Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие творческих способностей  /  Разделы программы по фгос в доу веракса. Программы дошкольного образования

Разделы программы по фгос в доу веракса. Программы дошкольного образования

Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающий степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
В.А.Сухомлинский

Основная образовательная программа дошкольного образования - это нормативно-управленческий документ дошкольной образовательной организации, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации воспитательно-образовательного процесса. Программа разрабатывается, утверждается и реализуется образовательной организацией в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования.

Программа должна обеспечивать построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка - физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое. Одним из положений Плана действий по обеспечению введения ФГОС ДО является положение о введении Федерального реестра примерных основных образовательных программ, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО.

Сайт федерального реестра примерных основных общеобразовательных программ: fgosreestr.ru . На нем опубликована «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования», одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15).

На сайте федерального государственного автономномного учреждения «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») www.firo.ru создан раздел «Навигатор образовательных программ дошкольного образования». На нашем сайте мы публикуем список этих программ со ссылками на издательства, которые их выпускают. На сайтах издательств Вы можете ознакомится с проектами, презентациями программ, сопутствующей методической литературой.

Образовательные программы дошкольного образования, соответствующие ФГОС ДО:

Образовательная дошкольного образования «Миры детства: конструирование возможностей» / Под редакцией Т.Н. Дороновой (Научный руководитель А.Г. Асмолов)
Минобрнауки РФ. Федеральный институт развития образования

Образовательная программа дошкольного образования для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Л. В. Лопатиной


Если материал вам понравился, нажмите кнопку вашей социальной сети:

Анализ основной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы в соответствии с ФГОС

Примерная Программа «От рождения до школы» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года) и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ (ООП).

К преимуществам программы «От рождения до школы», безусловно, следует отнести то, что она охватывает все возрастные периоды физического и психического развития детей. Весь программный материал по раннему возрасту (от рождения до 2-х лет) выделен в отдельный раздел. Это обусловлено важностью этого возрастного периода для развития ребенка. Также, в программе имеется отдельный раздел, посвященный инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Преимуществом программы можно считать и наличие отдельного раздела по развитию игровой деятельности. В действующем ФГОС ДО, в отличие от ФГТ, игровая деятельность не включена ни в одну из образовательных областей. Это объясняется тем, что в дошкольном возрасте игра-ведущий вид деятельности и должна присутствовать во всей психолого-педагогической работе, а не только в одной из областей. Признавая исключительную важность развития игровой деятельности дошкольника, авторы дополнили Программу отдельной главой, посвященной игре. В этой главе раскрывается содержание психолого-педагогической работы по развитию игровой деятельности для каждого возрастного периода, что позволяет педагогу комплексно видеть все аспекты игровой деятельности в поступательном развитии.

Программа подчеркивает ценность семьи как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников. В разделе «Взаимодействие детского сада с семьей» описаны основные формы работы с родителями воспитанников, использование которых позволяет педагогам успешно реализовать общеобразовательную программу дошкольного образования. Важным преимуществом Программы является то, что она обеспечена пособиями для занятий с ребенком дома - книгами серии «Школа Семи Гномов».

Удобство в использовании Программы состоит и в наличии приложений с подробными перечнями. В современном издании Программы все примерные перечни вынесены в Приложение. Это существенно сокращает содержательную часть Программы и облегчает ее восприятие. Кроме того, такое построение Программы позволяет видеть, как содержание примерных перечней изменяется в зависимости от возраста детей. Например, теперь легко увидеть и проанализировать, что рекомендуется для чтения детям в каждой из возрастных групп.

Очевидным достоинством Программы является и то, что она обеспечена полным учебно-методическим комплектом, включающим методические пособия по всем линиям и направлениям развития ребенка, комплексно-тематическое планирование, наглядные пособия и рабочие тетради, а также пособия по работе психолога в ДОО, по инклюзивному образованию и работе семейного детского сада.

В структуре программы произошли изменения. В соответствии с требованиями ФГОС ООП включает в себя три основных раздела (целевой, содержательный, организационный), дополнительный. Каждый из основных разделов должен включать обязательную часть (это программа «От рождения до школы») и часть, формируемую участниками образовательных отношений, в которой отражаются специфика Организации и приоритетные направления работы.

В целевой раздел включены: пояснительная записка, в которой раскрываются цели и задачи реализации ООП ДО, принципы и подходы к формированию ООП ДО и планируемые результаты освоения ООП ДОО.

В новой программе планируемые результаты освоения Программы представлены в ФГОС в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры рассматриваются как социально-нормативные характеристики возможных достижений ребёнка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых. Целевые ориентиры Программы «От рождения до школы» базируются на ФГОС ДО и целях и задачах, обозначенных в пояснительной записке к Программе. Целевые ориентиры образования даются для детей раннего возраста (на этапе перехода к дошкольному возрасту) и для старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования). В данном разделе также идёт речь о системе оценки результатов освоения Программы. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Данная Программа предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики.

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально-организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики-карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребёнка в ходе:

Коммуникации со сверстниками и взрослыми

Игровой деятельности

Познавательной деятельности

Проектной деятельности

Художественной деятельности

Физического развития

В организационном разделе представлены распорядок дня для всех возрастных групп. Следует отметить, что в программе внесены некоторые изменения в режим дня, в том числе выделено время для второго завтрака, изменены и приведены в соответствие с ФГОС названия возрастных периодов (вторая группа раннего возраста (от2до3 лет, младшая группа (от 3-до4 лет), средняя…), увеличилось время прогулки. В данном разделе представлены особенности организации режимных моментов, раздел культурно-досуговая деятельность, в котором приведены примерные перечни возможных событий, праздников, мероприятий для каждой возрастной группы, физкультурно-оздоровительная работа, проектирование воспитательно-образовательного процесса, особенности организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды, новый раздел-кадровые условия реализации программы, в котором освещены требования к квалификации управленческих и педагогических кадров, а также профессиональные обязанности педагогов ДОУ.

В содержательном разделе представлены возрастные особенности психофизического развития детей 2-7 лет (возрастные особенности детей от рождения до 2-х лет даны в отдельном разделе «Воспитание и обучение детей в возрасте до 2-х лет») а также формы, способы, методы и средства реализации Программы. Эта часть соответствует разделу «Психолого-педагогические условия реализации Программы» примерной Программы «От рождения до школы». Содержание психолого-педагогической работы излагается в программе по пяти образовательным областям:

1.социально-коммуникативное развитие;

2.познавательное развитие;

3.речевое развитие;

4.художественно-эстетическое;

5.физическое развитие

Например, в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» выделены тематические блоки:

«Социализация, развитие общения, нравственное воспитание»,

«Ребёнок в семье и сообществе, патриотическое воспитание»,

«Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание»,

«Формирование основ безопасности»

В образовательной области «Познавательное развитие» следующие тематические блоки:

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности» (первичные представления об объектах окружающего мира, сенсорное развитие, проектная деятельность, дидактические игры)

«Приобщение к социокультурным ценностям»,

«Формирование элементарных математических представлений»,

«Ознакомление с миром природы».

Образовательная область «Речевое развитие»

«Развитие речи» (развивающая речевая среда, формирование словаря, связная речь)

«Приобщение к художественной литературе».

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

«Приобщение к искусству»

«Изобразительная деятельность»,

«Конструктивно-модельная деятельность» (приобщение к конструированию),

«Музыкальная деятельность».

Образовательная область «Физическое развитие»

«Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»

«Физическая культура».

Благодаря тому, что в Примерной программе «От рождения до школы» вся содержательная часть изложена по тематическим блокам, дошкольная организация может легко ввести свою вариативную часть, заменив один или несколько тематических блоков на свои парциальные программы.

Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет органично вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения.

Следует отметить патриотическую направленность Программы, а также направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей (социокультурный компонент), на сохранение и укрепление здоровья детей.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребёнку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.


