Сухомлинский. И это не просто красивые слова. Все дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь. А формирование речи способствует развитию мышления.
В коррекционно - логопедической работе приемы Су - Джок терапии можно использовать в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук.
Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук. (Гладь мои ладошки, ёж! Ты колючий, ну и что ж! Я хочу тебя погладить, Я хочу с тобой поладить).
В каждом шарике есть «волшебное» колечко.
Надеваем колечки на пальчики поочередно и массажируем их (пальчиковая игра «мальчик-пальчик» - Мальчик-пальчик, Где ты был? С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил, с этим братцем кашу ел, с этим братцем песни пел).
Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.
В своей работе также использую планшеты И.Лыковой, И. Мальцевой "Логико малыш" с наборами карточек с упражнениями для овладения детьми начальной грамотой.
Широко использую готовые картинно-графические схемы и планы рассказов Бардышевой Т. Ю., Моносовой Е. Н.
Авторы отмечают, что наиболее эффективными в работе оказываются методики и технологии развития связной речи, основанные на выстраивании связного высказывания с помощью зрительных образов (предметные картинки, стимульных символов, из которых составляются схема предложения и план рассказа. Связная речь в данном случае формируется с помощью картинно-графических схем. Благодаря данной методике дети смогут адекватно употреблять различные виды предложений, пересказывать тексты и составлять рассказы с опорой на картинно-графические планы самостоятельно.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». (К. Д. Ушинский).
Недавно в своей работе стала использовать такую форму работы как - Лэпбук. Я решила оформить игры и речевой материал по закреплению звука в виде модного сейчас лэпбука. Лэпбук - это такая самодельная книжка - раскладушка или тематическая папка с разными кармашками и подвижными деталями. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом готовый лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап работы над звуком, которую ребенок проделал по теме. На каждом этапе работы над закреплением звука по моему заданию дети вместе с родителями делают кармашки для игр, подбирают игры, загадки, скороговорки, картинки и другой материал для игр. В лэпбуке «У Шипелочки в гостях» представлены игры и упражнения, нацеленные не только на автоматизацию звука [ш], но и задания для развития фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, просодической стороны речи, грамматики. Вся работа с лэпбуком способствует обогащению словарного запаса, развитию мышления, зрительного восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики.
Мы живем в веке информации. Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом. В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Поэтому, важно создание системы работы с использованием компьютера для развития ребенка и прежде всего, формирования у него психологической готовности к жизни и деятельности в обществе, широко применяющем информационные технологии. Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки развития логического мышления.
Специальные компьютерные игры «Учимся говорить правильно», «Игры для тигры» и др. «Речевые игры" для интерактивной доски.
Признавая, что компьютер - новое мощное средство для интеллектуального и творческого развития детей, необходимо помнить, что он должен только дополнять педагога, а не заменять его.
Я как учитель-логопед в своей работе использую ИКТ для:
Подбора иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
Подбора дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями мероприятий.
Знакомства с периодикой, наработками других педагогов.
Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний, мастер-классов, «Круглых столов».
Обмена опытом: создание собственных мини-сайтов на популярных порталах, публикации материалов педагогической деятельности на различных сайтах.
В своей практике я активно пользуюсь интернет-ресурсами, как основным источником самообразования. В целях соответствия стандарту современного специалиста зарегистрировала мини-сайты на известных порталах в сети Интернета.
В практической деятельности использую презентации для детей и их родителей, коллег в рамках открытых мероприятий (занятий, совместной проектной деятельности с педагогами ДОУ).
Стандарт дошкольного образования предъявляет особые требования к деятельности учителя-логопеда. Современный логопед обязан нести позитивное настроение в общении с детьми, родителями, коллегами, позволяющее наладить коммуникативные связи, противостоять стрессовым ситуациям.
А инновационные технологии, применяемые мной в собственной логопедической практике, базируются на приоритетных направлениях ФГОС ДО.

ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ НА уч.г. ОНР 52 % ФФНР 24 % ТНР 18 % нарушение слуха 3 % ФНР 3 %


ФГОС * указывает на необходимость создания развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей с различными индивидуальными и психологическими особенностями; * внедрение в практику дошкольных организаций инклюзивного обучения детей с ОВЗ вместе с их нормально развивающимися сверстниками.


ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ организация процесса обучения, при которой все дети, имеющие те или иные особенности в развитии (физические, психические, интеллектуальные и т.д.), включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе с их здоровыми сверстниками в тех же общеобразовательных учреждениях общего типа, которые учитывают их образовательные потребности и оказывают своим ученикам специальную поддержку.


ДЕТИ С ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или некоторых разделов программы ДОУ вне специально созданных условий воспитания и обучения. ДЕТИ «ГРУППЫ РИСКА» - это дети с минимальными и парциальными нарушениями, занимающие промежуточное положение между «нормальным» и «нарушенным» развитием.





ДЕТИ «ГРУППЫ РИСКА» с минимальным нарушением слуха; с минимальным нарушением зрения (в том числе с косоглазием и амблиопией); с нарушениями речи (дислалия, ст.ф.дизартрии, закрытая ринолалия, дисфония, заикание, нарушения лексико-грамматического строя, нарушения фонематического восприятия;полтерн, тахилалия, брадилалия) педагогически запущенные дети; с легкой задержкой психического развития (конституциональной, соматогенной, психогенной);


Дети-носители негативных психических состояний (утомляемость, тревожность) соматогенной или церебрально-органической природы без нарушений интеллектуального развития (часто болеющие дети, аллергики, с компенсированной и субкомпенсированной гидроцефалией); дети с психопатоподобными формами поведения (истероидность, психастения и т.д.); дети с нарушенными формами поведения органического генеза (гиперактивность, синдром дефицита внимания); дети с неврозами; дети с начальными проявлениями психических заболеваний (шизофрения, аутизм, эпилепсия); дети с легкими проявлениями двигательной патологии церебрально-органической природы; дети с минимальной мозговой дисфункцией.


ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ В ДОУ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА дети с фонетическим нарушением речи (дислалия, ст.ф.дизартрии); дети с фонетико-фонематическим нарушением речи (дислалия, ст.ф.дизартрии); дети с общим недоразвитием речи (моторная алалия, дизартрия); дети с ОНР при задержке психического развития;





ФОРМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ Группа комбинированной направленности (совместное обучение здоровых детей и детей с ОВЗ); Дополнительные структурные подразделения (центр игровой поддержки развития, консультативный пункт, лекотека, служба ранней помощи, группа кратковременного пребывания «Особый ребенок»), деятельность которых направлена на оказание образовательных услуг семьям детей с ОВЗ в возрасте от 2 мес. до 7 лет.


АЛГОРИТМ ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ Вначале учебного года проводится диагностическая работа по выявлению детей с ОВЗ и детей «группы риска» (педагогами и специалистами ДОУ). Проведение заседания ПМПк (консилиума) ДОУ, где принимается решение о направлении детей с проблемами в развитии на ПМПК (комиссию). По результатам обследования на ПМПК даются рекомендации по созданию для ребенка специальных образовательных условий. На основании рекомендаций ПМПК специалистами ПМПк образовательной организации разрабатывают индивидуальные образовательные маршруты и (или) адаптированные образовательные программы. Реализация специалистами и педагогами образовательной организации индивидуальных маршрутов и (или) адаптированных программ.





ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения и слоговой структуры слова; подгрупповые занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи; подгрупповые занятия с детьми по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи.














РОЛЬ ВЗАИМОСВЯЗИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ПЕДАГОГАМИ И РОДИТЕЛЯМИ эффективность коррекционной работы с детьми; снижение процента возникновения речевых нарушений у детей дошкольного возраста; снижение процента возникновения вторичных речевых нарушений у школьников.




Совершенствование системы мониторинга; -построение учебных программ; -умелый подбор и применение технологий обучения; -организация предметно-развивающей среды; использование различных форм деятельности; -тесное сотрудничество педагогов с родителями; -повышение профессиональных компетенций педагогов; -координация работы всех специалистов ДОУ

ГБДОУ детский сад № 33 Приморского района

Санкт-Петербурга

Пути совершенствования системы работы учителя-логопеда

в условиях введения ФГОС ДО.