Колбина Надежда Васильевна

Вера Спиридонова
Общеобразовательная программа в соответствии с ФГОС

В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» программы дошкольного образования, реализуемые образовательными организациями должны соответствовать ФГОС ДО с момента вступления в силу закона, т. е. еще в сентябре 2013 года мы должны были, как гласит закон работать по-новому.

Но есть другая дата 1 января 2014 года, которая Приказом от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении ФГОС ДО » обозначена как дата отмены ранее действовавших ФГТ к структуре ООП ДО и вступления в силу ФГОС ДО . При этом, Рособранадзор обращает внимание в своём письме от 07.02.2014 на статью 108 ч. 5 ФЗ «Об образовании в РФ» , согласно которой наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с настоящим ФЗ не позднее 01.01.2016 и подчёркивает недопустимость требования от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования немедленного при-ведения своих уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО в условиях незавершённого цикла проведения экспертизы и формирования реестра примерных основных образовательных программ .

Таким образом, определён период перехода ДОУ на ФГОС ДО , начинающийся со дня включения в реестр прошедших экспертизу примерных ООП ДО хотя бы одной и завершающийся не позднее 01.01.2016.

Возникает вопрос : На какие нормативные документы и/или методические рекомендации можно опираться при составлении или изменении ООП ДО?

Основанием для разработки (изменения) ООП ДО является исключительно ФГОС ДО . Примерные программы ДО после прохождения экспертизы на соответствие ФГОС ДО и последующего включения в Федеральный реестр ПОП могут быть использованы в качестве ориентира или методического основания для разработки ООП ДО. Новое то, что основная программа может не включать в себя примерную программу , а разрабатываться самостоятельно (это право определено законом) и тогда она должна быть представлена развёрнуто. Если излюбленная примерная программа будет включена в федеральный реестр – то детский сад сможет просто сослаться на неё, т. е. можно будет оформить ее в виде ссылки на соответствующую Примерную про-грамму (п. II.8) .

Программа состоит из двух частей :

1) обязательной части (это комплексная часть программы ) ;

2) части, формируемой участниками образовательного процесса (это те парциальные программы , которые педагоги могут, как выбрать из существующих, так и разработать самостоятельно).

Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы , а части, формируемой участниками образовательного процесса - не более 20% общего объема Программы .

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми.

Объём обязательной части Программы должен составлять не менее 60% от её общего объёма , а части, формируемой участниками образовательных отношений, – не более 40%

Структура основной образовательной программы по ФГОС включает все-го три основных раздела :

1) целевой,

3) организационный.

В каждом разделе отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса.

Мы видим, что ГОС предлагает конкретный вариант составления Программы . И уже в первом разделе мы планируем результаты, которые хотели бы видеть у детей.

1. Пояснительная записка (возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении; приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной дошкольного образования; цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной про-граммы дошкольного образования; особенности осуществления образовательного процесса (национально-культурные, демографические, климатические и другие) ; принципы и подходы к формированию Про-граммы).

2. Организация детей в образовательном учреждении включает (еже-дневная организация жизни и деятельности детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей, предусматривающая личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности; проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями) режима пребывания

1. Целевой раздел включает в себя

1.1. Пояснительная записка, раскрывающую цели и задачи реализации Программы , принципы и подходы к формированию Про-граммы, значимые для разработки и реализации Программы характеристики , в т. ч. характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста)

1.2 Планируемые результаты освоения Программы (учёт возрастных, индивидуальных, особенностей развития детей с ОВЗ) .

2.1. Раскрывает содержание образо-вания по пяти образовательным об-ластям.

2.2. Используемые в работе детско-го сада образовательные техноло-гии, а именно : формы, способы, ме-тоды и средства реализации Про-граммы.

Появляется новый дополнительный раздел, который должен показать родителям общеобразовательную программу в кратком изложении или в виде презентации.

5. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования подразделяются на итоговые и промежуточные.

6. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы )

3. Организационный раздел

3.1. Содержит распорядок и/или режим дня.

3.2. Модель воспитательно-образовательного процесса.

3.3. Особенности организации раз-вивающей предметно-пространственной среды.

3.4. Описание материально-технического обеспечения Про-граммы : обеспеченность методиче-скими материалами и средствами обучения и воспитания.

4. Дополнительным разделом программы является её краткая презента-ция, ориентированная прежде всего на родителей воспитанников.

Итак, обобщим

Общее в Программе :

Сохранение вариативности дошкольного образования;

ДОУ самостоятельно разрабатывает образовательную программу ;

- 2 части ООП : обязательная и вариативная;

Реализация программы в течение всего времени пребывания ребёнка в дет-ском саду;

Учёт региональных особенностей, индивидуальных особенностей и потреб-ностей ребёнка и родителей;

Комплексный подход;

Основное содержание разделов;

Основные виды детской деятельности;

Образование в процессе взаимодействия ребёнка со сверстниками, взрослы-ми и в самостоятельной деятельности;

Основные принципы построения предметно-развивающей среды (предметно – пространственная развивающая среда) .

Разница :

Определены три группы требований (к структуре, к условиям реализации ООП ДО, к результату) ;

Изменена структура программы , выделены разделы : «Целевой» , «Содержа-тельный» , «Организационный» и дополнительно введён раздел «Презента-ция программы »

Изменено соотношение объёмов частей программы : 60/40 %;

Изменено количество и название образовательных областей : социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, фи-зическое развитие;

Акцент ставиться на поддержку социализации и индивидуализации развития ребёнка;

Отсутствуют жёсткие требования к системе мониторинга;

- «интегративные качества» (то есть те качества и свойства, которые в своей совокупности и создают индивидуальность ребенка) заменены «целевыми ориентирами» (социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня ДО)

По словам Александра Асмолова «Стандарт дошкольного образования – это, прежде всего, стандарт поддержки разнообразия детства».

«Это стандарт, который позволяет услышать ребенка, – сказал декан факультета психологии образования РГГУ Николай Веракса. – Голос ребенка особенно ценен : если мы не будем его слышать, не будет никакой любознательности, произвольности (способности к овладению деятельностью, инициативности, готовности меняться. Это новый шаг в понимании детства».

Авторы нового стандарта дошкольного образования полагают, что реализация этого проекта позволит превратить детские сады в адекватные учреждения дошкольного образования, в которых не будет погони за школьными знаниями.

Современные дети действительно значительно отличаются от предыдущего поколения — и это не просто слова. кардинально изменили образ жизни наших крох, их приоритеты, возможности и цели. Что же делать взрослым? Как и чему учить малышей? Ведь те знания, которые передавали детям педагоги еще несколько лет назад, сегодня стали неактуальными. Ответ на этот вопрос содержится в таком документе, который имеет название «федеральный государственный стандарт». Что такое ФГОС дошкольного образования, подробно расскажем в этой статье.

Федеральный государственный образовательный стандарт — что это?

Что же означает аббревиатура ФГОС? Расшифровывается как федеральный государственный стандарт образования. Это документ, составленный уполномоченным органом РФ, в котором отображаются требования к процессу практической реализации учебной деятельности. Применяется ФГОС в ДОУ, школах, средних специальных образовательных заведениях и вузах. В частности, в нем указаны требования, нормы и рекомендации по составлению программ учебных заведений.

Федеральный институт развития образования

Для того чтобы составить государственный стандарт образования, потребовалась колоссальная исследовательская и научная работа. Провел такую деятельность уполномоченный орган РФ, который имеет аббревиатуру ФИРО. ФГОС дошкольного образования также составил этот исследовательский институт.

Образован этот государственный орган был еще в 2004 году путем объединения нескольких научных институтов. Подчинен непосредственно Министерству образования РФ. В 2011 году получил статус автономного научного учреждения.


Актуальность ФГОС

Для того чтобы успешно реализовывать образовательно-воспитательную функцию современного поколения в РФ, еще в 2003 году на государственном уровне стали обсуждать необходимость создания единых обобщенных требований к знаниям и умениям воспитанников учебных заведений различных уровней.

Таким образом, уже в 2004 году был создан образовательный стандарт первого поколения. Его ввели в практическую деятельность различных образовательных учреждений, в том числе были распространены нормативы ФГОС в ДОУ.

После этого документ регулярно обновляется. При этом учитываются развитие современного технологического прогресса и требования общества.

ФГОС составлен в соответствии с Конституцией РФ и Конвенцией прав ребенка.

Для чего нужен стандарт образования?

Что такое ФГОС дошкольного образования, для чего нужен этот документ в ДОУ? ФГОС создан, в первую очередь, для систематизации, логического объединения процесса образования. Документ позволяет организовать учебную работу таким образом, чтобы дети не испытывали больших трудностей при переходе на новый уровень образования, а именно были оснащены необходимыми и достаточными знаниями, имели определенный уровень психологической подготовки.

Федеральный государственный стандарт образования является основным документом, на основе которого разрабатываются учебные программы. Именно стандарт определяет содержание всего образовательного процесса: чему и как учить детей, каких необходимо достичь результатов и в какие сроки. Рабочая программа по ФГОС в ДОУ имеет определенные особенности, о которых подробно расскажем в соответствующем разделе.

Документ позволяет планировать работу образовательных учреждений, что непосредственно отображается в их финансировании. Благодаря установленным нормам проводится работа и с педагогическими сотрудниками — разрабатываются графики повышения профессиональной квалификации, переаттестации, организовывается работа методических объединений. Различные формы контроля уровня подготовки воспитанников составляются также с учетом требований стандарта образования.


Структура стандарта образования

Что такое ФГОС дошкольного образования? Это четко структурированный документ требований к организации в ДОУ. Он состоит из таких трех уровней:

  1. Требования к составлению образовательной программы. Этот раздел включает в себя нормы и критерии, которые необходимо учитывать педагогическим работникам при планировании учебного процесса. А именно указан объем обязательного утвержденного материала, соотношение разных направлений. Стандарт предполагает также внесение в рабочую программу дополнительных направлений, разделов знаний, которые формируются непосредственно участниками образовательного процесса. С учетом всех требований документа составляется программа ФГОС дошкольного образования.
  2. Требования, которые предусматривают реализацию составленной программы. Тут имеется в виду не только непосредственно усвоение знаний и умений воспитанниками, но и финансовая, материально-техническая реализация образовательного процесса, работа с педагогическим коллективом, родителями детей и другие условия, которые были запланированы на этапе формирования образовательной программы.
  3. В последнем разделе, который включает в себя государственный стандарт образования, указаны требования к результатам учебного процесса. Тут также рассмотрены разные стороны образовательного процесса. В документе указан не только минимальный необходимый уровень подготовки воспитанников, но и сроки выполнения поставленных задач, а также профессиональное развитие педагогов.

Рабочая программа по ФГОС в ДОУ в обязательном порядке должна учитывать все требования государственного стандарта образования.

Реализация образовательного стандарта

В образовательном процессе стандарт реализуется в виде основных учебных программ, которые, в свою очередь, должны включать планы, графики, рабочие программы по каждому предмету. Например, ФГОС по математике в ДОУ предполагает не столько обучение цифрам и счету, сколько развитие понятий «количества», «группы», решения жизненных ситуаций.

Помимо программ, на основе требований стандарта составляется методическая литература, контрольно-оценочные материалы.


Дошкольное образование ФГОС: основное

Отличительной чертой образовательного стандарта нового поколения является совершенно инновационный подход к процессу образования детей. Если ранее целью ставилась передача знаний от педагога к ребенку, закрепление необходимо уровня умений и навыков, то сегодня главной задачей является формирование целостной гармонично развитой личности. Таким образом, программа ФГОС дошкольного образования должна содержать не столько требования к знаниям ученика, сколько акцентировать внимание на психологическом аспекте формирования воспитанника как участника современного общества. В соответствии с этим при составлении программы следует учесть такие факторы:

  • требования ФГОС и региональных стандартов;
  • материально-технические возможности ДОУ;
  • доступные средства организации работы;
  • направленность, формы и методы преподавания в конкретном учебном заведении;
  • условия организации образовательного процесса в ДОУ;
  • социальный заказ конкретной местности;
  • вид образовательного заведения;
  • возрастные и индивидуальные возможности воспитанников.

Кроме того, основная образовательная программа ДОУ по ФГОС должна соблюдать следующие условия:

  1. Не противоречить Конституции РФ, закону «Об образовании», другим региональным и внутренним распоряжениям.
  2. Гарантировать сохранение и укрепление здоровья детей.
  3. Обеспечивать взаимодействие педагога с семьей воспитанников.
  4. Быть способной психологически и физически подготовить ребенка к школе.
  5. Обеспечивать равные условия образования независимо от этнической, религиозной принадлежности, социального статуса, места проживания.
  6. Являться преемственной со школьной программой.


Основная цель программы по ФГОС

Дошкольное образование в условиях ФГОС ставит основной целью всего учебно-воспитательного процесса развитие гармоничной личности воспитанника. То есть дать малышам определенный запас знаний сегодня недостаточно. Намного важнее приобщить ребенка к социуму, правилам и нормам поведения в нем, а также развивать навыки самостоятельности, ответственности, взаимодействия с другими людьми, учить проявлять свои индивидуальные особенности и таланты, быть активным членом современного общества.

Несомненно, достичь таких результатов можно, только имея определенный багаж знаний. Поэтому обучение ребенка основам наук — не менее важная задача дошкольного учебного заведения, но критерии оценки усвоения такого материала детьми достаточно гибкие. Сегодня необязательно уметь читать, сев впервые за школьную парту, но важно, чтобы первоклассник был психологически подготовлен к предстоящей учебной деятельности. Так, малыш должен уметь общаться со сверстниками, быть усидчивым, иметь удерживать внимание и многое другое. В документе обозначены целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования.

Основные области знаний по ФГОС

Основных направлений, по которым следует разрабатывать содержание образовательной программы в ДОУ, всего пять:

  1. Познавательное развитие. Дети должны достичь в результате образовательной деятельности в рамках планируемого периода стойкий исследовательский интерес к окружающему миру, природных и социальных явлений в нем.
  2. Речевое. В зависимости от возраста к этому критерию разрабатываются конкретные нормы. Так, в старшей группе ДОУ дети должны иметь связную логически правильную речь.
  3. Художественно-эстетическое. Это направление предполагает ознакомление воспитанников с художественными и музыкальными произведениями, приобщение к культуре и искусству, а также развитие индивидуальных творческих способностей, мелкой моторики.
  4. Социально-психологический раздел подразумевает адаптацию ребенка в коллективе сверстников, обучение малыша правилам поведения в группе, формирование психологического комфорта и социального статуса как необходимого элемента существования группы.
  5. Физическое направление включает спортивные занятия, оздоровительные процедуры, занятия по ОБЖД в ДОУ.

ФГОС дошкольного и начального образования тесно взаимодействуют, являются преемственными. Поэтому по таким же направлениям планируется работа и в младших классах школы.


Особенности составления рабочей программы в ДОУ по ФГОС

Для того чтобы приступить к составлению образовательной программы в дошкольном учреждении по ФГОС, следует четко понимать структуру документа. Так, содержание его должно состоять из 2 частей:

  • согласно ФГОС в ДОУ;
  • составленная участниками образовательного процесса.

Первая указанная часть обязательно должна быть отображена в полном объеме. Вторая же является рекомендательной и формируется в индивидуальном порядке.

Программа должна содержать следующие разделы:

  1. Титульный лист, в котором указывается название программы, авторы, когда и кем утверждена.
  2. Пояснительная записка. В ней раскрывается актуальность выбранной работы, основная концепция документа, цели и задачи работы, сроки их выполнения.
  3. Режим дня в ДОУ.
  4. Содержание учебно-воспитательной работы в рамках отдельных направлений. В том числе методический комплекс работы (какие основные и дополнительные программы применяются, технологии образования, наличие методических пособий). Структура системы образовательной работы (режимы дня, сетки занятий, графики работы сотрудников, нагрузка).
  5. Предполагаемые результаты работы в течение учебного года.
  6. Контрольно-оценочная работа в ДОУ (как для воспитанников, так и для педагогического состава).