Поиск путей совершенствования системы работы учителя-логопеда был вызван необходимостью реализации требований ФГОС ДО, который определил виды интеграции образовательных областей и планируемые результаты развития интегративных качеств личности старшего дошкольника. А также особенностями детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР), у которых нарушены не только все компоненты речевой системы, но и имеется своеобразие процессов внимания, памяти, мыслительной деятельности, что требует от педагогов, работающих с данной категорией детей создавать специальные условия для стимуляции социального, познавательного, речевого и двигательного развития детей на базе ДОУ. Без специальных коррекционных мероприятий к началу школьного обучения у детей с тяжёлым нарушением речи оказываются несформированными основные компоненты речевой системы.

Поскольку успех коррекции и компенсации речевых нарушений ребёнка во многом зависит от правильной диагностики речевого нарушения, то несомненно первое - это совершенствование системы мониторинга . Поскольку глубокое, всестороннее изучение ребёнка является основой для выбора оптимального варианта коррекционной работы, то для выявления динамики развития ребёнка первостепенное значение имеет система мониторинга. Она должна отвечать основному требованию: решать задачи проведения углублённого исследования всех компонентов устной речи. А так как высшие психические процессы и речь взаимосвязаны, то обследованию подлежат и зрительно-моторные координации и пространственно-временные представления. Для этого необходимо использование в педагогической практике различных современных диагностических методик обследования детей, в том числе нейропсихологических, таких как Лопатиной Л.В., Волковой Г.А., Ткаченко Т.А., Цветковой Л.С., Ковшикова В.А., Фотековой Т.А., Марковской И.Ф.и др. С помощью диагностики можно проводить динамическое изучение ребёнка в процессе образовательно-коррекционной деятельности (согласно концепции Л.С. Выготского о двух уровнях умственного развития ребёнка - актуальном и потенциальном, т.е. о зонах ближайшего развития). Мониторинг определяет не только стартовые возможности ребёнка, что он знает и умеет, но и то, что лежит в ближайшей зоне его речевого развития. Благодаря динамическому наблюдению есть возможность выявить (тормозящее или стимулирующее) влияние какого-либо фактора на развитие того или иного компонента речевой системы ребёнка, а затем, если это необходимо, то изменить влияние этого фактора в нужном направлении.

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения следующих образовательных задач: построение образовательного процесса на педагогически обоснованном выборе учебных программ; индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его индивидуального образовательного маршрута (по потребности); оптимизации работы с группой детей;

Учебный процесс в логопедической группе строится в соответствии с учебным планом и санитарно-гигиеническими требованиями. Коррекционное воздействие осуществляется на основе чётко спланированной работы учителя-логопеда. Большую роль играет подбор <<Программ …>>, в том числе коррекционных. Коррекционно-образовательный процесс выстраивается на педагогически обоснованном выборе учебных программ. Образовательная программа ДОУ разрабатывается им самостоятельно на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, а также специальных (коррекционных программ) таких, как например: Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжёлым нарушением речи. Под редакцией профессора Л.В Лопатиной. СПб, 2014. Или Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОУ для детей с тяжёлым нарушением речи (общим недоразвитием речи) с 3до 7 лет. ФГОС.Детство-Пресс,2015.Отбор программ преследует цель - сформировать оптимальную модель коррекционно-развивающего обучения . Правильное выстраивание коррекционной работы позволить получить высокую положительную динамику развития ребёнка с ТНР. Для детей инвалидов, если таковые имеются, разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут.

Объём учебного материала в рабочей программе рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления дошкольников.

(Распределение занятий должно быть составлено в соответствии с Сан Пин 2.4.1.3049-13от 30.07.2013). Определён максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ.

Реализация рабочей программы обеспечивается на основе вариативных форм, способов, методов и средств, представленных в образовательных программах, методических пособиях, соответствующих принципам и целям ФГОС ДО и выбираемых педагогом с учётом многообразия конкретных социокультурных, географических, климатических условий реализации ОП ДО, возраста воспитанников, состава групп, особенностей и интересов детей, запросов родителей (законных представителей)0

На протяжении всего учебного года прослеживается интеграция содержания части, формируемой участниками образовательных отношений с тематикой логопедической работы. При организации образовательной деятельности учитывается требование СанПиНа к учебной нагрузке на детей. Поэтому большинство тем части программы, формируемой участниками образовательных отношений, реализуется в совместной деятельности воспитателя и учителя-логопеда с детьми в режимные моменты. Другая часть включена в план рабочей программы как непосредственно образовательная деятельность.