Целевые ориентиры программы по ФГОС

Согласно требованиям государственного стандарта образования, в ДОУ исключаются промежуточные и итоговые аттестации знаний. Важно проверить не заученные факты, а психологическую готовность ребенка к следующей ступени образования — школе. В связи с этим требованием сформировали определенные целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования, оценивая которые можно определить уровень готовности дошкольника к переводу в первый класс:

  • ребенок проявляет положительное отношение к окружающему миру, людям и себе;
  • дошкольник в состоянии определить самостоятельно задание, выполнить его;
  • отмечается инициативность в играх и образовательной деятельности;
  • достигнуто осознанное понимание и выполнение правил, норм, требований социума;
  • речь понятна окружающим, правильно построена;
  • развито умение самостоятельно решать проблемные или конфликтные ситуации;
  • крупная и соответствует возрасту;
  • в деятельности проявляется творчество, нестандартное мышление;
  • отмечается владение волевыми качествами;
  • ребенок любознателен, наблюдателен.



Виды образовательных программ

Различают 2 вида основных образовательных программ в ДОУ:

  • общеразвивающие (включающие различные направления);
  • специализированные (узконаправленные).

К первым относятся программы «Радуга», «Развитие», «Кроха» и другие. Специализированные — это экологического, художественно-эстетического, физического, социального воспитания.

Помимо вышеобозначенных программ, в отдельных ДОУ применяются дополнительные, например, документы кружковой работы.

В этой статье мы разъяснили, дошкольного образования, и как реализовывать поставленные требования в педагогической практике. Методистам детских дошкольных учреждений важно правильно донести основные требования документа педагогическим работникам, научить применять новшества в работе. Ведь ФГОС — это документ, помогающий организовать учебную деятельность с учетом социального заказа и современных требований общества. Благодаря этому документу поколение наших детей обучается в совершенно инновационном формате, оставив позади убеждения прошлого.

ПРИМЕРНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОТ РОЖДЕНИЯ

Под редакцией

Н. Е. Вераксы,

Т. С. Комаровой,

М. А. Васильевой

СООТВЕТСТВУЕТ

ФГОС

УДК 373.2 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ

СОКРАЩЕНИЙ

ДОО - дошкольная образовательная организация.

ДОУ - дошкольное образовательное учреждение.

ООП - основная образовательная программа.

УМК - учебно-методический комплекс.

ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт.

ФГОС ДО - федеральный государственный образовательный стан-

дарт дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).

ФГТ - федеральные государственные требования (Приказ № 655 от

23 ноября 2009 года).

ISBN 978$5$86775$813-4

© Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева и др., 2014

© «МОЗАИКА$СИНТЕЗ», 2014

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ . Примерная общеобразовательная

программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Ко-

маровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014. - с.

Веракса Николай Евгеньевич

Комарова Тамара Семеновна

те МГГУ им. М. А. Шолохова.

Васильева Маргарита Александровна - Заслуженный учитель Рос-

сии, Отличник просвещения СССР, Отличник просвещения РСФСР,

ответственный редактор первого издания «Программы воспитания и обу-

чения в детском саду» (М., 1985).

коллектив

Арапова-Пискарева Наталья Александровна .

Белая Ксения Юрьевна профессор

кафедры педагогики и методики дошкольного образования Московского

института открытого образования.

Борисова Марина Михайловна - кандидат педагогических наук,

доцент кафедры дошкольной педагогики ГОУ ВПО МГПУ «Институт

педагогики и психологии образования».

Веракса Александр Николаевич

доцент факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова.

Веракса Николай Евгеньевич - доктор психологических наук, про-

фессор, декан факультета психологии образования Института психоло-

гии им. Л. С. Выготского РГГУ.

Волосовец Татьяна Владимировна - кандидат педагогических наук,

профессор, директор Института психолого-педагогических проблем де-

тства РАО.

Гербова Валентина Викторовна

Губанова Наталья Федоровна

цент кафедры начального, дошкольного и специального образования ГА

ОУ ВПО МГОУ, член-корреспондент МАНПО.

Денисенкова Наталья Сергеевна - кандидат психологических наук,

доцент кафедры психологии развития факультета социальной психоло-

гии МГППУ.

Дорофеева Эльфия Минимулловна - генеральный директор изда-

тельства «Мозаика-Синтез», член редакционного совета журнала «Совре-

менное дошкольное образование».

Дыбина Ольга Витальевна ,

заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии Тольяттинс-

кого государственного университета.

Евдокимова Елена Сергеевна - кандидат педагогических наук, до-

цент, докторант кафедры педагогики ГОУ ВПО «Волгоградский госу-

дарственный педагогический университет».

Жигорева Марина Васильевна - доктор педагогических наук, про-

фессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии де-

фектологического факультета ФГБОУ ВПО Московского государствен-

ного гума

Зацепина Мария Борисовна - доктор педагогических наук, профессор

нитарного университета им. М. А. Шолохова.

Кириллов Иван Львович - кандидат педагогических наук; замести-

тель директора Института психолого-педагогических проблем детства

РАО, доцент кафедры «Дошкольная педагогика и психология» Москов-

ского городского психолого-педагогического университета (МГППУ).

Член рабочей группы по разработке Федерального государственного

образовательного стандарта дошкольного образования.

Комарова Тамара Семеновна - доктор педагогических наук, профес-

сор, заслуженный деятель науки РФ, академик Международной акаде-

мии наук педагогического образования, заведующий кафедрой начально-

го образования и педагогических технологий МГГУ им. М. А. Шолохова,

директор научно-образовательного центра «Новые образовательные тех-

нологии и творческое развитие личности» при педагогическом факульте-

те МГГУ им. М. А. Шолохова.

Кутепова Елена Николаевна - кандидат педагогических наук, замес-

титель руководителя Института проблем интегрированного (инклюзив-

ного) образования МГППУ.

Лямина Галина Михайловна - кандидат педагогических наук.

Петрова Вера Ивановна - доктор педагогических наук, профессор

кафедры эстетического воспитания Московского государственного гума-

нитарного университета им. М. А. Шолохова.

Соломенникова Ольга Анатольевна - кандидат педагогических на-

ук, доцент, заведующая кафедрой дошкольного образования, Почетный

работник высшего и профессионального образования ПБОУ ВПО МО

«Академия социального управления».

Степаненкова Эмма Яковлевна - кандидат педагогических наук,

профессор кафедры теории и методики дошкольного образования Мос-

ковского педагогического государственного университета.

Стульник Татьяна Дмитриевна - кандидат педагогических наук, до-

цент кафедры социологии, психологии и социального менеджмента Мос-

ковского авиационного института.

Теплюк Светлана Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент

кафедры управления дошкольным образованием Института психологии и

педагогики образования Московского городского педагогического универ-

Шиян Ольга Александровна - кандидат педагогических наук, веду-

щий научный сотрудник лаборатории развития ребенка НИИСО МГПУ.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ

Цели и задачи

реализации Программы

Примерная программа «От рождения до школы» разработана на

основе Федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года)

и предназначена для использования в дошкольных образовательных

организациях для формирования основных образовательных программ

(ООП ДО). Главной задачей, стоящей перед авторами Программы,

является создание програмного документа, помогающего педагогам

организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии

с требованиями ФГОС и позволяющего написать на базе Примерной

программы свою ООП.

Ведущие цели Программы - создание благоприятных условий для

полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирова-

ние основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психичес-

ких и физических качеств в соответствии с возрастными и индивиду-

альными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе,

к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности до-

школьника.

Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ре-

бенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у

дошкольников таких качеств, как:

Патриотизм;

Активная жизненная позиция;

Творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;

Уважение к традиционным ценностям.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской де-

ятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-иссле-

довательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:

Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном

всестороннем развитии каждого ребенка;

Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного от-

ношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительны-

ми, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к само-

стоятельности и творчеству;

Максимальное использование разнообразных видов детской де-

ятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспита-

тельно-образовательного процесса;

Творческая организация (креативность) воспитательно-образова-

тельного процесса;

Вариативность использования образовательного материала, позво-

ляющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклоннос-

тями каждого ребенка;

Уважительное отношение к результатам детского творчества;

Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного об-

разовательного учреждения и семьи;

Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемствен-

ности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании

образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие

давления предметного обучения.

Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания

возможно только при систематической и целенаправленной поддержке

педагогом различных форм детской активности и инициативы, начи-

ная с первых дней пребывания ребенка в дошкольном образовательном

учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его

культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого

достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных

качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги

дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны

стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.

Принципы и подходы

к формированию Программы

В Программе на первый план выдвигается развивающая функция

образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориенти-

рующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует

современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы

В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности до-

школьного периода детства.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения

к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование

духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и ин-

тегративных качеств. В Программе отсутствуют жесткая регламентация

знаний детей и предметный центризм в обучении.

отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: ком-

плексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей,

всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на

основе организации разнообразных видов детской творческой деятель-

ности. Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ве-

дущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эль-

принципе - развивающем обучении и на научном положении Л. С. Вы-

готского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой

развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как

два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом

«воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка»

(В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках Программы выступает

как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.

В Программе комплексно представлены все основные содержатель-

ные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы.

Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация

этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций

в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоцио-

нального воспитания. Образование рассматривается как процесс приоб-

щения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание,

мораль, искусство, труд).

Главный критерий отбора программного материала - его воспита-

тельная ценность, высокий художественный уровень используемых про-

изведений культуры (классической и народной - как отечественной, так

и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребен-

ка на каждом этапе дошкольного детства (Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина,

Н. А. Ветлугина, Н. С. Карпинская).

Программа «От рождения до школы»:

Соответствует принципу развивающего образования, целью которо-

го является развитие ребенка;

Сочетает принципы научной обоснованности и практической приме-

возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт,

может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного об-

разования);

Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности

(позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разум-

ного «минимума» материала);

Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих

целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе

реализации которых формируются такие качества, которые являются

ключевыми в развитии дошкольников;

Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей

в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей,

спецификой и возможностями образовательных областей;

Основывается на комплексно-тематическом принципе построения

образовательного процесса;

Предусматривает решение программных образовательных задач в

совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятель-

ности дошкольников не только в рамках непосредственно образователь-

ной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответс-

твии со спецификой дошкольного образования;

Предполагает построение образовательного процесса на адекватных

возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошколь-

никами и ведущим видом их деятельности является игра;

Допускает варьирование образовательного процесса в зависимости

от региональных особенностей;

Строится с учетом соблюдения преемственности между всеми воз-

растными дошкольными группами и между детским садом и начальной

Отличительные особенности

программы «От рождения до школы»

Направленность на развитие

личности ребенка

Приоритет Программы - воспитание свободного, уверенного в се-

бе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески

подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое

мнение и умеющего отстаивать его.

Патриотическая направленность

Программы

В Программе большое внимание уделяется воспитанию в детях пат-

риотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверен-

ности в том, что Россия - великая многонациональная страна с героичес-

ким прошлым и счастливым будущим.

Направленность на нравственное воспитание,

поддержку традиционных ценностей

Воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь

к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, по-

жилым людям; формирование традиционных гендерных представлений;

воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положитель-

ному примеру.

Нацеленность

на дальнейшее образование

Программа нацелена на развитие в детях познавательного интереса,

стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальней-

шему обучению в школе, институте; понимание того, что всем людям

необходимо получать образование. Формирование отношения к образо-

ванию как к одной из ведущих жизненных ценностей.

Направленность на сохранение

и укрепление здоровья детей

Одной из главных задач, которую ставит Программа перед воспита-

телями, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, фор-

мирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни,

воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому пита-

нию, потребности в двигательной активности.

Направленность на учет

индивидуальных особенностей ребенка

Программа направлена на обеспечение эмоционального благопо-

лучия каждого ребенка, что достигается за счет учета индивидуальных

особенностей детей как в вопросах организации жизнедеятельности

(приближение режима дня к индивидуальным особенностям ребенка и

пр.), так и в формах и способах взаимодействия с ребенком (проявление

уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состо-

яниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т. д.).

Особенности структуры программы

«От рождения до школы»

Наиболее существенной структурной характеристикой программы

«От рождения до школы» является принцип подачи материала - содер-

жание психолого-педагогической работы излагается в Программе по об-

разовательным областям, в каждой из которых обозначены основные цели

и задачи и содержание психолого-педагогической работы. Содержание

психолого-педагогической работы в образовательных областях изложено

по тематическим блокам, внутри которых материал представлен по возрас-

тным группам. Такая структура программы позволяет видеть временную

перспективу развития качеств ребенка, дает возможность гибче подходить

к выбору программного содержания, проще вводить вариативную часть.

Гибкость выбора программного содержания

с учетом уровня развития ребенка

В каждом тематическом блоке материал представлен по возрастным

группам. Например, в образовательной области «Социально-коммуника-

тивное развитие» выделен тематический блок «Нравственное воспита-

ние», в котором содержание психолого-педагогической работы представ-

лено по возрастным группам. Это дает возможность видеть временную

перспективу развития нравственных качеств дошкольника, что позволяет

педагогу более полно учитывать в своей работе индивидуальные особен-

ности детей и ставить задачи, опираясь не столько на возрастные реко-

мендации, сколько на индивидуальный уровень развития ребенка.

Охват всех возрастных периодов

(от рождения до школы)

К преимуществам программы «От рождения до школы», безусловно,

следует отнести то, что она охватывает все возрастные периоды физичес-

кого и психического развития детей: ранний возраст - от рождения до

2 лет (первая и вторая группы раннего возраста); младший дошкольный

возраст - от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы), средний до-

школьный возраст - от 4 до 5 лет (средняя группа), старший дошкольный

возраст - от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).

При этом, в силу возрастной специфики и особенностей развития ма-

лышей от рождения до 2 лет, разделы для первой и второй групп раннего

возраста структурно отличаются от разделов для дошкольных групп. Это

различие обусловлено трудностью разделения процессов ухода, воспи-

тания и обучения для детей этой возрастной категории. Поэтому весь

программный материал по раннему возрасту выделен в отдельный раздел.

В ФГОС материал по раннему возрасту дается с двух месяцев, а в

Программе начиная с рождения ребенка. Это обусловлено важностью

этого возрастного периода для развития ребенка.

Простота введения

вариативной части

ляет при написании ООП легко формировать вариативную часть (часть,

формируемую участниками образовательного процесса) - учитывать ви-

довое разнообразие образовательной организации, приоритетные направ-

ления, вводить региональный компонент и пр. В частности, образователь-

ная организация может заменить один или несколько смысловых блоков

этих разделов самостоятельно. Единственное требование - вариативная

часть должна соответствовать ФГОС и не должна противоречить целям

и задачам

Наличие отдельного раздела

по развитию игровой деятельности

В действующем ФГОС ДО, в отличие от ФГТ, игровая деятельность

не включена ни в одну из образовательных областей. Это объясняется

тем, что в дошкольном возрасте игра - ведущий вид деятельности и долж-

на присутствовать во всей психолого-педагогической работе, а не только в

одной из областей. Признавая исключительную важность развития игро-

главой, посвященной игре. В этой главе раскрывается содержание пси-

холого-педагогической работы по развитию игровой деятельности для

каждого возрастного периода, что позволяет педагогу комплексно видеть

все аспекты игровой деятельности в поступательном развитии.