В процессе работы по реализации рабочей программы прослеживается интеграция содержания всех образовательных областей,

Знание и умелое применение различных технологий в обучении , воспитании и развитии детей в немалой степени определяет результативность педагогической деятельности. Выбор педагогических технологий определяется теми задачами, которые необходимо решить на данном этапе. Использование методов, направленных не только на коррекцию речевых нарушений, но и на психофизическое развитие дошкольников. Это использование не только традиционных, но и инновационных технологий. Педагог использует в своей деятельности здоровьесберегающие технологии, проектной деятельности, развивающего обучения, коррекционные, информационные, познавательно-иссследовательские, личностно-ориентированные, эффективной коммуникации;

Идёт постоянный поиск педагогических технологий. Таких технологий, которые бы увеличивали активные действия ребёнка, практические и речевые, чтобы условия были максимально приближены к естественным. К таким относятся технологии интегрированного обучения. Отслеживание динамики позволяет определить и исключить факторы, тормозящие нормальный ход речевого развития и шире использовать те технологии, которые способствуют не только конкретно речевому развитию, но и активизации речи, познавательного интереса, мотивации, так как дети с ТНР, как правило, малоактивны в общении Использование технологий интегрированного обучения, таких как тематические досуги, экскурсии с участием родителей детей создаёт условия для свободного общения, что в итоге, при логопедической помощи должно полностью скомпенсировать речевую недостаточность до поступления в школу.

Совершенствование системы работы учителя-логопеда - это и использование различных форм деятельности в коррекционно-образовательной процессе. Это и непосредственно образовательная деятельность, подгрупповые, индивидуальные занятия, участие в совместной деятельности в режимных моментах и др. Допускается использование разнообразных форм, методов, приёмов и средств обучения и коррекции в рамках государственных стандартов. Благодаря систематическому использованию таких разных методов как беседы, наблюдения, развивающие и дидактические игры, упражнения, включение детей в разные проблемные ситуации, решаются не только обучающие задачи, но и обеспечиваются благоприятные условия в группе: психологические, гигиенические, эстетические.

Коррекционно-логопедический процесс нацелен на создание оптимальных условий для преодоления речевых нарушений детей, коррекции негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, формированию школьно-значимых функций. Этому способствует организация предметно-развивающей среды в группе, в логопедическом кабинете, кабинете педагога-психолога, музыкальном, физкультурном залах и т.д.

Подбор оборудования, материалов, методических пособий, игр, игрушек производится с учётом достижения целей и планируемых результатов освоения Программы. Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения, логопедического кабинета и участка на улице обеспечивают полноценное развитие личности детей во всех образовательных областях. Группа имеет ограждённый прогулочный участок с игровым и спортивным оборудованием. В помещении логопедической группы имеются развивающие центры, которые оснащены всем необходимым для реализации поставленных педагогических целей и задач. Оборудование кабинета учителя-логопеда соответствует росту и возрасту детей. В нём также представлен материал по всём разделам коррекционно-образовательной деятельности, представлены развивающие центры, имеющие необходимое оснащение. Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды , соответствующей возрасту ребёнка, способствует активизации его речи, познавательного интереса, мотивации, что, в конечном итоге