Взаимодействие

с семьями воспитанников

Программа подчеркивает ценность семьи как уникального института

воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных

отношений с семьями воспитанников. В разделе «Взаимодействие дет-

ского сада с семьей» описаны основные формы работы с родителями

воспитанников, использование которых позволяет педагогам успешно

реализовать общеобразовательную программу дошкольного образования.

Важным преимуществом Программы является то, что она обеспечена посо-

биями для занятий с ребенком дома - книгами серии «Школа Семи Гномов».

Вариативность содержания раздела

по инклюзивному и коррекционному образованию

В рамках вариативности в Программе представлены два раздела по

инклюзивному и коррекционному образованию: «Инклюзивная практика

в группах комбинированной направленности» и «Коррекционная работа в

ДОО (по образовательным областям)». Оба раздела соответствуют ФГОС,

однако демонстрируют разный подход к решению аналогичных задач. Пе-

дагоги могут выбрать тот вариант, который больше подходит для работы в

данном дошкольном учреждении, либо комбинировать оба варианта.

Наличие приложения

с подробными перечнями

В современном издании Программы все примерные перечни вынесены

в Приложение. Это существенно сокращает содержательную часть Програм-

мы и облегчает ее восприятие. Кроме того, такое построение Программы

позволяет видеть, как содержание примерных перечней изменяется в зави-

симости от возраста детей. Например, теперь легко увидеть и проанализи-

Разработка полного учебно-методического

комплекта к Программе

Очевидным достоинством Программы является то, что она обес-

печена полным учебно-методическим комплектом, включающим мето-

дические пособия по всем линиям и направлениям развития ребенка,

комплексно-тематическое планирование, наглядные пособия и рабочие

тетради, а также пособия по работе психолога в ДОО, по инклюзивному

образованию и работе семейного детского сада. Вместе с тем, учебно-ме-

тодическое обеспечение Программы является постоянно развивающимся

инструментом профессиональной деятельности, отражающим современ-

ные достижения и тенденции в отечественном и мировом дошкольном

входит создание вариативных методических пособий по различным на-

правлениям развития ребенка.

Перспективы работы

по совершенствованию

и развитию содержания Программы

В связи с принятием ФГОС ДО в издательстве «МОЗАИКА-СИН-

здана проектно-исследовательская группа по подготовке полного УМК

к программе «От рождения до школы» и внедрению ФГОС ДО на ее

Все субъекты Российской Федерации могут принять активное учас-

тие в процессе введения ФГОС ДО на базе программы «От рождения до

школы». Для этого следует заключить соглашение о сотрудничестве и

создать региональную рабочую группу по внедрению ФГОС ДО на базе

программы «От рождения до школы».

Задачи проектно-

исследовательской группы

Методическое и организационное

обеспечение введения ФГОС ДО

1. Информационное, научно-методическое, экспертное сопровожде-

ние процесса введения ФГОС ДО на примере программы «От рождения

до школы».

2. Разработка в соответствии с ФГОС ДО полного УМК на базе при-

мерной программы дошкольного образования «От рождения до школы».

3. Определение «Пилотных площадок» в субъектах РФ для внедре-

ния ФГОС ДО на примере программы «От рождения до школы».

4. Создание рабочих региональных групп по внедрению ФГОС ДО на

примере программы «От рождения до школы».

ФГОС ДО Основной общеобразовательной программы дошкольного об-

разования на примере программы «От рождения до школы».

6. Организация мониторинга условий реализации ФГОС ДО на при-

мере программы «От рождения до школы».

7. Организация мониторинга финансового обеспечения реализации

прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольно-

го образования в условиях введения ФГОС ДО на примере программы

«От рождения до школы».

тельных организаций, реализующих ООП на основе программы «От рож-

дения до школы», о перечне необходимого оборудования для организации

предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС.

Кадровое обеспечение

введения ФГОС ДО

1. Разработка программ повышения квалификации и обеспечение по-

этапного повышения квалификации для руководящих и педагогических

работников дошкольных организаций, работающих по программе «От

рождения до школы».

педагогических работников дошкольных организаций, работающих по

программе «От рождения до школы».

3. Организация работы стажировочных площадок для подготовки

тьюторов по сопровождению реализации ФГОС ДО на базе примерной

программы «От рождения до школы».

4. Методическое обеспечение ресурсных центров и стажировочных пло-

щадок по внедрению ФГОС ДО на базе программы «От рождения до школы».

5. Разработка системы мер для обеспечения психолого-педагогичес-

кой поддержки семьи и повышения компетентности родителей в воп-

росах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, в

том числе: разработка книг и пособий для родителей и для организации

дошкольного образования в домашних условиях; разработка методичес-

имодействию с семьями воспитанников; организация образовательных

курсов и консультаций для родителей.

Информационное обеспечение

введения ФГОС ДО

1. Организация общественных обсуждений по реализации ФГОС ДО

в субъектах Российской Федерации.

2. Публикации в СМИ о ходе реализации ФГОС ДО.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Целевые

ориентиры

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития

ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредствен-

ность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошколь-

ного возраста достижения конкретных образовательных результатов и

обусловливает необходимость определения результатов освоения образо-

вательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в

ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возраст-

ные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для

педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной

деятельности взрослых.

Целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС ДО, являются общими

для всего образовательного пространства Российской Федерации, одна-

ко каждая из примерных программ имеет свои отличительные особен-

ности, свои приоритеты, целевые ориентиры, которые не противоречат

ФГОС ДО, но могут углублять и дополнять его требования.

Таким образом, целевые ориентиры программы «От рождения до

школы» базируются на ФГОС ДО и целях и задачах, обозначенных в

пояснительной записке к программе «От рождения до школы», и в той

части, которая совпадает со Стандартами, даются по тексту ФГОС.

В программе «От рождения до школы», так же как и в Стандарте, целе-

вые ориентиры даются для детей раннего возраста (на этапе перехода

к дошкольному возрасту) и для старшего дошкольного возраста (на

этапе завершения дошкольного образования).

Целевые ориентиры образования

в младенческом и раннем возрасте

Ребенок интересуется окружающими предметами и активно дейс-

твует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими

предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результа-

та своих действий.

Использует специфические, культурно фиксированные предметные

действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, каран-

даша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками

самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и

игровом поведении; проявляет навыки опрятности.

Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.

Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или

по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания»,

«спокойной ночи» (в семье, в группе)); имеет первичные представления

об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и

старается соблюдать их.

Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться

с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окру-

жающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством

общения с другими детьми.

Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в дви-

жениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит

действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную

взрослым, принимает игровую задачу.

Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и

подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Прояв-

ляет интерес к совместным играм небольшими группами.

Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом

участвует в сезонных наблюдениях.

Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию

картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается

на различные произведения культуры и искусства.

С пониманием следит за действиями героев кукольного театра;

проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-роле-

вых играх.

Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка,

конструирование, аппликация).

У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать раз-

личные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом

участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными дви-

Целевые ориентиры на этапе

завершения дошкольного образования

Ребенок овладевает основными культурными средствами, способа-

ми деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных

видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской

деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род заня-

тий, участников по совместной деятельности.

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к

разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством

собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и

взрослыми, участвует в совместных играх.

Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,

сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно прояв-

ляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать

конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным воп-

Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполни-

тельские функции в совместной деятельности.

Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального

происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других ве-

рований, их физических и психических особенностей.

Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность

прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.

Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в

разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными фор-

мами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет

подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распозна-

вать различные ситуации и адекватно их оценивать.

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать

свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей,

чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации обще-

ния, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки гра-

мотности.

У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынос-

лив, владеет основными движениями, может контролировать свои движе-

ния и управлять ими.

Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным

нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоот-

ношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безо-

пасного поведения и навыки личной гигиены.

Проявляет ответственность за начатое дело.

Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и

сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытает-

ся самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и пос-

тупкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает на-

чальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором

он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает эле-

ментарными представлениями из области живой природы, естествозна-

ния, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных ре-

шений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятель-

Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самосто-

ятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в

Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об

окружающей среде.

Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произве-

дения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, теат-

ральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).

Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою стра-

ну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообра-

зии, многонациональности, важнейших исторических событиях.

Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных се-

мейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, про-

являет уважение к своему и противоположному полу.

Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные

ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо»,

стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о

Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспри-

нимает здоровый образ жизни как ценность.

Система оценки результатов

освоения программы

В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непос-

редственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мо-

ниторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с

реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной

оценки соответствия установленным требованиям образовательной де-

ятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается

проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспи-

танников.

Как следует из ФГОС ДО, целевые ориентиры не могут служить

непосредственным основанием при решении управленческих задач,

Аттестацию педагогических кадров;

Оценку качества образования;

Оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей,

в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с

использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов

измерения результативности детей);

Оценку выполнения муниципального (государственного) задания пос-

редством их включения в показатели качества выполнения задания;

Распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Ор-

ганизации.

Однако педагог в ходе своей работы должен выстраивать индивиду-

альную траекторию развития каждого ребенка. Для этого педагогу не-

обходим инструментарий оценки своей работы, который позволит ему

оптимальным образом выстраивать взаимодействие с детьми.

В представленной системе оценки результатов освоения Программы

отражены современные тенденции, связанные с изменением понимания

оценки качества дошкольного образования.

В первую очередь, речь идет о постепенном смещении акцента

с объективного (тестового) подхода в сторону аутентичной оценки.

Уходя своими корнями в традиции стандартизированного теста, об-

следования в рамках объективного подхода были направлены на опре-

деление у детей различий (часто недостатков) в ходе решения специ-

альных задач. Эти тесты позволяют сравнить полученные результаты

с нормой, предоставляя тем самым информацию о развитии каждого

ребенка в сравнении со сверстниками. Поэтому подобные тесты ши-

роко используются для выявления детей, которые попадают в группу

педагогического риска.

Основным недостатком такого подхода является то, что искусствен-

ные задания часто весьма далеки от повседневной жизни детей, поэтому

они не могут в полной мере отразить реальные возможности дошколь-

ников. Тестовый подход не учитывает особенностей социального окру-

жения детей, и прогнозы, которые строятся на его результатах, весьма

В основе аутентичной оценки лежат следующие принципы.

Во-первых, она строится в основном на анализе реального поведения

ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий. Инфор-

мация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением

ребенка. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде

игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, на занятиях), а не в на-

думанных ситуациях, которые используются в обычных тестах, имеющих

слабое отношение к реальной жизни дошкольников.

Во-вторых, если тесты проводят специально обученные профессио-

налы (психологи, медицинские работники и др.), то аутентичные оценки

могут давать взрослые, которые проводят с ребенком много времени,

хорошо знают его поведение. В этом случае опыт педагога сложно пере-

В-третьих, аутентичная оценка максимально структурирована.

И наконец, если в случае тестовой оценки родители далеко не всегда

понимают смысл полученных данных, а потому нередко выражают нега-

тивное отношение к тестированию детей, то в случае аутентичной оценки

ответы им понятны. Родители могут стать партнерами педагога при поис-

ке ответа на тот или иной вопрос.

Педагогическая

диагностика

Реализация программы «От рождения до школы» предполагает

оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится пе-

дагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки

индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с

оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их

дальнейшего планирования).

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за

активностью детей в спонтанной и специально организованной де-

ятельности. Инструментарий для педагогической диагностики - карты

наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивиду-

альную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:

Коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются спосо-

бы установления и поддержания контакта, принятия совместных реше-

ний, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);

Игровой деятельности;

Познавательной деятельности (как идет развитие детских способ-

ностей, познавательной активности);

Проектной деятельности (как идет развитие детской инициативнос-

ти, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и

организовывать свою деятельность);

Художественной деятельности;

Физического развития.

Результаты педагогической диагностики могут использоваться ис-

ключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка,

построения его образовательной траектории или профессиональной кор-

рекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать

диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику

детей и скорректировать свои действия.

страиванию индивидуальной траектории развития каждого ребенка по

всем возрастным группам готовятся к печати в издательстве «Мозаи-

ОСНОВНОЙ ПРОГРАММЫ

Общие

положения

Основная образовательная программа дошкольной организации разра-

батывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с

требованиями ФГОС ДО и с учетом примерных программ, в данном случае

с учетом примерной программы «От рождения до школы».

ООП ДО определяет содержание и организацию образовательной де-

ятельности, при этом структурные подразделения в одной Организации

ботке ООП ДО образовательная организация определяет продолжитель-

ность пребывания детей в Организации, режим работы Организации в

соответствии с объемом решаемых задач образовательной деятельности,

предельную наполняемость Групп. Организация может разрабатывать

и реализовывать в Группах различные программы с разной продолжи-

тельностью пребывания детей в течение суток (в течение всего времени

пребывания детей в Организации; в рамках Групп кратковременного пре-

бывания детей, Групп полного и продленного дня, Групп круглосуточного

пребывания, Групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет,

в том числе разновозрастных Групп и т.д.).

ООП ДО в соответствии с требованиями ФГОС ДО должна состоять

из обязательной части и части, формируемой участниками образова-

тельных отношений , при этом обе части являются взаимодополняющими

и необходимыми.

Обязательная часть обеспечивает комплексное развитие детей во

всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.

В части, формируемой участниками образовательных отношений,

должны быть представлены выбранные и/или разработанные самосто-

ятельно парциальные программы, направленные на развитие детей в

одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/

формы организации образовательной работы.

При этом, если ООП ДО составляется на базе существующих при-

мерной и парциальных программ, то нет необходимости переписывать

эти программы, достаточно сослаться на них. Это четко указано в пункте

2.12 ФГОС ДО: «В случае если обязательная часть Программы соответс-

твует примерной программе, она оформляется в виде ссылки на соответс-

твующую примерную программу. Обязательная часть должна быть пред-

ставлена развернуто в соответствии с пунктом 2.11 Стандарта, в случае

если она не соответствует одной из примерных программ.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных

отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответс-

твующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с

парциальных программ, методик, форм организации образовательной

В соответствии с ФГОС ДО, объем обязательной части Программы

участниками образовательных отношений, не более 40%.

В Примерной программе «От рождения до школы» реализован

подход, позволяющий просто и конструктивно вводить часть, фор-

мируемую участниками образовательных отношений. В частности, в

Примерной программе «От рождения до школы» вся содержательная

часть представлена по тематическим блокам, сгрупированным по обра-

зовательным областям. Дошкольная организация может заменить один

Например, при желании дошкольной организации усилить математи-

ческое развитие детей, можно заменить в программе блок «Формирова-

ние элементарных математических представлений» на авторскую про-

грамму В. В. Новиковой «Математика в детском саду» или какую-либо

другую парциальную программу по формированию элементарных мате-

матических представлений при условии, что парциальная программа не

противоречит основным целям и задачам Программы «От рождения до

Структура основной

образовательной программы

ООП ДО в соответствии с требованиями ФГОС ДО должна вклю-

чать три основных раздела (целевой, содержательный, организацион-

ный) и дополнительный раздел .

Каждый из основных разделов должен включать обязательную часть

(это программа «От рождения до школы») и часть, формируемую участ-

никами образовательных отношений, в которой отражаются специфика

Организации и приоритетные направления работы.

Кроме того, ООП ДО может быть снабжена введением, в котором

представлены основные понятия, условные обозначения, сокращения и пр.

Итак, в соответствии с ФГОС ДО структура ООП ДО должна вклю-

чать следующие структурные элементы.

1. Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка.

1.2. Планируемые результаты освоения ООП ДО.

2. Организационный раздел.

3.2. Формы, способы, методы и средства реализации ООП ДО.

ной коррекции нарушений развития детей.

4. Краткая презентация ООП ДО (дополнительный раздел).

Каждый из трех основных разделов ООП ДО включает обязательную

часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений,

которые дополняют друг друга и прописываются как целостный доку-

мент, представляющий образовательную деятельность дошкольной обра-

зовательной организации.