Многоаспектный, комплексный подход к коррекции речевых нарушений предполагает тесное сотрудничество педагогов и родителей . И эффективность коррекционного процесса также во многом зависит от позиции, которую занимают родители. Постоянно идёт поиск новых форм вовлечения родителей детей в образовательно-коррекционный процесс. Несмотря на широкое использование электронных образовательных ресурсов (создание групп в социальных сетях, сайта группы, детского сада), которые позволяют в режиме он-лайн давать консультации родителям, не отменяются очные еженедельные консультации родителям, индивидуальные занятия с детьми в присутствии родителей. так как нет ничего ценнее воздействия живого слова. На сайте группы или детского сада, где есть страница учителя-логопеда, родителям выкладывается определенный пакет документов: график работы учителя-логопеда, перспективное планирование, распределение рабочего времени, план работы с родителями, информируют о той работе, какая проводится с их ребенком на определенном этапе коррекционной работы, помогают вспомнить родителям элементарные азы теории русского языка, чтобы родители могли дома при желании выполнить рекомендованные учителем-логопедом задания по звуковому, слоговому анализу и синтезу слова. А также: родители отсутствующих детей выполняют рекомендованные учителем-логопедом задания, по e.mail присылают на проверку, т.е. происходит дистанционное обучение ребенка. Родителям выкладывается перечень лицензионных сайтов, посетив которые они смогут найти ответы на интересующие их вопросы. Таким образом, идет своеобразное дистанционное обучение участников образовательного процесса.

Для умелого использования современных образовательных ресурсов, интегрирования традиционных и инновационных педагогических технологий, обеспечения дифференцированного и индивидуального подхода необходимо постоянное повышение профессиональных компетенций учителя-логопеда. Все области знаний реализуются только в творческом развивающем подходе и педагог должен умело интегрировать современные технологии обучения, умело сочетать традиционные и инновационные педагогические технологии. Согласно ФГОС - педагог творец. От него во многом зависит успех реализации задач коррекции и компенсации речевых нарушений ребёнка Для умелой интеграции образовательных областей требуется профессиональная компетенция педагога . Необходимо так сочетать то разнообразие современных педагогических технологий, чтобы: максимально использовать многообразие видов детской деятельности;

Координация работы учителя-логопеда со специалистами ДОУ для реализации требований ФГОС имеет свое целью обеспечение комплексной коррекции психического развития ребёнка. Организация комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения ребёнка позволяет создать единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие речевой сферы. Происходит логопедизация всего образовательного процесса благодаря взаимодействию учителя-логопеда, воспитателей группы и других специалистов ДОУ. В соответствии с рабочей программой, коррекционное направление является приоритетным, так как целью работы является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Эти дети требуют постоянной помощи и побуждений в виде вопросов, подсказок и поощрений. И все педагоги следят за речью детей, закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. В соответствии с рабочей программой все специалисты под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов. Таким образом, группа воспитанников ДОУ с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) имеет возможность посещать в соответствии с учебным планом кабинеты учителя-логопеда, педагога-психолога, медицинский кабинет, музыкальный зал, физкультурный зал, музейную комнату и др. помещения детского сада Успех совместной коррекционно-образовательной деятельности с детьми, имеющими речевые нарушения, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия учителя-логопеда, воспитателей группы, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, специалиста по изобразительной деятельности с медицинскими работниками. Каждый из них, решая свои задачи, определённые образовательными программами ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья..

Комплексное исследование фонда знаний, умений навыков, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, речи, нейропсихологическое изучение, наблюдение за динамикой психического развития в условиях коррекционной работы дают возможность выстроить психолого-педагогический прогноз и правильно определить дальнейший образовательный маршрут ребёнка с ТНР. Овладение детьми знаниями, приобретёнными за определённый период, а также сформированность умения использовать полученный опыт в различных ситуациях, позволит успешно обучаться в школе. Правильный подбор программ обучения, организация развивающей среды, использование современных педагогических технологий позволяют увеличить положительную динамику развития речевой системы ребёнка с ТНР.

Литература:

1.Федеральный закон № 273 << Об образовании в Российской федерации>>, Федеральные государственные стандарты дошкольного образования (ФГОС ДО).

  1. Взаимодействие детского сада и семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста.//Дошкольная педагогика.- июль 2008.
  2. Иванова О.Ф. Пути оптимизации совместной работы учителя-логопеда и воспитателя. //Научно-методический журнал<<Логопед>>.-2009.-№3.
  3. Логопедическая служба дошкольного образовательного учреждения/авт.-сост. В.В.Докутович, Л.Е.Кыласова.-Волгоград: Учитель,2013.
  4. Лопатина Л.В Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжёлым нарушением речи. СПб, 2014.
  5. Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОУ для детей с тяжёлым нарушением речи (общим недоразвитием речи) с 3до 7 лет. ФГОС.Детство-Пресс,2015.