Особенности написания

разделов программы

Пояснительная записка. В пояснительной записке раскрываются:

Цели и задачи реализации ООП ДО;

Принципы и подходы к формированию ООП ДО;

Значимые для разработки и реализации ООП ДО характеристики.

Подраздел «Цели и задачи» в обязательной части ООП ДО соответс-

твует целям и задачам примерной программы, которые дополняются и

конкретизируются целями и задачами, связанными с видовым своеобра-

зием дошкольной образовательной организации, наличием приоритет-

ных направлений деятельности (статус ДОУ, участие в проектах и пр.),

спецификой национальных, этнокультурных, демографических, клима-

тических и иных условий, в которых осуществляется образовательная

деятельность.

Подраздел «Принципы и подходы к формированию ООП ДО» содер-

жит указание на используемые примерную и парциальные образователь-

ные программы и принципы, по которым формируется ООП.

В подразделе «Значимые для разработки и реализации ООП ДО

характеристики» представлены возрастные особенности развития детей

раннего и дошкольного возраста, краткая информация об Организации

и возрастных группах ДОО, особенности детей, которые воспитываются

в данной организации, а также информация о дополнительных образова-

тельных услугах, если таковые имеются.

Планируемые результаты освоения ООП ДО. Эта часть ООП ДО

составляется на основе соответствующего раздела примерной про-

граммы, в данном случае программы «От рождения до школы» (обяза-

тельная часть) и дополняется и конкретизируется описанием планиру-

емых резутатов в части, формируемой участниками образовательных

отношений (это результаты работы по приоритетным направлениям,

результаты, учитывающие особенности развития детей с ОВЗ и детей-

инвалидов и др.).

Организационный

Организационный раздел готовится коллективом дошкольной обра-

зовательной организации с опорой на материалы Примерной программы,

нормативно-правовые документы, методические письма и рекомендации.

Организационный раздел дает представление о том, в каких условиях

реализуется ООП ДО. В этом разделе должны быть представлены:

Распорядок и/или режим дня;

Традиционные для данной дошкольной образовательной организа-

ции события, праздники, мероприятия;

Особенности организации предметно-пространственной развиваю-

щей образовательной среды;

Требования к материально-техническим условиям реализации ООП

(в том числе обеспеченность методическими материалами и средствами

обучения и воспитания).

При написании данного раздела ООП ДО может быть взят за основу

аналогичный раздел Примерной программы «От рождения до школы» и

при необходимости дополнен или скорректирован в соответствии с при-

оритетами ООП ДО при формировании госзадания (муниципального

задания) Организации. При этом следует обосновать необходимые изме-

нения в имеющихся условиях в соответствии с приоритетами ООП ДО:

описать дополнительные средства обучения и методические материалы,

позволяющие обосновать их необходимость в образовательном процессе;

в кадровом обеспечении обосновать необходимость введения дополни-

тельных штатных единиц и т. д.

Формы, способы, методы и средства реализации ООП ДО. Эта часть

ООП ДО соответствует разделу «Психолого-педагогические условия реа-

лизации программы» Примерной программы «От рождения до школы» и

дополняется, при необходимости, вариативной частью.

В соответствии с ФГОС, в этой части должны быть представлены:

Особенности образовательной деятельности разных видов и куль-

турных практик;

Способы и направления поддержки детской инициативы;

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями

воспитанников;

Иные характеристики содержания Программы, наиболее существен-

холого-педагогической работы должно быть изложено по пяти образова-

тельным областям:

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие.

Данный раздел ООП ДО выстраивается на основе Примерной про-

граммы «От рождения до школы» (обязательная часть) и дополняется

материалами, направленными на реализацию части, формируемой участ-

никами образовательных отношений.

В части, формируемой участниками образовательных отношений, долж-

ны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно

парциальные программы, направленные на развитие детей в одной или не-

скольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных

практиках, а также методики и формы организации образовательной работы.

В соответствии с ФГОС, данная часть ООП ДО должна учитывать

образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей

и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:

Специфику национальных, социокультурных и иных условий, в ко-

торых осуществляется образовательная деятельность;

Выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации

работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям

и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;

Сложившиеся традиции Организации или Группы.

Благодаря тому, что в Примерной программе «От рождения до школы»

организация может легко ввести свою вариативную часть, заменив один

или несколько тематических блоков на свои парциальные программы.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование. В данном

разделе должно быть представлено содержание образовательной деятель-

ности по профессиональной коррекции нарушений развития детей. Этот

раздел базируется на соответствующем разделе Примерной программы

«От рождения до школы» и включается в ООП ДО в том случае, если пла-

нируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья

Краткая презентация

(дополнительный раздел)

Краткая презентации ООП ДО является дополнительным разделом

ООП. Краткая презентация должна быть ориентирована на родителей

детей и доступна для ознакомления (размещена на сайте ДОО).

В соответствии с ФГОС, в краткой презентации ООП ДО должны

быть указаны:

ривает особенности ее реализации для этой категории детей;

Используемые примерные программы;

Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семь-

ями детей.

(от рождения до 2 лет)

ПЕРВАЯ ГРУППА

ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

(ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ГОДА)

ВТОРАЯ ГРУППА

ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

(1–2 ГОДА)

ПЕРВАЯ ГРУППА

ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

(ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ГОДА)

ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ

ОСОБЕННОСТИ

Первый год жизни ребенка в плане развития самоценен как сам по

себе, так и с позиций отдаленной перспективы. Но педагогические воз-

действия достигнут цели лишь в случае педагогически грамотного руко-

водства взрослого, знания им особенностей развития детей.

Этот период жизни ребенка, как никогда в последующем, отлича-

ется быстрым темпом физического, психического и даже социального

развития.

На первом году жизни происходит становление эмоционального об-

щения ребенка и взрослого, которое трансформируется в ситуативно-де-

ловое общение. Для детей характерно чувственное познание ближайшего

окружения, наглядно-действенное мышление, высокая двигательная ак-

тивность и малая подвижность нервной системы, несформированность

тормозных процессов, высокая степень отвлекаемости.

Средний вес (масса тела) при рождении 3200–3400 г. К 5–6 месяцам

он удваивается, а к году утраивается. Средний рост ребенка при рожде-

нии 50–52 см, к году малыш подрастает на 20–25 см.

Полноценный сон, активное бодрствование не даны ребенку от рожде-

ния. Лишь постепенно в течение первых месяцев (и даже года) он «научает-

ся» глубоко и спокойно спать, активно бодрствовать.

В продолжение дня сон ребенка несколько раз чередуется с перио-

дами активного бодрствования, длительность которого постепенно, но

достаточно быстро увеличивается в течение года: с 1 часа до 3,5–4 часов.

Это свидетельствует о развитии процессов высшей нервной деятельности

и одновременно о необходимости охраны нервной системы малыша от

переутомления.

Умение активно бодрствовать - основа для развития движений, вос-

приятия речи и общения с окружающими.

Новорожденный не может даже подтянуться к источнику пита-

ния - материнской груди. А уже в 7–8 месяцев малыш активно ползает,

может самостоятельно сесть и сохранять эту позу, занимаясь игрушкой.

К году он самостоятельно ходит.

Взаимосвязь и взаимозависимость разных сторон развития ребенка

в первый год жизни особенно ярко проявляются при освоении основных

движений.

В первые месяцы жизни у ребенка интенсивно развиваются зрение

и слух. Под их контролем и при их участии начинают действовать руки: ма-

лыш хватает и удерживает видимый предмет (4–5 месяцев). И наконец, вид

опираясь на руки, и потом ходить, держась за опору (второе полугодие).

Слуховые и зрительные восприятия в течение первого года значи-

тельно совершенствуются. В первые месяцы жизни малыш начинает со-

средоточивать взгляд на лице взрослого или игрушке, следить за их дви-

и захватывать предметы, подвешенные над кроваткой. После 4,5–